Комментариев 23 | Написать комментарий |
Написать комментарий
Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.
dimitrysmirnov.ru | ВходРегистрацияПравилаТехподдержкаЛептаКонтакты | |
|
|
|
||||||||||||||||||||
Блогпост протоиерея Димитрия Смирнова. Выпуск 32 | Новинки рубрики | |
|
Блогпост. Выпуск 32.
Содержание
3. Как почитать отца, впадающего в бешенство? Прекратить ли общение с ним? (07:10)
4. Живу со свекровью, замечательная женщина, но очень любит, чтобы всё было так, как она хочет. (11:34)
5. Если предательство Иуды и последующее распятие Христа были предопределены Богом, то в чём вина Иуды? (14:44)
6. Как подготовить себя к испытаниям за веру, чтобы выстоять и не предать? (16:41)
7. Что такое страх Божий? (20:21)
9. Если Бог заранее предопределил всю жизнь человека, то какой смысл в наших молитвах? (22:13)
10. Как выбирать святого, которому молиться? (28:27)
11. Менять ли место работы, если там ухудшился психологический климат, или нужно терпеть? (29:48)
12. Муж бросил меня с четырьмя детьми. Как воспитывать детей одной? (31:45)
13. Кого называют воцерковлённым человеком, и как им стать? (34:17)
14. Почему в храмах берут плату за Крещение? (36:55)
15. Правда ли, что нужно возить в монастырь на отчитку людей, имеющих "подселенцев"? (44:50)
17. Что делать, если воцерковление остановилось? (47:55)
– Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Мы вновь с вами, в программе «Блогпост». Мы с отцом Александром будем отвечать на ваши вопросы, как делаем это уже на протяжении столь долгого времени.
– Добрый день. Батюшка, вопросы, к сожалению, часто повторяются. Видно, не все наши слушатели и читатели знакомы с предыдущими передачами. Как благословите?
– Может быть, делать так: если уже был такой вопрос, мы будем просить человека поискать ответ – может, он его и найдёт.
– Вопрос звучит, может быть, несколько иначе, чем заданные раньше, но темы всё те же. Может быть, я буду готовить тематические передачи (скажем, о семье). Вот, например, ко дню Петра и Февронии я соберу все вопросы, связанные с семейной жизнью, и мы об этом поговорим. Придётся повторяться, но ничего не поделаешь: присоединяются всё новые и новые люди...
Давайте начнём. Валентина из Брянска: «Как можно творить непрестанно Иисусову молитву со вниманием, благоговейно и покаянно, чтобы она не превратилась в автоматическую?»
– На это ответа нет. Потому что нельзя по учебнику или с наших слов научиться ездить на автомобиле. Я освоил навыки вождения двадцать лет тому назад и, в отличие от обычного обывателя, умею ездить на автомобиле. И, может быть, это звучит странно, но большинство людей, ездящих по улице, этого делать не умеют. И из-за этого часто возникают проблемы. Правильная езда на автомобиле доставляет человеку удовольствие и умиротворение. А большинство водителей очень нервничают. Я говорю об этом потому, что для того, чтобы научить молиться, рядом нужен человек (рядом – это не обязательно в одной комнате, но в пределах досягаемости), к которому нужно постоянно обращаться, который будет учить. Это может занять не меньше года, а бывает, что и больше. Поэтому рассуждать на эту тему бессмысленно. Но учебники есть: «Добротолюбие», например.
– По Иисусовой молитве много написано...
– Да. Если человек освоит написанное, начнёт со смиреним, с покаянием молиться... Есть общие рекомендации. Например, ум держать в словах молитвы, как начальное упражнение, чтобы каждое слово доходило до ума. Для этого нужен серьёзный многолетний навык каждодневной молитвы. Вот максимум, что мы можем сказать. А конкретнее сказать невозможно: это всё равно, что обучать на словах вождению атомобиля или игре на гитаре...
– Я в своё время тоже этим вопросом задавался, читал книжки. У каждого человека, достигшего этой молитвы, свой индивидуальный метод.
– В чём-то это индивидуально...
– И всё же эти опыты пересекаются, в них много общего. Но нельзя сказать, что один человек повторил путь другого.
– Да, как не бывает двух одинаковых художников, так и невозможно повторить чей-то молитвенный опыт в точности, это тоже творчество. Единственное – нужно обезопасить себя смирением и покаянием. Если занятие Иисусовой молитвой будет сопряжено с каким-то превозношением, самокопанием, самооценкой – то это, практически, прямой путь в психиатрическую лечебницу.
– Следующий вопрос: «Отец Димитрий, авва Дорофей пишет: “Ибо как желающие обучиться плотничеству не занимаются иным ремеслом, так и те, которые хотят научиться деланию духовному, не должны заботиться ни о чём другом, но день и ночь поучаться в том, как приобрести бы оное”. Объясните, пожалуйста, что значит “не заботиться ни о чём другом”?»</p>
– Это не что иное, как исполнение заповеди Божией «не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться» (Мф. 6, 25).
– Понятно, когда монашествующий может от всего отречься и монастырь даёт ему необходимое для телесной жизни, а всё остальное он направляет на жизнь духа. А как быть мирскому человеку?
– Так же. Но для этого вся семья должна быть выстроена по такому же принципу. Если один отдаётся духовной жизни, а другой этим недоволен, то ничего из этого не выйдет. Должно быть обязательно единство духа в семье, тогда это вполне возможно.
– Вот, батюшка, как раз продолжение. «Помогите советом. Мы с мужем люди верующие, ходим в храм, но мой отец часто просто впадает в бешенство, когда мы в воскресенье идём в церковь, а не работаем на даче вместе с ним. Оскорбляет нас самыми грязными ругательствами. Оставить родителей не могу, так как мама очень больна, и я её жалею, да и отца жаль. Будет ли правильно прекратить с ним всякое общение? Ведь Господь завещал почитать отца и мать. Дошло до того, что я уже в душе хочу, чтобы он поскорее умер. Понимаю, что это страшный грех, мучаюсь от этого. Как быть?» – Ольга из Новосибирска.
– Как быть – я не могу сказать. Я могу сказать, как бы сделал я, если бы я был в такой ситуации. Я бы, конечно, прекратил всяческое общение. Почему-то очень многие люди почитание родителей как-то соединяют с человекоугодием. Можно с большим почтением сказать: «Папочка, твоё поведение ни с какой точки зрения нормальным назвать нельзя».
– Люди такую параллель проводят: почитать – значит никак не обидеть.
– Если бы было возможно не обидеть, тогда апостол Павел сказал бы: «Будь со всеми в мире». Но он сказал: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12, 18). По возможности. Потому что бывает, что такой возможности нет. В истории церкви мы знаем, что родной папа дочке голову отрубал, или папа убивал собственного сына. И что? Почитание – почитанием, но человекоугодие совершенно в почитание не входит.
Если вернуться к нашему вопросу, то папе даже вредно такое раздражение. На юридическом языке его действия называются «превышение своих полномочий». Дочь давно выросла, она замужем, у неё своя семья – почему это они с мужем должны быть рабами на папиной даче? Если нужны наёмные работники – найми ребят из Таджикистана, и им хорошо, и тебе. Почему кто-то тебе должен выращивать картошку, когда её на рынке полно? У человека есть какие-то представления, и он хочет всех вокруг заставить жить согласно этим своим представлениям – это же просто смешно. Придёт время, и, может быть, у них появится вкус к огородным делам, они сами приедут; что тут требовать? Это просто какие-то неправомочные действия, ещё и уголовно наказуемые, как то: сквернословие, угрозы и так далее. Хулиганство просто. Поэтому поощрять это неразумно. Папу жалко, маму жалко. Если жалко – слушай на здоровье, но я не думаю, что папе от этого польза, или маме. Мне кажется, что гораздо ближе к почитанию родителей будет ограничение папы в возможности проявлять свою внутреннюю скверну.
– То есть, наоборот – взять и отгородиться от родителй?
– Это же зависит от возможностей человека.
– Одна раба Божия пишет: «Живу со свекровью, она замечательная женщина, но любит, чтобы всё было только по её воле».
– Все любят. Маленький ребёнок двух с половиной лет любит, чтобы всё было только по его. И что нам всем теперь делать? Выстроиться и всё делать, как он желает – «чем бы дитя ни тешилось»? Извините. Не лучше ли ребёночку объяснить, что всё по-твоему не будет никогда?
Вот Путин тут недавно с Обамой сидел... И оба такие грустные... Потому что Путин не делает, что Обама хочет, и Обама не делает того, что хочет Путин. Какие-то они немножко унылые сидели. И ведь у каждого из них есть власть, они люди взрослые, серьёзные, небедные, при должностях, и то ничего сделать не могут, приходится смиряться.
– Каждому приходится смиряться...
– …И каждому приходится взвешивать, каждый смотрит на свои возможности. Вот сейчас эта дочь уедет от своего отца, а вдруг он её наследства лишит, а это наследство – это её единственный ресурс? А она уедет, потому что её «отец Димитрий благословил». А я ведь не знаю всех обстоятельств их жизни, поэтому я не могу сказать, как быть. Придётся самому человеку взвешивать и решать.
– Может быть, ещё раз объяснить людям, что же такое почитание родителей? Люди просто не понимают...
– Не хамить. Разве не понятно?
– Не понятно. Мать обижается. Отец обижается. «Они на меня обижаются, они из-за меня расстраиваются – значит, я их не почитаю».
– Ничего подобного. Все родители иногда расстраиваются из-за детей, по разному поводу. То вот мама говорит сыну: «Ты знаешь, мне не нравится, как она к тебе относится!» Раньше-то мама кашку сама разжёвывала, потом выплёвывала её на ложечку, потом оттягивала сыночку левым пальцем подбородочек и кашку в ротик складывала, потом руками по кругу массировала ему щёчки, чтобы он жевал. А жена так не делает. Да ещё и показывает: мол, пойди и разогрей сам. Вот маме и кажется, что жена не так, как надо, к сыночку относится... И что теперь делать? В брачном же договоре не было условий, что жена будет за мужа кашку жевать, а он только глотать. Какие теперь могут быть претензии? Но мама недовольна. Ну так все чем-то недовольны.
– Татьяна, Краснодарский край: «Отец Димитрий, если предательство Иуды и последующее распятие Христа были предопределены Богом, то в чём вина Иуды?»
– Нельзя сказать, что это было предопределено. Если смотреть «изнутри» Иуды, он сам сделал такой выбор. Просто Бог знал, что есть вероятность такого выбора. И больше ничего. Человек всегда свободен.
– То есть не было это предопределено?
– Да человечество настолько подлое, что если бы апостол Иуда отказался, там в ряд выстроилось бы ещё сорок иуд. Если бы и те отказались – четыреста выстроилось бы. Мало разве было людей в Израиле, которые хотели убить Иисуса по прозвищу Христос? Да пруд пруди.
– Так вот люди иногда рассуждают: а если бы того-то не случилось бы... Но этого мы никогда не узнаем, историю не переписать.
– А зачем узнавать? В чём вина Иуды... Пусть автор вопроса успокоится: он абсолютно ни в чём не виноват. Так легче? Леонид Андреев целый роман написал на эту тему – апология Иуды. Это всё старо, как мир – и скучно.
– Раб Божий Андрей: «Испытание истинности веры – это готовность христианина каждую минуту времени не только умереть за Христа, но и претерпевать и муки, и мучения. Страшнее всего – не выдержать и предать. Я не верю, что в одиночку немощный человек способен выстоять. Как себя правильно подготовить к таким испытаниям, чтобы не предать?»
– Откроем Евангелие. Там написано: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк. 16, 10). Неверный в малом, конечно, не сможет это выдержать.
– Так, потихонечку, преодолевать...
– …свои немощи, свои нежелания... Начинается всё с поста: хочу – а не ем, не хочу – а ем. Не хочу вставать – встаю; не хочу умываться холодной водой – умываюсь; не хочу чистить зубы – чищу; не хочу рубашку гладить – глажу; не хочу посуду мыть – мою; не хочу держать себя в рамках – держу. И наоборот: хочу ругаться – не ругаюсь; хочу злиться – прощаю; хочу есть – воздерживаюсь; хочу говорить – молчу. А дальше переходим к более сложным вещам: хочу «дать с правой» – подставляю левую. Не хочу страдать – ради Христа иду.
– Хочется иногда так перепрыгнуть через первую ступеньку и сразу оказаться там...
– Так не бывает. Конечно, в отдельных случаях бывают какие-то ситуации – ну, резкие. Как у майора Солнечникова, который на гранату лёг. Или милиционер – не помню фамилии – вскоре повторил его подвиг (слава Богу, что граната учебная оказалась). Военные люди – всё время в состоянии стресса, в состоянии отсечения своей воли находятся. В этом смысле они тренируются в том, чтобы жизнь отдавать – военная служба их к этому подготавливает.
– Человек не становится же таким в один день, всю жизнь он идёт к этому поступку.
– Нет, бывает. Например, среди мучеников Севастийских оказался один, который даже не в один день, а за несколько часов подготовился. Всё бывает.
– Борис из Щёлково: «Принял Крещение год назад, любовь к Богу есть, но нет во мне cтраха Божия, о котором возглашает священник, и сколько не оглядываюсь после возгласа – не вижу, чтобы прихожане пугались. Что это такое?»
– Вопрос терминологический. Если хочешь увидеть страх, обойди какого-нибудь прихожанина и гавкни ему на ухо... Если тебе это надо. Или хлопни в ладоши... Это – если хочешь увидеть страх. В церкви речь идёт о страхе Божием, который есть благоговение, а это совсем другое.
– Ну вот человек за год пока не освоил, что это такое.
Следующий вопрос: «Правда ли, что как богатых удерживает на земле их богатство, так и считающих богатством свою плоть не пускает это богатство в Царство Божие?»
– Излишнее внимание к здоровью, внешности является таким препятствием.
– Вот Вы, батюшка говорите: излишнее. А где та грань, когда забота не излишняя?
– Это всё решается по совести. Совесть для этого и дана, чтобы ходить по грани. Потому что невозможно снабдить инструкцией каждый шаг человека.
– Валентина из Брянска: «Если изначально Создателем определена судьба одному человеку быть сосудом для почётного употребления, а другому – для низкого, то о какой молитве идёт речь, о чём мы молимся?»
– Что-то я не понял вопроса...
– Если уже Богом определено каждому человеку некое предназначение, одному быть возвышенным Богом, а другому, вот как Иуде...
– Что-то я про это не слышал... Каждый человек себе выбирает путь по склонности – а не то, что Бог определил или начертал человеку тот или иной путь. Масса талантливых людей, допустим, спивается...
– Но в жизни многих подвижников и угодников Божих мы явно видим промыслительную руку Божию...
– Промыслительная рука Божия направляет всех. Если бы Иуда прислушался к словам Христа и остановился в своём движении к предательству... там же было несколько «ступеней». Вот за столом Тайной Вечери Господь его призывал...
– «…Один из вас предаст меня».
– Да, Господь ему намекал. Потом Он как бы явно сказал ему, что всё знает. Иуда мог бы остановиться. И даже когда Иуда явно пришёл предавать Господа поцелуем в Гефсимании – он ведь мог этого не делать? Он на любой стадии своего падения мог отвернуться от греха и не делать этого. Как и каждый человек. А получается, что человек сначала обвиняет Бога незнамо в чём, а потом делает из этого неверные выводы и ещё думает кого-то озадачить.
– Просто существуют очень конкретные пророчества, которые, естественно, сбываются, и возникает вопрос: если Господь так предопределил, то те люди, которые послужили ко злу, значит уже были предназначены к этому злу?
– Нет. Господь прекрасно знает, как грех действует в сердцах людей и как это возможно. А грех возможен на любом уровне, даже на апостольском. Вот апостол Иуда ходил, проповедовал, исцелял больных и воскрешал мёртвых. А потом ниспал с этой высоты.
– Но ведь Господь мог не попустить дьяволу до такой степени соблазнять человека?
– Если человек упорствует, Господь не может насиловать волю человека.
– Мы знаем, в нашей жизни такое случается, и практически каждый человек может свидетельствовать, как Господь просто останавливал его злые намерения. Вот человек собрался какое-то зло совершить – а что-то помешало.
– Да, бывает, что человеку не удаётся тотчас совершить задуманное, но и бывает, что человек на следующий день уже не останавливается, и Господь отходит. Бог использует некий знак, как – если можно так сказать – некий педагогический приём. Вот, например, травмай не пришёл вовремя, а человек собирался ехать на трамвае грабить магазин, и в результате не поехал. А на следующий день поехал. Знамение Божие он как бы не распознал. Или ограбить магазин для него было важнее.
– То есть Господь пытается каждого человека вразумить, но если человек упорствует в своём...
– Безусловно. Каждый упорствует сам, и Бог тут совершенно ни при чём. Для Бога важны не поступки, а мотивы, которые исходят из сердца. Поэтому, если человек упорно движется ко злу, Господь даёт возможность человеку испытать последствия того зла, которое он сделал. Для чего? Чтобы очистить его сердце, чтобы не было в нём таких мотивов. Если человек не видит, что его затея кончится тюрьмой – ну тогда пусть отсидит. Ты опять не видишь, думаешь, что один раз отсидел – и всё, дальше уже всех перехитришь? Отсиди второй раз. И второй раз не помогло? Вот теперь третий раз отсиди – ни за что. За совсем другого человека. А на самом деле не за другого, а за то, что ты сделал семь лет назад – и не попался. Не говори, что ни за что: вспомни-ка хорошенько...
– Про себя плохое вспоминать люди не очень любят, и чаще всего этот вопрос и звучит: «За что?»
– Люди не любят и попадать молотком по пальцу. Мало ли, чего люди не любят. «За что» – всегда есть, просто мы не всегда можем причинно-следственную связь установить. Не «за что?» нужно вопрос задавать, а «почему?» и «зачем?»
– Сергий из Ставрополя: «Слышал от некоторых священников и прихожан, что хорошо бы каждому найти своего святого, и, желательно бы, по времени жизни – близко к нашему времени, чтобы ему чаще молиться и просить помощи в спасении души. Как это сделать? Существуют ли духовные советы старцев по этому поводу?»
– Не знаю. Про старцев не в курсе.
– Почему рекомендуют выбирать святого, жившего поближе к нашему времени?
– Это может быть связано с тем, что о человеке, жившем близко к нашему времени, больше известно, и это может послужить большим назиданием. Ничем другим это никак не объяснишь. На самом деле, когда человек покидает эту землю, он уже вне времени, и нет принципиальной разницы, когда он жил. К человеку, жившему недавно, легче «приблизиться», легче понять его личность.
– Про некоторых святых из жития мы можем прочесть просто упоминание, две строчечки, и больше не найдёшь. Как, например, про мученицу Галину. Столько Галин у нас, а жития этой святой нет...
Надежда из Кемерово: «Если на работе изменился психологический климат, нет доверия и поддержки – основательная ли это причина смены места работы, или лучше потерпеть?»
– Причина эта основательная. А терпеть нужно всегда во имя чего-то. Например, можно терпеть некомфортные обстоятельства для упражнения в терпении.
– Некоторые говорят: «Я раздражаю людей, так лучше мне уйти, чтобы их не раздражать: что же я их в соблазн ввожу?»
– А может быть, в другом месте человек будет раздражать окружающих ещё больше. А можно даже опросить людей и исправиться. Может, всё гораздо проще. Ну, например... человек ковыряет в носу над тарелкой супа, и всё туда падает. Конечно, соседей за столиком это раздражает. Ну так можно эту привычку отложить во времени на «после работы», и уже не будешь людей раздражать...
– «У меня четверо детей, – пишет Вера из Москвы, – трое мальчиков и девочка. Старшему – десять лет, младшему – пять месяцев. Муж недавно нас бросил. Что делать? Как воспитывать детей одной?»
– Ну, самое главное – не настраивать их против отца. Не говорить, что он такой плохой. Это вот на них действует разрушительно. А как воспитывать – так и воспитывать – по-христиански. И будем считать, что он умер. Так же бывает. Вот как вдовы воспитывают своих детей. У меня была такая знакомая, матушка Агния, схимонахиня. У неё было одиннадцать детей. А в сороковом году её муж ничего лучше не придумал, как умереть. И она одна всех детей воспитала, вырастила, выкормила. Она сама мне рассказывала, что ни один из них грязным не ходил, все чистенькие, прибранные. И Бог помогал. Один раз вышла на дорогу, а там карточки лежат хлебные, очень кстати пришлись.
– Это подвиг.
– Одного ребёнка родить и воспитать – это подвиг. А уж одиннадцать, да без мужа, да в такой период – «самый лёгкий» – нашей отечественной истории, с сорок первого по пятидесятый год (война, а потом разруха). Но я сам их видел, с ней общался, много лет к ней ездил.
– Сейчас многие говорят, что в трудное время живём, тяжело.
– Не знаю. Если кто-нибудь скажет нам, какое время лёгкое – будем мечтать о таком.
– Наталия из Москвы: «Скажите, пожалуйста, кого называют воцерковлённым человеком и как им стать?»
– Нужно ходить в храм. Нужно постоянно причащаться Святых Христовых Тайн, исповедоваться. Соблюдать пост в среду и пятницу, четыре многодневных поста. Потом нужно обязательно читать Евангелие (для начала каждый день) и весь Новый Завет. Потом обязательно не один раз прочесть весь Ветхий Завет. Потом нужно обязательно изучать Церковный Устав, тоже очень полезно, и писания Святых Отцов. И так, постепенно, произойдёт воцерковление.
– Батюшка, Вы описали сложный путь...
– Что тут сложного? Ничего сложного нет. Путь воцерковления занимает, в среднем, десять лет. До этого человек считается неофитом, новообращённым. А некоторые и за пятьдесят пять лет не воцерковляются, потому что ничего для этого не делают. Воцерковлённый человек близко к тексту знает Новый Завет, знает правила Церковного Устава, соблюдает посты.
– Церковный Устав и Новый Завет знают многие люди, и даже цитируют очень близко к тексту, но порой по их вопросам видно, что эти люди совершенно далеки от понимания того, что цитируют.
– Понимание приходит тоже не сразу.
– То есть воцерковлённость – это знание? Так получается?
– Осмысленное знание. Не формальное.
– За этим дальше-то идёт исполнение...
– За этим дальше идёт христианство, прямо шествует.
– То есть воцерковлённый человек – это еще не христианин?
– Нет. Это необходимое, но не достаточное условие.
– Раб Божий Иван: «Почему в храмах зачастую требуют платить за Крещение? Отвергнутый апостолом Петром Симон-волхв как раз хотел заплатить за Крещение, за что и был отвергнут».
– Это не плата за Крещение. Это есть пожертвование на храм.
– Но не всегда добровольное пожертвование. Ведь человек видит прейскурант за свечным ящиком.
– Ну со стороны священника – тоже. Вот с моей стороны – это действие, все тридцать лет недобровольное. Приходится себя заставлять. Так неохота крестить, просто ужас.
– А в чём причина, батюшка?
– Ну, понимаешь, ты оказываешься в положении человека, взявшегося строить дом, который при тебе сожгут. Бессмысленное занятие.
– Были же такие случаи, когда действительно было радостно за новокрещёного?
– Были. Вот тут человек стоит, я его тридцать лет назад крестил, и теперь он воцерковился, в церкви помогает, живёт этим. Ну а про большинство-то вообще непонятно, чего они пришли креститься. Хоть денег дадут. А так какой толк-то? Ну какой с них со всех толк? И относятся они к Таинству Крещения как к платной услуге. И ничего не понимают, и понять не хотят, и даже вообще, так сказать, «ни с места». Чего пришли – непонятно. Тяга души есть, это я фиксирую, но абсолютно неосмысленная. И осмыслить не хотят, и на это время потратить не хотят. А я должен крестить – а я не хочу, во мне всё сопротивляется.
– И что в такой ситуации делать?
– Ну как я... Я вот вас заставляю, младших священников. Я теперь себя полностью от этого освободил. Крещу только ваших детей, потому что вы воцерковлённые люди, вы мои ученики. Я с удовольствием это делаю, сколько бы вы ни нарожали. Я хоть и усталый – а крещу ваших детей. А с остальными я просто двадцать лет промучился, хватит. Ну просто мучение. Ну а когда денег дают – ну всё-таки хоть какие-то отношения устанавливаются... Не просто к тебе относятся, как к псу; ну пса-то хотя бы кормят. Я крещу человеку ребёнка, он теперь имеет право его отпевать. Если его там людоед какой-нибудь в лес затащит и съест, мы хоть кости можем отпеть. Должен же человек какую-то благодарность за это иметь. Ну вот он и выражает благодарность в виде пятисот рублей. Разорился, что ли, на пятьсот рублей? Давай поторгуемся, может, на трёхстах сторгуемся. А то у них нет ни веры, ни совести, ни чести – а тут им всё в целлофане и с бантиком, да «приходите ещё» и «мы вам рады». Что, бесплатный китайский ресторан что ли?...
– В таком случае, может быть, лучше отказать в Крещении, если люди совершенно не осознают этого Таинства?
– Понимаешь, у меня был такой опыт – отказывал. А потом чувствовал, что сделал тоже неправильно. Ну человек не понимает, почему ему отказали – тем более, вчера ещё не отказывали. А сегодня вдруг отказали. Он не понимает.
– Его обидели в церкви...
– Обидели. «Я пришёл в церковь крестить ребёнка, у нас такой обряд, – как он говорит. – У меня бабушка была верующая, прапрабабушка была верующая». Я уж не знаю, как прапрадедушка, наверное, нет, но прапрабабушка точно была верующая. Ну и чего? Он считает это достаточным основанием для крещения ребёнка. А как ему изменить сознание, я не знаю. Ситуация сложная очень.
Я предлагаю человеку научить его, а он не хочет ходить в церковь, ему некогда, ему работать надо, и вообще, воскресенье – единственный выходной. Потом футбол Голландия-Финляндия, потом огороды, лыжи, друзья приехали... «А я захожу в церковь. Свечку поставлю – а что ещё надо? Евангелие? О-о, я читал Библию, я читал». Начни такого человека спрашивать – ничего он не читал, он Библию от словаря Даля не отличит, потому что словарь он тоже не читал. Спрашиваю: «Евангелие читал?» – «У меня молитвенник есть». Ты ему про Фому, он тебе про Ерёму, и это может продолжаться без конца. Поэтому – хотя бы денег с него взять...
– А этот вопрос на общецерковном уровне сейчас рассматривается?
– Рассматривается. Будет документ. Но что сейчас будет, если мы постановим, что никого не будем крестить, пока человек Символ Веры осмысленно не скажет? Так он опять пойдёт к сельским батюшкам, даст денег... Найдутся ведь батюшки, которые посчитают, что высокие умы что-то опять напридумывали, а раз они и сами-то толком Символ Веры не объяснят – что же спрашивать с некрещёных?
Поэтому подобные документы будут приниматься на будущее, в надежде, что оно настанет. И на сегодняшний момент брать деньги – это благо, человек церковь хоть тремястами рублями – а поддержал. Этими деньгами певчему заплатят за полслужбы. Хоть одному из пятнадцати.
– Следующий вопрос: «Подруга говорит, что в её сыне (мальчику десять лет) есть “подселение”. “Заселился” некий мужчина. Ей самой об этом “подселении” сказала сестра, обладающая некими подобными свойствами. Она сказала, что мальчика нужно вести в монастырь к старцам на отчитку. Слышали ли Вы о подобных “подселениях”, и как с ними бороться?»
– В ЖЭК нужно пойти и «выписать». Это первое, что я хочу сказать. Второе – «по вере вашей да будет вам» (Мф. 9, 29). Кто в кого верует, тот тому и раб.
– Ну вот, батюшка…p>
–Ну вот и всё. Пойдём дальше. Есть ещё вопросы?
– «Отец Димитрий, с рождения я очень дружна со своей сестрой. Все радости и несчастья переживаем вместе. Так дожили до старости, и вдруг – полное непонимание. У неё пьющий сын, невестка – не подарок. Привезли ей ребёнка в деревню, и всё на неё навесили. Я ей советую, как лучше быть – а она раздражается. Как правильно поступить? Вижу, что человек гибнет. Не вмешиваться, или постараться всё же её убедить?»
– Не надо никого ни в чём убеждать. Убеждать нужно ребёнка, когда ему три года. Это можно попытаться сделать. И это эффективно. А убеждать взрослого человека – это, мне кажется, непозволительная дерзость. И своеволие. И невоспитанность. Поэтому, когда человек пристаёт со своими советами (не буду их характеризовать, эти советы), это просто неприлично. И ничего удивительного, что это раздражает. Неужели другой сам не знает, как ему поступать? Даже когда спрашивают, не дашь ли какой совет, и то нужно промолчать. Ну если уж нож к горлу приставят, тогда можно посоветовать, и то со всякими оговорками.
– Старому человеку явно «сели на шею»...
– А ему нравится. Ему нравится это «жабо». Зачем его хотят лишить единственного удовольствия? Он, дескать, погибает? С чего это он погибает? Он спасается. Несёт свой крест, всё нормально, он счастлив. Трудно ему? Трудно. А что – двести лет на этой земле жить? А может, он, наоборот, здоровье укрепит от этих трудов? Человеку в радость. Что приставать к людям? Как нехорошо...
– Мария из Московской области: «Несколько лет назад я, будучи ещё неверующим человеком, прочитала Евангелие. Осознала, что многое в моей жизни идёт не так. Начала воцерковляться, много читала, постепенно стала ходить в церковь на Исповедь и на Причастие. Но вот уже год моё воцерковление как будто встало на месте. В чём причина? Что-то я не понимаю? Помогите».
– Духовное развитие идёт по синусоиде. Поэтому бывают периоды, когда мы близко к «нулю», бывают и падения, бывают и подъёмы наверх.
– Человек так активно начал, и вроде бы пустое место заполнилось, а дальше...
– А дальше надо идти вглубь. Нужно менять качество души. Не только формально исполнять какие-то очень важные правила, а нужно меняться внутренне. А эти изменения творит только Благодать Божия. Нужно к этому стремиться и просить Бога... И это произойдёт.
– Спасибо, батюшка, на сегодня всё.
– Я очень рад. Всего вам доброго, спасибо за ваше внимание. До свидания.
– Всего доброго.
Комментариев 23 | Написать комментарий |
Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.
![]() ![]() ![]() ![]() |
Не устаю переслушивать,какие мудрые наставления,касающиеся всех нас,да еще и с юмором!Спаси Вас Христос дорогие батюшки!
очень жаль, что у о.Дмитрия больше не появляются блогпосты. Сейчас все очень заняты политикой, без этого не получается, но здесь был как глаток ЧИСТОГО воздуха. теперь и его не стало… Будем надеяться на возрождение этих замечательных блогпостов, через них мой муж и я пришли в церковь, они укрепляют нашу веру, помогают ответить на массу вопросов…
Батюшка-шутник большой, смеялась от души…
Спаси Господи!
о. Димитрий не прав — мало кто читал ветхий завет.
Спаси Господи, вас дорогие о.Димитрий и о.Александр.
о.Димитрий, у меня предложение, для захожан для которых вопрос платности крещения так важен, и котроые начинают потом Евангелием тыкать, нужно сделать вот что. Вы в своей проповеди как то сказали, что раньше крестили после Великого поста, так вот надо и устроить один два раза в году во всех храмах России бесплатное крещение после Рождества и Пасхи и точно как в Евангелие на каком нибудь местном водоёме, без всяких церемоний, без певчих и прочих удобств которые имеются в крестильных помещениях при храмах (с подогревом воды, скамейками и т.д.) «Деян.8:36 Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься?»
Дорогой батюшка, спасибо Вам огромное за все! Какое счастье снова слышать и видеть Вас.
очень поучительно и интересно , но люди пойдут крестится и крестить детей к Бабтистам ,Евангелистам ,Свидетелям Иеговы и там их будут бесплатно крестить , конешно не знаю как крестят Староверы ,если сказали бы сколько можете пожертвовать столько будет и это было бы по Божески .Спаси Господи .
Ну если людям все равно где креститься, лишь бы бесплатно,то почему не у баптистов или староверов?
наверно,его надо было бы покрестить,его ведь не зря это заинтересовало,а то что ничего не хочет и не стремиться знать-это можно допустить,ведь потом его Господь поменяет,придет время покаяния(осознания),что живет,как спит.
Спасибо, Храни Вас ГОсподь!
Да. Действительно крещение это тяжёлый труд для священника. Особенно в городских соборах когда приходиться крестить по 14 — 20 человек одновременно и разного возраста. При этом как правило уровень духовной жизни как крещаемых (взрослых) так и крёстных у детей оставляет желать лучшего. На вопросы священника о вере или ничего сказать не могут или отвечают ехидными ухмылками. А то и вообще с гневом скажут «мы деньги заплатили вот и крести а с вопросами не лезь». Исключения (когда люди по настоящему подготовлены) бывают очень редко. Сейчас священноначалие благословило прежде чем крестить проводить катехизацию. Но они не хотят ходить. Просто ищут храм где и так покрестят. Я настоятель небольшого прихода в районном городке. Стараюсь просто во время крещения как могу объяснять смысл таинства и кратко основы веры. Вроде действует на некоторых. По крайней мере после крещения приходят на Литургию для причастия и детей причащать приносят.
Спаси Вас Господи за труды в служении Богу и деле просвещения народа. После того, как я сама взялась помогать в храме — реально поняла с чем и какими вопросами сталкивается каждый священник ежедневно, я просто готова каждому иерею кланяться до земли. Всем помощи Божией.
«Сейчас священноначалие благословило прежде чем крестить проводить катехизацию. Но они не хотят ходить.»
Разве катехизация перед крещением не в обязательном порядке? Почему такое непослушание священноначалию?
Дорогие о.Димитрий и о.Александр,спаси вас Господь!
Спасибо! И присоединяюсь к osprey — УРА!!!
Глубоко, ярко, содержательно. Большое спасибо
Устал батюшка, люблю его бесконечно.
отлично,спасибо.
УРРРААА!!! Простите, не смогла удержаться от выражения своей радости.
нужно учиться
зачем?
целее будет