"Перекрёстный допрос" на радио "Голос России"
Беседа протоиерея Димитрия Смирнова в Рождественской передаче "Перекрёстный допрос" на радио "Голос России" с ведущим Владимиром Авериным об ответственности человека за свою семью, страну, землю и за себя лично, о воспитании и семье, о деятелях культуры растлевающих наших детей, о патриотизме и о большом русском мире, а также о том, что граффити разрушает эстетическое восприятие архитектурных форм, а желудочный сок после еды оказывает психотропное воздействие.

NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
"Перекрёстный допрос" на радио "Голос России"

– Здравствуйте! В студии Владимир Аверин, это «Перекрёстный допрос», и сегодня у меня в гостях протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными учреждениями, проректор Свято-Тихоновского гуманитарного университета, декан факультета православной культуры Академии ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого, настоятель восьми московских и в Московской области расположенных храмов. Здравствуйте, отец Димитрий!

– Здравствуйте, Владимир!

– Я это перечислил специально для того, чтобы дать понять слушателям, что Вы, с моей точки зрения, человек-деятель – деятель церковный и деятель общественный. И поэтому сегодня, а программа будет выходить как раз на Рождество, во-первых, я готов поздравить всех с Рождеством, для кого это действительно праздник, а мы выходим в разных странах мира. А, во-вторых, поговорить не про ёлочки и золотые шары, сусальное золото, а о вещах, с моей точки зрения, сущностных. У меня есть некоторое количество впечатлений конца года, которые требуют для меня Ваших комментариев и разговора с Вами. Можем так строить разговор?

– Да на здоровье, как Вам будет угодно.

– Как угодно. В таком случае, давайте. Я бы начал разговор этот с ответственности. С ответственности человека, которую он берёт на себя, и называет себя неким высоким званием.

В конце года в московской прессе появилась статья о том, что храм Климента папы Римского, расположенный на Пятницкой улице, испытывает невероятные сложности с оплатой счетов за ЖКХ. Нет денег на отопление, нет денег на электроэнергию, и по этому поводу настоятель храма заявил о том, что, скорее всего, придётся храм на время зимних холодов закрыть, потому что просто нет денег, чтобы обслуживать этот замечательный памятник архитектуры, в котором проводятся службы.

– Я вообще считаю его лучшим в Москве, в моём кабинете даже висит его фотография.

– И тут во мне зарождается такая, может быть, крамольная мысль… А что, в этой огромной Москве с двенадцатью, как минимум, миллионами населения, из которых, согласно социологическим опросам, восемьдесят процентов заявляют, что они православные, нельзя скинуться меньше, чем по рублю для того, чтобы этот вопрос снять раз и навсегда?!

– Понимаете, если бы все православные скинулись не по рублю, а по доллару, у нас бы был стомиллионный долларовый православный телевизионный канал. Вот как «Битлз» нашли своего Эпштейна и стали «Битлз», которых он, собственно, и сделал, а так бы они в Ливерпуле где-нибудь в гаражах и кафе играли. Так что здесь всё дело в организации.

– Но ведь, понимаете, «Битлз» – не Церковь.

– Я в курсе.

– И музыка «Битлз» – не великая религия и не великая христианская идея.

– Просто для примера, что всё дело в организации, и, если батюшка сумеет, то конечно соберут. Я сам с удовольствием из своего жалования дам какую-то часть денег для моего любимого храма.

– Я не про то, что кто-то должен организовать, а про то внутреннее движение, которое должно или не должно, может не должно совсем, тут же возникнуть. Вот читает человек статью про это и первая мысль – тут же побежать и помочь! Тем более, что на сайте храма есть все банковские реквизиты, известен адрес. Для того чтобы до него добраться, не надо проделывать какой-то многокилометровый путь по заснеженному бездорожью, а это между двумя самыми центральными станциями метро – Новокузнецкой и Третьяковской. Почему этого движения нет сегодня?

– Некто однажды сказал, что русский мужик ленив и нелюбопытен – это во-первых. Во-вторых, советская власть семьдесят лет целенаправленно отучала от всякой благотворительности. За создание каких-то общих мест сбора средств можно было вообще попасть в тюрьму. Третье – каждый храм, где мы, люди воцерковлённые скапливаемся, имеет свои собственные нужды. У меня, например, как Вы сказали, восемь храмов. Понятно, что только один храм из восьми имеет некоторые средства, с помощью которых я содержу остальные семь. Плюс ещё три детских дома. Понимаете? У меня есть храмы, имеющие ежемесячный дефицит бюджета. И в моей ситуации, если оказывать помощь моему любимому храму Климента, то только из своих личных средств, потому что я не могу из церковной кассы взять. Это было бы просто смешно…

– Так я как раз про личные средства и личную ответственность.

– Ответственность… «Не надо думать! С нами тот, кто всё за нас решит» – это песня, на которой мы воспитывались. Поэтому о личной ответственности …У нас как-то с этим плоховато, потому что главным был такой лозунг: «Не высовываться». Высовываться на протяжении десятилетий и вырастания поколений было опасно для здоровья.

– Но двадцать лет прошло с тех пор, и новое поколение уже выросло, для которого высовываться – принцип. «Высунуться», «пять минут славы», «заявить о себе».

– Но всё-таки мы не можем до сих пор сказать, хотя молодёжи на мой взгляд стало больше, что вся молодёжь стала церковной. Она перестала быть советской в той степени, в которой мы являемся. Они живут в каких-то своих мирах. Даже глядя на лица людей, которые ощущают себя верующими, и даже работают в некоторых церковных структурах, и пытаясь с ними разговаривать, я понимаю, что они совершенно на других планетах.

– Вот, собственно, это разговор, который я и начинаю.

– Значит, я угадал.

– Когда человек говорит социологам: «Я православный, я верующий». Или заявляет, что он мусульманин, иудей, католик – верующий человек, но при этом, кроме такого заявления, он не чувствует себя должным ни к чему...

– Да.

– Это вызывает у меня вопрос: «Как так?». Для меня это важный шаг: если бы я имел моральное право во всеуслышание заявить про то, что я верующий и воцерковлённый человек, то я понимаю, какой это мощнейший груз ответственности. Может именно из-за этого я, пока во всяком случае, никому ни разу открыто и не заявляю, потому что я не чувствую себя достойным той ответственности, которая неизбежно потом наступает. А если эта ответственность не наступает, тогда какой смысл говорить о том, что я верующий человек?

– Чтобы воспитать в народе вновь ответственность, нужно этим целенаправленно заниматься, потому что само ничто не возникнет. Хотя Вы говорили, что сейчас новое поколение, я подписываюсь под этими словами, это совершенно другие люди, но у них родители-то советские, и эти родители, как я наблюдаю, полностью теряются перед этим поколением. Вы знаете, каждый день приходят такие растерянные родители в храм: «Что мне с ним делать?». Они на детей смотрят, как на неких инопланетян, которые к ним прилетели, внешне напоминают прежних детей, но никакого понимания нет. У них и язык разный, и они совершенно не соприкасаются в каких-то очень важных внутренних духовных интимных вещах. А ответственность – сейчас, к сожалению, это слово стало, мне кажется, ещё больше «замыливаться», чем слово «любовь». Оно обрастает разными обертонами и выхолащивается самый главный смысл.

– А для Вас важно, чтобы христианин был ответственным? Или это качество, которое, может быть, я навязываю в силу каких-то своих представлений? А для Вас, как для человека Церкви, для священнослужителя, это не ключевое понятие?

– Да наоборот, всякая ответственность выросла только из христианства. Понимаете? Только христианство поставило человека на такую космическую высоту и объяснило ему, что ты ответственен не только за свою семью, не только за свою страну, не только за свою землю, но и за вселенную. Если посмотреть на Землю из космоса, даже Гималаи не видно, это всего лишь полированный, как бильярдный шар, объект. А где там человечки-то? Их в телескоп и с Луны, нашего ближайшего спутника, не видно. Но, тем не менее, по тому, что содержится в этом маленьком теле, в маленьком сердце, в маленьком черепе, это существо, которое может свой взор простирать до края вселенной и даже мерить её радиус. И он несёт за это ответственность, потому что это всё создано для нас нашим Отцом. Наша ответственность во вселенной высшая, она больше, чем у ангелов. Понимаете? Но как этим проникнуться?

– И кто это должен воспитать?

– А всё воспитывает семья, потому что все остальные учреждения могут, как некие костыли, способствовать этому шествию. Но сами костыли ходить не могут. Поэтому, человек по замыслу Божьему вырастает в семье. Человеку даже не надо это специально объяснять, всё равно для него главная ценность – семья. И, так как я сиротами занимаюсь, могу сказать: у нас, можно сказать, условия близкие к идеальным и по педагогическим программам, и по людям, которые с детьми занимаются. Такого рода люди – это «штучный товар». А детям давай маму. И даже в каком-то порыве любви к воспитателю, ребёнок говорит: «А можно, чтобы Вы были моя мама?» – то есть это высшая награда.

– Тогда давайте о семье, потому что это тоже вопрос, который в последнее время очень активно обсуждается.

С одной стороны, мне говорят про то, что в мире разные модели семьи как института: и такой, и сякой, и появляются новые, и старые уже уходят, и вариации на эту тему могут быть очень разные. С другой стороны, я думаю, для Вас это тоже не секрет, в нашем обществе очень сильно такое двоякое предложение отрицания: с одной стороны всё время слышатся голоса о том, что государство должно как можно активнее брать на себя роль воспитателя, и семья может быть даже готова уйти на второй план…

– Это марксизм. Это мы, советские люди, всё проходили.

– Да. А с другой стороны, недавняя история в глухом селе с отбиранием ребёнка, больного ДЦП: пришли с комиссией, обнаружили его в сарае с заколоченными окнами на кровати, рядом телёнок, родители на работе. Конечно же, забрали ребёнка из семьи, потому что, ну как же так, он худой, неухоженный и в сарае с заколоченными окнами! Средства массовой информации рассказали, народ всполошился. Я думаю ни для кого не секрет, что я на другой радиостанции веду интерактивный разговор с радиослушателями: «Как же так? Правильно! Да, надо отобрать, раз они такие!». А дальше выясняется, что, вообще-то, до этой семьи, которая живёт в селе, и зарабатывает в поте лица своего пятнадцать тысяч в месяц на всех (а их шестеро – двое взрослых, четверо детей, один из которых ещё и болен ДЦП), на протяжении многих лет, по большому счёту, никому не было дела – ни государству, ни соседям. Да, психиатрическая больница осматривала, что-то такое делала. А когда уже отобрали и пошла шумиха, выходит представитель районной администрации и говорит: «Как же так, мы помогаем: вот в прошлом году им было перечислено двадцать шесть тысяч рублей за год вспомоществования». Вот такая плохая семья! А я вот сижу и думаю себе: ребята, с одной стороны, вы двадцать шесть тысяч рублей за год перечисляете на помощь семье, где ребёнок болен ДЦП, и я знаю, сколько стоит на самом деле реабилитация, чтобы этот ребёнок не превратился в умалишённого, в «овощ», как много с ним надо работать, как дорого это стоит. С другой стороны, выходит сенатор Торшин, например, и говорит, что мы должны наших детей из детских домов, расположенных на Дальнем Востоке и в Сибири, отдать в семьи на Северный Кавказ, потому что… И вот это «потому что» меня более всего занимает… Потому что в год на ребёнка тратится от трёхсот тысяч до миллиона рублей в детском доме. И давайте мы эту ношу тоже с государства снимем, а там они на свежих яблоках, фруктах в патриархальной северокавказской семье вырастут. Я вот думаю, а как можно это соотнести? Этот миллион и двадцать шесть тысяч рублей семье, людям, которые правда бьются, не пьют, все это подтверждают…

– Да очень просто. Дело в том, что государственный аппарат по заботе о детях, конечно, какую-то толику этих денег переправляет себе. Ну, например, с помощью торговли ими. Список детей, по которому некоторых американцев не будут пускать к нам в Россию, назван в честь мальчика, которого продали из такого детского дома, где много лет директор занимается этой торговлей. Если бы его, директора, с этой должности убрали, это было бы благо для детей, потому что, если говорить об ответственности, я считаю его гораздо более ответственным за то, что мальчик задохнулся в горячем автомобиле, чем приёмный папа, который ребёнка забыл. Он его туда продал за деньги!

– И его не будет в этом списке.

– Да. Если он нас слышит, пусть подаст на меня в суд, я с удовольствием буду доказывать, что это он виноват. Я всё до последнего раскопаю, поэтому я думаю, что он связываться не будет.

Вот в чём дело. Есть совершенно другая схема, для этого не надо на Кавказ. Я знаю, как кавказцы относятся к детям, конечно, замечательно. Когда у них была война, они жили в палатках в Ингушетии, ни одна чеченская женщина не сделала аборт! Они рожали и восьмого, и десятого, живя в палатках, получая гуманитарную помощь от правительства в виде крупы, хлеба, сахара и так далее. Это надо не так делать. Надо той русской семье, которая готова усыновить ребёночка, дать этот миллион.

– Или той семье, которая не может позволить себе вылечить или как-то реабилитировать ребёнка.

– Нужно дать семьям-усыновителям за вычетом, например, ста тысяч. А на эти сто тысяч собрать специальный аппарат, который бы приглядывал, куда идут эти деньги – не на пропой ли души или ещё на что-то, как детки содержатся. Раз в месяц в неурочный час приезжают смотреть ненавязчиво, не с пулемётами и овчарками, а хорошо и доброжелательно, с любовью, с сочувствием, без презумпции виновности. И всё… Почему в Америке усыновляют детей? Потому что, государство сразу даёт достаточно денег, чтобы не только их кормить, но и самому жить безбедно.

– А как быть с теми, кто уже сами родили, но экономические условия таковы, что пятнадцать тысяч в месяц на шестерых и ещё одного больного не делятся?

– Я предлагал налог за бездетность или малодетность, если ты не хочешь идти на подвиг рождения детей.

– Или не можешь.

– Или не можешь. Поучаствуй в этом какими-то деньгами, небольшим налогом. Если помножить этот налог на сто миллионов, это уже будут деньги, действительно являющиеся ощутимой материальной помощью для семьи, которая может это делать.

– Такая семья, которая вынуждена биться за то, чтобы заработать деньги, прокормить детей, она в состоянии воспитать вот ту ответственность, о которой мы говорили, воспитать ещё какие-то вещи?

– Понимаете, у каждого человека, и у меня тоже, есть своё понимание, что значит воспитать. Понятно, что степень понимания этого разная. Это зависит от семьи, от уровня образования участников этой семьи, от многих вещей. Но я утверждаю, что главный фактор воспитания есть наличие отца и матери. Без этого компонента полноценное воспитание человека невозможно.

– При этом качество отца и матери вторично по отношению к их наличию?

– Да. Само наличие – это важнейший фактор. Как, допустим, воздух – первый фактор, вода – второй, еда – третий. Для любого ребёнка нормальная возможность возрастания связана с наличием матери и отца, причём в первую часть жизни – до шести-семи лет – главную роль играет мать, а дальше – отец. Его роль по мере возрастания ребёнка становится всё больше, а уже к пятнадцати годам его роль становится определяющей и для девочек, и для мальчиков.

– Но всё-таки… Качество…

– Опять качество… У нас чуть что, некоторые представители той группы людей, которые именуют себя «обществом», сразу начинают визжать: «А кто будет определять? А судьи кто?».

– Вечный вопрос…

– Да он не вечный…

– «Но есть и высший суд, наперсники разврата…»

– Вот именно. Очень хорошая поправочка, потому что семья – это не институт. Институт – это есть дирекция Дома Радио. Институт – это есть МВД, Минобраз и так далее. А семья не институт. Семья – это Богом созданная реальность для возрастания человека в любви. Человек так и задуман Богом, как семья.

– Именно поэтому Рождество – это как раз тот праздник, когда положено всей семьёй собраться вместе за одним столом. И не только поесть и выпить, но ещё и, может быть, поговорить друг с другом, посмотреть в глаза. .

Продолжаем разговор. У нас в гостях протоиерей Димитрий Смирнов и, как я уже сказал в начале, я хочу получить комментарий по поводу некоторых впечатлений конца года, предрождественских впечатлений. Одно из них – это выступление Вашего, не знаю, как сказать, можно сказать «коллеги», если это священнослужитель?

– Вы можете говорить как угодно, меня это нисколько не смущает.

– Вас не смущает, а для меня так понятнее. Выступление одного из Ваших коллег на вручении премии «Выбор», которую фонд «Сопротивление» вручает людям, безвестным героям, которые что-то совершили или защитили кого-нибудь, спасли. Вышел представитель Русской Православной Церкви вручать очередную награду человеку, который отбил женщину у насильников, и заговорил про патриотизм. Наверное, это очень правильно. Но, при этом опять я вдруг подумал: «А почему человек Православной Церкви, человек христианства говорит про патриотизм и только патриотизм в своём спиче?» Если здесь, в Москве священник говорит про патриотизм и любовь к Родине, к России, которая должна быть, и Церковь призывает к этой любви, тогда соответственно священник в Киргизии, например, где нас слушают, должен говорить исключительно про любовь к Киргизии и киргизский патриотизм? А священник в США, и нас тоже там слушают, будет говорить про американский патриотизм? Тогда может возникнуть момент, когда патриотическое вступит в конфликт с христианским, и то, что объединяет христиан России, Киргизии и Америки, вступит в противоречие с этим самым патриотизмом?

– Да, разумеется. Конечно. И что? Жизнь полна противоречий. Такой случай был в истории, когда архиепископ Николай Японский (Касаткин) во время русско-японской войны – одной из самых подлейших войн, которые обычно Европа с нами ведёт чужими руками – сам удалился и заповедовал своим духовным чадам-японцам молиться о победе японского оружия. Патриотизм – это такое же нормальное проявление души человека. А христианство за восстановление нормального строя души.

– А как же «нет ни удея, ни эллина»?

– Нет. Для Христа. Конечно. «Нет мужеского пола, ни женского» ( Гал. 3, 27-28 ). Но женщины-то есть, даже иногда встречаются мужчины, всё реже, но всё-таки их можно встретить. Это всё есть. То, что «нет ни Эллина, ни Иудея» ( Кол. 3, 11) не значит, что их вообще нет в природе. Мы их стираем и не видим. Нет, они есть, но речь идёт о том, что это не принципиально, обрезан ты или не обрезан, если продолжать слова апостола Павла. Не это важно. Есть вещи, конечно, важнее, чем наш естественный патриотизм, но и эти важны.

– А понятие, которое последние несколько лет на слуху – большой «Русский мир». Люди, рассеянные по разным странам, называющие себя русскими.

– Я слыхал. Мне нравится это выражение, оно хорошо иллюстрирует то, о чём мы говорим.

– В таком случае, какова роль православия в этом большом русском мире?

– Центральная.

– Не язык, не культура? ?

– Нет, язык – это второе.

– Второе? Почему?

– Тогда, что такое «русский»? Раньше, по-славянки, слова «народ» не было, а было слово «язык». Язык определял, к какому народу ты принадлежал.

– Язык, да. А религия?

– Религия – это душа народа. Например, японец может выучить русский язык, говорить без акцента, если у него слух хороший, но русским он не сможет стать всё равно. Но, я заметил, (у меня в приходе тридцать пять различных национальностей), чем глубже человек воцерковляется, несмотря на то, что он, может быть, сальвадорец, тем больше приобретает русские черты. У нас есть Таня, африканка, можете посмотреть на блоге диалог с ней, вполне русский человек по своему сознанию, хотя говорит с португальским акцентом.

– Большой русский мир – обязательно ли это люди, ставящие интересы российского государства, России выше интересов того государства, где они проживают?

– Разумеется, нет. Вообще, в русской ментальности такого «местечкового» патриотизма меньше, чем в других местечках. Поэтому у России всегда было немножко «мессианское» отношение к миру, иначе зачем бы нам кровь проливать на Балканах или в Афгане и так далее.

– Ещё одно впечатление из последних: в моём дворе стенка разрисована граффити, из баллончика буковками такими. Знаете?

– Знаю. Лучше бы не знать, конечно.

– И, тем не менее, то, что сделано на торце моего дома, с точки зрения эстетики меня не возмущает совсем. Довольно милая композиция, без призывов к насилию, без мистических символов. Такая вот декоративная картинка.

– ДИКОративная? От слова «дикость».

– Декоративная, от слова «декорация». Хотя и дикость там тоже присутствует.

– Дикость в том, что эти люди, которые пишут на стенах, не понимают, что разрушают архитектуру. Они своей деятельностью «убивают» дом, потому что если делать граффити на стене, то только с участием архитектора. Как постановка скульптором любого памятника в сквере невозможна без участия архитектора. А они это делают. Их деятельность антиэстетична, потому что этим они разрушают более крупную эстетическую форму.

– Не буду спорить.

– Попробуйте.

– Я к другому. Рядом с этой картинкой, согласен, не эстетичной, разрушающей архитектуру данного дома, стоит группа кадетов с преподавателем, которые пришли в расположенный рядом физкультурный диспансер. Проходя мимо, я слышу часть их диалога. Преподаватель спрашивает их: « Что бы вы сделали с этими, которые разрисовали стенку?» После паузы один мальчик говорит: «Я бы их побил!», на что ему преподаватель говорит: «Молодец!». Дальше следующий мальчик говорит уже более уверенно: «Я бы их поймал и прямо мордой в дерьмо!». «Молодец!»,– говорит преподаватель. А дальше идёт лавинообразное нарастание всё более жестоких измывательств над этими «художниками», которых бы поймали. И каждый раз учитель хвалит их, говорит «ещё, ещё...» и это нарастание жестокости поощряет. А это кадеты, офицер в погонах. И ведь обязательный элемент кадетского образования – это, конечно же, религиозное воспитание.

– Совсем необязательно. К сожалению, этого пока ещё нет.

– Тогда отойдём от этого. Есть просто дети и учитель. И на моих глазах учитель накручивает пружину самых низких…

– Понятно. Что Вы хотите спросить, Владимир, я немножко не понимаю?

– Я хочу спросить, кто воспитывает?

– Этих ребят в данном случае, на этом уроке этот офицер воспитывает. И что?

– И что вырастет?

– Что вырастет неизвестно. Человек слишком устойчивая система, его сразу или даже в течение года таких занятий превратить из одного в другое довольно трудно. Воспитывает семья, я Вам ответственно заявляю. Если же семьи нет, и он находится в закрытом учебном заведении, именно в закрытом, тогда воспитывает это учреждение. Тут очень важна закрытость. А если он каждый день уходит домой, там бабушка и дедушка, то бабушка и дедушка воспитывают.

– Но, всё равно, я не очень понимаю систему. А кто судья? Кто отбирает, назначает учителем, кто контролирует?

– В кадетском корпусе директор.

– Ведь есть же люди, которых нельзя подпускать к детям. Этого учителя, с моей точки зрения, близко нельзя подпускать!

– Конечно. Нет, на самом деле близко можно, только с ним нужно один раз проработать этот вопрос. Очень доброжелательно проработать, потому что он не профессиональный педагог. Он привык в армии, там всё чёрно-белое, всё понятно: «Молчи, когда со мной разговариваешь». Он все свои навыки перенёс сюда. Ему надо объяснить, что такие призывы деформируют детскую душу и провоцируют детей в дальнейшем на уголовные преступления, которые могут просто испортить жизнь маленькому ребёночку, а в начале этой трагедии будет стоять он.

– Но согласитесь, что процесс нарастания жестокости в обществе очевиден совершенно. Агрессия и жестокость – это не только наша беда, это беда общемировая. Все эти расстрелы, которые мы наблюдаем в Америке, все эти призывы к жестокому наказанию, которые у нас тоже звучат…

– Понимаете какое дело, самый главный фактор усиления жестокости и насилия в Америке и в нашей стране (про другие не знаю) – это не педагог из офицеров, а телевизор. Главный воспитатель русского народа! Кто «мамочки»? Лолита Милявская, Ксения Собчак, Анфиса Чехова – это по женской части. А по мужской – «Брат–1,2», «Антикиллер», «Бригада» и поехали дальше по списку. Все вопросы к сценаристам, режиссёрам, прекрасным парням актёрам. Обращайтесь к сериалам «Улица разбитых…морд, то есть фонарей» и так далее. Вот что формирует.

– Мне, видимо, сильно повезло, я практически ничего не видел из того, что Вы перечислили.

– Вы же не ребёнок. Это дети для себя открывают мир телевидения. А сейчас ещё «стрелялочки», всякие компьютерные игры. Вот чем дети воспитываются. Они там постоянно, каждый день убивают.

Теперь про нашу любимую Америку: лет тридцать пять тому назад было проведено исследование, которое показало, что количество убийств на улице прямо пропорционально их количеству на экране. Поэтому, чем больше убийств на экране, тем больше убийств на улице. Не надо валить на офицера. Виноваты деятели так называемой «культуры», от первого до последнего участника этого процесса, куда входят и осветитель, и оператор, директора картин, артисты, гримёры и весь этот мир, который создаёт продукт, уничтожающий человеческое в наших детях. Я как воспитатель, педагог с сорокалетним стажем, ставлю главную задачу – оградить от телевизора и компьютера. Без этого никакой воспитательный процесс просто невозможен. Так что про насилие в обществе, извините, это не ко мне, а к Феде Бондарчуку и всей остальной компании.

– А почему, в таком случае, тот же Федя Бондарчук и вся остальная компания в первых рядах, в случае чего, в трансляциях церковной службы?

– Я не знаю. Во-первых, не все, конечно. Во-вторых, двери храма открыты и мы вообще никого не выгоняем.

– А вот такая воспитательная мера: «Ты отойди туда в последний ряд, если уж пришёл», – это не метод Церкви?

– Уже не первый век не метод. Такая дисциплина уже в средние века исчезла. Зачем же возрождать то, что было до средних веков? Всё совершенно идёт по-другому. Стараемся воздействовать на совесть. Вы думаете, что Пореченков со своими «Битвами экстрасенсов» мало порчи на наш народ навёл?

– Думаю, что много.

– И Вы думаете, что он не будет за это отвечать на Страшном Суде? А вся наша эстрада, все вот эти «золотые голоса» в бесконечности? Не они изуродовали эстетический строй души русского народа? Вот главные антивоспитатели: эстрада, компьютер, телевизор и радио.

– И остановить этот процесс ни Вы, ни я не можем, значит обречены.

– Разумеется, если каждая семья не озаботится воспитанием своих собственных детей, и не ограничит влияние этих жутких эфирных пространств на детскую душу. Есть два пути: первый – прямая максимальная изоляция, а второй – предложение другого продукта.

– Какого?

– Сколько угодно… Есть и добрые фильмы, и чудная литература. Есть прекрасная музыка, а не эта тру-ля-ля…

– Знаете, мы не первый раз с Вами встречаемся, и я не раз был свидетелем того, с какой горячностью и жёсткостью Вы характеризовали те или иные вещи в нашем обществе и в нашей жизни вообще. А сегодня, как мне кажется, Вы очень мягки, готовы всё объяснить и почти, кажется, всё простить. Это потому, что изменился Ваш взгляд?

– Нет, есть два мощнейших фактора, даже три. Первый – я старею, поэтому эмоциональный накал, естественно, ослабляется, второй – я выспался, а третий – я позавтракал.

– Что позволяет относиться к миру благостнее?

– Желудочный сок, оказывает психотропное воздействие. Это медицинский факт.

– Я знаю. Остались ли какие-то вещи, которые в Вас, вне зависимости того, выспались ли, позавтракали или нет, вызывают ярость?

– Граффити.

– И только?

– Ну, например.

– Но тоже ведь не везде? Наверное, если это серый забор вдоль железной дороги…

– Всё равно. Этот забор создавали художники, вот эту конструкцию, рёбра жёсткости. Я вижу продукт. Конечно, он растиражирован, он уже покосился, но насыщать его ещё этими чрезвычайно однообразными по своей структуре архитектоники надписями, которые активно раздражают, не надо.

– Я понял: вмешательство в чужой творческий процесс – это то, что Вас раздражает.

– Для меня это всё равно, что циркуляркой по спине. Вот я так воспринимаю. И это на меня отовсюду смотрит. Огромные билборды, которые уродуют дома в моей столице, не дают видеть здания, ломают крыши, орут, а некоторые ещё и мигают – дурь полная! Ощущение, что находишься в сумасшедшем доме. Всё время находиться в сумасшедшем доме, с эстетической точки зрения, – это довольно трудно… Для меня очень важно то, что я вижу. Девяносто процентов всей информации я получаю из того, что вижу. И поэтому, конечно, на меня это влияет. Тем более, по своей занятости и из-за пробок я даже не могу выехать на один день в неделю куда-то в деревню, чтобы просто поглядеть на лес. Всё время что-то скачущее, дребезжащее… Поэтому наши дети, которые вырастают в этом, просто «шизеют»! Я-то всё-таки вырос и устоялся в другой среде, поэтому мне легче, у меня есть запас прочности, а у детей нет. Моё сердце просто разрывается на части.

– А есть вещи, которые Вы не прощаете человеку?

– Это абстрактно: что значит «прощаю» или «не прощаю»?

– Вот у меня есть люди, которых я, что называется, «вычёркиваю», «нерукопожатные».

– Не общаться? Сколько угодно. «Буди тебе якоже язычник и мытарь» (Мф. 75, 17-18). За три версты. Сколько угодно таких людей.

– И даже в праздник Рождества?

– Да в любой, хоть на Пасху!

– В таком случае, в последние сорок-пятьдесят секунд, которые у нас остались, обратитесь к нашим слушателям по поводу праздника Рождества.

– С праздником! С Рождеством Христовым!

– Этого достаточно?

– Если мы понимаем, Кто родился на Земле – Сам Бог, Который создал космос и даже то, что больше космоса. Он пришёл на Землю и родился в пещере, стал маленьким мальчиком. И очень важно послушать, что Он нам говорил, когда стал большим.

– Те вопросы, которые я задавал, были искренние, потому что они у меня родились как раз по поводу того, зачем Он пришёл, и что это для меня? Я очень надеюсь, что этот разговор был полезен и для тех, кто нас слушал. Я Вас благодарю за него.

– Я очень рад.

– Спасибо!

– Всего доброго!

– Протоиерей Дмитрий Смирнов и Владимир Аверин были сегодня с вами.

Комментарии.

    Комментариев 113

    1. Любовь:

      Все так хорошо батюшка объясняет, все верно и почему люди-то не слушают?
      Вот, если бы люди слушались бы священнослужителей, я думаю, что было бы все более, чем хорошо и деточкам и простым людям.
      А насчет храма на ул Пятницкой, я например первый раз услышала, что они страдают.
      Я-то хожу в свой храм на юго-западе Москвы. И ничего не знала.

    2. nb:

      Спасибо Мультиблогу за публикацию беседы. Приятно было услышать умные вопросы журналиста, коих, то есть журналистов, почти и не осталось. Длинные вопросы были правильными, потому что и Владимиру нужна была ясность, не каждый же день человек беседует с отцом Димитрием. Длинные вопросы ставят хорошие журналисты, а маленькие вопросы ставят хорошо знакомые собеседнику журналисты, не светские. Отец Димитрий ,как всегда, всё расставил по полочкам, слава Богу, и даже был метафоричен. Талантище! Спаси Господь всех.

    3. nonna-peterburg:

      Простите, не только семья воспитывает, но Господь поставил для этого священство, задача которых, как пастырей, воспитывать ответственность у овец Божьих. Почему о.Димитрий, Вы молчите и не говорите об этом?

      • regent:

        Это настолько очевидно, что даже удивительно говорить об этом.
        Вы как-то не заметили, что о.Димитрий уже более 30 лет только этим и занимается.
        Думаю, он будет огорчён Вашим комментарием, т.к. из него следует, что есть люди, которые просто «не врубаются» — что он вообще делает на церковной кафедре.
        Хотя, возможно, наоборот он будет рад, что наконец-то нашёлся человек, который вразумил его, чем ему следует заниматься и что он должен говорить.

      • s2235:

        Стесняется…

    4. Ignatieff:

      Почему главный Воспитатель русского народа телевизор? По крайне мере для молодёжи и детей (начиная где-то лет с 5-7) — это, в наши дни, компьютер с доступом в Интернет. Так что всё ещё хуже…

    5. vladya005:

      Здравствуйте меня Зовут Владислав Токарев протоиерей Дмитрий Смирнов поздравляю вас С Рождеством Христовым

    6. Aleksei Egorov:

      Спасибо батюшке и ведущему. Влияние слова Правды Божией,даже через приёмник или плеер, просто огромно. В первый день Рождества ехал на такси. За рулём была женщина лет к 40. Оказалось,что она слушает и о. Димитрия и других священников и патриотов. Это очень её изменило. Есть надежда,что изменит и хоть кого-то из многих пассажиров. И это в нашем маленьком городке.

    7. Evgeny1960:

      Великолепная передача !!! оДмитрий хорош, как всегда. Приятно удивил ведущий — искренние, актуальные вопросы. Как было бы здорово, если бы все радио иТВ ведущие были такие, как Владимир Аверин !

      • dmitry.r:

        Слава Владимиру Аверину!

        • mtn:

          Мужчины, как всегда любят крайности: либо белое, либо черное, а истина (понятие субъективное), если допустить, что она есть, обычно посередине находится.

      • Стелла Шашурина:

        Мне тоже очень понравилась беседа.Хотелось бы пожелать о.Димитрию на все встречи с журналистами приходить выспавшимся и сытым.

    8. Antosha Chekhonte:

      Какой батюшка все-таки терпеливый…

    9. elenat:

      Уважаемый оппонент «KUK…» !
      Я ни в коем случае не «позиционирую себя», не создаю «опусов» и тем более не пытаюсь «дискредитировать», обвинить в «магии» — и т.д. из Вашего длинного списка.
      Я надеялась, что это обращение увидят люди (возможно даже из СМИ), у которых тоже болит душа за тяжелое — я настаиваю на этом — состояние России во многих очень важных сферах.
      Если Вы — не житель Москвы или С-Петербурга, то должны это знать.
      Кричать на всех перекрестках о своих добрых делах не приучена.
      Знаю батюшку давно, имею единомышленников на Радонеже. Прошу его простить меня, если мое участие в обсуждении темы огорчило его.

    10. Lugana:

      Для справки: храм Св. Климента находится в непосредственной близости с домом радио, где базируется Голос России, Радонеж и еще достаточное количество радиостанций. Ведущий этой программы каждый день дважды проходит мимо него, поэтому он эту проблему и затронул.

      Так вот, мне лично показалось, что из уст, по вашим словам, «тупого и амбициозного» ведущего прозвучал призыв помочь храму, отец Димитрий его поддержал. На самом деле, ведущий сделал доброе дело — всколыхнул общественность! (Кто знает, возможно, он тоже оказал посильную помощь этому красивейшему храму, проходя мимо каждый день.) Так что давайте не будем однобоко рассматривать всю журналистскую деятельность как способ добиться личной славы. Их часто бьют камнями, не замечая их положительной роли.

      • грешник:

        Вы сотрудник этого самого радио или Вы и есть этот самый ведущий?

        • Lugana:

          Ни то ни другое. Просто хорошо осведомлена по этому вопросу. Хочется внести ясность. Не могу молчать, когда делают неверные заявления по незнанию.

          • грешник:

            То есть ваше личное мнение против моего? А почему Вы решили, что правы именно Вы, а не я или другие? Очень трудно поверить на слово человеку, который пытается убедить тебя в том, что в твоих руках находится груша, в тот самый момент, когда там лежит яблоко. :)

            • Lugana:

              Честно говоря, не понимаю, о чем вы. Какой-то сложный философский вопрос — как сделать так, чтобы с тобой согласились? Не знаю, не сильна в психологии. Здесь прозвучало много разных мнений. И мы все должны в итоге друг с другом согласиться? Прекрасно понимаю, что кого-то удалось убедить, а кто-то даже и не собирается рассматривать другие мнения, причем изначально. В результате, все выливается в некрасивую перепалку, может, кому-то интересную, но не мне.

              • грешник:

                Нет, Вы не правильно меня поняли. Я не хочу, чтобы со мной соглашались, я хотел лишь, чтобы мне чёрное не преподносили, как белое. Давайте поступим следующим образом: Вы выпишите все вопросы ведущего и выложите здесь, чтобы всё было наглядно. Если же Вы, в процессе выписывания этих самых вопросов, поймёте, что ошиблись в своём мнении, то можете их и не выкладывать. Я пойму, что и Вы всё поняли. Попробуйте.

                • Lugana:

                  «Гена, как мы будем делить 10 апельсинов? Я свои 9 уже съел.» :)

                  • Lugana:

                    Специально для вас прослушала программу еще раз. Пожалуйста, давайте завершим наше бессмысленное «бодание». Никому не интересно это читать. Ну не понимают люди друг друга. Так бывает…

            • морж:

              Не, ну Ты сам рассуди. Как грешник может быть прав? тотоже!

    11. VolodimirBryansk:

      Поддержка своей Церкви — святая обязанность верующих, так вот мы и верим, как жертвуем…, а по Евангелию выходит, что в прежние времена все поклонялись богам и несли пожертвования, и храму и Кесарю платили сравнимые суммы, в наше время и тысячную долю от доходов не жертвуют, не говоря уж о десятине.

    12. VolodimirBryansk:

      Спасибо, многоуважаемый отец Димитрий! С Рождеством!
      Бубнёж ведущего, подковырки,… немощные попытки тянуть на себя одеяло внимания слушателей,… печальное зрелище,… я его не осуждаю, мне его жаль…, как жаль его хозяев, попытавшихся за счёт о.Дмитрия повысить рейтинг своего канала, однако, не думаю, что его постоянным слушателям был интересен этот разговор,… не мечите бисер перед свиньями… )))
      Храни Вас Господь! …и не ходите в такое общество…

      • Lugana:

        Ну вот опять… возобновилось обсуждение ведущего.
        Еще раз попытаюсь объяснить. Радио «Голос России» — бывшее Иновещание, созданное (в советское время) с целью пропаганды нашей идеологии за рубежом. То есть оно всегда было и остается 100% государственным. Почему мы о нем ничего не знаем? А потому, что вещают они не в Москве, а за рубежом. Цель их не поменялась: поддерживать имидж нашей Родины в мире, рассказывать о нас миру!О каких либеральных взглядах может идти речь? Никакого хозяина у этой радиостанции нет, и, собственно, рейтинг повышать им не требуется. Люди просто выполняют свою работу. У кого-то лучше получается, у кого-то хуже.
        Мое личное предположение — отец Димитрий не на каждую радиостанцию придет. Эта радиостанция как раз совершенно безобидна в плане либеральных нападок.

        • Agniya:

          Название программы не безобидное — «Перекрестный допрос», допрос, да еще перекрестный!
          Хотя, нашего батюшку Димитрия, и «перекрестным огнем» не положить.
          Ведущий, вероятно по молодости, несколько просчитался, не пригласив для «перекрестного допроса» (звучит то как), в напарники журналиста, понимающего,что такое наша вера Православная. А то , один на один…

          • Natalya t:

            Да, наверное, формат передачи, судя по названию, предполагает некоторый наскок, но уж слишком тенденциозно были подобраны вопросы, хотя главное не это, а то, что Русский Мир за рубежом слышал отца Димитрия.

    13. yulja:

      Мне очень понравилось интервью,отец Димитрий молодец в плане терпения и мудрости.Видимо сказывается многолетний опыт общения с подобными «подкованными» ведущими,хотя вся его подкованность испарилась после спокойных и адекватных ответов батюшки.

    14. Skymen:

      Всегда радуюсь, слушая мудрейшие слова о.Дмитрия! Его речь для меня как живая вода, наполненная энергией для жизни в этом умирающем мире.

    15. svetlana_z:

      Спасибо, многоуважаемый отец Димитрий! С Рождеством! Отдельная благодарность за финал про граффитти! Мы с сыном идем на службу или со службы к/из станции метро «Менделеевская», по дороге к которой есть проход, образованный стеной дома и забором, и довольно часто на этом куске застаем тинейджеров в колпаках с баллончиками в руках, наносящими бессмысленные надписи и идиотические изображения лиц из шоубизнеса, чертей, героев компьютерных игр,мультперсонажей, крыс кислотных цветов,они при этом не только уничтожают архитектурные плоскости,как Вы совершенно точно сказали, антипластической мешаниной из линий и орущих,невыносимых для сетчатки оттенков,но и распространяют запах химикатов, которые вызывает удушие и тошноту.

    16. Nina55:

      С большим уважением отношусь ко всем высказываниям на блоге, но что-то захотелось заступиться за ведущего. Конечно, готовил и задавал вопросы он на уровне своего разумения и ни мало не пытался показаться сведущим в вопросах православия. Ну, что спросил, то и спросил. И не в нём дело — главное, что широкая аудитория услышала отца Димитрия. Уверена, что у слушающих не осталось в памяти ни одного вопроса ведущего, а только яркие и и конкретные ответы отца Димитрия. Слава богу за всё!

    17. KUKAREKU:

      Поздравляю всех со светлым Рождеством Господа нашего Иисуса Христа! Отец Димитрий как всегда оказался на высоте. Высокий интеллект,железная логика,добрый юмор и глубокая вера православная всегда присутствуют в каждой его проповеди,выступлении. А самое главное,что отец Димитрий не только человек слова,но и дела. Замечательный организатор и руководитель,стараниями своими несущий добро многим людям и в особенности детям.

    18. Avalanche:

      А я удивляюсь и … учусь — вот посмотрите, какое смирение у о. Димитрия — в тысячный раз, поди, отвечать приходится на одинаковые «провокационные» вопросы «умного» ведущего! А ведь Батюшка спокоен, отвечает и … даже шутить пытается… Я бы так не смогла — про деньги для храма сразу бы спросила — а Вы лично как, уважаемый ведущий — помогли? Про учителя опять-таки … А вопросы конечно очень «простые» — но так ведь очень часто дети наши даже и не задумываются — чей день рождения празднуем в Рождество… и почему события истории делятся на «до нашей эры» — что есть разделительная черта… и т.д.

    19. алексей:

      Ведущий молод и рассуждает по горизонту, а этот батюшка мудрый и смотрит по вертикали. Радуся, Россия, что есть у тебя о. Дмитрий. Спасибо всем работникам мультиблога за труд.

    20. Pavel1958:

      Спасибо, батюшка. Сегодняшние ответы — произведения искусства, шедевры

    21. LK:

      Главное, что у этого ведущего, в отличии от многих своих коллег, хватило ума не перебивать ответы собеседника. А О.Дмитрий как всегда — «в точку» и полным текстом! Побольше бы слушателей!

    22. alexa:

      Кстати о граффити. Кинолента «Граффити» показалась интересной. По крайней мере это не Бондарчук :-)

      • Ella:

        А мне этот фильм совершенно не понравился, я бы никому не рекомендовала смотреть. Идея может была и хорошая, но снято так, что после просмотра, ощущение,будто в грязи вывалялся весь. Одно воспоминание о фильме неприязнь вызывает.

    23. AngelinaZ:

      Просьба к администрации сайта, если возможно, выкладывать видео более низкого качества, не тянет у меня и у многих других наверное (особенно вечером, когда все после работы включают дома интернет), а скачивать-памяти маловато. Или аудиоверсии (дабы снизить объём мегабайтов). Если это не чересчур сложно, конечно. Благодарю за внимание.

      • admin:

        Мы предоставляем целую линейку для скачивания файлов различного качества — от самого высокого до низкого: mp4, avi, HQ-flv, flv. Выкладывать файлы в более низком качестве не целесообразно, так как будут просто недопустимые искажения изображения. Поэтому рекомендуем Вам всё таки сначала скачивать видеоматериалы, и потом просматривать их в автономном режиме, а все проблемы с памятью в настоящее время крайне легко решаемы.

      • dagr:

        Справа от каждого видео есть набор ссылок, там есть — «скачать аудиоверсию».
        P.S. О какой памяти речь? Если о дисковом пространстве, то в чем проблема скачать, посмотреть и удалить?

    24. xariton:

      Шумим, братцы, щумим !

    25. Irene:

      У меня парень-ведущий не вызвал неприятия. Однако показался весьма скучным. Беседа могла быть куда более интересной, если бы ведущий проявил больше внимание к своему собеседнику, нежели к себе самому и своим длинным сентенциям.
      Крючков и подвохов в его вопросах я не заметила. Показалось, что просто ведущий хотел покрасоваться, показать свою значимость.

    26. Natalya t:

      Да, ведущий подготовился, вопросы к празднику как на подбор — опасность патриотизма, верующие как-то безответственно веруют, и даже разжигание жестокости в детях православным (яко бы) офицером-преподавателем… Вещать на радио с таким громким названием, «Голос России», тоже ответственность и немалая…Спасибо батюшке за это интервью, он — настоящий голос России.

    27. goreloff.max@yandex.ru:

      Удивляюсь терпению отца Дмитрия.

      • грешник:

        Сейчас мне ещё один момент вспомнился. Когда ведущий понял, что вывести о. Димитрия из душевного равновесия у него не получается, то он решил поговорить об этом:
        «Я был свидетелем, не раз, с какой горячностью и жёсткостью Вы характеризовали те или иные вещи в нашем обществе и в нашей жизни вообще…»
        И это, почему-то, мне напомнило один эпизод из Нового Завета:
        «я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал…»

        • Дмитрий:

          хм..
          пора снять фильм «о.Димитрий и грешник, стоящий вниз головой»
          лучше анимационный, так есть, где разгуляться фантазии.

    28. Sophie:

      А мне в целом понравилось, хотя вопросы и простые. Не было агрессии в интонациях ведущего, что часто случается с представителями прессы… По-моему, он был достаточно искренен. Это приятно.

    29. dmitry.r:

      Снова о.Димитрий на высоте!из первой невнятной половины,получилась совсем неплохая концовка,даже паренёк замолк и лишь внимал…а насчёт вопросов,слишком много рассуждений и бла-бла,более чётко сформулированные,ему же и радиослушателем было бы интересней.

    30. ak:

      В не меньшей степени как и уродливые мазюкалки на стенах, меня раздражает лицемерие и мимикрирование под ‘культурных личностей’ либерастных ведущих: выискивается какой-то провокационный случай, в котором спровоцирована реакция на зло нормальных людей, и на нем пытаются вывести собеседника на осуждение этой реакции на зло, при это намеренно уводя от сути зла. В итоге так пытаются внедрить в общество мысль о непротивлении злу ничем.
      А вообще-то если будет больше таких учителей, как в том кадетском училище, то постепенно этих уродливых мазюкалек на стенах станет меньше : побъют кадеты несколько раз этих мазюкальщиков,в следующий раз эти ‘художники’ поостерегутся мазюкать :)

    31. Сарычева Наталья:

      Всё бы ничего,жаль что ведущий много времени потратил на свои долгие вопросы-дал бы лучше батюшке сказать побольше.

      • GalinaVasilchenko:

        Здравствуйте, батюшка и посетители сайта. Полностью согласна с Натальей, если бы ведущий был лаконичен мы узнали намного больше тнтересного и полезного. А то я пока вопрос дослушивала, уже забывала его начало. Зато в противовес ведущему, батюшка был максимально краток и понятен.

    32. Tatiana_Piter:

      Смотрю.. Интересно… Как раз сейчас рассуждения гражданина ведущего о воспитании юных кадетов. Как озабочен сей гражданин тем, что кадетов научат давать по морде осквернителям архитектуры и прочего, «художникам», по версии гражданина, допущенного вещать по «Радио России»! Тем «художникам», которые изворачиваются буквой зю в храмах… Вообще, интересно: «нельзя допускать, с моей точки зрения»… Почему страна должна знать точку зрения некоей личности, лица которого мы даже и не видим? Хто это? Зачем нам его мнение? Я понимаю, мнение уважаемых людей, интересных собеседников, но этот вещатель берется рассуждать, а при этом, оказывается, он не знает, что за культурку нам внедряют его сподвижники по ТВ. Отцу Димитрию — глубокое уважение за его терпение в подобных беседах… Молюсь за него постоянно!

      • Lugana:

        Tatiana_Piter, во-первых, что значит «Не видим лица»? Это радио, Татьяна.
        Во-вторых, в данном случае это авторская программа Владимира, а ведущий, как хозяин студии всегда высказывает свое мнение. Или вы радио не слушаете? Ну а в-третьих, могу с уверенностью вам сказать, что ТВ и радио «Голос России» — миры параллельные, не пересекающиеся.
        Обидно, что опять появляется эта огульность, деление на наших и ваших, враждебность. Нам не должно этим заниматься!

        • Дмитрий:

          тут не ваши и наши, а просто усталость от тупой говорильни в СМИ, неважно радио это или нет. Сидят такие ведущие на зарплате и их работа это вести беседы с ЛЮБЫМ собседником, при этом никакого мнения у них нет, а просто передачу надо построить.
          Тут и антитеза (то есть как бы вначале есть и наскок) и тут же неизменная готовность уступить и «согласиться», и все это с искренними интонациями (важно, чтоб у зрителя, слушателя был эффект погружения), а на самом деле чистая имитация. (пример — начал с «искреннего» наскока про коммунальные платежи и ответственность(не свою есесно), закончил не менее искренне — как ему важно понять что такое Рождество Христа в его жизни, причем явно видно, что чисто для красивой концовки). Таких в СМИ большинство — они сначала стоят снимают как валят крест, а потом понимающе кивают головой, и руку к сердцу прикладывают, мол ну что ты мне объясняешь, сам в шоке (это если собеседник возмущен), если наоборот, то уже в другом ключе будет понимающим.
          Они не имеют никакого мнения, они просто «делают продукт» («у нас работа такая»).
          Они не «ваши или наши», а «и вашим и нашим ..».

          • mtn:

            FА от жизни Вы не устали, от Вашей работы, ну там где Вы сами работаете или она у Вас не тупая, а очень важная :) .

            • Дмитрий:

              вполне доволен и важностью своей работы и возможностью соблюдать на ней свои принципы.

              • mtn:

                Во-первых, субъективно, а во-вторых, очень самоуверенно — не тени сомнения ни в важности своей работы, ни в правильности Ваших принципов, поэтому наверное так о других людях и судите: типа скучно, не имеют своего мнения и т.п.

                • Дмитрий:

                  прости, сестра, «что своими словами всколыхнул всю скверну души твоей» :-)
                  P.S. Это был искренний наскок, то есть вы на свой счет восприняли, или просто такая потребность возразить (тоже самоуверенно), прикрываемая заботой об истине?
                  P.P.S Я судил не о всех, а о работниках СМИ, говорю из личного опыта общения. О работниках СМИ я это говорил тоже не о всех, а о подавляющем большинстве. Говорю это, нисколько не надеясь остановить поток возражений, так что не стесняйтесь, пожалуйста, продолжайте.

                  • mtn:

                    А какова цель Вашей этой говорильни (судя по всему не тупой) о работниках СМИ о всех или некоторых из них — осудить их или себя показать? :) Разве о. Димитрий пришел на передачу для того, чтобы мы обсудили работников СМИ?

                    • Дмитрий:

                      1. Цель моей говорильни — это конечно самовыражение. Она не особо умная, просто без отягчающих, как в случае со СМИ, то есть я не получаю за это зарплату, а значит комментирую только когда захочу, и это действительно мое мнение, я его не подстраиваю под собеседника.
                      2. если уж вам правда так интересно зачем о.Димитрий делает то или это, и вы готовы принимать это во внимание, то могу вас расстроить. Как выяснилось из недавней передачи по Радонежу, цель прихода на такие передачи о.Димитрия не только не в том, чтобы на его блоге его защищал «грешник» от плохих журналистов, как вы изволили заметить, но также и не в том, чтобы mtn бросалась одергивать и возражать разным блогогрешникам, потому что это тоже всего лишь ролевая игра, аналогичная «стоянию с плакатиками», только комфортней. Сегодня грешник сыграл за орка, вы за эльфа, потом поменяетесь ролями. Для многих тут (и для меня, и для вас тоже) этот блог всего лишь «церковь на диване» и возможность почесать языки, посидеть у огонька, не приводящая к каким-то серьезным христианским поступкам (вызвать которые и есть вообще-то цель о.Димитрия).

                      • mtn:

                        1. Самовыражение, мое мнение, говорю, когда захочу и что захочу главное бесплатно — самые что не на есть «христианские принципы» :).
                        2. Не поняла из-за чего мне надо вдруг расстроиться

                      • грешник:

                        А какой христианский поступок, кроме как «почесать языком», вызвала эта передача лично у Вас? :)

                      • Дмитрий:

                        веселому грешнику с радостью повторю еще раз:
                        «(и для меня, и для вас тоже) этот блог всего лишь «церковь на диване» »
                        то есть конечно никакой
                        так что устраивайся поудобней, брат мой грешник, будем ждать повода для нового юмористического турнира.
                        Ты будешь веселый озорной грешник, а я буду строгий, а mtn в платье феи будет бегать вокруг нас и за стремена цепляться.

                      • грешник:

                        Вы ревнуете? :)

                    • Lugana:

                      mtm, обсуждение работников СМИ инициировал грешник в посте № 22. А Дмитрий откликнулся и совершенно верно рассказал, как они работают. Совершенно не понятно, что вызвало у вас такую агрессию, которая уж точно лишняя здесь и по этому поводу.

                      • mtn:

                        Почему агрессию? Дмитрий, конечно, открыл нам всем глаза на то, как работают СМИ, как он от этого устал, но… сейчас большинство так работает, потому он должен был устать от нашего не очень хорошего образования, здравохранения, некачественных продуктов в магазинах и т.д. по списку и работают в этих сферах не СМИ, а мы с Вами, поэтому весь этот пафос о всех СМИ, некоторых СМИ или отдельно взятом журналисте…, высказанный с его «дивана-церкви» и вызвал у меня недоумение :), поэтому, я у него спросила, заметьте, безо всякой агрессии, не устал ли он от жизни такой вообще? Оказывается нет, сам-то он молодец, в отличие от остальных — на важной работе работает и принципы имеет :).

                      • Дмитрий:

                        mtn
                        что конечно противно и невыносимо …но если вы напряжетесь, то у вас тоже может получиться.

                      • mtn:

                        Нет, у меня, к сожалению, не получается: приходится и начальству подчиняться, и мужу, и у других родственников особенно стареньких и маленьких идти на поводу — видно беспринципная я, поэтому Вам и завидую.

                      • Дмитрий:

                        да, скорее всего.
                        ну хоть не кусаться можете? или там у вас за спиной все родственники собрались, болеют за вас, боитесь пойти против их принципов?
                        «неужели за этим о.Димитрий пришел … » ну и т.д

                      • mtn:

                        Могу почему нет, просто журналиста жалко стало, он же такой же, как и я: начальству подчиняется, вопросы задавать не умеет, плохо знает Евангелие, ну… в отличие от Вас… необыкновенного :)

                      • Дмитрий:

                        mtn
                        и опять укусили, не удержались. ладно, кусайте, но чур без смайликов.

        • морж:

          дорогая Луганочка! Делить никого не требуется. Просто есть наши и есть не наши. как блондины и брюнеты или здоровые и больные и тп.

          • Lugana:

            Смотрите, как бы секта не получилась. В этом случае эффект будет обратный — только навредим такому замечательному начинанию.

      • Kor:

        Они обязаны так говорить. Кому надоедает «вещать» т.наз. «их» точку зрения, того увольняют. Пример по РСН — ведущая, кажется, Красногородская, пропала вдруг. Уволили. В интернете это всё есть. Искать неохота. Мне рассказали. Можете проверить.

        • Irene:

          Владимир Соловьев в программе «Полный контакт» на радио Вести FM говорит то, что считает нужным сказать. С ним можно соглашаться или не соглашаться (зачастую не соглашаешься), но он всегда излагает свою точку зрения, и ничью другую.

    33. Nina55:

      Очень понравилось, когда отец Димитрий говорил о христианах и вселенной. Собеседник, по — моему, немного опешил и не решился «влезть» в эту минуту со своим вопросом. Низкий поклон и большая благодарность отцу Димитрию.

    34. sheep:

      Не уловила линию передачи и почему «перекрестный допрос»? Я бы назвала передачу » Ответы на простые вопросы «. Батюшкин юмор обожаю.

      • ak:

        Не на простые, а на тупые вопросы ) А к концу ‘допроса’ выяснилось, что ведущий не в курсе, а зачем Христос пришел на Землю :) C этого вопроса нужно было и начинать :)

    35. грешник:

      Сначала — примитивные вопросы, в которых заготовленный «крючок» виден за километр, а потом удивление и обида на то, что оппонент почему-то не психует. Смешные люди на этом радио работают.
      .
      Отцу Димитрию: терпения, многие лета, крепкого здоровья и Царства Небесного!!!

      • Lugana:

        Хочу разочаровать вас, грешник: радиостанция эта государственная и на «крутость» Эхо Москвы не претендует. Вопросы они задают мирно и совсем без «крючков». Не надо наговаривать на трепетно настроенного человека.

        Спасибо отцу Димитрию за миссионерство и практическую направленность деятельности. Это то, что нам сейчас так нужно!

        • грешник:

          Я очень рад за этого «трепетно настроенного человека» и даже, если это только я один заметил в его вопросах двойное дно, готов принести ему свои извинения. Но… а давайте узнаем мнение и других свидетелей этой милой беседы о. Димитрия и мирного молодого человека…

        • mtn:

          Некоторые просто таким, ну мягко скажем не очень красивым образом, восхваляют о. Димитрия, хотя вряд ли он нуждается в выраженной таким образом (через противопоставление собеседнику) похвале…

      • Larkisa:

        Соглашусь, что вопросы были примитивные, и на мой взгляд, прошу прощения, не совсем умные)))
        Очень интересно, конечно, спрашивать у о.Димитрия почему государство не думает о многодетных семьях…почему народ не скинется на помощь Храму Св.Климента и.т.д.
        Батюшка с Божьей помощью нейтрализовал эту примитивность и все -таки получилось очень интересно)
        Спаси Господи о.Димитрия!

      • Agniya:

        Дорогой брат!Согласна с Вами.
        «…и шито белыми нитками, и так дурно разыграно» (Достоевский.Бесы)
        Низкий поклон нашему батюшке,о. Димитрию,нашему православному пастырю, за мудрые,ясные,обоснованные и компетентные ответы ведущему «без лица».

      • Kuzma Evgenievna:

        По-моему, Вы переоценили ведущего. Имхо, это обычные вопросы в формате трёхкнопочного радио без каких бы то ни было подвохов.

    36. Kor:

      Здорово! По граффити, не знаю как писать, согласна вообще на 200%!
      И есть такое наблюдение по повыш.псих.неустойчивости детей: те дети, кот.хоть что-то могут, с кем хоть как-то интересно работать в худ.школе, бывают нервными, являются детьми с не очень устойчивой психикой в сравнении с др.категорией детей. И такой интересный случай был в одном из моих классов: ребёнок мог рисовать только в стиле граффити и только коробки домов и асклокоч.плохо одетых персонажей. Др. рис.не мог физически просто. Где там начало, где следствие — дело врачей определять. Ребёнка перестали водить в школу. когда я с его мамой и бабушкой поняли друг друга относительно его здоровья. Одноклассники очень пугались: им всем было по 7-8 лет, у большинства в классе нормальные полные семьи. Этому мальчику нужен был индивидуальный педагог и хороший бы врач.

    37. Agniya:

      В Рождественскую ночь я была на ночной службе в Знаменском кафедральном соборе нашего города Кемерово.Служба длилась почти 5 часов и, что отрадно, было очень много молодежи, семей с детьми. Через 1-1,5 часа любопытствующие рассеялись, но те, кто остались, молились и славили рождение Господа нашего Иисуса Христа и понимали (мне очень хочется в это верить),зачем Господь пришел на нашу землю.
      Дома,за праздничным семейным столом, мы говорили о нашей православной вере,о заповедях Божиих,о таиствах… Отрадно ,что сын ,невестка и внуки (16 и 13 лет),интересуются и с удовольствием говорят на эти темы.
      Но,я, чувствую ответственность за то, что они не воцерковляются.
      Помоги мне Господи,наставь их на истинный путь Твоих заповедей и меня вразуми, как ненавязчиво сподвигнуть их регулярно посещать воскресную службу.

    38. Стелла Шашурина:

      А может Граффити-это протест против уродства «архитектурных шедевров» наших спальных районов?

      • Kor:

        Я раньше так думала, по наивности и со своего возраста и воспитания глядя. Но присмотревшись, а главное, на детях увидев, поняла, что это в лучшем случае может быть увлечением временным, бредом юности туманной.

    39. Александр, Москва:

      Всех со светлым Рождеством Христовым!

      Хотя батюшка о.Дмитрий, как и всегда, на высоте, но, к сожалению, передачи…

      Передача называется «Перекрёстный допрос». Но какой же может быть перекрёстный вопрос или аналог его, если в студии только один вопрощающий? — Разве только если у него, у ведущего, у вопрошающего раздвоение личности, но тогда неплохо было бы об этом объявлять заранее.
      А, скорее всего, ведущий сам не вполне понимает смысла и назначения того, что заявляет. И то, что передача ведётся от «Голоса России», тоже своеобразный знак, показатель состояния российских умов и голосов.

      • admin:

        Вы правы, эта передача обычно предполагает участие нескольких «вопрошателей» на одного гостя, но не всегда, в данном случае ведущий — один.

    40. elenat:

      Здравствуйте, дорогой батюшка и уважаемые посетители этого чудесного блога !
      Необходима наша сугубая молитва, чтобы такой нравственный ликбез возымел доступ на все возможные ресурсы вконец одичавших СМИ.
      Одно слово отца Димитрия нейтрализует сутки вещвния какой-нибудь мерзости на практически всех ТВ каналах нашей несчастной Родины.
      С великим всех праздником РОЖДЕСТВА !!!

      • KUKAREKU:

        elenat,извините, Как может человек позиционирующий себя православным христианином опускаться до таких опусов дискредитирующих в первую очередь нашего уважаемого батюшку отца Димитрия,который не только словом но и делом сражается в первых рядах за правду и Веру Христову. Вы же предлагаете «сугубо помолиться»,причаститься,приложиться и дальше продолжать своими делами заниматься,а о.Димитрий и его сподвижники пускай себе дальше воюют. А мы потом придём в воскресенье-сугубо помолимся,причастимся,умилимся и.т.д. до тех пор пока у них что-нибудь получится.Ну тут мы соответственно возрадуемся! Отличная жизненная позиция. А дальше ещё лучше: «Одно слово отца Димитрия нейтрализует сутки вещания какой-нибудь мерзости на практически всех ТВ каналах нашей несчастной Родины.» Здесь Вы уже просто в открытую наносите оскорбление о.Димитрию,как православному священнику,приравнивая его проповеди и выступления в сми к магии и колдовству. По другому понять эту фразу к сожалению невозможно. Прошу меня простить за резкий тон,но нельзя же так безответственно. А о.Димитрию низкий поклон и доброго здоровья. Таких как он мало…

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.