Встреча с протоиереем Димитрием Смирновым в духовном молодёжном центре при Богородице-Рождественском монастыре (часть 2)
Вторая часть видеозаписи встречи протоиерея Димитрия Смирнова с участниками духовного молодёжного центра при Московском Богородице-Рождественском ставропигиальном женском монастыре. Беседа состоялась 15 апреля 2013 года по инициативе духовника центра иерея Романа Яковлева, обсуждались вопросы создания и жизнедеятельности православной семьи и некоторые сопутствующие проблемы.

   1. Как сохранить отношения, если молодой человек уехал учиться в другой город (девушка уехала учиться в другой город)?   (1:34)

Любовь, неглубокое чувство, понравился, понравилась, максимум 3 месяца, поверхностное чувство, ждать из армии,

   2. Что делать, если молодые люди были помолвлены, а потом один из них уехал?   (3:28)

Домашняя церковь, православная невеста

   3. Что делать, когда начинают воцерковляться люди, которые находятся в блудном сожительстве? Как им выстраивать путь ко Христу?   (5:06)

Блуд, регистрация брака, венчание, торговля героином, исповедь, епитимья, отлучение от Церкви, киллер, педераст, педерастия, гражданский брак, грех

   4. Допустимо ли говорить «Я люблю тебя» на первых порах, когда есть ещё только симпатия?   (8:40)

Разная любовь, любовь к халве, любовь к родине, любовь к даче, любовь к девушке, христианская любовь, благородная ответственность, бросить тень, дуэль, намерение жениться, скандальные истории, сваты

   5. С чем связан тот факт, что если отец неверующий, то больший процент детей не приходит к вере?   (11:48)

Троичность человека, трёхипостасное существо, путевождь детей, воспитатель, пример, отец, отец-атеист, Григорий Богослов

   6. Планирование семьи в современном обществе.   (14:18)

Аборт, детоубийство, экономические проблемы, комфорт жизни, обуза, центр кризисной беременности, страховая медицина, выгода, рождаемость в бедных странах, многодетные

   7. Что делать, если сыновья священников становятся атеистами или начинают вести разгульный образ жизни?   (20:24)

Поздно пить боржоми, привести детей ко Христу, обращение ко Христу своего дома, рукоположение, потребность в духовенстве

   8. С чего начинается христианское воспитание в семье?   (22:46)

Пример отца, красота христианства, популярность ислама, христианские народы, мусульмане, наркомания, проституция, гомосексуализм, разврат, похабная эстрада, культура христианства, Мадонна, христиане, антихристово племя, вампиры, стрелялки, убийства по телевизору, слово отца, падения, болезни, покаяние

   9. Кто такой истинный мужчина и кто такая истинная женщина? К чему стремиться современному человеку?   (26:17)

замысел Божий, IQ мужчины, женщина рождает, роль мужчины, роль женщины, роль ребёнка, послушание, дедушка, бабушка, учителя, строй семьи, правила поведения, предназначение

  10. Как себя исправлять? Необходима большая работа ума.   (31:54)

Христианство, умное делание, христианство для умных, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, философ, психолог, Григорий Палама, Иоанн Лествичник, кумир, Филипп Киркоров

  11. Пост во время беременности и во время кормления.   (34:36)

Пастырская практика, индивидуальная работа, пост, ослабление поста, самочувствие человека, степень готовности к посту, не смотреть телевизор, прочесть книгу, Ельчанинов, степень воцерковлённости

  12. Как понимать слова апостола Павла: «Нет жены – не ищи жены, а нет мужа – не ищи мужа»?   (36:53)

Брак, терпение, готовность к подвигу, способность уступить, страсти, капризы, больные люди, современный молодой человек, совместная жизнь

  13. Многодетность – это показатель хорошей семьи?   (40:01)

демографический показатель, демографическая катастрофа, мусульмане, китайцы, коммунистическая религия, жестокость, нравственное чувство, большевики, октябрьский переворот, латышские стрелки, подавление крестьянских восстаний, вымирание народа, старый народ, средний возраст россиянина, счастливая семья, состояние души, закон духовной жизни, аборты, убийство

  14. Контрацепция в православной семье.   (44:48)

Покушение на убийство, осуществлённое убийство, Василий Великий, родовая деятельность, воздержание, причина развода, мотивация вступления в брак, христианский брак, создание домашней церкви, блуд, прекращение родовой жизни, боевой авангард сатаны

  15. О ювенальной юстиции. Как вести себя православным родителям?   (48:58)

Швеция, Германия, Европа, ювенальные технологии, реформа образования, введение электронных технологий, паспортная система, глобализация, смена власти, активность народа, усыновление педерастами детей, Франция, отдалённое будущее, общемировой путь, Эхо Москвы, блогосфера, путь конфронтации

– Отношения на расстоянии всё-таки. Например, молодой человек или девушка уезжает в другой город учиться, а этот остаётся в родном городе. Как сохранить отношения? Потому что многие отношения из-за этого как-то прерываются, они вообще перестают общаться. Потому что трудно.

– Понимаете, конечно, трудно. Тут вот в чём дело. То, что молодые люди называют любовью, – это очень неглубокое поверхностное чувство, которое вообще-то называется так: «понравился» или «понравилась». Поэтому это чувство максимум может держаться три месяца. Но это максимум. Дальше просто выветривается, как испаряется влага. Вот простыню положи в воду, она намокла, потом положи её на стол, и она через некоторое время, через три дня будет совершенно сухая. Так же и здесь. Поэтому тут, если молодые люди расстаются, это обречено.

Поэтому когда она тебе говорит: «Я его люблю», – а ты расстанься на три месяца. Обычно через полтора месяца она его уже не вспоминает. А через два уже появляется новый объект.

– А как же девушки ждут парней из армии? А как же они там целый год, а когда-то два ждали. Некоторые контрактники…

– Некоторые. Некоторые ждут. Некоторые ждут, дожидаются, а он уже в армии нашёл другую. И так…

– А что делать, если они до того, как они расстались (ну в плане того, что он уехал в другой город), они были помолвлены? Они помолвлены. Год пройдёт, и мы с тобой поженимся.

– Если два человека действительно полюбили друг друга, и они хотят построить домашнюю церковь… Дело в том, что найти сейчас невесту хорошую, православную – это днём с огнём, очень долго и дорого. Поэтому если человек найдёт такую невесту, он будет её ждать сколько угодно, и он будет по скайпу с ней разговаривать, и письма писать, и подарки дарить, и звонить будет каждый день. Каждый день. И не надо будет спрашивать: «Ты меня любишь?» Он сам об этом скажет, если деньги будут, и утром, и вечером будет звонить.

– Ну всё равно, когда человека долго не видишь, а только в Контакте переписываешься, в Одноклассниках, смс-ками, всё равно от него отвыкаешь. Да, ты с ним общаешься, но он же может поменяться же за то время, пока тебя нет.

– Может поменяться, но не настолько, понимаете. Если человек хороший, порядочный, через год он будет хороший, порядочный; если он подлая скотина, через год и два месяца он будет скотиной, как бы хуже ещё не стал. Ну так не бывает, чтобы человек – подлая скотина, а через год и два месяца стал хорошим и порядочным. Ну так не бывает.

– Очень многие, молодые люди, которые приходят сегодня в церковь и начинают своё воцерковление, находятся в так называемом гражданском браке. В гражданском блуде с точки зрения Церкви. И когда эти люди начинают воцерковляться, что с ними делать? Их венчать моментально? Их приучать моментально к целомудрию? Как им выстраивать путь ко Христу?

– Да ничего не надо выстраивать. Нужно сказать, что в Церкви есть правила. Мы никого не выгоняем из церкви, хотя тот, кто живёт в блуде, не имеет права входить в церковь. Он может стоять только в притворе, за дверьми. Он не может участвовать в Евхаристии, когда говорят «Двери, двери», он должен вообще уходить из храма. Мы сейчас так не делаем. Но мы, конечно, такого не причащаем, мы, конечно, ни к Исповеди, ни к Соборованию такого не подпускаем, потому что он не является христианином. Он отлучённый от Церкви человек. Если ты хочешь быть с нами, нет проблем, два пути: первое – регистрация и Венчание, второе – прекращаешь свой блуд. Всё.

Это относится не только к гражданскому браку. К торговле героином. Придёт человек: «Вот, у меня такой бизнес, он небольшой, я героинчиком приторговываю». Какой путь? Прежде всего надо прекратить торговлю героином, потом прийти на Исповедь, в этом покаяться, потом принести епитимью, потом причаститься и больше никогда героинчиком и даже марихуаночкой не торговать. Как только торганул разок, отлучаешься от Церкви.

Такое же отношение и к киллерам. «Знаете, батюшка, я киллер, я, правда, редко это делаю, раз в квартал кого-нибудь грохну, но…» – «Знаешь, ты извини, у нас, у христиан, так не принято. Поэтому ты винтовочку утопи и это дело заканчивай. Даже не буду тебя призывать к тому, чтобы ты пошёл и сдался, потому что по идее тебе нужно пожизненно отсидеть. Но так как ты придёшь, сдашься сам, то пожизненно не дадут, но пятнашку, как минимум, влепят. Вот. Так-то ты по идее должен отсидеть. Но я и этого не буду делать, лишь бы ты прекратил. Винтовочку утопи, и приходи. Придёшь, покаешься – не меньше года. Накладывается епитимья, мы на тебя посмотрим».

Это не только про блуд, это про любой такой грех.

Или педераст придёт. Придёт педераст, его же нельзя сразу причащать, нужно посмотреть, он действительно педерастию оставил. Потому что этот грех хуже, чем убийство, гораздо хуже.

Поэтому не надо думать, что те, кто в так называемом гражданском браке, они самые такие кошмарные. У нас кошмарных грехов… Я просто не хочу вас пугать, а потом, вы многих грехов-то и не знаете, что я буду так их оглашать, в таком приличном собрании…

– Только что я слышал от Вас, что то, что молодые люди…

– Опять…

– Я люблю Вас… Я не говорю «Вы говорили», я говорю: «Я слышал»…

– Ну Вы хитрец! Это всё от алгебры, да?

– Возможно… Когда молодые люди говорят: «Я люблю тебя» или говорят, что влюблён, что на самом деле это лишь только «нравится», на первых порах это лёгкие поверхностные чувства с одной стороны…

– Как правило, да.

– Но допустимо ли говорить: «Я люблю тебя» или христиане должны говорить: «Нет, это не любовь, так говорить нельзя»?

– Понимаете, какое дело… Если в греческом языке существует четыре разных глагола, обозначающих разную любовь, то в русском, который в этом смысле беднее, всего лишь одно слово: люблю вкус халвы, люблю просто халву, люблю суши, люблю баранину, люблю Родину, люблю родную мать… Люблю родную дачу, люблю эту девушку, люблю эту девушку, люблю эту девушку, но люблю их по-разному. Почему? А потому что я люблю и пухленьких, и люблю и тоненьких, и поэтому эту люблю как пухленькую, а эту – как тоненькую.

– А эту – христианской странной любовью.

– Ну, там ничего странного нет.

Поэтому «люблю». Мы свободные люди, каждый говорит, что ему хочется. Мы не можем ни на чей роток накинуть платок. Мы только призываем только к общему сознанию благородной ответственности.

Сто лет назад она была ещё развита. Если некий молодой господин не собирается жениться на такой-то девушке N, он даже не приходил в её дом, считалось это неприличным. Потому что если начинает ходить в дом, где есть невеста на выданье, а он потом ей не делает предложение, считается, что он бросил тень. А в начале XIX века за это можно было и на дуэль попасть, и уйти оттуда с простреленной башкой, потому что если ты не имел намерения… Другое дело, ты ходил, сделал предложение, тебе отказали. Ты тихо уходишь. Вот, а чтобы не было таких скандальных историй, засылали сватов. «Не против ли вы рассмотреть такую кандидатуру?» – говорил сват, человек посторонний. Те: «Ну, давайте, попробуем. Пусть приходит». Очень деликатно к этому относились. Понятно, да? Я ответил на Ваш вопрос?

– Косвенно, да.

– Ну хоть так-то. Как смог.

– Батюшка, а можно спросить, вот Вы сказали, что есть статистика по поводу того, что если неверующий отец, то больший процент детей не приходит к вере. С чем это связано? Можно прокомментировать, почему так?

– С чем?

– Да.

– Это связано с троичностью человека, что человек – трёхипостасное существо. И Богом задумано, что путевождем детей в семье является отец. Он и главный воспитатель, и главный пример, и его мнение очень важно. И оно определяющее. Поэтому очень важно, кто отец. Мать, сколько ни бейся, если отец – атеист, дети скорее станут атеистами, чем будут верующими, как мать. Скорее всего. Хотя в отдельных случаях… Вот жила такая женщина, Нонна. Она вышла замуж за Григория, он был вообще языческим жрецом. А потом она стала христианкой. И у неё уже родились дети, тоже Григорий, Кесарий. Она своим примером их сумела переквасить. Гриша в 30 лет крестился, его папа раскаялся в язычестве, и стал православным христианским епископом. И вся семья: и Нонна, и Григорий, и Кесарий, и их отец Григорий прославлены во святых. А сынок вообще является учителем Вселенским Григорием Богословом. Величайший из святителей, сподобился такого звания, которое имеют только три человека в Церкви за 2000 лет. Бывают христианки, которые такое влияние оказывают на мужей. Но всё-таки это случай редкий.

– А можно вопрос? Хотелось бы послушать Ваше мнение на тему «Планирование семьи в современном обществе». Как это? Вообще, жилищные условия и всё, что на это влияет. Отношение Церкви более или менее понятно, но существуют чисто индивидуальные факторы, у каждой семьи разные.

– Не-а, у всех одинаковые. Однажды, несколько лет тому назад (я думаю, лет 10) я сделал эксперимент. Договорился с главным врачом роддома №17, чтобы он нам разрешил встречать в роддоме всех женщин, которые идут делать аборт. Он был человек, верующий, разрешил. Наша цель была в том, чтобы отговорить женщину от убийства собственного ребёночка. Я договорился с одним миллионером, который пообещал, что он удовлетворит все просьбы той, кто откажется убить ребёнка. Все женщины говорили об одном: «Мне не на что его вырастить, не на что ему дать образование». Все говорили как будто списанные текст, а на самом деле текст обычно говорят по телевизору. Вот. Удалось отговорить только каждую десятую. Это оказалось 100 детей. Спасли от неминуемой смерти. Женщины так же говорили, что им «не на что». Мы говорили что: «Что у тебя нет?» – «Мне даже коляску не на что купить», – «Купим коляску», – «У меня нет приданого для новорожденного», – «Всё тебе купим», – «Мне негде жить», – «Дадим тебе жильё», – «Мне не на что будет дать ему образование, потому что у меня нет мужа» (просто нагуляла), – «Мы тебе дадим денег, выбираешь любую школу в Москве, даже платную, и до 10 класса он будет учиться, мы будем оплачивать его обучение». Родила. Ни рубля не понадобилось. Ни одна не пришла, чтоб попросить деньги даже на коляску. Поэтому денежки только потратили на врача акушера-гинеколога, который получал зарплату за то, что он встречал. А священник, который там присутствовал, трудился бесплатно. Вот, собственно, и всё. То есть все вот эти аргументы, которые женщина выдвигает, экономические, так называемые, они оказались несостоятельными.

А в чём причина? Почему женщина не хочет рожать? Она не хочет лишаться комфорта той жизни, которую она имеет без дитя. Ребёночек – это обуза в современном мире. К нему надо вставать, его надо кормить, ему надо варить кашку, нужно из-за этого пять раз в день вставать, нужно ему грудь давать, нужно к врачам ходить – вот это вот. Поэтому мы пошли другим путём: создание центров кризисной беременности. То есть женщинам, которым некому помочь, мы предлагаем помощь: «Вот будешь жить здесь, будем помогать тебе, ходить за питанием, во всём тебе поможем». И вот, пока она пребывает там от трёх месяцев до года, уже снимается весь этот ужас перед тем, «а как я буду одна?»

Ну и потом, конечно, обрабатывают врачи в роддоме, потому что им проще сделать аборт, за который никто не несёт ответственности. Даже если она там умрёт при аборте, врачей так не наказывают, как если она умрёт во время родов и так далее. Поэтому им проще аборт сделать, им выгоднее с точки зрения страховой медицины.

Поэтому вот в чём причина. А это всё… Если бы причины были экономические, тогда бы рождаемость в самых бедных странах была бы самая низкая. А на самом деле самая высокая. Это раз. А во-вторых, почему тогда миллионеры не рожают по 10 детей? У нас же из всех миллиардеров только один Абрамович имеет шесть детей… Семь уже?

– Семь.

– Ну вот, даже семь уже. Я прозевал. Ну вот Роман Аркадьевич только единственный. А эти-то что же, у них что, денег нет? У них столько денег, что целое поколение Абрамовичей не истратят. Вот в чём дело. Нет, хотят быть и в 80 лет молодыми, как Элина Быстрицкая. Не хотят вот этой всей обузы, которую несут с собой дети. Потому что как-то ребёнка не бросишь. Хотя там и няньки, и кухарки, и врачи, всё, казалось бы. Но вот, тем не менее. Вот в этом и причина. Ну, и само воспитание. Потому что общество само смотрит на многодетных осуждающе. А все же зависят от того, что скажут. Некоторые убивают своих детей по такой причине: «Ну как, мне 40 лет, я буду ходить беременная, что люди скажут?» И из-за этого убивать ребёнка… То есть в голове совсем всё перекисло. В этом причина. Боязнь потерять тот небольшой комфорт, который даёт отсутствие детей.

Слушаю Вас.

– В последнее время в семье священников дети становятся абсолютными атеистами или они очень редко посещают храм. Есть те, которые поступают в семинарию (мальчики), а потом на втором курсе, они бросают это дело и начинают вести разгульный образ жизни. Что в этой ситуации делать? Вот отец, он священнослужитель…

– Зачем Вы два раза… Вы думаете, я такой идиот, с первого раза не запомнил и не понял?

– Нет.

– Есть такое выражение: «Когда печень треснула, поздно пить боржоми». Так же и здесь. Что тут делать? Нужно плакать. И молиться. И папе – во-первых, как главному воспитателю, и маме. Потому что семья, значит, не смогла зажечь сердца детей, то есть тех деточек, которых дал Господь этим двум несчастнейшим из людей для того, чтобы они привели их ко Христу. Они оказались несостоятельны. По древним канонам Церкви священник, который не обратил ко Христу весь свой дом, он не может быть рукоположен в священный сан. Сначала ты весь свой дом обращаешь ко Христу, а потом уже можешь быть избран в пресвитеры. А здесь, оказалось, кишка тонка. Очень печально. Но мы сейчас живём в такую эпоху, когда потребность в духовенстве большая, поэтому рукополагают практически всех желающих, но, конечно, не все готовы даже собственную семью обратить. Печальный факт. Что тут делать? Да ничего уже не сделаешь. Всё.

– Батюшка, а с чего начинается христианское воспитание в семье? Понятно, что с собственного примера…

– Семья воспитывает самим строем. Дети смотрят на отца. Если отец не ведёт двойную жизнь (в храме он один, а в семье другой), то дети тянутся. Потому что такой красоты, которая есть в христианстве, больше этот мир со своими безобразиями не может предложить… Что он может предложить? Почему сейчас ислам становится более популярен, и замедлились обращения мусульман ко Христу? В чём тут дело? А что могут современные христианские народы предложить мусульманам? Наркоманию, проституцию, гомосексуализм, всякий разврат и совершенно препохабнейшую эстрада. Что? Вот это… Посмотрим на культуру христиан. Ну что, вот эти беснующиеся голые тётки, орущие, патлатые, все размалёванные старухи, которые гремят костями и своей кожей обвисшей шаркают по сцене? И они, эти все Мадонны – это что? Это христианская культура? Им их руководители внушают: «Если вы не будете взрывать эту сволочь, жертвуя своей жизнью, они придут в ваши дома, и ваши девочки будут вот так плясать». Поэтому они идут на смерть. Взрывают и себя, и этих христиан. Потому что они же не различают, что это ж совсем не христиане там беснуются, а наоборот, антихристово племя. Но они же этого не понимают. Поэтому это всё очень дурной пример.

Вот, а дети наши играют в вампиров, играют, там, в эти стрелялки бесконечные, смотрят бесконечные убийства по телевизору, а родители равнодушны. Родители даже не могут ничего предложить своим детям такого, что было бы более привлекательно, чем вот эта мерзость, которой пичкает детей экран телевизора или Интернет. А должно быть наоборот: если отец сказал, то это вообще должно звучать для детей, как глас с небес. Тогда и вопросов никаких не будет. Вот от этого всё зависит. А когда уже они перестали, им это неинтересно, то как? Надо сначала начинать. А как сначала? Сначала – только через какие-то падения, страшные болезни, через покаяние. Может, кто-то из них и очухается. Маловероятно.

– Здравствуйте.

– Здравствуйте.

– Мой вопрос косвенно относится к нашей теме, к теме нашей встречи. Смотрите, есть такая точка зрения, что на сегодняшний день в современном обществе границы понятий «женственность» и «мужественность» размыты. И с этим можно не согласиться, но на Ваш взгляд, кто такой истинный мужчина и истинная женщина в двух-трёх словах. К чему стремиться современному человеку?

– Нужно понять замысел Божий. Потому что ведь это совершенно не случайно, что человек трёхипостасен. И совершенно не случайно и IQ мужчины выше, чем женский. И совершенно не случайно, что мужчина может штангу поднять тяжелее, чем женщина. И так далее. И совершенно не случайно, что женщина рождает. Это всё совершенно не случайно. Так создано Богом. Поэтому мужчине Богом отведена определённая роль, которую каждый мужчина должен понять. Он должен эту роль выполнить. Так же и женщина. Так же и дитя. Но для дитя главная его роль – в послушании, потому что чем больше у него понимание необходимости послушания, тем больше он воспримет от своих родителей и от тех взрослых, которые помогают родителям, а именно: дедушка, бабушка и учителя, которые являются неким дополнением к родителям. Потому что не все родители знают алгебру, нужен обязательно математик, который им об алгебре расскажет.

Нужно, чтобы это очень глубоко было понято. А чтоб было понято, это нужно преподать. Поэтому раньше это преподавалось в семье самим строем, то есть воспитывало каждого человечка само общество по одним и тем же правилам. Потому что что в Тамбовской губернии, что в Саратовской были одни и те же правила: правила поведения, правила ухаживания за невестой, правильное поведение в браке, правильное поведение за столом, правильное поведение на похоронах и так далее… Правильное поведение во время войны, правильное поведение во время голода, во время пожара, во время…

Какое правильное поведение во время пожара? Да очень просто: у кого сгорели дома, всем миром строим им дома. Вот какое поведение. А сейчас? А сейчас писать письма Путину. Понимаете? Другое совсем. Раньше первым делом что делали крестьяне? Ну, все шли и строили погорельцам дом. Очень нормальное дело. Или раньше: путник ночью стучится. Какое действие крестьянина? Первым делом пускают себе в дом, обогревают, кормят, кладут спать. А сейчас разве так сделают? Да он обокрадёт тебя! Разве можно кого-то сейчас пускать в дом? Всё перевернулось.

Сложно, но всё равно те же задачи остаются. Мужчина должен быть мужчиной, а женщина – женщиной. Есть предназначение. И нужно его осознать, почувствовать, принять.

– Нет, Вы знаете что, я понимаю так из Ваших слов: мужчина – тот, кто физически сильнее, женщина – та, что рожает детей, а ребёнок – тот человек, который говорит «да, папа», «да, мама», «так точно», «есть, будет сделано». Это я так понял.

– Ну, не может быть, что Вы так примитивны. Мужчина – это тот человек, который, если он женится на женщине, каждую секунду готов за неё умереть. Это тот, в ком она действительно нуждается. Она нуждается именно в таком человеке, который готов её накормить, обогреть и за неё умереть. И каждую минуту готов до последней капли отдать свою кровь за неё. Вот что такое мужчина.

А женщина – это та, которая всю любовь своего женского мягкого эмоционального сердца готова отдать тому, кто её любит, и сделать его жизнь прекрасной, употребив на это все силы. И воспитать для него детей, которые приносили бы ему одну только радость.

Может, оспорите?

– Да нет, нет.

– Ну…

– … Как бы понимаешь, что мы-то живём не в очень идеальном мире и, к сожалению, мы живём в таком мире, какой он есть, и здесь необходимо, наверно, сказать…

– А я ещё важнее скажу: Волга впадает в Каспийское море. Это из географии.

– Здесь, может быть, стоит описать сам механизм того, как менять самого себя… Как себя исправлять? Из Ваших слов я понимаю, да и не только из Ваших слов, что необходима работа в уме. Большая работа ума. И начиная менять себя с ума, ты действительно осознаёшь…

– Недаром христианство именуется умным деланием. Без ума тут ничего не выйдет. Христианство – это вообще для умных. Поэтому все великие учители и святители церковные – это не просто умные, это гении. Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов – это гении, понимаете… Это крупнейшие философы, психологи всех времён и народов. Всё остальное… Григорий Палама, Иоанн Лествичник – это гении. Гении нравственности и гении интеллекта. Поэтому, конечно, без ума тут ничего не сделаешь. Но Христос сказал, что тот, кто откажется ради Него и Евангелия от чего-то в этом мире, в Церкви приобретёт всё во сто крат. Любой глупец может прилепиться к Иоанну Златоустому и будет пользоваться всем тем, чем он обладает. Ему очень просто. Иди за гением, и всё. Не за Филиппом Киркоровым бегай, а за гением всех времён и народов. А то будешь другой, как Филипп Киркоров. Потому что кто за кем бегает, тот того и раб. Каждый сам себе кумира выбирает. И становится похожим. Всё очень просто. Всё, иссякли?

– Батюшка, у нас была встреча с православными врачами, и там обсуждались очень многие вопросы от беременности до рождения. Один из самых острых вопросов стал относительно поста во время беременности и во время кормления. Как Вы к этому вопросу подходите? Как правильно поститься? Стоит ли вообще поститься? Как ограничивать? Потому что получилось, что мнений очень много, и они все расходятся.

– Да это вообще непринципиальный вопрос.

– То есть это вопрос пастырской практики на местах?

– Не на местах, а скорее, в индивидуальной работе. Каждый священник должен как бы сканировать каждого, кто к нему подходит, и рекомендовать ему тот пост, который ему по силам.

Есть общие правила. Первое. Это по Уставу Церкви. Тому, кто находится в тяжёлых работах, беременным, больным, старым, детям пост ослабляется. Но не сказано, как. Как угодно тут можно лавировать. Зависит и от самочувствия человека и от степени его ужаса перед постом, степени его готовности.

Я пощусь 45 лет, для меня пост – это тьфу. Просто я даже и не замечаю. Вот, месяц уже пропостились, и не испытываю никакого дискомфорта. А человек, который в первый раз, для него это вообще: «Как так, я без курицы?!» Так что это надо тоже учитывать. В общем, это непринципиально. Но каждому можно рекомендовать постом, допустим, не смотреть телевизор. Ну это же совершенно нетрудно и полезно. Или наоборот, постом прочесть какую-то книгу. «Что такое духовная жизнь и как на неё настроиться», Александра Ельчанинова книжечку прочесть. Вот. Кому – что. По его уму, образованию, степени воцерковлённости и так далее.

– Как понимать слова апостола Павла: «Нет жены – не ищи жену; а нет мужа – не ищи мужа»?

– Надо понимать буквально.

(В зале раздаётся смех – прим. ред.)

– А что смешного? Дело в том, что брак – это очень серьёзный подвиг. Поэтому все те, кто говорит «хочу», в большинстве своём абсолютно не готовы к браку. А теперешнее человечество в массе своей, в половине, просто никогда не смогут вступить в брак, потому что это всё у них распадётся. У них нет на это ни терпения, ни готовности к подвигу, ни способности уступить. Они все в страстях, в капризах. Больные люди…

Вот в Древнем Патерике есть такой замечательный пример. Приходят молодые монахи к одному старому и опытному и спрашивают: «Ну вот как спастись?», – «Ну, – говорит, – если тебя ударят в правую, подставь другую». «Ну, это мы не можем», – «Ну ладно. Ударят тебя в правую, ты не давай сдачи», – «Ну это мы не можем», – «Ну хорошо. Ударят тебя в правую, ты хотя бы не ругайся в ответ», – «Это мы не можем». Тогда он говорит послушнику: «Слушай, покорми их, они больные»

Современного молодого человека воспитывала одна мама, всё ему разжёванное клала в рот, а всё остальное время на него орала. Поэтому они не в состоянии ничего потерпеть, они даже при общении друг с другом всё время друг друга дразнят, доводят до белого каления, а после этого дерутся. То есть как ведут себя дети – никакие обезьяны так себя не ведут. Поэтому, когда они подрастут, когда у них уже начинают гормоны играть, они выходят замуж или женятся, и там это всё продолжается. До драки. Они не знают, как вообще осуществляется совместная жизнь. Они жили всё время в постоянном крике, дразнилках, обзывая.

Поглядите, как мама общается со своими детьми: «Идиот, дурак, иди сюда! Кому сказала! Не возьму тебя больше никогда с собой!» Ну и так далее. Я уж не говорю про мат. И вот он вырос, вот он её полюбил. То же самое начнётся на второй месяц после свадьбы: «А сколько мои дали, а сколько твои дали…» Ой, до таски волос. Всё это горько, больно, неприлично и трагично.

Да?

– А в приглашении был заявлен вопрос о многодетности. То есть много детей – это хорошо…

– Это Вы объясняете?

– Нет, это я спрашиваю, то есть я ещё не закончил.

– Да я посижу, подожду.

– Как Вы считаете, должна ли семья определять этот вопрос самостоятельно? Или есть какая-то такая категорическая позиция о том, что обязательно должно быть много детей, что это признак хорошей семьи, благополучной семьи, что ни в коем случае одним-двумя нельзя ограничиваться, а должно быть много-много детей? Это хороший показатель?

– Нет, показатель это хороший. Но показатель – это не показатель хорошей семьи. Это хороший показатель демографический. С точки зрения демографии ситуация, которая у нас сейчас есть в стране – это состояние нашего народа называется демографическая катастрофа. Если она сохранится, то через 30 лет государства не будет. А если не будет государства, то здесь будут жить другие народы. А вы и ваши дети будут на улицах мести мётлами листья, а зимой – скрести снег. Потому что все другие виды работы будут заняты новыми местными жителями, которые будут говорить на совершенно другом языке. А из наших колоколен получатся хорошие минареты. При условии, если сюда придут мусульмане. Могут прийти китайцы, которые не имеют никакой религии, а лучше сказать, имеют коммунистическую религию. Но результат будет тот же, но просто ещё более жестокий, потому что у китайцев специфическое нравственное чувство. Поэтому они по сравнению с мусульманами чрезвычайно жестоки, что использовали большевики после октябрьского переворота. Использовали латышских стрелков, которые ненавидели всё русское и русских, и ещё китайцев для подавления бесчисленного множества (а их было около полутора тысяч) крестьянских восстаний против большевиков. Всё это утоплялось в крови. Вот.

Поэтому с точки зрения демографии, если каждая семья будет иметь пять человек, это неплохо. Но, конечно, недостаточно. Чтоб было достаточно, нам сохранить 140 миллионов до конца века, нужно, чтобы те семьи, которые есть сейчас в наличии, родили бы восьмого ребёнка. Тогда нас останется 140 миллионов. А так мы вымрем, как мамонты, до уровня 60-ти миллионов. И наши соседи, и не только соседи, но и дальние родственники, наши партнёры, нас потеснят. Оставшееся население старое и больное, потому что и так средний возраст россиянина – 40 лет. Это очень старый народ. Поэтому у нас нет перспектив.

Вот, а хорошая семья – это счастливая семья. Она характеризуется не численным показанием, а состояние души. Счастлив человек или нет. Если отец и мать и их дети счастливы, это хорошая семья.

Есть закон духовной жизни, что на крови убитых людей счастья не построишь. Поэтому семья, где делают аборты, она не может быть счастлива априори. Ну это, во-первых, было бы несправедливо. Но, слава Богу, так в жизни не бывает. Справедливость всё-таки существует. Поэтому замыслив и осуществив убийство, человек просто убивает своё счастье. Вообще в течение всей жизни. И с этим так же ничего нельзя сделать, как если ты не воспитаешь своих сыновей и дочерей, они вырастут у тебя безбожниками, уже ничего с этим не сделаешь.

– Отец Дмитрий, уж извините, раз уж пошёл такой диалог… Контрацепция в православной семье – Ваше мнение. В принципе.

– У меня нет никакого мнения. Я только артикулирую церковные правила. Контрацепция – это есть покушение на убийство. А если контрацепция сыграла свою положительную роль (как она задумана, контрацепция), это уже осуществлённое убийство, приравнивается по правилам Василия Великого к убийству.

– Хорошо, а что предлагается в таком случае?

– Предлагаются две вещи: либо зачать ребёнка, родить и воспитать, либо прекратить родовую деятельность. Воздержание.

– Хорошо...

– Хорошо, конечно.

– Контрацепция по календарю.

Смотрите, семья не в состоянии ни материально, ни морально воспитывать больше какого-то определённого количества детей, и что же теперь делать?

– Я же сказал: воздержание.

– Воздержание. А Вы знаете, что воздержание – это потенциальная причина скандала, распутства, хождения налево. Это может явиться причиной развода в конце концов, понимаете?

– Да Вы что?! Какая новость… А про Волгу не слыхали?

– Простите, не услышал…

– Про Волгу, которая впадает в Каспийское море.

– Кама впадает.

– Шутка, шутка. Тут говорят, что Кама впадает.

– Ну ладно, ладно. Пусть Кама. Хорошо, я не против. Это всё условно. Давеча мы говорили о мотивации вступления в брак. Я вам рассказываю только о христианском браке, потому что нехристианский брак – это и у животных всё бывает. Нас это не касается. Я пришёл (видите, рясу даже надел по этому поводу, хотя жарко здесь дико), говорю о христианском браке, там другая мотивация. Там ни право, ни лево, таких правил дорожного движения там не существует. Там существует одна мотивация – создание домашней церкви. А в церкви не бывает блуда. Я же вам рассказывал про притвор, помните, про героин. Понимаете? А так, допустим, то, что прекратилась родовая жизнь, может толкнуть участников брака на употребление героина… Тогда они перестают быть христианами, потому что каждый наркоман – это боевой авангард сатаны. Мы не рассматриваем ни сектантство, ни наркоманство, ни воровство в законе, мы говорим только христианском браке. Вернее, простите, я говорю. Я за этим и пришёл.

А что там бывает у людей… Вот какой-то гражданин, артист, по-моему, в какой-то стране на Западе пожил-пожил со своей любовницей, потом её в душевой кабине застрелил через дверь. А говорит, что он подумал, что это там шуршат воры. Мало ли, что там творится. Взял, убил из пистолета. Что это рассматривать? Так что мы это не рассматриваем.

А что бывает, что провоцирует, и почему люди вступают в брак по пять, по восемь раз, это я прекрасно знаю, очень сочувствую.

А Вы, сударыня, что-то хотели спросить?

– Немножко по другой теме. По поводу нашумевшей ювенальной юстиции. Как вообще, когда она уже вступила в силу, вести себя православным родителям? То есть вести себя, как и раньше, либо озираться по сторонам, смотреть, каждый раз, когда ты ребёнка чему-то учишь, бояться, что кто-то настучит и так далее? Либо бороться как-то с этим? Если бороться, то как?

– Я понял. Пока Вы не в Швеции и не в Германии, и вообще не где-нибудь в Европе, Вам ничего не угрожает. Поэтому тех людей, которые подняли этот шум, испугало, что так как наше начальство постоянно декларирует наше соединение с Европой, (в ВТО вступили и так далее), эти ювенальные технологии в том же виде придут и к нам, и тогда это всё начнётся. Но я получил недавно подтверждение, что нет. Это вообще даже не планируется. Но с другой стороны, видя, что многие вещи у нас берутся с Запада, в частности, реформа нашего образования или введение электронных технологий в паспортную систему и так далее, мы понимаем, что мир глобализируется. И всё зависит от того, что будет при дальнейшей смене власти, которая всё равно будет. Кто придёт, кто выиграет выборы и так далее, зависит от активности народа. Потому что Европа это всё проспала. Мы видим, теперь миллионы французов выходят на улицу, чтобы предотвратить усыновление педерастами и лесбиянками детей, маленьких французов. Миллионы выходят! У нас тут сто тысяч вышло на Болотную, и уже кричат, что чуть ли не революция, а там – в 10 раз больше, хотя страна по сравнению с Россией вообще крохотная, просто маленькая. Архангельская область в два раза больше Франции. Поэтому Франция – это вообще что-то там еле видное. И то миллионы выходят. И ничего уже нельзя сделать, уже парламент проголосовал, всё замётано. Небольшим перевесом в голосах, меньше 10 человек, но, тем не менее, всё уже случилось. Поэтому есть определённые беспокойства, но это дело, всё-таки, отдалённого будущего. Можете не оглядываться, Вы успеете воспитать детей. А следующее поколение – никто не знает, каким путём пойдёт: либо общемировым, как нас агитирует Эхо Москвы и некоторые программы телевидения, и вся блогосфера (ну, там люди специально этим занимаются), либо своим путём. Ну, это путь конфронтации со всем этим оставшимся некогда христианским миром. А для этого нужны силы, а для сил нужны люди, а чтоб были люди, нужны семьи, где будут рожать детей. Потому что через 20 лет, когда эти дети родились бы, подросли, они бы очень пригодились. Если они не родятся, то мы обречены.

Всё. Спасибо за внимание.

– Точка.


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 66

    1. moroz:

      Хорошая беседа. Пришла мысль такая — чтобы быть православным, надо иметь крепкие нервы и устойчивую психику. А то с боевым авангардом попробуй пообщайся. А насчет воздержания — вот вам и пример подвига. И рожать — подвиг, и воздерживаться — подвиг. Каждый спасается, как может. Или никак не спасается, уж очень тяжкий труд, быть православным.

    2. Irene:

      С Днем тезоименитства Вас, батюшка!
      Да хранит Вас Господь!

    3. георгий панчулидзе:

      Дорогой Батюшка Димитрий поздровляю Вас с днем Вашего небесного покровителя.

      ГАИХАРЕ МАМАО! Радуйся в БОГЕ!

      Георгий.Грузия.Кутаиси.

    4. xariton:

      Мы обречены. Такой печальный вывод можно сделать из всего сказанного.
      Эту бы передачу да на первый канал! Тогда можно было бы на что то
      надеяться. А так? Вечный вопос: что делать?

    5. Михаил:

      Спасибо!! За поучительную передачу (из 2 частей)!! Послушал и для себя лично теперь не знаю как быть с контрацепцией в своей семье!? Очень хочу быть православным христианином, и в то же время хочется получать все удовольствия от семейной жизни. Получается по правильному (по православному) — секс это только для продления рода? От удовольствия (страсти) надо избавиться. Умом ведь понимаю это, а срасти управляют. Как пишет А. Дорофей » очень плохо когда страсть превратиться в привычку (у него пример с воровством еды монахом)» тогда человек не сможет сам себя контролировать, а его будет контролировать привычка. Может когда любовь и когда семья и когда пытаются строить домашнюю Церковь можно предохраняться ? (ведь по анатомии сперматозоиды и яйцеклетки тоже сами по себе внутри нас умирают) Мне кажется А.Осипов в одной из своих лекций в духовной академии говорил что православная семья также создаётся и для «этого».

      • грешник:

        Нам бы веры, да хотя бы с горчичное зерно, то тогда бы мы не только не боялись того, что не сможем прокормить ещё одного-двух-трёх детей, зачатых в любви и подаренных нам Богом, но и по воде бы ходили запросто, да и горами бы двигали, как хотели.

        • Михаил:

          Это точно. Спасибо.

        • Elena_k:

          Да детей еще прокормить ладно, а вот если первое кесарево было и второе, то тут уже задумаешься — ну 4 кесаревых еще можно сделать (хотя тоже страшновато), а больше — это уже с большим риском, 5 и более кесаревых — это уже что-то на грани фантастики, хотя, может, такие случаи были, конечно. Риск для здоровья матери, а ведь детей уже родившихся надо растить. Получается воздержание. Так поняла, другого не дано. Это для тех, для кого естественные роды по мед показаниям невозможны или крайне нежелательны.

          • ВладимирМ:

            считаю, что никакое воздержание недопустимо — даже по медицинским показаниям

            • грешник:

              Хотите поспорить с апостолом Павлом?

              • ВладимирМ:

                насколько я понял, там у женщины речь шла о том, что если нельзя, но очень хочется, то можно… хотя, возможно, я и ошибся…

                • Elena_k:

                  Честно говоря, речь шла о том, если нельзя естественно рожать из-за того, что были до этого неск. кесаревых, то как быть? Каждое следующее кесарево после 3го-4го — риск для здоровья, а иногда и жизни матери (а иногда и ребенка, тут кажд случай отдельно). Вот вы бы рискнули здоровьем и жизнью жены? Учитывая, что у вас было бы уже на руках 3-4 ребенка, да даже и без детей, все же жена родная — жалко)) Извините, я без шуток, конечно. Уже задавался этот вопрос где-то, ответ был, что в индивидуальной беседе священник расскажет, что делать в этом случае.

                  • ВладимирМ:

                    честно говоря, просто удивительно, священник говорит о том, что такие вопросы надо обсуждать в индивидуальной беседе, а Вы хотите поговорить об этом всем миром в интернете…
                    тогда, уж, возражайте и апостолу Павлу… на что Вам справедливо указал «грешник»…

                    • Elena_k:

                      А разве ответ грешника был не на Вашу реплику? Впрочем, не важно. Удаляюсь, чтобы не вызывать волнение масс. Царствия Вам Небесного!

                      • ВладимирМ:

                        вот это правильно, решать вопрос индивидуально со священником, а не волновать интернет-массы

                    • Kuzma Evgenievna:

                      Честно, говоря просто удивительно, что Вы стали отвечать на реплику, на которую толком ничего ответить не можете с вашей недопустимостью воздержания, а когда сами это поняли, разозлились на человека, который эту реплику оставил))

                      • ВладимирМ:

                        Честно, говоря просто удивительно, наличие полного отсутствия… но это, как говорится, либо есть, либо нет… и вообще не забывайте, что девушку украшает скромность…

                      • Kuzma Evgenievna:

                        Уважаемый ВладимирМ, а при чём тут скромность? И что в моём сообщении нескромного?

                      • ВладимирМ:

                        Это был обычный тест на то, обладаете ли Вы «чувством юмора» (можете подставить в предыдущий комментарий вместо троеточия) и на степень Вашей начитанности — «девушку украшает скромность» это цитата из очень известного произведения, которая должна была потянуть за собой ассоциативную цепочку, поясняющую мои слова. Так как Вы тест не прошли, а цитату не распознали, то — как говорится, удачи… базар бесперспективен, увы… :-)

          • Михаил:

            Я так понимаю что на ВСЕ воля Божья!! И все что с нами происходит это происходит Божьим промыслом. Я пока не дошёл в своих чтениях до места где пишет на эту тему апостол Павел (для «грешника») — не думаю что там может быть написано о запрете предохраняться. Зачатия не происходит, соответственно жизнь не зарождается следственно и убийств ни каких нет. Если воздержание важно для души и ЦЕЛИ ВСЕЙ НАШЕЙ ЖИЗНИ — СТЕЖАНИЯ СВЯТОГО ДУХА (Серафим Саровский) тогда бы и хотелось получить разъяснения. Ниже мне посоветовали почитать концепции РПЦ, может кто уже читал?

      • LaraZ:

        «Послушал и для себя лично теперь не знаю как быть с контрацепцией в своей семье!?»
        Простите, а Вы что нибудь о фертильном периоде в жизни женщины слышали? Кстати, упомянутый Вами А.И.Осипов в своей лекции об этом тоже говорил.

        • Михаил:

          Спасибо! Конечно я всё это слышал. Эти периоды не всегда совпадают с днями встреч, днями желаний. Как ни смотри — это все страсти, и от них надо избавляться (очищаться). Эти страсти и подталкивают писать такие вопросы. Спасибо.

          • грешник:

            Желание получить удовольствие, для себя любимого, это же не та любовь, про которую говорит нам Христос.

            • mtn:

              Жалко, что понимание этого в основном приходит тогда, когда у тебя уже есть внучки, с которыми можно покормить голубей на подоконнике и уточек в пруду :) .

              • грешник:

                Слава Богу, что хоть и поздно, но всё-таки приходит. :)

              • dmitry.r:

                Просите поделиться опытом,Вам вскоре тоже предстоит кормить и голубей,и уточек с внучками :-) хотя Вам будет легко,есть же понимание…

      • Bogdan:

        Рекомендую дорогой друг посмотреть соответствующий раздел на эту тему в «социальной концепции Русской Православной Церкви». Это, полагаю, облегчит Ваши тяжкие страдания ))). Удачи.

      • dmitry.r:

        Вы бы еще предложили подробности обсудить…

        • Михаил:

          Спасибо всем кто написал! (прочитал основы соц конц РПЦ, раздел про семью) понимание появилось.

      • Alexey B:

        А представляете, какой взрыв мозга у молодых людей, с которыми общался батюшка: а для чего тогда жениться, выходить замуж! Серое вещество кипит как магма. «Новые старые» стандарты почти всем не по зубам, по телевизору о другом совсем говорят, о реальности, а тут батюшка такие сказки рассказывает — 40 лет брака, 7 детей и почти столько же раз близости за это время:-)

        • dmitry.r:

          А здесь Алексей,Ваш сарказм не уместен…Патриарх Кирилл призывает пастырей «спасать молодёжь» и о.Димитрий по мере времени и сил это осуществляет,а не рассказывает сказки,а прислушаются ли к его словам,дело каждого…помните притчу «о сеятеле»…и о причинах было сказано немало…

          • Alexey B:

            Простите. Я таким образом хотел им (участникам беседы) посочувствовать, так как сам когда-то был «огорошен», когда до меня дошло, как не надо жить. После такого вразумления начинается сильная внутренняя борьба, если это не выбрасывать из головы, а осмысливать.

      • Alexey B:

        Может быть, ответ на ваше недоумение сказал Господь: «не вливают вино новое в мехи ветхие…», то есть воздержание в полной мере это высшая ступень, а между нами и этой ещё много ступеней не пройденных, а если перескакивать их, то можно сорваться с лестницы :) Теперь, с социальной концепцией Церкви, Вам намного проще.

      • ninadumina:

        Михаил, меня это очень волновало, когда я пришла к вере 30 лет назад. Я нашла ответ у Иоанна Златоуста. По мнению святителя,удовлетворение природного (полового)инстинкта имеет большее значение (бóльшую важность) в браке, чем деторождение.Эта важная мысль неоднократно подчеркивается святителем…

        • regent:

          это так называемая «женская логика», которая себе в угоду и оправдание (ибо женщина всегда права) готова и из святителя сделать богоборца, перевирая даже Священное Писание, в котором сказано «плодитесь и размножайтесь», а не «сношайтесь и получайте удовольствие, ведь вы этого достойны»… если бы цель брака было не деторождение и семья (не мыслимая без детей), то, очевидно, и сам брак был бы не нужен… 30 лет не понимать такой простой истины и пребывать в «приятном» заблуждении………

    6. LaraZ:

      «Печально я гляжу на наше поколенье…»
      Про величину IQ — это не здесь и не сейчас. Конечно я этот тезис не оспариваю, что Творцом задумано – всё справедливо. Но ведь сам о.Димитрий сказал, что всё перевернулось. Так чего об этом говорить так часто и в такой аудитории, где и мужчин почти не видно – одни недоросли (сужу не внешности, а по вопросам). Уж чем, а самомнением наши мужчины точно не обделены, чуть что, зоб надувать все умеют: я мужик, я в штанах!!! Чтобы честно платиь алименты на собственных детей не IQ надо, а совесть! А то некоторые употребляют своё IQ на то, как у брошенной им женщины ребёнка отнять, чтобы не претендовала на его алименты (жаба то душит и ущербное самолюбие спать не даёт!) и если бы сам воспитывал, а то подбросит своим родителям или наймёт чужих людей для присмотра (на это денег не жаль), на ребёнка плевать.

      • грешник:

        Разные бывают мужчины. Есть такие, которые и ребёнка сами воспитывают, и алименты, вдобавок, бывшей жене платят.

        • Фёдорова Ирина:

          идеальный бывший муж :) ?

          • грешник:

            Сын. И ребёнка забрал, и деньгами бывшей жене, которая ему неоднократно изменяла, помогает.

        • LaraZ:

          Бывают, охотно верю. Я даже сама слышала, что бывают и сами воспитывают. Я, поверьте, не иронизирую. Правда я таких за всю свою уже не маленькую жизнь не встречала ни одного. А по поводу алиментов не на ребёнка,а жене — таких даже легенд не слыхала. Это вы наверное про Англию. Наш же мужичок всё своё IQ употребит, чтобы после развода оставить бывшую жену голой и без крыши над головой, даже доходит до отъёма свадебных платьев и подарков, сжигания личных вещей жены и т.д. и т.п.! В силу своей профессии знаю много таких фактов, но не стану перечислять, а отпущенных для комментария 1200 знаков не хватит.

          • ВладимирМ:

            молодцы, православные — отлично собачатся в пределах 1200 знаков :-)

            • LaraZ:

              «молодцы, православные — отлично собачатся в пределах 1200 знаков»
              О чём это Вы,уважаемый? Никто никому худого слова не сказал и даже не намекнул. Повторяю:охотно верю, что такие мужчины бывают, но ведь это нетипично для нашей действительности, а типично то, что уже мною выше сказано и это не смешно, а омерзительно!

              • ВладимирМ:

                значит, показалось

              • dmitry.r:

                Дорогая Лара,отрадно читать все это от женщины(девушки),обладающей в полном объеме всеми теми женскими качествами,о которых говорит о.Димитрий

          • грешник:

            «А по поводу алиментов не на ребёнка,а жене — таких даже легенд не слыхала»
            .
            Тут нет ничего необычного. Это всего лишь отцовское желание воспитать свою дочь нормально, по-христиански и в целомудрие. За это он и готов платить своей бывшей жене по 20.000 руб. ежемесячно.

      • AngelinaZ:

        Всё зависит от личного отношения мужчины к этой данности. Зная, что он глава семьи, например, он же не должен всю семью тиранить, унижать, а наоборот — оберегать и нести ответственность.
        У ребёнка IQ тоже ниже, чем у мужчины :) Но это не значит,что нужно за это унижать того, кто слабее, а самому надуваться от гордости. Наоборот. Защищать нужно, оберегать и относиться со снисхождением к слабостям.

      • sister:

        LaraZ, если что-то не так в окружающем мире, то cherchez la femme!

        • mtn:

          Идиома, придуманная французскими мужчинами для оправдания своих не очень хороших поступков, хотя… почему французскими — это еще со времен сотворения Мира повелось (помните Адам, как некрасиво поступил, свалив все на Еву, хотя такой необходимости и не было — Бог и так все знал :) ).

          • regent:

            ведь Он же сам и сотворил Еву и несомненно знал, что можно от неё ожидать :-)
            ПС как и от Адама :-(
            ППС а что такое «идиома», это случайно не производная женского рода от «идиот»?

            • mtn:

              Как бы сказала героиня одного кинофильма «и туда тоже можно» :) , но я ее применила как оборот речи, значение к-рого не определяется отдельными значениями входящих в него слов.

              • regent:

                а мне подумалось:
                он — идиот
                она — идиома
                значит ошибся
                опять Вы такую песню испортили

                • mtn:

                  Почему опять? Когда Вы еще пели? :) .

                  • regent:

                    это идиома :-)

                    • mtn:

                      Эх… Буду теперь все выходные с сорняками бороться и над значением думать.

                      • admin:

                        т.е. Вы пойдёте в субботу на Пушкинскую площадь на митинг против абортистов и гомосексуалистов «Россия — за жизнь!» ?
                        похвально

                      • mtn:

                        По моему мнению, возможно ошибочному, митинги совершенно не решают никаких проблем, они только усиливают гражданское противостояние в обществе.

                      • dmitry.r:

                        правильно лучше боритесь с сорняками,потом и урожай хороший…придёте на очередной митинг,и скажете «граждане,зачем это противостояние в обществе,пока вы митинговали я с сорняками боролась…вот урожай собранный своими руками…без пестицидов…давайте за трапезой посидим,обсудим…у меня тут одна идиома родилась :-)

          • Alexey B:

            Конечно всегда кто-то виноват, по другому и быть не может. Ева ни при чём, надо было Адаму всю еду на экспертизу возить, пока не уличил бы «помощника» в подлоге.

    7. Larkisa:

      Дааа..диковатые какие-то вопросы были , при всем при том, что молодежь вроде немного духовно просвещена…
      Но о.Димитрий, как всегда, на высоте)
      Господи, спасибо Тебе за такого Пастыря!!!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.