Радио «Радонеж». Протоиерей Димитрий Смирнов. Видеозапись прямого эфира от 2013.06.08
Видеозапись прямого эфира радиостанции "Радонеж", во время которого протоиерей Димитрий Смирнов отвечает на вопросы радиослушателей. Ведущий – протоиерей Александр Березовский. Радиоэфир от 8 июня 2013 года.

   1. Святые отцы говорят, что себя нужно сравнивать не с людьми, а с Богом, как это возможно? Как уверовать, что я хуже всех?   (1:14)

Христос, идеальный человек, воплощение Бога в человека, упражнение в смирении, терпение

   2. Что значит «Царство Небесное внутри нас» (Лк. 17, 21)?   (7:05)

Благодать Божия

   3. Как отличить благодать Божию от состояния прелести или душевного восторга?   (7:26)

прелесть, благодать

   4. Имеет ли смысл заочное отпевание и «предание земле»?   (8:46)

обряды, возникновение обрядов, мифологическое мышление, языческие обряды, погребение, панихида, отпевание, поминовение усопших

   5. Обязательно ли целовать руку священника при встрече и при подходе ко кресту после службы?   (14:53)

целование руки священника, целование икон, благословение священника

   6. Раскаялся ли Иуда, признав, что предал кровь невинную? Что нужно для того, чтобы покаяние стало настоящим?   (16:31)

Иуда, раскаяние, сожаление о содеянном, грех, раскаяние о грехе, покаяние

   7. Стоит ли принимать участие в разговорах о Церкви людей неверующих и во многом ошибающихся?   (17:56)

разговоры о церкви, разговор с неверующими, диспут с неверующими, спор с неверующими, гордость

   8. Что делать, если внук сам не хочет идти в храм и бабушку не пускает?   (20:24)

внуки, бабушки, отношения в семье

   9. Почему я испытываю чувство вины перед обездоленными людьми за своё благополучие?   (21:03)

прелесть, благополучие, вина, мнимая вина, помощь ближним

  10. Как делать больше добрых дел, если нет на это времени?   (22:40)

добрые дела, потребность делать добро, умягчение сердца, тщеславие

  11. Зачем нужно такое количество разных молитв, если достаточно одной Иисусовой молитвы?   (25:01)

молитва, Иисусова молитва,

  12. Как возникла традиция разделять мощи святых на частицы? Не является ли это неким кощунством?   (27:37)

мощи, частички мощей, разделение мощей

  12. Противоречит ли кремация правилам христианской Церкви?   (29:03)

погребение, кремация, языческий обряд

  13. В каких жизненных случаях читают Псалтирь, а в каких – акафисты?   (30:25)

Псалтирь, акафисты, молитвы

  14. Полезно ли мирянам говорить на богословские темы? Не будет ли это горделивым умствованием?   (32:29)

богословие, гордость

  15. Насколько можно прислушиваться к монашеским трудам о семейной жизни?   (34:34)

богословие, семейная жизнь, монашество, опыт семейной жизни

  16. Грешно ли хотеть занять высокую должность, на которой я могу принести пользу своему предприятию?   (35:43)

отношения на работе, карьера, грех

  17. Почему Иоанн Предтеча не указал прямо на Христа как на Мессию, ведь к нему бы прислушались тысячи?   (37:36)

Иоанн Предтеча, Мессия, пророк

  18. Можно ли давать детям святую воду в течение дня, или ради сохранения благоговения только по утрам?   (38:35)

святая вода, благоговейное отношение к святыне, воспитание детей, развивающие игры

  19. Откуда берётся русофобия? В чём причина ненависти к русским?   (42:37)

Советский режим, оккупация, национальные обиды

  20. Как найти себя в жизни? Как правильно выбрать свой путь, чтобы потом не сожалеть?   (45:03)

жизненный выбор, реализация в жизни, христианское отношение к труду

  21. Россию называют православной страной, а была ли у нас чистая православная вера, без примеси язычества?   (48:51)

вера, язычество, язычество в христианстве, православие

Прот. Димитрий Смирнов: Добрый вечер, дорогие братья и сестры! Христос Воскресе! Мы начинаем с отцом Александром нашу обычную программу, и, если вы нам позвоните по телефону 8-495-959-59-39, мы постараемся ответить на ваши вопросы. У микрофона протоиерей Димитрий Смирнов.

Прот. Александр Березовский: Добрый вечер, батюшка, добрый вечер, дорогие слушатели! Напоминаю, что вы также можете присылать ваши вопросы по SMS на короткий номер 5522. В начале сообщения напишите слово «Вера» и через пробел текст вашего вопроса.

Роман из Москвы спрашивает: «Святые отцы говорят, что себя надо сравнивать не с людьми, а с Богом. Не понятно, как себя сравнивать с Богом, ведь Он несоизмеримо выше нас. И как уверовать, что я хуже всех?»

Прот. Димитрий Смирнов: Имеется в виду, конечно, Господь наш Иисус Христос, Который во плоти нам явил идеального человека. А почему, потому что, если мы будем сравнивать себя с людьми, мы будем их осуждать и превозноситься. Это, конечно… А вот во Христе невозможно найти никакого изъяна, а лишь Его оклеветать, поэтому святой отец даёт такой совет. Как научиться? Чтобы научиться, нужно только одно: взирать на эталон и молиться Богу. И, конечно, пробовать.

Прот. Александр Березовский: Чтобы научиться, нужно захотеть научиться.

Прот. Димитрий Смирнов: Это предполагает, потому что о чём-то молиться можно, только желая.

Прот. Александр Березовский: Большинство людей хотят не научиться, а сразу приобрести, вот сразу. «Господи, дай мне терпения, чтобы завтра у меня…»

Прот. Димитрий Смирнов: Терпения… Вот какая-то ситуация, допустим, ждёт человек трамвая. Уже рождаются определённые слова, и если человек скажет: «Господи, дай мне терпения», Господь тут же даст. Вот это будет шаг вперёд. Просто отсутствие в данный момент терпения, терпение – важная добродетель, если о ней начать говорить, то должно служить нам не сигналом к раздражению, а сигналом к молитве и напоминанием о том, что вот, пожалуйста, тебе упражнение.

Прот. Александр Березовский: У меня был случай, батюшка, когда одна женщина пришла, я ей порекомендовал читать Евангелие, она приходит и говорит: «Дальше читать не буду». Я говорю: «А что такое?» Да вот, говорит, дочитала до того, как бедная женщина просила за свою болящую дочь, а Христос ей даже не ответил. И, говорит, что-то мне так стало горько, что ж Он такой жестокосердный. То есть люди видят во Христе тоже изъяны, тоже грехи, несовершенства.

Прот. Димитрий Смирнов: Тут вот в чём дело. Ты читал до конца, в чём дело?

Прот. Александр Березовский: Ну не поняла.

Прот. Димитрий Смирнов: Она же сказала, что не дочитала. Он дочку-то исцелил. А это был урок для всех, кто видел, для неё самой и для нас, что некоторые вещи Господь исполняет с пожданием. Бывает, не очень большим.

Прот. Александр Березовский: Мы-то привыкли, что, если человек в беде, надо всё бросить и бежать ему на помощь. А тут обратная ситуация. Такое ощущение, что Он пренебрегает её бедой.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, не знаю. Если читать от начала до конца, такое совершенно не складывается впечатление.

Прот. Александр Березовский: Но это у нас с Вами, потому что мы знаем суть этого события.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Там ведь не много, не на пять страниц повествование, буквально три абзаца. И всё сразу становится ясно. Он пришёл к погибшим овцам дома Израилева, исполняя послушание Отца Небесного. И в это вклинивается хананеян, и Он испытывает его веру. Как без испытания этой веры нарушить послушание?

Прот. Александр Березовский: В нашей жизни тоже часто бывают такие сомнения: а что предпочесть?

Прот. Димитрий Смирнов: Да. И вот здесь как раз Он и делает вывод, который для нас является нравоучением. Что предпочесть: посидеть с больным?.. Ко мне сегодня одна женщина пришла и говорит: «Я сижу с пожилой женщиной, она меня шантажирует». Я спрашиваю: «Каким образом?» Эта пожилая женщина говорит: «Вот ты сейчас уходишь от меня, идёшь в храм. А я не могу пойти. И вот сейчас ты уйдёшь, а я свяжу простыни (она на втором этаже, но там большие потолки) и спущусь из окна». Та говорит: «Раз ты так хочешь сделать, я боюсь, и я останусь».

Прот. Александр Березовский: Вопрос: «Что значит “Царство Небесное внутри нас” (Лк. 17, 21)?

Прот. Димитрий Смирнов: Речь идёт о благодати Божией, потому что Бог может быть в нас только посредством благодати. Вот что это значит.

Прот. Александр Березовский: А как не ошибиться, что это именно благодать Божия, а не состояние прелести или душевного восторга?

Прот. Димитрий Смирнов: Тут не ошибёшься, потому что скорее всего прелесть и душевный восторг. Может быть, какое-то истероидное впечатление о себе самом, потому что явное присутствие благодати Божией – это ни с чем не сравнимая вещь. Поэтому то, чем человек себя обычно тешит, это бывает нервное состояние души.

Прот. Александр Березовский: Но, не имея такого опыта личного, человек может усомниться, что это действительно от Бога. Очень часто задают вопрос.

Прот. Димитрий Смирнов: Сомневаться – это для человека очень нормально. На то и ум даден.

Прот. Александр Березовский: Но умом-то не различишь, что в тебе есть.

Прот. Димитрий Смирнов: Потому что это не дело ума. И вообще не наше дело – различать. Когда придёт благодать Божия, её ни с чем не спутаешь. Надо это принять как некий факт.

Прот. Александр Березовский: Имеет ли смысл заочное отпевание и «предание земле»?

Прот. Димитрий Смирнов: «Предание земле» как насыпают в пакетик песка? Нет, конечно. Не имеет никакого сакраментального смысла. Вообще какой-то странный обряд, который возник, понятно, в послевоенное время.

Прот. Александр Березовский: А само понятие «заочное отпевание»?

Прот. Димитрий Смирнов: Тоже это новое, вообще, это часто… Например, День сошествия Святого Духа на апостолов у нас называется Троица. А Вход Господень в Иерусалим именуется Вербным воскресеньем. И так же заупокойное богослужение у нас называлось маленькое панихида, а большое – это отпевание. И поэтому говорят: вот, батюшка, убили на фронте сынка, как отпевать, он похоронен незнамо где, заочно можно отпеть? И возникли все эти земельки, заочное отпевание. Такого не было до войны. Об усопших служилась панихида. Или можно было послужить даже заупокойную Всенощную и Литургию. Отпевание поют только над мощами, над усопшим телом.

Прот. Александр Березовский: Да, и молитвы, которые читаются в конце неё, и вкладывается уже в руку усопшим.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, это всё законное, а когда нет усопшего, то это сложится в другой форме. Но сейчас возник уже новый обычай, он не вполне каноничен, но сейчас уже… Это как цветы на гроб класть – такого до революции не было. Наоборот, это всячески отрицалось, и священники призывали, чтобы препятствовали всяким венкам, потому что это чисто языческий ритуал. А сейчас это укоренилось, и даже духовенство теперь цветы возлагает на гроб священнику, меньше ста лет назад такого даже невозможно было себе представить.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, но принести цветы живому человеку – это выразить ему уважение и любовь. А принести усопшему – в чём здесь грех или неправота? Это тоже выражение любви.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну не было такого обычая в Церкви. А потом, вот мы принесли цветы, дальше что с ними делаем?

Прот. Александр Березовский: Они на могиле, украшается могила как место погребения.

Прот. Димитрий Смирнов: На могиле с ними проделывают жесточайшую операцию: на глазах у всех отрубают стебли лопатой. Роется яма, и они вставляются. Для чего? Чтобы граждане не украли их с могилы и не продали родственникам следующего покойника. Всё это выглядит просто чудовищно – все эти ритуалы, которые совершаются как-то так со знанием дела.

Прот. Александр Березовский: Но уже с привычкой.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, с привычкой. От этого веет жутью, а не любовью к усопшему. Усопшему нужна молитва! А возложение венков и цветов – это украшение статуй, которые есть языческий обряд. А усопшему – кадильный дым, милостыня, свечи, молитва. Так было по-христиански. А это вторжение языческой обрядности в нашу церковную жизнь. Которая победила.

Прот. Александр Березовский: То есть по-христиански, как раньше было, это поросший травкой холмик небольшой и крест над ним? И никаких цветов?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, почему? Может быть памятник. Почему? Цветы на могиле – самая обычная вещь. Но это другое. Приходят люди по весне, сажают анютины глазки, или вереск, ли ещё что-то, мирт, где что растёт. Какие-то можжевельники вечнозелёные в знак вечной жизни. Это совсем другое. Это входит в то, как мы вообще кладбища украшаем. В этом нет ничего плохого. Холмик – это как некий минимум. А люди побогаче всегда делали памятники, с крестами, гранитные, мраморные, ничего в этом такого плохого нет, с надписями, кто здесь почивает до Воскрешения мёртвых.

Прот. Александр Березовский: Надежда: «Обязательно ли целовать руку священника при встрече и при подходе ко кресту после службы?»

Прот. Димитрий Смирнов: Существует у нас такой обычай: прикладываться к благословляющей нас руке. Поэтому очень важно, какая мотивация у того человека, который не хочет этого делать. Исходя из этой мотивации нужно и давать совет. Допустим, он говорит: я это делаю с гордостью. Тогда, наоборот, надо сказать: ты знаешь, я на твоём месте даже два раза бы поцеловал, чтобы своей гордости прищемить хвост. Хотя можно разное увидеть.

Прот. Александр Березовский: Некоторые люди не понимают смысла в этом целовании, то есть зачем это нужно. Что это: как некая традиция лишь или какой-то в этом есть действительно смысл?

Прот. Димитрий Смирнов: Смысл есть. А прикладываться к иконе? Целовать руку, которая тебя благословила, – это равночестно прикладываться устами к иконе после того, как мы произнесли молитву, абсолютно, это идентичные вещи. Священник не от себя же благословляет, а именем Божиим.

Прот. Александр Березовский: «Раскаялся ли Иуда, признав, что предал кровь невинную? Что нужно для того, чтобы покаяние стало настоящим?»

Прот. Димитрий Смирнов: Настоящее раскаяние связано с исповеданием Богу, чего он не сделал. Он пожалел о содеянном.

Прот. Александр Березовский: То есть это ещё не покаяние?

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно, если бы это было покаяние, у него на душе было бы светло. А у него на душе было так темно, что он пошёл удавился, настолько его мучил этот грех.

Прот. Александр Березовский: А чтобы это сожаление или раскаянье стало покаянием и стало светло, что для этого нужно?

Прот. Димитрий Смирнов: Он должен был бежать на Голгофу и испросить прощения у своего Учителя. И больше ничего, и Он бы его, конечно, простил.

Прот. Александр Березовский: Пав на колени: «Господи, прости меня!»

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Обняв Его пречистые ноги и облобызав раны на Его ногах. По-моему, тут всё очень понятно.

Прот. Александр Березовский: Михаил из Ижевска: «Как реагировать на околоцерковные разговоры коллег? Высказывать, что они неправы, как-то глупо: меня не спрашивает никто. Молчать – чувствую дискомфорт, как будто предаю своим молчанием Христа»

Прот. Димитрий Смирнов: А около церкви не надо стоять, надо в неё входить и молиться Богу.

Прот. Александр Березовский: А то, что говорят другие, – это же происходит при нём?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну мало ли что другие говорят.

Прот. Александр Березовский: То есть пытаться кому-то что-то доказать, неправоту, или как-то разъяснить…

Прот. Димитрий Смирнов: По-моему, это безумная гордость, которая всегда творит всякие бессмыслицы.

Прот. Александр Березовский: То есть как-то переломить мнение человека о Церкви с помощью слов нельзя?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет.

Прот. Александр Березовский: Но как-то мы все призваны к проповеди, к святительству, к апостольству.

Прот. Димитрий Смирнов: Вот и свидетельствуй, и проповедуй, апостольствуй.

Прот. Александр Березовский: А как, если Вы говорите, что слова людей не вразумляют?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, тех людей, которые уже явно исповедали себя как противники. Ленин, Александр Невзоров, Гитлер. «Гражданин Шикльгрубер, Вы не правы со своими оккультными идиотизмами». Ну и что? Что ты ему докажешь? Он будет орать и кричать: «Зиг хайль!» Это бесполезно! Это им как раз, собственно, и надо как повод, чтобы тебя истязать или убить. Посмеяться, поиздеваться. Это же нарушение заповеди Божией: не мечите бисер перед свиньями. Перед этими поросятами – чего-то им доказывать?..

Прот. Александр Березовский: Бабушка Наталья: «Что делать, если девятилетний ребёнок отказывается идти в храм? Оставить не с кем, и мне тоже приходится оставаться дома. На все мои уговоры он никак не реагирует».

Прот. Димитрий Смирнов: Это надо знать всю семейную ситуацию. Если бабушка нанялась туда за двадцать рублей с ним сидеть, это одно. А если бабушка – свободный человек, она может ходить в храм, когда ей угодно, чего это она должна с ним сидеть?

Прот. Александр Березовский: Анна из Калужской области: «Как относиться к своему чувству вины перед теми, кто болен, беден, несчастлив в семье, за своё незаслуженное благополучие. Может быть, это состояние прелести у меня?»

Прот. Димитрий Смирнов: Смотря как человек использует эту энергию сострадания. Если на то, чтобы помочь, тогда, значит, всё благо. А если поахать, то это состояние прелести, конечно.

Прот. Александр Березовский: Многие говорят: мне всех жалко, но что я могу для всех сделать, мне не хватит ни сил, ни средств.

Прот. Димитрий Смирнов: А никто никогда не говорил, что для всех. Речь идёт исключительно об одних ближних.

Прот. Александр Березовский: Посмотри, кто к тебе поближе.

Прот. Димитрий Смирнов: Да там и смотреть не надо. Каждый день кто-то приходит, чего-то просит, что-то случается, и так далее. По-моему, делать – не переделать. Мне тут одна женщина, которая находится две недели в отпуске, говорит: «Ушла отдохнуть – вообще ни секунды свободной!» Вроде бы человек не на работе, столько должно времени освободиться – да вообще! То один, то другой, то третий, то родственник, то знакомый, то сосед.

Прот. Александр Березовский: Людмила из Вологодской области: «Одним из четырёх путей получения Божьей благодати Вы назвали добрые дела. Как быть, если образ жизни человека не очень активный: работа, дом, дети, семейные хлопоты, подсобное хозяйство – свободного времени почти нет. И в то же время есть потребность по силе возможности делать добрые дела. Как делать больше добрых дел, как их найти?»

Прот. Димитрий Смирнов: Очень просто. Надо пойти ко мне в рабство, и я научу.

Прот. Александр Березовский: Будешь делать с утра до ночи добрые дела.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Вопрос наиглупейший.

Прот. Александр Березовский: Хочется облагодетельствовать как можно больше людей.

Прот. Димитрий Смирнов: Да дело же не в этом. Это просто задача совершенно не христианская. Христианская задача – умягчить своё сердце. Вот. Опять, для чего? Для восприятия благодати Божией, которая есть Царство Небесное. Но нет нигде, ни в Евангелии не написано: ты должен облагодетельствовать как можно больше людей. А если весь мир приобрящешь, а душе своей повредишь? И какой смыл, кроме тщеславия, в твоём облагодетельствовании? Никакого. Так же и здесь: приусадебное хозяйство, работа там… Ну не хочешь, не надо, кто тебя заставляет? Просто добрые дела – это один их путей умягчения сердца. Один из. Помимо молитвы, Таинств, чтения Писания.

Прот. Александр Березовский: Спрашивают, как делать больше добрых дел.

Прот. Димитрий Смирнов: Да не надо больше. Дело не в количестве. Как и о молитве сказано: «Не в многословии будете услышаны».

Прот. Александр Березовский: Как раз о молитве следующий вопрос: «Зачем нужно такое количество разных молитв, если достаточно одной Иисусовой молитвы?»

Прот. Димитрий Смирнов: Достаточно. Вполне достаточно.

Прот. Александр Березовский: И тогда наличие всех остальных?..

Прот. Димитрий Смирнов: Ну пусть будет.

Прот. Александр Березовский: Кому-то понравится, может.

Прот. Димитрий Смирнов: У тебя есть дом?

Прот. Александр Березовский: Есть.

Прот. Димитрий Смирнов: И у меня. Но мы смотрим: а вон ещё дом. Значит, то, что у нас есть, не мешает тому, что там. Есть Иисусова молитва – замечательно. Тебе что, мешают сборники молитв, которые оставили святые люди за две тысячи лет? Мешают? Вот дом – это зачем там? Там люди живут. Вот и это для других людей, это не для тебя. Ты такой умный. Ты такой хороший, знающий, молитвенный. Ты один раз Иисусову молитву прочёл, и тебе на всю жизнь хватило. Ну и замечательно. А другим надо ещё, на копание кладезя они хотят. Тут мне позвонили с одного завода, где делают нам церковное вино, и говорят: «Дождя нет. Сейчас весь урожай гибнет, жара несусветная». Мы помолились, звоним: «Ну как?» – «Был дождичек десять минут, но это только для сорняков» Я тогда у детей спросил: «Детки, давайте помолитесь, у нас там урожай гибнет». Они помолились – звонят: «Ливень!» Я говорю: «Вот другое дело». Читали молитву, там поминание Ильи Пророка, из молебна. Так что вот. Конечно, Иисусова молитва – хорошо, но бывает, и другие молитвы тоже в дело идут.

Прот. Александр Березовский: Ну что ж, дай Бог, урожай будет.

Прот. Димитрий Смирнов: Вот и хорошо.

Прот. Александр Березовский: Алексей, Электросталь: «Как возникла традиция разделять мощи святых на частицы? Не является ли это неким кощунством?»

Прот. Димитрий Смирнов: Не знаю, как возникла. Но понятно, что, во-первых, когда перекладывают мощи, там остаются какие-то частички. И потом, тело усопшего тоже ведь состоит из разных частичек, и всякие споры возникали у венецианцев с барийцами. Поделили и разделили мощи святителя Николая. Даже в те далёкие, именуемые Средними века это практиковалось.

Прот. Александр Березовский: Да, не все люди могут приехать в одно место поклониться. А так возможность…

Прот. Димитрий Смирнов: Увеличивается. И потом, мы видим, каждый храм стремится иметь какие-то мощи, частички. Церковь никогда с этим не боролась.

Прот. Александр Березовский: Михаил: «Противоречит ли кремация правилам христианской Церкви?»

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно, противоречит. Это языческий обряд.

Прот. Александр Березовский: То есть, это всё-таки нежелательно, если есть возможность?..

Прот. Димитрий Смирнов: Это языческий обряд. Зачем нам совершать языческий обряд? Можно в Ганг опустить тело, и пусть он плывёт, украшенный цветами. Так в Индии хоронят. Ну зачем? Или на Красной площади положить.

Прот. Александр Березовский: Сейчас ответ очень простой: дешевле. Дешевле похоронить так.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну например, если всё делать самому, то можно и дёшево. Почему обязательно всё покупать? Самим выкопать, самим сделать гроб. Да любой мужик не хуже сделает, чем то, что ему там предлагают, обитое ситчиком.

Прот. Александр Березовский: «В каких жизненных случаях читают Псалтирь, а в каких – акафисты?»

Прот. Димитрий Смирнов: Вообще Псалтирь читали всегда, с первых веков христианства, а акафисты только в самое последнее время. Читать Псалтирь – это и есть древняя практика христианская.

Прот. Александр Березовский: Раньше не было такого обилия молитвословий, была только Псалтирь. Из неё состояло богослужение.

Прот. Димитрий Смирнов: Это первый молитвенник Церкви христианской, который, понятное дело, заимствован из ветхозаветного богослужебного круга. Это нам понятно. А акафисты – это уже на основании того акафиста, который мы читаем на Похвалу Богородицы, стали создавать сначала другие акафисты, в честь празднования Её икон, других событий Её жизни, и дальше уже пошли акафисты всех святых, потому что эта форма народу понравилась.

Прот. Александр Березовский: Сейчас считается, что Псалтирь – это когда по усопшим надо помолиться, а когда порадоваться…

Прот. Димитрий Смирнов: Это тоже вышел обычай оттуда, из древности, когда человек хотел молиться много и долго об усопшем, поэтому читали Псалтирь. С этим было связано. Не потому что Псалтирь как-то связана с поминовением именно усопших. Семнадцатая кафизма – это понятно, там специальные слова. Читают-то всю подряд, все двадцать кафизм.

Прот. Александр Березовский: А форма акафиста более радостная.

Прот. Димитрий Смирнов: Это просто прославление святого.

Прот. Александр Березовский: «Полезно ли нам говорить друг с другом на богословские темы или это будет горделивое мудрствование, ведь мы не богословы по образованию?»

Прот. Димитрий Смирнов: Да я бы вообще и богословам не очень рекомендовал.

Прот. Александр Березовский: Да? А почему, батюшка? То есть современный человек вообще не дотягивает каких-то богословских тем?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, бывает, но всё-таки таких людей, может, на всём земном шаре три десятка. И они больше читают, иногда выступают с лекциями, иногда, ещё реже, что-то пишут.

Прот. Александр Березовский: В чём опасность таких богословствований?

Прот. Димитрий Смирнов: Богословие уже создано.

Прот. Александр Березовский: Невозможно прибавить к тому, что уже есть?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, есть вещи, которые мало исследованы, с точки зрения, во всяком случае, мало написано. Вот такая тема, как семейная жизнь, потому что богословие в основном создавалось людьми монашествующими.

Прот. Александр Березовский: Но вот эту тему-то надо доразвивать, особенно для современного человека, поэтому какие-то должны быть богословские изыскания на эту тему.

Прот. Димитрий Смирнов: Не изыскания, а скорее всего некоторые изъяснения.

Прот. Александр Березовский: Да, того, что уже нам передано.

Прот. Димитрий Смирнов: Должно быть прикладное богословие, доступное для мирянина.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, нередко о семейной жизни писали всё-таки монахи. Но вот к их советам, их мнению насколько можно прислушиваться, ведь они не имели опыта семейной жизни?

Прот. Димитрий Смирнов: Для этого не нужен опыт. Богословие – это же взгляд как бы сверху, для этого не нужно знать, о чём ругаются супруги. Богословие исследует принципы устройства бытия.

Прот. Александр Березовский: То есть ответ на вопрос, как человеку быть с Богом?

Прот. Димитрий Смирнов: И как этому способствует семейная жизнь, например.

Прот. Александр Березовский: Как её устроить.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Что такое семейная жизнь и как на неё настроиться.

Прот. Александр Березовский: Это будет следующий том Ваш. Елена из Тулы: «Грешно ли желать занять определённую должность на работе? Мне кажется, я могла бы реализовать вои творческие способности на этой должности и помочь и людям, и делу».

Прот. Димитрий Смирнов: Если начальство тоже так считает, то они заметят. Если им нужно процветание дела. А совсем не на каждой работе кому-то нужно процветание какого-то дела. Иным нужно родственников устроить, иным нужно устроить людей своей национальности, иным – как можно больше привлечь денег, потому что, когда родственники или люди с тобой соплеменные, легче как-то денежки пустить не в ту сторону. Разные задачи. У тебя могут быть задачи вывести своё предприятие на какой-то такой мировой уровень, а тому, кто им руководит, это вообще не надо.

Прот. Александр Березовский: Будет конфликт.

Прот. Димитрий Смирнов: Будет, и выгонят. Нужно соображать и не очень обольщаться. От любого обольщения, даже самим собой, таким прекрасным человеком, голова кружится, и человек начинает делать ошибки. Бывает последнее горше первого.

Прот. Александр Березовский: Игорь из Санкт-Петербурга: «Почему Иоанн Предтеча не указал прямо на Христа как на Мессию, ведь к нему бы прислушались тысячи?»

Прот. Димитрий Смирнов: Мы об этом говорили, так что, если желаешь, можешь сам повторить, мы не раз этого касались.

Прот. Александр Березовский: Опять же, человек хочет указать на неточность, может быть, поведения пророка, указать, что вот я бы на его месте был…

Прот. Димитрий Смирнов: Дал слабину.

Прот. Александр Березовский: …был бы другим. Иоанн Предтеча имел дар от Бога пророческий, а все наши кажущиеся такие вещи – это не от Бога.

Ирина из Великих Лук: «Можно ли давать детям святую воду в течение дня, или ради сохранения благоговения только по утрам?»

Прот. Димитрий Смирнов: Это надо изучать. Может, ребёнок хочет просто попить. Если просто попить, тогда нет. А если он хочет именно святой воды как святой воды, то можно и не отказывать. Если мы видим, что теряется благоговение, то нет, так святую воду пить нельзя. То есть это их желание нужно превратить в повод для воспитания, для воспитательной мотивации.

Прот. Александр Березовский: То есть как-то детям объяснять, что это святыня.

Прот. Димитрий Смирнов: Любое событие детской жизни нужно использовать для педагогических действий. Любое. Плачет он, веселится, играет или помогает в чём-то папе или маме, ссорится с братиком или помогает сестрёнке и так далее. Любое действие нужно использовать. Так же и здесь. Воспитательный процесс не должен прерываться. Даже когда ты молчишь и просто смотришь на ребёнка, что он делает. Если то, что он делает, тебя как воспитателя устраивает, не вмешивайся. Если он пошёл вправо или влево, нужно подойти и постараться войти в ту атмосферу, в которой он сейчас находится, и нужно твёрдо, но ласково, спокойно, с любовью стараться это выправить.

Прот. Александр Березовский: Ребёнку ничего в жизни не интересно, кроме игры. Каким образом можно это безразличие, инфантильность в нём победить?

Прот. Димитрий Смирнов: Есть целая группа игр развивающих. Можно с помощью этих игр…например, сажать цветы – это тоже игра. Или сажать семечки, из которых послезавтра прорастёт росток, – это тоже игра. А чтение книги – это не игра? А учить буквы и называть их – разве это не игра? Надо учиться играть с собственным ребёнком.

Прот. Александр Березовский: На это нужно время, силы, которых не хватает.

Прот. Димитрий Смирнов: На что ещё тратить время, как не на игру с собственным ребёнком? Тогда какой смысл в нашей жизни?

Прот. Александр Березовский: Когда начинаешь с ребёнком заниматься, это становится интересным.

Прот. Димитрий Смирнов: Так это и есть интерес.

Прот. Александр Березовский: И оно интереснее всего остального.

Прот. Димитрий Смирнов: Это я и так знаю. Но, к сожалению, не все придерживаются таких взглядов. Наверное, думают, на работу ходить интереснее и там работать, чайки пить, ещё чего-то, обсуждать, ой как тебе хорошо, а где ты купила эту кофточку, и так далее и тому подобное. Кому дали премию, кому не дали, обсуждать дурака начальника…

Прот. Александр Березовский: . Сергей из Бреста: «Откуда берётся русофобия? Живу в Белоруссии, у нас этим и не пахнет, а из Прибалтики или Западной Украины почти нет других новостей, кроме как связанных с ненавистью ко всему русскому. В чём причина ненависти к русским?»

Прот. Димитрий Смирнов: И Прибалтика, и Западная Украина пострадали от советского режима. И так как советский режим пришёл на русских штыках, то эти люди, которые больше ничего не знают, не знают, что больше всего от советской власти пострадал русский народ, на русских всё обратили. Собственно, понятно. Русофобия – это в переводе с греческого боязнь русских. Ну и боятся. В этом есть сермяжная правда. Те, кто был в лагерях, начиная с военного времени, говорят, у украинцев с Запада и прибалтов просто забиты были лагеря в эти времена. Так что чего ожидать? А потом, не все же там погибли, в лагере, кто-то возвращался, и всю свою «любовь» передали детям, внукам, ничего, нормально.

Прот. Александр Березовский: То есть мы теперь пожинаем плоды того, что посеяли наши деды, прадеды.

Прот. Димитрий Смирнов: Не наши, извините, мои деды и прадеды в этом не участвовали. Если чьи-то участвовали, о том я очень сожалею. Но из моих дедов и прадедов ни одна душа. Сидеть сидели, расстреливать расстреливали моих дедов и прадедов, а вот насчёт того, чтобы кто-то участвовал, или хоть один был бы членом партии, такого в нашем роду не было ни одного. Поэтому совсем не все.

Прот. Александр Березовский: Сергей из Нижнего Новгорода: «Как найти себя в жизни? Как правильно выбрать свой путь, чтобы потом не сожалеть?»

Прот. Димитрий Смирнов: Не играет никакой роли, какой путь, лучше быть хорошим дворником, чем плохим директором академического института. Поэтому путь – это неважно, главное – христианское отношение к тому делу, которое ты совершаешь.

Прот. Александр Березовский: Сейчас многие люди жалуются, говорят, трудно найти работу.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, но миллионы людей из Средней Азии и из дальней Азии прекрасно находят здесь работу, просто прекрасно.

Прот. Александр Березовский: Но они соглашаются на всё.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, они хотят работать.

Прот. Александр Березовский: Нет, они хотят выжить, потому что их сюда загнала нужда.

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно. А работать для чего?

Прот. Александр Березовский: Они согласны на нищенские зарплаты, на совершенно нечеловеческие условия жизни.

Прот. Димитрий Смирнов: У них уже зарплаты далеко не нищенские. Нищенские зарплаты – это у педагогов высшей школы. Это да. Какой-нибудь старший преподаватель МГУ – вот это семнадцать тысяч. А за семнадцать тысяч таджик тебе работать не будет. Нет, он не зря так далеко приехал, чтобы тут за семнадцать тысяч работать. Или врачи. Вот Путину жаловались фельдшера – это зарплаты восемь тысяч рублей.

Прот. Александр Березовский: Такие действительно есть у нас?

Прот. Димитрий Смирнов: Ты даже не знаешь? Конечно.

Прот. Александр Березовский: Я знаю, что где-то там не периферии…

Прот. Димитрий Смирнов: У нас периферия начинается уже в Пушкино.

Прот. Александр Березовский: За кольцевой дорогой.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, до кольцевой. Пушкино – это уже километров сорок от Москвы, уже периферия. Газа нет, электричество только тогда, когда хорошая погода, а так чуть дождик, сразу отключают. Московская область. На большей по площади части Московской области нет газа. Это на Украине газ везде. А в Московской области, знаешь, есть такой город-герой Москва?

Прот. Александр Березовский: Знаю.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну вот, до Пушкино газ есть, дальше нет газа, в баллончиках вози. И дороги – как будто это полигон для танков. Так шоссе-то есть, а от шоссе до деревни – ну-ка давай-ка. Как дождь, так трактор вызывай. Вот оно, рядом, ста километров нет от Москвы. И чего там народ получает, спроси-ка. А таджику надо семью кормить, он не будет тебе, ему надо и самому здесь на пропитание, и отослать, он кормит там семью большую.

Прот. Александр Березовский: Алексей из Москвы: «Россию называют православной страной, а была ли у нас чистая православная вера, без примеси язычества? На какое время обратить внимание?»

Прот. Димитрий Смирнов: Я бы обратил внимание на любой отрезок времени нашей удивительной истории. Но не надо говорить в общем. Вот есть такое выражение, как средняя температура по больнице, учитывая тех, кто уже в морге, – тогда у всех нормальная, даже чуть прохладно себя чувствуют. Так же и здесь. Есть люди выдающиеся, как Макарий Желтоводский, замечательный святой угодник Божий, который основал несколько монастырей, святой XV века. А есть люди простые. Есть Иоанн Богослов, есть Никодим и Иосиф, тайные Христовы ученики. Все люди разные, и разная дистанция между ними и Христом. И если мы посмотрим время Макария Желтоводского и сравним, как жили в это время наши камчадалы или наши якуты, – только в бубен били и шаманили, камлали там себе потихоньку или громко. До них христианство докатилось только в середине XIX века. И как «температуру христианства» замерять? А после «победоносного шествия советской власти», когда священников всех ликвидировали, книги все сожгли, всех носителей христианства уничтожали. Что ж тут ждать, что современные люди кинулись в астрологию, в инопланетян, в экстрасенсов. Совершенно понятная реакция народа. Поэтому не надо смотреть ни на какое время. Всегда были подвижники духа, с первых дней после Крещения. Борис и Глеб – это первые наши святые, это уже дети князя Владимира. Так что есть святые, и есть люди, которые что-то понимают, что-то не понимают, что-то воспринимают, что-то у них переплавляется в голове, и сейчас тоже.

Прот. Александр Березовский: Ну да, всегда было.

Прот. Димитрий Смирнов: Естественно, каждый человек рождается из утробы матери – для него всё заново. И солнышко светит, и христианство, рядом тут ислам, и учительница биологии про обезьяну талдычит, от которой он произошёл, этот бедный ребёночек. И он должен из всего этого выплыть к Свету Божьему. Это было всегда. Каждый человек, появившийся на земле, свой путь к Богу прокладывает через это всё. Что выберет его душа. Вполне обычная ситуация.

Прот. Александр Березовский: То есть сомнения в том, православная ли наша страна, просто надуманные?

Прот. Димитрий Смирнов: Глупые.

Прот. Александр Березовский: Но есть.

Прот. Димитрий Смирнов: Есть опросы населения. 84% опрошенных говорят: я православный. Чего ещё надо? Степень разная. Но я не могу сказать, что я более православный, чем любой из тех, кто сказал, что он православный. Это Господь определит на Страшном Суде, кто из нас православный. Потому что Он только знает, что Ему нужно от нас. А мы только догадываемся.

Прот. Александр Березовский: То есть каждый в меру своего понимания идёт Христовым путём.

Прот. Димитрий Смирнов: Из тех, которые говорят, что они православные. Но тут ещё другое. Очень многие православные думают про себя, что они кто-то другие. Такое тоже есть.

Прот. Александр Березовский: Это как?

Прот. Димитрий Смирнов: Сейчас к нам в храм ходит один парень, он хочет жениться на одной нашей прихожанке. А я ему объясняю, что у нас брак возможен только во Христе. А он некрещёный даже. Но некрещёный в церковь-то ходит уже. Замечательный парень, замечательный. А я ему говорю: «Нет. Я же не могу такую хорошую мою прихожанку двадцати трёх лет отдать за тебя, если ты некрещёный. А формальное твоё крещение нам не надо».

Прот. Александр Березовский: А чего это он пришёл к Вам ещё спрашивать?

Прот. Димитрий Смирнов: Вот девушка, любовь его привела. Все разными путями: кто с горя, кто жениться хочет, у всех разные пути. Вот пришёл, сегодня мне штук семь вопросов задал. Я ему отвечаю аккуратно. Коротенько так. Она говорит: «А если он к сентябрю не станет православным?» Я говорю: «Значит, к октябрю, не волнуйся, никуда он не денется, уже попался». Она боится, что упустит жениха.

Прот. Александр Березовский: Нередко приходит девушка, говорит, что замечательный человек встретился, такой – просто мечта. Но или мусульманин, или какой-то баптист, или просто некрещёный, и к вере индифферентный. Вот как быть?

Прот. Димитрий Смирнов: Что значит «как быть»? Есть учение Церкви о браке. Если ты разделяешь учение Церкви, или не знаешь, вот я как поп тебе рассказываю. А это твоё дело. Если ты хочешь христианский брак, пожалуйста. Если хочешь лишь бы какой, всё, что тебе придётся скушать потом, скушаешь. Но христианский брак – это вот это, это, это. «Хороший человек!» Да плохих людей вообще не бывает, это я по секрету могу сказать. Все хорошие. Но хорошесть разная. Даже красавицы – они все разные. Одна блондинка, а другая негритянка. И та красавица, и та красавица. Но они разные, просто эта красива африканской красотой, а эта красива азиатской красотой. И что с этим сделаешь? Так же и это. Хороший человек мусульманин. А что, мусульмане – плохие люди? Замечательные люди. Но просто ты пойдёшь в церковь, а твои мальчики пойдут в мечеть.

Прот. Александр Березовский: Да, батюшка, много вопросов, а решать каждому самому придётся. Все вопросы не задашь батюшкам.

Прот. Димитрий Смирнов: Да можно и задать, да толку-то что.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 20

    1. Дмитрий Шибалов:

      Это батюшки Дмитрия очки, на столе лежат, в стиле «терминатор» ? :)

    2. sister:

      К вопросу 7.
      Согласна, что людям неверующим, стоящим на вне- или антихристианских позициях, ничего не докажешь и не стоит метать бисер перед свиньями.

      А как быть с неправославными христианами других конфессий (еретиками)? Стоит ли пытаться им что-то втолковать, когда они критикуют и осуждают православие, причем зачастую лихо жонглируя цитатами из Библии (что очень любят делать протестанты)? Смеются над нашими церковными службами и обрядами? Может все-таки нужно без лишних словопрений вежливо, но твердо останавливать их? А то в самом деле иногда испытываешь примерно такие же чувства, как человек, задавший вопрос 7, — чувствуешь, что своим невмешательством и молчанием предаешь родную православную Церковь.

      • ВладимирМ:

        Так как именно склока «на религиозной почве» (как бы пособачиться от всей «христианской» души) является целью подобных людей, то вступать с ними в словесную перепалку абсолютно бессмысленно, надо просто заклеивать им рот скотчем — это гораздо эффективнее.

        • sister:

          Экий Вы, батенька, сурьезный! Сами-то сколько метров скотча уже извели?
          Вообще-то это все хорошие люди, коллеги и знакомые, а я к ним со скотчем…
          Существует ли некий словесный подход, чтобы сразу таким людям дать вежливо, но твердо понять, что их дальнейшее словоблудие о малознакомом им предмете неуместно?

          • ВладимирМ:

            Похоже Вы хотите быть умнее и праведнее сказавшего: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Евангелии от Матфея, гл. 7, ст. 6) . Апостол вразумляет, о.Димитрий многожды говорит «прямым текстом» об этом… а Вы всё упорствуете… «срочно дайте тайное слово супротив хороших знакомых свиней!»… или это для Вас как бы и не авторитеты? Но разве можно сказать что-либо путное о христианстве и о вере нашей, находясь в состоянии такого настойчивого превозношения…

            • s2235:

              Владимир, а почему Сестре нельзя «…таким людям дать вежливо, но твердо понять, что их дальнейшее словоблудие о малознакомом им предмете неуместно?», и если не подействует, то «не метать бисера своего перед свиньями», ведь здесь вред от неуместности и безмерности. Справедливо Вы написали и привели цитату из писания, но речь в ней идёт не об оценке человека, а об его отношении к тому или иному, поэтому если у человека отношение к чему то отвратительное или невозможнопонимательное (пусть хотя бы пока) то есть как у свиньи к бисеру, то и не стоит зря «метать бисер», может и вредным и опасным оказаться. В этой притче нет осуждения.

              • ВладимирМ:

                Просто я внимательно слушаю о.Димитрия, который уже 259 раз говорил на эту тему, и мне этого вполне хватило, чтобы понять, принять и следовать…

                ПС и не тщиться в учительском и миссионерском превозношении относительно «хороших людей и знакомых»… и плодотворных интернет-дискуссиях на эту тему :-)

                • s2235:

                  Вот с ПСом как раз согласен, но хватит ли 259 раз чтобы это понять :)?

                  • ВладимирМ:

                    Сегодня утром по ТВ была передача, в которой креативные учёные отчитывались по новым технологиям обучения. Одна такая — по разным предметам снимают учебные ролики по 12 минут, которые можно будет скачивать и просматривать-прослушивать. Обещали наклепать их вскорости аж 8000… и привели отзыв одного человека, который сказал, что 57 раз прослушал какую-то теорему, прежде чем понял её… у меня сразу же возник вопрос, а на хрена козе баян… ведь если человек — идиот, то это надолго… зачем ему эта теорема? :-)

                  • julia l:

                    Хороший вопрос,Володь.))Кому-то и всей жизни мало.
                    «Гордость любит иметь преимущество пред всеми,а смирение ни с кем себя не сравнивает,считая себя хуже всех»(преп.Антоний)

                  • Irene:

                    +1)

    3. Ника:

      Как всегда мудрые и познавательные ответы о.Димитрия. Спасибо! Отец Александр же восхищает умением определить и обратить внимание батюшки именно на то, зачем человек задавал вопрос или дополнить ответ деталями, ради которых и был задан вопрос. Низкий поклон обоим. р.Б. Ника :)

    4. Михаил:

      Спасибо!! Хорошая передача. И вопросы с ответами очень полезные!!
      Немного вопрос с уровнем ЗП всколыхнул сознание. А есть еще очень много пенсионеров (которые живут не в Москве и не получают повышенных пенсий), у которых уровень пенсий — минимальный. Есть работники детских садов и школ, больниц. Без Веры не выжил бы ни кто. (и без огородов, друзей, родственников). Слава Богу за всё!!

    5. Mikola:

      Про Иуду (16.31) очень мощно! Спаси Вас Господь, батюшки!

    6. matvey1:

      периферия… да у нас в МЭнергетическомИнституте оклады старший преподаватель сейчас вроде 10400 а недавно было 8, у профессора-дтн-зав кафедрой ( в одном лице) — 27700

    7. Pavel1958:

      Да-а, о цветах — на могилу отцом Димитрием сказано совершенно точно и справедливо

      • Фёдорова Ирина:

        Все равно носить будут и непременно почему-то на один меньше чем живым :)

    8. Фёдорова Ирина:

      Спасибо за ответ! Всегда много полезного для себя нахожу и в ответах на вопросы, которые возникли не у меня лично.

    9. msa:

      спасибо

    10. георгий панчулидзе:

      Большое Вам спасибо отец Димитрий и отец Александр!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.