Ансамбль старинной музыки "Узорика"
Духовные песнопения в исполнении ансамбля старинной музыки "Узорика", прозвучавшие в рамках Международных Рупышевских чтений, которые прошли 23 января 2017 года в Православном просветительском центре при храме Благовещения Пресвятой Богородицы.

1. Знаменный распев   (0:14)

знаменный распев

2. Водами Иорданскими   (5:10)

Иордан

3. Слава в вышних Богу   (8:55)

Божья слава

4. Сколько на небе звёзд   (10:35)

небо, звёзды

5. Покаянный духовный стих   (13:25)

покаянный стих, духовный стих

6. О горе мне грешнику сущу   (16:31)

горе, грешник

7. Стих на Сретение Господне   (18:38)

Сретение, стих

8. Партесный запричастный концерт   (22:46)

партесный концерт, запричастный концерт

9. Духовный стих о смерти   (27:52)

духовный стих, смерть

10. Духовный стих о любви   (31:40)

духовный стих, любовь

Основное направление ансамбля Узорика – редко звучащая, забытая русская духовная музыка XVI-XVIII веков.

Накопленные за много лет идеи и наработки музыкантов,  музыковедов-медиевистов и историков в 2008 году были объединены солисткой ансамбля Сирин Варварой Котовой в свежий, самобытный репертуар для состава из женских голосов.

Так родился ансамбль, на выступлениях которого зазвучали малоизвестные рукописи,  не  опубликованные расшифровки и реконструкции,   целые жанры и направления, волей исторических перипетий исчезнувшие из практики. К числу таких относится, например, ранний партес – утонченный, ни на что не похожий жанр начала XVIII века, традиция певцов-лирников, не пережившая событий начала XX века.

 

За восемь лет творческой деятельности ансамбль  провел десятки концертов и просветительских лекций, как в России, так и за рубежом (гастроли по Италии в 2008г.),  выступая на фестивалях  «Шереметьевские  ассамблеи» (Иваново), «XXI  фестиваль  православной  музыки  в  России» (Москва), "Ростовское действо" (Ростов Великий). Солистки Узорики выступают совместно с ансамблями ранней музыки - Сирин, Labirynthus, Universalia in Re, Alta Capella и Capella Bassa, фолк-группами Telenn Gwad и Меlomel, лютнистами – Олегом Бойко и Асей Гречищевой, певцами – Андреем Котовым и Таей Краснопевцевой.

 

В программах Узорики звучат аскетичное знаменное пение и простодушные колядки; экспрессивные канты и лиричные духовные стихи; архаичная строчная монодия и изысканный партесное многоголосие.

Наряду с русской музыкой на концертах-лекциях звучат духовные песнопения других стран (греческие, грузинские, сербские), западно-европейская музыка XIII-XVI веков. Практически на каждом выступлении можно услышать редкие для российской аудитории исторические инструменты – гусли, колёсную лиру, средневековую арфу.

 

К настоящему моменту ансамблем записаны три компакт-диска: «Старинная музыка  России  и  Европы»  (2008),  «От  Рождества  до  Пасхи» (2012); диск с духовными стихами в исполнении Варвары Котовой и Полины Терентьевой «Как жила-то душа» (2011).

 

В программах коллектива проводится музыкальный диалог между Западом и Востоком, - в концертах сопоставляется культура европейского средневековья и Возрождения и старинная русская музыка (духовные стихи, троестрочие, партес). Особое внимание исполнителей обращено к самобытному, ныне мало исполняемому и незаслуженно забытому стилю русский партес, относящемуся к первой половине XVIII века (четырехголосные обработки знаменного роспева, канты и многочастные концерты).

 

Ансамбль активно сотрудничает с музыковедами-медиевистами, исполняя ещё не опубликованные расшифровки и реконструкции.

 

Своеобразие коллектива заключается в творческом совмещении традиций и новаторства. Так, тембровая однородность, свойственная древнерусской и старинной западной музыке, сочетается со звучанием женских голосов. «Узорика» не ставит перед собой задачу копирования современной западной манеры аутентичного исполнения, но через собственную звуковую эстетику стремится по-новому озвучить старинную западную музыку, как духовную, так и светскую.

 

У коллектива сложилось свое уникальное звучание, сочетающее особенности русской классической и народной вокальной культуры, что проявляется в тембральной насыщенности и свежести голосов, а также в особом внимании, уделяемом Слову, свойственному русской духовной музыке. Некоторые музыкальные произведения приобретают новое прочтение в инструментальной аранжировке (гусли, колёсная лира, блокфлейта, барабан, бубен).


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 4

    1. Nina V.:

      Спасибо большое! Такие милые и обаятельные молодые женщины. Всем Вам успехов и Божьего благославления…

    2. neonilla:

      Начав слушать, не смогла оторваться…
      Перед глазами картина Святой Руси. Как понятны слова поэта: «все страны граничат друг с другом, а Русь — с Богом». В целом жизнь народа была — богоугождение. Песня как молитва, молитва — как песня и плачь…и покаяние. Такой народ только и мог выстоять побеждать, для которого самое страшное — потерять Бога, самое главное — как правильно жить и достойно умереть.
      СпасиБо исполнителям за труды, доносящим до нас такое духовное наследие. Помогай вам Господь!

    3. HelenSwan:

      Спасибо большое!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.