Блогпост протоиерея Димитрия Смирнова. Выпуск 46
Сорок шестой выпуск передачи "Блогпост протоиерея Димитрия Смирнова", в которой о.Димитрий отвечает на вопросы, поступившие от участников нашего мультиблога, о семейных ценностях и проблемах, о молитвенном делании и толковании непонятных мест в Священном Писании и на многие другие. Ведёт передачу протоиерей Александр Березовский.

   1. Почему Иоанн Златоуст ставит в один ряд такие добродетели, как смирение и целомудрие?   (0:41)

добродетели, целомудрие, борьба греха и добродетели

   2. Поясните слова Господа из Евангелия от Луки: «Кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником».   (4:07)

привязанность сердца, привязанность души, где сокровище ваше там будет и сердце ваше, не можете служить Богу и маммоне

   3. О чём говорит мироточение икон? Могут ли иконы мироточить у невоцерковлённых людей?   (17:10)

иконы, мироточение, чудеса, толкование чудес

   4. Может ли чужая зависть быть причиной несчастий в нашей семье?   (19:03)

суеверия, порча, сглаз, боязнь сглаза, зависть, молиться за врагов, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас

   5. Если истинная христианская жизнь как добрый пример так вдохновляет и трогает душу, почему так мало последовало за Христом?   (22:02)

святость, беснование, покаяние, доверие к Богу, следовать за Христом

   6. Правда ли, что христианство – слишком гуманная и удобная религия для ловких людей: согрешил, покаялся, купил себе прощение?   (27:18)

христианство, грех, покаяние, личные отношения с Богом

   7. Как избавиться от родового проклятия (тяжёлой болезни) и отмолить грехи рода?   (31:36)

болезнь следствие грехов, расплата за злодеяние, проклятие, родовое проклятие, суеверие, отмолить грех, грех предков, болезни

   8. Как быть, когда победа над блудным грехом уничтожается тщеславием, за которым снова следует блудный грех?   (35:24)

борьба с грехом, тщеславие, гордость, дьявол крадёт победу

   9. Почему Бог не слушает «любящих похотения свои»?   (39:30)

воля человека, воля Божия, о чём просить в молитве, о чём молиться, как молиться

  10. Для чего существует такое количество молитв на все случаи жизни, если достаточно «Господи, помилуй»?   (43:26)

молитвенное наследие, молитвослов, вера, как молиться, о чём молиться

  11. Может ли дьявол спасти от ада тех, кто верно служил ему при жизни?   (46:34)

служить Богу, служить дьяволу, ад, отец лжи, земное благополучие, суд земной, суд человеский, суд Божий

Прот. Димитрий Смирнов: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Мы вновь с вами в нашей рубрике «Блогпост». Отец Александр приготовил вопросы, которые вы нам адресуете. На некоторые из них мы постараемся сегодня ответить.

Прот. Александр Березовский: Добрый день, батюшка, добрый день нашим зрителям. Начну со свежих вопросов.

Игорь из Нижнего Новгорода: «В молитве Иоанна Златоуста есть слова “Господи, дай мне смирение, целомудрие и послушание”. Верю, что совсем не случайно эти добродетели названы вместе, но всё-таки разъясните, почему рядом называются смирение и целомудрие, казалось бы, такие разные свойства человеческой души?»

Прот. Димитрий Смирнов: Смирение должно охватывать все сферы человеческой жизни. Целомудрие – это как раз то, что собирает нас в единое целое, даёт нам возможность прийти к Богу. Вообще-то, порядок перечисления добродетелей не имеет значения, потому что христианские добродетели очень связаны между собой, дополняют друг друга, а некоторые прямо вытекают одна из другой, как например, смирение и терпение. Смирение без целомудрия представить невозможно. Чтобы достичь смирения, нужно смиренномудрие. А целомудрие – это свойство души, которая стремится к возвращению разрушенной грехом целостности.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, мы нередко просим: «Господи, дай мне чистоту помыслов», потому что чаще всего грех начинается с помыслов. Возможно ли человеку достичь чистоты помыслов?

Прот. Димитрий Смирнов: Человекам это невозможно. Это возможно только через дар благодати Божией, которая очистит человека. Сам он не имеет таких возможностей.

Прот. Александр Березовский: Наш ум – это как раз поле борьбы дьявольских помыслов и Божьего произволения. Чему человек отдаст предпочтение?

Прот. Димитрий Смирнов: От человека требуется определённое усилие воли, это во-первых; а во-вторых, «род сей изгоняется только молитвой и постом». Пост – это воздержание от греха, это усилие самого человека. А остальное – это что даст Бог по твоей молитве.

Прот. Александр Березовский: Спасибо, батюшка. Елена из Германии: «Объясните, пожалуйста, стих из Евангелия от Луки: “Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником”. А что значит “отрешиться от всего”?»

Прот. Димитрий Смирнов: Это значит: ничто в жизни не должно нами владеть, потому что если что-то владеет нами – это уже есть идол между нами и Богом.

Прот. Александр Березовский: Получается, имеется в виду отношение человека к имуществу, но не призыв всё имущество оставить? Всё оставить мы не можем, живя в миру, мы же не в монастырь уходим.

Прот. Димитрий Смирнов: Имеется в виду привязанность сердца, вот что нужно оставить. Человек привязан к Родине, человек привязан к работе... Человек бывает привязан к каким-то благородным искусствам и к удовольствию, которое он от них получает, меломаны, например, имеют такую привязанность. Или вот есть любители спорта, они либо сами участвуют, либо выступают как болельщики, много времени этому посвящают, спорт вызывает у них сильные эмоции. Некоторые люди привязаны к деньгам, к обладанию деньгами. А некоторые люди привязаны сердцем к денежным тратам, деньги для них – всего лишь средство, чтобы купить что-то, они привязаны к самому процессу приобретения вещей...

Разные вещи могут быть объектом привязанности. Некоторые люди книги собирают, другие любят книги читать... У некоторых есть личные библиотеки по десять тысяч томов, а за жизнь человек может прочитать только две тысячи. Остальные восемь лежат мёртвым грузом. Я специально называл сейчас вещи вполне достойные, но они тоже могут быть препятствием на пути человека к Богу, сиречь грехом.

Прот. Александр Березовский: «Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6,24).

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Под маммоной подразумевается всяческое богатство.

Прот. Александр Березовский: Даже, казалось бы такое достойное увлечение, как искусство...

Прот. Димитрий Смирнов: Или иконы. Вот человек любит иконы, их собирает, изучает, складывает, развешивает, дарит, всю жизнь этому посвятил. Его по телевизору показывают, спрашивают, он увлечённо об иконах рассказывает, и видно, что вся его жизнь вот в этом – в коллекционировании и изучении икон. Он никак не может быть учеником Господа, потому что если ты ученик, то на первом месте в твоей жизни должен быть Христос, а уже на втором месте могут быть и иконы, и семья...

Прот. Александр Березовский: Часто спрашивают: всю жизнь посвятил детям, что же в этом плохого? Наоборот, это замечательно, что человек пожил не для себя, а для детей.

Прот. Димитрий Смирнов: Да никто не говорит, что плохо пожил. Хорошо пожил. Но учеником не может быть. Всё может быть очень хорошо. Человек посвятил себя музыке, это же ведь не героин. С человеческой точки зрения увлечение музыкой гораздо лучше, чем увлечение героином. И увлечение классическими музыкальными инструментами лучше, чем увлечение электрическими, хотя электрогитарой можно заработать больше, чем деревянными струнными, ударными или щипковыми инструментами. И тем не менее, все признают, что сочинение музыки или её исполнение – это выше, чем «по улице ходила большая крокодила, тру-ля-ля». Есть высокое искусство, есть среднее, есть низкое, и есть вообще не искусство. И что, собственно? Если ты не нашёл в своём сердце место для Христа, ты не становишься Его учеником. И следовательно, твоя жизнь, с точки зрения Творца Вселенной, не имеет смысла. С точки зрения твоего народа твоя жизнь имеет смысл, ты вносишь вклад в культуру. Если ты своей лирой пробуждаешь добрые чувства, это предпочтительнее, чем если бы ты играл в футбол. Или лучше бы ты играл в футбол, чем курил гашиш, бесспорно. Но это ничего не значит. Единственное, что определяет возможность человека быть учеником Господа – возлюбил ли он Христа. Христос не спрашивал у Петра, как поживает его драгоценная жена или как здоровье его деток, Он спрашивал: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня?» (Ин. 21,16).

Всё можно любить и заниматься можно чем угодно (кроме непотребных игр), но это всё должно быть после.

Прот. Александр Березовский: Но ведь любовь тоже выражается в какой-то деятельности?

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно, «едите ли, пьёте ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1Кор. 10, 31). Строю для Господа. Женюсь для Господа. Рожаю детей для Господа. Учу их для Господа. Всё для Господа. Посадил цветок – для Господа, сорвал цветок – для Господа. Только так, всё – для Господа. Такому человеку не надо становиться учеником Господа, он уже ученик, уже научился, он понимает смысл жизни.

Прот. Александр Березовский: Он знает, зачем живёт.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Его жизнь – осмысленная. Вот вернёмся к коллекционеру икон. Вот он собрал множество икон, вот завтра он умрёт, и что? Родственники, конечно, всю коллекцию продадут, если он не успел ещё при жизни завещать её какому-то музею, ещё при жизни расстаться с нею. Родственники свой шанс не упустят, особенно сейчас, когда цены на иконы выросли, а количество старинных икон всё уменьшается. И какой смысл для души в коллекционировании икон? – Никакого.

Прот. Александр Березовский: Люди часто сравнивают своё увлечение с чем-то ужасным, например: я посвятил свою жизнь иконам, а не растлению детей, всё-таки есть же разница!

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно, собирать иконы лучше, чем играть в футбол, а в футбол играть лучше, чем колоться героином, или... вот недавно один юноша ко мне приходил, его поймали за разбойное нападение, он просил меня написать ему хорошую характеристику. Я ответил, что я не могу, а вот тот человек может. Шестнадцатилетний разбойник... кроме как полным болваном я никак не могу его охарактеризовать. Какой-то приятель ему позвонил: «Пойдём, ограбим такую-то», и они пошли её грабить, хотели отнять мобильник, а у неё мобильника-то и нет, зря девчонку перепугали. Ясно, что не из корысти, а... то ли хотели обратить на себя её внимание, то ли ещё что...

И понятно, как милиции важно раскрыть ещё одно «особо тяжкое преступление», ведь разбой это особо тяжкое преступление, семь лет тюрьмы запросто можно получить, но первый раз суд никогда не даёт столько... Я проинструктировал, как нужно действовать, теперь вместе с родственниками молимся...

Прот. Александр Березовский: Раскаялся?

Прот. Димитрий Смирнов: Не знаю, раскаялся или нет, но перепугался насмерть. В этом возрасте у людей большая проблема – увидеть причинно-следственную связь. Эти люди (хотя в полной мере людьми их ещё нельзя назвать, так – дети), которые цепляются за электрички и со свистом ездят, даже видя изуродованные поездом трупы своих товарищей, всё равно не останавливаются. Не могут на себя никак примерить. Прямо как лесные зверюшки, которые видят раздавленные автомобилями трупы других животных, не понимают, что произошло. Вот если такой «храбрец» слетит на рельсы, поезд по нему проедет, но он останется жив, то через несколько лет даже и пожалеет о содеянном.

Но в шестнадцать лет человек вполне подлежит ответственности за поступки. Для этого, собственно, и вводились сто лет назад ювенальные суды, чтобы болванов судили специальные судьи, которые понимают, что такое возрастная психология, понимают, что перед ними не человек, а болван. Да, этот болван совершил ужасные вещи, но в данном случае эффективнее будет его высечь, чтобы неделю не мог сесть на одно место. Тоже память останется на всю жизнь, и это может быть эффективнее, чем «проворачивать» его через процедуру суда, сидения в КПЗ, в СИЗО и потом многолетнее отбывание в лагере.

Прот. Александр Березовский: «Помогите разрешить дилемму: мироточение иконы и нательного образа – это благо, или предостережение о тяжёлом испытании? И могут ли находиться мироточивые иконы у невоцерковлённого человека, или лучше отнести их в церковь?»

Прот. Димитрий Смирнов: Могут и дома находиться, это свойство икон, мощей – мироточить. Если они находятся, грубо говоря, в «церковном обороте», то есть человек молится перед ними, есть большая вероятность, что они могут начать мироточить, либо разово, либо продолжительное время. Как к этому относиться? Это может быть и предостережением, это может быть и благословением, по-разному. Но пускаться в толкования совершенно бесплодно. Если что-то произойдёт одновременно или чуть позже с мироточением, нужно помнить, что Господь хотел нас известить о том, что Он об этом знает, что мы не одиноки в постигшем нас испытании.

Прот. Александр Березовский: Для невоцерковлённых людей это часто может быть напоминанием Бога о Себе.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, совершенно верно. Это извещение.

Прот. Александр Березовский: Екатерина из Москвы: «Отец Димитрий, может ли зависть со стороны других людей принести в счастливую семью болезни и другие несчастья?»

Прот. Димитрий Смирнов: Может, конечно. Особенно если человек во всё это верит и этого боится. Человек – существо духовное, он может так крепко ненавидеть, что другой человек может как-то от этого повреждаться...

Прот. Александр Березовский: Зависть часто заставляет пакости всякие строить...

Прот. Димитрий Смирнов: Я говорю, что даже и без сделанных пакостей, само по себе чувство зависти может быть разрушительно для другого человека. Но если тот, другой, не будет покупать всякие идиотские обереги, а будет молиться Богу, и в частности, за этого человека, как Господь нас учил: «благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас (Лк. 6,27-28), «не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12,21), вот если действовать так, то можно избежать вреда для себя от чужой зависти.

Прот. Александр Березовский: А не лучше ли такого завистливого человека как-то отвадить от своей семьи, закрыть перед ним дверь?

Прот. Димитрий Смирнов: В каких-то случаях это единственно возможный вариант.

Прот. Александр Березовский: То есть, здесь однозначно не скажешь?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет.

Прот. Александр Березовский: Добро-то, конечно, побеждает зло, но сколько нужно...

Прот. Димитрий Смирнов: Не всегда. Ну вот Христос пришёл с добром, это очевидно для всех. Нам невозможно себе представить, как Он, будучи человеком, не имел в Себе греха, у нас такого опыта нет. Мы читаем Евангелие, созерцаем следы Его Божественной личности, но на себя примерить не можем. Вот Он, Человек, сидит перед тобой, ест рыбу, у него абсолютно читая душа – нереально себе такое представить.

Прот. Александр Березовский: Вот мы говорим, что добрый пример очень привлекателен и заразителен. Если человек живёт по-христиански, люди не могут не чувствовать этого и не обратить на это внимание.

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно, если это настоящее, да ещё если перед тобой ученик Христов...

Прот. Александр Березовский: А если сам Христос? Почему тогда так мало учеников?

Прот. Димитрий Смирнов: Потому что человек в своём греховном развитии может дойти до такой черты, за которой любые проявления святости будут его бесить. Он начинает беситься: «что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» (Мф. 8,29). Святость будет чрезвычайно раздражать, вызывать гнев.

Прот. Александр Березовский: Мы видим, что сейчас такое нападение происходит на Церковь, неужели столько людей переступили эту черту?

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Эти бедные бесноватые даже не могут остановиться в своем бесновании. В любом событии (ну вот упал метеорит) у них виновата Церковь. Снег выпал – Церковь виновата; снег растаял – опять Церковь виновата. Всё им плохо. Солнце слепит – плохо; пасмурно – плохо. Много еды – плохо; нет еды – ещё хуже; и так далее. Всё им плохо. И Бог во всём виноват.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, вот Вы говорили, что такой человек не может остановиться, а как из этого состояния выкарабкиваться, если человек его не осознаёт, не видит и не хочет?

Прот. Димитрий Смирнов: Слава Богу, есть один путь – покаяние.

Прот. Александр Березовский: Человек, который бесится от всего церковного, как он может принести покаяние?

Прот. Димитрий Смирнов: Непосредственно Богу, минуя Церковь. Человек может быть даже некрещёным, он может принадлежать какой-то другой культуре, но он всё равно может обратиться к Богу и признать свою неправоту, Бог его всегда услышит. Всегда человек может напрямую сказать Богу, что грешен. Тогда Господь тут же ему руку протянет. Вот как Пётр сделал по водам несколько шагов, испугался и стал тянуть, и Господь тут же протянул ему руку, и Пётр вошел в лодку. А лодка – это же образ Церкви.

Прот. Александр Березовский: «Господи, спаси!»

Прот. Димитрий Смирнов: Да, и больше ничего не надо, не нужно никаких сложностей.

Прот. Александр Березовский: Нет, надо. Очень нужно доверие. Вот Пётр Господу доверял, поэтому и обратился к Нему. Не к ученикам, которые в лодке остались: «Вы меня спасите!», а к Нему. Нужно доверие человека к Богу, чтобы такие слова произнести.

Прот. Димитрий Смирнов: Такое ведь сказать можно только Богу. Сначала обращение к Нему, а потом восстановление, и это и есть путь покаяния, и ничего другого нет. Это очень мучительно – находиться в злобном бесовском раздражении, получать удовольствие от обнаружения гадости... А в людях всегда есть какие-то несовершенства, но это ничего не меняет. Да, люди несовершенны и грешны.

Прот. Александр Березовский: Если человек получает удовольствие от того, что находит в других людях гадость, то как он от этого удовольствия откажется?

Прот. Димитрий Смирнов: Как? Ну, например, человек любит вкусные булочки, и вдруг обнаруживает, что у него диабет. Хочешь жить, и не ослепнуть, и чтоб тебе ноги не отпилили через несколько лет? – Давай, отказывайся от булочек. Всё очень просто. И многие отказываются.

Прот. Александр Березовский: Жить-то хочется.

Прот. Димитрий Смирнов: А некоторые не отказываются, и теряют и ноги, и зрение.

Прот. Александр Березовский: Михаил из Санкт-Петербурга: «Иногда слышу мнение о том, что христианство как религия слишком уж гуманно и в некотором смысле удобно. Убил, изнасиловал, своровал, покаялся – и будет тебе прощение. И вот пользуются этим бандиты разных мастей, покупая себе искупление грехов на периодической основе. Где тут неувязка?»

Прот. Димитрий Смирнов: Неувязка в том, что это рассуждение совсем не учитывает главный фактор бытия, именуемый словом Бог. Сам человек пошёл, ограбил, изнасиловал, своровал, тут же покаялся… А Бог? Сидит и рассматривает механические действия человека? Так может сказать человек, который никогда ни в чём не каялся, и поэтому рисует какие-то странные схемы. А мы тут должны этим глупостям поверить? Но мы не можем, потому что мы сами каялись, мы знаем как это происходит, и у нас есть определённые отношения с Богом, которые могут быть ежесекундно закрыты Им, и ты ничего не сделаешь. Если Господь не захочет с тобой говорить, ты хоть лоб расшиби...

Прот. Александр Березовский: Иногда человеку доставляет удовлетворение просто сам процесс, что вот он пришёл, рассказал о грехах, ему сказали несколько слов назидания, прочли над ним разрешительную молитву, и вроде как совершилось покаяние...

Прот. Димитрий Смирнов: Вот именно – вроде. А на самом деле – нет.

Прот. Александр Березовский: Но для него-то главное, что на душе стало поспокойнее.

Прот. Димитрий Смирнов: Да не станет спокойнее, в том–то и проблема. «Ну Вы понимаете, батюшка, ну, сами понимаете...»

Прот. Александр Березовский: «Ну с кем не бывает…»

Прот. Димитрий Смирнов: «С кем не бывает, ничего особенного, знаете, батюшка, я как все». Как все? Хорошо, ты как все, молодец, дальше что? Ну постоял, ну потемнил... А что прощать, ты же ни в чём не каялся.

Прот. Александр Березовский: Как не каялся? Говорил, что грешен, батюшка, ой, сильно грешен.

Прот. Димитрий Смирнов: Хорошо, а что такое «грешен», и в чём? Как все?

Прот. Александр Березовский: «Ну вот бес попутал... Ограбил...»

Прот. Димитрий Смирнов: Бес попутал... Бес кается. А ты не каешься. Если ко мне приходит человек и говорит, что он ограбил, я говорю: «Пойди и верни». Я так всегда делаю. Вернёт или не вернёт – это его дело, если человек хочет успокоение своей совести. Если человека уже «взяли», он находится под подпиской о невыезде и хочет, чтобы суд принял решение в его пользу, то нужно вернуть отнятое, или его эквивалент. Один парень пришёл в неделю о Закхее, я ему так и сказал, что теперь он должен вернуть «вчетверо», четыре мобильника вернуть. Поди, купи, принеси и попроси прощения за то, что напугал, да не забудь сказать, что ты болван... Когда его тряхануло, он стал как-то глубже видеть, что он действительно болван.

Прот. Александр Березовский: Виктор спрашивает: «На мне родовое проклятие. Как отмолить грехи предков и грехи своего рода?»

Прот. Димитрий Смирнов: Тут интересно бы узнать, что это за грехи рода и что он подразумевает под родовым проклятием: кто проклял, за что и так далее. Может быть, тут просто некое самовнушение.

Прот. Александр Березовский: Человек пишет про себя, что с восемнадцати лет болен эпилепсией и эту болезнь воспринимает как проклятие рода.

Прот. Димитрий Смирнов: Скорее всего, к проклятию это отношения не имеет.

Прот. Александр Березовский: А если, предположим, родственники совершили какие-то страшные злодеяния, может быть, убийство, каким образом это может отразиться на нём?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, например, это убийство случилось вследствие психического заболевания. Вот те люди, которые детей убивают, у них с головой и душой явный непорядок, хотя они могут быть вменяемы, но назвать их психически нормальными не представляется возможным. И вот у такого убийцы рождается сынок. Естественно, сынок имеет риски унаследовать нечто нездоровое от такого папаши. А это может выразиться в другом психическом заболевании, например, в падучей болезни, такое возможно. Но как один человек может отмолить грехи другого? Просто молиться о другом может. Отец есть отец, сын может сочувствовать отцу, молиться о нём, но термин «вымолить» здесь неприменим. Бог Сам знает, как Ему с кем поступить.

Прот. Александр Березовский: А если человек знает, что в его роду были, скажем, какие-то колдуны или ворожеи...

Прот. Димитрий Смирнов: Или сотрудники НКВД...

Прот. Александр Березовский: Да, и вот человек ощущает свою причастность, его тяготит грех своих родственников, и он хотел бы от своего лица принести покаяние за весь свой род.

Прот. Димитрий Смирнов: Я знаю одного человека, папа которого был артист, а дедушка как раз сотрудник некой организации, взорвал храм. Так этот человек стал священником. Сделал противоположное тому, чем его дед занимался в юности.

Прот. Александр Березовский: Тот посвятил жизнь богоборчеству, а этот служению Богу.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Пошёл по стопам предков, но в обратную сторону.

Прот. Александр Березовский: Александр из Белоруссии: «Во время борьбы с блудным грехом происходит искушение тщеславием. После отдаления тщеславия снова приходят блудные нападения. Как выйти из этого замкнутого круга»?

Прот. Димитрий Смирнов: Дело в том, что тщеславие приступает в результате борьбы человека с любым грехом. Из аскетической литературы мы знаем, что дьявол хочет человека обокрасть. Как отнять у человека то доброе, что он пытается делать? – Вызвать в нём тщеславие. Тогда все усилия человека работают в противоположном направлении, потому что тщеславие есть продукт гордости. Поэтому, если совершение какого-то доброго дела у человека вызывает тщеславие, то он ничего не приобретает, а только «надувается». Поэтому помыслы тщеславия всегда рядом с подвижником. Надо над собой посмеяться...

Прот. Александр Березовский: Над своими достижениями...

Прот. Димитрий Смирнов: Да, и Господь давно дал нам алгоритм: даже если всё исполните, говорите, что «рабы неключимые есть мы».

Прот. Александр Березовский: Батюшка, ну вот я двести раз скажу, что я неключимый раб, но чувство-то тщеславия всё равно в душе поднимается, как с чувством-то бороться?

Прот. Димитрий Смирнов: А с чувством – «Господи, помоги, поддержи меня, двести раз ведь уже повторил»... Можно даже и не обращаться, Господь увидит, что ты не хочешь давать тщеславию захлестнуть своё сердце. Тщеславие проявляется в том, что человек обязательно хочет рассказать, поделиться своими успехами.

Прот. Александр Березовский: Вот ведь не похвастаться, а именно поделиться.

Прот. Димитрий Смирнов: А некоторые хотят даже не просто поделиться, а поделиться во славу Божию. И готово. Иоанн Лествичник говорит, что такой человек потерпел кораблекрушение уже в гавани. Плыл-плыл через море, преодолел всё: и рифы, и штормы, и нападение пиратов, уже в гавань зашел, и тут ба-бах! – и утоп. Всё уже преодолел, всё сделал, а через тщеславие разорил корабль, утопил все товары, и сам еле спасся... Со времен Адама дьявол не может ничего свеженького придумать, все его хитрости стары как мир.

Прот. Александр Березовский: Когда человек любит всласть поговорить, ему очень легко впасть в тщеславие.

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно. Поэтому борьба с тщеславием – это прежде всего молчание. Ни гу-гу о себе, тем более о каких-то своих мнимых и явных подвигах, потому что их цена тут же девальвируется, и подвиг превращается в свою противоположность. Чем больше ты говоришь, тем больше ты тщеславишься. Получается, что то хорошее, что ты сделал, работает для развития твоей гордости, и благодать Божия тебя покидает. Ты делаешь добро, чтобы благодать Божия к тебе пришла (ведь добрые дела – это источник благодати Божией), но через гордость ты тут же всего лишаешься, весь пар уходит в гудок.

Прот. Александр Березовский: Столько затратил сил, и всё только чтобы погудеть?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну гуди тогда.

Прот. Александр Березовский: Максим из Нижнего Новгорода: «Растолкуйте, пожалуйста, слова Антония Великого: “Не люби похотений: любящего похотения свои, когда он просит чего у Бога, Бог не слушает”. Почему Бог не слушает такого человека?»

Прот. Димитрий Смирнов: А потому что ученик Христов ищет исполнения воли Божией, а не своей. Если человек молится о своих похотениях, тем самым он настаивает на исполнении своей воли, а Бог для него лишь орудие достижения своих целей. Может получиться так, что если Господь даст просимое, человек ещё и молитвенником себя возомнит.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, но мы же постоянно просим о даровании здравия в болезни, о даровании помощи на экзамене, о помощи в воспитании детей, о даровании ребёночка в семье, когда нет детей – это же мы постоянно взываем к Богу о своих хотениях.

Прот. Димитрий Смирнов: Вот почитай, что говорит Антоний Великий, и успокойся.

Прот. Александр Березовский: Нет, батюшка, не успокоюсь. Потому что мне нужно понять, что здесь неправильно происходит.

Прот. Димитрий Смирнов: Есть люди, которые поняли, что такое христианство. Есть люди, которые не поняли и никогда не поймут этого, потому что их это вообще не интересует. Их интересует, чтобы всё было по их воле. А ученик Христов хочет, чтобы было «якоже на Небеси, и на земли».

Прот. Александр Березовский: А как же «все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21,22)? Здесь же говорится «всё», а не что-то особенное.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Только Господь пришёл не для того, чтобы у всех насморк прошёл, или чтобы все сопромат сдали, или чтобы кто-то получал повышенную стипендию. Ты думаешь, Господь пришёл кровь пролить, чтобы некий человек сдал зачёт?

Прот. Александр Березовский: Господь пришёл, чтобы нас спасти от нашего греха, привлечь в Царство Своё.

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно.

Прот. Александр Березовский: Но наша жизнь состоит из постоянных трудностей...

Прот. Димитрий Смирнов: Очень жаль, что наша жизнь из этого состоит. Наша жизнь должна состоять из одного-единственного стремления к Богу. В результате нашей жизни мы должны к Нему прийти.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, научите тогда, как правильно попросить у Бога, если меня одолела болезнь?

Прот. Димитрий Смирнов: «Господи, помилуй», вот так правильно.

Прот. Александр Березовский: То есть, сказать «Господи, исцели меня от сильной болезни»...

Прот. Димитрий Смирнов: Это очень долго.

Прот. Александр Березовский: Это уже явление своего хотения, или как?

Прот. Димитрий Смирнов: Вообще-то, да, потому что Бог лучше знает, исцелять тебя или не исцелять. А милость Божия может выразиться и в болезни, может выразиться в скорой смерти, милость Божия может выразиться в отсутствии сильных болей, или в присутствии сильных болей, в результате которых ты покаешься в грехах и уйдёшь на Небеса чистым от грехов. Мы должны дать Богу возможность действовать самому, ничего своего не навязывать, мы должны быть очень скромны.

Прот. Александр Березовский: Но вот современный молитвослов – это книга на пятьсот страниц, на которых собраны молитвы на все случаи жизни, в которых мы просим не просто участия Божия, а чего-то очень конкретного.

Прот. Димитрий Смирнов: Но каждую из этих молитв можно свести к двум словам: «Господи, помилуй».

Прот. Александр Березовский: Тогда молитвослов должен состоять из одной страницы, на которой крупно написано: «Господи, помилуй мя» и ещё может быть «грешного». И зачем такое обилие конкретных прошений? Ведь есть же молитвы и на построение, и на освящение, и на исцеление, и на...

Прот. Димитрий Смирнов: ... на освящение знамён, на благословение оружия. За две тысячи лет очень большое молитвенное богатство собрано. Представь себе, вот есть у нас в стране сто тридцать один миллиардер. И что можно найти такой алмаз, размером вот с этот стол, или даже больше, его огранить, превратить в бриллиант, и по цене он будет эквивалентом богатств всех этих господ вместе взятых, доброго здоровья им всем. Может такое быть? – Может. Так же и «Господи помилуй» является эквивалентом всем молитвам. Но теперь предложим этим миллиардерам скинуться и владеть этим бриллиантом, я уверен, что они все откажутся.

Прот. Александр Березовский: Они откажутся отдать всё, потому что нужно сложить капитал...

Прот. Димитрий Смирнов: Вот поэтому для большинства людей толстый молитвослов предпочтительнее.

Прот. Александр Березовский: Но какую же веру нужно иметь, чтобы всё отдать и завладеть таким бриллиантом...

Прот. Димитрий Смирнов: Нужно иметь веру христианскую. Очень многие люди, находясь в традиции христианской культуры, всё же не являются христианами, в этом проблема.

Прот. Александр Березовский: Хочется быть христианином, очень хочется.

Прот. Димитрий Смирнов: Если хочется, то помоги тебе Господи, очень сочувствую, сам бы так хотел.

Прот. Александр Березовский: Иван из Воронежа: «Есть люди, которые очень сильно грешат в жизни (воры, террористы, мошенники, сектанты), и они преуспевают, как будто им помогает дьявол. Может ли быть такое, что после смерти сатана сделает их своими слугами и спасёт от ада?»

Прот. Димитрий Смирнов: Сатана спасёт от ада? Как это понять? На этот вопрос я вот что могу сказать: размечтался. Потому что свойство сатаны в том, что он никогда не награждает своих добрых слуг. Почитайте Льюиса. Сатана может поманить, пообещать, но он своих слуг наказывает так, что просто невозможно и сказать. Нет, так не бывает.

Прот. Александр Березовский: Чтобы награждать, надо быть хоть чуточку добрым.

Прот. Димитрий Смирнов: Он не может, у него нет ни одного свойства, чтобы наградить. Наоборот, и тех, кто ему служит беззаветно, он ввергает в страшные вещи. Потому и пословицу народ придумал: сколько верёвочке ни виться, а конец будет. Наблюдали люди в жизни за такими всякими злодеями, как они живут, как умирают, что случается с их состояниями, с их идеями, с их детьми, и так далее. О том, что есть Божий суд, даже молодые поэты слагали стихи. Всё равно человек имеет твёрдое ощущение: есть Божий суд. Ты можешь быть очень храбрым, глумиться, критиковать, насмехаться, ну что ж, поживём – увидим.

Прот. Александр Березовский: Конец – делу венец.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну вот уже всё, антихрист пришёл, вот всё, чего хотели, всё есть. Всё, к чему двигалась вся мировая политика, ну вот всё тебе тут, и права человека, и однополая любовь, и вся мерзость, какая есть, какую сатана выдумал и научил ей человека, вот всё реализовалось. И чем это закончится? Всемирным голодом трёхлетним, с лишним. А после – вторым пришествием Христовым, который огнём уст Своих всю эту сволочь убьёт. И чего они достигли? Сейчас они «хи-хи», «ха-ха», глумятся, насмехаются, они все такие умные, такие креативные, обо всём судят, они всё знают, как кому быть, они всех учат, они так и говорят: «А вот я считаю!»... Вот когда всё будет достигнуто, выяснится, что есть нечего. Ну вот пожуёшь электронную карточку, может, извлечёшь из зубов что-то, что там с прошлой жизни застряло... Но придёт Христос, и закончится эта часть истории человечества, и начнётся новая. И ученики Христовы будут со Христом. А те, кто Его не любят, будут там, где Его нет. И это называет ад кромешный и скрежет зубов. И ничего тут нового не будет, обо всём предупреждали.

Прот. Александр Березовский: Да, стоит над этим подумать заранее.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, мне кажется это будет продуктивнее.

Прот. Александр Березовский: Спасибо, батюшка, за Ваши ответы, пришло время прощаться.

Прот. Димитрий Смирнов: И вам спасибо, дорогие зрители, вы нас так внимательно сегодня слушали, такая тишина воцарилась /улыбается – прим. ред./. Очень вас благодарим за ваши вопросы, всего вам доброго, до свидания.

Прот. Александр Березовский: Спасибо, всего доброго.


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 54

    1. anatolevna:

      Спасибо!

    2. msa:

      спасибо

    3. s2235:

      С удовольствием пересматриваю :), осбенно 38ую минуту, просто песня :).

    4. s2235:

      Нет это почувствовал что-то не то, запаниковал :).

    5. shvetsov:

      Богатое наследие оставили нам Святые Отцы: Молитвослов для пробуждения чувств к Богу; Жития Святых для подражания; Душеполезное чтение для того, чтобы мы видели себя в них, как в зеркале. Для нас создан и настоящий блог, чтобы мы, общаясь, учились говорить с духовными о духовном, а с мирянами о мирском. Отец Дмитрий указал нам на наше тщеславие и призвал всех к молчанию, что все и исполнили. Никто не хочет грешить. В молчании обретается душевный покой. Молчание удел святых, а нам грешным жить с такими же грешниками нашими близкими, и они не желают, чтобы мы молчали, они хотят обсуждать с нами новости, события, свои впечатления. как быть? Можно ли слова о. Дмитрия считать ответом на этот вопрос : «Все старайтесь делать для Бога»?

      • Анна Вихляева:

        Когда отец Дмитрий призвал всех к молчанию?

        • shvetsov:

          О.Дмитрий говорит о молчании, как лучшем средстве избавиться тщеславия, отвечая на 8 вопрос в данном выпуске 46. На время поста Церковь призывает всех пользователей интернета к посту информационному.

          • Анна Вихляева:

            Одно дело говорить о молчании как о средстве против тщеславия, другое-»призывать всех к молчанию». Согласитесь, это разные вещи. По Вашим словам, отец Дмитрий «призвал всех к молчанию, что все и исполнили.» 1. Отец Дмитрий не призывал никого к молчанию. 2. «Все» и не думали это исполнять. Уважаемый брат, зачем фантазировать, приписывая отцу Дмитрию то, что он не говорил?

            • PinQueen:

              Хотелось бы добавить… Как раз те, которые призывают к молчанию, почему-то сами не молчат. Парадокс!
              Ой! Опять… Братья! Сестры! Нужен скотч:)

              • julia l:

                Напрасная трата скотча,он не остановит полёта мыслей.))Да и нужен он не Вам,а шумящему проповеднику тишины,блогеру-фантазёру,для усиления проповеди.)

    6. AlexeyZ:

      Совершенно замечательный выпуск. Спасибо большое и батюшкам и техподдержке.

    7. Swetlana An:

      Спаси Господи батюшку Димитрия! Насколько все у него просто, ясно и четко.

    8. георгий панчулидзе:

      Спасибо Вам Батюшки.

    9. Iena:

      Спаси Господи!
      Очень благодарна за пояснение слов Господа из Евангелия от Луки: «Кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником».

    10. AlexandrPichugin:

      Сегодня душа порадовалась от того диалога, что произошел на передаче между батюшками.Прямо, богословский диспут.Слушал не отрываясь.В очередной раз получая удовольствие от проницательности и духовной мудрости батюшки Димитрия.Какой интересный образ самой краткой молитвы — самый огромный на Земле бриллиант!? Или это:»…в интернете пропечатано…» Просто чудо, что мы имеем возможность поприсутствовать ( и слушать тихо-тихо) на самой лучшей в мире воскресной школе! Это мое твердое убеждение.Поблагодарим Бога за это.И батюшкам — большое спасибо.

    11. Zoyatihomirova:

      Спаси Господи, Батюшки! Особенно понравился последний вопрос и ответ на него…Вот бы всему миру его послушать!!!Кто-то бы задумался…, остановился…, испугался…ада, а там, глядишь и на тропинку правильную стал….Помоги нам всем, Господи!!!

      • shvetsov:

        Сие слышит тот кому Бог открывает уши. Как хорошо, что такое произошло с вами. А я вот и смотрел и слушал, да видно в другое ухо вылетело. Прости мя Господи.

    12. грешник:

      Точно, о. Димитрий. И говорю, и пишу из тщеславия. А если, например, вот прямо с сегодняшнего дня, заткнусь, то тогда буду тщеславиться ещё большее, думая про самого себя, что вот какой я молодец, бросил всё это и наконец-то замолчал. Насчёт «Господи, помилуй» тоже всё верно. Только вот, почему-то, когда вечернее правило вдруг становится лень исполнять, ну, прямо сил никаких нет, скажешь: «Господи, помилуй», — и спать, а тут чувство какое-то гаденькое уснуть не даёт. Понимаешь, что если книгу почитать или передачу интересную посмотреть у тебя всегда силы найдутся, то чего же ты от разговора с Богом отлыниваешь? Тебе нечего сказать? Да ну? Вот и начинаешь в постели, с закрытыми глазами, молиться теми молитвами, которые знаешь наизусть, пока не уснёшь.

      • neonilla:

        если Вас это хоть немного успокоит на ночь глядя: не Вы единственный мучаетесь дилеммой — писать или молчать :)

        • грешник:

          Даст Бог, не буду больше ничего нигде писать и ничего о себе любимом не говорить, пока самого о чём-нибудь не спросят, до окончания Великого Поста. :)

          • neonilla:

            Полагаю, что и Великим Постом подвиги надо брать на себя по силам…а там как Господь управит.
            «Мудрость не в том состоит, чтобы говорить, но в том, чтобы знать время, когда должно говорить; в знании молчи и в знании говори; рассуди прежде, нежели говорить, и отвечай, что должно; будь незнающий в знании, чтоб тебе избежать многих трудов, возбуждай в самом себе труды, выставляя себя в знании, не хвались знанием своим, ибо никто ничего не знает; конец же всему: порицать самого себя, быть ниже ближнего и прилепляться к Божеству.» (Авва Исаия «Египетский цветник»).
            сама-то конечно эту мудрость не постигла…пока :)

          • Анна Вихляева:

            Ну, тогда тут совсем скучно станет. Грешник, зачем Вам изображать из себя молчаливого и смиренного праведника?

            • neonilla:

              «Во мне два «Я», два полюса планеты,
              Два разных человека, два врага.
              Когда один стремится на балеты.
              Другой стремится прямо на бега»… :)
              (В.С.Высоцкий)

              • Анна Вихляева:

                Да… Как ни крути, однако, проблема. А что если скотчем обмотаться? :)

                • PinQueen:

                  Играть в футбол лучше, чем наркоманить… Наверно и молчать иногда лучше, чем что-то сказать(комментировать). Ой! Опять двадцать пять! Пошел за скотчем:)

                  • Анна Вихляева:

                    PinQueen, если бы наши комментарии были не нужны, то и блога бы не было. Правильно? Так почему бы не прокомментировать, придерживаясь правил блога, конечно, если есть такая возможность? Явную глупость Регент обычно банит. Так что не стесняйтесь, снимайте с себя скотч и комментируйте на здоровье. :)

                    • PinQueen:

                      Спасибо! Согласен! Снимайте скотч — будем общаться:)

                      • neonilla:

                        addendum: с уваженьем, дата, подпись, отвечайте нам, а то,
                        если вы не отзовётесь, мы напишем в «Спортлото»! (В.С.В.)-))

                    • shvetsov:

                      На регента надейся, да сама не плошай. О Дмитрий призывает ко всему подходить разумно, зря словами не сорить. В слове силища огромная, а то, как во вред сказано будет. Спаси и сохрани Господи от всякого зла.

                      • Анна Вихляева:

                        Застращали Вы меня совсем. :) Как же Вы сами не боитесь слова использовать?

                      • s2235:

                        А то как вдруг в гаване окажешса, да и потонешь.

                      • Анна Вихляева:

                        Вова Джан, и Вы туда же? :) Не дождесся. :P

                      • s2235:

                        Ань, «джан» можно писать с маленькой буквы, дословно оно означает душа, джаван имеет то же происхождение и означает молодой. Интересно что русское Иван, как и Джон имеет то же происхождение. Например Джаванши которое произошло от Джаваншир в переводе это молодой тигр.

                      • Анна Вихляева:

                        У Вас Душа с Большой буквы. Но, раз Вы разрешили, то другой раз буду писать с маленькой. :)

      • Ivanovna:

        «…Стану говорить,побеждаюсь тщеславием;замолчу,и опять же им победился.Как ни брось сей троерожник,всё один рог станет вверх.»(Лествица 22,5) Для меня,например,этот троерожец-вещь в хозяйстве незаменимая:благодаря ему моё представление о том,почему и от чего меня нужно спасать-очень предметно и конкретно;как говаривал Владимир Владимирович(Маяковский)-»является весомо,грубо,зримо…»:)

      • ludmelis:

        О, это и про меня Вы написали! «Технология неправильности» моего бытия изложена один к одному. Далее закрою рот, а то впаду в другую напасть в виде самооправдания, что «все так».
        Помоги, Господи!

    13. shvetsov:

      Тщеславие. Страшный урон причиняет духовной жизни человека низвергая его с достигнутых вершин. Батюшка говорит не рассказывайте о себе. Говоря же о других волей или неволей осуждаешь человека. К тому же желание поделиться (научить) появляется после осуждения ближнего своего (видения его греховности). Молчание самое лучшее средство от этих недугов для человека, ищущего духовного развития. А как смолчать с близким человеком, когда он не стремится к духовному развитию и не хочет молчать, а хочет обсуждать всех и обо всем. Ответы даны святыми отцами: с духовным человеком говори о духовном, а с мирским о мирском; Обсуждай поступки, а не самого человека; предай близкого твоего Господу Богу.

    14. Иван Гладков:

      Осипов А. И. рассказывал о некоторых случаях когда иконы мироточили на соблазн прелести человеку… пр. у одной женщины каждую ночь загоралась сама собой ломпадка, и она впала в прелесть … также советует когда не уверен в каком то явлении поступать по принципу «не хулить и не принимать»

    15. Ivan Krotov:

      А что за колонна на столе у батюшек?

      • olga liv:

        Обломки язычества.

      • s2235:

        На самом деле это перископ. Это такой прибор, который позволяет видеть то что необходимо видеть, но невидно. Он бывает нужен например тем кто в подводной лодке. С его помощью значительно снижается риск крушения, например когда заходишь в порт.

        • Анна Вихляева:

          Похоже у каждого своя реальность. :)

          • s2235:

            Перископ помогает тем кто хочет знать что в реальности, которую не видно иногда бывает :).

          • shvetsov:

            У каждого свое видение реальности.
            Ответ на ваш вопрос: «Как же Вы сами не боитесь слова использовать?» вы найдете прочитав внимательно shvetsov 16.03.2013 в 09:53 в конце текста «Спаси и сохрани Господи от всякого зла».

            • Анна Вихляева:

              С наступающим постом, уважаемый брат. Спаси Вас Господь от всякого зла.

    16. Ivanovna:

      Я тоже не по теме-сейчас отправила перевод с МЕГАФОНА-в ответ пришла смс:»такого кода не существует»,хотя утром первый перевод дошёл нормально.Я в недоумении…

      • s2235:

        Иногда путаю Ваш ник с Лавриной :), куда-то она делась, пост затянулся, может обиделась.

        • Анна Вихляева:

          Да, без Лавриной как-то пустовато. Куда делась? Хотя, кто-то под ником Ivan Krotov задает Лавринские вопросы. Может это Лаврина так замаскировалась? :)

        • ludmelis:

          Лишь бы была жива-здорова.

          • Анна Вихляева:

            Может кто-нибудь может узнать что с ней? Если вдруг это возможно, то поклон ей … Нет ничего хорошего в этом анонимном общении под никами.

    17. Gal:

      Извините,не по теме.Спасибо за возможность перечислить деньги через телефон.Все другие формы платежей для меня проблемны.

    18. Natalya t:

      Спасибо, батюшка.

    19. Елена:

      Спаси Господи!

    20. Vadim:

      Спаси Господи за труды! Бог в помощь!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.