Проповедь о Фаворском свете и о уподоблении человека Богу (2020.08.19). Иерей Феодор Лукьянов

Проповедь иерея Феодора Лукьянова, произнесённая в храме Благовещения Пресвятой Богородицы на Преображение Господне 19 августа 2020 года. Публикуется по благословению протоиерея Димитрия Смирнова.

На праздник Преображения есть прекрасная традиция на Руси и в других странах – приносить Богу первые плоды, плоды от дел рук своих. Раньше человек редко ходил в магазин, он сам трудился на земле, трудился потом и тяжёлой работой, которая приносился ему плод. Этот первый плод человек посвящал Богу. Древнейшая традиция, которая идёт от самого Адама, от самой Евы, наших прародителей, которые когда-то жили в том саду, где не нужно было выращивать плоды, где само произрастало древо жизни, питавшее и исцелявшее человека, где все деревья и плоды были просвещены Божией благодатью, где люди не одевались в земную одежду, но одевались светом, подобно тому, как Светом, как ризою одевается Творец мира. Великая честь была дана первозданному человеку. По словам псалмопевца, воистину немногим чем от Ангела был умален человек (см. Пс. 8, 6), потому что человек – это дитя Самого Бога, сотворённый по образу и подобию своего Отца. Он был поставлен над Землёю. Как Бог в Своих руках держит силы Вселенной, так и человеку была Богом вручена Земля с её садами, её плодами, животными, которые понимали язык человеческий, а человек понимал их. Природа была как бы продолжением нашего тела. Она не была нами, но она была дружественна нам, она слушалась нас, как стихия слушается её Творца. То есть Бог всецело уподобил нас Себе, только в маленьком, детском масштабе. Ведь Земля – это лишь точечка на огромном небосводе. Бог Своё любимое дитя ставит во главе Земли. Человек не одевался в обычную одежду, он одевался в ризы света. Света, который животворит, который даёт жизнь всему вокруг. Когда человек преступил заповедь Божию, когда вместо Отца в его сердце воцарилось собственное «я», поменялись местами приоритеты в его душе, на первое место встало собственное «я», тогда связь с Богом разорвалась, потому что человек уподобился дьяволу, возвеличившему себя до невозможных пределов. До тех пределов, на которых идёт разрушение личности, потому что ничто не может стоять на месте Бога. Тогда человек утратил эти Божественные одежды, этот нетварный свет, которым он облекался.

Но Бог жалел Своё дитя, понимая, что человек пал по искушению, по своему духовному неразумию, по своей незрелости духовной. Он обещает ему, что Сам придёт в мир за человеком, придёт в человеческое тело от Девы, Сам облечётся плотью и спасёт его. Ибо «всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Рим. 10, 13). Это было сказано словами древнего библейского пророчества: «Семя Жены сотрет главу змия в человеке» (см. Быт. 3, 15). То есть снова вернёт его Отцу. Кто же это Семя Девы? Это Спаситель Христос, воплощённый Бог на земле, Который приходит, чтобы вернуть человеку его Богом данное достоинство. Он приходит неузнанным, приходит в рабских одеждах, потому что Сам пожелал этого. Он пожелал облечься в обычную человеческую плоть, которая могла мёрзнуть, которая могла голодать, которая не имела той видимой славы. Но Божество Христа пребывало неизменным, от века Он имеет Славу у Отца Небесного. Эта Слава невидимо присутствовала с Ним, облечённым в нашу ветхую, земную человеческую одежду. Пред самыми Своими крестными страданиями, перед Своим искупительным подвигом Господь наш берёт Своих любимых учеников, коим имена Пётр, Иоанн и Иаков, брат Иоанна, ведёт их на гору Фаворскую и там являет им Свою Славу. Пётр – это образ веры апостольской, его отличала вера. Иоанн – это любовь, а Иаков – это терпение. Эти три добродетели, воплощённые в Его учениках, приводят их вместе с Божественным Учителем на святую гору Фавор. Там они видят Славу Единородного Сына, которую Тот имел от века у Отца. В ней Он пребывает всегда, ныне и присно и во веки веков. Их земные очи увидели Его Славу, и земное Его тело преобразилось, они увидели тот самый Свет, которым должен облекаться каждый человек.

Смотрите, как часто нам Христос со страниц Евангелия говорит: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит; и больше сих сотворит (Ин. 14, 12). Христос говорит это о нас, о грешниках, о простых людях. Он напоминает нам, что в каждом из нас образ Отца Небесного, что Он дал нам эту искру Божественного Cвета, которая в каждом человеке может просиять. Пример преподобного Серафима Саровского, пример святого пророка Моисея, огненного пророка Ильи нам показывает, что наша одежда человеческая может быть совсем иной, если уже здесь на земле в нас просияет этот нетварный свет. Иногда бывает, когда у нас получается хороший день, мы сделали для кого-то хорошее дело, нам говорят: «Ты весь светишься». Душа человека чувствует этот свет. Он не всегда виден глазами, но душа чувствует, когда добродетель рождает в человеке вот эту необъяснимую, но такую явную связь с Богом. В конце времён, как мы знаем, Господь вернёт нам Божественное достоинство. Тем, кто каялся в грехах своих, кто понимал свою греховность, кто любил Бога, несмотря на все искушения, несмотря на все падения вставал и полз к Нему. Тогда Господь вернёт нам наши утерянные одежды, и вновь на человеке засияет его Божественный свет. Свет, дарованный нам Самим Творцом, явно явленный Сыном Божиим на святой Фаворской горе. Я вам всем желаю духовной радости, чтобы этот свет согревал вас, чтобы мы не боялись быть сегодня сынами и дочерями света. Мы не должны рождать в себе зло. На зло мы должны отвечать только любовью. Что бы нам ни говорили сегодня, как бы нам ни пытались объяснить через так называемый здравый смысл, который не является здравым. Именно такой смысл – на зло отвечать добром. Этот смысл лежит в словах нашего Спасителя. Разве Он сегодня не присутствует с нами? Разве Он не поможет нам преодолеть все наши искушения? Посмотрите, не бывает ссоры, когда один человек отказывается злиться. Не бывает. Дьявол не может ничего сделать, когда из двух любящих людей один слабый, пытается ссориться, усилить ссору, а другой говорит: «Нет, я тебя всё равно люблю, вопреки всему». Тогда и в том человеке зло начинает заканчиваться. Потом и вовсе уходит из человека. Человек говорит: «На меня будто что-то нашло. Спасибо тебе, что ты вернул меня в человеческий образ». Вот так мы должны с вами действовать. Не бояться, тогда Господь дарует нам не только плоды земные, но и плоды духовные, плоды покаяния, плоды нетварного Фаворского света. Аминь.


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Проповедь о Фаворском свете и о уподоблении человека Богу (2020.08.19). Иерей Феодор Лукьянов

На праздник Преображения есть прекрасная традиция на Руси и в других странах – приносить Богу первые плоды, плоды от дел рук своих. Раньше человек редко ходил в магазин, он сам трудился на земле, трудился потом и тяжёлой работой, которая приносился ему плод. Этот первый плод человек посвящал Богу. Древнейшая традиция, которая идёт от самого Адама, от самой Евы, наших прародителей, которые когда-то жили в том саду, где не нужно было выращивать плоды, где само произрастало древо жизни, питавшее и исцелявшее человека, где все деревья и плоды были просвещены Божией благодатью, где люди не одевались в земную одежду, но одевались светом, подобно тому, как Светом, как ризою одевается Творец мира. Великая честь была дана первозданному человеку. По словам псалмопевца, воистину немногим чем от Ангела был умален человек (см. Пс. 8, 6), потому что человек – это дитя Самого Бога, сотворённый по образу и подобию своего Отца. Он был поставлен над Землёю. Как Бог в Своих руках держит силы Вселенной, так и человеку была Богом вручена Земля с её садами, её плодами, животными, которые понимали язык человеческий, а человек понимал их. Природа была как бы продолжением нашего тела. Она не была нами, но она была дружественна нам, она слушалась нас, как стихия слушается её Творца. То есть Бог всецело уподобил нас Себе, только в маленьком, детском масштабе. Ведь Земля – это лишь точечка на огромном небосводе. Бог Своё любимое дитя ставит во главе Земли. Человек не одевался в обычную одежду, он одевался в ризы света. Света, который животворит, который даёт жизнь всему вокруг. Когда человек преступил заповедь Божию, когда вместо Отца в его сердце воцарилось собственное «я», поменялись местами приоритеты в его душе, на первое место встало собственное «я», тогда связь с Богом разорвалась, потому что человек уподобился дьяволу, возвеличившему себя до невозможных пределов. До тех пределов, на которых идёт разрушение личности, потому что ничто не может стоять на месте Бога. Тогда человек утратил эти Божественные одежды, этот нетварный свет, которым он облекался.

Но Бог жалел Своё дитя, понимая, что человек пал по искушению, по своему духовному неразумию, по своей незрелости духовной. Он обещает ему, что Сам придёт в мир за человеком, придёт в человеческое тело от Девы, Сам облечётся плотью и спасёт его. Ибо «всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Рим. 10, 13). Это было сказано словами древнего библейского пророчества: «Семя Жены сотрет главу змия в человеке» (см. Быт. 3, 15). То есть снова вернёт его Отцу. Кто же это Семя Девы? Это Спаситель Христос, воплощённый Бог на земле, Который приходит, чтобы вернуть человеку его Богом данное достоинство. Он приходит неузнанным, приходит в рабских одеждах, потому что Сам пожелал этого. Он пожелал облечься в обычную человеческую плоть, которая могла мёрзнуть, которая могла голодать, которая не имела той видимой славы. Но Божество Христа пребывало неизменным, от века Он имеет Славу у Отца Небесного. Эта Слава невидимо присутствовала с Ним, облечённым в нашу ветхую, земную человеческую одежду. Пред самыми Своими крестными страданиями, перед Своим искупительным подвигом Господь наш берёт Своих любимых учеников, коим имена Пётр, Иоанн и Иаков, брат Иоанна, ведёт их на гору Фаворскую и там являет им Свою Славу. Пётр – это образ веры апостольской, его отличала вера. Иоанн – это любовь, а Иаков – это терпение. Эти три добродетели, воплощённые в Его учениках, приводят их вместе с Божественным Учителем на святую гору Фавор. Там они видят Славу Единородного Сына, которую Тот имел от века у Отца. В ней Он пребывает всегда, ныне и присно и во веки веков. Их земные очи увидели Его Славу, и земное Его тело преобразилось, они увидели тот самый Свет, которым должен облекаться каждый человек.

Смотрите, как часто нам Христос со страниц Евангелия говорит: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит; и больше сих сотворит (Ин. 14, 12). Христос говорит это о нас, о грешниках, о простых людях. Он напоминает нам, что в каждом из нас образ Отца Небесного, что Он дал нам эту искру Божественного Cвета, которая в каждом человеке может просиять. Пример преподобного Серафима Саровского, пример святого пророка Моисея, огненного пророка Ильи нам показывает, что наша одежда человеческая может быть совсем иной, если уже здесь на земле в нас просияет этот нетварный свет. Иногда бывает, когда у нас получается хороший день, мы сделали для кого-то хорошее дело, нам говорят: «Ты весь светишься». Душа человека чувствует этот свет. Он не всегда виден глазами, но душа чувствует, когда добродетель рождает в человеке вот эту необъяснимую, но такую явную связь с Богом. В конце времён, как мы знаем, Господь вернёт нам Божественное достоинство. Тем, кто каялся в грехах своих, кто понимал свою греховность, кто любил Бога, несмотря на все искушения, несмотря на все падения вставал и полз к Нему. Тогда Господь вернёт нам наши утерянные одежды, и вновь на человеке засияет его Божественный свет. Свет, дарованный нам Самим Творцом, явно явленный Сыном Божиим на святой Фаворской горе. Я вам всем желаю духовной радости, чтобы этот свет согревал вас, чтобы мы не боялись быть сегодня сынами и дочерями света. Мы не должны рождать в себе зло. На зло мы должны отвечать только любовью. Что бы нам ни говорили сегодня, как бы нам ни пытались объяснить через так называемый здравый смысл, который не является здравым. Именно такой смысл – на зло отвечать добром. Этот смысл лежит в словах нашего Спасителя. Разве Он сегодня не присутствует с нами? Разве Он не поможет нам преодолеть все наши искушения? Посмотрите, не бывает ссоры, когда один человек отказывается злиться. Не бывает. Дьявол не может ничего сделать, когда из двух любящих людей один слабый, пытается ссориться, усилить ссору, а другой говорит: «Нет, я тебя всё равно люблю, вопреки всему». Тогда и в том человеке зло начинает заканчиваться. Потом и вовсе уходит из человека. Человек говорит: «На меня будто что-то нашло. Спасибо тебе, что ты вернул меня в человеческий образ». Вот так мы должны с вами действовать. Не бояться, тогда Господь дарует нам не только плоды земные, но и плоды духовные, плоды покаяния, плоды нетварного Фаворского света. Аминь.


Комментарии.

    Один комментарий

    1. ЯиТы:

      Спаси Господи!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.