Беседы с батюшкой (ТК «Союз», 16 июня 2013 г.)
Протоиерей Димитрий Смирнов отвечает на вопросы на православном телеканале "Союз". Ведущий протоиерей Александр Березовский. Передача от 16 июня 2013 года.

   1. Почему Церковь больше не собирает Вселенские Соборы? Неужели сейчас нет богословских вопросов, важных для всей Церкви?   (0:32)

Церковь, Вселенские Соборы, ересь, борьба с ересями, кто собирал Вселенские Соборы, объединение с католиками, объединение церквей

   2. Что сделать, чтобы благодать от Причастия к Причастию прибывала, а не уходила? Как избавиться от гордости?   (8:00)

гордость, гордыня, смирение, благодать, Причастие

   3. Что происходит сейчас в Иерусалимской Патриархии? Что Вы можете сказать о Патриархе Феофиле и о Патриархе Иринее?   (11:54)

Иерусалимский патриархат, Патриарх Феофил

   4. Может ли человек, страдающий одержимостью, освободиться от неё самостоятельно, следуя правилу «сей род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17,21)?   (13:23)

одержимость, страсти, грехи, беснование, изгнание бесов, молитва, освобождение от страстей

   5. Поясните слова Евангелия от Марка: «Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его. Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них» (Мк. 14, 51-52).   (15:24)

арест Иисуса, страх учеников Иисуса, реалистичные детали, Евангелие

   6. Как сделать так, чтобы одноклассники поверили мне, когда я рассказываю им про Бога?   (18:12)

миссионерство, проповедь, беседа о Боге с неверующими

   7. Я очень переживаю за свою сестру-баптистку, стоит ли её переубеждать?   (21:23)

инославные христиане, баптисты, истинная вера, православие

   8. Почему сейчас крестят за деньги людей, совершенно не готовых воцерковляться, ведь известно, что крещёные в младенчестве, но прожившие жизнь недостойно, будут иметь большее осуждение, чем некрещёные?   (24:58)

Крещение, смысл Крещения, Симеон Новый Богослов о Крещении, религиозная грамотность, обрядоверие, обряды

   9. Дух Евангелия – это какой дух?   (32:36)

Дух Евангелия, дух Христов, Святой Дух

  10. Зависит ли величина веры от воли человека? Можно ли равняться на веру других людей?   (33:28)

вера, плоды веры, величина веры, христианская добродетель

  11. Можно ли молиться за атеистов?   (35:13)

молитва, молитва за ближних, молитва за неверующих

  12. Как бороться с нерешительностью?   (37:01)

нерешительность, призывание Бога на помощь, крестное знамение

  13. Всегда ли болезнь является прямым следствием греха?   (38:35)

грех, болезнь, скорби, Бог посещает скорбями, смирение

  14. Что делать, если до сих пор мучают давно исповеданные грехи? Поможет ли генеральная исповедь?   (40:47)

Евангелие, Исповедь, генеральная исповедь, память о грехах

  15. Не является почитание икон идолопоклонничеством?   (45:02)

идолы, идолопоклонство, Иоанн Дамаскин об иконах, иконоборческая ересь, почитание икон, изображения Христа, изображения Богородицы, изображения святых

  16. Чем отличается человекоугодие от боязни обидеть человека?   (50:50)

мотив поступков, человекоугодие, корысть, обида

Прот. Александр Березовский: Добрый вечер, дорогие телезрители, добрый вечер, дорогие братья и сестры. Мы вновь с вами в прямом эфире передачи «Беседы с батюшкой», и у нас сегодня в гостях протоиерей Дмитрий Смирнов.

Прот. Димитрий Смирнов: Здравствуй, отец Александр, здравствуйте, дорогие братья и сестры.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, с воскресным днём Вас. Сегодня у нас память святых отцов Первого Вселенского Собора, который открыл эпоху Вселенских Соборов, она продолжалась почти 500 лет. Батюшка, почему сейчас нет Вселенских Соборов, неужели нет не решённых ещё вопросов богословских, которые были бы важны для всей Церкви? Почему сейчас только Поместные Соборы собираются?

Прот. Димитрий Смирнов: Но ведь сейчас Церковь не сотрясается от ересей. Все вопросы по богословию решены. Это во-первых. Во-вторых, Вселенские Соборы – это всё-таки эпоха Римской империи, а её давно уже нет. Прерогатива собирать Вселенский Собор была у императора.

Прот. Александр Березовский: То есть – кто его соберёт теперь?

Прот. Димитрий Смирнов: Да, кто будет собирать Вселенский Собор? Любая фигура, даже такая гигантская, как наш Патриарх… Любой грек скажет: а почему вы? Ну и так далее. Хотя какие-то вопросы есть, но, конечно, масштаб не тот, чтобы это решать на таком уровне. Причём, что такое Вселенский Собор? А где будет Римский первосвященник в это время? А все остальные примасы? Допустим, Франция, Испания? Есть такие задачи в мире… Как вот некоторые говорят о каноническом воссоединении Восточной и Западной Церкви, но это принципиально невозможно, никак.

Прот. Александр Березовский: Нет основы, на которой их объединять.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет основы, и потом, как это будет воспринято прихожанами-католиками? Я уж не говорю про наших. Мы же знаем, как в Риме относятся к униатам. Там тысячелетняя традиция целибата – и вдруг женатое духовенство. Так это и останется. Даже сейчас, когда мы объединили две части Русской Православной Церкви – зарубежную и нашу – и то какие-то проблемы возникли, раскольчики существуют небольшие. А что будет здесь? Я не говорю об объёме и о мощи, и таких составляющих, как политическая, финансовая, общекультурная. Мы – народ, только вышедший из подполья, ещё не вставший с колен до конца – до сих пор все остаются советскими людьми, наполненными страха. Этот страх уже в генах, это совсем не просто – вновь ощутить христианскую свободу.

Конечно, взоры многих христиан на Западе и на дальнем Западе, в Америке, обращены к России, потому что там видят: наступает Содом и Гоморра очень активно. Но Россия с вымирающим народом, с экономикой, которая, к сожалению, перестала показывать какие-то темпы, как может противостоять? Мы даже реально не можем Сирию защитить, своего давнего союзника, её просто уничтожают на глазах у всего мира, и только дипломатические усилия используются. Дипломатия – вещь замечательная в принципе, но мы сейчас видим, что она никоим образом не действует. А уж Вселенский Собор… Ну это просто представить нельзя, поэтому эти все страхи насчёт экуменизма, объединения обычно испытывают люди, которые вообще ничего не знают ни об истории древней, ни о теперешнем положении. Просто существует такой жупел, которым на ночь детей пугают: смотри, экуменисты придут, съедят. Просто современных реалий не знают. Поэтому – такой даже возможности нет, я уж не говорю о какой-то опасности и каких-то пророчествах – «семь Соборов было, восьмому не бывать, а если будет…»

Прот. Александр Березовский: «…то конец света» – ну, это известная песня. Вера из Москвы: «Часто на исповеди каюсь в гордости, но она в скором времени возвращается, так и остаётся. Батюшка, как сохранить благодать, чтобы от Причастия к Причастию она прибавлялась, а не уходила? И как сделать, чтобы гордость не возвращалась?»

Прот. Димитрий Смирнов: Гордость, как и вообще все страсти, вытесняется противоположной добродетелью. Поэтому надо учиться смиряться. Каждый день всякую возможность погордиться использовать для того, чтобы не гордиться, а смириться. Тогда можно будет и благодать сохранить. А если гордость в себе оставлять, она, конечно, изгоняет из нас благодать Божию.

Прот. Александр Березовский: Но вот смиряться – вообще перед всем и перед каждым?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, разумеется. Перед Богом, перед людьми, перед обстоятельствами, перед самим собой. Потому что очень многие требуют от себя чего-то такого… Например, очень часто люди на исповеди каются, что они рассеиваются на молитве. Но ты – грешный человек. Все люди, все, которые только ходили по земле – все рассеивались на молитве. Как, человечек, ты можешь требовать от себя, чтобы тебе не рассеиваться? Не рассеиваются на молитве одни только Ангелы. А все люди – все святые, все грешные, все, ищущие Бога, люди всех религий, всех национальностей, все рассеиваются на молитве.

Прот. Александр Березовский: То есть это не грех – рассеянность?

Прот. Димитрий Смирнов: Почему это не грех? Грех. В тот момент, когда ты рассеялся, ты же отошёл от Бога, а любое отхождение от Бога есть грех.

Прот. Александр Березовский: Ну вот потому люди и каются в этом отхождении.

Прот. Димитрий Смирнов: В этом каяться смысла нет. Даже если ты будешь постоянно упражняться – ты можешь улучшить эту ситуацию несколько, как, занимаясь спортом, ты можешь улучшить своё самочувствие. Но из старого сделаться молодым или с помощью игры в крестики-нолики из дурака сделаться умным невозможно. Хотя, понятно, эти упражнения будут способствовать. Как любая игра в шашки развитию способствует. Хоть и простые комбинации, но всё-таки.

Прот. Александр Березовский: То есть всё-таки человеку полезно смиряться со своей немощью?

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно. Господь всемогущий, и любому человеку Он может дать нерассеянную молитву. Что сразу за этим последует? За этим сразу – падение в глубины гордыни, и это закончится психическим заболеванием – «я Наполеон», «я Пушкин».

Прот. Александр Березовский: Да уж, кого только ни встретишь.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да, болезненная гордыня так выражается.

Прот. Александр Березовский: Спасибо, батюшка, у нас есть вопрос.

Телезритель: Добрый вечер, батюшка. Вопрос по Иерусалимской Патриархии: что там происходит? Что Вы можете сказать о патриархе Феофиле и патриархе Иринее? Правда ли, что Благодатный огонь сходит по молитвам патриарха Иринея?

Прот. Димитрий Смирнов: Я не в курсе дела. Это, я вижу, Вы уже такой подготовленный специалист, у Вас есть своя версия, и Вы ищете у меня, грешного и малограмотного человека, подтверждения своей теории. Но в данном случае Вы не попали: ничего не знаю, что происходит в Иерусалимской Патриархии. Знаю, что Патриарх Феофил приезжал, и наш Святейший Патриарх, которому я бесконечно доверяю, его принимал как Патриарха, и мне этого достаточно. Я Вам советую: Вы позвоните самому себе, и, думаю, получите тот ответ, который Вам нужен.

Прот. Александр Березовский: Василий из Новосибирска: «Господь сказал: “Сей же род изгоняется только молитвою и постом” (Мф. 17, 21). Правильно ли рассуждение, что человек, страдающий одержимостью, способен, моля Бога и постясь, очиститься самостоятельно, не прибегая к помощи священнослужителей?»

Прот. Димитрий Смирнов: Во-первых, это невозможно, потому что может очистить только Сам Господь Бог.

Прот. Александр Березовский: Ну вот, молясь Богу.

Прот. Димитрий Смирнов: Если Богу будет угодно человека освободить, то он будет освобождён.

Прот. Александр Березовский: А достаточно или недостаточно – это померить невозможно?

Прот. Димитрий Смирнов: Никак. И участие священнослужителя здесь ни при чём. Он может быть, его может не быть. Участие священнослужителей совершенно необходимо в освящении воды, например, или в совершении Евхаристии, или в крещении человека. И то, в каких-то крайних-прекрайних случаях, когда ближайший священник за тысячу вёрст, а есть необходимость в срочном крещении…

Прот. Александр Березовский: Тогда мирянин может.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. А во всех остальных случаях совершенно не обязательно (участие священника – прим. ред.). Молящийся перед Богом человек – это уже Церковь.

Прот. Александр Березовский: У нас есть вопрос.

Прот. Димитрий Смирнов: Здравствуйте, слушаем Вас.

Телезритель: Поясните слова Евангелия от Марка: «Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его. Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них» (Мк. 14, 51-52).

Прот. Димитрий Смирнов: Это к тому, чтобы показать, какой страх овладел всеми учениками и всеми, кто присутствовал в Гефсимании во время ареста. Есть такое понятие – «реалии». Это такие штрихи, заметочки внутри текста, которые свидетельствуют нам о подлинности того, что происходит. Ну вот например, чудесная ловля рыбы (Ин. 21, 5-11). Подсчитали – 153 штуки. И по Евангелию очень много таких вещей рассыпано, которые не придуманы и которые, действительно, реально ничего не значат, просто сообщают о том, как это было. Что это не какая-то авторская задумка, а как один человек рассказывает другому. Мы, например, священники, от этого очень мучаемся. Вот приходит женщина и говорит: «Батюшка, в 2002 году, в октябре…» Я говорю: «А если бы это случилось в ноябре, что-нибудь бы поменялось?» – «Нет». Ну, а зачем лишнее говорить? И начинают: «Вот у зятя двоюродный племянник, а его кум…» Опять: я уже забыл, кто кому кум. Но человек в разговоре называет некие реалии, которые свидетельствуют о подлинности того, что он рассказывает. Так же и здесь. Поэтому – не везде есть какое-то символическое значение. Хотя, если подумать, помолиться, мы можем его и углядеть.

Прот. Александр Березовский: Спасибо, батюшка, есть вопрос.

Телезритель: Здравствуйте. Моя бабушка работает в церкви, она мне рассказывает об иконах очень интересно. Рассказываю это одноклассникам, и о Боге, а они не верят. Как сделать так, чтобы они поверили?

Прот. Димитрий Смирнов: Никак. В Евангелии написано: нет пророка в чести в своём отечестве (Мф. 13, 57). И ещё сказано: не надо метать бисер перед свиньями (Мф. 7, 6). Не потому, что свиньи плохие. Свиньи – замечательные существа, некоторые даже их заводят как домашних животных, чтобы они жили в квартире, как кошек и собачек, играют с ними. А потому, что они не понимают. Так же и здесь: это бесполезно. Это всё равно, что ты бы рассказывала рыбкам о Боге, об иконах, или попугайчикам – подошла бы к клетке и начала бы им рассказывать. Со стороны это может быть и симпатично выглядело бы, но толку в этом нет. Те твои сверстники в этом смысле как рыбки и попугайчики. Поэтому – не надо, ты запоминай, что бабушка говорит, а уж если какой-то человек заинтересуется… Вот у меня был случай. Моя дочка ходила в детский садик (сейчас она уже выросла). Там знали, что мы все в церковь ходим, и воспитательницы просили её продиктовать молитвы – «Отче наш», «Богородице». Она им диктовала, они записывали. То есть они сами просили. А раз они (одноклассники – прим. ред.) не хотят, то совершенно ни к чему с ними об этом беседовать.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, но очень часто человек, особенно, приехавший из святого места, переполнен желанием поделиться со всеми тем, что он видел, что пережил, как ему было хорошо…

Прот. Димитрий Смирнов: Вот моя мама мне говорила фразу, которая мне запомнилась на всю жизнь. Есть несколько таких, они прямо в душу врезались. «Настоящие чувства всегда остаются втайне». Когда какой-то гражданин обвешивает город плакатами «Маша, я тебя люблю!» с изображением цветов, то можно быть уверенным, что скоро всё пройдет. Потому что напоказ выставляется ненастоящее. Настоящим сокровищем делиться не хочется. А это не сокровище, это так, цирк.

Прот. Александр Березовский: Есть вопрос у нас.

Прот. Димитрий Смирнов: Здравствуйте, слушаем Вас.

Телезритель: Владикавказ, Мария. Я православная христианка, а моя сестра баптистка, и это меня очень огорчает. Я понимаю, что и «крещение» у неё не то, и пастор – не батюшка. Очень за неё волнуюсь. Вмешиваться мне или не вмешиваться?

Прот. Димитрий Смирнов: Во-первых, как один взрослый человек может вмешиваться в жизнь другого? По-моему, это не совсем прилично. Тут уж я положа руку на сердце могу сказать, что вмешиваться – как-то нехорошо. У кого больше кротости и смирения, тот и ближе ко Христу окажется. Вот и упражняйтесь.

Прот. Александр Березовский: Но как-то очень тяжело видеть, когда близкий тебе человек, родной, не в истине.

Прот. Димитрий Смирнов: Хорошо, а что есть истина?

Прот. Александр Березовский: Истина есть Христос.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, пусть эта сестричка (позвонившая – прим. ред.) знает Евангелие лучше, чем любой баптист. Пусть эта сестричка будет более молитвенной, чем её родная сестра. Пусть она превосходит в любви, в кротости, смирении, терпении, щедрости. Тогда сестра увидит, что да, та Церковь, к которой она принадлежит, способствует добродетелям христианским в гораздо большей степени. И будет сравнивать свою родную сестру с тем, что она видит там, вокруг.

Прот. Александр Березовский: Сейчас всем очень нравится, когда кто-то рядом – христианин. Он терпеливый, смиренный кроткий, готовый всегда помочь, последнее отдаст…

Прот. Димитрий Смирнов: А как же это может не нравиться-то? Мне тоже нравится.

Прот. Александр Березовский: Но как-то не все торопятся этому подражать. Попользоваться – это да.

Прот. Димитрий Смирнов: Попользоваться – это всегда такое греховное состояние человека, на которое он «заточен». Он это только и видит, и ждёт, и хочет в это состояние прийти. А христианин должен жить и плыть всё время против течения.

Прот. Александр Березовский: Да, хочется так лечь на воду, расслабиться…

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, сколько можно? Ну, расслабился, и будешь плыть, пока в какую-то корягу не запилишься. Конец-то всё равно один: либо спикируешь в берег, либо в корягу. Ну, какой ещё путь? Расслабление кончится этим.

Прот. Александр Березовский: Есть вопрос у нас, батюшка.

Телезритель: «Крещение принявшие в младенчестве и недостойно прожившие всю жизнь, будут иметь большее осуждение, чем некрещёные, как поругавшие святую одежду Христову», – это слова Симеона Нового Богослова (неточн. цитата из «Гимнов» преп. Симеона Нового Богослова, Гимн III). Почему сейчас крестят за деньги людей, которые катехизацию не проходят?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, будет точно так, как сказал преподобный Симеон Новый Богослов. Вы же сами знаете ответ и сами ответили. Так и будет, потому что крещение формальное.

Прот. Александр Березовский: Но вот священник, который крестит, видя, что люди к вере или совершенно равнодушны, или далеки от этого, но вот пришли, потому что хочется, он ведь тоже участвует в этом формализме, так получается?

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно.

Прот. Александр Березовский: То есть, лучше даже отказать в этот момент?

Прот. Димитрий Смирнов: Это психологически очень сложный момент. Сейчас вот на Межсоборном присутствии разбирается подготовка к крещению, чтобы сделать общие правила для Церкви, которых придерживались бы все священники. Это будет потом принято на Соборе и станет обязательным правилом. Для того, чтобы крещение хоть на чём-то отражалось. А то смешно получается. Вот человек хочет ездить на автомобиле – он и теорию сдаёт, и практику. Но ездить на автомобиле – это дело временное: пока у тебя есть автомобиль и пока ты им пользуешься, ты ездишь. Временная жизненная ситуация. А крещение имеет отношение к вечности. Вот если все священники одновременно так бы вопрос начали ставить, чтобы не было возможности от одного священника перейти к другому и опять эту формальность исполнить… Пока есть у народа тяга к крещению, надо ей воспользоваться для того, чтобы преподать этому народу какие-то основы христианского учения, чтобы хотя бы знали, во что крестятся. А то бывают парадоксальные случаи. Я знал одну женщину, даже как-то уже о ней рассказывал, которая венчалась, не будучи крещёной.

Прот. Александр Березовский: У меня тоже был, батюшка, случай. Собрались на крещение – младенцы, родственники, крёстные, наш Елизаветинский храм был наполнен. Я возьми и спроси: а в каком году родился Иисус Христос? И – тишина.

Прот. Димитрий Смирнов: Да этого никто не знает. Ну, отец Александр, ты уж прямо спрашиваешь. Да нет, это просто невозможно. Люди ничего не знают. Вообще ничего. Кроме афиш человек ничего не читает. Я не знаю, какие там ЕГЭ, «Умники и умницы»… Конечно, есть такие ребята, но… Однажды прихожу домой, жена моя сидит так понуро и говорит: «Конец света наступил». Я говорю: «Что такое?» А показывали победителей олимпиады какой-то, школьников-одиннадцатиклассников, у которых спрашивали, кто написал «Герой нашего времени». Из десяти сказали только трое. Всё, конец света. Она, учительница, это как трагедию воспринимает. А ты говоришь «в каком году Иисус Христос родился». Просто ничего не знают. А телевидение пропагандирует то шамбалу, то фэн-шуй, то планеты какие-то дурацкие. За двадцать лет можно было весь народ научить христианству. Вместо этого – всякая оккультная дурь. Ну, что делать? Конечно, будут нести ответственность перед Богом те владельцы, которым лишь бы деньги получить. Хотя христианство бы всех заинтересовало: что, как, почему. Конечно, будет сначала народ интересовать, почему девятый день и почему сороковой.

Прот. Александр Березовский: Обрядовая часть.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, обрядовая часть. Но от обряда можно идти дальше, каждый обряд что-то обозначает. Если бы постоянно была передача… Но вот даже ответы на вопросы. Собственно, тех, кто нас спрашивает, слушает, христианство-то не интересует. Вот если эту сестрёнку, которая хочет вмешиваться в жизнь своей сестры-баптистки, спросить, сколько существует посланий апостола Павла, ты думаешь, она скажет, кто такой апостол Павел? А её сестрёнка скажет. И она хочет её чему-то учить, куда-то вмешиваться. Анекдот. Потому что – я не представляю баптиста, который не знает, кто апостол Павел. Или вот через неделю мы будем праздновать Троицу. Что берёзками храм украсят, это она знает. А что такое праздник Святой Троицы, его происхождение, баптист скорее расскажет. Почему? Баптист интересуется верой христианской. А для православного главное – покропили березки или не покропили. Если покропили, значит, всё правильно. Хотя ничего правильного нет. И там, в Иерусалиме, где всё произошло в Сионской горнице, вообще берёзы не растут. Вот, большая проблема.

Прот. Александр Березовский: Есть вопрос, батюшка. Добрый вечер.

Телезритель: Добрый вечер, это Игорь из Риги. Вы говорили, что людям непонятен дух Евангелия. А какой он, дух Евангелия?

Прот. Димитрий Смирнов: Очень простой вопрос и простой ответ. Дух Евангелия – это Дух Христов. Дух Христов – это Дух Свят. Поэтому дух Евангелия, Дух Христов – это Дух Церкви, Святый Дух, Которым она жива и действует.

Прот. Александр Березовский: Ольга из Воронежа: «Зависит ли величина веры от воли человека, и можно ли ставить в пример величину веры других людей»?

Прот. Димитрий Смирнов: Чтобы измерить веру, нужно посмотреть на плоды веры. Тогда можно измерить. Ну вот две яблони стоят. На одной яблоки прекрасные – и сладкие, и долго хранятся. На другой – кислые, червивые, в рот не возьмёшь, как вяжут, и портятся через два дня. Так же и вера. Если есть христианские добродетели, значит, вера христианская. Если нет христианских добродетелей, значит, никакой веры нет. У веры должны быть плоды. Кто будет на огороде держать яблоню, которая приносит такие яблоки? Спилят сразу на дрова, потому что затеняет огород. Уж лучше морковку посадить.

Прот. Александр Березовский: «По плодам узнаете их» (Мф. 7, 20).

Прот. Димитрий Смирнов: Да, по плодам, так Господь нас научил. Должны быть плоды веры.

Прот. Александр Березовский: Есть вопрос у нас, батюшка. Добрый вечер.

Прот. Димитрий Смирнов: Здравствуйте.

Телезритель: У меня есть подруга-атеистка, которая не признаёт Бога, но я за неё молюсь. Можно ли молиться за таких людей?

Прот. Димитрий Смирнов: Можно. У нас в Требнике есть молитва даже за насекомых. А насекомые – неверующие. И мы за них молимся. Есть молитва о стадах, то есть можно молиться за коров, за овец… За лошадей, которые тоже хорошие очень животные, лошадки, но они не христиане. Поэтому их нельзя крестить, нельзя венчать лошадок. А молиться за них можно. А уж за людей тем более.

Прот. Александр Березовский: Есть молитва на освящение всякой вещи. То есть мы можем попросить Божьего благословения на пользование любой вещью.

Прот. Димитрий Смирнов: На пользование. А тут уж за них самих, об их здоровье. И потом, если Вы такая верующая и бываете в храме, то Вы каждое утро можете слышать на Литургии молитву об оглашенных. Оглашенные – это люди, которые ещё не приняли Святого Крещения. Вот, и в Церкви даже молятся о людях некрещёных, причём на каждой Литургии.

Прот. Александр Березовский: Елена спрашивает: «Подскажите, пожалуйста, как бороться с нерешительностью?»

Прот. Димитрий Смирнов: Очень тоже просто. Перекрестился: «Во Имя Отца и Сына и Святого Духа». И – в бой. Только так, другого нет способа.

Прот. Александр Березовский: То есть обязательно перешагнуть через свой страх. Нерешительность – это всё-таки страх.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, обязательно призвать на помощь имя Божие и осенить себя крестным знамением во укрепление. Вот это обязательно. А может, страх сам куда-то исчезнет, и его не придётся преодолевать? Вот я много раз наблюдал: кто-то со скалы прыгает, подойдёт – немножко замешкался. Потом перекрестился – и сразу ныряет.

Прот. Александр Березовский: Укрепился.

Прот. Димитрий Смирнов: Укрепился. И очень многие спортсмены так делают, уж не знаю степень их веры. А уж когда были в моде ристалища рыцарей в доспехах, то они все молились, потому что сломать голову было очень просто.

Прот. Александр Березовский: Валентина из Москвы: «Скажите, пожалуйста, взаимосвязь “грех и болезнь” – всегда ли это прямая связь, болезнь как следствие греха?»

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, не всегда. Бывает прямая, бывает непрямая.

Прот. Александр Березовский: Если посетила болезнь, нужно ли искать причину болезни в каком-то грехе нераскаянном?

Прот. Димитрий Смирнов: Не нужно. Бывает явно. Вот явно человек совершает грех. Ну, например, на скутере ездит между машинами и делает всякие пируэты, тем самым вводя в раздражение окружающих водителей. И потом это кончается тем, что одно колесо туда, другое туда, голова – туда. Тут явно: грех и его последствия. А бывает неявно.

Прот. Александр Березовский: Ну а вот чтобы понять, откуда эта болезнь взялась…

Прот. Димитрий Смирнов: Не надо это понимать. Болезнь – всегда дар Божий человеку.

Прот. Александр Березовский: Может быть, Господь хочет, чтобы через эту болезнь человек как раз увидел свой грех?

Прот. Димитрий Смирнов: Может быть. Но сама болезнь, любая, связанная со страданиями, с неудобствами, с терпением, всё равно человека смиряет. Когда человек начинает смиряться, в нём гордыня уменьшается, смирение её вытесняет, и он начинает больше видеть. И он может вполне увидеть не только этот грех, а ещё и другие.

Прот. Александр Березовский: Спасибо, батюшка, есть вопрос у нас. Добрый вечер.

Прот. Димитрий Смирнов: Здравствуйте.

Телезритель: Меня зовут Вера. Что делать, если до сих пор мучают давно исповеданные грехи? Поможет ли генеральная исповедь?

Прот. Димитрий Смирнов: Понимаете, Вам чего не хватает – Вам надо просто каждое воскресенье ходить в церковь. Потом Вам надо читать Евангелие. В-третьих, Вам надо купить Закон Божий, книжку, желательно потолще, и читать её утром, днём и вечером, до конца своей жизни. И так потихонечку Вы всё усвоите. А грехи, которые Вас мучают, это естественно. Потому что, если грехи тяжёлые, они оставляют в душе глубокий след, такой шрам на душе. Поэтому эти шрамы будут до конца жизни у Вас. Они будут Вам напоминать, из каких грехов Вас Господь воззвал к Себе. Это очень полезно. Не надо от этого избавляться. Это такое постоянное напоминание о том, кто мы есть, чтобы мы не возгордились. Бог Вам в помощь.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, но вот «генеральная исповедь» – насколько она нужна, и вообще, что это за понятие такое?

Прот. Димитрий Смирнов: Сейчас это бесполезно объяснять. Такого понятия вообще в Церкви нет. Это всё сочинения последних десятилетий.

Прот. Александр Березовский: Но немало священников рекомендуют…

Прот. Димитрий Смирнов: Вот представим себе: пришёл человек к преподобному Серафиму. Не так давно, начало ХIX века. И говорит: «Отец Серафим, я хочу у Вас пройти генеральную исповедь». Тот ему: «Чего-чего»? Он такого слова даже не знает. Слова такого не было в русском языке – «генеральный». Он сказал бы: «Ты что, генерал, что ли? Генералам отдельная исповедь?» Генералам такая же исповедь, как и адмиралам, как мичманам и прапорщикам, – одинаковая. А так, человек когда впервые в Церковь приходит, ему полезно вспомнить всю свою жизнь с младенчества, это полезно. Ты можешь называть её «генеральной», «минеральной», «колоссальной» – это не меняет ничего. Не меняет ничего название, меняет только желание человека познать Христа Бога нашего. Вот, если она будет этому способствовать – хорошо. Если не будет – ничтожно. Это все механические действия. Исповедь может быть «генеральной», а покаяние – нулевым.

Прот. Александр Березовский: Есть вопрос у нас, батюшка. Добрый вечер!

Прот. Димитрий Смирнов: Здравствуйте, слушаем Вас.

Телезритель: Алексей из Балашихи. Не является ли почитание икон идолопоклонничеством? В Православии верят в иконы, поклоняются им. Как это понимать?

Прот. Димитрий Смирнов: Элементарно, Ватсон. Сейчас объясню. Если хотите узнать ответ на этот вопрос, который звучал ещё в VIII веке, а нынче XXI, возьмите и почитайте труды Иоанна Дамаскина. Как раз помолитесь за сирийских христиан, которые сейчас под бомбами и автоматными очередями живут. В VIII веке, повторяю, уже ответы на это были. Во-первых, православные никаким иконам не поклоняются. Это всё баптистская клевета. Мы поклоняемся Христу Богу нашему, Пресвятой Богородице и Богу в наших святых. А изображения мы почитаем, потому что на них изображение Христа Бога нашего. И не только иконы почитаем. Мы почитаем и российский флаг, и российский герб, мы почитаем и фотографии наших родственников. А у меня и дома, и в кабинете, и на даче – масляные портреты моей мамы. И я их очень люблю и почитаю, и ничего в этом худого не нахожу. Понимаете?

При молитве перед иконой наш ум возносится к первообразу. Мы не поклоняемся дереву, краскам, мы не чокнутые, понимаете? Мы поклоняемся Тому, Кто изображён. А именно Христу Спасителю. Почему мы имеем такую возможность? А потому что Христос Сам пришёл во плоти. Потом Христос Сам создал первые образы, приложив Свой лик к полотну, от которого князь Авгарь исцелился. Так возникла первая икона. И потом, Вы поезжайте в город Турин, сейчас для всех советских людей есть такая возможность. Я там тоже был. А если денежек нет, поезжайте в Сретенский монастырь в Москву, из Балашихи недалеко. Там точная копия Туринской Плащаницы – того полотна, в которое был завернут Иисус Христос. И там возник отпечаток и с лица, и со спины Господа и Бога нашего Иисуса Христа. И Вы увидите, что все иконы наши православные абсолютно идентичны тому изображению, которое есть на Плащанице. Сам Господь через два тысячелетия нам послал Свое благословение на то, чтобы мы почитали этот образ. И христиане всегда его почитали. Единственная иконоборческая ересь возникла в седьмом веке одновременно с мусульманством. А потом было восстановлено почитание икон, возникшее в Церкви две тысячи лет назад ещё задолго, за столетия до того, как возникли первые анабаптисты, а потом и баптистское движение.

Поэтому – извините. Спуститесь в римские катакомбы – Вы увидите изображение Христа Бога нашего и Пресвятой Богородицы. Они там есть. Отрицать существование икон ещё у христиан II века – это просто невежество. Я очень рад, что Вы знаете некоторые цитаты из Ветхого Завета, и тем более, из Нового, это замечательно. Но Вы впадаете в ту ошибку, в которую впадали христиане, которые являлись иконоборцами ещё в VII-VIII веке. Тогда, когда ещё никакой России-то не было, понимаете? А уж про движение баптизма я и не говорю. Поэтому, милый мой, родной мой человек, читайте книжки. Очень советую. Иоанн Дамаскин о почитании святых икон. Вот в Интернете найдите и почитайте.

Прот. Александр Березовский: Спасибо, батюшка. Юлия из Тюмени: «Чем отличается человекоугодие от боязни обидеть человека?»

Прот. Димитрий Смирнов: Мотивом отличается.

Прот. Александр Березовский: В человекоугодии каков главный мотив, как распознать, что это именно оно?

Прот. Димитрий Смирнов: Тот, что хочу ему угодить с целью себя обезопасить, чтоб у него обо мне сложилось хорошее мнение, и так далее.

Прот. Александр Березовский: То есть некая корысть всегда присутствует?

Прот. Димитрий Смирнов: Да, некая. Не обязательно всегда материальная.

Прот. Александр Березовский: Но вот боязнь обидеть человека…

Прот. Димитрий Смирнов: Опять – с какой целью. Ну, например, мальчик играет в кубики. Я ему говорю: «Сынок, пора спать» – «Нет, я ещё поиграю!» А завтра ему вставать в детский сад, или у нас билет в Майами, летим на пляже загорать, рано вставать, если сейчас его не уложить, он не выспится. Если я ему уступлю, это будет человекоугодие. Вот и всё.

Прот. Александр Березовский: А если я его отправлю спать, он обидится.

Прот. Димитрий Смирнов: Он обидится. И иной человек, который отстаивает основы ювенальной юстиции, скажет: вы проявляете психологическое насилие по отношению к ребёнку. Поэтому ребёнка у вас надо отобрать и отдать в однополую семью, потому что Владимир Владимирович Познер сказал, что это замечательная вещь – однополые семьи.

Прот. Александр Березовский: Правда, сказал?

Прот. Димитрий Смирнов: В натуре.

Прот. Александр Березовский: Потрясающе, какой универсальный он человек. Всё ему нравится.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, ему нравятся вполне определенного направления вещи. Но всё равно – от человека, воспитанного в России и десять лет отстаивавшего советский образ жизни, вдруг слышать… Это называется «метаморфозы».

Прот. Александр Березовский: Спасибо, батюшка, за Ваши ответы, пора прощаться.

Прот. Димитрий Смирнов: Всего вам доброго. Я очень рад, что нашу передачу слушают и наши братья-баптисты, и как-то обозначаются, очень хорошо. Очень много ко мне мусульман подходит с благодарностью, и мусульмане тоже слушают, очень радостно. Не думайте, что я к баптистам плохо отношусь. Я очень хорошо отношусь к баптистам. Несмотря на то, что, понятное дело, я человек православный и отстаиваю нашу отечественную православную веру. Так что, на это не следует, по-моему, обижаться.

Прот. Александр Березовский: Спасибо, батюшка.

Прот. Димитрий Смирнов: До свидания.

Прот. Александр Березовский: Всего вам доброго, до свидания.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 13

    1. Lord777:

      Очень интересует вопрос, думаю, что и многих. В Библии сказано, что первый Адам — из глины перстный, последний Адам — Господь с неба. Как бы это себе уяснить? Ева родила Каина и сказала:приобрела я человека от Господа.(Быт.4:1) Как бы это вразуметь, подскажите, кто может.

      • regent:

        Здесь на блоге вопросы задаются только о.Димитрию в соответствующем разделе, а потом уже ведущий передачи «Блогпост» и «Беседы с батюшкой» о.Александр отбирает нормальные вопросы, которые бы способствовали спасению вопрошающего и были бы полезны другим посетителям нашего блога. То есть это не форум для коллективного обсуждения и вразумления по какой-либо теме, открываемой любым пожелавшим этого.

        • Lord777:

          Вы сообщаете, что вопросы задаются в соответствующем разделе. В каком именно, где, как — объясните, пожалуйста новичку несмышленному. Не гневайтесь, храни вас Господь.

          • regent:

            Название-ссылка раздела «Вопросы и ответы» присутствует на каждой страницы в «шапке» этой каждой страницы нашего блога, написанное крупными буквами, кроме того в самом верху каждой страницы дана ссылка «Вопросы», храни вас Господь.

            ПС Кроме того об этом написано в правилах блога и правилах задания вопросов, которые рекомендуется прочитать, чтобы избежать в дальнейшем недоразумений из-за нежелания их придерживаться.

    2. Fotiniar:

      Прослушала сегодня — как хорошо, что есть и в формате аудио: загородом видео недоступно.
      И на несколько вопросов, какие «висели» у меня последнее время, услышала ответы, и вразумления на некоторые ситуации, с помощью Божией…
      Спасибо!

    3. Александр, Москва:

      Огромное спасибо за ваши передачи!
      Сколько же делают батюшки, а особенно о. Дмитрий! Просто диву даешься!
      И службы, и послушания, и детские дома, и еще столько передач и бесед, которые приносят такую пользу…
      А какой-нить Позднер несчастный выдает одну срамную беседу в неделю, и за это гребет из нашего кармана — а тельавидение-то, Первый канал, государственное, — огромные, огромаднейшие деньги…
      Недавно пресловутый Позднер опять отчебучил: вспомнил, что его когда-то, как чекистского отпрыска и стукачка по блату, по распоряжению взяли в Московский Университет и он там получил диплом биолога. И вот, козыряя этим дипломом, Позднер обрушился на религиозный взгляд на происхождение человека и что об этом рассказывают в школе. Мол, теория Дарвина всесильна, и потому она верна. Мол, он сам помнит, что плод в чреве сначала становится головастиком, потом типа тритоном и т.д. И потому, мол, человек произошел от обезьяны и никак иначе. А что, Позднер, скорее всего, произошёл от обезьяны. Потому что в старости он очень похож на говорящую обезьяну. Он имморален, полностью лишен представления о морали и стыде, да и ужимки, мордашка, жесты — ну чисто обезьяна.

      • neonilla:

        там на Первом ещё один потомственный биолог есть — Эрнст, вот они вдвоем на пару успешно проводят эксперименты по преобразованию человека в животное…познания в области физиологии человека эксплуатируются по полной (имея в виду из последних находок в области развлечений — встречу Урганта с представителями древнейшей)…Профессор Преображенский наверное упал бы в обморок ещё раз…уже вместе с Борменталем

        • and:

          для Александр и neonilla
          а зачем вы смотрите эти передачи?
          естественно, имеются ввиду передачи Познера, Урганта и аналогичные им. Т.е., почти все передачи нашего ТВ.
          Зачем смотреть это?

          • neonilla:

            абсолютно согласна с Вами — смотреть ЭТО не надо, но это не значит, что ЭТОГО нет, поэтому и вопрос, почему телевидение опускается все ниже и ниже и тащит туда зрителей…среди кого тогда мы хотим жить, среди людей или просто человекообразных существ

    4. msa:

      спасибо

    5. Ivanka:

      Большое спасибо за передачу.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.