Образование и воспитание – это перевёрнутые понятия
Чем полезно домашнее образование и почему дети перестают доверять родителям? Чему учит школа, если родители перестают интересоваться жизнью своих детей, и что нужно делать родителям, если ребенка начинают травить? Об этом и многом другом в интервью с протоиереем Димитрием Смирновым, взятом корреспондентом интернет-портала "Православие. Ru" Никитой Филатовым.

Родители не понимают, что дети – это есть дар Божий им. И тут как в притче о талантах: это нельзя закапывать в землю.

 

Беседа с протоиереем Димитрием Смирновым об образовании и воспитании.

 

Чем полезно домашнее образование и почему дети перестают доверять родителям? Чему учит школа, если родители перестают интересоваться жизнью своих детей и что нужно делать родителям, если ребенка начинают травить? Об этом и многом другом беседа с протоиереем Димитрием Смирновым.

 

- Отец Димитрий, вы однажды сказали, что воспитание и образование – это два определения, перевёрнутые с ног на голову. Вот хотелось бы вас подробнее расспросить об этом, что вы имели в виду?

 

- В современном русском языке происходит изменение смыслов. Ну, например: словосочетание «Спаси Бог» перешло в «спасибо», которое выражает просто человеку благодарность. А это по своему изначальному смыслу означало молитву за того человека, которому ты благодарен. То есть, это, своего рода, такое действо. И, например, взрослые и дети говорят «спасибо» совершенно не думая. В иностранных языках вместо «Санта Клаус» говорят «Санта». А «Санта» - это прилагательное. То есть, опять теряется изначальный смысл. И нечто подобное произошло с этими двумя терминами. Они поменялись местами. Потому что воспитанием у нас называется в языке прививка хорошего поведения. Или умение правильно себя вести называется воспитанием. А образование – это насыщение знаниями. А на самом деле наоборот. Приведение человека к какому-то образу, который у нас есть в сердце, чтобы его образовать таким образом, чтобы он являл этот образ. Это одно. А воспитание – это напитать его различными сведениями. Поэтому эти два слова поменялись местами.

 

- К чему это привело как результат?

 

- Это просто вот некий такой факт, который отражает то, что у людей перепутаны в голове смыслы. Ну, например: человек поход на стадион или в театр называет проявлением духовной жизни. Понятно, что ни то, ни другое к духовной жизни не имеет отношения. И душа-то давно вытеснила духовное. А что такое духовное – у нас даже возник такой термин как «духовность», за которым ничего не стоит. Никто не объясняет, а что это такое. Все разговоры о некоей духовности, а спрашиваешь, что это такое, никто не знает. Это говорит о том, что люди так далеки от источника духовности, от Бога и Его Церкви, которая создана для людей, для того, чтобы они черпали из неё свою духовную жизнь. Они используют какие-то суррогаты, часто диаметрально противоположные той духовности, которая лежала в основе нашей культуры. Вот такие трагические наблюдаю явления. Поэтому, не то, что перемена понимания этих двух слов привела к каким-то результатам – нет, они сами есть симптом очень серьёзной болезни, которая приводит к деградации человека.

 

- Батюшка, какие главные ошибки совершают родители при воспитании детей?

 

- Самое главное, это не ошибка, а просто неправильное направление жизни: родители не понимают, что дети – это есть дар Божий им. И тут как в притче о талантах: это нельзя закапывать в землю. Наоборот, нужно этот дар приумножать. Вот нет такого понимания. Поэтому даже возник термин: завести детей. Как будто завести хозяйство или вшей. Это мало кто понимает, хотя слово «ответственность» в нашем лексиконе часто звучит. Это такая ответственность – безответственность. На самом деле, ну чувствуют свою ответственность перед Богом. Кого он хочет воспитать и для кого, или для чего. Поэтому обычно задача такая ошибочная весьма – детей воспитать для самих себя. Их воспитать так, чтобы им было хорошо. А у Бога совсем другая задача. Бог каждого человека вызывает к жизни из небытия с такой целью, чтобы он, этот человек, послужил ему через своих ближних. Ибо, служа одному из малых сих, человек служит самому Богу.

 

- А если ребёнок начинает увлекаться театром, спортом или каким-то искусством, родители думают, что это не повредит?..

 

- Человек может увлекаться чем угодно. И задача образования, если говорить в правильной системе координат, заключается в том, что ребёнок должен просто понимать. Как каждый взрослый человек понимает, что вот этот стакан стоит дешевле, чем этот стол. И что есть вещи важнее, чем его увлечения. Из двух увлечений одно более важное, а другое менее важное. Вот расставление таких ориентиров для человека в его душе – это и есть задача родителей. Самое грубое – это разговор о том, что вот это – хорошо, а вот это плохо. А на самом деле, таких градаций может быть сто. Потому что десять вещей можно разложить в таком порядке: самая плохая и самая хорошая из плохих. Ну, все же понимают, что табак – это очень плохая вещь. А наркотики – ещё более плохая. И так далее. Без конца.

 

- Отец Дмитрий, а какова роль школы в воспитании ребёнка?

 

- Исключительно отрицательная.

 

- Не справляется?

 

- Нет. Это ещё полбеды. А школа всё делает противоположно правильному воспитанию ребёнка, от начала до конца. Сама система школьная, она противоположна естественному воспитанию и образованию человека. Это такая, можно сказать, тюремная система, где всё происходит по звонку. Позвонили – ты включаешься в математику. Позвонили – ты идёшь беситься на перемену. Позвонили – ты должен включить мозг в биологию. Это что, нормально? Для нас привычно, но не всё, что привычно, нормально. Вот, например, дышать тем, что мы именуем выхлопными газами, это нормально? Нужно дышать запахами, которые выделяют растения: там, сосна, цветы, такие вещи, морской воздух. Человек не создан, чтобы дышать выхлопными газами. Если мы ими дышим, это не значит, что это прекрасно и хорошо. А в некоторых странах вообще люди в масках ходят, в Китае, в Японии, и никто не обращает внимания. Люди хотя бы от крупных взвесей стараются себя оградить. Поэтому очень многое из того, как человечество устроено, в частности, школа, устроено противоположно тому, как Бог устроил человека. Человек создаёт сам такую среду, которая его расчеловечивает, и чрезвычайно вредна, как для существа биологического, душевного и духовного.

 

- Батюшка, я был однажды в Ярославской области, там город Борисоглебск, там школа отдельная православная на 200 человек. У них там балы организовываются. Туда попасть может любой человек. Но очень много препон со стороны районной администрации.

 

- Ну, это обычная история. Дело в том, что для государственного служащего то, что он на этом работает и с этого кормится, государственная система представляется правильной. Потом, привычной. А потом уже кажется идеальной. И существование чего-то другого его просто раздражает. Ну, как вот человек, меня, например. Меня современные причёски, когда остаётся на голове, как у пони, такой кусок гривы, а над ушами всё выбривается, меня это раздражает, потому что я привык к другим причёскам. Но я терплю. Но это естественно, что меня это раздражает. Потому, что это причёска неестественная. Потому что волосы по-другому у человека растут. Всякая неестественность меня раздражает, как некая неправильность. Но молодёжная среда, которая это уже восприняла, и воспринимает это как красоту. Так каждый государственный служащий то, чему он служит, воспринимает, как некую красоту. Ну, как фельдфебелю тот строй военной службы, в котором он служит, казался идеальным. Человек превращается в не думающую механическую куклу. Он стоит с ружьём прямо, кругом ядра летят, он не шелохнётся, пока ядро не попадёт в грудь или в плечо, тогда он падает, и его относят в медсанбат. Потому что редко бывает, что попадает прямо в голову и убивает насмерть. И вот, солдаты стоят в красивых мундирах, в киверах, по ним стреляет пушка, а они ровно стоят. Вот это считалось хорошая смертью за Родину. Хотя можно было догадаться надеть камуфляж и, хотя бы, сосредоточиться. Потому что по сосредоточенному войску палить из пушек, особенно, начинённых ядрами, вообще нелепо. Но до этого нужно додуматься. Но вот эта прусская система, которая, кстати, в школе у нас употребляется, она совершенно бесчеловечна, но люди покорены той красотой, которую имеют оловянные солдатики, и совершенно не чувствуют душевную и духовную составляющую человека. Их это вообще не волнует. Людей надрессировывают на это. И каждый человек, который это прошёл, он говорит, что вот, это идеальная система. Она называется так: не умеешь – научим, не хочешь – заставим. И так как его через это прогнали, и это случилось с ним, то он хочет того же и всем.

 

- Каждый урок начинается с того, кто сегодня пойдёт к доске. Это всегда было маленьким испытанием.

 

- Ну да. А никто не хочет. И так далее. Вот главный лозунг, по крайней мере, когда я учился, был: «Ура, не учимся!», если по какой-то причине мы не учились, то это было «ура». Но должно быть наоборот. Потому что человек страшно любопытен. И нужно очень сильно отбить у него эту охоту к учёбе, потому что наоборот, маленький ребёнок уже с 2-х лет, на него начинают орать, бить, когда он начинает исследовать этот мир. «В сервант не лезь, это не трогай, то не бери, в лужу не наступай». А ему интересно, он наступил, и брызги летят. Он ещё раз. Он сильней. Он изучает, это ставит некие опыты по механике, по гидравлике, у него мозг в это время работает. А ему нельзя, а он не понимает. Потому что он дошёл до такого возраста, когда он должен это делать по естеству. А то, что мы именуем воспитанием, это прямо противоположно его естеству.

 

- То есть, даже до школы его подрезают?

 

- Всё время. Вот то, что у нас именуется воспитанием просто уроки, вместо того, чтобы направлять. Ну вот как, мы хотим вырастить растение определённой формы: мы направляем, подвязываем, ненужное обрезаем, и ему хорошо. Яблоня начинает лучше плодоносить. И за ней ухаживать с помощью обрезки, окучивания, и так далее. Так же и дитя. Но для этого этим нужно заниматься, причём, заниматься всё время. А родители, они, например, этого делать не хотят. То, что человек трудится над воспитанием и образованием своего ребёнка, они это называют: «сидеть дома». С ребёнком можно сидеть? С ребёнком – это постоянно в движении. В движении сердца, в движении ума, в движении глаз, потому что нужно всё это читать, а лучше до замужества. Это всё знать. Ну, и с ребёнком, потому что он каждые три месяца, ну, маленький, становиться другим. Достаточно фотографировать, сейчас для этого всякие возможности есть, он на глазах совершенно меняется. И, если правильно это всё делать, вдумчиво, а у каждого человека взрослого, если нет каких-то повреждений органических, то он это делает не хуже, чем тигрица, медведица, которая обучает ребёночка своего охотиться, хорошее и плохое различать, до какой степени можно браться с собратьями, там, наподдаёт ему так, жалеючи. Очень всё получается у млекопитающих. А человек всё стремиться другого загнать, лишить всякой инициативы, чтобы он болел. Все родители и учителя мечтают, чтобы у ребёнка был сколиоз, поэтому он сидит за партой. И так далее. И чем дальше мы идём по пути прогресса, тем это больше. Сейчас, при практически полном отсутствии чтения, мозг вообще в состоянии покоя. Потому что раньше дети читали, из букв надо был составить слова, из слов – предложения, из предложений – некие такие абзацы. А в них – некий образ. А образ должен сложиться в мозгу. Там целая череда процедур для работы мозга. А теперь нажимаешь на кнопку – и этот образ перед тобой, причём, в искажённом виде. В виде каких-то мультиков, рисунков, каких-то головастиков, которые уродуют родной язык. Специально артиста нанимают, который кривляется в языковом плане. Поэтому получаем, как мне видится, просто антивоспитание.

 

- Отец Дмитрий, а какая может быть, всё-таки, альтернатива школьному образованию? Его же никак не отменить, миллионы детей туда ходят...

 

- Ну, это их дело. Вы меня спрашиваете, я отвечаю. Если человек этого не хочет, он занимается самообразованием и воспитанием своих детей. Сам.

 

- Родители боятся, что в ВУЗ не поступит.

 

- Нет, в вуз-то он в любой поступит, гораздо эффективнее, потому что он просто будет знать предмет. Если он будет заниматься домашним образованием, он будет знать всё вдвое лучше, чем человек из школы, а может быть, даже не придётся нанимать репетиторов. Если родители достаточно изучат школьную программу. Она рассчитана на детей, а он и она – взрослые. Что там, не освоить учебник для 10-го класса? Странно. Но родители этим не хотят заниматься. Поэтому школа для них – это некий отстойник. Ребёночка как в манеж помещают, а что там происходит? Лишь бы его родителей не вызывали за его поведение. А поведение девиантное ребёнка – это реакция на школу, на этот сумасшедший домик. Чему ребёнок учиться в школе? Во-первых, всяким гадостям. Пить, курить, материться, блудить, высмеивать с полной потерей нравственность и всякого уважения к родителям. Поэтому в 15 лет шлют родителей гораздо дальше Африки. А родители говорят: «Это переходный возраст». В чём этот возраст переходный? А в том, что влияние детского коллектива, отбившегося от своих родителей, который находится к ним, к родителям, и ко всему взрослому миру в оппозиции, это влияние становиться для ребёнка более важным. Он более от него зависим, чем от мнения своих родителей, которых он просто перестаёт слышать. Вот что-то они говорят, а они относятся, как будто это музыка играет в соседнем подъезде этажом ниже, какой-то фон. Но это надо посидеть, подождать, потерпеть. А когда подрастёшь, потому что многие в 15 лет уже выше папы, то можно уже и зубы показать, или стукнуть чем-нибудь тяжёлым. И так далее, это же обычная вещь. Трудно в такой атмосфере школы сохранить любовь к родителям. Детский коллектив, он настраивает против, и он очень эффективен, потому что он сплачивается от 12 до 16 лет. А по возрастной психологии дети в этом возрасте очень нуждаются в глубоком общении со сверстниками. И тут выступает на первое место детский коллектив, который все, как говорит наука, маленькое, по 8 минут в день, родительское общение, оно, конечно, вытесняется. И в это время дети перестают уже учиться, потому что это вообще не интересно. Что там химичка бормочет? Они презирают это всё. Вот путь школы. Она этому обучает.

 

- Обучение, так, на минуточку, 11 лет...

 

- Да. Это не минуточка, к сожалению. А это совершенно уникальный период жизни человека, который его уродует. Мы получаем в итоге продукт... Вот сейчас наше государство начало заниматься проблемами детских домов. Мы, наконец, увидели, что миллиарды тратятся, в сухом остатке – уголовный элемент. Миллиарды тратят, а в итоге – тюрьма. И думают, ну, как же так.

 

- Отец Дмитрий, а вот такой вопрос: как приучить детей к труду? Ведь не у всех есть возможность уехать в деревню?

 

- Только один способ: это вовлекать детей в собственный труд. Раньше, 100 лет назад, так и было. Все дети вовлекались в труд родителей. Другого пути нет, потому что только видя, что мама, папа это делают, маленькие дети, которым три года, тоже хотят это делать. Завязывать шнурки на ботинках я хочу сам. А ему говорят: «Нет, мы опаздываем в детский сад, давай не сам». И всё делают за него. А дети, начиная с трёх лет, всё хотят сами. Сам одеваться, сам кормить кота, он всё сам хочет освоить. И нужно идти за этим желанием. Только таким образом. Поэтому всякая семья, которая родила детей, она должна свою жизнь посвятить детям. Не откупиться от них игрушками, и чтобы бабушка проводила с ними время. Хотя, хорошая бабушка, просвещённая, она очень много может дать ребёнку. Ну как в той же школе хороший педагог. Если хороший педагог, не формальный, он очень многое может постараться для них сделать. Такое бывает, но это же редкий такой феномен. Обычно у педагогов, ну, это женщины, в основном, у них конфликт. Ну, на такой, половой почве. Потому что там много парней. А она женщина. Со своими представлениями, привязанностями, вкусами.

 

- Это уже в детском возрасте?

 

- Ну да, лет с 13-ти начинается конфликт. Конфликт детей и взрослых – это одно, конфликт будущих мужчин и женщин – это другое, конфликт между женщинами – это третье, потому что это ревность и зависть, и дело вкуса. Женщины – они очень эмоциональны. Поэтому все педагоги наши, они совершают массу ошибок педагогических. Они высказывают детям своё отношение. «Что ты, как дура, такую причёску себе сделала?». Ну и что? Это уже конфликт, это уже враги стали. Она опозорила перед всем классом, а дети в этом возрасте, у них очень нежная кожа на душе. Поэтому ранить без конца... И унижают, и злословят, и очень часто у учительницы вышел конфликт с мамой ребёнка. И она просто мстит ребёнку. У неё в голове ничего не происходит, потому что она же не знает, в чём состоит христианская аскетика. Не хватает широты души. Ну вот, молодая учительница, до 30 лет. Она сама ещё ребёнок, у неё полный духовный инфантилизм.

 

- Знаете, батюшка, у меня есть одна знакомая девушка, она, правда, сейчас ушла в монастырь уже, она закончила истфак и преподавала в школе. Она не смогла. Она пыталась к ним со всей душой...

 

- Если она предметник, то, чаще всего, это уже невозможно. Потому что они уже готовы. Ну, вот как одичавшие, брошенные хозяевами собаки, они тут же соединяются в стаи, которые опасны для людей, хотя они были другом человека. Но после того, что люди с ними сделали, оставили их без еды, а они привыкли получать её из их рук, а стали получать только камни в ответ на просьбу еды, они звереют. Они возвращаются к своему прапрапрошлому, хотя десять, сто поколений до этого они служили человеку. У них это было в генах. У них этот слом произошёл. И тут тоже слом. Естественная любовь детей к родителям, бесконечное доверие – ребёнка кидаешь к потолку, ловишь, а он смеётся – он доверяет папе бесконечно, ему это нравится. А он понимает, что взрослые – это просто вруны и враги. Они всё делают не так. Они сбиваются в какие-то субкультуры. Там умные люди что-то предлагают, как-то на этом наживаются. Какие-то дивиденды в виде власти, которая греет душу, либо просто обирают даже, сколько угодно.

 

- Отец Димитрий, а как в семье, в тех условиях, в которые сейчас поставлено большинство наших сограждан, воспитать будущего отца, если это мальчишка, и будущую мать, в случае, если это девочка?

 

- Когда я был молодой и у меня родился ребёнок, и мы с женой поехали к отцу Иоанну Крестьянкину, он сказал, что как можно больше изолировать дитя от мира.

 

- Дитя, то есть в маленьком возрасте?

 

- В самом маленьком возрасте. Поэтому мы это делали, как могли, как нам позволял бюджет нашей семьи. И, в общем, тот результат, которого мы достигли, он меня удовлетворяет на 95%. Хотя это была совершенно не полная изоляция, ребёночек был и в детском саду. Но, правда, он был смягчён тем, что там мама работала. Вот вы сказали о женщине, которая закончила МГУ и не смогла в школе работать. Моя мама смогла проработать в школе 1 год и ушла в детский сад. И в детском саду работает всю жизнь. Это ей дало возможность выкормить троих сыновей в буквальном, физическом плане. Потому что, ну, всегда в детском саду кто-то из детей заболевал. И нам доставалась эта еда. И семья на нас, оглоедах, очень здорово экономила. Мы съедали эту прекрасную пищу. Ну, в детских садах всегда кормили очень хорошо. В детских садах всегда что-то оставалось. Это было полноценное сбалансированное питание. Маму очень ценили, разумный человек. И дочка наша была у неё в группе, то есть, она находилась при бабушке, и все возможные инфекции, их там уже не было. Чистота, стерильность, это всё. И сейчас поставлено в стране очень хорошо пока. Требования есть санинспекции. Вот, и, тем не менее, удавалось. И всякая помощь, постоянные занятия, потом жена на определённом периоде своей жизни ушла с работы, чтобы быть при ребёнке, поэтому мы не заметили никакого переходного возраста, наоборот. Ей было, конечно, несколько трудновато в классе, но мы её успешно защищали: и от педагогов и от отдельных агрессивных представителей класса. Тоже школу выбрали, где было много верующих православных людей, где была атмосфера разбавлена. И очень хороший вырос, очень коммуникабельный человек, чрезвычайно открытый, замечательно социализированный, понимающий, что люди все разные. Уметь терпеливо относиться к немощам других. То есть, оказывается, можно, если заниматься ребёнком, то можно и в классе выживать, и в школе. Но лучше дольше... Например, начальную школу пройти, потому что сломать душу ребёнка в начальной школе проще. Обычно после третьего класса дети учиться не хотят, всё убито. Но можно, если дома, то наоборот, психика окрепнет, уже сражаться дальше за свою жизнь. Я имею в виду, духовную.

 

- Отец Дмитрий, а что бы вы могли посоветовать ребятам, школьникам, которых в школе, что называется, затюкивают, а родители не могут им оказать поддержку, потому что занимаются своими делами.

 

- Это не значит, что не могу, это значит, они не хотят. Или хотят, чтобы ребёнок от них ушёл, сначала во внутреннюю эмиграцию, потому что он перестаёт им жаловаться, потому что они его не выручают, а родители должны защищать своих детей, это знает любая львица и любая мать жирафа. Это знала моя мать, она всегда нас защищала, я всё детство помню. Это очень правильно. Родители должны сражаться за своих детей со всякими отпетыми учениками. Ну, и, конечно, со школой. Школа – это такая, хоть и в меньшей степени зубодробилка, чем другие государственные структуры, но, всё-таки, надо же понимать, наследниками какой эпохи мы являемся. Родом мы из СССР, как в песне поётся. А эта система довольно жестковатая, без всяких таких щадящих мотивов, а душит детей. Есть детки очень брутальные, целеустремлённые, волевые, а есть тихенькие такие, интровертивные. Конечно, им нужна помощь, чувство защиты папы, мамы. А любой папа, даже если он червячок, он для его сверстников, 8-9-летних разбойников, он представляет огромную силу. В этом смысле прекрасно, когда люди вынуждены идти в школу, чтобы там было 2-3 старших брата. Любая задача тогда вполне решается. Появляется старший брат. Ну как? А это мой старший брат. После этого на долгие тишина, никто не пристаёт ни к мальчику, ни к девочке.

 

- Батюшка, сейчас очень стали популярными частные детские сады, особенно в больших городах. Берут квартиру или кто-то жильё предоставляет...

 

- Я знаю, как он устроен. Форма альтернативная тому, что происходит во дворе или в большом детском саду. Это, конечно, прекрасно. Это промежуточная форма. Дети получают общение под контролем человека, который не даёт возможность бить ребром металлической лопаты в висок друг другу. Можно всякие развивающие игры и всякие такие упражнения из физической культуры, можно детям делать массаж, можно им читать, можно рисовать гуашью, всякие конструкции из клея, бумаги, ножниц делать. Что дома люди боятся, отвернулся и всё. А здесь, когда воспитатель и 4-5 малышек. Хорошо бы ещё разновозрастные. Было бы вообще прекрасно, было бы вообще как в семье. Это чрезвычайно развивает всех детей, и можно учить, как старшим заботиться о младших. Это очень эффективно. Можно даже играть в семью. Ты папа, я мама. Это чрезвычайно полезно, игры в дочки-матери. Он готовятся к будущей семейной жизни. Идеально вообще, когда семья пять минимум человек детей, и там всё внутри происходит, там необходимые объёмы игр в течение всего детства. А потом если плавно переходим на домашнее образование, мама заявляет: «Я пошла на работу. И там уже идут к маме, мама начальник, и сегодня они занимаются биологией. Чувствует, устал, ну, пора отдохнуть. Приходит пора есть, ты не против позавтракать? Потому что можно завтракать не сразу, а делать то, что удобно. Тогда ребёнок, может, проголодался. А потом переходим к математике. И так далее. То есть всё очень мягко, органично. Так, мама пришла с работы. А где папа? А папа ещё на работе. Он повёл старшего, он занимается в секции по боксу, или на гимнастику, или на плаванье. Папа пришёл с работы. Что папа делал на работе? Он плавал на работе. И так далее. То есть, можно такие замечательные игры ежедневно. И они в этом будут вырастать.

 

- Просто не все, батюшка, знают, что дома можно получить образование. Многие бояться, а как без аттестата, а как без девятого класса...

 

- Почему без аттестата? Это же, если компьютер есть, можно всё узнать. Можно просто прийти в школу и сказать, что так и так, у нас образование домашнее. Они будут прикреплены к школе, у них будет образование домашнее. У всех будут пятёрки, потому что тут никакой халтуры. Родители всё контролируют. Родители всегда знают, где ребёнок, что с ним, что у него в голове, что у него получается, что не получается. Всё наоборот. Эффективность возрастает кратно.

 

- К тому же, там тридцать человек на одного учителя...

 

- А тут пять.

 

- Отец Дмитрий, такой вопрос: тоже реальность – ругань, скандалы в семье, выяснение отношений. Когда ребёнок это видит, у него есть шанс в кого превратиться, кто вырастает?

 

- Неврастеник. Когда я был ещё школьником, я видел в журнале «Огонёк» такую карикатуру: там был изображён домашний скандал, и было написано: «Если папа говорит «да», а мама говорит «нет», от этого будут нервные дети». Я это запомнил на всю жизнь. Потому что я был деть, и чрезвычайно трагично переживается с детьми. Это как будто мир рушится. Камни, как будто, вместо того, чтобы лежать на земле, начинают летать. Это землетрясение! Папа с мамой ссорятся. Семья, она с чего начинается? Она начинается с любви. Один полюбил другую, или другая полюбила одного. И они как-то начинают подавать друг другу некие знаки внимания. Они начинают проявлять интерес. Так всё возникает, всё сильнее и сильнее. И они решают создать семью, жить вместе, рожать друг другу детей. Они создают то, что у нас в Церкви называется «домашняя Церковь». Они этому посвящают всю свою жизнь. Они же не дикие звери, их соединила любовь. Они же не какие-то кровные родственники, там, дядя и племянница. Их главная связующая сила – это любовь друг к другу. Скандал как-то просто невозможен. Конечно, когда люди дикие, или, допустим, они коммунисты, концентрационный лагерь: «Я сказал! Я решил!», а что другой человек думает или чувствует? Так же не может быть, должно быть совершенно по-другому. Ведь так же сначала он её любит, а потом, когда сам проявил свою деятельную любовь, Господь даёт детей, и он это переносит и на детей. Скандал-то он зачем? Скандал – это всегда слабая позиция. Если участники семейной жизни психи, то им нужно успокаивающее или спиртное. У них потом абстиненция, потом алкогольная агрессия, и дом превращается в дом сумасшедших. И дети, конечно... Шизофрения, конечно, не бывает благоприобретённая, она врождённая. Либо зачатый в пьяном виде ребёнок, психика повреждается, либо наследственность. Если 2-3 поколения пьют, тогда что ожидать. Тогда, если острый момент – изъять из этой семьи, отдать в семью других родителей. Если скандал, то это, собственно, смерть. Воспитание, образование, всё это хорошее и очень плохое зависит от личности человека. Есть очень такие твёрдые, которые вообще вопреки всему вырастают. Так бывает. Мы одну девочку там нашли, засыпанную железобетонными плитами, она несколько дней провела без пищи и воды. Но живая, выжила. Все умерли, все погибли, а она жива вопреки всему. Как без воды выжить? Но, с другой стороны, это, конечно, отразится. Эта травма, этот ужас, который младенец пережил, в душе останется. Это скажется, начиная, может быть, с 10 лет, как-то проявится. Чудеса бывают, всякие исключения.

 

- То есть, отец Дмитрий, я вот так вот слушаю, и понимаю, что очень много испытаний человеку нужно преодолеть, борьба со всевозможными травмами в школе, и даже в детском саду...

 

- Да, и поэтому Господь, по милости своей, сделал человека чрезвычайно устойчивым существом. И чрезвычайно умным. Очень много существует защитных реакций. В частности то, что дети перестают слышать родителей, это защитная реакция.

 

- Они понимают все?

 

- Ловить нечего с этими родителями.

 

- Отец Дмитрий, мама осталась одна, мама воспитывает ребёнка. Она вынуждена работать. Вы тоже об этом не раз говорили. Она не может следить, она вынуждена на кусок хлеба зарабатывать. Вот как её оградить ребёнка от последствий?

 

- Во-первых, я с этим категорически не согласен. Если посмотреть гардероб мамы, если посмотреть коробочку с её украшениями и если посмотреть на то, какими гаджетами она пользуется, то мы увидим, что есть резерв. Как вот очень часто бывает, в доме по два дня не моется посуда. Это что, бедность не позволяет? Или усталость? Да нет. Или вот, как люди работают? Чаёк пьют, сплетничают, и так далее. Всякие дни рожденьица... То есть, человек идёт на работу отдыхать. Тешат себя. А ребёнок требует постоянной работы. На работу убегают, чтобы отдохнуть от того, чтобы заниматься воспитанием собственной отрасли. Поэтому, если по-честному подойти и взять бюджет, а потом, почему отец не может взять две работы. Ну вот, я работаю 14 часов каждый день без выходных. У меня нет семейной мотивации. Мы с женой живём вдвоём. Я утром уезжаю и в 10-11 возвращаюсь. Мотивация исключительно религиозная. Третий и главный член нашей семьи – это Господь Бог. И я не могу сказать, что это мне не нравится. Я это делаю и с радостью, у меня из-за этого с ним хорошие отношения, я их очень ценю. Надеюсь? что Он ко мне будет милостив. И это тоже фактор, тоже играет для меня роль очень серьёзную. Но я уже пенсионер. Когда мне было 20, так я работал на трёх работах. Потому что мне нужно было ещё за квартиру платить. Мы снимали квартиру. Мы поженились, и я был молодой, я учился в институте, и жена училась в институте. Она работала. Детей у нас не было. Чего бы нам не поработать? Ну, я работал сначала на двух, а потом три работы. Я огромный период, пока не оказался в Семинарии... Такое блаженное состояние: читаешь книжки, четырёхразовое бесплатное питание и раз в неделю ездил навестить жену, дочку. Ну, я, конечно, стипендию получал, всё это я привозил жене, она меня благословила. Был период такой, но это было недолго. Уже на следующий год я ездил каждый день из Сергиева Посада в Москву, туда и обратно для того, чтобы помогать своей семье. Легко ли это было? Я, конечно, не помню. К Мытищам засыпаешь, в Хотькове просыпаешься, можно было спать это время, всё прочитывать, что требовать. Люди приспосабливались. Но семья же это тоже... нужно что-то жертвовать для этого. И что тут такого-то?

 

- Отец Димитрий, благодарим Вас за такую содержательную беседу.

С протоиереем Димитрием Смирновым
беседовал Никита Филатов
25 декабря 2015 г.


 

NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 55

    1. moroz:

      Спасибо!! А видели (слышали?), как Жириновский выступил на госсовете по образованию? Есть на ютубе, от 23.12.15.Восемь минут комментариев с его стороны, и ясно, что с нашим образованием происходит. Тоже про «ура» сказал…

    2. olga_hna:

      Спасибо батюшке за отличную беседу.
      Мы учимся дома. Старший уже в пятом классе, второй сын — во втором. Пока справляемся самостоятельно. Без репетиторов. Честно говоря, не пойму почему считают, что уж в начальной школе нужны репетиторы. По мне, так вся начальная школа — это одно и то же все четыре года, и пройти это можно за три месяца.

      Очень отозвались во мне слова о.Димитрия про потерю интереса к обучению. Действительно дети очень любопытны. И при наличии книг и энциклопедий, они уже больше меня знают про некоторые вещи. У них гораздо больше времени на изучение, чем у взрослых. А школа, конечно, этот интерес отбивает.

      • Nadiusha:

        Ольга, спасибо большое за информацию! А как происходит процедура прикрепления ребенка к школе и все отчетности: экзамены и пр.

        • olga_hna:

          Процедура прикрепления к школе такая же, как если бы вы ходили в школу. Второго ребенка мы вообще записали по интернету через госуслуги. А потом приехали в школу и сообщили, что мы будем учиться дома.
          По поводу сдачи аттестаций и экзаменов — это как договоритесь. Вы имеете право сдавать как ВАМ удобно. Хотите раз в четверть, хотите раз в неделю, раз в полгода, в год. Вообще можно как хотите. Можно, допустим, посещать некоторые уроки.
          Но мы стараемся держаться подальше от школы и приезжаем только раз в год.

    3. sharda:

      Я ждала этого видео 4 года!!! Всё то время, что учу ребенка дома. Конечно, и раньше батюшка Дмитрий много говорил о семейном обучении, что очень поддерживало нашу семью в этом выборе. Здесь все чистая правда, есть и стоящие советы, которых так не хватает, потому что самим трудно «включить голову»… Спаси Господи!

    4. RomanNikiforov:

      Спасибо, спасибо, спасибо)

    5. toyarova:

      Странно..Тему явно требует обсуждения,но вместо этого начинаются какие то упреки, обиды и пр. нелепости. Т.ч. лучше промолчать, увы. Или нет — если есть у кого положительный опыт домашнего образования — отзовитесь, пожалуйста.

      • natalianiko:

        У меня есть относительно положительный опыт полудомашнего обучения. В 11 класс я тоже не ходила по причине плохой переносимости большого скопления шумных людей в одном помещении. Я приходила в назначенное время к учителям и сдавала всё, что было нужно. Дома в общем-то тоже особо не училась, потому что это была программа обычной общеобразовательной школы, и мне вполне хватало того запаса знаний, который я получила за восемь лет в гимназии. Потом между делом сдала выпускные экзамены. По большому счёту в общеобразовательной средней школе по гуманитарным предметам делать вообще нечего. Не помню, чтобы я там именно училась, делала уроки, читала учебники. А вот физика, геометрия и химия для меня перестали быть китайской грамотой именно в 9 классе, когда я пошла в общеобразовательную школу.

        • toyarova:

          Т.е. в гимназии Вы учились до 8го класса, и там было слабым преподавание точных дисциплин?

          • natalianiko:

            Преподавание было нормальным, программа была сложная, я не тянула точные предметы, но в гуманитарном классе учителя не делали из этого трагедию. А в общеобразовательной школе тянула, потому что программа была упрощённая по сравнению с гимназией, учебники даже другие.

      • Nadiusha:

        Естественно ни у кого нет:))) 99,9%. это ж советская Россия, коллективизм в расцвете. Мы только очухиваемся.
        Но осознание порочности школьной системы — это уже шаг вперёд. После передач с отцом Димитрием, я, например, очень крепко задумываюсь о том, в какой форме преподнести моему сыну начальное образование. Еще пара лет для размышлений есть. Пока склоняюсь к частным урокам у высококвалифицированных преподавателей. Чтобы все под нашим контролем, индивидуально, дома. А то я наслышана, что сейчас заставляют проходить детей в начальной школе, сколько идиотских поделок, «творческих заданий» и вообще домашних заданий, которые бедные родители с детьми вечерами-ночами еле успевают выполнять. лишь бы в программу уложиться. И потом половина знаний в средней школе не пригождаются. Время, убитое впустую, вместо того, чтобы ребёнок мог дышать свежим воздухом, заниматься спортом, высыпаться. А так дома идивидуально, чётко только самое необходимое для поступления в среднюю школу.

        • Nadiusha:

          В этом году наши знакомые пошли в начальную школу, и сходу им заявили, что без репетиторов никто из них не будет успевать по программе. Мало того, что ходят в школу, еще и с репетиторами после школы сидят: русский, математика, английский. а потом домашние задания совместно с родителями. Пристрелиться можно от такой жизни! Лучше уж дома с одним, двумя преподавателями — те же деньги, и даже дешевле.

          • natalianiko:

            Ну вообще-то в начальной школе, если, конечно, она сильная, действительно можно застрелиться от уроков. Мы всей семьёй делали уроки до 12 ночи с перерывом на «Санту-Барбару». Но зато к концу первого класса мы на уроках чтения уже писали сочинения по прочитанному. То есть на самом деле это уже было не «чтение», а полноценная литература. Мне было интересно, никаких нареканий к этому периоду обучения нет. Но зато с пятого класса начинается расслабон полный, даже количество уроков в день сокращается, что удивительно. Кураев, кстати, говорил, что это чуть ли не специально делается, чтобы отбить у детей интерес к учёбе, а когда начинается пубертатный период, требования в школе снижаются, чтобы ребёнок вообще вместо уроков занимался всяким непотребством. Наверно, в этом есть что-то от истины.

            • s2235:

              Да, Кураев очень много говорит о пубертатном периоде, непрестанно, он у него не заканчивается, ну и немного об остальном(в стиле гаррипоттера). Помню как-то до 7-8 класса отношения между мальчиками и девочками в классе были обычные, даже сказал бы грубоватые со стороны девчонок, а потом после летних каникул был очень удивлён как девчонки без видимых причин стали гораздо добрее как-то чтоли :) .

          • Tatyana Vladimirovna:

            При средней стоимости часа (астрономического) 1000 руб, 2 часа в день, в месяц — … Какое количество семей может себе подобное позволить? Так они и так в частных школах.

            • Irina Shamolina:

              Родители дома учат сами всю школьную программу. Об этом речь.

            • Nadiusha:

              Это в Москве такие расценки??? В Москве и зарплаты повыше, с другой стороны.
              Мы-то людишки тёмные, с периферии:))) У нас в глубинке, Томск и Кемрово, подешевле раза в два. Я, к.ф.н., и то столько за час не возьму … Обдираловка!
              Более того, если нанимать не репетитора, а преподавателя, который ведёт ребёнка в течение учебного года, то расчёт должен идти иначе: не в час, а в месяц. И это совершенно другие цифры и взаимоотношения.

              • Tatyana Vladimirovna:

                В Москве не знаю, думаю, больше, это в Петербурге. Хотя в связи с кризисом можно раза в 2-3 дешевле найти.

        • natalianiko:

          вот что меня всегда убивало в начальной школе, так это идиотские творческие задания, особенно с рисованием. Какие-то карточки рисовать, ещё что-то. Вместо того, чтобы нормально учиться, приходилось рисовать. Не знаю, кто как, но я вообще ненавижу задания, где нужна мелкая моторика рук, она у меня какая-то недоразвитая, все эти идиотские рисунки-аппликации и прочее мне делала мама, пока я штудировала учебники. Почему-то считается, что ребёнок в семь лет настолько недоразвит, что не может просто сесть и прочитать урок, ему надо обязательно что-то рисовать или клеить, чтобы что-то лучше запомнить. Мне лично это только мешало. Я бы вообще отменила из обучения ИЗО, труды и вообще всю эту лабуду, которая в жизни никогда никому ещё не пригодилась, кроме художников и закройщиков.

          • toyarova:

            Анекдотичный случай 1 класса моего сына: «Мама, говорит, надо листочки разных цветов принести», — ну что ж, надо так надо, — потащились мы с утра с сыном перед школой (дело было в сентябре) собирать листочки разных цветов — как я поняла от разных деревьев…Оказалось, надо было бумагу разноцветную купить. Это было 23 года назад, тогда уже подобной ерунды было навалом, а сейчас — правда, учиться некогда.

          • Tatyana Vladimirovna:

            Сильно! Может, стоит продолжить: музыка нужна только музыкантам, физкультура — спортсменам, химия — фармацевтам, география — ну про это еще Фонвизин написал — извозч…простите, таксистам, литература — … никому, наверное. Что там еще осталось?

            • natalianiko:

              Извините, а разве в школе есть музыка как обучение игре на музыкальном инструменте? У нас была музыка, где учительница играла на фортепьяно,а мы слушали, была история музыки (содержание предмета в его названии) и хор, благодаря которому я на недолгое время обрела какое-то подобие музыкального слуха. Но на музыкальных инструментах нас играть не обучали. Довольно странно сравнивать умение клеить аппликации и рисовать карточки к иностранным словам и наличие образования (знание литературы, географии и проч.). Мне лично пригодились все предметы из гуманитарного блока, пригодились БЫ точные науки (если бы я их знала), но ни рисование, ни труды мне в жизни не пригодились вообще.

          • Tatyana Vladimirovna:

            Пусть меня специалисты поправят, если ошибаюсь, но мелкая моторика как раз связана с корой головного мозга, и думающие педагоги призывают вернуться, например, к чистописанию, а то у современных детей развиты только 2 больших пальца на руках — именно они «работают» при использовании гаджетов. И еще услышала, что у детей уже даже не «клиповое», а «пиксельное» сознание… Так что отменяем вообще все!

            • natalianiko:

              У нас со второго класса ввели французский как второй иностранный. Учительница почему-то считала, что в восемь лет человек не может просто по учебнику и по словарю заниматься. Она ставила нас в круг и мы пели дурацкие песенки (до сих пор помню стыд и неловкость, что из тебя делают идиота, который не в состоянии нормально учиться), потом заставляла рисовать какие-то карточки со словами и вырезать их. Ничего подобного в первом классе при обучении английскому языку не было. У нас были нормальные таблицы по фонетике и грамматике. Мы не пели песенок и сидели спокойно за партой. В итоге к восьмому классу я прочла «Унесённые ветром» в оригинале на английском. Сейчас уже забыла язык, но думаю, что если попаду в англоязычную среду, быстро вспомню. На французский язык у меня стойкая аллергия, я его не знаю вообще и в страшном сне не представляю, чтобы я захотела слышать вокруг себя французскую речь или прочесть какую-то книжку на французском.

              • s2235:

                Асифон, фон, фон Ля петито марьонето Асифон, фон, фон Ля питури писарро. Липрару кунтэ Марьонето, марьонето Липрару кунтэ, Марьонэт сутэ сутэ. :) Все вместе до десятого класса систематически и регулярно изучали английский, так толком никто и не изучил :) . Поэтому «Унесённые ветром» не стали читать, бесполезно, даже на русском, кино же есть.

                • natalianiko:

                  в кино персонажи карикатурные. Самодовольный Ретт, престарелый Эшли с лошадиной головой, да и Скарлетт там редкостная дура, и Мелани — серенькая мышка, не вызывающая ни капли интереса. К тому же кино вообще превратило книгу в женский роман, а главная тема — жизнь на сломе времени, безвозвратно ушедшая эпоха и бесконечная непреодолимая ностальгия — этого вообще ничего нет.

              • Nadiusha:

                При обучении иностранному языку важен именно коммуникативный подход, поэтому зря вы ругаете вашу учительницу французского :) песни, стихи, диалоги — все это очень полезные вещи! однако согласна, что об учебниках и словарях тоже забывать не стоит. И язык, что бы ни говорили разработчики самых быстрых методик освоения иностранных языков, осваивается годами. Невозможно за пару месяцев изучить новый язык (исключение составляют те люди, кто уже владеет несколькими иностранными языками, тк каждый последующий язык даётся легче и легче). Знание иностранного языка — вообще дело скользкое :) пока ты им пользуешься, ты развиваешься и совершенствуешься. Стоит только на пару месяцев прерваться — постепенно все улетучивается, и снова требуется время, чтобы восстановить былую беглость и способность говорить, понимать.

                • natalianiko:

                  Интересно, какая может быть коммуникация, когда ты чувствуешь себя клоуном? Почему бы просто не задать школьникам составить диалоги по теме, как это обычно бывает?

                  • Tatyana Vladimirovna:

                    В современной методике преподавания иностранных языков действительно не одно десятилетие существует коммуникативный подход. А Вы про какое времена говорите?

                • s2235:

                  При том что люди изучают к примеру русский язык в национальных школах по 10 лет(как и английский французский немецкий) к 10 му классу у подавляющего большинства практически ноль в знании русского, при этом к примеру в армии был свидетелем как люди через неделю-две уже начинают понимать а через месяц два шпарют вовсю уже(без особых языковых способностей). Так же видел как изучая к примеру математику человек прилагал огромные усилия(и учитель и ученик) чтобы научить складывать умножать, простые «уравнения» и тд., в итоге для приличия 3 и ноль в реальности по математике, но…!!! он же попадает на рынок или покупателем или продавцом и… О чудо, не поверите :) считает быстрее калькулятора :) , существенно быстрее :) ))) .

                  • Nadiusha:

                    Согласна с вами, что при погружении в языковую среду через пару недель человек начинает понимать иностранную речь, а через месяц-два может освоить его на уровне, необходимом, так сказать, для выживания. Но есть одно небольшое но. У меня есть студенты таджики, которые приезжают в Сибирь учиться, не зная ни слова по-русски. За один-два месяца они осваивают базовый разговорный уровень, но этого не достаточно, чтобы обучаться химии, физике, различным профильным предметам. Не хватает специального подготовительного курса, чтобы они смогли обучаться на русском языке, а в дальнейшем работать не на рынке, а на серьезном предприятии (писать деловые письма, составлять доклады, отчеты). И эти курсы существуют и длятся не один год.
                    То же самое с нашим русским языком. Впервые мы с ним сталкиваемся при рождении, и только к 7 годам, к школе, более-менее адекватно начинаем им пользоваться для общения и дальнейшего обучения. А те 10 лет , в течение которых русские дети шлифуют свои знания (в грамматике, фонетике, лексике, в устной и письменной речи; нюансов-то много), тратятся по желанию: кто-то усваивает, кто-то нет.

              • Tatyana Vladimirovna:

                Живая речь отличается все же от того, что фиксируют словари, даже аутентичные, полностью согласна с Nadiusha (29.12.2015 в 17:09)

                • natalianiko:

                  Именно поэтому мы на уроках английского слушали битлов, скорпионс и проч., а потом их переводили и обсуждали смысл текстов. Сидя за партами и не кривляясь.

        • Irina Shamolina:

          Ну на самом деле уже не так мало учат дома. От 50 до 100 тысяч

      • Irina Shamolina:

        Я учу дома ребенка. И еще от 50 до 100 тысяч человек у нас в стране это делают.

        • toyarova:

          В каком классе ребенок Ваш, как долго так учитесь?Оценивала ли уже школа? Учите сами? В общем, вопросов много, если не секрет — поделитесь поподробней, ПОЖАЛУЙСТА!

          • Irina Shamolina:

            Прошу прощения, не получилось оперативно ответить)
            ——————————————————
            Учим сами, как и 99% тех, кто на домашнем обучении. Ребенок в начальной школе. Школьная программа крайне растянута, можно как минимум в 2 раза быстрее все это пройти, так что с аттестацией никаких нет трудностей. Аттестуемся раз в год.

    6. Nadiusha:

      Да, главное, что школа погружает ребёнка в преждевременные взаимоотношения между мальчиками и девочками и никак это не регулирует. Были бы хоть раздельные классы, а то нравственность в школе сильно страдает, это факт. В семье ребёнок от этого более ограждён. Близость к родителям и их мудрость удерживают от развратных коллективных затей, в том числе от курения, выпивки и пр.

      • natalianiko:

        Тут ещё другая проблема, как мне кажется, она больше касается мальчиков. Школы и так женские, учительницы все женщины, девочки взрослеют раньше мальчиков, чисто психологически мальчики, даже самые умные, не так хорошо, например, понимают литературу в пятом-шестом-седьмом классе. Вся система образования как будто создавалась для девочек. Мальчики оказываются забиты и интеллектуально, и порой даже физически. Мне кажется, мальчикам надо чуть раньше, чем девочкам, давать технические предметы, чуть позже — ту же литературу. И вообще вся система обучения должна быть немного другой, чем у девочек. А так в итоге вместо «социализации», вырастает какой-то подкаблучник, который привык, что девочка — это умница-красавица, а мальчик — это такое недоразумение, которое вечно не успевает по учёбе и вообще во всём уступает девочке. У нас в школе это пытались всячески преодолевать, но это именно вопреки системе, которая как бы настроена на уничижение мужественности в мальчиках.

    7. Miniboss:

      Вспомнил с каким рвением я ходил в первый класс, прям нравилось учиться. Но уже в третьем классе если занятия отменялись я говорил: УРА! Было так радостно что не учимся. Обратил внимание на такое различие и перемену настроения еще в том возрасте, и почему-то вспоминал это часто. А теперь посмотрев отца Дмитрия, стало всё ясно. Он прав.

    8. makdalin:

      Спаси Бог!

    9. natalianiko:

      Хех… Уж на что я не люблю школу и практически не вспоминаю о ней, но то, что обрисовал о. Димитрий — это уж слишком. Я училась в разных школах — и в гимназии с пафосными вундеркиндиками, которым наши доблестные учителя успешно прививали манию величия и привычку иметь на всё «свою точку зрения», и потом в обыкновенной общеобразовательной школе, в которой я впервые в 15 лет услышала матерные слова и не поняла их значение, а мои одноклассники мне услужливо разъясняли, но такого трэша, как описал о. Димитрий, не было ни в одной из этих школ. При том, что я типичный интроверт, да ещё с редкостными заскоками, в обеих школах (абсолютно разных) никаких проблем ни с коллективом, ни с учителями не было. А когда одна учительница брякнула обо мне что-то нехорошее, так весь класс потом подходил и говорил, насколько она не права. И то только один момент такой помню. Сейчас вспоминаю, как я впервые пришла в очках, так все подходили, говорили, что мне идёт. А в начальной школе у нас был мальчик, которому тяжело давалась учёба, он очень переживал, потому что у нас были списки, рейтинги, все старались быть отличниками, так мы с подругой его всё время утешали, подбадривали.

      • Pavlov:

        Добрый вечер! Так Вы то же самое рассказали, только своими словами…

        • natalianiko:

          Что именно «то же самое»? Я говорю, что училась в двух совершенно разных школах, совершенно разных коллективах, и нигде у меня не было никаких проблем. Я лично не любила школу, потому что меня вообще раздражает мельтешение, шум и большое скопление людей любых возрастов, особенно детей. Но это никак не связано с тем, о чём говорил о. Димитрий. Это то же самое, что даже на рок-концерты, которые я посещала, будучи подростком, я всегда брала билеты на балкон или в вип-зону, чтобы вокруг меня не было орущей толпы, я это просто физически не переношу. В чём Вы увидели сходство с тем, что сказал о. Димитрий?

    10. Anna:

      Всех благ и доброго здоровья уважаемому пастырю о.Димитрию! Сожалею, но не могу на этот раз принять сказанное им. И в домашнем образовании есть минусы, и в школьном есть плюсы. На мой взгляд, не стоило подавать материал в черно-белых тонах. Неправда это. О школе, где учатся пятеро моих детей (старший без всяких репетиторов несколько лет назад поступил на бюджет в МИФИ), могу рассказывать только доброе. И учителя, и директор всегда были открыты к сотрудничеству с родителями. За почти 15 лет учебы детей мы вместе придумали и провели очень много праздничных и воспитательно-образовательных мероприятий. Наши учителя всегда ратовали за воспитание в детях доброго и уважительного отношения друг ко другу. А уж насколько активно каждая отдельная семья встречно участвует в данном процессе, конечно же, отражается в детях.

      • Иванов:

        Очень странно с чем-то не соглашаться на основе очень редкого исключения. Поясню, речь идёт не об исключениях, а о системе, неработоспособность которой практически ни у кого не вызывает сомнения. Достаточно просто поговорить с современными школьниками или выпускниками, чтобы увидеть, что в массе это поколение погрязло в невежестве, особенно по сравнению с советскими временами … конечно, будь они (времена) не ладны :-)

        Хотя, возможно, нынешние дети просто тупее, но так не хочется верить в это :-(

        Относительно поступления в ВУЗы — всем хорошо известно, что ВУЗам приходится здорово снижать требования, чтобы набрать студентов. Поэтому поступление в тот или иной ВУЗ ни о чём не говорит и ровно ничего не доказывает :-)

        • natalianiko:

          Вот и мой дед тоже был фанат домашнего обучения, заразил меня этой идеей, тем более, что были вещи, которые меня категорически не устраивали в школе (а именно, постоянный шум и галдёж, которые к восьмому классу стали просто непереносимы). Мы с ним на пару заявили маме, что теперь я буду учиться дома под его чутким руководством, у него было три высших образования, плюс у нас были идеальные отношения. В итоге за год я наслушалась от него, что у меня умственная отсталость (это при том, что училась в гимназии на пятёрки по гуманитарным предметам, учителя все были от меня в восторге, а физику-математику нам как гуманитариям натягивали до троек-четвёрок и особо не спрашивали), он был в шоке, что я, оказывается, не знаю этой самой злополучной физики, в итоге у нас чуть не испортились отношения, я чуть не выбросилась с 9 этажа, потеряла год, обратно в гимназию идти было стыдно на год позже, в другую нормальную школу с потерянным годом не брали, потому что боялись, что «трудный подросток», в итоге пошла в обычную общеобразовательную школу, и три последних года училась в ней (с потерей года). Все мои одноклассники из гимназии поступили в нормальные ВУЗы (МГУ, МГЮА и т.д.) в отличие от меня.

          • GdeMoiVintiki:

            да мы уже поняли, что виноват во всем дедушка ваш. А вы отличница и вся ваша история только подтверждает мнение о.Димитрия.
            А если ребенок до 10!!! класса был двоечник-троечник, всё время проводил в панк обществе и вот в 11 классе родители опомнились и наняли репетиторов, которые дома его подтянули по ВСЕМ! предметам на 5!
            И что за деление на нормальные вузы и ненормальные? Это в гимназиях учат?

            • natalianiko:

              < !0--Вы бы винтики сначала свои собрали. -->Даже не буду вникать в Ваши нелепейшие предположения относительно чьей-то якобы вины. То, что Вы написали, вообще не связано с моим постом и никак ко мне не относится.
              По поводу ВУЗов, странно, что Вы, живя в Москве, не замечаете, что у нас развелось куча ВУЗов, которые таковыми назвать нельзя. В них учится контингент, который в советское время при нормальной системе образования учился бы в ПТУ, например. Но даже если не брать подвальные так называемые вузы, могу Вас уверить, для человека, закончившего филфак МГУ (бюджет), второе высшее в РГГУ уже будет халявой и лафой. А про подвальные вузы, которых множество сейчас, в которых готовят всяких там юристов-экономистов, и говорить нечего. Человек, который всерьёз хочет изучать юриспруденцию, идёт на юрфак МГУ или в МГЮА, а человек, которому просто надо получить любое образование, лишь бы была корочка, поступает в какой-нить МНЮИ и учится там. Такие подвальные ВУЗы не дают системных знаний, а экзамены в них можно сдать, просто вспомнив семейные разговоры за кухонным столом.

          • Pavlov:

            Спасибо за Ваше участие в обсуждении. Очень интересные факты. В данном случае последнее оказалось хуже первого…

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.