Радио «Радонеж». Протоиерей Димитрий Смирнов. Видеозапись прямого эфира от 2013.04.20
Видеозапись прямого эфира радиостанции "Радонеж", во время которого протоиерей Димитрий Смирнов отвечает на вопросы радиослушателей. Ведущий – протоиерей Александр Березовский. Радиоэфир от 20 апреля 2013 года.

   1. Как узнать волю Божию, какой путь мне выбрать: стать монахом, священником или мирянином? Есть ли критерии такого выбора?   (2:01)

жизненный путь, призвание, монашество, священство, воля Божия

   2. Кто посылает человеку болезнь, Бог или дьявол?   (6:01)

болезни, смысл болезней

   3. Почему святые люди утверждали, что они страшные грешники?   (6:36)

святость, грех, способность видеть грех

   4. Что Вы можете сказать женщине, желающей иметь много детей, но боящейся от домашней рутины стать некрасивой и поглупеть?   (9:11)

многодетность, демографическая катастрофа, страх многодетности, проблемы многодетный семей

   5. Может ли Бог совсем обделить человека талантами?   (12:36)

таланты, способности, любовь к Богу, воспитание в вере, воспитание детей

   6. Почему христианство для детей не привлекательно?   (15:50)

воспитание детей, воспитание в вере, выбор веры, любовь в семье

   7. Почему считается, что святым людям посылает откровения Бог, а обычным людям – дьявол?   (17:24)

пророчества, Бог, источник пророчеств, источник откровений, Дух Святой, дух зла

   8. Как справиться с болью от смерти любимой супруги?   (17:52)

смерть близких, горе, страдание, молитва об усопших, милостыня, промысел Божий, смысл скорбей

   9. Могут ли разногласия мнений духовников каждого из супругов быть причиной ссор и разногласий в семье?   (20:24)

семья, брак, конфликт мужа и жены, ссоры в семье, духовник, духовный отец

  10. Поясните выражение: «ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12,37)   (22:04)

от избытка сердца глаголют уста, состояние души, дух мирный

  11. Имеет ли смысл венчаться с крещёным, но неверующим супругом?   (24:12)

Венчание, Таинство Венчания, зачем венчаться, благодать Божия, смысл венчания, смысл христианского брака, задачи христианского брака, домашняя церковь, воспитание детей в вере

  12. Зачем причащать болящего человека, который сам этого не просит, но не против Причастия?   (27:15)

Таинство Причащения, профанация таинства, пастырская совесть

  13. О ком идёт речь в словах Господа: «Кто соблазнит одного из малых сих...» (Мк. 9,42), кто эти «малые»?   (28:54)

соблазн, источник соблазна, грех соблазна, быть источником соблазна

  14. Что является препятствием к принятию священнического сана? Может ли священник быть «разжалован» до дьякона?   (30:06)

Книга правил, сборник канонов Православной Церкви

  15. Почему некоторые священники не хотят принимать подробную Исповедь в письменном виде?   (30:49)

Исповедь, устная исповедь, письменная исповедь

  16. Что мне делать, я не могу Причащаться, не подготовившись к этому Таинству достойно, но и подготовиться достойно тоже не могу?   (31:47)

Причастие, подготовка к Причастию, правило ко Причастию

  17. Могу ли я как-то помочь уверовать своему неверующему мужу?   (33:40)

семья, брак, неверующий супруг, вера, конфликт мужа и жены

  18. Смиряться ли верующей жене перед неверующим мужем-хамом?   (37:20)

семья, брак, неверующий супруг, конфликт мужа и жены

  19. Как реагировать на любопытных бабулек у подъезда, лезущих мне в душу?   (38:20)

праздное любопытство, сплетни, бабушки на лавочке

  20. Получится ли хорошая семья, если одинокий мужчина усыновит ребёнка?   (39:57)

семья, одиночество, создать семью, усыновление, трудности усыновления

  21. Что Вы можете сказать об «Альфа Курсе», проводимом игуменом Евмением (Перистым)?   (41:41)

Альфа Курс, игумен Евмений, духовность, Дух Святой

  22. Как различать духов? Как определить, какого духа был человек (пророчество, учение)?   (42:54)

различение духов, духовная жизнь, Священное Писание, Таинства Церкви, труды святых отцов, духовный опыт, опыт церковной жизни

  23. Стоит говорить осуждающим меня людям, что они грешат? Стоит ли оправдываться?   (47:07)

осуждение, грех, оправдание, терпение несправедливости

  24. Правда ли, что без молитв Богородицы невозможно наше спасение?   (48:36)

молитва Богородицы за людей, молитвенная помощь Богородицы, заступничество Богородицы

  25. Как понять слова батюшки «не обживайтесь в храме»?   (49:11)

слова батюшки, не обживайтесь в храме

  26. Каковы функции бабушек и дедушек в семье? Должны ли они помогать с внуками?   (49:55)

семья, дети, внуки, помощь с внуками, усталость молодой матери, помощь в воспитании детей

  27. Как помочь верующему человеку, склонному к суициду?   (53:43)

депрессия, лечение депрессии, инвалидность, склонность к суициду, мысли о смерти, помощь психиатр

  28. Что Вы можете сказать про аутизм? Нужно ли причащать детей-аутистов?   (54:56)

аутизм, болезнь, работа с аутистами, лечение аутизма, причащение

  29. Нужно ли мне искать грех, повлекший тяжёлую болезнь, или смириться с болезнью?   (56:42)

грех, болезнь, смирение, следствие греха

Прот. Димитрий Смирнов: Добрый вечер, дорогие братья и сестры! Мы с отцом Александром вновь начинаем нашу программу в прямом эфире, и вы можете позвонить нам в студию по телефону 8 (495) 959-59-39 и задать ваши вопросы.  У микрофона протоиерей Дмитрий Смирнов.

Прот. Александр Березовский: Добрый вечер, дорогие слушатели! Напоминаю, что вы также можете присылать ваши вопросы по sms на короткий номер 5522. В начале сообщения напишите слово «Вера», а через пробел – текст вашего вопроса, будем рады на него ответить.

Раб Божий Сергей спрашивает: «Меня давно мучает вопрос о выборе жизненного пути. По какому пути пойти: мирянина, священнослужителя или монаха? Как узнать волю Божию о себе? Есть ли какие-то критерии выбора того или иного жизненного пути?»

Прот. Димитрий Смирнов: Есть такое понятие как призвание, поэтому каждый человек призван к пути мирянина, и надо следовать этим путем. Если на этом пути будет призвание в монашество, значит идти в монастырь. Если в монастыре призовут к священству, значит надо идти в священство. Если после священства призовут к епископству, надо следовать этому призыву, если здоровье позволяет. Это всё постепенно, просто нужно почувствовать это призвание. Иногда оно материализуется в словах какого-то человека.

Прот. Александр Березовский: Да, нередко люди спрашивают совета или у старцев, или у священников в своих храмах.

Прот. Димитрий Смирнов: Совет даже тут не нужен. Это должно быть само.

Прот. Александр Березовский: Когда есть колебания: и в монастыре нравится, и всё оставить пока не могу...

Прот. Димитрий Смирнов: И не надо. Нравится – и хорошо. Куда спешить-то? Мне кажется, что меньше всего тут нужна поспешность.

Прот. Александр Березовский: Так вот всю жизнь можно колебаться.

Прот. Димитрий Смирнов: Можно. Мне один игумен сказал, что в монастыре остаётся каждый двадцатый. Я тут был в одном большом монастыре, и говорю: «Что, каждый двадцатый остается?» – «Нет. Гораздо реже теперь». Побыл – ушёл, побыл – ушёл. Сегодня ко мне подошёл один монах: «Не поможешь где-нибудь устроиться на приход? Я уже в монастыре набылся, не могу больше». Он иеромонах. Говорю: «Ну, если кто-то начнёт спрашивать священника в помощники, тебе тогда дам адресок».

Прот. Александр Березовский: А не объяснил, в чём причина ухода,  и какие нестроения заставили уйти?

Прот. Димитрий Смирнов: Устал.

Прот. Александр Березовский: Многие мечтают: «Эх, отпустили бы меня в монастырь, я бы…»

Прот. Димитрий Смирнов: Дело в том, что монашеская жизнь – это дело трудное. В монастыре есть такая вещь как дисциплина. Это совсем не всем по зубам.

Прот. Александр Березовский: Да, как-то не предполагают, что тебя могут заставить делать то, что не хочется.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, никто особо не заставляет, такой есть порядок монастырской жизни, как в семье. Игумен или игуменья – глава, вот и надо быть в послушании, там разные должности распределены, каждый за что-то отвечает. Как без этого?

Прот. Александр Березовский: Михаил из Москвы: «В Евангелии о сгорбленной женщине Господь сказал, что её связал дьявол. Так болезнь дается Богом или сатаною»?

Прот. Димитрий Смирнов: Сатана – это орудие в руках Божиих. Господь попускает, а дьявол связывает.

Прот. Александр Березовский: То есть нельзя сказать, что Бог был не в курсе, что дьявол сделал?

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно.

Прот. Александр Березовский: Как святые люди будучи ангелами во плоти убеждались и утверждали в том, что они окаянные грешники? Как это возможно?

Прот. Димитрий Смирнов: Это только так и возможно. Святой человек близок к Богу, а Бог – это солнце. Поэтому чем ближе к Богу, тем больше видишь своих грехов. Когда человек далёк от Бога, он говорит: «Да как все, ничем особо не грешу».

Прот. Александр Березовский: Чем дальше, тем кажется собственная жизнь святее?

Прот. Димитрий Смирнов: Да, а когда совсем уже удалился от Бога, даже потерял Его где-то в темноте, и говорит: «А у меня грехов нет».

Прот. Александр Березовский: А некоторые говорят: «Бог – это я».

Прот. Димитрий Смирнов: Да, я с этим тоже столкнулся. У одного гражданина умер попугайчик, звали его Кузя. И он сказал, что Кузя – это бог, ему надо поклоняться, как богу. И набрались десятки людей, которые Кузе поклоняются, как богу. Секта образовалась «Бог Кузя». Что смеёшься? Натурально. Он там и грехи прощает. Очень интересная секта. Находятся люди. Бог Кузя, мёртвый попугайчик.

Прот. Александр Березовский: Нельзя не улыбнуться.

Прот. Димитрий Смирнов: Натурально. Люди несут деньги туда, продают, говорят, собственность и к ногам этого человека, прозорливца.

Прот. Александр Березовский: Да, кто-то должен толковать.

Прот. Димитрий Смирнов: Рясу даже надевает, хотя он никакой не священнослужитель. Немножко психически больненький, но гребёт свои денежки. Охотников немало, которые богу Кузе кланяются.

Прот. Александр Березовский: Потрясающе, батюшка.

Прот. Димитрий Смирнов: Вот в такую эпоху мы живем интересную...

Прот. Александр Березовский: Екатерина: «У нас молодая семья, стараемся жить по православному. Недавно родился ребёночек. Вы призываете людей иметь много детей. Муж согласен, а я боюсь. Боюсь, что стану некрасивой замученной мамашей, что расстроятся отношения с мужем из-за моей усталости, что не справлюсь с домом, с детьми. А еще больше боюсь умственной деградации, так как не будет времени заниматься своим развитием. Что Вы скажете по этому поводу мне и другим женщинам с такими же страхами»?

Прот. Димитрий Смирнов: Да ничего не скажу, потому что эта женщина уже все для себя решила, выдвигает какие-то аргументы.

Прот. Александр Березовский: То есть она уже расставила приоритеты в жизни?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну не она одна, таких миллионы. Я не то что призываю... Что мне призывать? Я своё отжил. Пожалуйста. Просто детки будут чистить обувь другим народам, и Москва будет столицей совсем другого государства. Вот и всё. Не хотим, значит будем чистить сапоги. Женщина молодая, только первенец родился, ей как раз это всё хлебать. Мы-то всего этого не увидим, не доживем просто, а они доживут. А уже будет поздно, и рожать поздно, и что-то менять поздно. Надо сегодня всё менять. Сегодня. Пока есть мирное время, есть возможность.

Прот. Александр Березовский: Когда человека борет страх...

Прот. Димитрий Смирнов: За что боролись, на то и напоролись. Человек боится того, чего нет. Ему говорят, что будет так-то и так-то. Это не страшно?

Прот. Александр Березовский: В это меньше верят.

Прот. Димитрий Смирнов: На здоровье. Наше дело предупредить.

Прот. Александр Березовский: То, что стану замученной и некрасивой мамашей, это страшит больше, чем то, что твой единственный ребёночек окажется…

Прот. Димитрий Смирнов: К сожалению, и мужчины и женщины с годами стареют. Вот взять, допустим, Элину Быстрицкую, в 85 лет она красавица как и была в 20. И всё. Это же не от старости зависит. 85 лет – это, извините, очень серьёзный возраст, но – красавица. Это не от возраста зависит.

Прот. Александр Березовский: Да вообще на многодетных мамочек посмотришь, ну никак не назовёшь некрасивой, замученной. Уставшей – да.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, опять – уставшей. А если муж хороший. А потом, дети же обычно помогают маме-то в многодетных семьях.

Прот. Александр Березовский: Да, вот первых подрасти, а дальше уже легче.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, а дальше уже само собой, мама только управляет.

Прот. Александр Березовский: «Может быть так, что Бог не дает человеку ни одного таланта»?

Прот. Димитрий Смирнов: Судя по детям – нет, потому что детки всегда очень талантливы, а некоторые и в разных направлениях.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, но вот эти чисто мирские таланты часто мешают человеку прийти к Богу. Чем, говорят, талантливей человек, тем он самонадеянней, самодовольней.

Прот. Димитрий Смирнов: Это же зависит, прежде всего, от отца. Если отец сердцем горит к Богу, то и дети будут. Если нет, если он теплохладен, то и детям это будет не интересно.

Прот. Александр Березовский: Да вот как раз родители частенько спрашивают, как передать детям ту любовь, которую они в себе носят. Потому что родители-то со всей любовью.

Прот. Димитрий Смирнов: Но они думают, что это как-то механически, взял и передал. Когда есть любовь, там таких, как бы помягче выразиться, дурацких вопросов не возникает.

Прот. Александр Березовский: Сколь угодно таких случаев. С детства вместе с ребёночком и в храм ходят, и по святым местам ездят, и молитву дома творят, и занимаются ими...

Прот. Димитрий Смирнов: Надо жить общей жизнью, чтобы ребёнок был включён в жизнь отца, матери, чтобы он в этом участвовал, и в молитве, и в обсуждении результата этой молитвы, и в общем семейном труде. Чтобы ребёнок видел, в чем состоит  труд его отца, труд его матери. Чтобы он этого хотел. Все маленькие дети не сразу говорят: не хочу мыть посуду. Ведь сначала-то хотят, им не дают. Он говорит: «Я сам!», а мама говорит: «Нет, я сама». Начинает ложкой кормить. Потом ребёнок понимает: зачем я буду сам, когда просто рот открыл и проглотил.

Прот. Александр Березовский: Я знаю одну такую семью, достаточно благочестивую. Дочка, когда выросла, сказала: «Я не хочу быть похожей на своих родителей, потому что с моей точки зрения они прожили неудачную, неправильную жизнь».

Прот. Димитрий Смирнов: Я тоже такое встречал. Потому что та жизнь, которую ей демонстрируют её подруги, для нее более привлекательна. Такое сколько угодно бывает.

Прот. Александр Березовский: Потому что христианство для детей не привлекательно. Для детей привлекательно внешнее, антураж, то, что я могу, а не то, что там будет потом.

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно, всё равно каждый человек делает выбор свой сам. Но если папа и мама любят своих детей, дети не могут любить больше мальчиков и девочек на улице. Эта любовь должна пересилить. Каждый нормальный человек стремится к любви, потому что та любовь, которую может выказать сверстник, ни в какое сравнение не идёт, потому что они и дразнятся, и предают, и ябедничают, и издеваются, и что только они друг с другом ни делают. Неужели любовь отца с матерью окажется меньше? Просто надо это делать с умом, без раздражения, нужно об этом думать.

Прот. Александр Березовский: Непонятно порой, в каком направлении думать.

Прот. Димитрий Смирнов: Непонятно – надо искать ответы. Есть вещи непонятные. Посмотри в конец задачника, посмотри ответ.

Прот. Александр Березовский: «Почему, если святой предсказывает, то это от Святаго Духа, а если обычный человек, то это от злых духов?»

Прот. Димитрий Смирнов: Потому что святой человек живёт Духом Божиим, а обычный грешник живёт духом страстей, который воспаляется от геенны.

Прот. Александр Березовский: То есть, каким духом живёшь, тот тебе и предрекает?

Прот. Димитрий Смирнов: Да, безусловно.

Прот. Александр Березовский: «Два года скорблю об усопшей жене, молюсь, но боль не проходит. Подскажите, как можно эту боль унять».

Прот. Димитрий Смирнов: Молитвой о упокоении ея души.

Прот. Александр Березовский: И милостыньку можно подавать.

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно, это тоже часть молитвы, конечно.

Прот. Александр Березовский: Вот так проживут люди вместе полвека, и потом так – раз, и Господь рассекает семью напополам, один остаётся, один уходит. Мне кажется, это такая невыразимая боль, и почему?

Прот. Димитрий Смирнов: Как «почему»? Так бывает, что люди готовы умереть в один день. У меня несколько таких случаев, когда умирали друг за другом через 40 дней, через 10, но всё-таки это редко.

Прот. Александр Березовский: То есть духовная зрелость у всех разная, и Господь хочет, чтобы оставшийся молился.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, молился и что-то претерпел, и так далее. Это всё необходимо.

Прот. Александр Березовский: Умом понимаешь, но вот эта боль…

Прот. Димитрий Смирнов: Боль надо тоже потерпеть. Мы же на себе крест носим. Разве наша боль сравнима с болью Человека, который висит на этом кресте? А почему мы крест украшаем, делаем из него украшение? Чтобы показать, что в этом есть красота, в страдании – красота. Мы его украшаем, потому что понимаем, что крест есть красота вселенной. Даётся крест, чтобы мы показали Богу, людям, внукам как нужно его нести.

Алло, добрый вечер, слушаем вас.

Сергий, Москва: Вам много вопросов разных задают. Скажите, пожалуйста, я знаю, что вас слушают и почитают. Если два разных духовника в семье одной, что им делать? Все распри семейные из-за несогласия духовников, а к одному никто не хочет. Каждый своего бережёт и боится покинуть. Что в таких случаях лучше сделать на ваш взгляд? Простите.

Прот. Димитрий Смирнов: То, что вы сказали, Сергий, называется перекладывать с больной головы на здоровую. Два человека весьма несовершенных по своему духовному устроению. Я бы так сказал, что их и христианами нельзя назвать, а виноват, конечно, духовник, это понятно. Виноваты духовники, виноваты благочинные, виноваты викарии, виноват Патриарх, в том что муж с женой там цапаются. Понятное дело, конечно. Простите нас грешных.

Прот. Александр Березовский: Найти виноватых – первое дело.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, мы ссоримся, а виноваты духовники. Ну просто классно! Ещё виноват водитель автобуса, на котором мы едем на работу.

Прот. Александр Березовский: Он первый грешник, нет, второй, после нас.

Андрей: «Господь сказал: “Ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься” (Мф. 12, 37). Что в данном случае означает слово? Слово, которое я произнёс в душе, сказал ближнему, или здесь какой-то более глубокий смысл?»

Прот. Димитрий Смирнов: Наверное, и ещё более глубокий, потому что слово выражает состояние нашей души. И это состояние само выносит нам суд. Если я молчу, улыбаюсь, а в душе говорю: «Чтоб ты сдох». Как мне с таким состоянием души, с таким устроением, прийти к вратам Царствия? «А, это ты, который сказал: “Чтоб ты сдох”? Заходи, располагайся, нюхай цветочки. Подожди, посиди, всё нормально, сейчас Гитлер придёт. Будешь с ним жасминовый чай пить. Как осерчает, так чтобы кто-то у него сдох. И ты тут с ним. И написано «Рай».

Прот. Александр Березовский: Ну, батюшка, в такой Рай не хочется.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, тогда извини. Это надо смотреть, что у тебя за устроение души.

Прот. Александр Березовский: «Стяжи мирный дух» – советует нам преподобный Серафим.

Прот. Димитрий Смирнов: «Мирный» это же не чтоб ты сдох, а чтоб ты выздоровел.

Прот. Александр Березовский: А вот как его стяжать, когда вокруг всё противоречит.

Прот. Димитрий Смирнов: «Вокруг» это наплевать, а вот что внутри?  «Вокруг» это понятно.

Алло, добрый вечер, здравствуйте.

Радиослушательница: Здравствуйте. У меня вопрос такой. Скажите пожалуйста, имеет ли смысл венчаться с мужем, который скорее не верит, чем верит в Бога?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, не имеет. Какой же смысл? Повторяю в 764 раз. Христианский брак принципиально отличается от всех остальных браков, смысл которых заключается в том, что «хочу, чтобы у меня было белое платье, хочу, чтобы у меня была свадьба не меньше, чем у Машки, а у ней было 120 человек, хочу кольца, хочу белую большую машину, хочу, чтобы подружки завидовали, хочу быть счастливой» – это один вид брака. Христианский брак другой: я хочу построить с этим человеком домашнюю церковь, где он будет священником, я буду дьяконом, во всем помощником ему, буду ему служить, как Господу, и буду воспитывать детей в благоговении, в страхе Божием, в любви ко Христу. Совсем другая задача. А если человек скорее неверующий, чем верующий, как с ним можно строить семейную жизнь? Что это даст? Это что, магия какая-то? Что вот, мы повенчались, и магически он – раз! – и станет другим. Он может стать другим, ваш супруг, только тогда, когда он придёт на исповедь, и на этой исповеди произойдёт великое Таинство покаяния, и он станет другим. Скажет: «Жена, давай построим с тобой домашнюю церковь. С чего начнём?» Ясно с чего – с венчания. Вот, собственно, и всё. Крещение, венчание, отпевание, монашество, причащение – это не магический акт, а это есть со стороны Церкви – преподание благодати Божией, а с его стороны – усвоение в покаянии благодати Божией, преображающей человека. А как неверующего человека можно преобразить? Это не представляется возможным.

Прот. Александр Березовский: Приходит человек в церковь и говорит, что мама или кто из родственников тяжко болеет, надо причастить. На вопрос «а он-то хочет?» отвечает, что он не против. Надо причастить, человек заболел действительно серьёзно, он не просит о причастии, но не против.

Прот. Димитрий Смирнов: Вообще-то надо выяснять, пришёл и спрашиваешь, насколько он не против, уже так, лично.

Прот. Александр Березовский: Если человек выказывает действительно безразличное отношение к этому, ну батюшка пришёл, ну пусть сделает то, зачем пришёл. Не будет ли это для священника попранием Таинства?

Прот. Димитрий Смирнов: Любой священник должен исходить из пастырской совести.

Прот. Александр Березовский: То есть преследовать пользу для этого болящего?

Прот. Димитрий Смирнов: Исключительно, причём духовную.

Прот. Александр Березовский: Ну да. То есть в общении с ним из этого уже сделать вывод.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Причём всякое сомнение решается в пользу болящего. Это будет, мне кажется, правильным.

Прот. Александр Березовский: Роман из Москвы: «“Кто соблазнит одного из малых сих, тому лучше было бы, чтобы ему повесили мельничный жернов на шею и потопили в глубине морской” (Мк. 9, 42). Объясните, кто такой этот малый. Как его принять и за что такое наказание?»

Прот. Димитрий Смирнов: Малый – имеется в виду человек. Господь же говорил: «Аще накормили одного из малых сих». Вот имеется в виду обычный, простой, незначительный с социальной или ещё с какой точки зрения человек.

Прот. Александр Березовский: Может быть, некрепкий ещё в вере? То есть любой соблазн по отношению к человеку?

Прот. Димитрий Смирнов: Лучше б тебе утонуть.

Алло, добрый вечер, слушаем Вас. Радиослушатель: По каким причинам человек не может быть священником? И второй вопрос. А бывает ли такое, что священника понижают в звании до дьякона?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, такого не бывает. А вообще советую вам почитать Книгу правил, сейчас это всё доступно, и в Интернете, всё узнаете, какие вещи делают препятствия для человека, чтобы он стал священником.

Прот. Александр Березовский: Андрей: «Я не могу понять, как правильно составлять исповедь. Долгое время я писал на листочке, в чём согрешил делом и помышлением. Со временем помышлений становилось всё больше, я привык к регулярному исповеданию своих греховных помыслов. А сейчас священники не хотят принимать мои исписанные грехами листочки. Что я делаю неправильно?»

Прот. Димитрий Смирнов: Я не знаю. Я всё принимаю. А ты?

Прот. Александр Березовский: Да, всё, что приносят.

Прот. Димитрий Смирнов: А тут не хотят. Не хотят, и не надо, рядом положите и идите спокойно домой.

Алло, добрый вечер, слушаем Вас.

Анна из Москвы: Я очень благоговейно отношусь к Таинству причащения, я считаю, что нужно подготовиться как следует, но у меня это никак не получается. То я не могу достойно приготовиться, то я не могу все прочитать, не могу перед причастием каждый день в храме быть, или чистой одежды не имею, или недостаточно помылась, или что-то ещё. И в результате этого я уже больше двух лет не причащаюсь. То есть получается, что я фактически отлучена от Церкви.

Прот. Димитрий Смирнов: Понимаете, какое дело... Помыть я Вас не смогу. Постирать Вам одежду? Приносите, я Вам постираю. Если Вам неохота читать, есть сейчас телеканал «Союз», там молитвы читают. Можно вечерние молитвы почитать вместе с телеканалом, а уж ко Святому причащению самой, это Вам облегчит. Так что за два года… Даже можно так. Начиная с сего дня читать по одной молитве. Как всё правило прочтёте, так и причаститься. А так – попросить кого-нибудь, Вас помоют. Ещё можно в баню пойти. В бане Вас банщица помоет, ну дадите ей какое-то количество денег, будете чистенькой. Ну а стирать – уже договорились, я Вам постираю. Вот и причастимся. Два года – это уж слишком. Вы уже от Церкви отпали.

Прот. Александр Березовский: Раба Божия Татьяна: «Недавно я вышла замуж за человека неверующего и очень скорблю о том, что у нас семья не православная. Как я могу помочь мужу уверовать?»

Прот. Димитрий Смирнов: Никак.

Прот. Александр Березовский: То есть это вообще процесс такой никоим образом необратимый?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну почему необратимый? Апостол говорит: «Жена верующая, откуда ты знаешь, что не обратишь мужа неверующего?» (1 Кор. 7, 16) Пройдут годы, может быть? потихонечку как-то, если она будет жить с кротостью, в послушании, может, он и проникнется духом смирения, терпения, любви. Такое же бывает? Бывает. Но это уже надо на десятилетия. Только вышла замуж, уже тяжело. Куда же, извините, лезла-то? Замуж не напасть, как бы замужем не пропасть.

Прот. Александр Березовский: Одна раба Божия так сетовала. «У нас, – говорит, – раньше были частые застолья в семье. А после того, как мы начали ходить в церковь, как-то стало неинтересно, и вообще все пить бросили. А мой муж любит посидеть, так он на нас теперь на всех в обиде, никто не посидит, никто не разделит с ним. Вот тут как? С одной стороны хотелось бы, чтобы он к нам присоединился, а он нас тянет к себе – нет, вы ко мне».

Прот. Димитрий Смирнов: Да, что ж тут удивительного?

Прот. Александр Березовский: И как вот такого, не сказать, что совсем неверующего, а человека, стремящегося к нецерковной жизни, привести ко Христу?

Прот. Димитрий Смирнов: Что-то все взялись друг друга приводить.

Прот. Александр Березовский: Хорошо, когда все едино, а когда это целое, именуемое «семья», раскалывается пополам…

Прот. Димитрий Смирнов: Хорошо, когда и денег много, и здоровье, и дом большой, и дети послушные, и два высших образования, и машина не ломается.

Прот. Александр Березовский: И начальник не пристаёт.

Прот. Димитрий Смирнов: Начальник добрый, говорит: «Не надо работать, иди домой», и премии платят, и зарплату. Вот я вспоминаю, когда я в семинарию поступил, мне всё время премию платили на работе. Вот вводится в эксплуатацию тот объект, на котором я трудился, мне с этого объекта премия, ни разу не вычёркивали. Я был благодарен. Знаешь, как хорошо! В семинарии стипендия – 5 рублей была или 15, я уже сейчас не помню, бешеные деньги. А тут раз – получите. Вот так бы всегда было: и на работу не ходишь, и деньги получаешь. Только одни трудоголики бы работали.

Прот. Александр Березовский: Ирина: «Как поступить жене-христианке в отношении невоцерковленного мужа, если тот постоянно находится в раздражённом, агрессивном состоянии? Унижает, оскорбляет. Терпеть, смиряться и молчать или как-то противодействовать?»

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, надо с ним поговорить: «А что ты такой сердитый? Могу ли я тебе чем-то помочь? Иди ко мне, мой хороший, я тебя пожалею. А что ты нервничаешь»? Может, там вообще всё очень просто объяснится.

Прот. Александр Березовский: Да, тут важно самой не раздражиться. Хуже не бывает, когда на агрессию человек отвечает агрессией.

Прот. Димитрий Смирнов: Она увеличивается в квадрате.

Прот. Александр Березовский: Сразу ядерная война.

Прот. Димитрий Смирнов: Опасно, опасно.

Прот. Александр Березовский: «Как реагировать на очень любопытных бабулек у подъезда, когда в душу лезут, устраивают допрос?»

Прот. Димитрий Смирнов: Тут очень много можно всякого изобрести. Например:

– Откуда ты идёшь?

– Я? Из Кремля.

– А что там делала?

– Была в гостях у Владимира Владимировича.

– Да что ты? Не может быть!

– Да. Вот сегодня по телевизору должны показать.

– А мы вчера смотрели, а ты не была.

– Это операторы. Я там сидела, сбоку. Не в первом ряду, где министры, а там, дальше.

Всё, как рукой снимет. А на следующий день:

– Где была?

– В Большом театре.

– Что давали?

– «Турандот».

Или «Спартак», или Ла-Скала приезжала.

Прот. Александр Березовский: То есть так заведомо обмануть?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, это не обман, это для разговора.

Прот. Александр Березовский: Им надо поговорить.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, а им такую пищу, то ли да, то ли нет. Это им на полдня.

Прот. Александр Березовский: Потом тебя разберут на запчасти.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну и пусть разберут. Бить-то не будут.

Прот. Александр Березовский: Дмитрий из Новгорода: «Отец Димитрий, Вы часто советуете одиноким женщинам усыновить ребёнка. Насколько такой способ создания семьи подходит для одинокого мужчины? Бывают ли подобные случаи?»

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно. Нужно все взвесить. Женщина, конечно, к материнству лучше тяготеет, нежели мужчина. Потом, женщина от одиночества страдает больше, поэтому в этом смысле она более склонна.

Прот. Александр Березовский: А вообще опека рассматривает такие заявления?

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно. Вот одна наша прихожанка сегодня сказала, что мальчика взяла, по-моему чуть ли не за месяц.

Прот. Александр Березовский: Это вот именно женщине, а вот чтобы мужчине одинокому разрешили усыновление?

Прот. Димитрий Смирнов: Есть такие, я тоже знаю случаи.

Прот. Александр Березовский: Здесь, конечно, вопрос, кто с ним сидеть будет? Если человек одинокий берёт маленького ребёнка, работать-то надо.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну человек, прежде чем решается на это, должен всё продумать, инфраструктуру. Не начинать с того, чтобы сначала взять ребёнка, а потом думать. Надо сперва думать, а потом брать. Ты же семью устраиваешь. Так же и здесь, прежде чем жениться, надо думать.

Прот. Александр Березовский: Раб Божий Василий: «Много наслышан об игумене Евмении многие отзываются о нём восторженно. Увидел недавно объявление об Альфа-курсе. Скажите, как Вы относитесь к проводимому им курсу? Имеет ли он благословение священноначалия на проводимую деятельность?»

Прот. Димитрий Смирнов: На счёт благословения начальства я не знаю, предполагаю, что нет. Либо, если имеет такое благословение, то начальство не в курсе, что на этом курсе происходит. Сам я был свидетелем этих занятий, и, конечно, отец Евмений и его соратники, приобщают не к духу православному. На этих курсах рождается духовность совсем отличающаяся от того духа, который живёт в нашей Церкви. Я был сам очевидный свидетель этого.

Прот. Александр Березовский: Тогда осторожнее в этих выборах.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, конечно.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, как определить, какого духа то или иное заявление или учение? Часто говорят очень правильные слова, Евангелие цитируют.

Прот. Димитрий Смирнов: В том–то и дело, этого недостаточно. Фарисеи тоже говорили правильные слова, а пришёл Бог, и они Его отвергли. Самое главное, и апостол так говорит, различайте духов. А как? Если человек не различает, то нельзя сказать, как. Нужно приобщиться к духовной жизни Церкви, тогда будет различать.

Прот. Александр Березовский: А приобщиться к этой духовной жизни через что?

Прот. Димитрий Смирнов: Через Писание, учение святых отцов и Таинства Церкви.

Прот. Александр Березовский: Я почему спросил. Большинство людей скажут: «В храм хожу, регулярно причащаюсь и исповедаюсь». Этого достаточно?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, недостаточно.

Прот. Александр Березовский: А чего не достаёт?

Прот. Димитрий Смирнов: Надо почувствовать дух Предания, самое главное – войти в Предание.

Прот. Александр Березовский: То есть как в церковную историю?

Прот. Димитрий Смирнов: Как в церковную жизнь.

Прот. Александр Березовский: Понять смыcл происходящего в Церкви?

Прот. Димитрий Смирнов: Понять, что такое духовность христианская. Понять не умом, это умом нельзя понять.

Прот. Александр Березовский: А критерий того, что ты правильно понял?

Прот. Димитрий Смирнов: Когда сердце твоё принимает то, что принимает вся Церковь, и отвергает то, что Церковь не принимает. Человек, который находится внутри Предания, никогда не будет поклоняться богу Кузе, никогда не будет не будет слушать астрологов, никогда не поверит в каких-то там инопланетян. Это совершенно исключено.

Прот. Александр Березовский: То есть если человек находится в какой-то позиции к Церкви, если недоволен церковным устроением, то можно сказать, что он...

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, это не так. Церковь состоит из людей, поэтому всё, что в нас людского, в Церкви тоже может быть. В Церкви может быть масса нестроений, недостатков, но отношение к этому – как к болезни собственного тела. Я же не могу сказать, если у меня дупло в зубе, то у меня всё в порядке. Нет, я буду с этим дуплом заниматься, может быть нерв удалю, а может быть и зуб удалю, а на его место металлокерамику поставлю и так далее. Так же и в Церкви. В Церкви мы должны все улучшать, а бессмысленно критиковать, это всё равно что на митинги ходить. Ну прошёл с плакатиком под дождичком, дальше что?

Прот. Александр Березовский: Принял участие в мероприятии.

Прот. Димитрий Смирнов: А результат–то? Результат – минус. Почему? Ну время-то убил. За это время мог анютины глазки посадить у себя во дворе. Люди бы ходили и радовались. Это конструктив? Конструктив. А плакат? Только намусорил, плакаты могут разорваться от ветра, толпа может вытоптать, газоны кто–то может резиновой дубинкой по затылку получить. Что в этом хорошего–то?

Прот. Александр Березовский: Александр из Рузы: «Отец Димитрий, стоит ли говорить людям, которые тебя осуждают и порицают, что они тем самым согрешают? Люди же не понимают, что за это придётся дать ответ Господу».

Прот. Димитрий Смирнов: Не стоит. И Христос ответа не давал на суде у Пилата. Это нам пример.

Прот. Александр Березовский: А вообще оправдываться в каких случаях нужно?

Прот. Димитрий Смирнов: Когда есть возможность того, что услышат тебя, а иначе бессмысленно.

Прот. Александр Березовский: То есть если ты можешь, скажем, доказать?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, доказать ничего нельзя. Ну можно сказать, убедить или засвидетельствовать.

Прот. Александр Березовский: А вообще оправдываться полезно?

Прот. Димитрий Смирнов: Для самого человека, как правило, нет. Полезно потерпеть несправедливость. Вот это реально полезно, потому что уподобляешься Спасителю и апостолам.

Прот. Александр Березовский: А вообще, чтобы её потерпеть, нужно её полюбить, порадоваться ей.

Прот. Димитрий Смирнов: Вот это уже близко к искомой церковности.

Прот. Александр Березовский: Михаил из Москвы: «Отец Димитрий, Вы говорили, что без молитв Богородицы о нас ничего спасительного для нас не совершалось бы».

Прот. Димитрий Смирнов: Это не я, старый болван, это – учение Церкви, святых отцов, которые на собственном опыте это познали и нам это учение передали. А мы только можем транслировать.

Прот. Александр Березовский: «А как люди спасались от греха до того, как Матерь Божия стала Царицей небесной, нашей заступницей?»

Прот. Димитрий Смирнов: Да пропадали на прах.

Алло, добрый вечер, слушаем Вас.

Радиослушательница: Здравствуйте, батюшка. Тут на «Радонеже» один батюшка говорил такую вещь: не обживайтесь в храме. Что значит «не обживайтесь»? Если ты в храм приходишь, «вот здесь я вазочку поставлю, здесь то», вот так сказал.

Прот. Димитрий Смирнов: Раскладушечку, подушечку-думочку, рядом тумбочку, на ней цветочки, приёмничек «Радонеж» слушать, как хорошо. Спросите у батюшки, что Вы ко мне пристаёте?

Прот. Александр Березовский: Наталья из Кирова: «Очень устала от повседневных забот и проблем, хочется немого отдохнуть, но родители не очень-то стремятся помочь: “Это ваши дети и вы должны ими заниматься”. Подскажите, каковы функции бабушек и дедушек, и как мне расценивать в этом случае понятие семьи? Долгие годы гложет обида, никак не могу с ней справиться».

Прот. Димитрий Смирнов: Семья – это папа, мама и дети. Вот это семья. И никто этой семье ничего не должен. Все свои долги старшее поколение уже выплатило.

Прот. Александр Березовский: Родили, вырастили, выучили.

Прот. Димитрий Смирнов: Выдали замуж. Всё, теперь сами. Если у них есть силы и желание помочь, это замечательно. Это можно только приветствовать. А если нет сил и желаний? Нанимать. Надо устроиться ещё на две работы мужу, нанимать сиделку.

Прот. Александр Березовский: Чтобы помогала мамочке.

Прот. Димитрий Смирнов: Обиды какие-то... Господи, помилуй.

Прот. Александр Березовский: Ну что они не видят, что мне тяжело?

Прот. Димитрий Смирнов: А что тяжело-то? Зачем замуж выходила? Ты разве не знала, что это крест? Жила б себе одна, когда в охоточку пришла к подруге, посидела с ребёночком, потетешкалась раз в неделю – и легко, потом в кино. Всё. Нет, сначала замуж, потом начинает заявлять, что весь мир должен помогать. Чему там помогать-то? Кошке кто-нибудь помогает? А носорогу? Всё сами делают. Нет, есть некоторые животные, они живут табунами. У обезьян можно часто наблюдать, что одна обезьяна может помочь какому-нибудь обезьянчику из другого семейства, и то только так, чуть-чуть. Может по ошибке. Но это наблюдается. А так все занимаются своими детьми.

Прот. Александр Березовский: Ну так, глядя на остальных, тем помогают, этим помогают. Вот и хочется. У нас родители ещё не старые, и в силах, и могли бы.

Прот. Димитрий Смирнов: Опять. Ну что на чужой каравай рот разевать? Они ночи не поспали? Не поспали. Поработали? Поработали. Выучили? Выучили, в люди вывели. Ну что ещё? Им-то отдых нужен? Недаром называется «заслуженный». А то не успели только одних вырастить, теперь другие. Другое дело, что бабушка в силе и хочет, или дедушка. Я помню, мой отец так любил своего старшего внучка, просто невозможно, любил с ним сидеть, говорить, на ручки его брал. А уже на остальных у него просто сил не хватало, даже по именам не знал... Не то, что не знал, а так... На одного старшего внука хватало его.

Прот. Александр Березовский: Ну это слава Богу.

Прот. Димитрий Смирнов: Да и то слава Богу. Все радовались, как дедушка его любит. Только радовались.

Прот. Александр Березовский: Елена: «Чем можно помочь верующему человеку, склонному к суициду, какими словами? Живу далеко, общаемся по телефону».

Прот. Димитрий Смирнов: Слова такие: «Дорогой, надо тебе сходить к доктору и попить определенные таблеточки».

Прот. Александр Березовский: Батюшка, я не дочитал немножко. «Он инвалид, но обращаться к врачам категорически не хочет».

Прот. Димитрий Смирнов: Ничего тогда не сделаешь. Максимум, что я могу посоветовать, это попить специальные успокаивающие травки. Вреда не будет, будет польза. Но если мысли будут всё равно преследовать, то травками тут уже не обойдёшься. Это вполне такое серьёзное заболевание, которое лечится у доктора, у специалиста.

Прот. Александр Березовский: Если человек понимает, что он болен и готов обратиться к доктору.

Прот. Димитрий Смирнов: Или мучиться и мучить остальных.

Прот. Александр Березовский: Из Воронежской области к нам пришёл вопрос: «Что Вы думаете про аутизм? Кто эти люди с духовной точки зрения? У меня ребёнок аутист. Нужно ли его причащать? Роман»

Прот. Димитрий Смирнов: Если он не возражает, не упирается и делает это охотно, то нужно. А если с этим какая-то проблема, то не надо.

Прот. Александр Березовский: Кто эти люди с духовной точки зрения?

Прот. Димитрий Смирнов: Это люди очень серьёзно больны.

Прот. Александр Березовский: То есть это психическое заболевание, которое не лечится?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, лечится. Существует целая технология, результаты потрясающие. Недавно по телевизору был фильм о работе с аутистами, я был просто ошеломлён. Показывают достижения, как специалист работает с аутистом и добивается того, чтобы мальчик вступал в контакт, разговаривал, ребёнок совершенно, абсолютно адекватен. Хотя элементы этого аутизма остаются. Это как с синдромом Дауна: если заниматься, очень многого можно достичь, такие детки даже способны работать.

Прот. Александр Березовский: Это всё от степени болезни зависит.

Прот. Димитрий Смирнов: И от степени болезни, и от степени участия родителей или кого–то из специалистов.

Прот. Александр Березовский: Александр из Белоруссии: «Я тяжело болен. Нужно ли искать грех, из–за которого у меня такая болезнь, или нужно смириться и воспринять это как необходимость?»

Прот. Димитрий Смирнов: Второе.

Прот. Александр Березовский: Лучше проявит терпение?

Прот. Димитрий Смирнов: Да не лучше, это единственная возможность. Если человек, например, в пьяном виде пошёл по электрическому проводу, чтобы перейти в другой дом, упал и сломал позвоночник. Ясно, что за грех. Как бы очевидно. А тут как ты докопаешься? Только что-то сочинять. А потом, что это меняет? А принять это как крест и жить с этим. Это угодно Богу.

Прот. Александр Березовский: Спасибо, батюшка, пора прощаться.

Прот. Димитрий Смирнов: Всего доброго, до свидания. Будем живы-здоровы, увидимся, услышимся.

Прот. Александр Березовский: Спасибо вам за ваши вопросы, всего доброго, до свидания.

   

Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 33

    1. Вячеслав:

      Огромное спасибо,отец Дмитрий,все ответы очень просты и доступны,без какого-то мудрствования,понятны,спасибо вам за ваш труд.
      Вячеслав

    2. Екатерина:

      странно — родился ребеночек — а такие мысли! сразу хочется таких много-много! они такие лапочки!!!! многодетная недеградирующая мама!

    3. Екатерина:

      про помощь бабушек и дедушек — главное — чтобы не мешали!!!!!лучше уж самим!!))

      • shvetsov:

        Мне очень жаль вас Екатерина. Проблема отцов и детей чрезвычайно актуальна во все времена. Даже Господь выделил сию проблему и заповедовал нам: «Чти отца твоего и матерь твою, …». Ваша обида на родителей ваших или вашего мужа заразительна для ваших детей. Мы все, неосознанно, копируем своих родителей и подражаем им. Ваши дети не исключение. Когда они вырастут и у них появятся собственные дети, то и им придется решать ту же проблему. Они, скорее всего, поступят так же, как и вы, имея в памяти ваши слова, ваши эмоции, ваши поступки, а направлены они будут … Храни вас Господи.
        Когда я был молод, то много негатива носил в себе на пожилых людей. Прости меня Господи. Сегодня я сам старик и вижу, как целеустремленно обрывают связь времен, разъединяют поколения. Моя 8 летняя внучка не умеет общаться с маленькими, не являющиеся ее сверстниками, и не умеет общаться со старшими ее детьми. Она общается только со сверстниками одногодками. Старшее поколение, так же разбивается на возрастные группы и увлеченно разговаривают, предоставляя детей самим себе. С детьми надо играть в их игры и жить их интересами, жить детьми, а не карьерным ростом, тогда окрепнет связь времен, тогда исчезнет обида

        • Екатерина:

          я совсем не в обиде на своих родителей! меня все устраивает!

        • Екатерина:

          у нас пятеро детей, мы ими занимаемся в свое удовольствие. честно говоря, не очень представляю свою маму, чтобы она нянчилась — с нами особо не занимались. сначала может и была обида, не то что не помогают — не надо никакой помощи — приедте -полюбуйтесь детками-то — но у них много дел — они еще молодые — и теперь я вижу, что это даже и хорошо — у семи нянек дитя без глаза

          • s2235:

            А немножечко есть обида-то… :)

            • intacto:

              без предпосылок из воздуха сделали за женщину вывод, теперь ее же склоняют признаться в обидах…. за что? за то что сама воспитывает детей ? В ответ на чьи-то сожаления о не так прожитом времени человек оправдывается….

              • s2235:

                Вы я смотрю неможете мой коментарий оставить intacto :).

                • intacto:

                  да тут как сказать, не только ваш, но и предыдущего оратора тоже. Я очень согласна с первым посылом — про невмешательство. Что лучше уж самим.

            • Екатерина:

              да с чего! они редко приезжают — сами понимают, что жалко — денег порой дарят и не малые — неудобно даже и обижаться-то))

            • Екатерина:

              не! ну лет 10 назад реально обижалась, а теперь как-то неудобно

        • Екатерина:

          и я совершенно не уверена, что сама буду нянчиться со своими внуками. их у меня будет много — может даже на протяжении многого времени они будут появляться — тут и здоровья надо.. и потом внуки — это все-таки уже чужие дети, мне кажется, ну в каком-то смысле… интересно вот — ребеночек свой так вкусно пахнет — а внук — он тоже так пахнет для бабушки?.. мне кажется, что уже нет))) извините, если что не так

          • s2235:

            «ребеночек свой так вкусно пахнет — а внук — он тоже так пахнет для бабушки?..» по разному, смотря что натворит :).

            • Екатерина:

              я про малышового совсем имею в виду!
              я в детском саду еще иногда работаю, когда не в декрете, все-таки свои дети пахнут по-другому, хоть и чужие тоже хороши))

      • intacto:

        В точку!

      • NC5:

        Дорогая Екатерина я вас очень понимаю. Я жду сейчас 5ого ребенка и тоже надеюсь что б хотя бы не мешали. Дело не в обидах, а в том что представление о воспитании настолько разные что больше вреда чем пользы. А разрыв в поколениях как мужчина изволил заметить, ведь основан на чем то. Мы с детьми утром в церковь а бабушка им включает Верку Сердючку и завет плясать. И какая тут помощь?

        • Dana V:

          Вот беда то! Лет 80 назад бабушек ругали за то, что внуков в храм тайком водят. У Осеевой есть рассказ, «Бабка» называется. Помоему неплохой.

        • Анна Вихляева:

          Чтобы не мешали? … Семья так мудро устроена, что все члены ее важны друг для друга: дедушки, бабушки, тети, дяди, внучатые племянники и даже пятая вода на киселе. Трудно, наверное, понять как они все важны пока они рядом… Поддержка очень важна. Пусть даже просто моральная и очень из далека, но знаешь, что есть родные люди и жить легче.

    4. dj_filosof:

      Когда отец Димитрий будет в следующий раз? У этой радиостанции даже сетки вещания нет.

    5. Sblacro:

      по 25-му вопросу. Батюшка справедливо считает, что многие из нас с каждой неделей всё более «обживаются в храме» (обмирщаются — раскладушечки, подушечки, цветочки и т.п.). Ведь, если человек впервые пришёл в храм, он не будет устанавливать в нём «свои» им надуманные порядки и правила, а потом — будет и запросто. Редкая девчонка или ребёнок выйдет из храма без -в лучшем случае- замечания от «обживших храм», которым даже в голову не приходит испросить на это батюшкиного благословения (особенно — прихожанки: с этим знаком любой батюшка). А наш каждый — хоть и десятитысячный, приход в храм должен быть таким, как в Первый раз, с тем же внутренним настроем, когда всё вокруг поражает, с тем же чистым (как в детстве) ожиданием чуда действия Божественной благодати. Чтобы Каждый раз мы могли бы, идя в храм, сказать вслед за псалмопевцем «Желает и скончавается душа моя во дворы Господни» (Пс.83), а также (выходя из храма) вслед за посланниками Владимира Святославовича: «Не знали — на небе или на земле были мы, ибо нет на земле красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех странах».

      • Viymar:

        И прихожанки наши могли бы по-матерински (а этого чувства у наших женщин при одном-двух детях-внуках — море) обнять всех «новеньких» детей и девушек (в джинсах и без косынок), поделиться своей просфорочкой, предложить свою помощь, попросить снова увидеться хотя бы пока в ближайшее воскресенье на Литургии.

      • Alex33:

        А у нас такой маленький храм, что ни обжиться ни присмотреться. В 7 утра воскресенья битком. Детей только человек 50 на первой литургии. 3 Священника не успели всех исповедовать к Причастию. Какие там обнимания.

      • Kor:

        В храме хоть можно не обращать внимание на всё это, а на работе тов.православные что взрослые, что дети, допекут «православием» — одни учат, другие обманывают. Ну сделали замечание, ну и что? Отойди и забудь. А вдруг замечание по делу было? Спросить можно у того, кому доверяешь или у батюшек в храме. Что-то все такие ранимые.

        • Larkisa:

          У меня так получилось, что вначале я начала слушать о.Димитрия , а потом уже в Храм пошла…
          В Благовещенском бабульки просто Божьи одуванчики по сравнению со Сретенским, как же они меня там(в Сретенском) шпыняли!
          Но, подготовленная батюшкой к таким нападениям, не реагировала, а просто улыбалась им.
          Может , они подумали, что я глупая…и отстали))
          Спаси Господи о.Димитрия!

    6. георгий панчулидзе:

      Спсибо Вам Батюшки!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.