Блогпост протоиерея Димитрия Смирнова. Выпуск 45
Сорок пятый выпуск передачи "Блогпост протоиерея Димитрия Смирнова", в которой о.Димитрий отвечает на вопросы, поступившие от участников нашего мультиблога, о семейных ценностях и проблемах, о молитвенном делании и толковании непонятных мест в Священном Писании и на многие другие. Ведёт передачу протоиерей Александр Березовский.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Блогпост протоиерея Димитрия Смирнова. Выпуск 45

   Содержание:

   1. Один батюшка высказал мнение, что истина не только в Христе, истин много, и у язычников тоже у каждого своя истина. Так ли это?   (0:43)

что есть истина, богословие, разногласия богословов, частные толкования Библии, частное мнение священника

   2. Как помочь взрослым детям научиться верить в Бога?   (8:47)

образ веры, образ кротости, личный пример

   3. Как преодолеть уныние в сложных жизненных обстоятельствах?   (10:49)

уныние, преодоление уныния, смертный грех, надежда на Бога, вера, доверие Богу

   4. Что значит «по вере вашей будет вам»? Речь идёт о христианской вере или ещё о чём-то?   (18:08)

вера, сила веры, преодоление препятствий

   5. От чего зависит твёрдость веры?   (20:10)

свойства личности, вера, сила духа, испытание веры

   6. Подаёт ли Господь просимое язычнику по его твёрдой вере?   (23:12)

интуитивное христианство, шедрость Господа, языческая вера

   7. Стоит ли покидать шумный город и переселяться в тихий посёлок, чтобы быть ближе к Богу?   (25:58)

искушение, жизнь в деревне, жизнь в городе, хорошо там где нас нет

   8. Трудности с усыновлёнными детьми.   (29:15)

особенности психики детей-сирот, детсткие психологические травмы, воспитание усыновлённых детей

   9. Почему живущие в деревне стремятся в город, а городские мечтают о деревне?   (34:00)

отсутствие перспектив, безнадёжность, мечта о лучшей жизни, неосведомлённость, наивность, хорошо там где нас нет, жизнь в деревне, жизнь в городе

  10. Кто должен вести семейный бюджет и хранить семейные деньги?   (37:42)

семья, роли супругов в семье, семейный бюджет, поступать по любви, иерархия в семье, регламентация отношений в семье

  11. Будет ли счастливой жизнь по правилам? Приводит ли коммунизм к счастью?   (42:04)

коммунизм, регламентация жизни, жизнь по правилам, счастье, порядок, концентрационный лагерь

  12. Почему в Европе порядка больше, чем в России? С чем это связано?   (45:36)

ментальность, разница менталитетов, европейский менталитет, русский менталитет, разница климатических условий

+


Прот. Димитрий Смирнов: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Мы с вами вновь в программе «Блогпост». Отец Александр выбрал вопросы, как ему показалось, наиболее интересные. Пожалуйста, дорогой отец Александр, чем ты «угостишь» нас сегодня?

Прот. Александр Березовский: Добрый вечер батюшка, добрый вечер, дорогие слушатели. Вопросов в этот раз не так много, но мне кажется, есть интересные..

Алексей из Москвы: «Один батюшка сказал мне, что истина – это не обязательно только Христос. Истин может быть две, может быть три, у японцев тоже может быть истина. Мы должны смотреть на всё широким взглядом. Что делать в такой ситуации: пожаловаться на батюшку или просто перестать с ним общаться?»

Прот. Димитрий Смирнов: Ты знаешь, какие у меня слова сейчас на языке вертятся?.. Может быть, его просто убить?..

Прот. Александр Березовский: Это вообще кардинальное решение всех вопросов.

Прот. Димитрий Смирнов: Я не знаю, что ответить.

Прот. Александр Березовский: А ведь нередко возникают такие недоумения у людей. Со стороны священнослужителей и даже тех, кто изучает современное богословие, есть большие разногласия. И носители этих разногласий вещают народу своё мнение как церковную истину. И люди начинают теряться: здесь уважаемый батюшка, там уважаемый батюшка, а Евангелие толкуют каждый по-своему, какие-то вещи трактуют по-разному. Как поступить в такой ситуации, как найти истину? По поводу истины сказано в Евангелии, это вопрос необсуждаемый. А вот что касается приходской или церковной жизни – очень много разных точек зрения.

Прот. Димитрий Смирнов: Вот я приходской жизнью занимаюсь больше тридцати пяти лет. И какие тут могут быть разные взгляды? Вот как-то одна матушка, монахиня в миру, сказала мне, что мы неправильно причащаем. Надо к Причастию, к Чаше подходить не слева, а справа.

Прот. Александр Березовский: То есть, с её точки зрения, это очень важно.

Прот. Димитрий Смирнов: Наверное, раз она сделала мне замечание. Так считать это разномыслием, или что это равноценно?

Прот. Александр Березовский: Но разномыслие-то присутствует, раз она мыслит иначе.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. А с другой стороны, должно быть разномыслиям, так в Писании сказано. Есть разные истины, безусловно. В десятиричной системе дважды два – четыре, а в двенадцатиричной мы получим другую цифру, и что? Когда Христос говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6), он говорит о Себе Самом. Христианин воспринимает жизнь через Христа. И это будет несовместимо с мировоззрениями многих людей. Христос еще спрашивал: «За кого почитаете Меня?» (Мф. 16, 15). И для одних Христос – это пророк, для других – учитель, для третьих – знаменитый соплеменник. Я встречался с таким явлением, что некоторые евреи (не христиане) испытывают чувство законной гордости.

Прот. Александр Березовский: Что Христос из их народа?

Прот. Димитрий Смирнов: Что из их народа, и что у Него миллиарды последователей. Они, можно сказать, гордятся этим. Для них это один из учителей, а для остальных, для европейцев Он – Бог. Им это очень импонирует. И такие есть люди..

Я немного не понимаю этого вопроса, особенно про «общаться - не общаться». Я не увидел вопиющей ереси. Автор, конечно, мало всего рассказал. Вот, например, у великих китайских философов есть интуиция о Святой Троице, я сам читал. Конечно, читал в русском переводе, но меня это очень поразило.

Прот. Александр Березовский: По своей сущности ведь каждая душа на земле христианка.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Но Китай – это особенная культура, совсем не европейская. Мы-то все по языку индо-европейская группа (туда, вглубь, за санскрит), у нас есть некое языковое родство. Поэтому, когда мы находим в индийских интуициях что-то близкое к христианству, мы не очень удивляемся. А тут – Китай, совершенно другой образ мышления, даже в общем непонятный, и тем не менее, и у них можно встретить «отблески» христианства....

Слишком мало материала предоставил автор вопроса. И кроме того, вот есть какой-то Дмитрий Смирнов, не буду же я рассказывать взрослому человеку, с кем ему общаться, с кем нет.

Прот. Александр Березовский: Я однажды в буддистском храме видел достаточно большие картины Страшного Суда, просто православная тематика. Даже в их религиозной системе тоже есть какое-то понятие о том, что будет происходить после смерти.

Прот. Димитрий Смирнов: В ламаистской традиции буддизма есть с детства знакомые нам персонажи, с рогами, копытами, хвостами, оскаленными зубами... У нас это осталось в сказках, фольклоре, а у них в храмах вот изображения есть.

Прот. Александр Березовский: Раба Божия Мария: «Сыну тридцать два года. Он и его семья не хотят слушать меня, когда я говорю им о Боге, о посещении храма. Даже внученьку не всегда дают мне в храм сводить. В одной из передач Вы говорили, что если человек не верит, то бесполезно о нём даже молиться, ничего не помогает. А чем всё-таки я могу им помочь?»

Прот. Димитрий Смирнов: Помочь можно. Предложить им правило веры и образ кротости.

Прот. Александр Березовский: Не хотите читать, то хотя бы посмотрите.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, чтобы у них, когда они будут вспоминать свою маму по тому или иному поводу, возникал образ кроткого и смиренного человека, который есть отражение Христа. Это гораздо лучше, чем призывы ходить в храм. Потому что эти призывы непонятны для неверующего человека, зачем ему это? Если ты заметил, я часто обращаю этот вопрос к тем, которые ходят в храм: «Зачем?»

Прот. Александр Березовский: Люди живут в иной системе координат, у них другие ценности, свои понятия истины, нужности, правильности. И вдруг им откуда-то, из другого конца вселенной, приходит требование «надо ходить в храм»..

Максим: «Здравствуйте, отец Димитрий. Год назад у меня умер папа. Сначала я ничего не понимал, мне было ещё слишком мало лет. Сейчас понял, что мы остались с мамой вдвоём. Я инвалид, и нам с мамой очень тяжело. По вечерам на меня наваливается тоска, плачу, плохие мысли лезут в голову. Мама даёт мне святую воду, молимся с ней. В храме мы бываем очень редко, потому что сам я не хожу. Подскажите, как мне не унывать в той ситуации, в которой мы оказались с мамой?»

Прот. Димитрий Смирнов: Только всю надежду возложить на Бога, Ему молиться, и Бог всегда будет рядом, и исполнит душу веселием, которое придёт вместе с благодатью Божией.

Прот. Александр Березовский: Нам свойственно жить прошлым, вспоминая те хорошие минуты, которые у нас были, и которых мы теперь лишены...

Прот. Димитрий Смирнов: Не всем. Я вот, например, никакое прошлое не вспоминаю, наоборот, смотрю, что мне нужно сделать сегодня. И даже в завтрашний календарь не заглядываю, потому что на каждый день столько всего намечено, что некогда думать ещё и про завтра... Все по-разному живут.

Прот. Александр Березовский: Мне кажется, что о завтрашнем думать интересно, потому что его ещё нет. А в прошлом всё известно, оно не так привлекает мысль.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну а что думать о прошлом? Во-первых, я половину забыл. Во-вторых, я заметил, что моё восприятие прошлого отличается от видения других людей о тех же событиях, и мало того, информация о прошлом с годами трансформируется в памяти. Но для меня это вообще не важно. Мне кажется, это в некотором смысле бесплодное занятие..

В общем, я хочу сказать, что у каждого человека своя жизнь, своё понимание этой жизни, каждый человек сам создаёт свою собственную жизнь и события в ней. Есть такое понятие, что уныние – это смертный грех. Следовательно, нужно стараться его избегать. В Евангелии описано много эпизодов общения Христа с болящими. Вот в последнее воскресенье мы вспоминали встречу слепого с Христом, его прозрение, как он потом стал учеником Христа. Из Евангелия можно извлечь много полезных слов и образов, которые помогут выйти из уныния.

Прот. Александр Березовский: Воззвал человек о помощи к Богу: «Сыне Давидов, помилуй мя!» И Бог не прошёл мимо.

Прот. Димитрий Смирнов: И помощь бывает разная. И из Евангелия мы видим примеры, что человеку приходилось ожидать этой помощи десятки лет. Вот у человека нет возможности выходить из дома, зато у него есть возможность много читать и получить образование, которое недоступно другим людям. Мне, например, приходится книги читать либо урывками, либо во время бессонницы, либо откладывать до отпуска. И иногда к отпуску вырастает такая стопка книг, что её размер меня устрашает, и приходится выбирать только одну и прочитывать её не спеша. Я утратил способность «проглатывать» книги. Если раньше легко мог прочесть 250 страниц в день, то сейчас и 100 страниц – большой труд для меня. Да ещё приходится отлистывать назад, потому что упустил мысль..

В болезни тоже есть некие преимущества перед другими людьми. Коридор возможностей сужается, но зато меньше плутаешь.

Прот. Александр Березовский: Меньше суеты в жизни.

Прот. Димитрий Смирнов: Мне кажется, нужно стараться смотреть и на эти стороны болезни.

Прот. Александр Березовский: Найти, что в твоей жизни есть хорошего.

Прот. Димитрий Смирнов: У меня был больничный опыт: операция, два месяца лежал. И за это время я много узнал и приобщился к опыту других. Стал лучше понимать болящего человека, которому и грустно, и страшно, и всё что угодно. Недаром говорят, что сытый голодного не разумеет, как, впрочем, и здоровый болящего. А вот когда прикоснёшься к миру страданий и болезней, воспоминание об этом трезвит. Рано или поздно, в той или иной форме, немощь надвигается на всех нас.

Прот. Александр Березовский: Андрей из Донецка: «Поясните, пожалуйста, что значат слова Христа «По вере вашей дастся вам». Речь идёт только о христианской вере, или ещё о какой-то?»

Прот. Димитрий Смирнов: К сожалению, не только о христианской. Вера – это, если можно так выразиться, мощный инструмент. В Евангелии сказано, что вера может двигать горами. «Если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его,– будет ему, что ни скажет» (Мк. 11, 23). Но это не о христианстве. Это просто о вере. Человек, который с верой приступает к какому-то поприщу, легче преодолевает препятствия. Известно, что от рака чаще выздоравливают люди, твёрдо верящие, что они выздоровят. А человек, впавший в уныние и отчаяние, усугубляет свою болезнь.

Прот. Александр Березовский: Мы знаем людей, имеющих (и имевших) твёрдую веру, но их совсем немного. От чего зависит твёрдость веры? Это некий дар Божий конкретным людям, или они сами сумели воспитать её в себе неким образом?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, как правило, это свойство личности. Воспитание возможно, если опираться на Бога. В Боге человек может восполнить любые свои недостатки. Вот взять поединок Давида и Голиафа. Надежда Давида на Бога дала ему возможность победить Голиафа, а ведь силы были заведомо не равны. Но такие примеры можно встретить не только в библейских сказаниях, в обычной жизни они тоже есть. Их можно наблюдать и в столкновениях с разными людьми, в разных обстоятельствах, в болезнях. Вера в преодоление даёт человеку возможность быть изобретательным храбрецом в разных отчаянных обстоятельствах.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, а вот те страхи, которые частенько одолевают нас по жизни, это тоже некое свидетельство веры?

Прот. Димитрий Смирнов: Это не свидетельство веры, это, скорее, некое испытание нашей веры, искушение.

Прот. Александр Березовский: Господь как раз хочет, чтобы мы, борясь со страхами, приобретали веру?

Прот. Димитрий Смирнов: Думаю, да. Мужество души – это ведь христианское качество. Именно поэтому мы говорим, что Церковь стоит на крови мучеников. Церковь стоит на вере, но вера, и крепость, и бесстрашие до смерти – это уже высшее проявление религиозности, когда Господь человеку даёт такую духовную силу, что он может преодолеть естественный страх смерти.

Прот. Александр Березовский: А если человек Христа не признаёт, верует во что-то своё? И твёрдо так верит. И что, ему тоже подаётся по его вере?

Прот. Димитрий Смирнов: Да Господь всем подаёт, Ему не жалко. Господь не торгуется, Он не так мелочен, как мы.

Прот. Александр Березовский: Но Христос-то хочет к Себе привлечь, это же Его цель...

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, Он может и даром дать человеку. Вот есть такой термин – интуитивное христианство. Человек стремится к добру и понимает красоту скромности, смирения. И Господь в нём угадывает, предугадывает то, что этот человек в дальнейшем может стать христианином, и даёт ему даром, авансом.

Прот. Александр Березовский: Наверное, всё в этих словах – «По вере вашей да будет вам». Действительно, каждый получает в результате всей своей жизни, в результате своих сомнений, убеждений, проб и ошибок то, во что он верит.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, есть такая закономерность. Заметили люди, что чего человек боится, то и случается. А когда человек проявляет отчаянную храбрость, то всякие препятствия и злые силы сдвигаются. Или есть вот такое выражение «смелого пуля боится». Это факт. В разных культурных традициях мы встречаем аналогичные высказывания. Пуля, конечно, не может бояться, но это же ясно, что Господь оберегает истинно храбрых людей.

Прот. Александр Березовский: Спасибо, батюшка. Ирина из Волгограда: «Чем больше стремимся к Богу, тем тягостнее становится для души городская суета, всё больше желание уехать с детьми в тихий посёлок, чтобы быть ближе к Богу и к природе. Как понять волю Божию, стоит ли на это решаться, или же это искушение от дьявола?»

Прот. Димитрий Смирнов: Дело в том, что в тихом посёлке мы можем столкнуться с такими явлениями, которые по сравнению с трудностями большого города покажутся просто дном преисподней. Поэтому прежде, чем переехать в такой тихий посёлок, нужно в этом посёлке снять на несколько месяцев квартиру.

Прот. Александр Березовский: И посмотреть изнутри.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, и посмотреть, что за жизнь там будет. Там может быть сплошное пьянство. Там может быть филиал станицы Кущёвской. Там может быть невозможно обратиться за помощью к милиции. Местные врачи могут просто не обращать внимание на вызовы. И так далее. Ирина изложила нам свою мечту. Я бы не семь раз, а четыреста девяносто семь раз отмерил бы, а потом стал бы отрезать.

Прот. Александр Березовский: Люди давно заметили, что хорошо там, где нас нет.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, издалека бывают не видны внутренние трудности, к которыми люди оказываются не приспособлены, не знают как решать, и погружение непривычного человека в эти проблемы может быть просто убийственным предприятием. У меня есть несколько знакомых, которые с детьми пытались уехать в деревню, расчитывали преподавать в сельской школе, жить естественной жизнью. Эксперимент не удался. Они столкнулись с такой действительностью, что ничего не смогли сделать. Это похоже на усыновление детей. Вот человек думает, что усыновит ребёнка, будет у него сынок, или дочка, будут бантики, косички, щёчки, мы будем ходить туда, будем делать то... Люди плохо себе представляют, что их ждёт. Их ждёт сложнейшая педагогическая задача, которая на полных 100% не выполнима. И в которой материнский инстинкт будет ослаблен. У многих русских женщин по малодетности этот инстинкт в избытке. А усыновление сироты требуют очень глубокого научного изучения личности каждого конкретного ребёнка, приспособления к нему, поиск педагогических технологий, как его воспитывать, как за него сражаться. Это как с болезнью. Все дети-сироты чрезвычайно травмированы. Проблемы с больной печенью или ногами, сколиозы, пороки сердца – совершеннейшая чепуха. Платишь, делаешь операцию и ребёнок как новый. А вот душа... До года ребёночек может быть так травмирован (и он ничего не помнит при этом), что это на его душе оставляет след на всю жизнь. И что удастся приёмным родителям скомпенсировать, а что нет – никогда неизвестно. Родные-то дети такие заявленьица родителям делают по поводу «ты не имеешь права» или «я тебя, мама, ненавижу», такое горе родители терпят, что же про приёмных детей говорить... И нужно понимать, что ты отдашь всего себя, а в ответ услышишь «я тебя ненавижу, потому что ты мне не разрешаешь играть в компьютерные игры столько, сколько я хочу». Этот «наркотик» так силён, но так необходим маленькому травмированному человеку... Вот почему у нас такое обширное пьянство? Водка ведь является психотропным средством, и многие психически нестабильные люди используют её как лекарство. Жизнь у нас такая, особенно в тихих посёлках, что практически нельзя не свихнуться. Не пойдёт же человек аминазин покупать. Он покупает то, что все покупают....

Всё очень и очень непросто. Поэтому никаких опрометчивых движений делать не надо. Почему? Сам Отец Небесный о нас заботиться, надо это чувствовать. Если будет нужно, Он подправит ситуацию.

Прот. Александр Березовский: Деревня бежит в город, а город мечтает о деревне, только потому, что не знает, что это такое.

Прот. Димитрий Смирнов: Причём ни те, ни другие. Что ждёт в городе деревенскую девушку? Часто публичные дома, наркомания. В деревне где ты героин достанешь, а тут тебе сразу предложат за дружбу и в долг. А потом в проституцию. Это же обычный такой путь, потом тюрьма или смерть от передозировки.

Прот. Александр Березовский: В деревне тоже человек оказывается перед полной пустотой в будущем: работы нет, никакой перспективы, ничего нет, в город влекут надежды на лучшее, на то, что перспективы появятся, что смогут выбиться в люди...

Прот. Димитрий Смирнов: Лучше не будет. И в какие люди выбиваться-то? Если людей нет? Куда выбиваться, во что?

Прот. Александр Березовский: Телевизор-то сейчас везде есть, даже в деревнях...

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно есть, мы видим, какие интерьеры у «людей» по этому телевизору показывают. Вот семья милиционера. Он пришёл усталый, жена что-то ему предлагает. Налево у него кухня метров двадцать, направо прихожая метров восемнадцать, потом смотришь – лестница наверх идёт на второй этаж. Нелохо так живёт милиционер. Машина у него неплохая... Да, это показывают. Но где это в настоящей жизни у простого милиционера такие интерьеры? Красивые картинки по телевизору создают иллюзию, что вот поедет человек из деревни город, станет участковым, и будет у него двухэтажный дом или двухэтажная квартира... Это всё очень и очень наивно..

Нет, бывает иногда, что человек раз – и в дамках. Вот, например, так было у Иванушки-дурачка: и конёк-горбунок ему достался, и пара вороных коней, которых за два-пять шапок серебра продать можно. Бывает, конечно. И это всё отражается в сказках. Такая извечная мечта. В лотерею ещё, бывает, выигрывают люди миллионы евро. Нам бы вот ещё показали жизнь счастливого обладателся выигрыша в развитии: что с ним стало через год, через два, через три, через десять лет – вот это самое интересное, какое счастье или несчастье принёс ему выигрыш. Конец ведь делу венец..

Я бы с этими переездами вообще не торопился.

Прот. Александр Березовский: Нина из Казани: «Батюшка, кто в семье должен вести бюджет и хранить деньги?»

Прот. Димитрий Смирнов: Я, кто же ещё? Но у меня нет на это времени и сил. Одна женщина звонила на «Союз» и спрашивала, дескать, у неё есть восемьдесят тысяч рублей, сколько отдать Церкви? Я сказал: «Отдай всё». Она обрадовалась: «Вот! Правильно ты сказал!» Вопрос, конечно, чудной, и я в ответ просто сострил... Но кто же должен распоряжаться твоими деньгами? Семья – это удивительный организм, где роли распределяются сами. Нет в семье топ-менеджера, его не избирают, и он не захватывает власть, чтобы разрабатывать регламент семьи: во сколько подъём-отбой, какое будет меню, какой семейный бюджет. Нет, всё происходит постепенно в процессе совместной жизни. Никто никому ничего не должен. Распределение ролей происходит очень органично и по любви. Так Богу угодно. А когда есть некое долженствование, то где же тогда любовь-то?

Прот. Александр Березовский: Есть же иерархия в семье, установленная самим Богом?

Прот. Димитрий Смирнов: Кто же спорит?

Прот. Александр Березовский: Ну вот и спрашивают, есть ли правило, которое регламентирует денежные отношения?

Прот. Димитрий Смирнов: Слава Богу, нет такого правила. Если бы оно было бы где-то на небесах прописано, Господь бы нас об этом оповестил. Но нет такого правила, и как я сейчас чувствую, его и быть не может. Правило противоречит Евангелию. Кто должен вообще быть добытчиком в семье? – Отец. А если отец парализован, инвалид первой группы, потерял речь в результате инсульта? Или «жена должна слушаться мужа». Отлично, а если на второй год брака она отчётливо поняла, что муж её, хотя и неплохой человек, но полный идиот, вот просто полный идиот. И что? Кто должен быть главой семьи? Полный идиот? Я знаю такую семью, там муж всё время хочет куда-то переезжать. Знаю другую семью, где муж без конца покупает всякое оружие. Знаю семью, где муж бесконечно всё продаёт, вот ему кажется, что нужно дачу продать – продали, потом ему приспичило квариру продать – продали, купили худшую, и так далее, он всё время в каких-то абсолютно безумных затеях, переездах, мучает свою семью, устраивает истерики. И что? Такой человек должен быть главой семьи? Интересно. А если он горький пьяница? И что значит «должен»?

Прот. Александр Березовский: Когда есть правило, тогда легче жить, нет конфликтов, всё регламентировано.

Прот. Димитрий Смирнов: Это же и есть тот вожделенный коммунизм, о котором большевики мечтали: у всех телогрейки, выдают их бесплатно. Телогрейка служит, согласно регламенту, три года. Потом старую телогрейку сдаёшь, тебе дают новую. Откуда берут новую? Да у соседнего барака стирают снятые там телогрейки и выдают тебе. А твою постирают – туда отдадут. Всем одна и та же баланда, одна и та же работа, одна и та же лопата. И нет ни зависти, ничего. Правда, возникает зависть и ревность от того, ближе в бараке твоя койка к отхожему месту или дальше, ближе к окну или дальше. Но на этом и всё. Коммунизм неизбежно приводит к концентрационному лагерю. Зато везде порядок. Самый лучший порядок – в лагере. Правда, очевидцы говорят, что в немецком лагере порядку всё же больше. Немцы инструкции выполняют железно, педантично. Всё у них продумано, везде видна бьющаяся человеческая мысль. Даже имеются научно разработанные технологии унижения, лишения человека воли..

Можно идти и таким путём, да. Тогда всем будет легко. Кроме тех, кто живёт в лагере меньше десяти лет. Только за десяток лет можно привыкнуть. Первые десять лет в лагере необычайно тяжелы. Зачем нас матери в муках рожали? Чтобы мы оказались в лагере и жили по инструкции? Не лучше ли воспитать человека хорошим и добрым, чтобы его сердце само знало, что делать, само отвращалось от зла, стремилось к добру.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, это же ведь несравненно сложнее, чем написать инструкцию и подчинить ей людей.

Прот. Димитрий Смирнов: Но если взвесить две жизни?

Прот. Александр Березовский: Несомненно, быть человеком лучше, чем подневольным скотом.

Прот. Димитрий Смирнов: А если мечтать о порядке, то абсолютный порядок, он такой. Люди, мечтающие о таком порядке, мало книжек, наверное, читали и историю не знают.

Прот. Александр Березовский: Нередко, кстати, спрашивают, почему в Европе порядка больше, чем у нас в России? С чем это связано? С менталитетом русского человека или с чем-то ещё?

Прот. Димитрий Смирнов: У всех народов своя ментальность. Одна моя знакомая, вернувшись из Германии, имела такой разговор в каком-то из пригородов Парижа. Она обратила внимание на один старинный дом и удивилась: «Как же так: такой красивый дом, такая красивая архитектура, а весь обшарпанный, почему он в таком виде? Разве нелья его как-то отремонтировать?» А ей отвечают: «Ну как же вы не понимаете, этому дому больше ста лет!» Можно объездить всю Германию и там не найдёшь такого облезлого дома, а во Франции не понимают, зачем ремонтировать старинный дом? А ведь два этих народа рядом живут (и временами воют) сотни лет друг с другом. И имеют разную совершенно ментальность..

В нашем беспорядке тоже есть некий элемент нашей ментальности, но само устройство нашей жизни... За какими-то европейскими достижениями мы тянемся, в архитектуре, например, мы используем некоторые европейские технологии, но они для России не очень-то годятся. Мы же страна деревянной архитектуры, которая, увы, почти исчезла. А сейчас нам содержать наши здания в приличном виде стоит в четыре раза дороже, чем это будет в Европе.

Прот. Александр Березовский: А с чем это связано?

Прот. Димитрий Смирнов: Вот сейчас у нас оттепель, а послезавтра будет мороз. Вся вода, залившаяся в щели и пазухи, замёрзнет и разорвёт эти щели ещё больше. Кажду весну нужно делать полноценный ремонт, который простоит до ноября. А если перед первым морозом будет дождичек, то опять будут большие проблемы.

Прот. Александр Березовский: Спасибо, батюшка, за Ваши ответы. Спасибо наши зрителям за вопросы, нам пора прощаться.

Прот. Димитрий Смирнов: Всего вам доброго, до свидания.

Прот. Александр Березовский: Всего доброго, до свидания.


Комментарии.

    Комментариев 40

    1. shvetsov:

      Мне очень жаль молодого человека, вынужденного пребывать в домашнем заточении. Господи! Как много сегодня молодых людей лишних для нашего общества! Как они страдают от одиночества! Смилуйся ,ГОСПОЛИ? Мы все больше замыкаемся в себе и все меньше сопереживаем горю ближнего. Страх перед насилием затмевает разум. Мы не руководствуемся повелением сердца, а руководствуемся инструкциями. Ты инвалид — вот тебе пенсия. Ему же нужны сверстники, ему ,как воздух, как вода , нужно общение, нужно чувство своей полезности и еще многое чего.
      Господи, виждь немощь мою. Да будет воля твоя Господи, а не моя. Верую, Господи, ты даешь каждому полезное. Мне не постичь моим умом и не легко принять сердцем действительность, в которой я живу. Я скорблю и уповаю на тя Господи.
      Дорогие братья и сестры, помогай вам Господь в ваших житейских буднях. Позволяйте людям делать вам добро и сами творите добро.

    2. Татьяна:

      По поводу ответа отца Димитрия на вопрос молодого человека об отчаянии. Жить прошлым — это действительно бесплодно. Но проживать время от времени отдельные эпизоды своей жизни, вспоминать себя, свои ощущения, свои поступки, пытаться найти ответ на происходящее с тобой и твоими близкими сегодня, анализируя свою прошлую жизнь — разве это не способ исправить что-то, а иногда и предотвратить новую катастрофу? Почему мы учимся на евангельских притчах, извлекая из них урок для себя, а разбираться в своей прошлой жизни не хотим — в ней этих самых «притч» не меньше, чем в Евангелии?

      • regent:

        потому что евангельские притчи есть слова Господа нашего Иисуса Христа, изложенные его учениками евангелистами… не все из нас могут подняться на такой уровень осмысления своего прошлого…
        ПС говорю только относительно себя… про Вас просто не знаю…

        • Татьяна:

          Я и сама про себя не все знаю. Но уверена, что наша жизнь, наш житейский опыт (наше «прошлое»)дается нам в назидание. Только Господь знает, что нам полезно, что вредно. Я не беру в этой жизни «послушание» выше моих способностей, но то, что дано мне, как опыт, я должна осмыслить. Какие особенные высоты тут нужны?

      • Natalya t:

        Конечно, нужно извлекать уроки из своих поступков в прошлом и анализировать последствия, это даже обязательно, а то «граблей» не хватит), речь, как мне показалось, не об этом, а о том, чтобы излишне не привязываться к своему прошлому, к каким-то хорошим периодам, не идеализировать его, как будто оно лучше и важнее настоящего, это похоже на «сон души», от этого батюшка предостерег, по-моему…

    3. elena cyprus:

      Дорогой батюшка, с днем защитника Отечества! Вы наш генерал, мы пойдем за Вами в бой. Враг будет разбит, победа будет за нами. Салют Вам! Бух-бух!

    4. mart60:

      Мне нравится бескомпромиссный посыл в вопросе: «Зачем, вы, в храм пришли-то»?

      • Татьяна:

        Первый раз в храм человек приходит зачастую интуитивно, по любопытству, иногда, как в заведение последней инстанции,в надежде обрести смысл, найти покой взбаломученной своей душе…Не всегда он может сформулировать четко свой ответ, он его только сам ищет, зачем же поражать его своей бескопромиссностью? Душа человеческая легче перышка, её иногда проще спугнуть, чем привлечь (поймать), с ней бережно надо, нежно, с любовью, без иронии.Когда «приручишь», тогда можно и пошутить легонько…

        • regent:

          некоторое придерживаются прямо противоположного мнения, а именно, что человеку надо сразу открывать глаза и именно это и есть подлинная любовь к нему, а не отрезать от ноги пёрышком по кусочку «бережно, нежно, с любовью»… хотя сектанты именно так и действуют… с улыбочкой тихим голосов обещают все блага мира и его окрестностей…

          • Татьяна:

            «С улыбочкой и тихим голосом» — это не значит «с любовью». Сколько людей, столько и дорог к храму, к Богу. Наверное, священник, как опытный психолог и ведомый Господом, знает, как к кому в какой момент подойти, обратиться, но мы, миряне, не можем брать на «вооружение» весь «арсенал» отца Димитрия, нам надо быть внимательными, чуткими, такими же для них, новоприбывших, как они, только чуть более свободно ориентирующимися в этом духовном море.
            И потом мне не понятна Ваша, уважаемый Регент, Ваша метафора относительно «отрезания…по кусочку». Извините. И спасибо за ответ.

            • regent:

              многие приходя в храм часто путают необходимое и достаточное условия…
              т.е. выполнив необходимое условие полагают, что этого вполне достаточно и начинается ропот… а почему Бог не повысил мне зарплату, а почему я заболел гриппом и пр. … именно поэтому нельзя ограничиваться чисто внешними проявлениями любви — типа подсказать как и куда свечечку поставить, с какой стороны к иконочке подходить и т.п. … а попутно понемножечку вводить в курс дела на счет гордыни, собственного мнения, покаяния, спасения и т.д. … иными словами, если человек сам не захочет всего этого сподобиться, то никакие «с улыбочкой и тихим голосом» не приведут к желаемому результату, т.е. если человек пришёл в церковь, а ему наступили на ногу, после чего он ушёл поражённый бескопромиссностью православных к своей взбаломученной душе … то может уж не стоит так трогательно укорять себя и окружающих в нелюбви к ближнему, случайно забредшему в храм? :-)

              • Татьяна:

                Как скажете, уважаемый «хирург» и наставник.
                У нас в Нижневартовске долгое время был настоятелем отец Георгий, очень мужественный и суровый человек, безусловно, справедливый: резал правду-матку,к заключенным ходил в 90-е без страха (в конце-концов, заразился туберкулезом — камеры были переполнены, никакой гигиены,-но, слава Богу, вылечился), помогал нуждающимся из скудных средств церкви…Многие в те времена крестились, время от времени ходили на службу, на причастие,но храм редко был переполнен.Вот на Крещение, на Пасху — это да, а в воскресные дни мало кто добирался к утренней литургии.Огромный храм стоял (да и сейчас стоит)не украшенный, не расписанный, неуютный какой-то.Сейчас батюшку перевели в другое место на службу, а наш храм пополнился молодыми священниками, диаконами с матушками, с детьми, тещами даже, кажется.Шумно стало, весело, и хотя с украшением храма дело продвигается не очень быстро, но людей это не смущает: на все службы храм переполнен, много стало молодых мужчин, женщин,детей, все стараются исповедаться и причаститься почаще, проповеди послушать, в 40-градусные морозы несут младенцев…Словом, жизнь церковная постепенно оживает.
                Простите, если невпопад…

          • dmitry.r:

            Сложно не согласиться.первые слова Иоанна Крестителя и Спасителя…показывая знакомым невоцерковлённым людям видео о.Димитрия,говорят:»вот это батюшка,бьёт не в бровь,а в глаз»…

    5. Алексей:

      Спаси Господи Отец Димитрий и Александр за мудрые ответы !

    6. irza:

      А мне не очень понятно,на чем вера основывается,от того,что человек что-то знает или чувствует,что существует духовный мир,высшие силы?Значит Господь как-то себя проявил в жизни субъекта?А если человек материалист по своей психо-структуре и видит только проявленные предметы,а чувства притупились от суетной жизни(или уродился с таким наследием),значит вера у него напрочь отсутствует?

      • regent:

        Вера — признание чего-либо истинным, часто — без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их.
        Вера обусловлена особенностями психики человека. Безоговорочно принятые сведения, тексты, явления, события или собственные представления и умозаключения в дальнейшем могут выступать основой самоидентификации, определять некоторые из поступков, суждений, норм поведения и отношений.

        Википедия

    7. moroz:

      А может, Господь так размножил китайцев нам в помощь? У нас работы в Сибири полно, народу не хватает. В Китае, наверно, наоборот, работы не хватает, а людей-то много. Вот и будем полезны друг другу. Китай нам в помощь :) в том числе по восстановлению «тихих» поселков. Научиться бы Богу больше доверять. Вот в чем загвоздка. Батюшки, спасибо за беседу.

      • dmitry.r:

        Есть поговорка «на Бога надейся,а сам не плошай»
        Проснуться люди,выйдут на улицу,а там…Восточно-Сибирский автономный округ КНР…вот и будет тогда Китай Вам в помощь…

        • moroz:

          Не все ли равно пьющему, где он находится?

          • dmitry.r:

            …а также курящему,употребляющему наркотики(список можно продолжать)…следуя Вашей логики,Россия уже не должна существовать…не всё ли равно…ДА НЕ БУДЕТ!

            • moroz:

              «…Борьба будет не за территорию, а за ресурсы» — сказал отец Димитрий в одной из передач. Китайцам не просторы наши нужны. Вот работать наши русские мужики не шибко хотят, а китайцам только работу и подавай. А вы говорите — «по вашей логике…да не будет..». Будет-не будет, поживем-разберемся.

              • mtn:

                А ресурсы — это земля (то бишь пространства), труд и капитал (основные составляющие).

              • dmitry.r:

                Хорошо,давайте собирать подписи под обращением к Президенту РФ,»о передаче Сибири и всего Дальнего Востока КНР» с формулировкой «работать наши русские мужики не шибко хотят»…

                • moroz:

                  Хорошо…А если вы — директор конторы, тянущей дорогу в Сибири, быть может, железную или обычную, не важно. И негде взять работников, так как из «тихих поселков» мужики пьют горькую, и никакими деньгами их не завлечь. И некому «хранить гордое терпение во глубине сибирских руд»…Где взять рабочих, обычных, трудяг, не наркоманов, не алкоголиков, не тунеядцев? Попробуйте, найдите. А из столицы вахтой не шибко наберешь — это ж вам не юг, не море, не курорт, не Европа с Турцией. Температура за бортом от -40 зимой до +40 летом. Президенту написать — идея хорошая. Только текст вот обдумать:- «…людей нет. Качественных. Помогите, пожалуйста…».

              • neonilla:

                сразу предупреждаю, что это попытка пошутить))…получается, что у вора-рецедивиста Жоржа Милославского из известной комедии патриотизма больше, когда он говорит «ты что, царь-самозванец, казённые земли разбазариваешь, — так на тебя никаких волостей не напасёшься!»
                Второй Ермак Тимофеевич в истории навряд ли уже появится, да и заново освоить такие просторы сомнительно, что народ сможет. А то, что кто-то будет нашу землю окультуривать и обустраивать — это утопия; выкачать из неё всё, что принадлежит не только нам, ныне живущим, но и будущим поколениям — вот это вероятнее всего.
                И с Китаем у нас тоже были периоды дружбы — это хорошо,
                но, не дай Бог,- наоборот…это тоже было((

    8. Александр, Москва:

      Замечательная беседа.
      Много нового для себя почерпнул. В частности, про веру, силу веры и связанные с этим свойства.
      Боюсь, что нашего любимого батюшку опять будут критиковать оголтелые критиканы.

    9. Agniya:

      Спасибо дорогие батюшки,о.Димитрий и о.Александр.
      Вот и опять — побывала в приятной компании замечательных
      собеседников.
      Спасибо за объяснение чувств и состояний, через которые мы проходим , которые мы испытываем, и более того, в которых пребываем оказавшись в той, или иной ситуации.
      Трудно принять, а тем более понять, что телесная болезнь -это благо для души.(я о себе)
      Сегодня, я услышала от батюшки — «В болезни, коридор сужается -меньше плутаешь».
      Какая глубокая и мудрая мысль, в этом коротком предложении.
      Спаси Господи.

    10. Irina 76:

      Спасибо, отец Димитрий! Вразумили.

    11. георгий панчулидзе:

      Спасибо Вам дорогие Батюшки. постепенно многому учусь от Вас.

    12. Nina55:

      Спаси Господи.

    13. Sunlight2711:

      Дорогой батюшка, как много Вы знаете о Китае! У меня муж — китаец(сама я русская), он перешел в православие из даосизма. У него всегда была любимая икона «Троица», ещё до крещения. Именно ей он молится с особенным чувством. Еще хочу сказать о его родителях: они не православные, но являют собой истинный пример терпения и смирения для меня грешной!!! То, о чем я молю Господа, они имеют в своем сердце. Значит и правда есть несколько истин.

      • Kuzma Evgenievna:

        о, у меня тоже это любимая икона, даже помню, как нас в начальной школе в музей водили, и я в первый раз там эту икону увидела.

      • Анна Вихляева:

        Истина одна, а людей хороших везде много.

    14. mary2812:

      Спасибо, батюшка!

    15. dmitry.r:

      Спасибо.А вот с комментариями скудно…видать все силы в другом посте остались,да,к тому же вышло как-то не очень…

    16. Яковец Андрей:

      Спасибо.

    17. Natalya t:

      Спасибо, отец Дмитрий.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.