Радио «Радонеж». Протоиерей Димитрий Смирнов. Аудиозапись прямого эфира от 2 февраля 2013 года
Аудиозапись прямого эфира радиостанции "Радонеж", во время которого протоиерей Димитрий Смирнов отвечает на вопросы радиослушателей. Ведущий – протоиерей Александр Березовский. Радиоэфир от 2 февраля 2013 года.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Радио «Радонеж». Протоиерей Димитрий Смирнов. Аудиозапись прямого эфира от 2 февраля 2013 года

Прот. Александр Березовский: "Каким образом не превратиться в домашнюю клушу, находясь всё время дома с маленькими детьми?"

Прот. Димитрий Смирнов: По-моему, чем скорее превратишься в клушу – тем лучше. Потому что нет ничего лучше клуши, да ещё православной, потому что главная забота мамы – это дети. Пока молодая мама ещё не вошла в эту жизнь, ей непривычно, трудно. Поэтому чем скорее это произойдёт – тем лучше, с этим не надо бороться.

Прот. Александр Березовский: То есть, когда она почувствует радость оттого, что она постоянно с детьми...

Прот. Димитрий Смирнов: Что она занята самым главным делом на земле.

Прот. Александр Березовский: Но хочется разнообразия.

Прот. Димитрий Смирнов: А разнообразие – вот, мимика младенца, она вообще не повторяется. Можно смотреть как кино. Дети каждый день растут и меняются, поэтому лучше этим проникнуться. Чуть пораньше как народ жил? Каждый вырастал в многодетной семье, маленькие девочки уже с трёх лет начинали нянчить своих братиков, сестричек и вживались в эту роль.

Прот. Александр Березовский: Да, сейчас это людей пугает.

Прот. Димитрий Смирнов: Пугает немножко, ну, мне кажется, тут не надо пугаться, а свой страх преодолевать. Алло, слушаем Вас.

Радиослушатель: Здравствуйте! Это из Санкт-Петербурга вас беспокоит раб Божий Геннадий. Вот Вы время от времени прохаживаетесь по Сталину, что Сталин плохой, а я лет 10 назад взял и всех своих родственников, которые были при Сталине уже зрелыми людьми, опросил, что они думают о нём. Все они отозвались о нём положительно, особенно те, кто воевал. Вот интересно мне узнать, поскольку я уважаю Ваше мнение, что Вы скажете об этом.

Прот. Димитрий Смирнов: Я принимаю этот факт, для меня совершенно неновый. Мой тесть вчера был в Кремле как ветеран, на приёме, и он того же мнения. Что тут такого? Нужно опросить не их, нужно опросить тех, которые попали в перекрёстный огонь немцев и заградотрядов, их опросить. А ещё опросить тех, кто при Сталине сидел, начиная с генералов, можно жену Молотова просить, или Калинина, что они скажут. Потом, что значит - Сталин плохой? Я, во-первых, никогда не говорил, что Сталин плохой, таких характеристик у меня не было. При Сталине и его именем творилось много вещей, жестоких по отношению к народу, в частности, в подготовке, ведении войны. Всё это можно было бы, на мой взгляд, сделать гораздо меньшей кровью. Он был довольно безжалостен. Но самое главное из всего, что меня печалит, это отношение Иосифа Виссарионовича к нашим ветеранам. День Победы не праздновался, как сейчас, более того, всех калек убрали с улиц. Наш теперешний правитель гораздо лучше относится. Знаете, одно из самых страшных впечатлений в моей жизни – это когда я оказался в Абхазии, в одном санатории для инвалидов войны. Просто посещал святое место, могу даже сказать – Команы, где существует могила Иоанна Златоуста. Он там закончил свой путь, так его гроб стоял, потом его перенесли в Сухуми. Я увидел – и вот эта картина навсегда передо мной: сад запущенный и покрытый травой, и на большом пространстве сидят калеки, мужчины, подстриженные под машинку, в майках и трусах, без рук и без ног, у кого одной ноги нет, у кого двух, у кого нет ни рук, ни ног. Я спросил у тех, кто меня сопровождал, что это такое? А мне говорят: это ветераны войны, которых убрали с улиц. Их просто свезли, как будто у них не было ни родственников, ни знакомых. Там их, конечно, кормили, но их вычеркнули из жизни. Вот такое было отношение к людям, которые ценой ужасающих страданий выиграли эту чудовищную войну. Это, конечно, характеризует человека, о котором идёт речь. Молодежь, которая выжила, празднует Победу с радостью, с удовольствием, я могу понять их чувства. Но вот эту картину - я не могу забыть. Всё время у меня перед глазами: яркое абхазское солнце, синее небо, зелёная трава, корявые яблони и там, как плоды, лежат наши герои. То есть, никакой благодарности к этим людям не было. У меня отношение к нему как человеку, который это всё устроил. Тот режим, который у нас был, он был по отношению к человеку очень несправедливый, очень жестокий. Я хоть недолго при Сталине пожил, но, тем не менее, являюсь его младшим современником. Конечно,заслуга его в том, что война была выиграна, безусловно, есть. Но я не военный стратег, ничего не понимаю в военном деле, мне трудно оценить его участие.

С другой стороны, такой войны у нас ещё не было, когда такое соотношение погибших с той и с другой стороны. Ещё мне очень не нравится, не знаю, как бы Вам понравилось, если бы, допустим, Вас контузило, и Вас взяли бы в плен, Вы там очнулись, и после этого отсидев в фашистских лагерях пару лет, остались бы живыми. Потом, когда Вас освободили, Вас бы в вагон посадили и отвезли бы в Сибирь, в лагерь после войны, ещё сидеть до смерти Сталина. Хотя, Вы даже в плен не сдавались, это как? Так что очень и очень много таких жестокостей и приказов. Конечно, в этом смысле Сталин многому учился у своего друга Гитлера, который его очень подвёл, которому он верил беззаветно, что он не начнёт эту войну. Но тем не менее.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, часто говорят, что Сталин не мог всего этого знать, за него принимались решения, и порой ему приписывают то, в чём он не виноват.

Прот. Димитрий Смирнов: Понимаешь, на тех указах и приказах стоит его подпись.

Прот. Александр Березовский: То есть, это документально доказано.

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно, а там и доказывать нечего, есть документы. И потом, меня заботит и настораживает то, что огромное количество документов Великой Отечественной Войны, некоторые историки говорят, 90 процентов до сих пор совершенно секретны. Что там за секреты? Подозреваю, что когда эти секреты станут достоянием народа, то последние волосы от ужаса вылезут, вот у меня такое подозрение. Поэтому хорошим человеком Сталина я не могу назвать, но что Сталин плохой, я не говорил. И сказать, что он хороший, язык не поворачивается.

Радиослушатель: Добрый вечер! Раба Божия Зоя, из Москвы, у меня к вам такой вопрос: в вашем православном календаре на 2013 год, на последней странице есть такая фраза, что если человек здоров, богат, если у него все хорошо в доме, если у него замечательные дети, то можно сказать, что он достиг счастья. Это может быть только в одном случае – если Бог отвернулся от этого человека. А мы ведь очень часто людям желаем счастья, благополучия, значит, получается, что это пожелание не совсем верное. Поясните, пожалуйста.

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно, не совсем верное, что тут пояснять. Дело в том, что мы обычно желаем того, что противоречит желанию Господа Бога. Господь Бог заботится о спасении нашей души, а мы желаем и себе, и нашим ближним земного благополучия, Вы разве не знаете об этом? В этом у нас с Богом большие противоречия.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, но при этом мы даже в церкви молимся о том, чтобы Господь даровал нам и здравие, и благополучие.

Прот. Димитрий Смирнов: По немощи, это проявляется наша немощь.

Прот. Александр Березовский: То есть, грех даже желать этого благополучия?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, это нельзя сказать, что это прямо грех, но если желать этого больше, чем Царствия Небесного, или желать только этого – тогда это становится грехом.

Радиослушатель: У меня такой вопрос: как приучить жену быть во всём послушной мужу? Как отучить жену ходить в брюках, у меня дома на стене висит казацкая нагайка, можно ли побить жену за ношение брюк, или лучше с треском разорвать брюки жены пополам?

Прот. Димитрий Смирнов: Интересно, а чем Вам брюки-то не угодили? Брюки это вообще-то женская одежда, если она Ваши носит, тогда надо разорвать, конечно, а если она носит свои, то чего тут такого? Нагайка у Вас висит, я думаю, если Вы будете нагайку использовать – она Вас оставит, и будет совершенно права, потому что не может один взрослый человек бить другого человека. Может быть, Вы слыхали, есть такая хорошая книжка, называется «Новый Завет», там сказано, что муж должен жену любить, питать и греть её, но не сказано, что бить. Поэтому Вы какой-то странной веры.

Прот. Александр Березовский: Но начался вопрос с послушания жены мужу, и потом, как заставить жену не носить брюки.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, такие пожелания тоже странные, ведь когда человек выбирает себе жену, и если какие-то черты для него непереносимы – зачем жениться? А если он женился – надо со смирением выстраивать отношения, может быть, если она увидит, что её любимый муж как-то раздражается от брюк, то она и сама тихонечко сменит одежду на шаровары, допустим.

Прот. Александр Березовский: Но это если любимый муж, а если он уже достал её своими претензиями?

Прот. Димитрий Смирнов: Или нагайкой, в том-то и дело.

Прот. Александр Березовский: «Расскажите, пожалуйста, о начавшемся Архиерейском Соборе, основные темы этого Собора» - раба Божия Наталья спрашивает.

Прот. Димитрий Смирнов: Там тем будет много, скоро мы об этом всё узнаем. Одна из тем будет о электронных документах. Уже выработан и будет предложен Собору этот документ, и святители наши последний раз будут рассматривать этот документ, который будет…

Прот. Александр Березовский: Как-то регламентировать отношения.

Прот. Димитрий Смирнов: А также будет утверждение новых епархий. Будет ряд вопросов: по ювенальной юстиции будет предложено мнение Собора, мнение о том, что происходит, о тех угрозах, которые существуют. Вот это вот будет обязательно рассматриваться.

Прот. Александр Березовский: Потому что не бывает дня, чтобы кто-то не спросил о ювенальной юстиции.

Прот. Димитрий Смирнов: Этот вопрос всех волнует, меня тоже, но документы выработаны очень хорошие.

Прот. Александр Березовский: То есть там мы сможем почерпнуть ответ на вопрос «что делать?».

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Ну, что делать и мнение Церкви по отношению к этому. Вот. Там, конечно, в документах Архиерейского Собора не будет каких-то инструкций, но отношение Церкви будет выражено, в соответствии с которым каждый может сформировать и своё мнение по этому поводу.

Прот. Александр Березовский: Но вообще, конечно, хотелось бы каких-то конкретных рекомендаций, потому что люди именно задают вопрос, а что делать, если ситуация такова, что забирают детей.

Прот. Димитрий Смирнов: Дело в том, что в этих документах содержится ещё призыв к власть имущим и так далее. Потому что святители имеют такую прерогативу печаловаться о народе. Так как эти вопросы волнуют народ, то святители обращаются в власть имущим, а если власть имущие не будут на это реагировать, а будут гнуть свою линию, мы по правилам нашей социальной концепции переходим к гражданскому неповиновению, то есть к уклонению от этих рекомендаций власти.

Прот. Александр Березовский: Ну что ж, будем надеяться, что…

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, я думаю, до этого не дойдёт, потому что это уж очень серьёзное дело. Это касается не только России, но и вообще всей Русской Церкви, которая и в разных страннах присутствует, и в России тоже.

Радиослушатель: Здравствуйте! У меня такой вопрос: в Афонском монастыре в каком-то храме сказали, что монахи заметили по выгоранию масла, что время сжалось.

Прот. Димитрий Смирнов: Да шут с ним, какая нам разница, для меня сжалось, я уже на пенсии, прям так неохота помирать, сил нет.

Прот. Александр Березовский: То, что время течет быстрее к старости – это точно.

Прот. Димитрий Смирнов: Вот остался месяц, и уже весна, а там уже пост и Пасха, только Рождество отпраздновали, теперь Пасха. Да ясное дело, что сжалось, хотелось бы пожить, а то тут болит, то там, и ещё тебе на ухо все говорят по четыре раза – время сжалось – нет, чтобы старика пожалеть, сказать: ничего, ещё поживём.

Прот. Александр Березовский: Напоминают о старости.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет тебе, сжалось, Афон тут...

Прот. Александр Березовский: Раба Божия Елена из Москвы: "Можно ли православному человеку пользоваться услугами врачей тибетской медицины?"

Прот. Димитрий Смирнов: Если они не колдуют, и оккультизмом не занимаются, то можно, но, к сожалению, под именем тибетской медицины много жулья. Потому что Тибет, он, благодаря телевизионной рекламе покрыт дымкой таинственности, а народ простой, как дети, всякую таинственность обожает, поэтому тут, конечно, есть опасность.

Прот. Александр Березовский: Можно попасть.

Прот. Димитрий Смирнов: Да можно попасть, потому что разобраться в этом довольно трудно.

Прот. Александр Березовский: Раб Божий Евгений спрашивает: "Блудный сон – это тоже грех? Ведь во сне мы не контролируем себя. Как можно противостоять греху во сне?"

Прот. Димитрий Смирнов: Противостоять греху во сне можно, только если ты ведёшь чистую жизнь, поэтому такие сны могут присниться человеку, который погружён в эти проблемы. Грехи есть вольные, есть невольные, грех во сне является невольным грехом, но всё равно является.

Прот. Александр Березовский: То есть мы его провоцируем той жизнью, которую проводим, бодрствуя?

Прот. Димитрий Смирнов: Да, безусловно. Что-то увидел, что-то вспомнил, что-то выслушал, это всё влияет.

Прот. Александр Березовский: Валерий из Казахстана: "Как понять слова Евангелия о последних временах: «Врата адовы не одолеют Церковь Христову», что понимается под словом « врата»?"

Прот. Димитрий Смирнов: То, что до последних времён Церковь останется на земле, её вид изменится, границы уже будут неопределённы, такой свободы для Церкви не будет, она будет гонима, будет в подполье. Как древние отцы говорили, будут христиане группами по лицу земли то там, то сям собираться, молиться, только так.

Прот. Александр Березовский: А что значит врата? Почему врата одолевают? Ад может одолеть, как бы взять вверх?

Прот. Димитрий Смирнов: Это есть образное выражение.

Прот. Александр Березовский: То есть, что он заключит в себя, уловит Церковь Христову, и станет над ней главенствовать, это имеется в виду?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, я думаю, что ад как некая сущность приблизится, но те врата между Церковью и адом, они останутся, ад не откроет эту пасть своих ворот, чтобы Церковь поглотить.

Прот. Александр Березовский: Чем различается вера в судьбу и вера в Бога?

Прот. Димитрий Смирнов: Бог – это Святая Троица, а судьба – это просто такой заведённый без вашего спроса механизм, поэтому вера в судьбу – это полное отрицание Бога. Если есть судьба, то нет Бога.

Прот. Александр Березовский: А зачем Он нужен, если всё прописано?

Прот. Димитрий Смирнов: Значит, Его нет, это отрицание такое Бога, мы же молимся Богу, чтобы что-то изменилось. Вот, например, больно, просим Бога, чтобы он облегчил боль, Господь помогает или человек умирает, и мы просим, чтобы Господь продлил его жизнь, Господь продлевает. А как у судьбы? Судьба, всё – готов.

Прот. Александр Березовский: Ну да, там уже всё посекундно вывели.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, всё, этого туда, этого туда.

Радиослушатель: У меня к Вам такой вопрос: для кого написано Евангелии, чтобы женщины не носили мужскую одежду?

Прот. Димитрий Смирнов: В Евангелии это взято из Ветхого Завета, но это связано совсем не с теми вещами, про которые давеча один гражданин говорил, чтобы драть свою жену нагайкой. Тут есть некоторая путаница. Есть такие люди, которых по-латыни именуют трансвеститами, и есть ещё заболевание, которое именуется фетишизм. Это один из видов сексуальных извращений, который является перед Богом такой же мерзостью, как гомосексуализм и педофилия в разных проявлениях. Поэтому когда мужчина надевает на себя женскую одежду, красится как женщина, тем самым он подпадает под это прещение. Так же и женщины. Эти все переодевания, это есть бунт против Бога, потому что Бог каждого создал определённым человеком. И даже если у человека какие-то, как он утверждает, склонности, то с ними также нужно бороться, как со склонностью к алкоголю, к клептомании, к садизму. Поэтому женщины носят брюки не мужские, а женские, они совершено другой формы. Также и мужские рубашки – если допустим, женщина работает на огороде, надела тренировочные брюки, надела рубашку своего мужа и тяпкой обрабатывает пионы, у неё совершенно другая цель. Если же она специально, путём всяких усилий культивирует в себе такую маскулинность и хочет приобрести вид мужской, чтобы заниматься лесбийской любовью – против этого говорит Священное Писание, а не потому, что она какую-то одежду одела. Сейчас законодатели мод являются зачастую, и это всем известно, извращенцами. Такими пресыщенными, которые естественным употреблением полов уже настолько пресытились, что изобретают для себя новые удовольствия в извращенных формах. Они, понятно, этим заражают и всех вокруг, потому что им нужно искать всё новые и новые объекты для своих удовольствий. И зная об этом, об этой опасности, конечно, апостол об этом говорит, вот о чём речь. Речь не идёт о сорочке, о брюках, и так далее, потому что в разные эпохи мужская одежда была такова, что напоминала женскую, женская одежда напоминала мужскую, в разных странах, в разных культурах, это часто менялось. Что считалось приличным во Франции в XVIII веке, то считается на востоке верхом неприличия, и могут вообще камнями побить.

Поэтому надо понимать, что за этим стоит, надо не просто тупо выполнять. Я решил вам в 1536-ой раз это объяснить, хотите верьте, хотите нет, не надо по этому поводу заводиться.

Прот. Александр Березовский: Но вот интересно, фраза о мужской одежде почему-то тут же ассоциируется именно с брюками, не рубашка, не шапка, не полушубок, не ботинки. Многие женщины ходят почти в мужских ботинках, никто к ним не придирается.

Прот. Димитрий Смирнов: Опять почти, да не почти. Но даже военная форма женская, она совсем другая.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, вот один из вопросов: "Зачем Иоанн Предтеча посылал ко Христу учеников спрашивать..."

Прот. Димитрий Смирнов: Обожди, я на это уже сто раз отвечал, вот теперь ты ответь. Вот зачем?

Прот. Александр Березовский: Иоанн Предтеча, это просил для того, чтобы ученики утвердились в том, что действительно Христос – этот Тот, о котором Иоанн Предтеча им говорил. Потому что много было всяких сомнений, колебаний, и Господь им очень просто ответил: "Посмотрите, слепые прозревают, хромые ходят, а нищие благовествуют. Разве это не свидетельство о том, что Я Тот, о ком Иоанн вам говорил?" То есть тем самым как бы Иоанн захотел, чтобы они это услышали не только от него, но и от самого Христа, такое свидетельство.

Инна из Челябинской области: "Я забеременела, имея уже двоих детей, муж сказал: разведусь, если оставишь ребёнка. Пришла к священнику и рассказала о своей беде, а он в ответ: каяться придётся. Я сделала аборт, каюсь, но чтобы Вы мне в тот момент посоветовали сделать, как можно помочь в такой ситуации?"

Прот. Димитрий Смирнов: Я всегда советую одно: ты роди, а потом приноси мне, я возьму. Пишешь дарственную у нотариуса: дарю ребёночка – и всё, какие вопросы-то, зачем убивать человека? Вот - кается! Сколько не кайся, ребёнок не воскреснет.

Алло, добрый вечер, мы Вас слушаем!

Радиослушатель: Здравствуйте, батюшка Димитрий и батюшка Александр!

Прот. Димитрий Смирнов: Здравствуйте.

Радиослушатель: У меня такой вопрос. У моего мужа родители старообрядцы. Можно ли за них подавать записки для поминовения на проскомидии?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, вообще-то, нет, если так строго к этому подходить, потому что старообрядцы не члены Русской Православной Церкви. А молиться, конечно, можно, да и нужно.

Прот. Александр Березовский: Старообряцец – это человек, который хотя и соблюдает православный обряд…

Прот. Димитрий Смирнов: Вот ты приди в старообрядческую церковь с записочками, скажи: «Это мне, пожалуйста, за здравие, а это за упокой». Тебе всё объяснят.

Прот. Александр Березовский: Куда тебе пойти с этими записочками.

Прот. Димитрий Смирнов: Да.

Прот. Александр Березовский: Там да, там всё очень…

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да. А какие вопросы-то? Человек хочет помолиться. Ну помолись. Но дискос, который участвует в проскомидии – это есть образ Церкви. Это сообщество другое, это не Русская Православная Церковь. Как же можно частичку класть на этот дискос? Ну это как бы невозможно, это всё равно что спросить: «А можно ли, если у меня есть права на управление вертолётом, ездить на катке, который укладывает асфальт?». Ну нельзя. Ты кончи курсы, обучающие вождению катка. Но вертолёт – это же шибче. Ну, вертолёт ты можешь, ты прошёл курсы, сдал экзамены, налетал такое-то количество часов с инструктором.

Прот. Александр Березовский: Ну вот всё время хочется преодолеть непреодолимую эту грань. Особенно, если человек уже там.

Прот. Димитрий Смирнов: Это потому, что человек механически относится к молитве, как какому-то магическому действию. Вот почему.

Прот. Александр Березовский: Вот бабушка, была рождена в старообрядчестве…

Прот. Димитрий Смирнов: Обожди. Вот бабушка, а вот перед тобой Святая Троица. Вот молись, что тебя Бог, не слышит что ли? Что тебе ещё надо?

Прот. Александр Березовский: Чтоб другие молились.

Прот. Димитрий Смирнов: С какой стати?

Алло, добрый вечер, мы Вас слушаем.

Радиослушатель: Добрый вечер, батюшка Димитрий. Я очень люблю Ваши передачи, жду с нетерпением. Я немного отвлекусь, Вы сейчас сказали: «Пожалейте меня, старика», я Вас жалею, потому что я намного старше Вас, и у меня тоже всякие болячки. И дай Бог Вам здоровья!

Прот. Димитрий Смирнов: И я Вас жалею. Я лучше стал понимать стариков. Гораздо лучше.

Радиослушатель: Слава Богу! А у меня такой вопрос. Как относиться к врагам? Вот у меня одна соседка полурусская-полутатарка, вторая – мусульманка. В общем-то, так они ко мне относятся плохо. Можно сказать, обижают. Как найти примирение, как заставить себя любить их, как из такой ситуации выйти? Простите.

Прот. Димитрий Смирнов: Заставить любить нельзя. Вместо чужой головы свою не приставишь. Нужно принимать жизнь такой, какая она есть и действовать по Евангелию, которое нам говорит: «Любите враги ваша, благословляйте проклинающих вас и добро творите ненавидящим вас». Вот этого Господь от нас хочет.

Прот. Александр Березовский: Голову-то ещё ладно, а вот душу свою к другому переложить нельзя. Душа же любит. Не может же человек взять и поделиться тем, что любит. А другой ненавидит.

Раб Божий Иоанн спрашивает: «Отец Димитрий, очень хочу стать дьяконом, но мне сейчас 16 лет. Скажите, а могут меня рукоположить в этом возрасте?»

Прот. Димитрий Смирнов: Нет. Исключено. Даже чтобы стать дьяконом, нужно образование. А так не бывает, чтобы к 16-ти годам человек кончил семинарию. Это нереально. Так что вот школу кончил (это будет 17 лет), поступил, после поступления рукоположили. Так, в 21 год можно уже быть дьяконом.

Прот. Александр Березовский: Приблизительно, да.

Прот. Димитрий Смирнов: Хотя по канонам с 25 лет полагается, не раньше.

Прот. Александр Березовский: Но сейчас рукополагают и пораньше.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, немножко пораньше.

Прот. Александр Березовский: Бывает, что ещё даже не закончил учёбу, но всё равно образование сейчас обязательно.

Раб Божий Илья: «Могу ли я сказать батюшке, что он не прав в том, что сказал грубое слово пожилому человеку? Нужно ли смиряться от несправедливого отношения священника или его грубого поведения, потому что он лицо духовное, и его никак нельзя поправить? Или же я всё-таки могу?»

Прот. Димитрий Смирнов: Тут же очень просто. Если есть надежда, что человек исправится, тогда поправить можно. Если надежды такой нет, то незачем вообще пытаться сотрясать воздух. Какой смысл? Просто чтобы высказать своё «фе»?

Прот. Александр Березовский: Вопрос более обширно звучит. Там человек говорит о том, что пытался батюшку попросить, но батюшка сказал, что грубость бывает иногда полезной.

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно, да. И побои. Конечно, полезно. И даже кого-то убить бывает очень полезно.

Прот. Александр Березовский: Перестанет досаждать.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну вот, в Сталинграде, сколько немцев поубивали? Так-то их жалко по-человечески, но зато какая из этого польза вышла. А представь, немцы бы победили под Сталинградом. Тогда уже могли бы и войну не выиграть. Конечно, всё равно бы выиграли, но это могло бы затянуться. Так что даже убивать бывает полезно.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, но война – это особый случай.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, как сказать…

Прот. Александр Березовский: А здесь вот речь идёт о грубости священника по отношению к прихожанам. Как-то эту грубость можно остановить? Или это уже свойство человека?

Прот. Димитрий Смирнов: Отец Александр, ну как тут ответишь? Это же зависит от того, кто говорит, как, от самого человека.

У меня есть один знакомый, я его всё время спрашиваю: «Что ты орёшь?», а он отвечает: «А у меня голос такой».

Прот. Александр Березовский: Да, это действительно. Он не замечает.

Прот. Димитрий Смирнов: Он не замечает. Ему кажется, что всё нормально.

Прот. Александр Березовский: Мария из Волгоградской области: «Как правильно соблюдать траур в связи со смертью близкого человека? Больше молиться, налагать дополнительный пост, носить чёрный платок в знак траура? Как правильно быть?»

Прот. Димитрий Смирнов: Для царских особ был такой регламент, а для мирян такого нет. Самое главное, конечно, помолиться о человеке. Это важнее всяких платков.

Прот. Александр Березовский: То есть какая-то чёрная одежда не является какой-то обязательной атрибутикой этого.

Прот. Димитрий Смирнов: Даже наоборот.

Прот. Александр Березовский: Многие говорят: «А что это ты как-то выглядишь очень весело?»

Прот. Димитрий Смирнов: Наш православный обычай таков, что наши раурные одежды – это белые. Чёрные – это всё католические предрассудки. В древности в православии даже монахи не носили чёрных одежд. А одежда была смиренных тонов. Не яркие, но вполне имеющие цвет.

Прот. Александр Березовский: А чёрный цвет появился в связи с чем и когда?

Прот. Димитрий Смирнов: Появился уже после Великого церковного раскола.

Прот. Александр Березовский: Вообще да, если наши слушатели обратят внимание, то на вселенских родительских субботах духовенство панихиды служат и саму службу ведут в белых облачениях.

Прот. Димитрий Смирнов: И отпевание в белом полагается совершать. И все родительские – в белом.

Прот. Александр Березовский: Так интересно: приносят покойника в храм, все вокруг стоят в чёрном, а батюшка выходит в белом.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну хоть поглядели бы… Нет, дело в том, что люди-то кино смотрят, в кино говорят: «Святой отец!», и наши так стали говорить. А у нас нет такого обращения. Это взято из западных фильмов. Просто как попугаи берут всё оттуда. И также наша знать. Начиная с того момента, как наш Петрушка форточку прорубил в Европу, всё оттуда и хлынуло: и бритьё бород, и их одежды (декольте, кринолины), и иконы фряжского письма. А тоже это всё было по-другому. И архитектура городов изменилась. Всё поменялось. Стали подражать. Там хорошо, у нас плохо.

Прот. Александр Березовский: Да, и часто не задумываясь над смыслом…

Прот. Димитрий Смирнов: Какой там смысл? Господи помилуй. Над смыслом слов-то люди не задумываются, так, «мели Емеля». Поэтому очень много видят в кино и подражают автоматически.

Прот. Александр Березовский: Иоанн спрашивает: "Батюшка, подскажите, сколько раз освящается квартира? На нашем приходе служил один настоятель и говорил, что освящать нужно каждый год по одному разу, а пришёл другой настоятель и говорит, что освящается вообще один раз. Действительно ли это так, и может быть это многократное освящение, это такой православный бизнес?"

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, тут дело в том, что понимать под освящением. Если мы чин совершаем на вхождение в новый дом, это совершается один раз, а освящение дома, допустим, после Крещения можно окропить Крещенской водой.

Прот. Александр Березовский: Да, это можно ежегодно, и например, такие обычаи были на престольный празд- ник в селах священник хо- дил ежегодно, обязательно освящал все дома.

Прот. Александр Березовский: Алексей из Москвы: «Я соблюдаю посты год и за это время похудел на шесть килограммов. Живу с родителями, и родители постоянно паникуют из-за этого и ещё из-за того, что я часто причащаюсь. Говорят, что я сошёл с ума, что заболею. Я не голодаю, просто ем столько, сколько мне нужно. Родители пытаются меня откармливать, ссорятся со мной. Не знаю, что делать. Посоветуйте, пожалуйста».

Прот. Димитрий Смирнов: Давно пора жить своим домом.

Прот. Александр Березовский: К сожалению не написано, сколько ему лет. Может, ещё маловат.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, судя по речи… Но надо уже начинать копить.

Прот. Александр Березовский: Это единственный выход?

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно. Тем более, если один в семье, то главное, чтобы ребёнок кушал.

Прот. Александр Березовский: Это да, это беда. То есть договориться здесь…

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, можно даже и не пытаться.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, но вот эта проблема, действительно, когда родители пытаются руководить всеми сторонами жизни детей, не замечая, что те уже достаточно взрослые. С одной стороны нужно сохранить почтение к родителям и уважение, но без конфликта невозможно. Родители сами этот конфликт провоцируют. Вот каким образом эту ситуацию можно ну хотя бы сдерживать. Понимаю, что решить нельзя.

Прот. Димитрий Смирнов: Повторяю третий раз: жить своим домом.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, купить сейчас свою дом или квартиру – это же…

Прот. Димитрий Смирнов: Да зачем купить? Поезжай в Новгородскую губернию – целые сёла стоят пустые. Выбери дом покрепче, доски отдери от окон, замени на стёкла, и живи. Конечно, если в Москве, да ещё ты хочешь на Тверской-Ямской… А с видом на Кремль не хочешь? Всё же зависит от запросов.

Алло, добрый вечер. Слушаем Вас.

Радиослушатель: Здравствуйте, отец Димитрий. Вот только что произошла ситуация. Дочке 15 лет, отмечала сегодня день рождения со своими подружками вчетвером в кафе. У неё украли сумочку, деньги, социальную карту многодетную, ключи от дома. Сейчас она приехала домой. Вот как её наказать? Я её не лупил ни разу. Других детей я по-разному наказывал.

Прот. Димитрий Смирнов: Во-первых, девочек бить нельзя никогда. Если Вы хотите, чтобы она, когда вспоминала своего папу, всегда вспоминала вот этот день. Ну, тогда сделайте это, но это будет на всю жизнь для вас проблема. А потом, она и так наказана. Поэтому мне кажется, что этого вполне достаточно. Что-то тут даже объяснять уже и не надо.

Прот. Александр Березовский: Вряд ли она, конечно, всё это потеряла по злому умыслу.

Прот. Димитрий Смирнов: Знаешь как говорят: «За нечаянно бьют отчаянно». Мы же не знаем, что этому предшествовало. Может, ей 40 раз говорил «не надо».

Прот. Александр Березовский: Может, это как расплата за своеволие.

Прот. Димитрий Смирнов: Мы же не знаем, на этом наше свидание в эфире оборвалось. А у неё папашка, видишь, он гневается и хочет свой гнев излить. Но гнев не творит правды Божией. Ну наказал, но что, отвёл душу. Цель должна быть.

Прот. Александр Березовский: Да, здесь, мне кажется, стоит повременить с принятием решения. Успокоиться.

Прот. Димитрий Смирнов: Это само собой. Но с другой стороны всегда можно такой ситуацией воспользоваться, чтобы сказать: «Вот, в течение года…»

Ко мне тоже сегодня одна многодетная мама пришла, говорит: «Вот, дочка просится в Петербург». Ей тоже 15 лет, без взрослых. Ну, ума-то нету. Её никто ещё пока не изнасиловал, обошлось пока, ещё не обокрали, не избили. Ей вот хочется. А тут такой предлог, всегда можно сказать: «Нет, не поедешь». Думаю, что надо так поступить.

Всё, закрываем? Всего вам доброго, до свидания.

Прот. Александр Березовский: Всего доброго, до следующей субботы.

Комментарии.

    Комментариев 19

    1. EVL:

      Самая главная сегодняшняя беда, связанная с брюками:
      Уже несколько лет в моде женские брюки с заниженной талией. Молодые девчонки в коварную весеннюю и осеннюю погоду ходят с оголенным животом и спиной, студят себе поясницу и свое чрево. Гинекологи говорят: Мы вырастили поколение бесплодных девочек!!! Охлаждение и воспалительные процессы органов малого таза приводят к спаечному процессу и непроходимости маточных труб. Это одна из самых распространенных причин бесплодия!

    2. Татьяна:

      В Советском Союзе был всесоюзный староста М.И, Калинин, который санкционировал массовые репрессии (а лицо такое доброе-доброе…), а в России сейчас есть всероссийский батюшка Димитрий Смирнов, который не устает просвещать нас и отвечать на наши не всегда умные вопросы (а лицо и голос такие строгие…).

    3. vtldtlm:

      А мне показалось, что задавала вопрос про нагайку и брюки вообще женщина. Приколоться таким образом решила. Уж голос какой-то не мужской. А представить обладателя такого голоса с нагайкой вообще очень сложно.))))

    4. grigory vladimov:

      О.Дмитрия очень люблю и уважаю за твердое православное мировоззрение,за пастырскую мудрость,житейскую рассудительность.Что касается его бесподобного чувства юмора — статья отдельная,невыразимейшая.Правдв,сталина как-то крокодилом нарек(или ленина?хотя между ними разница-никакая)
      да,отдельное спасибо за объяснение(хоть и не первое и даже не стопитцопервое)про разницу женской и мужской одежды!!!!!

    5. intacto:

      как-то от самой постановки вопроса «как приучить жену» повеяло холодом…. Как приучить собаку — это еще ладно.

    6. PinQueen:

      Всем привет! Я предприниматель. И еще как раз тот самый злодей, который уже на протяжении 13 лет торгует женскими брюками и джинсами. В 2004 году, когда мы с супругой чудесным образом пришли к вере, перед нами встал тот самый вопрос: «Явлется ли торговля женскими брюками грехом, или нет?» На исповеди, я задал этот вопрос священнику. И получил однозначный ответ: «Нет. Не является. Торгуйте на здоровье!» Чем мы сейчас и занимаемся. Слава тебе, Господи!

    7. Marina78:

      Спасибо! Очень люблю слушать о.Димитрия!Это помогает найти ответы на многие вопросы… даже спросить нечего) Здоровья Вам батюшки! И терпения !

      • Natalya t:

        Да, действительно, в беседах с о. Димитрием можно найти ответы на все вопросы. Спасибо за размещение на блоге этой передачи. Всегда очень интересно.

    8. neonilla:

      Поражают разговоры о «хорошем» Сталине…посмотрите на людей преклонного возраста, вспомните старых людей, ведь встречались же они в жизни — у них животный страх остался с тех самых пор: говорили всегда с оглядкой или молчали — можно было за одно неосторожное слово загреметь, за минуту опоздания, за колосок…Магадан, Воркута, Соловки, Норильск, Казахстан…целые города выросли, населённые «врагами народа», детьми врагов народа, раскулаченными, верующими и священнослужителями… Сколько исковерканных судеб, жизней угробили. Все наши железные дороги, каналы, гидроэлектростанции и т.д. и т.п. построены на их костях. Не поленитесь, прочитайте Солженицына, Варлама Шаламова.
      Можно почитать «Неугасимая лампада» Бориса Ширяева, «Материнский плач Святой Руси» княгини Урусовой воспоминания- не пожалеете, настолько честно написано и интересно. Надо на этот перииод нашей истории посмотреть из первоисточников, даже из того что есть достаточно, чтобы представлять что было.
      А войну не Сталин выиграл, а народ.

      • dmitry.r:

        Не горячитесь,neonilla,»шут с ним»,с этим Иосиком…видимо у Геннадия хобби,заниматься опросами общественного мнения(пока родственников)…ему просто нужно в командировку…на Бутовский полигон…посмотреть на фотографии(главное в глаза)всех тех,кто там расстрелян…и повторить свой вопрос…
        ПС:а на сетование о.Димитрия(«старика пожалеть»),ЖАЛЕЕМ!

        • neonilla:

          к сожалению, такие полигоны есть во многих старых городах, это тоже до конца не рассекречено и до сих пор как-то замалчивается, а счет-то был на миллионы, да и можно ли измерять только количеством — ведь это жизнь, душа — каждая пред Богом ценна, у нас в городе на таких местах два парка устроили уже давно — так там даже птицы не летают и не поют…а кто-то всё это чудовище сталина старается обелить, особенно молодёжи мозги промывают.

      • PinQueen:

        Мой дед по матери в 30-е годы прошлого столетия так же чуть не пострадал от сталинских репрессий. Слава Богу, друг деда, служащий в то время в органах милиции, вовремя предупредил его о том, что завтра должны прийти и за тобой. По доносу. Дедушке пришлось брать ноги в руки и быстренько линять оттуда. Что он и сделал. Уехал из Тамбовской в Тульскую область, на строительство химкомбината и нового городка Сталиногорска (ныне Новомосковска). Где познакомился с моей бабулей. Женился. Откуда ушел на фронт. Служил на «катюше». Брал Вену, Будапешт. Пришел с войны, Слава Богу, живым и невредимым. Работал, и поднялся до директора кирпичного завода. Перед распадом Советского Союза вышел на пенсию. Работал сторожем. Сразу после войны родилась моя мама, а затем и я. Так вот, благодаря Господу нашему Иисусу Христу и тому другу-милиционеру (Царствие ему Небесное), я сейчас здесь, с вами, пишу вот этот комментарий. Слава Богу за все!

    9. mary2812:

      Спасибо, батюшка, за Ваши труды!

    10. Наталья Никовская:

      Спасибо очень понравилось.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.