Блогпост протоиерея Димитрия Смирнова. Выпуск 43
Сорок третий выпуск передачи "Блогпост протоиерея Димитрия Смирнова", в которой о.Димитрий отвечает на вопросы, поступившие от участников нашего мультиблога, о семейных ценностях и проблемах, о молитвенном делании и толковании непонятных мест в Священном Писании и на многие другие. Ведёт передачу протоиерей Александр Березовский.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Блогпост протоиерея Димитрия Смирнова. Выпуск 43

Содержание

   1. Есть ли какие-то юридические возможности противостоять «Свидетелям Иеговы»? Что может сделать священник для защиты своего прихода?   (0:50)

секты, Свидетели Иеговы, регистрация религиозной организации, запрет деятельности тоталитарных сект, разъяснение прихожанам, журнал «Cторожевая Башня», обращение в полицию

   2. Можно ли пресекать публичные акции представителей сексменьшинств закидыванием тухлыми яйцами и дракой?   (5:13)

выражение воли народа, сексменьшинства

   3. Может ли богатый человек служить Господу и оставаться искренне православным?   (6:44)

трудно богатому войти в Царствие Божие, богатство, многопопечительность, суета

   4. Что такое вера? Как научиться верить?   (10:05)

умение видеть невидимое, вера в Бога, вера в Иисуса Христа, искать Бога, потребность молиться

   5. Как недавно уверовавшим родителям научить детей вере?   (13:49)

воспитание детей, разговаривать с детьми, обсуждать книги, спрашивать мнение детей, уметь слышать детей

   6. Некоторые священники пишут, что соблюдение всех постов обязательно только для монахов и необязательно для мирян, так ли это?   (17:26)

пост, соблюдение постов, монашеский устав поста

   7. Объясните, пожалуйста, как выбираются отрывки из Нового Завета для евангельских чтений на Литургии? Почему некоторые отрывки так часто повторяются?   (18:59)

годичный круг евангельских чтений, праздничный круг евангельских чтений, пасхальные евангельские чтения

   8. Как убедить свекровь не внедрять в нашу семью свою систему суеверий?   (20:18)

суеверия, приметы, вмешательство в воспитание детей

   9. Как юристу исправлять ошибки в своей работе?   (22:28)

компенсация ущерба, поступать по совести

   10. Можно ли крестить человека, который не намерен воцерковляться? Можно ли крестить младенца, чьи родители совершенно нецерковные люди?   (23:52)

Таинство Крещения, обязанности родителей, обязанности крёстных

   11. Как проявлять христианское смирение, если поведение соседей наносит ущерб моему здоровью?   (25:19)

конфликты с соседями, смирение, обращение к участковому

   12. Как правильно утилизировать продукцию с изображением крестов и икон?   (26:43)

утилизация старых икон, утилизация газет с изображением икон, сжигание

   13. Можно ли молиться за язычника, и как правильно это делать?   (27:59)

молитва за неверующего, молитва за некрещёного, языческие обряды, русские национальные обряды

   14. Нужно ли на Исповеди каяться в наследственной склонности к грехам?   (32:07)

Исповедь, покаяние, наследственный грех

   15. Если грехи прощаются в Таинстве Исповеди, зачем тогда просить святых молиться Богу о прощении наших грехов?   (33:24)

Исповедь, покаяние, прощение грехов, молитва святым

   16. Как помочь сыну выбрать жизненный путь?   (34:15)

выбор жизненного пути, самостоятельный выбор подростка

   17. Правда ли, что нельзя сразу после Причастия прикладываться к иконам или приветствовать лобзанием знакомых?   (37:39)

Святые Дары, благоговейное отношение к Святым Дарам, Причастие

   18. Как понуждать себя к молитве, ведь «невольник не богомольник»?   (38:20)

понуждение к молитве, понуждение себя к молитве, молитва, подвиг

   19. Как, кроме молитвы, христианин может проявлять благодарность ближнему? Какая наивысшая степень проявления благодарности человека человеку?   (39:09)

молитва за человека, «молитесь друг за друга да исцелеете», молитва праведного,

   20. Почему смерть и дьявол обрели власть?   (40:59)

смерть временна, власть над человеком, дьявол

   21. Что такое «Святая, Соборная и Апостольская Церковь»? Обязательно ли быть крещёным, чтобы войти в неё? Каковы её границы?   (42:36)

что такое Церковь, сокровищница Святого Духа, собор крещёных людей, основанная Апостолами Церковь

+


Протоиерей Димитрий Смирнов: Здравствуйте, дорогие братья и сестры, мы вновь с вами на нашей программе «Блогпост». Отец Александр собрал нам ещё много вопросов.

Протоиерей Александр Березовский: С Рождеством, дорогие слушатели! И Вас, батюшка, с продолжающимся Рождеством.

Вопросов немало, начну с вопроса иерея Иоанна из города Янаул: «Подскажите, пожалуйста, какие рычаги может применять священнослужитель на своём приходе против секты “Свидетели Иеговы”, ведь они являются деструктивной религиозной организацией. Неужели нет никаких юридических возможностей противостоять им?»

– Конечно, есть. Во-первых, нужно узнать, есть ли у них регистрация. Потом нужно спросить у местных властей, знают ли они о том, что деятельность иеговистов была запрещена в Москве и в некоторых других городах, что их запретили во Франции именно как тоталитарный деструктивный культ. А для прихожан нужны разъяснения.

– Как правильно общаться с этими Свидетелями? Они достаточно настырны и лезут в каждый дом...

– Лезть в дом, если дверь закрыта, невозможно. Если они продолжают наседать – существуют органы правопорядка. Главное, самим не поддаваться на их приманки «изучать Библию» и так далее. Они же изучают Библию в свете учения «Свидетелей Иеговы», а не в свете христианском. Хотя некоторые из Свидетелей и утверждают, что они христиане, но это не так. В чём-то переубедить самого члена этой секты невозможно. Если кто-то из них, обычно на это способны люди с образованием, сумеют как-то эти путы разорвать, то только самостоятельно идя путём размышлений, чтения и так далее. А каких-то «технологий» нет.

– То есть, спорить с ними бесполезно?

– Конечно. К тому же это будет нарушением заповеди, данной апостолом Павлом: «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях» (Рим. 14,1). Ты будешь один аргумент из Писаний приводить, а они другой. Они специально учат определённые тексты с определённой интерпретацией, и так как они уже натренированы, им легче поставить в тупик человека. Споры с ними абсолютно бесплодны.

– То есть, с ними лучше вообще не вступать в разговор, дверь в квартиру не открывать, когда звонят, и не пытаться ничего объяснять.

– Опыт показывает, что вступать в разговор бесполезно. Тут вот ещё какой момент. Эта секта устроена по типу финансовой пирамиды. Они распространяют журнал «Сторожевая башня». Покупают его на свои деньги и должны вручать агитируемым, и тогда получают «очки». За счёт этого и существуют. Там есть целая система поощрений. Иеговисты – довольно богатая секта. Я видел в Америке шикарные здания, просто дворцы, принадлежащие им.

– Но это дворцы не рядовых членов, а верхушки?

– В этих дворцах собираются на собрания и рядовые члены.

– Алексей из Москвы: «Девятнадцатого декабря в Думе должны были проходить слушания по поводу закона о запрете пропаганды гомосексуализма. В связи с этим у здания Думы секс-меньшинства устроили акцию. Православные активисты пресекли эту акцию, закидав их тухлыми яйцами и побив. Каково Ваше мнение, можно ли пресекать подобные акции таким способом и впредь?»

– Что значит «можно»? Кто бы у меня спрашивал? Вот они взяли и пресекли... Только вот у меня проблема... а как отличить тухлое яйцо от нетухлого, где его брать-то?

– Наверное, готовить специально нужно, неделю на окошке подержать...

– Да? Думаешь «поспеет»?

– Ну, наверное..

– Интересно... А вообще, это старинный метод – метать тухлые яйца, помидоры... В театрах раньше применялся. Ну вот такое выражение воли народа. Я против того, чтобы были какие-то увечья, а тут всё довольно безопасно. Вот в некоторых странах принято ботинки кидать, считается, что это тоже выражение отношения к «докладчику».

– Алексей из Минска: «Можно ли оставаться православным воцерковлённым человеком, служить Господу и при этом иметь неплохой материальный доход благодаря своему труду? Или это невозможно, ведь сказано, что трудно богатому войти в Царствие Божие?»

– Трудно, но можно. Если богатством правильно распоряжаться, оно может способствовать вхождению в Царствие Божие. В чём трудность? Богатство рождает многопопечительность. Деньги не любят покоя. Хотя Владимир Иосифович Ресин повторяет часто, что денежки любят тишину, нет, денежки любят постоянное движение, иначе их «съест» инфляция. Поэтому человек, имеющий капитал, должен всё время заботиться о его размещении. Иначе деньги перестанут быть деньгами, просто «растворятся» через какой-то период времени. Поэтому нужно всё время этим заниматься, а это очень хлопотно, и тут уж не до души, ей уделяется меньше внимания.

– Да. Порой человек хочет (на словах) и в храм прийти на праздник, и постоять помолиться, а всё нет: то командировки, то поездки, то совещания, то то, то сё, бесконечный круговорот этих дел.

– Вот именно, для поддержания капитала в состоянии роста. Если капитал замер, инфляция делает его меньше. Судя по тому, что говорят мировые рейтинги, что за этот год богатые стали ещё богаче, не только у нас, а и во всём мире, то значит, их суета в денежном плане успешна. А как для души – неясно. Большие деньги – это большая ответственность, как они будут использованы.

– Да даже и не очень большие. Когда человек привыкает к определённому уровню своего достатка...

– Ну конечно, страшновато ему съехать на другой уровень.

– Страшно, а как там дети будут...

– Рассказывают даже, что один миллиардер, став миллионером, покончил с собой. На недвижимости он разбогател, давно это было, может быть, лет тридцать-сорок тому назад... Вот какие несчастья бывают.

– Да уж, для души тут уж точно пользы нет.

– Какое там...

– Роман из Москвы: «Отец Димитрий, скажите, что такое вера? Спаситель творил чудеса только для тех, кто верил в Него, и не мог ничего сотворить по неверию людей. А что такое сама вера?»

– Вера – это видение того, что невидимо. Например, если человек видит присутствие Бога в мире, это значит – вера. Если человек видит в человеке Иисусе Христе Бога, это значит – вера. Человек видит, что в заповедях Божих содержится путь спасения его души, это значит – вера.

– А как начать видеть или научиться видеть?

– Ну вот если у человека нет никакой веры, ему, если хочет возыметь веру, нужно остаться наедине (я ещё рекомендую и выключить свет), и обратиться к Богу любыми словами с просьбой, чтобы Он нашёл способ и открыл глаза веры. И Господь после такой просьбы человека обычно открывается.

– У неверующего всегда есть любые объяснения всему самому необычному...

– А дело не в необычности, а в ощущении присутствия. То он не чувствовал ничего сердцем, а тут почувствовал, что Бог не только есть, а Он его слышит.

– То есть, у человека должно быть желание услышать и почувствовать.

– Чаще всего вера сама открывается, вдруг. У человека возникает потребность молиться. Вот, например, сегодня пришла приятная молодая женщина, глаза наполнены ужасом и слезами, встречает меня на паперти. Я спрашиваю, что случилось, а она говорит: «Вы знаете, мне кто-то на работе положил тринадцать иголок в карман. Я думаю, это не случайно». Я говорю: «Ну давай твои иголки, – взял их, – ну вот видишь, ещё что-нибудь плохое случится, приходи».

– Приноси...

– Она пришла в церковь, ища защиты от каких-то злых сил. И ушла успокоенная. Я не боялся этих иголок, взял, отдал своей секретарше: «Вот, если будешь шить шубу или платье, иголки тебе пригодятся». Это был первый контакт той женщины с церковью, глядишь, и ещё за чем-то придёт, а мы ей книжечку хорошую дадим прочитать, так и заинтересуется верой. По крайней мере, дорожку она знает.

– Юрий из Твери: «Скажите, как воспитать детей в христианстве, если сами мы, родители, пришли в Церковь недавно, и понятия не имеем, как верят дети, опыта детской веры нет».

– Так надо с детьми разговаривать. Потом можно взять какую-то детскую книжку духовного содержания им почитать, обсудить. Если мы хотим детей воспитывать, папа обязательно должен с детьми разговаривать, не бояться этого.

– Папа начинает разговаривать, а дети не слышат. Он на одном уровне, на взрослом, а они на детском.

– Конечно, взять и спуститься на чуть-чуть. «А как ты понимаешь, а как ты думаешь?»

– Да, это очень интересно – спросить у ребёнка его мнение о ситуации. Тут и раскрывается детское видение мира и веры, и взаимоотношений. Дети иногда такие вещи интересные говорят.

– Я тебе рассказывал о мальчике, которого мы крестили? Столько времени уже прошло, а я до сих пор переживаю это «детское богословие».

– Дети умеют удивительным образом облечь чувства в слова, на своём уровне.

– Да. Или вот когда дети рисуют, они изображают самую суть. Есть даже такой раздел психологии, когда по детскому рисунку очень много можно определить, это как медицинская карта.

– Мне кажется, что мир детских ощущений и восприятий даже богаче, чем у взрослых. Взрослые живут по каким-то шаблонам, а у детей нет границ. И вот когда душа ещё чистая, она такие вещи нам являет...

– Одна педагог рассказывала мне, как она журила пятилетнего мальчика, что он переходит уже границы дозволенного. А он ей и ответил: «Ну это же Вы сами границы придумали!» и стоит смотрит так хитренько, как она среагирует. Такой вот пятилетний философ.

– Да, дети хитрые – ужас!

– Не надо увиливать отговорками «подрастёшь-поймёшь», нужно стараться объяснять, отвечать на вопросы. И не бояться сказать: «Я не знаю, надо подумать», или попросить ребёнка самого объяснить. Он, может быть, и не сможет объяснить, а может быть, скажет что-то такое, что подойдёт всем, войдёт в анналы семейной истории.

– Ирина из Дмитрова: «Нашла в Интернете статью одного известного батюшки, где он пишет, что по Уставу Церкви мирским людям нужно соблюдать только Великий пост, среду и пятницу, а остальные посты для монахов. Действительно ли нам необязательно соблюдать Рождественский, Успенский и Петровский посты, или это частное мнение батюшки?»

– Не знаю, я такого не слыхал никогда.

– Да, для меня это тоже новость.

– Вот сейчас был Рождественский пост, пропостились очень легко.

– А мне кажется, что праздник без предшествующего поста будет не таким радостным.

– Само-собой, но не в этом дело. Никто не спорит, что Великий пост самый древний, ещё Сам Господь дал нам его образ, Сам постился перед выходом Своим на проповедь. Никто не отрицает среду и пятницу. Но что нам мешает соблюдать другие три поста? В любых катехизисах о них написано...

Нужно ссылочку на статью посмотреть.

– Игорь из Москвы: «Объясните, пожалуйста, алгоритм выбора евангельских чтений на Божественной литургии. Иногда через воскресенье читаются одни и те же отрывки. А некоторые встречаются так часто, что это даже заставило меня задать вопрос».

– Чаще всего читается Евангелие от Луки о Марфе и Марии, потому что это связано в Богородичными праздниками: либо с празднованиями событий из жизни Пресвятой Девы, либо относящиеся к Её иконам. А так существует годичный круг чтений, есть круг праздничный, есть круг по Пасхе и по Пятидесятнице. Есть круг чтений от Иоанна Богослова, это пасхальный цикл. Вот такое можно дать краткое пояснение.

– Спасибо, батюшка.

Дарья из Твери: «Моя свекровь очень суеверна. В повседневной жизни аккуратно живёт по приметам, активно переносит свой опыт на нашу семью. Как можно объяснить ей популярно, что это губительно для всех нас? Она очень упряма и пропитана этим духом с детства».

– Никак. Это такая религия.

– Суеверие.

– Да. Для многих людей всякие чёрные кошки или стучание птичек клювиком в стекло имеют серьёзное значение. Человеку не приходит в голову, а как же вот до восемнадцатого века-то? Стёкол-то не было, а как же птички? Что же они делали-то? Царапались в бычий пузырь, которым затягивали окно? Слюда только во дворцах была... Не может же примета начать действовать с восемнадцатого века и до двадцать первого. Чтобы быть правдой, это должен быть какой-то вечный закон, он не может быть связан с каким-то предметом рук человеческих.

– Но объяснить невозможно.

– Нет, это бесполезно. Запретить – можно. Моих детей не трожь! А то будет тебе за это то-то и то-то.

– То есть, единственная возможность – это оградить себя и свою семью от суеверных людей.

– Конечно. Суетная вера опасна тем, что она подменяет подлинные законы Божии всякой ахинеей.

– Алексей из Архангельска: «Я юрист, занимаюсь оказанием юридических услуг. Стараюсь работать добросовестно, но человеческий фактор присутствует. Бывает, что ошибаюсь, допускаю невнимательность, упускаю что-то из обстоятельств дела. Как быть в этом случае по отношению к клиенту, когда происходят ошибки? Возвращать деньги за работу, компенсировать убытки? Ведь ошибок не избежать».

– Конечно, ошибок не избежать. Поэтому нужно компенсировать убытки. Сказать: «Простите, виноват, ошибся, вот возвращаю Ваши деньги». Либо полностью вернуть, либо частично, по своему разумению.

– Да. Если бы так все поступали...

– Да так и надо, что тут такого? Вот если ты поцарапал какую-то машину, напиши свой телефон, и пусть хозяин машины тебе позвонит, ты извинишься, мол, поцарапал, давай смету за ремонт, я тебе компенсирую. Уезжать-то ведь хамство.

– Раб Божий Иоанн: «Если человек не намерен жить духовной жизнью, не намерен исповедоваться, каяться, причащаться, соблюдать посты, молиться, можно ли над таким человеком совершать Таинство крещения? И так же над младенцами, если их родители хоть и крещёные, но непросвещённые, и духовной жизни не ведут?»

– Если взрослый человек воцерковляться не собирается, то я бы не стал такого крестить. А с младенцем – это уж на усмотрение священника, тут нужно все обстоятельства учесть. По крайней мере, нужно крёстным и родителям рассказать, какие обязательства Крещение накладывает на маленького человека.

– По отношению к ним?

– Да.

– Вот сейчас пытаемся как-то всех крёстных катехизировать перед таинством. Многие приходят, у многих интерес просыпается.

– Интересно же человеку, когда ему не кота в мешке предлагают. То покрестили тупо, а то рассказали, что это значит...

– Людмила с Украины: «Молодые соседи курят в подъезде на лестничной клетке, дым проникает в квартиру, отчего я задыхаюсь. На просьбы не курить не реагируют. Как проявить христианское терпение? Всё время возмущаюсь их поведением».

– Надо участкового попросить, чтобы он проявил к ним христианское воздействие.

– То есть здесь самой воздействовать не получится?

– Раз уже просила, и это не помогает.

– Ну или входную дверь загерметизировать.

– Всё равно. Сигаретный дым такая едкая вещь. Но ведь сейчас и закон уже разработан, который запретит курить в общественных местах.

– Это вопрос с Украины, батюшка, у них там свой закон. Вообще, я не раз сталкивался с ситуацией, когда люди вынуждены были менять квартиру, съезжать куда-то из-за соседей. Всё хорошо, всё устраивает, а вот или шумные соседи, или так неуважительно себя ведут.

– Это тоже выход, хотя хлопотно, конечно.

– Дмитрий из Ставрополя: «Сейчас очень много выпускается разной продукции (журналы, диски, пакеты, ручки) с изображением икон, храмов, крестов. Скажите, как правильно её утилизировать, выбрасывать-то нельзя».

– Сжигать.

– А где? Многие приносят, например, в наш Благовещенский храм, в нашу печь, но она просто не справляется. А самому человеку где жечь?

– Странно. Мне многие говорили, что не справляется, но я постоянно вижу её негорящей.

– Так запретили нам днём её зажигать.

– Кто?

– Жалуются те, кто гуляют в парке, что дым идёт туда, в парк. Приходили жаловались уже неоднократно.

– Понятно. Я не знал об этом.

– Приходили, и разбирательства были у нас на уровне старосты.

– Ясно.

– Так что человек сам может где-то на дачном участке в отдельном каком-то месте сжечь и закопать пепел, наверное так.

– Да, так обычно поступают.

– Раба Божия Ксения: «Можно ли православному молиться за язычника? Именно за язычника, а не за атеиста, и как правильно это делать?»

– Ну правильно это делать вот так: осеняешь себя крестным знамением и говоришь: «Господи, помилуй!»

– Господи, помилуй язычника?

– Да, помилуй язычника. Бедный язычник может ещё больше, чем мы, в милости Божией нуждается. Наши предки Перуна давно уже утопили в Днепре, а этот всё, бедный, поклоняется.

– Для кого-то он утонул, а для кого-то нет. Иногда из истории древнейшей, ещё до Крещения Руси, какие-то обряды языческие выискивают и начинают возрождать как нечто наше, русское, национальное, самобытое.

– К сожалению, настоящие русские обычаи уже утеряны. Вот есть такой ансамбль «Берёзка», там, собственно, уже ничего нет русского. Это просто такой балет по фольклорным мотивам. Так же и это современное язычество.

– Такой фольклор?

– Настоящее язычество осталось в Якутии, в Индии,.. в Японии.

– Шаманы и всякие там обряды, в которые люди действительно верят?

– Да, настоящие язычники, которые вступают с нечистой силой в общение. А эти? Косоворотки наденут, лоб кожаным ремешком перетянут и начинают дальше сочинять... Очень легко с такими язычниками и «русскими обрядами» разобраться. Подойти и спросить, вот эти ритмы, которые ты сейчас исполнил, ты откуда взял? Он, конечно, начнёт говорить про древние традиции. Нет, ты мне про традиции не говори, ты покажи мне печатное издание или рукописи. И сразу окажется, что это самоизмышлённая вещь.

– Нет, всегда найдётся бабушка, которую нашли в глухой-глухой деревне, очень древняя бабушка...

– Обожди. Как деревня называется? Какая область? Фамилия, имя и отчество бабушки? Жива ли сейчас? Есть ли родственники?.. Позвонить и спросить, была ли такая бабушка, знала ли какие обряды... Всё лопнет как мыльный пузырь.

Как вот приходит человек в храм: «Батюшка, мне нужно ехать в Таганрог, вот остался я без денег» – «Отлично, телефончик мамы дай, я ей позвоню,» – «А у меня мамы нет...» – «Хорошо, дай телефон братика,» – «Да вот я один, сирота...» – «А ты в Таганроге давно живёшь?» – «С детства.» – «Ну дай тогда телефон друга,» – «Да вот у меня никого нет, я один...» – «Знаешь что... иди-ка ты отсюда». Прямо в пустыне человек живёт, позвонить некому. Сразу видно, что человек врёт, а зачем я буду ему туризм оплачивать? Лучше кому-нибудь дать денег на вставные зубы.

– Александр из Беларусии, Гродно: «В православной психологии существует такое понятие, как родовой грех, когда ребёнок наследует склонность родителей к определённому греху или грехам. Вопрос: надо ли на Исповеди каяться в этой наследственности?»

– Вообще, вопрос не должен звучать «надо ли каяться?» Если он так звучит, значит, у человека механическое отношение к Покаянию. Каяться – это значит перестать делать грех.

– Достался он тебе от родителей, а ты изживай.

– Да. Папа алкоголик, а ты не пей. Он водку пил, а ты и пива не пей. Вот это будет тебе покаяние. «Надо ли?» Надо ли тебе пива не пить? – Надо, потому что ты находишься в группе риска.

– Игорь из Волгограда: «В молитвах мы просим святых о прощении Богом наших грехов. Но ведь мы знаем, что грехи прощаются в Исповеди. Если грех прощён, зачем обременять святых?»

– Надо сказать, что святые этим не обременяются. А каждый раз, когда мы к ним обращаемся, они даже радуются, поэтому никакого обременения нет. Мы таким обращением свидетельствуем о том, что мы их помним и любим.

– И как раз о нашей вере свидетельствуем?

– Конечно.

– Елена из Краснодарского края: «Отец Димитрий, наш сын учится в десятом классе. Переживаю о том, чтобы он правильно выбрал свой жизненный путь после школы. Чем я могу ему помочь и как за него молиться?»

– Как молиться, показываю: осеняете себя крестным знамением, вот так, и говорите: «Господи, помилуй моего сынка!» Мама должна чувствовать, к чему у сынка больше склонности, и туда его направлять. Если, конечно, это склонность не к воровству, не к карточной игре, не к пустому времяпрепровождению.

– Нередко молодые люди в десятом-одиннадцатом классах увлекаются музыкой, и вот хочется играть на гитаре, участвовать в каком-то ансамбле. Родители понимают, что это не тот жизненный путь, который хотелось бы, чтобы ребёнок избрал.

– Нет, это вообще не жизненный путь. Потому что гитара – это сложнейший инструмент, чтобы что-то добиться в этом направлении, нужно лет десять потратить, при известных способностях. А так, научиться у костра некоторые песни петь, это каждый может. Одно дело, когда хочется, чтобы было что с собой в поход брать, и другое, чтобы это стало делом жизни. Это удел единиц.

– Но ведь желают многие. И начинается: «Сынок, этим на жизнь себе не заработаешь,» – «Мама, вон сколько музыкантов живут богато, я заработаю, ты мне не мешай». А мама-то видит, что ни способностей, ни трудолюбия, ни данных. Одно увлечение. И вот идёт такое противоборство.

– Противоборство тоже уместно до определённой степени. А потом – пусть попробует и увидит, что ни к чему это не приведёт.

– Время потеряет.

– Разумеется, а как без этого? Ведь очень многие люди, которые грешат непослушанием, потом, в дальнейшем, теряют много времени. На исцеление от алкоголизма, на то, чтобы пять лет провести в тюрьме. Слушался бы – не потерял бы. А некоторые с первого раза ничего не понимают, и сидят по два, по три раза – полжизни. Как обидно. А надо-то всего было – послушать маму.

– Увы, это трудно.

Марина спрашивает: «Правда ли, что сразу после Причастия нельзя прикладываться к иконам, приветствовать друг друга лобзанием, или это всё выдумки, и если нельзя, то почему?»

– Люди от этого воздерживаются для того, что если на губах остались частицы Святых Даров, чтобы они не отпечатались на других предметах, даже освящённых. Вот с чем это связано.

– Лариса из Омска: «Много раз слышала от Вас, отец Димитрий, и от других священников, что к молитве надо себя понуждать, преодолевая тем самым грех лености. А недавно Вы в передаче сказали, что невольник не богомольник. А нет ли здесь противоречия?»

– Нет. Невольник имеется в виду не когда сам себя понуждаешь, а когда тебя кто-то заставляет.

– То есть из-под палки богомольником не станешь?

– Нет, это невозможно. А принуждать самого себя – это подвиг. Поэтому это только кажущееся противоречие.

– Анатолий из Днепропетровска: «Как, кроме молитвы, христианин может проявлять благодарность к ближнему, и какая наивысшая степень проявления благодарности человека человеку?»

– Наивысшая... Я думаю, что это всё-таки зависит от того действия, за которое ты хочешь поблагодарить. Например, человек тебя спас от смерти. Наивысшая благодарность – это его спасти от смерти, если будет такой случай. Или, по крайне мере, всегда молиться за него. Это тоже высшая благодарность – всегда в памяти его держать.

– Действительно, когда за тебя один человек молится, это ощущается, а когда десятки или сотни... Сколько нам встречается в жизни людей, которые просят оказать им благодеяние только в одном: «Ты за меня помолись». И это совсем другая жизнь начинается, вот когда действительно люди друг за друга молятся.

– Апостол Иаков заповедовал, говоря: «Молитесь друг за друга...» .

– «... чтобы исцелиться...» .

«...много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5,16), итак, поспешествуем.

– Михаил, Днепропетровская область, Украина: «Скажите, пожалуйста, почему смерть и дьявол обрели власть?»

– Обрели власть только в рамках, отпущенных Богом. Смерть – это всё-таки временное явление. Душа наша вечная, а потом, мы же воскреснем в телах. Так же и дьявол, он получил некоторую власть, потому что мы сами ему поверили в лице Адама, когда он вступил с дьяволом в диалог и поверил ему.

– То есть каждый человек сам даёт дьяволу власть над собой...

– При условии веры. Человек, который не верует во Христа, он и так во власти дьвола, это по определению.

– Вот был вопрос о суевериях. Человек сам дал власть над собой дьяволу.

– Да, самоизмышлённая пагуба. Сам человек в это верит. Вот как бубен может спасти человека от чего-то там? Бубен? Это нужно какую-то очень крепкую веру в этот бубен иметь.

– Алексей из Москвы: «Что такое “Святая, Соборная и Апостольская Церковь”? Каковы её границы? И обязательно ли быть крещёным, чтобы войти в неё?»

– Разумеется.

– А каковы её границы?

– Границы Церкви – это вопрос не очень простой. Что считать границами? По катехизису, который мы исповедуем как Правило Веры, люди, объединённые верой в Пресвятую Троицу, Господа нашего Иисуса Христа, объединённые обрядами, богослужениями и Таинствами, вот они и являются Церковью.

– То есть Церковь – это вся совокупность людей, верующих в Иисуса Христа как Спасителя?

– «Святая, Соборная и Апостольская Церквь». Святая – потому что она является сокровищницей Святаго Духа. Апостольская – потому что она на апостолах была создана.

– А Соборная – это все мы.

– Да, Соборная – потому что собранная из людей.

– Спасибо, батюшка, за Ваши ответы, нам пора сегодня попрощаться.

– Пожалуйста. Всего вам доброго, до свидания, с продолжающимся вас праздником Рождества.

– Спасибо за ваши вопросы, пишите нам, будем рады ответить. Всего доброго, до свидания.



Комментарии.

    Комментариев 77

    1. nb:

      К вопросу о детях. Из рассказа одного священника: маленькая девочка исповедуется, рассказывает о своём грехе: Батюшка, я муху убила.- Священник: Ну, это не такой уж и грех.- Девочка: Но я её с такой злостью убила! Священник: ???????????

      • грешник:

        Один мужчина исповедовался так, что было слышно всем:
        «Батюшка, я так грешен. Я такой добрый и все вокруг этим пользуются»

    2. regent:


      Просьба обратить внимание, что дискуссия по поводу обличения известного богослова профессора А.И.Осипова прекращена в виду сложившейся ситуации, прекрасно изложенной в знаменитой басне Ивана Андреевича Крылова, которого так любит и так часто цитирует о.Димитрий: «Ай, Моська! знать она сильна, что лает на Cлона». Чтобы «разрулить» это положение — не рекомендуется писать комментарии на данную тему. Всем была предоставлена возможность высказать «свою точку зрения» со ссылками на имена святых отцов (и даже без проверки того, понимает ли комментатор, о чём идёт речь в теологуменах), но… слон уже прошёл мимо… пора успокаиваться…

      • Анна Вихляева:

        Дорогой регент, простите, еще один вопрос. Поскольку как-то много Мосек лающих на профессора Осипова развелось, может мы могли бы что-нибудь придпринять?

    3. Agniya:

      Спасибо, дорогие батюшки,о.Димитрий и о.Александр, за ответы на наши вопросы!
      Передача организована в форме непринужденной беседы, что очень хорошо, для восприятия и усвоения понятий, достаточно сложных по существу.
      Храни Вас Бог!

    4. Mikhail Ivlev:

      Спасибо, батюшки!
      Спасите наши души!

    5. георгий панчулидзе:

      Спасибо Вам Батюшки!

    6. elena cyprus:

      Спасибо. Очень хорош ответ про веру. Точнее не скажешь. У нас на приходе мальчик, ему тогда лет семь было, когда начал прислуживать в алтаре, сказал маме: «Мама, меня во время службы Кто то по голове погладил». Она потом спрашивала-нет, больше не повторялось. Два мальчика, за тысячи километров- а, одно и то же сказали: Бог по голове погладил… Велики дела твои Господи.

    7. Natalya t:

      Спасибо, батюшка, интересные вопросы, особенно запомнился ответ на вопрос «что такое вера?» — видеть невидимое…ну как просто и точно! Ведь если видеть исполение духовных Законов в своей жизни и вообще в окружающем мире, то как можно не верить в существование Того, Кто нам эти Законы даровал, как и саму жизнь?

    8. makdakota:

      По поводу границ Апостольской церкви: в интернете есть видео, на котором запечатлен отрывок из лекции профессора Осипова, называется «Осипов: что такое церковь и кто в нее входит». В нем профессор высмеивает Вашу точку зрения на этот вопрос, называя ее протестантской. Поздравляю, батюшка, вы — протестант, а вот «православный» профессор Осипов говорит, что крещение совсем необязательно для того, чтобы войти в Церковь. В доказательство он приводит ветхозаветных праведников, которые, как известно, все попадали в ад до Воскресения Христова, благоразумного разбойника, который был крещен кровью, истекшей из ребра Иисуса, как это открыл Святой Дух Евфрему Сирину (толкование на Четвероевангелие, гл.20), Иоанну Златоусту (слово о возвращении св. Иоанна из Азии в Конатантинополь), Анастасию Синаиту (Жития святых Дмитрия Ростовского, 21 житие), Киприану Карфагенскому (письмо к Юбаяну о крещении еретиков). Также профессор приводит в пример «некрещеных» мучеников, которые, на самом деле были крещены кровью по слову Спасителя (Мф. 20,23). Спасибо Вам батюшка за Ваш ответ, какое счастье, что наша Церковь еще стоит на пастырях, которые держатся православного вероисповедания.

      • Дмитрий:

        По вашему православному исповеданию умершие некрещенные младенцы не спасутся? А если младенцы все-таки спасутся, то с какого возраста уже не спасутся?

        • makdakota:

          Свт. Григорий Богослов в слове о крещении так же говорит: «Не сподобившиеся св. крещения по малолетству, младенцы не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что, хотя не запечатлены св. крещением, однако же, и не худы, и больше сами потерпели, нежели сделали вред, ибо не всякий недостойный чести достоин уже и наказания».

          • Дмитрий:

            «ни наказаны, ни прославлены» это непонятно. Душа есть? Есть. Она вечна? Да. А где она будет? Какое такое место будет кроме ада и рая? То ли полуад, то ли полурай. И сказано ли что-нибудь о нем в Писании? Для любителей четких категорий в деле спасения, которые обвиняют Осипова в их размытии, странно приводить такие цитаты.
            кстати, о Григории Богослове:
            «Святитель Григорий Богослов был сыном епископа, однако крестился в зрелом возрасте;»
            Получается странно: ни епископ, ни сын (который уже явно не был младенцем) не шибко то заботились о том, чтобы застраховаться от внезапной смерти, которая неминуемо «по вашему» должна была привести его в ад. Причем отец был епископ, то есть воспитывал сына соответствующе и креститься ничто не мешало (и даже сам мог покрестить), но нет — не покрестил не только во младенчестве, но и в более зрелом возрасте.

            • s2235:

              Действительно интересно в школу человек идёт с семи лет, а не с одного года в силу понятных причин, а крестится должен обязательно младенцем. Неужели это менее важно и значимо.

              • regent:

                о.Димитрий уже настолько часто объяснял эту сложившуюся в России традицию, что даже как-то не совсем прилично вопрошать об этом
                «Неужели это менее важно и значимо?»…

            • elena cyprus:

              Будущий Святитель Григорий Богослов родился в семье христианки Нонны и отца язычника. Священное писание, будучи отроком, он получил из рук матери. Праведная Нонна смиренно и молитвенно несла свой крест- неверие супруга. Отец Григория стал впоследствии пресвитером и затем епископом. Святитель в своих письмах очень часто вспоминает мать, праведную Нонну.

      • грешник:

        Обратил внимание на то, что сейчас в интернете поднялась очередная волна против уважаемого профессора А.И. Осипова. Причём, даже на ТВСПАСе. Что сильно огорчает. Но… самое интересное, что слушая о. Димитрия и Алексея Ильича, я не заметил в их словах какого-то принципиального противоречия. Они оба говорят об одном и том же. А напридумывать, «от ветра головы своея», можно что угодно. Потому, что: «Кипит наш разум возмущённый…»

        • makdakota:

          Что значит одно и тоже? Посмотрите еще раз эти два видео повнимательнее. Алексей Ильич по жизни утверждает, что для того, чтобы вступить в Церковь и спастись не обязательно креститься. Один мой друг, слушающий его лекции, отказался крестить умирающего старика, посчитав это ненужным. Отец Дмитрий, напротив, говорит, что крещение обязательно для того, чтобы войти в Церковь и спастись.

          • Дмитрий:

            Тот же о.Димитрий на вопросы, спасутся ли китайцы, в свое время в Русском часе отвечал — «это не нашего ума дело».

          • 8v08:

            «Алексей Ильич по жизни утверждает, что для того, чтобы вступить в Церковь и спастись не обязательно креститься.» Вы всё не правильно поняли, Алексей Ильич пытается донести до нас с вами, что крещение должно быть осмысленным, человек должен чётко понимать во что он крестится, что само по себе механическое крещение ни чего человеку не даст, что Дух первичен, а те , кого Алексей Ильич приводит в пример, были крещены Духом, что подобное соединяется с подобным. И что таинства церкви даны нам в помощь. Как же сложно Вам всё это объяснить, раз Вы профессора не смогли услышать, и всё перевернули, то никого из нас не услышите, тех кто любит, уважает и заступается за профессора. Алексей Ильич и о.Дмитрий одного Духа.

          • Agniya:

            Уважаемый makdakota! А если Вам, и Вашему другу, еще, и еще раз,не только «внимательнее посмотреть», но и постараться услышать, лекции профессора А.И.Осипова, может быть поможет — и «мозги встанут на место».
            Помогай вам Господь.

          • грешник:

            «Кого в раю будет больше, русских или греков?» – лукаво поинтересовались у отца Саввы приезжие туристы из Афин. «Наверное, китайцев», – ответил им преподобный, и мотивировал: «Их в принципе гораздо больше».
            .
            «Скажите, можно ли спастись? – вопросил отца Савву молодой послушник.
            «Практически невозможно… но попробовать, всё-таки, стоит», – ответил тот.

      • Фёдорова Ирина:

        может имеет смысл Алексея Ильича слушать не отрывками, для правильного понимания сказанного им?

        • грешник:

          А ещё больший смысл будет в том, чтобы слушать самого Осипова, а не тех, кто что-то из его лекций слушал, понял — не понял это уже другой вопрос, но на основании того, что он из сказанного понял, пересказал вам или написал об этом в интернете. Ищите первоисточник и «пейте» только из него.

          • Irene:

            Еще интереснее будет, если читать святых отцов, на которых всегда ссылается Осипов, какую бы тему он ни освещал.

            • грешник:

              Кстати, ни о. Димитрий, ни уважаемый А.И. Осипов никогда не говорят, о серьёзных в богословии вещах, сами от себя. Их источники всегда только: Священное Писание и Священное Предание.

            • грешник:

              И ещё.
              Не каждый из нас способен правильно понимать Священное Писание без помощи святых отцов. Но для того, чтобы «переварить» их мудрость тоже нужны, хотя бы молочные, но «зубы». А вот, например, мне, «беззубому», без такого вот «разжёвывания», которое делают о. Димитрий и А.И.Осипов, разъясняя всё и прививая любовь к чтению Священного Предания, и вовсе не обойтись.

              • Irene:

                Согласна на 100% (имею в виду, естественно, себя).

              • makdakota:

                А.И. Осипов выдергивает цитаты отцов из контекста, искажая их смысл в угоду своему учению, которое далеко от православного.

                • Фёдорова Ирина:

                  вот уж не знала,что у Алексея Ильича есть «своё» учение :) вы просто в каком то заблуждении пребываете и похоже запутались,надеюсь, неокончательно

              • Agniya:

                Согласна! И, нужно благодарить Бога, что мы живем в такое время, когда можем изучать Священное Писание, Священное придание…Внимать умным словам, и профессора, доктора богословия, А.И.Осипова, и протоиерея, Димитрия Смирнова, и Святейшего Патриарха, Кирилла… И негоже — «мудрствовать лукаво».

        • makdakota:

          Я Алексея Ильича слушал и полностью, он действительно считает, что Церковь не обязательна для спасения, что спасутся все, даже дьяволопоклонники, что муки в аду будут носить очистительный характер.

          • olga liv:

            Алексей Ильич объяснял в своих лекциях,что часть святых отцов считает муки ада небесконечными,другая часть-нет,т.е.нет единого мнения по этому вопросу.

            • makdakota:

              Это вранье, все отцы, которые, якобы, говорили о всеобщем спасении, пишут о том, что этого не будет, просто А.И. понадергивал их цитаты из контекста. Иоанн Златоуст, Афанасий Великий, Евфрем Сирин, Иоанн Дамаскин, все они недвусмысленно пишут о вечности и бесконечности мучений грешников в аду, о чем, к сожалению, профессор Осипов знает.

              • s2235:

                » Иоанн Златоуст, Афанасий Великий, Евфрем Сирин, Иоанн Дамаскин, все они недвусмысленно пишут о вечности и бесконечности мучений грешников в аду…» какой жизнеутверждаюший посыл, прям какая-то тяга… , тяга прям туда. Куда торопитесь знаток Священного писания и Отцов, а точнее того о чём Они писали? Великий знаток » Иоанна Златоуста, Афанасия Великого, Евфрема Сирина, Иоанна Дамаскина» можно сказать близкий друг их, зачем ищите обвинить Осипова? Спасти его хотите, ну и нас заодно? Посмотрите не в аду ли одной ногой Вы уже с вашими «рассуждениями»? В кого метите, уж не в того кто определять будет здесь на земле кого куда?

              • mtn:

                А какое у Вас образование? Богословское?

                • makdakota:

                  я учусь в богословском институте

                  • regent:

                    похоже, что Вы просто в превозношении, если так упорно пытаетесь уличить профессора богословия в ереси… скорее всего обычное «усердие не по разуму»… задумайтесь об этом…
                    дискуссия не душеполезна и прекращается ввиду зацикливания

                  • neonilla:

                    У нас есть батюшка, более 40 лет монашествующий, докторскую защитил в незапамятном году, где только не преподавал…как-то вскользь заметил, что самые большие «богословы» это семинаристы, начиная со второго курса… :-)

          • Natalya t:

            Уже и Церковь необязательна? Вы загляните, так сказать, за букву того, что говорит Алексей Ильич, по-моему, он очень доходчиво объясняет, даже в этом отрывке из лекции, почему нельзя по формальному признаку (крещение, если кроме этого события человека ничего с Церковью не связывает) войти в Царство Божие.

            • Natalya t:

              Кстати, что муки ада будут носить небесконечный и очистительный характер, звучит как раз очень по-христиански…

            • olga liv:

              Если нельзя по формальному признаку (крещению)войти в Царство Божие,то то Церковь тем более необходима.Как раз крестить то можно где угодно-на дому,в больнице и т.д. И за букву смотреть не стоит-много чего показаться может.

              • Natalya t:

                За буквой есть дух, т.е. суть сказанного, я это имела ввиду. Давно слушаю Алексея Ильича по «Союзу» и в интернете, сказать, что Церковь необязательна для спасения он никак не мог. Что-то, видимо, makdakota понял неправильно…

            • грешник:

              А Вы сами-то спасётесь? У Вас в этом уверенность есть? Только потому, что Вы член Церкви? Или есть и другие причины, по которым Вы надеетесь не в аду находится, а в Царстве Небесном? Вы их не назовёте?

              • makdakota:

                Не знаю спасусь ли я, но знаю, что без крещения в Церковь войти нельзя. На это указывают слова Бога в Библии, согласие святых отцов. Не нравится — снимайте кресты.

                • грешник:

                  В церковь вошли такие люди, как: Ленин, Дзержинский, Гитлер, Сталин и т.д. И что? Они-то уж точно спасутся?

      • Ira-a:

        Высмеивает о.Дмитрия и называет его точку зрения протестантской — пишете Вы.Так это Ваши личные умозаключения,и это не значит, что так и есть на самом деле.Какие-то передернутые и примитивные выводы.

        • makdakota:

          Найдите в интернете видео, на которое я сослался, посмотрите его, на нем Алексей Ильич прямым текстом называет точку зрения о том, что в Церковь можно вступить только крестившись, протестантской.

          • грешник:

            А о.Димитрий часто в своих проповедях спрашивает прихожан:
            «А раскаявшийся разбойник, тот, что первым в рай вошёл, был ли он крещённым?»

          • s2235:

            А разве это не так?

            • mtn:

              Просто тогда Иисус Христос рядом с ними был осязаемо, а сейчас мы же его не види, а только чувствуем, поэтому крещение и необходимо нам…как-то больше ощущаешь, что ты под защитой.

          • Larkisa:

            В чем Вы нас хотите убедить?
            В том , что Алексей Ильич не православный христианин или просто недобросовестный профессор богословия, который «выдергивает цитаты» из Святых Отцов?
            Ну, не нравится Вам Осипов, какие проблемы? Не слушайте его!
            Читайте Святых Отцов в первоисточнике и , возможно, Господь просветит Ваш разум…

      • s2235:

        Вы на самом деле так сильно переживаете и волнуетесь за некрещённых куда и кто попадёт, или хотите обвинить Осипова? Когда дадите ответ себе на эти вопросы и поймёте мотивы, тогда возможно и начнёте понимать о Ком говорили все Те Кого вы упоминали.

      • Анна Вихляева:

        Алексей Ильич Осипов, высказывается против формального подхода к Церкви. Вы как-то все превратно поняли. Возможно, потому что слышали только отрывок из его речи. Послушайте полное объяснение профессора Осипова: «Понятие Церкви».

        • грешник:

          Пока мы будем убивать время на то, чтобы узнать, кто же всё-таки спасётся, а кто нет, время собственной нашей жизни, отпущенное нам для спасения своей собственной души, закончится.

          • regent:

            поэтому следует заранее получить справку на блоге, что мы именно из тех, кому надлежит спастись!
            скоро начнём выдавать!

            • грешник:

              А можно попробовать начать дело спасения своей собственной души уже сейчас, и даже без справки. Всё-таки бюрократическая машина… она такая неповоротливая…

            • грешник:

              Почти цитата:

              - Шурик, Шурик, Вы комсомолец?
              - Да.
              - Это же не наш метод. Это же торговля индульгенциями. Где гуманизм? Где человек человеку…?

            • mtn:

              Мне болтушке и бездельнице можно по блату, в первую очередь, остальные итак спасутся :).

              • regent:

                как заплатите… можем даже на цветной верже !

                • грешник:

                  Вот так порой многие из нас, не слыша Христа, осуждая походя других и оправдывая самих себя, надеемся, почему-то, что нам-то уж точно приготовлено место в Царстве Небесном. Пусть и не в самом центре, пусть даже где-то на самом краю, но всё же там, а не в геенне огненной. А с чего бы это мы так о себе любимых думаем? Регент, не прокомментируете? :)

                • Анна Вихляева:

                  Дорогой регент, спасибо за лошадку в цветочках. :)

              • neonilla:

                да что же Вы всё без очереди-то норовите…(Шарикова больше цитировать не буду)

          • Анна Вихляева:

            Кто спасется? Может ли Бог сотворить такой камень, который поднять не сможет? Сколько бесов умещается на кончике иглы?… и прочими вопросами из этой серии даже не заморачиваюсь. Дорогой грешник, Вы, наверное, кому-то другому хотели ответить?

      • julia l:

        Сегодня восхваляете батюшку,а профессора «забрасываете камнями».
        В кого завтра полетят камушки?
        Да и кто наш забавный судья,чьи похвалы звучат как осуждения?

    9. Dimitros:

      Спасибо за ответ, дорогие батюшки! =)

    10. Алексей:

      Господа системные администраторы!
      Вы шибко намудрили с возможностями скачивать файлы в формате mp3!
      Убедительно прошу, вертитесь к прежней возможности скачивать файлы в форматн аудиофайла mp3.

      • regent:

        У вас эта возможность никуда не исчезала, просто по просьбе наших посетителей, у которых медленный или дорогой интернет, добавилась вторая ссылка, позволяющая скачивать mp3-файлы более низкого качества и, соответственно, меньшие по размеру.
        Чтобы было понятнее, переименовали ссылки по-другому.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.