Интервью интернет-порталу "Православие и мир" о некоторых важных аспектах церковной жизни
Пасторские советы и наставления протоиерея Димитрия Смирнова о таких значимых аспектах церковной жизни, как крещение, воцерковление, венчание, отпевание и др. Интервью берёт журналист Оксана Головко.

О крещении

– Первое. Наставления, пасторские советы для того, кто собирается креститься, но уже будучи не младенцем, понятное дело, а в сознательном возрасте.

– Ну что по этому поводу сказать? Даже вот такая фраза «собирается креститься». Это ведь не частное дело. Креститься – это значит соединяться с Церковью, поэтому Церковь должна знать, что некий гражданин Земли желает с ней соединиться, крещение – это не его дело. А считает ли она возможным соединение данного персонажа человеческой истории с Церковью. В идеале это должно выглядеть так: тот, у которого родилась такая мысль, должен найти человека из Церкви, которому он должен об этом сообщить. А человек Церкви либо сам, либо должен передать его другому, который был бы для него проводником по тому пути, по которому он должен пройти до врат Церкви. Этот период называется «оглашением». А уже после этого передать его священникам, сообщив о том, что этот человек уже прошёл путь, который заключается в том, что человек знает, в чём сущность христианства. Знает священные книги христиан, знает, что происходит в храме, и он знает, что такое покаяние – что он должен совершить перед крещением и в чём будет выражаться его христианская жизнь. Крещение – начало христианской жизни данного человека. Если священники убеждаются, что человек действительно таков, тогда назначается день, и над ним совершается Таинство святого крещения. После этого Церковь производит с ним заключительный огласительный краткий цикл, так называемые тайноводственные беседы: ему говорится о том, о чём не говорится всему миру – о таинственной жизни Церкви, о святой Евхаристии, об исповеди и вообще о Таинствах Церкви. И начинают вводить в эту жизнь. После крещения человек начинает исповедоваться, причащаться. Желательно, чтобы появился такой священник, который бы им занимался, на первых порах руководил бы его христианской жизнью. А впоследствии, когда он окрепнет, как мы говорим, духовно, он может выбрать себе того священника-духовника, который будет его сопровождать довольно длительный период, а может, и всю жизнь. Вот надо так.

– А вот этим человеком, который ведёт на стадии оглашения, должен быть священник или нет? Или всё-таки лучше священник?

– Это не обязательно совсем. Даже, наверное, лучше, чтобы не священник. Но это должен быть такой просвещённый мирянин, у нас есть такой термин «воцерковлённый».

– А может, на какие-то внутренние моменты стоит обратить внимание человеку, который делает шаг на пути к Церкви? Что-то читать, может быть?

– Конечно. Не что-то, а человек, как минимум, должен прочесть перед крещением четыре Евангелия и Деяния святых апостолов. Это обязательно, это минимум. И потом желательно, и какую-нибудь книгу, такую как Закон Божий, Катехизис и т. д. Но не просто прочитать, как какую-нибудь брошюру, а действительно её осмыслить.

– А как это? Если человеку захочется менять свою жизнь, то как это сделать?

– Что значит «захочется»? Он обязан её менять. Крещение предполагает полное изменение жизни. Начиная с изменения ума и сердца, и кончая изменением поступков. Нужно менять отношение к миру, отношение к семье, отношение к родственникам, отношение к той среде, в которой живём. Всё нужно менять. Вот это изменение называется покаянием.

– Вот как это понять? Понятно, если человек жил долго, то может быть накопилось смертных грехов, а если нет. Если берёг человека Бог, жил тихо, семьянин, работал в офисе...

– А вся наша жизнь - смертный грех. Начиная от работы в офисе, и заканчивая отстаиванием очереди в булочной за свежим хлебом. Просто не все это видят и чувствуют. Потому что нас постоянно обуревают все семь страстей. Эти страсти – смертные. Тщеславие, гордость или зависть, уныние или блудность . Люди не только не противостоят, но и даже культивируют их. И это уже никак не связано с христианской жизнью.

– А какие ошибки может допустить человек, который стремится к крещению? По Вашей пасторской практике, что Вы посоветуете, чтобы избежать этих ошибок?

– Ошибка это не наш термин. Христианин должен понимать, что такое христианство. Ошибок быть не может. У него может быть падение. Когда человек вместо резкого слова выразился нецензурной бранью – это не ошибка, это падение. Не только христианин, но и любой воспитанный человек, оправдывая себя, понимает, что он поступил нехорошо. В любом случае. Поэтому тут дело не в ошибках. Христианин должен быть исполнен решимости жить свято.

– А если человек ещё не христианин, он идёт к этому, и начинает чрезмерно бросаться в какую-то сторону...

– Бросаться – это уже гораздо позже. Да есть такие ошибки у уже крещёных. Это так бывает. Набор ошибок давно известен: излишнее усердие, постоянное сосредоточенность на чем-то или слишком скрупулезное исследование своих грехов... Есть такие болезни неофитов. О них тоже нужно знать, безусловно. И тот, кто будет наставлять, в случае если это проявится, должен указать на неправоту.

– И вот скажите, пожалуйста, какое-нибудь обращение, напутствие тем людям, которые собираться пойти креститься и стать членами Церкви.

– Не торопиться с этим, но и нарочито с этим не затягивать. Нужно спокойно и ритмично идти вперед, много читать, беседовать с христианами, много спрашивать. Желательно, чтобы тот наставник, который появится, был на много шагов впереди.

– Спасибо! Следующая тема: наставления или советы тем, кто собирается стать крёстным ребёнка.

– Это, прежде всего, зависит о той семьи (в которой будут крестить ребёнка – прим. ред.). B второе – какой у него мотив. Потому что выбор, как правило, случайный или родственно-географический и тому подобное. Это всё не годится. Нужно иметь твёрдое намерение и желание, и, следовательно, возможности крёстного участвовать в христианском воспитании ребёнка. Если семья будет предоставлять такие возможности и есть намерение, тогда стоит входить в эту историю, в противном случае смысла нет.

– А если семья церковная, или нецерковная, надеется что ребёнок с помощью крёстного пошёл по этому пути…

– Если нецерковная семья, то не имеет смысла воцерковлённому человеку участвовать в крещении их ребенка, потому что понимания всё равно не будет. Пусть они ищут крёстного из таких же невоцерковлённых людей – они лучше поймут друг друга, никаких требований не будет и всё для них обойдется.

– А если церковная семья и крёстный. Что он должен понимать, как готовиться?

– Готовиться никак не надо. Задача каждого христианина – быть апостолом. И наше апостольство должно быть направлено и на детей тоже. Он берёт на себя задачу духовной миссии в отношении этого дитяти. По мере роста участвовать в его просвещении. Поэтому и здесь должна быть решимость и готовность: и книги читать, и с ним заниматься, и водить его в храм, и помогать его родителям в этом воспитании. Очень серьёзно, профессионально, нужно этим заниматься.

– А непосредственно к Таинству готовиться?

– К таинству готовиться... В союзе с папой и мамой выбирать степень подготовки, которую может осилить этот ребёночек. Участвовать, давать ему пример, поддерживать.

– А разве не может быть... Говорят же некоторые священники, что через детей воцерковились родители. Они крестили детей, начинают носить их на Причастие, а потом смотришь – они сами втянулись и начинают воцерковляться через детей...

– Такое тоже бывает. И я привожу пример, у меня был такой случай, ко мне на исповедь пришла женщина, говорит: «Я хочу покаяться – я убила человека». Я говорю: «Хорошо, слушаю тебя», – «Меня мой муж достал, и я его зарубила топором... И вот я сейчас вышла из тюрьмы, месяц назад. И вот хочу в этом покаяться. Отсидела восемь лет…» За убийство восемь лет у нас полагается. «…У нас в тюрьме был храм, и я воцерковилась. И очень благодарна тюрьме и нашему батюшке, который нас посещал – он меня наставил на путь истинный, и я теперь христианка». Благодаря этому несчастью она пришла ко Христу. Но я не могу рекомендовать всем рубить мужей, чтобы приобрести христианскую веру. Всякие случаи бывают. Мир наш живёт вверх ногами. Сначала приходят к Богу младенцы, потом их родители... Пути Господни неисповедимы. Я тоже считаю, что не надо эти пути заграждать. Я так понял, ваш проект о том, как надо, и я Вам рассказываю, как надо. А что бывает в жизни... К примеру, эта женщина. Я даже помню её лицо. Взрослая женщина, примерно Вашего возраста.

– Что нужно человеку, который собирается стать крёстным? На что обратить внимание? Взвесить. Может быть, стоит отказаться? Говорят перед крещением лучше 10 раз подумать...

– Десть раз не обязательно, достаточно один раз подумать. Нужно просто оценить свои возможности. Во-первых, уровень своей христианской грамотности, во-вторых, твои возможности миссионерские, в-третьих, педагогические, потому что тут, как каждому педагогу, а ведь ты собираешься быть христианским учителем, дидаскалом, тебе необходимы определённые качества души. Не может ведь крёстный кричать на своего крестника или бить его по затылку, говоря: «Дурак! Неправильно Символ Веры ты читаешь». Он должен на шаг вперёд идти, в возможности управлять своими страстями, и своих знаниях он должен, понятно, опережать. И быть дополнением. Школа, в частности, такая микро-школа, христианская – это же всегда дополнение к семье, как к домашней церкви. Мы отдаём детей в школу, при храмах есть воскресные школы. Это совершенно необходимые вещи, совершенно. Чтобы человек напитывался знаниями. Другое дело, что у нас в школе не всё совершенно, ну уж какие мы есть. Надо исходить из возможного.

– Ещё вопрос. Случай, когда человек был крещён в детстве, но рос вне церковной среды, вне церковной жизни. Будучи уже взрослым, понял, что ему надо идти в церковь, к Церкви. Ему какие-нибудь наставления…

– Он должен сначала восполнить своё невежество. То есть надо начинать учить, начиная со Священного Писания, потом учебник по Закону Божьему, потом исповедь за всю жизнь, потом соединение с Церковью через Таинство покаяния, а потом уже переходим к чтению святых отцов, к изучению Богослужения, чтобы в нём участвовать полноценно.

– А какие книги нужно читать сначала, чтобы пойти по этому пути? И какие книги по поводу Богослужения Вы порекомендуете?

– Евангелие, потом Священную историю. Даже перед Евангелием можно прочесть Священную историю Нового Завета, для того чтобы Евангелие лучше усвоилась. Потом Священную историю Ветхого Завета, потом Ветхий Завет почитать. Потом уже учебник по Закону Божьему, любой, они все достаточно хороши, тот который на душу ложится, потому что все они по времени отдалены от нас по своему созданию, многие вещи читать довольно трудно, есть какая-то архаичность, но это можно преодолеть. Написаны и современные вещи, но о них я уже просто не знаю. Но это легко узнать, можно пойти в нашу Синодальную библиотеку в Андреевском монастыре, если мы в Москве живём, и обязательно найдём книги, их много, никакого недостатка в них нет.

– Объяснение Литургии в каких книгах можно узнать?

– Объяснение Литургии есть начиная с Николая Васильевича Гоголя в самой литературной форме, тоже неплохо с этим ознакомиться. А так очень много всяких исследований, сейчас я затрудняюсь их перечислить – читал эти книги 30 лет тому назад. Есть и Литургии, есть Толковый Типикон, книги по исследованию Устава Православной Церкви Скабаллановича. Это такие, уже научные труды. Каждый себе по уму и развитию может подобрать книгу и через неё увидеть наше Богослужение.

– А полезно найти себе собрата по разуму, который находится на такой же стадии, и вместе с ним идти?

– Вдвоём всегда лучше, это традиционно. Можно друг с другом это обсуждать, и книгами обмениваться. Это полезно, конечно. Ещё полезен какой-нибудь кружок при храме, например, в котором будет толковый человек с ними заниматься.

О венчании

– Спасибо! А теперь наставления для тех, кто собирается венчаться, создать семью.

– Опять же – все люди разные. Некоторые на вопрос «Зачем Вам это надо?» отвечают: «Хочу!» Это хороший ответ, но неполный. Когда спрашивают людей «А что ты от этого ждешь?», речи мы услышим неадекватные данному Таинству. Для того чтобы совершить Таинство брака, нужно соблюдение очень многих условий. Например, и жених, и невеста должны хотеть создать христианскую семью. Для того чтобы этого хотеть, нужно знать из чего она состоит и чем отличается от всех прочих семей. Это нужно очень хорошо знать и этого хотеть. Нужна решимость, чтобы от этого строительства не отклоняться. Тогда этим двум людям потребуется помощь Божья, потому что это строительство – вещь весьма трудная. Без Бога её невозможно осуществить. Поэтому они идут в церковь и просят церковного благословения на их брак. Тогда совершаем Таинство, и через это Таинство два супруга получают благодать Божью на строительство домашней церкви. Вот так.

– А технически как им к таинству подготовиться? Что нужно знать?

– Технически, желательно, чтобы перед Таинством брака был пост не менее трёх дней, а лучше бы неделю. Потом совместная исповедь, и совместное Причастие. Ещё лучше, чтобы Таинство брака, как в древности, совершалось на Литургии. Есть такой чин Соединения, опять возращение. Потому что Венчание устроено по принципу Литургии. Костяк именно такой. Они на Литургии вместе, совместно причащаются. Вот это идеальный вариант. Но тот вариант, который применяется сейчас, когда молодые люди причащаются, а Таинство совершают уже после Литургии, никакого ущерба браку не несёт.

– А вот изучать, что происходит на Таинстве, понимать, что происходит на Таинстве? Потому-что венчающиеся супруги находятся в состоянии страха, в волнении...

– А они просто должны знать хорошо молитвы, которые священник от имени Церкви будет над ними читать. Вот и всё. Какой-то трепет всё равно будет. Потому что это действительно самое ответственное дело на земле, я бы даже сказал, что это более ответственное дело, чем рождение нового человека.

– То есть важно ещё подумать, идти к этому Таинству или нет?

– Да, и вообще, стоит ли жениться-то? Или замуж выходить? Не лучше ли оставаться, как апостол Павел, как он нам всем и рекомендовал. Потому что если человек в земных хлопотах по дому или вокруг кухни забудет своё главное предназначение домашней церкви, то смысл брака будет утрачен, и тогда горе такой семье – она начинает умирать.

– По поводу строительства семьи. На что обратить внимание супругам? Сейчас даже нередки такие вещи как, в кавычках, «развенчание», люди просят их «развенчать». Что делать, чтобы у них и не возникала мысль, что это слово существует?

– Всякие мифы у нас существуют. Ну, просто такого не может быть принципиально. Как нельзя «раскрестить», «разисповедовать». Это невозможно сделать. Если Таинство совершилось, то совершилось. Но если люди не справились, и их брак всё равно рассыпался, то это просто их общий грех. А как «развенчать»? Когда люди говорят о «развенчании», значит они вообще не понимают, что такое брак.

– То есть они должны понимать, что это всё серьезно, и уже никуда не денешься?

– Нет, почему? Деться куда угодно можно. Сегодня повенчался, завтра расплевался, и пошёл подал на развод, через месяц женился на другой, потом на третьей... Почему нельзя?

– Если человек ответственный, верующий, он понимает перед кем он вообще...

– Ну... Верующие тоже… Жёны бросают, своих мужей-священников. Я знаю такие случаи. Что там у неё в головке, у бедной? Во всяком случае, в частной беседе, здесь на этом диване, сталкиваюсь с аргументами весьма странными, никак не связанными с пониманием, что есть Таинство брака.

– Но перед Господом-то всё равно брак есть, никуда не денешься, мало ли что мы делать будем. Вот понимает человек, что всё равно это никуда не девается?

– Нет, нет. Брак либо есть, либо его нет. Разрушиться может всё что угодно. Можно разрушить жизнь человека, можно разрушить христианскую жизнь, можно разрушить брак, можно разрушить государство, можно разрушить народную жизнь, можно разрушить любую культуру... Всё что угодно можно разрушить, и с браком то же самое. И что, Бог будет питать иллюзию по поводу разрушенных культур, государств или разрушенных браков? Да Он всё прекрасно видит.

– Чтобы не запутать людей, которые встают на путь построения домашней церкви, скажите какие-нибудь пожелания, на что важно обратить внимание?

– Самое главное понимать, что брак – это не дело двух людей. И даже то, что возникла поговорка «брак на небесах свершается», говорит о том, что в этом Сам Бог участвует. Создание семьи – это ответственность перед Богом, соответственно, перед своим народом, перед своими родичами, это и ответственность перед своим государством и так далее. Это всё большая ответственность. Это не шутки. Если человек этим пренебрегает, то он наносит вред, прежде всего духовный, себе.

– Спасибо.

– Пожалуйста.

Об отпевании

– И теперь помощь для тех, кто собирается отпевать умершего близкого.

– С отпеванием тоже связанно много всяческих суеверий. Потому что большинство людей, по моим наблюдением, относятся к этому магически: если умер человек, это воспринимается как несчастье, а чтобы каким-то образом это дело завершить, то его нужно отпеть, в результате чего всё будет хорошо. Что хорошо, не говорится. Вроде бы и усопшему хорошо, и всем остальным... И во что бы то ни стало стремятся совершить отпевание. В чём смысл отпевания, никто не понимает, и не слышит. На самом деле отпевание никоим образом не отражается на судьбе души усопшего человека. Отражается только вот что: молятся ли за этого человека. А, как правило, даже во время отпевания никто не молится. Хлопочут: кто цветочками занимается, кто веночками, кто свечками, кто перешептывается, черные платочки поправляют на себе. Какие-то такие хлопоты. А вот так посмотреть: из тех, кто собрался вокруг гроба, и чтобы кто-то молился – это случай такой редкий. А нужно как раз именно это. Слышат, что что-то поётся и читается, но что – в это никому не хочется даже вникать. Поэтому это вещь уже формальная. А формальные вещи только в магии играют роль, а вот в христианском богослужении – никакой роли. Это есть формальный акт, который стоит определённых денег, и когда усопших много, Церкви есть хоть какой-то доход. И эти считают, что раз они заплатили, значит тут что-то такое произошло. Вот такой подход совершенно не правильный. Отпевание – это прославление жизни христианина. А мы настоящих христиан отпеваем крайне редко, а чаще всего, людей, которые в общем к Церкви никакого реального отношения не имели.

– А что же делать? Как человеку подходить к отпеванию?

– Как подходить? Обычно его приносят. Если человек воцерковлённый, то тогда всё понятно. Его и приносят люди воцерковлённые. Его приносят в храм, где он молился, где его все знают. Это общее дело – его препровождают в Царство Небесное. Тут всё понятно. Когда же приносят с улицы какого-то человека, который никакого отношения к Церкви не имел, то получается какой-то театр абсурда. Но: родственники сами крещёные, они члены Церкви, хотя и удалились от неё очень далеко, и они этого хотят. Спорить с ними бессмысленно, и Церковь идёт на уступку. «Вы хотите его отпеть? Пожалуйста!» Мы отпеваем. «Ещё вопросы есть?» – «Нет». Всё. Извините пожалуйста, всего вам доброго.

– А если им посоветовать почитать молитвы, чтобы это было осознанно?

– Они их не услышат. Обычный человек вообще тексты не воспринимает. Он воспринимает какие-то короткие фразы: оклик по имени, или «Подойди ко мне, пожалуйста». А сказать ему какой-то текст, допустим, молитву «Отче наш»… В русском языке даже есть присловье «знать как Отче наш», то есть наизусть. Этого вообще не встретишь. Вот если спросить, что такое «Да святится Имя Твоё», ни один из крещёных людей вам не расскажет, потому что надо специальную воскресную школу окончить, постоянно к этому возвращаться, читать молитву «Отче наш», тогда она будет осмысляться... Вот этого ничего нет. Отпевание имеет смысл только для людей воцерковлённых.

– А если воцерковлённый человек столкнулся со смертью близкого, и с тем, что это Таинство будет в его жизни. Как ему готовиться?

– Ну как готовятся? Покойника обмывают, потом обряжают, потом кропится святой водой гроб, потом его туда укладывают, венчик кладут на лоб...

– А в духовном, молитвенном смысле?

– По усопшим читают Псалтырь со специальными молитвами о покаянии его души. Первая молитва читается на исход души: когда уже отошла к Господу, прочитывается Канон на исход души.

– И потом, когда читаются молитвы во время таинства, их нужно осмыслить...

– Да. Обычно церковные люди знают эти молитвы. Главная из них «Боже духов и всякие плоти...» Эту молитву знает каждый христианин, потому что на каждой родительской субботе она повторяется вслух народом, и она в молитвословах есть.

– А, в принципе, само Таинство помогает пережить уход умершего?

– Безусловно. Действует весьма утешительно. Был даже такой случай: кто-то умер в Лондоне, и английская королева, по-моему, Виктория, присутствовала на отпевании, и её так потрясло русское православное отпевание, что она попросила перевести на английский язык эти слова, и пение её глубоко тронуло. Конечно, это один из наших величайших чинов. Если бы люди вникали в смысл этих слов... Глубина и поэзия их необычайной высоты! Это великий учитель Церкви Иоанн Дамаскин составил эти совершенно божественные тексты. Очень жалеешь о том, что это не доносится до ума тех людей, которые присутствуют при отпевании.

– Я помню, в «Российской газете» было: умер один человек. Сначала была гражданская панихида, на которой вдова кричала перед ужасом смерти, темноты. А в храме она успокоилась. По контрасту.

– Ну это понятно. Что может мир предложить со своими гражданскими панихидами? И Церковь… Это две совершенно разные вещи!

Об исповеди

– Наверное, теперь для тех, кто на исповедь...

– Если человек собирается на исповедь в первый раз, желательно чтобы человек осознал, что он идёт на встречу с Богом, а священник является только свидетелем этой встречи. И всё, что он собирается сказать – это обещание Богу впредь не совершать того, в чём он собирается покаяться. Это самое главное. Должна быть решимость оставить прежнюю жизнь и начать новую жизнь. Не просто так, исповедовался, и полегчало, а именно начать новую жизнь.

– Вот, например когда я пошла на исповедь в 15 сложных лет (мне бы как раз очень пригодились бы советы, это были 90-е, как обычно, всё непонятно). Вот я думаю, что я всё что-то хочу сказать... Пришла вся такая сложная... В итоге нормальной исповеди не было. Я не знала, что такое исповедь, и дискутировала с батюшкой по поводу искусства. Это было забавно... На что обратить внимание? Как осознать что грехи, а что нет, если, грубо говоря, нет смертных грехов: человека не убил, ничего такого не делал...

– Вы знаете, что убийство не есть смертный грех? А смертных грехов у любого человека предостаточно. Например, тщеславие. С убийством всё ясно: есть заповедь, убийство страшный грех, но сложностей нет. Сложнее с завистью, сложнее с чревоугодием. Вот с этими вещами сложнее... Главное на исповеди, что человек должен представлять, что для него начинаются новые отношения с Богом. Он с ним вступает в непосредственное общение. Это важно. И что он дальнейшую жизнь начинает строить именно от этого. Ответственность своих мыслей, чувств, поступков, слов. Зависит от того угодно ли это Богу. Вот что такое исповедь.

– А как это понять, что во мне грех (какой-то список грехов?), если человек не жил церковной жизнью?

– Он должен обязательно поговорить с человеком воцерковлённым, который бы ему это объяснил. Дело не в количестве грехов, и не в их перечислении, а в том, что человек начинает новую жизнь. Это самое главное.

– И что Вы пожелаете напрямую, на что обратить внимание человеку который идёт первый раз на исповедь?

– Возыметь решимость оставить прежнюю жизнь.

О причастии

– Спасибо! А теперь про Причастие. Как человеку понять, к чему он приближается?

– Причастие есть кульминация всей нашей духовной жизни. Это соединение с Богом. Если мы хотим чтобы это было не формальным, в полновесной его полноте, тогда мы должны раскрыть душу навстречу Богу, мы должны быть совершенно искренни перед Ним, мы должны иметь решимость на борьбу с грехом, мы должны осознать себя воинами его войска которое есть Церковь, у нас должна быть решимость умереть за Него, мы должны стоять перед Ним не в позе просительной «дай нам то, то и то», а себя предложить Ему на служение: «Вот я, Господи, твой воин и твой раб. Приказывай, и я буду делать всё, что Ты скажешь!» Вот это – Причастие.

– А если человек, ещё не осознал до конца себя, он сомневается в своих силах, достоин ли он?

– Если человек считает, что он достоин, то его надо к психиатру! Потому что кто Бог и кто я? Это всегда надо помнить. Трезвый человек всегда понимает, что если Бог его допускает до Причастия, то это только по Его милости, а не по нашему мнимому достоинству. Если Вы сделали всё, что Вам повелели, то говорите про себя, что «мы рабы не годные есть». Вот в таком устроении должен быть христианин.

– Само собой подразумевается, что отношение к Причастию должно быть как к величайшему Таинству, а не так, как сейчас относятся к отпеванию.

– Нет, это всегда ко всему церковному, в силу того, что всё церковное есть «небесного сока». Очень многие люди просто не дотягиваются ни по жизни, ни по уму, ни по степени переживания, того что есть... Не могут вместить в себя этого дара.

– Поэтому к Причастию не должно быть суеверного отношения. Это надо перебороть?

– Само собой. Очень многие говорят: «Вот я причастился, а у меня голова заболела». Они думают, что это как-то связанно... И начинают этого бояться, всякие фобии возникают. В контексте нашего разговора даже не хочется об этом говорить. Человек весьма несовершенное существо, весьма.

– Что Вы пожелаете человеку, который во взрослом виде собирается первый раз приступить к Таинству? Как ему себя настроить и как готовиться?

– Готовиться – молитвой. Очень хорошо попоститься. Если никогда не причащался – хотя бы неделю.

– А внутренне как настроиться? Что Вы пожелаете?

– Обязательно почитайте Евангелие, о Тайной Вечере лучше почитать. Из молитвенного правила прочитать обязательно Канон для подготовки к Причащению. Очень желательно накануне побывать на всенощной службе, и вообще, в течение недели, пока постимся, бывать на богослужениях. Эта дисциплина называется «говеньем». Таким образом душа постепенно приуготовляется, ожидает этого события. Как последние приготовления к свадьбе души человека и Бога. Они в Причастии будут соединяться.

– Спасибо отец Дмитрий, мы всё успели!

– Я рад!


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 5

    1. ded vasily:

      Отец Димитрий!Благодарим Вас за ответы по фундаментальнейшим вопросам
      Православия.Это лучшее видео,на наш взгляд,на эту тему.Особенно о кре-
      щении и «как надо».Такой ответ,который ждали,может быть,много столе-
      тий.Все ответы прозвучали,как чистая правда от Бога .Помоги Вам, Господь!

    2. TINA R:

      Очень объёмный и чёткий рассказ! Очень понравилось! Всё с новых сторон начинаешь понимать Таинства Церкви. Спасибо.

    3. алексей:

      Спаси Господи, батюшка!!! Самое полезнейшее видео и как редко такое можно услышать. Сегодня об этом говорят или громоздко с второстепенными вещами или вовсе не говорят. Как жаль, что в православной среде все связано с магическим пониманием и формализмом. Если бы мы это чувствовали и этого искали, то нам бы не надо было искать ответы на непонятные вопросы (думаю и видео здесь на сайте — ответы вопросы- не существова ли бы)

    4. Иван Гладков:

      Для начального просвещения можно также прочесть Дидахе «Учение Господа народам чрез 12 апостолов»

    5. Anton jivopisec:

      Полезное видео для того,кто вступает на путь христианства. Жалко что о смысле венчания маловато. Хочется поподробней об этом таинстве.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.