Блогпост протоиерея Димитрия Смирнова. Выпуск 50
Пятидесятый выпуск передачи "Блогпост протоиерея Димитрия Смирнова", в которой о.Димитрий отвечает на вопросы, поступившие от участников нашего мультиблога, о семейных ценностях и проблемах, о молитвенном делании и толковании непонятных мест в Священном Писании и на многие другие. Ведёт передачу протоиерей Александр Березовский.

   1. Спрашивают ли бесы у Бога разрешения на искушения людей?   (0:44)

Бог, бесы, бесовские искушения

   2. Правда ли, что во время поста страсти в человеке обостряются, и почему?   (2:43)

пост, плоды поста, борьба со страстями, покаяние, терпение, смирение, цель поста

   3. Как быть, если бабушка постоянно ругается при внуках и на просьбы сдержаться не реагирует?   (7:56)

конфликты в семье, бабушки, внуки, матерщина, мат

   4. Приглашать ли священника причастить дедушку перед смертью, если сам дедушка не просит об этом?   (10:47)

Причащение, старость, Причащение перед смертью

   5. Влияет ли самоубийство одного члена семьи на оставшихся родственников?   (11:40)

самоубийство, суеверие, отношения в семье

   6. В чём сложность и опасность перевода на современный русский язык церковнославянских молитв?   (13:46)

русский язык, церковнославянский язык, молитвы, перевод молитв

   7. Откуда пошла традиция первыми причащать детей?   (17:04)

Причащение, права детей, церковные традиции

   8. Допустимо ли священнику разводиться и жениться второй раз? Как повторный брак сказывается на его служебном положении?   (19:07)

брак, семья, священство, брак священника, повторные браки священников, разводы священников, вдовство священника

   9. Почему в «женские дни» женщина считается нечистой, ей запрещается участвовать в Таинствах, вкушать просфору, святую воду и прикладываться к иконам в храме?   (22:49)

традиции, Ветхий Завет, ритуальная нечистота, церковные традиции, менструальный цикл, кровоточивая женщина

  10. Что такое «кожаные ризы», которые получили Адам и Ева после грехопадения?   (25:00)

Адам, человеческое тело, преображение тела, шкуры зверей

  11. Что такое праздность? Каким должен быть день христианина?   (25:54)

главное дело человека, воспитание детей, общение со взрослыми

  12. Действительно ли бабушки обязаны перед Богом помогать воспитывать внуков?   (28:05)

семья, внуки, родители, бабушки, кто должен воспитывать детей

  13. Как правильно утилизировать иконы?   (30:13)

иконы, непригодные иконы, сжигание икон

  14. Почему воскресший Господь стал невидим для Луки и Клеопы после преломления хлеба (Лк. 24, 31)?   (31:05)

Иисус Христос, воскресение Христа, преломление хлеба

  15. Почему Гадаринские жители просили Иисуса отойти от их пределов после чуда исцеления бесноватого и гибели стада свиней?   (32:04)

бизнес, чудо исцеления бесноватого, Гадаринские свиньи, выгода, потеря прибыли, любовь к деньгам

  16. Не опасно ли новоначальному христианину просить у Бога видения своих грехов?   (35:50)

грех, осознание собственных грехов, видеть свои грехи

Прот. Димитрий Смирнов: Здравствуйте, дорогие братья и сестры. Мы вновь с отцом Александром начинаем нашу передачу «Блогпост». Ну давай, отец Александр, задавай первый вопрос.

Прот. Александр Березовский: Добрый день, дорогие зрители, добрый день, батюшка. У нас сегодня необычная обстановка...

Прот. Димитрий Смирнов: Птички поют, вам слышно?

Прот. Александр Березовский: Да, замечательно. Беседа на улице лучше, чем в душной комнате. Немало вопросов к нам пришло. Максим из Нижнего Новгорода: «В Священном Писании мы встречаем, что бесы перед тем, как что-то сделать людям или даже свиньям, испрашивают разрешения у Бога, и делают лишь то, на что получили разрешение. Значит ли это, что и перед тем, как нас искусить, они испрашивают разрешение у Бога?»

Прот. Димитрий Смирнов: Нам это неведомо, и гадать, так ли это, бессмысленно.

Прот. Александр Березовский: Мы знаем, что Бог ведает всё, и что творят бесы, тоже.

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно. Но в Священном Писании рассказывается, что бесы испрашивали разрешения у Бога-Человека, они не могли доподлинно знать, Кто перед ними, поэтому и были в некоторой настороженности. С нами они не церемонятся и ни в какой настороженности не пребывают.

Прот. Александр Березовский: В книге Иова мы видим, что сатана пришёл к Богу и испрашивал разрешения...

Прот. Димитрий Смирнов: Совершенно верно, но тогда была совершенно другая ситуация, и мы не можем даже предположить, в каком году это было. Да, Иов был праведным человеком, но это была ветхозаветная праведность. Возможность доступа к сердцу и уму человека у дьявола в древние, дохристианские времена была больше.

Прот. Александр Березовский: А сейчас она меньше?

Прот. Димитрий Смирнов: А сейчас уже сам человек отвратился от Бога, и благодать Божия как бы отстоит от сердца человека на некотором расстоянии.

Прот. Александр Березовский: Анастасия из Таганрога: «Правда ли, что во время поста страсти в человеке обостряются, и если это так, что чем это обосновано?»

Прот. Димитрий Смирнов: Пост – весьма полезная для человека дисциплина, и бесы утраивают усилия, чтобы вывести его из состояния равновесия в состояние гнева, раздражительности, мстительности и других волнений ума и сердца, и тем самым лишить человека плодов поста.

Прот. Александр Березовский: Но не связано ли это с тем, что человек сам против бесов начинает подвизаться?

Прот. Димитрий Смирнов: А когда человек делает что-либо исключительно сам, это всегда заканчивается печально. Лучше всего это заметно на детях. Сколько мы слышим это «Я сам!», а потом наблюдаем плачущее чадо, либо упавшее, либо разбившее что-нибудь, а ведь ему говорили, его предупреждали, что рано ещё делать то-то и то-то.

Как только на сцену выходит самость, так и происходит падение.

Прот. Александр Березовский: Таким образом, то, что страсти обостряются постом, это говорит о том, что человек на правильном пути, или это просто свойство самого поста?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, сам пост – это правильное направление. А обострение страстей говорит о том, что человек не справляется с постом, духовно не справляется. Вот в смысле «не есть колбаску» он справляется, а во всём остальном – пока ещё нет.

Прот. Александр Березовский: А что нам не хватает, чтобы справиться, батюшка?

Прот. Димитрий Смирнов: Нам не хватает покаяния и терпения.

Прот. Александр Березовский: Ну или человек не ставит перед собой такую цель.

Прот. Димитрий Смирнов: Если человек не ставит перед собой цель, то пост становится бессмысленным. Любые упражнения, даже физические, без цели не имеют никакого смысла. Можно тысячу часов тренироваться ездить на автомобиле, но если ты не ставишь перед собой (или тренер перед тобой) задачу, а просто эти часы отрабатываешь, то получается бессмысленное катание, и качество езды от этого не улучшается. Или, например, в боксе: ты можешь махать руками сколько угодно, но придёт профессионал, один раз ударит, и ты лежишь. Что толку, что ты лупил по груше? Любое действие должно быть осмысленно, обязательно должна быть цель, задача. Что такое тренировка? Это отработка технологий до приобретения автоматического навыка.

Прот. Александр Березовский: То есть, человек перед постом должен поставить перед собой какие-то цели?

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Но ещё он должен знать, как этих целей достичь, какие есть приёмы достижения цели, и какие существуют опасности. Для автомобиля опасен занос, а в боксе это пропустить прямой встречный удар, потому что сила удара тогда накладывается на твоё собственное движение, удваивается, что чрезвычайно опасно.

Прот. Александр Березовский: Ну вот мы часто натыкаемся постом на то, чего не ожидали. Хочется просто провести пост благостно, с духовной пользой, и вдруг наталкиваемся на какую-то неожиданность.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну вот и нужно проявить терпение, смирение и покаяние. Важна готовность к тому, чтобы увидеть свою ошибку и готовность к покаянию. И всё, равновесие восстановится, идём спокойно дальше.

Прот. Александр Березовский: Увидеть в себе причину случившегося?

Прот. Димитрий Смирнов: Да, увидеть в себе причину падения, пусть даже и небольшого.

Прот. Александр Березовский: А когда на меня нападают, в чём я виноват?

Прот. Димитрий Смирнов: Когда один бомж ударил Тихона Задонского, он попросил прощения за то, что довёл человека до такого гневного состояния.

Прот. Александр Березовский: Так то Тихон Задонский...

Прот. Димитрий Смирнов: Но ведь и мы крещёные люди. Мы тоже должны решать такие задачи.

Прот. Александр Березовский: Нина из Краснодара: «Моя мама постоянно ругается при внуках. Что я могу сделать? И от мамы я не могу отойти (видно живут вместе – прим. прот. Александра) , и уговорить её помолчать не получается».

Прот. Димитрий Смирнов: В таких случаях помогает битьё посуды. Обычно пожилые люди жалеют вещи. Можно так сказать: «Дорогая мамочка, с каждым твоим ругательством я буду разбивать одну тарелку, и осколки веником собирать не буду, гора черепков будет расти. Либо ты прекращаешь ругаться, либо я перебью всё. А потом перйду к стёклам в шкафах, а к зиме – к окнам на улицу».

Прот. Александр Березовский: А знаете, как модно нынче стало пугать домочадцев? «А я позвоню в опеку и скажу, что моя дочь сошла с ума, и у тебя детей заберут».

Прот. Димитрий Смирнов: «Хорошо, мама, я отрезаю телефон. Ты можешь выходить на лестничную клетку и кричать». Соседи придут, скажут, что с бабушкой что-то такое случилось… Смотри: перебила всю посуду, грозит разбить окна, отрезала телефон...

Прот. Александр Березовский: Этот вопрос...

Прот. Димитрий Смирнов: Очень простой для решения. Ещё можно «развестись», но это дороже. Это надо другое помещение искать, его снимать, и так далее. В общем, это уже стоит денег. Способ с тарелками демократичнее, народный такой, опробован неоднократно, отлично помогает. Обычно всё заканчивается на двух тарелках, максимум на трёх.

Прот. Александр Березовский: То есть это не начало войны в семье?

Прот. Димитрий Смирнов: А зачем война? Это надо в спокойном состоянии духа делать, без всякого раздражения, технично так...

Прот. Александр Березовский: Технично?

Прот. Димитрий Смирнов: А как ещё? После первой тарелки немедленно последует вопрос: «Что ты делаешь!?» – «А ты что делаешь?» – «Не смей бить посуду!!!» – «А ты не смей ругаться.» – «А я в своём доме, хочу ругаюсь, хочу нет!» – «Я у тебя в доме, хочу бить посуду и бью, ещё вопросы есть?»

Прот. Александр Березовский: Виктория из Москвы: «Приглашать ли священника для Причастия дедушки перед смертью, если дедушка сам не изъявляет такого желания?»

Прот. Димитрий Смирнов: Можно и даже нужно дедушке это предложить. Но если дедушка не захочет Причаститься, то настаивать не надо.

Прот. Александр Березовский: А если дедушка уже находится в таком состоянии, что плохо понимает, что происходит, и не воцерковлён? Стоит ли объяснять дедушке, что такое Причастие, зачем это нужно?

Прот. Димитрий Смирнов: Предложить всё равно нужно, мы же не знаем, причащался ли он в детстве, насколько помнит. Предложить нужно ещё и для того, чтобы и наша душа была спокойна.

Прот. Александр Березовский: То есть, если дедушка хотя бы кивнёт, то приглашать батюшку?

Прот. Димитрий Смирнов: Это нужно решать по совести, не формально.

Прот. Александр Березовский: «Батюшка, влияет ли на мою семью то обстоятельство, что троюродный дядя покончил жизнь самоубийством? Всё-таки родственник нам был»

Прот. Димитрий Смирнов: Если бы это не влияло, то человек и не задавал бы такого вопроса. А раз он задаёт этот вопрос, то уже влияет.

Прот. Александр Березовский: Вообще-то, на нас всё влияет, вселяет всякие страхи, отсюда и суеверие.

Прот. Димитрий Смирнов: А любые суеверия обостряются во время трагических обстоятельств.

Прот. Александр Березовский: А если отрешиться от суеверий, то сам факт того, что кто-то из родственников уходит из жизни самовольно, влияет на оставшихся?

Прот. Димитрий Смирнов: Если я отсеку верхнюю фалангу мизинца на ноге, это на меня влияет?

Прот. Александр Березовский: Влияет.

Прот. Димитрий Смирнов: Но это никак не отразится на общем моём здоровье или походке. Ну если только придётся полежать какое-то время в больнице... А если речь идёт о нашем родственнике, который совершил суицид? Конечно, это на нас влияет, забыть это мы не сможем, это будет влиять на всю жизнь...

Прот. Александр Березовский: То есть, это через память влияет на нас?

Прот. Димитрий Смирнов: Не только через память. Мы все кровно связаны.

Прот. Александр Березовский: Вы хотите сказать, что такое событие в семье будет всем приносить страдания?

Прот. Димитрий Смирнов: Уже приносит. К сожалению, те люди, которые идут на самоубийство, совершенно не думают, что этим своим поступком они приносят боль очень многим людям. И не только близким родственникам, но и дальним.

Прот. Александр Березовский: Раб Божий Андрей: «Почему Церковь говорит с нами на церковно-славянском языке, который мало кому понятен? В чём сложность и опасность перевода на современный язык молитвенных правил для мирян?»

Прот. Димитрий Смирнов: Нет никакой сложности. И Церковь с нами не говорит, она говорит с Богом. А проповеди (речь Церкви, обращенная к нам) всегда на русском языке. И потом, чтобы понимать церковно-славянский язык, нужно выучить два десятка слов, и всё. За последние двадцать лет в нашем языке появилось столько англицизмов, что многие взрослые люди даже не знают значения этих слов. А дети прекрасно знают. Ты вот знаешь, отец Александр, кто такие «препы»?

Прот. Александр Березовский: Знаю.

Прот. Димитрий Смирнов: А я вот недавно только узнал.

Прот. Александр Березовский: Дети быстро начинают говорит на том языке, который их окружает.

Прот. Димитрий Смирнов: Именно. Поэтому, если детей водить в церковь, они быстро начинают понимать славянский язык. И потом, перевод – это всегда некая утрата, а церковно-славянский язык – это специальный язык, он создан для богослужения и перевода Священного Писания, это не разговорный, а богослужебный язык.

А некоторые люди не понимают иконы, и что нам теперь делать? Вместо иконы какой-нибудь прославленной Церковью святой вешать фотографию Маши Распутиной, которую современные люди понимают? Да многие люди чего-то не понимают: а почему у вас в церкви так, а почему этак, а что это вокруг головы, а что вот это такое на груди полумесяцем, а почему икона в металле, а что там за буквы, а зачем вообще иконы, и так далее... целую лекцию можно на тему непонимания читать.

Прот. Александр Березовский: Действительно, зачем иконы, если можно закрыть глаза и обратиться к Богу хоть на улице?

Прот. Димитрий Смирнов: Да, чего напрягаться? Зачем стоять, когда можно лежать?

Прот. Александр Березовский: Бог же и так всё слышит?

Прот. Димитрий Смирнов: Именно! Нужно, чтобы раскладушечки в гардеробе стояли. Пришёл, взял раскладушечку, думочку под затылочек... Там запели – ты задремал, хорошо же...

Прот. Александр Березовский: Светлана из Харькова: «В Древней Православной Церкви дети причащались последними. Почему и с каких пор у нас их стали причащать первыми?»

Прот. Димитрий Смирнов: А потому что у нас всё перевернулось в голове. У нас теперь права детей, ребёнок главный. А отцы последние, если они и есть в церкви, то плетутся в самом конце. Так что такое положение дел – прямое отражение неправильного устроения мира, в котором мы живём.

Прот. Александр Березовский: Ну хотя бы в церкви-то мы должны были сохранять нормальные традиции?

Прот. Димитрий Смирнов: Могли бы, но это происходит стихийно, само. Вот приходит мама и первым делом ставит ребёнка перед Царскими вратами (вне зависимости от того, орёт ребёнок или нет). Некоторые дети так орут, что службу вообще бывает не слышно, а маме не приходит в голову, что это кому-то может мешать...

Прот. Александр Березовский: Как это мешать? Ребёнок же должен приобщаться к службе!

Прот. Димитрий Смирнов: Да, мамочка считает себя вправе таким образом «приобщать» ребёнка к Церкви. А полторы тысячи лет назад такую дикость невозможно было себе представить. Ну невозможно было себе представить женщину, которая взяла бы своего орущего грудного младенца, встала бы с ним перед Царскими вратами, и вот всю службу он бы орал. А сейчас... Всё ждёшь, ждёшь, когда же в голове подобной мамочки здравая мысль появится. Нет, к сожалению, не появляется...

Прот. Александр Березовский: «Батюшка, скажите пожалуйста, может ли священник развестись и жениться во второй раз? А если развёлся и женился, то как это отражается на его служебном положении?»

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно, священник может и развестись, и жениться, и не одни раз, а десять или двадцать, это зависит от того, сколько ему лет. Но он, к сожалению, перестаёт быть священником.

Прот. Александр Березовский: То есть, он запрещается в служении?

Прот. Димитрий Смирнов: Да.

Прот. Александр Березовский: А почему такая строгость к священству?

Прот. Димитрий Смирнов: Потому что священник и его семья должны быть образцом для паствы. Если священник двадцать раз женится, то сколько раз можно жениться мирянину? Сорок? И что тогда это будет за Церковь?

У нас есть учение о браке в христианской Церкви, которого все должны придерживаться, а священник – выполнять неукоснительно.

Прот. Александр Березовский: А в случае смерти супруги? Бывает же, что вот молодые люди поженились, и по болезни супруга вскорости умерла...

Прот. Димитрий Смирнов: И даже в случае смерти. Есть вещи, которые выше брака. Священство выше брака. И если человек стал священником, он уже жениться не может.

Прот. Александр Березовский: То есть, если мужчина не женился до рукоположения, то после этого Таинства он уже жениться не может?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет. Порядок такой: брак, потом священство, потом епископство. Нельзя менять местами. Такова церковная традиция, так благословлено Богом.

Прот. Александр Березовский: Но почему такая строгость именно в отношении священников?

Прот. Димитрий Смирнов: Да нет тут никакой строгости. Строгость, если было бы сказано: таких вешать, или ещё более строго: таких сжигать на костре.

Прот. Александр Березовский: Живьём...

Прот. Димитрий Смирнов: Не живьём неинтересно... Вот это было бы строго. А так – ты оставляешь своё служение и живёшь как мирянин.

Прот. Александр Березовский: Вот если бы такое было по отношению к мирянам, может, не было бы у нас столько разводов, брошенных детей?

Прот. Димитрий Смирнов: Было бы. Я как-то рассказывал, что в Германии многие люди отказываются платить налог на церковь и тем самым письменно свидетельствуют, что они перестали быть христианами. И никак их это не волнует. Если современному человеку поставить условия пребывания в Церкви, какие были во времена Василия Великого, то Церковь попросту опустеет. Поэтому Церковь в каждую эпоху оказывает всё большее и большее снисхождение человечеству (по мере приближения к торжественной встрече антихриста).

Прот. Александр Березовский: Понятно. Ирина, Московская область: «Почему в “женские дни” женщина считается нечистой, ей запрещается прикладываться к иконам, вкушать просфору, святую воду?»

Прот. Димитрий Смирнов: Эта норма идёт из Ветхого Завета. Некоторые вещи, вот, например, наше облачение, устройство храма имеют в своей основе традиции ветхозаветной Церкви. Слово «нечистое» не употребляется в Новом Завете. Женщина не считается нечистой; она в некотором смысле имеет право не ходить в храм по причине немощи, которую испытывает в эти особые дни. Нечистота тут ни при чём, всё, что естественно, не является нечистым.

Прот. Александр Березовский: А как же запрет на Причастие, на вкушение просфоры, святой воды, прикладывание к иконам? С чем связан такой запрет?

Прот. Димитрий Смирнов: Он связан именно с этой женской немощью. Идеологические корни этой церковной традиции идут из Ветхого Завета. Помните кровоточивую женщину, которая прикоснулась к краю одежды Иисуса Христа? В те времена подобным женщинам было запрещено к кому-либо прикасаться.

Прот. Александр Березовский: Но ведь тот запрет был связан именно с ритуальной нечистотой.

Прот. Димитрий Смирнов: Такими словами ветхозаветное Писание объясняло людям, которые не знали медицинских и гигиенических аспектов этой проблемы, как следует поступать. Словами «пребывает в нечистоте» женщина предохраняла себя от посягательств противоположного пола в эти дни, когда ей это неполезно.

Прот. Александр Березовский: Маргарита из Москвы: «Что такое “кожаные ризы”? До грехопадения Адам не имел телесной оболочки, а только духовную, и был как Ангел?»

Прот. Димитрий Смирнов: Разные существуют толкования.

Прот. Александр Березовский: То есть возможно и такое?

Прот. Димитрий Смирнов: Возможно. Это таинственные вещи. Есть толкования, что Адам имел тело, подобное тому, в котором воскрес Христос, и оно было бессмертно. А есть мнение, что «кожаные ризы» – это просто одежда. И действительно, мы знаем, что древние люди одевались в шкуры зверей.

Прот. Александр Березовский: Александр из Рузы: «Что есть праздность? Как христианин должен проводить день, чем заниматься, помимо работы?»

Прот. Димитрий Смирнов: Чуть было не сказал «смотреть телевизор», но это, конечно же, шутка. Много же и всяких домашних дел. Но главное дело человека на земле – это заниматься своими детьми.

Прот. Александр Березовский: Их воспитанием?

Прот. Димитрий Смирнов: Их воспитанием, общением с ними. Дети чрезвычайно нуждаются в общении со взрослыми, особенно с родителями. Благо, когда помимо родителей есть ещё и бабушки нормальные, а если и нормальный дедушка есть, это всё равно что клад с золотыми червонцами найти. Если есть разумный, да ещё верующий дедушка, это такое счастье. Когда человек, опытный и в христианстве, и в жизни, общается со своими внуками, по ценности это духовное питание ни с чем не может сравниться.

Прот. Александр Березовский: Конечно, человек поживший и вкусивший церковной жизни, многое может дать детям.

Прот. Димитрий Смирнов: Для хорошего воспитания достаточно одного присутствия такого деда в доме, чтобы дети наблюдали, как он себя ведёт, как живёт. Он же не будет ругаться при детях, да если он верующий, он вообще, наверное, не будет ругаться.

Прот. Александр Березовский: Вот в продолжение этой темы вопрос Людмилы из Горно-Алтайска: «Батюшка, поясните, насколько я неправа в том, что считаю, что бабушки обязаны посильно помогать воспитывать внуков? Это обязанность не перед законом, а перед Богом. Или всё-таки правы те, кто считают, что родители сами должны выкручиваться в наше время, а бабушка может пожить для себя?»

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, выкручиваться не надо, а бабушки никому ничего не обязаны. Бабушка была обязана воспитывать своих собственных детей. А внуки – это только по расположению и по физическим возможностям и по любви к детям и внукам. Никакой обязанности, нигде про это не сказано.

Прот. Александр Березовский: Вот автор и говорит, что нет такой обязанности перед законом, а есть по совести. Видно, бабушки ей не очень помогают?

Прот. Димитрий Смирнов: По совести – бабушка совершенно свободный человек. Если совесть ей говорит, что надо помочь, бабушка тогда должна спросить: «Доченька (или сынок), вам моя помощь требуется? И если требуется, то в каком объёме? Вы хотите, чтобы я каждый день, или раз в неделю, на сколько-то часов или на весь день к вам приезжала?» И выбрать ту форму помощи, которая всем подходит. Но опять, же такая помощь должна быть под контролем и с разрешения родителей. Родители задают рамки, бабушка скрупулёзно их придерживается и выполняет, родители довольны. А если бабушка будет что-то своё городить, то это никуда не годится. Но бабушка ничего не должна. Это дети должны бабушке. Вот это безусловно.

Прот. Александр Березовский: Раб Божий Павел: «Подскажите, как правильно поступить с пришедшими в неприемлемое состояние иконами? Сжигать – рука не поднимается».

Прот. Димитрий Смирнов: Да, это трудно... Если икона написана на дереве, её можно отдать в реставрацию, а потом подарить.

Прот. Александр Березовский: А если совсем утрачен лик святого?

Прот. Димитрий Смирнов: Надо сжигать, а пепел потом пускают по проточной воде, по реке, например.

Прот. Александр Березовский: А бумажные иконы, календари, это всё сжигается?

Прот. Димитрий Смирнов: Да.

Прот. Александр Березовский: Александр из Житомира: «Почему по дороге в Еммаус после преломления хлеба Господь стал невидим для Луки и Клеопы?» (Лк. 24,31)

Прот. Димитрий Смирнов: Если угодно, есть такое толкование: как во Христе есть две природы: Божественная и человеческая, так и Его тело приняло вид хлеба, данного ученикам. В некотором смысле, Господь как бы Сам стал тем хлебом преломления.

А вообще, это произошло потому, что диалог Господа с Клеопой и Лукой был закончен.

Прот. Александр Березовский: Он неожиданно и невидимо появился...

Прот. Димитрий Смирнов: И так же стал невидим в том пространстве, которое доступно их зрению.

Прот. Александр Березовский: «Жители Гадаринской стороны, видели чудо, которое произошло с бесноватым и то, что произошло со свиньями. Почему они вдруг стали просить Иисуса отойти от их приделов, ведь они увидели, Кто перед ними?»

Прот. Димитрий Смирнов: Дело в том, что любовь к своему бизнесу закрыла для них всё другое видение. Ругаться, спорить, звать полицию они не стали из опасения, видя Его могущество. Но так как они не знали Его намерений, а вдруг Он и дома их в море побросает, с жёнами и скотами, они вежливо попросили Его уйти.

Прот. Александр Березовский: Чтобы убыток сократить. Человек иногда бывает просто ослеплён привязанностью к своему имению...

Прот. Димитрий Смирнов: Не иногда, а всегда. «Трудно богатому войти в Царство Небесное (Мф. 19,23). Нельзя сказать, что невозможно. Если человек преодолевает бескорыстную любовь к вещам и деньгам, а использует их как средство, то слава Богу. У нас в юридических протоколах даже пишут «денежные средства», иногда «в иностранной валюте» или «доллары США», но никогда не пишут просто «деньги».

Прот. Александр Березовский: Вот есть, конечно, люди бескорыстные, а если человек уже заболел болезнью жадности или любви к деньгам, может ли он выздороветь, ведь этого нужно захотеть, а жадный человек, как правило, не хочет.

Прот. Димитрий Смирнов: А какой человек, одержимый страстью, хочет от этой страсти избавиться? На то она и страсть, что человек хочет всё время её удовлетворять. Чем верующий человек отличается от неверующего? Неверующий живёт по желанию, а верующий – по вере. Если вера говорит, что страсть к деньгам – это нехорошо, верующий человек ставит этой страсти препятствие. Когда детей учат делиться, иногда такой диалог получается: «Ты с братиком поделись», – «А как поделиться?» – «По-братски», – «А как по-братски?» – «Ну вот разломи, и большую часть братику отдай», – «Нет, ты лучше всё дай ему, и пусть он со мной по-братски поделится». Детей учат преодолевать свою жажду обладания. Учат, что нехорошо последний кусок брать с тарелки, а если тарелка полная, то нужно брать тот кусок, который ближе тебе, а не тот, который больше, вкуснее, с цукатиком и так далее.

Прот. Александр Березовский: Михаил спрашивает: «Новоначальному человеку не опасно ли просить у Бога видения своих грехов?»

Прот. Димитрий Смирнов: Нет. Бог даст в ту меру, в которую человек может это видение выдержать.

Прот. Александр Березовский: Часто люди как-то к этому видению относятся очень странно: «Ой-ой-ой, я такой грешный, нет мне прощения!», и ни о чём другом с человеком разговаривать уже не удаётся. Это что такое происходит с человеком, он так зацикливается?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, это «цирк зажигает огни».

Прот. Александр Березовский: То есть, человек нашёл для себя такую игру?

Прот. Димитрий Смирнов: Не знаю, для себя ли, для нас ли, но даже и рассматривать тут нечего.

Всего вам доброго, дорогие зрители, до свидания, будем надеяться, что увидимся ещё раз.

Прот. Александр Березовский: Пишите нам, присылайте ваши вопросы, будем стараться на них ответить. Всего доброго.


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Коментарии
  1. Фёдорова Ирина:

    Спасибо! C юбилейным блогом всех!!!

  2. Yuriy Solod:

    Всё-таки вопрос про бабушек/дедушек, думаю, несколько шире. В современном устройстве мира преломляются самые разные жизненные ситуации и здесь хотелось бы понять одно — что есть семья, сколько поколений может именоваться (одной) семьей? А еще часто бывает так, что близкие родственники оказываются просто чужими людьми, которые никому ничего не должны…

    • and:

      для Yuriy Solod
      «…А еще часто бывает так, что близкие родственники оказываются просто чужими людьми, которые никому ничего не должны…»
      есть «нюанс», о котором упомянул о.Дмитрий, — чужими, в смысле — посторонними… обычными прохожими, которые шествуют мимо вас, они быть не могут. Они уже в вашей памяти… — как родственники, даже если вы и считаете их «чужими».

  3. Natalya t:

    Красиво на территории около храма, и вопросы-ответы интересные. Спаси Вас Господь, о. Дмитрий и о. Александр.

  4. julia l:

    Коала с семейкой кенгуру на стол забрались погреться,птичек послушать…))

  5. olga liv:

    Спасибо за ответы! заставка очень удачная.

  6. георгий панчулидзе:

    Спасибо Вам Батюшки.

  7. Добавить комментарий