Беседы с батюшкой (ТК «Союз», 3 февраля 2013 г.)

   1. Когда вера становится спасительной, ведь известно, что не все верующие войдут в Царствие Небесное?   (00:24)

вера, духовные очи, видение духовного мира, смирение, мужество исповедовать веру, Евангелие, следовать Евангелию

   2. От чего зависит понимание человеком Евангелия?   (4:09)

Евангелие, способность понимать Священное Писание, делиться духовной радостью, тщеславие

   3. Что нужно делать, чтобы открылись духовные очи?   (6:03)

следовать Евангелию, живая вера, доверие Богу

   4. С меня дважды срывался крест, на теле появляются царапины. Что это может означать?   (8:15)

бесовские нападения, суеверия

   5. Есть ли народные целители, деятельность которых одобряет Церковь?   (11:52)

целители, экстрасенсы, отношение церкви к целительству, шарлатанство

   6. Существуют ли православные целители (например, монахи)?   (15:44)

целители, монахи, исцеление молитвой, исцеление по молитве, благословение на целительство

   7. После встречи с гадалкой сестра возомнила себя пророчицей, обвиняет всех в колдовстве и рассорила всю семью. Как ей помочь?   (18:38)

гадалки, экстрасенсы, последствия обращения к гадалкам, помешательство, повреждение души, молитва за колдунов

   8. Была ли Матрона Московская целительницей?   (23:56)

Матрона, старица Матрона, целительство

   9. Может ли смерть от врачебной ошибки быть по воле Божией? Зачем нужны врачи, если только Бог определяет, жить человеку или нет?   (25:04)

воля Божия, попущение Божие, смерть, врачебные ошибки, человеческий фактор

  10. Что за человек Григорий Распутин?   (29:40)

Григорий Распутин, царская семья, канонизация Распутина

  11. Почему люди так доверчивы к экстрасенсам и разным чудесам?   (34:02)

экстрасенсы, инопланетяне, внушаемость, любопытство, интерес к чудесам, секты, привлекательность сект, недоверие Богу, повреждение души, род лукавый и прелюбодейный знамения ищет

  12. Что Вы можете сказать о системе оздоровления Серафима Чичагова?   (39:33)

гомеопатия, шарлатанство, использование чужого авторитета, оздоровление по системе Чичагова

  13. Нужно ли понуждать детей к Исповеди и Причастию? С какого возраста дети могут сами это решать?   (40:26)

Исповедь, Причастие, воспитание детей, воспитание детей в вере, принуждение ходить в церковь

  14. Святые Отцы пишут, что великое дело – увидеть свои грехи и смириться. А в чём смириться?   (43:18)

видеть свои грехи, осознавать свою греховность

  15. Каково Ваше мнение об отчитке?   (45:01)

отчитка, молебен о здравии мучимых бесами, магическое мышление, кто может отчитывать, кого можно отчитывать, благословение на отчитку, одержимость, психическое заболевание

  16. Что такое «радость о Духе Святом»?   (52:57)

Благодать Божия, Благодать Святого Духа, как привлечь Благодать Божию, Таинства Церкви

Прот. Александр Березовский: Добрый вечер, дорогие братья и сестры! Добрый вечер, дорогие телезрители! Мы с вами в передаче «Беседы с батюшкой». У нас сегодня в прямом эфире протоиерей Димитрий Смирнов.

Батюшка, добрый вечер!

Прот. Димитрий Смирнов: Здравствуй, отец Александр! Здравствуйте, братья и сестры!

Прот. Александр Березовский: Батюшка, вот хотелось бы начать с вопроса о сегодняшнем воскресном Евангелии. Слепец обращается ко Христу: «Сыне Давидов, помилуй мя». И Господь, исцелив его, говорит: «Вера твоя спасла тебя». Мы знаем, что не все верующие войдут в Царствие Небесное. Когда вера становится спасительной?

Прот. Димитрий Смирнов: Вера… Когда она открывает человеку видение духовного мира. И в данном случае исповедание слепцом Христа сыном Давидовым об этом свидетельствует. Когда он спрашивал: «Что тут происходит?», народ ему отвечал, что идёт Иисус из Назарета, а он в нём прозрел сына Давидова, Мессию. Это говорит о том, что ему духовные очи открылись. Вот такая вера – она спасительна.

Прот. Александр Березовский: «Помилуй, мя», то есть он признаёт себя виновным, раз просит помиловать. То есть проявляет ещё и смирение некое перед Спасителем.

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно! Не только смирение, но и мужество, потому что обычно люди, они очень зависят от общественного мнения. Общественное мнение ему запрещало говорить, он его преодолел, пренебрёг.

Прот. Александр Березовский: Да уж, наверное, пришлось ему выслушать: «Ты кто такой? Молчи!»

Прот. Димитрий Смирнов: Да, как это обычно бывает.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, а вот что нашей вере не хватает? Вот и в храм ходим, читали Евангелие, многие чуть ли не наизусть знают, и все заповеди, они открыты, истолкованы, много раз повторены.

Прот. Димитрий Смирнов: Ты знаешь, отец Александр, вот насчёт знания Евангелия наизусть… Но это совсем не так. Начинаешь у человека спрашивать, который ежедневно читает Евангелие, он не может пересказать. А если пересказывает, то с такими ошибками, которые указывают на то, что он вообще не понимает текста. Поэтому, если бы знать наизусть… Но как-то для очень многих очень важные вещи евангельские, к сожалению, не усваиваются.

Прот. Александр Березовский: Вот Вы сказали про духовные очи, которые открылись у слепца, почему у нас они не открываются? Ведь многие читают Евангелие с желанием как-то прозреть и понять.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, если с желанием, то они открываются. Но, к сожалению, вот это такое формальное, сиречь фарисейское, отношение к Евангелию, к нашей вере, оно не даёт возможности человеку проникнуть в суть дела. Как в Писании сказано: «Сами не входят, и другим не дают ещё»… Придираются, осуждают, делают какие-то замечания, учат – ведут себя, как фарисеи.

Прот. Александр Березовский: Интересно получается: читающий Евангелие вдруг берётся учить кого-то жить. Интересно, как же он тогда его читает?

Прот. Димитрий Смирнов: Да, чего он тогда понял?

Прот. Александр Березовский: Но вот, Евангелие, оно же открывается тоже не без помощи Божьей человеку. Кому-то открывается, кому-то нет. От чего это зависит?

Прот. Димитрий Смирнов: Это зависит от того, насколько человек следует Евангелию… Лучше сказать, насколько он желает следовать. Какие он делает к этому попытки.

Прот. Александр Березовский: То есть, что стоит за тем, что человек говорит: «Я хочу быть с Тобой, Господи»?

Прот. Димитрий Смирнов: Вот этого не слышно. Как только человек вот что-то усвоил… конечно, он поражён духовной красотой Евангелия. Первым делом хочет всех вообще начать просвещать, учить.

Прот. Александр Березовский: Ну, поделиться всегда хочется…

Прот. Димитрий Смирнов: Это у вас не так, это не так – надо так.

Прот. Александр Березовский: Но, это естественное желание человека, получившего что-то драгоценное – поделиться.

Прот. Димитрий Смирнов: Естественно для падшего сознания.

Прот. Александр Березовский: Но, что плохого в том, чтобы поделиться той радостью, которая тебе открылась?

Прот. Димитрий Смирнов: Понимаешь, эта делёжка, она, к сожалению, наполнена ядом тщеславия и превозношения. И с такой приправой эта пища несъедобна. Ну представляешь, роскошный салат, приправленный ядом кобры?

Прот. Александр Березовский: Да, пробуй-ка его съесть...

Прот. Димитрий Смирнов: Да… не дай Бог, язык прикусишь. И всё тогда… эта трапеза закончится весьма неудачно.

Прот. Александр Березовский: Чтобы у нас открылись эти духовные очи, что нам нужно сделать?

Прот. Димитрий Смирнов: Вера должна быть живая, нужно Евангелию следовать: ударили в правую, подставь другую. Пришёл в горницу, садись на последнее место. Предпочитай всегда ближнего самому себе. Не говори сверх того, что у тебя спросили.

… Для начала нужно научиться прилично себя вести.

Прот. Александр Березовский: Скромно.

Прот. Димитрий Смирнов: Да.

Прот. Александр Березовский:Да… Если это с детства не научено, трудно взрослому человеку.

Прот. Димитрий Смирнов: Но, зато взрослый может быстрее научиться. Ребёночек – он очень рассеянный, он может концентрировать внимание…ну, там, пять минут. А взрослый может с первого раза.

Прот. Александр Березовский: Если есть у него перед глазами образец того, что это такое. В понятие даже скромности люди вкладывают совсем разный смысл. «Я скромно себя веду, я ж никого не материл, я ж тут никому ничего такого не сказал».

Прот. Димитрий Смирнов: Молодец, хорошо.

… В том, что ты процитировал, уже слышится оправдание. А зачем? Это, ну как-то, бесполезно. Чем больше ты оправдываешься, тем больше противная сторона выдвигает аргументов, и жизнь уходит на бессмысленное пререкание.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, у нас есть первый звонок.

Прот. Димитрий Смирнов: Здравствуйте, слушаем Вас.

Прот. Александр Березовский: Добрый вечер!

Татьяна из Курска: С меня дважды ночью срывался крест, на теле появляются царапины. Что это может означать?

Прот. Димитрий Смирнов: Это означает, что пора цепочку менять на верёвочку, такую «суровую» нитку, как у меня. Поэтому, ничего такого не бывает. Её даже с усилием не разорвёшь.

Прот. Александр Березовский: Одна женщина рассказывала, что ей как бы во сне явился кто-то тёмный. Она не утверждает, что это, там, бесы или сатана, но кто-то тёмный, и стал её душить. Когда она проснулась, на шее были такие серьёзные синяки, вот прямо от пальцев. Это вот как? Кто это был?

Прот. Димитрий Смирнов: А может, бес...

Прот. Александр Березовский: И от его пальцев? У него пальцев-то нет.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, пальцев нет, но бывают такие явления, и в некоторых житиях это описывается. Что они могут учинить всякие побои. Как это происходит, я не знаю.

Прот. Александр Березовский: Да, вот в житии преподобного Серафима…

Прот. Димитрий Смирнов: Может, и здесь человек… Вот предыдущая женщина звонила, может те царапины каким-то образом бес устроил? А может, сама сильно ворочалась?

Прот. Александр Березовский: Но, вот это Богом попущено, такое, действительно, бесовское воздействие на тело человека для чего? Чтобы как-то его вразумить или о чём-то напомнить?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, дело в том, что это бывает как неизбежное следствие. Ну, вот сейчас у нас скользко на дорогах, если, допустим, на повороте резко затормозить, то машину закрутит. Ну что тут, бес виноват? Собственное неумение ездить по тающему снегу. Неизбежное следствие.

Прот. Александр Березовский: Это понятно. А вот такое ночное посещение?

Прот. Димитрий Смирнов: А чем ночь отличается от дня принципиально? Ничем.

Прот. Александр Березовский: Тем, что человек находится во сне, то есть его разум-то «отключён» в это время. Он не совершает разумного поступка.

Прот. Димитрий Смирнов: Тем более, ему ничего не вменяется. Потому что на него напали. Перекрестился, и на другой бок… Но всё-таки цепочку на верёвочку надо поменять.

Прот. Александр Березовский: У нас есть вопрос, батюшка.

Добрый вечер!

Прот. Димитрий Смирнов: Добрый вечер!

Михаил: «Есть ли народные целители, деятельность которых одобряет Церковь?»

Прот. Димитрий Смирнов: Нету, и быть не может.

Мы хорошо относимся к шарлатанам, потому что эти шарлатаны не наводят порчу на людей, они просто «деньги выжимают». Ну, бизнес на дураках. А остальные просто все зловредные, это всё бесовской силой Вельзевула делается.

Списков нет таких и быть не может. Поэтому, извините, должен Вас разочаровать.

Ещё есть вопросы?

Михаил: Нет.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну ладно. Дай Бог Вам доброго здоровья!

Прот. Александр Березовский: Батюшка, это понятно, когда целитель такой, скажем, традиционный. Но ведь есть люди действительно духовные, которым Господь дарует такой дар – исцелять недуги людей. Наверное, вот об этом был вопрос. Существуют ли такие духовные люди, которые действительно благодатью Божией могут такое вот исцеление провести?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет. Сейчас таких не существует.

Прот. Александр Березовский: То есть то, что было в древности, сейчас уже этого нет.

Прот. Димитрий Смирнов: Это невозможно. И потом, совершенно не нужно. Сейчас медицина достигла такого совершенства, что можно исцелять любую болезнь.

Прот. Александр Березовский: Чудесное исцеление, оно ведь преследует, в первую очередь, укрепление веры и самого человека.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну помолись. Если Господь тебя исцелит – слава Богу! Зачем тебе эти все люди? Зачем эти все действия, пассы какие-то там, разговоры? Зачем? Что такое духовный человек? Вот ты такой термин употребил. Что это значит? Все люди духовные, всех Господь слышит. Что от этого целителя требуется? Чего он там свечки зажигает, чего-то бормочет? Что это такое-то? Колдовство натуральное. Ну, я понимаю, XVII век, медицина на нуле. Ну, знали в народе, что мать-и-мачеха, там, от кашля помогает, дубовая кора для укрепления волос – такие вещи нельзя назвать целительством. Просто знает человек.

Прот. Александр Березовский: Опыт собственный.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Передаёт от одного к другому. И всё. А тут-то просто бизнес на глупости людей.

Прот. Александр Березовский: На страданиях.

Прот. Димитрий Смирнов: На всём… Гнусное это дело.

Прот. Александр Березовский: Нередко люди приезжают откуда-то и говорят, что вот в том монастыре или в той-то области есть монахиня или монах, которые не совершают всяких этих пассов, действий, заговоров, наговоров, но молятся, и люди от них уезжают исцелёнными. Как вот это воспринимать? Тоже некоторого рода целительство?

Прот. Димитрий Смирнов: Не знаю. Я могу только спросить, с какого года существует монастырь. Первый вопрос. Второй: давно ли человек этот живёт в монастыре? Третий вопрос: если он в священном сане, то сколько лет? Четыре, пять? Кем он был раньше? Не сидел ли в тюрьме? И потом, кто его на всё это благословил? Вот пять вопросиков, если мне ответят, мы сделаем вывод и так далее… Только ответы должны быть подтверждены какими-то документами. Ссылочками…

Прот. Александр Березовский: Желательно.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Постановление Священного Синода об установлении монастыря. Когда этот человек появился? Откуда он? Неплохо бы ещё биографию почитать. Где он учился, чему?

Прот. Александр Березовский: Образование.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да.

Так молиться о здравии – да у нас половина записок в любом храме о здравии. И исцеляются люди тысячами… Что тут нового такого? Помолился – всё прошло. Самая обычная вещь… Зачем целитель-то, я не понимаю? Вот этого я не понимаю... Если ты помолился, Бог тебя исцелил, слава Тебе Господи!

Прот. Александр Березовский: Одному человек больше верит, другому меньше. И вера как-то участвует в этом?

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно.

Прот. Александр Березовский: Вот сказать, что в нашем храме тебе Господь такое же подаст – сомневаюсь. А вот поехать за тридевять земель в далёкий монастырь, вот больше верю. Поехал, и смотришь, действительно…

Прот. Димитрий Смирнов: Поезжай, если время есть, если денег не жалко на билет. Кто ж против?

Прот. Александр Березовский: Все свободны.

Прот. Димитрий Смирнов: Абсолютно. И дороги открыты.

Алло, добрый вечер, слушаем Вас.

Светлана из Московской области: После встречи с гадалкой сестра возомнила себя пророчицей, обвиняет всех в колдовстве и рассорила всю семью. Как ей помочь?

Прот. Димитрий Смирнов: Светочка, дорогая, послушайте меня внимательно. Вы кому хотите помогать? Тому, кто возомнил? Это невозможно. Это естественное развитие событий. Поэтому те целители, о которых, к сожалению, мы начали разговор (лучше б о чём-то более интересном, потому что это дело скучное), они все доходят в своих действиях до полного безумия. Что случилось и с Вашей этой гадалкой.

По правилам Церкви за поход за поход к гадалке человек должен отлучаться от Церкви, от причастия на 6 лет. Понимаете? Настолько это считается тяжёлым грехом. Поэтому, от Вашей гадалки нужно бежать, как от ядерной войны. Понимаете? Вот как Вы с Украины переехали в Московскую область, от гадалки нужно ещё дальше, в Архангельскую уехать. И ближе, чем за 10 вёрст, к этому месту вообще не подходить. Не то что звонить, помогать… И так по Вашему разговору я чувствую, что она очень сильно повредила Вашей душе. Как можно скорее постарайтесь забыть всё, что она Вам говорила, и вообще о ней не вспоминайте, и даже не молитесь за неё – это очень вредно для Вас. А ей ничем не поможешь, это только уж Сам Господь, если вразумит, чего обычно не бывает. Обычно кончается сумасшедшим домом для таких гадалок, тех, кто возомнил. Вот Вы, может быть, слышали, обычно народ смеётся всегда, в кино это показывают… Когда показывают психиатрическую больницу, один там Юлий Цезарь, другой – Наполеон Бонапарт. Какой-то бывший слесарь, он вдруг – Наполеон Бонапарт. Что это за безумие? Он никогда не скажет: «Вы знаете, я вот сантехник с мыльного завода». Ему обязательно нужно не меньше, чем Бонапарт. Почему? Гордыня безумная, которая сводит с ума. Вот это естественное следствие. А на тех людей, которые попадают в сферу влияния, это сумасшествие очень влияет. Если Вы будете этим как-то заниматься, то Вы обязательно придёте к тому же. Зачем это Вам надо? Потеря разума – это самое страшное заболевание. Лучше ноги потерять, руки и глаза, чем потерять разум. Это страшное страдание. Спаси и сохрани!

Вот, Светочка, я не знаю, послушаете Вы меня или нет, скорее всего, нет. Но я больше говорю не для Вас, а для тех, кто собирается идти к гадалкам.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, если кто-то из родственников вдруг занялся колдовством, что, за него и помолиться нельзя? Вот Вы говорите: «Не молись за неё с тем, чтобы не навредить своей душе».

Прот. Димитрий Смирнов: Лучше не надо.

Прот. Александр Березовский: То есть вообще…

Прот. Димитрий Смирнов: Да, сразу подальше…

Прот. Александр Березовский: То есть это уже безнадёжно?

Прот. Димитрий Смирнов: Как правило, это безнадёжно. Это всё равно что лить воду в решето.

Прот. Александр Березовский: У нас есть вопрос, батюшка.

Добрый вечер!

Прот. Димитрий Смирнов: Здравствуйте. Слушаем Вас.

Телезритель: Вы говорили, что не может в наше время быть целителей. Но Матрона Московская недавно жила, в прошлом веке. Была ли Матрона Московская целительницей?»

Прот. Димитрий Смирнов: Я слышал, что Матрона Московская почила в Боге. Я знал людей, которые её знали. Но она почивает сейчас у нас в Покровском монастыре. А я говорю про сегодняшний день. Нынче какое число?

Прот. Александр Березовский: 3 февраля.

Прот. Димитрий Смирнов: Я говорю про 3 февраля 2013 года.

Прот. Александр Березовский: То есть за эти чуть больше полвека многое изменилось?

Прот. Димитрий Смирнов: Очень многое.

Прот. Александр Березовский: Батюшка! Вот, может быть, в продолжении нашего разговора, Дмитрий вот такой вопрос нам задаёт: «Недавно мы потеряли одного молодого человека, нашего родственника – погиб от халатности врачей. Смерть по вине врачей – это смерть тоже по воле Божией или нет? И если это так, то зачем тогда нужны врачи, если всё равно Господь лишь определяет, жить человеку или нет?»

Прот. Димитрий Смирнов: Что б Господь через врачей действовал.

Прот. Александр Березовский: То есть вот через этих врачей тоже Господь действовал?

Прот. Димитрий Смирнов: Разумеется.

Прот. Александр Березовский: И действовал так, что человек умер.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, значит, Господь забрал этого человека.

Ну вот правила дорожного движения ведь действуют? Действуют. Но аварии ведь всё равно случаются. А представь себе, мы отменим правила.

Если медицину изъять из нашего обихода, хотя у нас есть, естественно, претензии, то тогда ну всё…. Начнётся, как это было 400 лет тому назад – вымирали целые губернии, города и прочее. А сейчас у нас даже в последние годы продолжительность жизни стала увеличиваться. А человеческий фактор, как говорят, он всегда присутствует. Потому что, врачи наши, насколько мне известно, работают в нечеловеческих условиях. Во-первых, они дежурят сутками. Во-вторых, большинство врачей работают на полторы ставки, что это значит: он сутки отдежурил, а потом ещё смену, то есть в течение полутора суток он должен быть «включён». Как это можно выдержать? А для чего он на полторы ставки идёт?

Прот. Александр Березовский: Чтобы прожить.

Прот. Димитрий Смирнов: Чтобы прожить, потому что он получает недостаточно, чтобы спокойно жить. Поэтому, многие врачи идут на всякие ухищрения, что б дополнительно ещё с пациентов брать. Поэтому, чтобы лечиться, всегда можно найти классного специалиста, но, нужны, конечно, деньги. Либо знакомые, либо деньги. Другого ничего сейчас уже не найдёшь.

Прот. Александр Березовский: Ну, в общем, и то, и другое нужно совместить, тогда что-то получится.

Прот. Димитрий Смирнов: Тогда лучше будет результат. Но, если просто по знакомству и бесплатно, то тут тоже есть риски. Если просто за деньги, ну, тебя будут вежливо принимать, обо всём с тобой разговаривать, но качество…

Прот. Александр Березовский: Вот о чём и речь.

Прот. Димитрий Смирнов: … не обеспечат.

Прот. Александр Березовский: Всё дорожает.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. И дипломы покупаются. И уже главный врач берёт, допустим, себе врача-специалиста не по тому критерию, какой он специалист, а по тому, насколько он податлив и будет участвовать во всяких схемах. Но медицина при этом остаётся медициной, а не шарлатанством. Это высочайшая наука и искусство высочайшее. Другое дело, добраться до искомого не всегда бывает просто.

Прот. Александр Березовский: Да, сейчас сколько людей лежат в больницах, им не могут поставить диагноз. Вот просто не знают, что с человеком происходит?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, это не редкость.

Прот. Александр Березовский: Настолько сейчас меняются все эти вирусы.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну вирусы – это, собственно, не самое страшное… Есть вообще редкие заболевания.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, у нас есть вопрос.

Прот. Димитрий Смирнов: Алло, слушаем Вас.

Прот. Александр Березовский: Добрый вечер!

Телезритель: Что за человек Григорий Распутин?

Прот. Димитрий Смирнов: Личность очень характерная вообще для России. То есть такой человек незаурядный, весьма артистичный, относится к такой категории людей, которым «палец в рот не клади». Он сумел найти слабое звено в обороне царской семьи и туда вник: втёрся в доверие к государыне-императрице, и через это пытался влиять. И многое ему удавалось, потому что государь прислушивался к мнению своей супруги. Не то, что слушался, но прислушивался, иногда ему казалось, что это правильно. Но и фигура, опять же, как для России очень характерно, трагическая. Я считаю, что убили его зря совершенно: отвратительное убийство, которое Юсуповым и великим князем Димитрием было совершено, конечно, как всякое такое убийство, отвратительно. Совершенно зря, и ничего не спасло. В какие-то мистические способности мне совершенно не верится, тем более, мне довелось прочитать брошюру с так называемыми сочинениями Григория Ефимовича. Это обычный такой полуоккультный бред на христианской почве, то есть такая же риторика, к которой прибегают все вот эти «целители» и так далее. Ну, просто ни на чём не основанный такой апломб. Это говорит о том, что он, конечно, был человек темноватый. Когда в жизни встречаешься с такими, я обычно рекомендую тем, кто ко мне обращается, держаться от таких подальше. Вот что могу о Григории Ефимовиче Распутине сказать.

Прот. Александр Березовский: Но есть даже люди, которые ходатайствуют о его канонизации, то есть настолько он им оказался близок.

Прот. Димитрий Смирнов: А есть люди, которые объявляют себя Наполеоном Бонапартом. Разные у нас есть люди.

Прот. Александр Березовский: Каждый болеет по-своему.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, ну а потом, вот в России как-то это нормально: некоторые люди при жизни отца Иоанна Кронштадского объявляли его Богом-Отцом. Возникло даже такое сообщество людей, они называли себя иоаннитами. То есть они так почитали отца Иоанна, что считали его Богом. И как он с ними ни боролся, всё безуспешно. Вполне нормально…

Прот. Александр Березовский: Как с верой бороться? (смеётся – прим. ред.)

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Так что чудаков много. А есть такая категория людей, которые любой дурдом с большей радостью воспримут, чем слово Божие или писание святых отцов, учение Церкви. Почему у нас показывают по телевизору всякие «Битвы экстрасенсов», рассказы про каких-то инопланетян? Потому, что народ взахлёб это смотрит. Просто «хлебом не корми». Смотрят, не могут оторваться, всё экстрасенсы трупы ищут, рассказывают, кто кого убил и так далее… И некоторые угадывают, что самое страшное. Это о чём говорит? Откуда информация-то?

Прот. Александр Березовский: От бесов.

Прот. Димитрий Смирнов: От бесов. Обращаются непосредственно к дьяволу, и дьявол начинает рассказывать. И человек через этих людей вступает в общение с самим сатаной. Спрашивается: зачем это надо? Только портят народ.

Прот. Александр Березовский: Интерес к чуду, к загадочному.

Прот. Димитрий Смирнов: Многие из интереса садятся на героин, многие из интереса становятся алкоголиками, и все сто процентов курильщиков из интереса начинают курить. Потом от рака гортани, лёгких умирают. Послушай, что тебе говорят! Что на пачке написано, прочитай – это же для тебя пишут.

Прот. Александр Березовский: А никто не верит, что это для него. Это для другого.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну так вот… То же самое, те же механизмы. В любую ерунду: в какие-то созвездия люди будут верить, чем верить заповеди Божьей.

Прот. Александр Березовский: Чем необычней, тем больше интереса.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да…

Прот. Александр Березовский: И тем больше веры. А заповедь – она уж очень проста.

Прот. Димитрий Смирнов: Любую секту мы б с тобою сегодня вечерком бы могли бы основать. Объявить… Причём, ты можешь объявить любую ерунду: вот мы с тобой сидим, и вдруг я: «Ой!»… И скажу: «Вот видение мне… Слушайте, люди, я сейчас буду вам рассказывать, что мне Ангел… вы-то, конечно, Ангела не видите, мы-то с отцом Александром видим… » И начинай говорить любую ерунду. И полно вот Светочек с Украины, из Молдавии, с Курска придут. Потом их собрать всех на площади Гагарина, сказать: «Вот так и так, всё, давайте, пещеру роем, всё, уходим, конец света. Сейчас собор пройдет, после этого будет конец света, завтра все по тысячи рублей собирайте»…И пошло-поехало… Будем исцелять… Обязательно кто-то исцелится, обязательно. И их будут показывать… Будем водопроводной водой, но только не из под крана, а прямо из лужи. Сам отец Димитрий из лужи черпаком зачерпнул, она выпила этой воды пополам с бензином, и исцелилась. И будем рак лечить этой водой, которая сейчас вот на улицах. Всё, и рак, и бесплодие, и «от ворот-поворот заворот кишок» – всё! Знаешь, будем богатыми. Через неделю на Мерседесах будем ездить.

Прот. Александр Березовский: …Бедные люди.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, не бедные. Не веруют в Бога. Почему? Душа порченая.

Прот. Александр Березовский: Не Бога ищут.

Прот. Димитрий Смирнов: Тому что то, свято, высоко, благородно – нет. А тому, что гадость – верят. Вот если про человека сказать хорошее – начинают сомневаться: «А это он то, а это он это…», а как сказать любую гадость – с удовольствием принимают. Почему? Внутри гадость. Она, гадость эта, родная.

Зачем тебе экстрасенс? Вон, пойди к мощам преподобного Сергия, приложись, скажи: «Отче Сергий, помолись за меня Христу Богу нашему, что б мне было облегчение в моей болезни». Вот, собственно… Чего, кто, какие проблемы? Нет. Всё вот нужно внушение, всё вот нужно вот этих вот… Чудес хотят. «Род лукавый и прелюбодейный знамение ищет» (Мф. 16, 4). Всё ж написано.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, ну это на все времена фраза, высказывание.

Прот. Димитрий Смирнов: А наше дело – транслировать. Народ не хочет читать, наше дело пересказать.

Прот. Александр Березовский: У нас есть вопрос батюшка.

Добрый вечер!

Прот. Димитрий Смирнов: Алло, слушаем Вас.

Игорь из Москвы: Что Вы можете сказать о системе оздоровления Серафима Чичагова?

Прот. Димитрий Смирнов: Такой системы нет. Это некая шарлатанка, пользуясь именем этого святого и великого мужа, чего-то там разработала и так далее… А сам владыка Серафим, конечно, увлекался гомеопатией, но был совсем не специалист. Потому что, гомеопатия – такая увлекательная вещь. Вот… Но это относится к области недоказательной медицины. А она это препарировала и сама изобретает… Поэтому, все вот эти книжечки рекомендую сжечь, не смотря на то, что на них потрачены деньги.

Наталья, Украина: У меня пятнадцатилетний сын. Имею ли я право или обязанность понуждать его к Исповеди? Если да, то до какого возраста? Если нет, то с какого возраста дети сами должны решать, как часто им исповедоваться и принимать участие в Литургии?

Прот. Димитрий Смирнов: Такие вопросы с помощью каких-то внешних авторитетов не решаются. Мать и отец должны своего ребёнка знать, должны знать, что у него происходит в душе, и в зависимости от этого могут быть рекомендации. Возраст тут ни при чём. Некоторые дети могут исповедоваться с шести лет, некоторым и в восемь лет рано. Всему своё время. Так условно считается – семилетний возраст. Но это плюс-минус может быть и год, и два, и три.

Прот. Александр Березовский: Здесь пятнадцать.

Прот. Димитрий Смирнов: Здесь пятнадцать, да. Переходный возраст, как правило.

Прот. Александр Березовский: И, видно, мальчик не очень-то стремится к Исповеди. А матери хочется…

Прот. Димитрий Смирнов: А может, у мальчика тайный грех? А может, ему вообще это всё надоело? Я ж не знаю… Дайте мне мальчика этого на полгода, тогда будем спрашивать постепенно, он привыкнет, может чего-нибудь скажет. Обсудим. Может, он вообще совершенно неверующий?

Прот. Александр Березовский: Может, да. Родители так постарались уже, что…

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, не обязательно уж прямо только родители, но, во всяком случае, он ими, может быть, упущен. Может, старались какие-то другие мальчики, а может, учитель в школе. Мы ж не знаем, кто повлиял. Это всё надо изучать.

Прот. Александр Березовский: Тысяча вопросов.

Прот. Димитрий Смирнов: Вот так просто совершенно не получится… Вот, с какого возраста? Видишь, как всё легко… Нет, лёгкого пути здесь нет.

Прот. Александр Березовский: Ну как на таблетках пишут: три таблетки два раза в день после еды.

Прот. Димитрий Смирнов: Это когда телесная болезнь, а вот то, что с душой происходит надо знать. Может, тут помощь детского психолога потребуется. То есть мальчиком нужно заниматься.

Прот. Александр Березовский: У нас есть вопрос.

Прот. Димитрий Смирнов: Здравствуйте, слушаем Вас!

Прот. Александр Березовский: Добрый вечер!

Телезритель: Святые отцы пишут, что великое дело – увидеть свои грехи и смириться. А в чём смириться?

Прот. Димитрий Смирнов: Понятно. Дело в том, что каждый человек (абсолютно подавляющее большинство) шибко о себе много понимает. А Господь даёт ему такую возможность, что б он увидел свои грехи, и смирился. И не мнил о себе очень высоко, и не учил, и не считал своё идиотское мнение чем-то очень важным, и вообще бы примолк, и был бы человеком скромным. А когда чего-то захотелось бы кому-то сказать, чему-то научить, вспомни, какой ты грешник и опять помолчи. И это очень полезно для души. Вот, что имеется в виду.

Прот. Александр Березовский: Чаще видим в другом грех, пусть даже свой, но к себе приложить как-то…

Прот. Димитрий Смирнов: Так и видим свой. Если в тебе нет этого греха, ты в другом этого не увидишь. Ты можешь увидеть только то, что есть в тебе.

Прот. Александр Березовский: Это когда к зеркалу подходишь, видишь только то, что есть. Другого не будет.

У нас есть вопрос.

Прот. Димитрий Смирнов: Слушаем Вас.

Зинаида: Как Вы относитесь к отчитке?

Прот. Димитрий Смирнов: Никак не отношусь. Есть в Церкви такой чин. А есть чин освящения пчёл. А есть чин освящения кладезя. А есть ещё чин на копание кладезя. В Церкви много разных чинов. Если человек бесноватый, то мы можем над ним совершить этот чин. Если Богу угодно, то будет ему через этот чин исцеление. Вот, собственно, как к этому относиться.

Прот. Александр Березовский: Отчитка – это такая форма молитвы о здравии тяжко болящих.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да… О здравии тяжко болящих, мучимых бесами.

Как я могу относиться? Есть такой чин. Но просто многие люди из этого делают какой-то ажиотаж. Это Вы б спросили: «А как Вы относитесь к чину освящения дома?», «А как Вы относитесь к Венчанию?»…Ну это всё у нас есть в Церкви. Молитва над солью.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, почему этот чин не совершается во всех храмах, а лишь только в отдельных храмах отдельными избранными священниками?

Прот. Димитрий Смирнов: Дело вот в чём: очень много людей больны истерией – это такое тяжёлое психическое заболевание. И, поэтому, если делать в каждом храме, то эти все люди соберутся, и начнут там себя безобразно вести. Поэтому обычно этот чин совершается где-то на краю. Но из тех людей, которые приходят на эту отчитку, действительно бесноватый, может быть, каждый тысячный, а остальные все больны истерией. То есть им это не поможет, им нужна помощь психиатра, который является специалистом по истерии.

Прот. Александр Березовский: Но внешне они ведут себя, как бесноватые?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да, конечно, потому что они видят – эффективно, начинают хрюкать, кричать, и тогда на них обращают внимание. А их заболевание как раз заключается в том, чтобы на себя обращать всяческое внимание.

Прот. Александр Березовский: То есть, это происходит по их воле?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну в некотором смысле, помимо их воли, потому что это заболевание. Эти люди невменяемые, то есть им не вменяется. Но проявления истерии бывают и у детей, и так далее… Но ещё это не выросло в психическое заболевание. А когда уже человек заболел, он становится неуправляемым.

Прот. Александр Березовский: Мне один человек рассказывал, они с друзьями пришли вот на такой чин отчитки, просто вот гуляли по монастырю в Лавре, поднялись в надвратный храм, как раз там отец Герман совершал этот молебен, и, вдруг, одна женщина, которая была в их группе, начала лаять и хрюкать. Она была в ужасе. И мы, говорит, все, потому что никогда за ней никаких признаков ни беснования, ни истерии замечено не было. То есть нормальный был совершенно человек, и вдруг – вот такое вот проявление.

Прот. Димитрий Смирнов: Существует, например, даже такой термин медицинский – контактная шизофрения. Вот в нашей больнице областной психиатрической лежит бывший доктор – психиатр, который в этой больнице трудился, то есть он не один десяток лет там трудился, а потом лёг туда уже как пациент, выйдя на пенсию. Потому что это общение оказалось для него небезопасным. Поэтому, если эта женщина была склонна к истерии, когда она попала в эту атмосферу, у неё произошёл слом. Ей абсолютно посещение таких мест противопоказано.

Прот. Александр Березовский: То есть просто обстановка спровоцировала проявление той болезни, которая в ней была.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, конечно. Либо она бесноватая, такое тоже может быть. Но там собираются бесноватые тоже, их привозят, но много собирается вот таких психических больных. Поэтому там атмосфера совершенно нездоровая.

Прот. Александр Березовский: Многие приходят за благословением на отчитку. Вот, батюшка, как, Вы благословляете людей вообще по подозрению, скажем, в бесновании, туда поехать?

Прот. Димитрий Смирнов: Понимаешь, какое дело, отец Александр, по учению святителя Игнатия Брянчанинова вообще все люди бесноватые.

Прот. Александр Березовский: Ну вот, как разгневался, посмотри на себя в зеркало… (смеётся – прим. ред.)

Прот. Димитрий Смирнов: Бес пьянства завладеет человеком, человек не может остановиться, пьёт. Это же он бесноватый. Или бес вранья. Вот маленький мальчик, там, 10 лет, ну врёт… И надо, и не надо. Натуральное беснование…. И так это без конца… Но, попав в эту атмосферу отчитки, он ещё подцепит истерию. Нам это надо? Вместо одного диагноза – два.

Прот. Александр Березовский: То есть таких бесов изгоняем покаянием, Причастием и соборной молитвой.

Прот. Димитрий Смирнов: «Род сей изгоняется молитвой и постом» (Мф. 17, 21).

Прот. Александр Березовский: Это когда человек уже осознал этот путь. А если он ещё малоцерковен или мал возрастом?

Прот. Димитрий Смирнов: Если малоцерковен – ничего не поможет. А покаяние – это уже путь в Церковь. «Покайтесь, приблизилось ибо к вам Царство Небесное» (Мф. 4, 17).

Прот. Александр Березовский: А если ребёнок ведёт себя, как бесноватый? Очень нередкий случай.

Прот. Димитрий Смирнов: Если ребёнок ведёт себя, как бесноватый, значит ребёнок ведёт себя, как бесноватый.

Прот. Александр Березовский: Как ему помочь? И причина здесь, опять же в чём?

Прот. Димитрий Смирнов: Как помочь… Нужна консультация двух людей: детский психиатр, детский психолог. Потом с этими рекомендациями идти к опытному духовнику. И их рекомендации исполнять, смотреть на результат… Начать с ним заниматься.

То есть нужно любые негативные проявления изучать и не искать лёгких путей – их нет в педагогике. В педагогике все пути трудные.

Прот. Александр Березовский: Главное – заниматься.

Прот. Димитрий Смирнов: Главное – да.

Прот. Александр Березовский: Вопрос Анны из Воронежской области: «Что такое “радость о Духе Святом”?»

Прот. Димитрий Смирнов: Это сердечное переживание пришествия в сердце благодати Святаго Духа. У нас есть четыре источника благодати: чтение Священного Писания, молитва, добрые дела и Таинства Церкви.

Прот. Александр Березовский: То есть, всё это вместе привлекает к нам благодать Духа Святаго?

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Вот, только четыре источника. Но, можно ещё добавить, что молитва не только твоя, но и чья-то за тебя.

Прот. Александр Березовский: Ну, вот эту радость созиждет в нашей Церкви Дух Святой, или мы как-то можем о Нём радоваться?

Прот. Димитрий Смирнов: Дух Святой. Только Он, как придёт, Он – Утешитель.

Прот. Александр Березовский: Здесь усилия сам человек на это не прикладывает?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, никак. Он прикладывает усилия на чтение с разумением, усилие на молитву, понуждение себя на добрые дела и понуждение на Исповедь и Причастие Святаго Духа. Раз в году можно пособороваться, тоже великий источник благодати Божией.

Прот. Александр Березовский: Не хватает терпения. Вот, вроде человек ко всему прибегает…

Прот. Димитрий Смирнов: Нет. Если терпения не хватает, то христианства быть не может. «Ибо в терпении вашем стяжите души ваши» (Лк. 21, 19). Если терпения нет, это невозможно. Это уже отрицание христианства. Нетерпеливый человек не может быть христианином по определению.

Прот. Александр Березовский: Ну что ж, батюшка, пожелаем нашим слушателям терпения.

Прот. Димитрий Смирнов: Отец Александр велел пожелать всем терпения, что и себе желаю. Спаси всех Господи!

Прот. Александр Березовский: Благодарим вас за ваши вопросы. Всего вам доброго!


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 21

    1. Александр, Москва:

      Вот включил сегодня зомбоящик, и сейчас по Государственному каналу, который называется «РОССИЯ», идет грандиозное шоу, где рекламируются всякие пришельцы из космоса, колдуны, маги, «экстрасенсы» и т.п.
      Вот оно, путинское тельавидение, которое зомбирует население.
      Ну делали бы свои бесовские антихристианские богохульные шоу на коммерческих каналах, и Бог бы с ними. Но ведь на Главном Государственном!
      Это не просто так, это знак всем.
      Диавол, Князь мира сего, показыает нам, кто в России хозяин. Кто управляет всем рассиянским истеблишментом. Кто правит бал.
      Если бы дали бы хотя бы десятую часть времени, хотя бы даже сотую часть времени, которая тратится на пропаганду бесовщины, разнузданности, свирепости, богохульства отцу Дмитрию, да чтобы прямой эфир, чтобы без редактуры и без помех в виде журналюшек, как можно было бы изменить мир к лучшему!
      Да только никто из власть предержащих в этом не заинтересован. Совсем наоборот.

      • Анна Вихляева:

        Зачем было его включать?

        • Irene:

          Или, уж если включать, то для того, чтобы посмотреть определенную передачу или фильм, о котором знаешь, что это — качественный продукт.

          • Svetlana NI:

            Мы его выкинули лет 10 назад, ни разу не пожалели. Но — родители смотрят не выключая (правда, мы не вместе живём), совсем стали как чужие нам, подозрительные какие-то, не верят нам, все боятся за свое наследство. Все городские дела (вся эта битва за родину) им глубоко безразлична — хоть потоп. Все мысли вокруг быта, ничего не нужно — ни внуки (чтоб им книжку почитать, поиграть, мудрое словечко сказать), ни мы — как живём, что с нами происходит — всё равно. Уверены, что это всё влияние зомбоящика — смотрят всё подряд, и про этих колдунов и НЛО и тд. Хотя раньше отец мыслил трезво и когда-то говорил, что все НЛО производятся на земле…Страшное дело этот ящик. Целое звено людей выпадает из связи поколений, рушится всё общество.

            • Анна Вихляева:

              Зомбоящик, компьютерные игры- своего рода наркотики для мозга. Люди быстро на них подсаживаются, обычно потому что стараются любым способом забыть о реальности с которой не справляются и заглушить совесть. Верили бы в Бога, не попались бы в эту ловушку.

              • Lugana:

                А для меня этот блог — «зомбоящик» (и еще пара православных сайтов). Да-да. Я именно «на него подсела и забываю о реальности, с которой не справляюсь». Бывает и такое, думаю, не у меня одной.

                • Анна Вихляева:

                  Сравнили Божий дар с яишницей. :) Зомбоящик, компьютерные игры кроме опустошенности ничего после себя не оставляют. Православные сайты дают ответы на многие вопросы, помогают трезво смотреть на мир, дают рекомендации как все можно изменить к лучшему. Радует одно осознание того, что есть такие прекрасные люди как отец Дмитрий. Многие лета ему и его помощникам.

    2. Дария:

      Дария. Большое спасибо вам отец Димитрий ,за ваши ответы на вопросы , слушаю вас и радуюсь что у нас есть такие мудрые батюшки, у которых есть дар слова и желание донести истину до слушателей.

    3. EVL:

      Тоже до слез. Умудрялись и на 2 ставки работать — сутки в одной больнице, сутки в другой. После каждой операции напишишь протокол и притулишься где-нибудь вздремнуть. Потом сирена экстренного вызова и вскакиваешь в полной прострации, первые секунды не понимаешь где-находишься,в какой больнице. На автомате идешь и делаешь свое дело. Я ушла из медицины после 10 лет такой жизни. Низкий поклон, всем тем кто держится, и при этом не опускается до взяток.Берегите себя, коллеги, храни Вас Господь!

      • Svetlana NI:

        Низкий поклон! Только в середине января столкнулась с этой проблемой. Врачи из нашего захолустья (ближайшее Подмосковье, но больницы в кошмаре, особенно роддом) вытащили мою дочь, перевезли в 68 больницу в Москве, спасли ее и ребенка. Дочь потом рассказала, чего это стоило. Сутками доктора не спят — за операциями, и я еще лично видела потом, как к замученному, осунувшемуся врачу в кабинет ворвались две тетки, орали на него на всю больницу. Он вылетел оттуда очумевший, за голову схватился, а перед этим был на операциях…
        Так хочется передать докторам, что мы им признательны, чтоб их не хаяли, чтоб знали как они нам жизненно необходимы.

    4. Ivanovna:

      Глубоко тронули сочувственные слова батюшки о условиях работы врачей.30 лет работаю участковым педиатром,постоянно приходится подрабатывать,даже не из-за денег(подработку оплачивают с «голой» ставки 4.120 руб,т.е.за месяц работы на 1.5 ставки доплачивают 2.060 руб,что несоизмеримо с затраченными силами),просто некому работать:у нас,в Кузбассе,по опубликованным данным дефицит врачей составляет 50%;плюс существует бредовое количество бумаг(впечатление такое,что их сочиняют и рассылают с Лысой Горы);плюс постоянный прессинг местного руководства:чуть не каждый день придумывают новые»критерии качества»-хотя какое качество может быть при таком раскладе-»не до жиру-быть бы живу»…В результате пациенты оказываются в ужасных условиях:задёрганные врачи, огромные очереди…Своё недовольство пациенты на врачах же часто и срывают-вплоть до матов. Вообще-то я человек не сентиментальный,но сочувствие батюшки тронуло до слёз…Дай Вам Бог,отец Димитрий,здоровья и сил на многая-многая лета:Вам-то со всеми нами как тяжело…

    5. rx3dqn:

      Мы всегда были вместе.

    6. tatyana1:

      есть еще на земле русской настоящие старцы…один из них о.димитрий смирнов

    7. георгий панчулидзе:

      Спасибо Вам Дорогие Батюшки, дай Бог нам терпения.

    8. Иван Гладков:

      Мне что то жалко стало врачей, выслушивать каждый день про всякие болячки и болезни…так можно либо с ума сойти либо сделаться деревянным, пр. видел врача который после операции у моего ребенка, где было много крови, шел по коридору смотря в телефон и напевая себе под нос песенку…

      • Анна Вихляева:

        Не, ну с таким подходом свихнуться можно на любой должности.

      • Kor:

        А операция прошла хорошо? Если хорошо — одна оценка, если плохо — тогда к этому врачу уже опред.вопросы появляются.

      • Kalina_L:

        Количеством крови врача не напугать. И это хорошо. Не имеет права врач эмоционально вовлекаться слишком сильно. Иначе эффективность работы будет очень низкая. Жалко, что некоторые так сильно отстраняются эмоционально, что становятся даже циничными.

        Это Вам было больно смотреть на сына, для врача же Ваш мальчик — ещё один пациент, требующий известного набора процедур. Надеюсь, операция прошла успешно.
        И уверяю Вас, если бы тому врачу пришлось оперировать собственного сына, он бы не напевал, он бы вышел из операционной держать за стеночку, с дрожащими коленями.

    9. Larkisa:

      Приехала вечером домой в совершенно разобранном состоянии, на работе «взбодрили».
      Включила «Беседу» и через 10 минут пришла в мирное устроение)
      К 37 минуте, когда батюшка рассказывал про «целебную» воду из лужи, уже начала улыбаться))))
      Спаси Господи наших батюшек!

    10. Иоанн:

      Спаси Вас Господи, батюшки за терпение. Жаль только вопросы не о Евангелии, а в большинстве о бесовщине типа целителей. Выдержке о. Димитрия можно только подражать.

      • Yuriy Solod:

        Удивительно, ведь это действительно так — можно только учиться долготерпению о. Димитрия, когда он слушает подобные вопросы! И лучше бы задумываться об уровне понимания того или иного вопроса такими достойными людьми, как наши православные священники, которым приходится снисходить постоянно к планке знаний и духовного развития их собратьев…

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.