Час о Православии с протоиереем Димитрием Смирновым. Часть 2
Беседа протоиерея Димитрия Смирнова с жителями города Калуга, состоявшаяся 23 сентября 2013 года, в рамках празднования 900-летия преподобномученика Кукши Печерского просветителя вятичей. Для тех, кто ищет, сомневается и не боится задавать вопросы. Часть 2. Ответы на вопросы.

   1. Почему священники не объясняют прихожанам, что такое УЭК? Ваше отношение к этим картам   (0:12)

психическое здоровье, картобоязнь, психическое нездоровье, страх Господень, грех, суеверие, любимый вопрос

   2. Почему к ХХ веку Церковь утратила доверие народа?   (2:17)

Невежество народа, доверие к Церкви, ангажированность журналистов, доверие к армии, Сердюков

   3. Перед революцией было целое созвездие подвижников. А сейчас?   (3:31)

Настоящий христианин

   4. Неужели наша вера даже меньше, чем с горчичное зерно?   (3:44)

Маловерие

   5. Что такое суетность?   (4:00)

уэк, спасение души

   6. Внук священника имеет приход, но нарушает пост. Помолитесь за него   (4:29)

донос, молитва, магическое сознание, плохая память

   7. Как полюбить Бога?   (6:00)

Познание Бога, Священное Писание, молитва, Таинства Церкви, добрые дела, возлюбить ближнего, Причащение умирающего, радость от Бога

   8. Ваша позиция относительно принятие ИНН, электронных паспортов   (9:16)

любимый вопрос, Иоанн Богослов, Откровение, ИНН храма, ИНН монастыря, священники и ИНН, гражданство РФ, уничтожение паспорта

   9. Имеет ли право православная женщина, состоящая в христианском браке, по благословению священника разводиться, потому что муж ушёл в секту?   (10:39)

Утрата, секты, тоталитарные секты, Сознание Кришны, Свидетели Иеговы, Дианетика, пятидесятники, влияние на психику, разрушение психики, изменение личности, наркоманы, лживость, тяжёлый алкоголизм, психиатрия, третья стадия алкоголизма, тяжёлые наркотики, благословение на развод, выход из секты, необратимые изменения в личности, смертельная опасность

  10. Как многодетной семье улучшить жилищные условия?   (15:26)

Построить дом, русский мужик, узбеки

  11. Справедливо ли причислили царя Николая II к лику святых?   (18:03)

Царская семья, Постановление Архиерейского Собора, справедливость, святость, Сергий Радонежский, преподобный Серафим, канонизация, бюрократия

  12. Ваше отношение ко всенародному покаянию в грехе расстрела царской семьи?   (19:24)

Покаяние, грех, психическое заболевание, убийство царской семьи, беснование, Хиросима и Нагасаки, Гитлер, Наполеон, чужие грехи

  13. Расскажите о чудном батюшке архимандрите Павле   (20:39)

книга воспоминаний, Владыка Пантелеймон

  14. Почему одни дети рождаются здоровыми, а другие – больными?   (21:26)

Антоний Великий, основатель монашества, богатство, бедность, себе внимай, не испытывай судеб Божиих, замысел Божий, избранник Божий, кратчайший путь в Царствие Небесное, милосердие, взывание к милосердию, жестокость, сочувствие, сострадание

  15. Я читала, что Россия не погибнет, пока на Руси будет хоть один верующий. Пресвятая Богородица не оставит нашу страну. Так ли это?   (24:31)

Оптимизм, Пресвятая Богородица, мерзость грехов

  16. Почему в Москве крестят младенцев без крёстных родителей?   (25:21)

Население Москвы, приезжие, каждый сам за себя

  17. Может ли Бог дать терпение по молитве или терпению нужно учиться?   (25:56)

Род Рюриковичей, дворяне, приговор к расстрелу, эмиграция, Добротолюбие, просьба о терпении, терпение

  18. Вы утверждали, что человек не может сам победить раздражение, а только Господь может его исцелить от этой страсти. Значит ли это, что человек не должен сам бороться?   (29:28)

Страсть, Христос, благодать Божия, обращение к Богу, алчба, жажда правда, праведность, раздражение, сдержанность, молитва, очисти от всякия скверны

  19. Как объясняет теология Бога до создания Вселенной и человека?   (31:37)

Предвечный Совет Святой Троицы, создание человека, создание мира, ограниченность человеческого ума, Нобелевская премия

  20. Принесла на канон продукты, не успела прочитать молитву и поставить свечку, а их уже унесли. Какую молитву читать, когда кладёшь продукты на канон?   (33:26)

Молитва, щедрость

  21. Какую молитву читать под праздник Архангела Михаила в 12 часов ночи, чтобы он вызволил усопших из ада?   (34:21)

Летнее и зимнее время, декретное время, геенна огненная, ад, огонь, место особой милости Божией, Архангел Михаил, мука, символы, душа, тело

  22. Надо ли похоронить Ленина?   (38:08)

Мавзолей, Музей советской власти, обратная сторона Луны, Швейцария, Цюрих, фюрер русской революции, Зюганов, труп Ленина, деньги налогоплательщиков, бесплатные аборты, убийство детей

  23. Как отразится подписание документов об ассоциации Украины с ЕС на верующих людях и УПЦ?   (40:41)

Заграница нам поможет, Европа, Украина, русские, украинцы, Таджикистан, свобода, Латвия, Эстония, Литва, прибалтийская молодёжь, уровень жизни, президент Украины, раздел Украины

  24. Как понимать слова «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12, 36)?   (43:43)

Сквернословие, Суд Божий

  25. Насколько близко на Ваш взгляд подошёл к пониманию создания мира Валерий Иванович Волосатов?   (45:12)

Волосатов

  26. В храме Христа Спасителя имеется банкетный зал, оскверняющий святое место. Как докатились до такого?   (45:31)

Банкетный зал, Святейший Патриарх Кирилл

  27. Как Вы относитесь к Ванге?   (46:18)

Колдунья, молитва о упокоении души Ванги, вред от молитвы

  28. Почему государство не даёт землю?   (46:47)

Земля куплена, банки, спекуляция землёй, мёртвый груз, покупка земли, Можайский район, детский дом, конный спорт

  29. Когда будет Второе Пришествие Христа и все воскреснут, как же мы все поместимся на земле?   (49:19)

Перенаселение, плотность населения, Великобритания, Англия, Шотландия, Китай, полуостров Камчатка, Москва

  30. В других религиях есть представление о том, что человек рождается несколько раз. Как это понять?   (53:00)

Летающие тарелки, глупости

  31. Образ Спасителя в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке вызывает страх и недоумение   (53:59)

икона начала XVII века, шедевр иконописного искусства, древнерусская иконопись, иконостас, древнерусская живопись, искусствоведение, иконы XIX века, христианская музыка XVII века, музыкальная литература, история музыки, язык музыки, Филипп Киркоров, Дима Билан, язык иконы, церковно-славянский язык, Святая Гора Афон, Романов-Борисоглебск, Тутаев, бандиты, революционеры, Сирия, революция в Сирии, революция 1917 года, чудотворная икона, строгость вида Христа Спасителя, византийская иконопись, древние иконы, шедевр древнерусской живописи, Русский музей, Третьяковская галерея, голландская живопись, французская живопись, Эрмитаж, Лувр, Прадо, Вермер Дельфтский, Питер Брейгель, фуги Баха

  32. В каком возрасте надо креститься?   (1:04:28)

Воцерковлённая семья, невоцерковлённая семья, смысл крещения

  33. Когда у человека появляется Ангел-хранитель?   (1:04:54)

Рождение, крещение

  34. Необходимо ли венчаться с мужем во второй раз, если мы развелись, а теперь опять начали жить вместе?   (1:05:01)

Церковные правила, Таинство брака, супружеские отношения

  35. Даёт священник специальную молитву младенцу при его крещении?   (1:06:26)

Молитва сорокового дня

  36. Что такое Русская истинная Православная Церковь?   (1:06:02)

Секта

  37. Много лет подряд снятся бредовые сны   (1:07:22)

седативный чай, успокаивающее

  38. Отношения России и Украины   (1:07:42)

американские спецслужбы, раскол в Православной Церкви, раскол между Россией и Украиной, подкуп, ослабление России, власть денег, продажные люди

Вот мой любимый вопрос: «Почему священники в своих приходах не объясняют прихожанам, что такое УЭК, а также о принятии УЭК? Ваше отношение к этим картам».

Я никаких карт не боюсь. Даже игральных. Не вижу в этом никаких опасностей. То, что священники о них не говорят, говорит о психическом здоровье ваших священников, с чем я вас поздравляю от всей души. «Картобоязнь» – это признак некоторого психического нездоровья, потому что христианин боится двух вещей. Первое – Бога. Начало премудрости – страх Господень. А второе – греха, потому что грех убивает душу. Карта душу не убивает, её бояться просто нелепо. Так же, как нелепо спорить с человеком, который эту карту боится, потому что он верит не в Бога, он верит в карту. Веру другого человека разрушить невозможно. Поэтому если кто на карте немножко, так сказать, рехнулся, лучше с этим человеком дела не иметь. Он в это верит, ну и Бог с ним. Вот такое моё отношение, если кого-нибудь интересует моё.

«Почему к XX веку Церковь утратила доверие народа?»

Смотря какого народа. Русского народа – не утратила даже до сих пор, хотя народ у нас крайне невежественен в целом, это я берусь доказать, даже в нашей аудитории. И хотя братья-журналисты всячески подрывают доверие к Церкви (по понятной причине: деньги для них дороже, их специально на это ангажируют), тем не менее, из всех гражданских институтов до сих пор по степени доверия на первом месте у нас в России Церковь, на втором – армия. До сих пор! Хотя и армию обливали, и несмотря на то что пять лет у нас Анатолий Эдуардович Сердюков был главным человеком в армии, это не подорвало доверие к армии, наоборот, все сочувствовали и молились.

«Перед революцией было целое созвездие подвижников…»

Подвижники в Церкви есть всегда, потому что только они и есть настоящие христиане, остальные только к этому тянутся.

«Господь сказал: “Имейте веру как горчичное зерно” (Мф. 17, 20), а мы каемся в маловерии, значит, вера у нас меньше?»

Конечно, меньше. Меньше этого зерна. Четвертушечка.

«Что такое суетность? Каковы последствия и способы борьбы?»

Суетность – это когда умственное и сердечное внимание человека посвящено второстепенным вещам, например УЭК. Вместо того чтобы думать о спасении души, он думает о УЭК – это типичная суетность.

«Внук священника имеет приход, но нарушает пост, во время поста смотрит телевизор…»

Ах, негодяй!..

«…смотрит телевизор и ещё смотрит и т.д. Молюсь за него, помолитесь и Вы».

Ну что ж, спаси, Господи. Видите, какой ревностный человек: донос пишет. (Голос из зала: «Имя надо было указать»). Не надо. Бог знает. Бог знает всё. Можно молиться по имени, а можно и без имени, не надо этому придавать какое-то большое значение, магическое. Бог знает наши имена, ничего в этом страшного нет, если мы не знаем чьего-то имени. Я часто молюсь: «Господи, помяни тех, за кого меня просили помолиться. Я забыл». Когда я начинал свою деятельность, я крестил младенцев человек двадцать и неделю помнил их имена. А сейчас я даже своих сотрудников – фамилии точно забываю, и имя – отчество могу забыть. Так что что делать, старость не радость.

«Как полюбить Бога?»

Чтобы полюбить, нужно знать. Не может человек полюбить ананас, если он никогда его не ел. Полюбить Бога можно, только познав Его. Бога мы познаём из четырёх вещей: первое – Священное Писание, второе – молитва, третье – Таинства Церкви и четвёртое – из добрых дел. Лучше всего для меня, например: я одну бабушку причащал, закончил свой рабочий день в десять часов вечера, поехал на другой конец Москвы и причастил умирающую бабушку. И хотя вроде шестнадцать часов отпахал, должен быть сердитым, а на душе такая радость! Откуда? Господь. Вы знаете, ни с чем не сравнимая радость. Поэтому когда я говорю, что надо возлюбить ближнего, и я не стал перекладывать на утро, потому что я знал: если я причащу, испытаю такую радость, которую не купишь ни за какие деньги; которую не получишь, посетив какую-то выставку; которую не получишь, даже если будешь пировать на какой-то свадьбе или поедешь в какое-то роскошное путешествие в Иерусалим… По сравнению со сладостью того ощущения, что ты эту бабушку причастил, а она, кстати, не умерла, наоборот, она очнулась, я её причащал, она даже не говорила ничего, совсем уже отходит, и тут мне дочка звонит, она даже поела, представляете? Всего-то ей восемьдесят восемь лет! Она уже и кушать захотела, представляете? Ещё дополнительная радость. Радость радости рознь. И когда радость от Бога – это ни с чем не сравнить, поэтому Бога начинаешь любить. Бог даёт такую радость, которую не даёт никто: ни дети, ни любимая женщина, ни любимая работа, ни общение с друзьями, ни замечательна поэзия – ничто не сравнимо с радостью, которую даёт Бог. О как! Так что вот так Бога можно залюбить.

«Ваша позиция относительно принятия ИНН...»

Это второй мой любимый вопрос.

«…электронных паспортов. Надеюсь, Вам известно, что при так называемой биометрической съёмке начало уже ставится начертание, описанное Иоанном в Откровении».

Нет, я про это не знаю, но отношение к электронным паспортам и ИНН (ИНН есть у всех нас, абсолютно у всех, нет человека в стране без ИНН, нет ни одного храма без ИНН, ни одного монастыря без ИНН, и даже у тех священников, которые выступают против ИНН, он есть), отношение: все мы граждане Российской Федерации, хочешь ты, не хочешь, даже если паспорт свой уничтожишь, всё равно будешь гражданином, никуда от этого не денешься, поэтому у меня абсолютно спокойное отношение, этого я совершенно не боюсь.

«Может ли православная женщина, состоящая в христианском браке, имеющая четырёх детей, трое из них несовершеннолетние, полностью зависящая в материальном отношении от мужа, не имеющая никакого жилья, разводиться по благословению батюшки со своим здоровым мужем только потому, что он якобы ушёл в секту и вера его пошатнулась? Имеет ли она право говорить про живого мужа, что она его потеряла, это же не зонт и перчатки?»

Мы же говорим, например, когда умрёт очень дорогой для нас человек, что мы понесли тяжёлую утрату. То есть в русском языке не только относительно зонта и перчаток можно говорить об утрате, поэтому это зря. По поводу секты. Секты бывают разные. Если секта тоталитарная, например, Сознание Кришны, или свидетели Иеговы, или секта дианетики, или секта пятидесятников, то эти секты очень сильно влияют на психику: они её разрушают. Поэтому у человека, попавшего в секту тоталитарную, меняется личность. Что происходит? «Я выходила замуж за одного человека, а теперь он стал другим». Поэтому он как бы и умер. Так же бывает с наркоманами, потому что наркоманы становятся чрезвычайно лживыми. Врачи говорят: если наркоман тебе говорит «доброе утро», ты ему не верь. Он врёт всегда и во всём. То же самое с тяжёлыми алкоголиками. Поэтому вышла ты замуж за одного, этот алкоголик внешне немножко напоминает того, но он совершенно другой человек. Почитайте любой учебник по психиатрии. Там будет сказано, что на третьей стадии алкоголизма личность человека меняется радикально, поэтому Церковь разрешает в этом случае, когда человек попадает в тоталитарную секту, или становится алкоголиком и дошёл до третьей стадии (а их всего четыре), или становится наркоманом, особенно тяжёлых наркотиков, разводиться необходимо, потому что это злокачественное заболевание. В чём злокачественность? Этот человек может убить, поэтому, чтобы детей не сиротить на 100%, а только на 50, приходится со скорбью разводиться. Изменить что-то – если только человек сам захочет. Сам захочет выйти из секты, такие случаи бывают, или бросил наркоманию, это тоже один на несколько тысяч такой человек, или вдруг перестал быть алкоголиком, но всё равно в личности происходят необратимые изменения. Всё равно это уже будет другой человек. Но если он перестал пить, «зашился», тогда, по крайней мере, смертельная опасность уже не существует. И если женщина его любит (или мужчина: бывает, и женщина в такой тяжёлой стадии алкоголизма), то можно продолжать жизнь. А если батюшка благословил, то благословил только с целью её сохранить, потому что, кто не жил с алкоголиком, тот вообще не знает, что это. Это каждый день ад. А ни один человек не может обрекать другого на ад. Поэтому в этом нет никакой нужды.

«Мы многодетная семья из шести человек. Живём на восемнадцати квадратных метрах. Куда только ни обращались, никто нам не помогает получить жильё. Подскажите, что нам делать».

Построить себе дом. Или переехать в Новгородскую область. Я сам своими глазами видел целые пустые деревни с домами, в которых даже есть стёкла в окнах. Кто нам должен помочь?! Помогать нужно безруким, безногим, слепым, а тут-то что? Руки-ноги есть, мужик есть? Так что, возьми построй дом. Я себе дом построил, у меня в деревне шикарный дом, где есть горница, и есть сени, они же кухня, и есть ещё светёлка. Когда приезжаю туда зимой, там топлю, чтобы согреться, весь дом не топлю. И ещё мансарда, всё за два года построил. Сына у меня нет, с дочкой строили, она мне помогала, так что чего там, подумаешь, проблема! Раньше, сто лет назад, русскому мужику вообще нужна была только земля, остальное он сам себе всё строил, и никто ничего не давал, пенсий никаких не было. А нынешним дай всё! Дайте мне свет, дайте мне газ, дайте мне автомобиль, дайте это, дайте то. Да вы что?! Если руки-ноги есть, ты должен всем дать! Старушке маме, дедушке – остальным всем вкалывать надо, работать надо. Мало одной работы – две работы, мало две – три работы. Вон узбеки, смотришь, как пашут. А ты, русский мужик, это же не узбеки освоили шестую часть суши, а русские. А где твои силы, русский? Что ж так ослаб-то? Помогать – дети должны помогать, подключаться. Маленькие могут платок подавать, со старшим вместе пилишь… Господи, помилуй!

«Справедливо ли причислили царя Николая II к лику святых?»

Тут, понимаете, справедливость абсолютно ни при чём. Ну просто совершенно. Просто Николай II и вся его семья – святые. И Церковь это просто зафиксировала документально. Сделали постановление Архиерейского Собора, поставили подпись и печать. А справедливо- несправедливо – когда автор этой записки будет святым, может быть, тоже без всякой справедливости это произойдёт. Просто сейчас такая форма: у нас нет такого документа, что Сергий Радонежский – святой, и печать. Такого нет. Все и так знают, а уже во времена преподобного Серафима в XIX веке есть печать, и есть подпись императора, потому что канонизация была в начале XX века. Бюрократия уже разрослась.

«Ваше отношение ко всенародному покаянию в грехе расстрела Царской семьи?»

Дело в том, что человек может каяться только в своих грехах. А каяться в убийстве Царской семьи тем людям, которые в этом не участвовали, – это психическое заболевание. Да, там много собирается людей психически больных, и они это производят. Для чего бес внушает бесноватым такую мысль? Чтобы они не каялись в том, что они грешат против своих ближних, против Бога. Они выбрали такую форму – каяться в том, чего ты не совершал. Тогда нужно каяться в том, что они сбросили атомную бомбу на Хиросиму, на Нагасаки, что они захватили половину России во времена Гитлера, в том, что они спалили Москву при Наполеоне – это же они спалили, поэтому многие психбольные объявляют себя Наполеоном, поэтому должен каяться.

«Расскажите о чудном батюшке архимандрите Павле».

Вы возьмите книжку, там есть мои краткие воспоминания. Есть такая толстая книжка об отце Павле. Больше мне нечего прибавить, потому что я с ним общался только раз в году. Когда он приехал лечить глазки свои, он жил у владыки Пантелеймона, тогда это отец Аркадий был, в его келье, там мы почаще встречались, пока он глазки свои лечил. Собственно, и всё, а в этой книжке одна или две странички есть моих воспоминаний, и фотокарточки там есть, я там молодой…

«Почему одни дети рождаются здоровыми, а другие больными? Как это объяснить с духовной точки зрения?»

Я бы сказал, но лучше меня объяснил это Антоний Великий, святой Отец IV века, основатель монашества. Он однажды задался вопросом похожим, но другим. Он был очень близкий Богу человек и с Богом разговаривал так же, как я с вами, и Бог ему отвечал. И он спросил: «Господи, почему одни рождаются уже богатыми, а другие бедными и мучаются в бедности всю жизнь?» И Бог ответил Антонию: «Антоний, себе внимай и не испытывай судеб Божиих». Что маленький человечек, дурачок, погрязший в грехах, может понять в замысле Божием? Ничего. Своими куриными мозгами в замысле Божием человек зачастую ничего понять не может, даже Антоний, не просто Антоний, а Антоний Великий, получил такой ответ. Поэтому на этот вопрос ответа нет. Каждый ребёночек, родившийся больным, есть избранник Божий. Для чего он избирается? Во-первых, чтобы он пришёл кратчайшим путём к Царствию Небесному, потому что больным это делать гораздо легче. Здоровый – он отвлекается всё время на пьянки, гулянки, кино, вино, домино, девчонки и так далее. Родителям нервы портит. А больной? Больной только лежит: «Господи, помилуй! Господи, помилуй!» Это первая роль больных. А вторая – каждый больной ребёночек взывает к нашему сердцу, делает нас милосердными. Если убрать всех больных, то мы стали бы очень жестокими людьми. А так каждый болящий человек вызывает у нас сочувствие, сострадание, это очень важная роль. Поэтому больные есть и будут, и они очень нам нужны, особенно дети.

«Я читал, что Россия не погибнет, пока на Руси будет хоть один верующий...»

Ну что ж, какая-то хорошая книжка. Такая, знаете, оптимистическая.

«...Пресвятая Богородица, Покровительница России, не оставит нашу страну».

Я не знаю, надо спросить у Богородицы, я не могу решать за Царицу неба и земли. Но я только знаю, что мерзость наших грехов может достичь такого уровня, что Она просто отвернётся и не захочет на нас смотреть.

«Знаю, что сейчас в Москве крестят младенцев без крёстного отца и мамы».

Потому что в Москве 80% не москвичи. И у людей вообще нет знакомых, они не знают, кого позвать, поэтому приходят священники, крестят. Вообще нет знакомых никаких, понимаете? Вы-то в Калуге всё-таки одной семьёй живёте, а в Москве каждый сам за себя.

«В диалоге человека с Богом есть такая просьба: “Господи, дай мне терпения и смирения”. Господь ответил: “Нет, терпение не даётся, ему учатся”».

Это не так. У меня была одна, не могу сказать «прихожанка», потому что она в нашем храме никогда не была, но я много лет ходил к ней домой причащать. Такая замечательная женщина, Екатерина Александровна Старицкая. Из древнего русского рода Рюриковичей. Старинная дворянка. Чем интересна её судьба: её три раза приговаривали к расстрелу. Американцы, немцы и русские. И Господь её всё равно сохранил. Она жила в Германии во время войны, а так она эмигрировала с родителями, когда здесь началась революция. И она решила вернуться в Россию в 50-ых годах, когда всех стремились опять пригласить в Россию, репрессии кончились после смерти сами знаете кого, не к ночи будь помянут, и она приехала в Москву. Жила в коммунальной квартире. Так как она всю жизнь работала квалифицированнейшей медицинской сестрой, этому посвятила жизнь, никогда замуж не выходила, она уже была восьмидесяти с лишним лет, когда мы с ней познакомились, у меня до сих пор от неё память осталась: она мне подарила четыре тома Добротолюбия, они до сих пор у меня есть. Издано это на Западе, для меня это память о ней. Она мне говорила, с французским акцентом: «Отец Дмитрий, Вы даже не представляете, когда попросишь у Бога терпения, в ту же секунду Он даёт». А жизнь у неё была трудная, кто в коммуналке жил, тот знает. И вот она со смирением, будучи такого рода человек, испытания прошла страшные в Германии, я говорил: немцы хотели расстрелять, потом американцы захватили их сектор, её хотели расстрелять, потому что она работала на немцев, потом русские пришли. Американцы, чтоб её не стрелять, отдали её русским, русские хотели расстрелять, но потом сказали, что она помогала русским пленным, и её отпустили. Человек потрясающий, о ней можно рассказывать, это удивительная женщина, никогда в жизни её не забуду. И она говорила: «Только попросишь…», поэтому мой опыт противоречит этому утверждению автора этой записки.

«Как понять Ваше суждение о том, что человек сам не может победить раздражение, если не поможет Господь? Выходит, что человек не должен бороться сам со своими страстями, а должен ждать благодати Божией в борьбе с этой страстью?»

Если бы человек мог победить не только страсть раздражения, а вообще какую-нибудь страсть, спрашивается, зачем тогда пришёл Христос? Человек побеждает страсти только исключительно благодатью Божией, если он обращается за этим к Богу и просит так, как Господь сказал: «Нужно алкать и жаждать». «Блаженны алчущие и жаждущие правды». Кто знает, что в этом тексте значит «правды»? Как перевести на русский язык? Поднимите руку. Пожалуйста. Праведности, совершенно верно. Именно праведности. Если человек вот так хочет праведности, он может с помощью Божией избавиться от раздражения, только прося у Бога. А так усилие воли, если он хорошо воспитан, он может максимум сдержаться. Своё раздражение не выдать. По выражению лица, глаз и так далее, промолчать – вот это может человек. Но внутри раздражение будет всегда. А вот если он помолится Богу и Господь придёт Своей благодатью, Он его очистит «от всякия скверны». Ферштейн зих? Хорошо.

«Как объясняет наука теология Бога до создания Вселенной и человека?»

Никак не объясняет. Говорит только, что создание мира и создание человека было задумано на Предвечном Совете Святой Троицы. Точка. Больше ничего не знаем и знать не можем, потому что это за пределами возможностей нашего разума. Мы не понимаем очень многих вещей. Показываю. Ни один человек на земле не знает и никогда не узнает, почему очечник упал на стол. Могут это явление назвать гравитацией. Всё. А в чём причина, что тела, две массы притягиваются друг к другу? Могут даже высчитать эту силу, но почему, не знает никто. Так что если кто вдруг узнает, подавайте заявку – Нобелевская премия обеспечена. Потом с этого миллиона мне 10%.

«На канун принесла продукты. Не успела прочитать молитву и поставить свечку, служба ещё не начиналась, а продукты из корзины уже унесли. Обедня и панихида – у пустых корзин. А хочется, чтобы милостыньку оказали и освятили молитвой, и какую молитву читать, когда кладёшь милостыню?»

Какую молитву? А очень хорошую: «Господи, сделай так, чтобы поскорее эти продукты, которые я принесла, попали бы к какому-то человеку, пусть плохому, но чтобы, съев их, он бы стал хорошим. Только, пожалуйста, поскорее».

«Под праздник Архангела Михаила молиться в 12 часов ночи, ибо Архангел Михаил под свои праздники ночью находится на берегу долины огненной и опускает правое крыло в геенну огненную, которая в это время гаснет. Молитесь под эту ночь, и он услышит молитву просящего, называйте «усобших» по имени, просите, чтобы он вызвал их из ада. Какую молитву читать?»

Во-первых, у нас в стране очень большая проблема с 12 часами ночи, потому что у нас есть время летнее, обещают вернуть зимнее, и есть ещё декретное. В общем, ни один человек не знает, когда 12 часов ночи. Во-вторых, «геенна огненная» – это место в Иерусалиме, которого сейчас уже нет, есть только название, это есть помойка, где сжигали всякий мусор, и пищевые отходы, и требуху животных с санитарной целью. Поэтому «геенна огненная» – это есть образ. Образ, изображающий адские мучения, которые заключаются не в огне, потому что что такое огонь? Огонь – это химическая реакция горения в кислороде, O2. Это никак не относится к тому, что человек испытывает, когда он бывает в том месте, где Бога нет, которое мы условно называем адом. Это никак к этому не относится, потому что ад – это просто место, где нет Бога. Это место, которое некоторые богословы называли «место особой милости Божией», потому что есть люди, которые так Бога не любят, что пребывать где-то близко от Бога им мучительно. Именно для них создан ад. Поэтому, понятное дело, Архангел Михаил там даже не может появиться, потому что, если там появится Архангел Михаил – это высший из Ангелов, – это будет дополнительна мука этим людям. Им достаточно того, что они испытывают. Поэтому это художественная картинка, но на самом деле она имеет только символическое описание того, что есть на самом деле, но не реальное. Душе горение в кислороде (или во фторе тоже можно гореть) не приносит никаких страданий, потому что у души нет тела, тело на кладбище, понимаете, поэтому есть ли огонь, нет ли, так же, когда труп сжигают в крематории, для души это совершенно неважно. Хотя зрелище довольно противное.

«Ленина надо похоронить? И мавзолей не нужен».

Ну если его куда-нибудь оттуда денут, мавзолей, конечно, не нужен. Но с другой стороны, это всё-таки замечательное архитектурное сооружение. Там, в этом мавзолее, можно сделать музей советской власти, чтобы пионеры приходили и смотрели, в каком кошмаре мы жили семьдесят лет. А хоронить я бы Ленина не стал. У меня есть два варианта. Первый – это отправить его на Луну, на обратную сторону, чтобы он не отсвечивал сюда, на Землю, потому что есть сектор лунной поверхности, который с Земли не виден. Это первый вариант. А второй вариант – отправить в Швейцарию. Я в феврале был в Швейцарии. Специально поехал в Цюрих и нашёл дом, где он жил. На доме вот такими буквами написано: «Фюрер русской революции». Я бы его отправил в Швейцарию, этого «фюрера». Они бы ему там музейчик сделали, денежки получали с него, туда бы к нему Андреич, Геннадий, стал ездить с товарищами, возлагать чего-нибудь туда. Собирать деньги на поддержание, чтобы это не я, а то ведь этот трупик поддерживают за мои деньги, я же налоги плачу. Очень много в нашем государстве делается то, чего я не могу добровольно делать. В нашем государстве аборты делают бесплатно. Что значит бесплатно? Это значит за мои деньги. Я плачу деньги, а государство убивает моих сограждан. Если хочешь убить ребёночка, плати сама, я-то тут при чём? Так же и с Лениным: он стоит нам, налогоплательщикам, миллионы. Каждый месяц. Спрашивается: почему за мой счёт? Он там с 24-го года прохлаждается.

«Какие могут быть последствия для верующих людей и Церкви на Украине после подписания документов об ассоциации её с ЕС?»

Да последствия уже начались на таможне. Дело в том, что у Украины есть некоторые иллюзии. Эти иллюзии выражаются в такой форме: заграница нам поможет. Никогда Европа не поможет Украине, это иллюзия. Поэтому пусть они пройдут этот путь, тогда убедятся, что никто, кроме русских, украинцев не любит по-настоящему. Но надо этот путь пройти. Вот так, как и свобода. Как Таджикистан – свободное государство. И что? Все таджики у нас. Латвия – свободное государство. Вся молодёжь латышская – в Европе. То же самое – из Эстонии едут, из Литвы. Опустошилась страна. Зато свобода. Так поезжай в Португалию, работай, и будешь свободен, на чужого дядю, для этого не надо никакой свободы. Раньше уровень жизни поддерживала русская держава, а сейчас никто. Но Литва-то маленькая, и её всё-таки можно прокормить, а Украина – это большое государство, и чтобы её прокормить, насытить её нефтью, газом, это задача очень сложная. Поэтому я предполагаю, что будут для наших братьев, единокровных и единоверных, очень большие трудности. Ну как всегда: Западу легче купить одного президента для своих политических интересов, а на народ наплевать, поэтому предполагаю, что будет продолжаться чехарда с президентами. Пока народ не устанет. Если народ устанет, возможно, что Украина разделится на два государства, потому что Запад и Восток на Украине – это разные народы, разный менталитет и разный язык. Вот так будоражить народ – это очень опасно. Посмотрим. Они суверенные люди, «незалежны», и пускай сами решают свои проблемы.

«Как понять слова Спасителя: “За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда” (Мф, 12, 36)? Буквально или здесь иной смысл?»

Можно сказать, что и буквально. Но это не значит, что будет суд, на председательском месте будет сидеть Христос, каждого будут вызывать: «Ты по такой-то матери назвал своего соседа? Вот тебе на четыре градуса больше геенны огненной». Это всё совершенно не так будет происходить. Дело в том, что, как апостол говорит, от избытка сердца глаголют уста. То, что человек говорит, это у него в душе. Если человек сквернословит, значит, в душе у него скверна. Если в душе у него скверна, значит, в его душу не может войти Дух Свят, следовательно, человек обрекает себя на ад. Суд Божий – это не суд, который Бог творит. Суд Божий – это то, что каждый из нас сам себе выбрал. Понятно?

«Насколько близко, на Ваш взгляд, подошёл к настоящему пониманию создания мира Валерий Иванович Волосатов?»

Первый раз слышу такого. Ничего не могу про Волосатова сказать. Фамилия красивая.

«В Храме Христа Спасителя имеется банкетный зал, оскверняющий святое место. Как докатились до такого и не боятся гнева Господня?»

В этом банкетном зале я постоянно обедаю со Святейшим Патриархом, с митрополитом Климентом и со всеми другими членами Высшего Церковного Совета. Я не знаю, мы ничего такого не едим, чтобы осквернять этот зал. Вы знаете, всё довольно вкусненько. И знаете, и выпить дают, винца, беленького или красненького. Я не пью по состоянию здоровья, а вообще очень всё неплохо.

«Как Вы относитесь к Ванге?»

Как ко всякой нормальной колдунье. Очень неплохо отношусь. Очень рад, что она уже перебралась в мир иной, но молиться за неё не советую, так, по-дружески. О упокоении души не советую молиться. Будут проблемы.

«Почему государство землю не даёт? Для власти лучше пусть всё лесом порастёт? А дали бы, мы бы строили, а если дают, то у помойки».

Дело в том, что вся земля раскуплена банками. Не знаю, как в Калуге, но в Московской области всё куплено. А эти люди, которые купили, банки или кто там за этими банками стоит, они не знают, что с ней делать. Они её купили впрок в надежде, что можно будет ей спекульнуть, поэтому она у них лежит пока мёртвым грузом. Нужно издавать закон: если кто-то землю не использует, их штрафовать или отбирать землю, а на это правительство боится решиться, потому что люди богатые. А что такое богатый человек? Пять богатых скидываются, раз – и нет премьер-министра. И это окажется дешевле, чем потерять на земле, поэтому всё очень не просто: землю отобрать у того, кто её законно купил. Откуда деньги? Это может быть незаконно, а сама сделка законна. Я даже сам знаю одного такого человека, который очень много купил земли у нас в Можайском районе. У меня есть приход в Можайском районе, он нам даже кусочек земли подарил для строительства церковного дома. И ещё он дал нам бесплатно в аренду большой кусок земли, и мы на этой земле сделали загон для лошадей. У меня там есть детский дом, и там детки занимаются лошадьми. Я построил там конюшню, у меня три лошади, и детки там занимаются конным спортом. И вот он дал совершенно бесплатно большой кусок земли, там лошади пасутся за загородкой. Так что люди тоже вполне нормальные. Он сам говорит: «Когда же Ваши дети подрастут? Мы сельским хозяйством займёмся». Он сам хотел, но вымерла область, остались одни пенсионеры, некому на земле работать.

«Когда будет Второе Пришествие Христа и все воскреснут…»

Вот человек не может дождаться.

«…как же мы все поместимся на земле?»

Вопрос очень хороший, но смешной. Во-первых, мы все поместимся на земле без хозяйства. Нам не нужен будет дом, при нём бассейн, даже конюшня с лошадьми – это всё будет не нужно. Для того чтобы душа поместилась, достаточно квадратного метра. Теперь, всё население земли, я уже сегодня это объяснял в предыдущей аудитории, все семь миллиардов человек, могут поместиться на территории третьего бетонного кольца вокруг Москвы. Вокруг Москвы ПВО создали бетонную дорогу. Она идёт через Сергиев Посад, Ногинск, окружает Москву. Это всего девяносто километров от центра Москвы до края дороги, по ней должны были ходить ракетные наши машины большие, и войска ПВО охраняли Москву, это при Хрущёве, и потом завершили при Брежневе эту охранную систему. И там может уместиться семь миллиардов человек. Это очень простой подсчёт, возьмите площадь, радиус, семь миллиардов, и каждый получит свой квадратный метр. Поэтому земля у нас пустая на планете, понимаете? А ещё такое вычисление: всё население Китая, всё, все полтора миллиарда, могут уместиться на одном полуострове Камчатка. Нас пугают перенаселением – это всё чепуха. Причём не только поместиться, а каждый ещё по двадцать пять соток земли получит. На одной Камчатке! Ну и третий вопрос. Кто знает, какое государство самое перенаселённое на планете, поднимите руку. Где больше всего народу? Нет, не в Индии. Никто не знает. Великобритания. Самая большая плотность населения в Великобритании – по количеству народа на площадь. И что? Кто был в Великобритании? Я был. Можешь ехать на электричке – поля, дома, никакой там не «насыщенный раствор». Очень много пустых территорий, особенно в Шотландии. И это самая большая плотность в мире! Потому что Англия популярна, сейчас там все наши миллиардеры живут, у всех там дома большие, хорошо там устроились. Тишина, порядок, им там спокойно, у них там жёны, дети учатся в хороших, дорогих школах. Так что никакой опасности нет.

«В других религиях есть такое, что человек рождается несколько раз. Как это понять?»

Это нельзя понять. В некоторых религиях посуда летает. Летающие тарелки, летающие чайники, летающие кастрюли – как это понять? Да никак. Зачем разбираться во всяких глупостях? Для этого есть специальные глупые люди.

…тут рассказывается, какой я хороший. Это я вам читать не буду. Но интересно, знаете: я и проповедник, и чувство юмора, и вообще… Это материал к канонизации.

«...Однако дерзну сделать одно замечание по поводу образа Спасителя, который находится в храме, где Вы являетесь настоятелем. Эта икона не вызывает чувства благоговения, скорее наоборот, ведь Господь наш Иисус Христос был само совершенство во всех отношениях, в том числе и во внешнем облике. Так радостно видеть заставку на канале “Союз”, где Господь такой прекрасный. Слышала, что учёные воспроизвели этот образ с Туринской плащаницы. А икона в Вашем храме вызывает страх и недоумение. Простите, что так прямо высказала своё мнение. Но оно продиктовано желанием, чтоб Ваш храм был ещё красивее, таким прекрасным, как Ваши проповеди. Доброго Вам здоровья, всякого благополучия».

Машенька, спасибо. Теперь про икону. Цена этой иконы больше, чем цена всего Благовещенского храма. Икона начала XVII века. Ей четыреста лет. А храму всего сто пятьдесят. Икона является шедевром древнерусского иконописного искусства. Написана крестьянским автором. Она была установлена в одном монастыре в XVII веке в иконостасе. Иконостас был огромный семирядный. Это икона местная, в нижнем ряду с правой стороны от Царских врат. Но монастырь был разрушен, все иконы вынесены, уничтожены, эту икону мы спасли. В XIX веке эта икона была записана, и там был образ как раз такой, о котором мечтает Машенька, написавшая мне панегирик. Можно прямо на могильной плите написать, какой я был хороший, чтобы все приходили, плакали и молились о упокоении моей души. В чём проблема? Проблема в восприятии. Понятно, что человек XVII века, который жил четыреста лет назад, был другой, чем мы. Так, как писали иконы тогда, это совершенно не так, как писали в XIX веке, к чему мы привыкли. Но те люди, которые знают историю древнерусской живописи, – искусствоведы, представители музеев, – они с восторгом эту икону воспринимают и благодарят каждый раз, что мы её спасли. И что мы её расчистили, сняли тот слой XIX века, где была икона просто испорчена, чем та, которая сейчас была. Если современному молодому человеку, который воспитан на Диме Билане и Филиппе Киркорове, показать христианскую музыку XVII века, он скажет: «Какая-то муть». Почему? Чтобы воспринимать музыку XVII века, нужно подготовиться. Нужно как минимум поучиться лет пять в музыкальном училище, изучая вместе с инструментом музыкальную литературу и историю музыки. Тогда поймёшь язык этой музыки и поймёшь ещё, что Филипп Киркоров и Дима Билан – это вообще не музыка. А вот то, что в XVII веке, – это музыка настоящая. Так же и с этой иконой. Это вопрос непростой, потому что язык иконы так же архаичен, как наш церковнославянский, который мы используем в нашем богослужении. Я не первый раз встречаюсь, наверное, третий, когда люди эту икону воспринимают как нечто страшное. Но, например, если вы поедете на Святую Гору Афон, я имею в виду – мальчики, то вы увидите, что там в церковной лавке продаётся копия с нашей иконы. И она очень популярна во всём мире. Они, как только её увидели, сразу стали её изображение распространять. Таких икон, как та, которую показывают на телеканале «Союз», миллион. А таких икон, как та, которая у нас в Благовещенском храме, во всём мире всего две. Задавали вопрос про отца Павла. Отец Павел последние годы жизни провёл в городе Романов-Борисоглебске, который сейчас, в советский период, называется Тутаев, в честь одного бандита, который был революционером. Сейчас революция в Сирии, и мы видим, кто её делает. Это натуральные бандиты. Все революционеры, до одного, начиная с наших русских с 17-года года, кончая современными, которые в Сирии воюют, это все натуральные бандиты и злодеи. Так вот, отец Павел ходил в этот храм, молился перед этой иконой, которая одного и того же времени и очень похожа на нашего Спасителя. И эта икона чудотворная. Весь ярославский народ глубоко почитает эту икону. С ней бывают крестные ходы. Там под этой иконой сделан лаз, каждый благочестивый христианин, у которого спина гнётся, специально под этой иконой пролезает. Она очень почитаема. Единственное, та икона почти совсем чёрная. А так имеет огромный лик Христа Спасителя – икона два с половиной метра на два с половиной метра. Огромная. Наша чуть поменьше, но лик нашей Благовещенской иконы больше даже, чем тот, романовский. И отец Павел, хотя был человек простой, из крестьян, он понимал язык этой иконы, он молился перед ней, его не смущала строгость вида Христа Спасителя, а наоборот, восхищала. Ничего. Возьмите книги по иконописи, русской или византийской, почитайте, посмотрите, какие есть иконы, в древних монастырях иконы древние, начиная с IX века, потому что в эпоху иконоборчества практически все иконы были уничтожены иконоборцами. Или просто поверьте на слово, что эта икона – шедевр древнерусской живописи, которой цены нет. Если я предложу эту икону в Русский музей, в Третьяковку или в любой другой музей, возьмут с руками и весь годовой бюджет музея отдадут. В любой музей мира. Абсолютно в любой, потому что это шедевр очень высокого уровня. Но понятно, что не все люди способны воспринять шедевр голландской живописи, или французской, или какой-нибудь другой. Равнодушно ходят по музеям, никогда не были в Эрмитаже, в Лувре, в музее Прадо в Мадриде. Просто не знают ни Вермеера Делфтского, ни Питера Брейгеля, если им показать… Один стоит перед картиной и плачет от той красоты, которую он созерцает, а другой подходит: «Ой, да мой внучок Васька лучше нарисует». Может, внучок Васька и напишет лучше, чем Бах писал свои фуги, кто знает, лет через сорок, когда окончит консерваторию… Пора заканчивать? Уж очень вопросы хороши!.. Так что то, что человек не понимает древнего языка иконы, это не страшно. Это можно восполнить. Единственное, что в этом письме мне не очень понравилось, – то, что автор думает, что он умный, а все остальные дураки. А я же всё-таки пять лет в художественном вузе учился, можно предположить, что я всё же получше в этом разбираюсь.

«В каком возрасте надо креститься?»

Если семья воцерковлённая, надо крестить на сороковой день после рождения. Если семья невоцерковлённая, зачем крестить? Кто из него вырастет? Не имеет никакого смысла. А во всех действиях христианина должен быть смысл.

«Когда у человека появляется Ангел-хранитель?»

Один при рождении, другой при крещении.

«Я разведена с мужем, была венчана, получила расторжение церковного брака у владыки, замуж не выходила. Через два года с прежним супругом решили жить вместе, священник нас опять венчал по благословению отца Власия. Мы уже не живём. Вопрос: необходимо ли венчаться с одним и тем же человеком?»

Вообще-то церковные правила на это ничего не говорят. Но по логике, второй раз венчаться с той же супругой смысла не имеет. Значит, человек не понимает сути Таинства брака. Мы просто этот развод считаем небывшим, и всё. А то, что уже не живут вместе, а тогда зачем вообще венчаться? И зачем вообще соединяться? Ну если им семьдесят лет, тогда понятно, но если они ещё молоды, если восстановили семейную жизнь, так надо во всей полноте. В том, что люди живут вместе как муж с женой, никакого греха нет. Грех – это когда с чужой женой.

«Даёт ли священник при крещении младенца ему специальную молитву? Когда в 37-м году многих крестили родители, свекровь у них спросила: “А моему ребёнку взяли?..” »

Нет, речь идёт о другой молитве. О той молитве матери, которая читается после рождения дитяти. Так называемая молитва сорокового дня. Но когда ребёнок уже большой, два – три года, эта молитва уже несущественна. Это та молитва, которая читается на сороковой день после рождения.

«Что такое Русская Истинно Православная Церковь? Это раскольники?»

Нет, это не раскольники, это секта.

«Олимпийский огонь…»

Это что с ним делать? Гори огнём, олимпийский огонь.

«Батюшка, практический совет: что делать, если много лет снятся бредовые сны, а потом, бывает, полдня приходишь в себя?»

Надо пить седативный чай. Успокаивающий. И всё, снов не будет. Давно бы спросили, чего мучиться.

«Отношения между Россией и Украиной».

Это мы объяснили. Дело в том, что перед американскими специальными службами была поставлена задача. Первая – это раскол в Православной Церкви. Это провалилось. Ответом было, наоборот, объединение Русской Зарубежной Церкви с Русской Церковью Московского Патриархата. А второе – раскол между Россией и Украиной. На это бросались большие деньги. И тех людей, от которых зависит принятие решения, просто элементарно подкупают для того, чтобы в дальнейшем, есть желание, ослабить Россию. Деньги – такая вещь: они имеют большую власть над многими людьми. Поэтому то и происходит. Продажные люди…

Спасибо вам за ваше внимание. Батюшка требует сказать что-нибудь такое. Есть у меня сказать «что-нибудь такое». Меня осенило: живите с Богом! Всем желаю.


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 34

    1. VladSh:

      Мне очень понравился хорошая такая молитва о том, когда продукты приносишь на панихиду :) И заключительное слово конечно на высоте!
      Спасибо!

    2. георгий панчулидзе:

      Спасибо Вам отец Димитрий!

    3. Irene:

      По 23 вопросу об объединении Украины с Евросоюзом вот какое развитие получает данная проблема.
      В СМИ появилось «Обращение Церквей к украинскому народу» от 30.09.2013. В нем руководители церквей и религиозных организаций Украины призывают население поддержать вступление Украины в Евросоюз. Это обращение подписали глава канонической Украинской Православной Церкви Московского Патриархата митрополит Владимир (Сабодан), верховный архиепископ, глава Украинской греко-католической церкви Святослав (Шевчук), глава неканонического «Киевского патриархата» Филарет и другие руководители религиозных организаций.
      Если честно, ничего не понимаю. Зачем глава УПЦ МП солидарно с раскольниками посылает украинских православных в ЕС?

      • elena cyprus:

        Ситуация с подписью митрополита Владимира не однозначна. Зная, что он тяжело болен, можно этим воспользоваться.

      • MarinaSPB:

        9-го октября на » Русской линии » глава пресслужбы УПЦ МП Василий Анисимов давал разъяснения. Статья » Большое смущение «.

    4. PinQueen:

      Что там насчет олимпийского огня? Попахивает язычеством. А ведь его хотят сделать символом объединения россиян? Причем и христиане принимают активное в этом участие ???

      • PinQueen:

        Может к олимпийскому огню нужно относиться так же как и к ИНН, и к электронным паспортам? То есть, не искать греха там, где его нет? Но… очень уж смущает ритуал с молитвами, обращенными к каким-то там богам (хоть и понарошку), в виде театрализованного представления. А ведь в истории бывало такое: когда дети играли в литургию, на них сошел огонь с небес. И наказал их. Слава Богу, не смертельно, но поучительно.(Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 343.)

        • Анна Вихляева:

          Вот, как раз недавно попалась статья, где о.Андрей Кураев сказал следующее: «Вопрос, беспокоивший меня и многих православных, благополучно разрешился. Он (огонь) был зажжен с молитвой к Зевсу и Аполлону некоей «верховной жрицей». Но седой Кремль и его святыни не пустили этот огонь в себя. Он погас аккурат в момент его пронесения под Спасскими воротами (с восстановленной иконой Спаса Смоленского).

          Зажгли факел вновь от обычной ФСО-шной зажигалки. Ну, это уже по нашему, привычно. Огонь, зажженный в Кремле и обнесенный вокруг его святынь, можно передать всей России.

          Это вышло настолько красиво, что поневоле подозреваешь тайный умысел православного лобби в Кремле».

          • PinQueen:

            Я слышал, что у них есть дублирующая лампада с тем самым огнем из Греции, которая предназначена на тот самый случай, если огонь погаснет. Так ли это — не знаю, но…

          • PinQueen:

            Поклонение олимпийскому огню — это не по-христиански. Это языческое мероприятие. И как раз встреча олимпийского огня — это и есть поклонение огню. Огню языческому.

            • Анна Вихляева:

              Может люди спортсменов встречали и для них факел не больше чем символ? Есть, нету. Погас — от зажигалки зажгли. Делов то.

              • PinQueen:

                Через наш город огонь пронесут 14 октября. Естественно мы его встречать не пойдем. А пойдем лучше в церковь «Нечаянная радость» на праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

            • MarinaSPB:

              Вот он и погас, когда его через наш Кремль хотели пронести !

      • ak:

        А «вечный огонь» в любом нас.пункте это не попахивает язычеством ?

        • PinQueen:

          Ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» Сергей Чапнин заявил, что празднование Дня Победы является подобием «гражданской религии», ритуальные формы которой предполагают «всеобщее поклонение огню» и являются языческими: «Огонь, выходящий из земли, всегда есть образ ада, геенны огненной, гнева Божия… Но даже представители Церкви, включая иерархов, продолжают участвовать в этом странном для сегодняшнего дня ритуале». Свое несогласие с позицией С. Чапнина выразили пресс-секретарь Патриарха прот. Владимир Вигилянский («Поклонение Вечному огню является языческим актом, но люди, которые приходят к Могиле Неизвестного Солдата и возлагают венки, не поклоняются огню, они отдают дань павшим»), председатель СИНФО В. Легойда и прот. Всеволод Чаплин.(«Православие и мир»)
          А вот встреча олимпийского огня, хоть он и не исходит из земли, но попахивает язычеством. Так как он сопровождается ритуалом и молитвами каким-то там богам. Да и сама олимпиада — это чисто языческое мероприятие. То олимпиада, а то — память павшим за родину воинам. Чувствуете разницу? В первом -страсти, гордость, зрелище. Во втором — патриотизм и высшее проявление любви(душу положили за родину и ближних).

          • regent:

            panem et circenses (лат.) — Хлеба и зрелищ!

            выражение из 10-й сатиры римского поэта-сатирика Ювенала, использованное для описания современных ему устремлений римского народа. Ювенал противопоставил эти устремления героическому прошлому:

               Этот народ уж давно … все заботы забыл, и Рим, что когда-то
               Всё раздавал: легионы, и власть, и ликторов связки,
               Сдержан теперь и о двух лишь вещах беспокойно мечтает:
               Хлеба и зрелищ! …

                                                        Википедия («Хлеба и зрелищ»)

            ПС Выскажу также нетвёрдое предположение, что многие помнят и знают, как закончилась история языческих Греции и Рима.

            • PinQueen:

              Хочется еще добавить… Вы видали сколько почести оказывается олимпийскому огню? Хранят его бережно в лампадке(и наверно не в одной). Охрана как у президента( конкретные ребята в темных очках с рациями). Выглядит со стороны смешно. Сделали огонь символом мира и добра. С таким же успехом можно и суррогатное материнство принять за благо. Особенно после просмотра интервью с Пугачевой. Реально сияет вся от счастья. Но христиане-то знают какова цена такому счастью. И кто обычно выдает грех за благо. Древние христиане вряд ли бы принимали хоть какое-нибудь участие в этих мероприятиях.

              • MarinaSPB:

                Насчет «сияет от счастья», позвольте: Пугачева не просто хорошая актриса, она очень хорошая актриса.

                • PinQueen:

                  А я не исключаю, что сети дьявола могут нести в себе какие-нибудь земные временные блага (в том числе и эмоциональные переживания) ради того, чтобы обольстить душу человека. Это элементарная прелесть, если не игра.

                • julia l:

                  Счастлива она по-настоящему,счастьем хищника,схватившего добычу.
                  А вот актриса,примерно такая же, как и певица…

    5. Татьяна:

      Спасибо Вам,удивительный человек,за мудрость.

    6. len_kor:

      Спаси Господи!
      Добрый Батюшка прОстым словым выпрямляет ростки зерен веры в душах наших скозь тернии наших за\блуждений.
      Слава Тебе Господи! Слава Тебе!

    7. Иван Гладков:

      К 25 вопросу о сотворении мира. Мне очень очень понравилась книга Даниила Сысоева «Летопись начала»

    8. makdalin:

      Спасибо!

    9. Иван Гладков:

      «Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим.» (Пс. 118:103)

    10. Kuzma Evgenievna:

      31 вопрос меня убил наповал. Уж на что я невежественная в живописи и иконописи, но даже я, когда увидела эту икону в Благовещенском храме, замерла от восхищения, как когда-то в детстве на экскурсии перед Троицей Рублёва. Спасибо, кстати, за ликбез. К своему стыду ничего про эту икону Христа Спасителя не знала, и как-то даже не поинтересовалась… Как-то зашла в гости к сестре, а у неё такая маленькая иконочка, как в Благовещенском храме. Так ей привезли из Италии, и она сказала, что это итальянская икона). Я так удивилась, потому что мне всегда казалось, что это древнерусская. Оказалось, интуиция не подвела) Спасибо, о. Димитрий, за подробный ответ на этот вопрос.

      • грешник:

        Мне очень нравится этот образ Христа. У Него там такие детские и добрые глаза. Я как-то просил regenta выложить здесь, в форуме, фото этой иконы, но что-то не срослось. А через некоторое время заходит ко мне шурин, протягивает брошюру с православной выставки на ВДНХ и фото-открытку этой иконы. Говорит, что случайно попал на выставку, а там раздавали всем желающим разные брошюры и открытки, вот он и взял одну для меня. До этого я ему о своём желании ничего не говорил. Вот так в мой дом образ Христа, который мне так понравился на иконе, «пришёл» сам. :)

        • Анна Вихляева:

          Это удивительно. Когда думаешь о какой-либо иконе, она в скором времени дается тебе в дар.

          • Kuzma Evgenievna:

            Не только с иконами так.
            Помнишь, когда ты была в России, я тебе рассказывала, что мне везде то икона архиепископа Луки попадётся, то книжка, то статья в Интернете, то ещё что-то. Так вот, в районе, в котором я живу, храм в честь него сейчас строят. Причём у нас и так уже строят другой храм (в рамках программы) и очень близко к тому, который в честь архиепископа Луки. Я так удивилась, как увидела надпись, и так обрадовалась, глазам не поверила, побежала туда бегом, как к родственнику, которого давно не видела и не чаяла даже увидеть. Ну по всем законам не должно там быть никакого храма, потому что уж слишком близко два храма в спальном районе. Я так счастлива, что он там будет вопреки всему!

            • Анна Вихляева:

              Вот радость. Слава Богу!

              • Фёдорова Ирина:

                А меня когда-то очень впечатлила икона Христос Пантократор, увиденная в журнале не давала покоя, стала искать именно этот образ. Отложила «поиски» до возвращения из поездки, попала в монастырь святой Екатерины и сразу встретилась с ним. Икона еще в 6 веке была подарена Синайскому монастырю. В лавках продавалось множество ее копий, чем я сразу и воспользовалась :)

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.