Комментариев 55

Написать комментарий
  1. moroz:

    Спасибо!! А видели (слышали?), как Жириновский выступил на госсовете по образованию? Есть на ютубе, от 23.12.15.Восемь минут комментариев с его стороны, и ясно, что с нашим образованием происходит. Тоже про «ура» сказал…

  2. olga_hna:

    Спасибо батюшке за отличную беседу.
    Мы учимся дома. Старший уже в пятом классе, второй сын — во втором. Пока справляемся самостоятельно. Без репетиторов. Честно говоря, не пойму почему считают, что уж в начальной школе нужны репетиторы. По мне, так вся начальная школа — это одно и то же все четыре года, и пройти это можно за три месяца.

    Очень отозвались во мне слова о.Димитрия про потерю интереса к обучению. Действительно дети очень любопытны. И при наличии книг и энциклопедий, они уже больше меня знают про некоторые вещи. У них гораздо больше времени на изучение, чем у взрослых. А школа, конечно, этот интерес отбивает.

    • Nadiusha:

      Ольга, спасибо большое за информацию! А как происходит процедура прикрепления ребенка к школе и все отчетности: экзамены и пр.

      • olga_hna:

        Процедура прикрепления к школе такая же, как если бы вы ходили в школу. Второго ребенка мы вообще записали по интернету через госуслуги. А потом приехали в школу и сообщили, что мы будем учиться дома.
        По поводу сдачи аттестаций и экзаменов — это как договоритесь. Вы имеете право сдавать как ВАМ удобно. Хотите раз в четверть, хотите раз в неделю, раз в полгода, в год. Вообще можно как хотите. Можно, допустим, посещать некоторые уроки.
        Но мы стараемся держаться подальше от школы и приезжаем только раз в год.

  3. sharda:

    Я ждала этого видео 4 года!!! Всё то время, что учу ребенка дома. Конечно, и раньше батюшка Дмитрий много говорил о семейном обучении, что очень поддерживало нашу семью в этом выборе. Здесь все чистая правда, есть и стоящие советы, которых так не хватает, потому что самим трудно «включить голову»… Спаси Господи!

  4. RomanNikiforov:

    Спасибо, спасибо, спасибо)

  5. toyarova:

    Странно..Тему явно требует обсуждения,но вместо этого начинаются какие то упреки, обиды и пр. нелепости. Т.ч. лучше промолчать, увы. Или нет — если есть у кого положительный опыт домашнего образования — отзовитесь, пожалуйста.

    • natalianiko:

      У меня есть относительно положительный опыт полудомашнего обучения. В 11 класс я тоже не ходила по причине плохой переносимости большого скопления шумных людей в одном помещении. Я приходила в назначенное время к учителям и сдавала всё, что было нужно. Дома в общем-то тоже особо не училась, потому что это была программа обычной общеобразовательной школы, и мне вполне хватало того запаса знаний, который я получила за восемь лет в гимназии. Потом между делом сдала выпускные экзамены. По большому счёту в общеобразовательной средней школе по гуманитарным предметам делать вообще нечего. Не помню, чтобы я там именно училась, делала уроки, читала учебники. А вот физика, геометрия и химия для меня перестали быть китайской грамотой именно в 9 классе, когда я пошла в общеобразовательную школу.

      • toyarova:

        Т.е. в гимназии Вы учились до 8го класса, и там было слабым преподавание точных дисциплин?

        • natalianiko:

          Преподавание было нормальным, программа была сложная, я не тянула точные предметы, но в гуманитарном классе учителя не делали из этого трагедию. А в общеобразовательной школе тянула, потому что программа была упрощённая по сравнению с гимназией, учебники даже другие.

    • Nadiusha:

      Естественно ни у кого нет:))) 99,9%. это ж советская Россия, коллективизм в расцвете. Мы только очухиваемся.
      Но осознание порочности школьной системы — это уже шаг вперёд. После передач с отцом Димитрием, я, например, очень крепко задумываюсь о том, в какой форме преподнести моему сыну начальное образование. Еще пара лет для размышлений есть. Пока склоняюсь к частным урокам у высококвалифицированных преподавателей. Чтобы все под нашим контролем, индивидуально, дома. А то я наслышана, что сейчас заставляют проходить детей в начальной школе, сколько идиотских поделок, «творческих заданий» и вообще домашних заданий, которые бедные родители с детьми вечерами-ночами еле успевают выполнять. лишь бы в программу уложиться. И потом половина знаний в средней школе не пригождаются. Время, убитое впустую, вместо того, чтобы ребёнок мог дышать свежим воздухом, заниматься спортом, высыпаться. А так дома идивидуально, чётко только самое необходимое для поступления в среднюю школу.

      • Nadiusha:

        В этом году наши знакомые пошли в начальную школу, и сходу им заявили, что без репетиторов никто из них не будет успевать по программе. Мало того, что ходят в школу, еще и с репетиторами после школы сидят: русский, математика, английский. а потом домашние задания совместно с родителями. Пристрелиться можно от такой жизни! Лучше уж дома с одним, двумя преподавателями — те же деньги, и даже дешевле.

        • natalianiko:

          Ну вообще-то в начальной школе, если, конечно, она сильная, действительно можно застрелиться от уроков. Мы всей семьёй делали уроки до 12 ночи с перерывом на «Санту-Барбару». Но зато к концу первого класса мы на уроках чтения уже писали сочинения по прочитанному. То есть на самом деле это уже было не «чтение», а полноценная литература. Мне было интересно, никаких нареканий к этому периоду обучения нет. Но зато с пятого класса начинается расслабон полный, даже количество уроков в день сокращается, что удивительно. Кураев, кстати, говорил, что это чуть ли не специально делается, чтобы отбить у детей интерес к учёбе, а когда начинается пубертатный период, требования в школе снижаются, чтобы ребёнок вообще вместо уроков занимался всяким непотребством. Наверно, в этом есть что-то от истины.

          • s2235:

            Да, Кураев очень много говорит о пубертатном периоде, непрестанно, он у него не заканчивается, ну и немного об остальном(в стиле гаррипоттера). Помню как-то до 7-8 класса отношения между мальчиками и девочками в классе были обычные, даже сказал бы грубоватые со стороны девчонок, а потом после летних каникул был очень удивлён как девчонки без видимых причин стали гораздо добрее как-то чтоли :) .

        • Tatyana Vladimirovna:

          При средней стоимости часа (астрономического) 1000 руб, 2 часа в день, в месяц — … Какое количество семей может себе подобное позволить? Так они и так в частных школах.

          • Irina Shamolina:

            Родители дома учат сами всю школьную программу. Об этом речь.

          • Nadiusha:

            Это в Москве такие расценки??? В Москве и зарплаты повыше, с другой стороны.
            Мы-то людишки тёмные, с периферии:))) У нас в глубинке, Томск и Кемрово, подешевле раза в два. Я, к.ф.н., и то столько за час не возьму … Обдираловка!
            Более того, если нанимать не репетитора, а преподавателя, который ведёт ребёнка в течение учебного года, то расчёт должен идти иначе: не в час, а в месяц. И это совершенно другие цифры и взаимоотношения.

            • Tatyana Vladimirovna:

              В Москве не знаю, думаю, больше, это в Петербурге. Хотя в связи с кризисом можно раза в 2-3 дешевле найти.

      • natalianiko:

        вот что меня всегда убивало в начальной школе, так это идиотские творческие задания, особенно с рисованием. Какие-то карточки рисовать, ещё что-то. Вместо того, чтобы нормально учиться, приходилось рисовать. Не знаю, кто как, но я вообще ненавижу задания, где нужна мелкая моторика рук, она у меня какая-то недоразвитая, все эти идиотские рисунки-аппликации и прочее мне делала мама, пока я штудировала учебники. Почему-то считается, что ребёнок в семь лет настолько недоразвит, что не может просто сесть и прочитать урок, ему надо обязательно что-то рисовать или клеить, чтобы что-то лучше запомнить. Мне лично это только мешало. Я бы вообще отменила из обучения ИЗО, труды и вообще всю эту лабуду, которая в жизни никогда никому ещё не пригодилась, кроме художников и закройщиков.

        • toyarova:

          Анекдотичный случай 1 класса моего сына: «Мама, говорит, надо листочки разных цветов принести», — ну что ж, надо так надо, — потащились мы с утра с сыном перед школой (дело было в сентябре) собирать листочки разных цветов — как я поняла от разных деревьев…Оказалось, надо было бумагу разноцветную купить. Это было 23 года назад, тогда уже подобной ерунды было навалом, а сейчас — правда, учиться некогда.

        • Tatyana Vladimirovna:

          Сильно! Может, стоит продолжить: музыка нужна только музыкантам, физкультура — спортсменам, химия — фармацевтам, география — ну про это еще Фонвизин написал — извозч…простите, таксистам, литература — … никому, наверное. Что там еще осталось?

          • natalianiko:

            Извините, а разве в школе есть музыка как обучение игре на музыкальном инструменте? У нас была музыка, где учительница играла на фортепьяно,а мы слушали, была история музыки (содержание предмета в его названии) и хор, благодаря которому я на недолгое время обрела какое-то подобие музыкального слуха. Но на музыкальных инструментах нас играть не обучали. Довольно странно сравнивать умение клеить аппликации и рисовать карточки к иностранным словам и наличие образования (знание литературы, географии и проч.). Мне лично пригодились все предметы из гуманитарного блока, пригодились БЫ точные науки (если бы я их знала), но ни рисование, ни труды мне в жизни не пригодились вообще.

        • Tatyana Vladimirovna:

          Пусть меня специалисты поправят, если ошибаюсь, но мелкая моторика как раз связана с корой головного мозга, и думающие педагоги призывают вернуться, например, к чистописанию, а то у современных детей развиты только 2 больших пальца на руках — именно они «работают» при использовании гаджетов. И еще услышала, что у детей уже даже не «клиповое», а «пиксельное» сознание… Так что отменяем вообще все!

          • natalianiko:

            У нас со второго класса ввели французский как второй иностранный. Учительница почему-то считала, что в восемь лет человек не может просто по учебнику и по словарю заниматься. Она ставила нас в круг и мы пели дурацкие песенки (до сих пор помню стыд и неловкость, что из тебя делают идиота, который не в состоянии нормально учиться), потом заставляла рисовать какие-то карточки со словами и вырезать их. Ничего подобного в первом классе при обучении английскому языку не было. У нас были нормальные таблицы по фонетике и грамматике. Мы не пели песенок и сидели спокойно за партой. В итоге к восьмому классу я прочла «Унесённые ветром» в оригинале на английском. Сейчас уже забыла язык, но думаю, что если попаду в англоязычную среду, быстро вспомню. На французский язык у меня стойкая аллергия, я его не знаю вообще и в страшном сне не представляю, чтобы я захотела слышать вокруг себя французскую речь или прочесть какую-то книжку на французском.

            • s2235:

              Асифон, фон, фон Ля петито марьонето Асифон, фон, фон Ля питури писарро. Липрару кунтэ Марьонето, марьонето Липрару кунтэ, Марьонэт сутэ сутэ. :) Все вместе до десятого класса систематически и регулярно изучали английский, так толком никто и не изучил :) . Поэтому «Унесённые ветром» не стали читать, бесполезно, даже на русском, кино же есть.

              • natalianiko:

                в кино персонажи карикатурные. Самодовольный Ретт, престарелый Эшли с лошадиной головой, да и Скарлетт там редкостная дура, и Мелани — серенькая мышка, не вызывающая ни капли интереса. К тому же кино вообще превратило книгу в женский роман, а главная тема — жизнь на сломе времени, безвозвратно ушедшая эпоха и бесконечная непреодолимая ностальгия — этого вообще ничего нет.

            • Nadiusha:

              При обучении иностранному языку важен именно коммуникативный подход, поэтому зря вы ругаете вашу учительницу французского :) песни, стихи, диалоги — все это очень полезные вещи! однако согласна, что об учебниках и словарях тоже забывать не стоит. И язык, что бы ни говорили разработчики самых быстрых методик освоения иностранных языков, осваивается годами. Невозможно за пару месяцев изучить новый язык (исключение составляют те люди, кто уже владеет несколькими иностранными языками, тк каждый последующий язык даётся легче и легче). Знание иностранного языка — вообще дело скользкое :) пока ты им пользуешься, ты развиваешься и совершенствуешься. Стоит только на пару месяцев прерваться — постепенно все улетучивается, и снова требуется время, чтобы восстановить былую беглость и способность говорить, понимать.

              • natalianiko:

                Интересно, какая может быть коммуникация, когда ты чувствуешь себя клоуном? Почему бы просто не задать школьникам составить диалоги по теме, как это обычно бывает?

                • Tatyana Vladimirovna:

                  В современной методике преподавания иностранных языков действительно не одно десятилетие существует коммуникативный подход. А Вы про какое времена говорите?

              • s2235:

                При том что люди изучают к примеру русский язык в национальных школах по 10 лет(как и английский французский немецкий) к 10 му классу у подавляющего большинства практически ноль в знании русского, при этом к примеру в армии был свидетелем как люди через неделю-две уже начинают понимать а через месяц два шпарют вовсю уже(без особых языковых способностей). Так же видел как изучая к примеру математику человек прилагал огромные усилия(и учитель и ученик) чтобы научить складывать умножать, простые «уравнения» и тд., в итоге для приличия 3 и ноль в реальности по математике, но…!!! он же попадает на рынок или покупателем или продавцом и… О чудо, не поверите :) считает быстрее калькулятора :) , существенно быстрее :) ))) .

                • Nadiusha:

                  Согласна с вами, что при погружении в языковую среду через пару недель человек начинает понимать иностранную речь, а через месяц-два может освоить его на уровне, необходимом, так сказать, для выживания. Но есть одно небольшое но. У меня есть студенты таджики, которые приезжают в Сибирь учиться, не зная ни слова по-русски. За один-два месяца они осваивают базовый разговорный уровень, но этого не достаточно, чтобы обучаться химии, физике, различным профильным предметам. Не хватает специального подготовительного курса, чтобы они смогли обучаться на русском языке, а в дальнейшем работать не на рынке, а на серьезном предприятии (писать деловые письма, составлять доклады, отчеты). И эти курсы существуют и длятся не один год.
                  То же самое с нашим русским языком. Впервые мы с ним сталкиваемся при рождении, и только к 7 годам, к школе, более-менее адекватно начинаем им пользоваться для общения и дальнейшего обучения. А те 10 лет , в течение которых русские дети шлифуют свои знания (в грамматике, фонетике, лексике, в устной и письменной речи; нюансов-то много), тратятся по желанию: кто-то усваивает, кто-то нет.

            • Tatyana Vladimirovna:

              Живая речь отличается все же от того, что фиксируют словари, даже аутентичные, полностью согласна с Nadiusha (29.12.2015 в 17:09)

              • natalianiko:

                Именно поэтому мы на уроках английского слушали битлов, скорпионс и проч., а потом их переводили и обсуждали смысл текстов. Сидя за партами и не кривляясь.

      • Irina Shamolina:

        Ну на самом деле уже не так мало учат дома. От 50 до 100 тысяч

    • Irina Shamolina:

      Я учу дома ребенка. И еще от 50 до 100 тысяч человек у нас в стране это делают.

      • toyarova:

        В каком классе ребенок Ваш, как долго так учитесь?Оценивала ли уже школа? Учите сами? В общем, вопросов много, если не секрет — поделитесь поподробней, ПОЖАЛУЙСТА!

        • Irina Shamolina:

          Прошу прощения, не получилось оперативно ответить)
          ——————————————————
          Учим сами, как и 99% тех, кто на домашнем обучении. Ребенок в начальной школе. Школьная программа крайне растянута, можно как минимум в 2 раза быстрее все это пройти, так что с аттестацией никаких нет трудностей. Аттестуемся раз в год.

  6. Nadiusha:

    Да, главное, что школа погружает ребёнка в преждевременные взаимоотношения между мальчиками и девочками и никак это не регулирует. Были бы хоть раздельные классы, а то нравственность в школе сильно страдает, это факт. В семье ребёнок от этого более ограждён. Близость к родителям и их мудрость удерживают от развратных коллективных затей, в том числе от курения, выпивки и пр.

    • natalianiko:

      Тут ещё другая проблема, как мне кажется, она больше касается мальчиков. Школы и так женские, учительницы все женщины, девочки взрослеют раньше мальчиков, чисто психологически мальчики, даже самые умные, не так хорошо, например, понимают литературу в пятом-шестом-седьмом классе. Вся система образования как будто создавалась для девочек. Мальчики оказываются забиты и интеллектуально, и порой даже физически. Мне кажется, мальчикам надо чуть раньше, чем девочкам, давать технические предметы, чуть позже — ту же литературу. И вообще вся система обучения должна быть немного другой, чем у девочек. А так в итоге вместо «социализации», вырастает какой-то подкаблучник, который привык, что девочка — это умница-красавица, а мальчик — это такое недоразумение, которое вечно не успевает по учёбе и вообще во всём уступает девочке. У нас в школе это пытались всячески преодолевать, но это именно вопреки системе, которая как бы настроена на уничижение мужественности в мальчиках.

  7. Miniboss:

    Вспомнил с каким рвением я ходил в первый класс, прям нравилось учиться. Но уже в третьем классе если занятия отменялись я говорил: УРА! Было так радостно что не учимся. Обратил внимание на такое различие и перемену настроения еще в том возрасте, и почему-то вспоминал это часто. А теперь посмотрев отца Дмитрия, стало всё ясно. Он прав.

  8. makdalin:

    Спаси Бог!

  9. natalianiko:

    Хех… Уж на что я не люблю школу и практически не вспоминаю о ней, но то, что обрисовал о. Димитрий — это уж слишком. Я училась в разных школах — и в гимназии с пафосными вундеркиндиками, которым наши доблестные учителя успешно прививали манию величия и привычку иметь на всё «свою точку зрения», и потом в обыкновенной общеобразовательной школе, в которой я впервые в 15 лет услышала матерные слова и не поняла их значение, а мои одноклассники мне услужливо разъясняли, но такого трэша, как описал о. Димитрий, не было ни в одной из этих школ. При том, что я типичный интроверт, да ещё с редкостными заскоками, в обеих школах (абсолютно разных) никаких проблем ни с коллективом, ни с учителями не было. А когда одна учительница брякнула обо мне что-то нехорошее, так весь класс потом подходил и говорил, насколько она не права. И то только один момент такой помню. Сейчас вспоминаю, как я впервые пришла в очках, так все подходили, говорили, что мне идёт. А в начальной школе у нас был мальчик, которому тяжело давалась учёба, он очень переживал, потому что у нас были списки, рейтинги, все старались быть отличниками, так мы с подругой его всё время утешали, подбадривали.

    • Pavlov:

      Добрый вечер! Так Вы то же самое рассказали, только своими словами…

      • natalianiko:

        Что именно «то же самое»? Я говорю, что училась в двух совершенно разных школах, совершенно разных коллективах, и нигде у меня не было никаких проблем. Я лично не любила школу, потому что меня вообще раздражает мельтешение, шум и большое скопление людей любых возрастов, особенно детей. Но это никак не связано с тем, о чём говорил о. Димитрий. Это то же самое, что даже на рок-концерты, которые я посещала, будучи подростком, я всегда брала билеты на балкон или в вип-зону, чтобы вокруг меня не было орущей толпы, я это просто физически не переношу. В чём Вы увидели сходство с тем, что сказал о. Димитрий?

  10. Anna:

    Всех благ и доброго здоровья уважаемому пастырю о.Димитрию! Сожалею, но не могу на этот раз принять сказанное им. И в домашнем образовании есть минусы, и в школьном есть плюсы. На мой взгляд, не стоило подавать материал в черно-белых тонах. Неправда это. О школе, где учатся пятеро моих детей (старший без всяких репетиторов несколько лет назад поступил на бюджет в МИФИ), могу рассказывать только доброе. И учителя, и директор всегда были открыты к сотрудничеству с родителями. За почти 15 лет учебы детей мы вместе придумали и провели очень много праздничных и воспитательно-образовательных мероприятий. Наши учителя всегда ратовали за воспитание в детях доброго и уважительного отношения друг ко другу. А уж насколько активно каждая отдельная семья встречно участвует в данном процессе, конечно же, отражается в детях.

    • Иванов:

      Очень странно с чем-то не соглашаться на основе очень редкого исключения. Поясню, речь идёт не об исключениях, а о системе, неработоспособность которой практически ни у кого не вызывает сомнения. Достаточно просто поговорить с современными школьниками или выпускниками, чтобы увидеть, что в массе это поколение погрязло в невежестве, особенно по сравнению с советскими временами … конечно, будь они (времена) не ладны :-)

      Хотя, возможно, нынешние дети просто тупее, но так не хочется верить в это :-(

      Относительно поступления в ВУЗы — всем хорошо известно, что ВУЗам приходится здорово снижать требования, чтобы набрать студентов. Поэтому поступление в тот или иной ВУЗ ни о чём не говорит и ровно ничего не доказывает :-)

      • natalianiko:

        Вот и мой дед тоже был фанат домашнего обучения, заразил меня этой идеей, тем более, что были вещи, которые меня категорически не устраивали в школе (а именно, постоянный шум и галдёж, которые к восьмому классу стали просто непереносимы). Мы с ним на пару заявили маме, что теперь я буду учиться дома под его чутким руководством, у него было три высших образования, плюс у нас были идеальные отношения. В итоге за год я наслушалась от него, что у меня умственная отсталость (это при том, что училась в гимназии на пятёрки по гуманитарным предметам, учителя все были от меня в восторге, а физику-математику нам как гуманитариям натягивали до троек-четвёрок и особо не спрашивали), он был в шоке, что я, оказывается, не знаю этой самой злополучной физики, в итоге у нас чуть не испортились отношения, я чуть не выбросилась с 9 этажа, потеряла год, обратно в гимназию идти было стыдно на год позже, в другую нормальную школу с потерянным годом не брали, потому что боялись, что «трудный подросток», в итоге пошла в обычную общеобразовательную школу, и три последних года училась в ней (с потерей года). Все мои одноклассники из гимназии поступили в нормальные ВУЗы (МГУ, МГЮА и т.д.) в отличие от меня.

        • GdeMoiVintiki:

          да мы уже поняли, что виноват во всем дедушка ваш. А вы отличница и вся ваша история только подтверждает мнение о.Димитрия.
          А если ребенок до 10!!! класса был двоечник-троечник, всё время проводил в панк обществе и вот в 11 классе родители опомнились и наняли репетиторов, которые дома его подтянули по ВСЕМ! предметам на 5!
          И что за деление на нормальные вузы и ненормальные? Это в гимназиях учат?

          • natalianiko:

            < !0--Вы бы винтики сначала свои собрали. -->Даже не буду вникать в Ваши нелепейшие предположения относительно чьей-то якобы вины. То, что Вы написали, вообще не связано с моим постом и никак ко мне не относится.
            По поводу ВУЗов, странно, что Вы, живя в Москве, не замечаете, что у нас развелось куча ВУЗов, которые таковыми назвать нельзя. В них учится контингент, который в советское время при нормальной системе образования учился бы в ПТУ, например. Но даже если не брать подвальные так называемые вузы, могу Вас уверить, для человека, закончившего филфак МГУ (бюджет), второе высшее в РГГУ уже будет халявой и лафой. А про подвальные вузы, которых множество сейчас, в которых готовят всяких там юристов-экономистов, и говорить нечего. Человек, который всерьёз хочет изучать юриспруденцию, идёт на юрфак МГУ или в МГЮА, а человек, которому просто надо получить любое образование, лишь бы была корочка, поступает в какой-нить МНЮИ и учится там. Такие подвальные ВУЗы не дают системных знаний, а экзамены в них можно сдать, просто вспомнив семейные разговоры за кухонным столом.

        • Pavlov:

          Спасибо за Ваше участие в обсуждении. Очень интересные факты. В данном случае последнее оказалось хуже первого…

Написать комментарий

Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.