Беседы с батюшкой (ТК «Союз», 21 апреля 2013 г.)
Протоиерей Димитрий Смирнов отвечает на вопросы на православном телеканале "Союз". Ведущий протоиерей Александр Березовский. Передача от 21 апреля 2013 года.

   1. Что такое духовные ценности и почему они выше материальных?   (0:24)

духовные ценности, материальные ценности, абстрактные понятия, воспитание детей, культурные ценности, общее развитие

   2. Можно ли мирянину причащаться на Пасхальной службе?   (8:18)

Пасха, Причастие, причащение на Пасху

   3. Были ли ещё дети у Богородицы? Кто были братья Иисуса?   (10:24)

браться Иисуса, дети Иосифа

   4. Бывали ли случаи признания светских картин иконами?   (11:05)

картина, икона, прославление иконы, предназначение картины, предназначение иконы

   5. Когда лучше причащаться: в Великий Четверг или на Пасху?   (12:31)

Причащение, Причастие, порядок причащения, частота причащения

   6. Откуда взялось мнение, что Причащаться через день-два – это часто?   (14:01)

Причащение, Причастие, порядок причащения, частота причащения, сколько раз причащаться

   7. Есть ли грань, за которой прихожане не имеют права вмешиваться в управление приходом и воздействовать на священников?   (17:52)

благочинный, викарий, управление приходом, куда жаловаться на священника

   8. Грешно ли молиться перед телевизором во время трансляции молитв?   (23:54)

молитва, как правильно молиться, слушать запись молитв

   9. В Евангелии от Матфея упоминается человек, пришедший на пир не в брачной одежде (Мф. 22,12).Что понимается под «брачной одеждой»?   (24:38)

брачная одежда, покаяние, Евхаристия, брачный пир

  10. Если человек причащается несколько дней подряд, нужно ли обязательно каждый раз читать правило ко Причастию?   (26:00)

Причастие, причащение, правило ко Причащению, частое причащение

  11. Почему Господь Сам не крестил людей?   (27:36)

Крещение

  12. Что делать, если маленький ребёнок стал сильно капризничать перед Причастием?   (28:13)

Причастие, причащение, как причащать маленьких детей

  13. Что Вы можете сказать о программе «Школа покаяния»?   (31:05)

школа покаяния

  14. Как бороться с искушением неверием?   (31:48)

неверие, искушение, Евангелие от Иоанна, Священное Писание

  15. В каких случаях и для чего нужно брать благословение священника?   (32:25)

духовный отец, благословение священника, Божие благословение

  16. Можно ли во время соборования совершать елеопомазание меньше семи раз?   (34:38)

соборование, количество помазаний во время соборования

  17. Каким образом Иисус был из рода Давидова?   (37:20)

Родословие Иисуса

  18. Как приобретать друзей богатством неправедным? Почему неверным в малом неверен и во многом? (Лк. 16,9-10)   (38:14)

Евангелие от Луки, богатство неправедное, неверный в малом

  19. В книге «Исход» Бог повелевает: «Не делай...никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу» (Исх. 20,4). Не являются ли детские рисунки и поделки природы и животных нарушением этой заповеди?   (42:03)

Заповеди Божии, книга «Исход», сотворение кумира, поклонение кумиру, нарушение заповедей

  20. Можно ли прийти к смирению, не подавляя своих чувств?   (43:31)

чувства, эмоции, смирение, действие под влиянием чувств

  21. Можно ли отмечать день рождения на Страстной Неделе?   (44:49)

Страстная неделя, как отмечать праздники в пост,

  22. Почему не принято крестить человека с национальным (языческим) именем, зачем даются «православные» имена?   (47:38)

Крещение, православные имена, христианские имена, мусульманские имена, Святое имя, религиозные обычаи

  23. Как полюбить молитву?   (52:37)

Молитва, сердечная молитва, искренняя молитва, общение с Богом

  24. Если человек сам причинил себе болезнь, это всё равно Господь так вразумляет?   (53:19)

болезнь, скорби, вразумление скорбями, вразумление болезнью

  25. В разных случаях Иисус то повелевал рассказывать об исцелении, то запрещал. Как нам узнать, рассказывать или нет о своём исцелении?   (53:52)

Чудеса Божии, исцеления, чудесные исцеления, промысел Божий

  26. Может ли Бог подсказывать человеку мысли? Могут ли мысли внушаться бесами?   (54:48)

Бог, бесы, внушение помыслов, искушения, соблазн

Прот. Александр Березовский: Добрый вечер, дорогие телезрители, добрый вечер, братья и сестры. Мы с вами в передаче «Беседы с батюшкой». И у нас сегодня вечером, как обычно в воскресенье, в гостях протоиерей Димитрий Смирнов. Батюшка, добрый вечер!

Прот. Димитрий Смирнов: Добрый вечер, дорогие братья и сестры, добрый вечер, отец Александр!

Прот. Александр Березовский: Начну с вопроса, который прислала нам Вера из Москвы: «Что такое духовные ценности и почему они выше материальных?»

Прот. Димитрий Смирнов: Слова «духовные ценности» относятся к области абстрактного мышления, поэтому если говорить об этом с детьми, то с теми, которые не младше девятого класса. Для детей не существует таких ценностей, которые нельзя потрогать или ощутить в наушниках. Для ребёнка ценности – это то, что ему нравится. То, что нравится, для него ценно.

Прот. Александр Березовский: Ну, наверное, не только для ребёнка – для всех.

Прот. Димитрий Смирнов: А ценность, она не объясняется, потому что для людей, которые книг не читают, философия не представляет ценности. Они именуют такие вещи «белиберда», не говоря худого слова. Сюда относятся и естественные науки, и искусство, и серьёзная музыка, и архитектура.

Прот. Александр Березовский: То есть всё, что человек не может постигнуть своим умом.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, в силу, по разным причинам, недоразвитости, то, что он не понимает, он воспринимает как «белиберда». К сожалению. Поэтому объяснить это невозможно. Можно только заниматься развитием ребёнка: музеи, иногда выставки, посещение памятных мест русской истории, посещение памятных ансамблей архитектуры древности. Как интересно бывает, я заметил: допустим, некий ребёнок, примерно лет с восьми – с девяти, со взрослыми начинает посещать какие-то памятные места. Разные, начиная от Соловков, у которых богатейшая история, и древняя, и новейшая, и заканчивая озером Байкал. Если там на эту тему проводится некая экскурсия, не формальная этнографическая-искусствоведческая, а рассчитанная именно на сознание ребёнка, то потом выясняется, что у ребёнка возникает в голове не серия из этих фрагментов, а возникает какая-то целостная картина. То есть там, в уме, как-то это связывается: и Александро-Невская лавра, и город Воронеж с его чернозёмом, и Куликовская битва, и камчатские гейзеры – вот это очень интересно. Туда как-то нанизывается и то, что он читал, и то, что он слышал в школе, и кинофильмы, которые он видел, и тематические передачи по телевидению – если их искать, то можно найти те, которые будут питать дитя. Конечно, если родители этим озабочены, то вполне можно ему показывать и альбомы по искусству, и параллельно рассказывать и о художнике, и об эпохе, и о стране.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, но это общее развитие.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. И только через общее развитие можно, как стоит у нас задача, объяснить о духовных ценностях. Без общего развития это невозможно, потому что слова о том, что это ценно, не найдут никакого отклика и будут тут же забыты. Большинство детей: «Я читал одну книжку». – «А кто автор?» Не может вспомнить. Да ему это неинтересно, он следит за сюжетом. А сюжет для него ценен, только если ему интересно. А проникнуть в слово, в красоту композиции или в философскую мысль, которая не даёт спать автору, – это для него недоступно.

Прот. Александр Березовский: То есть через общее развитие ребёнок учится видеть и красоту, и гармонию, и то, что создано Богом.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, и то, что является духовной ценностью. Только так, через литературу, поэзию, через архитектуру это возможно, и так далее. А так очень часто детей приводят в какой-то музей художественный, а он говорит: «А сколько это стоит?» Какая духовная ценность у детей? Это деньги. Эквивалент всему деньги, это им понятно. Вот эта картина стоит миллион, тогда он задумается: а почему? Их это очень интересует, начинают тут же сравнивать: а эта сколько, а эта?

Прот. Александр Березовский: Как в магазине: по магазину-то чаще ходим, чем по музею.

Прот. Димитрий Смирнов: Но там есть ценники, а вот в музее… Есть картины, которым никогда цену не назначали, потому что цену назначают тогда, когда она куда-то вывозится. Есть страховая сумма: если картина не вернётся, какую сумму должен тот, кто её забирает на выставку, выплатить. Так и возникает, собственно, цена, потому что музей не собирается ничего продавать, да и запрещено. Так что вопрос, как объяснить, повисает в воздухе. Задача невыполнимая в одной беседе.

Прот. Александр Березовский: Объяснить можно тому, кто понимает, что такое ценность.

Прот. Димитрий Смирнов: Когда есть база: что такое ценность и что такое духовное.

Прот. Александр Березовский: Спасибо, батюшка, у нас есть первый вопрос.

Телезритель: Можно ли мирянину причащаться на Пасхальной службе?

Прот. Димитрий Смирнов: Моё мнение: не только мирянину, даже епископу можно. Потому что Божественная литургия служится для того, чтобы люди причащались, а больше ни для чего.

Прот. Александр Березовский: Видно, человек столкнулся с такой практикой, когда на Пасху вдруг не причащают. Такое было у нас.

Прот. Димитрий Смирнов: Это практика не христианская. Не останавливаясь на том, какая, это практика не Церковная.

Прот. Александр Березовский: Просто вышла из каких-то определённых условий.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, вышла из нежелания определённой части духовенства служить своему народу.

Прот. Александр Березовский: То есть батюшка причастился, и аминь. Всё, хватит.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. А о народе совершенно не беспокоится, то есть он не исполняет своё служение.

Прот. Александр Березовский: Следующий звонок, батюшка.

Телезрительница: Это Нина из Нижегородской области. Были ли ещё дети у Богородицы? Кто были братья Иисуса? Недавно у нас ремонт делали парни-евангелисты, и они мне доказывали, что Пресвятая Дева Мария имела ещё детей, а я им говорила, что этого не может быть, братьями Иисуса названы в Евангелии дети Иосифа.

Прот. Димитрий Смирнов: Вы правильно им сказали. Конечно, это дети Иосифа.

Прот. Александр Березовский: Алексей спрашивает: «Бывали ли случаи признания светских картин иконами?»

Прот. Димитрий Смирнов: Мне такие случаи неизвестны. Просто разные роли у картины и у иконы. Икона создаётся для того, чтобы она участвовала в нашей молитве. А у картины иное предназначение: это есть напоминание о событии Священной истории. Поэтому икона в этом смысле может нести два значения: и как напоминание, и как молельный образ. А у картины только одна роль.

Прот. Александр Березовский: Таких картин немало – на евангельские темы.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, конечно.

Прот. Александр Березовский: Но в храме их не увидишь на стене как икону.

Прот. Димитрий Смирнов: В храмах XIX века – частенько мы увидим. Эти картины писали на стенах…

Прот. Александр Березовский: Как фрески. Есть звонок, батюшка.

Телезрительница: Екатеринбург беспокоит. Когда лучше причащаться: в Великий Четверг или на Пасху? Потому что через два дня – это слишком часто.

Прот. Димитрий Смирнов: Правильно, конечно, и в Великий Четверг, и на Пасху. Может, это Вас совсем убьёт, но я скажу: и в Великую Субботу.

Прот. Александр Березовский: И в один из дней, когда последняя Литургия Преждеосвященных Даров служится, тоже можно.

Прот. Димитрий Смирнов: Да даже нужно, почему бы и нет? Повторяю 17421-ый раз о том, что Литургия служится исключительно для того, чтобы люди причащались. Больше ни для чего. Если человек хочет просто помолиться о здравии, он служит молебен. Если он хочет помолиться о упокоении, он служит панихиду. Если он хочет двух людей соединить в браке, он венчает их. А Литургия служится для Причастия. Исповедь – для Таинства покаяния. Ну и так далее.

Прот. Александр Березовский: Понятно, батюшка, Литургия – для Причастия. Сегодня один человек причастился, завтра другой…

Прот. Димитрий Смирнов: А послезавтра – все вместе. Как хорошо!

Прот. Александр Березовский: Откуда тогда взялось мнение, что причащаться два дня подряд – часто?

Прот. Димитрий Смирнов: Хорошо. Если человек два дня подряд грабит соседний ларёк с папиросами – это часто. И такая частота никому не нужна: ни владельцу ларька, ни тому, кто рискует попасть в тюрьму. А если человек часто молится, или часто причащается, или часто даёт милостыню, помогает бедным, или человек часто читает духовную литературу, то это хорошо. Есть вещи, которые часто делать, например, сморкаться в скатерть – это плохо, это неприлично. Сморкаться нужно в носовой платок или в салфетку, в крайнем случае, специальную бумажную. А мыть руки перед едой надо часто и тщательно. Тогда и дольше проживёшь, и не будешь так отвратительно выглядеть. Как Александр Сергеевич говорил: «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей». То есть нужно их держать в чистоте и часто поглядывать, нет ли под ними чёрных разводов. Это нужно делать часто. Нужно часто чистить ботинки, часто, самое минимальное два раза в сутки, чистить зубы. Это делать нужно. А есть вещи, которые нужно делать крайне редко, настолько редко, что лучше вообще никогда не делать. Это грубить, или халтурно выполнять свои обязанности, или прогуливать школу, или врать. Вот это лучше делать реже-реже-реже, пока всё не отойдёт в далёкое прошлое. Что ж тут непонятного? Христос Свою Кровь пролил на Кресте, чтобы мы Ею причащались. А мы не причащаемся, получается, Он это сделал напрасно?

Прот. Александр Березовский: Спасибо, батюшка, надеюсь, доступно.

Прот. Димитрий Смирнов: Как мог, объяснил. Нет, пожалуйста, если кто желает оспорить, я слушаю аргументы, пожалуйста, давайте вооружимся святыми Отцами, кто что по этому поводу говорил. Ни один святой Отец не говорил, что нужно причащаться редко, ибо это полезно. Ни один. А тех, кто говорил, что нужно чем чаще, тем лучше, таких много. Другие говорят: а вот такой-то святой Отец вообще об этом не высказывался. Ну потому, что для него это было очевидно. Многие святые Отцы не высказывались на тему, что неприлично в обществе ковырять в носу. Но это же ничего не значит, потому что это само собой разумеется. Если кто-то это не понимает, надо тогда повышать своё духовное образование.

Прот. Александр Березовский: Есть вопрос, батюшка.

Телезрительница: До какой степени прихожане могут участвовать в жизни прихода, например, вмешиваться в отношения между настоятелем и священником – своим любимым батюшкой? Писать письма в Патриархию и так далее. Есть ли грань, за которую нельзя преступать?

Прот. Димитрий Смирнов: С удовольствием Вам расскажу. Грань эта такая: это как грань между правдой и неправдой. Если правда, то можно писать куда угодно, только не в светские инстанции. Такие вещи должны решаться только внутри Церкви. Есть такие инстанции: благочинный и епархиальный архиерей. Если это в Москве, то у нас есть теперь ещё инстанция – викарные епископы, которые разбирают, являясь помощниками Святейшего Патриарха, потому что ему из-за своей занятости трудно вникать в детали того, что происходит на каком-то приходе. Он доверяет это своим викариям, наделяет их полномочиями, и они это решают. Если это уже неправда или только слухи, то, конечно, это не должно выноситься на бумагу. Только то, что видел, то, что слышал, твоё отношение. А так уже, если какие-то жалобы, нестроения, то епископ приедет и рассудит, это первая инстанция, в которую мы можем о каких-то своих обеспокоенностях заявлять. А так каждый прихожанин имеет право полного участия в любой деятельности храма. У храма есть издательство – он может приносить туда вещи для печати. Если они подойдут, их опубликуют. Если есть работа с детьми, он может предложить свои услуги для работы с детьми. Если есть окормление одиноких стариков, тоже можно поучаствовать. И все прихожане обязаны участвовать в финансовом состоянии прихода, чтобы текущий ремонт осуществлялся, отопление, освещение, оплата сторожей – это всё должно быть за счёт прихожан. Ну и содержание духовенства и прочее, все нужды – это тоже лежит на плечах прихожан.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, но здесь беспокоят взаимоотношения внутри клира, и прихожане это видят со стороны, а вникнуть-то не могут в суть.

Прот. Димитрий Смирнов: Вникнуть трудно. Но если есть какая-то жалоба, она выносится на суд благочинного и викария.

Прот. Александр Березовский: Здесь, скорее, так: кажется. Кажется, что батюшку гнобят, кажется, что его недолюбливают.

Прот. Димитрий Смирнов: Кажется – можно его спросить: «Батюшка, тебя гнобят? Надо ли в защиту тебя письмо написать какое?» Если он скажет: «Да, загнобили, напишите», ну и написать. А чего такого? Мы все свободные люди. Ничего такого. С другой стороны, батюшка, хоть и любимый, бывает неправ. И если епископ викарный будет разбираться и узнает, что батюшка неправ, может быть, ему и похуже будет. Так бывает, что люди подают в суд в высшие инстанции, а тот добавляет срок, потому что говорят: мало дали. Такие вещи бывают нечасто, но бывают. Есть такая русская пословица: «Нет дыма без огня». И иногда очень быстро выявляется, откуда идёт дым. Когда услышит, что говорит тот, кто гнобит, он сразу объясняет: «Почему я гноблю-то? Хочу, чтобы он вошёл в берега. Потому что нарушает дисциплину приходскую, не слушает начальство». А начальство для него настоятель, поэтому как бы так не случилось… Надо это тоже понимать, что начинаешь правду искать – и вот она, эта правда, во всей красе выплывает. Придётся ездить на другой конец Москвы к любимому батюшке, и расходы вырастут, и лишних два часа времени будешь тратить. А может, что-то такое вскроется, что батюшка скажет: «Отдохни годик – другой, поработай почтальоном, пока не одумаешься». Такое тоже может быть.

Телезрительница: Грешно ли молиться перед телевизором во время трансляции молитв?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, это не грешно. Но я бы Вам посоветовал делать так: встать к телевизору боком, а молиться всё-таки перед иконами. На ящик молиться… Конечно, батюшка и вообще каждый человек – это есть образ Божий. Но всё-таки у нас принято не на живой образ молиться, а молиться на икону.

Прот. Александр Березовский: В Евангелии от Матфея упоминается человек, пришедший на пир не в брачной одежде (Мф. 22,12). Что понимается под «брачной одеждой»?   

Прот. Димитрий Смирнов: Это значит Покаяние. Человек без Покаяния не может участвовать в Евхаристии, которую и изображает в этой притче брачный пир. Брак между душой человека и Господом Богом, Его благодатью.

Прот. Александр Березовский: То есть человек вне Покаяния на этом пиру…

Прот. Димитрий Смирнов: … не может быть. Поэтому предваряет Покаяние.

Телезрительница: Из Воркуты беспокоят. Вы только что говорили, что причащаться полезно и в Четверг, и в Пятницу, и в Субботу…

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, про Пятницу не говорил.

Телезрительница: В Среду я вычитала все Покаянные каноны, Последование ко Святому Причащению, в Четверг причастилась, а вечером в Четверг опять прочитывать, чтобы в Пятницу причаститься?! В Пятницу опять прочитывать, чтобы в Субботу причаститься?

Прот. Димитрий Смирнов: Обождите, я Вас что, заставляю, что ли? В Вашем голосе я чувствую претензию. Ведь молиться же никто не заставляет. А так нет ничего плохого в том, что человек почитает молитвы. Оно что, того не стоит, что ли? Участвовать в Пире, который устраивает для нас Христос Спаситель в Своей Церкви. Если сил нет, сократите. Потом, я не знаю, где Вы нашли все Покаянные каноны, Покаянный канон, он вообще всего один. О чём речь? Поэтому по силе возможностей.

Прот. Александр Березовский: В Великую Пятницу не бывает Причастия.

Прот. Димитрий Смирнов: Я хотел это сказать, но в Воркуте плохо слышно. Шахты работают, всё же гудит.

Прот. Александр Березовский: Почему Господь Сам не крестил людей?

Прот. Димитрий Смирнов: Он объяснил, что Он пришёл не крестить. У Него была совершенно другая роль. Но в самом начале Своей деятельности Он крестил.

Телезрительница: Что делать, если маленький ребёнок стал сильно капризничать перед Причастием? 

Прот. Димитрий Смирнов: Если ему трудно так часто бывать в церкви, то надо ему оказать снисхождение. Надо пойти в церковь вдвоём с кем-нибудь или попросить, чтобы кто-то с ним в колясочке побыл на улице, а самой пойти причаститься, а его через раз, через другой. А если он может в церкви побыть минут пять, то прямо посмотреть через окошко, как Причастие начнётся, так внести причастить. Соображать надо, мамуля.

Прот. Александр Березовский: Нередко на улице ребёнок весёлый, спокойный, как в церковь внесли – крик.

Прот. Димитрий Смирнов: Потому что он помнит, что в прошлый раз его силком скрутили, комбинезон на нём был, он весь взопрел, он пугался… В общем, он не понимает, что происходит, что над ним издеваются. Сегодня тоже в храме: ребёнок орёт, мамаша его ещё трясёт… Я думаю, если б её так протрясли, как бы она кричала? Совсем ума нет.

Прот. Александр Березовский: Хочется как лучше.

Прот. Димитрий Смирнов: Хочется как лучше, тогда надо делать как можно тише. Потому что когда шум, гам в церкви, это не как лучше, это как хуже.

Прот. Александр Березовский: Для ребёнка хочется как лучше, его же надо причастить.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну не такой ценой-то.

Прот. Александр Березовский: Одна говорит мне: «Может, его на отчитку сносить? Он ещё сам не ходит, но орёт. Может, в нём бес, может, поможет?»

Прот. Димитрий Смирнов: Ой, зачем ты мне это рассказал на ночь? Как тяжело всё это слушать, если бы вы только знали!

Телезритель: Что Вы можете сказать о программе «Школа покаяния»?

Прот. Димитрий Смирнов: Первый раз от Вас слышу. Просто ничего не могу сказать. Ты знаешь что-нибудь?

Прот. Александр Березовский: Нет, батюшка, не смотрел.

Прот. Димитрий Смирнов: Я считаю, что Церковь – это и есть школа покаяния. Мы всё время этому учим. И Великий Пост – школа покаяния. А что там дополнительно, Вы уж как-нибудь соберитесь, расскажите нам. Я не могу оценивать то, что не знаю.

Прот. Александр Березовский: Екатерина: «Как бороться с искушением неверием?»

Прот. Димитрий Смирнов: Мне один очень опытный священник, Царствие ему Небесное, говорил, что для укрепления веры помогает чтение 19-й главы Евангелия от Иоанна.  

Прот. Александр Березовский: Да вообще Священное Писание и утешает, и вразумляет, и веру укрепляет.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, но вот он говорил сугубо, могу порекомендовать.

Прот. Александр Березовский: Иоанн из Донецка: «В каких случаях и для чего нужно брать благословение священника? Не будет ли это перекладыванием ответственности на священника?»

Прот. Димитрий Смирнов: В 90% случаев так и бывает. Он говорит: «Не будет ли?» Я отвечаю: «Будет».

Прот. Александр Березовский: А в каких случаях нужно брать благословение?

Прот. Димитрий Смирнов: В том случае, если этот священник является твоим духовным отцом и руководит твоей жизнью. А если ты его первый раз видишь или ходишь к нему на Исповедь, раз в полгода, то он, может, забыл, как тебя и зовут. В этом нет никакого смысла.

Прот. Александр Березовский: Чаще всего, батюшка, берут благословение, например, на операцию. Оно имеет смысл?

Прот. Димитрий Смирнов: Есть у нас молитва перед хирургическим действием. А человек для краткости: батюшка, иду на операцию, благословите. Это как бы краткая форма молебна: человек обращается к священнику как к Самому Господу Богу. Просит благословения от Бога на эту операцию. Это не есть благословение именно священника.

Прот. Александр Березовский: То есть он не решает, идти, не идти?

Прот. Димитрий Смирнов: Он ничего не решает. Человек решил: «Еду в отпуск, благословите». – «Ну, поезжай с Богом». Он же не говорит: «Не благословляю. Оставайся весь июль в Москве. Нюхай пыль».

Телезрительница: Город Тольятти, Людмила. Можно ли во время соборования совершать елеопомазание меньше семи раз?

Прот. Димитрий Смирнов: Дело в том, что, когда соборование совершается в храме и есть достаточное количество священников, нет никакой нужды проводить его «ускоренно». Вот мы завтра будем соборовать, я тоже буду, будет семь священников, и каждый по разу будет читать, и семь раз будем помазывать. Нет никакой нужды. Бывает, что у священника назначается требный день, ему надо пятнадцать человек объехать и всех пособоровать. Тогда для краткости он помазывает один раз, от этого Таинство, конечно, не уничижается. Но просто иначе он не успеет всех объехать. В этом смысле на требах дома это вполне имеет смысл. А в храме, собственно, зачем?

Прот. Александр Березовский: А если в храме один батюшка, сто пятьдесят человек стоит народу…

Прот. Димитрий Смирнов: Тогда это ещё имеет какой-то смысл. Да, если один священник, тогда да, за многолюдством.

Прот. Александр Березовский: Иначе и батюшка не доживёт до конца соборования, и прихожане.

Прот. Димитрий Смирнов: Если такое бывает. Но обычно, если прихожан много, то и клир бывает большой. Так, чтобы на одного батюшку сто пятьдесят прихожан?..

Прот. Александр Березовский: Сто пятьдесят соборующихся – запросто.

Прот. Димитрий Смирнов: В Москве.

Прот. Александр Березовский: В обычной церкви.

Прот. Димитрий Смирнов: А в Тольятти не знаю как.

Прот. Александр Березовский: В обычные дни, может, и немного приходит, а вот так люди друг с другом делятся: надо собороваться. И очень часто люди совершенно новенькие приходят на соборование. У нас тоже, идёшь когда помазывать, очень много вообще незнакомых лиц.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, бывает, конечно.

Прот. Александр Березовский: Дарья из Твери: «Господь Иисус Христос воплотился от Духа Святого и Девы Марии. осия тоже из рода давидова. новенькие приходят на соборование. У нас тоже: идёшь когда помазывать, очень много вообще незнакомКаким образом Иисус был из рода Давидова, ведь Иосиф был из этого рода, но он не отец Господа?» 

Прот. Димитрий Смирнов: Мария тоже из рода Давидова. А Иосиф был Её дядей, поэтому родословная Иосифа – это же и родословная Марии.

Прот. Александр Березовский: Ну да, просто человек об этом не знал.

Прот. Димитрий Смирнов: Не знает.

Телезрительница: Как приобретать друзей богатством неправедным? Почему неверный в малом неверен и во многом?(Лк. 16,9-10)

Прот. Димитрий Смирнов: Надо сначала понять вообще смысл. Например, Вы приходите ко мне и говорите: «Отец Дмитрий, я хочу открыть дело: построить завод по выпуску самолётов». Я говорю: «Знаешь, что? Давай так: я тебе дам денег открыть киоск для торговли соками. Если ты справишься с этим малым делом, тогда я тебе дам денег, и будем делать тракторный завод. А если тракторный завод ты наладишь, тогда перейдём к самолётам. Но надо попробовать в малом». Вот что это означает. По поводу богатства. Всё, что мы имеем, каждый из нас: ум, даже образование, те же самые деньги - это всё наше неправедное богатство. Почему? А потому, что мы с вами пришли в эту жизнь совершенно голыми людьми. И наши стартовые возможности мы получили от родителей, Бог способствовал обстоятельствам, которые нам позволили кем-то стать. И мы должны всё это неправедное наше богатство употребить для того, чтобы послужить Богу. Мы должны богатеть в Бога, употребляя те возможности, которые Бог нам дал через родителей, через учителей, через других людей и так далее.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, а почему то, что Бог дал, называется неправедным?

Прот. Димитрий Смирнов: Потому, что очень многие люди считают, что они всего достигли своим трудом. Это глубокое заблуждение.

Прот. Александр Березовский: Но в слово «неправедный» вкладывается всегда смысл «полученное лукавым способом».

Прот. Димитрий Смирнов: Это в данном случае не совсем так.

Прот. Александр Березовский: Просто это подчёркивает то, что оно не принадлежит человеку?

Прот. Димитрий Смирнов: Да.

Прот. Александр Березовский: Это как некий аванс, который нужно будет возвращать.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Вот человек стал богатым. Для чего? Для того, чтобы он послужил этим Богу. А другой человек стал бедным. Для чего? Чтобы своей бедностью послужить Богу.

Прот. Александр Березовский: Какие разные бывают таланты.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, и то, и это талант, ты очень правильно заметил. Ещё не известно, какой талант состоит из серебра, а какой из золота.

Прот. Александр Березовский: Но это как человек использует его.

Прот. Димитрий Смирнов: Тоже совершенно верно.

Телезрительница: В книге «Исход» Бог повелевает:«Не делай...никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу» (Исх. 20,4). Не являются ли детские рисунки и поделки природы и животных нарушением этой заповеди?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, не являются. Ещё вопросы есть? Одно дело кумир, а другое дело детский рисунок. Анри Матисс нарисовал аквариум с рыбками – это что, кумир, что ли? Какая-то, я не знаю… Зачем искать опасность там, где её даже быть не может? Это же книга Исхода. Речь идёт о том, что люди делали себе изображения богов и поклонялись им. Вот в чём дело-то. А поклоняться можно только одному Единому Богу Творцу, Отцу нашему Небесному. А не то что ребёночек птичку нарисует, рыбку нарисует… Чего-нибудь соображать-то надо всё-таки!

Прот. Александр Березовский: Александр: «Можно ли, не подавляя своих чувств, прийти к терпению и смирению?»

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, нельзя. Потому что наши чувства, во-первых, лгут. Во-вторых, наши чувства бывают безобразны. А нужно их привести к христианскому образу.

Прот. Александр Березовский: Но вот те чувства, которые в нас возникают, батюшка, они же не от нас зависят.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну и что? Допустим, бес внушает: пырни его ножом. Это не от меня зависит? Не от меня. А пырнуть или не пырнуть, зависит от меня. Я должен эти чувства в себе подавить.

Прот. Александр Березовский: То есть не дать этому чувству реализоваться.

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно. Даже чтобы виду не подал, глазами или веждама помаванием. (движением век - прим. ред.)

Телезрительница: Я из Тверской области. У моего мужа день рождения третьего мая. Можно ли отмечать день рождения на Страстной Неделе?

Прот. Димитрий Смирнов: Можно отмечать седьмого числа.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, тут ещё как отмечать. Можно, например, третьего вместе с мужем прийти в храм помолиться, поблагодарить Бога за то, что Господь даровал жизнь.

Прот. Димитрий Смирнов: Дело в том, что эту счастливую супругу беспокоит совершенно другой вопрос.

Прот. Александр Березовский: В какой день стол накрыть.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. И что такое отмечать – я прекрасно понимаю, что она имеет в виду. И то, как она собирается отмечать, противоречит Страстной Седмице. Поэтому отложить в этом году на три-четыре денька – ничего не случится. Можно и на месяц отложить – какая разница?

Прот. Александр Березовский: Да хочется день в день.

Прот. Димитрий Смирнов: А зачем? Какой в этом смысл? У нас даже государство праздники передвигает туда-сюда. И в Церкви, вот, допустим, праздник Георгия Победоносца очень часто приходится на неудобный день – мы переносим. А уж день рождения Георгия Победоносца или день его мученичества поважней, чем день рождения супруга. Экая невидаль!

Прот. Александр Березовский: Говорят, что вообще заранее не отмечают, до дня рождения.

Прот. Димитрий Смирнов: Кто не отмечает – мало ли больных людей, суеверных. Когда удобно, тогда и будем отмечать. А деньги есть, так всю неделю будем отмечать.

Прот. Александр Березовский: Есть вопрос из Минеральных Вод.

Прот. Димитрий Смирнов: И с минеральной водичкой – как хорошо!

Телезритель: Здравствуйте, отец Андрей и отец Александр!

Прот. Димитрий Смирнов: Я не Андрей, я Фёдор.

Телезритель: Извините, я волнуюсь. Почему не принято крестить человека с национальным (языческим) именем, зачем даются «православные» имена? Вот приходит человек, хочет стать христианином. Батюшка спрашивает: «Как зовут?» - «Я Рашид». – «Будешь Роман». Это крен язычества – когда само имя спасает человека.

Прот. Димитрий Смирнов: Само имя, конечно, не может спасти, это понятно. Потому что спасает исключительно сама благодать Божия. Теперь по поводу Романа и Рашида: если у человека было до Крещения какое-то имя, то оно у него и остаётся. Это вполне наша православная русская традиция. В сороковой раз повторяю: князя Владимира, крестителя Руси, крестили Василием. Бориса и Глеба, его детей, святых князей, крестили Романом и Давидом. Поэтому имена языческие у них были Борис и Глеб, которые вошли уже потом в святцы, а крестили их Романом и Давидом. Это дело самое обыкновенное. Равноапостольная княгиня Ольга в крещении Елена. Поэтому Ваш Рашид в крещении может быть Романом. Но если Ваш Роман приедет куда-нибудь, допустим, в Иркутск, подойдёт к Чаше, сложит руки на груди и скажет: «Рашид», батюшка скажет: «Извини, Рашид, ты что, мусульманин?» Потому что Рашид – это имя мусульманское, он должен называть своё имя христианское. А Рашидом он может быть на работе, может быть дома, может, его жена по старой памяти Рашидиком называет. Пожалуйста, никаких нет разрывов культурных связей, просто у человека два имени. А у португальцев бывает по пятнадцать имён, и что? Ничего в этом такого нет, просто у каждой страны есть свои обычаи. А, например, где-нибудь в Сербии до сих пор называют языческими именами. Очень распространённое имя Весна, что по-русски значит «весна». Натуральное языческое имя. Я встречал девочку, назвали её Тара. В честь реки. Самое языческое имя. И так крестят Тарой. И никого это не удивляет, потому что у них это в обычае. Но Ваш Рашид, оказалось, родился в России, и в Русской Церкви, а мы этот обычай переняли из Греции: мы называем не языческими именами и не мусульманскими. А в мусульманских странах, в Ливане, допустим, Вы можете увидеть христианина с тем именем, которое там употребляется. Везде свои обычаи. Он же крестится в Русской Православной Церкви, а у нас обычай такой. И чтобы не возникало в каждом приходе вопросов, ему дают второе имя – Роман. По созвучию: Рашид – Роман, первые две буквы, первый слог, даны ему для памяти. Или бывает, называют ещё Рустиком, значит, можно ожидать, что имя, с которым его мать родила, – Рашид или Рустам.

Прот. Александр Березовский: Максим из Нижнего Новгорода: «Как полюбить молитву?»

Прот. Димитрий Смирнов: Только молясь. Другого пути нет.

Прот. Александр Березовский: Много молясь.

Прот. Димитрий Смирнов: И не формально, а ища Бога.

Прот. Александр Березовский: Молитва – это именно общение с Тем, Кого любишь. А когда любишь, тогда и общение любишь.

Прот. Димитрий Смирнов: Разумеется. С этим нельзя не согласиться.

Прот. Александр Березовский: «Если человек сам причинил себе болезнь, это всё равно Господь так вразумляет?»

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, Господь же хочет, чтобы Его чада были поумнее. Если человек осознаёт свою глупость, он уже стал поумнее. В этом участие Господа.

Прот. Александр Березовский: Юрий из Рязани: «В разных случаях Иисус то повелевал рассказывать об исцелении, то запрещал. Как нам узнать, рассказывать или нет о своём исцелении?»

Прот. Димитрий Смирнов: В нашем случае лучше никому ничего не рассказывать, так будет безопаснее для души. А Спаситель пришёл для строительства Церкви, поэтому у Него были Свои планы: в какое время, когда, кому, о чём и так далее.

Прот. Александр Березовский: То есть это просто надо оставить как некий факт?

Прот. Димитрий Смирнов: Да, это Его план Божественного просвещения народа Израилева.

Прот. Александр Березовский: Андрей из Донецка: «Может ли Бог подсказывать человеку мысли?»

Прот. Димитрий Смирнов: Может, через Ангелов-хранителей очень часто.

Прот. Александр Березовский: И бесы тоже могут?

Прот. Димитрий Смирнов: И бесы, да.  

Прот. Александр Березовский: Почему у бесов такая власть – внушать нам какие-то мысли? Ведь мы часто путаем их с мыслями от Бога и тем самым искушаемся.

Прот. Димитрий Смирнов: Бесы – это такие духовные сущности, и все ангельские свойства, которые у них были, они остались, кроме свободы. Их свобода ограничена волей Божией. Преподобный Серафим говорил, что самый маленький бесёнок одним когтём может перевернуть всю землю. Но Бог не попускает им это сделать. А так по могуществу он может, это очень мощные силы. Просто у Ангелов это направлено на добро, у бесов – на зло. Поэтому бес ограничен волей человека. Бес может только соблазнять, а вот если человек соблазнится, бес действует через человека.

Прот. Александр Березовский: Спасибо, батюшка, за Ваши ответы. Нам пора прощаться.

Прот. Димитрий Смирнов: Рад стараться. Надеюсь, Бог даст, увидимся в следующую субботу.

  

Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 10

    1. Sophie:

      По поводу причастия на Пасху очень понравился ответ вкупе с ответом по поводу молитв. Но вот у меня тогда недоумение следующего плана. Так, я столкнулась с ситуацией, что, например, на Светлой седмице исповеди в одном из наших соборов просто нет. (Я по причине отсутствия службы в нашем храме пошла в другой.) Тогда я причащалась особо регулярно, т.к. был конец беременности, и, чтобы подойти к Причастию, я была вынуждена вызвать специально священника. Но я была на сносях. Если б не это, со мной бы просто не стали разговаривать, сказали бы, что был целый пост, надо было тогда и причащаться, что сейчас поста нет, а потому и никакого причастия… И что делать? Просто смириться, принять как очередной «экзамен» или искать «обходные пути» через знакомых священников? Кстати, и некоторые знакомые священники говорят об обязательности 3-хдневного поста, соответственно, считают Причастие на Светлой неуместным для мирян. Какова традиция на приходах о.Димитрия?

    2. alexa:

      Спасибо за ответы!

    3. Михаил:

      Спасибо большое за очередную передачу с б. Димитрием!!

    4. tatyanarass:

      Спасибо

    5. Max777:

      Спасибо!

    6. s2235:

      «Доброго всем здоровьица» а «сутки» то не такие уж и «лунные» :)

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.