Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Династия Романовых
Династия Романовых и Церковь

400-летний юбилей приобретения царственности родом Романовых всколыхнул патриотические чувства и заставил вернуться к спорам, которые, казалось, давно стали достоянием академической истории. Кем были Романовы по отношению к Русской Церкви — благодетелями или же разрушителями? Чего больше принес Церкви Синодальный период — разумные реформы или необоснованные унижения?

Символы царской власти: шапка Мономаха и держава

Московское царство

Ранние Романовы — прежде всего рачительные хозяева. Все они — от Михаила Федоровича до царевны Софьи — были богобоязненны, "мнихолюбивы" и обожали паломнические поездки по древним обителям. Но «хозяйственная жилка» время от времени брала верх над благочестием.

Церковь обладала в ту пору полной автономией от государственного аппарата и владела обширными землями. Церковные владения давали колоссальные доходы, а у царской казны потребность в деньгах не иссякала. Их требовалось крайне много — после великого разорения смутных лет, в условиях многочисленных войн с Польшей, Швецией, Турцией и Крымским ханством. Поэтому с середины XVI столетия начинается настоящее «перетягивание каната» между монархами и главами Церкви.

Михаил Федорович (1613-1645) Патриарх Филарет (1619-1633) Алексей Михайлович (1645-1676)

На этой почве появился Монастырский приказ. Так называлось государственное учреждение, властно вмешивавшееся в финансовые, кадровые и судебные вопросы, которые раньше были исключительно внутрицерковным делом.

При государе Алексее Михайловиче Патриарх Никон, ненадолго превратившийся в могучую политическую фигуру, оказался в опале, а потом и в ссылке.

При государе Федоре Алексеевиче патриарх Иоаким едва отбил проект полной перестройки Церкви на основаниях, никак не соответствовавших давно устоявшемуся ее быту.

Но при всем самовластии, при всем желании ограничить богатство и независимость Церкви, первые монархи из рода Романовых оставались добрыми христианами. Они воспитаны были на старинном укладе жизни, какой царил в боярских вотчинах, на богомольности, на почтении к высшему духовенству. Они мыслили себя первейшими защитниками Церкви и Православия. А потому царствование первых четырех Романовых явилось довольно благополучным временем для Церкви.

Совсем другая эпоха настала, когда исчезло Московское царство и на его месте возникла Российская империя. «Петербургская держава» по духу оказалась намного секулярнее Допетровской Руси. Она гораздо больше власти давала государственному аппарату и гораздо меньше автономии — Церкви.

Тяготы Синодальной эпохи

Тяжелее всего Русской Церкви приходилось в XVIII веке. Это черный период ее истории.

Среди российских монархов того времени были и ни во что не верующие люди, и те, кто воспитывался в протестантской среде, а потому не очень понимал, например, зачем нужно монашество, и те, кто, при личной преданности Православию, не видел нужды церемониться с духовенством.

Наша знать, двор и верхушка дворянства стремительно набирались западной культуры. Вместе с нею приобреталось скептическое отношение к Церкви и взгляд на православную догматику как на «варварство», примитивизм. К давлению на Церковь сверху добавлялось давление снизу: не утихала ожесточенная борьба со старообрядчеством, возникали всё новые тяжелые секты. Простонародье с головой уходило в безобразные выдумки какого-нибудь самозваного «духовного учителя» и принималось травить местных священников.

А бороться с грубыми домыслами мрачных сектантов и утонченной критикой вельможных атеистов силой живой полемики было до крайности трудно: духовное просвещение стояло близ точки замерзания. Русская духовная школа, да и Академия первой половины XVIII века встали на фундамент провинциального малороссийского образования. Это значит, что учебный процесс там основывался, главным образом, на знании латыни и западной схоластики. Притом последняя в богословии самой Европы уже уходила в прошлое.

Допетровская Русь создала и собственную духовную школу, и собственную Академию, где учащиеся приобретали универсальное славяно-греко-латинское образование. При Петре I и его ближайших преемниках обучение нашего духовенства сделало шаг назад. По словам протоиерея Георгия Флоровского, «…от славянского языка почти что отвыкали в этой латинской школе — ведь даже тексты Писания на уроках чаще приводились на латыни. Грамматика, риторика и пиитика изучались латинские <...> российская риторика присовокупляется к ним <...> поздно. И не трудно понять потому, что и родители с таким недоверием отсылали детей “в эту проклятую семинарию на муку”, а дети предпочитали попасть хоть в острог, лишь бы избыть этой ученой службы. Ибо создавалось гнетущее впечатление, что в этой нововводной школе меняют если еще и не веру, то национальность…».

Весьма долго наши государи прикладывали ничтожно мало усилий для защиты Церкви. А вот обижали ее часто.

Петр I Великий (1721-1725) Екатерина I Великая (1762-1796)

При Петре I Русская Церковь стала частью государственной машины. С 1721 года она лишилась духовного главы — Патриарха. Церковным организмом теперь правил Синод — фактически «коллегия по делам веры», госучреждение. Надзирал за его деятельностью обер-прокурор (светский чиновник). Порой он назначался из персон, бесконечно далеких не только от православия, а и от любой разновидности христианства. Пять лет обер-прокурором числился крупный и весьма энергичный масон Иван Иванович Мелиссино (1763–1768). Потом еще шесть лет обер-прокурором состоял Петр Петрович Чебышев — не только масон, но еще и открытый проповедник безбожия (1768–1774). Позднее, при Александре I, в обер-прокуроры был поставлен князь Александр Николаевич Голицын, по отзывам современников, — «веселый эротоман» и сторонник идеи «универсального христианства».

Церкви навязали «Духовный регламент» с «прибавлениями», построенный в очень значительной степени на опыте протестантизма и мало связанный с живой церковной практикой Православия. Как пишет тот же отец Георгий Флоровский, «в “Регламенте” много желчи. Это книга злая и злобная. В ней слишком много брезгливости и презрения… и чувствуется в нем болезненная страсть разорвать с прошлым — и не только отвалить от старого берега, но еще и сломать самый берег за собою, чтобы и другой кто не надумал вернуться». Крушащим молотом прошелся «Духовный регламент» по Русской Церкви. Не разбирая пользы и вреда, он обрушивался на всё, что устоялось, словно задачей его было привести Церковь в состояние руины, а потом на ее месте построить новую Церковь. Но если по части разрушения «Духовный регламент» оказался эффективен, то созидательные его функции получили самое незначительное применение.

Более века русское иночество находилось в состоянии упадка.

Петр I запретил учреждать новые монастыри, строить скиты, постригать во инокини женщин моложе 50 лет, ограничил количество монахов произвольными штатами.

При Анне Иоанновне издевательство над русским монашеством продолжалось. Обители «вычищались» от «лишних» иноков, дабы у правительства появились новые работники на рудниках и новые солдаты. По закону запрещалось постригать во иночество кого-либо, кроме вдовых священников.

Словами историка Церкви протоиерея Владислава Цыпина, «…в результате этих гонений число монашествующих сократилось почти вдвое: в 1724 г. в монастырях насчитывалось 25.207 монахов и монахинь вместе с послушниками и послушницами, а в конце бироновщины в них осталось лишь 14.282 насельника… В 1740 г., после смерти царицы Анны, Синод докладывал регентше (Анне Лео-польдовне. — Д.В.), что одни монастыри стоят совсем пустые, а в других остались только дряхлые старики и некому совершать богослужение, что множество настоятелей взято под стражу и управление монастырское в плачевном состоянии, что вся жизнь монастырей в крайнем расстройстве». Процесс сокращения иночества несколько затормозился, но остановить его не удавалось. К началу 1760-х по всем обителям числилось уже около 11 000 монашествующих.

Главнейшее доверенное лицо Петра I по церковным делам, Феофан Прокопович, устраивал гонения на своих противников. В годы правления Анны Иоанновны он провел несколько «архиерейских процессов». Те, кто ему не угодил, лишались сана, подвергались побоям, пыткам, ссылке и тюремному заключению. Церковь стонала от его дикого, необузданного деспотизма. Но два монарших покровителя Феофана Прокоповича — Петр I и царица Анна — вечно вставали на сторону этого тирана.

Екатерина II отобрала у храмов и монастырей землю. Без малого 600 обителей предполагалось упразднить, и, действительно, в итоге екатерининской реформы множество обителей просто исчезли, оставшись без источников пропитания.

На заре XVIII века в России было 1200 обителей. Их число сокращалось стремительно. К середине 1760-х у нас осталось 536 обителей. Из них содержание от государства получали 226, а прочим 310 позволялось влачить существование на пожертвования. К началу XIX века общее число монастырей уменьшилось приблизительно до 450.

Можно констатировать: XVIII век — время, когда правящая династия усвоила в отношении Церкви чудовищную бесцеремонность как норму, как нечто само собой разумеющееся.

В XIX столетии дела русского духовенства несколько выправились, но случались времена, когда оно, волей очередного государя, оказывалась на дне тяжелого унижения. Так, «просвещенный» император Александр II, творец «великих реформ», закрыл около двух тысяч приходов, и общее число русских дьяконов уменьшил на треть.

Чья вина в том, что наша иерархия и наше монашество перестали видеть в государях своих защитников и покровителей? — Нескольких венценосных особ, совершенно не желавших для себя такой роли.

В свою очередь, и сама монархия более не имела в духовенстве столь прочной опоры, каковой оно служило для нее в допетровские времена. Не это ли роковым образом сказалось на судьбе царствующего дома в 1917 году?

«Светлые полосы»

Столь многие примеры утеснения Церкви со стороны Романовых могут создать впечатление какой-то жуткой, растянутой на три столетия катастрофы. Будто государи Романовы беспрерывно проводили одну линию в политике: подавлять церковный организм, отбирать у него ресурсы для самостоятельного существования, лишать его всякой обороны от идейных нападок извне.

Впечатление это будет совершенно ложным.Да, Московский дом Рюриковичей проявлял к Русской Церкви больше заботы и почтения, нежели династия Романовых. Но это — если рассматривать нашу историю громадными периодами. Если сравнивать три столетия господства Рюриковичей на московском престоле и три столетия царствования Романовых. Оставив в стороне столь крупный масштаб, вникнув в подробности, нетрудно разглядеть: очень многое зависело от личности монарха. Не от умонастроения всего царственного рода, не от каких-то семейных традиций, а от конкретной личности. Персональная религиозность государя и его политические устремления порой оказывались решающим земным фактором для судеб Православия в нашей стране. А среди Романовых были и государи благочестивые, были и те, кто стал для Церкви истинным благодетелем. Время от времени разорение духовенства сменялось большими пожертвованиями со стороны монаршей особы, прессинг — милостью, а религиозная индифферентность правителя — горячей верой. Всё было неровно, чересполосно при этой династии…

При Михаиле Федоровиче Церковь процветала. Его отец, сам большой боярин из рода Романовых, под именем Филарета полтора десятилетия занимал патриаршую кафедру. Он очень многое сделал для восстановления разрушенных Смутою храмов, ублаготворения разоренных монастырей, вывода всего церковного тела из состояния хаоса.

Алексей Михайлович одной рукою укрощал Патриарха Никона, а другой нескудно жертвовал на нужды Церкви. С детства и до самой смерти он вел себя как в высшей степени благочестивый человек.

Императрица Елизавета Петровна, набожная женщина, из христианских побуждений отказалась от смертной казни. Она, что называется, «ослабила гайки», до предела закрученные ее отцом и Анной Иоанновной. Церковь вздохнула чуть свободнее…

Николай I (1825-1855)

При Николае I из церковного управления был вычищен масонский дух, так много испортивший во второй половине XVIII — начале XIX столетия. Тогда же правительство позволило монастырям приобретать большие участки ненаселенной земли. Николай Павлович — первый русский монарх после Петра I, в царствование которого возобновился устойчивый рост монашества.

Церковное возрождение

В годы правления императора Александра III началось настоящее возрождение Православия. Все тринадцать лет своего царствования он покровительствовал Церкви и сделал для ее блага исключительно много. Архиепископ Херсонский Никанор (Бровкович) высказался о религиозном чувстве Александровской поры с большой теплотой: «Это что-то новое, новое веяние, какое-то возрождение русского духа, религиозного духа. Надолго ли, не знаю… Чувствовалось, что это новое веяние — нового царствования…» Обнищавшее донельзя православное духовенство получило от правительства вспомоществование, несколько поправившее его дела. Одна за другой выходили «народные книжки», разъяснявшие простым людям христианский этический идеал. Архиереи начали обсуждать церковные проблемы на «окружных соборах». А соборов, надо отметить, не случалось с времен Петра I… Церковь, тяжело переживавшая эпоху нигилизма, воинствующего атеизма, которые бушевали у нас в 60-х и 70-х годах XIX века, наконец-то ощутила сочувствие власти на своей стороне, готовность власти помочь, защитить.

При том же Александре III велось обширное церковное строительство. На него щедро выделяла средства казна.

В какой-то степени православное возрождение продолжалось и при следующем монархе — Николае II. Правда, это глубинное движение наталкивалось и на мощное противодействие революционных сил, и на буйный оккультизм интеллигенции, и даже на то, что в самoм царствующем доме, среди близких родственников императора, стало модным заигрывать с восточной эзотерикой. Но все же оно не остановилось, и если при Александре III в судьбе Церкви наступил март, началось таяние снегов, пошел ледоход, то последнее царствование — апрель для русского Православия, солнышко пригревало, трава полезла из отмерзающей земли…

Жаль, мая не дал Бог.

Николай II (1868-1917)

При Николае II появилось около 300 новых монастырей.

Церковь подступилась к императору с ходатайством о возобновлении патриаршества. Николай II отнесся к этому положительно и позволил открыть «Предсоборное совещание». Ему вменялось в обязанность подготовить большой Поместный собор Русской церкви, где вопрос о возвращении патриаршества решился бы окончательно. Работа предсоборного органа дважды прерывалась, и, в конце концов, накрепко «заперла» ее Первая мировая война. Лишь после свержения Николая II с престола, в 1917-м, Поместный собор все-таки начал свои труды и, среди прочего, восстановил древний патриарший сан. Положа руку на сердце, разве произошло бы это без громадной подготовительной работы, которая совершалась по воле императора?

В начале XVIII века установилась норма: если Церковь считала кого-либо достойным канонизации, то окончательное решение принимал Синод, а утверждал его император. И за всё столетие только две персоны удостоились причисления к лику святых... Николай II унаследовал трон в 1894 году. На протяжении почти целого века — до начала его правления — Церковь смогла провести канонизацию еще трижды.

А за двадцать лет царствования этого благожелательного к Православию государя появилось семь новых святых!

Среди них есть личности, о святости которых говорили очень давно, однако «административная проблема» до крайности затрудняла канонизацию. Так, например, в 1908 году восстановилось древнее почитание святой Анны Кашинской, супруги святого Михаила Тверского, пострадавшего за свой народ в Орде. В 1913 году был канонизирован Патриарх Гермоген, принявший от польских захватчиков и русских изменников мучения за веру.

Порой, при сомнениях и колебаниях Синода, воля монарха ускоряла, а то и прямо решала дело. В 1903 году удостоился прославления великий чудотворец Серафим Саровский. Государь проявил горячее желание завершить долгий процесс его канонизации положительно. Более того, он лично присутствовал на церковных торжествах, связанных с причислением Серафима Саровского к лику святых. В дневнике императора сохранилась памятная запись о тех днях: «Впечатление было потрясающее, видеть, как народ и в особенности больные, калеки и несчастные относились к крестному ходу. Очень торжественная минута была, когда началось прославление и затем прикладывание к мощам. Ушли из собора после этого, простояв три часа за всенощной».

С большим почтением относился Николай II к знаменитому духовному пастырю Иоанну Кронштадтскому, канонизированному позднее, в 1990 году. Памятником этому почтительному чувству стали слова царя, прозвучавшие вскоре после кончины Иоанна Кронштадтского: «Неисповедимому Промыслу Божию было угодно, чтобы угас великий светильник Церкви Христовой и молитвенник земли Русской, всенародно чтимый пастырь и праведник…»

А сам святой Иоанн за несколько лет до смерти сказал о Николае II: «Царь у нас праведной и благочестивой жизни. Богом послан ему тяжёлый крест страданий как своему избраннику и любимому чаду». Пророческие слова. Последнему государю российскому еще предстояло принять вместе с семьей горчайший крест; Николай II нес его достойно, как добрый христианин, вплоть до последнего срока…

Слишком краткой была золотая пора Русской Церкви. Она подготовила фундаментальный поворот к восстановлению веры в правах главной составляющей всей духовной жизни народа. У монархии и Церкви появилась перспектива доброго соработничества, как это было в допетровскую эпоху. Но… ресурсов для такого поворота оказалось заготовлено недостаточно. Требовалось переломить страшное духовное закоснение нашего образованного класса, обернуть вспять безбожие, постепенно распространяющееся вниз, в народную толщу, и сделать это в условиях двух гибельно тяжелых войн. И у нашей Церкви, у русского Православия, едва-едва начавших оживать от казенного окостенения при двух последних государях, просто не хватило сил. Если бы не Первая мировая, возможно, хватило бы.

Во всяком случае, между Романовыми и Церковью на закате времени, отпущенного династии, возникли принципиально новые отношения. Идеал христианского государя начал возвращаться в политическую реальность. Между монархией и духовенством открылся доброжелательный диалог. Правящие особы повернулись к Православию и показали свою преданность ему.

Остается лишь сожалеть, что этот христианский ренессанс в России был убит чудовищем революции. И… надеяться, что ныне, после семидесятилетней паузы, он все-таки набрал ход и более не остановится.

Генеалогическое древо Романовых

ФОМА. Специальный выпуск, 2013

Комментарии.

    Комментариев 60

    1. anastasi:

      а на канале твц сейчас идет документальный фильм из нескольких серий — Династия, Православной Энциклопедии.

      • Irene:

        Спасибо за информацию. Днем не могу — хоть по вечерам в и-нете посмотрю (на сайте канала ТВЦ прошедшие серии выложены).

    2. чел:

      Да, дорого заплатила Россия за то, что «покатала на штыках» цвет нации.
      Покаялась ли, чтобы двигаться дальше???

      • Дм:

        И куда это дальше?
        Пока образование и свобода суждений было доступно только избранным, легко было считаться цветом нации. Екатерина писала пьески и милостиво разрешала зарождающемуся интеллектуальному обществу некоторые вольности. Потом общество уже стало более самостоятельным и все больше стало спрашивать с «цвета нации». Когда это приобрело лавинообразный характер, то монархия пала, а точнее был разрушен монархический миф. Теперь его снова пытаются возродить.
        Но, как известно, там хорошо, где нас нет.
        Хотите узнать, каково бы вам жилось при монархии — переезжайте жить в нынешний Азербайджан. Ведь именно, там по мнению о.Димитрия, обитает нынешний цвет азербайджанской нации в лице монарха Алиева.

        • чел:

          Простите, уточню. Имел ввиду не только монаршествующих особ, а то, что в начале века уничтожили, а если не уничтожили, то загнали «под плинтус» лучших, своих же, наших же российских лучших. Да, собственно, и в продолжение столетия продолжали их «укатывать».

          Не «миф был разрушен», а — монархия пала. Просто так случилось. Горстка дьявольски «талантливых» людоедов расшатала ситуацию и начала пожирать сначала лучших, а потом правда и саму себя.

          )
          Кто-то сейчас «возрождают миф»? Да и пускай возрождает. Этих мифов столько… Этими всяческими инфомифами хоть пруд пруди. В инете мифотворец на мифотворце сидит и мифотворцем погоняет.

          • Дм:

            Можно видеть горстку людоедов — «Но под напором черни дикой …»
            А можно видеть таксистов, которые почему-то мнили себя цветом нации (еще не знали, что они таксисты), и которым история (или Бог) устроила переаттестацию с последующим трудоустройством в европе — «потеряете и то, что думаете, что имеете».

            • чел:

              )
              Ох уж эти таксисты….
              Если уж утрировать, так утрировать до абсурда… — не о нас с Вами сказано, но… тут в инете чуть не каждый считает себя если не цветом нации, то уж Пупом Земли точно.
              )

        • s2235:

          И что там в Азербайджане, а ну ка расскажите-ка :).

      • MarinaSPB:

        По-вашему, Н.В. Гоголь был не прав в своем бессметном творении.. ( » Русь, куда несешься ты? дай ответ. Нет ответа «).

    3. ludmelis:

      16.00 очередь к Манежу тянется от Исторического музея.
      Стоит приехать и попытаться отстоять.
      При отсутствии сил и времени отстоять очередь советую посетить выставку Портреты династии Романовых в музее Отечественной войны 1812 года. Это рядом.

    4. elena cyprus:

      Великолепная статья! Будем ждать сюжет с выставки.

    5. Андрей Васильев:

      Тех, кому действительно интересно, оказалось так много, что работу выставки решили продлить до 19 ноября — на неделю дольше, а потом поедет по стране.

      Смотрите материал о выставке: http://www.1tv.ru/news/culture/245584 или http://odivizion.ru/vyistavka/

    6. Nina Zakharova:

      7 ноября пыталась попасть с сыновьями 5 и 4 лет на выставку. Шел дождь, была внушительная очередь, и я попросила охрану пропустить нас без очереди. Нас не впустили. Пройти сквозь очередь тоже не было возможности — узкий проход. Наверное, мы выбрали неудачный день)

      • чел:

        Почему-то мне в таких ситуациях очень жалко детей, если они видят, что происходит.
        А охранники и стоящие в очереди упустили момент сделать доброе дело и порадоваться.

        • Nina Zakharova:

          Спасибо, Чел)

        • морж:

          А мне жалко сволочей, которые не пропускают детей.

          • MarinaSPB:

            Да нет, может, они еще не сволочи, а просто пока молодые остолопы, которым начальство «не разжевало» подобающий к такому случаю круг обязанностей..

          • чел:

            В смысле?
            О том, как их мне жалко я написал: они могли испытать радость от совершения доброго дела, но… не испытали, т.к. не сделали доброго дела.
            А Вы о чём?
            Вы собираетесь пойти туда и в репу им накатить?
            )

    7. Ru.stick:

      Удивительные люди, очень жаль , что оборвалась эта замечательная нить. А ведь нам довелось жить в одном веке с последним Императором, молитвами его помилуй нас, Господи. Воспоминания полковника В. К. Олленгрэна из книги И.Д.Сургучева — просто умиление. Жаль что больше нет и не будет никогда таких категорий, понятий. Тоска

      • MarinaSPB:

        А, может, они еще возродятся, эти категории, ведь они вечны.. Просто сейчас время другой тоски, которая еще хуже знаменитой «русской». А при определенных условиях, глядишь,- соберутся все косточки, польет их серый волк живой водой, и пойдет Иванушка домой живой и здоровый.

        • Ru.stick:

          Нет, Марин, я думаю, что врядли. Если вырвать зуб с усилием 20 кг, то даже с усилием 200 кг — его назад не вставишь.. А может я пессимист просто.))

          • MarinaSPB:

            Ну, подумаешь, беззубые, — пол-России беззубой. Зато у нас самые прекрасные святые, надежда и радость наша, Царственная Семья! П.С. На днях пересмотрели один из трех фильмов по Н.В.Гоголю, » Пропавшую грамоту». Там есть хороший момент, когда козак Василь попав «в окружение» говорит всем людям: » Это сон! Это вам просто снится! «. Очень Ивану Миколайчуку удалось, по-моему, передать нам что-то современное, а, может, своевременное..

      • Анна Вихляева:

        Не говори с тоской: их нет,
        Но с благодарностию: были.

    8. Oprichnik:

      О Династии Романовых можно рассуждать бесконечно. Были и «плюсы», были и «минусы» — не ошибается только тот, кто ничего не делает.
      К Великими государственникам можно отнести: Петра Великого (во истинную Великий), Александра Второго Освободителя (в Болгарии почему-то осквернили его памятник), ну и конечно Николай I Павлович. Я просто горжусь этим императором — ….масонскую сволочь разогнал в одночасье с Сенатской площади. Как сказал Милорадович, там не было Русских солдат. Про Николая Александровича…это долгая и горькая история, к сожалению. Вообще, Династия Романовых- это наша Великая Русская История, хорошая она или плохая, но она НАША. И наши потомки должны о ней знать.

      • Иванов:

        Просто прекрасно, что среди нас имеются профессиональные историки, которые так убедительно могут расставить свою точку зрения по Романовым. Имхо, Вам непременно надо довести её до историка и писателя Мясникова (так вроде был назвал один из организаторов выставки).

    9. MarinaSPB:

      Православное информационное агентство » Русская линия » сообщило, что выставка продлена до 19-го ноября.

      • Иванов:

        Насколько мне не изменяет зрение,
        информация о продлении приведена на этом блоге в аннотации этого сюжета
        впрочем возможно и ошибаюсь

        • MarinaSPB:

          Сюжет посмотрела, но не прочитала подпись.. Похвальная бдительность! ( Хотя в остальном.. налицо, похоже, тоже » постперестроечный синдром «, оставить Вам местечко в будущем санатории?).

          • Иванов:

            а Вы что, собираетесь им руководить? или просто торговать билетами?
            В любом случае не забудьте прочитать все надлежащие документы, а то может получиться, как с моим начальником, к которому в конце квартала на подпись поступала целая кипа отчётов, актов, проектной документации и т.п. из многочисленных отделов, так вот он просил: «Ребята, я всё подпишу, не волнуйтесь… только прошу, не подсовывайте мне приказ о моём увольнении или расстреле».
            Так что будьте бдительны в Вашем сказочно дурдомовском санатории для жертв перестройки.

            • MarinaSPB:

              Нет! Я собираюсь в нем лечиться. ( А за совет все-равно, спасибо. Пригодится, возможно.).

              • Иванов:

                Ну, тогда до встречи.

                • MarinaSPB:

                  Тут рядом еще такие хорошие люди, может, и их возьмем?

                  • regent:

                    да, да, и я с вами в родную палату номер 6 (конечно, если возьмёте в качестве хорошего человека)

                    • MarinaSPB:

                      Думаю, возьмем, ( если, конечно, бывший начальник Иванова разрешит ). П.С. Только т-с-с, тихо, а то остальные хорошие люди набегут!

                      • чел:

                        )
                        а есть ли тут живые люди-то?

                      • neonilla:

                        челу
                        «Мы почитаем всех нулями,
                        А единицами — себя» :)
                        (А.С.Пушкин)

                      • чел:

                        для neonilla
                        Да. Так. Как всегда. Ну и что?
                        Только я о другом, — о том, что зачастую эти «единицы» — неживые какие-то. Зачастую за многими вывешенными здесь простынями, набранными грамотным литературным языком, — жизни не видно. Думаешь, то ли бот там сидит, то ли училка какая-нить с методички своей строчит.
                        )

                    • julia l:

                      В этом качестве Вы и здесь пригодитесь.
                      Во-первых Вы «в ответе за тех,кого приручили»),ну и «не следует мешать людям сходить с ума.»))

                      • MarinaSPB:

                        Совершенно верно, но помогать не сойти, по-моему, нужно.

            • moroz:

              какой милый человек…

    10. Коробкова Анна:

      Эх… За 3000 км на выставку не поедешь… :( Вот бы по городам ее повозили…

      • Oprichnik:

        И к нам ее за 10000 км не привезут. Но наверное можно показать по телевизионному каналу.

        • regent:

          6 ноября о.Димитрий вместе с детьми из его детских домов побывал на выставке. Один из организаторов выставки, историк и писатель Александр Леонидович Мясников провел с детьми полуторачасовую экскурсию, которая была заснята и будет опубликована на мультиблоге. Также о.Димитрий выступил перед представителями прессы — тоже будет опубликовано.

          • Андрей Васильев:

            Спасибо! С удовольствием познакомимся с видео. Интересно, какой маршрут по России будет у выставки, побывает ли она в Кургане или Екатеринбурге?

          • Анна Вихляева:

            Ух ты, здорово! :)

        • морж:

          А у Вас зато опричнина!

          • чел:

            )
            Судя по километражу он где-то в Америке (Северной иль Южной) или на чудо-острове каком-нить в море-окияне кукует.

            • Oprichnik:

              На Дальнем Востоке я живу. В Российской Федерации.

              • чел:

                )
                Спасибо за поправку.
                Сейчас уже загуглил. Кстати, и всем советую загуглить и посмотреть, какая у нас страна.

                • MarinaSPB:

                  Да, видела протест картографического общества, обратила внимание, т.к. приятельница работает в этой сфере.

                • neonilla:

                  раньше юморили «хватит смотреть на мир глазами Сенкевича!»
                  сейчас знакомятся со своей страной из гугла
                  что ж… лучше так, чем никак

          • Oprichnik:

            И Вам советуем утвердить.
            А может у Вас тоже есть? А моржи не знают.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.