Блогпост протоиерея Димитрия Смирнова. Выпуск 42
Сорок второй выпуск передачи "Блогпост протоиерея Димитрия Смирнова", в которой о.Димитрий отвечает на вопросы, поступившие от участников нашего мультиблога, о семейных ценностях и проблемах, о молитвенном делании и толковании непонятных мест в Священном Писании и на многие другие. Ведёт передачу протоиерей Александр Березовский.

Блогпост. Выпуск 42

Содержание

   1. Может ли Бог попускать скорби за утаённые и нераскаянные грехи?  (01:21)

осмысление Бога как личности, отношение к Богу как к личности, возмездие за грех

   2. Может ли родительское проклятие быть причиной обилия скорбей?  (14:02)

проклятие, родительское проклятие, благословлять проклинающих, смысл жизни, отношение человека к жизни

   3. Что делать, если грех раз за разом побеждает?  (20:29)

склонность к греху, соглашение с грехом, ненависть к греху, любовь к Богу, покаяние

   4. В чём причина плохих отношений между родителями и взрослыми детьми? В чём ошибки родителей?  (23:49)

взрослые дети, отношение к ребёнку как к собственности, проблемы со взрослыми детьми, ослепление страстью, гордость, ребёнок личность

   5. О какой тайне идёт речь в молитве ко Причастию "не бо врагом Твоим тайну повем"?  (29:30)

Евхаристия тайна тайн, запрет обсуждать Таинства Церкви с некрещёными, богохульство, кощунство

   6. Правильно ли публично награждать щедрых жертвователей на храм?  (32:28)

награда на земле, награда от Бога, церковные награды

   7. Было ли у Христа чувство юмора?  (39:58)

свойства человеческого ума, юмор, остроумие

   8. Как укрепить слабую веру?  (43:57)

укрепление веры, чтение Евангелие, молитва, добрые дела

О. Димитрий: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Мы вновь с вами. Приехали на Блогпост охранять наши рубежи. Большое спасибо вам за ваши вопросы. В этом году у нас нынче последняя передача.

Здравствуй, отец Александр!

О. Александр: Добрый день, батюшка! Добрый день, дорогие слушатели!

Ну что ж, за год мы, наверное, уж больше сорока выпустили этих…

О. Димитрий: Неужели?

О. Александр: Да.

О. Димитрий: Вообще, многовато. Я так думал, что мы раз в месяц будем выходить в эфир.

О. Александр: Ну, вопросов много. Много приходит.

О. Димитрий: Ну ладно…

О. Александр: Большинство, к сожалению, таких личных, житейских, и не всегда бывает возможно их озвучить. Но темы, в общем-то, понятны. Поэтому какие-то вопросы обобщаем.

Батюшка, ну начну с тех, которые нам пришли за последнюю неделю.

«Могут ли Богом попускаться скорби и искушения, проблемы, препятствия в жизни, за нераскаянные человеком на Исповеди грехи? За то, что человек утаил?»

О. Димитрий: Вот опять мы сталкиваемся в этом вопросе, ну, с таким механическим подходом при взаимоотношении человека и Бога. Как будто Бог некий автомат… А что произойдет с тем, если мы пластиковую карточку воткнём другой стороной? Нам поступят деньги на неё, или отберут последнее? Вот из этой серии. Потому что вопрос не предполагает разумение Бога как высшего, любящего и разумного существа. А как некая такая машина, которая награждает чем-то. Ну вот как автомат.

О. Александр: По определённой программе.

О. Димитрий: По определённой программе. Вот ты опускаешь монетку определённого достоинства, нажимаешь на кнопку, и тебе падает пачка печенья. Или другую кнопку – загорается: «доложите ещё десять копеек». Ты докладываешь десять копеек. Тогда – вафли. Вот так, конечно, это просто невозможно.

Бог – живое существо. Бесконечно нас любящее. Наш создатель. И – Промыслитель. И – Спаситель. И Бог ко всему прочему ещё и всемогущ. Любому из нас Он может дать долголетие. Лет тысячу прожить. Любому из нас Он может сократить жизнь. До двух часов. А любому из нас Он может дать, если у нас есть способности, если не вредит нашему разуму, дать нам какую-нибудь должность, на которой мы были бы полезны остальным Его детям. И в нужный Ему и не нужный нам момент Он может нас этого лишить. Когда мы и не ожидали. И так далее. Поэтому взаимоотношения с Богом, они никогда не могут быть механическими. А здесь человек построил схему и хочет, чтобы я как бы вот под этой схемой расписался. Но это же совсем не так.

О. Александр: Но, видно, у людей не хватает какого-то такого объёмного вообще восприятия мира.

О. Димитрий: Нет, у них хватает, но просто они вообще думают о Божестве как о механизме. А Бог – живой. Это многажды повторяется в Священном Писании и в словах святых.

О. Александр: Но люди не могут строить отношения даже с собственными детьми. Уж казалось бы, ближе-то нету. А тут с Богом…

О. Димитрий: Нет. Невозможно строить отношения по разным причинам. Во-первых, человек очень часто не ставит себе такой задачи.

О. Александр: Вот и здесь не ставится задача, видно…

О. Димитрий: Вот. А во-вторых, он не знает, как. И конечно, многие и в отношении к детям к таким мерам прибегают: вот, если ты сдашь это последнее полугодие без троек, я тебе куплю мопед. Это чисто механически. Сама задача – глупая. Что значит, без троек? Ну а если он возьмёт, все оценки потихонечку исправит ручками? Задача выполнена. А чего ж тогда? Лучше бы ставить другую задачу – чему-то научиться. Но наградой – мопед – это тоже очень странно. Но люди даже не понимают, как устроен другой человек – это о чём говорит? О том, что он сам потерян. Поэтому очень полезно, вообще, таким людям читать книги по психологии. Вот чтобы как-то немножко разобраться в подобных вопросах. Ведь даже при дрессировке животных – собаки, лошади – обязательно используют зоопсихологию. И все опытные тренеры, дрессировщики, они используют терминологию совершенно не механическую, не юридическую. А наоборот, говорят, вот, лошадь должна тебя понять. Команды должны быть такие, чтобы ей было понятно. Хотя, разумеется, лошадь не может ничего понять. Вот. Но это должно быть читаемо. Мы прибегаем к таким терминам, которые как бы (как бы!) показывают, что мы ставим лошадь на свой уровень. А тут взаимоотношения с Богом, который вообще знает ну всё на свете, и весь свет – это продукт Его творчества, причём очень незначительная часть Его творчества. А мы тут какими-то глупостями занимаемся… Как будто Он, я не знаю, какой-то там ксероксный аппарат, который там чего-то выдаёт, чего-то не выдаёт. И вот нам надо найти какую-то схему. Это не УБЭП.

О. Александр: Батюшка, ну а почему такое отношение?

У огромного количества людей именно такое отношение к Богу. В силу невозможности Его воспринять, в силу невозможности понять Евангелие? Вот из-за чего такое?

О. Димитрий: В самом большом смысле это в силу поврежденности разума грехом. Такое вот онтологическое повреждение. Второе – нежелание трудиться. Потому что на самом деле огромное количество людей всё-таки понимают, о чём речь. Значит, этому можно научиться. Но не хотят, вот такая леность мысли. Какие-то простые вещи, как для детей – как-то объясняют? Или дети сами открывают. Иногда в таких дивных образах. Сегодня я крестил мальчика. Ну не одного, там, несколько. Но замечательно, что этот мальчик сказал. Он говорит: «меня сегодня будут крестить». А его спрашивают, вопрос на засыпку: «а что это такое?» Он говорит: «а Бог меня погладит по голове». Представляешь? Абсолютно адекватное восприятие. Просто он нашёл для этого образ. И сказал: не по спине, а именно по голове. Вот как это? Шестилетний ребенок. Это фраза вполне могла быть из Священного Писания, или из Псалтири, или из Ефрема Сирина. Уровень – такой. Вот, значит, маленькое живое существо может, а взрослый человек сорока лет, он начинает от Бога какие-то квитанции требовать, отчёта. И когда по его схема чего-то не получается – обиды. Тоже как-то странно. Это, конечно, ещё происходит вот почему, ещё есть третья причина. Наверное, их много. Я просто по мере того, как мне в голову приходят, их озвучиваю… Причина в том, что этот человек, видимо, никогда не молился, который спрашивает. Он просто читал некоторые тексты. Подозреваю, что и не всё в них понимал. Или мало что понимал. Поэтому вот такая ситуация. Он думает, что надо прочитать конкретные вещи, тогда Бог должен это понять… Опять, чисто механические такие попытки… Конечно, Бог видит и эти попытки. Потому что мы знаем, особенно в средние века, люди как бы загадывали. Вот дойду пешком до Святой Земли, и этот мой труд пусть Господь вменит мне в подвиг, я хочу, чтобы исполнилось то-то и то-то. Бог, видя его усилия, пусть они такие физические больше, он Он это принимает как некую жертву. Но всё равно, это взаимоотношения личные.

О. Александр: Это не значит, что каждый дойди туда, и получишь всё, что хочешь.

О. Димитрий: Конечно, конечно. Всё равно нужно сначала с Богом договориться.

О. Александр: Да, как вот иногда Господь на детскую просьбу, казалось бы, совсем незначительную, и, по-взрослому, глупую, вдруг откликается. А взрослый человек просит-просит годами – нет отклика.

О. Димитрий: Да, я знаю, мне вот одна матушка рассказывала, что одна её дочка среди ночи попросила варенья. Но она прекрасно знала, что в доме нет никакого варенья. Но чего? – Она капризничает. И вот она просила, капризничала. Ну говорит: «Ну мам, ну давай помолимся, ну пусть…» Ну говорит: «Давай помолимся». Помолились. Она открыла буфет, и там стояла банка из-под майонеза с вареньем. Как мне запомнилось, земляничного. Иной скажет, ну это, может, кто-то из гостей был, поставил, дочка запомнила… Это не важно. Она, как у преподобного Серафима, однажды он арбузиком в январе кормил кого-то. Так что принёс ли это кто или не принёс, или кто-то из людей поставил, это не важно. Всё равно это Бог дал. Бог дал по молитвам ребёнка и его мамы. А сказано, «где двое или трое будут просить во имя Моё, дастся им». И Господь это дал. Это важно. Слон ли это принёс или Дед Мороз – это не играет никакой роли. Ну вот, сам факт: когда такие взаимоотношения с Богом… Это не значит, что нужно капризничать. Но это говорит о том, что было сильное желание. Конечно, ребёнку было года четыре, я так предполагаю, я просто не помню. И матушка эта давно умерла, спросить нельзя. Но этот эпизод она мне рассказывала, и я на всю жизнь запомнил, и такие случаи бывают.

О. Александр: Татьяна из Чимкента: «Я верующая. Причащаюсь. Но жизнь невыносимая, много скорбей и бед. Может ли это свидетельствовать о том, что меня прокляли родители? Или причина ещё в чём?»

О. Димитрий: Нет. И вообще проклятие, оно для христианина – ничто. Ибо Господь сказал: «благословляйте проклинающих вас» (Мф. 5, 44). Потому что Господь всякое гонение, на нас возводимое, Он его комментирует как благословение Божие. И если нас кто-то проклинает, значит, Бог нас благословляет. А мы этому человеку, который свидетельствует о благословении Божия к нам, посылаем Божие благословение. Всё, квиты. Потому что жизнь нам дана не для несчастья. И не для счастья. А совершенно для очень конкретной цели – спасти душу. И Господь даёт те обстоятельства, тех родителей, такую национальность, такой цвет кожи, такую продолжительность жизни, таких родственников, чтобы это осуществилось самым наилучшим для нас лично способом, уникальным. Поэтому судьба у всех разная. Бывают схожести, бывают различия, но всё равно разность очень большая. Поэтому тут… мы на эту землю не для счастья приехали. Хотя для Бога, как Отца, гораздо было бы приятнее, я так подозреваю, если бы все были в таком устроении, когда вот такие тяжёлые скорби были бы не нужны. Как не нужны были той согбенной женщине. И Он сказал ей, чтобы она выпрямилась – и всё, кончились все мучения, они уже не нужны.

О. Александр: Ну вот хочется, чтобы путь был полегче.

О. Димитрий: Ну разумеется, разумеется. И Богу угодно, когда мы со-чувствуем человеку и в его страданиях ему помогаем, поддерживаем. А если есть возможность, облегчаем.

О. Александр: Просто когда Господь прилагает беду к беде, скорбь к скорби, болезнь, может, ещё к каким-то тяготам, кажется, ну почему? Неужели я ещё не исполнил ту меру, которая мне нужна?

О. Димитрий: Ну сам этот вопрос говорит о том, что не исполнил. Как только говорит «неужели», «за что», значит, он пока ещё ничего не понимает.

О. Александр: Вот когда скажешь «благодарю Тебя, Господи, что так», так, видишь, и легче станет.

О. Димитрий: Ну, это само собой. Вот два человека. Каждый 78 килограмм веса, одного возраста, одного пола, одного физического развития, прошедшие один и тот же путь. Допустим, два солдата. Бывших. Несут по мешку. В каждом мешке 80 килограмм. Идут параллельно друг другу. Один несёт и поёт псалмы Богу. Другой несёт, проклиная отсутствие денег, и что он должен зарабатывать таким образом, и то, что дорога пошла в гору и так далее и так далее. Кому легче нести?

О. Александр: С Богом-то легче.

О. Димитрий: Вот. Вот этому Господь и хочет нас научить. Жизнь – она всё равно жизнь. Мы не можем поменять Путина с Обамой. Это невозможно. Не можем мы и мысли чьи-то переменить. Вот человек живёт, нечто происходит, ему это может нравиться – не нравиться. Мы не можем это поменять. Но мы всегда можем поменять наше отношение к этому.

О. Александр: Вот казалось, так просто: это всё в тебе, возьми – поменяй.

О. Димитрий: Нет, ну это, вот именно, только кажется. Потому что эта борьба с собой, она самая трудная. Всегда проще осудить, высказать, назвать кого-то дураками. Можно всю Государственную Думу дурой назвать. Сразу хорошо – ты умный, а они все дураки. Отлично себя сразу чувствуешь. Очень лёгко. И никакого труда – выругался, и всё. Вот, и весело. А другое дело – со смирением принимать жизнь так, как она есть, и не осуждать людей. Ну потому что все люди грешные. А уж людей, ну какого-то там выдающегося ума, как Иван Ильин или Сергей Аверинцев, ну это всё штучный товар, это такие как небожители, понимаете, как, там, Владимир Соловьёв. С ними даже и тягаться-то нельзя. Слава Богу, что мы имена помним и их, так сказать, лица, этих божественных людей. Слава Богу, что они жили, ходили. Мы можем в подлиннике их труды почитать. Ну а так, по сравнению с ними, все дураки. Мало того, ещё и неучи. И так далее, и так далее.

О. Александр: Владимир: «Знаю свой грех – раздражительность. Каюсь в нём, молюсь Спасителю о помощи. Но всё равно грех одерживает верх. Что делать?»

О. Димитрий: Хитро сказано. Может ли вот это яблоко (яблоко и мандарин лежат на столе перед о. Дмитрием – прим. ред.) одержать верх над мандарином? Нет, не может. Так же и грех. Что такое грех? Ну, например, образное выражение: грех – это стена, которая разделяет меня и Бога. Как стена может одержать верх? Поставил лестницу, да перелез. Неохота – обойди. Можно даже Великую Китайскую стену обойти. Потому что у неё есть начало и конец. Ну не хочешь так – ну вырой подкоп, Господи помилуй. Это, я думаю, пожалуй, помедленнее будет задача, ну за исключением лестницы. Поэтому грех нужно сделать не бывшим. А что значит «грех одерживает верх»? Это тоже образное выражение, но оно не соответствует реалиям. Мы можем сказать, что моя склонность ко греху преодолевает мою любовь к Богу. Вот это да, это точно.

О. Александр: А как сделать, чтобы любовь преодолела?

О. Димитрий: Надо, чтобы любовь была больше, а вместо любви ко греху была бы ненависть к нему. Тогда вообще всё будет очень без труда.

О. Александр: Ну вот есть грехи, которые мы совершаем. А есть те, которые именно на чувственном уровне возникают внутри нас.

О. Димитрий: Ну, если мы с этим чувством согласились, то мы уже согрешили делом. Мы должны же отвергать эти чувства, если хотим быть христианами. Причём мы не можем сказать, что мы должны их отвергать. Каждый делает то, что он хочет. Но при условии, если он хочет быть христианином, он тогда должен эти чувства отвергать, не следовать им. Он должен с этими чувствами бороться.

О. Александр: Но это если успеваешь это чувство поймать, когда оно зарождается в тебе.

О. Димитрий: Если не успел, ты всегда можешь его окаять. А если успел ещё что-то сделать, ну взял кому-нибудь голову отрезал… Возникло чувство, такое, знаешь, «так бы и убил», и вдруг последовал этому чувству – так пошёл на Исповедь и покаялся, когда уже до действия дошло.

О. Александр: Сергей из Нижнего Новгорода: «Расскажите, пожалуйста, об основных ошибках в общении между детьми и родителями с точки зрения детей. Под детьми подразумевается возраст до 30 лет. Вот что мы как родители делаем неверно? Почему отношения между нами – не отношения христианские, а отношения – зачастую, такие, обиды и претензии?»

О. Димитрий: Ответ содержится в самом вопросе. Если мы своих тридцатилетних детей считаем за детей, то это не у меня надо спрашивать ответ, а у психиатра. Передо мной слон, а я к нему обращаюсь как к болонке. Вот чем кончатся попытки мои играть со слоном как с болонкой?

О. Александр: Раздавит?

О. Димитрий: Раздавит в лепёшку. Так и отношения. Если родители относятся к тридцатилетнему мужчине или тридцатилетней женщине как к трёхлетнему ребёнку, ну тогда отношения рушатся. Это неизбежно.

О. Александр: Ну неужели это не очевидно? Вот удивительно…

О. Димитрий: Ну вот дело в том, что страсть (любая) – она ослепляет человека. Это насчёт очевидности. А когда это ещё связано с гордостью, то вдвойне. Вот какую-нибудь блудную страсть, её нельзя не заметить. Вот она овладевает человеком, он не может этого не заметить. Поэтому некоторые говорят: «Так получилось, шёл по тротуару, и опа!» Так же не бывает. А гордость, она вообще невидима. Человек может даже не отдавать себе отчета. Или зависть. Некоторые говорят: «Вот знаете, с первой минуты я почувствовал к нему, знаете, какое-то такое чувство…» В 90% случаев – это чувство зависти. Просто оно трансформировалось…

О. Александр: В неприязнь.

О. Димитрий: Да, во что-то другое. Бывает и иного рода. Но бывают какие-то ассоциации – на кого-то похож, на человека, который когда-то нанёс сильную боль. Разные есть варианты. Но 90% – это всегда зависть. Но зависть с гордостью тоже связаны, потому что хочу иметь то, чего не имею, а он имеет. А он хуже, чем я. Ну и так далее. Поэтому здесь вот именно это действует. Даже основная ошибка родителей – она по отношению к детям маленьким: мама и папа вообще не понимают и не чувствуют, что перед ними человек. Он другой, потому что это другая ипостась. Он не мужчина, он не женщина. Он ребёнок. Это третья ипостась человеческого существа. И к нему совершенно другой должен быть подход. Причём каждый год его жизни. А ещё лучше – полгода. То есть отношение к нему весной должно быть другое, чем осенью. А для этого нужно наблюдать за ним, смотреть на его реакции, и вот, менять этот курс. Нельзя вот так вот прямо, как по рельсам. В том лесу, который есть человеческая душа, прямых шоссейных дорог нет. Всё вот так, тропочки, дорожечки, они все искривлены.

О. Александр: Но главный аргумент родителя: но ты же уже не совсем маленький, ты должен понимать…

О. Димитрий: Если у тебя нет ресурса, чтобы ему объяснить, почему он должен, значит, он не должен. А ты должен подобрать такой способ общения с ним, который, и его бы не калечил, и тебя устроил. А люди выбирают самый простой путь: крик и побои… Человек, конечно, очень мощная, устойчивая система, но всё равно… Если и не калечат, то приносят очень большой вред. Ресурс любви ребёнка к маме, к папе – очень большой. Его вот так вот, за пять минут, не исчерпаешь. Но, к сожалению, очень халатно люди расходуют… Это всё равно что топить дом, у которого нет потолка, крыши.

О. Александр: Всё туда, в топку уйдёт.

О. Димитрий: Ну да… Нет, не в топку, а именно вверх. Конечно, какое-то тепло будет. Но это будет тепло как от костра, а не как от печи. И, соответственно, дров уйдет гораздо больше.

О. Александр: Галина спрашивает: «В молитвах ко Причастию говорится: «Не бо врагом Твоим тайну повем». О какой тайне идет речь?»

О. Димитрий: Тайна тайн Церкви – это святая Евхаристия. Об этом говорить с людьми, которые не являются христианами, в Церкви не положено. И в древности даже те люди, которые либо отлучены от общения церковного либо ещё не крестились, они после возгласа «двери, двери!», выходили из храма, и двери закрывались. И только после крещения с ними проводились, такие, тайноводственные беседы. Вводили вновь крещёного человека в эту тайну – объясняли ему, что такое Евхаристия, и что является центром христианской жизни.

О. Александр: А в чём опасность рассказать человеку некрещёному об этих тайнах?

О. Димитрий: Ну, во-первых он не может это воспринять. И поэтому он, конечно, будет в этих словах Господних как свинья, которой надели бисерное ожерелье. Он неизбежно будет кощунственно к этому относиться. Любой его вопрос будет кощунственнен.

О. Александр: Сейчас такой практики нет у нас на службах, чтобы выходили оглашенные.

О. Димитрий: А сейчас вообще многие христиане, они тоже до конца не понимают, что такое Евхаристия. А сами молитвы, они сокрыты. Священник их читает не в полный голос, в алтаре, который закрыт иконостасом и Царскими вратами.

О. Александр: Вот многие, кстати, жалуются, почему у нас не всё открыто, как у католиков. Почему люди не участвуют вот во всём, во всей полноте.

О. Димитрий: Нет проблем – возьми Служебник, да участвуй, если ты такой просвещённый человек. Вообще никаких проблем нет. Но ведь у нас же в храме вообще двери открыты. Мы же не закрываем двери, поэтому там масса людей ходит. Они беспокоятся о нашем освещении – всё время свечки ставят, чтобы нам было тепло и светло. У них такая роль, они как осветители в театре.

О. Александр: Татьяна из Кемерово: «Меня смущает практика награждения спонсоров в храмах, при большом стечении прихожан. А как же «левая рука не должна знать, что делает правая»? Полезно ли этим людям, и вообще правильно ли это, что человек, жертвующий на храм, получает воздаяние не от Бога, а от людей?»

О. Димитрий: Я только одного не понимаю, почему человек смущается. Я могу ответить так: дело в том, что спонсоры дают с левой руки. И тогда вопрос будет исчерпан. Вот. А вообще, к сожалению, большинство людей, за редким исключением, они любят всякие награды, подарки и любят, когда их деятельность замечена. Каждый человек, даже если он христианин, он в своём развитии проходит три стадии: раба, наёмника и сына. Даже те, кто постоянно в храм ходят, десятилетиями, и то… Я, когда вот у нас был юбилей, и мы попросили Святейшего Патриарха наградить нескольких наших прихожан, я увидел, что, оказывается, очень многие, особенно среди женщин, не дозрели как-то… Военные люди – вообще как дети. Они каждую награду воспринимают очень глубоко, серьёзно.

И поэтому это есть такие некие правила игры. Поэтому, если он на свои деньги построил храм, его награждают… Я вот недавно был в одном храме, так, приценился, прикинул, думаю, да, это, наверное, стоит миллионов семьсот. Русских денег.

О. Александр: Храм?

О. Димитрий: Ну всё, что там построено. Он говорит: «Ну нет, этому ж храму десять лет. В 10 миллионов долларов уложились». Думаю, десять лет назад – да, совершенно точно.

Ну и представим себе, вот человек отдал 10 миллионов долларов. Построили храм, очень всё оборудовано здорово. Ну а потом, значит, настоятель: «спасибо», жмёт руку и пошёл. Ну что это вызовет у этого человека… А может быть, он ещё и не воцерковлённый… Для него это как первый путь, первый шаг. А тут каждый орден сопровождается грамотой Патриарха. Этим храмом пользуются сотни и тысячи жителей района Москвы. И это как видимый знак благодарности Церкви к нему.

От чего тут приходить в смущение? «Полезно ли ему»? Ну, я считаю, что храмы строить вообще полезно. Я вот участвовал в строительстве нескольких. И испытал от этого большую пользу. Само по себе… Поэтому, мне кажется, от этого, конечно, больше пользы. Но к этому надо как-то относиться спокойно, потому что уровень людей, он разный. У меня даже был такой случай. Один человек, который помогал нашему храму, ну давно ещё, лет 20 назад, и вот как-то к нам приезжал Святейший Патриарх, и он сказал, (я хотел представить его Патриарху) говорит: «Ой, не надо, не надо, не надо». А когда он увидел, что других награждают, он на несколько лет испытал обиду. То есть, я-то воспринял его серьёзно.

О. Александр: Вот это «не надо, не надо».

О. Димитрий: Ну да. А оказалось, что на самом деле, то ли ему хотелось тоже, чтобы он был отмечен как-то, то ли он во время, когда награждали других, испытал неприятное чувство. Там были многие люди, которым мы выражали свою благодарность, а он понимал, что его вклад больше, чем этих. А тех наградили, а этого – нет. И что-то какой-то там у него пробежал…

Так вот, что было для него полезней? Испытать вот эту зависть и обидеться (даже перестал в наш храм ходить)? Либо, если бы мы его наградили, и всё мгновенно бы прошло, а за эти несколько лет, что он перестал ходить, он бы ещё шаг сделал. Ну я по молодости и по неопытности, потому что я никогда не имел дела ни с какими спонсорами, думал, что, как человек говорит, я так и надо воспринимать. Никогда не думал, что, оказывается, человек говорит, а, оказывается, думает он совсем по-другому. Я ещё был к этому не очень готов. Я считаю, это была моя ошибка. Это первая такая накладка… Мы потом с ним продолжали дружить, он ещё помогал. И я ему помогал, в чём мог. Ну вот то своё решение я воспринимаю как ошибку. Потому что если сравнить пользу и вред…

О. Александр: Было бы полезней.

О. Димитрий: Было бы полезней для его души. Именно в таком аспекте. Это я вот по неопытности поверил на слово.

О. Александр: Это как поститься, всё-таки надо начинать постепенно.

О. Димитрий: Конечно.

О. Александр: А если сразу на человека наложить такое правило…

О. Димитрий: Ну он может на 10 лет перестать поститься. Будет поста бояться как гремучей змеи.

О. Александр: Батюшка, такой вопрос к нам пришёл: «Было ли чувство юмора у Иисуса Христа, по его человеческой природе?»

О. Димитрий: Ну дело в том, что сказано, что во Христе было всё, кроме греха. Чувство юмора – это свойство человеческого ума. Поэтому если юмор добр, то в нём ничего такого дурного не наблюдается. Поэтому это совершенно, я думаю, неизбежно.

О. Александр: Ну вообще шутки, они запоминаются. Ну вот ни одной шутки Иисуса Христа в Евангелии не запечатлено.

О. Димитрий: Ну это не шутки. Про юмор говорят ещё иное слово, синоним в русском языке, остроумие. Ну например, вот когда случай с тем, что Он говорит начальнику синагоги: «не отвязываешь ли ты своё домашнее животное, ведёшь поить?» Ну это, мне кажется, очень остроумно сказано. Все Его ответы, они чрезвычайно остроумны… Я, например, как-то очень легко вижу, что где-то в уголках глаз Спасителя можно отметить ну какое-то соотнесение с этими словами. Конечно, он не мог в словах человека как-то унизить. Но с другой стороны, когда фарисеев называл змеенышами, прямо в лоб… Поэтому, надо тоже понимать… Мы какие-то странные люди. Вот есть такая дивная совершенно, очень остроумная римская пословица: что позволено Юпитеру, то не позволено быку. Ну не надо нам, гнусным холопам, мерить на себя царскую одежду. Нужно от этого поостеречься. Никакого панибратства в отношении с Богом у нас быть не должно. Поэтому на такие темы как бы размышлять, не переходя черту вот этого панибратства, практически невозможно. Понимаете? Поэтому все эти рассуждения на эту тему, они не учтивы по отношению к нашему Спасителю.

О. Александр: Ну и, наверное, не полезны. Всё-таки для нашего спасения…

О. Димитрий: Да разумеется, потому что мы теряем благоговение. Мы теряем благоговение. Ну есть вещи, перед которыми мы должны встать как перед спальней своих родителей. Ну нет нам туда входа. Это совершенно не нашего ума дело. Или слушать разговоры взрослых. Одно дело, когда они при нас говорят. А другое дело, когда они удалились в другую комнату, а мы прикладываем ухо к замочной скважине. Есть вещи… Уши нам даны, чтобы слушать, но не всякая ситуация, когда мы что-то слушаем, она прилична. Поэтому христианам это не прилично.

О. Александр: Сергей из Харькова: «Увидел в себе, что у меня слабая вера, недоверие к Богу. После Исповеди – сомнения, простил ли Бог мои грехи. Как укрепить эту веру? Как мне уйти от этого?»

О. Димитрий: Вера укрепляется двумя вещами. Нет, тремя. Первое – чтением Евангелия. Постоянно ум должен плавать в Священном Писании. Второе – вера укрепляется глубокой молитвой, обращением к Богу. И приветливой наблюдательностью о том, как Господь откликается на твои молитвы. Это обязательно нужно. И третье, чем укрепляется вера, обязательно нужно ежедневно понуждать себя на добрые дела. Вот даже если вечер, я вроде ничего не сделал. Ну встань, пойди вымой за всеми посуду. Ну хоть последние эти семь минут затратятся, но если сделаешь, почувствуешь благодать Божию и укрепление веры.

О. Александр: Батюшка, Ваше выражение «ум плавает в Священном Писании»…

О. Димитрий: Это не моё выражение. Это некоторые святые Отцы на разные лады об этом говорили.

О. Александр: Но это же не значит, что просто выучи наизусть.

О. Димитрий: Нет. Если человек часто читает, то оно выучивается само. Само. Я, например, 10 лет назад я лучше знал священное Писание, чем сейчас. Но уже, к сожалению, ум не удерживает. Могу перепутать слова. Могу перепутать, где что написано. Но по сути не могу перепутать, исказить смысл какой-то притчи. Это пока ещё, слава Богу, не могу. Но могу взять начало от варианта из Матфея, а закончить вариантом от Луки. Смысл от этого не меняется. А раньше – нет, всё это я хорошо, чётко себе представлял. Даже видел, в какой части какого Евангелия где что находится. Так, выживаешь из ума потихонечку…

О. Александр: Ну батюшка, будем надеяться, что этот процесс всё-таки не быстрый.

О. Димитрий: Затормозится.

О. Александр: Затормозится, да.

О. Димитрий: Я совсем не против.

О. Александр: Спасибо, батюшка, за Ваши ответы. Давайте прощаться на сегодня.

О. Димитрий: Рад стараться! Всего доброго, до свидания.

О. Александр: Спасибо вам за ваши вопросы.

О. Димитрий: Спасибо вам за ваши вопросы. Сегодня они были очень даже интересными.

О. Александр: Спасибо, батюшка, спасибо.




Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 54

    1. anatolevna:

      Спасибо, батюшки!

    2. георгий панчулидзе:

      Слава Богу! Спасибо Вам Отец Димитрий и Вам Отец Александр!

    3. HBB:

      Смотрю передачу, подбегают сын (10 лет) и дочка (7 лет). Сын смотрит и говорит — «Это наш Телебатя!», «Нет, это Телебатюшка!», — возражает дочка)))

    4. Nina55:

      Замечательная овечка «пристроилась» около отца Димитрия. Выглядело очень по доброму.Большая благодарность за тёплую атмосферу этой беседы. Даже не заметила как прошло время.

    5. морж:

      Антош, а Ваше отчество,часом, не Палыч будет?

    6. jurpeh:

      «… что-то необыкновенное … » . Спаси, Господи, и помоги батюшке о.Дмитрию.

    7. Курилов Василий:

      Послушал этот выпуск блогпоста, ложась спать, открыл Авву Дорофея — поучение восемнадцатое, и вот как бывает: «Если не хочешь впасть в раздражительность (Ответ на вопрос №3.) и злопамятность, то отнюдь не имей пристрастия к вещам и не заботься о них чересчур, но и не пренебрегай ими, но когда что просят у тебя, давай; если же он случайно или по небрежению разобьёт или потеряет что, не скорби».
      Дополнение к ответу отца Димитрия.
      А о чувстве юмора Иисуса Христа иногда говорит в своих лекциях Алексей Ильич Осипов.

      • грешник:

        А что он говорит об этом? Я имею ввиду чувство…

        • regent:

          Так как о.Димитрий ответил уже на этот вопрос, никакой дискуссии организовано не будет…

      • s2235:

        В чувстве и чувствах нет греха, он в чрезмерности и неуместности, и «несмотрении ума за делами естественными», а вот мера уместности «размер» меры как его узнать…? :)

    8. Анна Вихляева:

      Ого! Какое огромное яблоко! :)

    9. Antosha Chekhonte:

      Мне кажется, лучше было бы сделать такую же разметку по времени на первых блогпостах и удалить отдельные эпизоды. Так будет гораздо удобнее.

      • regent:

        Мы тоже так считаем, и очень сожалеем, что Вы как бы даже и не догадываетесь о наших возможностях. О.Димитрий даже попросил в одном из своих последних обращений объявить пост на идеи, т.к. мы народ очень творческий, но вот делателей мало (это цитата) :-)
        ПС хотя впрочем это уже сделано в 95% блогпостов :-)
        ППС что касается «убрать некоторые эпизоды» по Вашему усмотрению, то это даже как бы супер творческое предложение :-)

        • Antosha Chekhonte:

          Под отдельными эпизодами я имел в ввиду отдельные видео с отдельными эпизодами передач. Их огромное количество делает процесс поиска целого выпуска весьма затруднительным. Вот я и предлагаю разметить целые выпуски, а отдельные видео с отдельными эпизодами удалить, а совсем не то, что Вы подумали, т. к. мне так же, как и Вам, дорого любое слово о. Димитрия и в голову бы даже не пришло подумать вырезать что-то из его замечательных передач. Благодарю за внимание.

        • neonilla:

          Пожалуйста, не надо ничего убирать — ни отдельные ни целые видео, всё бывает неожиданно очень кстати в своё время

    10. dmitry.r:

      «ХОТЯ, читая Новый Завет, постоянно ловишь себя на мысли»…и снова туда же…кстати,о.Олег(Орлов)также ответил,что это неприлично…

      • грешник:

        Что неприлично? Понимать, что ничего человеческое, КРОМЕ ГРЕХА, было не чуждо? И что для этого надо сделать, чтобы закрыть глаза на остроумие Христа и не видеть его, часть своего мозга удалить?

        • Дмитрий:

          Вы ошиблись разделом, продолжить полемику с о.Димитрием вы можете в разделе «Вопрос священнику»

          • грешник:

            Вы, как всегда невнимательны и скороспелы на выводы. Сейчас я «веду полемику» с участником dmitry.r (скорее всего, с Вами, но под другим ником), а не с о. Димитрием.

            • Дмитрий:

              вы робко ее начали в первом своем коменте (полемику), со спасибо, а на dmitry.r, который вам просто в вежливой форме повторил ответ о.Димитрия , оторвались, не стесняясь. после этого (не удаляя) отключили таки часть мозга и притворились непонимающим, но включили паранойю.
              анекдот-притча в тему, вы же любите юмор.
              ………………….
              Был такой дворник в школе в советское время, который был сильно похож на Карла Маркса. Это было как-то неприлично, и вот его вызвал директор и говорит, что мол так и так, люди смеются, надо бороду сбрить, тогда в вас перестанут узнавать нашего великого вождя. Дворник горько вздохнул, и воскликнул: «ну сбрею я бороду, а УМИЩЕ то, УМИЩЕ куда девать ?!!»
              Потом дворник все-таки сбрил бороду и после того, как перестал видеть в зеркале Карла Маркса, перестал казаться себе умным.
              ………………….

            • dmitry.r:

              Ваш комент изначально предполагал очередную полемику по этому вопросу…»Спасибо Вам,о.Димитрий,за ответ на мой вопрос»…(кстати,в разделе «вопрос священнику» ваш вопрос следовал за моим,на эту же тему,и не видеть его не могли,и задали вы его до того,когда написали » Пусть нас лучше о. Димитрий рассудит»…вот он и рассудил в доступной форме,а ваша остроумная часть мозга не может смириться,и возникает «наверное»,»хотя»…

        • mtn:

          Нет, мозг не надо удалять, все намного проще, просто не надо выносить продукт деятельности своего мозга (мысли)по этому вопросу на всеобщее обсуждение.

          • грешник:

            Наверное, Вы правы. Чтобы не смущать и не соблазнять таких вот «неокрепших», как участник Дмитрий. Я заметил, что он уже давно примеряет на себя роль модератора этого блока и, по мере своего понимания и разумения, старается защитить «среду своего обитания», считая себя, почему-то, умнее и достойнее всех остальных.

            • mtn:

              Может быть он бороду отрастил? :) .

            • mtn:

              А если серьезно, то Дмитрий здесь не причем, послушав о. Димитрия, совершенно с ним согласна, это не есть приличная тема для всеобщего обсуждения.

              • грешник:

                Согласен и с о. Димитриеем, и с Вами. Да, действительно, есть вещи, которые обсуждать не стоит. Да, и Дмитрий этот тут совершенно не при чём. Он просто из тех людей, которые любят везде «совать свой нос» и, как говорят в народе: «каждой бочке — затычка». :)

                • Natalya t:

                  Все, что писал Вам Дмитрий, о чувстве юмора, в частности, было абсолютно верно, на мой взгляд, просто Вы, извините, не очень умеете слышать кого-то, кроме самого себя, по-моему.

                  • Natalya t:

                    Игорь, Вы, случайно, не обиделись? Что замолчали? Я к тому, что Дмитрий писал, не на этой страничке, а раньше, именно о том, что сказал батюшка, сейчас посмотрела — 18.12. в 00.49, о потере благоговения….

                • dmitry.r:

                  Да-а…тут же бросился искать себе союзника в лице mtn…а нужно всего лишь признать …и Дмитрий тут абсолютно не причём!

        • julia l:

          Наше холопское дело-это молиться,благодарить и славословить Бога.

    11. Agniya:

      Сегодня ,батюшка,о.Димитрий ответил на мой вопрос — о награждении спонсоров в храмах…
      Большое спасибо, это для меня подарок, в эти святые Рождественские дни.
      Помимо всего прочего, из ответа я узнала, что человек в своем развитии проходит три стадии: раба, наемника и сына. Вероятно сын( дочь ) это самая высшая вера и любовь к Богу ( как Родителю), а я понуждаю себя из-за страха…, значит я — раб (раба), и — наемник (так же как спонсоры), хочу награды…, и обращаться к Вам:»Братья и сестры, я наверное не имею права, не доросла.
      Прости меня Господи!, смогу ли я стать Твоей дочерью?

      • морж:

        Конечно, дорогая Агнюшенька! обязательно.

        • Agniya:

          Спасибо,дорогой, у меня сегодня День рождения — 63 года исполнилось, успею ли…

          • mtn:

            С Днем Варенья, успеете обязательно.

            • Agniya:

              Уж очень я привязана к благам земным, временным, тленным.Страшно подумать, какой бы ужасающей гордыней исполнилось мое сердце, если бы не смиряли ее болезнь, немощь,физические страдания. Не могу терпеть со смирением, безропотно.Очень люблю быть сытой, счастливой…(зная, что Путь Божий есть ежедневный крест). Прости меня Господи и вы, добрые люди.

          • Анна Вихляева:

            С днем рождения, дорогая Агния. Многая и благая Вам лета.

            • Agniya:

              Спасибо, дорогая Анечка, за Доброе слово.
              Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере (Гал.6,9-10).Спаси Господи!

    12. Natalya t:

      Спасибо, о. Димитрий и о. Александр, вопросы, действительно, были интересные. С Рождеством Христовым!

    13. грешник:

      Спасибо Вам, о. Димитрий, за ответ на мой вопрос о чувстве юмора и об остроумии Христа. Наверное, Вы правы в том, что рассуждая на подобные темы, можно легко перейти ту черту, за которой можно потерять благоговение перед Богом. Хотя, читая Новый Завет, постоянно ловишь себя на мысли, что Иисус и чувства юмора, и остроумия лишён не был.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.