Беседы с батюшкой (ТК «Союз», 2 июня 2013 г.)
Протоиерей Димитрий Смирнов отвечает на вопросы на православном телеканале "Союз". Ведущий протоиерей Александр Березовский. Передача от 2 июня 2013 года.

   1. Много лет Вы занимаетесь приходскими детскими домами. Как Вы сейчас оцениваете результаты работы этого Вашего социального проекта?   (2:15)

детские дома, негосударственные детские дома, воспитание детей, усыновление детей, проблемы семьи

   2. Какой должна быть настоящая женщина?   (9:08)

предназначение женщины, создание семьи, служение семье, воспитание детей, качества женщины

   3. Что такое «грех к смерти» и «грех не к смерти»? За какие «грехи к смерти» Апостол Иоанн (1 Ин. 5,16) не велел молиться?   (14:36)

смертный грех, смерть души, молитва за ближнего, результат молитвы, плод молитвы

   4. Может ли человек раскаяться сам, без помощи Божией?   (16:46)

покаяние, осознание греха, воля каяться, помощь Божия в покаянии

   5. От чего возникает покаянное чувство? Почему один раскаивается, а другой нет?   (17:10)

помощь Божия, призыв Божий, вразумление

   6. Почему несмотря на многолетнее посещение церкви и участие в Таинствах, характер человека не меняется к лучшему?   (19:11)

дурной характер, гордость, распущенность, свойства личности, внутренняя дисциплина, самообразование

   7. Существует ли официальное церковное мнение по поводу «Православного Братства» Георгия Кочеткова? Не является ли это «братство» сектой?   (27:51)

болезни церкви, церковное законодательство, секты, Георгий Кочетков, гордость, священство, запрет на служение, церковные прещения

   8. Как и чем можно предостеречь людей, зазываемых в секты или в то же «Православное Братство»?   (40:16)

секты, другая церковность, другой дух церковности, мнение признанных церковных авторитетов

   9. Может ли святость возрастать и уменьшаться в течение жизни человека или это некая постоянная величина?   (42:32)

святость, Святой Дух, потеря святости, приобретение святости

  10. Может ли Бог очистить человека от греха, если сам человек не раскаивается? Может ли Бог простить человеку грех по молитвам за него других людей?   (45:22)

качество души, свойство сердца, расположение сердца, покаяние

  11. Почему аборты не запрещены на государственном уровне?   (49:00)

аборты, закон о запрете абортов, многомиллионный бизнес

Прот. Александр Березовский: Добрый вечер, дорогие братья и сестры. Доброй вечер, телезрители. Мы начинаем передачу в прямом эфире, и сегодня у нас в гостях, как обычно в воскресенье вечером протоиерей Дмитрий Смирнов. Добрый вечер, батюшка!

Прот. Димитрий Смирнов: Здравствуйте, отец Александр. Христос Воскресе, дорогие братья и сестры.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, как вы себя чувствуете? Сегодня день у вас был напряжённый.

Прот. Димитрий Смирнов: Так как его можно назвать удачным… Когда всё хорошо получается, меня это настолько вдохновляет, что я усталость уже не так чувствую. Второе дыхание появляется.

Прот. Александр Березовский: Воскресный день всегда начинается рано, с Божественной литургии. И потом множество всяких дел.... Сегодня освящали спортзал нашего детского дома. Событие очень интересное, важное, запоминающиеся. Господь такую погоду удивительную нам даровал.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну и потом, так хорошо мы его сделали. Детки наши собрались, и не только нынешние воспитанники. Приехали также наши выпускники. Они сказали, что приехали домой. Так радостно было их видеть. Очень получился динамичный концерт у деток. А я с лошадками пообщался. Жаль, что нужно было спешить сюда. Я планировал ещё по полям поскакать, но лошадь надо готовить хотя бы полчаса. Попозже выйдешь, и уже вместо трёх часов четыре будешь «скакать на автомобиле»…

Прот. Александр Березовский:  Много лет Вы занимаетесь приходскими детскими домами. Как Вы сейчас оцениваете результаты работы этого Вашего социального проекта?

Прот. Димитрий Смирнов: Я очень просто. Слава Богу, никто не убежал за эти годы. И никто не в тюрьме. Я считаю, что это блестящий результат. Не говоря уж о том, что количество получивших образование многим превышает количество получивших образование в обычных детских домах. Я, конечно, люблю высшее образование и ценю его, но, тем не менее, считаю, что это необязательно. Главное, чтобы детки отличались нравственно. Это у нас получается. Постоянная опека над ними даёт через несколько лет свои результаты. Среда, из которой мы деток получаем, калечит очень сильно. Но всё-таки нам удаётся исправлять ситуацию. Единственная серьёзная проблема – кадры воспитателей.

Прот. Александр Березовский: Где взять людей, которые могли бы понести это…

Прот. Димитрий Смирнов: Да, это очень самоотверженный труд. Поэтому я очень рад новой тенденции. Государство наконец развернулось к проблеме детей. Жертва, которую принёс Дима Яковлев, не пропала. Об этом заговорили. Люди думают, принимают законы, преодолевают отчаянное сопротивление врагов рода человеческого. Результат – очень много стали усыновлять по сравнению с прошлыми годами. Проекты, которые мы разрабатывали, могут быть восприняты государством, могут быть успешными. По крайней мере в период, пока существование детских домов необходимо. Лишь бы не было кампании. Судьбу каждого ребёночка нужно решать сугубо индивидуально и очень вдумчиво изучать всё. В том числе и тех людей, которые будут ребёнка брать в семью. Нужно наблюдать, должен быть плавный переход. Пусть это будет сложно, громоздко, но чтобы не было потом аномалий. Я считаю, что для нас, русских, это одна из важнейших задач перед Богом. Первая задача –  прекратить убийство детей во чреве. Это самая важная задача, потому что хуже убийства детей вообще ничего нет. Вторая – сироты. Третья – разводы и брошенные отцами дети. Этим тоже нужно заниматься.

Прот. Александр Березовский: Если государство сейчас обратило внимание на детей, то, может быть, и к проблеме семьи оно обернется лицом.

Прот. Димитрий Смирнов: Я надеюсь, потому что тут очень много можно сделать. Народ у нас очень отзывчивый на добрые инициативы. Вспомнить хотя бы закон про табак.

Прот. Александр Березовский: Со вчерашнего дня закон вступил в силу.

Прот. Димитрий Смирнов: Были недавно в Бутово, смотрю, стоит милиционер и курит. Я говорю: «А ну бросай. Сейчас тебя в полицию сдам». Он засмеялся. Говорит: «Ещё никак». Я говорю: «Давай-давай. Ты должен всем пример показывать». Хороший такой парень, симпатичный. Так с ним душевно поговорили. Очень многие курильщики с радостью воспринимают этот закон. Один по телевизору сказал, что хотелось бы, чтобы это было добровольно. Есть небольшой фактор принуждения. Все люди гордые. Трудно. Но как только доступность табака уменьшится, будет всё это хлопотно, трудно, человек лучше потерпит. Ну, действительно, летаем же самолетами «Москва-Владивосток». Никто же не курит, не умирает. Мне рассказывали, что в Англии приняли законы ужесточающие. Буквально в половину, если не больше, сократилось количество курильщиков, а вместе с этим, количество ранних смертей. Такие люди прекрасные, а умирают из-за этого курева. Также и детки. Им хочется подражать взрослым. А взрослые курят.

Прот. Александр Березовский:Батюшка, перейду к вопросам нашим.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, пожалуйста, отец Александр.

Прот. Александр Березовский: Наталья из Виницы: «В недавней передаче с учениками православной гимназии Вы рассказали, каким должен быть настоящий мужчина. А какой должна быть настоящая женщина?»

Прот. Димитрий Смирнов: Это сложнее. Я был очень рад, что ребята не задали этот вопрос. Но с другой стороны, Священное Писание отвечает на этот вопрос. Женщину должны отличать кротость, молчаливость, готовность помочь своему супругу. Немалая часть женщин, к сожалению, дезориентирована, не понимает своего служения. Говорят о какой-то удаче, об успехе. Они ориентированы на мужские качества. А ведь жена мужем красна. Поэтому созидать надо семью, а не какую-то собственную жизнь. Это не значит, что женщина не может заниматься каким-то посильным трудом или искусством. Но всё-таки главный труд, для чего она создана, – воспитание детей. Это очень творческий труд. Потому что мужчина не может ребёнка родить, не может его вскармливать. Женщина добрее мужчины, она более смиренна, более религиозна. Все эти качества необходимы для любовного взращивания следующего поколения. Это очень ответственно. А когда детки вырастут, пожалуйста, можно чем угодно заниматься. Но с другой стороны, когда видишь, женщину-хирурга или женщина – машиниста поезда или женщина педагога-воспитателя, просто жалко становится. Это такая нещадная эксплуатация, которая женщине не по силам. Это тяжёлый мужской труд. Женщину должно хватать на семью. Семья требует очень много. Без помощи мужа, а может быть, даже женщины старшего поколения, это бывает невозможно. Женщина изнемогает. Но как можно допускать, чтобы женщина изнемогала?! Конечно, русские женщины особенные. Они очень сильные. Современные русские женщины сильнее мужчин.

Прот. Александр Березовский: И решительнее.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Они ответственные. В России сейчас большинство рабочих мест занято женщинами. Если женщин изъять из производства, экономика рухнет. Но постепенно нужно положение менять. Для этого нужно, чтобы женщины решились родить будущих учителей, будущих академиков, машинистов поездов и лесорубов в конце концов. А то придётся самим лес валить или китайцев завозить. У них, конечно, сильные, трудолюбивые, выносливые мужчины. Но тогда это будет другая страна. Главные качества, данные женщине от Бога: любящее сердце, нежность, самоотверженность, готовность к самопожертвованию. Почему апостол сказал, что женщина спасается чадородием? Потому что это самоотверженное служение. Это проявление как раз христианских качеств.

Прот. Александр Березовский: Спасибо, батюшка, у нас есть первый вопрос.

Прот. Димитрий Смирнов: Здравствуйте, слушаем Вас.

Телезрительница: Раба Божия Татьяна. Что такое «грех к смерти» и «грех не к смерти»? За какие «грехи к смерти» апостол Иоанн (1 Ин. 5,16) не велел молиться?  

Прот. Димитрий Смирнов: Смертными грехами именуются те, которые приводят к смерти души. Действительно, если человек живёт в смертном грехе, молитва остаётся без плода. Потому что смертный грех человек должен преодолеть сам. А когда он преодолеет, то есть не совсем преодолеет, а просто перестанет его совершать, тогда можно молиться, для того чтобы Господь его в этом решении укрепил. Вот что имел в виду апостол Иоанн. Многие женщины годами молятся о том, чтобы сын, внук или другой родич перестал пьянствовать. Почему это без плода? Не потому что Господь этого не хочет. Человек сам должен увидеть этот грех, раскаяться в нём, а уж тогда молитва матери поможет укрепиться сыну в этом решении. А пока это не сделано, бесполезно. Туда съездила помолиться, сюда съездила, а он как пил, так и пьёт.

Прот. Александр Березовский: А может ли человек без помощи Божией раскаяться?

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно, нет. Но об одном грешнике кающемся бывает на небесах большая радость. Господь не может не заметить проявление покаяния в человеке. Особенно, если он усердствует в смертном грехе.

Прот. Александр Березовский: А от чего зависит, что в одном человеке возникает покаянное чувство, а в другом – нет. Человек пил, пил, двадцать лет пил. И вдруг... Это же не вдруг, наверно, в нём возникает чувство покаяния…

Прот. Димитрий Смирнов: Господь спасает каждого. В той деревне, где я летом отдыхал, жил человек, который очень пил. Но человек по-своему религиозный. Он мне всякие вопросы задавал, очень интересовался. Но боялся выдать свой интерес, но всё-таки по этим разговорам я понял, что его интересуют религиозные вопросы. Однажды он возвращался домой пьяным, упал в снег. Он бы замёрз, но его нашёл другой сосед и притащил домой. И его настолько это поразило, что  он перестал пить. Этот случай можно рассматривать как призыв Божий, как вразумление.

Прот. Александр Березовский: То есть Господь помог человеку почувствовать…

Прот. Димитрий Смирнов: Таким образом помог почувствовать, что он был на волосок от смерти. Он очень хорошо это прочувствовал. Он мне сам это рассказал. Этот человек прожил большую жизнь, сейчас уже отошёл ко Господу в возрасте немножко за 90.

Прот. Александр Березовский: У нас есть вопрос, батюшка. Добрый вечер!

Телезрительница: Почему несмотря на многолетнее посещение церкви и участие в Таинствах, характер человека не меняется к лучшему?   Как отвечал человек на добро злом, так и отвечает. В чём тут проблема?

Прот. Димитрий Смирнов: Проблема в том что он злой. Если бы он не ходил в церковь, он бы, может быть, убивал уже… Или вместо ответа на вопрос на другого человека бросался бы с кулаками. А пребывание его в церкви даёт ему возможность не падать ниже. Хотя Господь, который творит всякие чудеса, может и умягчить сердце человека. Но человек часто по гордости не хочет замечать своих недостатков, не хочет над собой трудиться, говорит, что у него такой характер. А если за каждую провинность человека жестоко бить, у него будет другой характер. Как нагрубил, так кнута. Смотришь, через неделю очень вежливый стал. Поэтому характер тут ни при чём. Характер есть у каждого, и у каждого он свой. На выковывание этого характера влияли и родители, и друзья, и школа. Даже прочитанная книга влияет на человека. Но человек может многое изменить, может многого достичь, если будет этим заниматься.

Человек может научиться говорить правильно по-русски, правильно называть числительные. Никогда, например, не говорить «пара минут» или «пара дней». Бывает два дня, две минуты, пара очков, пара обуви. А часы парами не измеряются. Так что это густопсовое невежество – не знать норм русского языка. Но люди это изобретают. Им кажется это правильным и современным. А на самом деле, если человек захочет узнать разницу между «одевать» и «надевать» и в течение недели последит за собой, он поймёт, как говорить по-русски. Он это почувствует. Это очень важно. Очень важно вообще говорить на своём родном языке более или менее правильно. Хотя наш язык сложный, но тем он краше.

Так же и с характером. Можно исправиться. Только нужно покаяться. А что это значит? Нужно заметить свои несовершенства и начать просить Бога об исправлении. И нужно очень внимательно за собой следить. А людей, которые делают тебе замечание, считать не врагами, вступая с ними сразу в перепалку в тональности «сам дурак», «на себя посмотри», «а твоя мать ещё вон когда...», а прислушиваться к ним. И даже записывать: «Он сказал то-то и то-то». И посмотреть, а прав ли он? Да, прав, посмотри-ка... Вот это я исправлю. Тогда будет меняться и характер, и так можно из хама сделаться вежливым человеком.

Будучи изначала неучем, можно расширить свой кругозор, повысить своё образование. Может, не в какой-то специальной области, а в общекультурном плане. В любом случае вся классическая музыка, классическая литература, классическая поэзия, искусство – это всё должно пройти через человека. Нужно обязательно это изучать. А то миллионы живут в Москве – ну хотя бы отечественное искусство, родное, которое у нас представлено в Третьяковской галерее, нужно знать. А для того, чтобы его постичь, нужно обязательно перед этими картинами постоять. Ну а потом, шедевры нашего Пушкинского Музея изящных искусств — это же тоже наша культура. Нужно обязательно с юности детей к этому приучать. Самим ходить, может быть, какие-то циклы лекций почитать, послушать. Чтобы молодой человек смотрел на живопись не как баран на новые ворота, а постигал язык этой красоты. Чтобы понять русскую музыку, нужно познакомиться с творчеством Мусоргского, Бородина, Скрябина, Прокофьева, Рахманинова. Конечно, когда в первый раз будешь слушать, это будет сложно. Но постепенно всё придет. Нельзя же довольствоваться одной попсой или городскими шлягерами и романсами. Это очень убого. Человек может и должен развиваться. Должен быть внутри и отечественной, и мировой культуры. Как можно жить на земле и не знать Шекспира? Или Гёте…  Как это вообще возможно? Это обязательно нужно. А без этого как научить детей? Тут очень важно мамино образование. Так что совсем не зря она училась. Всё это важно передать следующему поколению. Важно помочь детям в освоении школьной программы, в подборе книг, которые каждый человек должен прочесть. У нас возможности небольшие, и умственные, и времени не хватает, но развиваться всё равно обязательно нужно. А то человек сваливает всё на характер и говорит: «Я с детства тупой». Так легче всего. Но если даже деток с синдромом Дауна обучают так, что они могут и спектакли играть, и стихи писать, то значит, детей, которые развиты более менее близко к норме, вполне можно подразвить. И сами они могут и спектакли ставить, и делать выставки собственных работ... В разных направлениях. Это очень важно.

Так же и в преодолении каких-то своих характеров. Если человек видит свои несовершенства, он вполне может это исправить и этим тоже послужить и другим людям. По-моему, то и есть то, что от нас Господь хочет.

Прот. Александр Березовский: Спасибо, батюшка. Замечательный ответ. Следующий вопрос у нас.

Телезритель: Екатеринбург. В наш храм регулярно приходят люди, которые называют себя «Православным Братством», последователями отца Георгия Кочеткова, газеты приносят, рассказывают о том, как у них замечательно в «Братстве», приглашают прихожан присоединиться. Существует ли официальное церковное мнение по поводу «Православного Братства» Георгия Кочеткова? Не является ли это «братство» сектой? 

Прот. Димитрий Смирнов: Очень трудно этому явлению дать оценку. В этом явлении есть и здоровое начало. Но есть также и много болезненного. Священноначалие как-то в известной степени бережно к этому относится. И сами последователи отца Георгия действуют достаточно осторожно. Когда в Архангельске один из последователей отца Георгия как-то себя неправильно проявил (перестал служить, когда его перевели на другое место, тогда это как-то проявилось). Но сам отец Георгий, конечно, человек очень умный. Он на какие-то конфронтации не идёт. Очень важно, что он никогда не заявлял о том, что он выходит из Церкви. Многие люди ожидали от него этого. Законодательство это позволяет. У нас полно всяких групп. У нас любой человек, необязательно даже священник, даже женщина, может объявить себя митрополитом какой-то области, накупить себе в Софрино всяких предметов и начать какую-то свою деятельность. Юридически это всё возможно. Отец же Георгий действует в рамках Церкви. Полной свободы ему не дают. Он является заштатным клириком. У него нет своего храма. Но в деятельности, которую он ведёт, элементы сектантства налицо. Даже Ваш рассказ про Екатеринбург, когда они говорят: «идите к нам» и так далее... Эта методика используются всеми сектами, которые именуют себя протестантами. Ну и вообще, отец Георгий, когда был молодой (а я его знаю очень давно, больше 40 лет), посещал и баптистскую общину Москвы, и многих людей перевёл в Православие своей проповедью, тем, что давал определённые книги читать. В основном людей с высшим образованием, которые оказались у баптистов, он без большого труда, можно сказать, возвращал к Православию. У него большой опыт. Но есть в его деятельности некоторая упёртость и ощущение собственной правоты.

Однажды у него состоялась беседа со Святейшим Патриархом Алексием. И вскоре после этого, буквально через день-два, а Патриарх настолько был увиденным и услышанным поражён, что говорил только об этом, под таким он находился впечатлением, и я при этом присутствовал, (он, кстати, и ко мне обращался), Патриарх Алексий сказал: «Я за всю жизнь не встречал столь гордого человека».

Но тем не менее сам Патриарх Алексий никаких окончательных прещений на него не возлагал. Прещения были только после того, как возникла острая ситуация с тем священником, который был к отцу Георгию направлен, и которого там силком с помощью связей абсолютно не по-христиански уложили в психушку. Конечно, тут же, как только это стало известно Священноначалию, того священника оттуда вызволили. Это говорит о том, что даже люди, которые говорят, что они ходят по стопам Христа, чуть что, готовы избирать такие методы, которые никак христианскими не назовёшь. С тех пор каких-то слышных скандалов не было. Как-то всё относительно благополучно. А сам Свято-Филаретовский институт привлекал к себе очень талантливых христиан, тех, кто является драгоценностью для нашего народа. Например, Сергей Сергеевич Аверинцев. Некоторые люди из этого окружения, а, может, и общины (я справки не наводил) участвуют в Межсоборной комиссии, потому что люди начитанные, знающие. Поэтому само явление понятно. Но тактика отца Георгия такова, что его деятельность не приводит к обострениям, когда нужны церковные прещения. В этом смысле можно сказать, что он действует вполне мудро. Слава Богу. А будущее покажет.

Но во всяком случае, когда он или его близкие друзья о чём-то говорят, к сожалению, нужно делить на два или на восемь. Это не всегда бывает так, как звучит. Когда речь идёт между собой в дружеском кругу, там и интонации, и оценки меняются. У отца Георгия есть мнение, что вся Церковь должна идти именно тем путем, который он нащупал. А вся Церковь не хочет этого. Он никак не может с этим согласиться и примириться. Поэтому существует две формы бытия. Одна епархиально-приходская, как наша, как Устав Церкви велит, который принят на Архиерейском Соборе. И другая форма, которую сочинил отец Георгий, опять же, используя протестантские технологии, которые как бы возвращают нас в прежние века. Но это все чисто внешне. Если сейчас взять доску, взять не значит, что из-под твоей кисти возникнет икона 15 века. Это будет лишь попытка теми же средствами написать икону. Но икона будет 21 века. Но сам я этого вопроса не касался десятилетиями. Для меня это тоже рана. Не могу сказать, что я к этому ровно отношусь. Мне бы хотелось, чтобы все вернулось на круги своя. Но, зная отца Георгия, я понимаю, что это невозможно. Жизнь человека не очень длинная. Увидим, что будет потом. Вряд ли на его смену придет лидер, который будет действовать также продуманно. Скорее всего это будет рассыпаться. Будут споры, скандалы, как это бывает со всякими сектами. Пророчествовать, конечно, не хочется, да и не желаю я этого. К старости вообще становишься не таким радикалом, как бывал в молодости. Хотя из тех, кто его знал, я пожалуй наиболее толерантно относился к нему и к его деятельности. Когда он еще базировался в Сретенском монастыре, я к нему приходил и даже пытался его затормозить. Но он не воспринимал, даже не услышал. Хотя, у меня о том молодом периоде нашего общения, 40 лет назад, самые хорошие воспоминания.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, а что можно было бы сказать людям, которых зовут в эту общину? Как и чем можно предостеречь людей, зазываемых в секты или в то же «Православное Братство»? Что их там ждёт?

Прот. Димитрий Смирнов: Надо сказать, что я не знаю. Может быть. Они тоже куда-то дрейфуют. Если туда прийти посмотреть, ясно что они будут вести себя несколько иначе. А потом, я думаю, они мне либо дверь не откроют, либо выгонят. Побить-то вряд ли решатся. Но отношение к моей персоне мне известно. Но это не то, что мы все понимаем под словами «Русская Православная Церковь». Это некая особенная жизнь.

Прот. Александр Березовский: То есть там некий особый дух.

Прот. Димитрий Смирнов: Вот это самое главное. Там родился, поддерживается и тлеет совершенно другой дух церковности. И не интеллектуалы, как Сергей Сергеевич Аверинцев, а люди действительно духоносные, их не поддерживали. Если кому-то нужен формальный авторитет, то, понятное дело, такие люди как отец Иоанн Крестьянкин или отец Павел Груздев или какие-то ещё духовные авторитеты, никогда не поддерживали.

Телезритель: Раб Божий Игорь, Москва. Может ли святость возрастать и уменьшаться в течение жизни человека или это некая постоянная величина?

Прот. Димитрий Смирнов: Святость, конечно, не константа. Жизнь во Святом Духе – как дыхание. Там есть свой вдох, свой выдох. Можно бесконечно возрастать во Святом Духе, а можно терять. Это как отношения между людьми.

Даже если вернуться: моё отношение к отцу Георгию и его отношение ко мне претерпевали в течение жизни разные изменения. Сейчас мы в разводе. Но это не значит, что для меня всё забыто. Я сожалею.

Так же и здесь. Это совсем не константа. Совершенство связано вот с чем. Когда человек уже изрядный период живёт в Духе Святом, и его жизнь подчинена Духу Святому, в нём образуются навыки святой жизни. Эти навыки есть совершенство. Потому что человек уже поступает не просто жёстко по инструкции, а это его внутренняя духовная потребность. Дух Святый в нём действует. Но надо понимать, что Дух Святый всегда может человека оставить даже по результатам принятого помысла. Но вернуться к духовной жизни всегда можно. Правда, это всегда труднее. Если падение и делом, тогда сложнее. А если на уровне помыслов, то возвращение всегда гораздо легче. Если это не состояние прелести. В этом случае ещё тяжелее. Вот в этом смысле я дерзну предположить – предположить только – что наш отец Георгий находится в состоянии некоторой прелести.

Прот. Александр Березовский: Может ли Бог очистить человека от греха, если сам человек не раскаивается или по забывчивости, или по упёртости, по гордости своей?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, конечно.

Прот. Александр Березовский: Ну а если за него молятся все родственники? Мы знаем евангельский случай, когда принесли ко Христу расслабленного. Сам он не просил об исцелении и прощении. За него ж просили другие…

Прот. Димитрий Смирнов: То, что за него просили, говорит о многом. Не сказано ведь, что его принесли четыре брата. Его принесли друзья. Каков же это был человек, что четыре не родные человека проделали такой долгий путь ради него... Это уже косвенно говорит о качестве человека. Вряд ли в нём была действующая упорная гордость, которую ты помянул. Господь ответил на веру этих людей. Много больных во Израиле, но они взяли только этого. Для них он был лучший из лучших. Если бы у них было братство четверых, они ходили бы по Палестине, брали бы расслабленных и притаскивали бы их к Спасителю, это одно. Было бы у них такое служение, которое опережает христианское служение, возникшее позже. Нет, это единичный случай. Этот случай вызван качеством души этого расслабленного.

Прот. Александр Березовский: То есть, его душа уже готова была воспринять то, что Господь его исцелил?

Прот. Димитрий Смирнов: Безусловно.

Христос самарянку ждал у колодца. Он её ждал, Ему эта вода, этот кувшин были совсем не нужен. Ему нужна была она, и Он её дождался. И Он ей сказал то, что не мог сказать апостолам. Потом попытался о Хлебе Жизни им начать, но они ещё не готовы были воспринять. А женщина, грешница, восприняла это. И она сразу на апостольское служение была поставлена: пошла в город, стала говорить. У неё сразу порыв возник. Она стала другим говорить: вот Мессия. А что Он ей такого сказал? Он ей сказал: Я – Христос. Совершенно открыто.

Прот. Александр Березовский: Пожалуй, только ей он так открылся…

Прот. Димитрий Смирнов: Одной единственной на всём земном шаре. Он сказал это грешнице, и показал нам всем – не бойся, что ты грешник. Если ты поймёшь то, что хочет от нас Христос, ты придёшь ко спасению. От любых грехов. Только пойми, что Господь от тебя хочет.

Телезритель: Почему аборты не запрещены на государственном уровне? Почему у нас в стране делаются дела антихристианские, когда кругом одни христиане? Вы можете объяснить популярно?

Прот. Димитрий Смирнов: Я не могу. Если бы я был президентом, я сегодня же запретил бы аборты.  Не завтра с утра, а сегодня, не откладывая. А то вдруг инфаркт произойдёт или ещё что-то. Сегодня бы написал указ. Номер бы потом проставили в администрации. И то, в интернете можно посмотреть, под каким номером последний указ, и поставил бы. Что «почему-почему»... Да мало ли что у нас такого происходит... Только общественность озабочена этим запретом. Но нужна ещё определенная решимость. А у нас не решаются даже простые вещи, которые лежат на поверхности, не буду уж к ночи поминать... Например, запретить рекламу абортов – уже сократится общее число. Второе: запретить аборты в частных медицинских учреждениях. Для них это бизнес, они заинтересованы, и, несмотря на запреты, делают их на любых сроках. Третье: можно так сделать, чтобы аборт отделить от родов. Нельзя, чтобы и роженица и женщина, готовящаяся к убийству своего ребёнка, находились практически в одной палате. А можно разрешить врачам, которые не хотят делать аборты, отказываться от этого? Чтобы их к этому не принуждали. И студентов медицинских ВУЗов, которые не хотят ни изучать эту процедуру, ни смотреть, как это делается, избавить от этого. Почему? Потому что к медицине-то это не имеет отношения. При смертной казни тоже врач присутствует, но только для того, чтобы засвидетельствовать смерть, а не для того, чтобы лечить. Аборт к медицине отношения не имеет. К медицине отношение имеет только смерть. А там никаких вопросов по поводу убийства детей не происходит. Аборт – это просто натуральное убийство. Ни один человек в мире, кроме Маши Арбатовой, не станет этого отрицать. Это убийство совершается очень зверским способом, с особой жестокостью и цинизмом. Конечно, это надо прекратить. Но у нас в стране определённая часть народа, которая против аборта, считает, что их запрещать не надо. Вирус неправильного понимания свободы проник в их головы. Многие люди, в том числе и некоторые священники, говорят: запретами ничего не добьёшься. Здравствуйте. А почему же тогда запрещают героин?  Почему запрещают резать людей в трамвае? Почему запрещают отрезать сумочки в троллейбусе? Почему запрещают грабить в метро? Почему это запрещают, если запретами ничего не достигнешь? Хотят протестировать школьники на наркотики, так тут же возникают какие-то непонятные вопли. Есть задача, чтобы наркотиков не было? Все средства тут хороши. В этом случае лучше перегиб, чем недогиб. Так и с абортами. Они должны быть запрещены сегодня же. Но сладить с таким миллионным бизнесом непросто. Как и с бизнесом распространителей табака, наркотиков… Это очень тяжёлая работа. Но если мы будем молиться, если будем говорить об этом и пропагандировать здоровые ценности и воспитывать детей так, чтобы аборт был им отвратителен так же, как газовая камера, тогда будет результат. Само общество должно это осудить и осуждать.  А у нас это и в кинофильмах обсуждается. Термины всякие изобретают, чтобы прикрыть убийство собственного дитяти. Нам же нужно при каждом возможном случае поднимать эту проблему.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 2

    1. Natalia1603:

      Большое спасибо, батюшка, что ответили на мой вопрос. Будем исправляться.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.