Радио «Радонеж». Протоиерей Димитрий Смирнов. Аудиозапись прямого эфира от 13 апреля 2013 года
Аудиозапись прямого эфира радиостанции "Радонеж", во время которого протоиерей Димитрий Смирнов отвечает на вопросы радиослушателей. Ведущий – протоиерей Александр Березовский. Радиоэфир от 13 апреля 2013 года.

   1. Как обрести настоящую веру?   (1:43)

вера, обрести веру, как научиться верить, проявления веры, спасение

   2. Что такое «духовное трезвение»?   (6:52)

духовное видение, смирение, признание своих грехов

   3. Зачем люди приписывают себе возможные, но несовершённые грехи?   (7:36)

бесовские уловки, грех, осознание грехов, видение грехов, сокрытие грехов

   4. Насколько полезные современные книги с подробным перечислением грехов?   (8:39)

исповедь, перечисление грехов, в помощь кающимся

   5. Отчего человек совершает подлости?   (9:11)

подлость, характер, формирование характера

   6. Не будет ли грехом указывать другим людям на их грехи?   (11:22)

грех, видеть свои грехи, видеть чужие грехи, обличение

   7. Правильно ли больше бояться ада, чем бояться огорчить Господа?   (12:43)

ад, страх Божий, любовь к Богу

   8. Можно ли Патриарха Кирилла считать православным священником, если он кропил Путина святой водой?   (14:52)

Патриарх Кирилл, православный священник, Путин, святая вода

   9. За какие грехи человек не допускается к Причастию?   (15:36)

Причастие, допуск к Причастию, исповедь, покаяние

  10. Как наставлять людей, не обличая их в грехах?   (16:27)

грех, чужие грехи, обличение

  11. Можно ли вести святую жизнь не в монастыре, а в миру?   (17:05)

святая жизнь, жизнь в монастыре, жизнь в миру, спасение души, святость

  12. Когда я говорю неверующим людям, какие службы будут в храме, они считают меня сумасшедшей. Как же возлюбить ближнего?   (19:07)

возлюбить ближнего, неверующие близкие

  13. Почему Вы так мягко отвечали на провокационные вопросы Познера в его передаче на Первом канале в марте 2012 года?   (21:25)

Познер, первый канал, передача «Познер», Дмитрий Смирнов

  14. Что такое «мшелоимство» и «любодеяние»?   (24:08)

блуд, накопление ненужных вещей

  15. Как совершать добрые дела тайно?   (25:03)

добро, добрые дела, Бог воздаст явно

  16. Можно ли в Великую Субботу служить панихиду? Можно ли на Страстной неделе поминать усопших?   (25:36)

Страстная неделя, поминовение усопших, правила поминовения усопших

  17. Как на Светлой седмице поминать усопших?   (26:22)

Светлая седмица, поминовение усопших, правила поминовения усопших, Чин сопровождения усопших на Пасху

  18. Как правильно исповедоваться, о чём говорить на Исповеди?   (26:51)

Исповедь, покаяние, механическое перечисление грехов

  19. Что из творений святых отцов Вы посоветуете читать начинающим верующим?   (30:17)

Феофан Затворник, старец Силуан, Антоний Сурожский

  20. Насколько полезно мирянину читать «Лествицу» Иоанна Лествичника?   (31:15)

Иоанн Лествичник, творения святых отцов

  21. Как здоровье Вашей тёти Анны Николаевны?   (32:24)

Здоровье, тётя Анна Николаевна

  22. Можно ли читать литию одновременно по нескольким усопшим?   (32:59)

поминовение усопших, правило поминовения усопших, как поминать усопших

  23. Можно ли трудиться в дни церковных праздников? Почему на Благовещение «птица гнезда не вьёт»?   (33:27)

Церковные праздники, как соблюдать праздники, работать в праздник, грех

  24. Неужели несмотря на моё покаяние грех аборта отразится на моих детях?   (35:04)

аборт, грех, грех родителей, дети, влияние грехов родителей на детей

  25. Куда нужно отдавать десятину: на нужды батюшки или на нужды церкви? Почему мне так страшно, когда я вспоминаю забытые грехи?   (37:35)

мытарства Феодоры, забытые грехи, страх Божий, пожертвования в церковь, пожертвования

  26. Стоит ли переубеждать мужа, который передумал усыновлять ребёнка?   (39:42)

усыновление, проблемы усыновления, эгоизм

  27. Почему сейчас стали пускать на Афон детей?   (45:44)

Афон, устав Афона, Святая Гора

  28. Как вызвать у ребёнка интерес к Церкви, если ребёнок мало что понимает в службе и ему скучно?   (47:03)

Церковь, дети, дети на службе, воспитание личным примером

  29. Чем отличаются пустословие и празднословие?   (49:10)

грех, пустословие, празднословие, трата времени

  30. Почему может ожесточаться сердце человека во время встречи с Господом?   (50:06)

ожесточение, ожесточение грехом, греховная окаменелость

  31. Почему Евангелие читают спиной к прихожанам, ведь эти слова обращены ко всем нам?   (51:16)

Евангелие, порядок церковной службы

  32. Есть ли специальные дни для церковного поминовения самоубийц?   (51:53)

поминовение усопших, поминовение самоубийц, как поминать самоубийц

  33. Почему Иисуса Христа назвали Иисусом, а не Еммануилом?   (52:40)

Иисус Христос, Еммануил, Спаситель

  34. Откуда Вы взяли такую замечательную коллекцию икон для иллюстрации календаря на 2013 год? Есть какой-то архив икон?   (53:50)

иконы, православный календарь, иллюстрации

  35. Нужно ли разводиться с мужем, который увлёкся йогой и теперь утверждает, что он – бог?   (54:23)

йога, спасение души, развод, конфликт мужа и жены

  36. Благословляет ли Церковь развод с супругом-алкоголиком, избивающим своих домочадцев?   (55:32)

семья, алкоголизм, конфликт мужа и жены, насилие в семье, дети алкоголиков, родительский долг

Прот. Димитрий Смирнов: Добрый вечер, дорогие братья и сестры! Мы с отцом Александром начинаем нашу программу в прямом эфире. Телефон в студии, по которому вы нам можете позвонить, – 8-495-959-59-39. У микрофона протоиерей Димитрий Смирнов.

Прот. Александр Березовский: Добрый вечер, дорогие слушатели! Напоминаю, что вы также можете присылать ваши вопросы по SMS на короткий номер 5522. В начале сообщения не забудьте написать слово «Вера» и через пробел текст вашего вопроса. Он поступит к нам в студию, будем рады на него ответить. Раба Божия Ольга: «Давно уже интересуюсь религией, смотрю телепередачи, читаю Библию, высказывания святых Отцов, молюсь, хожу в церковь, исповедуюсь и причащаюсь, но никак ко мне не приходит настоящая вера. И Бога прошу об этом, и всех святых. Как уверовать? Почему так трудно мне обрести веру?»

Прот. Димитрий Смирнов: Первый раз такой случай. Даже онемел. А что Вас понуждает причащаться, святых Отцов читать? Не понятно.

Прот. Александр Березовский: Часто люди говорят: надо, Церковь велит.

Прот. Димитрий Смирнов: Читать святых Отцов?

Прот. Александр Березовский: Церковь велит, что нужно просвещаться.

Прот. Димитрий Смирнов: Если «Церковь велит», значит, она верит в Церковь. Раз она делает то, что Церковь велит.

Прот. Александр Березовский: Доверяет.

Прот. Димитрий Смирнов: Доверяет, верит – это однокоренные слова-то.

Прот. Александр Березовский: То есть то, что человек приходит в церковь, приходит на Исповедь, на Причастие, можно сказать, что это и есть проявления его веры?

Прот. Димитрий Смирнов: Немножко, может быть, автор этого вопроса не знает определение того, что такое вера.

Прот. Александр Березовский: Должно быть.

Прот. Димитрий Смирнов: Скорее всего это.

Прот. Александр Березовский: Видно, ждёт каких-то особых переживаний, ощущений или откровений.

Прот. Димитрий Смирнов: Лучше не гадать, потому что это действительно как-то странно. Если нет веры, зачем Евангелие читает? Так «интересуется религией»? Христианство – это вообще не религия. Юридически это религия, но с нашей точки зрения это не есть религия, это жизнь вместе с Богом. Поэтому тут требуется дальнейшее вопрошание автора, что она ждёт и какого изменения желает.

Прот. Александр Березовский: Если человек живёт христианской жизнью, но при этом имеет сомнение в своём спасении.

Прот. Димитрий Смирнов: Это нормально. Если человек не сомневается, значит, тут тоже некая странность, потому что сомнения всех, даже апостолов, даже Иоанна Предтечу, посещали: прав ли я в своём пути, «Ты ли Тот…или ожидать нам другого?» (Лк. 7, 19) и так далее. Это свойство падшего человеческого ума. Но по мере приближения к Богу, конечно, сомнения всё более и более рассеиваются, а если появляются, то только в виде искушений. Господь на некоторое время отходит, чтобы человек начинал уже жить по вере, а не по ощущениям, потому что для Бога важно, чтобы человек в любом состоянии свой души проявлял доверие Богу и жил по вере.

Прот. Александр Березовский: Вот именно с доверием Богу есть как раз проблема у многих, потому что человек хочет, чтобы Бог каким-то образом гарантировал результат такой жизни.

Прот. Димитрий Смирнов: А это невозможно, потому что человек до последнего вздоха своего ненадёжен. Он в любой момент может отвернуться.

Прот. Александр Березовский: И отпасть от Бога.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, поэтому нельзя это гарантировать, даже чисто теоретически выстроить такую схему…

Прот. Александр Березовский: В которой человек уже никуда не денется, только в Царство Небесное.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Я читал про одного подвижника. Когда он проходил мытарства, бесы уже закричали: «Ты спасся!», он говорит: «По милости Божией». То есть они его искушали, хотели от него услышать «да», и это «да» было бы завершением его духовного восхождения, потому что они сказали: «Ты спасся».

Прот. Александр Березовский: Что такое «духовное трезвение»?

Прот. Димитрий Смирнов: Трезвение – это духовное видение, которое состоит в том, что человек со смирением видит свои немощи и не приписывает себе то, чего нет, не изображает из себя того, кем он не является, и не ожидает для себя того, чего он не заслуживает. Записывай, афоризм.

Прот. Александр Березовский: Сейчас законспектируем. Батюшка, а вот нередко люди приписывают себе грехи, которых они не совершают, но теоретически они могут быть где-то внутри души человека.

Прот. Димитрий Смирнов: Это бесовская уловка для того, чтобы, как говорили классики «предыдущей религии», «отвлечь пролетариат от нужд классовой борьбы». Человек нарочно что-то самоизмышлённое прорекает, чтобы не каяться в том, что действительно есть. Так и уловка – прятаться за бугорок, вот как страус: голову в песок и думает, что его никто не видит.

Прот. Александр Березовский: Боятся, что если я вскрою грех, пусть он во мне не проявляется, то тем самым я как бы заявляю, что во мне его нет. Не будет ли это самонадеянным?

Прот. Димитрий Смирнов: Да нет, это вообще из области цирка.

Прот. Александр Березовский: Издают и даже продают у нас в храмах книги с очень уж подробным перечислением прегрешений – насколько нужно и полезно читать такую книжку?

Прот. Димитрий Смирнов: Я думаю, может, найдётся какой-нибудь один человек из тысячи, которому было бы это полезно. На самом деле нет.

Радиослушательница: Раба Божия Нина. Отчего человек совершает подлости?

Прот. Димитрий Смирнов: Это очень просто. Это потому, что он подлый. Качество такое, называется подлость. Если человек подлый, у него есть такое качество – подлость, и поэтому он подличает. Хорошо объяснил?

Прот. Александр Березовский: А почему человек становится подлым? Не рождается же он таким?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, не рождается. Он рождается со склонностью. А потом, в результате либо плохого воспитания, либо отсутствия воспитания, он начинает получать от этого удовольствие. Он приобретает бесовские свойства. И вот он что-то подленькое сделает и наслаждается этим. Этому очень мультфильмы помогают – выращивают подлецов.

Прот. Александр Березовский: В чём же эта «помощь»?

Прот. Димитрий Смирнов: В мультфильмах всегда кто-то падает, разбивает нос, а все смеются. Вместо того чтобы броситься человеку на помощь, его поднять, все всегда радуются злу, там и персонажи всегда злые действуют и проявляют силу. Деткам это нравится. Сколько я встречал деток даже на улице, они хотят играть во всяких этих, некоторые в вампиров, кровь попить, мамы мало.

Прот. Александр Березовский: Светлана из Москвы: «Не будет ли грехом указывать другим людям на грехи?»

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно, будет грех, для Вас. Раз человек спрашивает, значит, понимает уже свою неправоту.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, но себя критически оценить может далеко не каждый.

Прот. Димитрий Смирнов: А не надо оценивать, просто не указывать, и всё.

Прот. Александр Березовский: А подсказать человеку?

Прот. Димитрий Смирнов: Не надо подсказывать, себе надо подсказывать.

Прот. Александр Березовский: Не обличать, а именно подсказать.

Прот. Димитрий Смирнов: Что такое «обличать»? Переведём на русский язык. Это значит сделать этот грех явным. Обличать, явить его облик.

Прот. Александр Березовский: Корректно, некорректно – это неважно.

Прот. Димитрий Смирнов: Иван Андреевич Крылов говорил: «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»

Прот. Александр Березовский: На себя-то лучше, но труднее.

Прот. Димитрий Смирнов: А христианство – это вообще трудный путь.

Прот. Александр Березовский: Елена из Великобритании: «Правильно ли больше бояться ада, чем бояться огорчить Господа? Как побороть это чувство?»

Прот. Димитрий Смирнов: Не надо ничего бороть. Надо пользоваться этим чувством и не грешить. Человек боится на автомобиле врезаться в столб и снижает скорость. Ну и хорошо, пусть боится, дольше проживёт, нормально.

Прот. Александр Березовский: Но тут получается, что боязнь наказания, некой кары от Бога больше, чем любовь к Нему, руководит человеком.

Прот. Димитрий Смирнов: А какая разница?

Прот. Александр Березовский: Мотив разный.

Прот. Димитрий Смирнов: Не важно, в данном случае главное – результат.

Прот. Александр Березовский: То, что человек совершает добрые поступки не ради Господа, а ради того, чтобы избежать наказания…

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да, человек находится в такой стадии духовного развития, и что? Начало премудрости – страх Господень. Ничего тут такого, главное, чтобы не было сопротивления Господу.

Прот. Александр Березовский: Но добро только тогда становится истинным, когда оно ради Господа совершается. А здесь человек хочет избежать наказания.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, и ради страха тоже, только разные стадии. Придёт и к следующей обязательно.

Прот. Александр Березовский: То есть это просто переходный период?

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно.

Радиослушательница: Татьяна… Батюшка… Я хочу спросить… Да… Вот…

Прот. Димитрий Смирнов: Таня, я потерплю ещё тридцать секунд и выключу Вас.

Радиослушательница: Радио выключить?

Прот. Димитрий Смирнов: Вас, если ещё через тридцать секунд не зададите Ваш вопрос.

Радиослушательница: Я хочу спросить, можно ли Патриарха Кирилла считать православным священником, если он кропил Путина святой водой, хотя Путин не имеет никакого отношения к Православию?

Прот. Димитрий Смирнов: Вот недаром я почувствовал в Вас вражью силу. Советую обратиться у участковому психиатру. Видишь, даже никак не могла выговорить, вот бесяра, а! Ну ладно.

Прот. Александр Березовский: Александр, Архангельская область: «За какие грехи человек не допускается к Причастию? Может ли сам христианин принимать решение, причащаться или нет во время поста, например?»

Прот. Димитрий Смирнов: Лучше такое решение не принимать, а предоставить это священнику, принимающему Исповедь. В любом случае, в грехах надо каяться.

Прот. Александр Березовский: То есть это священник решит, насколько человеку полезно сейчас?..

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Мы будем веровать, что Христос, Стоящий невидимо рядом со священником, о чём священник и свидетельствует, вразумит священника и откроет ему уста и произнесёт нам суд.

Радиослушательница: К предыдущему разговору: а как же выражение «Наставляйте друг друга»?

Прот. Димитрий Смирнов: Я свободный человек, кого хочу, того и наставляю, можете жаловаться начальству. Вот что к предыдущему разговору и, кстати, во веки веков. Я не нанялся, здесь совершенно бесплатно, бензин свой жгу и что считаю нужным, то и говорю, а что не считаю нужным, то не говорю.

Прот. Александр Березовский: «Возможно ли вести святую жизнь, пребывая в миру, или это возможно только в монастыре?»

Прот. Димитрий Смирнов: Да нет, можно хоть на подводной лодке, это никак не мешает. Когда я был молодым человеком, у нас в алтаре прислуживал замечательный человек, монах Иоанн. Он принял монашество уже в возрасте, превышающем даже, по-моему, семьдесят лет. И вот он хвалил монастырское устройство. Как, говорит, здорово, выглядываешь из кельи, смотришь, колокол, и вся братия поднялась и идёт в храм, и ты идёшь: не останешься же один в келье. Поэтому монастырь некоторым образом, конечно, человека стимулирует, но и там можно ко всему остыть и прочее. Конечно, монастырь, где собрались люди, которые профессионально, можно сказать, спасают свою душу, является для всех там живущих и приходящих некоторым стимулом.

Прот. Александр Березовский: То есть некоторый ориентир даёт всё-таки мирянам?

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно, но это только ориентир, идти всё равно надо самому. Это как некий маяк.

Прот. Александр Березовский: Но среди святых большинство всё-таки именно монашествующих.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, большинство мучеников.

Прот. Александр Березовский: Ну это из первых веков христианства.

Прот. Димитрий Смирнов: Из последних тоже.

Прот. Александр Березовский: Из двадцатого века.

Прот. Димитрий Смирнов: И в Средние века были. Больше всего мучеников.

Радиослушательница: Грешная раба Любовь. Вы знаете, что я хотела у Вас спросить.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет.

Радиослушательница: Когда я говорю неверующим людям, какие службы будут в храме, они считают меня сумасшедшей. Как же возлюбить ближнего?

Прот. Димитрий Смирнов: Не надо никому ничего навязывать. Если спросят, то надо сказать, а если не спрашивают, а Вы «такая служба, такая», действительно, скажут: у неё не спрашивают, а она говорит. Так только сумасшедшие делают.

Прот. Александр Березовский: Иногда человек спрашивает, батюшка, и можно ему ответить коротко.

Прот. Димитрий Смирнов: Нужно. Если можно, в два слова. А лучше в одно. «Какой нонче праздник?» – «Казанская». Точка. Спрашивают: «Что такое Казанская?» Ответ: «Икона». Коротко и ясно.

Прот. Александр Березовский: Иногда человек ждёт именно пояснения, то есть вопрос, может быть, задан и коротко.

Прот. Димитрий Смирнов: Ничего, может и подождать. Сейчас вся информация доступна. Если не можешь сам добыть, подойди к внуку и скажи: «Вот в Гугле найди мне вторую светильничную молитву». Внучок раз, два, три – на вот, бабушка, читай то, что священник читает во время всенощной перед Царскими вратами. Русскими буквами всё, без всяких проблем, пожалуйста. Любой вопрос. А что там Василий Великий писал про мурен? «Василий Великий» пишем, «мурены», и всё покажет, в каком томе это содержится.

Радиослушатель: Олег из Люберец. Батюшка, мы очень рады, что Вы у нас есть, никак не нарадуемся на Вас. Почему Вы так мягко отвечали на провокационные вопросы Познера в его передаче на Первом канале в марте 2012 года? Всем было понятно, что Вы его просто пожалели, почему?

Прот. Димитрий Смирнов: Во-первых, надо пожалеть старика. Потому что он уже и соображает плохо, и оговорки всякие делает. И со мной, вот он переводил Черчилля, ошибок понаделал в этой цитате, ему-то стыдно, он всё-таки американский гражданин, ну чего же... А потом, у меня не стояла такая задача – обязательно как-то его победить. Он старался, две трети времени говорил, а я только одну треть, поэтому я видел, что он очень… И хотя он старался как-то подковырнуть, но я видел, что в нём злобы против меня нет. Он относился скорее даже с каким-то любопытством. Но задача была показать тем людям, которые считают его своим знаменем, какой я, с их точки зрения, плохой, то есть задавал такие вопросы, чтобы это подтвердилось, что у них там считается плохим, я всё так и заявил. Это в общем даже не было состязанием, я скорей старался продемонстрировать, что я по тому или иному поводу думаю, но не всё, правда, тоже осторожно. Потом, некоторый интерес даже у меня был, так что у меня осталось очень тёплое чувство, хотя и не полной удовлетворённости. Я сразу после это написал, что я расцениваю нашу встречу на четыре с плюсом. Да и что этому какое-то значение придавать, подумаешь, телевизионная передача, Господи, да таких сотни, что на этом заострять внимание.

Радиослушательница: Раба Божия Вера. Что такое «мшелоимство» и «любодеяние»?

Прот. Димитрий Смирнов: Это к отцу Александру. Что такое «любодеяние»?

Прот. Александр Березовский: Тогда уж «любодеяние».

Прот. Димитрий Смирнов: Это правильнее, конечно.

Прот. Александр Березовский: Это грех блуда. А «мшелоимство» – это собирание ненужных вещей, покупание, складирование у себя и захламление своего жилища и своей жизни всякими вещами.

Прот. Димитрий Смирнов: Ненужными, которые лежат без употребления.

Прот. Александр Березовский: Часто на антресолях лежит чемодан, спросишь: «А что в нём?», он говорит: «Не помню». Но лежит.

Прот. Димитрий Смирнов: Совершенно верно.

Прот. Александр Березовский: Андрей из Донецка: «Как совершать добрые дела тайно, ведь всё равно кто-нибудь увидит или узнает?»

Прот. Димитрий Смирнов: Ну почему, послал денег без указания, кто послал, и всё. Или написал, где пишут кто: «дед Пихто». И никто не увидел.

Прот. Александр Березовский: Александр из Минска: «Можно ли в Великую Субботу служить панихиду?»

Прот. Димитрий Смирнов: На Радоницу послужить, так будет правильно. Присоединиться к общей церковной молитве.

Прот. Александр Березовский: А если девятый или сороковой день попадает на Страстную неделю, всё равно не служить?

Прот. Димитрий Смирнов: Всё равно.

Прот. Александр Березовский: То есть все церковные поминовения мы отодвигаем на Радоницу.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. На сороковой ещё можно попросить священника после всякого богослужения послужить литию. Это ещё вполне допустимо.

Прот. Александр Березовский: А если на Светлую седмицу попадает поминальный день?

Прот. Димитрий Смирнов: Существует чин сопровождения усопших на Пасху. Вот из этого чина поются песнопения.

Прот. Александр Березовский: Они в основном пасхальные.

Прот. Димитрий Смирнов: Пасхальные все, до одного.

Радиослушательница: Сегодня уже говорили о книжках по Исповеди, Вы сказали, может быть, на тысячу человек один найдёт там полезное, вообще-то это не очень полезно. Как правильно исповедоваться, о чём говорить на Исповеди?

Прот. Димитрий Смирнов: Вот эти книжки и способствуют бухгалтерско-отчётному отношению к Таинству покаяния. А Таинство покаяния существует для изменения жизни человека, а не копания в своих грехах, потому что, если человек поменяет свою жизнь, вот мы говорили, допустим, о подлости. Человек может говорить: в понедельник сподличал, во вторник два раза сподличал, в среду четыре раза сподличал, в четверг не подличал, в пятницу опять два раза сподличал, – какой в этом смысл? Никакого. А если человек сказал: всё, больше не подличаю, и всё, и перестал – вот что Богу надо, а не то, сколько раз человек сподличал, понимаете?

Прот. Александр Березовский: Батюшка, а если человек заявит: всё, больше не грешу, – это же самонадеяние: как так «не грешу»? Ты разве можешь спастись от греха?

Прот. Димитрий Смирнов: От некоторых – конечно. Например, не сквернословить можно сразу? Можно. Не воровать можно сразу? Можно.

Прот. Александр Березовский: Часа два можно, наверное.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну прямо, да ну что ты? Сколько угодно знаю случаев, когда человек сказал: не буду, и всё. Не воровать – раз, перестал воровать. За раз можно. Или машины угонять, или бить жену. Всё, больше пальцем её не трону – и не трогает. Можно? Можно. Я понимаю, что гневливость – это нужны годы. Сморкаться в скатерть можно сразу перестать? Можно. Окурки кидать на дорогу можно перестать? Можно. Решил – и всё, нет, больше не кидаю. А если случайно по привычке выкинул, остановился, включил мигалку, достал, загасил, в пепельницу положил. Или проглотил.

Прот. Александр Березовский: Что-то внешнее, может, делать человек и может.

Прот. Димитрий Смирнов: Есть очень много… Ну как, ругань – это не внешнее.

Прот. Александр Березовский: Так, чтобы человек напрягся, дал обещание и перестал сквернословить…

Прот. Димитрий Смирнов: Не знаю, у меня таких случаев было много.

Радиослушательница: Что из творений святых Отцов Вы посоветуете читать начинающим верующим?

Прот. Димитрий Смирнов: Лучше всего начать с Феофана Затворника, я бы советовал. Это чтение вполне доступное, достаточно современное. Можно и современных авторов прочитать, книга хорошая «Старец Силуан» архимандрита Софрония, тоже она очень настраивает человека на подвижническую жизнь. Очень хороши такие писатели, например, владыка Антоний Сурожский, тоже очень помогает, полезно.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, а вот сегодня мы начали вспоминать Иоанна Лествичника, Вы о нём уже говорили нам в проповеди. А вот его книга «Лествица» насколько полезна мирянину, всё-таки она адресована монашествующим?

Прот. Димитрий Смирнов: Монах от мирянина отличается очень незначительно. Я бы сказал даже, непринципиально. Кроме одной-двух-трёх вещей. Поэтому всё, что относится к монаху, то относится и к мирянину. Но это всё-таки для человека уж очень высокой духовной жизни. Для новоначальных это не очень полезно. На такой высоте может голова закружиться, поэтому надо начать с вещей более простых.

Радиослушательница: Галина. Отец Дмитрий, как здоровье Вашей тёти Анны Николаевны? Она раньше ходила в наш храм Иоанна Воина, её давно не видно.

Прот. Димитрий Смирнов: Здоровье соответственно возрасту. Но она ходит не так уж редко к нам в Благовещенский храм. Конечно, ей трудно передвигаться, глазки стали хуже видеть, но ещё пока слава Тебе, Господи. Я за неё очень рад.

Прот. Александр Березовский: «Можно ли дома читать литию одновременно по нескольким усопшим?»

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно. Странный вопрос. В храме всегда литию совершают по нескольким усопшим и редко-редко по кому-то одному. Поэтому что тут спрашивать, не знаю.

Прот. Александр Березовский: Андрей из Донецка: «Можно ли трудиться в дни церковных праздников? Почему на Благовещение «птица гнезда не вьёт, девица косы не плетёт»? Труд же богоугодное дело».

Прот. Димитрий Смирнов: Поэтому птица вьёт гнездо. И девица плетёт косу. Я специально посмотрел на девчонок наших маленьких: все были с заплетёнными косами, поэтому это просто поэтический образ.

Прот. Александр Березовский: О чём он?

Прот. Димитрий Смирнов: О том, что внимание надо уделить празднику. И вот у нас в двух наших храмах было тысяча семьсот причастников. Это как раз они и сделали то, что надо.

Прот. Александр Березовский: Оставили всё…

Прот. Димитрий Смирнов: Оставили всё, пришли в храм, прославили Богородицу, пошли крестным ходом, двух голубей мы выпустили, и всё замечательно. К нам Владыка приезжал, в общем, было торжество. Не без огрех, так сказать, но, я думаю, на следующий год, Бог даст…

Прот. Александр Березовский: Но праздник был у всех, это было видно по детям.

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно. А так я специально смотрел: всё заплетённые были. Кроме стриженых.

Радиослушательница: В письмах Иоанна Крестьянкина я прочитала, что женщины, делающие аборт, обречены не только в загробной жизни, но и в этой, их ждёт ад. Потому что дети рождённые ответят за убиенных детей матери. А если я каюсь в этом грехе, неужели на моих детей падёт этот мой грех?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, он не так же сказал. Он же не сказал, что на детей «падёт» Ваш грех. Вообще грех никуда не падает, это человек падает в грех. А так на детях всё отражается. Представьте себе, мама беременная, а вместо того чтобы беречь себя, себя по животу веником бьёт. И вместо того чтобы есть здоровую пищу, поедает всякие гадости. Ясно, что это на ребёнке будет отражаться. Поэтому всё отражается. Всё. Какая дома атмосфера, как муж относится к жене, мама воровка или убийца, наркоманка или пьяница – всё отражается. Бывает, сильно отражается, бывает, не сильно. Вот я сиротами очень плотно занимаюсь, у всех сирот наших родители разные, и у некоторых прямо на детях это отражается. У них всякие психические отклонения бывают, а у некоторых отец и мать совсем больные, а сам ребёночек очень даже хороший и сохранный, как мы говорим. Так что всяко бывает. Наше дело в Вашем положении молиться Богу, просить прощения и просить, чтобы Господь защитил деточек от всяких напастей. А так всё влияет, а как же?

Радиослушатель: Куда нужно отдавать десятину: на нужды батюшки или на нужды церкви? Прочитал про мытарства Феодоры. Почему мне так страшно, когда я вспоминаю забытые грехи?

Прот. Димитрий Смирнов: Правильно, это хорошо. Надо бояться грехов. Это чувство по отношению к греху правильное, значит, Вам на пользу пошло, устрашайтесь и не грешите. А про десятину: как говорится, зачем ограничивать.

Прот. Александр Березовский: Я понял, что вопрос именно в том, куда лучше эти деньги жертвовать.

Прот. Димитрий Смирнов: Всё-таки священник сам знает, куда лучше определить. Вот сегодня даже, один человек попал в беду, и я ему дал денег, хотя мне дали эти деньги на другое дело. Но я счёл, что сюда лучше. А потом, когда кто-нибудь ещё что даст, я опять как бы верну. Тем более того человека, для которого предназначалось, неделю не вижу. Так что нормально, не чувствую здесь никаких шероховатостей.

Прот. Александр Березовский: Да, просто священник более объёмно видит нужды прихода и людей, которые вокруг.

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно, но можно старосте отдать. Можно просто в кружку положить. Это равнозначно.

Прот. Александр Березовский: Раба Божия Анна: «До рождения своего ребёнка планировали усыновить из детского дома, а теперь муж против, говорит, что не чувствует вину за них. А я, напротив, сейчас лучше понимаю, как важна ребёнку семья. Стоит ли переубеждать мужа? Как лучше поступить?»

Прот. Димитрий Смирнов: Ничего, потерпеть, помолиться. Невольник не богомольник.

Прот. Александр Березовский: То есть наседать на мужа в этой ситуации не стоит.

Прот. Димитрий Смирнов: Как говорит наш президент: контрпродуктивно. Очень даже звучит солидно. По-латыни.

Прот. Александр Березовский: Когда женщина уже ощутила вкус материнства, конечно, беды брошенных детей для неё становятся более живыми, и хочется помочь.

Прот. Димитрий Смирнов: Понимаешь, у всех людей разная степень развития. Один – эгоист, это только «я». Как жена себя чувствует, как там дети, чего – только чтобы его не беспокоили: «Чего вы орёте там?!» А у него отит, у него ухо стреляет, он маленький, он плачет, а ему всё равно: «Чего орёте?!» У других эгоизм расширяется: он включает туда, допустим, ещё любимого ребёнка или внучка. На жену наплевать, на детей тоже, а вот я, внучок – моё. У третьего ещё больше: я, моя семья. А у некоторых их патриотизм включает весь народ: вот весь свой народ люблю, и каждый сирота... Некоторые народы патриотичные – самый патриотичный народ, я считаю, чеченцы. Для них их народ, нация – это всё. Самое страшное чеченцу услышать в свой адрес: «Ты чего свою нацию позоришь?» Для него это самое страшное ругательство. Поэтому там никому в голову не придёт, там даже священнослужители стараются всех женщин замуж выдать, чтобы именно подобрать и чтобы были дети, семья, обо всех забота – всё время, постоянно. Вот это настоящий патриотизм, настоящая любовь. А у нас нет. Вот у него эгоизм чуть вырос уже до своего ребёнка, ну а то, что там у соседа, или в соседнем детском доме, или в доме ребёнка, где дети брошенные – они ещё даже не знают, что их мать родная бросила. Я вот не представляю, чтобы какая-нибудь чеченка бросила своего ребёнка. Может, такие случаи и есть, один-два на весь народ, но чтобы… А у нас сколько угодно, и матери так настраивают, и вообще, чего там у людей в головах. Поэтому разное отношение, это зависит от того, сердце расширилось до того, чтобы любовью объять ещё кого-то, или одно себялюбие.

Прот. Александр Березовский: То есть помочь человеку расширить его сердце невозможно.

Прот. Димитрий Смирнов: Если человек будет молиться, соблюдать пост, проникнется…

Прот. Александр Березовский: Это если человек сам захочет.

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно, но он может это захотеть только под влиянием веры. Вера заставляет человека… Вот взять, к примеру, тебя. У тебя восемь детей. И вот ты, отец восьми детей, приезжаешь на своём бензине, на своей машине на «Радонеж», тут выступаешь в передаче, тратишь два часа времени – час на разговоры, даже сам не отвечаешь, а просто помогаешь эти вопросы читать, потому что я без очков не вижу. Тебя ведь это делать понуждает вера? Тебя ж никто не заставляет бесплатно работать. За то, что ты делаешь, на другой радиостанции неплохое жалование бы получал, надо сказать, к твоему священническому жалованию. А для восьми детей денег нужно – полмиллиона зарплаты в месяц. Ну вот, значит понуждает ответственность, желание миссионерской деятельности, может быть, каждого тысячного удастся чему-то научить. А у её мужа такого нет.

Прот. Александр Березовский: Надеюсь, пока.

Прот. Димитрий Смирнов: Для него же стараюсь, может, услышит.

Прот. Александр Березовский: «… молитесь друг за друга, чтобы исцелиться…» (Иак. 5, 16). Может молиться она за мужа.

Радиослушатель: Почему сейчас стали пускать на Афон детей? Только что вернулся из паломнической поездки, а перед отъездом читал «Православную энциклопедию», где чётко сказано, что детям туда вход запрещён.

Прот. Димитрий Смирнов: Вам надо было их со скалы покидать, и всё. Устав же важнее всего на свете. И вопрос бы решился, и с чувством правильно выполненного христианского долга вернулись бы. А то ишь там, незнамо кого!

Прот. Александр Березовский: Если почитать древние Правила Соборов, святых Отцов, то надо просто всех гнать с кнутом из храма.

Прот. Димитрий Смирнов: Да-а. И нас первых.

Прот. Александр Березовский: Правильно, начнём с алтаря.

Прот. Димитрий Смирнов: Я первый. «От них же первый есмь аз».

Прот. Александр Березовский: «Как вызвать у ребёнка интерес к Церкви, если ребёнок мало что понимает в службе и ему скучно?»

Прот. Димитрий Смирнов: Это забота родителей – сделать так, чтобы он всё понимал. А если думаешь, что это автоматически произойдёт, – ничего не произойдёт. Только как чудо. Чудеса бывают. А так, если ничего не делать, то ничего и не будет. Это всё равно что вот есть огород, и ты ходишь и смотришь, чего там растёт.

Прот. Александр Березовский: Как сделать, чтобы там выросла картошка.

Прот. Димитрий Смирнов: Сначала нужно вспахать, потом выбрать корешки, потом посеять, потом два раза окучить, а лучше три. А если воды нет, ещё поливать. Если колорадский жучок, обобрать. Вот тогда чего-то ещё соберёшь. После этого опять вспахать и так далее. А то думают: привели, и сама вера пришла, всё сама сделала, а этот стоит только… Нет уж.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, ну какие-то, может, самые основные рекомендации?

Прот. Димитрий Смирнов: Нужно, во-первых, учить детей читать по-славянски. Папа сел: «Ну давай с тобой читать». И десять минут урок. Сначала буковки, потом циферки, потом отдельные слова. И ребёнку интересно с папой заниматься. А потом к семи годам он будет уже Евангелие читать, сам. Его подхваливать: «Ну-ка почитай мне, сынок». Сначала Евангелие, потом об этом поговорить. Нужно заниматься! Не футбол смотреть по телевизору, а детьми заниматься.

Радиослушательница: Чем отличается празднословие от пустословия? Это одно и то же или это разные грехи?

Прот. Димитрий Смирнов: Чуть-чуть разные. Чуть-чуть. Пустословие – это всегда празднословие. А празднословие – не всегда пустословие, потому что темы могут быть не пустые, а вполне сурьёзные. Празднословие – это бессмысленная трата времени, просто обмен такой: этот «ла-ла-ла», тот «ла-ла-ла».

Прот. Александр Березовский: Алексей из Украины: «Почему может ожесточаться сердце человека во время встречи с Господом?»

Прот. Димитрий Смирнов: Сердце, например, может ожесточаться гневом или завистью, и благодать Божия уже не может проникнуть в сердце человека: оно стало жёсткое.

Прот. Александр Березовский: Но это же не во время встречи ожесточилось сердце, оно было таким?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, может прямо в процессе. Надо очень бережно относиться к этому, быть начеку, в трезвении своего сердца.

Радиослушательница: Это Валентина. Я не знаю, может, это грех такой вопрос задавать.

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно, грех.

Радиослушательница: Почему Евангелие читают спиной к прихожанам, ведь эти слова обращены ко всем нам? Иногда плохо слышно. Я понимаю, что надо готовиться, читать заранее, но всё равно хотелось бы ещё раз услышать эти слова.

Прот. Димитрий Смирнов: Тогда приходите к нам, я читаю лицом к народу. Вас всех приглашаю.

Прот. Александр Березовский: Раба Божия Юлия: «Есть ли специальные дни для церковного поминовения самоубийц? Как можно таким людям помочь?»

Прот. Димитрий Смирнов: Лучше помочь милостыней, а такого дня для поминовения этих несчастных в Церкви нет. Потому что за убийство человека отлучают от Церкви, если человек не покаялся. А самоубийца не успел покаяться, он уже умер, а человека убил.

Радиослушательница: Раба Божия Анна из Москвы. Почему Иисуса Христа назвали Иисусом, а не Еммануилом, как предсказывалось в Ветхом Завете?

Прот. Димитрий Смирнов: Потому что Иисус значит Спаситель, поэтому назвали Иисусом. Мы так Его и понимаем. А Еммануил… Есть даже такое иконописное изображение Маленького Христа. Когда Христос родился, Он уже был с нами. Еммануил значит «с нами Бог», поэтому там, можно сказать, детская ипостась Человека Иисуса Христа. Может, это смелое толкование, но сама иконография подсказывает.

Радиослушательница: Откуда Вы взяли такую замечательную коллекцию икон для иллюстрации календаря на 2013 год? Есть какой-то архив икон?

Прот. Димитрий Смирнов: Во-первых, это не я подбирал, а те люди, которые издавали. Но в интернете существует икон моря, можно подобрать сколько угодно.

Прот. Александр Березовский: «Нужно ли разводиться с мужем, который увлёкся йогой и теперь утверждает, что он – бог?»

Прот. Димитрий Смирнов: Я бы ещё подождал. А потом, ведь сказано: «Разве вы не знаете, что вы боги?» Человек – да, это бог. Но он бог тварного мира. А если уж гордыня превысит и будет граничить с умопомешательством и достигнет какого-то, как у Серёжки Торопова (в Минусинске живёт), тут, конечно, надо ноги в руки и куда подальше.

Прот. Александр Березовский: Тоже подобный вопрос, Лариса спрашивает: «Благословляет ли Церковь развод с супругом-алкоголиком, избивающим своих домочадцев? Боюсь за жизнь свою и дочери».

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно.

Прот. Александр Березовский: То есть если человек начал уже поднимать руку на своих близких, то это помешательство.

Прот. Димитрий Смирнов: Это уже психическое заболевание, злокачественная форма. Конечно, тут, по-моему, очевидно.

Прот. Александр Березовский: Но вот внушают людям: нет, ты терпи, нет, ты давай не торопись.

Прот. Димитрий Смирнов: Каждому, кто говорит «терпи», нужно сказать: а ты сам сможешь потерпеть, если тебя лупить каждый день?

Прот. Александр Березовский: «Ты у нас денёчек поживи».

Прот. Димитрий Смирнов: Да, или вечерочек. А главное, «терпи» можно во имя чего-то. А дочь-то надо защищать. Бывают люди-мазохисты. Они любят, когда им боль причиняют, тоже психическое заболевание. Но дитя-то не виновато, мать должна защищать дитя.

Прот. Александр Березовский: Почему-то нередко ребёнка приносят в жертву: а вот он без нас пропадёт, а куда он денется?

Прот. Димитрий Смирнов: А сейчас он не пропал? Да по нём тюрьма плачет. Если его засадить, он, может, там, в тюрьме, бросит проблемы с водкой. Пьют только блатные, и то только из авторитетов: там они достают. А простым мужикам водки там не достаётся, поэтому, может, он там и завяжет. Чем на дольше сядет, тем больше шансов выйти здоровым.

Прот. Александр Березовский: Спасибо, батюшка, за Ваши ответы.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 7

    1. Фаина:

      посмеялась над ответом на вопрос №8 :))))))

    2. Anna 1112:

      Низкий поклон отцу Димитрию и отцу Александру за мудрые ответы и за все труды, которые они творят ради нас.

    3. Михаил Мартынов:

      А mp3 пониженного качества — больше не будет? Для прослушивания вполне его хватало.

    4. makdalin:

      После средних волн (на которых я слушал о.Димитрия
      в конце 90-х)- можно и без видео. Огромное СПАСИБО за ВАШ труд.

    5. kuzma_prutkoff:

      А где видео? Без видео не котируется.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.