Протоиерей Димитрий Смирнов в радиопрограмме "Образ"
Выступление протоиерея Димитрия Смирнова в радиопередаче "Образ", состоявшейся при посещении им города Рязани в ходе участия в региональных Рождественских образовательных чтениях. Прямой эфир от 11 декабря 2014 года, ведущий Павел Аверин.
 

   1. В чём причина проведения Региональных Рождественских чтений?   (0:31)

миссионерский проект

   2. В чём разница между катехизатором, проповедником и миссионером?   (1:30)

обращение к Богу, катехизация, основы веры

   3. Чем продиктовано намерение провести Всецерковный собор глав Поместных Церквей?   (2:43)

вызовы времени

   4. Как полюбить сожительницу сына, с которой мы живём под одной крышей и которая внесла разлад в нашу семью?   (4:28)

публичный дом

   5. Можно ли православному человеку держать собаку в доме?   (6:04)

животные в доме, нечистое животное, суеверие, домыслы, обычай, конура

   6. Мне уже 30 лет, а у меня нет ни мужа, ни деток. Что делать?   (7:57)

женихи, малодетность, пьянство, наркомания, курево, многодетная мать, материнское чувство, подготовка к материнству, молитва

   7. Почему в книге «Плач Иеремии» младенцы просят у матерей вина? (см. Плач 2, 12)   (10:09)

безалкогольное вино, сок

   8. Хочу исповедоваться не по записочке, а проговаривая все грехи, а священники не дают такой возможности   (11:24)

смущение от дьявола, священники, исповедь по бумажке, форма исповеди

   9. Неужели смотреть познавательные телеканалы и мультфильмы — это грех?   (13:07)

время, русская литература, русская поэзия, музыкальная классика, мультики, вред для детей, советские мультфильмы, Белоснежка и семь гномов, сказки, новости, чтение, трата времени, русская речь, убийство ума

  10. Как воцерковлённым родителям воспитывать детей, чтобы не отвратить из от Церкви?   (16:20)

молитва, связь души и Бога

  11. Как Вы относитесь к современному образованию?   (17:40)

плоды образования, фундаментальная наука, русская гимназия, древние языки, изобретения, отупение народа

  12. Как выбрать духовника?   (18:41)

село, город, монастырь

  13. Можно ли и нужно ли молиться за неверующих усопших родственников?   (19:51)

богомольник, молитва из-под палки

  14. Как часто нужно и можно причащаться?   (20:36)

сроки Причащения

  15. Восьмилетний мальчик страдает заболеванием, которое не позволяет ему в полной мере поститься перед причастием. Как быть?   (21:11)

болезнь, отмена поста, реабилитация, детская исповедь, задержка в развитии, родители

  16. Как воспитывать маленького ребёнка?   (23:01)

педагогика, возрастная психология, возрастная физиология

  17. Можно ли женщине ходить в храм во время критических дней?   (24:32)

Причастие, святая вода, иконы, уважительная причина

  18. Молодая девушка пришла в храм, и ей там сделали замечание относительно её внешнего вида. Как к этому относиться?   (25:21)

замечания в храме, грубость в храме

  19. Можно ли причащаться человеку, страдающему тяжёлым психическим заболеванием?   (27:15)

невменяемость

  20. Какова роль дедушек и бабушек в воспитании детей?   (27:55)

отец, отцовское воспитание, замысел Божий

  21. Бабушка говорила, что я крещена, а я не помню. Надо ли мне покреститься?   (29:24)

крещение

  22. Кропление считается крещением?   (29:41)

Таинство, Евхаристия, сталинские лагеря

  23. Зачем нужна свобода воли, если человек всё равно стоит перед выбором между мукой и блаженством?   (31:20)

Бог, общение с Богом, устроение человека

  24. Может ли Бог спасти человека по молитвам других людей?   (32:08)

синергия, обращение к Богу, любовь

Павел Аверин: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. В прямом эфире программа «Образ», у вас есть уникальная возможность задать вопрос одному из самых ярких проповедников сегодняшнего дня. У нас в гостях в студии священник отец Дмитрий Смирнов.

Добрый день, батюшка!

Прот. Димитрий Смирнов: Здравствуйте!

Павел Аверин: Улыбается. Отличное у него настроение.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну Вы ж сказали «яркий», приходится улыбаться теперь.

Павел Аверин: Принято танцевать от печки. И начнём от отправной точки. Повод нашей сегодняшней встречи — это Региональные Рождественские чтения, которые впервые проводятся в нашей стране. Это что, показатель того, что регионы стали более увесистыми, более самостоятельными или что-то иное?

Прот. Димитрий Смирнов: Дело в том, что Рождественские чтения, которые проходили в Москве, это вообще-то миссионерский проект, и то, что они начинаются теперь в регионах, а потом завершаются в Москве, это как раз с такой целью, чтобы в Рождественские чтения включить всех жителей других столиц, таких как Рязань, Луховицы и прочее...

Павел Аверин: Вы употребили слово «миссионер». Многие невоцерковлённые или достаточно невоцерковлённые люди вообще не видят разницу — катехизатор, проповедник, миссионер.

Прот. Димитрий Смирнов: Как я не вижу разницы между Майбахом и БМВ.

Павел Аверин: То есть это практически тоже самое?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет.

Павел Аверин: Или люди всё-таки выполняют разные функции?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, дело в том, что это задачи-то общие, только берутся разные периоды обращения человека. Миссия направлена на то, чтобы человека обратить к Богу. А катехизация — это есть уже процесс изъяснения основ веры, научение его вере.

Павел Аверин: На сайте российского канала, канала «Россия», появилась новость, что в 2016 году планируется проведение Всецерковного собора.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну это регулярный собор, конечно.

Павел Аверин: Нет, именно Всецерковного, то есть главы Поместных Церквей хотят провести...

Прот. Димитрий Смирнов: А, да, есть такое намерение.

Павел Аверин: Как Вы можете это прокомментировать? Более тысячи лет, восьмой только собор был, и более тысячи лет — и мы с Вами, даст нам Бог дожить до этого года, будем свидетелями такого грандиозного события. Чем это продиктовано?

Прот. Димитрий Смирнов: Продиктовано тем, что накопился ряд вопросов, которые теперь именуются вызовами времени, которые требуют, может быть, если не разрешения, то обсуждения. Но многие обязательно будут и разрешены. То есть ответ Церкви на какие-то современные вызовы. Очень важно. Потому что есть такие вещи, о которых мы раньше слыхом не слыхивали.

Павел Аверин: Спасибо. Теперь от глобального перейдём к частному. То есть вопросы рязанцев. Напомню, мы работаем в прямом эфире, программа «Образ», протоиерей Дмитрий Смирнов — гость Рязани, отвечает в прямом эфире на вопросы радиослушателей.

Такой вопрос: «Здравствуйте, батюшка! Скажите, как можно полюбить ближнего своего, если от него только вред один всем? Я очень хочу полюбить этого человека, это сожительница сына. Да не могу, она внесла такой разлад в нашей семье, сама не уважает никого, хочет, чтоб все и всё только вокруг неё крутилось. Как полюбить её, чтобы не лицемерно это было? Спаси Вас Господи!»

Прот. Димитрий Смирнов: Тут есть нюанс. Эта сожительница живёт в доме этой дамы?

Павел Аверин: Да.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну вот, а если сама дама делает из своего жилища публичный дом, то она и несёт ответственность за весь контингент. Потому что я бы, будь у меня сын, никакую сожительницу, окромя жены, в доме не потерпел. А уж с женой налаживал бы отношения. А так — зачем? Можно ещё пригласить, допустим, семью таджиков, цыган и узбеков туда же, в эту семью, и семью какой-нибудь знакомой козы с козлом. И вместе жить, а потом звонить в эфир и говорить: «А вот у меня проблема». Ну извините меня. У нас дом наш — это не хлев.

Павел Аверин: Спасибо. Коротко, ёмко и ясно, как всегда у отца Димитрия.

Отец Димитрий, очень часто задают вопрос, хотелось бы Ваше мнение услышать по поводу собаки в доме. Можно православному человеку держать собаку в доме или нельзя?

Прот. Димитрий Смирнов: Этот вопрос нужно задавать не мне, а старшему в семье. Он решает, держать ему собаку в доме или держать ему тритонов, например, или канарейку. Это зависит, понимаете, ещё от размеров собаки. Если квартира однокомнатная, а там живёт три семьи, ещё собаку — это уже многовато. А если в квартире четыре этажа и 16 комнат, да на здоровье! Но в таком случае можно и конуру сделать на улице.

Павел Аверин: Вопрос подоплёку имеет, что, якобы, я, например, нигде этого не находил, что собака — это нечистое животное, и православному человеку именно внутри дома её держать нельзя.

Прот. Димитрий Смирнов: Таких правил церковных нет.

Павел Аверин: Да, я тоже не находил. То есть это, будем так говорить, если это не суеверие, то домыслы.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, это в общем домыслы. Такого обычая в древности не было, потому что дом использовался для сна и для еды, а собаки всегда жили на дворе. Может быть, из этого возникло такое представление. Но сейчас же большая часть нашего народа живёт в городе, поэтому возникли другие обычаи.

Павел Аверин: «Батюшка, я очень переживаю, мне уже 30 лет, а у меня ещё нет ни мужа, ни деток. Я посещаю храм, соблюдаю посты, молюсь разным святым. Просила Бога послать мне мужа. Я уже мучаюсь семь лет...» Почему семь — непонятно. Пусть семь, с 23 лет, значит, мучается. «...Не встретился мне хороший православный человек, мне очень тяжело сейчас морально. Очень хочу мужа, заботиться о нём, выносить и родить здоровых детишек. Помогите, батюшка. Что мне делать?»

Прот. Димитрий Смирнов: Сейчас такая эпоха, которая характерна тем, что с женихами вообще плохо. Это происходит от нашей малодетности. Cто лет назад русская женщина в среднем рожала восемь детей — это в среднем — что значит? Значит, у одной пять, у другой 16. Выбор был довольно большой. А теперь при повальном пьянстве, наркомании, куреве очень сокращается мужское население. Поэтому даже Господу Богу, Который пожелал бы на Вашу просьбу откликнуться, практически не из чего выбирать. Вот. Но Вы продолжайте молиться. И вот что я бы посоветовал. Если Вы хотите иметь детей, надо уже начать соответственно себя готовить, поэтому Вы найдите многодетную мать и пойдите к ней в няньки, и станете тёткой чужим детям, будете их воспитывать, будете тренировать своё и материнское чувство, и воспитательный талант, данный от Бога. И когда Господь увидит, что Вы действительно готовы к тому, чтобы воспитывать несколько детей, Он Вам мужа тогда пошлёт. Из остатков, что есть, выберет получше.

Павел Аверин: Вопрос от богослова, редкий такой пришёл нам вопрос.

Прот. Димитрий Смирнов: Да пожалуйста.

Павел Аверин: «Батюшка, объясните, почему в книге «Плач Иеремии» младенцы просят у матерей вина. Разве детям давали вино? Или это имеется в виду безалкогольное вино — сок? Матерям своим говорят они: «где хлеб и вино?» - умирая, подобно раненым, на улицах городских, изливая души свои в лоно матерей своих (Плач 2, 12)» - Дмитрий спрашивает.

Прот. Димитрий Смирнов: Я тоже думаю, что это имеется в виду вино, в котором нет алкоголя, конечно. И такие виды вина известны с древности, и мне одна знакомая винодел недавно сделала. Это совершенно не отличимо по вкусу от настоящего вина, только свободное от алкоголя. Самое наиприятнейшее впечатление.

Павел Аверин: По поводу исповеди. Женщина позвонила после эфира, и посетовала на то, что священники записочки берут, прочитывают, рвут, и считается, что это исповедь. Она говорит: «А мне хочется исповедоваться. Правильно ли это? Вот я смущаюсь». Проговорить, всё надо проговорить.

Прот. Димитрий Смирнов: А) Любое смущение от дьявола. Б) Нужно всегда довольствоваться тем, что есть. Я вчера узнал, что у нас в стране 65 тысяч адвокатов. А священников русских православных не у нас в стране, а на всём земном шаре, включая все страны, меньше 30 тысяч человек. Так что видите как — на всех всё равно никак не может хватить, поэтому возникают новые формы. Понятно, что сто лет назад исповеди по бумажечке, которую священник потом рвёт, не было. И церквей было больше на душу населения, можно было бы всегда прийти, найти время, всё изложить. А сейчас нужно очень-очень быстро, иначе мы просто не успеем подготовить к Святому Причащению всех желающих.

Павел Аверин: «Сегодня была на исповеди, батюшка мне сказал, чтобы я читала молитвослов вместо телевизора. Я так поняла, что оправдываться нельзя на исповеди. Дело в том, что у меня двое детей, маленькому год и пять месяцев, по телевизору я смотрю новости, малыш, пока ест, смотрит мультики по детскому каналу, чаще смотрю познавательные передачи типа «Моя планета» про какие-нибудь страны. Неужели познавательный канал смотреть — это тоже грех?»

Прот. Димитрий Смирнов: Дело не в грехе, а дело в том, что это поедает время, например, общения с маленькими детьми. Поедает время, которое можно было бы использовать, чтобы насыщать себя русской литературой и поэзией. Время поедает, благодаря которому мы могли бы выучить наизусть всю русскую музыкальную и европейскую, и даже азиатскую классику, допустим, Рабиндраната Тагора почитать. И вот так же мультики — это чрезвычайно вредно для детей. Для того, чтобы ребёнок не чувствовал себя ущербным, можно раз в месяц показать ему какой-то мультипликационный фильм из классики: «Белоснежка и семь гномов» или какой-то мультфильм из нашей советской эпохи, их немало, всякие сказки. Вот, а 95 процентов мультиков — это такая вреднейшая из дребеденей, которая просто делает человека тупым. Когда человек читает или хотя бы слушает чтение, он приобщается к высоким образцам русской речи, а когда читает сам, он, более того, сам из букв складывает слова, из слов — предложения, из предложений — образы. Происходит работа ума. Когда человек смотрит мультики, у него ничего не происходит, только разжижение мозгов. Поэтому это трата времени для убийства ума своего дитяти. А чтобы узнать новости, достаточно смотреть еженедельную программу. Ну, допустим, идёт, я не помню, не то в субботу, не то в воскресенье, которая за всю неделю.

Павел Аверин: Есть на каждом канале такая программа. Либо в субботу, либо в воскресенье. На каждом.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну вот, выбрать диктора, который не мекает, не бекает, а более или менее грамотно говорит, и слушать еженедельно. Достаточно полчаса в неделю, чтобы знать все новости, вполне достаточно. А за это время можно стать сведущим, культурным, развитым и умным человеком.

Павел Аверин: Возникло такое словосочетание сейчас - «дети воцерковлённых родителей». Сейчас нас слушают явно и взрослые, и маленькие детишки. Обращаясь к взрослым, как не допустить того, чтобы всё-таки этот термин в отношении семей не использовался? То есть как сделать так, чтобы хорошее... Как говорят, благими намерениями выстлана дорога в ад. Как сделать так, чтобы дети не отвернулись от этого?

Прот. Димитрий Смирнов: Для этого дети должны понять, что такое есть связь души и Бога. Нужно их научить молиться, тогда это навеки сохранится.

Павел Аверин: То есть правильно молиться.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну что значит «правильно»? Либо молиться, либо не молиться.

Павел Аверин: Не под гнётом «смотри, молиться не будешь, я тебе...»

Прот. Димитрий Смирнов: Как музыка бывает хорошая, а плохая — это не музыка просто, а дребедень. Так же и здесь, как и литература. Есть литература, а есть имитация.

О современном образовании

Прот. Димитрий Смирнов: В целом к образованию я отношусь отрицательно, потому что оно даёт очень плохие плоды. Это прекрасно видно по тому, насколько дети стали неграмотны даже в своём родном языке. Мне это категорически не нравится, от этого будут страдать и фундаментальные науки в дальнейшем. Вот я помню, хоть и не был свидетелем, но я знаю, что когда в русской гимназии отменили древние языки (латынь и греческий), то количество изобретений через семь лет в России резко сократилось. Почему? Потому что эти языки развивали мозги. А современное то, что называется у нас образованием — это как раз противу развития мозгов. Поэтому тот, кто это делает, он желает отупения нашему народу.

Павел Аверин: Очень много вопросов поступает в той или иной форме, в различных интерпретациях по поводу выбора духовника.

Прот. Димитрий Смирнов: Выбора нет. Потому что у нас нет такого магазина, где висят на плечиках духовники, и можно выбрать. Поэтому это процесс более или менее случайный, и потом — как сложится. Вроде на плечиках висит — хороший, начинаешь с ним взаимодействовать — оказывается, это просто невозможно по разным причинам. Или не хочется. А бывает так, что живу в селе, там одна церковь, и один священник, какой есть, к такому и хожу, всё — выбора опять нет. Сейчас не та эпоха, когда можно обеспечить этот выбор. Выбор можно обеспечить только монаху, который живёт в монастыре, где несколько священников. Он там из пяти-шести, а может и 11-ти, выбирает себе духовника. И то обычно назначают тебе духовника.

Павел Аверин: Вопрос такой. Можно ли и нужно ли молиться за неверующих родственников, которые умерли?

Прот. Димитрий Смирнов: Можно-то можно, потому что человек всегда может молиться за того, за кого ему угодно. По поводу «нужно ли». Кому нужно, тот будет молиться, кому не нужно — есть русская пословица старинная: «Невольник — не богомольник». Поэтому как бы из-под палки молиться — это что-то противоестественное.

Павел Аверин: Отец Димитрий, ещё такое характерное обращение слушателей к священникам — это по поводу срока причащения.

Прот. Димитрий Смирнов: Это очень просто: причащаться можно не чаще, чем раз в день и не реже, чем раз в год.

Павел Аверин: Краткость — сестра таланта.

Мальчик, восемь лет, он уже должен исповедоваться, причащаться, соблюдать строгий пост, понятно, три дня поститься. Но ребёнок, к сожалению, страдает каким-то заболеванием, которое не позволяет ему в полной мере строго поститься.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну и не надо. Сама болезнь эта вменяется человеку в пост. Тяжело больным, бывает, врач вообще пост отменяет. Или, например, когда идёт реабилитация после заболевания какого-нибудь тяжёлого. Я помню, у нас одна прихожанка заболела тяжёлой формой туберкулёза, её подлечили, и врач прописал усиленное питание. Она ела мясо целый пост, и это никаким образом не может мешать вообще ничему. Тем более, ребёнок восьми лет может быть не достаточно развит для исповеди, и можно его исповедовать с девяти лет. Это ведь условная цифра. В среднем — да, обычно ребёночек к семи годам может и в школу идти, а бывают же и задержки в развитии, а бывает, мама не может ничего объяснить, а папа больше трёх слов к ряду вообще никогда не произносит, поэтому ребёнок ничего в этом не понимает. Надо просто приводить его к священнику, и батюшка потихонечку, по словечку за год, за два и научит его исповедоваться.

Павел Аверин: Спасибо. Есть ещё телефонный звонок.

Прот. Димитрий Смирнов: Алло, слушаем Вас. Здравствуйте.

Радиослушатель: Как воспитывать маленького ребёнка?

Прот. Димитрий Смирнов: Вы хотите, чтоб я написал учебник и Вам его прочёл?

Павел Аверин: Ну, наверно, всё-таки надо ответить. Девушка молодая.

Прот. Димитрий Смирнов: Многоуровневая задача-то. Чтобы воспитать, нужно знать, что я хочу получить — первое. Второе — нужно знать, какой у меня ресурс для того, чтобы получить этот результат. В-третьих, нужно освоить, что такое есть педагогика. Очень важно, надо знать возрастную физиологию, возрастную психологию. Без этого мы будем ставить ребёнку задачи, которые он не может выполнить. Например, с трёхлетнего ребёнка начать спрашивать, чтоб он слушался. Некоторые родители даже лупят детей, что совершенно дико, он абсолютно не понимает, за что, потому что он осваивает этот мир, делает, что хочет. Поэтому надо книжки Вам почитать, пока не поздно, о том, как воспитывать детей. Это очень интересные, важные и очень нужные книги.

Павел Аверин: Вопрос по поводу женских дней. Возможно ходить в храм? Входить? Как себя вести женщине именно в эти дни?

Прот. Димитрий Смирнов: Вообще человеку нужно ходить в храм чем чаще, тем лучше. Но во время этих дней женщина имеет право не ходить, и это считается уважительной причиной. Но в эти дни женщине не благословляется причащаться, пить святую воду и прикладываться к иконам. Всё остальное можно.

Павел Аверин: А теперь такой вопрос ещё вслед. Девушки молодые обычно задают: «Я пришла в храм, меня там увидели, начали шикать». Наводящий вопрос. «Я пришла в джинсах, накрашенная, я не знала» Либо «я знала, но я шла на работу...»

Прот. Димитрий Смирнов: И зашла...

Павел Аверин: По дороге зашла в храм. Да, вот как тут ей поступать? Наверно, всё-таки, продолжать ходить в храм?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, у меня был такой случай: я пришёл в булочную, а кассирша на меня гавкнула. И вот, я с тех пор хлеба не ем.

Павел Аверин: Спасибо.

Прот. Димитрий Смирнов: Пожалуйста.

Павел Аверин: Очень простой вопрос.

Прот. Димитрий Смирнов: И очень простой ответ. Нет, а потом, ну пришла, ну пошипели. Ну, если б били палкой с гвоздём, ну, это тогда понятно. А так, ну пошипели, Господи! И шикнуть нельзя? А если муха укусит, то и на улицу не ходить?

Павел Аверин: В прямом эфире программа «Образ». Остроумный протоиерей отец Димитрий Смирнов отвечает на вопросы радиослушателей. У Вас есть уникальная возможность задать вопрос одному из самых ярких проповедников сегодняшней Русской Православной Церкви.

Прот. Димитрий Смирнов: Вы меня как будто на продажу выставляете. Мне даже захотелось себя купить.

Павел Аверин: Серьёзно?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да, яркий такой, вообще классный.

Павел Аверин: Ну, значит, я неплохо работаю. Нет, я призываю к тому, чтобы позвонили. Уникальный человек.

Прот. Димитрий Смирнов: Да?

Павел Аверин: Да.

Прот. Димитрий Смирнов: Да кто хочет, тот позвонит.

Павел Аверин: И вот, есть телефонный звонок. Кто-то захотел, и звонит. Вы в эфире.

Прот. Димитрий Смирнов: Здравствуйте!

Радиослушатель: У меня тяжёлое психическое заболевание. Можно ли мне причащаться?

Прот. Димитрий Смирнов: Почему нельзя? Можно. Нет, бывают такого рода психические заболевания, когда человек на юридическом языке называется невменяемый, то есть ему не вменяется то состояние, в котором он находится. И в этом состоянии он просто представляет собой опасность. В таком случае, конечно, не причащают его. А в Вашем случае вполне.

Павел Аверин: Ещё есть телефонный звонок. Ну, как всегда у нас в России — медленно запрягают, но зато быстро ездят.

Прот. Димитрий Смирнов: Поехали. Алло, слушаем Вас! Здравствуйте!

Радиослушатель: Какова роль в воспитании детей дедушки и бабушки?

Прот. Димитрий Смирнов: Эта роль очерчивается отцом. Так по замыслу Божию, насколько он разрешает участвовать дедушке и бабушке, настолько они и участвуют. Вот, собственно, и всё. Просто он ответственный руководитель проекта, потому что он должен выпускать детей во взрослую жизнь, а дедушка и бабушка свою такую роль исполнили. Но отец может перепоручить, допустим, он капитан дальнего плавания. Служба на подлодке — пока до Вашингтона доплывёшь, потом обратно — полгода его нет. И тогда он говорит: «Дед, вот я тебе поручаю, ты меня замещай». И всем говорит в семье: «Вот его слушаться, как меня, пока я не приеду. А дальше будет доклад, и будем разбор полётов осуществлять, кто в какой угол летал после того, как досадил деду».

Павел Аверин: Спаси Господи. В прямом эфире программа «Образ». Ещё один звонок. Ну я говорю — Россия! Вы согласны теперь? Теперь-то Вы согласны, что Рязань — одна из столиц России?

Прот. Димитрий Смирнов: Павел, родной, я давно согласен со всем, что бы Вы ни сказали.

Радиослушатель: Бабушка говорила, что я крещена, а я не помню. Надо ли мне покреститься?

Прот. Димитрий Смирнов: А вот Вы мне скажите, Ваша бабушка, когда померла, Вам сколько лет-то было? У нас нету оснований не верить Вашей бабушке. Будем считать, что Вы крещёная.

Павел Аверин: Кропление — это считается крещением? Кроплением? Или всё-таки трёхкратным погружением?

Прот. Димитрий Смирнов: Дело в том, что от количества воды не зависит, совершается Таинство или нет, потому что разные могут быть обстоятельства. Вообще от технических вещей Таинство не может зависеть. Вот, например, Евхаристию полагается совершать на квасном хлебе и на вине. Но вино может быть белое, вино может быть красное. А у нас в лагерях наших при родном нашем руководителе Сталине священники служили на ягодном соке. Они собирали чернику или землянику, выдавливали и служили на нём. Ну не было вина — что ж теперь, не служить? Поэтому это вопрос непринципиальный. Есть установленное правило, например, у нас вот сейчас по правилам мужчины ходят в куртках и в брюках. Но представим себе некоего мужчину, которого ограбили, когда он вышел из дома. И некая женщина шла в зимнем пальто и дала ему своё женское пальто. Он надел его на голое тело и пошёл в женском пальто. Ну что делать? Это же он не нарочно надел, а потому что он вынужден. Вот и всё, и весь ответ.

Павел Аверин: Серьёзный вопрос: «Зачем нужна свобода воли, если человек всё равно стоит перед выбором между мукой и блаженством?»

Прот. Димитрий Смирнов: Такого выбора нет. Этот выбор Сам Господь совершает по устроению человека. Если жизнь человека направлена на то, чтобы соединиться с Богом, то Господь ему дарует блаженство общения с Собой. А если человек выбирает другую дорогу или любую из многих дорог, ведущих в погибель, тогда он не достигает блаженства, что с точки зрения Церкви есть мука.

Павел Аверин: Спасибо. И в продолжение: «В Церкви есть понятие синергии, то есть Бог не может спасти человека без его собственного желания. А как же молитвы других людей за такого не радеющего о своём спасении?»

Прот. Димитрий Смирнов: Молитва о не радеющем может способствовать обращению человека к Богу, но всё равно трудиться, чтобы к Богу прийти, человек должен сам.

Павел Аверин: В любом случае?

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно. А потом, ведь когда все возможности человека исчерпаны, у него часто вообще молитва — единственное средство. А любовь есть. И он эту любовь сублимирует, если можно так выразиться, в молитву за этого человека.

Павел Аверин: Спасибо. Что ж, время неумолимо. Время нашей программы завершилось. Конечно, честно скажу, отец Димитрий произвёл на меня впечатление как личность, как человек. Я сейчас не пытаюсь никоим образом Вас продать никому.

Прот. Димитрий Смирнов: А уже вопросы-то кончились.

Павел Аверин: Поздно? Ещё раз огромное спасибо отцу Димитрию. С нами был проповедник протоиерей Димитрий Смирнов. Мне осталось только попрощаться с вами, пожелать всего доброго. Слушайте нас на 102,5 FM. Искренне ваш, Павел Аверин.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 9

    1. Vera57:

      Очень понравилась беседа.Ведущий Павел Аверин был тактичен, не то, что самодовольный Владимир Соловьев,который сам собой красуется. Нужно поучиться у батюшки Димитрия его терпению.

    2. Artem941:

      Очень полезная беседа! Только вот жаль, что батюшка не назвал хороших авторов учебников по педагогике.. (

      • Tatiana71:

        Осмелюсь предложить двух авторов книг по психологии детей, которые не противоречат основным принципам Православия:Юлия Гиппенрейтер, Людмила Петрановская. Встречающиеся в их книгах ошибочные мнения(их единицы) видны невооруженным взглядом и корректируются Заповедями.

    3. Natalia Komarova:

      Спасибо за вопрос про собак , просто часто читала и слышала , что собака не чистое животное , к ним негативное отношение , потому что , когда сжигали на кострах первых христианских мучеников в Риме , их кости оставляли для собак

      • 3AXAP:

        Жалко, что нам не дано выслушать мнение собак об их содержании в городских условиях.
        Чаще всего — это мучение для животного.

    4. Виктор:

      даже мне неловко было от пафоса ведущего

    5. Анна Вихляева:

      Спасибо батюшке и Павелу Аверину за приятную и полезную беседу. Вот бы все друг-друга хвалили как Павел. Представляете? Какая бы была красота!

    6. makdalin:

      Спасибо!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.