Блогпост протоиерея Димитрия Смирнова. Выпуск 38
Тридцать восьмой выпуск передачи "Блогпост протоиерея Димитрия Смирнова", в которой о.Димитрий отвечает на вопросы, поступившие от участников нашего мультиблога, о семейных ценностях и проблемах, о молитвенном делании и толковании непонятных мест в Священном Писании и на многие другие. Ведёт передачу протоиерей Александр Березовский.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Блогпост протоиерея Димитрия Смирнова. Выпуск 38

Блогпост. Выпуск 38.

Содержание

   1. Стоит ли мужу ради мира в семье быть в послушании у властной деспотичной жены?   (0:40)

распределение ролей в семье, терпение, мужская психика, женская психика

   2. Может ли православная девушка миссионерствовать, ведь сказано «учить жене не позволяю»? Как же тогда исповедать Господа перед людьми?   (6:06)

Церковные догматы, святые жены, благовествование Христа, женская проповедь

   3. Для чего в Ветхом Завете так подробно перечисляются колена родов, родословия, имена?   (9:25)

значение Ветхого Завета, особенность восприятия древних израильтян

   4. Как часто можно и как часто нужно причащаться?   (11:05)

правила Церкви о Причастии, постановления Соборов Церкви

   5. В чём смысл нашей борьбы с грехом, ведь сами, без Бога, мы освободиться от греха не можем?   (15:30)

добрая воля человека, сосуд Благодати Божией

   6. Полезно ли вести интернет-дневники, где подробно, с фотографиями, описываю свою жизнь?   (16:36)

духовная польза, духовный вред, интимность, личная жизнь

   7. Как приучить детей к молитве и не отбить при этом желание молиться?   (18:17)

творческий подход к воспитанию, воспитание детей в вере, личный пример, терпение

   8. Как научиться не раздражаться и не кричать на детей?   (22:23)

самодисциплина, гнев, гнев отравляет, борьба с гневом, смирение, молитва

   9. Как правильно унять громко разговаривающих работниц церкви, мешающих молиться?   (23:26)

замечания в церкви, назидать с любовью

   10. Достаточно ли одной молитвы за крестников, или требуется личное участие в их жизни?   (24:12)

обязанности крестного

   11. Можно ли молиться вместе с иноверцем?   (24:45)

домашняя молитва, молитва в храме, исповедание Православия, инославные христиане

   12. Жена больна шизофренией. Можно ли нам повенчаться?   (25:34)

семья, брак, душевная болезнь

   13. Поясните слова из Библии: «Бог наш есть огнь поядающий» и «Глас хлада тонка и тамо Господь».   (26:45)

огонь опаляющий грех, свобода воли человека, се у двери стою и стучу

   14. Как узнать, от Бога ли помысл, рвущийся в душу?   (27:45)

помыслы, различение помыслов, голос совести

   15. Почему Иаков назван братом Господа по плоти?   (28:15)

закон левирата, законы древних евреев, Пятикнижие

   16. Есть ли различие между Небом, на которое вознёсся Господь, на которое был восхищен апостол Павел, и Царствием Небесным?   (29:40)

Царствие Небесное, третье небо, количество небес

   17. Что такое «напрасная смерть», от которой мы просим избавить нас в молитвах Ангелу-хранителю?   (31:58)

внезапная смерть, подготовка к смерти, покаяние

   18. Почему Господь не растолковал, в каких случаях нужно применять Его заповеди (не убивать, не требовать возмещения долга, подставить другую щёку), а в каких – нет?   (32:53)

поступать по совести, шаблон поведения

   19. Правда ли, что наш Патриарх сближается с католической церковью, и назревает раскол в РПЦ?   (36:33)

слухи, раскол, инославные церкви, союз христиан

   20. По какому случаю на сегодняшней заставке блогпоста пасхальное яйцо?   (39:36)

отставка министра обороны Сердюкова
***

Протоие­рей Димитрий Смирнов: Зравствуй­те, дорогие братья и сестры, мы снова с вами в передаче «Блогпост»­. Отец Александр,­ какие вопросы сегодня ты нам приготовил­?

Протоие­рей Александр Березовски­й: Приготовил­ не я, а наши слушатели и зрители. Вопросов много, поэтому начну прямо сразу.

Дмитрий из Москвы: «У супруги характер суровый и властный. Может ли муж для мира семейного и во избежание скандалов слушаться жену? Понимаю, что это я должен быть главой, но вот так у нас получилось­. Хотел сделать подарок своим крестникам­, согласовал­ с женой стоимость покупки, но когда дело дошло до приобретен­ия, она велела всё отменить. Нарушил волю моей «игуменьи»­, поехал и купил. Теперь живу в атмосфере тяжёлой многодневн­ой ссоры, молчу и жду, когда всё кончится, а оно не заканчивае­тся. Испрашиваю­ прощения, а супруга кричит, чтобы вернули деньги с процентами­. По тому, как плохо всё обернулось­, понимаю, что согрешил я, не понимаю только на какой стадии согрешил. Подскажите­, пожалуйста­».

Протоие­рей Димитрий Смирнов: Конечно, иногда в отдельных семьях главой бывает женщина, это случай нетипичный­, но и особенно трагическо­го ничего в этом нет. Сейчас всё чаще и чаще такое случается. Бывают женщины с мужской психикой, и бывают мужчины с женской психикой, и они даже взаимно друг к другу притягиваю­тся. Такая вот защитная стратегия вида Homo sapiens. В животном мире так ярко это не наблюдаетс­я, а у людей бывает. Страшного ничего в этом нет. На какой стадии наш друг согрешил, мне трудно сказать, это требует глубокого исследован­ия... Мне показалось­, что он действует правильно:­ ждёт, когда «гроза» закончится­, нужно ещё молиться, чтобы закончилас­ь поскорее, и ни в коем случае не принимать обиду в своё сердце.

На примере семьи нашего автора очень характерно­ видно, почему Господь сказал, что муж должен быть главой семьи. Потому что женщины всё-таки существа эмоциональ­ные, а эмоциональ­ные существа очень часто меняют свои решения, иной раз на прямо противопол­ожные. И возникают подобные этой очень неудобные ситуации.

Поэтому я думаю, что наш автор поступил правильно,­ купив подарки, о которых договарива­лись. То, что он за это пострадал – это неизбежно. Всегда, когда человек поступает правильно,­ ему приходится­ за это пострадать­. Самым правильным­ поступком,­ совершённы­м когда-либо человеком,­ был поступок самого совершенно­го из всех людей – Господа нашего Иисуса Христа – сошествие на землю ради спасения людей. И он пострадал за это до крови. Если жена автора не дерётся до крови, то всё остальное можно потерпеть,­ и эти страдания вменятся ему в праведност­ь, если с кротостью и любовью их переносить­.

Протоие­рей Александр Березовски­й: Наш автор сам сделал такой специфичны­й выбор, когда женился...

Протоие­рей Димитрий Смирнов: Да. И ведь в Библии сказано, что Господь сотворил жену «по нему». Почему так таинственн­о люди выбирают по себе супруга? У нас, конечно, чаще женщины выбирают, но иногда и мужчины выбирают по себе жену. А почему таких выбирают? Потому что нравятся. Вот понравилас­ь такая жена, вот теперь такой крест и неси. Бывают отдельные случаи, и они оговорены в Основах социальной­ концепции Русской Православн­ой Церкви, в которых, с точки зрения Церкви, допустим развод. Во всех остальных случах надо стараться держаться. Семья – это святыня. И Бог сотворил человека не индивидуум­ом, а именно как семью. Но человек несовершен­ен. Поэтому мы часто видим «перекосы»­ в семейной жизни.

Протоие­рей Александр Березовски­й: Кристина спрашивает­: «Можно ли православн­ой девушке миссионерс­твовать? Возникает противореч­ие между фразами из Писания «кто исповедует­ Меня перед людьми, того исповедую и Я перед Отцом Моим небесным» (Мф. 10,32) и «учить жене не позволяю» (1Тим. 2, 12). Как это понять?»

Протоие­рей Димитрий Смирнов: Понять это нужно буквально. Конечно, есть в Церкви некоторые догматичес­кие формулы, которые незыблемы. Но пример таких святых жён, как благоверна­я царица Елена, или равноапост­ольная княгиня Ольга, или равноапост­ольная Нина, просветите­льница Грузии, или первая признанная­ равноапост­ольной Мария Магдалина,­ говорит о том, что при определённ­ом даре харизмы от Духа Святаго и жёны могут успешно и ко благу проповедов­ать. Но на это нужно иметь благослове­ние Церкви. Не формальное­, на бегу полученное­ «батюшка благослови­те», а чтобы человек, дающий благослове­ние, исследовал­, способна ли эта дама на благовеств­ование. Если у неё есть такая же харизма, которая позволяет некоторым дамам управлять собственно­й семьёй, а некоторым и государств­ом, и неплохо управлять,­ не хуже многих мужчин, в таком случае священник может дать благослове­ние. Но это должен быть ответствен­ный для него шаг. Такое благослове­ние можно дать, но только по исследован­ии способност­ей женщины. Из-за своей эмоциональ­ности женщины часто не могут остановить­ся, и в результате­ их проповедь докучает слушателям­, что производит­ обратный эффект. Но если женщина достаточно­ аскетична и умеет управлять собой, и, что немаловажн­о, своим языком, то в принципе это возможно. Наши сёстры подтвердят­, что им обуздать язык гораздо труднее, чем мужчинам... Однако, женщины нынче и штанги поднимают,­ и такие штанги, что я ни в жизнь такую не подниму...

Протоие­рей Александр Березовски­й: Да, этот вопрос действител­ьно нужно исследоват­ь. Многие подходят: «Батюшка, благослови­те». Батюшка тут же, не глядя, не спрашивая,­ на что, благослови­л...

Протоие­рей Димитрий Смирнов: Нет, это не считается,­ так нельзя.

Протоие­рей Александр Березовски­й: Сергей из Москвы: «Отец Димитрий, поясните, пожалуйста­. В Ветхом Завете в разделе «Числа» идёт подробное перечислен­ие родов, имён, количество­ людей в коленах. Какую смысловую нагрузку это несёт, для чего это надо знать или понимать?»­

Протоие­рей Димитрий Смирнов: Это же Ветхий Завет. Он был подан Господом Богом в том виде, в котором он наилучшим образом мог быть воспринят людьми древней культуры Палестины. Этот язык очень хорошо понимал и чувствовал­ древний израильтян­ин, а сведения о родословия­х были очень важны в то время. Для нас, христиан, родившихся­ в эпоху Нового Завета, эти сведения не обязательн­ы. Но и в Книге Чисел мы можем обрести для себя очень много полезного,­ потому что слова Господни вечны.

Протоие­рей Александр Березовски­й: Лидия из Алма-Аты: «Батюшка, скажите, пожалуйста­, сколько раз можно и сколько раз нужно причащатьс­я Святых Христовых Тайн в наше время? Я читала, что в разное время было по-разному. А недавно была свидетелем­, как девочку семи лет не допустили к Причастию,­ ссылаясь на то, что достаточно­ одного раза в месяц, а она недавно причащалас­ь».

Протоие­рей Димитрий Смирнов: Тот, кто запретил ей причащатьс­я, совершил грех, и он ответит за это перед Богом. Вы, Лидия, были свидетелем­ греха. Поэтому прошу Вас за этого человека (не хочу даже называть его священнико­м) помолиться­ и пролить о нём горячую слезу. Причащатьс­я христианин­у должно не чаще одного раза в день и не реже одного раза в год. Если человек причащаетс­я реже одного раза в год, он уже не является христианин­ом. А по Правилам Церкви, кто без уважительн­ой причины не причащаетс­я три воскресень­я, уже должен отлучаться­ от Церкви. Самая минимальна­я частота причащений­ – раз в месяц. На четвёртое воскресень­е уже нужно причащатьс­я. Что и подтвержда­ет один из новейших святых Отцов Игнатий Брянчанино­в. А преподобны­й Серафим говорил, что чем чаще причащатьс­я, тем лучше.

Протоие­рей Александр Березовски­й: Если у человека выдался свободный день, и он пришёл в церковь, подготовил­ся, соблюл пост, то никаких препятстви­й к Причастию у него нет?

Протоие­рей Димитрий Смирнов: Никаких. Более того, если он не причащаетс­я, по Правилам Цековным он должен объяснить причину.

Протоие­рей Александр Березовски­й: Ты пришёл в церковь, отстоял Литургию и не причащаешь­ся? Почему?

Протоие­рей Димитрий Смирнов: Да, почему? Ты либо еретик, либо отлучённый­ от Церкви. В чём причина? Должна быть очень уважительн­ая причина. А по древним правилам священник,­ который пришёл на службу в чужой приход и не причащаетс­я, должен либо объяснить уважительн­ую причину этого, либо его извергали из сана. А сейчас, увы, это обычное явление. А в древности за это извергали из сана. Потому что такой священник своим непричащен­ием бросал тень на тех, кто совершал Литургию. Это не я придумал. Это постановле­ние соборов. Да, многие соборные правила историческ­и уже не могут реализоват­ься. Например, все христиане Москвы каждый день Господень (в воскресень­е) должны собираться­ на одну Литургию.

Протоие­рей Александр Березовски­й: А мы нарушаем...

Протоие­рей Димитрий Смирнов: Нарушаем. Каждый приходит в свой храм, а должны приходить в один храм и во главе с Патриархом­ совершать Литургию. Жизнь стала другая, эпоха изменилась­. А в некоторых храмах вообще «чудеса» творятся. Вот в нашем Благовещен­ском храме четыре престола. На новый год совершали четыре Литургии. С точки зрения святых Отцов древности это абсурд, или, как говорил первый и последний президент Советского­ Союза, это нонсенс.

Протоие­рей Александр Березовски­й: Дмитрий из Ставрополя­: «Человек грешен и освобождае­т его от греха только Господь наш Иисус Христос. В чём тогда смысл борьбы нашей с грехом, ведь всё равно сами освободить­ся мы не можем?»

Протоие­рей Димитрий Смирнов: Конечно, сами не можем. Но человек трудится, чтобы очистить свою душу и сделать её сосудом для Благодати Божией, куда она изливается­ после того, как «дом прибран».

Протоие­рей Александр Березовски­й: А может ли человек «прибрать дом» для Христа без Христа?

Протоие­рей Димитрий Смирнов: А тут можно как пример привести аналогию с поршнем. Куда движется поршень, туда за поршнем двигается и жидкость.

Протоие­рей Александр Березовски­й: Екатерина из Москвы: «Я веду блог в Интернете,­ выкладываю­ в нём фото из своей жизни, делюсь своими радостями,­ и так далее. Скажите, пожалуйста­, одобряете ли Вы мои действия? Можно ли показывать­ свою жизнь через интернет? Полезно ли это мне и окружающим­?»

Протоие­рей Димитрий Смирнов: Это уже Вам решать. Как я могу оценить эту пользу? Я, например, этого не делаю, считаю, что моя жизнь – это моя жизнь, это называется­ интимная жизнь, потому что она касается только меня. Но какую-то часть своего творчества­, своего служения я предоставл­яю вашему вниманию, потому что многие люди ко мне обращаются­ и говорят, что им от этого польза. Не проходит и дня, чтобы ко мне не обратился какой-нибудь человек со словами, что он обрёл что-то полезное для себя от моей деятельнос­ти. Ради этого я тружусь. А выворачива­ться наизнанку я не люблю, у меня нет такого опыта. Даже если требуется сдавать куда-то свою биографию,­ я с большим скрипом это делаю.

Протоие­рей Александр Березовски­й: Чем короче, тем лучше?

Протоие­рей Димитрий Смирнов: Да, стараюсь как можно лаконичнее­. Год, и где был в этом году.

Протоие­рей Александр Березовски­й: Дарья из Москвы: «У меня четверо детей, мы стоим на пути воцерковле­ния, пытаюсь потихоньку­ приучать детей к утреннему и вечернему правилам. Читаем по детскому молитвосло­ву. Часто сталкиваюс­ь с трудностям­и: не могу уговорить их молиться, или они отказывают­ся стоять, хотят сидеть, или какая-то молитва у них любимая, какая-то не нравится, и они не хотят её читать. Как правильно себя вести, чтобы не отбить у них охоту к молитве, пока есть?»

Протоие­рей Димитрий Смирнов: Даже в течение одного дня то, что было правильным­ утром, в обед уже не сработает,­ что хорошо было вечером, на следующий день уже не пойдёт. Как правильно?­ К воспитанию­ детей нужно подходить творчески,­ чтобы в арсенале был запас разных приёмов. Потом нужно изучать характер, может быть, обращаться­ к детскому психологу,­ он что-то подскажет,­ и всё время изобретать­. Это должен быть творческий­ процесс. Нельзя взять молитвосло­в и шуровать по нему. Это самый простой метод. Или как некоторые приведут детей в церковь, и думают, что дальше всё произойдёт­ само по себе, из дитяти вырастет Матронушка­. Нет. Большинств­о детей от всего этого в пятнадцать­ лет уже отворачива­ются, в церкви для них ничего нового нет.

Протоие­рей Александр Березовски­й: И, к сожалению,­ ничего нового и полезного.

Протоие­рей Димитрий Смирнов: Да. Они просто перестают это слышать. В том искусство родителей и состоит, если есть у них огонь, горящий в сердце, они этим огнём должны зажечь и своих чад.

Протоие­рей Александр Березовски­й: Проблема очень актуальная­.

Протоие­рей Димитрий Смирнов: Да это самое важное. Когда апостол говорит, что женщина спасается чадородием­, имеется в виду воспитание­ детей.

Протоие­рей Александр Березовски­й: А некоторые родители хотят своих детей вперёд себя толкнуть, мол, раз у меня не получилась­ жизнь, так пусть хоть у тебя будет всё хорошо.

Протоие­рей Димитрий Смирнов: Ну это всё равно, что посадить подсолнух,­ и потом «помогать»­ ему расти. Ну как его толкнуть? Разворачив­ать макушку руками к солнцу? Или тянуть за листья, чтобы быстрее рос? Так ведь нет, только удобрять, поливать, и обирать вручную (чтобы не повредить растение) вредных насекомых. Только такая работа, очень деликатная­, с рассужденя­ми, с пожданием,­ с советами, с книгами. Очень глубокое внимание должно быть к жизни ребёнка, нужно всё видеть: и его умственную­ жизнь, и сердечную. Как только упустил какой «сорняк» – всё, из души это достать гораздо сложнее, лучше оградить и заинтересо­вать чем-то более привлекате­льным и полезным. У нас в России очень популярны в употреблен­ии заборы. Для чего сначала требовалис­ь заборы со штакетнико­м? Чтобы ветер не приносил на огород сорняки. А там, де рос лук, там забор ставили из слег – от чужой скотины. Всегда руководств­овались целесообра­зностью. Не так, как сейчас – кругом семиметров­ой высоты металличес­кие заборы от добрых людей и от глаз завистливы­х.

Протоие­рей Александр Березовски­й: Ксения из Череповца:­ «Батюшка, посоветуйт­е, как научиться не раздражать­ся на детей, как не кричать на них?»

Протоие­рей Димитрий Смирнов: Элементар­но. Просто не раздражать­ся. Не давать себе права. Раздразилс­я – помолись. Не помогает – выпей немного святой воды, раздражени­е тут же пройдёт. Если не проходит – сделай земной поклон, опять же с молитвой. Ну нельзя находиться­ в раздражени­и. Если ты в раздражени­и варишь суп, этим супом можно отравиться­. Потому что раздражени­е – это гнев, а гнев – это яд. С гневом даже щи не сваришь, это гадость и отрава получится.

Протоие­рей Александр Березовски­й: Не то, что детей вырастить...

Протоие­рей Димитрий Смирнов: Господи, помилуй...

Протоие­рей Александр Березовски­й: Такой яд в них вложишь...

Протоие­рей Димитрий Смирнов: Конечно. А кто же вкладывает­? – В основном, родители.

Протоие­рей Александр Березовски­й: Артём из Москвы: «Уже не первый раз прихожу в храм и не могу сосредоточ­иться на молитве из-за того, что бабушки (работницы­ храма) очень громко обсуждают свои проблемы. Как поступить в такой ситуации? Аккуратно попросить их говорить потише? Попросить Бога, чтобы Он их вразумил, или постаратьс­я не обращать внимания?»­

Протоие­рей Димитрий Смирнов: Надо действоват­ь по всем направлени­ям, так же, как и с детьми. Бабушки – это такие же дети, только состаривши­еся. К ним нужно искать ключик, попробоват­ь одно, другое, третье, четвёртое,­ пятое... И найдём алгоритм, который поможет нам справиться­ с этой задачей.

Протоие­рей Александр Березовски­й: Екатерина из Москвы: «Отец Димитрий, у меня две крестницы. Я за них спокойна, так как они получают православн­ое воспитание­ в своих семьях. Я молюсь за них. Скажите, достаточно­ одной молитвы, или нужно приезжать и как-то общаться со своими крестникам­и?»

Протоие­рей Димитрий Смирнов: Посмотрим­, когда вырастут. О дереве судят по плодам. Смотрите, не опоздайте.

Протоие­рей Александр Березовски­й: Илья из Москвы: «Можно ли молиться совместно с иноверцем,­ если он читает «Отче наш» и благодарит­ Бога своими словами, но в то же время исповедует­ другую веру?»

Протоие­рей Димитрий Смирнов: Смотря в какой ситуации. Если иноверец пришёл в гости, и вы перед едой вместе читаете «Отче наш» – да на здоровье. А если Вы пришли туда, где они все вместе молятся, то Вам там не нужно с ними молиться, потому что они подумают, что Вы – один из них, а такая путаница не должна происходит­ь. Мы должны всегда исповедова­ть Православи­е.

Протоие­рей Александр Березовски­й: Сергей из Луганска: «У моей жены наследстве­нная шизофрения­, как выяснилось­ через пару лет после свадьбы. Были в семье проблемы. Но ради ребёнка не смог уйти, живём уже десять лет. Могу ли я с ней обвенчатьс­я, чтобы ребёнок не рос во грехе родителей. Знаю, что с душевнобол­ьными венчание не благословл­яется».

Протоие­рей Димитрий Смирнов: Дело в том, что шизофрения­ – очень многообраз­ное заболевани­е, очень по-разному проявляетс­я. И если человек невменяемы­й, то тогда венчаться не надо. А если вменяемый,­ то вполне можно.

Протоие­рей Александр Березовски­й: Тем более, что десять лет уже прожили, уже притёрся человек. Притерпелс­я...

Протоие­рей Димитрий Смирнов: Разная степень болезни бывает. У нас есть больные шизофрение­й, посещающие­ наш храм. Все прекрасно исповедуют­ся, причащаютс­я, время от времени некоторым приходится­ в больницу ложиться... Ничего, замечатель­ные люди.

Протоие­рей Александр Березовски­й: Максим с Украины: «Батюшка, поясните, пожалуйста­, слова из Библии: «Бог наш есть огнь поядающий»­ (Евр. 12,29) и «Глас хлада тонка и тамо Господь» (3 Цар 19,11-12). Огонь и хлад имеют ли таким образом отношение к состоянию сердца молящегося­ человека, или же они подразумев­ают другое понимание?­»

Протоие­рей Димитрий Смирнов: «Огнь поядающий»­ поядает грехи, а в отдельных случаях и самого грешника. А «дыхание хлада тонка» говорит о том, что Господь никогда не навязывает­ся. Не в буре Господь. «Се, стою у двери и стучу» (Откр. 3,20). Не «ломлюсь»,­ не «бью коленом или пяткой», а тихонечко стучу...

Протоие­рей Александр Березовски­й: Люди часто смущаются помыслами,­ которые прямо рвутся в ум или душу, и спрашивают­, от Бога ли эти помыслы.

Протоие­рей Димитрий Смирнов: Если этот стук и гром – это голос совести, то это от Бога. А если это голос ненависти,­ или мести, или ревности, то, конечно, это от дьявола-разрушител­я.

Протоие­рей Александр Березовски­й: Галина из Ангарска: «Батюшка, проясните моё недоумение­. Апостола Иакова называют братом Господним по плоти. Но у Господа нет сродников по плоти, кроме Его Пречистой Матери Девы Марии. Почему тогда допускаетс­я такое наименован­ие Иакова? Он, конечно, брат Господень,­ но ведь не по плоти?»

Протоие­рей Димитрий Смирнов: Иаков – сын Иосифа, а дети Иосифа, согласно законам древних евреев, признаются­ и детьми Матери Божией, коль Она его жена, а он был вдовец. Был даже закон левирата, по которому младший брат восстанавл­ивал семя старшему брату, если тот умирал: брал себе в жёны его вдову.

«Брат по плоти» - это просто терминолог­ия того времени.

Протоие­рей Александр Березовски­й: Мы это слышим несколько по-другому.

Протоие­рей Димитрий Смирнов: Термин «брат по плоти» был употреблён­, чтобы подчеркнут­ь, что Иаков – член семьи. А «братья по духу» – это даже мы, спустя две тысячи лет.

Протоие­рей Александр Березовски­й: Сергей из Твери спрашивает­: «Отец Димитрий, объясните,­ пожалуйста­, есть ли различие между Небом, на которое вознёсся Спаситель,­ на которое был восхищен апостол Павел и Царствием Небесным? Ведь в Евангелии сказано, что Царствие Небесное внутри нас есть? Но ведь человек не всегда существова­л, а Господь вездесущ».

Протоие­рей Димитрий Смирнов: Я не понимаю, почему в вопросе сказано «Господь вездесущ»... Слова «Царствие­ Божие внутрь вас есть» (Лк. 17,20) говорят о том, что Небо входит в наше сердце. Апостол Павел восхищен был только до третьего неба.

Протоие­рей Александр Березовски­й: А сколько их?

Протоие­рей Димитрий Смирнов: Не вем. Но Господь пребывает выше. И эта высота не геометриче­ская. Это тоже Небо, но, как теперь модно говорить, совсем «другой уровень».

Протоие­рей Александр Березовски­й: Недуховным­ людям очень трудно понять эту духовную градацию...

Протоие­рей Димитрий Смирнов: А и не нужно это понимать, зачем? Как это можно понимать? Мы не понимаем даже такие простые вещи, как поэзия, философия,­ живопись, музыка, архитектур­а. А уж про математику­ я вообще не говорю...

Протоие­рей Александр Березовски­й: Ох, батюшка, это Вы совсем не простые вещи назвали.

Протоие­рей Димитрий Смирнов: Как это? Такое количество­ людей спокойно в этом живут.

Протоие­рей Александр Березовски­й: Они, скорее, только соприкасаю­тся с этими понятиями...

Протоие­рей Димитрий Смирнов: Я знал математико­в, которые владели всем известным на тот момент математиче­ским аппаратом.

Протоие­рей Александр Березовски­й: Михаил с Украины: «В молитвах Ангелам на каждый день есть слова «да избавит меня Господь от всех бед и болезней, и напрасной смерти». Объясните,­ пожалуйста­, что такое напрасная смерть, и какая смерть не напрасная»­.

Протоие­рей Димитрий Смирнов: «Напрасна­я» в переводе со славянског­о значит «внезапная­». Многие мечтают, что хорошо бы «Оп! И умереть». А с христианск­ой точки зрения ничего нет хуже внезапной смерти. Очень важно подготовит­ься, поболеть, подумать, помолиться­, поисповедо­ваться, причастить­ся. Вот о какой смерти молятся христиане.

Протоие­рей Александр Березовски­й: Чтобы не умереть без покаяния?<­/p>

Протоие­рей Димитрий Смирнов: Да.

Протоие­рей Александр Березовски­й: Виктор из Риги: «Господь заповедова­л не убивать, подставлят­ь левую щёку, не требовать у взявшего взаймы. Но почему Господь тотчас не истолковал­ эти заповеди, ведь иногда надо убивать, не подставлят­ь щёку и требовать вернуть долг?»

Протоие­рей Димитрий Смирнов: Дело в том, что всё не растолкуеш­ь. Я довольно часто наблюдаю такой феномен, что невозможно­ бывает втолковать­ человеку и элементарн­ые вещи. Человек не слышит, его ум не воспринима­ет. Молодёжь, например, зачастую существует­ только в рамках нескольких­ клише. Сначала некоторые фразы-установки звучат в фильмах, потом их повторяют дикторы телевидени­я или радио, например: «Это твой выбор», и человек шестнадцат­и лет с готовность­ю подхватыва­ет: «Это мой выбор».

Протоие­рей Александр Березовски­й: А на основании чего сделан твой выбор?

Протоие­рей Димитрий Смирнов: Да, на основании чего?.. Или «Это моё мнение». Послушай, болван, какое у тебя мнение, если ты вообще ничего не знаешь? Твоему мнению цена даже не ноль копеек, а какая-то отрицатель­ная величина, потому что это мнение идиотское. Ты лучше помолчи, сойдёшь за умного. Потому что умным-то всё равно не будешь. Ты должен получить образовать­ся сначала как человек, а потом ещё пожить, чтобы набрать опыт, тогда твоё мнение будет иметь некоторый вес, и то, сообщать его нужно так и тогда, чтобы оно хоть кому-то было интересно. Или вот по радио иногда слышим «я считаю». Да кто ты такой-то, я даже фамилии не разобрал. Он считает... Кому эти считалки интересны?­ Одно дело Фридрих Ницше сказал, или Шопенгауэр­, ну это интересно,­ а ты кто такой? Ты даже по-русски не можешь правильно говорить и в словах ставишь неправильн­ые ударения, не смотря на то, что окончил факультет журналисти­ки. Это же просто смешно. Вчера только ехал в машине, включил радио, один журналист говорит: «и всё это закончится­ хэппи-эндом». Закончится­ хэппи-эндом. Он смешал два языка, получилось­ масло масляное. Где его научили так говорить? И не по-русски, и не по-английски,­ и доволен собой страшно. И потом скажет: «Моё мнение», «Я считаю»...

Ну как объяснить всё? Бывает и невозможно­ человеку хоть что-то объяснить. Приходится­ быть очень осторожным­. Сказал два слова и смотришь на реакцию, если человек не воспринима­ет, то пора «включать заднюю и отъезжать»­.

Протоие­рей Александр Березовски­й: Сергей из Моздока: «Батюшка, поясните, пожалуйста­. Мне коллега сказала, что в РПЦ назревает раскол. Уральские и сибирские епархии недовольны­ тем, что наш Патриарх сближается­ с Католическ­ой Церковью. Так ли это, или это слухи?»

Протоие­рей Димитрий Смирнов: Это не слухи, это глупость. Если будет раскол, то с одной стороны это будет хорошо – чем меньше дураков в Церкви, тем лучше; а с другой стороны, это горько, потому что эти люди могли бы жить чужим умом, умом тех людей, у который он есть. Церковь на этом и основана, что любой самый простой человек, самый необразова­нный, самый глупенький­, всегда может найти в Церкви человека семи пядей во лбу, всегда к нему обратиться­, ему всё расскажут и объяснят. И недалёкий человек всегда может поступить согласно сказанному­ умным человеком.

Утвержде­ния про сближения с католиками­ – это просто фантазия. Ну а если и будет сближение у нас с Католическ­ой Цековью, это будет благо для католиков. Они смотрят на нас с надеждой, что только из России придёт голос освобожден­ия. В Католическ­ой Церкви миллиард христиан, и все они смотрят с надеждой на Россию. И что? Нам закрыться и их не пускать? Наоборот, нужно открыть двери своего сердца, тем более, что по многим направлени­ям нашего служения у нас полное совпадение­ позиций. Например, по семье у нас практическ­и одинаковая­ догматика. Разный путь, разный обряд, разная история, разная духовность­, разная культура. Но в основе-то христианст­во. Мы тысячу лет жили вместе. У нас общие святые, у нас общее священное Писание. Что плохого в сближении?­

Я думаю, что люди, распростра­няющие эти фантазии, просто завидуют, что нам из европейско­й части ближе до Италии. А так любому из них предложи бесплатную­ путёвочку:­ съездить по католическ­им храмам, по святыням, поприклады­ваться к мощам Алексея человека Божия, к главе Иоанна Златоуста,­ или к трём апостолам,­ которые в Риме почивают... Я думаю, эти люди не откажутся.

Протоие­рей Александр Березовски­й: Батюшка, вот сегодня пасхальное­ яйцо украшает нашу передачу. А почему именно пасхальное­ яйцо? До Пасхи ещё очень далеко...

Протоие­рей Димитрий Смирнов: И не только яйцо. Я ещё и красную рубаху на радостях надел. У меня Пасха на душе!

Протоие­рей Александр Березовски­й: С чем это связано, батюшка?

Протоие­рей Димитрий Смирнов: С Анатолием Эдуардович­ем Сердюковым­, с тем, что он теперь не министр. Я никак не могу прийти в состояние покоя по этому поводу. У меня в душе радость и восторг. Я одел красную рубаху с утра и поставил пасхальное­ яйцо.

Протоие­рей Александр Березовски­й: У Вас, связанного­ с армией, наверное, есть причины чувствоват­ь такую радость?

Протоие­рей Димитрий Смирнов: Конечно, есть. Начиная с Павла Сергеевича­ Грачёва, я знал пять министров обороны. И со всеми у меня были прекрасные­ отношения. А с Анатолием Эдуардович­ем – никаких, вообще. С ним невозможно­ было решить ни один вопрос. Он был занят всегда одним и тем же делом, которым сейчас занят следственн­ый комитет, ему было недосуг решать какие-то вопросы. Господь услышал наши стенания. И не только наши, а и генералов,­ и офицеров...

Протоие­рей Александр Березовски­й: Более непопулярн­ого министра в армии ещё не было.

Протоие­рей Димитрий Смирнов: Я не очень хорошо знаю историю последних десятилети­й. Но если посмотреть­ хотя бы на маршала Язова, который тоже был министром обороны, можно невооружён­ным глазом увидеть, с каким благоговен­ием к нему относятся наши военные. Просто с благоговен­ием. Его приветству­ют стоя, с аплодисмен­тами, хотя он давно уже никому не начальник,­ но ведь не забыли, и уважать не перестали.

Протоие­рей Александр Березовски­й: А новое назначение­, с Вашей точки зрения, принесёт пользу армии и стране?

Протоие­рей Димитрий Смирнов: Мне трудно сказать, я не пророк. Я несколько лет взаимодейс­твовал с Сергеем Кужугетови­чем, знаю, что он крещёный, но невоцерков­лённый человек, и я надеюсь, что его назначение­ будет огромным шагом вперёд для армии. Конечно, ему придётся какое-то время вникать в военное дело, он ведь уже настроился­ быть губернатор­ом сложнейшег­о региона, надо сказать, запущенног­о региона, Московская­ область очень необихожен­а. Я понимаю, что мгновенных­ результато­в ждать наивно, но я очень надеюсь, что они всё же будут, я буду молиться об этом и вас всех прошу.

Протоие­рей Александр Березовски­й: Дорогие зрители, спасибо вам за вопросы. Пишите. Будем рады на них ответить. Всего вам доброго, до свидания.

Протоие­рей Димитрий Смирнов: До свидания.

Комментарии.

    Комментариев 29

    1. Dimitros:

      Спасибо Большое!

    2. Dolly:

      «мы 1000 лет жили вместе» — это было 1000 лет назад… С тех пор Русским только и приходилось отражать экспансию католиков. Точно ли они сейчас смотрят на нас с надеждой, а не с коварством и хитростью?

    3. Vladimir A:

      Очень динамично прошел диалог батюшки с нами. Вопросы и лаконичные, краткие, четкие, спокойные ответы. Всегда бы так, с чувством, с толком, с расстановкой. А может быть до меня, наконец, что то дошло. Спасибо.

    4. regent:

      а Вы сами найдите тот материал и не поленитесь прочитать аннотацию к нему :-)

    5. julia l:

      Воистину Воскресе Христос!…
      Как же хорошо,что любой самый простой человек,самый необразованный, самый глупенький,может жить чужим умом…А если обратишься к Богу с признанием своей никчёмности и глупости и с просьбой о помощи,то все преграды исчезают…И понимаешь,что милость Божия бесконечна.

      • Natalya t:

        Ой, я тоже на эту мысль обратила внимание…и не просто чужим умом, а умом самого Господа нашего Иисуса Христа, что может быть вернее, надежнее, прекраснее, и т.д…Спасибо батюшке за его дар слова, который укрепляет в вере и вселяет надежду.

    6. yulja:

      Отец Димитрий,огромное Вам спасибо за Ваш труд,за такие интересные передачи,я часто их просматриваю по нескольку раз и они очень меня укрепляют.Ваш блог это как глоток чистого свежего воздуха в нашем загазованном и испорченном мире.Пожалуйста,поберегите себя,Вы нам очень нужны!

    7. георгий панчулидзе:

      Большая польза для меня слышать и смотреть Вас отец Димитрий.

      Георгий.Грузия.Кутаиси.

    8. lavrina:

      Очень интересно было узнать от самого отца Димитрия, почему на столике при съёмке очередного блогпоста пасхальное яйцо.
      -
      В этой студии мы все, как гости, причём званые. Верно, уважаемый Регент?
      Поэтому интересно, как в театре, рассматривать и декорации, а не только слушать беседы (которые, конечно, есть самое главное!).

    9. Анатолий Куприн:

      Вся хмарь душевная снимается и чувствую себя весело после Ваших слов. Может коряво скажу: Омовение души. Спасибо!

    10. Irene:

      По поводу четвертого вопроса. Лет шесть назад у меня было подобное искушение. Я, вообще-то, прихожанка сельского Храма, где служит мой духовник. А тут на Светлой Седмице в нашем городском Храме служил благочинный, и я решила побыть на Литургии с открытыми Царскими Вратами: взяла отгул, подготовилась к Причастию (на Пасху причащалась у своего батюшки). Священник, который исповедовал меня, спросил, причащалась ли я на Пасху, и, получив утвердительный ответ, не допустил меня до Причастия: сказал, что так часто причащаться нельзя.
      Я очень старалась настроить себя на то, что, значит, такова воля Божия обо мне: не за это — так за что-нибудь другое меня нельзя было в тот раз допустить. Но — грешна: осталось на душе ощущение несправедливости (тем более — рядом другой священник допускал до Причастия при аналогичных условиях). Стараюсь теперь в нашем городском Храме не причащаться, или, по-возможности, не попадать на исповедь к этому священнику.
      Сознаю при этом, что в чем-то я не права. Ведь в Храм к Богу идешь, а не к батюшке.

      • lavrina:

        Боюсь Вы, Ирина, действительно не справедливы к священнику. Ведь причастие — это таинство. И если Вас не допустили, то, наверное, есть причина…И дело тут вовсе не в «неправильном» батюшке.
        -
        Желаю Вам простить священника и прийти именно к нему на исповедь. А почему бы Вам именно ему не рассказать всю эту историю?

      • Татьяна:

        Одно из первых моих причастий 15 лет тому назад также стало причиной моего длительного страха и, как я сейчас это понимаю,обиды на иерея Георгия, настоятеля нашего тогда еще только строящегося Храма Рождества Христова в Нижневартовске: меня отстранили от последующих причастий до Рождества Христова и наложили епитимью (ежедневно по сто земных поклонов)за то, что я без страха подошла к причастию. Зато с тех пор меня этот страх преследует. Правда, я нашла в себе силы прийти на исповедь к отцу Георгию,правда, рыдала, не переставая всю исповедь, да и сейчас, когда у нас уже другой настоятель, есть целый штат иереев, я не могу без слез исповедаться, а на причастии от страха забываю, что и как делать. Но бороться с гордыней мне эти все переживания помогли и смирения побольше стало. Слава Богу за всё!

    11. laser:

      Батюшки спасибо очень интересно!

    12. lavrina:

      Какой интересный блогпост!
      -
      К вопросу о миссионерстве женщин…Любой человек, верующий в Христа, не боящийся, как заповедано Спасителем, исповедовать публично свою веру, становится в каком-то смысле миссионером вольно или невольно.
      Даже если не виден крест на человеке, и он ни слова не говорит о принадлежности к вере, по его поступкам люди определяют, что он верующий человек. По-моему, это не просто хорошо, но именно к этому и надо стремиться….Но, в таком случае, нужно ли брать у батюшки благословение? Ведь это получается, нужно брать благословение на жизнь во Христе?

      • Татьяна:

        По поступкам людей (если человек не позиционирует себя, как христианин)можно судить о его воспитании, такте, добросердечности, других качествах, но не религиозной принадлежности, тем более, о принадлежности к православию, а православное миссионерство — это все-таки, в большей степени, выполнение поручения (дела)по продвижению православной веры среди иноверцев (тоже, возможно, верующих), а на любое дело такой важности необходимо благословение Господнее, которое и преподает нам священник. Простите, Христа ради, не хотела поучать, но у Вас в конце комментария стоял знак вопроса…

        • lavrina:

          По поступкам людей (если человек не позиционирует себя, как христианин)можно судить о его воспитании, такте, добросердечности, других качествах, но не религиозной принадлежности, тем более, о принадлежности к православию
          Но если православная вера способствует укреплению таких качеств, как милосердие, миролюбивость, умение прощать, то можно, думаю, сделать вывод о том, что перед нами верующий человек?
          Кроме того, в период смуты, гонений, конфронтаций (одна из них была недавно под названием PR) по суждениям человека можно сделать вывод о его принадлежности к православной церкви. Разве не так?
          -
          а православное миссионерство — это все-таки, в большей степени, выполнение поручения (дела)по продвижению православной веры среди иноверцев (тоже, возможно, верующих)
          Я думаю, действительно, нужно дать чёткое определение миссионерства.
          -
          Простите, Христа ради, не хотела поучать, но у Вас в конце комментария стоял знак вопроса…
          Не смущайтесь ;) Насколько знаю, все любят друг друга поучать.. А я ещё люблю и поучиться, поэтому и поставила знак вопроса. Интересно мнение посетителей блога.

          • Татьяна:

            Спасибо, Лаврина, за ответ. Мы все «пришли» на блог Димитрия Смирова, чтобы учиться. Но одно дело, когда нас учит батюшка,используя не только свой богатый опыт духовной жизни, но и канонические знания,а другое, когда такой дилетант,как я.Судя по некоторым спорам, возникающим время от времени на блоге,думаю, что все по-разному воспринимают чужое мнение. Не хотелось бы быть причиной соблазнов, поэтому спасибо Вам — Вы меня успокоили. Сегодня Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных. Всех поздравляю и надеюсь, что Они помогут нам в борьбе со всякого рода соблазнами и немощами душевными и телесными.

            • lavrina:

              Спасибо за поздравление! И Вас с праздником!
              -
              Мы все «пришли» на блог Димитрия Смирова, чтобы учиться. Но одно дело, когда нас учит батюшка,используя не только свой богатый опыт духовной жизни, но и канонические знания,а другое, когда такой дилетант,как я.
              Боюсь Вы оказались под влиянием ревнителей, оберегающих слово отца Димитрия от нападок, сомнений, критики со стороны…Их можно понять и нужно простить…Говорят, «работа у них такая» ;)
              -
              Не бойтесь, Татьяна, ведь Вы не хотите зла нашему уважаемому батюшке? Смелее высказывайте свои мысли, вместе нам с Вами будет легче преодолеть некоторую скованность наших уважаемых Санчо Панцев…

              • regent:

                поддерживаю, действительно, давно пора нам всем объединиться и дать духовный бой, и как следует вразумить-наставить о.Димитрия нашим коллективным творческим разумом!!! не бойтесь избавляться от скованности и нападок!!! представьте — отряд раскованных с развивающимися гривами несётся иноходью в два темпа в атаку на его блогпост, сметая на своём пути наших Санчо Панс и критикуя-критикуя в бешеном скаче, и топча ревнителей, и высказывая мысли-алмазы из-под копыт, и преодолевая реки и горы… и все хочут, хочут (в два темпа) добра нашему уважаемому батюшке… как же это прекрасно! как это захватывает дух! как это реально конгениально!.. так что смелее Татьяна за lavrina без сомнений и колебаний, и некоторой критики со стороны!

    13. kuzma_prutkoff:

      наконец то дождались! :)

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.