Беседа на тему «Нравственное учение Христа» (часть 2). Вопросы и ответы
Вопросы и ответы после лекции протоиерея Димитрия Смирнова на тему "Нравственное учение Христа" в рамках катехизического проекта московского Сретенского монастыря «Мир веры».

   1. Доходит ли молитва святых до Бога?   (0:18)

Молитва, атеисты, сектанты

   2. Многие люди неправославной веры (мусульмане, сектанты) имеют бо´ льшую алчбу Бога, чем подавляющая часть верующих. Не делает ли это их более достойными Царствия Божия в Его очах?   (1:32)

Секты, душевный покой, теплохладность, искусство в себе, слабая вера, алчба Бога, жажда Бога

   3. Предопределено ли было предательство Иуды?   (3:57)

Книга Бытия, отсутствие времени, предопределение, трёхмерный мир, невозможность познания Бога, притчи, символизм, соблазн, Промысл Божий

   4. В чём разница между грехом и прегрешением?   (7:38)

Степень греха

   5. Для чего нужна такая цель жизни, как спасение?   (8:33)

Прагматизм, любовь к Богу, Песнь песней, свобода

   6. Объясните значение фразы: «У каждого свой крест, и каждому Господь помогает нести его крест, и креста не бывает выше человеческих сил». Что означает «у каждого свой крест»?   (9:50)

Притча о талантах, испытания, спасение, страдание, необходимое страдание, Царствие Небесное, в мире скорбны будете, потеря близких, Промысел Божий, вера

   7. В чём отличие нравственности от духовности?   (13:22)

Апостол Павел, поступать по Духу, нравственные поступки, духовный человек, страсти, Святый Дух, сила Божия, служение дьяволу, беснование

   8. Чему можно верить в новостных программах, а чему нет?   (16:01)

Ньюсмейкеры

   9. Как может сочетаться радость и страдание в жизни?   (16:40)

Рождение ребёнка, радость, смерть близких, вера, разум

  10. Можно ли идти правильным путём без духовного руководителя?   (18:05)

Господь, Иисус Христос, наставник, учитель

  11. Можно ли руководствоваться своим желанием при чтении святых отцов. Полезно ли мирянину читать «Письма к монашествующим» Игнатия Брянчанинова?   (19:04)

Благословение, рассуждение собственного ума, апостол Павел, руководство священника, рассуждение

  12. Если всё происходит по воле Божией, почему страдают дети?   (20:42)

Болящие дети, воля Божия, аборты, голосование за запрет абортов, смерть

  13. Как научиться благодарить Бога за страдания?   (23:16)

Лечение, возраст Христов, воля Божия, необходимое страдание, горькое лекарство, исцеление

  14. Когда Вы впервые ощутили на себе благодать Духа Святаго?   (25:17)

Тайна

  15. Как бороться с механической молитвой? Почему ум рассеивается на молитве?   (26:28)

Сребролюбие, греховность, тщеславие, страсть, общение с Богом, смирение

  16. Стоит ли заставлять детей ходить в храм, если они не хотят?   (28:44)

Понуждение, игра на скрипке, абсолютный слух, воспитание детей, дети в храме, познание Бога

  17. Трёхлетний ребёнок не может дождаться Причастия, плачет, хочет есть. Что делать?   (32:26)

Нелепость, исповедь, богослужение, возрастная психология, физиология

  18. Как быть людям, работающих на мирских работах, когда по указанию руководства приходится совершать действия, противоречащие их христианским убеждениям?   (34:52)

Совесть, разумность, конфликт, смена работы, каноны Церкви, церковные правила, стресс, рак

  19. Как вы оцениваете современные отношения Церкви и государства. И что будет в дальнейшем?   (37:28)

Пророчество

  20. В чём разница между осуждением и обличением? В какой ситуации один человек может указать на недостатки другого человека?   (38:04)

Святость, воспитание детей, учитель, ученики, начальник, подчинённый, обличение, вред для обличителя

  21. Как, осознавая, что у тебя грехов, как песка в море, сохранять совесть спокойной?   (39:35)

Спокойствие

  22. Как при исповедании Господа не метать бисер перед свиньями?   (40:15)

Молчание

  23. Зачем люди, когда встречают батюшку, берут у него благословение?   (40:44)

Благословение батюшки, взять благословение, Иоанн Крестьянкин, рука священника, умное делание, умная молитва

  24. В каких случаях дозволяется дать отпор, а не подставлять вторую щёку?   (43:22)

Защита слабого, война, Суворов, пуля дура

- Вот там вот микрофон, в центре. Можно подходить по пять человек.

- Вот извините меня. Вот Вы сказали, что только Ангелы молятся Богу так, как ни один человек не может. Но тут же Вы сказали...

- Можно, я Вас прерву чуть-чуть? Дорогие братья и сестры! Конечно у меня с памятью сейчас очень плохо, не то что было тридцать лет назад, но то, что я сегодня говорил, я всё досконально помню. Поэтому мне не надо рассказывать о том, что я говорил. А Вы сразу давайте мне вопрос.

- Мой вопрос заключается в том, что как Вы поясните, как доходит молитва святых людей?

- Доходит. Господь слышит все молитвы, всех людей, даже если молится человек официальный атеист, некрещёный, какой-то сектант. Бог вообще знает всё, что происходит на земле. И даже то, что происходит в нашем желудке. Поэтому тут нет никаких вопросов. Бог всеведущ, поэтому все молитвы Бог слышит.

- Извините. Я хотел сначала поздравить Вас с праздником преподобного Амвросия Оптинского. И вот вопрос. Как объяснить вот такие две крайности? Есть люди, которые вообще не алчущие, не жаждущие, то есть они как бы удовлетворены тем, что есть, вот этой вот обыденностью жизни серой. А есть те люди, которые искренне, допустим, ну многие и мусульмане, и сектанты те же искренне прямо алчут, жаждут Бога, и они находят Его в каких-то сектах или ещё каких-то других верованиях. И вот эти две крайности заставляют задуматься порой.

- Ну задумывайтесь. А чего плохого-то?

- Ну я хотел Ваше мнение просто узнать.

- Череп есть, а в черепе — мозги. Для чего? Чтобы думать. Вот и задумывайтесь, очень хорошо. Но я могу ответить. Дело в том, что те люди, которые оказываются в секте, ищут не Бога. Они ищут душевного покоя. Часто человек начинает курсировать от секты в секту. Потому что вот достиг там покоя, всё ему нравится, а потом наступает разочарование. Потому что он на самом деле ищет не Бога. И пафос поисков — это не поиск Бога. Знаете, вот как одни люди хотят достичь искусства в себе, а другие стремятся к тому, чтобы занять своё место в искусстве. Это совершенно разное. Поэтому тут вообще нет ничего удивительного. И почему человек бывает теплохладен? Потому что его вера очень слаба и потому что он, человек, не верит Самому Богу. Господь сказал слова про алчбу и жажду. А человек этим словам не верит. Ну и что же, вообще каждый человек живёт той жизнью, которую он сам выбирает. Обижаться можно только на самого себя.

- Иуда предал своего Учителя. Тут возникает вопрос. Предопределено было, что он предаст Учителя? То есть предопределён был его грех изначально? И был ли шанс у него не предать Учителя?

- Ну все вопросы такие тривиальные. Понимаете, Бог — Автор Книги Бытия, мы эту Книгу читаем страничка за страничкой. Для Бога нет понятия «предопределено», для Него нет времени: ни до, ни после, ни в эту минуту. Он совершенно в другой категории существует. А мы... Вернее, простите, не мы, а Вы хотите приложить к Богу наши плоские человеческие категории. Поэтому, ясно, сразу попадаете в тупик. Ну вот представьте себе, Александр Сергеевич Пушкин написал «Капитанскую дочку». Он знает, что в конце будет, а мы ещё не знаем. Ну вот и всё.

Многие люди думают, что существует план, и всё идёт по плану, из него никуда не вырвешься. Да ничего подобного. Жизнь совершенно по другому устроена. Она устроена таким образом, что мы даже не можем это осознать. Почему? Нам нечем, у нас нет таких программ, у нас нет таких мощных компьютеров. Более того, у нас никогда их не будет. Это невозможно принципиально. Мы вот в нашем трёхмерненьком мире существуем. Что-то мы не понять даже пытаемся (потому что это невозможно), а Господь нам даёт для нас какие-то убогие алгоритмы. Вот, Он даёт нам притчи — а мы должны понять, что Он хочет сказать такими словами.

«Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его...» (Мф. 5, 29). Вот давай. Вот что это значит? Мы должны понять, что это значит. Потому что, ясное дело, что, во-первых, глаз меня не может соблазнять. Соблазняет меня только моё сердце — там желания возникают. А тогда почему я глаз должен вырвать? А потом, если я вырву один, а другой что, перестанет соблазнять? Может ещё шибче будет соблазнять. И так далее. Мы должны понять, что Бог о нас промышляет, и что Он от нас хочет. Вот что мы должны понять на основании того, что Он нам открыл. Этого достаточно. А мы хотим понять, а что Он, Сам Бог, по существу. Вы можете муравью объяснить, что такое человек? Нереально. Другие совсем категории.

- Спасибо.

- Пожалуйста.

- Отец Дмитрий, благословите. У меня такой вопрос родился, пока я ехал на лекцию. Вот в молитвах, молебнах, акафистах мы часто молимся Господу о прощении грехов и прегрешений наших. Я задался вопросом, какая взаимосвязь между этими двумя понятиями и в чём разница.

- Объясняю. Если я Вам отрежу голову — это грех. А если я Вам дам пинка — это прегрешение. Так понятно? Нет, да? Может быть дать? Ну вот в степени только разница. Ну чего уж тут? Это же совсем просто.

- Согласно православию, цель жизни человека на земле — спасение. Средство — стяжание Духа Святаго. А для чего нужна эта цель?

- Ни для чего. Это должна быть охота. Понимаете, тут нет такого прагматизма. Это такой прагматизм любви. Когда два существа — Бог и душа человека — любят друг друга, они хотят быть всегда вместе подобно тому, как в «Песни песней» описано: юноша любит девушку, а девушка любит юношу. Вот так. Один мыслит свою жизнь для неё, а она мыслит свою жизнь для него. Вот в такой поэтической форме изложено, в такой песне замечательной о любви. Вот это такой иероглиф, который обозначает отношения любви двух существ, причём свободных существ.

- Объясните значение фразы: у каждого — свой крест, и каждому Господь помогает нести его крест, и креста не бывает выше человеческих сил. И поподробнее часть фразы: у каждого — свой крест. Что это означает?

- Это как и таланты. В притче о талантах Господь кому даёт два таланта, кому — один, кому — пять. Можно сказать, что речь идёт о кресте. Одному человеку даётся в жизни много испытаний, другому — чуть поменьше, третьему — совсем мало. Каждому — именно в таком количестве, которое необходимо для спасения. Мы просто сегодня в нашей беседе не касались такой необходимой вещи для спасения как страдания. А крест — это есть то необходимое страдание, которое должен претерпеть каждый человек. Каждый. Без того, чтобы пострадать, совершенно невозможно достичь Царствия Небесного и спасения. Поэтому Господь сказал своим ученикам: «В мире будете иметь скорбь» (Ин. 16, 33). Это совершенно известная скорбь, у каждого разная.

Вот у меня в приходе есть женщина, которая потеряла и дочь, и сына. Понимаете, как это? Бывает, мать переживает кого-то из своих детей, а вот, чтобы сразу двоих — это довольно трудно. Вот Господь избирает некоторых людей, даёт им крест, который превышает то, что обычно терпит человек.

- Если я правильно понял, то образно можно сказать, если с бегунами сравнить, у них известная дистанция, а мы приходим, у нас и дистанция-то разная, и условия этой дистанции разные.

- Абсолютно у всех. Так не бывает. Даже у двух близнецов разная жизнь. Ну, бывает, многое совпадает: какие-то наклонности, внешний вид, много всяких вещей. Каждый проживает свою собственную жизнь, и Господь каждому даёт промыслительно ту жизнь, которая наибольшим образом благоприятствует его приближению к спасению.

- А в основе человека что должно лежать? В основе прохождения этой дистанции?

- Вера.

- Меня зовут Владимир. Такой вопрос: чем отличается нравственность от духовности.

- Нравственность — это производная духовности. Апостол Павел говорит: «Если мы живём духом, то по духу и поступать должны». (Гал. 5, 25). То есть вот у духовного человека поступки нравственные. Обычный человек в своей жизни руководствуется страстями. А духовный человек водим Святым Духом. Понимаете? Поэтому совершенно другая сила руководит им в его жизни. Сила Божия. А все страсти человеческие воспаляются от Геенны. Большинство людей верой и правдой служат дьяволу. Просто верой и правдой. Начиная с младенцев. «Мам! Купи!», — бросается на пол, дёргает ногами, орёт. Ну чего? Бесноватый. Ну разве так ведёт себя котёнок или тюлень? «Хочу рыбы! Давай мне!» Он вообще смиренно ждёт, когда принесут, дадут. Эти же орут, спать не дают, всё швыряют. Спать не дают не только матери, а целому подъезду. Так себя ни одно животное млекопитающее не ведёт. Так что вот...

А когда человек станет духовным, он тоже так себя не ведёт. Духовный человек так и вести-то себя не может. Духовный человек не может сорваться. «Я, — говорит, — сорвался». Для духовного человека это невозможно, он не может сорваться. Дух Святый не даст. Ну, кто ещё?

- А скажите, пожалуйста, вот в программе «Новости» чему можно верить, а чему нельзя верить? Ну «Вести», я имею в виду. Там же подаётся, что случилось.

- Ой, это я не знаю. Я не специалист. Это у каких-нибудь ньюсмейкеров. У меня другая специальность. Отпеть могу.

- Человек страдает в жизни, обязательно, да? Как может сочетаться радость и страдания в жизни?

- Лучше всего Господь это проиллюстрировал тем, когда женщина рождает дитя. Вот так.

- А вот Вы привели пример, что женщина потеряла мужа и сына, и при этом как она может в жизни дальнейшей радость испытывать?

- Ну когда я её вижу, она всегда радостна. Она опирается на Бога. И она эти смерти не воспринимает как, знаете, люди всё время говорят, что «они ушли куда-то» (в кино или в театр). Ну да, человека Господь взял. Дал и взял. Очень правильное отношение христианское. Конечно, в первые минуты, месяцы это довольно трудно. Но в дальнейшем как бы вера и разум возобладают.

- Отец Димитрий, можно ли идти правильным путём без духовного руководителя? Достаточно ли для этого читать только Евангелие, молиться и, если есть такая возможность, общаться со священнослужителями?

- Понимаете, на самом деле у нас есть один наставник и один учитель — Господь наш Иисус Христос, Который сказал: «и отцом себе не называйте никого на земле» (Мф. 23, 9). Когда человек неграмотный или совсем прост умом, тогда (особенно на первых порах) он нуждается. Ему, как ребёнку говорят: «Вот это — можно, это — нельзя». А так, по идее, человек должен настолько знать Евангелие, что должен сам понимать, что можно, что нельзя.

- А чтение святых отцов? Здесь можно ли руководствоваться только желанием? Вот что тебе нравится читать? Например, Игнатия Брянчанинова и его «Письма к монашествующим», хотя это не имеет отношения к нашей мирской жизни. Или на это нужно брать благословение?

- Нет, дело в том, что, понимаете, все наши брания благословений — это вещь механическая. Это (как помягче выразиться?) — несусветная глупость. «Батюшка, благословите ехать на Cвятую землю». Не благословляю. «Ой, а я уже билеты купила». Тогда поезжай. Вот они все и благословения. Это всё, понимаете, такие игрушки, в которые играют, как неразумные дети. А солидным людям в игрушки играть с духовными предметами как-то не пристало. И апостол Павел говорит: «Каждый поступает по рассуждению собственного ума». Ну и потом, совершенно не каждый священнослужитель в состоянии вообще кем-то руководить, даже своей женой. Я уж не говорю про детей. Куда ещё ему вникать в какую-то чужую жизнь? Священный сан ещё не даёт человеку добродетели рассуждения.

- Отец Димитрий, вот есть такое всем известное утверждение, что всё происходит по воле Божьей.

- Это неправильное утверждение.

- Вот без воли Божьей и волос с головы человека не упадёт.

- Это правильно.

- Но Вы знаете, сразу вот такая тяжёлая мысль возникает. Вот когда смотришь какие-то передачи, сайты — везде всегда параллельно десятки детских фотографий с просьбами о помощи. Вы знаете, о чём я говорю.

- Конечно, знаю. Сам такие публикую.

- Сразу возникает мысль: ну как же воля Божья? Ну за что? Ну ладно взрослые грешившие люди, накопившие уже какой-то багаж грехов. Но а вот когда совсем невинные дети своими слабыми силёнками борются, ну как?

- Очень успешно борются. Многие даже и побеждают болезнь.

- Ну а те, кто нет? Это крест?

- Те умирают.

- Почему? Ну как воля Божья? Ну как же?

- Ну как? Нет воли Божьей на это. Но нет воли Божьей, чтобы у нас в России ежегодно четыре миллиона абортов делали.

- Страшно.

- Да чего страшного? Чего-то никого это не ужасает. Людям даже лень на зарегистрироваться на сайте, который собирает отрицательные отзывы об этом, и написать, что они против.

- Батюшка, вроде бы прежде чем зарегистрироваться, два месяца надо ждать ответа.

- Ну это не важно. Людей убивают миллионами, и все равнодушны. А тут всё-таки ребёночек, его оперируют, делают ему химиотерапию, лучевую терапию, люди его спасают, вокруг него спасается много людей: вся его семья, папа, мама — очень много хороших процессов вокруг. Священники ходят к нему его причащать. Какая-то жизнь вокруг него, болящего, начинается доброкачественная. А вот когда просто аборты делают, да ещё старшее поколение принуждает молодое к этому — вот это, действительно, кошмар. А тут-то чего? Ну человек заболел, ну умер — что же тут такого-то?

- Легко благодарить Бога в радости, в достатке, и как трудно сказать: «Слава Богу за всё!», когда ты в горе, в печали, сразу и уныние и ропот. Как научиться благодарить?

- А не надо ничему учиться, вот поймите, когда человеку сверлят зуб, сейчас конечно делают под наркозом, под новокаином, не больно, но приятного все равно мало. Но мы это делаем, сами идём. А вот маленький ребёнок — ни в какую. В чём дело? А он не понимает, он не хочет, чтобы ему было неприятно, и так далее. Вот, собственно, и такой же и ответ. Как этому можно научиться? Ну только если человек взрослеет, возраст Христов в нём увеличивается, он понимает, в чём есть воля Божия, что это необходимо ему, он должен выпить это горькое лекарство, поблагодарить, потому что это лекарство именно это. Этот Великий Фармацевт Господь и Спаситель именно для меня все ингредиенты подобрал в нужной дозировке, я должен выпить и поблагодарить. Почему? Потому что это будет содействовать нашему исцелению, вот.

- Спасибо.

- В противном случае мы остаёмся глупыми маленькими детьми. Ребёнок в парикмахерской крутит головой: «А-а-а!», поэтому ему и больно, его и щиплют.

- Отец Димитрий, скажите пожалуйста, если это не секрет, когда Вы впервые ощутили на себе благодать Духа Святаго?

- Я не помню.

- Ну, хотя бы несколько тогда, моментов, если можно. Спасибо!

- Ну не знаю, это так постоянно… Ну и потом, понимаете, это вещь такая интимная. Понимаете, что значит «интим»? Об этом как-то рассказывать... Даже вот Христос, тем кого Он исцелял, говорил: «Никому не говори». Потому что если будешь об этом говорить, всё потеряешь… Настоящие чувства всегда остаются втайне, если на заборе пишут: «Коля + Маша = Любовь», это не любовь и даже ничего общего с любовью не имеет. Любовь — это то, что понуждает человека, который знает ответы, отвечать на идиотские вопросы…

Ну что всё, иссякли? Вон, смеётся, заливается, ну что тут такого смешного-то?

- Отец Димитрий, вот я бы хотела знать, если ум рассеивается при молитве, был ли у Вас такой свой жизненный опыт, и как вообще с этим бороться?

- С чем?

- Ну вот, когда уже молитвы все наизусть выучила и читаешь уже механически…

- А можно потом опять забыть, потом опять выучить…

- Так вот не получается, и я просто думаю или сократить молитвенное правило (мало, но качественней) или каждый раз возвращаться, когда понимаешь, что какая-то часть выпала?

- Да нет, каждый нащупывает какой-то свой путь, тут то, что для меня годится, для Вас нет…

- А что является причиной того, что ум рассеивается во время молитвы?

- Ну как «что»? Греховность наша…

- Ну  это, может, какие-то конкретные грехи или просто как бы вся жизнь?

- Ну вот все те, которых, как песок морской.

- Просто, я вот такое мнение слышала, что сребролюбие, что сребролюбивый не имеет чистой молитвы…

- Может быть. Ну а тщеславный имеет? Это странно, по моему, каждый грех, каждая страсть действует в человеке, и понятно, что это всё мешает общению с Богом.

- Ну то есть нужно как бы продолжать молиться, или искать какие-то…

- Да нет, можно бросить всё и запить… Это зависит от задачи, которую мы себе ставим, ведь поймите, каждый делает то, что он хочет…

- А вот ум рассеивается не потому, что я хочу, а это получается от меня независимо.

- Ну есть вещи независимые. Например, мне надо куда-то поспеть, и я стою на остановке, а автобус не идёт. Какие мои дальнейшие действия? Ну что, стою, смиряюсь.

- Спасибо, Отец Димитрий.

- Пожалуйста.

- Отец Димитрий, я хотела бы узнать, а стоит ли заставлять детей ходить в храм, если они не хотят? Но они этого не понимают ещё.

- Понимаете, какое дело... Так вот прямо заставлять — нет, а понуждать, конечно, надо… Есть такой музыкальный инструмент — он создан в пятидесятых годах — такой ящик, а там внутри индукционная катушка, и антенна, и тот, кто играет, он к этой антенне рукой приближается, и меняется высота звука, и можно вот так вот играть, как на скрипке, там тоже высота звука меняется от того, в каком месте мы прижимаем пальцем струну к грифу, а ладов там нет, как на гитаре, то есть надо это чувствовать и слышать, поэтому игра на скрипке предполагает, что у человека должен быть абсолютный слух. Вот также и здесь. Мать должна быть так настроена на дитя, что она должна вот всё понимать: его настроение, его желания, валяет ли он дурака или действительно он устал. Дети очень любят говорить: «У меня живот болит», а мать должна чувствовать, он врёт или нет, и должна иметь целый арсенал средств, слов, что ему сказать, как это победить и так далее. То есть всё-всё-всё должна постоянно пробовать, никаких механических советов тут невозможно давать, все детки разные, поэтому Вы сами должны что-то подобрать. Но очень многие мамы задают подобные вопросы, они думают, что есть некоторая инструкция, по которой можно действовать. Чего мы достигнем? Ну сломаем ребёнка, или достигнем того, что он уже к двенадцати годам наотрез не будет ходить в церковь, будет отказываться. Наша задача ведь не в этом. Вот Вы-то почему в церковь ходите?

- Хороший вопрос.

- Что ж тут хорошего, простой...

- Ради познания Бога.

- А что там познавать? Бог-то есть, это ж дураку понятно. Что там, ну что...

- Понятно, но познание бывает разного  уровня…

- Ну а какой уровень? Ну Бог есть, что ещё надо? Буду ли я по-китайски с Ним говорить, по-монгольски, Он всё равно же меня понимает, и прежде моего прошения знает, о чём я его попрошу, что там познавать-то? Бог совершенно трансцендентное существо. Как мы, такие червячки, можем там что-то познавать? А уж червячок, который от нас родился, ещё меньше, пуд всего он весит. Что там у него в его дурацкой головке? Что такое ребёнок? Вся его жизнь между «хочу» или «не хочу». И он всё время так: «хочу — не хочу», «хочу — не хочу».

- Батюшка, а что сделать с этим «хочу — не хочу»? Вот привели детей на Причастие, детям по три года, времени уже двенадцать, начало первого, Причастия всё нет, дети: «Хочу есть, хочу есть!» Как поступить? Истерика невозможная, ты понимаешь, что ещё час где-то ждать Причастия…

- А что так долго-то?

- Ну, это монастырь и поэтому там один батюшка, он, собственно, сначала проводит Литургию, потом всех исповедует и потом уже Причастие.

- Понятно, а нельзя ли в другой приход-то съездить?

- Можно, конечно.

- Ну а зачем монастырь? Тем более, где такие батюшки, я б в такой храм вообще не ходил…

- Почему?

- Ну потому что это нелепо.

- А как иначе, если он один только?

- Как один, я могу научить, и всех так батюшек учу: исповедь сначала с вечера, потом исповедуем всех, кто пришёл во время часов, потом служим Литургию и причащаем всех, кто уже поисповедался, потом, когда всех причастили вместе с младенцами (они пошли домой), уже исповедуем тех, кто опоздал. Тогда мы не будем заставлять весь храм стоять и ждать два часа, а только тех, кто опоздал. Они опоздали, они на час меньше были на службе, ну постоят, послушают правило, а может, хор ещё им споёт. Вот как надо делать.

- Большое спасибо.

- А так, это просто какое-то истязание…

- Спасибо.

- На здоровье. А ещё читайте книжки по возрастной психологии, физиологии, чтобы Вы понимали, что каждые полгода с Вашим ребёнком происходит, и что от него ждать в следующие полгода.

- Это мои крестники, к сожалению, не мои дети…

- А всё равно Вам как крёстной маме-то надо знать, что три года – это такой возраст, когда как раз они самоутверждаются, причём очень интересно, с ними общаться вообще одно удовольствие…

- Причём одна очень спокойная, смиренная, а вторая…

- Да все люди разные.

- Отец Димитрий, разрешите ещё задать один вопрос, даже наверно дайте рекомендацию, как поступать людям, которые имеют мирскую работу, скажем так, юриспруденция или служба в армии, где по указанию руководителей иногда приходится делать не те вещи, которым учил нас Господь, но по указанию руководства, иногда приходится выполнять, как быть в таких случаях?

- Ну, нужно, понимаете, действовать по совести. Человеку, который не может поступать разумно, лучше сменить работу, потому что иначе будет конфликт. Многие спрашивают: а где грань? Нет грани. В Канонах Церкви, Правилах Апостольских есть правила, но всегда в конкретных случаях нужно руководствоваться совестью.

- А если совесть молчит?

- Ну, тогда Вы счастливый человек!

- То есть, лучше бросить…

- Вообще, бессовестные люди, это самые такие безмятежные, я б сказал…

- То есть, лучше бросить то, чем занимаешься и начать то, что…

- Ну надо свою совесть не надсаживать. Мы же живём для чего? Помните, в начале говорили, что чтобы быть счастливым. Человек, который надсаживает свою совесть, как может быть счастливым? У него печень может треснуть от этого, ну правда. Он может вогнать себя в состояние стресса, может раком заболеть. Я, например, такое замечаю по своей жизни: очень многие люди заболевают раком из-за стресса, попадают в такую какую-нибудь жизненную или домашнюю ситуацию, и просто не выдерживает организм, и он начинает таким образом разлаживаться. Может быть, я ошибаюсь, но как-то это очень бывает связанно, поэтому очень важно жить так, чтоб совесть была спокойна.

- Общий вопрос можно?

- Нет, только частный.

- Хорошо. Как Вы оцениваете современные отношения Церкви и государства, а главное, как Вы считаете, что будет в дальнейшем?

- О, это просто, я люблю пророчествовать. У Вас бумага и карандаш есть?

- Сейчас сбегаю…

- Ну Вы пока запомните, а потом запишите…

- Хорошо.

- Затихните, сейчас скажу пророчество…

- Ну всё уже…

- Всё, утихните. Будет то, что будет! Запомнили? Вот.

- Отец Димитрий, объясните, пожалуйста, разницу между осуждением и обличением.

- Никакой.

- Ну, может, тогда добавить, в какой ситуации может человек указать на недостатки или грехи другого человека?

- Если он достиг святости. Или если этот человек — его сын, и то не очень часто, чтобы не превращаться в зануду. Ещё реже — когда учитель беседует с учениками. Совсем редко — когда начальник с подчинёнными. Нужно обличать для того, чтобы это было эффективно, чтобы был какой-то результат. Результат может быть, если это в гомеопатических дозах, иначе будет один только вред. Но больший вред тому, кто обличает, это понятно.

- Понятно, спасибо.

- Пожалуйста.

- Вы вот сказали, что надо жить так, чтобы совесть была спокойной, хотя бы для того, чтобы не заболеть раком. А вот как оставлять совесть спокойной и одновременно осознавать, что у тебя грехов как песка в море?

- А вот когда увидите, тогда узнаете.

- Пока совсем неспокойна…

- Ну вот, потому что не видите ещё пока в море песок или песок в море, как там... Как увидите, сразу на совести будет спокойствие … Правда.

- Отец Димитрий, скажите пожалуйста, вот мы можем исповедовать Господа, а можем «метать бисер перед свиньями», как не переступить эту грань?

- Никак нельзя переступать.

- А как понять разницу?

- Если человек не понимает, не может отличить хорошего слова от плохого, такой человек должен всегда молчать.

- Когда проходит какой-то батюшка, к нему все подбегают, говорят: «Благословите!» — это в принципе как бы…

- Это такой спорт…

- Спорт.

- Да, кто быстрей подбежит и кто довольный отойдёт…

- Спасибо.

- Пожалуйста. Или от кого он вперёд убежит. Я помню, что отец Иоанн Крестьянкин в Печорах, он всегда убегал. И так натренировался, что большей частью никто не мог догнать, он там в монастыре все тропочки так выучил. И выходил... Ну и потом, там было мудро так сделано: из каждого алтаря была отдельная дверка, можно было тоже... Особенно вечерком, если он скорость такую развивал, более-менее, уже не могли догнать.

- Отец Димитрий, а вот говорят, что рука священника, если её целуют, то целуют руку Христа. Такое слышал. Или не так это?

- Нет, это так, конечно, но, понимаете, когда это превращается в спорт, то это уже скорее всё-таки такие упражнения более физические, чем духовные. Ну и потом, представьте себе, вот нас сейчас здесь двести двадцать один человек, и вот каждый начнёт благословения просить, и вот я буду стоять... Это же абсурд. Нет, я понимаю ситуацию, когда некий человек приходит к священнику в дом, входит, снимает пальто, калоши, говорит: «Батюшка, благословите», он его благословляет, «проходи» — всё нормально. Есть ситуации уместные, есть ситуации неуместные; есть ситуации, когда ум есть, а есть ситуации, когда его нет, всё. На самом деле всё просто, и поэтому нам незачем жизнь так регламентировать. Христианство — это умное делание, поэтому Богу угодно, чтобы у нас ум работал. Умная молитва — слышали такое выражение? Ну вот. Пожалуйста.

- Я хотел спросить о сопротивлении злу силой. В каких случаях дозволяется дать отпор, а не подставлять вторую щёку?

- Ну, когда мы защищаем слабого, беззащитного. Война, например, тут не только левую не подставляем, а как Александр Васильевич Суворов говорит, пуля — дура, а ты штычком, штычком... И экономно, и порох экономим и свинец, а эффект от штыка лучше.

Ну всё? Спасибо вам, всего доброго.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 8

    1. makdalin:

      Спасибо!

    2. георгий панчулидзе:

      Большое Вам спасибо Батюшка.

    3. viktorr:

      Спасибо,теперь буду знать как отвечать на некоторые вопросы.

    4. Larkisa:

      12 вопрос.
      Меня тоже очень мучила эта тема…а сейчас в голове все встало на место.
      Спаси Господи дорогой о.Димитрий!

    5. vtldtlm:

      о.Дмитрия не поймешь. Когда не подписываются за прекращение абортов плохо, когда подписываются тоже плохо.

      • regent:

        Это называется диалектика.

        Когда не подписываются за прекращение абортов плохо — а чего хорошего в том, что люди «за» детоубийства? Объяснитесь, что-то «не догоняю»?

        когда подписываются тоже плохо — плохо не то, что подписываются, а то, что многие считают, что этим следует и ограничиться, что дескать соберём нужное количество голосов и всё «рассосётся». Отец Димитрий как раз и говорит о том, что подобное расслабление не позволит решить проблему, тем более, что вся эту процедура «заточена» на явный обман, так как результат не есть какой-либо законодательный документ, а просто безликое возможное рассмотрение инициативы в ГД, т.е. о.Димитрий говорит о том, что этот путь в настоящем времени не приведёт к результату, особенно в нынешнем состоянии всего нашего общества и расклада сил в ГД. Но это абсолютно не значит, что не надо поддерживать подобные инициативы, которые как «капля камень точит» — постепенно будут менять общую ситуацию и с этой точки зрения это дело полезное, потому что будит совесть людей, объясняет греховность этого «деяния», служит лакмусовой бумажкой, позволяющей выявить врагов нашего народа и государства, глумящихся над христианскими заповедями и ценностями, сплачивает всех порядочных людей, у которых «с головой всё в порядке», показывает, что детоубийц среди нашего народа — меньшинство, является своеобразным «тренировочным процессом» наращивания мускулов антиабортного движения…

        хотя, возможно, что о.Димитрий просто переоценил «понимательный» уровень своих слушателей

        • Irene:

          Уважаемый Регент, не сердитесь, пожалуйста, на брата (сестру) с непроизносимым ником «vtldtlm».
          Меня тоже многие спрашивали после последней воскресной беседы на «Союзе»: что это я агитирую голосовать За запрет абортов, а отец Дмитрий Смирнов, на которого я ссылаюсь, говорит, что это преждевременно.
          Так что ничего удивительного нет — не всем даны такие потрясающие аналитические способности, какие есть у Вас.
          P.S. Ну, я, как смогла, объяснила, конечно, в чем дело — но до Вас мне далеко :-).

    6. Ru.stick:

      Слова важные — как инъекция от уныния. Дай Бог Вам здоровья, батюшка. На какое то время пелена перед глазами — опускается…

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.