Радио «Радонеж». Протоиерей Димитрий Смирнов. Видеозапись прямого эфира от 2013.03.30
Видеозапись прямого эфира радиостанции "Радонеж", во время которого протоиерей Димитрий Смирнов отвечает на вопросы радиослушателей. Ведущий – протоиерей Александр Березовский. Радиоэфир от 30 марта 2013 года.

   1. Какой смысл просить у Бога, если Он Сам лучше знает, что, кому и когда подать?   (1:45)

смысл молитвы, зачем молиться Богу, о чём просить Бога, милость Божия

   2. Как я могу помочь своему деду, ярому атеисту и коммунисту, поверить в Бога?   (5:10)

вера в Бога, личный пример, правило веры и образ кротости, спасение ближнего, аллергия на церковь

   3. Грешно ли гордиться своим сыном?   (9:04)

свойства гордости, гордость за себя, гордость за ближнего

   4. Каково настоящее состояние души людей, заявляющих, что у них «Бог в душе»?   (10:12)

атеисты, Бог в душе, состояние души, обольщение, прелесть

   5. Как бороться с находящими злыми помыслами?   (12:03)

молитва, обращение к Богу, помыслы, борьба с помыслами

   6. Батюшка сказал, что гореть мне в аду, если я не исправлюсь (пять лет мы с мужем в тяжёлой ссоре). Как относиться к таким словам?   (13:19)

семья, проблемы в семье, конфликт мужа и жены, понимание в семье, непонимание в семье

   7. Хорошо ли мне самой сделать предложение своему сожителю пожениться?   (17:31)

семья, гражданский брак, сожительство, блуд

   8. Можно ли в наше время оставаться безбрачным и сохранить девство в миру? Что имел в виду апостол Павел, говоря, что лучше оставаться безбрачными?   (18:23)

брак, девство, безбрачие, Апостол Павел, пробный брак, целомудрие

   9. Человек сам страдает от совершённого греха, или это его Бог наказывает?   (21:55)

грех, наказание за грех, страдание

  10. Поясните слова «Мне отмщение и Аз воздам».   (22:26)

отмщение, воля Божия, суд человеческий, суд Божий, воздаяние

  11. Если Бог всеведущ, почему Он ждёт от нас покаяние?   (23:03)

покаяние, всеведение Бога, свобода воли человека

  12. Не стоит ли Церкви занять более активную миссионерскую позицию?   (24:19)

общественная деятельность Церкви, миссионерство, инициатива мирян

  13. Почему внесены изменения в чин Соборования?   (26:14)

Соборование, новые правила соборования, документы Синода РПЦ

  14. Старший 11-летний сын регулярно доказывает мне мою педагогическую несостоятельность. Как мне воспитать младших детей хорошими людьми?   (27:19)

воспитание детей, воспитание подростков, многодетные семьи, трудности воспитания

  15. Можно ли спасти душу без Исповеди? Зачем каяться вслух?   (28:27)

исповедь, покаяние, спасение души, свидетель покаяния

  16. Есть ли разница в том, кому человек будет исповедоваться: мирянину или священнику?   (29:14)

исповедь, покаяние, спасение души, свидетель покаяния, разрешительная молитва

  17. Мой жених осуждён за убийство. Отразится ли его грех на наших будущих детях?   (30:14)

брак, семья, брак с осуждённым, грехи отцов, грех отца, покаяние

  18. Влияет ли Причащение жены на посмертную участь погибших мужа и сына?   (32:59)

семья, потеря близких, венчание, поминовение усопших, Причастие

  19. Привлекает ли смиренная христианская жизнь одного члена семьи благодать Божию на неверующих близких?   (34:23)

благодать Божия, верующий супруг, неверующий супруг, правило веры и образ кротости, кротость, смирение

  20. Как воспитать детей верующими в полуязыческой семье? Насколько верующая жена должна слушаться неверующего мужа?   (35:33)

семья, проблемы в семье, неверующий супруг, конфликт мужа и жены, послушание жены мужу

  21. Кому не стоит ходить в храм?   (38:58)

поведение в храме, мотив посещения храма, зачем ходить в церковь, молитва

  22. Почему большинство мужчин не желают быть главой семьи и нести ответственность?   (41:37)

семья, ответственность супругов, роли супругов, глава семьи, мужское воспитание, женское воспитание

  23. Есть ли шанс у нас вырастить и воспитать достойных мужчин?   (44:40)

семья, мужское воспитание, многодетность, у Бога сирот нет, надежда на Бога

  24. Почему мы вымираем, почему нет нормальных семей?   (47:59)

крестьянство, тяжёлый крестьянский труд, семейные ценности, многодетность, нежелание работать в деревне, урбанизация, вымирание русских

  25. От чего зависит возрождение русского народа?   (50:09)

вымирание русского народа, возрождение русского народа, надежда на Бога, страх перемен

  26. Как поддержать сына, больного диабетом первого типа?   (52:17)

болезнь, инвалидность, неполноценность, страх жить инвалидом

  27. Стоит ли вразумлять сестру, разбившую чужую семью?   (53:49)

брак, семья, разбить семью, измена, развод, блуд, обличение греха

  28. Является ли прелюбодейством женитьба на разведённой женщине с ребёнком?   (55:57)

брак, семья, развод, женитьба на разведённой, прелюбодейство

Прот. Димитрий Смирнов: Добрый вечер, дорогие братья и сестры! Мы с отцом Александром начинаем нашу обычную передачу в прямом эфире, и вы можете нам позвонить по телефону 8 (495) 959-59-39 и задать ваши вопросы. У микрофона протоиерей Дмитрий Смирнов.

Прот. Александр Березовский: Добрый вечер, дорогие слушатели! Напоминаю, что вы также можете присылать по sms на короткий номер 5522 ваши вопросы. В начале сообщения не забудьте написать слово «Вера», через пробел – текст вашего вопроса. Будем рады на него ответить. Станислав из Москвы спрашивает: «Какой смысл просить чего-то у Бога, если Он Сам лучше всех знает, кому, что и когда подать?»

Прот. Димитрий Смирнов: Никакого смысла. Поэтому Станислав может и не просить. И действительно, Господь Сам знает. Поэтому Сам Господь нам рекомендовал просить у Него Духа (Лк. 11, 13).

Прот. Александр Березовский: Ну, это во-первых. Но говорит же Господь: всё, что ни попросите в молитве с верой, дастся вам от Отца Небесного (Мф. 21, 22; Мк. 11, 24).

Прот. Димитрий Смирнов: Да, конечно.

Прот. Александр Березовский: Тем самым Господь подчёркивает, что мы имеем право просить обо всём.

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно, ведь самое главное в этой просьбе – само общение. Богу угодно с нами общаться. Но – как малые дети, у них всегда просьбы к своему отцу. Так же и здесь.

Прот. Александр Березовский: Как и родители знают, в чём нуждается ребёнок…

Прот. Димитрий Смирнов: По крайней мере, лучше, чем он сам.

Прот. Александр Березовский: Но им приятно, когда ребёнок вступает с ними в общение.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, если не надоел.

Прот. Александр Березовский: А мы Богу не надоедаем одним и тем же?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет. Господь же источник всех добродетелей. Господь долготерпелив и многомилостив.

Прот. Александр Березовский: То есть даже, когда наша просьба повторяется много-много раз, это Господа не обижает.

Прот. Димитрий Смирнов: А это для Отца Небесного неважно.

Прот. Александр Березовский: А не проявляем ли мы тем самым недоверие Богу, если, попросив один раз и не получив просимое, начинаем настаивать?

Прот. Димитрий Смирнов: Проявляем. А разве у нас во всём доверие Богу и огромная вера? Если только как у Станислава, тогда да. Тогда вообще ничего не надо просить, а только «Господи, помилуй!», потому что мы нуждаемся в милости Божией. И просить, чтобы Он дал нам Духа Своего.

Прот. Александр Березовский: То есть этого достаточно?

Прот. Димитрий Смирнов: Вполне достаточно.

Прот. Александр Березовский: А как же «здоровья, благополучия семейного»?

Прот. Димитрий Смирнов: Если Богу угодно, то на какое-то время нас коснётся благополучие. Если Богу угодно, то какое-то время мы будем здоровы.

Прот. Александр Березовский: Но опять же, всё в этих словах – «Господи, помилуй!»

Прот. Димитрий Смирнов: «Господи, помилуй!» – если их рассматривать широко, как Церковь рассматривает, то в слова «Господи, помилуй!» входит и просьба о Святом Духе. Поэтому это главная наша молитва.

Прот. Александр Березовский: Андрей из Донецка: «Мой дед, которому 80 лет – заядлый атеист и коммунист. Когда я даю ему выпить святой воды, он пьет её с явным отвращением. Я очень за него переживаю: годы-то идут, а если он умрёт, так и не поверив в Бога? Как мне ему помочь поверить в Бога?»

Прот. Димитрий Смирнов: Если бы человек мог помочь другому человеку, тогда бы Христос не приходил. А если человек уже обратился к Богу и задаёт какие-то вопросы, то можно дать ему отчёт о нашем уповании, о нашей надежде. А так – лучше всего привлечь человека к Богу тем, чему нас научила Церковь: кротостью и смирением.

Прот. Александр Березовский: Но вот Андрей переживает, что деду-то уже восемьдесят, времени не так много осталось.

Прот. Димитрий Смирнов: Я тоже переживаю, и всё-таки, это не наша прерогатива, – спасать людей – а Спасителя. Мы должны только являть наше смирение и нашу кротость – в той небольшой мере, в которой нам удалось этому научиться.

Прот. Александр Березовский: Одна женщина приходила ко мне, тоже переживает: мама атеистка, никак не хочет ничего слушать. Женщина говорит: «Как только подумаю, что она умрёт без веры, без покаяния, у меня ужас в душе поднимается. Что я могу для неё сделать? Никак она не хочет ничего слышать».

Прот. Димитрий Смирнов: Можно сделать. Оставить её в покое.

Прот. Александр Березовский: Ну, мама, я думаю, мечтает об этом.

Прот. Димитрий Смирнов: Я тоже так думаю. Потому что, конечно, все эти «спасатели» очень досаждают и отодвигают обращение своим бесконечным приставанием.

Прот. Александр Березовский: Страх, что человек умрёт, заставляет наседать на него.

Прот. Димитрий Смирнов: А это уже маловерие. Бог всем хочет спастись. Ни один человек без воли Божией умереть не сможет, а будет жить и семьсот лет, и две тысячи триста. Будет жить, жить, пока воля Божия не совершится над ним, чтобы ему умереть. Поэтому «а если умрёт» – это густопсовое неверие в Промысел Божий, это перечёркивает вообще всё Священное Писание. Получается так: гордый человек считает, что Отец Небесный недостаточно призывает другого человека, и начинает забирать себе прерогативу Божию, по гордости. И что-то там думает, «как»…

Прот. Александр Березовский: Дополнительно.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да.

Прот. Александр Березовский: Но это дополнение всегда оборачивается…

Прот. Димитрий Смирнов: Оборачивается одним: обращение либо отодвигается совсем, либо при словах «Церковь», «Бог» у человека аллергия подступает и телесная, и душевная.

Прот. Александр Березовский: Владимир из Киева: «Гордость – грех. У меня хороший сын, и в душе я им горжусь. Разве это плохо?»

Прот. Димитрий Смирнов: Как сказать. Тут две гордости. В нашем языке теперь эти два проявления души разделились. «Гордость» как личное качество, когда человек эту гордость в себе взращивает, и другое дело – «гордость» за кого-то, за Отечество.

Прот. Александр Березовский: Но – «мой» сын, не чей-то.

Прот. Димитрий Смирнов: Поэтому я так и задумался. Когда «мой» – конечно, это окрашено не очень приличными вещами. Хотя у людей всё с грехом пополам. Алло, добрый вечер!

Радиослушатель: Раб Божий Сергий из Москвы. Вот Вы говорили об атеистах, а есть такие люди, у которых «Бог в душе». Вопрос такой: как Вы думаете, что у таких людей в душе?

Прот. Димитрий Смирнов: Да я ничего не думаю, у всех, наверное, по-разному. Если Бог в душе – ну что же, можно только за них порадоваться.

Прот. Александр Березовский: А как понять, тот ли Бог?

Прот. Димитрий Смирнов: А зачем нам это понимать? С нас этого никто не требует. ЕГЭ мы не сдаём на эту тему. Человек так считает – ну и слава Тебе, Господи.

Прот. Александр Березовский: То есть спорить здесь не о чем.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну спорить вообще как-то неприлично христианину.

Прот. Александр Березовский: Ну, а если человек явно обольщён таким помыслом о себе?

Прот. Димитрий Смирнов: Святитель Игнатий говорил, что мы вообще все в прелести. Так что чего тут – «обольщён», «прелесть», это всё однокоренные слова. Вошёл в трамвай – и по левому ряду как пошёл всех обличать. Потом повернул, высказал всё, что думаешь о вагоновожатом, и пошёл в обратном порядке. Ну и что дальше?

Прот. Александр Березовский: Вызовут карету скорой помощи.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, это ещё благополучно. А могут и накостылять.

Прот. Александр Березовский: «Как бороться с находящими злыми помыслами?»

Прот. Димитрий Смирнов: «Господи, помилуй!». Нет другого пути. Только обращением к Богу. Чтобы ум был занят молитвой, а не теми помыслами, которые вкладывает дьявол. Молитва – это же для нас один из источников благодати Божией, а только благодать Божия может изгнать бесов. Алло, добрый вечер!

Радиослушатель: Батюшка, алло!

Прот. Димитрий Смирнов: Слушаем Вас!

Радиослушатель: Батюшка, извините, пожалуйста!

Прот. Димитрий Смирнов: А за что?

Радиослушатель: Как мне относиться к словам батюшки, что у меня будущее – ад?

Прот. Димитрий Смирнов: Не в курсе. Я не знаю, кто так говорил и по какому поводу.

Радиослушатель: От меня муж отказался пять лет назад, мне шестьдесят пять лет. Пять лет назад сын женился, ушёл от нас, живёт отдельно, общается только с мужем. И вот я пытаюсь наладить с мужем отношения, а все мои попытки – как волны разбиваются о скалы. Я пригласила три месяца назад батюшку из нашего храма – поговорить с мужем, мы втроём беседовали. Как мы беседовали – муж меня во всем обвинял, я, как могла, оправдывалась, а батюшка сидел и молчал два часа. На этом всё закончилось. Священник меня периодически спрашивает, я говорю, что ничего не меняется, всё по-прежнему. Я молюсь, хожу в храм, делаю всё, что полагается. И вот сегодня он меня спросил. Я говорю: «Батюшка, даже не здороваемся друг с другом, живём в комнатах своих и стараемся не попадаться друг другу на глаза». А он: «Если не исправишься, тебе гореть в аду». Как мне относиться к этим словам?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну как – принять к сведению. Потому что из двух рассорившихся хотя бы один-то может здороваться. Потом, если друг друга избегать, чего мы достигнем этим? Надо как-то почувствовать, постараться услышать. Вот он два часа батюшке рассказывал. Вообще батюшка у вас потрясающий, я бы через пять минут уже прекратил. Дай Бог ему доброго здоровья. Два часа выслушивал, вообще гениальный какой-то батюшка. А Вы –послушали бы, что муж говорит-то. Может быть, в его словах есть какие-то вещи, которые Вам по силе изменить, исправить? Тем более, он никуда не ушёл, живёт тут, под боком. Шестьдесят пять лет – возраст уже серьёзный, можно уже подумывать о том, что скоро нам представать на Суд Божий. Лет через пятнадцать-двадцать вполне можно оказаться на Суде Божием, и надо к этому подготовиться. Чего надуваться? Прийти и сказать: «Прости!» А Вы к этому времени уже подумаете, чем виноваты. Если хотим наладить отношения.

Прот. Александр Березовский: Ну, чаще хочется, чтобы «поняли»: «Меня не понимают мои родные».

Прот. Димитрий Смирнов: Мы же не можем это понимание вставить в чужую голову. А можем свою часть сделать, и предоставить другой стороне поступать, как она скажет. Говорит: «Мы не здороваемся». Ну оставленная жена-то может начать: «Здравствуй, Васенька! Прости меня!»

Прот. Александр Березовский: Апостол говорит: смотрите, чтобы никто из вас не отвечал злом на зло (1 Фес. 5, 15).

Прот. Димитрий Смирнов: Вот. Поэтому, мне кажется, батюшка тут во многом прав. Тем более – я почувствовал тут, в нотках голоса, желание найти управу на батюшку. Я даже стал подозревать, из-за чего муж ушёл. Может, ошибаюсь, конечно.

Прот. Александр Березовский: «Каюсь, что живу с мужчиной в блуде. Хорошо ли будет самой сделать предложение сожителю пойти хотя бы в ЗАГС?»

Прот. Димитрий Смирнов: Очень хорошо. Очень даже модно.

Прот. Александр Березовский: Что женщина сама делает предложение.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, конечно. Ну а что, они в равном весе сейчас находятся. Тут уже никто никого не завоёвывает, не старается понравиться, всё уже совершилось. Осталось только зарегистрировать то, что есть. Это как в магазине: уже в сумку-то всё сложили, осталось только в кассу заплатить и чек получить.

Прот. Александр Березовский: Михаил из Рязани: «Как в наше время следует понимать слова апостола Павла о том, что лучше оставаться безбрачным? Имеется в виду монашеский путь или обычная жизнь в миру, и возможно ли в современном мире оставаться безбрачным и сохранить девство в миру?»

Прот. Димитрий Смирнов: Очень даже возможно. Тысячи и тысячи таких людей, и всегда это было. Чего тут невозможного?

Прот. Александр Березовский: Ну уж слишком силён соблазн.

Прот. Димитрий Смирнов: Подожди, а в чём соблазн-то? Есть заповедь.

Прот. Александр Березовский: Соблазн в том, как живут окружающие люди.

Прот. Димитрий Смирнов: А зачем под одеяло к другим людям заглядывать?

Прот. Александр Березовский: Не надо заглядывать, люди сами об этом со смаком, с удовольствием рассказывают.

Прот. Димитрий Смирнов: Да что ты?

Прот. Александр Березовский: И призывают к этому.

Прот. Димитрий Смирнов: Не знаю, что-то я на такое не попадал.

Прот. Александр Березовский: Люди свидетельствуют: стоит человеку заикнуться о целомудрии, как на него нападают просто. Полное непонимание, даже со стороны ближайших родственников, уж не говоря о том, как на работе, как подруги… И оказывается, что человек постоянно в этом окружении.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, в том, что набрасываются – разве есть соблазн? Наоборот обычно у человека возникает чувство противоречия.

Прот. Александр Березовский: То есть, если человек захочет, то всё возможно?

Прот. Димитрий Смирнов: Мне кажется, если избегать развращённых сообществ, то всё можно по-хорошему.

Прот. Александр Березовский: Одна девушка пришла и говорит: «А разве можно сейчас, не пожив до брака, кого-то к браку склонить?»

Прот. Димитрий Смирнов: Вот это как-то странно. Пока женщины будут оставаться с такой психологией, они будут несчастны, брошены, одиноки. А если они все договорятся, – с понедельничка вернёмся к целомудренной жизни – то всё восстановится, как сто лет тому назад. Только надо, чтоб все, или хотя бы значительное число. Тогда мужчины будут добиваться, будут устраивать турниры.

Прот. Александр Березовский: Ну что ж, может быть, такое когда-то будет.

Прот. Димитрий Смирнов: Не знаю, будет или не будет – чего гадать. Но тут совершенно очевидно: если она только замуж, и никакого баловства, то куда ему деваться-то?

Прот. Александр Березовский: Александр из Белоруссии: «Действительно ли наказывает Бог человека за грех, или человек страдает сам за то, что преступил заповедь Божию?»

Прот. Димитрий Смирнов: То, что жизнь так устроена, что человек сам себя наказывает, это тоже, можно сказать, урок от Бога. Это зависит от точки зрения.

Прот. Александр Березовский: «Если Бог есть любовь, то почему Господь говорит: «Мне отмщение, и Я воздам» (Втор. 32, 35; Рим. 12, 15) Как это «воздам»?»

Прот. Димитрий Смирнов: Он примет меры к несправедливому человеку в своё время. Просто Господь говорит на понятном человеку языке.

Прот. Александр Березовский: Тем самым призывает нас не творить суд, а оставить Суд Ему.

Прот. Димитрий Смирнов: Да.

Прот. Александр Березовский: «Почему, с одной стороны, Бог от нас ждёт покаяния, а с другой – знает, что с кем будет наперёд, в том числе, кто покается, а кто нет?»

Прот. Димитрий Смирнов: А это кто сказал? Ничего подобного. Бог не знает, покаешься ты или нет.

Прот. Александр Березовский: Бог ждёт этого покаяния.

Прот. Димитрий Смирнов: Ждёт.

Прот. Александр Березовский: Знает, что ты можешь его принести.

Прот. Димитрий Смирнов: А каждый человек может.

Прот. Александр Березовский: Знает, что будет, если ты его принесёшь, и знает, что будет, если не принесёшь.

Прот. Димитрий Смирнов: Да.

Прот. Александр Березовский: А принесёшь или нет…

Прот. Димитрий Смирнов: Не знает. А лучше сказать «как бы» не знает.

Прот. Александр Березовский: А что значит «как бы»?

Прот. Димитрий Смирнов: А вот так.

Прот. Александр Березовский: То есть здесь именно свобода.

Прот. Димитрий Смирнов: Здесь есть свобода воли человека. Нам-то какая разница, знает Он или не знает. Главное, что Он не вмешивается, а ждёт. Никого не заставляет. Он зовёт, можно сказать, понуждает, но не заставляет.

Прот. Александр Березовский: «Батюшка, не стоит ли нашей Церкви занять более активную позицию? Может быть, нашим священникам выступать на «Маяке»? Нести народу разумное, доброе, вечное на центральных каналах?»

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно, стоит. Для этого миряне должны сначала купить «Маяк» и передать его в дар Русской Православной Церкви. Всем по рублю скинуться, и купить все эти частоты. И вместо «Маяка» назвать «Свет Христов» радиостанцию. А лучше бы – все купить. «Эхо Москвы» купить, сейчас же всё покупается, всё продается. Взять всё купить – и отдать Церкви.

Прот. Александр Березовский: И будет со всех частот звучать голос Церкви.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, на разные лады.

Прот. Александр Березовский: Но вот, к сожалению, в адрес Церкви только упрёки сыплются.

Прот. Димитрий Смирнов: А не будет никаких упрёков. Как кто сказал какой-то упрёк – сразу покупаем эту радиостанцию, а «пассажира» – на вынос тела с чёрным билетом. И пусть картинки рисует на туалетной бумаге. Всё зависит от мирян.

Прот. Александр Березовский: Людмила с Украины: «Синод Русской Православной Церкви установил новый чин Соборования, где верующих будут помазывать один раз. С чем связаны эти изменения, и как было изначально в нашей Церкви?»

Прот. Димитрий Смирнов: Надо очень внимательно читать документы. Там всё написано, с чем это связано.

Прот. Александр Березовский: Ну тут, по-моему, всё просто. Там указано на то, что это послабление для человека, находящегося при смерти.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, я-то знаю. Мне странно, что вопрошающий, не прочтя документа, спрашивает, почему.

Прот. Александр Березовский: Ну может быть, человек просто не разобрался?

Прот. Димитрий Смирнов: Да там нечего разбираться, всё написано.

Прот. Александр Березовский: Вера из Москвы: «Что мне делать, когда раздражает старший из четырёх детей, сын? Ему одиннадцать, он порой являет отрицательный пример младшим. Вижу, что воспитала нехорошего человека, потерпела воспитательный крах. Но как сохранить остальных?»

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, одиннадцать лет – это ещё не крах. Ещё очень много можно сделать. Надо с ним всё время беседовать, а главное – не давать спуску.

Прот. Александр Березовский: Но в этом возрасте ребёнок уже очень активно сопротивляется.

Прот. Димитрий Смирнов: Ничего. Надо это сопротивление преодолеть. Сказать: если ты хочешь жить в нашей семье, ты так не должен. А если не хочешь, мы тебя сдадим в интернат, будем видеться только тогда, когда мы тебя навестим. Ты увидишь, что будешь скучать.

Прот. Александр Березовский: «Зачем Богу рассказывать свои грехи, если Он знает всё, все глубины нашей души? Можно ли спасти душу без Исповеди? Каяться нужно вслух?»

Прот. Димитрий Смирнов: Богу не надо. Поэтому Бог и сказал: исповедуйте друг другу согрешения, яко да исцелеете (Иак. 5, 16). Бог – да, всё знает.

Прот. Александр Березовский: А исповедание друг другу что даёт? Если человек и так уже раскаялся в содеянном?

Прот. Димитрий Смирнов: Оно даёт нам свидетеля нашего покаяния, который нам пригодится на Страшном Суде.

Прот. Александр Березовский: Если исповедовать не священнику, а именно кому-то из мирян – это одно и то же?

Прот. Димитрий Смирнов: Как исповедь это одно и то же, но священник может дать человеку разрешительную молитву. У священника некое есть преимущество. Он может развязать, разрешить человека от его грехов. А мирянин не может.

Прот. Александр Березовский: Ну, а если нет рядом священника, а грех совершённый жжёт, и возможность доехать до церкви будет не скоро? Можно ли исповедовать этот грех кому-то из близких?

Прот. Димитрий Смирнов: Исповедовать можно кому угодно.

Прот. Александр Березовский: Но, попав в церковь, всё равно его нужно будет вынести на церковную Исповедь?

Прот. Димитрий Смирнов: Если хотим разрешение от грехов – да.

Прот. Александр Березовский: Светлана из Москвы: «Собираюсь выйти замуж за человека, который отбывает наказание по статье «Убийство» после его освобождения. Скажите, этот смертный грех отразится ли как-то на наших детях? Когда-то он даже прислуживал в Псково-Печёрском монастыре. Но вот как жизнь повернулась».

Прот. Димитрий Смирнов: Это не жизнь повернулась. Жизнь тут ни при чём.

Прот. Александр Березовский: Но вот её желание выйти замуж за такого человека – как может потом на их будущей жизни, на их детях отразиться?

Прот. Димитрий Смирнов: По-всякому.

Прот. Александр Березовский: То есть это вопрос…

Прот. Димитрий Смирнов: Вопрос, на который ни у одного из землян нет ответа. И для этого не надо кого-то убивать. Просто, выходя замуж, никто не может сказать, что дальше.

Прот. Александр Березовский: Ну тут действительно всё зависит от искренности покаяния человека.

Прот. Димитрий Смирнов: Совершенно верно. Даже не от искренности, а скорее, от серьёзности.

Прот. Александр Березовский: Человек говорит, что серьёзно.

Прот. Димитрий Смирнов: Говорить – это хорошо. Когда человек говорит, приятно слушать.

Прот. Александр Березовский: «Ой, батюшка, никогда больше не буду! Так раскаиваюсь!»

Прот. Димитрий Смирнов: «Век свободы не видать!»

Прот. Александр Березовский: Да, а через неделю приходит и говорит: «Бес попутал!»

Прот. Димитрий Смирнов: Ну вот видишь, то «жизнь повернулась», то «бес попутал». А бывает, так жизнь поворачивается, что оказываешься в сетях у бесов. Совсем не виноват.

Прот. Александр Березовский: Крайним оказался.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, вот. «Не повезло».

Прот. Александр Березовский: Да, это, конечно, беда.

Прот. Димитрий Смирнов: Когда не везёт? Конечно, беда. Другим-то везёт.

Прот. Александр Березовский: Раба Божия Ирина: «Муж и сын погибли в ДТП по вине другого водителя. Мы с мужем венчаны, я причащаюсь. Влияет ли моё причастие на посмертную участь погибших мужа и сына? Ведь Господь сказал: “прилепится муж к жене своей, и будут двое как одно”» (Мф. 19, 5).

Прот. Димитрий Смирнов: Правильно. Конечно, очень даже влияет. И сам вопрос говорит о том, что женщина сама это чувствует.

Прот. Александр Березовский: Или хочется ей в это верить.

Прот. Димитрий Смирнов: Это так. Это не я сказал, это один святой человек сказал, который прославлен.

Прот. Александр Березовский: То есть, если один человек в семейной паре выправляет свою жизнь по христианским заповедям, тем самым он даёт возможность и другому получить благодать Божию?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну конечно. Это на основании слов апостола Павла и слов митрополита Иннокентия, святителя Московского, просветителя Сибири и Аляски, Алеутских островов. Это он в своей книге пишет «Указание пути в Царство Небесное».

Прот. Александр Березовский: Ну вот то же самое, если человек ещё не умер, а просто к Церкви относится равнодушно. Смиренная христианская жизнь второго супруга привлекает ли благодать Божию к неверующему?

Прот. Димитрий Смирнов: На весь род.

Прот. Александр Березовский: И на умерших, и на живущих? Вообще, насколько это должно быть утешительно и здорово. Вот – «как я могу»… Часто спрашивают, чем помочь, что сделать.

Прот. Димитрий Смирнов: Вот это и можно.

Прот. Александр Березовский: Поживи по-христиански.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. А что такое по-христиански – кротость и смирение.

Прот. Александр Березовский: Как трудно к этому прийти.

Прот. Димитрий Смирнов: Да чего тут, всё написано.

Прот. Александр Березовский: Ну, написано. Когда читаешь, кажется, всё, с завтрашнего дня, а к вечеру получится!

Прот. Димитрий Смирнов: Ну а чего откладывать-то?

Прот. Александр Березовский: Ирина из Москвы: «Как можно воспитать истинной христианкой дочку в полуязыческой семье? В какой мере я должна слушаться своего супруга, который от Бога не отрекается, но жить по-христиански не желает? Всё-таки жена должна слушаться своего мужа. В какой степени?»

Прот. Димитрий Смирнов: В разумной.

Прот. Александр Березовский: Ну тогда конфликты неизбежны.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну почему, если в разумной, то можно и без конфликтов.

Прот. Александр Березовский: Но чаще всего так: «В воскресенье едем на дачу». – «Слушай, я хочу с дочкой в храм сходить. Праздник, Великий пост идёт». – «Да ты что, у меня один выходной! Нет, едем на дачу».

Прот. Димитрий Смирнов: Ну и поехали.

Прот. Александр Березовский: И следующий так, и следующий.

Прот. Димитрий Смирнов: Есть храмы, если в Москве, где и ночью служат. Рождество и Пасха – ночная есть. Пошла ночью, причастилась.

Прот. Александр Березовский: Два раза в год как-то маловато.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну что ж, такие обстоятельства. Чай не под пистолетом замуж выходила.

Прот. Александр Березовский: То есть в этой ситуации лучше смириться с тем, что муж требует, нежели настоять.

Прот. Димитрий Смирнов: Если хотим по-христиански.

Прот. Александр Березовский: Но Богу угодно, чтобы человек был в церкви, в храме.

Прот. Димитрий Смирнов: А Мария Египетская? Причащалась два раза в жизни и была хорошей христианкой. Я даже слыхал, что её не только прославили как святую, а что ей целое воскресенье посвятили Великим постом. Ты не слыхал?

Прот. Александр Березовский: Единственное житие, которое читается за богослужением.

Прот. Димитрий Смирнов: Это сейчас. Так-то можем и каждый день читать.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, но это на все времена и народы до нашего дня – может быть, и будет ещё – такая уникальность.

Прот. Димитрий Смирнов: Вот может быть та женщина и будет вторая Мария Египетская. Если сподобится исполнить заповедь Господню «жены, повинуйтеся мужьям яко Господу» (Еф. 5, 22). Это же не я сочинил.

Прот. Александр Березовский: Повинуется жена мужу во всём, кроме греха. Есть такая всё-таки оговорка. И вот в этой ситуации муж требует, что не надо посещать храм. Это же грех.

Прот. Димитрий Смирнов: Главное – это мотив. Большинство людей приходит в храм так, что лучше бы они не приходили.

Прот. Александр Березовский: Почему?

Прот. Димитрий Смирнов: Потому что нарушают все заповеди, которые только возможны.

Прот. Александр Березовский: Находясь в храме.

Прот. Димитрий Смирнов: И все правила, которые только там существуют. И если ещё в универсаме такое поведение терпимо, то в храме это вообще кощунство. Приходят в храм кощунствовать.

Прот. Александр Березовский: Ну приходят-то в храм помолиться, всё-таки мотив таков.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну а тогда чего ж не молятся, почему языком треплют? Почему другим мешают? А некоторые и дерутся в храме. Из-за места, ещё из-за чего-то. Некоторые приходят в храм другим мешать молиться. Вот стоит в толпе и поёт – на полтона ниже, чем хор. Ну и как вообще тут молиться?

Прот. Александр Березовский: Если есть место, уйти куда-то.

Прот. Димитрий Смирнов: Или женщина придёт с младенцем и встанет перед Царскими вратами. Младенец орёт, священника не слышно, хора не слышно, а она стоит и ещё его трясет, и на весь храм ему «Шш-шш-шш», «дю-дю-дю», «бу-бу-бу»… Ну что это такое? Люди же пришли молиться, а это всем мешает.

Прот. Александр Березовский: Ну, если так рассуждать, батюшка, то не опустеет ли наш храм? Потому что – этот мешает своим поведением, этот пением, этот ребёнком.

Прот. Димитрий Смирнов: Нужно приходить в храм молиться. А воспитывать детей дома.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, а где учиться молиться, как не в храме?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, во-первых, есть у человека такое свойство – здравый смысл. Поэтому подчиняться нужно не страстям, а здравому смыслу. Всё продумать, приготовить и так далее. Потом, Евангелие читать.

Прот. Александр Березовский: Валентина из Подмосковья: «Почему большинство наших мужчин не хотят быть главами семьи, нести ответственность?»

Прот. Димитрий Смирнов: А зачем, когда есть женщина, которая всё это сделает? Отдохнуть побольше, времени побольше свободного.

Прот. Александр Березовский: Но разве в мужчине не заложено Богом вот это главенство в семье и ответственность за членов семьи?

Прот. Димитрий Смирнов: Изначально да. Но всё-таки большинство мужчин взращивались в семье поодиночке, и нежное влияние мамы длилось до сорока лет. Поэтому большинство мужчин даже не знают о том, что такое быть мужчиной.

Прот. Александр Березовский: То есть им нужна мама, на всю жизнь.

Прот. Димитрий Смирнов: Мама, да. Они так и жену выбирают. Чтобы такая была, как мама, им с ней комфортно. Она всё делает. Она работает, она моет, стирает. Она готовит, она ходит в магазин, она делает ремонт, она покупает дачу, она её ремонтирует. Всё она. Удобно же. А он даже зарегистрировать брак боится – как бы чего не вышло. Так он согласен, как пёсик при ней жить. А если она его ногой пнёт, он «гав-гав» – и убегает.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, ну мы так из патриархального устроения нашего общества перейдём в матриархат.

Прот. Димитрий Смирнов: Да мы давно уже перешли.

Прот. Александр Березовский: Судя по тому, что женщины всё более и более занимают посты во власти, вытесняя оттуда мужчин…

Прот. Димитрий Смирнов: Я вот тут был в Архангельске, встречался с директорами школ и их заместителями, беседу-лекцию проводил – одни женщины.

Прот. Александр Березовский: Ни одного мужчины?

Прот. Димитрий Смирнов: Спросил у директора той школы, в актовом зале которой мы это проводили: «У вас мужчины есть?» Есть, говорит, трое. Ну это вообще счастье. Обычно один.

Прот. Александр Березовский: Физрук.

Прот. Димитрий Смирнов: Физрук или ОБЖ, тоже традиционно так. А у них ещё – историк. Представляешь, какое счастье?

Прот. Александр Березовский: Если воспитание и образование в руках женщин, то вообще мужчины-то у нас будут?

Прот. Димитрий Смирнов: Не знаю, сомневаюсь. На моей жизни – вряд ли уже. Если мы заложим какие-то такие алгоритмы, и они в дальнейшем прорастут, если у нашего народа ещё есть какое-то историческое время – можно что-то сделать. Если мы начнём возвращаться к многодетной русской семье, тогда шансы есть.

Прот. Александр Березовский: А чтобы этот возврат был возможен, что нужно?

Прот. Димитрий Смирнов: Опять же, от женщин многое зависит. Чтобы они не боялись рожать детей.

Прот. Александр Березовский: Так они боятся, потому что «я одна на себе столько не вытяну».

Прот. Димитрий Смирнов: У Бога-то сирот нет. Ты знаком с многодетными семьями?

Прот. Александр Березовский: Да.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну есть ли такие, которые стонут, прямо вот «сил нет – сейчас удавлюсь, батюшка, не выделите ли кусок мыла»? Вот хоть одна такая есть?

Прот. Александр Березовский: Я видел объявление в нашем храме на стенде, что многодетная семья одного батюшки очень бедствует. Но лично не знаком, не в Москве они живут, а где-то достаточно далеко. А среди знакомых – нет.

Прот. Димитрий Смирнов: Среди знакомых нет. Так что видишь – это всё какие-то фобии. Я вот, например, сколько знаю многодетных – подходят и все улыбаются. Сегодня одна многодетная подошла, у неё пятеро. И вот подходит такая счастливая. Я говорю: «Что случилось?» Она говорит: «Я смирилась. Наконец-то я счастлива». И действительно, прямо от неё свет исходит. Хотя муж сейчас лежит больной, перенёс тяжелейшее заболевание. Казалось бы, надо руки опустить. Нет, наоборот, Господь даёт новые силы.

Прот. Александр Березовский: Ну вообще когда в семье случается какая-то беда…

Прот. Димитрий Смирнов: Это не от беды, это как-то всё входит. Потому что там и с мужем были сложные отношения.

Прот. Александр Березовский: Но люди свидетельствуют, что вместе с бедой или какой-то трудностью обязательно приходит изобильная благодать Божия.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну вот я сегодня это сам видел. Порадовался, конечно, за неё.

Прот. Александр Березовский: У нас есть вопрос, батюшка.

Прот. Димитрий Смирнов: Алло, добрый вечер.

Радиослушатель: Добрый вечер, отец Дмитрий и отец Александр! С почтением Алексей Кириллович. У меня есть вопрос: почему мы вымираем, почему у нас нет нормальных семей? Ведь с одной стороны, мы живем в муравейнике, я имею в виду Москву, а с другой стороны – пустыня. Русский народ сейчас подобен Антею, оторван от земли. И как можно жить без хозяина на земле, я не знаю. Объясните, пожалуйста, Ваше мнение.

Прот. Димитрий Смирнов: То есть, как можно жить без хозяина? А у нас есть хозяин земли русской. Все его знают. Другое дело, что когда-то, сто лет назад, если вместе с Польшей, то семь восьмых населения Российской империи были крестьяне. Было 85 процентов. Сейчас, конечно, нет. Потому что жизнь крестьянская – трудная. А современный человек хочет лежать на печке. А отопление ему доставляет Газпром. Так, конечно, удобнее – но несём потери. Илья Муромец тоже вот, говорят, лежал на печке. А потом встал и стал воином, а потом монахом. Вот сейчас наш черёд за Ильёй Муромцем вставать. Если сумеем встать – поживём ещё. И храмов построим, и народишку нарожаем, и воспитаем парней хороших. Если предпочтём печечку, то обленимся, и некому будет дрова поколоть, и мы на этой печечке замёрзнем.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, но вот от чего зависит, встанем мы или не встанем? Многие говорят: хочу. Многие ратуют за возрождение и семьи, и нравственных ценностей, и традиций.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, языком – это одно, а на деле – другое.

Прот. Александр Березовский: Но просто сделать усилие над собой – этого же мало?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну почему – перекреститься же каждый может. Если правая рука парализована, можно же и левой. Сказать: «Ну, Господи, помоги и благослови!» И вперёд.

Прот. Александр Березовский: Страх победит.

Прот. Димитрий Смирнов: Да какой тут страх?

Прот. Александр Березовский: У меня такое ощущение, что у нас больше половины населения живёт просто в постоянном страхе – за будущее, за детей, за зарплату, за старость…

Прот. Димитрий Смирнов: Лечиться надо.

Прот. Александр Березовский: От страха? Это как?

Прот. Димитрий Смирнов: Что такое счастье – это правильно подобранный транквилизатор. Фобии – это же психическое заболевание.

Прот. Александр Березовский: Но они основаны на реальной жизни, когда человек, куда ни придёт, постоянно с чем-то сталкивается.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну как – человек не работает, ничего не делает. Ну вот реально – не работает. У нас одних охранников… Чего там, ворота открыл, ворота закрыл – день прошёл. И целый день сидит телевизор смотрит. Это что, работа для мужика? Это работа для мужика, который на войне ногу потерял и руку. Вот он допрыгал, одной рукой открыл, закрыл, ключик вставил. А то ходят – из-за затылка шеи не видать. Ну, что это?

Прот. Александр Березовский: Раб Божий Александр: «Сыну 28 лет, ему поставлен диагноз «сахарный диабет первого типа». Выявлен впервые. Он стал иногда говорить, что теперь неполноценный, как же он может жениться, если болен. Как его поддержать, какие найти слова утешения?»

Прот. Димитрий Смирнов: Не знаю. Мне мой доктор говорит, что диабет – это не болезнь, а образ жизни. Я тоже двадцать лет назад выявил, что у меня диабет. Ну так и что? Что же мне теперь, разводиться?

Прот. Александр Березовский: Раз «неполноценный»?

Прот. Димитрий Смирнов: Да-да.

Прот. Александр Березовский: Ну вот опять – страх: а как, а что, а как оно будет, а смогу ли?

Прот. Димитрий Смирнов: Так к психиатру надо.

Прот. Александр Березовский: То есть что, если страх одолел – тут же надо к психиатру?

Прот. Димитрий Смирнов: До того, как одолел.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, у нас нет столько психиатров в стране.

Прот. Димитрий Смирнов: Надо закупить. Лекарства, ещё, может быть, справочник есть психиатра. И вперёд, с песнями.

Прот. Александр Березовский: Раб Божий Александр: «Моя сестра разбила чужую семью, лишила двухлетнего ребёнка отца и даже не думает, что поступила ужасно. Имею ли я право попытаться открыть ей глаза на её поступок?»

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, тут надо крепко подумать, сумеет ли она, во-первых, воспринять это, а во-вторых, как она на это вообще среагирует.

Прот. Александр Березовский: А кто знает реакцию человека? Вот он и как раз и спрашивает, пытаться ли вообще.

Прот. Димитрий Смирнов: Это всегда надо очень с «пожданием».

Прот. Александр Березовский: Вот опять это из серии «переживаю за родственника, как бы он не погиб в своём грехе». Хочется как-то человеку помочь увидеть – пусть не спасти его, но хотя бы помочь увидеть – и дать шанс покаяться.

Прот. Димитрий Смирнов: Не знаю. Я думаю, что всё эволюционно. А так человека обличать – обычно это неэффективно. Тем более, сестру – нет пророка в чести в своём отечестве (Мф. 13, 57).

Прот. Александр Березовский: Ну вот, спрашивает: что же теперь, просто наблюдать?

Прот. Димитрий Смирнов: Можно взять за правило молиться Богу о том, чтобы она увидела это прегрешение – можно ведь?

Прот. Александр Березовский: Можно.

Прот. Димитрий Смирнов: Вот, мне кажется это лучше, чем обличать. Алло!

Радиослушатель: Алло, здравствуйте!

Прот. Димитрий Смирнов: Здравствуйте!

Радиослушатель: Скажите, если человек женился на женщине с ребёнком, которая уже была замужем, является ли он прелюбодеем?

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно. Всё же написано: женящийся на разведённой прелюбодействует (Мф. 5, 32). Как это можно ещё толковать? Даже если у неё пятнадцать детей.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, но разные бывают причины развода. Предыдущий, например, был пьяницей и бил детей. Как с ним было не развестись?

Прот. Димитрий Смирнов: Нужно было развестись.

Прот. Александр Березовский: А этот решил взять на себя заботу о детях чужих. Разве он не оказывает милосердия этим поступком?

Прот. Димитрий Смирнов: Оказывает.

Прот. Александр Березовский: И при этом все равно является прелюбодеем.

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно. Если ты хочешь совершить христианский поступок и не прелюбодействовать – ты возьми на свой кошт (иждивение – прим. ред.) образование ребёночка, содержание его мамы, купи им квартиру, найми им прислугу. Тогда не будешь. А если ты ей пользуешься как женой – извините, это уже прелюбодеяние. Чего ж тут непонятного-то? Всё понятно. Просто у людей всё с грехом пополам.

Прот. Александр Березовский: Ох, уж это точно.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну вот, на этом нам надо заканчивать. Всего вам доброго, до свидания.

Прот. Александр Березовский: Спасибо вам за ваши вопросы, всего доброго!


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 9

    1. anatolevna:

      Понравилась идея про покупку радиостанций!

    2. ludmelis:

      А хорошо ли, честно ли выяснять у другого батюшки, пусть самого уважаемого священника, то, что происходит между духовным отцом и окормляемым (вопрос 6), тем самым подвергая сомнению наставничество своего духовного отца?
      Тем паче, духовный отец матушки на такой наставнический подвиг пошёл (2 часа выслушивать прения сторон)…

      • regent:

        и не хорошо, и не честно… но люди часто требуют, чтобы именно их о.Димитрий считал правыми и обличим супротивника… потому что они первыми успели дозвониться до него и изложить свою точку зрения, зачастую полностью не соответствующую реальному положению дел…

    3. георгий панчулидзе:

      Спасибо Вам батюшки!

    4. kotova natalia:

      Очень поучительная беседа.Сколько сил и времени потеряно мной в переживаниях за родных:у одного нет материальных благ,другой не так себя ведет, третьего надо поучать, вместо того, чтобы просто за всех молиться и побольше оглядываться на себя.Без воли божьей ничего не произойдет, переживания бесполезны. Сейчас только понимаешь,как хорошо жить в смирении,когда получается так жить.Спасибо о.Димитрию и о.Алексанру.

    5. dashul:

      Спасибо, дорогие батюшки!
      Спасибо, отец Дмитрий, видно, как вам тяжело целый час почти непрерывно разговаривать, да еще слушать одни и те же вопросы! Вы являете собой пример того, как надо смиренно нести свой крест и не роптать!
      Дай Бог вам сил и крепкого здоровья на долгую жизнь, чтоб нас, несмышленых вразумевать.

    6. chertanovo12:

      Спасибо, батюшка, за то, что Вы есть, за Ваше неравнодушие и помощь людям, очень нуждающихся в Ваших теплых и душевных беседах.

      Спаси и сохрани Вас и Александра

      С большим вниманием слушаю и учусь у Вас.

    7. mart60:

      Понравилась передача,
      и полезная,
      и батюшка был в лучшем своем бодром духе и расположении!)))

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.