Блогпост протоиерея Димитрия Смирнова. Выпуск 47
Сорок седьмой выпуск передачи "Блогпост протоиерея Димитрия Смирнова", в которой о.Димитрий отвечает на вопросы, поступившие от участников нашего мультиблога, о семейных ценностях и проблемах, о молитвенном делании и толковании непонятных мест в Священном Писании и на многие другие. Ведёт передачу протоиерей Александр Березовский.

   Содержание блогпоста:

   1. За что Бог так не любит русских, чем мы так Его прогневали? Почему русским досталось столько бед, несчастий и гонений?   (1:06)

в чём смысл страданий, любовь Божия, попущение Божие, отступление от Бога, наказание Божие

   2. Меня травят неверующие одноклассники, как мне справиться с этим?   (8:40)

молиться за врагов, прощать врагов, любить врагов, травля в школе

   3. Как найти духовного наставника?   (10:53)

духовник, духовный отец, духовный наставник, как выбрать духовника

   4. Какой должна быть христианская кончина? Почему обстоятельства смерти важны при рассмотрении вопроса о канонизации?   (13:31)

мученическая смерть, свидетельство веры, канонизация

   5. Какова участь душ младенцев, убиенных во время аборта?   (16:03)

аборт, посмертная участь, души младенцев

   6. Что сделать жене, чтобы обратить внимание мужа, слишком погрузившегося в миссионерскую деятельность, на семью?   (16:27)

семья, проблемы в семье, конфликт мужа и жены, разногласия в семье

   7. Почему легче помогать и оказывать милостныню чужим людям, чем своим, в своей семье?   (17:47)

доброе дело, награда за доброе дело, похвала, забота о ближнем, тщеславие

   8. Можно ли не причащать сопротивляющегося плачущего ребёнка?   (19:32)

Причастие, причащение детей, воспитание в вере

   9. Как можно объяснить родственнице, живущей в «гражданском браке», что она совершает смертный грех? Сама она этого не понимает.   (25:12)

сожительство, гражданский брак, смертный грех, спасти ближнего

  10. Из-за инвалидности ребёнка много лет не могу причаститься. Мне смириться с отсутствием Причастия, или искать выход?   (29:45)

Причастие, частота причащения, инвалиды в семье, уход за инвалидами

  11. Как человеку на руководящей должности обрести смирение?   (31:32)

смирение, гордость, человекоугодие, начальник, руководитель

  12. Грешно ли не платить налоги, если они несправедливые?   (36:02)

налоги, государство, игры с государством

  13. Правда ли, что на Пасху каждый год души освобождаются из ада?   (40:52)

Пасха, ад, освобождение из ада

Прот. Димитрий Смирнов: Ну рассказывай, отец Александр, как ты дошёл до такой жизни...

Прот. Александр Березовский: Да жизнь-то хорошая, жаловаться не на что.

Прот. Димитрий Смирнов: Вот, видишь как хорошо, приятно слышать.

Прот. Александр Березовский: Слава Богу за всё, как-то так.

Прот. Димитрий Смирнов: Здравствуйте, дорогие братья и сестры, мы вновь с вами в нашей программе «Блогпост», сегодня, правда, в другом помещении, в моём кабинете... лень, знаете ли, ехать.

Прот. Александр Березовский: Сейчас всё засыпано снегом.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, решили остаться здесь, чтобы не тратить время на дорогу. Здравствуй, отец Александр, что ты нам сегодня приготовил?

Прот. Александр Березовский: Очень разношёрстные вопросы, постараюсь как-то их скомпоновать. Артемий из Московской области, молодой человек двадцати двух лет спрашивает: «Батюшка, за что Бог так не любит русских? За что он покарал Российскую империю революцией семнадцатого года? За что православные русские испытали величайшие гонения за всю двухтысячелетнюю историю христианства, вместе взятую? Десятки миллионов людей убиты за веру, и до сих пор геноцид православных русских продолжается. За что? Чем мы умудрились так сильно прогневать Бога?»

Прот. Димитрий Смирнов: Это не прогневление, хотя можно и так это рассматривать. Наоборот, это избранничество. Ведь Бог сказал: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю» (Откр. 3,19). Это свидетельство того, что Господь нас любит, Он хочет нас спасти. Вот и спасает. Пошёл народ за коммунистической идеей – получил «по полной программе», но не все вразумились, до сих пор есть последователи Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, это ещё не изжито. Всё, что с нами происходит, попускается Богом для нашего вразумления. Вот как, когда ребёночек капризничает, отец или мать в конце концов говорят: «Ну ладно, делай, что хочешь», и в результате, когда ребёнок оказывается в тюрьме, он начинает писать письма: «Мамочка, прости меня, пожалуйста, как ты была права».

Народ отступил от Бога... Конечно, всегда были люди, которые народ науськивали, они и сейчас есть. Есть люди, которые науськивают русских на их же Церковь, на их же священников, и некоторые русские на это ведутся. Русские теперь не могут даже детей своих воспитать, наши дети все больны чужебесием, для них почему-то огромную важность имеют какие-то модные ветры, которые дуют с Запада. Причём эти ветры не несут с собой образы высокой культуры, эти ветры идут из самых подвальных притонов, куда белые люди на Западе даже остерегаются заходить, а здесь, как сама молодежь говорит, это всё «пипл хавает». Вот Господь и попускает нам пострадать, подумать, для того, чтобы мы опять вернулись в нашему Богу. Это не есть наказание Бога, а есть проявление Его любви, нежелание, чтобы мы исчезли с лица земли. А между прочим, многие люди на Западе на Россию, на русский народ взирают с надеждой, потому что сами они уже не могут сопротивляться.

Взять, например, Вторую мировую войну. Долго ли Франция сопротивлялась фашизму?

Прот. Александр Березовский: Несколько дней.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну вот. О чём это говорит? Франция, такая мощная страна, сравнима и по силе, и по культуре, и по древности истории, и по рыцарскому духу с Германией, а вот не смогла противостоять...

Прот. Александр Березовский: Дух-то был совсем не тот.

Прот. Димитрий Смирнов: Для меня очевидно: что Бог ни делает, всё к лучшему. Нельзя сказать, что Бог нас не любит, такое заявление – это некоторое непонимание Самого Бога.

Прот. Александр Березовский: Если родители часто и много наказывают ребёнка, это приводит, скорее, к озлоблению, чем к вразумлению...

Прот. Димитрий Смирнов: А разве нас часто Господь наказывает? Восемнадцать лет правил Брежнев, нас кто-нибудь наказывал? Была Афганская война, в которой нас, можно это сказать, наказали, Афганистан всё-таки победил, ушли наши войска бесславно (потеряли десятки тысяч русских парней, их дети сейчас бы уже институт заканчивали), и потом уже развал Советского Союза. За последние двадцать лет были две Чеченских войны, тоже много народу погибло. Но в целом нам не мешали жить, трудиться, воспитывать детей. Наказывать нужно постоянно, «наказ» – это урок. Но как наказывать? Кнутом – это наказание крайней меры. Господь не только этим нас вразумляет.

Прот. Александр Березовский: Всё познаётся в сравнении, если сравнивать нашу жизнь и как живут люди на Багамских островах, то всё кажется, что мы живём похуже...

Прот. Димитрий Смирнов: Не был, не знаю. Не думаю, что на Багамских островах жизнь сильно лучше. Наверняка там больше всяких стихийных бедствий, всяких непогод, от которых они зависимы. А жители зарабатывают, обслуживая праздных туристов. Мы хоть через пень-колоду, но всё-таки запускаем корабли в космос, наша экономика не зависит полностью от чистки ботинок и стирки чьего-то грязного белья. Полторы недельки, наверное, неплохо провести на Багамских островах, правда, это счастье ненадолго, весь отпуск быстро выветрится в нашем аэропорту, пока в нём постоишь.

Прот. Александр Березовский: Анна спрашивает: «Мне шестнадцать лет, в моём классе есть дети очень далёкие от Бога. Проблема заключается в следующем: они, зная, что я верующая, всячески травят меня, рисуют антихристианские надписи у меня в тетрадках, слишком яро высказывают своё недовольство. Это продолжается не один год. Скажите, как мне к ним относиться, как справиться? Я молюсь за них, прощаю, но состояние той всеобъемлющей любви в сердце бывает, к сожалению, редко».

Прот. Димитрий Смирнов: То, что оно вообще бывает – это удивительно, для шестнадцатилетнего человека это большое достижение. Если совсем тяжело, можно перейти в другую школу, но осталось-то немного, один год, из-за этого не стоит затеваться с переходом, может быть, можно просто перетерпеть. Я, например, шёл другим путём: весь класс или всю институтскую группу я обращал к Богу. Слава Богу, мне это удавалось.

Прот. Александр Березовский: А каким образом?

Прот. Димитрий Смирнов: Понятное дело, что бить меня никто не решался, что-то рисовать в моей тетрадке тоже, а всякие высказывания я не игнорировал, а вступал в беседу, и выяснялось, что мои оппоненты недостаточно сведущи в этом вопросе. Тут нужно сопротивление наращивать образованием.

Прот. Александр Березовский: То есть, пытаться что-то говорить своим обидчикам?

Прот. Димитрий Смирнов: Есть такие люди, которым говорить бесполезно. И в таком случае, поступать нужно по слову Господа: «да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18, 17), то есть, обходить таких за три версты.

Прот. Александр Березовский: Раба Божия Елена: «Подскажите, как найти духовного наставника, как ему это объявить? “Батюшка, я Вас выбираю!” А вдруг он откажет? Может батюшка отказать в моей просьбе? И если он очень сильно занятый человек, сможет ли он быть моим наставником?»

Прот. Димитрий Смирнов: Смотря чем занят. Если футболом, то сможет. А если пастырской работой, то тем более. Есть такое присловье: искать днём с огнём. Вот бери фонарь в ясный полдень и иди искать себе духовного наставника. Нашёл? Хорошо, потом пиши объявление в газету: назначаю такого-то батюшку своим духовником. И всё, батюшка никуда не денется, уже ничего сделать не сможет, будет твоим наставником, раз вон и в газете уже напечатали.

Прот. Александр Березовский: Главное – поставить перед фактом?

Прот. Димитрий Смирнов: Вот, золотые слова!

А если серьёзно, то чтобы найти себе духовного отца, нужно выбрать священника, к которому проникся доверием, и начать ходить к нему на Исповедь. Через два года, незаметно ни для него, ни для тебя, он, оказывается, уже стал твоим духовником.

Прот. Александр Березовский: Уже?

Прот. Димитрий Смирнов: Без всяких деклараций, зажиганий фонарей, траты батареек, объявлений ему... За тридцать лет моего служения очень многие люди подходили ко мне с такими объявлениями или просьбами. И ни один из них не остался. И редко кто из них приходил второй раз. Это не значит, что я сразу всех отсылал за Уральский хребет. Ну вот придумал человек, объявил, но оказался сам не в состоянии исполнить своё намерение. Я-то где стоял, там и стою, свою дислокацию один только раз менял, с Алтуфьевского храма на Благовещенский. Обычно подобные декларации под собой ничего не имеют. А практическая Исповедь одному и тому же священнику и рождает искомое.

Прот. Александр Березовский: Юлия из Оренбурга: «Какой должна быть христианская кончина? Почему при рассмотрении вопроса о канонизации человека обращают внимание на обстоятельства смерти? Можно ли определить участь христианина в вечной жизни по тому, как человек умирал?»

Прот. Димитрий Смирнов: Да, обращают внимание на смерть человека. В житиях святых мы видим, что мученические кончины ярко свидетельствуют, что человек умирает христианином.

Прот. Александр Березовский: Но ведь человек не только своей смертью, но и всей жизнью свидетельствует о своём христианстве.

Прот. Димитрий Смирнов: Не всегда. Нам, например, ничего не известно про жизнь Севастийских мучеников, мы знаем только об обстоятельствах их смерти. И для Церкви этого оказалось достаточным, чтобы прославить их.

Прот. Александр Березовский: То есть человек своей смертью являет истинную веру?

Прот. Димитрий Смирнов: Зачастую. А бывает, что обстоятельства смерти сокрыты.

Прот. Александр Березовский: А если смерть случилась на какую-то особую дату, например, на Пасху, это о чём-то говорит?

Прот. Димитрий Смирнов: Бывает, что и говорит. Например, человек сильно почитал Божию Матерь, и в день Её рождества отошёл ко Господу. Сам собой напрашивается вывод, что это не случайно.

Прот. Александр Березовский: Всегда хочется как-то по внешним признаком что-то понять.

Прот. Димитрий Смирнов: Человек нуждается в каких-то внешних опорах. Некоторым нужна ещё подпись и печать, тогда он будет верить. А некоторым ещё и расшифровать имя-фамилию-отчество подписавшего... Мы живём в такую эпоху, когда никто никому ни в чём не верит.

Прот. Александр Березовский: Анна из Железногорска Курской области: «Батюшка, скажите, пожалуйста, что происходит с душами младенцев, убиенных во время аборта, куда они попадают?»

Прот. Димитрий Смирнов: Понятия не имею, это не моё дело. Это Господь Сам определит.

Прот. Александр Березовский: Ирина из Свердловской области: «У нас верующая семья, ждём третьего ребёнка, но до сих пор не научились избегать ссор. У мужа много миссионерских дел при храме, которыми он занимается с удовольствием, а мои проблемы считает пустяковыми и не хочет даже поговорить со мной, отчего я плачу, что вызывает ещё большее его раздражение. Что мне в себе изменить, чтобы найти поддержку у мужа?»

Прот. Димитрий Смирнов: Судя по всему, супруги молодые, все эти проблемы от неопытности.

Прот. Александр Березовский: Двое детей уже есть.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, чтобы двое детей появилось, это три года нужно... Это болезни роста, всё пройдёт. Нет такого рецепта «губки покрась в сиреневый цвет, и он сразу станет другим».

Прот. Александр Березовский: То есть, здесь нужно только потерпеть?

Прот. Димитрий Смирнов: И муж, видно, ещё не дозрел до полного осознания отцовства, и мама никакого терпения не имеет, хочет, чтобы всё внимание было направлено только на неё.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, это давно замечено, что оказывать милостыню чужим людям легче, чем своим родным. И как-то потерпеть родных, приласкать их, внимание им уделить...

Прот. Димитрий Смирнов: Для чужих помогает бес тщеславия, а в семье нужно потрудиться.

Прот. Александр Березовский: У своих такой похвалы не получишь?

Прот. Димитрий Смирнов: Никогда. Всё воспринимается как само собой разумеющееся.

Прот. Александр Березовский: Если вернуться к миссионерствующему супругу, здесь просто нужно какое-то время, чтобы человек обрёл житейскую мудрость?

Прот. Димитрий Смирнов: Не обязательно нужно время, бывает, что человек и девяносто лет проживёт, а ничего не приобретает.

Прот. Александр Березовский: Вот Вы говорите, что семья просто молодая, а что изменится с возрастом?

Прот. Димитрий Смирнов: Методом проб и ошибок они будут искать пути улаживания ссор. Бедную мамочку не устраивает такая ситуация, вот она в высшую инстанцию подала прошение...

Прот. Александр Березовский: Хочется ей, чтобы обратили внимание...

Прот. Димитрий Смирнов: Хочется. Если она хочет сохранять семью, ей всё равно придётся смиряться. А смирение – это самый лучший цемент для семейной жизни.

Прот. Александр Березовский: Ну что ж, дай Бог им этот цемент приобрести.

Марина из Новокузнецка: «Правильно ли причащать ребёнка, который плачет, когда его подносят к Причастию? Сегодня видела, как священник сказал, что не будет причащать ребёнка против его желания. Понимаю, что подвергать сомнению действия священника нехорошо, но душа не соглашается: даём же мы детям лекарства и делаем уколы в случае телесных недугов, даже если они этому сопротивляются?»

Прот. Димитрий Смирнов: Эта аналогия с лекарствами не очень хороша. Потому что Причастие только условно можно назвать лекарством. Есть такое понятие у психологов – динамический стереотип. У ребёнка может образоваться такая ассоциация по поводу Причастия, что это есть некое мучение и страдание для него, что совершенно нежелательно. В случае с лекарствами такая ассоциация менее вредна, ведь приём лекарств заканчивается с выздоровлением, а причащаться нужно всю жизнь.

Прот. Александр Березовский: Ну вот ребёнок не имеет желания, боится, плачет, что делать в этой ситуации?

Прот. Димитрий Смирнов: Обождать. Он же не при смерти.

Прот. Александр Березовский: Просто постоять с ним рядом, чтобы он посмотрел?

Прот. Димитрий Смирнов: Да, он посмотрит, как папа причащается, как мама причащается, как другие детки, а потом и сам захочет. Вот в это воскресенье пришла одна мама двух деток, очень хорошая, замечательная умная женщина, я её очень люблю, она пока в начале воцерковления. И вот она пришла с мальчиком, видно, что он всего боится, робкий такой. Мама сынишку подталкивает к Исповеди, а он всячески уклоняется. Ну вот зачем толкать? Это его первый визит, пусть пока посмотрит. А потом мама захотела меня поздравить, дала сынишке конверт с открыткой, велела идти и мне отдать. Он подходит ко мне, и я вижу прямо ужас на его лице, хотел заговорить с ним, чтобы как-то снять это напряжение, спрашиваю: «Как же ты решился?», а он так перепугался, и как рванул от меня бежать! Вот в таком случае нельзя подталкивать.

Прот. Александр Березовский: А сколько ему лет?

Прот. Димитрий Смирнов: Лет девять-десять. Но всё равно «детёныш». Таких робких нужно беречь и очень деликатно с ними обращаться, осторожно...

А если руки скрутить, за волосы взять, голову назад закинуть, ложкой раздвинуть зубы и причастить...

Прот. Александр Березовский: То какое же у него потом отношение будет к Причастию?

Прот. Димитрий Смирнов: Да он из дома убежит, как только услышит, что опять в церковь идти нужно.

Прот. Александр Березовский: Опять пытать будут…

Прот. Димитрий Смирнов: Нужно, чтобы ребёнок сам захотел получить Причастие. Вот есть задача причастить дитя, нужно искать пути для её решения. Вот если у нас есть задача войти в квартиру, мы же открываем её ключом, мы же не начинаем сразу ломать стену со стороны фасада, не выбиваем окно, не отпиливаем кусок пожарной лестницы, чтобы приставить к стене и попасть внутрь... Надо же всё делать плавно, мягко и естественно.

Прот. Александр Березовский: Когда родители сами редко приходят в храм, то трудно приучить ребёнка плавно...

Прот. Димитрий Смирнов: Ну вот, поэтому ребёнок и пугается.

Прот. Александр Березовский: Новая обстановка...

Прот. Димитрий Смирнов: Ты видел когда-нибудь, чтобы сорокадневный ребёнок пугался?

Прот. Александр Березовский: Нет.

Прот. Димитрий Смирнов: А причащать нужно со времён Крещения. А то родители сами создают проблему, а расплачивается ребёнок. И ещё пугают всех окружающих, начинают в ужасе философствовать, мол раз уколы делают насильно, то и Причащать можно насильно, а священник, видишь ли, сопротивляется.

Прот. Александр Березовский: Валерия, Ленинградская область: «Одна наша молодая родственница живёт в блуде, при этом исповедуется и причащается, батюшка, похоже, не в курсе. Да, наверное, она и не знает, что сожительство – грех. Я пыталась заводить с ней разговор на ту тему, она сделала круглые глаза: “Блуд? Какой блуд?”. Как мне объяснить ей, что она совершает смертный грех?»

Прот. Димитрий Смирнов: Я бы не стал в это влезать. А просто помолился бы, чтобы Господь Сам нашёл способ её вразумить.

Прот. Александр Березовский: А сказать об этом батюшке, к которому она ходит?

Прот. Димитрий Смирнов: Я не стал бы и этого делать. Я думаю, можно взять какую-нибудь брошюру, которая касается этого греха, и подарить ей, можно на праздник. Вот будет праздник какой-нибудь, Пасха, например.

Прот. Александр Березовский: Действительно, часто человек по неведению совершает поступки, приносящие вред.

Прот. Димитрий Смирнов: Бывает.

Прот. Александр Березовский: То есть, всё равно Вы рекомендуете удержаться от советов?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну вот представь себе ситуацию: мама ведёт ребёнка за руку. Подошла к концу тротуара, нужно переходить дорогу, ребёнок вырывается. Мы подходим, начинаем ребёнку давать советы.

Прот. Александр Березовский: При наличии мамы, держащей его за руку, это глупо.

Прот. Димитрий Смирнов: Это глупо. Но бывают ситуации, когда мама бывает благодарна, это если ты умеешь сказать нужное слово ребёнку. Я тут недавно летел в самолёте и полуторагодовалый малыш расстроился, начал орать. Мама не знает, что с ним делать, а я знаю. Я подошёл к ним и сказал: «Кто разрешил орать? Кто это тут орёт?» Он сразу заинтересовался, отвлёкся и перестал кричать. И мама с большой благодарностью посмотрела на меня. А нужно-то было просто переключить внимание: вот подходит дядя, да ещё с бородой, интересно же. Причём я подошёл не к нему (если бы обратился прямо к малышу, он мог бы ещё перепугаться, стал бы кричать ещё громче), а сделал вид, что я его не вижу: «Кто тут орёт, нельзя орать в самолёте!». Очень часто такое переключение внимания работает, не всегда, конечно. Нужно ещё чтобы успокоитель сам был в определённом настроении, если ты сам раздражён, ничего не получится.

Если вернуться к нашему вопросу, я могу сказать, что никакое вразумление тут не принесёт желаемого результата. Нашего автора, желающего помочь своей родственнице, ждёт разочарование. А чтобы ревность по Боге не приносила разочарование, я говорю, что именно в этой ситуации лучше не ввязываться. Это не значит, что никогда не нужно вмешиваться, все ситуации бывают разные. Причём, с одним человеком утром бесполезно разговаривать, а вечером он вполне способен услышать, в течение дня может меняться ситуация.

Прот. Александр Березовский: Когда часто сталкиваешься с таким, наверное, появляется житейский опыт, когда стоит вмешиваться.

Прот. Димитрий Смирнов: Наверное.

Прот. Александр Березовский: Юлия из Рязани: «Я мама ребёнка-инвалида. Восемь с половиной лет сижу дома, заболевание у дочери тяжелейшее, требует моего постоянного присутствия, родственники не справятся. В связи с этим стало очень сложно ходить в храм. Я без Причастия уже много лет, очень страдаю. Как быть? Смириться с этой ситуацией, или я могу что-то предпринять? Посоветуйте».

Прот. Димитрий Смирнов: Всегда можно раз в году себя обеспечить Причастием. Только нужно этим серьёзно заняться. Вот если бы у нас сгорел дом, мы бы нашли способ решить задачу с ночлегом. Сейчас ещё пока зима, хоть и март, но дома-то у нас нет. Найдём, где ночевать? Найдём. Как бы далеко человек ни жил, как бы плохо себя ни чувствовал, всегда можно устроить, как разрешить проблему с Причастием. Только нужно к этой задаче подойти как к задаче. И решить её, раз в году обязательно Причащаться. Реже никак нельзя.

Прот. Александр Березовский: Даже пригласить священника на дом будет решением этой задачи.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну это самое простое, я просто специально молчу, пусть человек сам порешает эту задачу, она не такая сложная в наше время, не как тридцатые годы.

Прот. Александр Березовский: Дмитрий из Германии: «Как можно соединить смирение с работой руководителем группы людей? Требуется чёткое высказывание своего мнения, его отстаивание в интересах бизнеса и сотрудников. Отстаивание своего мнения может быть рассмотрено как проявление гордости? Помогите разрешить конфликт».

Прот. Димитрий Смирнов: Конфликты разрешает социальный психолог, специальный человек, это его работа. Он соберёт коллектив, увидит, в чём причина. Советую так сделать.

Прот. Александр Березовский: Если человек руководитель, то он должен проводить собственную политику, он же определяет, как должен работать коллектив.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Если он не будет определять, то он просто человекоугодник. А вовсе не смиренный человек. А нужно со смирением выполнять свой долг и обязанности, хотя его все ненавидеть будут. Почему? Потому что начальников всегда ненавидят, они же жить не дают! Люди ведь зачем пришли на работу? Не чтобы работать, а чтобы получать деньги и хорошо проводить время. А тут начальник пришёл, какие-то интересы предприятия выставляет, говорит о какой-то прибыли, о каком-то корпоративном патриотизме... У него, в отличие от работников, какие-то другие задачи. У работников-то какие задачи? Чтобы начальник больше платил, всё время прибавлял жалование и...

Прот. Александр Березовский: И меньше трогал?

Прот. Димитрий Смирнов: Вообще не трогал бы! Ну подумаешь, я тут опоздал на час? А ты-то не опаздываешь, что ли! Мне холодильник должны были привезти, а тот вон девочку в сад отвозил, а маршрутка застряла в пробке, начальник не понимает что ли? Работа – это чтобы я получал деньги. Ты мне приноси деньги домой, я вообще не буду ходить на работу, и опаздывать не буду. А начальник тут, видите ли, со своими задачами...

Чтобы быть начальником, терпеть это наглое, распущенное, подлое безобразие, это нужно огромное смирение иметь и нервы как канаты. Начальник не может без смирения. Нельзя же всё время людей палкой колотить, штрафами наказывать, выгонять... тем более, у нас с кадрами вообще плохо...

Прот. Александр Березовский: Этого выгонишь, а кто работать будет?

Прот. Димитрий Смирнов: Да, приходится довольствоваться тем, что есть. Иногда вот прямо надо выгнать, просто надо, но приходится ждать. Даже если плохой солдат, но он стоит с ружьём, кого-то отпугивает, хотя понятно, что толку с него мало. Это как сытый кот, мимо которого мыши носят продукты, а он даже голову не поворачивает... О том, какие у нас работнички, я знаю не понаслышке... Каждому начальнику чрезвычайно тяжело. Заставить людей выполнять свои обязанности, за которые они получают деньги, невыносимо тяжело.

Прот. Александр Березовский: Работник всегда считает, что начальник ничего не делает, а получает больше всех.

Прот. Димитрий Смирнов: Есть начальники, которые получают меньше всех. Если разделить весь труд начальника, и сколько часов он отдаёт своей работе, то мы увидим, что коэффициент трудового участия у него в десять раз больше, чем у самого шустрого работника. Но получает начальник не в десять раз больше, а только в два. Да ему ещё за вредность надбавка полагается, да два отпуска, и так далее.

Прот. Александр Березовский: Татьяна: «Батюшка, я занимаюсь ремонтом одежды как инвалид-предприниматель. Люди довольны. И хотя я зарабатываю немного, на хлеб хватает, работа нравится. А сейчас с повышением налогов, аренды, мне достаётся всё меньше и меньше. Цены повышать не хотелось бы. Грешно ли не платить налоги?»

Прот. Димитрий Смирнов: Ну как вам сказать... Система налогов – это некоторая игра государства с обывателем. Государство вынуждено брать налоги, все с этим соглашаются. Но постараться безопасным способом уменьшить для себя налоги (а тем более для инвалида) не будет большим грехом, на мой взгляд. Надеюсь, налоговый инспектор, заметив, что инвалид-предприниматель уклонился от каких-то незначительных налогов, в бутылку не полезет. Я не могу сказать наверняка, я в этом ничего не понимаю. Говорят, что если платить все налоги, то любой бизнес разорится. В этом смысле государство закладывает в налог, что его собираемость будет не 100 процентов.

В некотором смысле налоговая система напоминает правила дорожного движения. Вот едешь в два часа ночи на автомобиле. Справа никого, слева никого, впереди никого, сзади никого – но три минуты горит красный свет. Зачем?

Прот. Александр Березовский: Светофор работает на автомате.

Прот. Димитрий Смирнов: Но ведь можно включить жёлтый свет на этот час. Ну вот кто-то не включил, кто-то не сделал. Если спешить некуда, то можно даже наслаждаться поездкой по ночной Москве. А если ты устал, хочешь домой, убедился, что никого нет (да, риск всё равно есть, хотя бы в виде инспектора дорожного движения, который рад выписать штраф)... Какие-то мелкие нарушения есть всегда. Вот один сотрудник ДПС остановил меня, говорит: «Батюшка, согрешаете ведь, нарушаете». А я отвечаю: «А что бы кушала твоя семья, если бы никто правила не нарушал?» – «И то правильно». Он меня законно оштрафовал, я не спорил. Я даже прощения всегда прошу, что доставил беспокойство, в общем, по-человечески всегда решаем. Инспекторы нужны обязательно. Они сдерживают нашу разухабистость, спасают наши жизни, штрафы берут совершенно правильно.

Прот. Александр Березовский: На Украине одно время упразднили дорожную полицию. И в Киеве зафиксировали скорость машин около 120 км/час по городу.

Прот. Димитрий Смирнов: Инспекторы – просто наши благодетели. Может, я и не прав, но я их даже обожаю. Если у меня есть нужда немножко нарушить правила, я четырежды проверю, не будет ли мой манёвр опасен для меня и других людей, не доставлю ли я этим кому-то неудобства... С налогами, думаю, то же самое. Есть правила, в них есть известные риски, их нужно учитывать.

Прот. Александр Березовский: Светлана: «Когда Христос сошёл во ад, то извёл оттуда души умерших. Пасха совершается каждый год. Следует ли думать, что Христос каждый год так же освобождает в этот день души тех, кто умер?»

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, это какая-то фантазия.

Прот. Александр Березовский: Вот опять... людям хочется надеяться, что есть какой-то такой особенный день, когда души освобождаются из ада...

Прот. Димитрий Смирнов: Да, народ очень творческий. Можно даже сказочный роман написать на эту тему. Только обязательно закончить его так, что главный герой проснулся, оглянулся, и понял, что всё это было сне.

Душа Христа сошла во ад, когда Он был погребён. А сейчас-то Он вознесён и восседает одесную Бога Отца. Ну что тут сочинять ещё?

Прот. Александр Березовский: Спасибо, батюшка, за Ваши ответы. Давайте прощаться.

Прот. Димитрий Смирнов: Всего доброго, до свидания, с Великим постом всех.

Прот. Александр Березовский: Спасибо вам за ваши вопросы, пишите. Будем рады на них ответить, всего доброго, до свидания.


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 26

    1. anatolevna:

      Спасибо, батюшки! Какое счастье , что Вы есть! Дай Вам Бог здоровья и долгих лет жизни!

    2. kuzma_prutkoff:

      Вообще-то ехать на красный цвет когда никого нет — это нельзя назвать грехом.

    3. maslenok80:

      Спасибо Отец Димитрий. Обязательно последую вашему совету

    4. VIKTOR:

      Редко пишу комментарии, да и собственно ,что здесь можно комментировать? Могу только выразить благодарность о.Дмитрию и о,Александру за их труд.Низкий поклон Вам,дорогие батюшки.

    5. kotova natalia:

      О.Димитрий и о.Александр спасибо за возможность вас послушать. С вашей помощью познаешь себя. А юмор батюшки Димитрия помогает относиться к трудностям в жизни спокойно.Храни вас,ГОСПОДЬ!

    6. Natalya t:

      Спасибо, батюшка, за интересные и поучительные ответы в этом выпуске. Прилагать здравый смысл к исполнению всевозможных правил, придуманных людьми, а бывает и надуманных, — просто гениально, если, конечно, здравый смысл в каждом конкретном случае не противоречит Закону Божиему.

      • Natalya t:

        Очень жизнерадостный весенний рисунок в заставке. По детским рисункам можно понять, что происходит у ребенка в душе, у этого малыша в душе — свет.)

      • Dana V:

        А как здравый смысл может противоречить Закону Божиему?

        • Natalya t:

          Если здравый смысл — результат накопленного опыта, без Бога, такое тоже случается…

          • Dana V:

            Ответ не очень ясен. Здравый смысл, приобретенный атеистами, не противоречит Закону Божиему? Или может противоречить?

            • Natalya t:

              По-моему, здравым смыслом может обладать каждый человек в трезвом уме и твердой памяти, с его же помощью атеист может придти к вере.

          • shvetsov:

            Ни что не бывает без Бога. Во всем Его промысел. Все, происходящее с нами, от Бога.

    7. Анна Вихляева:

      Какой красивый Незнайка. И подпись замечательная, жизнеутверждающая. «Я Никон.» Аз есмь, и все тут. :)

    8. tatyana1:

      многая лета вам и вашей передаче

    9. Pavel1958:

      Спасибо, батюшка Димитрий и отец Александр.
      Какие хорошие у вас в Москве сотрудники ДПС, оказывается :))

    10. shvetsov:

      Пропал звук в видеороликах. Очень жаль, что исчезла возможность слышать отцов Дмитрия и Александра.

      • regent:

        Это неправда. Скорее всего Вы сами отключили звук в проигрывателе или установили уровень звука на 0, но последнее вряд ли, т.к. для этого надо очень уж постараться, а вот отключить звук можно одним щелчком мыши, что Вы, наверняка, и сделали. Проверьте. Ведь без звука смотреть видео как-то не очень интересно :)

    11. Alexandr.65:

      Гениально! Восхищаюсь мудростью о. Димитрия. А больше и добавить нечего.))

    12. SergeyB:

      Большое спасибо ! :)

    13. basil2002:

      Предлагаю найти день в календаре для памяти мучеников детей убиенных в США, благодаря которым у нас в России остановили детоторговлю и стали отдавать детей в русские семьи.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.