Беседы с батюшкой (ТК «Союз», 14 апреля 2013 г.)
Протоиерей Димитрий Смирнов отвечает на вопросы на православном телеканале "Союз". Ведущий протоиерей Александр Березовский. Передача от 14 апреля 2013 года.

   1. Поясните слова апостола Павла: «Жало же смерти – грех; а сила греха – закон» (1Кор. 15,56).   (1:01)

Евангелие, грехопадение, падшая природа человека, удобопреклонность к греху, следствие греха, изгнание из Рая, возвращение в Рай

   2. Если человек не желает слушать упреки в своих грехах, значит ли это, что он не покаялся?   (5:56)

грех, покаяние, упрекать в грехах, смирение, поддержка ближних, бремена неудобоносимые

   3. Что требуется для того, чтобы раскаяние стало покаянием?   (8:33)

грех, сожаление о грехах, исповедь, раскаяние, покаяние, изменение жизни, плоды покаяния

   4. Не о Ваших ли предках упоминается в книге об архимандрите Павле Груздеве «Последний из Мологи»?   (12:59)

Смирновы, священнические династии, архимандрит Павел Груздев

   5. Что значат слова «Всякое дыхание да хвалит Господа»?   (17:08)

Литургия, живые существа, красота творения, свидетельство красоты Божьего творения, Величие Бога-Творца

   6. Почему Бог не ограничил свободу человека?   (23:22)

замысел Бога о человеке, свобода воли человека, зачем человеку свобода

   7. Если падшая природа человека так подвержена греху, и не всякий войдёт в Царствие Божие, не напрасны ли все наши усилия для спасения?   (25:38)

падшая природа человека, кто войдёт в Царствие Небесное, удобопреклонность к греху, немощная вера, укрепление веры

   8. Как Вы почитаете царя Николая? Что Вы можете сказать о храме Жен-мироносиц в Венеции?   (30:54)

Николай Второй, Царь-мученик, Венеция, храм Святых Жен Мироносиц

   9. Можно ли разным священникам исповедовать свои разные грехи (стесняюсь молоденьких иеромонахов)?   (37:41)

Исповедь

  10. Есть ли ограничения по возрасту для духовных отцов? Может ли духовный отец быть младше своих духовных чад?   (39:24)

духовник, духовный отец, как выбрать духовного отца, смущение, духовная польза

  11. Мой муж увлекся книгами Наумкина («Синергетика» и «Калагия»), который утверждает, что он – бог. Неужели есть правда в таких книгах?   (43:36)

секты, заблуждения, лабильная психика, психические нарушения, магическое мышление, лжепророки, лжехристы

  12. Зачем Христос воскресил Лазаря?   (49:57)

чудеса Христовы, воскрешение Лазаря, служение Богу, промысел Божий, смысл скорбей, жизненные скорби

  13. Правда ли начат проект строительства храма во имя святых Петра и Февронии?   (55:01)

сбор средств на строительство храма, Святые Петр и Феврония
7715 Митрофан

Прот. Александр Березовский: Добрый вечер, дорогие телезрители, добрый вечер, братья и сестры! Мы вновь с вами в передаче «Беседы с батюшкой», и в воскресенье вечером, как обычно, в прямом эфире у нас протоиерей Дмитрий Смирнов. Батюшка, добрый вечер!

Прот. Димитрий Смирнов: Добрый вечер, отец Александр, добрый вечер, дорогие братья и сестры!

Прот. Александр Березовский: Батюшка, четыре недели поста уже позади, время летит незаметно.  

Прот. Димитрий Смирнов: Да, действительно незаметно. Четыре недели – это месяц, насколько я помню. Такое ощущение, что недели полторы только прошло.

Прот. Александр Березовский: Неделю назад мы здесь поздравляли всех с праздником Благовещения – и недели уже нет. Очень, конечно, всё быстро, но время поста очень благостное. Трудно начиналось, а сейчас уже вкус появился к посту, многие люди свидетельствуют, что стало как-то действительно легко. Батюшка, хотел начать с вопроса: «Апостол говорит: “Жало же смерти – грех; а сила греха – закон” (1 Кор. 15, 56)Почему закон – сила греха?»

Прот. Димитрий Смирнов: Тут можно предложить разные толкования. Например, апостол Павел, наблюдая за своей душой, говорил: «То, что не люблю, делаю, а того, что люблю, не делаю» (Рим. 7, 15). В этом он углядел некий закон греха, который в нас действует. В силу того, что мы в Адаме все отпали от Бога, в нас стали действовать эти разрушительные силы. Как следствие, которое явилось действительно законом смерти. Если бы человек не отпал от Бога, он бы так и жил вечно. А вот этот закон смерти, следствие греха, действует и в нас.

Прот. Александр Березовский: То есть здесь подразумевается закон, под который человек подпал, отпав от Бога.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Закон как следствие грехопадения, то есть законное следствие. Иногда человек понимает изгнание из Рая как наказание. Но это не наказание, это уже следствие. Когда человек, допустим, ходит по карнизу высотного дома, а потом срывается, это не наказание, это следствие его безумия. Адам и Ева совершили безумный поступок – усомнились в благости, в правоте Божией. И у этого безумия есть естественное следствие: после таких мыслей, которые пришли от дьявола, человек воспринял дьявольское руководство своей жизнью. В таком состоянии, руководимый дьяволом, человек не может находиться в Раю. Он подчинился другому закону, противоположному.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, ну а возможно ли как-то человеку изменить неизбежное следствие своих поступков?

Прот. Димитрий Смирнов: Разумеется. Через Святое Крещение и воссоединение – через Церковь – с истинной виноградной лозой, которая есть Христос (Ин. 15,1). Тогда он входит вратами в область спасения и начинает свой подвиг. Всей своей жизнью земной, этим кусочком маленьким, он должен засвидетельствовать Богу свою любовь, которая будет выражаться в верности: «аще кто любит Меня, тот заповеди Мои соблюдет» (Ин. 14, 15).

Прот. Александр Березовский: И через соблюдение заповедей человек возвращается к Закону Христову, Закону Божию.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. В нём действовал соблазн, слово от дьявола, он ему поддался. Теперь нужно это преодолеть уже сознательно, зная, какие последствия в результате этого явились. Уверовав во Христа, Который есть наш Спаситель. Он должен всей своей жизнью предпочесть Христа Спасителя и засвидетельствовать это. В отдельных случаях – до смерти. Поэтому тот, кто смертью засвидетельствовал истину Христову, так и называется – свидетелем. Греческое «martyros», что в русской традиции переводится как «мученик», на самом деле «свидетель», человек, который засвидетельствовал свою верность Христу.

Прот. Александр Березовский: Спасибо, батюшка, у нас есть первый звонок.

Телезритель: Добрый вечер, батюшки. Если некий человек сказал, что он раскаялся в грехе, но каждое упоминание о нём воспринимает очень болезненно и не хочет об этом слышать, то значит ли это, что человек не покаялся?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, он, может быть, и покаялся, но ещё не смирился. Поэтому так ему и больно, и он болезненно воспринимает всякие напоминания и обличения. И окружающим людям я бы не рекомендовал колоть его этим грехом. Наоборот – поддерживать и относиться к нему сочувственно. Тогда исцеление этой раны произойдет быстрее. А в противном случае может быть «покаяние» в том, что он покаялся. Поэтому – упрекая его за прошлое, мы провоцируем его возврат к этому прошлому. Каждый человек немощен и нуждается в поддержке и людей тоже. Если он не чувствует этой сочувствующей любви, у него может возникнуть чувство, что он зря старался. Мы все от людей зависим, к сожалению, и трудно от грешника, даже кающегося, ожидать сразу той глубины смирения, которая явилась в святых отцах и в Самом Господе нашем Иисусе Христе, Который есть пример смирения и кротости. Упрекая человека, мы возлагаем на него бремена неудобоносимые. Это всегда чревато теми последствиями, которые вряд ли нас обрадуют.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, чаще всего люди раскаиваются в содеянном грехе, а чтобы это раскаяние стало покаянием, что нужно?

Прот. Димитрий Смирнов: Нужно изменить направление своей жизни.

Прот. Александр Березовский: То есть не просто сожалеть о том, что так поступил.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, конечно. Сожаление – это сожаление. Исповедь – это Исповедь. Поход в булочную – это поход в булочную. А покаяние – это покаяние. У покаяния нет какого-то синонима. Покаяние – это изменение и мыслей, и чувств, и поступков, что будет отражаться и в словах, и в делах, которые есть плоды этого покаяния. У покаяния всегда есть плоды. Ну, какой-нибудь грубый пример. Человек ходил в игорный дом. Как покаяние отразится в его поступках? Да он дорогу туда забудет. Вот это плод покаяния: он всегда ходит в другую сторону, в ту сторону не ходит. Даже в том, куда его ноги несут, это отражается.

Прот. Александр Березовский: То есть, если человек просто раскаялся, но продолжает ходить тем же путём, каким ходил…

Прот. Димитрий Смирнов: То это ещё не покаяние.

Прот. Александр Березовский: Потому что часто говорят: «Каюсь в этом много раз».

Прот. Димитрий Смирнов: Ну вот сами эти слова – «каюсь много раз» – значат «не каюсь». Это значит, ты сожалеешь, ты можешь исповедоваться, но это не «каюсь». К сожалению, у многих русских людей проблемы с русским языком, потому что язык очень сложный.

Прот. Александр Березовский: Это, скорее всего, раскаяние в содеянном.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, «раскаяние» и «покаяние» всё-таки слова одного корня. Раскаяние – это единичный акт.

Прот. Александр Березовский: То есть всё-таки это начальная фаза покаяния, не хватает второго шага?

Прот. Димитрий Смирнов: Не второго, покаяние – это вещь перманентная. Христианин, который находится в спасении, находится в непрестанном покаянии. Что такое духовная жизнь? Мы можем сказать, что духовная жизнь – это покаяние.

Прот. Александр Березовский: Покаяние есть движение к Богу.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Другого нет движения к Богу, кроме как покаянием. Вот очень многие теперь либерально настроенные люди любят порассуждать о любви, о превосходнейших вещах, но это остаётся простой демагогией. Потому что, если нет покаяния, то нет никакого движения христианского. Есть некая иллюзия, которая именуется прелестью «мнение». Человек сам наслаждается тем, что он о себе возомнил. Тем, что он «хороший», «правильный». И он, собственно, не замечает того, что он не то что идёт в другом направлении – он находится в падении. Просто от дикого свиста в ушах, который происходит при падении, ничего не слышит.

Прот. Александр Березовский: У нас есть вопрос, батюшка. Добрый вечер.

Прот. Димитрий Смирнов: Алло, добрый вечер.

Телезритель: Мне подарили книгу «Последний из Мологи». Там часто упоминаются Смирновы – священники, псаломщики. Имеете ли вы к ним отношение, и что можете сказать об архимандрите Павле (Груздеве)?

Прот. Димитрий Смирнов: Я ношу эту замечательную русскую фамилию, и, говорят, нас уже больше, чем Ивановых. Старинная такая поповская фамилия. Мой род дочка проследила до XVIII века, а так Смирновых очень много, и ко всем имею отношение. Как, впрочем, и к Ивановым, и к Петровым, и к Поповым как русский человек имею отношение. Только степень этого отношения разная: про одних Смирновых знаю, про других не очень. Но про эту книжку тоже слышал, и, может быть, Бог даст, когда-нибудь она мне попадёт в руки. Про отца Павла Груздева есть книга толщиной в два пальца, отсылаю к ней. Там есть и то, что я о нём мог сказать, есть общие наши фотографии. Вы эту книгу раздобудьте, или в Интернете её себе найдите и поглядите. Отец Павел – замечательный русский человек, и тем, что он Груздев, а не Смирнов, я не обижен. Фамилия «Груздев» вообще, мне кажется, просто потрясающая. И она ему соответствовала полностью. Как пишут в житиях подвижников – «по имени твоему и житие твое». И про отца Павла можно сказать: «по фамилии твоей и образ твой». Он являл собой вид такого крепкого гриба из русских лесов. Такие у меня ассоциации. Он босиком всегда ходил, «вырастал» из земли непосредственно, ножками своими святыми чувствовал нашу русскую землю, очень о ней страдал и переживал. У него даже слова есть о том, что Церковь может возродиться, а деревня наша – уже никогда. И вот мы видим сейчас: есть некоторое направление возрождения Церкви, церковной жизни, это очень отрадно, монашеская жизнь начинает проклёвываться… А деревня в запустении, и только всё хуже и хуже. Лес на полях, которые восемьсот лет нашими предками обрабатывались – и Груздевыми, и Смирновыми. Всё заросло лесом толщиной уже не в руку, как в начале этих всех преобразований, уже в ногу толщиной. Это, конечно, очень печально.

Прот. Александр Березовский: Спасибо, батюшка, есть звонок у нас. Добрый вечер!

Телезритель: Во время Литургии мы слышим фразу: «Всякое дыхание да хвалит Бога». Как её понимать?

Прот. Димитрий Смирнов: Вообще-то, если честно, там «да хвалит Господа», но смысл от этого не меняется, потому что Господь наш – Бог наш. «Всякое дыхание» – имеется в виду всякое творение Божие. Все создания Божии, которые дышат – и птицы, и земноводные, и животные, и растения, потому что всё, что Бог создал, Он создал для Своей славы. Бог для нас, Его творений, абсолютно невидим и непостижим, что выражается такими словами: «Бога никтоже виде нигдеже» (Ин. 1, 18). Но величие Божие мы можем наблюдать в Его творении. Видим синицу, её красоту – и славим Бога. И синица, чирикая, славит Бога. И так каждое живое существо. Красивая раковина славит своего Создателя, потому что моллюск не имеет развитого мозга, он не мог сам такую конструкцию создать. Это Господь. Или строй улья – насекомое, пчела, не может это создать, это Бог создал. И пчелиный улей с его разумнейшим устройством славит Бога. Славят Бога и все рыбы, и все животные. Всякое дыхание своим существованием славит Господа. И Богу угодно, чтобы и человек, которому дан великий дар разума, слова, брака, способность познавать Бога, через религию, которую также Бог дал человеку, через стыд и совесть прославлял Бога. Это призыв ко всей твари. Но, конечно, славят Бога не только твари, которые представляют собой живых существ. Хвалят Бога и горы, о чём сказано, и реки, и моря. Так что всё, сотворённое Богом, хвалит Его. Особенно хвалит Бога вселенная. Каждый, кто смотрит на небо, может это ощутить, видя её бездонную величину и совершенно божественную красоту – особенно в нашей природе и полосе это августовская ночь, которая являет нам величие Бога-Творца. Я помню меня, маленького ребёнка лет пяти, вид неба привёл в такое состояние, что мне до сих пор памятно это событие, когда я обратил на него внимание. С тех пор нахожусь под этим впечатлением и, когда оказываюсь перед чистым небом, усеянным звёздами, вспоминаю это детское впечатление, и оно продолжает на меня действовать. Хвалят Бога и вулканы, вот сейчас Этна извергается. Какая внутри нашей планеты сосредоточена энергетическая мощь, и как Господь устроил, что земная кора эту мощь удерживает в себе, и только в отдельных точках являет нам, что там внутри – такие температуры, которые мы можем только на какие-то секунды воспроизводить с помощью нашей техники. А для Бога это не является чем-то запредельным. Настоящая плазма находится очень близко, и Господь нас сохраняет.

Прот. Александр Березовский: А высшее творение Божие – человек – выпадает из этого общего оркестра.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, человеку предстоит путь. Драгоценный дар свободы он должен употребить для того, чтобы тоже своей жизнью прославить Бога. Чтобы люди видели добрые дела человека и прославляли Отца Небесного.

Прот. Александр Березовский: Многие говорят: «Уж лучше бы Бог не давал такую свободу, пусть она была бы ограниченна».

Прот. Димитрий Смирнов: Да, такой был период – до создания человека. Такое выражение равно выражению «Уж лучше бы Бог не создавал человека» или «Лучше бы Бог всех нас убил». Ну, раз ты так хочешь, давай начнём с твоих внуков, детей, а потом, в конце, когда уже все погибнут, ты последний. Давай так.

Прот. Александр Березовский: Нет.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну вот. Дело в том, что это уже было. Ведь сначала Бог создал всех животных, а уже потом человека. Поэтому – на Земле был период, когда не было никакой свободы. А человек создан как бог этого тварного мира – потому что человек, действительно, может и имена животным наречь, и узнать, как они устроены. Может с помощью своего разума проникнуть в суть вещей и понять, как устроена вселенная, те же вулканы, как устроены рыбы, животные. Человек всё это может постичь своим великим разумом божественным. Но этот разум должен быть подчинён общему строю, общему закону, общему Закону Божию. А этот глупый человечишка даже Закону Божию в школе для своих детей сопротивляется.

Прот. Александр Березовский: У нас есть вопрос. Добрый вечер.

Телезритель: Раба Божия Лидия, Челябинск. Отец Дмитрий, прочитала Вашу книгу «Помни о Боге», мне она очень понравилась. Но не могу понять: с одной стороны, Бог многое прощает, с другой стороны, человек постоянно грешит, в Царство Небесное войдут единицы. Все не без греха, гневаемся, человек – живая душа. Если наша падшая природа так подвержена греху, то не напрасны ли все усилия для нашего спасения?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, зачем такое маловерие? Ведь Христос и Имя Себе взял – Иисус. В знак того, что Он – Спаситель. И Он нас может спасти. Вот Лидочка говорит: мы гневаемся. Христос может спасти от гнева-то. Живая душа – это не обязательно в гневе всё время орать. Можно попросить Христа, когда тебя гнев распирает, и Он тебя утешит, и не будешь орать как безумный и на людей бросаться с молотком. Христос Спаситель же рядом.

Прот. Александр Березовский: А что мешает человеку к этому спасению прийти?

Прот. Димитрий Смирнов: Отсутствие навыка и маловерие.

Прот. Александр Березовский: То есть, даже если мы просим, мы своим сомнением всё разрушаем.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну конечно. Человек с двоящимися мыслями неблагонадёжен для Господа. Взявшийся за плуг не должен оборачиваться назад (Лк. 9, 62).

Прот. Александр Березовский: Ох, батюшка, была бы вера хоть с зерно горчичное, горами бы двигали. Экскаваторы были бы не нужны.

Прот. Димитрий Смирнов: Да.

Прот. Александр Березовский: Но даже такой нет.

Прот. Димитрий Смирнов: Но я-то здесь при чём? Это же самое простое – взять и книжку написать. Ну, видишь, ей же понравилось. Сто рублей истратила. Чем я виноват? Ну, выброси её или сожги. Не пойму, что от меня требуется.

Прот. Александр Березовский: Укрепить в вере, батюшка.

Прот. Димитрий Смирнов: Я не могу укрепить в вере, это невозможно. Человекам это невозможно. Укрепить в вере может только благодать Святаго Духа. Она единственная «немощная врачующая и оскудевающая восполняющая». Она только, благодать. И Господь сказал: вы, будучи злы, когда к вам ребёночек обратится, попросит хлебушка, – вы же ему камень не дадите, кусок кирпича: на, сыночек (Лк. 11, 11-13). В обёрточку завернём. Как дети в детском саду шутят подленько, возьмут камушек: «Конфетку хочешь»? Господь же не так. Он даёт Духа просящим у Него. Какого Духа? Духа Святаго. Речь идёт о благодати Божией. Господь даёт. А люди чтут и не разумеют, или забывают.

Прот. Александр Березовский: Ну, или не о том просят.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, опять: не знаю. Чужая душа потёмки. Я и не собираюсь влезать в чью-то душу. Если написал что-то не так – заранее извиняюсь. Я не богослов, не учёный, могу что-нибудь и напутать.

Прот. Александр Березовский: Ну вот, хотя бы Вы напомнили слова из Священного Писания.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, это не мои слова.

Прот. Александр Березовский: «Тем паче даст Отец Небесный Духа просящим у Него» (Лк.11, 13). Может быть, попросим?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, мне кажется, таким путём надо идти.

Прот. Александр Березовский: Спасибо, у нас есть звонок. Добрый вечер.

Телезритель: Батюшка, как Вы почитаете царя-батюшку Николая?

Прот. Димитрий Смирнов: Очень почитаю и люблю.

Телезритель: И ещё – несколько слов скажите, пожалуйста, о храме Жён-Мироносиц в Венеции.

Прот. Димитрий Смирнов: Венеция – один из самых красивых городов. Богатые венецианские купцы были люди, конечно, верующие, но очень любили пограбить. И город просто ломится от всяких святынь. Там мощей огромное количество. Половина мощей cвятителя Николая, мощи апостолов, святых угодников Божиих. Храм хороший, я в нём бывал, служил, даже не один раз. Там отец Алексей, замечательный священник. Он и сейчас звал меня на десятилетие храма, по своей занятости не могу поехать, но душой буду там с ним в этот день. Храм старинный, его епархия Венеции передала (католическая епархия Венеции – Русской Православной Церкви – прим. ред.) для совершения богослужений. Храм вполне просторный. Прихожане – русские, украинцы, молдаване, которые приехали туда работать и там живут, ходят в этот храм, там окормляются.

Прот. Александр Березовский: Но он новый, да, батюшка?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, он старинный.

Прот. Александр Березовский: Просто восстановлен?

Прот. Димитрий Смирнов: Даже не восстановлен – в Италии государство содержит храмы в относительном порядке. Там таких руин, как у нас, нет. Там ни войны не было, ни коммунистов у власти. Им бы советскую власть лет на двадцать, и от Италии ничего бы не осталось. А восемьдесят процентов памятников, зафиксированных ЮНЕСКО, находятся в Италии. Венецианцы, генуэзцы были отважными мореплавателями, свезли туда много всего. Ну и крестовые походы тоже коснулись Византии, Константинополь великий был полностью разграблен этими друзьями.

Прот. Александр Березовский: Освободителями.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, и Плащаница таким образом оказалась в Турине, и много святынь всяких. Ну а теперь, слава Богу, мы имеем возможность эти места посещать, что, конечно, очень отрадно, хотя требует средств, не каждый может себе позволить. Но всегда можно организовать паломническую поездку, отец Алексей всегда рад гостям. Город прекрасный, там замечательные музеи и памятники эпохи Возрождения. Близко от Венеции Равенна, где мы можем посмотреть замечательные мозаики. В Италии вообще всё близко, это не наши российские расстояния, можно на автомобиле или электричке её всю объездить. Раньше, сто лет назад, наши художники отправлялись в Италию для того, чтобы напитаться этой красотой классической, красотой Возрождения. Это, конечно, полезно для культурного развития. Но всё-таки дома лучше.

Прот. Александр Березовский: Туда хорошо съездить.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да. Многие великие люди там много времени проводили. Например, Николай Васильевич Гоголь. Его бессмертные романы, которыми мы утешаемся, были написаны в Италии. И климат, конечно, благодатный. Есть там, чем проникнуться, и уважением к истории этих городов-государств. Ведь Италия самостоятельным государством стала не так давно, как и Греция, это были отдельные княжества, провинции, города-республики, у каждого из которых своё лицо.

Прот. Александр Березовский: Спасибо, батюшка, у нас есть вопрос. Добрый вечер.

Телезритель: Исповедуемся с мужем батюшке, который служит в 30 километрах от нашего дома, не всегда получается к нему поехать. А рядом с нашим домом находится монастырь, но на исповеди у монаха не всегда удобно исповедовать, что между нами с мужем происходит, не все вопросы можно задать. Считается ли нормальным, что я одному батюшке задаю одни вопросы, а другому – другие?

Прот. Димитрий Смирнов: А тут, понимаете ли, очень важно, кто будет считать. Вы говорите, «считается ли». Смотря кем. Тот, кто считает, что это нормально, оставляет всё как есть. Тот, кто считает, что это ненормально, продаёт квартиру и покупает рядом с батюшкой. Вы говорите «30 километров», а я езжу в свой храм за 40 километров. 30 километров – подумаешь, проблема.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, вот, может быть, в продолжение этого вопроса. Валентина из Москвы: «Есть ли у духовного отца возраст, определяющий возможность его духовничества? Мой духовный отец существенно моложе меня, и эта молодость часто смущает, несмотря на то, что батюшка мне много помогал, да и сейчас по жизни ведёт».

Прот. Димитрий Смирнов: Тоже странный вопрос. И какого рода смущение? Есть такие смущения, что – ноги в руки и бегом. А есть смущение от дьявола, который видит, что человеку помощь Божия идёт, и хочет разлучить, брань какая-то возникает. Жизнь многообразна.

Прот. Александр Березовский: Ищите пользы, и тогда будет всё понятно.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да, мне кажется, что так. Осенью приедешь после отпуска,  смотришь – полно новых лиц в храме. Есть люди, которые со мной тридцать лет, есть – которые двадцать. Есть те, которые десять. А есть те, которые двадцать лет побыли и ушли. Все свободные люди. Вообще все свободны. Зачем какие-то придумывать странные вещи? Надо заниматься спасением души. Если такая ситуация этому способствует – хорошо. Если не способствует, надо найти что-то другое. Хотя общее правило – если дерево всё время пересаживать, на нём плодов не будет. Поэтому, если каждый месяц менять духовников… Как одна раба Божия, Царствия ей Небесного, мне говорила: «У нас в Париже был духовный люкс». Там скопились выдающиеся иерархи, духовники. После войны там был такой «духовный люкс». Все друг друга знают, всех мало, священник с тобой будет нянчиться бесконечно в силу и своей интеллигентности, и своей незагруженности. Если кого-то крестить, то это два раза в году, а не как у нас, по 150 человек за раз, или венчать по пять пар. Это одна ситуация – парижская. А другая – в Якутию батюшка приехал на пароходе, и его обступили жители трёх сел. И вот давай, с утра до ночи их крести и венчай, беседуй. Особенно хорошо беседовать с человеком, который ничего не знает и никогда ничего не читал. Это самая классная беседа. Как ему, что рассказать, с чего начать? Он слова «благодать» никогда не слышал. В его лексиконе такого слова нет. Вот и давай. Поэтому Париж – это одно, а Якутск – другое.

Прот. Александр Березовский: У нас есть вопрос, батюшка. Добрый вечер.

Прот. Димитрий Смирнов: Добрый вечер.

Телезритель: В последнее время муж увлекся двумя книгами некоего Александра Наумкина «Синергетика» и «Калагия». Он, якобы, обитает где-то на Алтае в хижине с женой и маленьким ребёнком и написал две эти «великолепные» книги, в которых называет себя новым Христом. Что Вы можете сказать об этих книгах и этом человеке?

Прот. Димитрий Смирнов: Понимаете, в Священном Писании сказано, что будут лжехристы и лжепророки. И, «если скажут “там Христос” или “там”, не верьте» (Мф. 24, 23-24). Я верю Священному Писанию, которое меня за две тысячи лет предупредило. Наумкин, Алтай… 20 лет живёт с маленьким ребенком – когда ж он вырастет? Ну живёт и живёт. Такие книги на самом деле очень легко критиковать: открываешь на любой странице и читаешь. И один вопрос: откуда ты это взял? Он скажет: это откровение свыше. Великолепно. Откуда ты знаешь, что это свыше, а не снизу, из преисподней? Какой критерий? А в уме-то повредиться может каждый, поэтому апостол Павел и говорит: «Смотрите, братия, не увлекайтесь какою философиею» (Кол. 2, 8). Потому что это всё изобретение человеческого ума, иногда и болезненного. Такие «откровения свыше» часто бывают у людей с лабильной психикой, и любой доктор может отметить карандашиком там места, которые указывают на диагноз. А сейчас что хочешь издавай – заплати немножко денег, издай сто экземпляров, распространяй по свету… Ну если уж люди верят вот этому дяденьке лысому, который «Малахов плюс», который то пропадает с экрана, то появляется… Полная белиберда, бред сивой кобылы. Или верят в звёзды: «А теперь прослушаем астрологический прогноз». И все сразу прильнули. Народ находится на уровне развития трёх с половиной тысяч лет назад, халдейские какие-то представления о небосводе. Им хоть говори, хоть нет, что до ближайшей звезды шесть световых лет, это их не касается. Любая ерунда будет привлекательна, потому что падший ум человека неспособен какую-то логику вычленять. А таких людей много, поэтому найдутся всякие люди, которые будут голову морочить: чем больше апломба, тем эффективнее этот бизнес.

Прот. Александр Березовский: Ну да, это или бизнес, чтобы с людей собрать, или просто человек повредился и таких же, как он, к себе привлёк.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Я встречал таких людей, в храм даже один такой ходил, тоже сильно повредившийся человек, ему бы все людей лечить. Я говорю: «Да нет проблем – закончи медицинский институт и лечи». А сам он в прошлом морской офицер. Ну совсем с катушек… И находились у него слушатели, колдовал там. В общем, Вы знаете, об этом даже говорить неохота. Хотя Вам я сочувствую, потому что с человеком в таком сильном повреждении жить – это подвиг, действительно.

Прот. Александр Березовский: У нас есть вопрос, батюшка.

Прот. Димитрий Смирнов: Алло, здравствуйте, слушаем Вас.

Телезритель: Отец Дмитрий, Вы в прошлой передаче сказали, что жизнь человеческая полна скорбей и горя, болезней, мучений. А зачем Христос воскресил Лазаря, ведь Он его так любил, и через неделю он мог бы быть в Раю?

Прот. Димитрий Смирнов: Чтобы Лазарь ещё мог Ему послужить в епископском сане. Лазарь после своего воскресения Христом ещё много потрудился для Церкви. Вот для этого. И вообще, как Вы могли заметить, очень многие люди, достигшие высокой духовной жизни, живут долго. Отец Иоанн (Крестьянкин), например. Он уже под сто лет отошёл ко Господу, хотя жизнь его была полна скорбей, лишений, голода. Почему – потому что такие люди нужны Богу для того, чтобы быть проводниками благодати Его и слова Его. Бог через них как через пророков Своих возвещает людям волю Божию. И Лазарь на поприще епископа очень много потрудился.

Прот. Александр Березовский: Ну и ещё, как в тропаре праздника Входа Господня в Иерусалим мы поём, «общее воскресение уверяя». Господь же говорил именно о всеобщем воскресении.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да. А что касается скорбей, то у христиан другое отношение к скорбям, чем у обычных мирских людей, которые не понимают смысла скорбей. Бессмысленные скорби действительно человека приводят в недоумение, раздражение, в ропот, в гнев на Бога. А человек, который находится в правильном устроении, как Лазарь, друг Божий, с радостью всё претерпевает. И когда дано было ему опять вернуться на землю, в своё тело, он с удовольствием Богу послужил. И мы не знаем – может быть, он недостаточно был готов к тому, чтобы перейти в мир иной. Это от нас сокрыто.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, ну вот ещё такой момент: Господь уже шёл на вольную смерть Свою. И это воскресение как раз должно было укрепить его последователей, учеников.

Прот. Димитрий Смирнов: Так и случилось, это было последнее разделение: одни люди укрепились в вере во Христа, а другие пошли доносить фарисеям, они укрепились в ненависти ко Христу. То есть окончательно произошло разделение. Вот как сейчас, благодаря последним событиям – и всяким письмам, и всяким шествиям уличным – уже всем всё понятно, кто на стороне Церкви, а кто на стороне антихриста. Каждый человек определился с выбором: с кем вы, господа деятели культуры. Всё совершенно ясно. Человек живёт, занимается своим делом – спрашивается, чего ему выскакивать и заявлять о своей позиции? А вот он что-то говорит, что-то подписывает, он обязательно хочет засвидетельствовать, на чьей он стороне. Такое разделение. Тоже очень вещь удобная, потому что так не поймешь, кто есть кто – вроде бы человек милый, симпатичный, а на самом деле это Мефистофель.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, и последний вопрос позвольте задать. Владимир из Москвы пишет: «Некоторое время тому назад Вы говорили, что собираетесь всем миром возводить храм во имя святых Петра и Февронии. Так ли это, и в каком состоянии сейчас это благое дело? Был ли уже объявлен сбор средств, и каким образом можно поучаствовать?»

Прот. Димитрий Смирнов: Моё назначение первым заместителем Святейшего Патриарха в Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защите материнства совпало и с моим желанием построить в Москве храм Петра и Февронии. Он будет центром, при котором я хочу, чтобы был и ЗАГС, и разные службы для молодой семьи. И если этот опыт удастся реализовать, то распространить его на всю нашу землю. Такая существует идея. К этому предпринято много шагов, но пока ещё даже не выделена земля. Мы сделали попытку на территории храма Митрофана Воронежского построить, но нам пока не разрешают. Поэтому я жду, когда, может быть, в рамках программы «200 храмов» нам выделят какое-то место. Но собирать средства можно уже сейчас. Мы и в храме собирали, не один миллион собрали. Есть возможность отправлять через смс на номер 7715, в начале сообщения указать «Митрофан» и через пробел сумму. И тогда с мобильного телефона эта сумма забирается за очень небольшим вычетом для фирмы, которая эту операцию обслуживает.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, повторите ещё раз номер, если можно.

Прот. Димитрий Смирнов: Пожалуйста, 7715.

Прот. Александр Березовский: Короткий номер 7715, в начале сообщения слово «Митрофан», и через пробел – сумма.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, совершенно верно. Очень будем рады, я уже продумываю идею храма, а в Москве просто катастрофически храмов не хватает. Вот у нас на Благовещение было 1700 с лишним причастников. Одна Литургия, вторая, третья, в другом храме то же самое. Храмы маленькие. А такой центр предполагается в месте «бойком», удобном для того, чтобы брачующиеся приезжали туда на своих машинах, чтобы везде их можно было разместить. И целая программа – психологической помощи, помощи в воспитании детей. А уже этот опыт распространять на все епархии.

Прот. Александр Березовский: Спасибо, батюшка, нам пора прощаться.

Прот. Димитрий Смирнов: Да? Жалко. А то бы я рассказал об этом замысле – если удастся, пока какие-то силы есть, ну и потом, должность обязывает. Всего вам доброго, до свидания, спасибо вам за внимание.

Прот. Александр Березовский: Всего доброго, до свидания.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 27

    1. anatolevna:

      Спасибо, батюшки!

    2. Pavel1958:

      Спасибо, батюшка Димитрий. Спасибо, отец Александр!
      Здоровья вам и сил.
      Потому у вас и должность такая :)), что вы нам очень и очень нужны.
      А мы будем молиться за вас

    3. don.rumata777:

      Здравствуйте. Может кто-нибудь знает о какой книге про архимандрита Павла (Груздева) говорил о. Дмитрий и где ее скачать?

      • regent:

        Найти её самостоятельно не трудно, а насчёт скачать — тоже вполне возможно, потому что православные, как и большинство наших сограждан, считают, что если они украдут у православного издательства текст книги и выложат его в интернет, то сделают, безусловно, благое дело для всех :-)

      • Irene:

        Книга называется «Архимандрит Павел (Груздев)», изд-во «Отчий дом», Москва.
        П.С. Кстати, в магазине «Риза» в Петровском парке книга есть (правда, другого издательства). В этом магазине книгу можно заказать через интернет: http://www.zlatoriza.ru/search/index/search/%E3%F0%F3%E7%E4%E5%E2/page/1 .

      • dmitry.r:

        Рекомендую стихи!

      • Lena.it:

        На медиапортале ТВСПАС.РУ недавно выложили фильм «Великий старец. Жизнь и кончина архимандрита Павла (Груздева)». В нём есть и интервью о. Димитрия (молодого) :) Поищите.
        вопрос к уважаемому Регенту: Вы не подскажете, где ещё можно увидеть видео с батюшкой 10-ти, 20-ти, 30-летней давности, если они существуют?

        • regent:

          если узнаете и найдёте — сообщите, пожалуйста :)

          • Lena.it:

            Пока что нашла лишь один интересный ресурс, а именно на ютубе есть большая коллекция аудио и видеопроповедей о. Димитрия, выложенная пользователем под ником «Дмитрий Осиповв». Первые видео там относятся к 2003 году.
            В своё оправдание по поводу пиратского скачивания таких материалов скажу лишь то, что когда один раз случилось побывать в вашем храме, я купила там коллекционный набор проповедей о. Димитрия, а также большого формата копию иконы Спасителя «с глазами» чтобы немного возместить своё «пиратство».

        • Irene:

          Огромное спасибо за ссылку на замечательный фильм об этом удивительном старце.
          Давно пыталась найти видеоматериалы о Павле Груздеве, т.к. в книге есть воспоминания кинооператора Геннадия Энгстрема, в т.ч. и о том, как он снимал документальный фильм о старце. Все думала — ведь должен же быть где-то этот фильм. Но находила только аудиоматериалы с проповедями отца Павла.
          И вот, с Вашей помощью, посмотрела фильм об этом подвижнике.

        • neonilla:

          Спаси Вас Господи, Лена! Дивный фильм, тихая радость!

        • Natalya t:

          Можно посмотреть на ютубе документальный фильм — беседа о. Димитрия со школьниками «Церковь не молчит».

          • regent:

            Прикольно (как говорят сейчас все молоденькие девочки-интеллектуалки), но это был один из первых материалов, с которого начинался этот блог. Поэтому совершенно не понятно, почему его надо смотреть на ютубе. Поясните, пожалуйста, просто психологически очень интересно :)

            • Natalya t:

              )Уж не знаю, насколько это будет прикольно, но значит, я еще не все материалы блога видела, особенно первые, а этот фильм я посмотрела еще до того, как узнала о мультиблоге батюшки, несколько лет назад, на ютубе, по-моему…

          • neonilla:

            Только сейчас посмотрела здесь на блоге «Церковь не молчит» на последней странице, — его надо ежегодно показывать по центральным каналам для любой возрастной аудитории — актуальности не потеряет никогда, это просто программная беседа, не усвоив уроков из которой, экзамен «по жизни» будет «неуд.», кроме того старшеклассники, как правило, больше прислушиваются к словам со стороны.
            В общем неисчерпаемый кладезь этот блог о.Димитрия :)

        • Анна Вихляева:

          Большое спасибо. Читала про архимандрита Павла (Груздева), но один раз увидеть лучше, чем сто раз услышать.

        • Анна Вихляева:

          Из фильма:
          - Батюшка, я вчера рыбку и молоко кушала.
          - Только матушку игуменью не кушай. За меня помолишься?
          - Да.
          - А я за тебя. Нинка, дурак за дуру молится, а дура за дурака поклон положит.

          Господи, хорошие какие!

        • Elena Chernova:

          Лена, ещё есть на блоге ток-шоу 1999-го года с участием отца Дмитрия «О страстях» http://www.dimitrysmirnov.ru/blog/cerkov-290/.

          • Lena.it:

            Да, спасибо, нашла! Если Вам ещё где-то подадутся старые видеозаписи, не забудьте про меня, пожалуйста! :)

        • Larkisa:

          Спаси Господи Вас за подсказку!
          С удовольствием посмотрела фильм про о.Павла.
          А о.Димитрий там молодой и такой красивый!))

    4. георгий панчулидзе:

      Спасибо Вам Батюшки.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.