Беседы с батюшкой (ТК «Союз», 17 марта 2013 г.)
Протоиерей Димитрий Смирнов отвечает на вопросы на православном телеканале "Союз". Ведущий протоиерей Александр Березовский. Передача от 17 марта 2013 года.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Беседы с батюшкой (ТК «Союз», 17 марта 2013 г.)

   1. Действительно ли Господь не слышит человека, который не простил обидчика?   (0:42)

прощение, Благодать Божия, сердце милующее

   2. Как быть, если человек хочет, но не может простить?   (5:01)

прощение, невозможность прощения, умягчение сердца, Благодать Божия, готовность простить

   3. Как быть, если условием своего прощения человек выдвигает невыполнимые требования?   (6:29)

прощение, получить прощение, условие прощения

   4. Как научиться получать радость от поста?   (7:10)

пост, искушения, радоваться искушению

   5. Кто автор акафиста за единоусопшего?   (10:33)

заупокойные молитвы, молитвы за усопших, акафист за усопших, сила молитвы, сильная молитва

   6. Как перестать всё время ссориться с мужем? Были ли Вы свидетелем чудесных исцелений и случаев проявления благодати Божией?   (16:12)

целесообразность исцелений, промысел Божий, исцеление неизлечимой болезни, семья, конфликты в семье, роль супругов в семье, обязанности супругов, алкоголизм, страсти, злоречие

   7. Можно ли читать молитву «Честнейшую Херувим» во время Великого Поста?   (23:03)

пост, молитвы во время поста, вымышленные обряды, общение с Богом

   8. Что Вы можете сказать о Святом Лике из Манопелло?   (27:32)

Италия, православные святыни, посмертный плат с изображением Лика Христа

   9. Всегда ли нужно искать причины неприятностей в себе, не учитывая внешние объективные обстоятельства?   (28:39)

неприятности, искушения, причина неприятностей

  10. Можно ли утром дома читать молитвы задержания?   (30:52)

молитвы задержания

  11. Как не обидеть неверующих родителей, требущих ответа, кто для меня важнее: они или Бог?   (31:33)

конфликты с родителями, неверующие родители, нелепые вопросы, отречение от Бога, любовь, грани любви, искажённая любовь

  12. Нужно ли как-то «развенчивать» предыдущий брак при венчании во втором браке?   (35:57)

брак, венчание, развод, повторный брак, повторное венчание, семья, домашняя церковь

  13. Благословляет ли Церковь ЭКО? Как при ЭКО совершается Таинство наделения зародыша душой?   (40:20)

ЭКО, искусственное оплодотворение, душа человека

  14. Можно ли в дни поста делать капитальный ремонт дома? Можно ли после вокресной Литургии работать на дачном участке?   (46:11)

пост, работа в пост, труд, работа в воскресный день

  15. От чего случаются недомогания в храме?   (50:27)

бесы, искушения, недомогания в храме

  16. Должен ли православный ребёнок терпеть травлю в школе, или может дать отпор?   (53:24)

проблемы в школе, травля в школе, родитель обязан защитить ребёнка, учить ребёнка защищаться
+

Прот. Александр Березовский: Добрый вечер, дорогие телезрители! Добрый вечер, братья и сестры! Мы вновь с вами в передаче «Беседы с батюшкой», и у нас в гостях сегодня протоиерей Димитрий Смирнов. Батюшка, добрый вечер!

Прот. Димитрий Смирнов: Здравствуй, отец Александр! Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

Прот. Александр Березовский: Батюшка, вот мы сегодня приехали со службы, именуемой Чин прощения, когда все люди в храме испрашивают друг у друга прощения. И вот один из вопросов, который к нам пришёл, мне кажется, очень созвучен с сегодняшней темой. Начинается он со стихов Бориса Пастернака:

«Учись прощать естественно, как дышишь,

Как воду пьёшь и ешь насущный хлеб,

Ведь Бог тогда твои молитвы слышит,

Когда в тебе горит прощенья свет.

Если я кого-то не простила, то действительно ли меня Господь не слышит? »

Прот. Димитрий Смирнов: Господь слышит всегда, а это есть образ. И Борис Леонидович как воцерковлённый человек замечательно переложил слова Евангелия, с пушкинской простотой. Бог слышит, но мы закрываем себя от Бога. Потому что невозможность простить – это сооружение стены между собой и Богом. Не то, что Бог не слышит, Бог не может эту стену преодолеть, потому что общение с Богом возможно только благодатию. А благодать Божия не может войти в немилующее сердце, в этом проблема. Лучше так сказать: человек, который не хочет прощать и не может простить, сам залепляет себе рот и не даёт возможность Богу услышать его молитвы. Конечно, Господь как всеведущий Отец наш и Создатель и мысли наши знает, и всё Он слышит, но всё-таки, когда Он на молитву отзывается, это есть некое поощрение совершенным Отцом своих неразумных чад. Это тоже входит в божественный воспитательный процесс. И Сам Господь сказал, что прежде того, как начать молиться, надо всем простить. Это необходимое условие.

Прот. Александр Березовский: Чтобы Отец Небесный вам простил.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Потому что без этого… Ну как когда просим что-то у какого-то человека: если мы надеемся получить просимое, у нас должны быть в этот момент отношения с этим человеком хорошие. А если мы с кем-то из людей поругались, то ведь мы поругались с чадом Божиим. Он такое же дитя Божие, как и ты. Поэтому обязательно, по возможности, надо стараться быть со всеми в мире.

Прот. Александр Березовский: Когда я слышу ссору детей, и вдруг кто-то приходит, я спрашиваю: «Ты помирился?» – «А вот он меня…» Я говорю: «Знаешь что, ты сначала иди мир восстанови, а потом придёшь и скажешь мне, что тебе надо, потому что я без этого тебя слышать не хочу». Даже такое вот простое человеческое отношение очень важно.

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно, оно необходимо. И в обычной жизни. Ну вот например, некий человек хочет спросить для себя что-то у начальства. Он ждёт: ну как начальник, как у него настроение? Настроение хорошее – он идёт к нему и вопрос решает. А если он на тебя сердит? Да он выгонит тебя, и ещё как бы по шее не надавал.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, вот Вы сказали: есть люди, которые не хотят простить, а есть которые не могут. Вот действительно, приходит человек и говорит: хочу, но не могу, эта заноза так глубоко засела в сердце. Как в этой ситуации быть?

Прот. Димитрий Смирнов: Надо просить Бога о том, чтобы Он умягчил сердце. Тогда Господь увидит, что да, человеку трудно простить, но он старается, он просит от всей души, не просто формально, а именно с желанием исправить. Тогда благодать Божия может коснуться, и в один прекрасный момент человек проснётся и увидит: а у него нет обиды, наоборот.

Прот. Александр Березовский: Но не со всеми людьми возможно примирение до конца.

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно, но очень важна готовность. И более того, если мы сами просим прощения у человека, который нас обидел, то от этого происходит умягчение нашего сердца. А если мы ещё за него молимся, то это происходит гораздо быстрее, семимильными шагами.

Прот. Александр Березовский: Ну а если у человека невыполнимые требования, а без этого он прощать не собирается?

Прот. Димитрий Смирнов: Если он не собирается, то это, во-первых, его личное дело, во-вторых, это дело его взаимоотношений с Богом. А в-третьих, он выбирает, с кем ему общаться, хочет он со мной дружить, иметь общение, или нет. Это его дело. Но с нашей стороны должен быть полный покой и готовность.

Прот. Александр Березовский: Елена из Тулы: «Как приобрести радость от поста? Я стала поститься 15 лет назад и во все посты. Более всего тяжело в усилении искушений: то что-то случится, то начальство чем-то недовольно, дома из рук всё валится, на каждом шагу искушения. Как при этом радоваться?»

Прот. Димитрий Смирнов: «Радуйтеся братия, когда впадаете в различные искушения» (Иак. 1, 2). Искушение есть экзамен, на котором мы можем показать, чему нас Мать Церковь научила. Хороший студент любит экзамены. Студент, ограниченный в своих возможностях и ленивый – не любит их. Потому что экзамен у хорошего студента выявляет прилежание и ум, а у плохого – лень и глупость. Вот, собственно, и всё. Поэтому добрый христианин радуется искушениям.

Прот. Александр Березовский: Любит их.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Когда он преодолевает их, он радуется, благодарит Бога, что Господь не ввёл его в искушение, внутрь него, а наоборот, очень легко избавил благодатию Своей. Потому что всякое искушение также преодолевается благодатию Божией, и больше ничем, только Его божественной милостью. Когда искушение преодолевается, на сердце наступает мир. Почему – человек чувствует пришествие благодати Божией, которая его исцелила, и Бог сорадуется ему, и вот это общение человека с Богом через благодать, которая вызвана борьбой с искушением, как раз и есть пища для христианина. Как для воина – это победа, для спортсмена – выигрыш, для учёного – решение задач, для поэта – создание новых поэтических образов. Я думаю, что Борис Леонидович был рад тому, что у него сложились эти стихи.

Прот. Александр Березовский: Спасибо, батюшка, у нас есть первый звонок.

Прот. Димитрий Смирнов: Здравствуйте, слушаем Вас.

Телезритель: Звонит Татьяна Петровна из Санкт-Петербурга. Позвольте вас поздравить с началом Великого поста. У меня такой вопрос: во время Поста бывают дни поминовения усопших, довольно часто, и это прекрасно. Есть молитва, акафист за единоумершего. Это замечательнейшая, сильнейшая молитва, которая лично мне помогла в потерях близких. Я молилась и чувствую, что эта молитва помогает и усопшему, и мне. Но, к сожалению, нигде не сказано, кто автор этой молитвы. Не могли бы Вы ответить на этот вопрос? Спасибо.

Прот. Димитрий Смирнов: А я и не знаю. Как-то никогда об этом не задумывался. А вообще обычно все молитвы, которые находятся у Церкви в литургическом обороте, созданы какими-то очень добрыми подвижниками, имеющими ещё и поэтический дар. Авторство совсем не всех молитв известно. А бывает, что авторство приписывается по каким-то достаточно серьёзным причинам. Сейчас не будем вникать. Но меня в Ваших словах насторожило некоторое выражение. Вы сказали «очень сильная молитва». Я немножко не представляю, как текст молитвы сам по себе может быть сильным, слабым, средним… Потому что молитву делает сильной только Сам Господь, опять же Своей благодатию. Это зависит и от духовного состояния молящегося, и от того, в какой степени единения с Богом он находится. А в самих словах молитвы никакой силы нет. Ну как буковки на бумаге могут обладать какой-то силой?

Прот. Александр Березовский: Батюшка, но бывает так, что молитва просто ложится на душу и вызывает действительно или чувство покаяния, или чувство смирения…

Прот. Димитрий Смирнов: Вот я сейчас смотрю на картину, и она рождает у меня определённые ассоциации, потому что изображает Лавру нашу и преподобного Сергия, в которой, я считаю, я провёл лучшие годы своей жизни. Это понятно. Но само качество картины оставляет желать лучшего. Всё равно она рождает добрые чувства, но от этого я не могу сказать, что это прекрасное произведение искусства. То умиление, которое рождается в душе в данный момент, происходит от того, что я созерцаю Лавру, а не от того, как она изображена. Это никак не относится к самой ткани живописи.

Прот. Александр Березовский: То есть и в молитве – не слова…

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно. Мы читаем вещи высочайшей поэзии – Григория Богослова, допустим, это вершина церковной поэзии, или Иоанна Дамаскина, его каноны из Октоиха. Это бесспорно. Но и других авторов, или безымянных. Это как некий фольклор. Все народные песни, как правило, совершенны по форме, это обкатано веками, как водой обработанный камень, который в море проходил обработку, он всегда красивый получается. Так же и здесь: если уж Церковь отобрала это для своего употребления, она отобрала лучшее из лучшего. Но силу этому придаёт только наше покаяние, наше состояние души, а не сам текст. Потому что если сам текст – то это уже магия.

Прот. Александр Березовский: Тогда все, христианство закончилось.

Прот. Димитрий Смирнов: Заканчивается тут же. Поэтому меня это и насторожило.

Прот. Александр Березовский: У нас есть вопрос, Челябинск.

Прот. Димитрий Смирнов: Здравствуйте.

Телезритель: Здравствуйте, батюшки, я хотела задать такой вопрос. Меня зовут Елена. Я бесконечно, к сожалению, бесконечно, прошу прощения у своего супруга, и далее снова впадаю в грех, мы ругаемся, я снова прошу прощения. И вот я думаю: доколе это может продолжаться? Хотелось бы это остановить, хотелось бы услышать совет, как можно это сделать. Это первый вопрос. И второй: отец Димитрий, я хотела бы спросить у Вас, были ли Вы когда-нибудь – я думаю, что были, много раз – свидетелем каких-то чудесных исцелений благодатью Божией?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну был, и многажды, и многие даже помню совершенно чудесные, когда не бывало никакой надежды ни у людей, ни у врачей. Для меня это вещь обыкновенная. Совершенно приговоренных к смерти людей видел, как Господь с ними совершает чудеса исцеления, если Он считает, что в этом есть необходимость, если только с Его божественной точки зрения есть целесообразность.

Теперь по поводу Вашей ругани с мужем: здесь я ничем не смогу Вам помочь. Даже если бы день и ночь молился за Вас Богу. Потому что бесполезно молиться за человека, если он сам ничего не хочет делать. Просто современные люди, и Вы в том числе – мы дети своего времени – утратили правильное понимание того, что есть брак, какая роль, а лучше сказать, какое послушание от Бога дано каждому человеку. Какая роль дитяти в семье, какая роль жены, какая роль мужа, как человек должен себя вести. Мы этого нигде не видим: ни примера, который бы нас сформировал, ни объяснения тому, понимаете? Я, говорит, ругаюсь с мужем. Понимаете, когда жена ругается с мужем, это есть вселенская катастрофа, потому что это прямое нарушение воли Божией. Жена не может, если она жена, ругаться с мужем, это абсолютно невозможная вещь. А Вы не только это очень легко нарушили, но и постоянно нарушаете, и более того, это вошло уже в привычку.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, простите. Ну а если, например, муж пьёт, а скандал как-то его на время останавливает, как-то уменьшает он объём выпитого, то есть хоть какая-то польза от этого есть?

Прот. Димитрий Смирнов: Дело вот в чём. Если, допустим, киллер – работа такая есть – вместо 30 человек в месяц убивает 28, то его профессия не станет называться «печник», или «пирожник», или «сапожник». Он как был убийца, так убийца и есть. Дело же не в том, сколько человек выпьет, а дело в том, что он любит состояние опьянения. На четвертой стадии алкоголизма достаточно выпить 25 грамм алкоголя, и человек будет в таком же состоянии, как начинающий во второй стадии, когда выпьет два стакана, то есть 400 грамм. Какая разница? Нас что, интересует объём алкоголя, который он принял в себя?

Прот. Александр Березовский: Нет, интересует адекватность человека. Тот, кто меньше выпил, как-то более адекватен.

Прот. Димитрий Смирнов: Это зависит исключительно от стадии алкоголизма и от того, сколько у него ферментов в организме способно расщеплять спирт. От веса зависит, от погоды, от качества этого алкоголя, да там масса вещей. Что, Бог аптекарь, что ли? Следит за тем, кто сколько выпил? Это же смешно. Речь идёт о чём: у человека есть страсть, которая его губит. Ну, ты покричал на него, поругался. Как известно, пьяница Царства Божия не наследует. Но и злоречивый Царства Божия не наследует. (1 Кор. 6, 10).

Прот. Александр Березовский: Один другого утопил.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, собственно. Конечно, жить с пьяным человеком, с хроническим алкоголиком – это трудно. Но это не значит, что тебе дается карт бланш на то, чтобы ты, допустим, била его железной сковородкой или ругалась какими-то непотребными словами. Грех одного человека не даёт нам зеленый свет на то, чтобы и мы грешили. Тогда мы просто мстители народные. Знаешь, такие красные дьяволята.

Прот. Александр Березовский: Да уж. Батюшка, у нас есть вопрос, Московская область.

Прот. Димитрий Смирнов: Здравствуйте.

Прот. Александр Березовский: Добрый вечер.

Телезритель: Добрый вечер, батюшки. Подмосковье, раба Божия Екатерина. Отец Димитрий, у меня к вам такой вопрос. Я утром, дополнительно к утреннему правилу, читаю Песнь Пресвятой Богородицы «Величит душе моя Господа» с припевом «Честнейшую Херувим». Скажите, можно ли продолжать читать эту песнь во время Великого поста?

Прот. Димитрий Смирнов: А как Вы думаете, если нельзя, то почему? Что мы сами себе что-то изобретаем? Вы спрашиваете вещь равносильную вопросу, можно ли носить дома синие туфли. Я скажу «Можно», а Вы скажете «А у меня таких нет», ну и поехали… А нет таких, я скажу: «Ну, купи на рынке», – «А у меня далеко рынок», – «А ты съезди», – «А в автобусе давка». Запрет, собственно, почему может быть? Совершенно не понятно. Образ Вашего мышления мне совершенно непонятен. Что значит «можно» или «нельзя»? Вы сама хозяйка своей молитвы. Вот в храме я хозяин. Почему – я настоятель. И как я скажу богослужения отправлять, так и мы будем отправлять. А отец Александр вынужден этому следовать, хотя он такой же священник, такой же протоиерей, но он не настоятель. Поэтому весь порядок завожу я, а он вынужден ему следовать. Вот, собственно, как всё просто. А уж дома хозяин – Вы. Что хотите, как для Вашей души лучше достигается молитвенное состояние, покаяние, так и молитесь, никто ничего не может сказать. Что значит «можно» или «нельзя»?

Прот. Александр Березовский: Полезно или неполезно.

Прот. Димитрий Смирнов: Опять же: ну попробуй.

Прот. Александр Березовский: Многие смущаются, говорят: привыкла читать акафисты каждый день, а постом же не читают.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну кто-то не читает, а кто-то и читает. Скажу Вам вот что. Очень полезный совет, даже запишите: меньше надо языком трепать. Тогда никто вам не будет говорить, что читать, что не читать. Молитесь себе да и ладно. А то начинают друг перед другом, и находится: это нельзя, то нельзя, а мне вот один батюшка, за 260 километров от Северного полюса живёт, сказал. Так можно вообще голову запутать.

Прот. Александр Березовский: Всегда очень хочется поделиться советом, который тебе кто-то дал.

Прот. Димитрий Смирнов: Совет заключается вот в чём: поменьше болтать. Потому что наши взаимоотношения с Богом через молитву – это дело только нас с Ним и больше ничьё. У некоторых прихожан бывает отношение к священнику как к своему духовнику. Тогда с ним можно поделиться, и тогда он, наблюдая за нами не меньше лет пяти, может, что-то и присоветует. Или наоборот скажет: «Ну и хорошо, и продолжай». Тогда надо слушаться как Господа Бога. Раз ты спросил, если ты получаешь ответ – всё. Раз ты спросил, от своей воли ты уже должен отсечься. А пока ты не спросил – молись, как тебе нравится, и своей душой можешь определять. Вот и всё. Очень просто. Не надо ничего сочинять.

Прот. Александр Березовский: У нас есть вопрос, батюшка.

Прот. Димитрий Смирнов: Здравствуйте, слушаем вас.

Телезритель: Здравствуйте, батюшки! У меня такой вопрос. Я в этом году была у дочери в районе Абруццо в Италии, и там в одном храме выставлен так называемый Святой Лик из Манопелло. И вот я привезла оттуда святыньки – там и на русском языке есть переводы исследований итальянских учёных, предполагающих, что это плат с Лица Иисуса Христа после снятия с Креста. Он совершенно прозрачный, с двух сторон видимый, нерукотворный, нет следов краски. Я когда привезла эти святыньки, батюшка наш сказал, что не слышал об этой святыне. Хотела прихожанам подарить, а теперь не знаю, что с ними делать. Батюшка, Вы слышали об этом Лике Святом из Манопелло?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, тоже не слышал. Поэтому тоже не знаю, что Вам делать. Так что придется Вам ещё помучаться.

Прот. Александр Березовский: Адам из Каменска-Уральского. «Всегда ли необходимо искать причины неприятностей в себе? Ведь иногда вполне объективные обстоятельства вмешиваются в нашу жизнь».

Прот. Димитрий Смирнов: Вообще-то так конструктивнее, потому что изменить какого-то другого человека, даже если это наше дитя, не всегда представляется возможным. А вот что-то с собой сделать – такая возможность есть. Поэтому, если мы найдём причину, которая связана с собой, то мы можем улучшить ситуацию.

Прот. Александр Березовский: То есть все неприятности проистекают не от самих обстоятельств, а от нашего отношения к ним?

Прот. Димитрий Смирнов: Само название «неприятность» – давай исследуем это слово. «Приятно» – это от слова «принять». То есть – я это принимаю или для меня это неприемлемо. Неприемлемо – значит для меня это неприятно. Раз Господь это попустил, что Он хочет? Ну конечно, чего Он хочет – чтобы я потерпел и посмирялся. Если я потерпел и посмирялся, ко мне пришла благодать Божия, которая меня утешила, и я получил вместо неприятности радость, потому что, не будь этой неприятности, не было бы радости.

Прот. Александр Березовский: У нас вопрос есть, батюшка. Добрый вечер.

Прот. Димитрий Смирнов: Здравствуйте.

Телезритель: Добрый вечер! Здравствуйте, батюшка. Скажите, пожалуйста, молитву задержания в утренних молитвах читать можно дома?

Прот. Димитрий Смирнов: А я не знаю, что это такое. Это, наверное, читает милиционер, когда кто-то нарушает правила каких-то утренних распорядков на улице. Не знаком с этой молитвой. Ничем не могу Вам помочь. В моем молитвослове такой нет, никакого задержания.

Прот. Александр Березовский: В утренних молитвах.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну и вообще.

Прот. Александр Березовский: Ксения из Свердловской области: «Как ответить правильно и не обидеть неверующих родителей, если они спросят своего взрослого сына или дочь: кто тебе важнее – мы или Бог?»

Прот. Димитрий Смирнов: Этот вопрос поставлен некорректно, поэтому я бы избежал ответа на этот вопрос. Некоторые неразумные взрослые спрашивают: «Кого ты любишь больше, маму или бабушку?» Мне кажется, ребёнок вправе уклониться от этого некорректно поставленного вопроса.

Прот. Александр Березовский: То есть лучше вообще как-то уйти от него?

Прот. Димитрий Смирнов: Да. На этот вопрос вполне можно не отвечать.

Прот. Александр Березовский: Так к стенке припирают.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну что ж? Припёрли к стенке, а я смотрю в потолок, затрудняюсь ответить. В каждом опросе общественного мнения есть в конце такой ответ: затрудняюсь ответить.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, а не будет ли в таком уклонении какого-то отречения от Бога?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, не будет, никакого. Потому что любить папу и маму, и бабушку – это в нас заложено Богом. Вот воробей не любит ни папу, ни маму, ни бабушку. И даже не отличает, кто из них бабушка, а кто мама. Порхает себе и клюёт там что-то, чирикает. А в нас это заложено. У некоторых более высокоорганизованных зверей, например, львов, львица в течение года-двух знает, кто её дети. А потом перестаёт это знать.

Прот. Александр Березовский: А мы можем сказать, что любовь разная, поэтому нельзя сравнивать?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, любовь одна, просто грани любви разные. Если представить себе сердце не как шар, а как граненный драгоценный бриллиант, у него грани… Сейчас не помню сколько, но каждый бриллиант гранится определённым количеством граней. Одна грань обращена к матери, другая к отцу, третья, самая большая, к Богу. Можно сказать, та, лобовая, через которую проходит ось огранки. Потому что именно этой гранью бриллиант ловит свет. Взять такой образ. А так любовь – одинакова, потому что, когда мы любим Родину, или искусство, или любим порядок, то это всё равно свойство одного и того же сердца.

Прот. Александр Березовский: Ну вот, зачастую человек порядок любит больше, чем окружающих его людей.

Прот. Димитрий Смирнов: Это говорит о том, что этот бриллиант ещё не до конца огранён. Над ним ещё надо потрудиться. Потому что у правильно отточенного бриллианта все грани в нужном направлении, под нужным углом, нужного размера и формы. А так конечно, он не будет так свет отражать, как настоящий бриллиант.

Прот. Александр Березовский: У нас есть вопрос, батюшка. Добрый вечер.

Телезритель: Добрый вечер. Раба Божия Людмила. У меня такой вопрос. Я по молодости вышла замуж, повенчалась, но вскоре он ушёл от меня, изменил. Позже вышла замуж второй раз, повенчалась, не зная, что надо было развенчивать по-церковному брак первый. И второй брак – недавно узнала, что чин венчания должен был быть совсем другой. Я покаялась на Исповеди в этом. Нужно ли мне ещё что-то сделать, предпринять?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, больше ничего не нужно. То, что покаялись, хорошо. Надеюсь, Вы не будете больше опрометчиво замуж выходить. Это в наше время такая рискованная операция. Нужно взвешивать уже не семь раз, как учили нас наши предки – семь раз отмерь, а один раз отрежь, – а нужно сорок девять раз, а уже потом отрезать.

Прот. Александр Березовский: Ну вот так многие меряют-меряют, и жизнь проходит вне брака.

Прот. Димитрий Смирнов: Слава Богу! Апостол Павел говорит: «лучше оставайтесь как я» (1Кор.7, 8). И остался всю жизнь неженатым. Всю жизнь посвятил Богу, и даже умер за Бога. Так что – самая прекрасная жизнь. Очень многие были в браке, а мы не то что их имён не знаем, а не знаем даже, где их могилы. И вообще ничего о них не знаем. А имя апостола Павла сияет и ещё будет сиять во веки веков.

Прот. Александр Березовский: Но мало быть неженатым, надо ещё пожить как апостол Павел.

Прот. Димитрий Смирнов: Разумеется. Но он сам сказал: лучше оставайтесь как я. Вот вышла замуж, вот повенчалась. Но хоть выясни у него: а как он верует, во что? Как он относится к браку? Считает ли он брак тем, чем Бог его считает? А Бог считает, что «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 6). А если человек просто формально – «Венчаться будешь?» – «Буду!» – то какая ему разница? Некоторые думают, что венчание – это какой-то магический акт, который что-то укрепит, скрепит. Да ничего подобного. Это свидетельство перед Богом веры и желания создать домашнюю церковь. Не просто семью. Это и кошка с котом на какой-то месяц-два создают семью. А это навсегда. Есть у того человека, за которого ты собираешься замуж выходить, об этом хотя бы понятие? Он что-нибудь об этом знает, читает, может рассказать? Или кроме «бу-бу-бу», вроде «я без тебя жить не могу», он и сказать ничего не может? Надо же это всё узнать. А иначе будет и третий, и пятый, и так же жизнь пройдёт. Интересно ещё, кто счастливее.

Прот. Александр Березовский: Ну этот хоть замуж зовёт, другие вообще не зовут.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну а тут же очень просто, заповедь-то дана. Ну не зовёшь, и не надо. Auf Wiedersehen. И всё. А уж если зовёт, тогда начинаем выяснять. Не сразу же – в субботу позвал, а в понедельник расписались.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, у нас есть вопрос, давайте ответим.

Прот. Димитрий Смирнов: Здравствуйте.

Прот. Александр Березовский: Добрый вечер.

Телезритель: Добрый вечер. Беспокоит вас Минск, раба Божия Елена. Такой вопрос: в последнее время в медицине получила широкое распространение процедура ЭКО при невозможности зачать естественным путем. Скажите, благословляется ли это Церковью, и участвует ли Господь во время проведения искусственного оплодотворения Своим действием, тем, что называется наделением зародыша душой? Ведь оплодотворение совершается по воле человека и лишается тайны. Спасибо.

Прот. Димитрий Смирнов: Пожалуйста. Церковь ЭКО не благословляет. Но не по той причине, что Господь не наделяет младенца душой. Когда две клетки соединились, мужская и женская, Господь и наделяет будущего человека душой, не зависимо вообще ни от чего. Это первое. А отчего Церковь не благословляет. По многим причинам. Во-первых, да, как Вы сказали, это вмешательство человека в тайну рождения дитяти. Мы считаем, что если отсутствие детей попущено Богом, то нужно это принимать. В-третьих, обычно врачи оплодотворяют несколько яйцеклеток, пять-семь. И поэтому, если женщина хочет с помощью ЭКО родить ребёнка или двоих, то она одновременно убивает пятерых, если оплодотворено семь клеток. Либо эти клетки замораживают до лучших времён. Может быть, они кому-то понадобятся, Ваши замороженные дети, может быть, их просто выбросят, потому что пройдет срок годности, может быть, что-то ещё. Такое отношение к человеческой жизни Церковь не приемлет. Четвертое. Как мне говорил один академик, около 25% детей, рожденных с помощью ЭКО, бывает больными, умственно отсталыми, неспособными к воспроизводству себе подобных. То есть очень большой риск плодить несчастных больных людей. Поэтому это страсть такая безумная к тому, чтобы обязательно было «что-то своё»… Хотя ясно, что чужих детей не бывает, выбирай любого, какой тебе понравился. Сейчас вот процедуру усыновления вообще по команде президента хотят облегчить – конечно, чиновники найдут способ, но всё равно это будет гораздо легче, чем раньше. Я сам имею опыт: детки, сироты, у которых и родителей не знаешь, буквально через месяц после того, как ты с ними начинаешь общаться, становятся тебе самыми родными существами. Поэтому всё это ЭКО есть предрассудок. А эти технологии созданы не для мамаш, чтобы их сделать счастливыми, а для того, чтобы взять с них деньги. Потому что никто мамашу не предупреждает ни о больных детях, ни о том, что её детей будут убивать, и используют, чтобы скрыть это, латинские термины, потому что народ латыни не знает. Даже не говорят, сколько клеток будут оплодотворять, говорят «остальных мы редуцируем». А если бы им показали процедуру редуцирования, когда в сердце младенца вставляют иглу, и он там умирает от того, что ему в сердце вонзили иглу… После этого он остаётся там, в утробе матери, и оставшиеся в живых один или двое детей плавают вместе с трупами своих братьев и сестёр, трупы постепенно рассасываются. Вот в таком состоянии ребёночек маленький производится на свет. Материнская утроба, вместо того, чтобы стать колыбелью для младенца, становится моргом. Церковь против этого, считает, что это совершенно возмутительная процедура.

Прот. Александр Березовский: Спасибо, батюшка, за ответ, у нас есть вопрос ещё.

Прот. Димитрий Смирнов: Здравствуйте.

Телезритель: Добрый вечер. У меня вопрос такой: можно ли в дни Поста делать большой ремонт в квартире, что-то изменять в доме? И второй вопрос: можно ли после Литургии в воскресенье поработать на приусадебном участке?

Прот. Димитрий Смирнов: Я не вижу к этому никаких препятствий. С постом ремонт вообще никак не связан. Даже, мне кажется, наоборот – дополнительные труды к тому, чтобы в квартире было красиво к Пасхе. Как ты считаешь, отец Александр?

Прот. Александр Березовский: Очень даже.

Прот. Димитрий Смирнов: Вообще Бог труды любит. А чем приусадебный участок плох? Вот утром на Литургии мы поисповедовались, очистили свою душу, причастились Святых Христовых Таин, потом пошли на участок свой, очистили участок от сорняков, потом получили плоды, эти плоды вкусили. Расскажите мне, пожалуйста, что тут такого греховного?

Прот. Александр Березовский: Мы всегда постом, к престольному празднику как убираем храм – и окна моем, и стены, приводим в порядок после зимы.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну человек может этого всего не знать. Думает, что мы вот так в грязи сидим и ничего не ремонтируем. Я помню, ко мне подходит один рабочий и говорит: «Батюшка, может быть нам на время службы шум прекратить?» Что-то они там ремонтировали. Я говорю: «Ты знаешь, для меня это самая сладкая музыка – храм ремонтируется, – я уж потерплю». Во время Евхаристического канона, после «Верую», минут на десять можно и прервать работу. Поэтому таким усердным я обычно говорю: вот «Верую» запоют, вы инструмент сложите и помолитесь вместе с нами, а через четверть часа начинайте, пусть у вас это будет временный отдых. Так и договаривались. «Можно, нельзя»… Кто Вам может запретить-то, я не пойму? Нет ни одного церковного документа, который бы запрещал это. Я думаю, если кто-то это и придумал, то только какие-то лентяи, которые хотят отлынивать от работы.

Прот. Александр Березовский: Люди задают вопросы, как бы не было вреда для души.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну как может вред для души, если человек занимается своим огородом?

Прот. Александр Березовский: Посеял огород, а потом каждое воскресенье ездит то полить, то прополоть, он уже не может остаться на Литургии, потому что огород его к себе привязывает.

Прот. Димитрий Смирнов: Но тут-то ясно, что всё в порядке с этим. Огород-то ни при чём. Огород при чём, если человек пропускает службу, а здесь-то не пропускает. Если бы он сказал: ну всё, у меня ремонт, я поститься не могу. Но человек собирается поститься, всё в порядке.

Прот. Александр Березовский: Ну ремонт такое состояние – только ввяжись.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну ввяжись, но надо следить за собой – сосиски есть или взять рыбный паштет.

Прот. Александр Березовский: Михаил из Санкт-Петербурга: «Начал еженедельно посещать храм, но каждый раз, когда прихожу в храм, начинает болеть сердце. С чем это может быть связано? Это реакция на ладан или, может быть, бесы пугают? Что делать?»

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, это невралгия. Ни к какому сердцу это не имеет никакого отношения.

Прот. Александр Березовский: А почему она именно в храме проявляется?

Прот. Димитрий Смирнов: А человек уже себя на это настраивает. Что тут нужно сделать – нужно выйти в притвор, встать на цыпочки, откинуться назад и, подняв руки, сделать глубокий вдох, потом выдох. Плавно, чтобы голова не закружилась. И вся так называемая сердечная боль пройдет. Потому что, когда болит сердце, это всё не так происходит и уж никак не связано ни с каким храмом. Само по себе в самое неожиданное время и совершенно по-другому болит.

Прот. Александр Березовский: У нас есть вопрос, батюшка.

Прот. Димитрий Смирнов: Здравствуйте.

Телезритель: Добрый вечер, батюшка, Вы меня немножечко смутили.

Прот. Димитрий Смирнов: Что я?

Прот. Александр Березовский: Смутил.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, виноват.

Телезритель: Я перед собой держу молитвенник, и тут написано «Молитва задержания из сборника молитв старца Пансофия Афонского, 1847 год».

Прот. Димитрий Смирнов: Но у меня-то нет такой молитвы, я в глаза её не видел. Люди о ней часто говорят как о молитве задержания. А я не знаю, и про этого старца ничего никогда не слышал. Я не хотел Вас смутить. Если б я что-нибудь говорил о том, чего не знаю, это было бы смешно. Я правда не знаю. Я использую молитвослов XVIII века, изданный в Киево-Печерской Лавре. Там очень плотная такая бумага. У нас там такой молитвы нет. Есть ещё молитвослов, который нам подарил архиепископ Владимир, ныне блаженнейший митрополит Украины, когда я в семинарии учился – там тоже такой молитвы нет. Ну нет. Если у Вас есть, я же не против. Я просто говорю, что я её не знаю. Вы думаете, я всё на свете знаю что ли? Да нет. Я даже вот здесь сижу и не знаю, где север, где юг. У нас тёмная комната, везде лампочки горят.

Прот. Александр Березовский: Галина из города Орел: «Если православного ребёнка обижают в школе, должен ли он терпеть, или должен дать отпор?»

Прот. Димитрий Смирнов: Это зависит от самого ребёнка и от родителей. Например, когда обижали моего ребёнка, я приходил в школу и решал этот вопрос сам.

Прот. Александр Березовский: То есть не ребёнок решал, а Вы?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну конечно, это же дело родителей – защищать своих детей.

Прот. Александр Березовский: Ну а учить ребёнка защищаться – разве это не дело родителей?

Прот. Димитрий Смирнов: Дело в том, что у каждого ребёнка свой строй души. Некоторых детей этому можно учить только в более позднем возрасте. Они просто не готовы к этому. Потому что есть люди, которые воспитывают своих детей иначе и в другой среде. Если домашний ребёнок и попадает в такую ситуацию, у него могут быть такие страдания, что он вообще откажется учиться, в школу ходить, ему могут психологическое увечье нанести. Поэтому отец, а если отца нет, то мать, что много хуже, потому что там будут одни эмоции, должны пойти и решить вопрос, используя свой ум, жизненный опыт и так далее. А так вот представь, сказать ребёнку: ну ничего, не жалуйся, сам решай. Так не годится.

Прот. Александр Березовский: Ну не «сам решай», а научить, как решать.

Прот. Димитрий Смирнов: А научить – нужно разобраться. Если полностью доверять тому, что говорит твой сын или дочь, можешь попасть впросак. Потому что он может это всё придумать или досочинить, а потом выяснится, что он виноват сам. Дети – это чудесные манипуляторы. Мы не знаем, что за этим стоит. Часто – у нас же есть школа – родители с возмущением начинают что-то говорить, а некоторые подходят к родителям других детей и начинают им выговаривать. Спрашивается, откуда ты это знаешь, от ребёнка? От чьего – от своего? А ты так уверен, что твой ребёнок – самый честный на свете, он тебе вообще никогда не врёт? Врёт. Ну а тогда чего ж ты? Надо обязательно выяснить, прежде чем решать этот вопрос. Но обычно люди не хотят трудиться. Сразу начинают орать, безобразно себя вести. В общем, что я могу сказать: бедные дети.

Прот. Александр Березовский: Спасибо, батюшка, за Ваши ответы, передача подошла к концу, пора прощаться.

Прот. Димитрий Смирнов: Всех нас простите, дорогие наши прихожане, что мы, ваши священники, не так совершенны, как должны быть, и не настолько премудрые, чтобы иметь возможность на все ваши вопросы отвечать. И прошу прощения у тех, у кого ответы вызвали недоумение, вот как давеча женщина сказала…

Прот. Александр Березовский: Смущение.

Прот. Димитрий Смирнов: Смущение. Это, к сожалению, неизбежно. Но в этот замечательный день и, считайте, что на все времена, приносим покаяние. Поэтому просим прощения и у тех людей, которые письма пишут, указывая нам на наши немощи, большое спасибо, конечно, мы стараемся, но не всё всегда получается. Поэтому снисходите к нашей немощи, как мы снисходим к вашей. Будем взаимно прощать друг друга, я надеюсь. Во всяком случае, я не сержусь, всех прощаю и прошу, чтобы простили меня грешного. Отец Александр, ты присоединяешься?

Прот. Александр Березовский: Батюшка, полностью присоединяюсь.

Прот. Димитрий Смирнов: Всего вам доброго, до свидания, будем живы-здоровы, увидимся в следующий воскресный день.

Прот. Александр Березовский: Если кого-то невольно обидели, простите, Христа ради. Всего вам доброго, до свидания.

Комментарии.

    Комментариев 14

    1. anatolevna:

      Спасибо, батюшки!

    2. kotova natalia:

      Какой хороший совет дали Вы, батюшка Димитрий, поменьше языком трепать. Постараемся ему следовать.Меньше неприятностей будет в жизни. Не зря говорят, язык мой — враг мой. Спаси,Вас, Господи.

    3. георгий панчулидзе:

      Спасибо вам Батющки.

    4. Галина:

      Удивляют из передачи в передачу те вопросы по телефону, которые задают отцу Дмитрию. Такое впечатление, что просто зрители и слушатели задались целью испытать терпение священника глупостями (как иначе еще можно назвать всю ту кашу суеверий и пр, чем заняты головы многих, если не большинства, спрашивающих). Последняя мартовская передача не исключение, а, наоборот, одна из наиболее урожайных в этом плане. И получаешь урок. С одной стороны — та духовная планка, которую каждый раз о. Дмитрий поднимает, приглашая за собой людей, пытаясь их оторвать от магического и обрядового отношения к молитве, к церкви. Второй урок — на примере спрашивающих начинаешь понимать и свои пробелы и изъяны в духовном аспекте.

      • shvetsov:

        Очень понравились ваши слова: «магического и обрядового отношения к молитве». Действительно, именно так мы и относимся к молитве. Вычитываем текст, а мысли не с нами, они сами по себе. Чувств никаких, они там с мыслями за ручку. Главное прочитал, как того требует Батюшка, теперь с «чистой совестью» можно исповедаться. Вы абсолютно правы: «на примере спрашивающих начинаешь понимать и свои пробелы и изъяны в духовном аспекте». Думается, поэтому такие передачи, где много «глупостей», наиболее интересны.

    5. Natalya t:

      Спасибо, о. Димитрий.

    6. mart60:

      Насчет Лика Христа из Италии… Тетушки, как обычно, ездят куда-то, потом привозят, как обычно, какие-то «святыни», и сами как обычно ничего затем не понимают… Сказала бы по-русски: «Видала в Италии в городе Манопелло Образ Христа, который на Западе называют «Плат святой Вероники» и все. Большинство священников напомнили бы нам об настоящем православном Образе Спаса Нерукотворенного из Едессы и его празднике 29 августа. Слава, Богу, этот Образ есть почти в каждом доме и ездить в Италию для этого не обязательно. А если съездить, то поклониться, мощам Святителя Николая чудотворца. О чем мечтаю и всем желаю!)))

    7. Larkisa:

      «…Любовь-это ограненный бриллиант, у каждой грани свой свет…»
      Как же батюшка замечательно сказал! Просто , как поэт…
      Спаси Господи!

      • Ru.stick:

        Ум очень острый!)))) В мгновения находит образы и сравнения совершенно потрясающие. Даже без воображения сообразишь))).

    8. георгий панчулидзе:

      Спасибо Вам Батюшки.

    9. kuzma_prutkoff:

      А где же передача от 10 марта 2013 ?

      • regent:

        Там, где ей и положено быть — в архиве. Это был повтор старой передачи.

        • Aleksei Egorov:

          Пожалуйста, подскажите дату первой публикации. Или дайте ссылку.

          • regent:

            в тот день записи не было, т.к. о.Димитрий был в командировке… заранее тоже передач записано не было… вывод — это какая-то архивная запись
            какая — не знаем… если найдёте — сообщите…

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.