NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Беседы с батюшкой (ТК «Союз», 17 февраля 2013 г.)

Содержание

   1. Хорошо ли давать обеты Богу, и что делать, если не можешь исполнить данный обет?   (1:18)

обещание Богу, обеты, исполнение обетов, нарушение обетов, любовь к Богу, доверие Богу

   2. С чего должна начинаться наша молитва Богу, о чём важнее всего просить?   (7:27)

благодарность Богу, молитва, о чём молиться, Господи помилуй

   3. Как мирянам пользоваться чётками и читать Часы?   (11:31)

молитвенное правило монахов, молитвенное правило мирян, чётки, часослов, молитвослов

   4. До какого возраста дети должны быть в послушании у родителей?   (13:03)

жить за счёт родителей, самостоятельная жизнь

   5. Школа приёмных родителей рекомендует рассказывать усыновлённому ребёнку всю правду о его биологических родителях. Нужно ли этому следовать?   (14:30)

усыновление, тайна усыновления, школа приёмных родителей, приёмные дети, психологические травмы

   6. Почему Ангел-Хранитель не всегда спасает людей?   (25:25)

Ангел-Хранитель, несчастья, беды, промысел Божий

   7. Что приходит сначала: смирение или терпение?   (27:25)

терпение, смирение, как обрести смирение

   8. Из любви к ближнему пытался сдерживать и подавлять свои эмоции. Как избавиться от депрессии, которая развилась от подавления чувств?   (29:12)

подавление чувств, подавление эмоций, депрессия, любовь к ближнему, освобождение от грехов, надежда на Бога

   9. Стоит ли переезжать вслед за родителями или оставаться на месте со своей семьёй?   (30:57)

семья, глава семьи

  10. Так ли нужно ли причащать младенцев, ведь они не понимают, что принимают Святые Христовы Тайны?   (31:50)

Причастие, причащение, Святые Христовы Тайны, причащение младенцев

  11. Чем вредны для детей игрушки или одежда с символикой смерти или нечистой силы?   (36:16)

воспитание детей, вред для души, поступать с рассуждением

  12. Зачем нужны тюрьмы и суды, если в Писании сказано всех за всё прощать? Почему профессор Осипов велит уничтожать носителей зла?   (41:44)

прощение обидчиков, как прощать, воздаяние за зло

  13. Можно ли современному христианину пользоваться старообрядческими книгами?   (46:11)

раскол, старообрядческие тексты, богослужебные книги, духовные книги

  14. Как избавиться от привычки врать?   (47:55)

привычка врать, ложь, борьба с грехом

  15. Не грешно ли думать, что Бог гораздо сложнее, чем Троица?   (50:06)

Троица, способность видеть Бога, понимание Бога, общение с Богом

  16. Что значит «солгать Духу Святому»?   (53:56)

искренность веры, привычка лукавить, добровольное даяние, обмануть Бога
+

Прот. Александр Березовский: Добрый вечер, дорогие слушатели! Добрый вечер, братья и сестры! Мы вновь с вами в прямом эфире передачи «Беседы с батюшкой», у нас с вами в гостях, как обычно в воскресенье вечером, протоиерей Димитрий Смирнов.

Батюшка, добрый вечер!

Прот. Димитрий Смирнов: Здравствуй, отец Александр. Здравствуйте, дорогие братья и сестры.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, потихонечку приближаемся мы уже к Великому посту, совсем мы недалеко от него, месяц уже остался. Следующая неделя у нас о мытаре и фарисее. Сегодня читалось Евангелие о Закхее.

Встаёт Закхей, и говорит: «Господи, всем, кого обидел, возвращу вчетверо». Даёт такое обещание, которое, может быть, он не будет в силах исполнить. Вот как раз хотел задать вопрос, нередко об этом спрашивают. Хорошо ли давать обеты Богу? И что делать, если не можешь данный обет исполнить?

Прот. Димитрий Смирнов: Господь недаром воплотился, стал человеком. Поэтому мы можем к Богу обращаться, как к человеку. Погорячился – ну приди и скажи: «Прости, вчетверо не смог, только в два раза».

Прот. Александр Березовский: Потому что действительно хочется как-то и себя подстегнуть, и Богу показать, что люблю Его, и такие обещания, мне кажется, бывают не всегда продуманными.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну… Какое там «продуманными»… Я вообще не представляю, чтобы наш человек что-то делал продуманно. С этим что-то как-то не сталкиваешься. Или крайне редко. Да я и сам никогда ничего не продумываю. Может, так специфически устроен мыслительный процесс. Но вот, есть ситуация, нужно на неё как-то отреагировать. Либо решение сразу всплывает, либо его нет. Но совершенно не понятно, как должен быть устроен процесс продумывания. Одно дело – геометрическая задача: мы смотрим, на какие теоремы похожа эта задача, что тут можно использовать, потому что теоремы – это готовый алгоритм. Это понятно. Мысленно перебрал. А в жизни?

Прот. Александр Березовский: Но Господь нам советует: «Прежде, чем идти на войну, сядь, посчитай, справишься ли…»

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, когда посчитать есть возможность, это хорошее дело. Подсчитать затраты, потому что бывает, особенно у женщин: хочется – купила, потом выяснится через месяц, что не нужно совсем. Затрачены деньги двух месяцев работы. Значит, два месяца ходить на работу и ничего не получить. Продать эту вещь – это потеря в два раза. Конечно, обязательно нужно продумывать. Но тут тоже процесс-то быстрый.

А бывает так, что нет решения, и хочется поступить определённым образом. А проходит время – три дня – и всё видится в другом свете, вроде и не очень хочется, вроде и не надо, вроде и денег жалко, вроде есть задачи более насущные. Очень для нас важна страхующая нас возможность – это подождать. Бывает, надо срочно принимать решение, быстро, когда дело касается каких-то вещей.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, а что касается обещаний Богу, насколько они полезны для нас?

Прот. Димитрий Смирнов: Понимаешь, какое дело. Если относиться к Богу как к какому-то порталу, то надо, чтобы температура в помещении не падала ниже 30 градусов, надо, чтобы не менялась амплитуда переменного тока и прочее, а Бог-то – Он живой. Человек со своим дурацким представлением не должен пытаться что-то там измерять. Он нам Отец и Создатель Вселенной, а мы такие ограниченные, правда, убогие существа. То есть Он нас любит и жалеет нас, относится хорошо, терпеливо, без раздражения. Мы всегда можем к Нему обратиться с доверием. А если к Богу относиться механически, то, я дерзаю думать, это Его оскорбляет. Представляешь, сидит человечек такой и размышляет: а вот Бог так, а вот Бог этак. Что ты, человечек, понимаешь? Тебе сказано: «Люби и доверяй».

Прот. Александр Березовский: Вот именно доверяй, вот с этим проблемы.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, потому что никому не верит человек, даже сам себе, и так же Богу, ну это же последнее дело.

Прот. Александр Березовский: С чего должна начинаться наша молитва к Богу, и о чём важнее всего просить?

Прот. Димитрий Смирнов: Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный… – вот с чего.

Прот. Александр Березовский: О чём важнее всего просить? Мы просим прощения, мы просим вразумления, мы просим о помощи, много чего просим.

Прот. Димитрий Смирнов: А это все одно и то же. Мне кажется, два слова «Господи, помилуй» включают вообще в себя всё. Недаром в церкви мы слышим это чаще всего. Например, говоря «Господи, помилуй», мы просим о прощении? Да. Мы просим о милости? Да. Мы просим о выздоровлении наших любимых? Да. Мы просим терпения? Да. Всё – «Господи, помилуй». А там уже в это вкладываешь свои чувства, мысли.

Прот. Александр Березовский: У нас есть первый звонок, батюшка.

Прот. Димитрий Смирнов: Алло,. Слушаем вас.

Телезритель: Здравствуйте. Я хочу задать вопрос батюшке Димитрию, можно?

Прот. Димитрий Смирнов: Это здорово. А с какой целью вы позвонили?

Телезритель: Чтобы дали мне прояснение на мои вопросы.

Прот. Димитрий Смирнов: А для чего существует наша передача?

Телезритель: Я не могу дозвониться, так долго звоню вам, надоедаю. Добрый вечер, с любовью.

Прот. Димитрий Смирнов: Ничего Вы нам не надоедаете, тем более первый раз дозвонились, никак не успели надоесть. Мы сюда незнамо откуда приехали, в тридесятом царстве где-то у сказочной принцессы находились и вот приехали только для того, чтобы отвечать на вопросы, а Вы теперь спрашиваете, можно ли вопросы задавать. Интересно, да?

Телезритель: Прошу прощения, простите.

Прот. Димитрий Смирнов: А мы прощаем заранее, всех причём.

Телезритель: Благословите тогда меня.

Прот. Димитрий Смирнов: И Бог Вас благословит.

Телезритель: Так, ну и что, могу я задать вопрос или нет? До вас так тяжело дозвониться, прямо вообще, я уже какой день звоню-звоню, каждую передачу, и не могу дозвониться.

Прот. Димитрий Смирнов: Зачем передача-то существует?

Телезритель: Ну я не знаю для чего, для того, чтобы объяснить что-то то, что нам не ясно.

Прот. Димитрий Смирнов: А Вы когда-нибудь нашу передачу видели?

Телезритель: Конечно, я каждый раз смотрю.

Прот. Димитрий Смирнов: И как она вообще происходит?

Телезритель: Происходит очень хорошо, хорошие и глубокие ответы.

Прот. Димитрий Смирнов: А ответы на что?

Телезритель: На вопросы мирян.

Прот. Димитрий Смирнов: Вот. Вот видите, Вы мирянин, и звоните и зачем-то спрашиваете, можно ли задать вопрос. Мы, собственно, для этого здесь и собрались. Неужели не понятно?

Телезритель: Я просто-напросто не знаю, кто со мной говорит. Я не вижу, батюшка со мной говорит или кто.

Прот. Димитрий Смирнов: А Вы что, моего голоса ещё не выучили?

Телезритель: Нет, я слышу, слышу Вас.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну так и чего?

Телезритель: Слышу, я уже привыкла к нему, мне очень нравится, с любовью.

Прот. Димитрий Смирнов: Иногда знаете, стоишь в трамвае с кем-то разговариваешь, а в спину стучат и говорят: «А вы случайно не Смирнов»? Я говорю: «Вот чисто случайно – да». Потому что мог бы быть Петровым, понимаете?

Телезритель: Ясно, ясно всё.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну так что, начнём?

Телезритель: Да. Батюшка, меня интересует вот какой вопрос. Во-первых, чётки. Чётки, конечно, даны церковникам-монахам, а мирянам? Как с ними обращаться? Это раз. Теперь Часы. Могут миряне твердить те службы, которые церковные? У меня, например, недуг такой, что я страдаю бессонницей. Я хотела бы почитать какие-нибудь изобразительные службы и Часы, так могу ли я это соизволить?

Прот. Димитрий Смирнов: А почему нет-то? У нас в Церкви вообще нет ничего тайного, всё – для всех, и каждый крещёный человек является священником Бога Вышнего, а все наши тексты божественные – это достояние общее. А если хотите знать, то до XVIII века вообще молитвословов не было, а все миряне читали Часы, изобразительные, вечерние, утренние, у кого был часослов. Вот часословы были, а молитвословов ещё не было. Так что вполне можно и очень даже хорошо, чего тут опасаться? Вас что, заарестуют за это, накажут, на костре сожгут?

Прот. Александр Березовский: До какого возраста дети должны быть в послушании у родителей?

Прот. Димитрий Смирнов: Что значит «должны»? Вообще до тех пор, пока кормят, поят, одевают, содержат и платят за квартиру, за свет, за газ.

Прот. Александр Березовский: Значит, пока ребёнок зависим?

Прот. Димитрий Смирнов: Да, например, ребёнок независим, ушёл сам на отхожий промысел, сам себе зарабатывает, сам себе снимает квартиру, сам себе купил автомобиль, и в этом случае он переходит в послушание начальству. Что начальство говорит, он выполняет, если не выполняет, его выгоняют. А так он должен подчиняться общему строю семейной жизни.

Прот. Александр Березовский: Спасибо, у нас есть вопрос. Тула.

Прот. Димитрий Смирнов: Алло, здравствуйте.

Телезритель: Здравствуйте. Отец Димитрий!

Прот. Димитрий Смирнов: Я!

Телезритель: Подскажите, пожалуйста, Тула Вас беспокоит. Прекрасно знаем, что у Вас есть детский дом под Вашим попечением. Хотелось бы как к специалисту обратиться. Сейчас есть школы приёмных родителей, которые рекомендуют при взятии ребёнка в семью в опекунство обязательно акцентировать на том, чтобы говорить ребёнку, кто у него были родители до приёмных родителей, что, дескать, обязательно всплывёт такой момент, как зов крови. И обязательно надо рассказывать, какие у тебя были родители, что они из себя представляли. Правильно ли это, или всё-таки этот вопрос лучше не поднимать? У меня есть две семьи, которые взяли приёмных деток. Одна семья малыша взяла, и малыш до сих пор не знает, что он взят. А вторая недавно, буквально полгода назад, взяла, и она постоянно подчеркивает, что у тебя были нехорошие родители, такие-сякие. Правильно ли это? Так рекомендует школа приёмных родителей.

Прот. Димитрий Смирнов: Дело в том, что очень много у нас совершенно безмозглых людей среди педагогов, и поэтому мозги им заменяют всякие американские технологии. А в Америке принято всё ребёнку говорить. На самом деле это большая травма для ребёнка - узнать, что те родители, которые его взяли, к которым он уже привык, которых мамой и папой называет, не родные. Травма, которую ребёнок никогда не изживёт. Наоборот, она, как гвоздь, будет в голове сидеть и вести в его душе отрицательную работу. Теперь по поводу голоса крови. Вообще какие-то вещи человек наследует, это безусловно. Но мы сами не знаем, что мы наследуем от своих предков, потому что дальше четвертого колена мы просто не помним. Может, в нашем роду были убийцы, алкоголики, а может быть, даже какой-то завёлся наркоман, и мы этого не знаем и не помним, тем более советская власть весь наш народ перемешала, и не один раз, как колоду карт. Довольно мало народу, кроме детей, живут там, где родились. Если Москву взять, сколько у нас коренных москвичей, я думаю, даже 10 процентов не наберётся. Поэтому это, безусловно, вредно. Когда своих мыслей нет, то, к сожалению, следуют этим правилам, которые абсолютно ни на чём не основаны. Я знаю по опыту детей, с теми, с которыми имею общение и пытаюсь их воспитывать, особенно если ребёнок уже в состоянии осознать, что его родители негодящие, это для него очень большая травма. Он их стыдится, стесняется, и это становится таким неразрешимым комплексом для него. Это очень вредно. Поэтому лучше, чтобы он знал, что вот это родители, которые меня любят и хорошо ко мне относятся. Поэтому нельзя тупо брать все рекомендации какой-то школы. Знакомиться с ними полезно. Хорошо, как преподобный Серафим говорил, что-либо знать, это не плохо, чему учат в этих школах, но совсем не всё. Вот эту рекомендацию мой опыт категорически отрицает, полезность этого. Наоборот, та старая система, которая использовалась в советской педагогике, что детям не говорить, и даже уезжали в другое место, имитировали беременность и так далее, мне представляется гораздо лучше. Говорят: всё равно узнает. Во-первых, не всё равно, во-вторых, не узнает. В этом нет ничего хорошего. А так это травма. Узнает про мамочку, кто она на самом деле, если уже будет понимать, что это такое, как с этим жить? Особенно дети очень остро переживают, что их бросили. Это на них очень вредно отражается, потому что они начинают думать, что они плохие. У любого ребёночка спроси: «Ты хорошая девочка?», – «Да. Я хорошая». То есть все детки хотят быть хорошими, а это в них разрушает. Надо быть либо полным тупицей, либо безжалостным человеком, что бы такое говорить. А кто это рекомендует, я даже не знаю, что с ним надо делать.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, но немало людей считают, что вообще детям надо говорить все: пусть учатся жить, а то мы их растим, как в теплице, это не говорим, от этого уберегаем. А потом, когда они выходят в жизнь, ничего не могут.

Прот. Димитрий Смирнов: Хорошо. Значит, давай с двухлетнего возраста детям показывать, например, кинофильмы о садистских половых извращениях. Пусть знают всё. С 2 лет посадить – смотри. Пойдем дальше. Где, в городе, в котором ты живешь, есть точки по распространению наркотиков? Карту. Игру такую: найди на карте место торговли наркотиками. Потом: как найти вену? Где взять шприц бесплатно? И так далее. Пусть знают, наркомания же у нас есть. Как грабить банки, как хамить родителям, какие есть слова, вот это матерщина, а вот это просто грубость. Пусть знают всё. Как замести следы преступления, зарезал человека – как спрятать труп. Дети должны знать всё. Это говорят сумасшедшие люди, абсолютно сумасшедшие. Вот сегодня радио слушал, дикторша критикует, что в Челябинске до сих пор большинство окон заклеено плёнкой. А если ей в ответ сказать, что по рекомендации такой-то и такой-то, назвать фамилию, работает там-то, вводятся дополнительные налоги, чтобы в каждом доме Российской Федерации был четверной запас стекол. Сейчас купим в разных странах, потому что в России столько не хватит, складируем, из-за этого одну квартиру выселим, пусть они будут очередниками, забьем все стеклами. Почему в четыре? А вдруг четыре раза подряд упадет метеорит. А для этого введём новый налог. А это – рекомендация журналистки, живёт она там-то и там-то, дача у неё там-то и там-то, и что с ней сделают? Спрашивается: что ты говоришь? Ну, можно ли окон набрать и чтобы всем вставить стёкла в течение двух суток? Это вообще абсурд. Слава Богу, что плёнка полиэтиленовая нашлась и фанера, так потихоньку делают. Или так охота критиковать, чтобы во что бы то ни стало всё только обгадить, такая цель стоит?

Прот. Александр Березовский: Критиковать легче.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, безумие. Люди просто элементарно глупые, а претендуют на то, что они… «А я считаю…». Ты что, академик РАН, что к твоему «считанию» надо прислушиваться? Еле-еле на троечки окончила какой-то журфак где-то там, в Тмутаракани, не умеешь ещё владеть русским языком: «э-э, мэ, бэ…», никак не можешь начать, и начинаешь поливать незнамо что, безответственная глупость. Так же вот, к сожалению, и в педагогике. Конечно, школа родителей –это нужная вещь, безусловно, но всё нужно же не слепо принимать, обязательно соотносить с собственным опытом, с собственным совестливым чувством, с тем, что ты вообще читал по педагогике, обязательно.

Прот. Александр Березовский: Дарья из Москвы спрашивает: «Если у человека есть Ангел-хранитель, то почему одних людей спасает, предостерегает от беды, а других нет, особенно если это касается детей?»

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, почему? Он спасает так раз 20, на 21 раз видит, не помогает спасение, и попускает ему поучиться. Или, например, видит Господь, что исчерпали все средства, дальше будет только хуже, и поэтому так делает, что это последняя его шалость.

Прот. Александр Березовский: То есть этому всегда предшествует период вразумления, поучения?

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно. Конечно.

Прот. Александр Березовский: Потому что больницы детские забиты травмированными детьми. Так вот посмотришь и думаешь, им-то за что? Может для вразумления родителей?

Прот. Димитрий Смирнов: Как за что? Сегодня один гражданин по радио заявил, как он с закрытыми глазами лазил на башенный кран не на спор, а из ухарства. Раз звонил, значит живой, можно поздравить. А вот не глядя бросаться в воду, со скалы нырять? Сколько людей сейчас ездят на колясках после этой процедуры.

Прот. Александр Березовский: У нас есть вопрос, батюшка. Добрый вечер.

Прот. Димитрий Смирнов: Здравствуйте, слушаем вас.

Телезритель: Здравствуйте.

Прот. Александр Березовский: Говорите, Ваш вопрос какой?

Телезритель: Здравствуйте, отец Димитрий, здравствуйте, отец Александр. Беспокоит вас раб Божий Евгений из Омска. Хотел Вам задать вопрос по поводу смирения и терпения. Я попытался следовать Вашему совету, смиряться и терпеть, но не могу понять, когда меня что-то раздражает, что вперёд приходит: терпение или смирение? Потому что я как бы себя приучил немножечко терпеливо выслушивать, но всё равно во мне что-то такое ещё протестует, что это такое? И как, Вы говорили, что с годами нужно постепенно этого достигать, потому что сразу, наверное, ничего не происходит. Спасибо Вам.

Прот. Димитрий Смирнов: Начинать нужно с терпения, так рекомендует нам Священное Писание. Терпение – это проще чем смирение. Смирение – это уже высший пилотаж. Потом, я не говорил, что годами. Я говорил, что десятилетиями. Чтоб за 7 лет человек приобрёл смирение, это невозможно, 20 лет минимум. А терпение лет за 10 постоянных упражнений – можно. А так у Вас ещё что-то остаётся, сопротивление, душа возмущается, это закономерно, этому не надо удивляться, всё очень нескоро. Вы готовьтесь к длительному процессу.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, в продолжение этой темы Сергей из Риги: «По вере пытался исполнять закон о любви к ближнему, подавляю весь негатив, совершаю добрые дела, но уже год мучаюсь депрессией. Психиатры называют причиной депрессии накопление подавленных чувств, эмоций, запрет на чувства. Как выйти из депрессии? Дать волю греховным желаниям?»

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, та методология, которую этот раб Божий использовал, она в корне не верна, потому что надо не подавлять, а нужно просить у Бога об освобождении. Человек без Бога пытался это всё устроить.

Прот. Александр Березовский: Сам решить свои проблемы.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Это действительно путь совершенно неправильный. Конечно, силой воли человек многого может достичь. Но как из жадного сделаться щедрым? Нужно, чтобы Сам Создатель Своим перстом, который выражается в приходе благодати Божией, изменил греховную сущность данного человека. Поэтому нужно обращаться к Нему, к Спасителю.

Прот. Александр Березовский: Как Закхей.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да, конечно.

Прот. Александр Березовский: У нас есть вопрос.

Прот. Димитрий Смирнов: Алло, здравствуйте.

Телезритель: Здравствуйте, батюшка Димитрий. У меня такой вопрос. В Омске сейчас строятся два завода кремниевых. И мои родители собираются переезжать в Украину или в Белоруссию, и меня зовут. У меня семья, муж, двое детей. Я как бы на распутье сейчас, в связи с этими обстоятельствами не знаю, как поступить.

Прот. Димитрий Смирнов: У Вас очень лёгкая ситуация. У Вас есть муж. Спросите у мужа, и делайте, как он скажет. При чём тут Вы-то, я не пойму… Такие вещи мужья решают.

Прот. Александр Березовский: Ну, дай Бог, чтоб муж решил, а то, раз звонит, то у них глава семьи она?

Прот. Димитрий Смирнов: А может, не пробовала?

Прот. Александр Березовский: Ольга из Щёлково: «Скажите, пожалуйста, нужно ли причащать младенцев Святых Христовых Таин, ведь они совсем не понимают, что происходит, и кричат так, что иногда сердце надрывается. Иногда невольно осуждаю родителей, на руках у которых дети по полчаса надрываются от слёз. Если это нужно, объясните, пожалуйста, для чего?»

Прот. Димитрий Смирнов: Если начать опрашивать взрослых людей, и зрелых и пожилых, о Святых Христовых Тайнах, толково это объяснить смогут такое же количество, как и младенцев. Не всё человек может осмыслить умом. А человек – это существо, состоящее не только из интеллекта. Я помню, как меня младенцем, до школы, бабушка водила в церковь, как я причащался.

Прот. Александр Березовский: Но Вам этого хотелось. Это было всегда с желанием.

Прот. Димитрий Смирнов: Я бы не сказал. Это тогда и не могло быть, потому что это было очень не часто, когда меня родители отправляли к дедушке и бабушке пожить, обычно дня на два, на три. Бабушка этим пользовалась и водила меня в храм и причащала. Некоторые эти Причащения я помню до сих пор, даже помню вкус Причастия с тех самых пор. Я считаю, что это на меня оказывало благотворное действие. Я это осмыслил уже гораздо позже, когда был уже довольно взрослым человечком.

Для чего младенцев причащают? Это нужно в каждом случае исследовать. Брать семью смотреть, как она живёт. Некоторые сами не знают, зачем причащают. Некоторые знают, но делают это очень неловко. Если младенец орёт, в этом есть причина. Просто некоторые родители не знают, что с этим делать, пренебрегая покоем остальных, прут напролом. А на самом деле достаточно применить очень легкие меры, чтобы это всё исправить.

Прот. Александр Березовский: Успокоить, уговорить.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну успокоить. Это всё зависит от возраста. В семь месяцев младенец ведёт себя так, а в два с половиной года этак. К сожалению, многие родители поступают довольно тупо.

Прот. Александр Березовский: Чаще всего ребёнок испуган.

Прот. Димитрий Смирнов: Если испуган, то тогда его в таком состоянии, конечно, незачем причащать. Говорят, ну раз уж пришли, ну давай, сейчас руки скрутим, за уши будем держать, двумя руками разинем рот, давай втиснем ему лжицу, потом подбородок прижмём к верхнему нёбу, чтобы он наконец проглотил – именно механический подход. И за этим криком младенца они уже полностью как-то выпали из пространства человеческого общения.

Прот. Александр Березовский: У них есть цель – причастить.

Прот. Димитрий Смирнов: Цель, которая всё подавляет. Всё надо делать с рассуждением, особенно такие деликатные вещи.

Прот. Александр Березовский: У нас есть вопрос.

Прот. Димитрий Смирнов: Алло, слушаем вас.

Телезритель: Алло, здравствуйте, отец Димитрий и отец Александр. Беспокоит вас раба Божия Татьяна. У меня двое деток, старшей дочке 10 лет и маленькому годик. Сейчас очень много кукол, игр, различных вещей, на них черепа, куклы-ведьмы, настолько они сейчас принимают огромный оборот, такую рекламу, и у меня нет сил объяснить дочке, что это плохо и нельзя в это играть. Мне бы очень хотелось, чтобы Вы как профессионал сказали, чем на самом деле плохи черепа на игрушках, даже на детской одежде. Это так много присутствует, что даже удивляешься, что родители это покупают, дети из школы это приносят. А я всё время объясняю-объясняю, вроде бы понимает, опять же приходит из школы: вот кто-то опять куклу принёс, вещь какую-то принес с такой символикой с ведьмами. Скажите, пожалуйста, как в этом случае быть.

Прот. Димитрий Смирнов: Понимаете, тут говори, не говори… К сожалению, очень многие родители по-настоящему сумасшедшие. Откуда у ребёнка тяга к этому? Из-за мультфильмов. Дети начинают играть в то, что видят, понимаете? И это, конечно, разрушительно действует на их душу. Когда человек из здоровой семьи приходит в эту школу, где есть дети, которых уродуют сумасшедшие родители, он этим заражается, потому что ему хочется того же. Они обмениваются там всякими вещами, а с помощью мобильных телефонов вообще очень быстро могут просветить. Мы живём в страшную эпоху. Понимаете, это страшно. Наши дети подвергаются постоянной атаке, а дальше ещё будет хуже. Скоро вот эта вся тьма заполнит всё пространство. Так, если мы хотим иметь психически здорового ребёнка, мы должны по возможности это всё устранить. Как бороться с тем, что ребёнок этого хочет? Надо сказать: «а) не надо завидовать; б) если ты хочешь иметь такое, давай, я тебя отведу к той маме, ты будешь там жить, и она будет тебе покупать то, что и остальным детям. Я, пока я твоя мама, этого покупать не буду никогда. А если ты будешь ныть, просить, клянчить, тогда я вообще прекращу с тобой всяческие отношения. Либо мы с тобой любим друг друга, и ты делаешь то, что я тебя прошу и считаю нужным, либо я тебя отправлю к той маме. И ты будешь вся в черепах, покрасишься в оранжевый цвет, проколешь себе всё, что можно и нельзя: и язык, и веки, и уши, и ноздри, и делай, что хочешь. А я себе рожу другую девочку или возьму хорошую из детского дома. Давай, одевайся, пойдём к той маме, и прощай, больше мы с тобой не увидимся». Может, на неё это произведёт впечатление, снимет её капризы. Просто нужно своими детьми стараться, пока они не выпряглись окончательно, управлять. Если они нами начнут управлять, а дети славные манипуляторы, то тогда педагогический процесс заканчивается. Начинается измывательство над родителями.

Прот. Александр Березовский: К сожалению, государство сейчас принимает законы, которые ограничивают возможности родителей вот так влиять на своих детей, а детям всё больше и больше хочется.

Прот. Димитрий Смирнов: Хорошие законы надо выполнять, плохие законы ни в коем случае нельзя выполнять, потому что есть законы хорошие, есть законы идиотские, особенно, если законы навязаны извне, из других государств.

Прот. Александр Березовский: В законе о правах детей есть пункт: право ребёнка на развлечение. То есть если родители препятствуют поиграть в компьютер…

Прот. Димитрий Смирнов: Этот закон существует для Парижской выставки. Каждый нормальный родитель, не псих, должен понимать, сколь вредны вот эти компьютерные игры. Полно информации, что бывает с детьми в результате того, что они пристрастятся к компьютерным играм. Развлечения и игры детям обязательно нужны, но вопрос такой: какие, и сколько, и в какое время.

Прот. Александр Березовский: У нас есть вопрос.

Прот. Димитрий Смирнов: Алло, слушаем Вас.

Телезритель: Здравствуйте. В Писании написано, что мы должны все прощать, и всех, обидящих и ненавидящих вас. Тогда зачем нужны суды, тюрьмы, наказания убийцам, насильникам, ворам?

Прот. Димитрий Смирнов: Точно, точно, завтра же я всё отменю.

Телезритель: А Осипов Алексей Ильич сказал, что нужно источники зла и носителей зла уничтожать.

Прот. Димитрий Смирнов: Сегодня выходной, а уже во вторник начну всех уничтожать. Точно, как Алексей Ильич велел, а он является моим учителем ещё со времен семинарии. Значит, первое. Завтра отменяем суды, всех выпускаем, милицию отменяем, сколько сукна нам на пальто останется, а уж послезавтра начнём всех носителей зла уничтожать. Всё. Большое спасибо, вот я жил-жил и не знал, а всё как просто, сколько сэкономим вообще денег. Но тогда «караул!», чур, не кричать, когда все распустятся. Вот когда революция случилась, все полицмейстеры и городовые разбежались и переоделись, и народ стал кричать «караул!»

Прот. Александр Березовский: Всю уголовщину выпустили.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, все лавки перебили, а вместо милиции стали ходить уголовные элементы. И судов не надо, что судить?

Вот женщина наклеветала на Священное Писание, как и многие. Я слышал, как один певец говорит: «Вот, в Священном Писании написано», дальше понёс какой-то бред и кавычки закрыл. Пользуясь тем, что народ у нас тёмный, можно теперь на Священное Писание клеветать. Я вам дам премию, если вы мне найдете в Священном Писании слова, что всем надо всё прощать. Если найдёте, дам очень хорошую премию, целый год будете безбедно жить. Найдите, пришлите эти слова из Священного Писания, адрес свой напишите. Я часть из своей зарплаты вам уделю. «Вот в Божием Писании написано», да ничего там такого нет. Всё совсем по-другому, а вот как по-другому, почитайте, очень интересно. А потом ещё почитайте, а что это значит. «Всем всё прощать» – и где это написано? Нет, ничего подобного, это вещи очень тонкие, надо понимать. Что в голове преобразилось, думать, что так оно и есть. Нет, надо знать текст, наизусть очень важно знать. Человек, когда пересказывает, к сожалению, обязательно приврёт, что с Вами и случилось, к сожалению.

Прот. Александр Березовский: Да, хочется опереться на что-то авторитетное, а знаний не хватает.

Прот. Димитрий Смирнов: С кем связываются? Сидят два священника. Ты Академию окончил?

Прот. Александр Березовский: Академию нет.

Прот. Димитрий Смирнов: А я Академию окончил. И начинает рассуждать, нам втюхивать, про Священное Писание. Да мы каждый день Священное Писание читаем. И нам рассказывать, что всем всё прощать. Ну где там написано?

Прот. Александр Березовский: Вопрос из Сочи, батюшка.

Прот. Димитрий Смирнов: Сочи, здравствуйте. Слушаем Вас.

Телезритель: У меня вопрос к отцу Димитрию. Здравствуйте, отец Димитрий и отец Александр. Возможность использования дореформенных текстов. Если мне память не изменяет, в 1970 году был Поместный Собор Русской Православной Церкви, на котором признаны дореформенные тексты. Есть многочисленная литература по вопросам расколов, старообрядчества, где говорилось, что часто вносились изменения текстов, появились такие несуразицы, как скачущая вода, водой попаляющая, чего нет в дореформенных текстах. Возможно ли современному православному христианину пользоваться этими дореформенными текстами?

Прот. Димитрий Смирнов: А русский язык для Вас родной?

Телезритель: Конечно, да.

Прот. Димитрий Смирнов: Как Вы понимаете слова «равноспасительные тексты»?

Прот. Александр Березовский: Смысл-то разный разных текстов.

Телезритель: Что не осуждается, и возможно пользоваться и тем и другим.

Прот. Димитрий Смирнов: Вот, значит, Вы совершенно адекватно поняли. Тогда о чём Вы спрашиваете? Что тут огород-то городить? Вы прекрасно знаете всё. Это всё равно что глядеть на часы и спрашивать который час.

Прот. Александр Березовский: Екатерина спрашивает: «Как избавиться от греха вранья? На душе всегда остаётся след от лжи».

Прот. Димитрий Смирнов: Очень просто: не врать. Всё. Перестал врать и избавился.

Прот. Александр Березовский: Это для того, кто не врёт, кажется всегда просто.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, не просто. Как избавиться от пьянства? Не пей. А как ещё? Больше никак. Как избавиться от злословия? Не злословь. Можно, есть такая рекомендация, пуговицу большую от пальто положить в рот. И она будет стучать по зубам и напоминать. Просто человек по забывчивости, по привычке, даже не замечает. Но в тех местах, когда замечает, остановись. Сначала останавливается, потом перестаёт. На это тоже не один год уйдет. На самом деле это просто. Как избавиться? Что человек хочет в мозгу операцию какую-то сделать? Операции делали на мозге ещё 100 лет назад, но они всегда ухудшали состояние. То есть это за счёт того, что вносили некоторый ущерб в мозговую деятельность, но никогда от греха не избавляли. Никак, не получается.

Прот. Александр Березовский: У нас есть вопрос.

Прот. Димитрий Смирнов: Алло, здравствуйте, слушаем Вас.

Телезритель: Здравствуйте, вас беспокоит раба Божия Татьяна, Белгород. Я бы хотела задать вопрос отцу Димитрию. Мы все знаем из Священного Писания, Предания, что Бог – Святая Троица. Это было явлено нам, людям, сначала Бог явился как Единица, потом как Святой Дух, потом Бог-Слово или Сын. Но известно, что Бог не познаваем, мы не можем человечеством своим познать Его. Возможно, мы ошибаемся, и Бог намного сложнее, чем Троица. Меня это мучает, не является ли это грехом, или я не знаю, может, мы не правы?

Прот. Димитрий Смирнов: Грехом тут нельзя ничего назвать. Ваши мучения будут продолжаться до Вашей смерти. Это Ваше мучение является следствием греха. Человек до грехопадения видел Бога, поэтому у него не могло даже никаких вопросов возникать. А когда Адам с Евой согрешили, они были изгнаны из Рая. Изгнание из Рая в переводе на наш современный язык означает потерю возможности непосредственно видеть Бога. Так как Вы дочь Адама, Вы потеряли способность видеть Бога, поэтому Вы будете мучиться, пока вновь Его не увидите. Если Вы хотите после своей смерти всё-таки увидеть Бога, Вам нужно взять свой крест и следовать за Иисусом Христом. Если Вы в Него верите как в Божественное Слово воплотившееся, тогда следование за Христом приведет вас к Святой Троице, и тогда Вы Её увидите. Но и сам путь за Христом, недаром нужно его идти, неся крест, это довольно мучительно. Всякому человеку, который желает идти за Христом, надо понимать, что это есть шествие страдальческое и мученическое, поэтому облегчение Вам в этой жизни не предвидится. Но если Вы верите, тогда в конце Вашего пути Вас ждет видение Святой Троицы, и все Ваши «а если не Троица, а Четверица или Дюженица, или Сороковница» отпадут спокойненько, понимаете? А сейчас пока помучайтесь, но само мучение не есть грех, это следствие греха ещё аж Адама и Евы.

Прот. Александр Березовский: За гробом нет неверующих людей. Что бы человек ни говорил в своей жизни, вот умрёшь, и тогда уже во всём убедишься.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну конечно. Не так-то долго ждать, так жизнь быстро проходит, просто ужас.

Прот. Александр Березовский: Это в детстве она так тянется, хочется скорей вырасти.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, взрослым быть, большим.

Прот. Александр Березовский: Галина из Волгограда: «Что значит солгать Духу Святому? В Деяниях рассказывается о солгавших Анании и Сапфире, поплатившихся за это. Это Деяние Апостолов мне показалось жестоким по сравнению с человеколюбием Иисуса Христа. Что значит солгать Духу Святому?»

Прот. Димитрий Смирнов: А там же всё описано.

Прот. Александр Березовский: Утаили часть денег от продажи имущества.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, но это было не просто имущество.

Прот. Александр Березовский: Все, продавая, приносили всё к ногам апостолов. Они тоже продали, но принесли часть. И Пётр к ним обращается: «Не добровольно ли вы это делали? Никто же вас не понуждал».

Прот. Димитрий Смирнов: Или они бы сказали: «Все не можем. Вот вам восемь процентов». Никто бы их не осудил. Потому что первая Церковь Апостольская, она вся жила благодатью Святаго Духа.

Прот. Александр Березовский: То есть это приношение было Духу Святому.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, это был акт доверия Богу. Я вот, Господи, даю всё, и твердо верю, что отныне я ни в чём не буду нуждаться, ты Сам позаботишься. А тут они с Богом затеяли торг.

Прот. Александр Березовский: Да даже не торг, а какое-то лукавство.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, в этом-то и дело, как от Бога что-то скрыть?

Прот. Александр Березовский: То есть для нас это какой урок? Если уж приносишь Богу, то приноси всё честно.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, никто же тебя не заставляет все приносить. Господь только один раз одному юноше сказал, что пойди, раздай имение нищим, и приходи, и следуй за мной. Он же не всем это говорил. Он Закхею этого не говорил. Закхей сам, и то, не всё отдал, сказал: «Половину имения, Господи, отдам нищим». И пришло спасение. Никто же за язык не тянет. А то изображает из себя, что он даёт всё, а приносит только часть. И что, это такие отношения с Богом? То есть привык дурачить людей.

Прот. Александр Березовский: Привык лукавить.

Прот. Димитрий Смирнов: И что значит жестоко? Апостолы его не убивали, Господь его прибрал. Апостолы пальцем не трогали, ни иголок под ногти, ни на дыбу, вообще кто его трогал?

Прот. Александр Березовский: «Кто научил тебя солгать Духу Святому?» Спросил и всё.

Прот. Димитрий Смирнов: Вот – жестоко. Это что, Бог жесток?

Прот. Александр Березовский: Это только человек может такой вопрос задать.

Прот. Димитрий Смирнов: Соответствующий вопрос.

Прот. Александр Березовский: Спасибо, батюшка, за ответы, пора прощаться.

Прот. Димитрий Смирнов: Да? До свидания, всего вам доброго.

Прот. Александр Березовский: Спасибо вам за ваши вопросы. Пишите на наш сайт раздел «Вопрос к священнику» , и на

Комментарии.

    Комментариев 23

    1. VIKTOR:

      По предыдущим записям понял , что у отца Дмитрия «на днях» день рождения.С чувством глубокого уважения хочу присоединиться к поздравлениям.Да спасет Господь вас, о.Дмитрий и да благословит все ваши труды по окормлению нас грешных.

      • regent:

        В аннотации на «Проповедь на обретение мощей святых мучеников во Евгении (7 марта по н.с.)» прямо об этом сказано, а ссылка на саму проповедь сейчас как раз над ссылкой на «Беседы с батюшкой (ТК «Союз», 17 февраля 2013 г.» на главной странице :-)

    2. AHHA:

      Всем все прощать….Евангелие от Марка лава 11стих 25…
      И пожалуйсто помогите понять правильно о прощении…
      Анна

      • VladimirPetrovich:

        «25. И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши.»

        «прощайте, если что имеете на кого», — всё сказано. или у Вас другое Евангелие.

    3. PinQueen:

      Мы с супругой присоединяемся к поздравлениям о. Димитрия (Смирнова) :

      Без лишних слов, без лишних фраз, / С глубоким чувством уваженья / Позвольте нам поздравить Вас / В день светлый Вашего рожденья. / Что пожелать Вам в этот день, / Каких же благ, какого счастья?/ Чтоб никогда не унывать, / Не знать болезни и несчастья. / Чтоб Вы не знали никогда / Ни огорчений, ни печали, / Чтоб прихожане и друзья / С улыбкой всюду Вас встречали.

    4. Cветлана:

      Уважаемый отец Дмитрий!От всего сердца искренне поздравляю Вас с днем рождения! Желаю Вам здоровья, исполнения всех Ваших желаний, успехов во всех Ваших благих делах! Благодарная Ваша слушательница бесед, проповедей. Спаси Господи за Ваши правдивые слова, которые попадают в сердце, отрезвляют мозг (мой точно), помогают мне выбирать направление в жизни.Божьей помощи, сил, выдержки Вам в Вашем служении!Многая лета Вам!
      С поклоном и благодарностью.

    5. mtn:

      С Днем Рождения, о. Димитрий, здоровья Вам, жизненных сил, помощи Божьей в Вашем нелегком, но таком необходимом для нас служении.

    6. Анна Вихляева:

      С днём рождения дорогой отец Димитрий! Многая и благая Вам лета!

    7. dmitry.r:

      С днём рождения о.Димитрий,многая лета!
      ПС:даже на детской мозаике Храм Христа Спасителя-без Креста…да уж,а что-то выбрать…сплошь сомнительные существа…

    8. neonilla:

      Спаси, Христе Боже, спаси, Христе Боже, на многая, многая и благая лета, дорогой батюшка, о.Димитрий!

    9. Татьяна:

      Дорогой отец Дмитрий, примите самые искренние поздравления с Днем рождения!Долгие, долгие Вам лета! Спасибо за Ваши труды! Храни Вас и всю Вашу огромную христианскую семью Господь!
      Татьяна, Псков.

    10. julia l:

      Спаси Вас Господи,дорогой о.Димитрий.
      Многая лета,многая лета,многая лета!

    11. Natalya t:

      С днем рождения, дорогой отец Дмитрий! Здоровья, радости и счастья Вам и Вашим близким. Спасибо Вам за все, что Вы делаете. Храни Вас Бог.

    12. георгий панчулидзе:

      Спасибо Вам Батюшки. Поздровлаю Вас отец Димитрий с днем рождения! Гилоцавт Мама Димитри дабадебис дгес! Хрнит Вс БОГ! ГМЕРТМА даглоцот!

      Георгий.Грузия.Кутаиси.

    13. Tigri:

      Дорогой отец Дмитрий! Поздравляю Вас с днем рождения. Успехов Вам во всех трудах.

    14. Иван Гладков:

      Я когда приношу своего сына к причастию, прошу у Бога чтобы он избавил его от греховной наследственности… и помог стать ему христианином

    15. Tetiana:

      Рекомендация говорить всю правду о биологических родителях действительно страшная. Меня в «школе приемных родителей» учили говорить: «эта женщина дала тебе жизнь, и только за это уже надо быть ей благодарным», ни в коем случае ничего плохого в адрес био родителей.
      По поводу «голоса крови» и тайны усыновления. Видимо, имелось ввиду что ребенок взрослея начинает интересоваться своим ранним детством — фотографиями из роддома, рассказами на тему как и где он родился. Если эта информация отсутствует, у ребенка закрадываются сомнения. А подростковый возраст не лучшее время для открытия тайны. не лучше ли подготовить ребенка заранее, говоря о том, что усыновление — это естественно, воспитывая его так, чтобы он будучи взрослым, так же взял ребенка в свою семью?
      Какой груз лежит на родителях, которые всю жизнь боятся, что тайна откроется? Неужели нужно прекратиться связи с родственниками, друзьями и уехать в другую страну чтобы ребенок ничего не узнал? А оставшись в родном городе, велика вероятность того, что найдутся «доброжелатели», которые эту тайну откроют. Именно тогда происходят трагедии внутри семьи. Поэтому и советуют на курсах не скрывать от ребенка что он усыновлен.

      • julia l:

        Конечно страшная.Получается так:Сделай сам своему ребёнку больно,а то вдруг это сделает кто-то другой.
        Почему не подумать о ребёнке,о его чувствах,о том каково ему жить с осознанием того,что его родили и выбросили.И всё из-за чего,из-за ложного страха?»Доброжелатели» может найдутся,а может и нет.
        «давайте решать проблемы по мере их поступления».
        Если человек решает взять сироту,то он обязан постараться сделать всё возможное,чтобы не наносить ему ещё больших душевных травм,чем те ,которые уже случились в жизни этого маленького человека.
        Усыновление-это естественно.А вот быть сиротой-это неестественно.

        • Swetlana An:

          Не знаю, как вообще можно сохранить тайну усыновления. Если только улететь на другую планету. Болтают все, и православные тоже, почему-то люди считают своим долгом передать другому свое знание о том, что ребенок усыновлен. И ребенку это обязательно скажут: в д/саду, в лагере и т.п. Как на это реагировать, непонятно. Мой сын сказал мне: «Глеб сказал, что ты не настоящая моя мама». А я, начитавшись советов, рассказала мягко об этом. Он два дня плакал, говорил: «Ты ведь настоящая мама?». Но потом, все-таки не приняв это, твердо сказал «Ты настоящая». Но все это меня продолжает беспокоить.

          • PinQueen:

            Не беспокойтесь:) Вы и есть — настоящая мама!

          • julia l:

            Вы самые родные люди на земле,поверьте в это и никогда не говорите обратного.Главное,что вы встретились и любите друг друга.
            Храни вас Господь.

    16. julia l:

      Спаси Господи.
      Узнать,что родители ребёнку не родные-это конечно же травма для души.

    17. Larkisa:

      А я боюсь давать обеты…мне кажется, потом стыдно будет Ему в глаза посмотреть..знаю немощь свою.
      Батюшка о. Димитрий, дорогой и любимый , с Днем рождения!
      Многая лета и Спаси Вас Господи за все, что Вы для нас всех делаете!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.