Радио «Радонеж». Протоиерей Димитрий Смирнов. Видеозапись прямого эфира от 2013.03.23
Видеозапись прямого эфира радиостанции "Радонеж", во время которого протоиерей Димитрий Смирнов отвечает на вопросы радиослушателей. Ведущий – протоиерей Александр Березовский. Радиоэфир от 23 марта 2013 года.

   1. Можем ли мы говорить о Торжестве Православия сейчас, в наше время, когда православных не так уж и много в мире и происходит скорее шествие мусульман по нашей планете, нежели торжество православной веры?   (1:40)

Истина, правильное учение, почитание святых икон, подлинное христианское благочестие, свидетельство об истине, пропаганда, споры о мнениях

   2. В одном из храмов молился перед странной иконой, лик непрестанно менялся. Получил ответы, на мучавшие меня вопросы, а теперь не знаю, как к этим ответам относиться. От Бога они или от дьявола?   (6:03)

Внешние эффекты, истинность, чудеса, впечатлительность

   3. Как на начальном этапе объяснить далёким от Церкви знакомым, что Таинство Крещения – это не магический ритуал?   (8:38)

Метать бисер

   4. Прощает ли Господь нам наши грехи, если каемся дома сразу после сделанного греха?   (10:22)

Степень тяжести греха, покаяние без исповеди

   5. Как правильно подготовить к Причастию человека, больного эпилепсией? Как часто такому человеку нужно причащаться?   (10:51)

Подготовка к Причастию, болезнь вменяется в пост

   6. Как отогнать мысли о суициде? Зачем Господь попускает такие мысли?   (11:54)

Клевета на Бога, медикаменты, психиатрия

   7. Пожилой человек, недавно пришедший к вере, не может пригласить священника к себе, чтобы причаститься, так как боится смутить его старческими запахами в квартире и невоцерковлёнными родственниками.   (12:23)

Смущение от дьявола, молодой священник, врач

   8. Мучает старый исповеданный грех. Что это значит, что Бог меня не простил?   (14:02)

Память о грехе, решимость оставить грех, прощение от Бога, епитимья

   9. Возможно ли без вреда для своей души молиться за человека, увлёкшегося йогой и восточными учениями?   (15:10)

Смысл молитвы, восточные практики, ученики Христовы, йога, язычество, молитва за заблудших, молитва за алкоголиков, воля человека, сила воли, наркоман, Евгений Ройзман, реабилитационный центр для наркоманов, исцеление, признание себя больным, химическая зависимость, вредная привычка, отклик на призыв Божий, Бог открывает Себя человеку

  10. Вопрос о Евангелию от Иоанна. Господь задал вопрос: «Симон Ионин! Любишь ли ты Меня больше, нежели они?» (Ин. 21, 15). Как человек может знать ответ на этот вопрос, если внутреннее расположение других людей – это тайна, ведомая только Господу?   (22:16)

Апостол Пётр, отречение

  11. После белой горячки мучает страх. Таинства не помогают.   (23:42)

Медикаментозная помощь, духовное врачевание, покаяние, Святое Причащение

  12. Воспитываем сыновей в духе православия, в частности, не разрешаем драться, обижать сверстников. Но наш сын часто стал подвергаться в школе обидам и по нашему научению не может постоять за себя. Верно ли мы поступаем? Может быть, всё-таки перегнули палку?   (24:26)

Гармония, необходимая оборона, терпение, бокс, постоять за себя

  13. Какими видами спорта Вы бы порекомендовали заниматься мальчикам, чтобы из них выросли мужчины, защитники? Какими видами спорта занимаются в Вашем приходе и в Ваших приходских детских домах?   (26:12)

Качество педагога, бокс, самбо, русская школа бокса, кикбоксинг, спорт, боязливость, коньки, лыжи, бадминтон, теннис, воспитание воли, стендовая стрельба, IQ, воспитание будущего отца семейства, пистолет Макарова, преодоление страха, риск

  14. В каждом спорте есть элемент соревнования. Не воспитывает ли это в людях самодовольство и превозношение?   (30:19)

Тренер, футбол, спорт как шоу, спорт как бизнес, футбольные фанаты

  15. Как быть престарелой матери, если её взрослая приёмная дочь о ней не заботится и не ходит в церковь, хотя была воспитана в Православии?   (33:40)

Лишение наследства, неблагодарность, загробная участь, алименты, Пушкин, Евгений Онегин, Кипр, воспитательный фактор

  16. Как относится наша Церковь к передаче тела после смерти человека в медицинские учреждения для пересадки органов или научных исследований? Можно ли подписать такое согласие или нет?   (38:39)

Расчленение живых людей, смерть мозга, кома

  17. Как правильно читать Апостол на Литургии – на церковно-славянском или на русском?   (40:06)

Канонические правила

  18. После Причастия несколько дней нет желания молиться. Что со мной происходит и как поступать в этой ситуации?   (42:04)

Непрестанно молиться, понуждение на молитву, молитвенный подвиг, Святый Дух, верность своему Богу, самодвижущаяся молитва, непрестанная молитва, утешение подвижнику

  19. Нам с женой по 40 лет, у нас двое детей. Жена не хочет больше иметь детей, ссылаясь на слабое здоровье. Знаю, что предохраняться – это грех. Как поступить в такой ситуации правильно?   (45:27)

Частная беседа, интимный вопрос

  20. Как относится Православная Церковь с браком с мусульманином, к смене веры? Что ожидает душу после содеянного?   (46:14)

Учение о браке, домашняя церковь, ислам, отказ от христианского служения, христианская семья, апостол Павел

  21. «Эхо Москвы» разжигает ненависть к православным христианам. Как их наказать?   (48:15)

Радио

  22. Что такое экуменизм?   (49:20)

Страхи, фобии

  23. Для чего Господь посылает или даёт с рождения такие болезни как слабоумие или умственная отсталость? Для смирения?   (50:24)

Смирение родителей, взывание к милосердию, сострадание

  24. Нет ли противоречия между словами «Господь и намерения целует» и «Благими намерениями вымощена дорога в ад»?   (51:08)

профессиональные попрошайки, храм в честь Петра и Февронии

Прот. Димитрий Смирнов: Добрый вечер, дорогие братья и сестры, мы с отцом Александром вновь с вами в прямом эфире, и вы можете позвонить нам в студию по телефону 8 (495) 959-59-39. У микрофона протоиерей Дмитрий Смирнов.

Прот. Александр Березовский: Добрый вечер, дорогие слушатели! Вы также можете присылать ваши вопросы по sms на короткий номер 5522. В начале сообщения напишите слово «Вера», а через пробел – текст вашего вопроса, будем рады на него ответить.

Прот. Димитрий Смирнов: Поздравляем вас с первой неделей Великого поста, Неделей Торжества Православия, восстановления почитания святых икон в Церкви православной.

Прот. Александр Березовский: Отец Дмитрий, можем ли мы говорить о торжестве православия сейчас, в наше время, когда православных не так уж и много в мире? Шествие мусульманства скорее по нашей планете, нежели торжество православной веры, и в то же время мы объявляем об этом празднике.

Прот. Димитрий Смирнов: А торжество же не в количестве. Можно сейчас закидать всё атомными бомбами, всех победить – ну и что это будет? Торжество зла, насилия. Торжество в истине: восторжествовало правильное учение, которое заключается в том, что святые иконы почитать – это подлинное христианское благочестие.

Прот. Александр Березовский: Истина непреложна, в то же время люди придумывают всё новые и новые версии своей истины.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, пожалуйста, это же не возбраняется. Сейчас модно говорить: «Это ваше право». Но так не бывает: две истины, полторы.

Прот. Александр Березовский: Они говорят: да, истина одна, просто мы смотрим на вещи с разных сторон. Ведь если на предмет смотреть с разных сторон, он и видится по-разному.

Прот. Димитрий Смирнов: Если предмет – слон, то да. Слепцы, ощупывающие слона, говорят разное: один, что слон напоминает одеяло, другой – что он напоминает рог, третий – что это колонна, четвертый – что это гора, и так далее, в зависимости от того, какую часть слона щупают. Но они слепцы. Что же, со слепцами вступать в какую-то полемику? Церковь должна свидетельствовать об истине, что мы и делаем. Даже если останется два человека, то они будут представлять собой Церковь. Ибо где двое или трое соберутся во Имя Христово, там Он посреди них (Мф. 18, 20). А если семь миллиардов человек утверждают, что в десятеричной системе дважды два – шестнадцать, от этого вообще ничего не меняется: как было четыре, так и останется. Пожалуйста, на здоровье. Вся эта пропаганда… «Коммунизм – светлое будущее всего человечества» – это утверждалось? Утверждалось. А что от этого осталось – пшик. Очень много было всяких идей, а Церковь как стояла, так и стоит. А то, что она уменьшается в размерах – так «не в многословии будете услышаны», сказал Господь (Мф. 6, 7). Не от количества людей, говорящих «Господи, Господи!» что-то меняется в нашем мире, а только от того, живёт данный человек по правде Божией или нет (Мф. 7, 21).

Прот. Александр Березовский: Но вот как раз и спорят, в чём правда Божия.

Прот. Димитрий Смирнов: Так на здоровье. Охота спорить – спорь. Апостол говорит: «принимай без спора о мнениях» (Рим. 14, 1). Поэтому, хочешь быть христианином – принимай без споров. Если для тебя дороже спор, тогда отложи своё христианство в какой-то далёкий сундук.

Прот. Александр Березовский: Александр из Москвы: «В одном из храмов молился перед иконой – достаточно странной, такое ощущение, что лик непрестанно менялся – и получил ответы на мучившие меня вопросы. А вот теперь не знаю, как к этим ответам относиться: от Бога они или от дьявола. Не знаю, что и думать».

Прот. Димитрий Смирнов: Да ничего не думать. Ясно, что человек подвержен каким-то внешним эффектам. Мы не можем оценить ответы, не зная этих вопросов. По некоторым признакам всё довольно подозрительно. Представь себе: здоровый трезвый человек смотрит на икону, а лик всё время меняется. Что это такое? Либо что-то у него с глазками, либо что-то у него со зрительным нервом, либо что-то у него с мозгом.

Прот. Александр Березовский: Ну вот такую заметил человек особенность.

Прот. Димитрий Смирнов: Это ничего не подтверждает, никакую истинность чудеса не подтверждают. Мы же веруем во Христа не потому, что Он пятью хлебами накормил пять тысяч человек (Мф. 14, 15-21). Ну, я надеюсь, выражаю такую надежду. Хотя значительное количество людей ходили за Ним, потому что их Он их подкармливал.

Прот. Александр Березовский: Ну да, сейчас вот начни подкармливать. Да это и видно: если в каком-то из храмов открывают благотворительную столовую, там всегда толпы.

Прот. Димитрий Смирнов: Даже если не благотворительную, если там хотя бы на 20 рублей дешевле, то естественно: рыба ищет где глубже, а человек – где дешевле.

Прот. Александр Березовский: Раба Божия Алла: «Моя знакомая – добрый, но далекий от Церкви человек – хочет крестить свою слабенькую и болезненную дочку, думая, что Крещением решит все её проблемы. Как мне лучше на начальном этапе объяснить знакомой, что Таинство Крещения – не магический ритуал, что начинать нужно с себя?»

Прот. Димитрий Смирнов: Никак не объяснишь. Объяснить что-либо человеку можно, только если он о чём-то спрашивает. А её же никто не спрашивает, зачем объяснять? Если спрашивает: «Вот объясни мне, пожалуйста, Крещение – это сильный магический ритуал, или так себе?» Тогда скажи: «Знаешь, это вообще не магический ритуал». И дальше короткое объяснение. А тут-то никто не спрашивает, зачем объяснять?

Прот. Александр Березовский: Но когда человек пребывает в таком заблуждении, разве не правильно открыть ему эту самую истину?

Прот. Димитрий Смирнов: Не правильно. Нужно очень точно и для себя убедительно увериться в том, что этот человек действительно желает знать ту самую истину, о которой ему хотят поведать. А в противном случае это будет метание бисера, что вообще-то не приветствуется (Мф. 7, 6).

Прот. Александр Березовский: Да, частенько можно заметить, когда человеку начинает кто-то в храме давать советы, чем это кончается.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да, человек раздражается, и возникает скандализмус.

Прот. Александр Березовский: Александр из Рузы: «Прощает ли Господь нам наши грехи, если каемся дома сразу после сделанного греха?»

Прот. Димитрий Смирнов: Смотря какой грех. Если кого-то зарезал, то нет, а если чихнул и лампадку загасил, то да.

Прот. Александр Березовский: Вера из Риги: «Уважаемый отец Дмитрий, у меня внук инвалид детства, эпилепсия. Посоветуйте, как правильно приготовить его к Причастию, и как часто ему нужно причащаться, ему 21 год. В храме бывает крайне редко, очень тяжело с ним выбраться, а дома молится».

Прот. Димитрий Смирнов: По мере возможности, я же не знаю его возможностей. Если он может читать молитвы, пусть почитает, если не может – ему может кто-то почитать. Так же и с постом: если он может немножко попоститься, ему объяснить, чтобы он добровольно согласился. А если не может, значит не надо, потому что такая тяжёлая болезнь вменяется человеку в пост сама по себе.

Прот. Александр Березовский: «Как отогнать мысли о суициде? Зачем Господь попускает это? Молитв не слышит».

Прот. Димитрий Смирнов: Ну во-первых, это клевета на Бога, Господь всё слышит. А отогнать мысли о суициде – есть специальные медикаменты, надо обратиться к доктору этого направления. Алло, слушаем Вас, здравствуйте!

Радиослушатель: Добрый вечер, отец Димитрий, подскажите, пожалуйста, как помочь пожилому человеку, недавно пришедшему к вере. Он считает неудобным пригласить священника, чтобы причаститься – из-за невоцерковлённых родственников, с которыми живёт, и из-за старческих запахов: он считает, что священника можно этим смутить. Подскажите, как быть. В надежде, что человек слушает передачу, родные слушают – может быть, ответ Ваш даст уверенность и понятие, что нужно причащаться обязательно, тем более, когда ему уже под девяносто лет. Человек в полном уме и здравой памяти.

Прот. Димитрий Смирнов: Понимаете, священника смутить вряд ли чем-то можно, даже если он первый раз в жизни идёт причащать человека, если совсем молодой священник. Мы ходим в такие места, где не то что запахи, а преступность человеческая парит в воздухе. Запахи – это самое безобидное, с чем мы можем столкнуться. Поэтому – что тут смущаться? Священник в этом случае сродни врачу. Ну и потом, любое смущение всегда от дьявола, дьявол всегда какие-то такие соображения выдвигает человеку, чтобы его отвратить от спасения.

Прот. Александр Березовский: Вот как раз в продолжение этой темы вопрос. Ксения из Москвы: «Батюшка, мучит старый грех. Я его исповедовала, а он меня не оставляет, плачу целыми днями, голова только им и занята, жить нормально не могу. Что это значит, что Бог не простил? Что мне делать?»

Прот. Димитрий Смирнов: Надо знать, что значит «мучит». Если память о нём, то надо смириться и потерпеть, а если он продолжает совершаться, этот грех, то значит, Бог не простил, значит, нет достаточной решимости его оставить.

Прот. Александр Березовский: Ну да, тут не совсем понятно, насколько грех оставлен человеком.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Если грех человеком оставлен, значит он прощён.

Прот. Александр Березовский: Даже если память о нём мучит?

Прот. Димитрий Смирнов: А память всегда будет.

Прот. Александр Березовский: То есть это как некая епитимья от Бога?

Прот. Димитрий Смирнов: Да, конечно. Чтобы не очень задавался. Помни, кто ты такой.

Прот. Александр Березовский: Чтобы, как захочешь осудить кого-нибудь, было бы, что вспомнить. Раба Божия Клавдия: «Отец Дмитрий, Вы говорили, что молиться за колдунов – дело не душеполезное. А могу ли я без вреда для своей души молиться за свою подругу, серьезно увлекшуюся йогой и восточными учениями?»

Прот. Димитрий Смирнов: Молиться мы можем за кого угодно, только в этом нет никакого смысла.

Прот. Александр Березовский: Ну как, Господь повелел: «молитеся друг за друга, да исцелеете» (Иак. 5, 16). Исцеление может быть [нужно] и от неверия.

Прот. Димитрий Смирнов: Человек, который глубоко погружён в восточные практики, нам не друг. Нам друг тот, кто идёт по пути Христову. Он сказал: «други Мои». Он обращался не ко всему человечеству, а только к Своим ученикам. Ученики были разные, разной степени понимания своего ученичества – это да. Но йога – это совсем другое, и другие цели совсем.

Прот. Александр Березовский: Но сейчас большинство людей живут языческими обрядами.

Прот. Димитрий Смирнов: Так кто им в этом мешает?

Прот. Александр Березовский: И что же, нам теперь за них молиться нельзя, раз они ещё не избрали?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, молиться можно. Только в этом нет смысла.

Прот. Александр Березовский: Ну, чтобы Господь обратил их на путь истины.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну это можно молиться о всех заблудших. Вот в Торжество Православия как раз будем поминать всех заблудших, всей Церковью.

Прот. Александр Березовский: Тогда почему Вы говорите, что нет смысла молиться за человека, не принявшего ещё христианства?

Прот. Димитрий Смирнов: Потому что в нужный момент, если Богу будет угодно, Он этому человеку откроется, он встанет на этот путь, тогда можно будет молиться. А так – это толочь воду в ступе. Сколько людей приходит, говорят: «Батюшка, я за него сколько уж лет молюсь, а он всё пьёт и пьёт». Ну, водка дороже ему, чем ценности, которые исповедует тот, кто за него молится. А что-нибудь меняется? Да ничего не меняется, пока человек не придёт к покаянию, которое выразится в том, что он оставит это. А так – чего убиваться-то?

Прот. Александр Березовский: Но тогда получается, что у человека и надежды нет на то, что его близкий придёт к вере?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну как же нет надежды, когда Сам Господь хочет всем спастись и прийти в познание истины?

Прот. Александр Березовский: Ну вот у нас постоянные вопросы: что я могу сделать? То есть люди хотят что-то сделать для своих близких.

Прот. Димитрий Смирнов: Да ничего человек не может сделать. Сделать может только Сам Господь. Но против воли человека Господь не будет ничего делать. Это противно любви. Это насилие. Люди хотят, чтобы кто-то властной рукой взял и запретил.

Прот. Александр Березовский: Ну да, изменил, может быть, течение мыслей…

Прот. Димитрий Смирнов: Это вообще работа самого человека.

Прот. Александр Березовский: Но пьющий или наркоман уже утратил и силу воли, чтобы бороться с чем-то. Вот Вы говорите: человек должен сам захотеть. А он уже настолько поражён этой болезнью, что он уже этого не захочет.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну не знаю, я, например, в своей жизни встречал в разных стадиях , когда человек хотел. Вот, допустим, человек не может, но он пришёл и засвидетельствовал, что он хочет. За такого имеет смысл помолиться. Если хоть какое-то есть расположение в сторону исправления, тогда вполне возможно. Вот Женя Ройзман, который в Екатеринбурге центр реабилитации основал… Ведь туда добровольно приходят люди больные наркоманией, алкоголизмом. Добровольно. Сдаются туда, просят: «Вылечите!». Их там привязывают к кровати, некоторые говорят, что это бесчеловечно, но люди сами приходят, сами подписывают согласие, они хотят. И бывает результат.

Прот. Александр Березовский: Ну да, он считает, что это не болезнь, а привычка, которую нужно как-то заставить человека перетерпеть.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, это вопрос терминологический. Главное – задачу исцеления ставит сам больной.

Прот. Александр Березовский: То есть, «я больной» – это признание себя нуждающимся в помощи.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. А уж болезнь эту как считать, духовная она, или это дурное воспитание, скверная привычка или химическая зависимость – это кому как нравится, как классифицировать будем, это зависит от классификатора. Хотя там элементы все присутствуют. Даже социальный.

Прот. Александр Березовский: Вот, батюшка, у одних людей возникает желание, а у других нет – почему?

Прот. Димитрий Смирнов: А я почём знаю?

Прот. Александр Березовский: Насколько откликнулся один человек на призыв Божий, а другой не откликнулся?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да. Но почему это происходит – как можно дерзать на то, чтобы проникнуть в эту тайну? Только Бог знает, почему. Почему Господь избирает человека для того, чтобы Себя ему открыть, а другому нет. Или медленно ждёт – вот как с этим пожилым человеком, которому 90 лет, ему открылся же Господь. И вот он там рассуждает, причащаться ему или нет, его как-то беспокоит собственная душа, у него всякие там проблемы, своя борьба с сомнительными помыслами. Идёт процесс.

Алло, здравствуйте!

Радиослушатель: Батюшка, здравствуйте. Вопрос по Евангелию от Иоанна. Господь задал вопрос: «Симон Ионин, любишь ли ты Меня больше, чем они?» (Ин. 21, 15) Непонятно, как может человек знать, больше других он любит или нет? Внутреннее расположение – это же тайна, ведомая только Господу.

Прот. Димитрий Смирнов: Но спрашивает же Сам Господь. Он считает, что с Его стороны этот вопрос правомерен.

Прот. Александр Березовский: То есть, здесь вопрос именно к Петру.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, разумеется. Именно к Петру, который отрёкся. Не просто к Петру, а к тому, который совершил отречение. Господь хочет тем самым подвигнуть его на то, чтобы он в этом…

Прот. Александр Березовский: И именует его не Петром, а Симоном Иониным.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, ты как бы от своего апостольского первородства отрёкся, ты уже не Пётр, ты уже не та Скала, ты опять вернулся в исходное положение, когда ты был Симон Ионыч.

Прот. Александр Березовский: «Пережив белую горячку, увидев нечисть, которая преследует страхами нападения за обращение к Богу, как избавиться от страха, когда Таинства не помогают?»

Прот. Димитрий Смирнов: Это только с доктором. Без медикаментов это невозможно. Тут да, одновременно и духовное должно быть врачевство, – Покаяние, Святое Причащение – и медикаментозное.

Прот. Александр Березовский: «Нашему сыну старшему восемь, младшему – пять. С их раннего возраста я и моя жена воспитываем сыновей в духе Православия, насколько сами знаем. В частности, “не дерись со сверстниками, не обижай их”. Но наш сын часто стал подвергаться в школе обидам, и по нашему наущению не может постоять за себя. Верно ли мы поступаем? Может, всё-таки, перегнули палку?»

Прот. Димитрий Смирнов: Может быть. Во всём должна быть гармония. То есть надо учить так, чтобы он не нападал. А когда нападают, то, не превышая степени необходимой обороны, – за нож браться не надо. Или у папы взять пистолет и прийти в школу пострелять – вот это неправильно; а на том уровне, на котором существует угроза, ответить – это вполне терпимо. Тут ещё надо смотреть на состояние ребёнка. Если он легко переживает, что него нападают, то потерпеть всегда лучше, это полезнее. А если его это угнетает, и он начинает бояться идти в школу, то есть, на его душу это действует, тогда нужно немножко поучить его боксировать.

Прот. Александр Березовский: Постоять за себя.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, это просто необходимо.

Прот. Александр Березовский: Вот, батюшка, ещё такой вопрос к нам пришел. «Из мальчиков надо вырастить мужчин, защитников. Какими видами спорта Вы бы порекомендовали им заниматься, какими единоборствами, какие критерии выбора? И чем занимаются дети в Вашем приходе, в частности, в ваших приходских детских домах?»

Прот. Димитрий Смирнов: У нас это зависит от того, какой есть педагог. На самом деле это не так важно, главное – качество педагога. На мой взгляд, предпочтительнее бокс и самбо. Бокс у нас в стране всегда на высоте был, школа такая русская существует, большие успехи, есть на кого посмотреть. Самбо – вообще русское изобретение. На основании, конечно, восточных хитростей, но без дальневосточного антуража и содержания. Я вот этому отдаю предпочтение. У нас ребята ходили и на самбо, и на бокс, какая-то восточная была борьба. У нас даже одно время мастер спорта по кикбоксингу вёл группу, не один год. Тут главное, чтобы с ребятами кто-то занимался. Спорт хорош любой, потому что в нашей жизни, такой расслабленной, дети недополучают трудных ситуаций. Они очень разнежены, боязливы, мама всё время от физкультуры освобождает и так далее. Любой спорт – коньки, лыжи, бадминтон, теннис, что угодно – воспитывает волю. Недавно я узнал, что стрельба, – из пистолета, допустим, из винтовки, карабина – оказывается, очень развивает интеллект. Чем выше IQ, тем лучше результат в стендовой стрельбе. Интересная вещь! То есть это, оказывается, спорт для умных людей. Очень интересно. Поэтому – не так важен вид спорта. Допустим, спортсмен-конькобежец. В острой ситуации человек, который имеет волю пробежать 10 тысяч метров на коньках, сумеет за себя постоять. Но всё-таки главное воспитание мужчин – это воспитание будущего отца семейства, а не драчуна. Потому что все эти драки – все эти восточные единоборства – с тех пор, как изобретен пистолет Макарова, никакого смысла не имеют. Реально.

Прот. Александр Березовский: Ну вот, хотя бы силу воли воспитать.

Прот. Димитрий Смирнов: А вот сила воли, известная ловкость и, главное, не-боязнь, чтобы человек умел преодолевать страх, потому что в каждом спорте имеется доля риска – это, конечно, хорошая закалка.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, но в каждом спорте есть элемент соревновательности, то есть человек хочет быть лучше, чем другой: быстрее, точнее. Не воспитывает ли это в людях самодовольство и превозношение?

Прот. Димитрий Смирнов: А это зависит от тренера. Если тренер нормальный человек, – под нормой имею в виду христианство – он всегда будет указывать на то, что вот это делать нехорошо, что лучше проиграть игры, чем ставить подножку. Или как в футболе, где бьют по ногам. Я категорически против футбола, потому что это очень травматичный спорт, там договорные матчи, это бизнес, это просто шоу для зрителей, с которых берут деньги. Вот это не нравится. Сами заработки спортсменов, которых продают как теннисные мячики. Всё, что вокруг футбола, отвратительно – для меня, на мой вкус. Ничего не вижу хорошего. Не говоря уж о футбольных фанатах, о том, что они выделывают, какие безобразия, когда во вратаря, например, кинули фаер. Это какие-то эмоции странные, нечеловеческие. Этого, конечно, не должно быть, но это всё равно будет, потому что, к сожалению, людей это заводит. Но где мы меньше всего можем наблюдать настоящий спорт – это в футболе.

Прот. Александр Березовский: Но больше всего эмоций, ради которых люди и идут на стадион.

Прот. Димитрий Смирнов: Люди ещё больше идут в пивную лавку. Гораздо больше, чем на футбол. С другой стороны, это связано. Мало ли куда идут люди – это не критерий. Если всех школьников отпустить – куда пойдете, на выбор, банки гонять, как в старину говорили, или в школу учиться – ясно, все пойдут банки гонять. И следующее поколение будет неспособно освоить даже вывески магазинов, так и будут только банки эти друг у друга отнимать, а прочесть инструкцию, как управлять велосипедом, уже будут неспособны. Это всё надо преодолевать, это всё тяжело. Но я даже не отношу футбол к спорту. К вопросу о классификации.

Прот. Александр Березовский: У нас вопрос есть, батюшка.

Прот. Димитрий Смирнов: Алло, слушаем Вас.

Радиослушатель: Здравствуйте, это раба Божия Тамара, Москва. Отец Димитрий, я в 26 лет уже вдова была, двое детей. Взяла ещё девочку в 1984 году, брошенку-сироту, воспитала её. Потом сына похоронила, сейчас мне уже восьмой десяток. Я совсем ослепла, и эта девочка, которую я воспитала, с пяти лет водила в церковь, учила, сейчас меня совсем бросила. Но я являюсь её крёстной. В то время было трудно крестить, мы были в Сочи, я там батюшку просила, чтобы разрешили покрестить её на Успение, он благословил. Я говорю: «У нас нет крёстной». Он говорит: «Вот Вы и будете ей мать крёстная». И вот я за неё молюсь, и подаю на сорокоуст, а она не слышит, не берёт трубку, когда мой телефон определяется. Да, я сильная была, но выплакала все глаза, теперь лежу, требуется её помощь. Я ей говорю, мол, приезжай ко мне, Даша, – я и назвала её «дар Божий» – но она меня не слышит. И вот как мне молиться за неё, и молиться ли, если она не хочет в храм идти? Как мне себя вести? Очень болит душа и сердце за неё.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну понятно. Я бы её оставил в покое, и пусть она живёт своей жизнью. Раньше наши предки поступали так: тем детям, которые оказывают честь родителям, оставляли наследство. А тех, которые нет – лишали, полностью. Раз она неблагодарный такой человек.

Прот. Александр Березовский: Но это не озлобит ли ещё больше?

Прот. Димитрий Смирнов: Это не наша проблема. Понимаешь, какое дело, вот если человек не христианин, хоть очень озлобленный, хоть не очень – это что, меняет его загробную участь? Он вне Бога и вне Христа. Может быть, и озлобит, а может, через это задумается: что это мать, хоть и приёмная, лишила меня наследства? С одной стороны – воспитывала, жизнь свою положила, кормила-поила, учила… И никакого результата. Она же ей все дала. Более того, можно на алименты подать, вполне законная процедура – на взыскание с детей, в том числе приёмных, потому что они юридически ничем не отличаются от родных. Они обязаны. А тут – даже позвонить не хочет. «Мой дядя самых честных правил…»

Прот. Александр Березовский: «Когда не в шутку занемог…»

Прот. Димитрий Смирнов: «Он уважать себя заставил и лучше выдумать не мог». Если уж Пушкин так написал, то это нельзя никак обойти.

Прот. Александр Березовский: Жалко, что не написано, как он себя уважать заставил.

Прот. Димитрий Смирнов: Я думаю, что раз тот сидел «и день и ночь, не отходя ни шагу прочь», то тут связано…

Прот. Александр Березовский: С наследством.

Прот. Димитрий Смирнов: Уверен. Ну видно, что человек к духовному не стремится – следовательно, он стремится к материальному. И сразу все обеспокоились: что там на Кипре у нас? Десять процентов возьмут от того, что я туда «заложил»? Все оживились. И Европа, и Россия. Даже Китай. Всем интересно, главная новость. Так же и здесь. Заранее объявить и посмотреть, как будет поведение меняться. Я думаю, это очень правильно, и это очень сильный воспитательный фактор.

Прот. Александр Березовский: Татьяна из Монреаля: «Подскажите, пожалуйста, как относится наша Церковь к передаче тела человека после его смерти в медицинские учреждения для пересадки органов или научных исследований. Можно подписать такое согласие или нет?»

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно, можно. Отдельные представители Церкви выступают против того, чтобы живых людей расчленяли под предлогом того, что «мозг уже умер», якобы. И на запчасти, пока тёпленький. Вот это, конечно, богопротивная вещь: пока сердце бьётся, человек жив. А то сочинили «смерть мозга». Известны случаи, когда через пять лет, через десять лет человек очнулся, из комы вышел и продолжает жить человеческой жизнью. А они его, значит, на органы. Это, конечно, не очень хорошо.

Прот. Александр Березовский: Сергей из Югорска: «На Литургии читаем Апостол то на церковнославянском, то на русском, в зависимости от того, кто служит. Вероятно, мнения наших батюшек разделились. А как правильно: на славянском, вроде как, по Уставу, а на русском – понятнее для прихожан».

Прот. Димитрий Смирнов: Не знаю, в этом нет проблемы.

Прот. Александр Березовский: То есть это не какое-то каноническое нарушение каких-то серьёзных церковных правил?

Прот. Димитрий Смирнов: А все дело в мотиве, какая мотивация.

Прот. Александр Березовский: Ну, если священник сочтёт, что для прихожан по-русски всё понятнее, то что же, он может перевести всю службу на русский?

Прот. Димитрий Смирнов: Для тех, кто любит по-славянски, прочитать по-славянски, а потом, перед тем, как говорить проповедь, перечитать по-русски. Какие проблемы-то? Из-за этого затевать сыр-бор, мне кажется, смысла нет. И потом, можно читать очень отчётливо, когда каждое слово понятно. Вот ко мне в четверг одна женщина подошла и говорит: «Как у вас стали Канон замечательно читать все батюшки, каждое слово понятно!» И книжки, по которым раньше следили, многие убирают, говорят, и так всё понятно. Вот как надо читать, в этом всё дело.

Прот. Александр Березовский: Надежда из Воронежа: «После Причастия почему-то не могу – нет сердечного желания – молиться несколько дней, не могу ничего с этим поделать. Просто вычитывать молитвенное правило не хочу. Подскажите, что со мной происходит, и как поступать в этой ситуации?»

Прот. Димитрий Смирнов: Надо, как святые отцы говорили, делать не то, что хочется, а то, что Бог велит. А Бог через апостола сказал: «непрестанно молитесь» (1 Фес. 5, 17). Поэтому к молитве человек должен всегда себя понуждать. А если ждать, пока будет желание, то его можно и не дождаться.

Прот. Александр Березовский: Но вот человек встаёт, открывает молитвослов и, просто как через дебри, начинает продираться через те слова, на которые не откликается его сердце.

Прот. Димитрий Смирнов: Не откликается. И вот эта попытка продраться через эти дебри – самое драгоценное, что он может принести Богу.

Прот. Александр Березовский: Понудить себя, со вниманием…

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да. Это подвиг настоящий. Легко молиться, когда в тебе Святый Дух молится. Трудно молиться, когда Дух тебя оставил, а ты продолжаешь выказывать верность своему Богу. А какая цена в том, что Сам Дух в тебе молится, всё само происходит, в чём тебе награда? Награждается только подвиг, вот это есть движение.

Прот. Александр Березовский: Но все святые отцы, пишущие о молитве, говорят о такой самодвижущейся молитве.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да, время от времени каждого подвижника посещает состояние самодвижущейся молитвы. Но так, чтобы она была непрестанной, долгий период с утра до вечера, – об этом никто не говорит. Она даётся как некая награда, утешение подвижнику: он услышан Богом, его труды не зря.

Прот. Александр Березовский: Как некий ориентир, к чему опять надо будет стремиться.

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно. Потому что если любому человеку дать такую непрестанную молитву, он просто потеряет всё своё благочестие. Вот начинают давать каждый день человеку грамоту. Да он потом их будет бросать, и всё. Когда ему раз в году что-то дадут, раз в пять лет – он её хранит, в рамочке на стенку повесит, радуется. А когда каждый день – а, опять эта грамота? Забрали бы себе.

Прот. Александр Березовский: Игорь из Клина: «Нам с супругой по 40 лет, у нас двое детей. Десять лет ходим в храм. Жена не хочет больше иметь детей, – в отличие от меня – ссылается на слабое здоровье. Знаю, что предохраняться – грех. Как поступить в такой ситуации правильно?»

Прот. Димитрий Смирнов: Это вопрос очень интимный, поэтому только при частной беседе можно научить, а так во всеуслышание я бы не стал. Но выход есть из этого положения.

Прот. Александр Березовский: Мария из Екатеринбурга: «Помогите, пожалуйста, найти правильное решение в моём вопросе: как относится Православная Церковь к браку с мусульманином, к смене веры? Что ожидает душу после содеянного?»

Прот. Димитрий Смирнов: Браки между христианами и мусульманами запрещены, потому что у Церкви есть учение о браке: семья – это домашняя церковь, а домашнюю церковь с человеком другой веры устроить нельзя. У мусульман немного другое отношение к браку, поэтому у них разрешено жениться на христианке при условии, что дети будут возрастать в исламе. Но если женщина ради того, чтобы реализовать себя как мать, выходит замуж за мусульманина, значит, она просто отказывается от своего христианского служения. Невозможно же с человеком другой веры создать христианскую семью. Значит, она просто хочет выйти замуж, срок подошёл. Это в Церкви считается несерьёзным аргументом. Апостол Павел вообще сказал «лучше оставайтесь, как я» (1 Кор. 7, 8), девственником и умер. Это в Церкви считается лучшим. Во что бы то ни стало выйти замуж – это вообще не задача.

Прот. Александр Березовский: «Эхо Москвы разжигает ненависть к православным христианам. Как их наказать?» – Юрий спрашивает из Петербурга.

Прот. Димитрий Смирнов: Выключить радио.

Прот. Александр Березовский: Вот вам, назло

Прот. Димитрий Смирнов: Ну почему назло, безо всякого «назла» выключить, и никто не будет ничего разжигать.

Прот. Александр Березовский: По крайней мере, у тебя.

Прот. Димитрий Смирнов: В разжигании же два предмета. Источник огня – это радио, а второй – тот, кто поджигается. Поэтому надо держать огонь в безопасном месте, ну или вообще загасить.

Прот. Александр Березовский: «Отец Дмитрий, разъясните, пожалуйста, о таком явлении как экуменизм – ведь разные толкования существуют сейчас внутри Церкви».

Прот. Димитрий Смирнов: Дело в том, что тысячу пятьсот тридцать два раза это всё объяснялось и тысячу шестьсот восемьдесят один раз писалось, поэтому даже неохота об этом говорить.

Прот. Александр Березовский: Ну как-то сейчас немножко поутихли эти вот страхи по поводу экуменизма…

Прот. Димитрий Смирнов: Христианин не должен ничего бояться, а уж особенно экуменизма. Это фобии. Просто люди, исполненные этими страхами, не того боятся, чего нужно.

Прот. Александр Березовский: «Отец Дмитрий, для чего Господь посылает или даёт с рождения такие болезни как слабоумие или умственная отсталость – для смирения?»

Прот. Димитрий Смирнов: Для смирения родителям и всем окружающим – это во-первых, и для остальных – как взывание к милосердию и к состраданию.

Прот. Александр Березовский: То есть это просто напоминание нам о нашей христианской обязанности быть сострадательными и милосердными.

Прот. Димитрий Смирнов: Да.

Алло, добрый вечер, мы Вас слушаем.

Радиослушатель: Добрый вечер. Меня зовут Галина, хотела давно Вас спросить: есть выражение «Господь и намерение целует», и есть – «Благими намерениями вымощена дорога в ад». Как понять это, как совместить?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет ничего проще. Дело в том, что очень часто человек камуфлирует заявлением о своих благих намерениях то, что у него намерения совсем другие. Вот самый ближайший пример, произошло сегодня вечером. Я сижу на Исповеди, подходит один человек на костылях и начинает мне говорить разные тексты, причём повторяет с периодичностью каждые десять секунд одно и то же. Есть приём: так надоесть человеку, чтобы он, наконец, дал просимое. В чём просимое заключается: дай денег. Но так как я давно уже хожу в церковь, 45 лет, я по выражению лица вижу, что этот человек хоть и с костылями, но с ногами у него всё в порядке. Я даже потом послал одну женщину поглядеть, как он выйдет из храма и как пойдёт, чтобы себя проверить ещё раз. Лицо у него профессионального попрошайки. У них у всех одно и то же выражение лица, и у мужчин, и у женщин. Он начал что-то про дочку, про Генеральную прокуратуру… Я, говорит, из Челябинска – спрашивается, чего ты в Москву приехал? Вот, у меня была автокатастрофа, посмотрите документы… Песня одна и та же: они люди, как правило, без высшего образования, у них легенды одни и те же. Я говорю: «Нет, если хочешь – иди за ограду храма, там все, кто просит». А он мне тут и говорит: «Я стесняюсь просить». А когда эта женщина пошла и вернулась, она говорит, что там ещё два его сотоварища уже совершенно профессионально просят и ждут, когда он наберёт нужную сумму. Лицо у него «крепко непьющего» человека. Он мне – чтобы я оказал помощь болящему, пережившему автокатастрофу, дал денег. А если я ему дам денег, а они купят дешевой водки, то что? Пьяницы Царства Божия не наследуют. Значит, если я ему дам денег, я ему вымощу дорогу в ад – а он мне мозг полоскал о том, что это благие намерения. Так? Это что касается дороги в ад.

Теперь второе – что Бог и намерение целует. Вот, например, у меня есть намерение в Москве построить храм в честь Петра и Февронии. Я ещё не знаю, сумею ли я, успею ли, пока ещё даже земля не выделена под строительство этого храма. Я всё продумал, а удастся или не удастся… Но это намерение, даже если Бог не благословит именно мне это осуществить, то всё равно намерение есть. Это Богом может быть принято как намерение: ни одному человеку никогда не удавалось реализовать все свои намерения, только какие-то из них. Вот это относится к тому, что Бог и намерение целует. Мне однажды один замечательный старец сказал: всё, что есть добро, угодно Богу. И я в этом смысле теперь совершенно спокоен. Есть явно доброе дело – явно есть на него воля Божия. Начинай делать. Получится – хорошо, не получится – в следующий раз получится. Может быть, не это, а что-то другое. И всё стало ясно и понятно.

Ну вот, надеюсь, из того, что мы сегодня говорили, тоже всё ясно и понятно. Всего вам доброго, до свидания.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 6

    1. Дария:

      Спасибо вам батющка Димитрий.

    2. георгий панчулидзе:

      Большое Вам спасибо Батюшки.

    3. SergeyB:

      Как точно отец Дмитрий описал молитвенное состояние, просто удивительно. Я думал, что только у меня такое бывает. :)

    4. kuzma_prutkoff:

      хорошая запись
      приятно смотреть

    5. EVL:

      Спасибо! Очень интересные вопросы, а неисчерпаемая христианская мудрость, с которой отец Димитрий отвечает — и есть, на мой взгляд, проявление Торжества Православия.

    6. mart60:

      Ура!)) Снова видеозапись!)))

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.