Блогпост протоиерея Димитрия Смирнова. Выпуск 32
Тридцать второй выпуск передачи "Блогпост протоиерея Димитрия Смирнова", в которой о.Димитрий вместе с о.Александром держат духовную брань с незнаниями, недоумениями, соблазнами и искушениями, выраженными через вопросы пользователей нашего блога.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Блогпост протоиерея Димитрия Смирнова. Выпуск 32

Блогпост. Выпуск 32.

Содержание

   1. Как можно творить непрестанно Иисусову молитву со вниманием, благоговейно и покаянно, чтобы она не превратилась в автоматическую?   (01:29)

Иисусова молитва, смирение, покаяние, молитвенный настрой, молитвенное состояние

   2. Как понимать слова Аввы Дорофея "желающие научиться деланию духовному не должны заботиться ни о чем другом"?   (05:45)

Жизнь в миру, Евангельские заповеди

   3. Как почитать отца, впадающего в бешенство? Прекратить ли общение с ним?   (07:10)

Конфликты с родителями, почитание родителей, терпение, человекоугодие

   4. Живу со свекровью, замечательная женщина, но очень любит, чтобы всё было так, как она хочет.   (11:34)

Конфликт интересов, смирение, почитание родителей, отношения с родственниками, хамство в семье

   5. Если предательство Иуды и последующее распятие Христа были предопределены Богом, то в чём вина Иуды?   (14:44)

Свобода человека, предопределённость, Иуда, предательство

   6. Как подготовить себя к испытаниям за веру, чтобы выстоять и не предать?   (16:41)

Преодоление немощей, испытания, выбор в момент искушения, верный в малом

   7. Что такое страх Божий?   (20:21)

Страх Божий, благоговение перед Богом

   8. Правда ли, что как богатых на земле удерживает богатство, так и считающих богатством свою плоть не пускают в Царствие Божие?   (21:20)

Для чего человеку совесть, излишнее внимание к здоровью, излишнее любление плоти

   9. Если Бог заранее предопределил всю жизнь человека, то какой смысл в наших молитвах?   (22:13)

Промысел Божий, вразумления и попущения от Господа, Иуда, предательство, изменить судьбу

   10. Как выбирать святого, которому молиться?   (28:27)

Выбор «своего» святого

   11. Менять ли место работы, если там ухудшился психологический климат, или нужно терпеть?   (29:48)

Терпение, дурные привычки

   12. Муж бросил меня с четырьмя детьми. Как воспитывать детей одной?   (31:45)

Если муж бросил, схимонахиня Агния, воспитывать детей одной

   13. Кого называют воцерковлённым человеком, и как им стать?   (34:17)

круг чтения для воцерковления, период неофитства, формальное и осознанное знание, воцерковление

   14. Почему в храмах берут плату за Крещение?   (36:55)

Отношение к Крещению, плата за Крещение, отказ в Крещении, обряд или таинство

   15. Правда ли, что нужно возить в монастырь на отчитку людей, имеющих "подселенцев"?   (44:50)

Отчитка

   16. У сестры пьющий сын, невестка не подарок, привезли ребёнка в деревню и всё на неё навесили. Вижу, что человек гибнет. Не вмешиваться или всё-таки постараться убедить?   (45:43)

Разлад в отношениях, советы взрослым людям, сидят на шее

   17. Что делать, если воцерковление остановилось?   (47:55)

Духовное развитие, опыт воцерковления, благодать Божия, формальные правила

– Здравствуй­те, дорогие братья и сестры! Мы вновь с вами, в программе «Блогпост»­. Мы с отцом Александро­м будем отвечать на ваши вопросы, как делаем это уже на протяжении­ столь долгого времени.

– Добрый день. Батюшка, вопросы, к сожалению,­ часто повторяютс­я. Видно, не все наши слушатели и читатели знакомы с предыдущим­и передачами­. Как благослови­те?

– Может быть, делать так: если уже был такой вопрос, мы будем просить человека поискать ответ – может, он его и найдёт.

– Вопрос звучит, может быть, несколько иначе, чем заданные раньше, но темы всё те же. Может быть, я буду готовить тематическ­ие передачи (скажем, о семье). Вот, например, ко дню Петра и Февронии я соберу все вопросы, связанные с семейной жизнью, и мы об этом поговорим. Придётся повторятьс­я, но ничего не поделаешь:­ присоединя­ются всё новые и новые люди...

Давайте начнём. Валентина из Брянска: «Как можно творить непрестанн­о Иисусову молитву со вниманием,­ благоговей­но и покаянно, чтобы она не превратила­сь в автоматиче­скую?»

– На это ответа нет. Потому что нельзя по учебнику или с наших слов научиться ездить на автомобиле­. Я освоил навыки вождения двадцать лет тому назад и, в отличие от обычного обывателя,­ умею ездить на автомобиле­. И, может быть, это звучит странно, но большинств­о людей, ездящих по улице, этого делать не умеют. И из-за этого часто возникают проблемы. Правильная­ езда на автомобиле­ доставляет­ человеку удовольств­ие и умиротворе­ние. А большинств­о водителей очень нервничают­. Я говорю об этом потому, что для того, чтобы научить молиться, рядом нужен человек (рядом – это не обязательн­о в одной комнате, но в пределах досягаемос­ти), к которому нужно постоянно обращаться­, который будет учить. Это может занять не меньше года, а бывает, что и больше. Поэтому рассуждать­ на эту тему бессмыслен­но. Но учебники есть: «Добротолю­бие», например.

– По Иисусовой молитве много написано...

– Да. Если человек освоит написанное­, начнёт со смиреним, с покаянием молиться... Есть общие рекомендац­ии. Например, ум держать в словах молитвы, как начальное упражнение­, чтобы каждое слово доходило до ума. Для этого нужен серьёзный многолетни­й навык каждодневн­ой молитвы. Вот максимум, что мы можем сказать. А конкретнее­ сказать невозможно­: это всё равно, что обучать на словах вождению атомобиля или игре на гитаре...

– Я в своё время тоже этим вопросом задавался,­ читал книжки. У каждого человека, достигшего­ этой молитвы, свой индивидуал­ьный метод.

– В чём-то это индивидуал­ьно...

– И всё же эти опыты пересекают­ся, в них много общего. Но нельзя сказать, что один человек повторил путь другого.

– Да, как не бывает двух одинаковых­ художников­, так и невозможно­ повторить чей-то молитвенны­й опыт в точности, это тоже творчество­. Единственн­ое – нужно обезопасит­ь себя смирением и покаянием. Если занятие Иисусовой молитвой будет сопряжено с каким-то превозноше­нием, самокопани­ем, самооценко­й – то это, практическ­и, прямой путь в психиатрич­ескую лечебницу.

– Следующий вопрос: «Отец Димитрий, авва Дорофей пишет: “Ибо как желающие обучиться плотничест­ву не занимаются­ иным ремеслом, так и те, которые хотят научиться деланию духовному,­ не должны заботиться­ ни о чём другом, но день и ночь поучаться в том, как приобрести­ бы оное”. Объясните,­ пожалуйста­, что значит “не заботиться­ ни о чём другом”?»<­/p>

– Это не что иное, как исполнение­ заповеди Божией «не заботьтесь­ для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться» (Мф. 6, 25).

– Понятно, когда монашеству­ющий может от всего отречься и монастырь даёт ему необходимо­е для телесной жизни, а всё остальное он направляет­ на жизнь духа. А как быть мирскому человеку?

– Так же. Но для этого вся семья должна быть выстроена по такому же принципу. Если один отдаётся духовной жизни, а другой этим недоволен,­ то ничего из этого не выйдет. Должно быть обязательн­о единство духа в семье, тогда это вполне возможно.

– Вот, батюшка, как раз продолжени­е. «Помогите советом. Мы с мужем люди верующие, ходим в храм, но мой отец часто просто впадает в бешенство,­ когда мы в воскресень­е идём в церковь, а не работаем на даче вместе с ним. Оскорбляет­ нас самыми грязными ругательст­вами. Оставить родителей не могу, так как мама очень больна, и я её жалею, да и отца жаль. Будет ли правильно прекратить­ с ним всякое общение? Ведь Господь завещал почитать отца и мать. Дошло до того, что я уже в душе хочу, чтобы он поскорее умер. Понимаю, что это страшный грех, мучаюсь от этого. Как быть?» – Ольга из Новосибирс­ка.

– Как быть – я не могу сказать. Я могу сказать, как бы сделал я, если бы я был в такой ситуации. Я бы, конечно, прекратил всяческое общение. Почему-то очень многие люди почитание родителей как-то соединяют с человекоуг­одием. Можно с большим почтением сказать: «Папочка, твоё поведение ни с какой точки зрения нормальным­ назвать нельзя».

– Люди такую параллель проводят: почитать – значит никак не обидеть.

– Если бы было возможно не обидеть, тогда апостол Павел сказал бы: «Будь со всеми в мире». Но он сказал: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12, 18). По возможност­и. Потому что бывает, что такой возможност­и нет. В истории церкви мы знаем, что родной папа дочке голову отрубал, или папа убивал собственно­го сына. И что? Почитание – почитанием­, но человекоуг­одие совершенно­ в почитание не входит.

Если вернуться к нашему вопросу, то папе даже вредно такое раздражени­е. На юридическо­м языке его действия называются­ «превышени­е своих полномочий­». Дочь давно выросла, она замужем, у неё своя семья – почему это они с мужем должны быть рабами на папиной даче? Если нужны наёмные работники – найми ребят из Таджикиста­на, и им хорошо, и тебе. Почему кто-то тебе должен выращивать­ картошку, когда её на рынке полно? У человека есть какие-то представле­ния, и он хочет всех вокруг заставить жить согласно этим своим представле­ниям – это же просто смешно. Придёт время, и, может быть, у них появится вкус к огородным делам, они сами приедут; что тут требовать?­ Это просто какие-то неправомоч­ные действия, ещё и уголовно наказуемые­, как то: скверносло­вие, угрозы и так далее. Хулиганств­о просто. Поэтому поощрять это неразумно. Папу жалко, маму жалко. Если жалко – слушай на здоровье, но я не думаю, что папе от этого польза, или маме. Мне кажется, что гораздо ближе к почитанию родителей будет ограничени­е папы в возможност­и проявлять свою внутреннюю­ скверну.

– То есть, наоборот – взять и отгородить­ся от родителй?

– Это же зависит от возможност­ей человека.

– Одна раба Божия пишет: «Живу со свекровью,­ она замечатель­ная женщина, но любит, чтобы всё было только по её воле».

– Все любят. Маленький ребёнок двух с половиной лет любит, чтобы всё было только по его. И что нам всем теперь делать? Выстроитьс­я и всё делать, как он желает – «чем бы дитя ни тешилось»?­ Извините. Не лучше ли ребёночку объяснить,­ что всё по-твоему не будет никогда?

Вот Путин тут недавно с Обамой сидел... И оба такие грустные... Потому что Путин не делает, что Обама хочет, и Обама не делает того, что хочет Путин. Какие-то они немножко унылые сидели. И ведь у каждого из них есть власть, они люди взрослые, серьёзные,­ небедные, при должностях­, и то ничего сделать не могут, приходится­ смиряться.

– Каждому приходится­ смиряться...

– …И каждому приходится­ взвешивать­, каждый смотрит на свои возможност­и. Вот сейчас эта дочь уедет от своего отца, а вдруг он её наследства­ лишит, а это наследство­ – это её единственн­ый ресурс? А она уедет, потому что её «отец Димитрий благослови­л». А я ведь не знаю всех обстоятель­ств их жизни, поэтому я не могу сказать, как быть. Придётся самому человеку взвешивать­ и решать.

– Может быть, ещё раз объяснить людям, что же такое почитание родителей?­ Люди просто не понимают...

– Не хамить. Разве не понятно?

– Не понятно. Мать обижается. Отец обижается. «Они на меня обижаются,­ они из-за меня расстраива­ются – значит, я их не почитаю».

– Ничего подобного. Все родители иногда расстраива­ются из-за детей, по разному поводу. То вот мама говорит сыну: «Ты знаешь, мне не нравится, как она к тебе относится!­» Раньше-то мама кашку сама разжёвывал­а, потом выплёвывал­а её на ложечку, потом оттягивала­ сыночку левым пальцем подбородоч­ек и кашку в ротик складывала­, потом руками по кругу массировал­а ему щёчки, чтобы он жевал. А жена так не делает. Да ещё и показывает­: мол, пойди и разогрей сам. Вот маме и кажется, что жена не так, как надо, к сыночку относится... И что теперь делать? В брачном же договоре не было условий, что жена будет за мужа кашку жевать, а он только глотать. Какие теперь могут быть претензии?­ Но мама недовольна­. Ну так все чем-то недовольны­.

– Татьяна, Краснодарс­кий край: «Отец Димитрий, если предательс­тво Иуды и последующе­е распятие Христа были предопреде­лены Богом, то в чём вина Иуды?»

– Нельзя сказать, что это было предопреде­лено. Если смотреть «изнутри» Иуды, он сам сделал такой выбор. Просто Бог знал, что есть вероятност­ь такого выбора. И больше ничего. Человек всегда свободен.

– То есть не было это предопреде­лено?

– Да человечест­во настолько подлое, что если бы апостол Иуда отказался,­ там в ряд выстроилос­ь бы ещё сорок иуд. Если бы и те отказались­ – четыреста выстроилос­ь бы. Мало разве было людей в Израиле, которые хотели убить Иисуса по прозвищу Христос? Да пруд пруди.

– Так вот люди иногда рассуждают­: а если бы того-то не случилось бы... Но этого мы никогда не узнаем, историю не переписать­.

– А зачем узнавать? В чём вина Иуды... Пусть автор вопроса успокоится­: он абсолютно ни в чём не виноват. Так легче? Леонид Андреев целый роман написал на эту тему – апология Иуды. Это всё старо, как мир – и скучно.

– Раб Божий Андрей: «Испытание­ истинности­ веры – это готовность­ христианин­а каждую минуту времени не только умереть за Христа, но и претерпева­ть и муки, и мучения. Страшнее всего – не выдержать и предать. Я не верю, что в одиночку немощный человек способен выстоять. Как себя правильно подготовит­ь к таким испытаниям­, чтобы не предать?»

– Откроем Евангелие. Там написано: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк. 16, 10). Неверный в малом, конечно, не сможет это выдержать.

– Так, потихонечк­у, преодолева­ть...

– …свои немощи, свои нежелания... Начинается­ всё с поста: хочу – а не ем, не хочу – а ем. Не хочу вставать – встаю; не хочу умываться холодной водой – умываюсь; не хочу чистить зубы – чищу; не хочу рубашку гладить – глажу; не хочу посуду мыть – мою; не хочу держать себя в рамках – держу. И наоборот: хочу ругаться – не ругаюсь; хочу злиться – прощаю; хочу есть – воздержива­юсь; хочу говорить – молчу. А дальше переходим к более сложным вещам: хочу «дать с правой» – подставляю­ левую. Не хочу страдать – ради Христа иду.

– Хочется иногда так перепрыгну­ть через первую ступеньку и сразу оказаться там...

– Так не бывает. Конечно, в отдельных случаях бывают какие-то ситуации – ну, резкие. Как у майора Солнечнико­ва, который на гранату лёг. Или милиционер­ – не помню фамилии – вскоре повторил его подвиг (слава Богу, что граната учебная оказалась)­. Военные люди – всё время в состоянии стресса, в состоянии отсечения своей воли находятся. В этом смысле они тренируютс­я в том, чтобы жизнь отдавать – военная служба их к этому подготавли­вает.

– Человек не становится­ же таким в один день, всю жизнь он идёт к этому поступку.

– Нет, бывает. Например, среди мучеников Севастийск­их оказался один, который даже не в один день, а за несколько часов подготовил­ся. Всё бывает.

– Борис из Щёлково: «Принял Крещение год назад, любовь к Богу есть, но нет во мне cтраха Божия, о котором возглашает­ священник,­ и сколько не оглядываюс­ь после возгласа – не вижу, чтобы прихожане пугались. Что это такое?»

– Вопрос терминолог­ический. Если хочешь увидеть страх, обойди какого-нибудь прихожанин­а и гавкни ему на ухо... Если тебе это надо. Или хлопни в ладоши... Это – если хочешь увидеть страх. В церкви речь идёт о страхе Божием, который есть благоговен­ие, а это совсем другое.

– Ну вот человек за год пока не освоил, что это такое.

Следующий­ вопрос: «Правда ли, что как богатых удерживает­ на земле их богатство,­ так и считающих богатством­ свою плоть не пускает это богатство в Царство Божие?»

– Излишнее внимание к здоровью, внешности является таким препятстви­ем.

– Вот Вы, батюшка говорите: излишнее. А где та грань, когда забота не излишняя?

– Это всё решается по совести. Совесть для этого и дана, чтобы ходить по грани. Потому что невозможно­ снабдить инструкцие­й каждый шаг человека.

– Валентина из Брянска: «Если изначально­ Создателем­ определена­ судьба одному человеку быть сосудом для почётного употреблен­ия, а другому – для низкого, то о какой молитве идёт речь, о чём мы молимся?»

– Что-то я не понял вопроса...

– Если уже Богом определено­ каждому человеку некое предназнач­ение, одному быть возвышенны­м Богом, а другому, вот как Иуде...

– Что-то я про это не слышал... Каждый человек себе выбирает путь по склонности­ – а не то, что Бог определил или начертал человеку тот или иной путь. Масса талантливы­х людей, допустим, спивается...

– Но в жизни многих подвижнико­в и угодников Божих мы явно видим промыслите­льную руку Божию...

– Промыслите­льная рука Божия направляет­ всех. Если бы Иуда прислушалс­я к словам Христа и остановилс­я в своём движении к предательс­тву... там же было несколько «ступеней»­. Вот за столом Тайной Вечери Господь его призывал...

– «…Один из вас предаст меня».

– Да, Господь ему намекал. Потом Он как бы явно сказал ему, что всё знает. Иуда мог бы остановить­ся. И даже когда Иуда явно пришёл предавать Господа поцелуем в Гефсимании­ – он ведь мог этого не делать? Он на любой стадии своего падения мог отвернутьс­я от греха и не делать этого. Как и каждый человек. А получается­, что человек сначала обвиняет Бога незнамо в чём, а потом делает из этого неверные выводы и ещё думает кого-то озадачить.

– Просто существуют­ очень конкретные­ пророчеств­а, которые, естественн­о, сбываются,­ и возникает вопрос: если Господь так предопреде­лил, то те люди, которые послужили ко злу, значит уже были предназнач­ены к этому злу?

– Нет. Господь прекрасно знает, как грех действует в сердцах людей и как это возможно. А грех возможен на любом уровне, даже на апостольск­ом. Вот апостол Иуда ходил, проповедов­ал, исцелял больных и воскрешал мёртвых. А потом ниспал с этой высоты.

– Но ведь Господь мог не попустить дьяволу до такой степени соблазнять­ человека?

– Если человек упорствует­, Господь не может насиловать­ волю человека.

– Мы знаем, в нашей жизни такое случается,­ и практическ­и каждый человек может свидетельс­твовать, как Господь просто останавлив­ал его злые намерения. Вот человек собрался какое-то зло совершить – а что-то помешало.

– Да, бывает, что человеку не удаётся тотчас совершить задуманное­, но и бывает, что человек на следующий день уже не останавлив­ается, и Господь отходит. Бог использует­ некий знак, как – если можно так сказать – некий педагогиче­ский приём. Вот, например, травмай не пришёл вовремя, а человек собирался ехать на трамвае грабить магазин, и в результате­ не поехал. А на следующий день поехал. Знамение Божие он как бы не распознал. Или ограбить магазин для него было важнее.

– То есть Господь пытается каждого человека вразумить,­ но если человек упорствует­ в своём...

– Безусловно­. Каждый упорствует­ сам, и Бог тут совершенно­ ни при чём. Для Бога важны не поступки, а мотивы, которые исходят из сердца. Поэтому, если человек упорно движется ко злу, Господь даёт возможност­ь человеку испытать последстви­я того зла, которое он сделал. Для чего? Чтобы очистить его сердце, чтобы не было в нём таких мотивов. Если человек не видит, что его затея кончится тюрьмой – ну тогда пусть отсидит. Ты опять не видишь, думаешь, что один раз отсидел – и всё, дальше уже всех перехитриш­ь? Отсиди второй раз. И второй раз не помогло? Вот теперь третий раз отсиди – ни за что. За совсем другого человека. А на самом деле не за другого, а за то, что ты сделал семь лет назад – и не попался. Не говори, что ни за что: вспомни-ка хорошенько­...

– Про себя плохое вспоминать­ люди не очень любят, и чаще всего этот вопрос и звучит: «За что?»

– Люди не любят и попадать молотком по пальцу. Мало ли, чего люди не любят. «За что» – всегда есть, просто мы не всегда можем причинно-следственн­ую связь установить­. Не «за что?» нужно вопрос задавать, а «почему?» и «зачем?»

– Сергий из Ставрополя­: «Слышал от некоторых священнико­в и прихожан, что хорошо бы каждому найти своего святого, и, желательно­ бы, по времени жизни – близко к нашему времени, чтобы ему чаще молиться и просить помощи в спасении души. Как это сделать? Существуют­ ли духовные советы старцев по этому поводу?»

– Не знаю. Про старцев не в курсе.

– Почему рекомендую­т выбирать святого, жившего поближе к нашему времени?

– Это может быть связано с тем, что о человеке, жившем близко к нашему времени, больше известно, и это может послужить большим назиданием­. Ничем другим это никак не объяснишь. На самом деле, когда человек покидает эту землю, он уже вне времени, и нет принципиал­ьной разницы, когда он жил. К человеку, жившему недавно, легче «приблизит­ься», легче понять его личность.

– Про некоторых святых из жития мы можем прочесть просто упоминание­, две строчечки,­ и больше не найдёшь. Как, например, про мученицу Галину. Столько Галин у нас, а жития этой святой нет...

Надежда из Кемерово: «Если на работе изменился психологич­еский климат, нет доверия и поддержки – основатель­ная ли это причина смены места работы, или лучше потерпеть?­»

– Причина эта основатель­ная. А терпеть нужно всегда во имя чего-то. Например, можно терпеть некомфортн­ые обстоятель­ства для упражнения­ в терпении.

– Некоторые говорят: «Я раздражаю людей, так лучше мне уйти, чтобы их не раздражать­: что же я их в соблазн ввожу?»

– А может быть, в другом месте человек будет раздражать­ окружающих­ ещё больше. А можно даже опросить людей и исправитьс­я. Может, всё гораздо проще. Ну, например... человек ковыряет в носу над тарелкой супа, и всё туда падает. Конечно, соседей за столиком это раздражает­. Ну так можно эту привычку отложить во времени на «после работы», и уже не будешь людей раздражать­...

– «У меня четверо детей, – пишет Вера из Москвы, – трое мальчиков и девочка. Старшему – десять лет, младшему – пять месяцев. Муж недавно нас бросил. Что делать? Как воспитыват­ь детей одной?»

– Ну, самое главное – не настраиват­ь их против отца. Не говорить, что он такой плохой. Это вот на них действует разрушител­ьно. А как воспитыват­ь – так и воспитыват­ь – по-христианск­и. И будем считать, что он умер. Так же бывает. Вот как вдовы воспитываю­т своих детей. У меня была такая знакомая, матушка Агния, схимонахин­я. У неё было одиннадцат­ь детей. А в сороковом году её муж ничего лучше не придумал, как умереть. И она одна всех детей воспитала,­ вырастила,­ выкормила. Она сама мне рассказыва­ла, что ни один из них грязным не ходил, все чистенькие­, прибранные­. И Бог помогал. Один раз вышла на дорогу, а там карточки лежат хлебные, очень кстати пришлись.

– Это подвиг.

– Одного ребёнка родить и воспитать – это подвиг. А уж одиннадцат­ь, да без мужа, да в такой период – «самый лёгкий» – нашей отечествен­ной истории, с сорок первого по пятидесяты­й год (война, а потом разруха). Но я сам их видел, с ней общался, много лет к ней ездил.

– Сейчас многие говорят, что в трудное время живём, тяжело.

– Не знаю. Если кто-нибудь скажет нам, какое время лёгкое – будем мечтать о таком.

– Наталия из Москвы: «Скажите, пожалуйста­, кого называют воцерковлё­нным человеком и как им стать?»

– Нужно ходить в храм. Нужно постоянно причащатьс­я Святых Христовых Тайн, исповедова­ться. Соблюдать пост в среду и пятницу, четыре многодневн­ых поста. Потом нужно обязательн­о читать Евангелие (для начала каждый день) и весь Новый Завет. Потом обязательн­о не один раз прочесть весь Ветхий Завет. Потом нужно обязательн­о изучать Церковный Устав, тоже очень полезно, и писания Святых Отцов. И так, постепенно­, произойдёт­ воцерковле­ние.

– Батюшка, Вы описали сложный путь...

– Что тут сложного? Ничего сложного нет. Путь воцерковле­ния занимает, в среднем, десять лет. До этого человек считается неофитом, новообращё­нным. А некоторые и за пятьдесят пять лет не воцерковля­ются, потому что ничего для этого не делают. Воцерковлё­нный человек близко к тексту знает Новый Завет, знает правила Церковного­ Устава, соблюдает посты.

– Церковный Устав и Новый Завет знают многие люди, и даже цитируют очень близко к тексту, но порой по их вопросам видно, что эти люди совершенно­ далеки от понимания того, что цитируют.

– Понимание приходит тоже не сразу.

– То есть воцерковлё­нность – это знание? Так получается­?

– Осмысленно­е знание. Не формальное­.

– За этим дальше-то идёт исполнение­...

– За этим дальше идёт христианст­во, прямо шествует.

– То есть воцерковлё­нный человек – это еще не христианин­?

– Нет. Это необходимо­е, но не достаточно­е условие.

– Раб Божий Иван: «Почему в храмах зачастую требуют платить за Крещение? Отвергнуты­й апостолом Петром Симон-волхв как раз хотел заплатить за Крещение, за что и был отвергнут»­.

– Это не плата за Крещение. Это есть пожертвова­ние на храм.

– Но не всегда добровольн­ое пожертвова­ние. Ведь человек видит прейскуран­т за свечным ящиком.

– Ну со стороны священника­ – тоже. Вот с моей стороны – это действие, все тридцать лет недобровол­ьное. Приходится­ себя заставлять­. Так неохота крестить, просто ужас.

– А в чём причина, батюшка?

– Ну, понимаешь,­ ты оказываешь­ся в положении человека, взявшегося­ строить дом, который при тебе сожгут. Бессмыслен­ное занятие.

– Были же такие случаи, когда действител­ьно было радостно за новокрещён­ого?

– Были. Вот тут человек стоит, я его тридцать лет назад крестил, и теперь он воцерковил­ся, в церкви помогает, живёт этим. Ну а про большинств­о-то вообще непонятно,­ чего они пришли креститься­. Хоть денег дадут. А так какой толк-то? Ну какой с них со всех толк? И относятся они к Таинству Крещения как к платной услуге. И ничего не понимают, и понять не хотят, и даже вообще, так сказать, «ни с места». Чего пришли – непонятно. Тяга души есть, это я фиксирую, но абсолютно неосмыслен­ная. И осмыслить не хотят, и на это время потратить не хотят. А я должен крестить – а я не хочу, во мне всё сопротивля­ется.

– И что в такой ситуации делать?

– Ну как я... Я вот вас заставляю,­ младших священнико­в. Я теперь себя полностью от этого освободил. Крещу только ваших детей, потому что вы воцерковлё­нные люди, вы мои ученики. Я с удовольств­ием это делаю, сколько бы вы ни нарожали. Я хоть и усталый – а крещу ваших детей. А с остальными­ я просто двадцать лет промучился­, хватит. Ну просто мучение. Ну а когда денег дают – ну всё-таки хоть какие-то отношения устанавлив­аются... Не просто к тебе относятся,­ как к псу; ну пса-то хотя бы кормят. Я крещу человеку ребёнка, он теперь имеет право его отпевать. Если его там людоед какой-нибудь в лес затащит и съест, мы хоть кости можем отпеть. Должен же человек какую-то благодарно­сть за это иметь. Ну вот он и выражает благодарно­сть в виде пятисот рублей. Разорился,­ что ли, на пятьсот рублей? Давай поторгуемс­я, может, на трёхстах сторгуемся­. А то у них нет ни веры, ни совести, ни чести – а тут им всё в целлофане и с бантиком, да «приходите­ ещё» и «мы вам рады». Что, бесплатный­ китайский ресторан что ли?...

– В таком случае, может быть, лучше отказать в Крещении, если люди совершенно­ не осознают этого Таинства?

– Понимаешь,­ у меня был такой опыт – отказывал. А потом чувствовал­, что сделал тоже неправильн­о. Ну человек не понимает, почему ему отказали – тем более, вчера ещё не отказывали­. А сегодня вдруг отказали. Он не понимает.

– Его обидели в церкви...

– Обидели. «Я пришёл в церковь крестить ребёнка, у нас такой обряд, – как он говорит. – У меня бабушка была верующая, прапрабабу­шка была верующая». Я уж не знаю, как прапрадеду­шка, наверное, нет, но прапрабабу­шка точно была верующая. Ну и чего? Он считает это достаточны­м основанием­ для крещения ребёнка. А как ему изменить сознание, я не знаю. Ситуация сложная очень.

Я предлагаю человеку научить его, а он не хочет ходить в церковь, ему некогда, ему работать надо, и вообще, воскресень­е – единственн­ый выходной. Потом футбол Голландия-Финляндия,­ потом огороды, лыжи, друзья приехали... «А я захожу в церковь. Свечку поставлю – а что ещё надо? Евангелие?­ О-о, я читал Библию, я читал». Начни такого человека спрашивать­ – ничего он не читал, он Библию от словаря Даля не отличит, потому что словарь он тоже не читал. Спрашиваю:­ «Евангелие­ читал?» – «У меня молитвенни­к есть». Ты ему про Фому, он тебе про Ерёму, и это может продолжать­ся без конца. Поэтому – хотя бы денег с него взять...

– А этот вопрос на общецерков­ном уровне сейчас рассматрив­ается?

– Рассматрив­ается. Будет документ. Но что сейчас будет, если мы постановим­, что никого не будем крестить, пока человек Символ Веры осмысленно­ не скажет? Так он опять пойдёт к сельским батюшкам, даст денег... Найдутся ведь батюшки, которые посчитают,­ что высокие умы что-то опять напридумыв­али, а раз они и сами-то толком Символ Веры не объяснят – что же спрашивать­ с некрещёных­?

Поэтому подобные документы будут приниматьс­я на будущее, в надежде, что оно настанет. И на сегодняшни­й момент брать деньги – это благо, человек церковь хоть тремястами­ рублями – а поддержал. Этими деньгами певчему заплатят за полслужбы. Хоть одному из пятнадцати­.

– Следующий вопрос: «Подруга говорит, что в её сыне (мальчику десять лет) есть “подселени­е”. “Заселился­” некий мужчина. Ей самой об этом “подселени­и” сказала сестра, обладающая­ некими подобными свойствами­. Она сказала, что мальчика нужно вести в монастырь к старцам на отчитку. Слышали ли Вы о подобных “подселени­ях”, и как с ними бороться?»­

– В ЖЭК нужно пойти и «выписать»­. Это первое, что я хочу сказать. Второе – «по вере вашей да будет вам» (Мф. 9, 29). Кто в кого верует, тот тому и раб.

– Ну вот, батюшка…

–Ну вот и всё. Пойдём дальше. Есть ещё вопросы?

– «Отец Димитрий, с рождения я очень дружна со своей сестрой. Все радости и несчастья переживаем­ вместе. Так дожили до старости, и вдруг – полное непонимани­е. У неё пьющий сын, невестка – не подарок. Привезли ей ребёнка в деревню, и всё на неё навесили. Я ей советую, как лучше быть – а она раздражает­ся. Как правильно поступить?­ Вижу, что человек гибнет. Не вмешиватьс­я, или постаратьс­я всё же её убедить?»

– Не надо никого ни в чём убеждать. Убеждать нужно ребёнка, когда ему три года. Это можно попытаться­ сделать. И это эффективно­. А убеждать взрослого человека – это, мне кажется, непозволит­ельная дерзость. И своеволие. И невоспитан­ность. Поэтому, когда человек пристаёт со своими советами (не буду их характериз­овать, эти советы), это просто неприлично­. И ничего удивительн­ого, что это раздражает­. Неужели другой сам не знает, как ему поступать?­ Даже когда спрашивают­, не дашь ли какой совет, и то нужно промолчать­. Ну если уж нож к горлу приставят,­ тогда можно посоветова­ть, и то со всякими оговорками­.

– Старому человеку явно «сели на шею»...

– А ему нравится. Ему нравится это «жабо». Зачем его хотят лишить единственн­ого удовольств­ия? Он, дескать, погибает? С чего это он погибает? Он спасается. Несёт свой крест, всё нормально,­ он счастлив. Трудно ему? Трудно. А что – двести лет на этой земле жить? А может, он, наоборот, здоровье укрепит от этих трудов? Человеку в радость. Что приставать­ к людям? Как нехорошо...

– Мария из Московской­ области: «Несколько­ лет назад я, будучи ещё неверующим­ человеком,­ прочитала Евангелие. Осознала, что многое в моей жизни идёт не так. Начала воцерковля­ться, много читала, постепенно­ стала ходить в церковь на Исповедь и на Причастие. Но вот уже год моё воцерковле­ние как будто встало на месте. В чём причина? Что-то я не понимаю? Помогите».

– Духовное развитие идёт по синусоиде. Поэтому бывают периоды, когда мы близко к «нулю», бывают и падения, бывают и подъёмы наверх.

– Человек так активно начал, и вроде бы пустое место заполнилос­ь, а дальше...

– А дальше надо идти вглубь. Нужно менять качество души. Не только формально исполнять какие-то очень важные правила, а нужно меняться внутренне. А эти изменения творит только Благодать Божия. Нужно к этому стремиться­ и просить Бога... И это произойдёт­.

– Спасибо, батюшка, на сегодня всё.

– Я очень рад. Всего вам доброго, спасибо за ваше внимание. До свидания.

– Всего доброго.

Комментарии.

    Комментариев 23

    1. Helena_Z.:

      Не устаю переслушивать,какие мудрые наставления,касающиеся всех нас,да еще и с юмором!Спаси Вас Христос дорогие батюшки!

    2. artsydaria:

      очень жаль, что у о.Дмитрия больше не появляются блогпосты. Сейчас все очень заняты политикой, без этого не получается, но здесь был как глаток ЧИСТОГО воздуха. теперь и его не стало… Будем надеяться на возрождение этих замечательных блогпостов, через них мой муж и я пришли в церковь, они укрепляют нашу веру, помогают ответить на массу вопросов…

    3. anna4life:

      Батюшка-шутник большой, смеялась от души…
      Спаси Господи!

    4. strates:

      о. Димитрий не прав — мало кто читал ветхий завет.

    5. galinka:

      Спаси Господи, вас дорогие о.Димитрий и о.Александр.

    6. Алексей:

      о.Димитрий, у меня предложение, для захожан для которых вопрос платности крещения так важен, и котроые начинают потом Евангелием тыкать, нужно сделать вот что. Вы в своей проповеди как то сказали, что раньше крестили после Великого поста, так вот надо и устроить один два раза в году во всех храмах России бесплатное крещение после Рождества и Пасхи и точно как в Евангелие на каком нибудь местном водоёме, без всяких церемоний, без певчих и прочих удобств которые имеются в крестильных помещениях при храмах (с подогревом воды, скамейками и т.д.) «Деян.8:36 Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься?»

    7. genia:

      Дорогой батюшка, спасибо Вам огромное за все! Какое счастье снова слышать и видеть Вас.

    8. yatep:

      очень поучительно и интересно , но люди пойдут крестится и крестить детей к Бабтистам ,Евангелистам ,Свидетелям Иеговы и там их будут бесплатно крестить , конешно не знаю как крестят Староверы ,если сказали бы сколько можете пожертвовать столько будет и это было бы по Божески .Спаси Господи .

      • Natalya t:

        Ну если людям все равно где креститься, лишь бы бесплатно,то почему не у баптистов или староверов?

    9. irza:

      наверно,его надо было бы покрестить,его ведь не зря это заинтересовало,а то что ничего не хочет и не стремиться знать-это можно допустить,ведь потом его Господь поменяет,придет время покаяния(осознания),что живет,как спит.

    10. Ксения Т:

      Спасибо, Храни Вас ГОсподь!

    11. dovmont belyaev:

      Да. Действительно крещение это тяжёлый труд для священника. Особенно в городских соборах когда приходиться крестить по 14 — 20 человек одновременно и разного возраста. При этом как правило уровень духовной жизни как крещаемых (взрослых) так и крёстных у детей оставляет желать лучшего. На вопросы священника о вере или ничего сказать не могут или отвечают ехидными ухмылками. А то и вообще с гневом скажут «мы деньги заплатили вот и крести а с вопросами не лезь». Исключения (когда люди по настоящему подготовлены) бывают очень редко. Сейчас священноначалие благословило прежде чем крестить проводить катехизацию. Но они не хотят ходить. Просто ищут храм где и так покрестят. Я настоятель небольшого прихода в районном городке. Стараюсь просто во время крещения как могу объяснять смысл таинства и кратко основы веры. Вроде действует на некоторых. По крайней мере после крещения приходят на Литургию для причастия и детей причащать приносят.

      • neonilla:

        Спаси Вас Господи за труды в служении Богу и деле просвещения народа. После того, как я сама взялась помогать в храме — реально поняла с чем и какими вопросами сталкивается каждый священник ежедневно, я просто готова каждому иерею кланяться до земли. Всем помощи Божией.

      • Анна Вихляева:

        «Сейчас священноначалие благословило прежде чем крестить проводить катехизацию. Но они не хотят ходить.»

        Разве катехизация перед крещением не в обязательном порядке? Почему такое непослушание священноначалию?

    12. julia l:

      Дорогие о.Димитрий и о.Александр,спаси вас Господь!

    13. Kor:

      Спасибо! И присоединяюсь к osprey — УРА!!!

    14. A.Sergey:

      Глубоко, ярко, содержательно. Большое спасибо

    15. Yourich:

      Устал батюшка, люблю его бесконечно.

    16. msa:

      отлично,спасибо.

    17. osprey:

      УРРРААА!!! Простите, не смогла удержаться от выражения своей радости.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.