Радио «Радонеж». Протоиерей Димитрий Смирнов. Видеозапись прямого эфира от 2013.05.25
Видеозапись прямого эфира радиостанции "Радонеж", во время которого протоиерей Димитрий Смирнов отвечает на вопросы радиослушателей. Ведущий – протоиерей Александр Березовский. Радиоэфир от 25 мая 2013 года.

   1. Как радоваться жизни, если считаешь себя хуже других?   (2:10)

земная радость, неземная радость, благодать Святого Духа, духовная радость, утешение, радость от общения с Богом

   2. Можно ли без радости преодолевать жизненные страдания?   (4:03)

жизненные испытания, горе, утешение Святого Духа, как пережить горе, молитва, сердечная чистота

   3. По каким признакам можно распознать присутствие Царствия Божия внутри себя?   (9:50)

Царствие Божие внутри нас, Благодать Божия, орудие Божие, близость к Богу, видеть свои грехи

   4. Как побороть страх?   (13:37)

страх, маловерие

   5. Как правильно любить супруга, чтобы и не творить из него кумира, и не разочаровываться?   (15:17)

брак, супружество, любовь, влюблённость, недостатки человека, изучение избранника, выбор избранника

   6. Какое у нас будущее?   (18:44)

будущее народа, вымирание народа, покаяние народа, аборты, гомосексуализм, неразумные законы, секты

   7. Как молиться, чтобы Бог услышал?   (26:24)

молитва, исполнение молитвы, отношение к Богу

   8. Заботится ли душа усопшего о том, что происходит с его телом? Влияет ли забота о могиле или способ погребения на загробную участь усопшего?   (27:47)

любовь к усопшим, молитва за усопшим, забота об усопших, проявления любви

   9. Как остановить ритм гонки и спешки в большом городе?   (30:11)

жизнь в мегаполисах, ритм городской жизни

  10. Можно ли крестить младенца дома, пригласив священника, или обязательно это делать в храме?   (30:57)

Церковные Правила, как правильно Крестить

  11. Правда ли, что обида – это самый главный грех?   (32:20)

гордость, обида, следствие гордости

  12. Как научиться не обижаться?   (33:00)

молиться за обижающих

  13. Когда помысел уже считается грехом, и нужно в нём каяться?   (34:14)

четыре стадии греха, прилог помысла, сочетание с помыслом, пленение помыслом, падение,

  14. Что означают слова Евангелия от Луки: «И, окончив все искушение, диавол отошёл от Него до времени» (Лк. 4,13)?   (35:38)

Евангелие, искушения Христа

  15. Что является причиной зависти?   (36:10)

зависть, гордость, глупость

  16. Существуют ли особенные правила поведения в день Причастия, и какие?   (38:04)

Причастие, смысл Причастия, хранить день Причастия, благодать Божия

  17. Что означают слова Христа «ты сказал»? Можно ли Причащаться, если довелось впасть в искушение во время подготовки?   (42:30)

разговор Христа и Пилата, искушение, смущение, Причащение, Причастие

  18. Заслуживают ли бомжи, большинство из которых просто лентяи, помощи и поддержки?   (46:58)

асоциальное поведение, нищие, бомжи, помощь нищим, оказать милость

  19. Можно ли венчаться с баптистом?   (48:37)

семья, венчание, брак с инославным, баптизм

  20. Нужны ли Богу наши цветы, которыми мы украшаем церковь?   (53:43)

церковь, храм, украшение храма, пожертвование в храм

Прот. Димитрий Смирнов: Добрый вечер, дорогие братья и сестры. Мы с отцом Александром начинаем нашу обычную программу в прямом эфире радио «Радонеж». И, если вы пожелаете, мы ответим на ваши вопросы – если вы нам позвоните по телефону 8 (495) 959-59-39. Хочу поблагодарить тех, кто уже подписался на «Православную беседу» и кто прислал свои пожертвования журналу, это дало ему возможность выжить до сего дня. Подписка продолжается. Индекс – 73319. Можно подписаться на второе полугодие, что [продлит] жизнь одному из самых старых наших православных журналов со времени получения Церковью свободы.

Прот. Александр Березовский: Добрый вечер, дорогие слушатели. Напоминаю, что вы также можете присылать ваши вопросы по СМС на короткий номер 5522. В начале сообщения напишите слово «вера» и, через пробел, текст вашего вопроса. Он поступит нам в студию. Будем рады на него ответить. Батюшка, начну пока с тех вопросов, которые пришли на наш сайт. Раба Божия Нина: «Как радоваться жизни, если считаешь себя хуже всех остальных?»

Прот. Димитрий Смирнов: Если стоит задача радоваться, то это можно делать только искусственно и с помощью каких-то стимуляторов, из коих самым распространённым является алкоголь. Выпил – и радуешься. Но задача не так ставится. Задача ставится так: стяжать благодать Святого Духа, Который есть Утешитель. И Он даёт человеку неземную радость. Эта радость совершенно другого происхождения – не химического, не от обстоятельств жизни. Когда человек получает удовольствие, он, как и всякое живое существо, получает некую радость. Совсем другая радость от близости к Богу, от общения с Ним. Поэтому [здесь] речь идёт не об обычной человеческой радости: поцеловал ребёнка – и на душе приятно, съел эклерчик – и нормально, соловья услышал – и на сердце потеплело. Это всё душевные и телесные переживания, это всё относится к другой сфере жизни человека. Конечно, это тоже имеет некоторую важность. Но это не вечно. Со смертью тела это всё кончается. Речь же идёт о неизбывной вечной радости о Святом Духе.

Прот. Александр Березовский: Но как без радости преодолевать те страдания, которые нам посылаются Богом?

Прот. Димитрий Смирнов: Только приобретая благодать Святого Духа, Который и даст эту радость. А так, понимаешь… Человек попал под трамвай. И он должен лежать и радоваться? «Слава Богу, у меня кровь хлещет! Слава Богу, у меня всё теперь болит! Слава Богу, я под трамваем!» Это же безумие. Или: «У меня папа умер, я гопака пляшу». Скажут, сдвинулся парень от горя. Однажды я одну матушку причащал, она старенькая уже была, за 80 лет. Я пришел её причащать, а она говорит: «Отец Димитрий, помолись, мой бывший сын умер». И улыбается. Почему «бывший»? Она в постриге была, и прошлая жизнь – это уже прошлое. Она как мать за него переживает, но на душе у неё спокойно, она знает, что его Бог прибрал. И она согласна, смиренно это восприняла. Вот сегодня пришла женщина на Исповедь – вся в чёрном, мрачная, у неё сын погиб. Очень, как теперь говорят, переживает это событие. А та – со светлейшим лицом. Откуда? От молитвы. То есть у неё нет ни слёз, ни печали. У неё в сердце клокочет Дух Святой, Он её и утешает. Всё понятно для неё.

Прот. Александр Березовский: Но чтобы такую радость обрести, человек должен пройти долгий путь отрешения от мира.

Прот. Димитрий Смирнов: От страстей.

Прот. Александр Березовский: Но большинство людей – маловоцерковлённые.

Прот. Димитрий Смирнов: А для большинства людей такая задача не стоит. Это задача высшего христианского совершенства. Вот говорит человек: «Как можно радоваться?» Да никак! Никогда это не получится до тех пор, пока не стяжаешь благодать Святаго Духа. А человек хочет радоваться, когда он весь погружён в мир. Как для него возможна эта радость? Это всё равно, что нищий холоп спросит, как ездить в золочёной карете «как мой герцог ездит». Никак. Ты ведь холоп! Будешь всё время ходить пешком и босиком, а лапти только в церковь надевать. Никак, потому что он граф, а ты холоп, и никуда ты от этого не денешься. А если ты хочешь стать графом, служи Отечеству, царю, может быть, кто-нибудь даст тебе графское достоинство. Потому что многим из клевретов царских за особые заслуги дают звания – и баронов, и графов, и князей. Пожалуйста, путь этот не закрыт, но только таким образом. А то человек сидит, обычный смертный грешник, и думает: «Как мне радоваться?» Это огромнейший подвиг. Преподобный Серафим сидел в нетопленной келье и радовался, ему было тепло. Как? Ты помолись, не поспи, мишку зимой покорми с рук хлебушком. Вот тогда будет у тебя радость. А то сидят перед телевизором, всё на свете клянут, сплетничают, смотрят, у кого какого цвета нижнее бельё, кто с кем живёт, а потом хотят непрестанной радости. Извините. Должна быть чистота сердечная.

Прот. Александр Березовский: Выправить свою жизнь.

Прот. Димитрий Смирнов: Только [так]. А другого пути нет. Потому что Господь говорит именно о той – совершенной – радости, когда человек приходит к Богу.

Прот. Александр Березовский: Но вот апостол говорит: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите» (1Фес., 5, 16-18).

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно, но апостол этого достиг. И понятно – человек, переполненный радостью, хочет этой радостью со всеми поделиться. Как преподобный Серафим, который говорил: «Христос Воскресе, радость моя!» Для него и все радость, и на душе [у него] радость, и всегда у него Пасха. И понятно, он хочет этим поделиться и всех [к этому] призывает. Но это самая вершина – радость о Господе в Духе Святом. Нельзя же на вершину попасть сразу. Туда путь долгий, в гору, потеть надо, падать, ещё может, скатываться и скользить.

Прот. Александр Березовский: Екатерина: «В притче Господь говорит, что человек сажает семя, и рост его ему не заметен. Может ли человек не знать, что внутри него созревает Царствие Божие? Какие признаки этого созревания?»

Прот. Димитрий Смирнов: Не то, что «может», а человек об этом не знает и даже об этом не думает, потому что у него другое отношение к миру. Он не занимается самоценом, он просто изменил своё отношение к жизни. Он по долгу и по чувству творит дела христианские, потому что у него сердце христианское. Если человек начинающий должен нудить себя, ибо Царство Небесное нудится (Мф., 11, 12), то потом, когда он уже обретает духовный навык, и когда благодать Божия приходит к нему – потому что благодать всегда помогает труженику на ниве Христовой, – он может совершить ради Господа и Господом огромные дела. О которых другие люди удивляются: как это один человек мог сделать? Да не мог, конечно. Это Господь всё делает. А человек является только лопатой в руках Бога.

Прот. Александр Березовский: Проводником благодати.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да, как кран, из которого течёт [вода]. Только нужно очень скромно от всего устраниться, на себя не примерять. Когда человек смотрит, мол, зреет у меня [Царство Небесное внутри] или не зреет, тогда сразу гордость начинается и какие-то мерещатся вещи, и благодать сразу отходит. У человека правая [рука] не должна знать, что делает левая (Мф., 6, 3). Он делает спокойно, скромно, о себе ничего не помышляет, знает, что он раб негодный (Лк., 17, 10).

Прот. Александр Березовский: Но человек видит, что он уже не делает тех безобразий, которые творил совсем недавно.

Прот. Димитрий Смирнов: Но те безобразия он, во-первых, помнит. А потом он видит огромное море других. Если подниматься – или на дерево залезать, или на лифте ехать на смотровую площадку, – то, чем выше, тем дальше ты видишь. Поэтому чем ближе человек к Богу поднимается, тем больше он видит своих грехов. А когда он достиг Бога, он видит одни свои грехи. И у него начинается радостотворный плач о своих грехах. Он не может не плакать, потому что он видит одни грехи.

Прот. Александр Березовский: И при этом радуется?

Прот. Димитрий Смирнов: А благодать-то? Он же видит благодатью. Это же мы условно говорим – «по сосне лазать», – а всё же происходит без всякого лазания. На самом деле это не мы к Богу идём, это Бог к нам идёт, мы просто Его пускаем. И когда благодать приходит, она и даёт человеку возможность эту. Это просто такой образ, что мы поднимаемся. А Бог – Он везде: и вверху, и внизу, и справа, и сзади.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, Руслан задаёт вопрос: «Как одолеть страх? От чего он возникает?»

Прот. Димитрий Смирнов: От маловерия.

Прот. Александр Березовский: И как одолеваются страхи маловерия?

Прот. Димитрий Смирнов: Возложением упования на Господа.

Прот. Александр Березовский: Страх вползает в душу помимо воли человека.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, и что ж? А воля человека может быть направлена на просьбу к Богу о том, чтобы Он его от этого избавил. Когда человек начинает молиться, сердце его мужает. Когда человек обращается к Богу: «Господи!» – он сразу чувствует, что Бог рядом, и действует спокойно.

Прот. Александр Березовский: Но это процесс небыстрый.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, бывает, и быстрый, особенно в экстремальных обстоятельствах.

Прот. Александр Березовский: Но это с каким-то одним страхом, а люди полны страхов вообще обо всём. Боятся за себя, за своих родных, за то, что будет завтра, за то, что вообще никогда не будет, и то боятся.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, я с этим постоянно сталкиваюсь. Хорошо помогает пустырник.

Прот. Александр Березовский: Можно попить немножко.

Прот. Димитрий Смирнов: Может быть и вообще – попить. На ночь.

Прот. Александр Березовский: Александр из Пскова: «Как человеку, состоящему в браке или готовящемуся к нему, любить супруга или супругу и при этом не творить из него кумира (Исх., 20, 3)? Как правильно любить, чтобы потом не разочаровываться?»

Прот. Димитрий Смирнов: Чтобы не разочаровываться, нужно не очаровываться. Поэтому жениться нужно не по одной только влюбленности. Надо досконально, насколько это возможно, изучить объект своей влюблённости.

Прот. Александр Березовский: То есть такой, рациональный, подход?

Прот. Димитрий Смирнов: Обязательно. Как учил нас Антон Павлович Чехов, «женитьба – шаг серьёзный, как бы чего не вышло».

Прот. Александр Березовский: Но тогда обязательно найдёшь изъян, который встанет поперёк твоего желания.

Прот. Димитрий Смирнов: Обязательно. И не один. Вот это и желательно. А потом взвесить: моя любовь сильней, чем этот изъян, или этот изъян разрушит мою любовь и поглотит? Если разрушит, тогда нечего и затевать проект.

Прот. Александр Березовский: А как человек может знать, разрушит или не разрушит?

Прот. Димитрий Смирнов: Взвесить.

Прот. Александр Березовский: Но ему-то кажется, мол, люблю так, что всё преодолею. Это же всегда кажущееся чувство.

Прот. Димитрий Смирнов: А надо подождать годик-другой, потом уже решать.

Прот. Александр Березовский: То есть, поиспытывать свои чувства?

Прот. Димитрий Смирнов: Да не чувства нужно испытывать, а нужно те недостатки, которые выявятся в период жениховства и в период, когда женщина – невеста, увидеть и узнать. Смогу ли я с этим жить? А то приходят молодые супруги и начинают жаловаться, и их претензии абсолютно обоснованные. Вот сегодня одна молодая женщина пришла и говорит: «Муж очень груб». Обоснована [претензия]? Абсолютно. Но надо было, прежде чем замуж за него выходить, подождать годик-полтора и посмотреть: а может, он груб? Сейчас, пока он жених, он ласковый. А потом как будет?

Прот. Александр Березовский: А потом как будет, никто не знает.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну почему, можно многое увидеть, если только этим заниматься.

Прот. Александр Березовский: Одна [женщина] пишет: «Прежде, чем жениться, мы обсуждали вопрос, сколько детей будет в семье. Муж говорил: «Хочу, чтобы было много». А потом выяснилось, что он вообще их не любит и не хочет. Обманул просто – видно, зная, чего она от него ждёт.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, ничего. У нас половина браков распадается.

Прот. Александр Березовский: Увы. И остаются те, кто невиновен в этих разводах – маленькие детки.

Прот. Димитрий Смирнов: Разумеется.

Прот. Александр Березовский: А потом спрашиваем, какое наше будущее.

Прот. Димитрий Смирнов: Наше будущее очевидно, что об этом говорить и это обсуждать. Должно произойти чудо. И это чудо – покаяние. Нужно себя увидеть и начать жить по-христиански. Но это должен народ проснуться. Какая-то линия, струя этого пробуждения видна. Но пока это не стало всеобщим настроем народа.

Прот. Александр Березовский: Но хотя бы тенденция заметна.

Прот. Димитрий Смирнов: Тенденция заметна, но её амплитуда не очень велика, на мой вкус. Мне кажется, слишком медленно всё [происходит]. Силы зла растут с гораздо большей силой. В одном скандинавском парламенте уже серьёзно обсуждается вопрос о том, чтобы не только «благословить» для людей педофилию, это уже пройденный этап. А [чтобы разрешить] инцест. То есть не наказывать людей за сожительство: матери с сыном, отца с дочерью, сына с отцом, братьев между собой. Вот это – «благо». В парламенте уже идут дебаты. Ну, это что? Содом и Гоморра отдыхают. Как мы видим, в одном месте приняли однополые браки – в Испании, – и по всей Европе пошло. Сейчас уже и во Франции. Причем, это страны, которые некогда считались опорой Римско-католической церкви. Особенно Испания всегда считалась очень верующей страной. Какая уж там вера? Какое будущее? Чтобы этому злу противостоять, Россия должна быть единой, мощной, верующей, нравственной. А у нас что? Хоккей собирает стадионы, а Церковь сколько собирает и кого? Мужчины все там (на хоккее – ред.). Другая половина в пивной. А в это время народ тает, женщины рожают всё меньше, абортов – сколько было, столько и есть. И, главное, врачи, которые должны останавливать этот процесс, наоборот, его стимулируют. Пресса, деятели искусства, кинематографисты стимулируют всё это самоубийство. Хотя вот в Чили – сейчас пришла информация – запретили аборты. И что? Женская смертность, которую все предрекали из-за подпольных абортов, снизилась. Народонаселение выросло. Всё, чем пугают обычно, – ничего этого нет. Никаких криминальных абортов, ничего этого нет. На протяжении десятков лет изучали, наблюдали. Есть результат, есть статистика. Эти враги рода человеческого визжат, а статистика [доказывает обратное]. Бедная страна! Всё происходит совершенно удивительным способом.

Прот. Александр Березовский: Вот интересно, действительно. Законы принимаются вопреки здравому смыслу: вопреки логике, вопреки статистике.

Прот. Димитрий Смирнов: Потому что кто-то проплачивает мнение людей. Если мы не видим здравого смысла, то либо человек безумец, либо он куплен. Безумец или нет, проверить просто. Берёшь кусок хозяйственного мыла и говоришь: «Ешь!» Если он ест, значит, безумец. А если нет? Значит, куплен. Или с чего это он? С чего повторяют то, что не соответствует истине? Например: «Россия – многоконфессиональная и многонациональная страна». Вот для чего эту ерунду повторяют, когда мы самая, можно сказать, моноконфессиональная и самая моноконфесиональная страна?

Прот. Александр Березовский: Ну, чтобы это мнение привилось в людях.

Прот. Димитрий Смирнов: Но это же неправда. Потому что, какая же «много», если 85 процентов – люди одной и той же нации и одной и той же веры? Ну, немного есть, конечно, представителей других религий, и очень они у нас хорошо живут, и уважаемы, и никто их не обижает. И секты есть, сейчас же с сектами никто не борется. Сегодня вот одна женщина пришла и говорит, что она была в секте этого крокодила, который выдавал себя за Симеона, которого два года назад Господь прибрал. Обобрали её – тогда она протрезвела. А так – первым делом приходят и говорят: «Давай квартиру нам». Человек нестарый, молодой – уже хотят привязать: «Ты в церковь ходи, но к священникам не подходи». Все секты – это бизнес, главное – это деньги. Раньше сектами хоть КГБ занимался. А сейчас – пожалуйста, чего хочешь делай. КГБ знает о всех сектах, но реальной работы по противодействию сектам не заметно.

Прот. Александр Березовский: Но они – зарегистрированные религиозные объединения.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, это не зарегистрировано даже. Просто религиозные отморозки.

Прот. Александр Березовский: Самочинцы.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, пользующиеся неграмотностью населения. Как на Украине – [якобы] четыре православных церкви. Ну, это же из-за неграмотности населения.

Прот. Александр Березовский: «Молитвы не доходят к Богу. Как молиться, чтобы Бог услышал? Помогите. Ирина из Рязанской области».

Прот. Димитрий Смирнов: О, очень просто. Надо перестать клеветать на Бога. Так не бывает. Вот мы сейчас с тобой говорим, а Бог «нас не слышит». Это исключено. Это просто человек по гордости считает, что Бог – мальчик на побегушках: «Эй, половой! Ещё два пива!» И ему должно тут же – бум! – два пива [свалиться]. Это хамское отношение к Богу. Все написано: как молиться, и сколько нужно ждать, и про судью (Лк., 18, 1-8). Нет, человек ничего не хочет, он хочет вот прямо сейчас.

Прот. Александр Березовский: Ну да, если щёлкнул пальцами, и не появилось, значит [Он] «не слышал».

Прот. Димитрий Смирнов: Да, значит «не слышал». Ишь, какой! И это что, отношение к Богу? Хамство. Как к родителям хамство, так и к Богу. Поэтому тут нечего и отвечать. И хотят, чтобы я ещё научил, как заставить Бога на себя работать. Нашли учителя.

Прот. Александр Березовский: «Как известно, после смерти человека душа отделяется от его тела и попадает либо в рай, либо в ад. А есть ли разница для души, что происходит с её мертвым телом: сжигают его или хоронят, ходят ли родственники на могилу? Или главное – молиться за усопшего в церкви? А судьба тела и ухоженность могилы на душу влияют?»

Прот. Димитрий Смирнов: Дело в том, что молитва сродников может быть выражена в разных формах. Уход за могилой – это же форма обращения к Богу и выражение любви к усопшему. Поэтому – любовь влияет. Проявление любви есть обращение к Богу. Это (уход за могилой – ред.) вещь, конечно, не главная. Как открытка с поздравлением – она играет какую-то роль? Никакой.

Прот. Александр Березовский: Радует.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. А почему радует? Потому что это символ отношения.

Прот. Александр Березовский: Внимания.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Уход за могилой – это тоже символ отношения к данному человеку. А для человека играют роль внешние вещи. Юноша дарит девушке букет цветов. Цена ему – 200 рублей, астрочки подарил со стипендии. И она улыбается, довольна. Ей что, этот веник, что ли, нужен? Конечно, нет. Ей важно, что стоит за этим. Поэтому для Бога и для самого усопшего важно, что за этим стоят чувства, которые так выражены. Поэтому нельзя сказать, что это не молитва.

Прот. Александр Березовский: То есть наши чувства к усопшему каким-то образом до него доходят?

Прот. Димитрий Смирнов: Безусловно, они доходят в молитве, это невозможно отделить.

Прот. Александр Березовский: Раб Божий Андрей: «Как остановить ритм гонки и спешки из-за жизни в большом городе?»

Прот. Димитрий Смирнов: Поспать. Я сегодня после службы поспал – видишь, какое у меня настроение хорошее. День уже к закату, а я свежий, бодрый. Вот удалось [поспать], и сразу другая жизнь пошла. А так к вечеру субботы обычно еле жив.

Прот. Александр Березовский: Ну, это если дела позволяют.

Прот. Димитрий Смирнов: Вот дела позволили. Как же здорово!

Прот. Александр Березовский: Марина из Великобритании: «Разрешается ли крестить младенца дома, пригласив священника, или это нужно делать в храме?»

Прот. Димитрий Смирнов: По правилам церковным – в храме. Но если ребёночек болен, или дом находится в Антарктиде, а ближайшая церковь в Рио-Де-Жанейро, тогда можно. Правда,  в Антарктиде у нас теперь тоже храм есть.

Прот. Александр Березовский: Даже два, батюшка.

Прот. Димитрий Смирнов: Вот это я как-то прозевал.

Прот. Александр Березовский: Я читал, что уже два.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну вот. Наш отец Константин в первый ездил. Владыка Феогност ещё туда ездил, освящал. Теперь вспомнил. Таинство [Крещения] – столь великое, что и место должно соответствовать величию Таинства. Должен быть либо специально созданный баптистерий или крещальный храм, либо, за неимением такого, – [крестить] в храме, в котором совершаются богослужения. Чтобы и причастить ребёночка.

Прот. Александр Березовский: Василий из Новосибирска: «Верно ли, что обида – это самый главный грех, что осознание и изживание чувства обиды – первоочередная задача христианина? Так ли это?»

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, не так. Дело в том, что обида – это следствие очень многих недостатков христианских и, во-первых, гордости. Вот гордость – это главный грех.

Прот. Александр Березовский: То есть обида – это, скорее, проявление гордости?

Прот. Димитрий Смирнов: Одно из проявлений. Поэтому обида всегда вторична. Человеку кажется, почему-то, что к нему должно быть другое отношение.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, а как научиться не обижаться? Обида вспыхивает, как огонёк какой-то.

Прот. Димитрий Смирнов: Господь сказал… Ты не читал, что ли, Евангелие?

Прот. Александр Березовский: Читал.

Прот. Димитрий Смирнов: Написано: молитесь…

Прот. Александр Березовский: …за обижающих вас (Мф., 5, 44).

Прот. Димитрий Смирнов: Что тут, как учиться? Вот как сказано, так и надо учиться.

Прот. Александр Березовский: Многие говорят: молюсь, а обида всё равно живёт.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, так надо 10 лет молиться, 20 лет молиться, 30 лет молиться – и всё пройдёт. А на что ещё жизнь тратить, как не на борьбу с грехом? Кино, вино, домино? Это бесплодно.

Прот. Александр Березовский: Это скучно.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, нет, не скажи. Вино, особенно – чего там скучного? Наоборот, очень утешительно. Но потом, конечно, болезни, расплата бывает. Рекомендовать это нельзя как средство. Но, во всяком случае, для многих миллионов людей это является очень большим подспорьем. Евгения: «Когда помысел можно уже считать грехом и каяться в нём? Бывает, приходит мысль – я её сразу отвергаю. Согрешила ли я тем, что помысел пришёл?»

Прот. Димитрий Смирнов: Нет. Помысел проходит четыре стадии. Первая – прилог, когда он появился. Вторая – сочетание, когда [человек] сочетался с помыслом. Это уже грех. Потом – пленение, когда помысел уже человека захватил, и он готов действовать по этому помыслу. И последнее – уже падение, когда человек согрешает и делом по внушению помысла. Со второго шага это уже грех. А когда отвергаешь на первой стадии – никакого греха нет, это обычная наша жизнь. Упала первая капля дождя, ты зонтик раскрыл – и не намок. А если постоял, а потом раскрыл, то ты всё равно мокрый.

Прот. Александр Березовский: Надежда из Санкт-Петербурга: «Сатана искушал Иисуса, и, «окончив все искушения, отошёл от Него до времени» (Лк., 4, 13). Что значит «до времени»?»

Прот. Димитрий Смирнов: Как что? Тут буквально.

Прот. Александр Березовский: То есть до следующего искушения в Гефсиманском саду?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, например.

Прот. Александр Березовский: Максим с Украины: «Поясните, пожалуйста, откуда берётся у людей зависть. Что ими движет? Почему люди завидуют тому, что есть и что получается у других?»

Прот. Димитрий Смирнов: Тоже от гордости. Ну, ещё от глупости. Но всё-таки гордости здесь больше. Просто гордость человека оглупляет. Чем больше в человеке гордости, тем больше в нём и глупости. Человек почему-то считает, что он достоин того, что есть у другого. В этом смысле он считает себя умнее Бога. Но это же полная глупость. Вот в чём причина зависти.

Прот. Александр Березовский: Человек считает, что это ему нужно.

Прот. Димитрий Смирнов: Но Бог-то лучше знает.

Прот. Александр Березовский: Опять же, апеллируют к словам: «Просите, и дастся вам» (Мф., 7, 7).

Прот. Димитрий Смирнов: А кто же возражает?

Прот. Александр Березовский: Почему Бог, зная, что нам нужно, всё-таки ждёт нашей просьбы?

Прот. Димитрий Смирнов: Бог ждёт и из-за желания общения с нами, и ждёт, чтобы мы труд применили. Потому что то, что без труда достигается… Очень многие дети богатых людей проматывают всё, что накопили родители. Это частое очень явление. Даром досталось – не ценят.

Прот. Александр Березовский: Нет ума даже сохранить то, что есть, не то, что накопить своё.

Прот. Димитрий Смирнов: Да.

Прот. Александр Березовский: Раба Божия Людмила: «Существуют ли определённые правила поведения после Причастия, и какие?»

Прот. Димитрий Смирнов: Общее правило – нужно быть в таком устроении, которое соответствует этому событию.

Прот. Александр Березовский: Многие смущаются: можно ли в этот день какими-то хозяйственными делами заниматься или в гости пойти, или, наоборот, пригласить к себе?

Прот. Димитрий Смирнов: Понимаешь, отец Александр, тут не стоит вопрос, можно ли. Нет таких церковных правил, чтобы сказать: так, в гости не ходить. Или к тёще ходи, а к деверю не ходи. А есть правило такое: каждый поступай по размышлению собственного ума (Рим., 14, 5). А если уж человек не знает, ходить ему или не ходить, тогда бесполезно, тут надо голову лечить или в школу рабочей молодежи пойти изучать алгебру, геометрию, чтобы немножко развиваться. Книжки читать, только классические, конечно, где язык хороший, где сложные коллизии. Географией хорошо заняться, тоже развивает очень география.

Прот. Александр Березовский: Задача человека – не растерять то, что он получил от Бога в этом Таинстве.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Вот такая задача.

Прот. Александр Березовский: Уж как ты её будешь решать…

Прот. Димитрий Смирнов: Да. А то «можно или нельзя» – это мы можем сутками разговаривать. «А на самолёте можно летать?» – «Можно». – «А на вертолёте можно?» – «На вертолёте можно». – «А на маленьком самолёте можно летать?» Ну и так далее, про одну авиацию можно двенадцать тысяч вопросов сочинить. «А на параплане? А вот Вы сказали, что можно на самолёте летать, я полетел на АН-2, а меня вырвало. Что делать с пакетом, если я всё-таки успел выхватить его?» И вот сейчас будем это всё обсуждать, в этом во всём копаться… А для некоторых людей это проблема: вишнёвая косточка. Что с ней делать?

Прот. Александр Березовский: Батюшка, нужна инструкция, очень нужна.

Прот. Димитрий Смирнов: А Бог-то хочет другого. Путём инструкции пошли люди Ветхого Завета. Такой опыт был. Поэтому, когда пришёл Мессия, они Его распяли. Нам совершенно другое нужно: чтобы человек понял, чего хочет от него Бог. А для Бога неважно, баранинка или свининка, буженинка или просто кексик с чайком и лимончиком. Не об этом кровь Христова пролита, чтобы «лимончик», «свининка»… Это дело давно минувших дней, детство человека. Вот для ребёнка это важно: сегодня мороженое не кушаем. Но когда взрослые люди, по шестьдесят-семьдесят лет, начинают, там, «творожок»… Это уже, конечно, тяжело. Когда же будем о душе-то думать, а не о творожке?

Прот. Александр Березовский: Вопрос, батюшка, у нас есть.

Прот. Димитрий Смирнов: Алло, добрый вечер, слушаем Вас.

Слушатель: Добрый вечер, батюшка. Первый вопрос по Евангелию. Что означают слова Христа «ты сказал» (Лк., 23, 3)? А второй вопрос по поводу подготовки к Причастию. Можно ли причащаться, если довелось впасть в искушение во время подготовки? Бывает, что откладываешь Причастие, боишься. Всего Вам доброго.

Прот. Димитрий Смирнов: Счастливо. Господь обращал внимание Пилата на его собственные размышления об этом предмете, который его, якобы, интересовал. И Господь, Всеведец, знал все размышления Пилата. Знал и видел, что он прекрасно понимает, что Он ни в чем не виноват. Поэтому, когда тот его спрашивал, Он его возвращал к его же словам. Мол, ты сам знаешь, что об этом говорить? Потому что, что бы Он ни сказал ему в дополнение, это бы ничего не прибавило. Господь не хотел его ни в чём убеждать, да это было и невозможно. Потому что попытки спасти Его были очень слабые, и он действовал из соображений, скорее, собственной безопасности. То есть Пилат спасал собственную шкуру. В этой ситуации пытаться доказать собственную правоту, невинность было бессмысленно. Шкура-то остается шкурой. По Причастию. Ну, можно отложить Причастие на «после смерти» и вообще никогда не причаститься, потому что лукавый всегда хочет человека [от Причастия удержать] , пользуясь его мнительностью, например, или другими качествами, раздражительностью. Недаром многие замечают, что, как только Великий Пост начинается, так скандалы в доме. «Ах, ты хочешь поститься? Ну, погоди, я тебе сейчас попощусь! У тебя будет такое настроеньице, что хоть в церковь не ходи – стыдно глаза оторвать от земли к Небу». Ну, некоторые люди бесстыжие, такая тоже есть категория людей, им это легко. А те, у которых есть стыдливость… Видимо, Вы из этих людей, и вот у Вас сразу начинаются проблемы. То есть он вас побеждает. Не любовь ко Христу и желание с Ним соединиться в Вас побеждает, а дьявол, который бомбардирует Вас смущениями. Любое смущение – от дьявола! Любое! Вот это надо знать и из этого исходить. Вообще Вам уже пора святых отцов начинать читать.

Прот. Александр Березовский: Кто не причащается, тот Бога не любит.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, святитель Иннокентий, [митрополит Московский], так сказал. Нет любви к Иисусу Христу.

Прот. Александр Березовский: Сергей, Волгоград: «Заслуживают ли люди без определенного места жительства, которые ведут антиобщественный образ жизни, жалости и помощи? Зачастую они сами виноваты, потому что причина их страданий – собственная лень». Вот мы оказываем им какое-то сочувствие…

Прот. Димитрий Смирнов: Я уверен, что тот, кто вопрошает, не оказывает. Поэтому – что нам волноваться за него?

Прот. Александр Березовский: Ну да, «сам виноват».

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Вот тот, который лежал, истекая кровью, на которого напали разбойники, мимо которого левит прошёл и священник (Лк., 10, 30-35), тоже был сам виноват. Я точно знаю.

Прот. Александр Березовский: В том, что такой дорогой ходит один.

Прот. Димитрий Смирнов: Вот именно. Сам виноват. А самарянин дал слабину и попал на деньги. Дал денег, гостиник с тем занимался, потом пришёл второй раз, опять попал на деньги. А тот антиобщественное действие производил – ходил под себя, раны загнили, вонь пошла. Антисанитария – антибиотиков тогда не было. Разогнал всю клиентуру в гостинице. Антиобщественно.

Прот. Александр Березовский: Раба Божия Мария: «Мой жених – верующий человек, христианин, и хочет со мной повенчаться.  Одна проблема: он баптист. Что нам делать, есть ли выход? Посоветуйте».

Прот. Димитрий Смирнов: Не знаю, надо [эту ситуацию] изучать. Одна моя прихожанка сегодня вышла замуж за ирландца. Он верующий, католик. Этот вопрос можно было исследовать. А здесь сложно сказать. Баптист баптисту рознь. Что у него в головке?

Прот. Александр Березовский: Но сам факт: православный человек хочет создать семью с неправославным. Что из этого может получиться?

Прот. Димитрий Смирнов: Не может, а получится.

Прот. Александр Березовский: Большая проблема?

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Куда ребёночка-то водить? Туда, где ему будут потом рассказывать, что Православная Церковь – это «мёртвое собрание», где «поклоняются идолам»? Что Богу «не нужно служение рук человеческих, поэтому осенять себя крестным знамением совсем не нужно»? Где будут говорить, что у Богородицы были дети? Что почитать Её – безумие? Что, если мама умрёт, за неё не надо молиться? Этому всему будут учить детей? Надо узнать, из чего состоит эта баптистская вера. Сходить туда, посмотреть, послушать. Баптисты очень ревностные в вере люди. Я не представляю, чтобы папа-баптист разрешил, чтобы его дети были «идолопоклонниками». Они же считают, что мы – идолопоклонники. А что в общине скажут? Да выгонят из общины. Согласен ли он пожертвовать этим? Можно ли строить дом, заложив в подвале бомбу килограммов на 50 тринитротолуола? Без взрывателя, просто чтобы лежала. Можно. Находит же сейчас бомбы времен Второй Мировой. Обезвреживают их, взрывают. Они все действующие. Не взорвалась – слава Богу. Но если какой-нибудь паренёк лет 12-ти найдет, он начнет её распиливать. Ему же интересно, что там внутри. Так что всё чревато. Надо исследовать, что за баптист, куда ходит, что он по этому поводу думает, что для него есть домашняя Церковь. Потом – венчаться. В Церкви православной венчаться? У баптистов Таинства Венчания нет, у них только Крещение.

Прот. Александр Березовский: Поэтому там нельзя венчаться. Либо у него вера модернизированная.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, я очень уважаю… У меня даже есть знакомые баптисты. Я к ним очень хорошо и спокойно отношусь. Считаю вообще, что баптисту легко сделать шаг к истинной вере. Но учат там неправославно, и вообще к Церкви там отношение как к «конкурирующей фирме». Обзывают разными словами. Алло, добрый вечер.

Слушатель: Добрый вечер, звоню вам из Минска, Беларусь. Зовут меня Наталья.

Прот. Димитрий Смирнов: А Минск разве в Беларуси?

Слушатель: Пока да.

Прот. Димитрий Смирнов: А я и не знал. Минск – это Беларусь? Ну, надо же.

Слушатель: Мы Вас приглашаем, приезжайте к нам в Минск.

Прот. Димитрий Смирнов: А я бывал там пять раз, даже семь.

Слушатель: Приезжайте ещё, мы Вам очень рады. У меня такой вопрос. Я незрячий человек, но мне очень хочется быть полезной Церкви. Несколько лет подряд к Пасхе ищу спонсоров, которые бы пожертвовали цветы на Плащаницу. В одном из храмов батюшка сказал, что цветы не нужны. Нужны ли Богу цветы, и стоит ли этим заниматься? Или цветы – это плохо?

Прот. Димитрий Смирнов: Понимаете, если бы цветы были «плохо», то Господь бы их не создавал. Это же Он сочинил эти цветы. Есть цветы, которые мы создали – розы, например…  Роз в диком виде не бывает, есть у шиповника, но они, всё-таки, другой формы. Поэтому вопрос звучит странно. Они не нужны батюшке того храма, но всегда можно списаться с храмом, который с удовольствием их примет. Думаю, в Минске таких найдется достаточно. Там все храмы прекрасные, я во многих был, новые мне очень нравятся, как лебеди стоят, в хороших местах поставлены. Цветы нужны, как и храм. Зачем нужен ли храм? Чтобы совершить Литургию, достаточно пенька в лесу. Но, к сожалению, бывает ветер и дождик, поэтому удобнее нам собираться под крышей, в специальных местах. И потом, естественно для нас украшать те места, где мы молимся. Мы уже сегодня об этом немножко говорили. Поэтому храмы имеют определённую форму символическую. Жалко, что Вы этого не видите, это очень красиво. Поэтому и людей, которые далеки от Церкви, храмы поражают. Архитектура храма резко выделяется на фоне современного «квадратного» пейзажа и сразу привлекает своей красотой, теплотой. То есть храм является ещё и миссионерским маяком. А аромат цветов напоминает рай, который нами утрачен. Когда цветы в храме увядают, их полагается сжигать, их в контейнер не выбрасывают. Увядание цветов показывает, что наш земной рай недолговечен. Это призыв тоже. Поэтому тут специфическое отношение батюшки. Я, например, люблю, когда храм украшен цветами, мы стараемся [украшать]. Но из Белоруссии слать цветы к нам в храм… Хотя пожертвовать можете. Вот у меня идея такая – построить храм Петра и Февронии, и мы обращались через телеканал «Союз», что можно жертвовать…

Прот. Александр Березовский: СМС на короткий номер 7715.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Если хотя бы москвичам это надо, то построим. Я готов этому делу помогать, но, понятно, нужны миллионы, у меня таких средств нет и быть не может. Но уже первые поступили средства, я всех благодарю. Вот таким образом можно содействовать. Но это уже в другой раз, потому что у нас передача закончилась. Всего вам доброго, до свидания.

Прот. Александр Березовский: Всего доброго!


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 13

    1. msa:

      Анна,:)
      Один раз так воскресенье провёл,слушая батюшек и православные песнопения)хорошо получилось)

    2. makdalin:

      Спасибо!

    3. msa:

      вот,слушаешь батюшек и возвращаешься в нормальное состояние)

    4. Анна Вихляева:

      Спасибо.

    5. msa:

      спасибо,очень-очень понравилось,интересно!

    6. Александр, Москва:

      Дай Бог здоровья и сил любимым батюшкам и всем, кто делает эти программы с батюшками!
      Как много эти проповеди, выступления и программы значат для людей! И как много людей их слушает, смотрит, следит за ними… И таких людей становится все больше и больше.
      Но не всех радует успех этих богоугодных усилий. Бесов это раздражает. Вот недавно в телепрограмме с архимандритом Илларионом был один престарелый тележурналист, пропагандист еще с коммунистическим бэкграундом, потомственный, из породы «работников идеологического фронта». И он не преминул настучать на батюшку в прямом эфире, заявив, что, мол, «интеллигенцию» возмущает поведение одного протоиерея, который поучает и учит жить с экрана телевидения. Мол, «интеллигенция» возмущена, оскорблена и не приемлет…
      Ну какие они, эти дешевые пропагандисты, эта прошедшая специальный отбор коммуно-сатанинскими властями шобла, эти позднеры всех мастей, «интеллигенция»?.. Это образованщина, да и образованщиной-то их можно назвать с большим натягом. Сатанисты, слуги Лукавого, одержимые бесами и служащие Золотому Тельцу — вот их имя…

      А число тех, кто находит в передачах с батюшками жизненно важное для себя, растёт.

      • ludmelis:

        Ну какие они, эти дешевые пропагандисты…?Это образованщина, да и образованщиной-то их можно назвать с большим натягом…
        Я бы проще охарактеризовала, используя формулировку о.Димитрия, это те, кому радость жизни, как ни крути и, чем не прикрывайся,»кино, вино и домино» = «демпинг,фьючерс, пирамида»(и непременно ты {поснерсобчакхламомада} — на её вершине)

    7. Алексей:

      Всем Добрый день ! Помогай Господь Отцу Димитрий и Александру и всем нам Божией помощи ! Христос Воскресе ! И с наступающим Праздником Вознесеним Господим!

    8. георгий панчулидзе:

      Спасибо Вам дорогие Батюшки!

    9. AlevtinaV:

      Добрый день. Как жаль, что Вы не выкладываете текстовые версии постов. Так было удобно, распечатывать и читать их по дороге, например. Будут ли они еще? Спасибо

      • regent:

        Просто у нашего благотворительного проекта не хватает средств и ресурсов на эту работу, но проповеди, «диалоги под часами» и другие материалы мы всё-таки по мере возможности стараемся публиковать и в расшифрованном текстовом виде (правда, иногда с запаздыванием)… будем надеяться, что когда-нибудь удастся повысить процент и скорость «расшифровываемости» всех выставляемых на блоге материалов.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.