Гнома #127. Ключ к Царству Небесному
Гнома  #127
Покаяние – это есть, во-первых, изменение своих мыслей, потому что, чтобы нам спастись нужно изменить свои представления. Потому что, конечно, у каждого из нас какие-то свои мысли, какой-то свой опыт, какие-то свои авторитеты были (может быть, и есть) в жизни. Как-то человек нашел для себя какую-то нишу, свил гнездышко, там живет и благополучно приближается к смерти, это неизбежно. Но это неправильно. Нужно это все таким образом изменить, чтобы прямо идти к Богу, потому что цель нашей земной жизни заключается в том, чтобы нам всем придти к Богу. Если мы этого не сумеем сделать за оставшееся время, то наша жизнь, к сожалению, не имеет никакого смысла. И все наши и болезни, и страдания, и обиды, и горести – все это зря. Покаяние – это изменение направления жизни и в мыслях, и в чувстве, и в словах, и в делах. Апостол Павел говорит: "Все, что ни делаете, все делайте во славу Божию". Часто бывает такое заблуждение, что человек пришел на исповедь, там что-то рассказал: вот кого-то осудил, на кого-то обиделся, кому-то позавидовал. Священник накрывает ему главу епитрахилью, про себя читает молитву, а может вслух – "Прощаю и разрешаю тебя от всех грехов". На это Симеон Новый Богослов, великий учитель Церкви, который жил в 11 веке, говорит: "Ты говоришь – прощаю и разрешаю? А Бог и не прощает, и не разрешает", потому что мы, оказывается, не знаем даже, что такое прощение. Мы используем такой наш обычный термин, и он такой вполне в бытовом смысле юридический: "Мам прости, я больше так не буду". И завтра то же самое. Но даже мама понимает, что то, что ей дитя говорит – это есть пустая формальность. Потом ему сказали, что не пойдешь гулять, пока не попросишь прощения. "А, нет проблем, прости, пожалуйста, больше не буду, все, можно я пойду?" Но маме же не это требуется, хотя и навык просить прощения это вещь такая, неплохая. Потому что бывает так, ребенок вырастает до 14 лет, и он легче на костер пойдет, чем попросит прощения,– такая гордыня. Сам навык он хороший, благополучный, но это не значит, что это покаяние. Покаяние – это когда человек из жадного становится щедрым, из блудного – целомудренным, из гордого и высокомерного – скромным и смиренным, когда он меняется, причем меняться самому невозможно. Если б кто-то мог бы с помощью воспитания, чтения книг, усилием воли из плохого сделаться хорошим, то тогда и незачем было Христу приходить. Он прямо с Предтечей прислал бы нам инструкцию. Как великий пророк Моисей написал: "Знай Единого Бога, не сотвори себе кумира, чти отца и мать, не убивай, не воруй, не прелюбодействуй, не клевещи, не завидуй". Ну, все так делай и все будет нормально. А как не завидовать? Сказано: "Не завидуй", а это ж как-то мимо нас. Сказано-то, сказано, а это происходит само, помимо. Вот как завистнику стать независтливым? Только, тут нужно вмешательство Божие. А для этого нужно прийти ко Христу. А для этого нужно понять, зачем мне это надо? Очень часто теперь говорят: "А тебе это надо?". Вот надо понять – тебе это надо? Вот ты сюда пришел, раз пришел, вроде тебе это надо. Ну, а что ж – останавливаться на полдороги? Просто креститься?! Ну, так, и что? Просто пришел на исповедь, что-то такое сказал, так, причастился. Хорошо? Хорошо! А дальше что? А дальше ничего – ничего не меняется. А почему не меняется? Только по одной причине – нет покаяния. Движение в духовной жизни возможно только по стезе покаяния. Вот это изменилось во мне – это шаг. Вот это изменилось – шаг. Некоторые думаю так – надо, там, посетить монастырь, надо выпить столько святой воды, надо столько прочесть. Господь говорит: "Не в многословии будете услышаны". Вот очень многие вещи у нас как-то остаются вне поля зрения, я имею в виду духовного, потому что мы как-то по-прежнему лукавим, по-прежнему больше изображаем из себя христианскую жизнь, чем являемся такими по сути. Опять именно по тому, что так и не поняли что такое покаяние. Поэтому кто хочет духовной жизни – можно только идти шагами покаяния, больше никакого пути нет. Если нет покаяния – нет и молитвы, если нет покаяния – нет понимания Священного Писания. Покаяние – это вообще ключ к пониманию духовной жизни. Так нет ничего удивительного, что пришел Предтеча и тем, кто хотел, кто к нему пришел, он дал этот ключ: "На вот тебе ключ. Это ключ в Царствие Небесное. Оно к тебе приблизилось". Но нужно этот ключ еще вставить и повернуть. Даже Христос говорит: "Я есть дверь: Мною кто внидет спасется". Но войти нужно и открыть ее, ключом, а ключ этот – покаяние.
протоиерей Димитрий Смирнов
Покаяние – это ключ в Царствие Небесное
Комментарии.

    Один комментарий

    1. ЯиТы:

      Аминь!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.