Протоиерей Димитрий Смирнов о глобальных вызовах и русском ответе
Интервью протоиерея Димитрия Смирнова, данное Ставропольскому телевидению в преддверии III форума Всемирного Русского Народного Собора «Глобальные вызовы - русский ответ», который пройдет в г. Ставрополе, 26-27 ноября 2014 года.
 

КОНЦЕПЦИЯ

III Ставропольского форума Всемирного Русского Народного Собора

«Глобальные вызовы - русский ответ»

г. Ставрополь, 26-27 ноября 2014 года

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю

(Матф. 5;5)

2014 год станет переломным для новейшей российской истории, и сформированные сейчас тенденции будут оказывать влияние на нашу страну в обозримом будущем. Россия бросила вызов тому международному порядку, который был установлен США и их союзниками после холодной войны. Хотя в мире множество недовольных этим порядком, Москва оказалась пока единственной, кто политическими действиями, а не одной риторикой оспорил его.

Россия вступает во всеобъемлющий международный кризис в условиях, когда ее возросшее политическое влияние слабо подкреплено ее совокупной мощью: экономической, интеллектуальной, культурной, нравственной. России пока не удалось в полной мере восстановить свой экономический суверенитет, обеспечить высокие темпы промышленного роста, возродить сильное образование, создать новые образцы высокой русской культуры. В мире больше уважают нашего президента, чем страну, которую он возглавляет. Впервые за много десятилетий Россия получила сильный геополитический стимул к развитию. Ответ на него может быть только комплексным, и этот ответ должен претворить волю и солидарность нашего народа в созидание сильной, свободной, процветающей и доброй России.

Глобальный экономический кризис не только поставил под удар благосостояние многих стран и регионов и сделал мир менее безопасным. Он также дезориентировал мир. Идеалы, к которым раньше стремились страны и народы, в том числе и Россия в первое время после распада СССР, оказались иллюзией. В кризисе западный либерализм, который обещал процветание всем, а принес нищету подавляющему большинству. В кризисе западная демократия, обернувшаяся тотальным вмешательством государств в частную жизнь людей и навязыванием им таких этических представлений, которые выходят далеко за рамки нормального и естественного для подавляющего большинства населения планеты. Именно эта дезориентация вызывает к жизни деструктивные идеологии, будь то религиозный экстремизм или многообразные местечковые нацизмы вроде того, которому сдалась на Майдане Украина.

Если раньше нам могло показаться, что мировые идеологические бури могут обойти нас стороной, то сейчас - когда мы призваны стать одним из творцов мировой политики – нам предстоит сформулировать свой ответ на все эти вопросы, опираясь на свои ценности. Христианский дух нашей культуры, наша всемирная отзывчивость, наше стремление к правде и наша способность к творчеству должны быть проявлены в созидательной работе в экономике, общественном и государственном строительстве, в международных делах. Миру нужны русская способность любовью собирать разнообразное в единстве, русский опыт примирения веры и разума, русская способность глубоко понимать чужое, не отказываясь от своего.

Русскому народу и России предстоит найти всеобъемлющий ответ на стоящие перед нами всеобъемлющие вызовы. Ответ политический, экономический, интеллектуальный. Но следует помнить, что прочной основой любых ответов может стать лишь духовное делание. Нам нужна решимость преодолеть гордыню, эгоизм и потребительство. Нам нужна братская любовь, которая одна и создает прочную семью, прочный народ, прочное государство. Любовь, которая удерживает от скорого гнева и осуждения, на которой зиждется терпение, смирение и милосердие. Нам нужна духовная и нравственная основа для нашей солидарности, для предстоящего нам материального строительства. Возможно, промыслительный смысл сегодняшнего кризиса в том и состоит, чтобы мы вспомнили об этой основе и обратились к ней.

Особая роль в поиске русского ответа на глобальные вызовы принадлежит глубинной России как подлинному становому хребту русского мира. Поэтому местом проведения форума выбран Ставрополь, олицетворяющий глубинную Россию, пограничье русского мира, город, стоящий перед вызовом этнического, культурного, конфессионального многообразия.

Цель форума: Создать площадку для широкого и представительного обсуждения русской идеи и русских ценностей перед лицом вызовов, с которыми сталкивается сейчас Россия и мир и предложения путей практического воплощения этих ценностей.

По итогам обсуждения будет подготовлен доклад Форума, который, наряду с другими материалами Форума будет адресован Президенту России, Правительству России Федеральному Собранию, средствам массовой информации, широкой общественности.

Программа форума предполагает многообразие его форматов

Численность участников Форума: 450 чел. В том числе: общественные и политические деятели; представители органов государственной власти и местного самоуправления; представители религиозных организаций; ученые, преподаватели ВУЗов, учителя школ; журналисты, предприниматели.

Форматы работы форума

Пленарные заседания: выступления ключевых спикеров, присутствуют все участники форума, затрагиваются наиболее важные и широкие темы.

Работа секций и круглых столов организована по принципу развития и детализации дискуссии в рамках ключевых тем форума, обозначенных в названиях секций. Ведущие секций в то же время выступают в качестве «модераторов тем» и представляют на итоговом пленарном заседании результаты дискуссий в рамках секций и круглых столов. Результаты наиболее важных и содержательных дискуссий, проведенных в рамках секций и круглых столов, могут быть самостоятельно представлены в ходе итогового пленарного заседания.

Секция: до 150 участников, 3-4 доклада по 15-20 мин., 5-7 выступлений по 10 мин., свободная дискуссия. Общее время 3 часа.

Круглый стол: до 50 участников, 2 - 3 доклада, акцент на свободной дискуссии. Общее время 3 часа.

1-ый день, 26 ноября 2014 г.

ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ: «Глобальные вызовы - русский ответ».

Ведущие: протоиерей Всеволод Чаплин, заместитель главы ВРНС, председатель Синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию Церкви и общества, Фадеев Валерий Александрович, главный редактор журнала «Эксперт», директор АНО «Институт общественного проектирования».

Пленарное заседание будет посвящено обсуждению рамок предстоящей на Форуме дискуссии и постановке задач Форума. В ходе пленарного заседания будут обсуждаться следующие проблемы:

• В чем уникальность и нравственный смысл сегодняшнего вызова, стоящего перед Россией и русским миром?

• Что призвана нести миру современная Россия, в чем может состоять ее ценностное послание?

• Право и правда: как христианский здравый смысл уравновесит крайности Востока и Запада? Можно ли и нужно ли вернуться к религиозным и нравственным основаниям права и экономических правил?

Секция I. Русский мир: диалоги и конфликты

Понятие «русского мира» получает все большее значение в российской политике. Оно нуждается в конкретизации, в уточнении его содержания. С одной стороны, русский мир выходит за географические границы России, включая соотечественников и всех, кто связан с русским языком и русской культурой за рубежом. С другой – этнокультурное и конфессиональное разнообразие это историческая черта России, и это ставит вопрос о соотношении «русского» и «российского», о судьбе российской гражданской нации, о разнообразии как вызове и как возможности. В новых условиях русский мир должен вновь определить свое место на мировой культурной и цивилизационной карте, сформулировать свое отношение к западным и восточным ценностям и традициям, к историческому наследию – своему собственному и своих соседей. Каковы те ценности русского мира, которые отличают его от других культурных миров? Значимы ли эти ценности лишь для людей русского мира, или они могут составить то послание России миру, тот вклад, который наша страна может внести в глобальную дискуссию об идейных и этических ориентирах для дезориентированного ныне мира? Как ценности и дух русского мира повлияют на ответы, которые Россия даст на стоящие перед ней глобальные вызовы?

Вопросы для обсуждения:

• Русский мир в ситуации диалога и конфликта культур.

• Русский фактор в общественно-политических процессах на Кавказе.

• Кризис западной культуры и кризис русской культуры. Схожесть и различия.

• Российская идентичность: культурно-цивилизационная специфика.

• Свобода, демократия, гуманизм – русский взгляд на «западные ценности».

Секция II. Семья: вечная ценность в меняющемся мире

В России и в мире семья – как общественный институт и как ценность - сталкивается с новыми вызовами. Мы видим сознательные попытки подорвать семью: через грубое вмешательство в отношения между детьми и родителями, через правовое уравнивание семьи с разнообразными «формами сожительства», через унижение самой ценности и святости семьи. Другой вызов в том, что общество пережило и переживает решительные изменения, и семья оказывается внутри этого процесса.

Одна из ключевых проблем той «новой этики», которую продвигает в мире Запад, заключается в том, что она прямо противоречит нравственным убеждениям большинства населения мира, а возможно – и большинства населения самого Запада. С этой точки зрения традиционные ценности, на сохранении которых настаивает Россия, приобретают не изоляционистский или антимодернистский, а, напротив, современный и вполне своевременный смысл. Этот смысл не в консервации некогда сложившихся социальных и нравственных форм, а в призыве уважать выбор людей во всей его полноте, в призыве к христианскому здравому смыслу, бережному отношению ко всему тому, что ценно и свято для обычного человека, к тому, на чем основаны его человечность и достоинство. Семья в современном мире оказывается тем последним ценностным оплотом, который равно свят для верующих и сомневающихся, богатых и бедных, людей разной культуры и разного цвета кожи.

Общество воспроизводит и продолжает себя в семьях. В семьях рождаются и воспитываются дети. Семьи создают и поддерживают традиции, ценности, счастье. Семьи в буквальном смысле слова «сберегают народ». Поддержка семьи объявлена одним из государственных приоритетов, но в достаточной ли мере эта декларация подкрепляется действиями? В какой мере реальность семьи учтена в хозяйственном, образовательном, культурном строительстве? Каковы ожидания общества и государства от семьи и семьи – от общества и государства? Как вписать семью с ее вечными ценностями в меняющийся социальный контекст? Как вернуть семье смысл общечеловеческой ценности в мире, который испытывает очевидную нехватку таких ценностей?

Вопросы для обсуждения:

  • Семейная политика государства.
  • Воспитание мужчины и женщины. Ответственное родительство.
  • Современная семья под воздействием идеологии потребительства.
  • Культура семьи: традиции и вызовы современности.
  • Духовные скрепы – залог прочности и нерушимости семьи.

Секция III. «Русский порыв к созиданию»

Каким может быть материальный русский ответ на глобальные вызовы? Мы сможем сохранить суверенность и самостоятельность – а значит и сохранить наши ценности – только если добьемся промышленного, технологического, экономического прорыва и встанем вровень с мировыми лидерами.

Уместно вспомнить, что история России – это история освоения земель. Не только распространения государственной власти на новые территории, но и обустройство этих территорий. История России это еще и многократные технологические и экономические рывки. Сейчас перед нами вновь стоит задача обустройства территории и ускорения промышленного развития. Какие стороны русского наследия помогут нам в этом?

Вопросы для обсуждения:

  • Нравственные аспекты процессов технического прогресса.
  • Кризис технологического развития и пути его преодоления.
  • Наука и практика: молодежный ресурс созидания.
  • Творчество, наука, техника в русской философской и духовной традиции.
  • Новые тенденции в обеспечении продовольственной безопасности страны.

2-ой день, 27 ноября 2014 г.

Семь параллельных круглых столов.

Круглый стол: «Русский» и «российский» проекты: поиск национальной идентичности».

Круглый стол: «Большой Кавказ – пространство диалога и сотрудничества».

Круглый стол: «Семья перед этическими вызовами современного мира».

Круглый стол: «Формирование образа семьи в сферах культуры, образования и масс-медиа».

Круглый стол: «Русские инженеры и современные технологические вызовы

Круглый стол: «Стратегии экономического прорыва».

Круглый стол: «Русское учительство: традиции, современность и перспективы».

ИТОГОВОЕ ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ.

Подведение итогов работы секций, круглых столов.


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 12

    1. Nina V.:

      Спасибо,отец Димитрий!Рождается человек голым и уходит на небеса голым.(знаю,что не любите этот глагол.)Ничего не уносит материального за собой..Тщеславие…каким мы страдаем при жизни….оно не помогает жить,оно омрачает жизнь.Умение создать семью и вырастить детей-можно лишь с помощью Божьей…Для этого Бог и попускает человеку страдания,чтобы смог справиться со своей гордыней.Умел сострадать ближнему…

    2. Employee:

      Главный глобальный вызов России — это воровство чиновников (т.н. коррупция) и углеводородозависимый бюджет.

      По личным профессиональным прикидкам (в силу того, что вынужден этим заниматься) у нас в себестоимости товара «сидит» около 60% откатов. То есть, мы с вами, все — от мала до пенсионера, ежедневно, платим дань чиновникам в виде: оплаты продуктов, товаров и услуг, счетов за электроэнергию и водоснабжение, проезда в метро и пролета и пр. и др.

      Зависимость же бюджета от продажи нефти и газа (серечь — углеводородов) делает государство незаинтересованным в нас, как в потенциальных наологоплательщиках. Смертность превышает рождаемость? Да и пусть. Умерло 100 тысяч граждан — мы просто побольше открутим краны на газоводах в ЕС.

      Масштабы трагедии таковы, что наша экономика будет и дальше стагнировать, а инфляция набирать обороты. Цены будут расти, а доходы уменьшаться. А правительство все с большим энтузиазмом будет призывать бороться с нивидимой западной угрозой, Абамой, эболой, западными ценностями. Лишь бы народ не смотрел что творится у него под носом.

      Это все политэкономика называется. Ну да слава Богу за все! В т.ч. за оплаченных 1 каналом лжепатриотов..

      • Иванов:

        Всё правильно, но нельзя так примитивно путать причины со следствием. Дело не в правительстве, а в нас, в каждом отдельном человеке, который смиряется с бесчинствами, творимыми в нашей стране (например, с массовым убийствами детей или олигархами, ограбившими страну и т.д.), а потом начинает сетовать на нехороших дядь и тёть в правительстве и на 1 канале, которые несут почему-то какой-то бред о патриотизме и вечных ценностях (да, еще традиционных).

      • Aleksandr80:

        Вы, уважаемый, видимо ошиблись сайтом и совершенно незнакомы с высказываниями на этот счет отца Дмитрия! А между прочим, он столько раз объяснял, что ропот против властей, чиновников дело крайне отрицательное и не спасительное, однажды даже развил целое рассуждение о том, а получаем ли мы свою зарплату честно, заслуженно? И пришел к неутешительным выводам, что на рабочем месте человек, как правило не исполняет своих обязанностей, а именно болтает с коллегами, общается по телефону, кофе-чай, курево и т.п., сплетни вносящие разлад в коллективе, как результат неисполнение своих обязанностей в полной мере, зато за зарплатой в кассу впереди всех. И кто такой человек — вор; делает вывод отец Дмитрий. Но если мы сами не исполняем своих обязанностей, как можем этого требовать от других?
        Насчет пропаганды; хорошо что такая появилась и люди стали, входить хоть немного в разум, потому что патриотическая лучше космополитической, навязанной извне, может у нас в стране будет меньше «лунатиков» пишущих и говорящих либеральный бред!

        • irina.schabranskaya:

          А по-моему, товарищ ничего не путает и сайтом не ошибся. Пригласил нас, простецов, используя обычные в таких случаях аргументы, на майдан.

          • s2235:

            Майдан-аргументы уместны только тогда, когда они надо когда, а сейчас майдан-аргументы не в моде, сейчас это сепаратисты, да и «сепаратизм» он только сейчас сепаратизм, а не тогда когда надо, тогда это «воля народа» и «самоопредиление». В этом сложном вопросе многому могут научить советники, они обычно волнуются(за права человека) и советуют. Кого, когда и как следует называть и считать, очень много об этом знают, видать большие специалисты. Смотришь, вроде бандиты и разбойники, ну прям фашисты, ан нет повстанци, народ волю проявляет, не тронь. Говорят «не вздумай пальцем тронуть, непоздоровится…», «весь мир смотрит», «нехорошо» говорят, ну и подписывают всякие «гарантии». Вроде не трогал, градами никого не поливал, и живьём не сжигал, а оказывается — плохой, тиран, кровагый тиран, кровавый режим. А другие ровно наоборот, ну хотя бы перед «борцами за права человека», перед «гарантами-то» не стыдно? Про «зелёных» вообще молчу. Нет, всё нормально оказывается. Просто дело в том, что Вы вообще ничего не понимаете, а понимают те кому надо понимать, кому кем быть назначают те кому «надо» через «советников» своих, ну в общем ради Вас «стараются», жалеют, ну примерно как «волк кобылу»…

            • irina.schabranskaya:

              Дорогой всепонимающий брат. Ну так это для Украины сей вопрос исчерпан (немоден по Вашей терминологии), а для других стран, Гонконга например, очень даже актуален.

    3. Andreynk:

      Две жизни.
      Некоторые люди, отвергают посмертную жизнь, предпочитая прожить земную жизнь на всю катушку. Другие ни во-что, не ставят земные блага. Желая принять полноту загробной жизни. Интересно, можно ли, не отвергать, ни одну из предложенных? Спасибо батюшка.

      • admin:

        Вопросы следует задавать в разделе «Вопросы и ответы», предварительно изучив правила. От себя добавим, что люди, желающие прожить земную жизнь «на полную катушку», очевидно, не имеют понимания смысла и цели человеческой жизни и, соответственно, смысла и цели существования человечества, а то, что не имеет ни смысла, ни цели, является не нужным бессмысленным недоразумением, которое следует просто устранить для всеобщей мировой гармонии )
        С уважением, администрация блога

      • irina.schabranskaya:

        Дорогой Андрей! Прочитала Ваш комментарий и почему-то вспомнились мне строки из поэмы «Иоанн Дамаскин» А. К. Толстого:
        Благословляю вас, леса,
        Долины, нивы, горы, воды,
        Благословляю я свободу
        И голубые небеса.
        И посох мой благословляю,
        И эту бедную суму,
        И степь от краю и до краю,
        И солнца свет, и ночи тьму,
        И одинокую тропинку,
        По коей, нищий, я иду,
        И в поле каждую былинку,
        И в небе каждую звезду.
        О, если б мог всю жизнь смешать я,
        Всю душу вместе с вами слить;
        О, если б мог в мои объятья
        Я вас, враги, друзья и братья,
        И всю природу заключить!
        Жизнь со Христом прекрасна, она просто другая, особенно хорошо это знают иноки — монахи. И для нас, мирян, она исполнена не только горестей, труда, но и радостей, а открываются они постепенно. Мне много помог в этом отец Димитрий и его блог. Надеюсь, и вы зашли сюда не случайно. Помоги Вам Господь.

    4. SergeyB:

      Спасибо! :)

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.