Лекция о смысле взрослой жизни в Русском Культурном Центре св. Василия Великого
По благословению Архиепископа Егорьевского Марка протоиерей Димитрий Смирнов прочитал лекцию "Смысл взрослой жизни" в Российском Национальном Культурном Центре имени Святого Василия Великого. После лекции о.Димитрий ответил на многочисленные вопросы.

Уже давно, когда мы решилиcь провести такую лекцию, встречу, была задумана тема о смысле жизни для взрослых людей, потому что больше всего я устаю от вопросов, лишённых всякого смысла, которые мне задают сотнями. А человек должен всё-таки, в силу того, что у него есть разум, всё делать с некоторым смыслом. Иначе ему придётся тратить много времени на вещи, которые не приносят никакой пользы. Это первое.

А второе: я давеча приехал из Архангельска. Мы 30 лет дружим с владыкой Даниилом, митрополитом Архангельским. Он раньше служил на Сахалине, а теперь его перевели в Архангельск, поближе к Москве (тоже край суровый), и он попросил: «Приезжай, сделаем небольшое турне по двум городам». Я ему говорю: «За три дня я прочту четыре лекции». Получилось дать ещё несколько интервью разным местным СМИ. И среди прочего на одной встрече я сказал, что мы в школе учим деточек разным предметам для того, чтобы их как-то сориентировать в современных науках. А каждый уже впоследствии выбирает себе по вкусу тот институт, где бы он хотел учиться. Мы учим алгебре, географии, а самые главные вопросы, ответы на которые могут пригодиться им в жизни, не затрагиваются. Потому что большинству людей то, что проходят в школе, никогда не пригодится, а то, что нужно, к сожалению, ускользает от внимания. Вот, я помню, у нас в школе было домоводство. Нас учили, к примеру, штопать. Я в своей жизни штопал носки, это пригодилось. Или с помощью иглы и нитки делать машинный шов: когда брюки расползутся, я знаю, как их зашить по бывшему шву. Это тоже очень удобно. А многие предметы, если ты дальше ими не занимаешься, просто забываешь (что касается именно алгебры). Вот мы проходили бином Ньютона. Сейчас спроси у любого – никто не знает. Даже Михаил Булгаков, и то забыл. И я сказал: «Нужно учить людей самому главному предмету, который есть “Смысл жизни”».

И Интернет неожиданно отозвался: ко мне в этот день за комментарием обратились 32 средства массовой информации. Но я никому не стал отвечать, сказал: «Я сейчас в командировке, если захотите и у вас желание не пропадёт, то, начиная с понедельника, я вам отвечу». Но уже некоторым дал интервью, и завтра ещё планируются. То есть оказалось, что эта тема каким-то образом всех задела. Поэтому тема нашей лекции, хотя мы к ней подошли ещё раньше, оказывается, актуальна для людей, которые даже мыслят немножко иначе, и имеют другие представления о том, что надо и что не надо. Они готовы вступать в спор, но, всё равно, неравнодушны.

А вообще было бы смешно предположить, что жизнь человеческая не имеет смысла, потому что если она не имеет смысла, то логично с этой жизнью сегодня же и покончить. Потому что давно люди заметили (на этом даже философское учение выросло, которое именуется буддизм), что жизнь – это страдание. Буддизм как-то пытается на это отвечать, предлагает то, к чему надо стремиться. Гаутама пришёл к такому выводу, что чтобы не страдать, нужно не быть. И цель человека – выйти из круга перевоплощений и достичь состояния нирваны, которое есть растворение в Абсолюте с потерей личности. Тогда перестаёшь и страдать. Это и есть самоубийство, только самоубийство не временное, а уже окончательное, которое не подлежит обжалованию. Поэтому всё теряет смысл – чтобы человек ни делал. Потому что очень многие вещи, даже такие, как родить и вырастить детей, остаются за пределами нашего контроля. Не всегда человек может увидеть результаты этого. Обычно же мы хотим про детей знать всё: какая у них будет семья, какими будут их дети… А тут до внуков дожил и пора уже заканчивать.

Так сложилось, что мы с вами родились в стране, которая не так давно ещё была христианская. И мы родились в такой культуре, которая тоже очень тесно связана с христианством. И те люди из нас, которые обратятся к Богу, обязательно придут в церковь, потому что это естественно. Если бы мы родились в мусульманском мире, и кто-то из нас обратился к Богу, мы бы пришли в мечеть, стали бы изучать Коран, в нём искать ответы на наши вопросы, устремления, а так как мы живём внутри христианской культуры, тем более православной, мы, конечно, придём в православную церковь. Это очень естественно: для бывшего атеиста прийти именно в такую религию, которой принадлежат его предки, и которая является родительницей той культуры, в которой он вырос. И понятно, что для меня лично из того, что я читал, изучал, христианство понятней всего и дороже всего и как философская система мне представляется логичней всего, ну, и самое главное, благородней всего. И вот в этом благородстве христианства особая его привлекательность. И вот этим, как раз, хочется поделиться с людьми, потому что, в основном, бессмысленные вопросы задаются людьми, которые по своему Крещению являются христианами. Но фактически, раз у них такие вопросы есть, лишённые смысла, значит они пока еще не христиане, не доросли до этой возможности. Вот такой существует парадокс.

Также как с Крещением: как только ребёночек родился, родители или бабушки сразу становятся озабочены тем, чтобы ребёнка крестить. Когда у бабушки или у родителей спрашиваешь: «А зачем?», ничего не могут сказать. Действие, с их точки зрения, с их позиции, совершенно бессмысленное. С моей тоже. А отказать не могу. Почему? Есть такое русское присловие: «Не поймут». Тысячу лет, когда рождается ребёнок, мы приносим этого ребёнка в храм, его там крестят. И вдруг какой-то батюшка упёрся и чего-то с нас требует, просит, на что-то обижается, пытается что-то объяснить. Мы ничего не понимаем и понимать не хотим. Учиться? Ну мы же в школе учились (хотя, в общем, плохо всё помним) и обижаемся, не понимаем, почему он не делает то, что мы просим, ведь мы готовы даже денег заплатить, и так далее. Хотя Крещение – это действие не менее важное, чем рождение ребёнка. Более того, оно так и именуется: рождением в Церковь, рождением в Вечную жизнь. И таких бессмысленных вещей в нашей жизни, к сожалению, довольно много.

Итак, я попробую приступить к изложению того, что есть смысл жизни человека с точки зрения христианского вероучения. Сегодня вторая неделя Великого поста, кто был в храме, может быть, ещё помнит (хотя обычно к обеду забывается), что там читали, но я напомню. Евангелист Марк рассказывает такой случай: пришёл Иисус Христос в Капернаум, в небольшой городок, который существует до сих пор, и зашёл в один дом для того, чтобы говорить слово тем людям, которые пришли Его слушать. Только собрался говорить, как увидел, что потолок горницы, где Он сидел, разбирается, там появляются носилки, на носилках лежит человек, которого на верёвках спускают прямо под ноги Христа Спасителя. Человек парализован, не может ни ходить, ни говорить – полностью, как в Евангелии сказано «расслабленный». И Христос, видя веру этих людей, веру в Него, в то, что Он может исцелить, говорит этому больному: «Прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2, 5). Некоторые учёные из евреев возмущаются такими словами: как он может прощать грехи, прощает грехи только Бог. Но Христос ничего плохого не сделал, потому что Он Бог, Он-то мог это сделать. И Он говорит: «… чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (Мк. 2, 10-11). И больной расслабленный встал, взял носилки подмышку и пошёл домой. Все стали Бога прославлять, все были ошеломлены, говоря: «никогда ничего такого мы не видали» (Мк. 2, 12). Мы тоже. Медицина сейчас творит чудеса, но чтобы парализованный человек по команде встал и пошёл, я думаю, никто из нас не видел.

Хотя я наблюдал один раз такой случай: пришёл одну женщину причащать, ей было за 90, и она уже 6 или 8 лет лежала (человек, который пролежит полгода, учится ходить с костылями). Я её причастил, мы стали с ней говорить. Она была очень рада. Пришла её дочка Галя. Гале уже было за 60, а у неё самой уже были взрослые правнуки. И вдруг она встаёт и говорит: «Ой, ко мне мама пришла». То есть, видимо, её давно усопшая мать появилась в комнате. Она встала и пошла к ней на глазах у всех – человек, который 8 лет лежал, вся её жизнь проходила только в кровати, и я был этому свидетель (то есть бывают такие случаи). Её поразило, что она увидела свою мать, пришедшую к ней. Такое существует поверие: если кто-то из усопших является, то, значит, к себе зовёт. Понятно, что она в скором времени умерла, но самое удивительное было то, что она встала и пошла. Это, конечно, всех поразило. Так что это бывает, но всё-таки случай довольно редкий.

Так вот, что мы видим в этом эпизоде? В этом эпизоде указан смысл. Ведь как мы готовим к жизни наших детей, к чему стремимся? Основные стремления обычного молодого человека такого рода: большинство стремится к благополучию. Все стремятся к тому, чтобы не болеть. Для людей важно сделать карьеру и кем-то стать. Для очень многих людей всё больше и больше играет роль количество денег, которое за ними есть. Поэтому для многих русских людей, которые держали деньги на Кипре, потеря 40 процентов – это трагедия. Сколько собирал, причём прятал в другой стране, потому что боялся, не доверял тут русским банкам, и там всё равно то же самое случилось. Ещё для многих, особенно молодых, очень важна известность, необходимо как-то её достичь. И вот, если рассмотреть людей известных, богатых, здоровых, то мы видим, что как-то совсем не стопроцентно этого человека по достижении того, что у него есть, можно назвать счастливым, или, как теперь очень модно говорить и считать (и стремиться к тому, чтобы стать), успешным.

Более того, каждый день приносит нам известия, перечёркивающие этот смысл жизни, к которому человек сейчас привязан. Самый яркий случай, который меня очень поразил (я был совершенно к этому не готов) – то, что произошло с нашим любимым Борисом Абрамовичем. И богатый, правда, не очень здоровый (у него был гепатит С), и известный: если спросить у любого человека в троллейбусе имена наших министров, он третью часть назовет, остальных не знает, а Борис Абрамович известен всем, и не только в нашей стране, но и за её пределами. Известность полная. Если о стремлении к разным удовольствиям: у него дома, шесть жён, от каждой дети, жёны-то чуть не на 50 лет моложе. То есть, казалось быть, что старичку не радоваться? И чем это всё закончилось? Не то удавился, не то удавили. Теперь возьмём любую маму. Можно из Анадыря взять, можно из Тамбова. И скажем: «Дорогая мама, ты хотела бы, чтобы твой сыночек так закончил свою жизнь: не то его удавили, не то он сам удавился?» Любая мама сказала бы: «Нет, спаси и сохрани». Хотя у него будут деньги, у него будет известность. «Нет, нет, нет». Вот и всё. Или взять каких-нибудь артистов. Вот Людмила Зыкина. Она всегда говорила: «Я четыре раза была замужем». Со всеми мужьями у неё хорошие отношения. Но вот стоило ей умереть, как из-за её бриллиантов начались всякие передряги. Люди дерутся, судятся. И ни семьи, ни детей. Слава – есть, титулы есть, бриллианты есть, и что? И ничего. Можно ли сказать, что её жизнь имела смысл? Именно в человеческом плане. С точки зрения исполнения песен он был. Но ведь человек создан Богом не для того, чтобы песни петь. Чтобы песни петь существует дрозд или канарейка. Ещё у кукушки неплохо получается. Если песни петь, тогда зачем ум, тогда зачем Пушкин? Зачем Моцарт? Пой себе и пой. Вон Карузо Энрико пел, даже нот не зная. Умер рано от рака горла. Опять не получается. Кумир людей наших советских Владимир Семёнович. Опять у любой мамы спроси, а хочет она известного на весь Советский Союз сынка, который не доживёт до 40 лет, будет алкоголик, наркоман и пять раз женат. «Не хочу» – скажет нормальная мама. Опять, какой там смысл? Все время находился на грани увольнения из театра, да, создал 800 песен, некоторые из них до сих пор популярны, может быть, его популярность проживёт ещё одно поколение. Но сами по себе жизнь и её смысл, они же ужасны. Даже жизнь Александра Сергеевича Пушкина. До 40 лет не дожил, убит на дуэли. Все говорят: какой Дантес плохой. «Не мог понять в тот миг кровавый, на что он руку поднимал». Конечно, не мог. Потому что Пушкин за свою жизнь участвовал в девяти дуэлях. И в том, что на одной из них его убили, нет, в общем-то, ничего удивительного. Пушкин, гений из гениев, не сравнить с Владимиром Семёновичем. И что? Разве смысл жизни в том, чтобы тебе живот продырявили? И чтобы ты от перитонита умер? Потому что тогда не лечили, и антибиотиков не было. Лежал бедный и умирал. Дикая боль была, не приведи, Господь, никому.

И так во всём. Каких бы денег человек ни достиг, какую бы славу ни приобрёл, какое бы произведение ни создал, каким бы он здоровым ни был, нет в этом смысла. Недаром русский народ говорит: «Кто не курит и не пьёт, тот здоровеньким помрёт». Потому что нет смысла и в этом утверждении: «Главное – здоровье». Если главное – здоровье, почему тогда ты умираешь? Всё равно все умирают: и здоровые, и больные, и тот, кто всю жизнь болеет, и очень часто тот, кто никогда ничем не болел. Опять нет смысла. Неужели его действительно нет? Единственное разумное существо во вселенной живёт без всякого смысла?

Нет, смысл есть, и он раскрывается в Евангелии. И, в частности, в этом эпизоде, который сегодня читался. Смысл не в богатстве, не в славе, известности, не в каких-то научных достижениях. А чтобы в земной жизни быть счастливым, для этого нужно иметь и самому её построить свою собственную счастливую семью. Потому что если человек имеет семью, и он в этой семье счастлив, его счастье много-много превышает счастье человека, который заработал миллиард, или нашёл где-нибудь в метро. Идёт-идёт, смотрит – миллиард. Пришёл домой, принёс миллиард, повезло, так же бывает? Это счастье неимоверное. Но быстро привык, что у тебя миллиард, что-то потратил, что-то купил, что-то осталось на серый день, и никакого смысла. Потому что Бог человека создал как семью. И если человек хочет здесь на земле прожить счастливо, он должен свою семью выстроить счастливой, чтобы в этой семье все были счастливы. Это непросто. Это целая наука. И тогда человек может приобрести такой небольшой смысл жизни, который касается того периода от рождения до смерти. Но человек-то имеет бессмертную душу. Его жизнь простирается не только на земное пространство, но и в тот мир, куда душа уйдёт после смерти.

Что нужно сделать душе человека, чтобы смысл его жизни простирался и туда, в вечность? Тело умирает. Семью приходится оставлять, когда ты умираешь. А вечность? В вечности только одно. Если ты хочешь в вечности достичь высоты своего бытия, ты должен уподобиться Богу. Есть такая заповедь в Евангелии: Господь говорит: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный» (Мф. 5, 48). То есть каждому человеку направлен призыв: будь таким же совершенным как Бог. А в чём это совершенство? Имеется в виду только одно. Бог есть Любовь. И человек в результате своей жизни должен превратиться не в бабу ягу или Кощея Бессмертного, про которого даже дети говорят: «когда ж ты сдохнешь?», который надоел всем, от которого всем плохо – и соседям, и друзьям, и детям, и жене, и внукам, потому что отравляет все вокруг, а в ангела. Вот я однажды картину такую наблюдал: умирал один мой родственник. Он был старый профессор, преподавал в МГУ, ему было 93 года. Так вот дети его спорили до драки: у кого будет жить отец. Один говорит: «у меня», другой говорит: «нет, у меня». Понимаете, почему? Потому что они этого хотели. Каждый из них хотел последний месяц его жизни (потому что было видно, что он стал угасать) отцу послужить. Чтобы самые эти важные месяцы его жизни именно он был с отцом дольше по времени. Хотя дети были работающие, и у них были семьи, внуки, как всегда, сложности, не Бог весть какие жирные квартирные условия, но тем не менее.

И второй раз у меня был такой же случай. У меня есть друг Михаил, я к нему как-то обратился, узнав, что его отец тоже тяжело заболел, и дело идёт к смерти. Я говорю: «Миш, может, тебе нужна помощь какая с твоим отцом?» Он говорит: «Нет, потому что я ни с кем не готов поделиться тем, что я это время проведу с отцом». Не то, что на кого-то спихнуть, куда-то отдать, куда-то упаковать, нанять сиделок. Нет, «хочу сам». Ушёл с работы и ухаживал за ним, пока тот не отошёл ко Господу. Другие говорят: «У меня же работа. Я не могу». А тут отец. Для большинства людей работа важнее, чем родной отец. Но тут, конечно, большую роль играет то, каков отец. Не за каждым отцом охота вот так ходить. Но с другой стороны, это проявление того, чего, собственно, от нас Господь и ждёт, что мы должны в себе вырастить.

Вот эти четыре товарища, которые к ногам Иисуса Христа спустили своего расслабленного приятеля, достигли этой любви. Они оставили все свои домашние дела, узнали, в какой дом пришёл Иисус Христос, подняли друга на второй этаж, разобрали крышу, целую военную операцию провели ради любви к этому болящему, потому что надеялись, что Он исцелит. И Господь, видя эту их надежду на Него, не посрамил её. Вот смысл жизни человека. Способности у нас у всех разные. У одного способность крупного учёного, у другого военачальника, третий прекрасный слесарь, четвертый хорошо убирается. Я, помню, однажды вышел из дома: весь двор как будто зубной щёткой вычищен от снега. Стоит таджик с лопатой, со лба пот. Я говорю: «Здравствуй, как тебя зовут?», он отвечает: «Талиб». Хорошее имя, да? Талиб. А кода много Талибов это уже «талибан». Я говорю: «Знаешь, Талиб, хочу тебя премировать. На тебе две тысячи рублей, я в жизни не видел, чтобы человек так работал». У меня с собой были деньги, я ему дал. Я интересуюсь: «Что это тебя так далеко-то понесло?», он говорит: «Надо внуков поднимать». Это как же нужно любить внуков, чтобы притащиться за тридевять земель и так вкалывать? Им, конечно, платят денежки маленькие, но всё равно больше, чем в родном Таджикистане. Что им движет? Любовь.

Если человек в результате жизни достигает любви, тогда он бывает счастлив, и тогда он бывает угоден Богу. И смысл жизни не в том, чтобы чего-то достичь: славы, известности, денег, должностей, почёта, чего-то ещё, к чему люди обычно стремятся. Нужно достичь только одного: достичь любви, когда человек ради другого человека способен сделать что-то важное. Именно предпочитает. Ведь что такое любовь? Это когда предпочитаешь интересы своего ближнего самому себе. Ты уже не становишься эгоистом. Когда человек (Адам и Ева) согрешил в Раю, в нём все извратилось. Любовь направлена у обычного человека на самого себя. Как мне лучше, как мне удобней, как мне вкусней, как мне приятней, и так далее. А человек, который имеет настоящий смысл жизни, думает наоборот: как удобней ему, как лучше ему, и поэтому такой человек всегда с готовностью и радостью ждёт возможности кому-то помочь, облегчить жизнь другого человека. Когда начинаешь это говорить людям, обычно отвечают: «Ну, на шею сядут». Обязательно сядут. Ну и что? Сам Христос сказал: если вы что-то сделали для своего ближнего, вы не ему сделал, а «сделали Мне» (Мф. 25, 40). Смысл жизни человека – её главный смысл – в служении Богу. Человек рождается на земле не для того, чтобы послужить себе. Борис Абрамович хотел послужить себе. Умер с петлёй на шее. Вот яркий конец. Человек, который служит ближнему, тоже может умереть с петлёй на шее, но если ему петлю кто-то наденет, то только из зависти к его любви. Но он всё равно останется в воспоминании как светлейший и самый лучший человек, которого ты встретил на земле. И ничто на это не повлияет: ни ранняя смерть, ни болезни. Человек, достигший любви может быть и богатым и знатным, и учёным, а может не быть. Это не важно. Важно, что он нашёл самый главный смысл. Самый главный смысл в том и состоит: чтобы в течение жизни совершенно вычистить из души эгоизм. Сейчас стало очень модно утверждать: ты должен себя полюбить. Нет, себя полюбить – это не любовь. Это есть эгоизм. Отвратительное качество.

Современный мир, который говорит: «бери от жизни всё», хочет в нас воспитать самые препоганые человеческие качества. А Христос – нет. Он нам ставит в пример этих четырёх людей, которые предприняли такие действия, чтобы помочь выздороветь их другу. И сколько с тех пор на свете было болящих, а про него мы вспоминаем ежегодно, потому что с ним связан благороднейший из поступков. Бог нас так устроил и к этому призывает, и Сам пришёл на землю, чтобы спасти людей, за что жизнью поплатился. Сколько людей живут для себя и умирают, всеми проклинаемы и ненавидимы, несмотря на все их таланты, несмотря на все дарования. И всё меньше и меньше становится людей, которые живут для того, чтобы другим рядом было лучше. А это и есть христианство. И каждый человек всегда может определить – погляди на себя в зеркальце сегодня вечером и спроси сам себя – я живу для людей или для себя? И совесть сразу скажет тебе, для чего ты живёшь. И если ты живёшь для людей, значит, ты живёшь так, как Бог заповедовал, значит, в твоей жизни есть смысл. Если ты живёшь для себя, то в твоей жизни смысла нет. Это противоположно здравому смыслу. И жизнь, несмотря на все ордена, должности и деньги, бессмысленна. Потому что миллиардер так же умирает, как и нищий. Никакого смысла в деньгах нет. Ты за деньги можешь немножко себе продлить жизнь, потому что медицинские достижения тебе более доступны. Но тоже не факт. У меня одну знакомую угробили в Центральной клинической Кремлевской больнице. У неё муж был член ЦК партии, вот она туда и попала. И надо ж было не взять анализ крови на сахар. Она сама не знала, что у неё был диабет, и её спокойно угробили. Если бы был добросовестный врач самой простой районной больницы, первым делом сделал бы такой анализ, может быть, она и до сих пор была бы жива. Через две недели муж умер от горя, потому что без неё жить не мог. Она его одна от алкоголизма спасала и сделала его человеком. Она умерла, и он через две недели скончался (Царство ему Небесное). Ну вот, дорогие мои, о чём я хотел с вами поговорить и какими размышлениями хотел с вами поделиться.

+

   1. Может ли любовь быть неправильной?   (46:39)

Чувства, эгоизм, природные склонности, своеволие, научиться любви, умягчение своего сердца

   2. О хульных помыслах.   (53:21)

святые отцы, книги, хульные помыслы

   3. Что означает фраза «хочешь любить всех – не принадлежи никому»?   (54:03)

Бог, семья, народ, государство

   4. Как сдерживать раздражение и гнев, которые неудержимо перерастают в страшную ярость по отношению к детям?   (55:07)

Гнев, страсть, смертный грех, ежедневная молитва, бесовская рожа, сигнал к молитве, воспитание детей, пост

   5. Является ли признаком эгоизма желание поступить в университет и хорошо зарабатывать?   (58:04)

Поступление в университет, послужить Богу, эгоизм, ближний, целеполагание

   6. Как найти невесту и хорошую тёщу?   (1:01:18)

Храм, клирос, невесты, тёща

   7. Ваше отношение к семье Стерлиговых.   (1:03:06)

Герман Стерлигов

   8. В семье двое детей, один из них приёмный. Хочу взять ещё одного. Не беру ли я на себя лишнюю ответственность?   (1:03:32)

Ответственное решение, совместное решение

   9. О новым назначении о. Димитрия, цель на новом посту.   (1:03:56)

Многодетные семьи, усыновление детей, МПЦ Жизнь, медико-просветительский центр, Патриаршая комиссия по вопросам семьи и защиты материнства, запрет абортов, аборты

  10. Может ли верующая жена привлечь в храм неверующего мужа?   (1:06:00)

Свет, радость, тепло, любовь

  11. Как вести себя с мамой, которая постоянно навязывает своё мнение? Как не обидеть её? Её поведение вызывает раздражение, а живём вместе.   (1:07:29)

Совместное проживание с родителями

  12. Как подавать записки о здравии, если по документам одно имя, в миру – другое, а с каким именем крестили – неизвестно?   (1:08:11)

Перемена имени

  13. Каково Ваше отношение к роману «Братья Карамазовы»?   (1:09:22)

Достоевский

  14. О тесном взаимодействии священнослужителей с правоохранительными органами и тайне Исповеди.   (1:09:51)

Исповедь, правоохранительные органы, тайна Исповеди, спецслужбы

  15. Как достичь мужества, которым обладали наши великие воины: Александр Невский, Суворов, Фёдор Ушаков? Можно ли назвать мужественным Спартака, князя Святослава Игоревича?   (1:13:00)

Гениальность, штучный товар, второй Пушкин, мужество, достижение целей, участие в соревнованиях, мужественная профессия, воспитание мужества, спорт

  16. Ограждать ли детей от деда, который, будучи венчанным с мамой, бросил её и женился на другой женщине?   (1:15:30)

Влияние взрослых на детей

  17. Как быть, если исповеданные грехи продолжают давить?   (1:15:52)

Терпение

  18. Грех ли желать ребёнка определённого пола?   (1:16:01)

Молитва о даровании сына

  19. Кто был Вашим духовным наставником?   (1:16:13)

отец Павел Троицкий

  20. Как найти жениха?   (1:17:08)

Военные, армия, женихи, настоящие мужчины

  21. Не является ли грехом обращение к психиатру? Есть ли в этом смысл?   (1:17:45)

Психиатр

  22. Что сказать свёкру, который выбросил баптистскую Библию, считая, что это Библия сектантов?   (1:18:05)

Комиссия Библейского Общества, святитель Филарет митрополит Московский

  23. О прививках.   (1:18:59)

Правила вакцинации, гибель детей после прививок

  24. Как поступать, когда десятилетний внук полностью отходит от Бога?   (1:19:36)

Верующий папа, неверующий папа

  25. «Возлюбите друг друга как самого себя».Что значит «любить себя»?   (1:20:11)

снисхождение к себе, снисхождение к ближнему

  26. Как быть, если человеку не нужна наша любовь, и он отказывается от помощи, когда в ней нуждается?   (1:21:48)

Необходимость применения силы, насилие, разумная помощь

  27. Хочется послужить ближнему, а вместо этого получается человекоугодие, либо ухудшаются отношения, особенно в работе, так как многие сослуживцы этим пользуются, в результате ты не успеваешь выполнить свои основные обязанности.   (1:22:32)

Распределение сил
+

Вопрос из зала: Любовь – это то, что помогает выживать человеку, но научиться любить это же тоже проблема. Любовь может быть, как сказать, неправильной, которая не помогает человеку, а наоборот…

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, любовь, она всегда только правильная. Просто не всякое чувство человек правильно называет. Потому что человек может называть любовью то чувство, которое он испытывает. Но это может быть просто такая форма эгоизма. Например, когда мама или родители хотят во что бы то ни стало заставить своё чадо идти таким путём в жизни, каким они хотят, чтобы он шёл. А у него склонность совершенно к другому. Я в таких случаях всегда привожу пример. В моём детстве у нашей семьи был друг такой, Алексей Владимирович, у него в доме жила собака, немецкая овчарка. Он взял её из МВД. Из неё делали служебно-сторожевую, а для того, чтобы собаки были злые, их били. Так вот, эта собака, сколько её ни били, она всё была добрая. Понимаете? Если собаки от природы бывают добрые (хотя порода – немецкая овчарка), так же и у каждого человека есть свои индивидуальные особенности… И когда начинают: «я сказал», свою волю проявлять, через колено человека ломают, забывая, что он человек (всё во имя любви!), то это, конечно, не любовь, а наоборот – своеволие. А человек может это выдавать за любовь и даже верить, что это любовь.

Очень часто ко мне обращаются, допустим, женщины в годах, говорят: «Я детям отдала всю жизнь». Начинаешь с детьми говорить, от них слышишь: «Батюшка, Вы даже не представляете, наша маменька нам уже вот где, она шагу не даёт ступить, она во всё вмешивается, всё заставляет, у неё на всё свой взгляд: пальто купила – не то, замуж вышла – “разведись”, детей устроила музыке учить – “зачем это надо?”». А она считает, что на всю жизнь детям отдала. Спрашивается, зачем такая жизнь? Возьми себе. Понимаете, в этом дело.

А как научиться любви? Очень просто на самом деле. Вот, если взять электрический мотор и начать вращать руками ротор, то на клеммах, где обычно ток подсоединяется, возникнет разность потенциалов, то есть возникнет электричество, а сам мотор будет работать как генератор выработки тока. Так же и здесь, если мы с вами, будучи людьми эгоистичными, и очень гордыми, и очень ленивыми, и очень противными, будем себя заставлять делать добро… Сначала какое-нибудь самое простое, например, сижу в автобусе, и смотрю, как постепенно заполняются места, как только все заполнились, я сразу встаю, чтобы следующий, кто войдёт, мог сесть, не зависимо, кто это будет: беременная женщина или больная старушка или молодой парень – совершенно неважно. Для чего? Я даже не знаю того человека. А просто ради того, чтобы ему было получше, а мне было чуть похуже. Сначала я буду это делать с трудом, потом, может быть, с сожалением. Ну, мне 60, а ему – 25, такому лбу место уступил. Ничего, я делаю это для себя. Для чего? Чтобы умягчать своё сердце, учить своё сердце предпочитать ближнего самому себе.

Вот, надо начать с таких пустяков и каждый жизненный случай использовать для такого упражнения. А Бог, когда увидит, что вы встали на путь подвига во имя любви, Он будет вам всё время предоставлять такие возможности, где вы можете уступить, где вы можете отдать свою очередь, где вы можете дать денег и тут же забыть. А не думать, когда он отдаст, напомнить или не напомнить, тем более что напоминать бесполезно: никто никогда не отдаст. Поэтому давайте столько, сколько можете и сколько не жалко. А то ведь иногда просят уж очень много, а потом придётся от банков отбиваться. Это незачем. А сколько можешь, сколько не жалко – дал и забыл. И если постоянно в этом упражняться, то постепенно мы это будем делать не только легко, а Сам Бог через нас будет это делать. Попробуйте. Я вам гарантирую – всему научитесь.

«Как быть, если человек стремится жить по заповедям Божиим, любить ближнего, но при этом испытывает внутри себя мысленную навязчивую грязь, скверные помыслы, хульные, унывает от этого раздвоения, искренне мучается?»

В книгах святых отцов есть целые главы, посвящённые хульным помыслам. Почитайте.

«Что для Вас означает фраза “хочешь любить всех – не принадлежи никому”?»

Не знаю, по-моему, эта фраза такая странная какая-то. Мы все принадлежим Богу – это во-первых. Потом, каждый человек принадлежит какой-то семье, каждый человек принадлежит какому-то народу, каждый принадлежит какому-то сословию или кругу людей. Каждый принадлежит какому-то государству. Как так – «не принадлежи никому»? Что же мне теперь, уже России не принадлежать? Странно.

«Научите, пожалуйста, сдерживать раздражение и гнев, которые неудержимо перерастают в страшную ярость по отношению к детям».

Да, гнев – это есть смертельно опасная страсть. Гнев – смертный грех, потому что убивает душу. Вот я помню, мама наша, когда мы, дети, начинали гневаться, брала зеркало и показывала нам, как мы выглядим. Потому что когда человек в гневе, у него вместо лица бесовская рожа. Вот, и это останавливает. Попробуйте и Вы, как чувствуете гнев, как только начинает закипать, подойдите к зеркалу, посмотрите, не превращается ли Ваше нежное личико в бесовскую рожу. Может, Вас это остановит.

А вообще, конечно, очень важно не дать гневу уже закипеть. Как кипение воды в кастрюле начинается с одного пузырька, который всплывает ото дна и летит к поверхности, так и гнев. Нужно поймать этот момент, и это должно быть сигналом к молитве. Во время начала гнева нужно молиться до тех пор, пока он не пройдёт. В гневе нельзя ничего делать: нельзя никому ничего говорить, нельзя готовить пищу, потому что ей можно отравиться потом, в гневе нельзя воспитывать детей, в гневе нельзя разговаривать с супругом, потому что о половине из тех слов, что ты скажешь, ты будешь потом жалеть. Ну и так далее. То есть главное – гнев не выплеснуть. И если всё время будем этим упражнением заниматься, то потихонечку мы научимся гнев обуздывать. А если будем ежедневно молиться и поститься с просьбой к Богу, чтобы Он избавил нас от этой пагубной страсти, то лет через 10 сможем с гневом справиться совсем.

«Но если у тебя есть свои цели, мечты, например, поступить в университет, хорошо зарабатывать и программировать, это признак эгоизма или нет?»

Конечно, это признак эгоизма. Нет ничего плохого, если человек поступает в университет. Я сам когда-то поступал. Но если я это делаю для себя, чтобы зарабатывать себе деньги, ну, понятно, что это эгоизм. А нужно главной целью жизни иметь намерение послужить Богу, а послужить Богу можно только через ближнего. «Что сделали одному из малых сих, то сделали Мне». И Христос, обращаясь к человеку говорит: «Я был в темнице – ты меня посетил? Я болел – ты ко мне пришёл? Я был голодный – ты меня покормил?». Это Сам Бог говорит человеку. Поэтому, если в университет, то с какой целью? Ну, чтобы, может быть, в дальнейшем стать преподавателем и учить молодое поколение науке. Или чтобы самому наукой заниматься. Опять – для чего? Для своего народа. Не с целью обогащения, не с целью стать ударником «комунестичего куда». Совершенно с другой целью.

Очень важно целеполагание, понимаете? Зачем я это делаю? Вот, я кидаю камень вдоль какой-то просеки в лесу. Какая у меня цель? Если у меня цель – подранить птицу, то этот поступок плохой, а если моя цель в том, чтобы камень убрать с тропинки, чтобы кто-то не разбил об него ногу, то же самое действие – хорошее. Если я убиваю человека для того, чтобы отнять у него кошелёк, этот поступок нехороший, если я убиваю человека, потому что он пришёл с намерением убить мою семью, то совсем другое дело… Как вот по телевизору показывали одного армянина. Пришли грабить его семью, он троих зарезал. Молодец! Правильно сделал.

Реплика из зала: А суд…

Прот. Димитрий Смирнов: Это не суд, это называется самооборона. Вы неправильно квалифицировали его действия.

«Как найти себе невесту? И чтобы тёща была хорошая».

(В зале раздаются аплодисменты – прим. ред.)

Что вы хлопаете, сейчас расскажу как. Надо пойти в большой храм и встать на клирос. Там всегда полно невест. Потом к той, которая наиболее понравилась, пойти домой в гости. И уже изучать тёщу. Если тёща не подошла, переходим к невесте номер два. Но действовать надо быстро, потому что если будете часто ходить, у них уже на Вас будут определённые планы, если Вы потом отрулите в сторону, то это по отношению к невесте будет плохой поступок. Так нельзя. 100 лет назад даже считалось неприличным ходить в дом, где есть невеста, если ты не собираешься на ней жениться. Потому что если ты не собираешься, тогда своим приходом ты уже бросаешь тень, дескать, ты пришёл, а она тебе не подошла. Это уже по отношению к ней поступок нехристианский. Сначала всё разведываешь со стороны, потом делаешь предложение, а потом только на правах жениха можешь приходить. Вот так наши предки очень деликатно решали этот вопрос. Но тут ещё, конечно, нужно обязательно советоваться со старшим поколением, если священник толковый и не молодой, то можно и с ним.

«Ваше отношение к семье Стерлиговых».

Семью я не знаю, самого Германа знаю. Отношение… Ну, когда что-нибудь про него по телевизору показывают, всегда с удовольствием смотрю: что он ещё придумал. Такой творческий человек. Но мне кажется, что семью он уже немножко замучил.

«В семье двое детей, один из них приёмный. Хочу взять ещё одного. Не беру ли я на себя лишнюю ответственность?»

Ну, это только Вам решать. Каждому по силе. С женой посоветуйтесь.

«Какова Ваша цель на следующем посту?»

(вопрос в связи с новым назначением о. Димитрия, С 12 марта 2013 года назначен первым заместителем председателя и руководителем аппарата Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства – прим. ред.)

Цель недостижимая, но выступающая в качестве некоего маяка. Заключается в том, чтобы вернуть Россию к многодетной семье, чтобы каждая семья каждому новому ребёнку радовалась. Есть ещё люди, которым Бог не дал детей… Ну, как я, например, у меня только одна дочка. Вот у младшего брата – восемь. Вот те семейные пары, которым Бог не даровал детей, с удовольствием бы усыновляли, кто сколько может. Кому сколько по силам, но не меньше пяти. Вот у меня такая цель. Посмотрим, за оставшуюся часть жизни что удастся.

Когда мы организовывали 20 лет назад Медико-просветительский центр «Жизнь», то у нас в стране противников абортов было меньше пяти процентов, а сейчас – 46. Поэтому ещё немножко, и, может быть, даже запретят аборты в стране. Так что есть опыт создания таких структур, и филиалы нашего центра «Жизнь» есть в 120 городах СНГ, не только в России, но и в Казахстане, Белоруссии, Украине. Очень много последователей. Так что есть опыт создания таких сетевых организаций.

«Мы с мужем в браке 27 лет. Воцерковляться я стала в прошлом году. Муж не против, что я хожу на службу, читаю утренние и вечерние молитвы. Очень аккуратно зову его с собой в храм на службу, на Исповедь. Результат нулевой».

Ну, раз позвала, и хватит.

Был такой случай, описывается в одной книге ХIX века. Одна женщина вышла замуж за лютеранина. Жили они, жили, не знаю, 27 лет или меньше, но однажды он ей сказал: «Я хочу стать православным». Она спрашивает: «А что тебя подвигнуло на это?», а он отвечает: «Когда ты в воскресенье приходишь из церкви, от тебя идёт такой свет, в тебе столько радости, тепла, любви. Я тоже хочу». Без всяких уговоров.

«Как вести себя с мамой, которая хочет как бы лучше и во всё влезает, постоянно навязывает своё мнение? Как не обидеть её? Её поведение вызывает раздражение, а живём вместе».

«Живём вместе» – тут мало что можно сделать. Лучше разъехаться, своя семья, своя жизнь. А женщину можно убедить в чём угодно, только не в том, что она не права. Поэтому лучше на это время не терять.

«Как подавать записки о здравии, если по документам – Ираида, в миру – Ирина? С каким именем крестили, я не знаю, было в раннем детстве».

Дело в том, что имя можно человеку менять тысячу раз в год. Выбираешь себе имя… Можно так: календарь открываешь, раз – Аделаида. А можно ещё какой-нибудь принцип: по дню рождения, или вот любишь Людмилу Зыкину, Людочкой назовись. Священник читает молитву из Большого Требника, где тебе меняют имя, после этого ты причащаешься с новым именем, и всех оповещаешь, что ты теперь не Ираида, а Аделаида, или там, Жаклин. И всё.

«Скажите, пожалуйста, Ваше отношение к роману Достоевского “Братья Карамазовы”».

Очень хорошее. Даже мама нас назвала в честь братьев Карамазовых: Дмитрий, Алексей и Иван. Нас три брата. Так что с детства ещё до того, как я прочёл этот роман, были самые тёплые чувства и к Фёдору Михайловичу, и к его роману.

«Может ли быть человек уверен в том, что то, что стало известно священнику на Исповеди, останется тайной? Ходят слухи о тесном взаимодействии священнослужителей с правоохранительными органами».

Во-первых, по закону теперь у нас запрещено правоохранительным органам склонять священника к даче такой информации. По закону даже. Это первое. Во-вторых, если б мне было не лень, я бы сбегал в машину, там у меня лежит целая пачка исповедей, я бы вам почитал с удовольствием, чтобы вы убедились в том, что то, что там написано, никакие правоохранительные органы никогда в жизни не заинтересует. Поэтому все эти слухи относятся к информации под грифом ОББ. Одна баба болтнула.

Однажды я приехал к своему другу на приход. Сели за стол, и там одна бабушка мне рассказывает: «Знаете, у нас здесь раньше служил отец Дмитрий Дудко, и у него под кроватью стоял передатчик, и он всё передавал в Америку!», а я говорю: «Да что ты? Что же он передавал-то?» – «Ну не знаю… Всё!» – «Что, расписание богослужений что ли? Или какого цвета у тебя нижнее бельё?» Вот какими такими секретами обладает бабьё на приходе, чтобы это ещё в Америку отправлять, а там бы это ловили? Где у неё заштопано, где у неё дырка… Ну это вообще, интересно… Этот человек совершенно не представляет, чем занимаются специальные службы. Уж я-то представляю… Та информация, которой владеет священник, особенно исповеди, она абсолютно не представляет никакого интереса ни для каких оперативных служб. Понимаете?

Среди нас здесь в зале сидит один контрразведчик. Да. Я его знаю в лицо даже. Он что сюда пришёл, снимать с вас информацию что ли? Да нет у вас никакой интересной информации. Он пришёл лекцию послушать, потому что он в церковь ходит, ему вот это интересно. Понимаете?

«Как достичь мужества, которым обладали наши великие воины: Александр Невский, Суворов, Фёдор Ушаков? Можно ли назвать мужественным Спартака, князя Святослава Игоревича?»

Можно, конечно, назвать и их.

Как достичь. Этого достичь невозможно, потому что Вы перечислили людей-гениев. Вот доктором наук может стать практически любой. Надо только быть добросовестным, трудолюбивым человеком. А вот академиком – извините. Тут уже нужно быть семи пядей во лбу. А лауреат Нобелевской премии – нужно уже не семь, а 14. И то, даже если ты достоин, совсем необязательно тебя выберут. Тут нужна определённого рода гениальность. Это штучный товар. Вы перечислили гениев. Можно стать мужественным человеком, но таким, как Фёдор Фёдорович Ушаков и Александр Васильевич Суворов – это нереально. Это два наших полководца. Которые не проиграли ни одного сражения. Знаете, это просто невозможно. Это гении из гениев. Это всё равно что спросить: «А можно стать вторым Пушкиным?» Нереально. Такие рождаются раз в 200 лет. Но 200 лет прошло со дня его кончины, второго пока не видать.

Но просто мужественным человеком стать можно. Этому помогает, например, спорт, например, достижение целей, участие в соревнованиях. Если мужественная профессия, то она будет способствовать мужеству.

«Батюшка, ограждать ли детей от деда, который, будучи венчанным с мамой, бросил её и женился на другой женщине?»

Слишком мало информации. Нужно знать, как он влияет ещё.

«Если исповеданные грехи продолжают давить, как быть?»

Терпеть.

«В семье четыре дочки, молюсь о даровании сына. Грех ли желать ребёнка определённого пола?»

Нет, не грех.

«Кто был Вашим духовным наставником?»

У меня было много. Ну, может быть, человек семь. Самое последнее время – такой старец отец Павел Троицкий (он уже умер, 97-ми лет), который 20 лет пробыл в лагере, а оставшуюся жизнь провёл в затворе. Я его никогда не видел, у меня только есть его две фотографии: одна лагерная, а другая до лагеря. Мы общались с ним через письма. Письма эти у меня сохранились.

«Как найти жениха?»

Вот это проблема. Это действительно чрезвычайно трудно. Жених как вид вывелся в нашей стране. С мужчинами проблема. Но настоящие мужчины есть ещё у нас и в армии, и вообще в военных организациях, там ещё есть… Вот, если туда устроиться на работу, там можно приглядеть.

«Есть ли смысл и не является ли грехом обращаться за помощью к врачу-психиатру?»

Конечно, не является грехом. Я сам постоянно всех туда отправляю.

«Что я могу сказать свёкру, который выкинул Библию баптистов, говоря мне, что это Библия сектантов?»

Ну… Скажите ему, что могут руки отсохнуть от таких вещей. Достаточно сравнить текст, который издала Московская Патриархия и текст, так называемый, баптистский: они совершенно идентичны, потому что этот текст создавался целой Комиссией Библейского общества под руководством святителя Филарета митрополита Московского, мощи которого пребывают у нас в храме Христа Спасителя. Как можно Библию выбрасывать?

«По прививкам такая противоречивая информация. Какие прививки нужно сделать, какие делать категорически нельзя?»

Это надо спрашивать у специалистов. Я не специалист по прививкам. Я только знаю, что существуют правила, как делать вообще все прививки. И знаю, что, как правило, эти правила не выполняются у нас медицинскими работниками. Из-за этого часто бывает, прививаемые, дети в частности, гибнут.

«Когда внук 10 лет отходит полностью от Бога, как поступить?»

Если уже отходит, задача очень трудная.

Известно по статистике, если папа верует в Бога, дети веруют в 80-ти процентах случаев. Если верует в Бога только мама, дети веруют только в семи процентах случаях. Всё зависит от папы.

« “Возлюбите друг друга как самого себя”, а себя любить мы умеем. Что значит “любить себя”?»

Ну что ж, это можно разъяснить. Вот кто-то из нас, я имею в виду и себя тоже, совершаем какой-то мерзкий поступок. И если нас спросить (с глазу на глаз, конечно): «Как этот поступок, хороший?», мы признаем, что он мерзкий. А если нас спросят, а за этот поступок стоит ли нас повесить, мы, конечно, скажем: «Стоит». «А хочешь ли, чтоб тебя повесили?» – «Нет, не хочу. Я больше так не буду». Вот к ближнему мы обычно относимся – «так бы и убил бы», а к самому себе – «убил бы, но простите». Что это значит? Со снисхождением. Любить, как самого себя – это значит к ближнему нужно относиться с таким же снисхождением, как к самому себе. Понятно?

«Если человеку не нужна наша любовь, и он отказывается от помощи, когда в ней нуждается…»

Ну, так и бывает. Бывает. Ну, например, человек в каком-то припадке может рвать на себе бинты. Тут надо тоже разумно действовать. Иногда можно даже какую-то силу применить. А когда человек спокойно, сознательно отказывается, насиловать другого человека не стоит.

«Если хочется послужить ближнему, а получается человекоугодие, либо ухудшаются отношения, особенно в работе, так как многие сослуживцы этим пользуются, в результате ты не успеваешь выполнить свои основные обязанности».

Нет, очень важно распределять: главное, второстепенное, свои обязанности. Это как вот, знаете, можно соседу помочь написать контрольную, а свою завалить. Спрашивается, ну кому это надо? Всё надо делать разумно. Понятно, что это не всегда будет получаться, но к этому надо стремиться.

Так, всё. Большое спасибо за ваше внимание.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 19

    1. Evgenij-pozitivnyi:

      Спасибо вам,отец Димитрий, и всем, благодаря кому есть возможность увидеть и услышать эту лекцию в записи. Очень полезно.

    2. intacto:

      И еще. Бывают регулярные вопросы на блоге про обращение к психологам и психиатрам — не зазорно ли. Пограничные состояния у человека возникают еще и в том случае, когда вроде внешне все прекрасно, но почему-то хочется влезть в петлю. Тоже потеря смысла жизни. И вот тут очень важно к кому он попадет. Не всякий специалист человеку сможет помочь — из кабинета психолога или психиатра в церковь не посылают и не направляют. Если это не православный психолог только. И качественное профессиональное лечение не в каждой районной поликлинике ждет своих пациентов. Как правило это для человека оканчивается потерей денег, времени и подсадкой на антидепрессанты. Так как если человеку начинают смысл жизни подменять на суррогат, то станет еще хуже.

    3. AlevtinaV:

      жаль что не посетила, не знала. надеюсь, получится в следующий раз)

    4. Sergey_M:

      Спасибо за хорошую лекцию! О настоящих ценностях и иерархии ценностей. Бальзам на душу. Мудро и доходчиво. Всё сразу встаёт на свои места.

    5. intacto:

      Люди готовы платить деньги неким лицам, которые объявят свои семенары как тренинги личностного роста и пронесут околесицу про то как надо себя развить, возлюбить и т.д. Псевдоюмор такой ситуации таков, что люди, судя по всему, тоже ищут смысл жизни. И выбирают для этого медийных персон. Им кажется что сейчас откроется секрет на таком тренинге. А персоны (в частности Ирина Муцуовна) готовы делится опытом, при этом зарабатывая. Одни платят, другие глаголят — только смысла как не было, так и нет.

      • s2235:

        Почему же, «смысл» есть, он у них есть только с обратным знаком, и «ценности» у них свои «общечеловеческие», «европейские», ну как у бедных французов сегодня. К примеру свобода. Если в Православии Свобода это значит от мерзости, ну к примеру свободен от алкоголизма плюс к свободе, свободен от наркомании плюс, свободен от зависти плюс, свободен от жадности плюс, сильный свободен в силе своей. Говорит Христос «Познайте Истину и Она вас сделает Свободными», а там свобода слабости, свобода инстинктов, свобода разрушения. Им плевать на детей, не говорю уже о ближних, нечего даже бисер метать. То к примеру что тварят власти в этих странах, есть самое настоящее развращение не только малолетних, это развращение целого народа и целых народов, за это в цивилизованном мире хотя бы лечат или ограждают а там в ладоши хлопают, любят они ближнего свого? Им плевать.

    6. TINA R:

      Очень понравилась лекция!!! Благодарю отца Димитрия!!! ДАЙ БОГ, нам следовать его советам!!!

    7. kotova natalia:

      Батюшка, спасибо за интересную лекцию. После любых Ваших бесед и лекций задумываешься и контролируешь свои поступки. Как легко становится,когда не обидел человека, не разгневался. Дай,Вам,Бог здоровья.

    8. Iena:

      Лекция очень полезная для души.
      Тема актуальна!!! Есть над чем задуматься! Спаси Вас БОГ!!!

    9. Natalia1603:

      Спасибо, слушала и внимала.
      Давно для себя решила, что расхожая в миру фраза о том, что «стареть нужно красиво» означает, что с годами человек должен стать добрым, искоренить зависть, жадность, гневливость и прочие пороки. Прийти к вере, смирению и любви. На такого старика/старушку приятно смотреть, а уж общаться с ними, как бальзам на душу. Хуже нет, чем к старости превратиться в злую сварливую старуху Шапокляк. Господи, помилуй.
      А батюшке Дмитрию низкий поклон!!!

    10. Дария:

      Спасибо , за лекцию слушала с удовольствием.

    11. Yana_Budyak:

      Потрясающая лекция, все четко и лаконично. Спасибо.

    12. Lena.it:

      А чё это разведчик то исчезает со своего места, то снова появляется? :)

    13. Larkisa:

      Спаси Господи батюшка!
      Так хотела попасть на лекцию, но не получилось…
      Благодарю за публикацию.
      о. Димитрий, как всегда доходчиво, остроумно и толково, все объяснил нам, бестолковым…))
      Такая радость от еще одной встречи с батюшкой.

    14. grigory vladimov:

      как же нужны сейчас такие мудрые.доброжелательные.с добрым чувством юмора беседы и лекции,беседы,подобные тем,что проводят о.Димитрий,проф.Осипов.В том тяжелом духовном и душевном разладе,в к-ром все мы живем,их советы и объяснения-ю как рука помощи.Дай им Бог сил,терпения и мужества на этом нелегком пути

    15. kuzma_prutkoff:

      На редкость интересная лекция. И самая лучшая на тему «Смысл жизни».

    16. Наталья Никовская:

      Спасибо. Как всегда очень интересно. Я очень хотела попасть на такую лекцию. Если можно было узнать где и когда вы их читаете. Спаи вас Господи.

    17. makdalin:

      Очень доходчиво. Спасибо за Ваш труд!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.