Блогпост протоиерея Димитрия Смирнова. Выпуск 37
Тридцать седьмой выпуск передачи "Блогпост протоиерея Димитрия Смирнова", в которой о.Димитрий отвечает на вопросы, поступившие от участников нашего мультиблога, о семейных ценностях и проблемах, о молитвенном делании и толковании непонятных мест в Священном Писании и на многие другие. Ведёт передачу протоиерей Александр Березовский.
NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Блогпост протоиерея Димитрия Смирнова. Выпуск 37

Блогпост. Выпуск 37.

Содержание

   1. Совместимы ли анархизм и христианство?   (1:59)

иерархия, единоначалие, дисциплина, руководствоваться Евангелием, совесть

   2. Откуда берутся примеры странных «грехов», содержащиеся в книгах типа «Подготовка к Исповеди»? Неужели это грех – вкушать пищу после захода солнца?   (8:54)

подготовка к исповеди, в помощь кающимся, грехи

   3. Почему Иисус вместо прямого ответа «да» употреблял слова «ты сказал»?   (9:57)

имеющий уши да слышит, свидетельство о чудесах Христовых, осознание очевидного

   4. Что означают слова «Блажен, кто не соблазнится о Мне»?   (10:57)

уклонение от истины, соблазн, вера, свидетельство о чудесах Христовых, осознание очевидного

   5. Может ли священник дать послушание стать крёстным отцом? Можно ли отказаться от такого послушания и не согрешить?   (14:40)

духовник, духовный отец, духовный руководитель

   6. Что предпочтительнее: смирение или страх Господень?   (17:53)

страх Божий, смирение, смиренномудрие, терпение

   7. Грех ли староверу ходить в православный храм? Можно ли староверу креститься в православном храме двумя перстами?   (19:44)

единоверческий храм, староверы, православный храм, обряд

   8. Не является ли репетиторство стяжательством с христианской точки зрения?   (21:53)

компенсация труда учителя

   9. Если воскресенье – это малая Пасха, почему в храмах не слышно «Христос Воскресе!» ?   (23:04)

Пасхальные песнопения, всенощная

   10. Существуют ли видеозаписи с объяснением, что происходит на церковной службе?   (23:56)

литургия, церковная служба, толкование

   11. Должен ли человек, соблюдающий все установленные Церковью посты, дополнительно поститься перед Причастием?   (25:09)

частое причащение, пост перед частым причащением, пост перед еженедельным Причастием, однодневный пост перед Причастием

   12. Какое значение фамилия в паспорте имеет для христианина? Можно ли христианину менять фамилию?   (26:01)

возникновение фамилий, происхождение фамилии, знание семейной истории, митрополит Иннокентий Вениаминов

   13. Как правильно защитить сына, над которым издеваются в армии?   (30:09)

дедовщина, военная прокуратра, привлечение прессы

   14. Как я смогу возлюбить ближнего своего, как самого себя, если себя ненавижу? Как избавиться от этой ненависти?   (32:11)

ненависть к себе, осознание своей греховности, отвергнись себя

   15. Почему евангелисты по-разному описывают одни и те же события?   (33:32)

Евангелие, суть евангельских событий, разное восприятие евангельских событий апостолами

   16. Как заставить мужа перестать пить?   (35:45)

алкоголизм в семье, алкогольная зависимость

   17. Почему играть в карты – это грех?   (38:12)

игра на деньги, игра на интерес, азартные игры, состояние азарта

   18. Можно ли христианским супругам фиктивно развестись, чтобы получить субсидию на жильё?   (38:54)

обман, игры с государством, несправедливость законов, фиктивный развод

   19. Что было источником героизма советских солдат во время Отечественной войны?   (42:20)

потомки верующих, степень веры, носители веры, христианское воспитание

Протоиерей Димитрий Смирнов:

Добрый вечер, дорогие браться и сестры! Мы вновь с отцом Александром встречаемся с вами в нашей передаче, которую по старинке называем «Блогпост», хотя находимся в студии, в которой обычно снимаем «Диалоги под часами». Думаю, смысл передачи от этого не изменится. Мы не стали тратить время на дорогу в пробках, чтобы переехать в другую студию, и решили остаться здесь. Итак, отец Александр, что у нас сегодня?

Протоиерей Александр Березовский:

Добрый вечер! Батюшка, вот Вы сказали «по старинке», и такое ощущение, что передача «Блогпост» идёт уже много-много лет, хотя не так уж и давно мы её начали...

Протоиерей Димитрий Смирнов:

Сколько времени прошло?

Протоиерей Александр Березовский:

Год, наверное.

Протоиерей Димитрий Смирнов:

Год – это много.

Протоиерей Александр Березовский:

Да, последний год очень насыщенный, кажется, что прошло уже много лет. Батюшка, пишут нам немало вопросов, хотя, к сожалению, многие повторяются... Может быть, наши зрители не всегда прочитывают и прослушивают то, что уже было. Большая просьба всё же...

Протоиерей Димитрий Смирнов:

Может быть, новые подключаются? Я хотел бы всех новеньких призвать просмотреть наши архивы...

Протоиерей Александр Березовский:

Владимир из Москвы: «Дорогой батюшка! Как-то пару раз Вы обмолвились о своих симпатиях к анархизму. Совместимы ли анархизм и христианство? Ведь анархизм вроде бы отрицает власть как зло, насилие, подавление. А святой апостол Павел призывает не противиться установленной власти. Разъясните, пожалуйста, может быть, я что-то неправильно понял?»

Протоиерей Димитрий Смирнов:

Всё правильно. Но я за «христианский анархизм». Но это же недостижимая ситуация. Даже внутри прихода невозможно этот «христианский анархизм» устроить. Всё держится на единоначалии, иерархии. Из-за немощи людской приходится использовать управленческие рычаги...

Протоиерей Александр Березовский:

Поясните, пожалуйста, что Вы подразумеваете под «христианским анархизмом»?

Протоиерей Димитрий Смирнов:

Это когда человек в своей жизни, своих мыслях и даже в своих чувствах руководствуется Евангелием.

Протоиерей Александр Березовский:

Тогда ему не нужны указания сверху...

Протоиерей Димитрий Смирнов:

Помню, когда я учился в семинарии, у одного семинариста украли Библию. Я просто хохотал. Ну там же написано: «Не укради». В те времена Библию нам дарили, как величайшую драгоценность. Её не то что купить, её достать нельзя было.

Если человек руководствуется евангельскими заповедями и совестью, тогда не нужны такие вещи, как принуждение, выговоры, воспитательная работа и так далее...

Протоиерей Александр Березовский:

Руководство ведь всё равно нужно, какое-то начальство должно быть.

Протоиерей Димитрий Смирнов:

Начальство – да, но без руководства. Мы вот объявили, что в семнадцать часов начинается всенощная, никто ни за кем не бежит, все аккуратно приходят сами. А если кто-то задержался, то никто не спрашивает, почему. Потому что знают, что если уж человек опоздал, то значит, в трамвае кончилось электричество, и дальше он шёл пешком, и так далее. Не приходится заниматься никакой дисциплиной. Но, к сожалению, немощь человека не позволяет совсем отказаться от дисциплинарных мер.

Разные примеры можно привести. Нам вот приходится уделять много внимания детским структурам, которые мы создали, и у нас, конечно, есть внутренние проблемы. Но самые большие проблемы, самые тяжкие мучения приходят извне, от государства. Да, можно себя уговорить, что это всё на пользу, и проблемы играют роль щуки, «чтобы карась не дремал»... Или, наблюдая со стороны приходскую жизнь, я замечаю, что даже у людей, которые специально пришли послужить Церкви, личные интересы часто перевешивают приходские и общецерковные. И такое случается и с мирскими людьми, и со священниками... Ещё пример: пригласили священника причастить человека, а он забыл. Человек ждал, готовился, не ел, не пил, а священник забыл.

Поэтому христианский анархизм возможен лишь в идеале. Я об этом только мечтаю: чтобы не было внешнего давления, и чтобы все жили по христианской совести. Но я понимаю, что это невозможно.

Протоиерей Александр Березовский:

Но ведь человек может быть действительно очень совестливым, но забывчивым.

Протоиерей Димитрий Смирнов:

В наше время существует огромное количество приборов, с помощью которых можно обеспечить себе любые напоминания. Или, если ты такой забывчивый, найми человека, плати ему половину своей зарплаты, и он будет за тобой ходить и всё напоминать.

Протоиерей Александр Березовский:

Проблему можно решить, если только захотеть.

Протоиерей Димитрий Смирнов:

Конечно. Вот даже те два распоряжения, которые я сегодня подписал, тоже относятся к нашему разговору. Зачем требуется распоряжение? Затем, что просто договориться – нельзя, не выходит.

Протоиерей Александр Березовский:

Да, требуется внешнее напоминание.

Протоиерей Димитрий Смирнов:

Поэтому, я хоть в душе и анархист, а вся моя жизнь противоречит моей мечте.

Протоиерей Александр Березовский:

Борис из Серпухова: «В книге для подготовки к Исповеди по творениям Игнатия Брянчанинова перечисляются весьма непонятные грехи. Например, «поминал живых за упокой». В чём здесь грех, если человек просто ошибся? Или «согрешил вкушением пищи после захода солнца». Вообще непонятно: зимой темнеет часов в пять, и что, потом есть нельзя? В чём тут грех? Поясните, пожалуйста».

Протоиерей Димитрий Смирнов:

Не могу пояснить, сам не знаю.

Протоиерей Александр Березовский:

Действительно, странные «грехи»...

Протоиерей Димитрий Смирнов:

Я бы посоветовал автору этого сборника поехать куда-нибудь на полярный Урал. Там солнце как зашло осенью, так восход будет только в апреле. И посмотрим, как он там поживёт без «греха».

Протоиерей Александр Березовский:

Вячеслав из Запорожья: «Почему Иисус, отвечая на вопрос Иуды о предателе, или на вопрос первосвященника о Сыне Божием, не говорит им «да», а говорит «ты сказал». Это значит «вы сами это сказали, а не Я»? Так ли это?»

Протоиерей Димитрий Смирнов:

Так.

Протоиерей Александр Березовский:

Почему нет прямого ответа «да» или «Я»? Что значит «ты сказал»?

Протоиерей Димитрий Смирнов:

Я дерзаю думать, что Иисус отвечал так для того, чтобы человек проговорил это сам и подумал над своими словами. «Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого? И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют» (Мф. 11, 2-5) .

Протоиерей Александр Березовский:

«...и блажен, кто не соблазнится о Мне» (Мф. 11,6). Эта фраза многих приводит в замешательство. А что значит «соблазнится о Мне»?

Протоиерей Димитрий Смирнов:

Соблазниться – это значит уйти от истины в сторону не истины. В чём соблазн? Соблазн в отходе от Христа. Господь ждёт от всех веры. Он не пришёл с плакатом «Я – Сын Божий», так, вставайте все, молитесь, вот он Я. Он прикровенно именовал себя Сыном Человеческим.

Протоиерей Александр Березовский:

По Его делам люди судили... Великий пророк сошёл, исцеляет, воскрешает...

Протоиерей Димитрий Смирнов:

Уже теплее.

Протоиерей Александр Березовский:

А если бы Он всё-таки заявил, что Он есть Мессия?

Протоиерей Димитрий Смирнов:

Он заявил, но опять же прикровенно. Например, тем, что воскрешал мёртвых.

Протоиерей Александр Березовский:

Подумайте, мол, кто может воскрешать мёртвых?

Протоиерей Димитрий Смирнов:

Да... Вот наинская вдова хоронит сына. Со стороны города идёт толпа народа, и с Иисусом пришла толпа народа, встретились. Все видели, как воскрес умерший. Вот думайте. Лазарь четверодневный из гроба вышел – думайте.

Протоиерей Александр Березовский:

Сами из мёртвых не восстают...

Протоиерей Димитрий Смирнов:

Ну а пятью хлебами накормить тысячи человек? Не по кусочку крохотному дать, а накормить, и так, что ещё двенадцать коробов осталось.

Протоиерей Александр Березовский:

Казалось бы, люди сами, лично, были свидетелями чудес, и всё так быстро забылось?..

Протоиерей Димитрий Смирнов:

Вот к тебе, отец Алесандр, тоже люди приходят. И, в основном, женщины, просят поговорить с их сыновьями. Думают, что вот сейчас мы что-то такое особенное скажем, и сын станет совсем другим человеком. Ничего подобного. Дело в том, что в результате чуда, или от сказанных кем-то слов человек не меняется. Он должен захотеть измениться сам. А мать своей жизнью должна явить сыну, что такое христианская любовь. Когда он познает эту любовь, тогда и откроются его очи, и возникнет желание что-то поменять.

Протоиерей Александр Березовский:

Я сам наблюдал много раз, что даже очевидное чудо, о котором люди свидетельствуют, не прибавляет им веры. Они готовы взахлёб о чуде рассказывать, с круглыми восторженными глазами, а жизнь их не меняется, остаётся прежней.

Протоиерей Димитрий Смирнов:

Поэтому Господь нарочито и не делал никаких чудес. Только в особых случаях. Но это никогда не было демонстрацией Своего Божественного могущества. Потому что это, опять же, было бы насилием.

Протоиерей Александр Березовский:

Первосвященники требовали от Него чуда, мол, тогда они уверуют, предлагали сойти с Креста.

Протоиерей Димитрий Смирнов:

Конечно, Он мог сойти.

Протоиерей Александр Березовский:

Легко.

Протоиерей Димитрий Смирнов:

Но не сойти – это много сложнее. Христос выбрал сложный путь.

Протоиерей Александр Березовский:

Александр из Алма-Аты: «Может ли батюшка назначить прихожанина крёстным отцом без его на то согласия, в порядке послушания? Мне уже шестьдесят два года, могу ли я отказаться быть крёстным новорождённому, не согрешив при этом?»

Протоиерей Димитрий Смирнов:

Если батюшка – твой духовный отец, то ты не можешь отказаться, потому что допрежь того ты сам поставил его над собой духовным руководителем. Если батюшка не является твоим духовным отцом, то ты сам решаешь, быть или не быть тебе крёстным отцом, и кому, а батюшка может тебя только просить, более или менее успешно.

Протоиерей Александр Березовский:

То есть послушание духовника должно исполнить?

Протоиерей Димитрий Смирнов:

Не духовника. А духовного отца. Духовник – это тот, которому ты постоянно исповедуешься, и советами которого ты пользуешься. А духовный отец – это человек, которого ты сам выбрал и вручил ему духовную власть над собой. И эта власть простирается до края вселенной. И до тех пор, пока ты сам эту власть не разрушишь. Если духовный отец говорит что-то сделать, а ты споришь и желаешь делать по-своему, с этого момента заканчивается ваша история духовного отца и духовного чада, и начинается какая-то другая, или не начинается никакой.

Такие отношения (духовного отца и духовного чада) довольно редки, но встречаются в церковной традиции. Духовный отец берёт на себя ответственность за поступки духовного чада, и в этом и есть руководство.

Протоиерей Александр Березовский:

Но оно возможно, наверное, только при частом общении. Некоторые подходят с просьбой: «Батюшка, будьте моим духовным отцом» и на полгода пропадают.

Протоиерей Димитрий Смирнов:

На полгода? У меня за тридцать лет все, кто просились, не появились больше ни разу. А так вполне можно быть духовным руководителем человека и общаться не реже чем раз в году. А современные средства коммуникации только в помощь. Речь ведь идёт о передаче слова. По электронной почте, бумажным письмом, как угодно.

Протоиерей Александр Березовский:

Многие старцы, даже будучи в затворе, не прекращали духовного окормления.

Протоиерей Димитрий Смирнов:

Да, через письма, через нарочного.

Протоиерей Александр Березовский:

Сергей из Москвы спрашивает: «Каково соотношение между смирением и страхом Господним? Действие смирения восхищает, но сердце больше лежит к добродетели страха Господня. Можно ли сосредоточиться на одной из этих добродетелей, не заботясь о другой, выбрать одну из них?»

Протоиерей Димитрий Смирнов:

Смирение невозможно без страха Божия. Просто не бывает. А одного страха Божия недостаточно. Говоря математическим языком, страх Божий – это необходимое, но не достаточное условие. А смирения не бывает без страха Господня.

Протоиерей Александр Березовский:

Страх Божий – это боязнь человека как-то оскорбить Бога, обидеть Его. Но приобретая страх Божий не становится ли человек смиренным? Ведь он всё теперь делает только по воле Божией?

Протоиерей Димитрий Смирнов:

Автоматически – нет. Чтобы стать смиренным, нужны две вещи. Первая – это терпение, вторая – смиренномудрие.

Протоиерей Александр Березовский:

То есть нужно пройти такие ступени?

Протоиерей Димитрий Смирнов:

Да. Можно даже третью ступень обозначить: страх Господень, потом терпение, потом смиренномудрие...

Протоиерей Александр Березовский:

И вершиной этой пирамиды будет смирение?

Протоиерей Димитрий Смирнов:

Да.

Протоиерей Александр Березовский:

Елена: «В детстве я крестилась двумя перстами, так как крещена по старой вере. Сейчас нас учат креститься тремя перстами, а как правильно? И ещё я хожу в православный храм, и мне там хорошо. Не является ли грехом, если староверка ходит в православный храм?»

Протоиерей Димитрий Смирнов:

Если староверка захочет быть православной, ей нужно принять Миропомазание – Таинство, соединяющее с Русской Православной Церковью. И истинность Церкви не проверяется тем, как человек себя чувствует в её храме: хорошо или плохо. "Мне хорошо, значит Церковь хорошая, мне там похуже, значит Церковь плохая" А креститься двумя или тремя перстами, теперь уже не играет никакой роли, ибо два этих обряда признаны Церковью равночестными.

Протоиерей Александр Березовский:

Крестись, как больше нравится.

Протоиерей Димитрий Смирнов:

Да. Но если ты ходишь в православную церковь, где все крестятся тремя перстами, то креститься там двоеперстием будет нелепо, то есть некрасиво. Если так привык и хочется продолжать, то найди храм православный, где все крестятся двумя перстами, есть в Москве такие храмы любителей старого обряда. А есть ещё единоверческие храмы. То есть вера одна, а обряд старый. Они следуют старому обряду не из соображений того, что они любители, а из соображений того, что это правильно.

Но всегда лучше, когда есть единство даже в таких мелочах.

Протоиерей Александр Березовский:

Дмитрий: «Полезно ли, с христианской точки зрения, учителю заниматься репетиторством? Иисус Христос говорил апостолам: «Даром получили, даром отдавайте». Речь, конечно, идёт о другом, об исцелении. Может быть, репетиторство – это заработок сверх положенного обществом и государством? В то же время зарплаты учителей и преподавателей побуждают их искать дополнительный заработок».

Протоиерей Димитрий Смирнов:

Какой-то надуманный вопрос, «высосанный из пальца»...

Протоиерей Александр Березовский:

Ну вот люди боятся... Боятся всего, как бы не было каких противоречий...

Протоиерей Димитрий Смирнов:

Не вижу никаких противоречий. Зарплата учителя столь мизерна, что никакой приработок не компенсирует этого каторжного труда. И автор вопроса сам это сказал.

Протоиерей Александр Березовский:

Михаил из Рязани: «Очень часто слышу, как воскресный день называют малой Пасхой. А почему тогда в храмах не слышно радостного возгласа “Христос воскресе! – Воистину воскресе!”?»

Протоиерей Димитрий Смирнов:

Потому что этот возглас произносится только в большую Пасху. Но некоторые пасхальные песнопения поют на всенощной.

Протоиерей Александр Березовский:

Поэтому можно услышать Пасху и в другое время. Есть стихиры, которые читаются определённым гласом, с которых начинается пасхальная служба, когда их слышишь, даже дух захватывает.

Валентина: «Я не понимаю храмовую службу. Подскажите, пожалуйста, есть ли где видео-диски, или сайт, или записанные передачи церковной службы с комментариями и пояснениями по ходу службы: когда и как креститься, когда кланяться, какое действие священника что означает. Мне это важно, так как без понимания службы мысли рассеиваются, и получается "немая" молитва».

Протоиерей Димитрий Смирнов:

Таких пособий очень много. Но по известной причине я не знаю их названия, и где точно их взять, я уже давно с этим вопросом разобрался. Но если захотеть, вполне можно найти даже и в Интернете, с любыми пояснениями. На Рождество и Пасху богослужение идёт по телевизору с комментариями. Я даже знаю человека, Николая Ивановича, который делает эти комментарии.

Протоиерей Александр Березовский:

Вера: «Нужно ли соблюдающему все календарные посты: четыре длинных поста, среду и пятницу каждую неделю, дополнительно поститься перед Святым Причастием? Очень хотелось бы причащаться почаще».

Протоиерей Димитрий Смирнов:

Если человек причащается часто, то наши прихожане в субботу мяса не едят, если кто раз в неделю причащается.

Протоиерей Александр Березовский:

Получается, два полных поста в неделю, в среду и пятницу, и один облегчённый в субботу?

Протоиерей Димитрий Смирнов:

Да. Но некоторые с удовольствием и в субботу постятся полностью.

Протоиерей Александр Березовский:

К сожалению, вопрос без имени автора: «Мне двадцать пять лет. Хочу поменять свою фамилию в паспорте на более звучную и менее распространённую. Но слышал, что среди христиан бытует мнение, что менять фамилию плохо. Что такое фамилия в паспорте для христианина?»

Протоиерей Димитрий Смирнов:

Ничто. Автор этого вопроса не знает европейской истории. На Руси фамилии стали появляться с XVIII века. До этого были прозвища, показывающие, к какому роду принадлежал человек, или каким ремеслом занимался. Высокопоставленные князья и бояре имели прозвища, связанные с местами или особенностями их подвигов. Александр Невский. Дмитрий Донской. Сербские и македонские фамилии тоже вышли из прозвищ. Вот например, Милорадович – сын Милорада.

Если бы фамилия человека имела какое-то очень важное значение, то Церковь, существовавшая восемнадцать веков до того, как прозвища на Руси стали обращаться в фамилии, как-то отметила бы эту важность. Если человек хочет поменять фамилию – можно и поменять. Но ещё лучше узнать происхождение своей фамилии, узнать через архивы, кто был твой дед, кто прадед, кто прапрадед, съездить туда, где они жили, сфотографировать дом, узнать, в какой церкви крестились... Всё можно узнать. Может быть, в твоём роду с такой простой фамилией были великие люди: и мученики, и подвижники, и воины. Это же важно – проследить историю своего рода, хотя бы до XVIII века...

А знает ли наш автор, что многие великие столпы Церкви меняли свои фамилии? Например, митрополит Иннокентий. Урождённый Попов, в семинарии он получил другую фамилию. Ректор семинарии епископ Вениамин изменил ему фамилию на Вениаминов (в честь себя). Некоторые документы свидетельствуют о том, что фамилия одно время писалась двойная: Попов-Вениаминов. Потом «приставка» Попов забылась, стали писать уже просто «Вениаминов». А потом он стал митрополитом Московским Иннокентием Вениаминовым. Если великому святому, апостолу Аляски и Америки меняли фамилию, то неужели нам, грешным, нельзя сменить?

Протоиерей Александр Березовский:

«Батюшка, мой сын сейчас в армии, попал в часть, где ребят бьют. Хотела приехать для освидетельствования побоев, но сын против, так как оставшихся ребят совсем загнобят. Как быть? Если идти законным путём, то другим будет плохо. Может быть, Вы что подскажете? Военная часть под Читой».

Протоиерей Димитрий Смирнов:

Нет, другим плохо не будет. У нас есть военная прокуратура, которая очень внимательно за подобными случаями следит. Если меры не будут приняты, то у нас есть пресса, которая настолько недружественна к армии, что готова такой материал «оторвать с руками», лишь бы раздуть скандал. И придётся потерпеть, потому что местным самоуправцам это не понравится.

Протоиерей Александр Березовский:

То есть Вы предлагаете пойти законным путём? Заявить в военную прокуратуру...

Протоиерей Димитрий Смирнов:

Да. А если откажут, то подать в суд. И нечего бояться, он же воин, чего бояться? А если война? А если в атаку? А в плен возьмут и побьют?

А вообще, я считаю, издевательства в армии нужно выжигать калёным железом. Сейчас это явление встречается всё реже и реже, но нужно, чтобы совсем его не было. Зачем нам такая армия, где призывников бьют? Они что, крепостные, что ли?

Протоиерей Александр Березовский:

Александр: «Господь сказал: "Возлюби ближнего своего, как самого себя". Когда я познакомился с Библей, увидел кучу дерьма в себе. Через какое-то время стал себя ненавидеть. Можно ли избавиться от этого чувства и как это сделать?»

Протоиерей Димитрий Смирнов:

А зачем избавляться? Ну, запах можно нейтрализовать одеколоном. Но лучше как-то всё это переработать в доброкачественный продукт. Цветы и фрукты замечательно растут на навозе.

Протоиерей Александр Березовский:

А чувство ненависти к себе – это нормально?

Протоиерей Димитрий Смирнов:

Я надеюсь, что Александр таким образом выразил своё чувство к греху в себе. Ведь когда Господь говорит «отвергнись себя», Он имеет в виду необходимость отвергнуться от греха, с которым мы так сильно срослись.

Протоиерей Александр Березовский:

Это не призыв перестать себя кормить, поить...

Протоиерей Димитрий Смирнов:

Конечно, совсем не это имеется в виду.

Протоиерей Александр Березовский:

Сергей: «Расскажите, пожалуйста, почему одни и те же события разные евангелисты описывают по-разному, например, в эпизодах об обнаружении воскресшего Спасителя?»

Протоиерей Димитрий Смирнов:

Я расскажу такой случай. Некий профессор на одном юридическом факультете провёл эксперимент: несколько студентов разыграли для группы сценку, показывающую преступление. Потом было сочинение для всей группы с заданием описать, что произошло. И все сочинения были разными, хотя писали будущие профессионалы: следователи, юристы.

Протоиерей Александр Березовский:

Кто как увидел...

Протоиерей Димитрий Смирнов:

Кто как увидел, кто как запомнил, кто как описал... Если бы все Евангелия были одинаковыми, под копирку, было бы ясно, что это ложь, составленная искусственно, «подогнано под ответ».

Протоиерей Александр Березовский:

Многих смущают детали. Один евангелист пишет, что Мария Магдалина прикоснулась к Спасителю, другой пишет – нет. Один пишет про двух бесноватых, другой про одного. Неужели они могли ошибиться в таких деталях?

Протоиерей Димитрий Смирнов:

А кто знает? Может быть, они описывали разные эпизоды? Господь ведь много бесноватых исцелял, и при одном эпизоде, с двумя бесноватыми мог присутствовать один апостол, а при другом, с одним бесноватым, – другой. Да и какая разница? Вот для меня это неважно совершенно.

Протоиерей Александр Березовский:

Важна суть событий...

Протоиерей Димитрий Смирнов:

Да, что через этот эпизод Священное Писание хочет нам сообщить, вот что важно.

Протоиерей Александр Березовский:

«Уважаемый отец Димитрий, подскажите, как заставить мужа бросить пить. Почти каждый день выпивает по два-три литра пива, говорит, что как устроится на работу, так бросит. Но ничего не меняется».

Протоиерей Димитрий Смирнов:

Заставить можно разными путями. Например, приковать к кровати. Но кровать должна быть без матраса, с панцирной сеткой. Чтобы все телесные жидкости в ведро стекали. Можно попробовать шестизарядный карабин между лопаток использовать для убеждения... Много есть разных способов заставить, но эффект от них всё равно ненадолго. Пойдёшь в кино, оставишь карабин дома, а муж позвонит кому-нибудь, и ему тут же принесут пивка.

Что значит заставить... тут вопрос стоит по-другому. Что человек больше любит: пиво или жену?

Протоиерей Александр Березовский:

Многие говорят: и то, и другое. Жену – очень, и пиво – очень.

Протоиерей Димитрий Смирнов:

Жена может попробовать подтолкнуть к осознанию. Взять и уехать на дачу, или в другой город к тётке. Или просто дверь закрыть и поставить новый замок, и в глазок проверять: «Ваня, это ты? Ты пьяный? Если пьяный, то иди погуляй, трезвый – заходи». Может, когда-нибудь Ваня и поймёт, что пьяненький он жене не нужен.

Протоиерей Александр Березовский:

Многие вот говорят, что жалко мужа так за дверью оставлять...

Протоиерей Димитрий Смирнов:

Жалко. Но меня же спросили, как заставить бросить пить. Мы уже перечислили, как: использовать карабин; приковать кандалами к кровати без матраса; уехать; выгнать. А дальше самой нужно фантазировать, как заставить.

Протоиерей Александр Березовский:

«Отец Димитрий, я прочитал, что играть в карты – это грех. Расскажите, если можно, почему?»

Протоиерей Димитрий Смирнов:

Состояние азарта греховно. Карты – это азартная игра, она вредная.

Протоиерей Александр Березовский:

Возбуждает вредные страсти в человеке. Некоторые говорят, что играют не на деньги, а для интереса.

Протоиерей Димитрий Смирнов:

Странный интерес. Значит, человек просто хочет испытывать азарт. Многие люди ведь просто гибнут от азарта.

Протоиерей Александр Березовский:

Андрей из Тулы: «Отец Димитрий, мы – молодая семья, есть двое детей. Своего жилья не имеем, участвовали в программе "Молодая семья" по получению субсидии. Но пока стояли в очереди, у меня наступил возраст, исключающий нас из программы. Нам посоветовали фиктивно развестись, чтобы супруга с детьми получила субсидию. Супруга сомневается в правильности такого поступка. Нет ли в этой ситуации сходства, когда первомученикам предлагалось на словах отречься от Христа, а в душе веровать? Или же "Богу – Богово, а кесарю – кесаревао"? Или это просто обман?»

Протоиерей Димитрий Смирнов:

Вопрос непростой. С одной стороны, в искусственной подмене одной ситуации другой существует некое лукавство. «Фиктивный развод с целью улучшения своих жилищных условий». С другой стороны, ситуация, когда из-за очереди истёк возраст именования «молодой семьей», и просто не успели не по своей вине, тоже несправедливая. К сожалению, закон не может быть всегда справедлив. Бывает, что обвиняют невинных, бывает какой-то «подгон» под ответ... Если действовать строго по совести, здесь есть лукавство. Но с другой стороны, государство с нами играет в некие игры, и иногда эти игры несправедливы. Вот с тем же жильём: в каждом недостроенном доме есть часть вины государства. Человек отдал деньги, но ни жилья у него нет, ни денег назад не получил. Это же обман. А государство допускает такие ситуации, ничего не предпринимает, когда собственных граждан обманывают. Или вот государство разрешает грабить народ с помощью финансовых пирамид. Ну пусть люди наивны, пошли к Мавроди и второй раз, и третий. Их называют и глупыми, и дураками, но это неважно. Государство должно защищать и глупых, и умных, и наивных. Но раз оно допускает такое безобразие, то каждый гражданин имеет некоторое право на игру с государством, не выходящее за рамки уголовного законодательства.

Протоиерей Александр Березовский:

То есть пусть сами подумают...

Протоиерей Димитрий Смирнов:

Подумают, помолятся Богу...

Протоиерей Александр Березовский:

То есть такой вариант возможен?

Протоиерей Димитрий Смирнов:

Очень многие так и делают.

Протоиерей Александр Березовский:

Станислав из Москвы: «Батюшка, во время войны многие советские солдаты проявляли массовый героизм, а ведь вряд ли многие из них были верующими в Бога, но совершали такие подвиги, на которые не каждый христианин теперь решится. Что было источником их героизма?»

Протоиерей Димитрий Смирнов:

Подавляющее большинство всё-таки в Бога веровали. Это факт бесспорный. Они были детьми верующих родителей, которые учились в воскресных и церковно-приходских школах. Всё начальное образование России было в руках Церкви, где Закон Божий был очень важным предметом. Эти дети верующих людей и выиграли войну. Закоренелых безбожников было немного, может быть, из сирот... А так даже и среди коммунистов были верующие. Я очень много таких встречал, а ярых атеистов таких, как академик Гинзбург, встречал немного. Пальцев одной руки хватит пересчитать. Очень трудно думающему человеку поверить, что Бога нет. Сама жизнь тогда теряет смысл.

Другое дело, что степень веры и знаний о вере у советских солдат была меньше, ну так и носителей веры истребили физически практически всех. Но само воспитание верующими родителями, отношение к жизни, которое они впитали в семье, и дало возможность состояться подвигам. Сейчас же очень многое изменилось, теперешних христиан воспитывали уже безбожные родители.

Протоиерей Александр Березовский:

Спасибо, батюшка, за Ваши ответы. Наша передача подошла к концу, пора прощаться.

Протоиерей Димитрий Смирнов:

Всего доброго, до свидания, спасибо за Ваши вопросы.

Протоиерей Александр Березовский:

Спасибо, было очень приятно с вами встретиться, всего доброго, до свидания.

Комментарии.

    Комментариев 32

    1. Mikola:

      В защиту святителя Игнатия (Брянчанинова)…
      Перетряхнул инет с помощью разных поисковых систем,- нету! Нету у святителя упоминания о таком грехе «поздноядение» — вкушение пищи после захода солнца. Есть у Протоиерея Валентина Мордасова (книга ЧТО ПОСОВЕТУЕТЕ, БАТЮШКА?), где он разъясняет, что значит сами термины «поздноядение» и «раноядение». Уверен, что норма эта перенята была из монашеских аскетических опытов и относится исключительно к монашествующим. Вспоминается обычай одного афонского монастыря описанный Сергием Святогорцем, если по вине монаха наносится ущерб имуществу монастыря, например сломалась ложка, то виновный в течение чуть ли не целого дня? коленопреклоненно должен просить прощения у всей братии (для смирения можно включить в домашний обиход))! А с «раноядением» вообще просто, в древней церкви литургию служили каждый день и причащались каждый день, поэтому разумеется до конца литургии не вкушали пищу…
      По мне, так грехов хватает и без дополнительных исследований(. Простите за многословие

    2. Irene:

      Как всегда, интересно и полезно было послушать.
      Жаль Андрея из Тулы, которому отказали во включении его семьи в программу «Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле». Вот так у нас: пока ждешь чего-либо – обстоятельства изменились.
      Думаю, прежде чем решиться на фиктивный развод, ему надо проконсультироваться в Туле с независимым юристом, правомерен ли отказ тульских органов власти во включении его семьи в Программу на основании того, что ему теперь больше 35 лет. Если на момент, когда он подал заявление, ему было меньше 35 лет, – возможно, еще не все потеряно.

    3. Людмила:

      Я читала, как много было среди военных верующих.В некоторых боевых операциях бойцы удивлялись, как удалось спастись их товарищам-бойцам. Эта была Помощь Свыше, тк они молились, просили о спасении души,зачастую идя на верную гибель. Вот где были тоже истинные чудеса! Так как Господь спасал. И выживали такие безнадежные раненые, тк молились. Мне и моей маме очень нравились рассказы очевидцев из книги об отце Арсении и его духовных детях.
      Ответ на вопрос о фиктивном разводе как-то ошарашил меня что ли… Простите, отец Дмитрий. Вы, батюшка,безусловно, правы об играх государства с нами. Но моим родителям не приходило такое (фиктивно расходиться) в голову по моральным соображением что ли. Хотя я слышала о многих примерах таких разводов в нашем городке для улучшения жилищных условий, и также фиктивных браков (скорее всего заявлений в ЗАГС) для получения каких-то материальных благ для молодоженов в период застоя в нашем городке. И молодые люди так старались купить что-то получше в спец.магазине.
      Но все же другие выжили как-то и без этого. Не все же так могли поступить.
      Мой муж очень строго относится ко всякого рода обману.
      Спасибо вам! Я нахожу нужное для себя в ваших пргораммах.

      • regent:

        1) Книгу «Отец Арсений» можно почитать (и скачать) в нашей библиотеке «Благовещение» http://wco.ru/biblio/books/arseny1/Main.htm
        2) Партизаны в войну, обманывая фашистов, пускали поезда под откос… некоторые законы в нашем государстве являются, как неоднократно говорил публично о.Димитрий, фашистскими, и это он готов доказать… т.е. ему не близка фарисейская позиция Вашего мужа, если Вы её правильно изложили… и он, как и большинство нашего народа, не может считать правдой недружественные враждебные к народу законы и действия властей… иначе какой бы он был пастырь?

        • lavrina:

          некоторые законы в нашем государстве являются, как неоднократно говорил публично о.Димитрий, фашистскими, и это он готов доказать
          Многие люди, основываясь на этом, позволяют себе жить не честно…А где предел? И как понять, что не из-за законов ты хитришь, а из-за того, что тебе так выгодно?
          -
          не близка фарисейская позиция…
          А кто из тех, кто считает себя верующим, признается в своём фарисействе?
          -
          Я бы так ответила Вашей оппонентке Людмиле: жить честно очень трудно.

          • regent:

            жить честно очень трудно

            • Людмила:


              Хочу согласиться со всеми сразу. Спасибо за поддержку, lavrina.
              Абсолютно прав отец Дмитрий, говоря о законах в стране. Некоторые законы не работают для людей, а как раз наоборот. Тут и доказательств не надо.
              Почему и приходится маневрировать, чтобы как-то обходить их, ничего не нарушая. Я не осуждаю. Простите, если так прозвучало в моем комментарии. И ни в коем случае не говорю, что мы вот такие, а другие-плохие. Просто в нашей семье для нас было преодолимы житейские
              проблемы. Но я прекрасно понимаю, что в другой семье может быть все напряжено из-за жилищного вопроса. Мне думается, что каждая ситуация достаточно уникальна.
              И соглашусь, что нередко просто необходимо идти на крайние или нетрадиционные поступки во имя блага.Хорошо, если есть духовный отец, который поможет разобраться и принять решение.Так как ситуации бывают разные. И цели разные. Видимо, исходя из цели поступка или помысла может быть выбрано разумное решение .Очень хороший совет Irene по поводу обращения к юристу.
              Спасибо за ссылку библиотеки «Благовещание»!

              • Людмила:

                Конечно, сами мы по себе мало чего стоим. Господь спасает, охраняет, помогает, направляет во всем, подсказывает сердцу, как поступить… Не сразу осознаешь…что и мудрость дается от Бога! Мой дед всегда нам внукам,пацанятам приговарил, а то все «я, да я». Царствие Небесного р.б. Онуфрию!
                Главное, чтобы не свернуть с истинного пути! Дай Бог!
                Спаси Господи, сохрани и помилуй меня грешного!
                Верю, что Андрей нашел верное решение, и в сердце не осталось смятения.
                Помоги всем Господи!
                Простите, уважаемый батюшка, братья и сестры !

            • lavrina:

              некоторые законы в нашем государстве являются, как неоднократно говорил публично о.Димитрий, фашистскими, и это он готов доказать
              Многие люди, основываясь на этом, позволяют себе жить не честно…А где предел? И как понять, что не из-за законов ты хитришь, а из-за того, что тебе так выгодно?

              • regent:

                конечно, полностью согласен, негоже поступать не честно, даже работая на предприятиях, например, таких известных «крупных бизнесменов» как Прохоров, Абрамович или Потанин… да, они как бы разворовали страну, но тогда же можно было это делать…
                —-
                ПС имхо проблема заключается в не совсем честном фундаменте нашей общественной и экономической жизни… отсюда и получается парадокс, о котором Вы пишите…

                • lavrina:

                  Я рада, уважаемый Регент! Не прошло и года, и мы с Вами в некоторых вопросах стали достигать консенсуса…

          • Dolly:

            А я признаюсь в своем фарисействе, и на исповеди так и говорю — согрешила лицемерием. Потому что исповедую веру истинную, а по делам от Православия очень далека. Думаю, каждый здравомыслящий православный, не считающий себя святым и понимающий важность покаяния, именно так себя и ощущает.

    4. SergeyB:

      Большое спасибо! :)

    5. георгий панчулидзе:

      Благодарю Вас Дорогие Батюшки.

    6. Nina55:

      Большое спасибо. Такая радость от встречи с Вами, любимые наши батюшки.

    7. Фёдорова Ирина:

      В отношении игр в карты-как-то довелось быть на православной экскурсии на Кипре и нам гид рассказала, что в карты ещё и потому нельзя играть,так как «крести» — это крест,на котором распяли Иисуса, «буби» — гвозди, которыми прибивали Иисуса к кресту, «черви» — губка, которой вытирали губы мучающегося Иисуса и «пики» — это копьё, которым ранили Иисуса.

      • ak:

        А в домино или казино получается можно, там нет никаких символов распятия креста ;) Самой не смешно ?

        • ludmelis:

          Такое объяснение о значениях мастей на картах слышала от о.Амврося Юрасова.
          Т.е. карты использовать для времяпрепровождения (в том числе и расклад пасьянсов, фокусы, и т.п.) -это мерзость пред Богом

        • Dolly:

          В домино — нет, а в казино — нельзя)

    8. nb:

      Прям сердце радуется, послушав эти душеполезные и вроде бы простые ответы. И опять услышишь важное и нужное для тебя: о разнице между духовником и духовным отцом; о непонимании богослужения, о частоте причастия…и т.п. Не думаю, что среда, пятница и суббота -упрощенный пост. Настоящий пост в нынешнем миру. Почти подвиг для некоторых.
      Батюшкам — великая благодарность. Спаси и сохрани их Господь.

    9. Сергей:

      Здравствуйте!
      Позволю себе дополнить о.Дмитрия по вопросу геройства в Великой Отечественной войне: православных воинов в РККА было большинство, что признавало и тогдашнее высшее руководство, это подтверждает приказ верховного главнокомандования (июль 1942 года, дату и номер не помню) разрешавший в войсках молиться. Кроме того, именно на Бога и сами большевики уповали — в самой тяжелый момент, летом 42-го, когда фашисты рвались к Волге, над нашим переднем краем обороны на самолетах возили Чудотворные Иконы.
      Именно чудо и произошло — всего 300 метров (это в пределах прямой видимости) враг не дошел до берега!!!

      • Татьяна:

        Да, молитва — великое дело.Мне кажется, что даже те коммунисты и комсомольцы,головы которых были затуманены большевистской пропагандой и считали себя атеистами имели возможность получить доказательство милости Божией по молитвам своих матерей и близких людей. Три моих дяди (братья моей мамы) участвовали в войне, вернулись без единой царапины, вступили в партию; не знаю, во что они верили в конце своей жизни, но всю войну за них молилась моя бабушка; благодаря ей в моей памяти остались слова,без которых она не приступала ни к одному делу, не садилась за стол, не выпускала нас с братом на улицу,провожала мою маму на работу: «Господи, помилуй!» — Она умерла — и один за другим умерли три её сына, а самый любимый её сын, Петенька,прожил более 80 лет, честно прослужив своей стране, но к Богу обратился только перед смертью, оказавшись не нужным своим детям (наверное, и в этом были Промысел и милость Божия по молитвам моей бабушки).Бесконечно верю в силу молитвы. Ею жива до сих пор моя Родина, мои дети, мои внуки. Спаси, Господи, и помилуй всех православных христиан, неразумных вразуми, заблудших обрати на путь истинный,путь покаяния, благотворящим — Благо сотвори! Всем — Ангела-Хранителя!

        • julia l:

          Спаси Господи.

        • ludmelis:

          «…что даже…коммунисты и комсомольцы,…имели возможность получить доказательство милости Божией по молитвам своих матерей»
          —————————————
          «…крестом своих рук, ограждая живых,
          Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
          За в бога не верящих внуков своих…»К.Симонов
          Помоги всем, Господи!

    10. innagalits:

      Батюшка, как же мы Вас любим всей семьей! Спасибо Вам! А ведь и правда- и телевизор не смотрю теперь, и в машине Ваши диски слушаю, иногда стала радоваться пробкам- подольше послушаю

    11. Татьяна:

      Меня заинтересовала идея отца Димитрия о христианской анархии.Мне кажется -это своего рода коммунизм с христианским лицом.Все живут и трудятся во славу Божию, кто на что способен, но при этом довольствуются малым, как истинные христиане, никто никому не завидует, в свободное время общаются, ходят на службу, поют, радуются радостями друг друга, украшают свои дома, в которых, естественно, нет запоров и замков,а поскольку нет стремления иметь чего-то больше,чем нужно для удовлетворения естественных потребностей, никто не эксплуатирует природу сверх всякой меры,и она естественным образом восстанавливается,радуя душу, питая тело. Мир да гладь, да Божья Благодать… Да это и есть, наверное,Царствие Небесное?..Но ведь в Царствии Божием есть Царь — Бог, есть законы, которые все соблюдают, а значит, это все-таки Монархия, а не анархия.Ну, что ж, такая христианская анархия-монархия меня устраивает;что там будет на самом деле — скоро узнаем, если Господь примет нас во Царствие свое.Будем пока каждый на своем месте, в своей семье устраивать «анархическое» царство, где главным мерилом всех наших дел будут заповеди Божии, совесть, да еще смирение (а как без него,ведь муж — глава…)

      • Dolly:

        Татьяна, а зачем приклеивать сюда слово «коммунизм»? во-первых, и и христианство может быть «с христианским лицом», а во-вторых, коммунизм — это прямо противоположная Православию вещь, сиречь сатанизм, поскольку пытался подменить собой Бога и истинную веру.

    12. oksana19:

      Очень люблю ваши передачи, проповеди, начала смотреть пол года назад, и смотрю прошедшие также, забыла что такое телевизор! Смотрю редко его, если только с мужем иногда вечером и то недолго, он у меня немец местный, иногда нужно составить ему компанию :) .Очень многое узнала из прошедших передач, всем советую просматривать, много ответов находится на свои вопросы. Низкий вам поклон и долгих лет жизни батюшка Димитрий и батюшка Александр ! Спаси Господи !

    13. lavrina:

      Заставка блогпоста напомнила мне проповедь после Литургии: те, кто слушает батюшку, слышат в проповеди то, что им необходимо в данный момент, ответ на тот вопрос, который их мучил…Знаю это по себе, слышала от других верующих…
      Вот и среди множества представленных вещей я увидела то, что было, как я думаю, для меня. Это удивительно и хорошо…
      -
      Спасибо за размышления, ответы на вопросы, доброе пастырское учительство.
      -
      Буду ждать новые блогпосты и подобные разумные и добрые передачи на блоге отца Димитрия.
      Спасибо всем, кто участвует в проведении этих передач.

    14. ludmelis:

      Спасибо ВАМ.
      Пробки в городе, неожиданно для нас, поспособствовали встрече с постоянно ожидаемыми батюшками. Рады Вас видеть, приходящими к нам с мониторов ПК, и слышать ответы на вопросы, пусть и даже повторяющиеся.
      Спаси Господи!

    15. kuzma_prutkoff:

      Иисус Христос выбрал не сложный путь, а единственный правильный (возможный). Легкого пути спасения человека не было, иначе бы Он его выбрал.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.