Беседы с батюшкой (ТК «Союз», 27 января 2013 г.)
Протоиерей Димитрий Смирнов отвечает на вопросы на православном телеканале "Союз". Ведущий протоиерей Александр Березовский. Передача от 20 января 2013 года.

Беседы с батюшкой (27 января 2013 г.)

Содержание

  1. Что такое искушение и как его распознать? (0:24)

искушение, испытание, экзамен, должно прийти соблазнам, попущение скорбей, вразумление скорбями, уметь благодарить Бога

  2. Может ли Бог попустить человеку искушение выше его сил? (9:15)

вразумление скорбями, мера сил человеческих, предел сил человеческих

  3. Как правильно приучать активного непослушного ребёнка к церковной службе? (10:20)

дети в церкви, дети на службе, семья, воспитание детей

  4. Почему все иконы Богородицы изображаются по-разному? (14:35)

иконы, правила иконописи, изображение святых

  5. Терпеть побои и издевательства мужа-садиста – это по-христиански? (15:44)

насилие в семье, христианская семья, дети свидетели насилия в семье, психологическая травма детей, психическое заболевание, агрессивный родитель, воспитание детей, смирение, ложное смирение, что такое смирение, жизненный крест

  6. Нет ли противоречия в словах «горе вам, когда будут говорить о вас хорошо» и «по возможности будьте со всеми в мире»? (21:10)

состояние души, обиды, конфликты, смирение, человекоугодие, гордость

  7. Что делать, когда обнаглевшие родственники-алкоголики вселились в дом и паразитируют на хозяйке? (27:37)

алкоголизм, алкоголик в семье, жалость, неуместная жалость, потворствовать греху

  8. Куда и в какое время нужно приезжать для личной беседы с отцом Димитрием? (34:18)

  9. Родственники против многодетности нашей семьи из-за материального состояния и слабого здоровья матери. Решаться ли рожать ещё детей? (34:58)

семья, брак, дети, многодетность

  10. Правда ли, что панихиду по усопшим важно служить именно в день рождения и в день смерти? Как быть, если в храме в этот день нет службы? (41:00)

поминовение усопших, правила поминовения усопших, молитва за усопших

  11. Допускается ли келейной чтение акафистов Великим Постом? (42:40)

пост, молитвы во время поста, благочестие

  12. Надо ли прятать покаянные слёзы от людей? (43:40)

покаянные слёзы, слёзы в храме

  13. Как Вы относитесь к Национальной Родительской Ассоциации? (45:39)

НРА, родительские ассоциации, интересы родителей, конкуренция между общественными организациями

  14. Какой объём молитвенного правила годится для 14-летнего ребёнка? (50:24)

молитвенное правило, молитвенное правило для детей, молитвослов, детский молитвослов

  15. Правильно ли создавать семью с хорошим человеком, но без любви, в надежде, что потом любовь придёт? (51:24)

брак, семья, создание семьи, выбор супруга, любовь

  16. Каково будет грешникам с бесами в аду? (53:44)

ад, уголовники, преступники, остатки образа Божия в душе

Прот. Александр Березовский: Добрый вечер, братья и сестры, добрый вечер, дорогие телезрители. Мы вновь с вами в передаче «Беседы с батюшкой», и в прямом эфире у нас протоиерей Димитрий Смирнов.

Прот. Димитрий Смирнов: Здравствуйте. Добрый вечер, отец Александр.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, ну начну сразу с вопросов. Их очень много поступает на наш сайт.

Андрей из Донецка: «Поясните, пожалуйста, что такое искушения. И как их распознать?»

Прот. Димитрий Смирнов: Искушение – в переводе на латинский язык значит «экзамен». Это совершенно необходимая вещь для нашего обучения христианству. Не будь искушений, мы бы не знали, идём мы по пути к Богу или наоборот. Искушения даны для познания самого себя. Так что искушения – это есть благо, поэтому апостол Иаков говорит: «Радуйтесь, братия, когда впадаете в различные искушения» (Иак. 1, 2). Студент-отличник всегда на экзамен идёт с радостью. Когда преподаватель спрашивает: «Кто пойдёт отвечать?», он говорит: «Я!», идёт, берёт билет и отвечает. Получает свои пять баллов и довольный идёт домой – весь день у него свободен. А нерадивые стараются прийти в конце, всё переписать, подслушать, шпаргалку написать и так далее.

Прот. Александр Березовский: Но мы в молитве «Отче наш» произносим: «Не введи нас во искушение», тем самым прося Бога избавить нас от этого.

Прот. Димитрий Смирнов: Смысл слов «Не введи нас во искушение» таков: «Не дай нам этот экзамен завалить». Поэтому распознавать, собственно, ничего не надо. Например, едешь в трамвае, вдруг кто-то тебя ударяет в правую щёку. Что надо сделать крещёному человеку? Совершенно верно. Подставить другую. Сходи на следующей остановке, пять. А если возмутился, стал качать права, значит два.

Прот. Александр Березовский: Иди, готовься.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, а если возмутился, но промолчал, четыре. Если возмутился, промолчал, но сверкнул злобно глазами – три. Рот открыл – два. В драку полез – один. Вот, всё. Что там распознавать?

Прот. Александр Березовский: Распознать, какое искушение от Бога попущено, а какое человек сам по собственной глупости себе создал…

Прот. Димитрий Смирнов: А это тоже попущено Богом. Ну вот, например: если бы не Ангелы-хранители, то все бы дети погибли бы, потому что они не умеют слушаться, и им хоть говори, хоть не говори, они делают по-своему. Но всё-таки большая часть детей не попадает под автомобиль, не пропадает в лесу, не попадает в руки каких-то маньяков. Как-то их Господь хранит. Так что Господь участвует. Но попускает некоторым скорби для того, чтобы и сам в другой раз был внимательнее, и другие были осторожны.

Прот. Александр Березовский: А как Господь выбирает, кого именно в качестве примера привести?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, это уже Своим Промыслом, Он знает, потому что каждая жертва участвует в мироздании. Это же неслучайно 14 тысяч Вифлеемских младенцев погибло за Христа, это всё имеет определённое значение. Нам неведомо. Это всё для человеческого ума непостижимо. Это выше человеческого разума.

Прот. Александр Березовский: Часто человек спрашивает: «Ну почему я? Почему все беды сыплются на меня? Болею тяжелее всех…»

Прот. Димитрий Смирнов: Во-первых, не все. Сейчас очень удобно приводить пример с Ближнего Востока или из Северной Африки. Тебе трудно? А как ты думаешь, в Египте сейчас легко? Или в Сирии? В Дамаске, в Алеппо легко? Жили люди, была богатая страна, жили хорошо, получше нас. Пришли люди с автоматами, вооружённые до зубов, начали всё ломать. Как вот? Особенно христианам там несладко, потому что их просто убивают, выгоняют из домов.

А ты – пожалуйста, живи. Сейчас, в данный момент истории. Потом-то всё придёт обязательно. Но сейчас-то никто не выгоняет, можешь в храм ходить, можешь помолиться. Совсем не всё плохо. Поэтому не надо так думать, что ты самый несчастный.

Прот. Александр Березовский: Ну, по сравнению с тем, кто рядом…

Прот. Димитрий Смирнов: Рядом – может быть. Но всё-таки при том, что изобретены самолёты, сейчас всё рядом.

Прот. Александр Березовский: Ну вот, забываем о том, что кому-то может быть и хуже…

Прот. Димитрий Смирнов: Забываем – это тоже эгоизм. Надо уметь благодарить Бога: и за скорбь, и за радость; и за болезнь, и за здоровье; и за бедность, и за богатство. Во всём есть свои преимущества. И надо стараться…

Опять, что распознавать искушения? Искушения бывают, например, такие: ты оказался перед шикарным обедом. И хочется всё попробовать, но всякий разумный человек понимает, что если всю эту смесь заложить в желудок, то заболеешь. И тут искушение состоит в том, что нужно воздержаться. А другое искушение в том, что так оказалось, что домой приехал, а там никакой еды нет. И нет ночного магазина. Ну, водички попей и ложись спать. Тоже искушение, но противоположное. И в том нужно устоять, и в этом. Вся жизнь для христианина – это есть искушение, то есть испытание. И при общении с ближними, с родичами, с детьми, с родителями, потому что у каждого человека своя правда. Один считает, что другой должен вот это, а тот другой считает, что он должен вот это, но сперва сделает вот то. Уже конфликтная ситуация. А каждый человек ведь гордый, настаивает на своём. Один забывает про экзамены, а другой даже не знает, что они существуют, просто всегда орёт. Экзамен, не экзамен; перемена, не перемена – всегда орёт. Хорошо, если есть возможность – взял, купил себе квартиру в соседнем квартале, да переехал. А если нет такой возможности, приходится терпеть.

Прот. Александр Березовский: Такой непрекращающийся экзамен, денно и нощно.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Конечно. И даже во сне. Во сне. Потому что человеку может присниться кошмар. Вот приснился страшный сон, и он полдня на человека влияет, и даже к вечеру не всегда его забудет. Надо это пережить? Надо. Неужели на основании сна строить свою жизнь?

Прот. Александр Березовский: Ну вот, в результате у человека расстраиваются нервы, он заболевает каким-то нервным расстройством, попадает в больницу. И спрашивают, Богу-то зачем это нужно было? Почему Он попустил человеку явно выше его сил?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, нет, совсем не выше, так не бывает. Почему «явно»? Если человек не выдержал, это потому, что он либо забыл про экзамен, либо был слишком халатным, либо предыдущие зачёты не сдал, к ним отнёсся пренебрежительно. И Господь видит: так, посылаем пустяк – нет никакой реакции; второй, пожёстче – опять никакой.

Прот. Александр Березовский: Будем вразумлять.

Прот. Димитрий Смирнов: Да.

Прот. Александр Березовский: Евгения из Вологды: «Расскажите, пожалуйста, как правильно участвовать в церковном богослужении с маленьким ребёнком двух лет, он активный бывает, не слушается».

Прот. Димитрий Смирнов: Надо приводить ребёнка на такое время в храм, которое ему по силам.

А то у нас тоже на прошлую Пасху был такой случай. Человек, который трудится в храме, решил послужить своей жене: привёл её в храм на ночную службу с двумя маленькими детьми. Один только пошёл, второй ещё грудной. И вот, они всю службу куролесили. Что она там от этой службы уцепила для души, я не знаю, но для всех окружающих это был…

Прот. Александр Березовский: Сплошной экзамен.

Прот. Димитрий Смирнов: Сплошной экзамен. Так, конечно, делать не следует.

Прот. Александр Березовский: Но говорят, что хочется ребёнка приобщить к службе, чтобы он побыл в атмосфере молитвы.

Прот. Димитрий Смирнов: Это наихудший способ приобщения. Способов много, но этот – самый плохой.

Прот. Александр Березовский: То есть здесь, всё-таки, по возрасту всё должно быть?

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно.

Прот. Александр Березовский: Но тогда получается, что мама в течение нескольких лет вообще не попадает на службу целиком, если нет бабушки, с которой можно оставить?

Прот. Димитрий Смирнов: Почему? Есть бабушка, есть папа. Ну и потом, соседка есть? Договорилась с ней: «Посиди с моими детьми, вот тебе тысяча рублей», и пошла на службу, вернее поехала, такси заказала, и поехала. Постояла, помолилась, причастилась, приехала. Раз в месяц – вполне возможно. Потом муж посидел дома, жена съездила. Почему это несколько лет? Если, конечно, пять человек детей от разных мужей, это конечно, сложности.

Прот. Александр Березовский: Кого просить с ними сидеть-то?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да. А потом, обычно они на далёком расстоянии живут, и как-то не в курсе дела, кто у них там чего… А уж зачем в церковь ходить, сами не понимают. Ну и так далее.

Бывают, конечно, всякие обстоятельства. Но это совсем ничего не значит. Если поставлена цель и стоит задача, её можно решить.

Прот. Александр Березовский: Да вообще так смотришь, люди такие задачи порой решают…

Прот. Димитрий Смирнов: Да вот сегодня, моя любимая бабушка пришла. Ей 91 год. Всегда ко мне подходит, мы с ней немножко поговорим. Ну вот, человеку 91 год, какой морозище сегодня был, и пришла, и она радуется, и находит возможность прийти. Просто, конечно, если человек воспитан в том, что все вокруг него бегают, все ему служат, тогда он недоумевает, где его няньки-маньки. «Нет, всё, ничего не могу, я устал».

Прот. Александр Березовский: Батюшка, у нас есть вопрос.

Добрый вечер!

Прот. Димитрий Смирнов: Здравствуйте, слушаем Вас!

Телезритель: Здравствуйте. Отрок Андрей, город Нижневартовск. Почему все иконы Божией Матери изображены по-разному?

Прот. Димитрий Смирнов: Если отрок Андрей откроет свой семейный альбом, и найдёт там изображения отрока Андрея, он увидит, что все изображения там разные. Ровно по этой причине, ни по какой другой, все иконы Матери Божией тоже разные.

Прот. Александр Березовский: Живой человек. Это гора не двигается.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, и гору можно с этого ракурса снять, с другого, можно сверху с вертолёта, можно из космоса. Отовсюду. И всё будет одна и та же гора.

Прот. Александр Березовский: Шаг в сторону сделал – уже другой ракурс.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, шаг-то – нет. Гора – большой объект. Но если несколько десятков метров, уже будут изменения, конечно.

Прот. Александр Березовский: Дарья из Минска: «Что значит “уважать себя” с точки зрения православия? Если муж бьёт и унижает словами, не стесняясь даже присутствия ребёнка, является ли такое терпение христианским? Моё незлобие только ожесточает мужа ещё более».

Прот. Димитрий Смирнов: Тут, понимаешь какое дело, незлобие может ожесточать. Только сегодня мне рассказали, звонила там одна женщина из подмосковного города. Говорит: «Вот, батюшка, я на днях вам звонила» Там к ней знакомый её ломился…не знаю, как назвать… отец её детей – о, хорошее название! … с топором. Ну, наверное, с пожеланием их всех порубить. Но, обошлось. И теперь радостная новость, что он повесился. То есть страдания закончились. Потому что милиция не всегда реагировала на эти вещи, но в тот раз отреагировала, забрали его, и он там в следственном изоляторе… Видать какое-то буйное помешательство у него.

Смотря какая задача. Если задача у человека – достичь полноты смирения и терпения, в таком случае, когда человек поступал в монастырь, он просил у игумена самого сурового раздражительного старца злого. Ему давали, и тот его бил, колотил, издевался, и тот достигал вершины смирения. Но если человек выходит замуж, предполагается, что хотят строить домашнюю церковь. Домашняя церковь, если во главе её стоит человек, который дерётся, оскорбляет, то это не домашняя церковь, а синагога сатаны. Поэтому совершенно не понятно, почему это надо не то что терпеть, а зачем в этом участвовать? Я лично не понимаю. Потому что даже нет доброго примера детям… Допустим, практически все садисты и маньяки как раз в детстве видели вот такие сцены. Ну не может быть у матери такая задача педагогическая – воспитать маньяков из своих детей. Спрашивается, зачем она это всё продолжает? Чего тут христианского? Я не вижу. Такие кровавые спектакли с унижением, со сквернословием и так далее.

Вот она сама мне звонит: «Представляете, батюшка», – (ну не она сама звонила, потерпевшая, а её знакомая) – «Вот, избавил Господь, спасибо за молитвы».

Прот. Александр Березовский: Ну, это, действительно, избавил. Но вот когда жена такого мужа вдруг приобретает, говорит: «Ну что ж? Крест он мой, куда же я? Сбежать от него?»

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, это не крест. Крест – это когда она хочет идти по первому пути. Вот, она одна, пришла в монастырь и специально с этим человеком. Ну, он, конечно, психически больной, это совершенно очевидно. Злоба душит, он не может собой управлять. Он, конечно, на всю голову болен. Вот, берёт на себя такой подвиг и несёт этот крест.

Прот. Александр Березовский: При этом не подвергая страданиям никого вокруг.

Прот. Димитрий Смирнов: Вот именно. А нельзя же… Например, некий молодой человек семнадцати лет решает дома поститься. А дома никто не постится. Мама ему должна отдельно на рынок ходить, покупать овощи, бабушка ему должна отдельно готовить, папа за ним моет посуду, он постится. У него такой крест. Сам он крест для всех остальных. Ничего в этом посте христианского нет. Это бесам на смех, такой пост.

Прот. Александр Березовский: У нас есть вопрос, батюшка, давайте ответим.

Прот. Димитрий Смирнов: Здравствуйте!

Прот. Александр Березовский: Добрый вечер!

Телезритель: «Нет ли противоречия в словах “горе вам, когда будут говорить о вас хорошо” и “по возможности будьте со всеми в мире”?»

Прот. Димитрий Смирнов: Я не вижу никакого противоречия. В чём тут противоречие? Ну, представьте себе, некий человек (у меня таких немало, я думаю, даже не сотни, а тысячи… да, тысячи) говорит обо мне только плохо, ничего хорошего. Вообще, то, что я существую, это их раздражает. Я даже один раз подумал, давно уже, в прошлом году думал, а если я под машину попаду, скажут: «Вот, доигрался, слава Богу, поделом и так далее». Но… Я-то с ними в мире, лично их не знаю, никакой войны между нами нет и быть не может.

Иногда в Интернете то один, то другой пишет явную ерунду, в которой даже нет какой-то логики. Или то, что я хотел сказать, явно искажено. Вот как по русской пословице: «Слышал звон, не знает, где он». Я даже в полемику не вступаю. Зачем ссориться с человеком? Если встречаюсь, я, конечно, не достиг ещё совершенства, но у меня никаких к нему злых чувств абсолютно. Нужно быть со всеми в мире по возможности. Потому что, бывает так, что человек скрежещет зубами и даже бросается… Но, всё-таки, тех, которые готовы на меня броситься, их не так много. Ну… из соображений осторожности.

Какое тут противоречие? Даже слова разные «Будь со всеми в мире». Это же зависит от нас, от нашего расположения. А вот, если о тебе все говорят хорошо… Вот есть такие фигуры, ну так сказать, на таком «общественном небосклоне» – обратите внимание: о них все говорят только хорошо. А малейшая критика – она абсолютно неприемлема. Не только его самого, а даже каких-то действий. Даже когда он заведомо совершает страшные вещи. Что это такое? Что это такие за кумиры, о которых, как о покойниках, либо хорошо, либо ничего? Это уже, значит, мы дело имеем с человекоугодием, которое достигло вот таких высот, которому, этому человекоугодию, покоряется даже так называемое «общественное мнение». Вот это синдром уже опасный, потому что надо всё-таки угождать Богу, и, если ты будешь угождать Богу, то, кое-кого, кто с Богом не очень, так сказать, в дружбе, обязательно это будет его раздражать.

Прот. Александр Березовский: Один человек, начальник, говорит: «Подчинённые заискивают передо мной, мне это не нужно, ни их похвала, ни эти превозношения, но, то ли они так привыкли со старым начальником, то ли их вот так воспитали…» Говорит: «Что делать? Мне противно, а переделать их не могу».

Прот. Димитрий Смирнов: Переделать вообще ни один человек не может. Но, если последовательно, твёрдо, но без обид, это пресекать, то потихонечку отвыкнут, конечно. Просто это же есть определённое свойство человека. Человекоугодие – это же такая же страсть, как и гордость, и зависть. Она присутствует в той или иной степени в каждом человеке. В ком это преобладает качество, ну, конечно, как всякая гипертрофированная страсть, она отвратительна. Совершенно понятно. Действительно, вещь очень неприятная.

Прот. Александр Березовский: То есть здесь надо просто набраться терпения и потихонечку отучать?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, не отучать, а просить.

Прот. Александр Березовский: Он говорит: «Я однажды попросил, на меня так посмотрели, как будто я с луны свалился, то есть меня не поняли».

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, сперва-то, конечно, не поймут.

Прот. Александр Березовский: У нас есть вопрос, батюшка.

Прот. Димитрий Смирнов: Здравствуйте!

Прот. Александр Березовский: Добрый вечер!

Телезритель: Здравствуйте, Алла из Нижегородской области. В моей семье оказались мой парализованный брат (его бросила его сожительница) и муж умершей сестры, алкоголик и астматик в сложной форме. Они с моим братом пьют очень сильно. Раньше они вообще не давали мне пенсию, а теперь они меня поставили в такие условия: дают мне пенсию, но часть берут себе на выпивку, оба выкуривают по две пачки сигарет. На лекарства уходит очень много. Я пробовала им не давать, они говорят: «Тогда не получишь пенсию». Я хожу в церковь, молюсь за них, заказываю молебны. Ну ничего не помогает! А ещё сын остался от сестры. Я сама вдова, и у меня сын её, уже пять лет. Девять лет ему было, когда она умерла, ему сейчас 15 лет. И мы просто мучаемся с ним. У них тут всё: и бывают драки, алкоголики приходят. Ужасное положение! Каждый день я боюсь приходить. И драки были, и резали друг друга, и душили. Милиция мне, конечно, не помогает. Они приходят, когда уже с кровью что-то. Может я молюсь не так? Посоветуйте, что мне делать?

Прот. Димитрий Смирнов: Мой совет такой: нужно с ними развестись. Пусть они живут своей жизнью и не путают свою жизнь с Вашей. Возьмите ребёночка себе, а с ними надо расстаться. Это единственная возможность.

Прот. Александр Березовский: Обычно говорят: «Жалко, погибнут же».

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, если жалко, тогда… Можно подумать, что сейчас они не погибают.

Прот. Александр Березовский: Ну, вот одна тоже приходит, говорит: «Брат пьёт, никакого сладу с ним нет».

Прот. Димитрий Смирнов: А зачем слад? Надо с ним, с братом, развестись.

Прот. Александр Березовский: Говорит: «Да, у него есть комната, но если я его сейчас туда отвезу, то его быстренько там или прибьют, или споят, или в психушку, в больницу».

Прот. Димитрий Смирнов: Ну хорошо, она продлит ему жизнь года на три, на четыре. Что это принципиально изменит?

Прот. Александр Березовский: Ну, может быть, на совести у этого человека, по крайней мере, не будет груза этого лежать, что вот «сбросила его с себя»?

Прот. Димитрий Смирнов: Взрослый человек, она не несёт никакой ответственности за него. Он откровенно издевается, она боится приходить домой. Ну, просто не понимаю, это просто потворствовать греху.

Прот. Александр Березовский: Хочешь грешить – греши, но не здесь.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, мы не можем другому человеку даже сказать: «Не греши». Всё сказано Богом.

Или, там, сказать: это – грех, это – не грех. Он скажет: «А тебя чего, спрашивали»? Но я не понимаю, зачем с ним жить? Вот этого не понимаю. И ребёнка надо девятилетнего от этой ситуации спасти, что б он этого ничего не видел, потому что он будет это всё повторять.

Прот. Александр Березовский: Ну, ответ всегда один: «Жалко».

Прот. Димитрий Смирнов: Тогда зачем спрашивать?

Прот. Александр Березовский: А спрашивают: «Как его вразумить»?

Прот. Димитрий Смирнов: Никак. Можно истратить все деньги на молебны… вот все, которые есть. Дом продать и разделить это на тысячу частей и в тысячу храмов разнести, одновременно молебен послужат. Увидите – никакой реакции. Помочь можно человеку только тогда, когда он сам хочет. Потому что очень многие люди у нас путают: вот у человека нет воды. Что значит помочь? – Это, когда он пойдёт за водой, взять за ручку и помочь нести ему это ведро. А если сходить самой, это не значит помочь, это значит сделать за него. В данном случае, делать за них не имеет никакого смысла. Кроме вреда – ничего нет. Чем скорее он окажется в трудной ситуации, тем больше шансов, что он задумается. А так он пристроился к сердобольной женщине, издевается над ней, делает, что хочет, пользуется ей… Дам пенсию, не дам. Да шёл бы ты со своей пенсией…

Прот. Александр Березовский: У нас есть вопрос, батюшка.

Прот. Димитрий Смирнов: Алло, здравствуйте!

Телезритель: Здравствуйте! Куда и в какое время нужно приезжать для личной беседы с отцом Димитрием?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет ни времени, ни возможности для личной беседы. Поэтому довольствуйтесь таким общением. Спрашивайте. Если найдём возможность, ответим.

Прот. Александр Березовский: Елена из Москвы. «Родственники против многодетности нашей семьи из-за материального состояния и слабого здоровья матери. Советуют “включить разум”. Решаться ли рожать ещё детей?»

Прот. Димитрий Смирнов: То, что родственники советуют «включать разум», это очень хорошо. Но вот я слышал, что при рождении детей вообще участвует не только женский разум. Что для рождения детей необходим мужчина. Правда, сейчас технологии существуют разные для рождения детей и без мужчин, но это уже вещь дорогая. Вас это, видно, не касается, потому что у вас не очень богатое состояние. Поэтому, такие вопросы надо спрашивать у мужа, а не у родственников.

Прот. Александр Березовский: То есть, он-то готов?

Прот. Димитрий Смирнов: Но это же его дело-то, его семья.

Прот. Александр Березовский: Но вот многие, она в частности, считают, что если нет возможности дать детям достойное образование, достойную жизнь…

Прот. Димитрий Смирнов: Отец Александр! Что такое достойное образование, ты можешь мне рассказать?

Прот. Александр Березовский: Высшее.

Прот. Димитрий Смирнов: Высшее образование, это достойное?

Прот. Александр Березовский: Ну, так вот объясняют. Чтобы ребёночек после школы не пошёл где-то ящики грузить или двор мести…

Прот. Димитрий Смирнов: Хорошо. А если он пошёл работать краснодеревщиком? Или настройщиком фортепиано? Или скрипичных дел мастером? Это уже плохо, да?

Прот. Александр Березовский: Это замечательно.

Прот. Димитрий Смирнов: Замечательно? Хорошо, а если он стал участковым милиционером? Вот сейчас у нас в Москве идёт набор. Это плохо, да?

Прот. Александр Березовский: Нет, совсем не плохо.

Прот. Димитрий Смирнов: А если он наотрез не хочет учиться? А выпекать хлеб – это всё таджик должен делать? Все с высшим образованием, это называется «достойно», а остальное – «не достойно», остальное всё – таджик? Что-то странно…

Прот. Александр Березовский: Странно, батюшка, мне тоже странно, потому что, на самом деле, мы сами отдаём таджику то, что нам Богом дано и принадлежало всегда, именно потому, что считаем не достойной ту или иную работу или то или иное образование.

Прот. Димитрий Смирнов: Да ничего особо мы не считаем, но просто всякая работа, которая делается хорошо, достойная. Работа ценится не потому, что человек сидит, ничего не делает, где-нибудь в охране телевизор смотрит, а когда разбойники приходят, он спокойно на пол ложится и говорит: «Ребята, только не стреляйте». То есть вообще ничего не делает, и даже когда непосредственная опасность, он никак не вступается. То есть смысла в его жизни вообще никакого нет, только получать «зря-плату». Поэтому достойная работа, достойный человек – это тот, кто достойно трудится, не важно, на каком поприще.

Прот. Александр Березовский: Научи детей трудиться, и уже будет достойная жизнь у этих людей.

Прот. Димитрий Смирнов: Да.

Прот. Александр Березовский: А для этого много денег не надо, чтобы научить трудиться.

Прот. Димитрий Смирнов: Да вообще, если высшее образование, то мы исключаем из оборота русских людей землепашцев, изготовителей обуви, остаются только технологи с высшим образованием. Остальное всё – таджики. Тогда все достойное получат образование. И сколько таких достойных, которые а) – ничего не умеют, б) – ничего не хотят?

Прот. Александр Березовский: Много. Насчёт умеют не знаю, но то, что не хотят – таких очень много.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, и то, что не умеют. Только играть. Взрослые люди приходят и говорят, что пристрастился играть.

Прот. Александр Березовский: У нас есть вопрос, батюшка. Добрый вечер!

Прот. Димитрий Смирнов: Алло, здравствуйте, слушаем Вас.

Телезритель: Добрый вечер, батюшки! Читала, что хорошо заказывать молебен по усопшему в день его Ангела, в день рождения или в день смерти. А если в этот день нет службы, то как тогда? Заранее или после этого дня?

Прот. Димитрий Смирнов: Сколько на свете живу, никогда не слышал о молебнах по усопшим. Ты слышал?

Прот. Александр Березовский: Этот молебен называется панихида.

Прот. Димитрий Смирнов: А… панихида… слыхал. Потому что молебен – это совершенно другое богослужение, не за усопших. И потом, что значит хорошо? Вообще молиться хорошо. А молиться вместе с Церковью – это вообще прекрасно. Вот что, интересно, Вы вкладываете в слово «хорошо»? Жалко уже наша связь прервалась, но я Вам советую… домашнее задание такое – подумайте над этим.

Прот. Александр Березовский: Ну, что в этот день как-то особенно наша молитва за этого человека, видно, отражается на его загробном существовании.

Прот. Димитрий Смирнов: Не думаю. В этом смысле все дни равны.

Прот. Александр Березовский: Но вот как раз вопрос об этом.

Прот. Димитрий Смирнов: Этот день, как напоминание для нас, землян. День его Ангела – мы его вспомнили, может быть, ещё кто-то.

Прот. Александр Березовский: Каждый день для усердной молитвы хорош.

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно.

Прот. Александр Березовский: Некоторые спрашивают: «Допускается ли келейной чтение акафистов Великим Постом»?

Прот. Димитрий Смирнов: Дома всё можно.

Нельзя пить водку допьяна, нельзя сквернословить, нельзя обливать соседей, которые идут внизу, под окнами, прокисшими щами. Вот это вот нельзя… А молиться можно, всегда хорошо.

Прот. Александр Березовский: Вот у людей такие вопросы благочестия, они…

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да вот… Можно ли облить соседку щами, потому что она вот такая-сякая?…

Прот. Александр Березовский: Ну, если она после этого станет лучше… (смеётся – прим. ред.)

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да… Витаминная маска называется.

Прот. Александр Березовский: Лариса из Ленинградской области: Надо ли прятать покаянные слёзы от людей?

Прот. Димитрий Смирнов: Лучше, конечно, напоказ ничего не делать. И вообще, настоящие чувства должны оставаться в тайне.

Прот. Александр Березовский: Как про молитву Господь говорит: «Затворись в клети твоей и вознеси молитву к Богу. И Господь увидит» (Мф. 6, 6).

Прот. Димитрий Смирнов: … «Увидит твоё тайное, и подаст тебе явно» (Мф. 6, 6).

Прот. Александр Березовский: А вот когда даже мужчины говорят: «Прихожу в церковь, и слёзы начинают течь?»

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, это нормально. В Церкви как-то положено плакать, но и то это надо делать так, чтобы не обращать на себя внимание.

Прот. Александр Березовский: Есть вопрос у нас, батюшка. Добрый вечер!

Прот. Димитрий Смирнов: Здравствуйте!

Телезритель: Здравствуйте! Наталья из Рязани. Как Вы относитесь к Национальной Родительской Ассоциации?

Прот. Димитрий Смирнов: Я отношусь с большой надеждой и считаю, что если всяких родительских ассоциаций не как сейчас, полтора десятка, а будет полторы сотни или полторы тысячи, это будет ещё лучше. А потом, если все объединятся во что-то одно и будут не друг с другом воевать, а будут воевать за общее дело – спасение наших деток, то это эффективнее. А если будет грызня за какие-то несуществующие портфели, то, конечно, ничего не выйдет. Веником, если его распотрошить на веточки, невозможно подметать даже. Он ни на что не годится.

Прот. Александр Березовский: Но вот, к сожалению, батюшка, такое неприятие новой организации со стороны уже существующих, наблюдается очень заметно.

Прот. Димитрий Смирнов: Это как раз говорит о такой немощи, что люди хотят не общее дело какое-то делать, а хотят сами фигурировать. Одни любят «искусство в себе», а другие «себя в искусстве».

Вот был художественный руководитель Большого театра, ему плеснули в глаза кислотой. Это всё из той же оперы. Вместо того, чтобы радоваться тому, что балет процветает, и на «алтарь служения» этому великому искусству, русскому балету… вот доходят до такого.

Поэтому выпады против организации, которая никак ещё себя не успела проявить… Это о чём говорит?

Прот. Александр Березовский: Уж, тем более, навредить кому-то.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, да. О чём говорит? О том, что каждый человек хочет… я. Я – главный. Как вот лягушка-путешественница: «Это я придумала»! Значит, для человека важнее собственная амбиция, нежели польза делу. Это очень наглядный пример. Да и вообще, поэтому мы очень видим во всяких движениях, организациях, да и вообще в православном мире – чуть что, начинают друг друга поливать, грызться, как будто у Церкви нет врага рода человеческого, против которого надо подвизаться. Нет, начинают выискивать – вот этот там, вот тот.

Прот. Александр Березовский: Всё под благим таким предлогом – вот они нам навредят, нашему делу, в смысле.

Прот. Димитрий Смирнов: Якобы… И, главное, всякие фобии сочиняют. Вот прямо изобретательны до смешного.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, это везде, в любой структуре. Если структуры более-менее похожие, они всегда конфликтуют.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну тут-то денежного интереса нет. Значит, остаётся что? Только тщеславие.

Прот. Александр Березовский: У нас есть вопрос. Добрый вечер!

Прот. Димитрий Смирнов: Здравствуйте!

Телезритель: Здравствуйте! Какой объём молитвенного правила годится для 14-летнего ребёнка?

Прот. Димитрий Смирнов: Полностью читать рановато, нужно постепенно, так, чтобы к годам девятнадцати – уже полный текст. А сейчас пока ребёнку рано. По одной молитовке добавлять, можно даже с участием ребёнка – брать из тех молитв, которые наиболее понятны. Я бы так посоветовал.

Прот. Александр Березовский: Раба Божия Ирина: «Правильно ли создавать семью с хорошим человеком, но без любви, в надежде, что потом любовь придёт?»

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, нужно ещё подождать, не спешить.

Прот. Александр Березовский: То есть, подождать, когда чувства придут или как-то вот…?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, чувства, узнать друг друга…

Прот. Александр Березовский: Ведь, если хороший, значит уже поняла качества души.

Прот. Димитрий Смирнов: Уже процесс пошёл… И потом, «люблю», «не люблю» – это ведь тоже вещь такая не простая.

Прот. Александр Березовский: На первых порах очень изменчивая.

Прот. Димитрий Смирнов: Что человек под этим подразумевает?

Прот. Александр Березовский: Одна говорит: «Ну, так нравится один молодой человек, но у него такой образ жизни, что у меня волосы дыбом встают. Но вот нравится, ничего не могу с собой поделать. Другой и скромный, и хороший, и православный, а чувств у меня к нему нет. Умом понимаю, а чувств к нему нет».

Прот. Димитрий Смирнов: А куда спешить?

Прот. Александр Березовский: Куда спешить, батюшка?

Прот. Димитрий Смирнов: Да.

Прот. Александр Березовский: К сожалению, здесь не указано, сколько ей лет.

Прот. Димитрий Смирнов: Спешить – это только к разводу.

Прот. Александр Березовский: То есть, вот так вот выйти замуж, без любви, в надежде, «слюбится, стерпится» там…

Прот. Димитрий Смирнов: Зачем?

Прот. Александр Березовский: Семью-то хочется.

Прот. Димитрий Смирнов: Какую семью?

Прот. Александр Березовский: Православную, где муж будет любить…

Прот. Димитрий Смирнов: Ну вот, надо и спросить у одной православной семьи хорошей, у другой, у третьей. Потом, спросить у разведённых, как они? Как они, сильно любили или наоборот?

Прот. Александр Березовский: Ну вот, сейчас, к сожалению, те чувства, которые как бы являются основой брака современного, очень быстро проходят.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, так иногда прямо через неделю.

Прот. Александр Березовский: Евгений из Оренбурга. «Один исповедник XX века, проведший более 20-ти лет в лагерях, сказал: “Тяжело с уголовниками в тюрьме, а как же будет с бесами в аду”? Каково будет грешникам с бесами в аду?»

Прот. Димитрий Смирнов: Тяжело.

Прот. Александр Березовский: То есть, это вопрос только к тому, кто там побывал?

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Даже среди уголовников, людей, которые через это прошли, всегда остаётся что-то человеческое. В бесах ничего нет человеческого.

Прот. Александр Березовский: То есть, даже в такой среде всегда найдётся хоть один…

Прот. Димитрий Смирнов: Да даже не один. У каждого человека, как бы тяжко ни согрешил, ни пал, много остаётся человеческого.

Прот. Александр Березовский: До бесовского состояния мало кто опускается.

Прот. Димитрий Смирнов: Это практически невозможно. Всё равно что-то остаётся, какие-то элементы образа Божьего. А в бесе вообще нет.

Прот. Александр Березовский: Сегодня одна женщина пришла и, среди прочего, говорит: «Ненавижу свою невестку». Я говорю: «Знаете, ваше чувство ненависти, если Вы не расстанетесь с ним, оно Вас сведёт в ад». Она говорит: «Мне всё равно». Я говорю: «Как Вы можете так рассуждать? Вы, вообще, знаете, что такое ад»? Ну, у неё вот такое отношение: «А мне всё равно».

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, всё равно, так всё равно. Я в таких случаях советую: «Постарайтесь запомнить сегодняшнее число и выучите эти слова, которые вы сейчас сказали. Потому, что Вам придётся их вспоминать не 100 лет, не 200, а вечность». Иногда это отрезвляет. Попробуй и ты.

Прот. Александр Березовский: Ну вот так посмотришь, как люди…

Прот. Димитрий Смирнов: Потому что человек говорит: «А, мне всё равно». А когда по пальцу ударит молотком, чего-то уже не всё равно…

Прот. Александр Березовский: Да, всё меняется очень быстро. Действительно, прищемил что-то дверью, и уже всё…

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно. И уже до себя очень большое дело.

Прот. Александр Березовский: А бесы прищемят так, что мало не покажется.

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, спасибо Вам за Ваши ответы.

Прот. Димитрий Смирнов: И спасибо тебе за те вопросы, которые ты подобрал.

Прот. Александр Березовский: Наша передача заканчивается. Спасибо Вам, уважаемые телезрители! Всего доброго! До свидания!

Прот. Димитрий Смирнов: До свидания! Всего доброго!


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 23

    1. anatolevna:

      Спасибо, батюшки! Анастасия из Болгарии.

    2. dovmont belyaev:

      О.Димитрий прав. Приличное образование это не значит только корочка из ВУЗа. На Руси всегда считалось что образование это значит раскрыть наиболее оптимально Образ Божий в человеке. Т.е. те способности и дарования которыми наделил его Бог. Нужно чтобы человек реализовал себя как личность именно в конкретной профессии. Не случайно были целые династии профессионалов высшего уровня фамилии которых являются престижными брендами до сих пор (Фаберже например). Чтобы по настоящему виртуозно овладеть какой либо профессией требуются годы. И образовать себя как хороший резчик или кузнец, иконописец или кондитер не менее престижно чем прослушать какой либо курс в ВУЗе.

    3. Rostya:

      Уважаемый о.Димитрий!Припоминаю я,как вы не без гордости рассказывали о выпускниках из Ваших детдомов,которые 100%-но поступали в ВУЗы.Неужели их выбор профессии связан с получением высшего образования?

      • Nina55:

        Ну, если так с памятью хорошо, припомните, пожалуйста, каким образованием заканчивается вступление в жизнь выпускников государственных детских домов. Многих, например, радует возможность сирот заканчивать свою жизнь не в тюрьме, а с приобретением любимой профессии и смысла в жизни.Есть профессии, для которых просто необходимо высшее образование — врачи, юристы, конструкторы и т.д. Вот, если воспитаете хотя бы одного сироту, дадите ему путевку в жизнь, то и будете иметь право не без гордости рассказать нам о своём поступке. А сейчас целесообразней припоминать что-то о себе.

      • mtn:

        У Билла Гейтса нет высшего образования. Но если Вы (мужчина или женщина) ни чем себя выделить не можете,так у нас сейчас в России, как во времена Митрофанушки Фонвизина (история развивается по спирали), наличие высшего образования, а лучще всего степени (и то, и другое можно купить) обязательно…

    4. Agniya:

      Спасибо,дорогие батюшки,о.Димитрий,о.Александр!
      Спасибо за вразумление.
      И любви в нас мало, и смирения, а гордыня — через край!
      Прости Господи и помилуй!

    5. Chrisa:

      Уважаемые администраторы,
      Хотелось бы помочь пожертвованиями. Не можете ли вы открыть Paypal для сайта о. Димитрия, Отдельного Дивизиона, детского дома Павлин, итд.? Живу в США, если переводить через банк, то снимают от 13 до 40 долларов за международный перевод, в зависимости от банка, это много. Радонеж и Предание.ru принимают уже Paypal. Я думаю, многие из нас, живущие за рубежом и регулярно слушащие проповеди и беседы нашего дорогого батюшки, тогда смогут активнее помогать. Ведь, как выражался как-то сам о. Димитрий, если бы все дали по $1.00 на Православное телевидение или другие Православные проекты… А мы, я имею ввиду нас русских за рубежом сможем через Paypal регулярно жертвовать хотя бы $10-20 в месяц, с миру по нитке. Ваша, во Христе, Хриса.

      • admin:

        К сожалению, это не возможно, т.к. PayPal не обслуживает Россию и для того, чтобы получить деньги через PayPal юридическое лицо должно открыть счёт в каком-либо банке США. Это долго и накладно, поэтому этим делом можно потенциально заниматься, если речь будет идти о крупных суммах пожертвований, в противном случае получится, что пожертвования не будут покрывать расходы на открытие и обслуживание счета в американском банке.
        Поэтому живущие за рубежом присылают деньги из-за рубежа прямо на наши счета.

        P.S. Схемы, используемые в приведенных примерах с PayPal, для фонда протоиерея Димитрия Смирнова не приемлемы.

    6. intacto:

      Ломоносову никто высшего образования не давал. Да и обычного тоже не давал.

    7. Anakin:

      Закис тут давече я непроходимо, а вот батюшек послушаешь и смури ентой как не бывало ! Как всё таки важны примеры нелицеприятные и правдивые .
      Особенно отрадно было как о. Димитрий спуску не дал тетям, возревновав о правде. Молодец ! И тётям наука.

    8. TOSHA:

      По поводу достойного высшего образования, как говорится,»не в бровь, а в глаз»…»кто трусы ребятам шьёт????? ну, конечно, не пилот!!!!». Да и образование в ВУЗах давно уже перестало быть достойным,а в некоторых вообще таковое отсутствует. Но ведь и без него куда податься? няню маленькому ребёнку — желательно с высшим образованием, сиделку к пожилому человеку — желательно с высшим образованием…в магазине товар на прилавках расставлять — только высшее, а если ПТУ, то что до верхних полок не достанет?

      • intacto:

        тогда работодателю придется человека отпускать в учебный отпуск (если он решит получить высшее образование), а в это время кто будет расставлять товары? потерей прибыли оборачивается. Посему предпочитают чтобы высшее уже было. Все равно какое.

      • Dana V:

        До 70 годов в ПТУ шли учиться дети из благополучных семей, многодетных семей. Родители не могли сразу всем детям дать высшее образование. Окончив ПТУ люди сами решали продолжить им образование или продолжать расти в профессии. После 70 годов ПТУ стало местом ссылки неблагополучных подростков. Поэтому сложилось негативное отношение ко всем выпускникам. Затем семьи стали малодетные и родители уже могли своего ребенка отправить в институт, даже против его воли. Вот и получили — и в ПТУ плохие работники и в институтах, люди не любящие свою профессию.

    9. Natalya t:

      Спасибо, батюшка, за Ваши яркие образы, например, экзамен и ситуация в автобусе, которые помогают уяснить суть христианства, что это — Любовь. Как всегда, очень интересно.
      ПС Из другого, сюжета, но запомнились слова — «Церковь оповещает людей о Правде…»…поэтому, наверное, как сказал недавно Патриарх, за две тыс. лет рухнуло и исчезло с лица земли все — империи, цивилизации, т.н. институты, а Церковь остается и будет существовать всегда, до скончания времен.

    10. AngelinaZ:

      У многодетных мамочек, воспитывающих детей с маленькой разницей в возрасте, конечно проблема помолиться на Богослужении от начала до конца. Только к Причастию в храм. Соседка может и не против посидеть с малышом, да дитя с утра пораньше без маминой груди будет, мягко говоря, беспокоиться.
      Думаю, если женщины будут рожать много деток и с небольшой разницей,то посещать храмы будут, в основном, мужчины и отроки. Что в общем очень даже неплохо, наверное. А жёны будут спасаться чадородием :)

      • ElenaNik:

        Согласна полностью с данным комментарием. В апреле ждем 4-го мылыша, предыдущий до сих пор висит на маминой груди. И уже несколько лет помолиться за Богослужением от начала и до конца, будь то Всенощное бдение или Литургия, не представляется возможным. Да и в пост особо не попостишься. Порой кажется, что духовная жизнь многодетных мамочек воспитывающих детей с маленькой разницей в возрасте обходит стороной. Но это не так! Такие женщины находятся под особым заступничеством Богородицы. Зато папа со старшим сыном с радостью посещают ночные Рождественские и Пасхальные службы.

      • TOSHA:

        Дорогие мамочки, рожайте и воспитывайте, и будьте покойны, Господь всё устроит. Круглосуточно возясь со своими крохами, вы ли не служите Ему. Думаю, что о. Дмитрий говорил о той ситуации, когда есть острая необходимость в посещении Церкви, своего духовника, в исповедании (такое бывает).

    11. георгий панчулидзе:

      Спасибо Вам Дорогие Батюшки!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.