Беседы с батюшкой (ТК «Союз», 23 июня 2013 г.)
Протоиерей Димитрий Смирнов отвечает на вопросы на православном телеканале "Союз". Ведущий протоиерей Александр Березовский. Передача от 23 июня 2013 года.

   1. Почему именно день Пятидесятницы именуется днём Святой Троицы?   (0:30)

Троица, Пятидесятница, явление Троицы

   2. Почему день Пятидесятница считается днём рождения Церкви?   (2:08)

Троица, Пятидесятницы, сошествие Духа Святого, служение апостолов, первая христианская община

   3. Почему Бог не послал Святого Духа апостолам раньше, чтобы они были мужественнее и смелее?   (3:23)

проповедь апостолов, мужество, миссионерство

   4. У нас есть церковные праздники, посвящённые Богу-Сыну и Богу-Духу, а почему нет праздников, посвящённых Богу-Отцу?   (4:49)

Троица, Бог-Сын, Бог-Дух, Бог-Отец, литургия

   5. Как мне избавиться от злорадства и зависти и научиться искренне радоваться за людей и любить их?   (5:54)

зависть, злорадство, любовь к людям

   6. Как правильно реагировать на агрессивное поведение малыша двух с половиной лет?   (10:23)

няня, агрессия, поощрение агрессии родителями, попустительство родителей, воспитание детей, физические наказания

   7. Как Православие относится к дуэли? Погибший дуэлянт считается самоубийцей или героем?   (18:47)

дуэль, честь, самоубийство, убийство, справедливость

   8. Подруга просится пожить в моей квартире, пока меня не будет, обязана ли я соглашаться на её просьбу?   (22:05)

просящему дай, отказ в просьбе

   9. Что означают буквы, изображённые на нимбе над головой Спасителя?   (23:21)

иконы, нимб, Спаситель, имя Божее

  10. Как Вы относитесь к торнадо? Можно ли считать, что торнадо – это кара Божия за грехи?   (23:47)

стихия, наказание Божее, гнев Божий, спасение

  11. Можно ли носить «католический крест» без распятия и надписи «спаси и сохрани»?   (26:26)

суеверие, самопридуманное благочестие, православный крест, католический крест

  12. Правда ли, что чтение литий и панихид на кладбищах – это такой современный бизнес батюшек?   (33:05)

поминовение усопших, поминовение на кладбищах, вымогание денег

  13. Помогите советом, в какие инстанции обратиться для улучшения жилищных условий многодетной семьи?   (38:39)

многодетные семьи, жилищные проблемы, строительство дома

  14. Моя дочь неверующая, если она так и не придёт к Богу, я через неё тоже не спасусь?   (43:46)

спасение души, спасение детей, ответственность родителей

  15. Как справиться со страхом? Я избегаю бывать на людях и общаться, что мне делать?   (52:38)

социофобия, страх людей, боязнь транспорта, психолог

  16. Просьба о пожертвовании на православные телеканалы в Фонд Петра и Февронии.   (53:55)

Пожертвования, православные телеканалы, Фонд Петра и Февронии

Прот. Александр Березовский: Добрый вечер, дорогие телезрители. Добрый вечер, братья и сестры. Мы вновь с вами в прямом эфире передачи «Беседы с батюшкой», и, как обычно в воскресный вечер, у нас в гостях протоиерей Дмитрий Смирнов. Батюшка, добрый вечер.

Прот. Димитрий Смирнов: Здравствуйте, дорогие братья и сестры. Здравствуй, отец Александр. С праздником вас всех Святой Троицы – днём рождения нашей Церкви.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, такой, действительно, удивительный праздник. Хотя мы знаем, что было явление Святой Троицы и в Ветхом Завете, и при Крещении на Иордане. Но почему-то именно день Пятидесятницы именуется днём Святой Троицы. С чем это связано?

Прот. Димитрий Смирнов: Вообще-то, «официальное», если можно так выразиться, название – день Святой Пятидесятницы. «День Святой Троицы» – это народное название. Замысел о Церкви на Предвечном Совете Святой Троицы уже звучал, до создания нашего мира. Поэтому здесь вся Святая Троица присутствовала. И это, конечно, акт, который заключался в том, что Отец Небесный послал Духа Святого после восшествия на Небеса Сына Божия, после Вознесения Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому в этом участвовали все Лица Пресвятой Троицы.

Прот. Александр Березовский: А почему именуется этот день днём рождения Церкви?

Прот. Димитрий Смирнов: Что такое Церковь? Церковь – это собрание вокруг Христа людей, которые живут Духом Святым. И излияние Святого Духа на апостолов – это рождение первой церковной общины.

Прот. Александр Березовский: То есть призвание апостолов на служение ещё не было образованием Церкви?

Прот. Димитрий Смирнов: Его можно сравнить с оглашением, предварительной подготовкой. Или, если продолжить сравнение с рождением, то это внутриутробное развитие. Призвание как зачатие; то, что Господь их три года учил – это развитие, подготовка к тому, чтобы родиться. А само сошествие Святого Духа – это уже рождение для служения этому миру.

Прот. Александр Березовский: Дух Святый преобразил апостолов: из трусливых рыбаков они стали бесстрашными проповедниками Слова Божия.

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно.

Прот. Александр Березовский: Но мог ли Господь послать Духа Святого раньше на них – с тем, чтобы, может быть, не были они так малодушны?

Прот. Димитрий Смирнов: Понимаешь, если послать раньше – ну, например, на грудного младенца, – то грудной младенец не сможет быть миссионером, ему всё равно нужен ум, образование, просто умение ходить, наконец.

Прот. Александр Березовский: И говорить.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Всему своё время.

Прот. Александр Березовский: Они должны были созреть для этого.

Прот. Димитрий Смирнов: Да.

Прот. Александр Березовский: Конечно, праздник сегодня удивительный, батюшка, и служба такая замечательная.

Прот. Димитрий Смирнов: Я очень глубоко в эту службу погружался, у меня даже в семинарии была работа по этой теме. Служба составлена на основании очень многих слов Григория Богослова – это просто, действительно, вершина богословия. Он был поэт, его образы так ложатся на душу, что без слёз трудно воспринимать.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, завтра мы празднуем День Святого Духа. Вот есть у нас много праздников, посвящённых Спасителю, Иисусу Христу, есть День Святого Духа, но нет дня, посвящённого Богу-Отцу.

Прот. Димитрий Смирнов: А Отец трансцендентен для нас. Мы знаем, что Он есть, знаем Его любовь к нам. Но всё это через Сына. Кто знает Сына, тот знает Отца. Церковь сочла, что этого достаточно.

Прот. Александр Березовский: Кто любит Сына, тот любит и Отца.

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно. И потом, каждая Литургия же служится Отцу. В этом смысле у нас каждый день праздник.

Прот. Александр Березовский: Всё Им, всё через Него.

Прот. Димитрий Смирнов: Да.

Прот. Александр Березовский: Лариса из Костромы: «Очень стараюсь работать над собой, чтобы научиться искренне любить всех людей и желать им спасения, но не получается – всё равно ликую в душе при их неудачах, завидую их радостям. Умом понимаю, что делаю плохо, но не могу пресечь злое чувство или искренне радоваться за них. Начинаю делить людей на “чужих” и “своих”. Как посоветуете работать над собой?»

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, посоветую изучать учение Церкви, и советую изменить – а это значит, покаяться – вообще образ мыслей. Потому что тот образ мыслей, который изложила наша зрительница, совершенно не соответствует Евангелию. Во-первых, она хочет любить всех людей. Странная какая-то ересь. Это как если человек себе ставит задачу: «Хочу научиться поднимать штангу в четыре тонны». Ну, пожалуйста, можешь всю жизнь тренироваться, это невозможно. Так же и здесь. «Хочу любить всех людей» – заведомо задача непосильная для человека. И – «у меня ничего не получается». А как это может получиться? Речь идёт в Писании о любви к ближнему. Вот сейчас я сижу в студии, кто мой ближний? Ты (обращаясь к о. Александру – ред.). Вот больше даже некому мне здесь любовь оказать. И возможности-то нет. Можно было бы оказать любовь кому-то – взять и позвонить. Но телефон отключён, чтобы не наводить помехи на микрофон. Всё, вот ты один – ближний. Вся возможность оказания любви – это только ты. Вот пожар начнётся, не дай Бог, я тебя буду спасать. А задача «буду сидеть и любить всех»… В Антарктиде у нас сейчас какой-то народишко трудится, в Гренландии, на Аляске, в Якутии – и вот я буду сейчас их любить. Это же пустая, глупая фантазия. Никакого отношения не имеет к Евангелию. Чисто формально. «Любить», «всех» – это такие, очень ненастоящие, лозунги.

И потом. Я, говорит, тружусь, и у меня ничего не получается. То есть человек приписывает возможность спасения самому себе, хотя пришёл в мир Спаситель две тысячи лет назад. А человек до сих пор не понял, что человеку спастись невозможно. Только Христос может его спасти. А задача христианина заключается в том, чтобы Ему в этом не мешать. Тогда спасение возможно.

Прот. Александр Березовский: По возможности помогать.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, это разумеется. Есть даже слово специальное – «синергия». Две энергии, божественная, во-первых, и, во-вторых, человеческая, вместе соединяются. И идёт путём спасения человек. Только так. А не то, что вот «я», «у меня сейчас должно получиться»… Совершенно неевангельский подход. А тут что можно посоветовать? Читать Евангелие. Конечно, слушать «Радонеж», иначе совсем плохо будет.

Прот. Александр Березовский: «Союз» неплохо посмотреть.

Прот. Димитрий Смирнов: Да.

Прот. Александр Березовский: Раба Божия Татьяна: «Работаю няней в семье. Как правильно реагировать на агрессивное поведение мальчика двух с половиной лет? Выражается оно в угрозах всех убить, в рукоприкладстве по отношению к старшим – например, неожиданно бьёт чем-то тяжёлым по голове. На устные увещевания ещё больше распоясывается. Физические наказания недопустимы: родители относятся к его выходкам с юмором, считая, что он маленький и ничего не понимает. Стоит ли мне смириться и терпеть, или поискать другую семью? Как вообще в этой ситуации правильно поступить?»

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, конечно, это зависит от зарплаты. Если жалование очень приличное, стоит потерпеть, а если средненькое, то лучше поискать другую семью.

Прот. Александр Березовский: А как-то воздействовать на это ребёнка няне?

Прот. Димитрий Смирнов: Если родители поощряют… С юмором – значит, им смешно. Тогда пусть последствия этого кушают сами.

Прот. Александр Березовский: Видно, да, они по голове ещё не получали от него, и им кажется, что это всё детские шалости.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. А так вообще-то можно к детскому психологу обратиться. И потом, надо ещё посмотреть, где он этого набрался, может быть, он мультики смотрит всякие. У детей это не агрессивность на самом деле. Это просто способ общения, привлечения к себе внимания. Это, скорее всего, можно обозначить глаголом «заигрывание». Но надо так себя поставить, чтобы… Ведь ребёнок для чего обращается за вниманием взрослого? Он хочет общения. А если каждый раз на такой способ заигрывания ему демонстрировать, что это неприемлемо…

Прот. Александр Березовский: Каким образом демонстрировать?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, например, выйти в другую комнату. Сказать: «Нет, мне так не нравится». Если будем повторять постоянно, то это всё-таки до него дойдёт. «Нет», а, когда он доброжелателен – «Да». Очень кратко.

Прот. Александр Березовский: Ну, а стукнуть по рукам в ответ на его такую агрессию – это полезно? «Ты делаешь больно, вот, посмотри – и тебе больно, в ответ».

Прот. Димитрий Смирнов: В два с половиной года рановато. Когда речь у него уже будет начинаться, можно, да и то несильно, скорее, символически. Ведь он пробует человека – как он среагирует? А ему показывают: нет. И уходят. Чтобы он увидел: ты хочешь общаться, а в результате твоего битья общение тут же прерывается. А ему-то не это надо. Ему надо книжку читать, что-то рассказывать. Дело в том, что он это когда-то попробовал на папе и маме, они смеются и довольны, и он думает, что это вполне законный способ. А тут он увидит, что с няней этот номер не проходит.

Прот. Александр Березовский: Вообще у многих детей есть такое пристрастие к властолюбию.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, разумеется.

Прот. Александр Березовский: И если им давать так вот, безответно, лупить взрослых…

Прот. Димитрий Смирнов: Но воспитывать вопреки папе и маме – это бесполезно. Поэтому нужно просто отбыть срок, пока зарплата идёт, а потом пусть они сами его воспитывают. Потому что, в основном, родители в воспитании – просто безумцы. Ничего слышать не хотят, сами всё знают, а ребёнок их – идеальный и всегда во всём прав. Хотя ребёнок – это, собственно, такой «зверёк», или «необработанный алмаз», как кому нравится. Нужно из варвара сделать человека, а если не делать, то и вырастет варвар.

Прот. Александр Березовский: А потом придут родители к нам с вопросом: «А что можно сделать?»

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно, обязательно придут, лет в пятнадцать. Что можно сделать? Дубик, которому один год, можно выдернуть из земли двумя пальцами. Дубик, которому десять лет, и двумя руками не выдернешь, и вообще придётся пилить.

Прот. Александр Березовский: А человек в десять лет – это уже вполне самостоятельное существо.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, он даже имеет право выбирать, с кем ему жить, по закону. Там очень много всяких прав существует, которые зафиксированы в юридических законах.

Прот. Александр Березовский: Что будет, если нашим детям все эти права сейчас расскажут?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, посмотрим.

Прот. Александр Березовский: Вот уж схватимся за голову, что мы тут напринимали.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, не мы.

Прот. Александр Березовский: Те люди, за которых мы голосовали.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, не знаю, кто голосовал, я не в курсе. Большинство населения нашей страны не в состоянии изложить, как устроена политическая система у нас. То есть, если они даже участвовали в выборах, то они всё равно не представляют себе ни нашу Конституцию, ни то, как устроена наша управленческая пирамида, и так далее. Их выбор – неинформированный. Поэтому он, вообще-то, даже юридической силы не имеет.

Прот. Александр Березовский: Да, вот так спроси человека, пришедшего на избирательный пункт: а ты кого-нибудь из кандидатов видел вживую, говорил с ним?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, может быть, кто-то и видел, но… В школе есть обществоведение. Но современные дети не понимают, не могут изложить, как управляется государство. Не в состоянии. И ясно, что они к этому не будут возвращаться, кроме людей, которые будут этим профессионально заниматься.

Прот. Александр Березовский: Но такая система удобна.

Прот. Димитрий Смирнов: Удобно, когда никто ничего не понимает, а народ превращается в электорат. Везде это удобство используют те, кто хочет прийти к власти. Я тебе даже могу рассказать, если ты хочешь прийти к власти, как это надо делать. Есть технологии, я их специально не изучал, просто наблюдал нашу жизнь отечественную.

Прот. Александр Березовский: Наталья из Екатеринбурга: «Как православие трактует дуэль? Погибший дуэлянт – самоубийца или отдавший свою жизнь за справедливость? Ведь чаще всего дуэлянты выясняли свои отношения, отстаивая честь».

Прот. Димитрий Смирнов: Понимаете, какое дело, «отстаивать честь» – совершенно нехристианское понятие, ибо Господь сказал: «Если тебя ударят в правую…» (Мф. 5, 39). А «в правую» – так бьют, оскорбляя. Это значит, оппонент твой – не твой враг, который хочет тебя убить, тогда он бы тебя ударил в левую или в «роговой отсек», в крайнем случае. Тут же речь идёт об этом. «Подставь ему другую» – вот христианская реакция. «Отстаивать честь» – это совершенно далеко отстоит от тех задач, которые Господь ставит человеку. Поэтому дуэлянт – одновременно и убийца, он хочет убить человека, и самоубийца, потому что он хочет, чтобы убили его самого.

Прот. Александр Березовский: То есть, рискует быть убитым. Вряд ли он хочет.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, такие случаи тоже бывали, что люди убивали друг друга. Их даже не хоронили на кладбищах и не отпевали.

Прот. Александр Березовский: Всё равно это людей не останавливало.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, мода есть мода. Люди, даже умные люди, даже такие умные и сверхумные, как Пушкин… Это такой ум, который реже, чем раз в сто лет рождается – а всё равно через страсти свои был подвержен влиянию общества, которое, причём, презирал.

Прот. Александр Березовский: Общество оказалось сильнее.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, общество не оказалось сильнее, а Пушкин оказался зависимым, то есть, ему было очень важно, что о нём скажут. Мы, весь народ, весьма сожалеем о том, что он это сделал.

Прот. Александр Березовский: Есть у нас первый вопрос, батюшка. Давайте ответим.

Прот. Димитрий Смирнов: Здравствуйте, мы Вас слушаем.

Телезритель: Уезжаю в отпуск, а у моей знакомой временные трудности с жильём, и она просится пожить в моей квартире. У меня нет уверенности, в том, что она будет жить там одна, без своего «друга», а мне бы этого не хотелось. Отказать ей в её просьбе?

Прот. Димитрий Смирнов: А чем я могу помочь-то? Вы всё правильно изложили, я Вас очень хорошо понимаю. Но чем могу помочь, я не знаю.

Прот. Александр Березовский: Господь говорит: «Просящему у тебя дай» (Мф. 5, 42). И многие считают, что отказать – это нарушить заповедь.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да. Например, какой-нибудь просящий скажет: «Дай мне два литра крови твоей мамы». Надо дать.

Прот. Александр Березовский: А то нарушишь.

Прот. Димитрий Смирнов: Да.

Прот. Александр Березовский: Есть звонок, батюшка, ещё один. Добрый вечер.

Прот. Димитрий Смирнов: Здравствуйте.

Телезритель: Светлана из Смоленска. Что означают три буквы на нимбе Спасителя на Его иконах?

Прот. Димитрий Смирнов: Означают они греческое слово WON, что значит «Сущий». Это имя Божие.

Прот. Александр Березовский: Михаил из Москвы: «Отец Дмитрий, Вы как-то сказали, что очень любите грозу. А как Вы относитесь к торнадо? И как Вы считаете, Господь попускает эту страшную стихию тем странам, которые грешны почти так же, как Содом и Гоморра, за их грехи?»

Прот. Димитрий Смирнов: Не знаю. Торнадо никогда не видел, только по телевизору, дело это, конечно, страшное. И – мало ли что я люблю. Это совсем не надо повторять. Гроза всё-таки вещь опасная.

Прот. Александр Березовский: Вообще стихия бывает настолько разрушительна…

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно. Тут вот рассказали, что некая семья в грозу раскрыла зонтик, и ударила молния прямо в зонтик. А тут вот, в последнюю грозу, я на лошади скакал по полю, и мне так нравилось, что струи воды меня обвивают. А ведь молнии были, мог бы в жареную обезьяну превратиться. После рассказа про этот зонтик больше не буду в грозу ездить. Знаете, как жить хочется?

А по поводу того, кто согрешил или нет… Однажды подобным вопросом задался один из величайших людей всех времён и народов, основатель монашества Антоний Великий. И Господь ему ответил – у них были такие отношения прямые, что Господь часто ему прямо отвечал. И Он сказал: «Антоний, внимай себе и не испытывай судеб Божиих». А то какая-то у нас мода: а как же китайцы? А как же мусульмане, малайцы? А как же люди, родившиеся с синдромом Дауна? А кто грешнее? Это вопросы, которые к нашему спасению не имеют никакого отношения. К нашему спасению имеют отношение только взаимоотношения каждого из нас лично с Богом. Вот этим и надо заниматься.

Прот. Александр Березовский: Есть вопрос у нас ещё один. Добрый вечер.

Прот. Димитрий Смирнов: Здравствуйте.

Телезритель: Из Иерусалима привезли деревянный четырёхконечный крест. Однажды мне сделали замечание, мол, это крест католический, так как на нём не написано ничего и нет распятия. Можно ли носить крест без изображения Распятия и без надписи «Спаси и сохрани»?

Прот. Димитрий Смирнов: Можно. Вот на кресте, который я ношу, тоже не написано «Спаси и сохрани». На одной стороне – изображение Спаса нашего на убрусе, а на другой – Распятие Господа нашего Иисуса Христа. Мне подарил один человек, и я ношу. И, видите, ничего, жив пока. Что значит «можно» или «нельзя»? Кто Вам может запретить? Отчего такая боязнь всяких глупых людей? Можно, нельзя… Где это написано? Сказать: дай мне установление церковное, древнее или новое. Должна быть бумага – постановление Священного Синода или Архиерейского Собора, или просто указ Патриарха, этого достаточно.

Прот. Александр Березовский: О форме креста.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, а крест-то греческий. Четырёхконечный крест всегда назывался греческим. Более того, если Вы посмотрите на облачение в Церкви священников, когда они украшаются крестами, все они, за редчайшим исключением, имеют на себе изображение четырёхконечного креста. И потом, «католический». «Католического» креста не бывает. Крест бывает исключительно Христов, на котором распяли Христа. А в какой традиции он изготовлен – это совершенно не важно. На этом моем кресте «Спаси и сохрани» не написано. А некоторые даже звонили и говорили: «Какой, батюшка, у Вас крест хороший». Это мне староста нашего храма подарил, Василий Сергеевич, много лет назад, я его так и ношу, слава Богу. Так что, тут смущаться нечем. А очень многие люди – особенно те, которые не смогли воспитать детей в вере православной – навёрстывают тем, что пытаются учить людей молодых. А так как они не знают ни Евангелия, ни учения Церкви, ни истории Церкви, ни канонов её, они сочиняют сами всякие «можно» и «нельзя». Могу привести пример: «через левое плечо нельзя передавать свечу». Пожалуйста, вот одно из бредовых пожеланий.

Прот. Александр Березовский: «Свечку вверх ногами».

Прот. Димитрий Смирнов: «Свечку вверх ногами». Где они находят у свечки ноги, для меня до сих пор загадка. А сегодня читал одну исповедь. Расскажу тайну исповеди. Одна раба Божия пишет – причём, я об этом в каждой проповеди о посте говорю, а она постоянная прихожанка, – что она согрешила. Чем же она согрешила? В среду она съела мороженое. Причём, у продавщицы мороженого спросила, постное оно или нет. Продавщица ответила: «Постное». Она спросила, дополнительно, есть ли в мороженом молоко. Ей сказали: «Нет». Она пришла домой и посмотрела в лупу на фруктовое мороженое – так и пишет, «в лупу посмотрела» – и вот через лупу обнаружила там молоко. Нашла, наконец, женщина бедная, грешница, в чём покаяться. Хотя об этом молоке и о творожных сырниках мы рассказываем постоянно. И всё равно такой ответ. Так что, очень жизнь у нас трудная.

Поэтому – не надо в лупу рассматривать. Но если уж очень сильно пристают – крест-то деревянный, возьмите и напишите там «Спаси и сохрани». И ещё скажу по секрету: помимо России есть ещё несколько православных стран, в этих странах тоже люди носят кресты. И, кроме России, Вы нигде не встретите кресты с надписью «Спаси и сохрани». Вот патриарх Филофей недавно приезжал. Если у него нательный крест есть, то на нём нет «Спаси и сохрани». Ну, может, Святейший наш ему подарил крестик нательный, и там написано «Спаси и сохрани». У нас просто такой обычай возник, причём, в самые последние годы. Вот тот крест, с которым меня крестили шестьдесят с лишним лет назад, – на нём не было надписи «Спаси и сохрани». Хотя крестик в церкви был куплен. Так что это ничего не значит.

Прот. Александр Березовский: Есть вопрос у нас, батюшка. Добрый вечер.

Прот. Димитрий Смирнов: Здравствуйте.

Телезритель: Алексей из Екатеринбурга. На кладбищах в дни поминовения усопших батюшки предлагают послужить. Многие говорят, что это «бизнес», вымогание денег. Как православному реагировать на это?

Прот. Димитрий Смирнов: Вы ещё газеты почитайте, мало ли что там пишут. Я Вам сейчас расскажу про один бизнес. Поехал я на встречу с одним для меня очень важным человеком за город. Поехал на электричке, потому что, если ехать на машине, то из Москвы по пробкам полдня надо ехать туда, и два дня обратно. Еду я на электричке, надел на нос кепку, тёмные очки. Но всё равно один гражданин шёл по коридорчику между сиденьями, посмотрел – засёк. Говорит: «Можно я с Вами посижу»? Я говорю: «Пожалуйста». – «А можно я Вас спрошу?» Я, говорит, все Ваши проповеди слушаю, читаю, телеканал «Союз» всё время смотрю. Это он мне так вопрос задавал. И вот, пока мы с ним доехали – а сошли мы с ним на одной станции – он мне всё рассказывал, как он всё это делает, так вопроса и не задал. А когда мы с ним прощались, говорит: «Можете меня благословить? А я Ваше благословение своей жене передам». Я его благословил. Ну а потом, в конце нашей встречи, он достал тысячу рублей и дал мне: «Вот, батюшка, Вам на Ваши нужды». Хороший бизнес? Хороший. Я, ничего не делая, просто сидел и слушал, а он дал мне тысячу рублей. Мне этот человек, к которому я ехал, говорит: «И служить не надо – ходи по электричке, и народ будет деньги давать». Потому что у нас народ щедрый.

И вот я, например, несколько раз в году бываю на кладбище: в день смерти отца, в день его именин, в день смерти мамы, иногда бываю в день её именин, и так далее. И каждый раз, когда я служу там панихиду – не только я, родственники все мои, братья приходят, друзья отца, мамы – и вот я смотрю, народ ходит и с какой-то некоторой даже завистью смотрит. А попросить – «не могли бы Вы к нашей могилке подойти?» – стесняются. Поэтому, по-моему, прекрасно, что в Екатеринбурге есть батюшки, которые ходят по кладбищу. Что значит «вымогают»? С ножом, что ли? Хочешь – попроси его, он подойдёт, послужит. А не хочешь – и не надо, пойди и сам спой литию: «Со духи праведных скончавшихся…» В чём проблема-то?

Расскажу, в чём проблема, сам. Видите, со мной как удобно – сам спрашиваю и сам отвечаю. А проблема в зависти. В зависти и злобе. Вместо того, чтобы порадоваться – вот у человека «бизнес», сейчас он там послужит, там послужит, соберёт себе копеечку, отвезёт деткам, матушке, – их душит злоба и жаба. Жаба, потому что денежки не им, а злоба, потому что зависть к тому, что у них на глазах эти денежки, которые им самим нужны, переходят в совершенно другой карман. Вот, собственно, и всё. Как относиться к этому? Отвечаю: наплевать и растереть. Вот и всё. Бог Вам в помощь.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, давайте ещё ответим на вопрос.

Прот. Димитрий Смирнов: Здравствуйте.

Прот. Александр Березовский: Добрый вечер.

Телезритель: Я бы хотел попросить у Вас встречи, это Можайск, многодетная семья. У нас пять детей, ждём в августе, даст Бог, шестого. Живём на двадцати трёх с половиной метрах. Обошли все инстанции по жилью, нигде ничего не можем добиться. Не знаем, в какие двери стучать и кого просить.

Прот. Димитрий Смирнов: Стоп, Вы хотите, чтобы я Вам в Можайске купил дом, я так понял?

Телезритель: Просто совета, куда писать.

Прот. Димитрий Смирнов: Никуда не надо писать. Каждой многодетной семье полагается земля, это закон. Берите землю и стройте себе дом, вот и всё. Русский мужик сто лет назад от государства вообще ничего не хотел. Ни один мужик царю не писал ни про дом, ни про корову, ни про что. Он только хотел земли. А дальше всё делал сам, понимаете? В Можайских лесах – я же там часто бываю относительно – там даже сухостой есть. Возьмите сухие ёлки, договоритесь, много есть магазинов со стройматериалами. Есть брус, который «повело» – взять и сделать каркасный дом, и всё, и замечательно. Я сам, когда мне было тридцать лет, дом построил, и не каркасный, а рубленный. Что Вам мешает самому для своей семьи построить дом? «Писать»… Это только бумагу тратить. Даже книжка есть – если найду, могу подарить, называется «Как построить сельский дом». Любой человек, если умеет читать, может узнать, как построить, как рубить дом. Разные способы рубки описаны – «чашкой вверх», «чашкой вниз», в общем, всё замечательно. Вот этим надо заниматься. Я помню, дом построил за два года. А писать Вы будете гораздо дольше. Это неправильный, советский подход, «халявный». А «на халяву» землю сейчас дают, её не надо покупать, выделяют. Правда, бывают неудобья всякие. Но можно попросить, добиться, поклянчить, это допустимо. Земля – это главная недвижимость. Ну, если хотите, у меня есть возможность – земля в Костромской области. А если в Новгородскую область поедете, то там целые деревни пустые, только стёкла вставьте и живите. С печками хорошие дома. Можно выбрать даже.

Прот. Александр Березовский: Проблема в дорогах, батюшка, потому что дом-то есть и деревня есть, может быть, но – ни пройти, ни проехать.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, сначала мотоцикл. Вот где-то я тут видел у подъезда стоит мотоцикл, и написано «Продаю». Ну, на мотоцикл можно заработать? А встречаться – что я могу посоветовать? Вот Вам совет: пока молодой, стройте сами дом.

Прот. Александр Березовский: Есть вопрос у нас. Добрый вечер.

Прот. Димитрий Смирнов: Слушаем Вас.

Телезритель: Воронеж. В своё время я не привела дочь к Богу, ей сейчас 25 лет. Если дочь не будет спасена, я через это тоже не спасусь?

Прот. Димитрий Смирнов: Это никак не связано. Вы понимаете, что такое спасение? Спасение совершается благодатью Божией, пришествие которой в Церковь мы нынче и празднуем. Когда благодать Божия придёт в Ваше сердце, вместе с ней придёт и спасение. Дочь тут вообще ни при чём. Потому что Сам Господь говорил: «Двое на ложе, один берётся, другой оставляется» (Лк. 17, 34; Мф. 24, 40). Это сколько угодно так бывает. Бывает, конечно, и по-другому – как я сегодня поминал Григория Богослова, у него вся семья спаслась. И не только спаслась, но и прославлены как святые – и папа, и мама, и сам Григорий, и брат его Кесарий. Такие случаи – уникальные, а обычно кто-то спасается, а кто-то нет. Не от этого зависит. Конечно, если Вы сами спасётесь, то Ваша молитва будет более действенна, потому что Вы к Богу будете ближе. Может, это каким-то образом и отразится на Вашей дочери. Может, на неё произведёт впечатление.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, родители ведь держат ответ перед Богом за своих детей.

Прот. Димитрий Смирнов: Держат. И на этом ответе они говорят: «Прости, Господи, ничего не могли сделать». У святых, уже прославленных, я не буду их сейчас называть, были безбожные дети. И что? Печально, вот что. Держал ответ.

Прот. Александр Березовский: Грустно, да.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну вот, грустно. С этой грустью и надо жить. Но обстоятельства жизни были таковы, что невозможно было. Вот представь себе: живёшь ты где-нибудь в Твери или Воронеже. Живёшь, пашешь. Вдруг – орда. И твоего сына и дочь забирают в полон и продают в Османскую империю. И они там живут, их в ислам обращают насильно, отуречивают, и у них новые семьи, и ты ничего не знаешь. И вот – ответ будешь держать. Ну, будешь держать ответ, и что ты скажешь?

Прот. Александр Березовский: Нет, батюшка, эта ситуация понятная.

Прот. Димитрий Смирнов: А все ситуации понятные. А большевистское нашествие? Когда у людей был такой страх, что они готовы были от отца с матерью отречься? И сколько таких отрекалось. И кто бросит в них камень? Отрекались-то со страху. Не каждый может сказать: да, я пойду на эшафот. Мы таких священников прославляем. А бывали такие, которые, чтобы сохранить свою жизнь, отказывались от сана. И что, в него камень кидать? Служил, сколько мог, а на вилы поставили – он не смог. Потому что там, чтобы сломить человека, использовали все методы. Одного подвесили на трое суток за ноги, и он вытерпел, а другой не вытерпел. Кто-то скажет: «Вот, не вытерпел!» А ты бы вытерпел, если бы тебя хотя бы на час подвесили за ноги? Вот и весь ответ. Отвечать буду? Вот я ответил: «Да, не выдержал». И дальше что? Кто будет судить?

Нет, жизнь – это вещь очень сложная, и только Господь может знать, как, что, почему. А с нашей стороны вопросы эти неправомерны. Это всё равно, что гадать: «А кто спасётся? А вот, моя дочь…» А может, дочь её будет святая? Она сама в 25 лет что, в церковь, что ли, ходила? Да никогда не поверю. Даже по речи слышу, что она в 25 лет в церковь не ходила. А хочет, чтобы дочь уже начала ходить в церковь. Как она могла воспитать дочь, если она сама тогда ничего об этом не знала, да и сейчас две трети не знает, ничего не понимает. Даже как подойти к этому вопросу не знает. Поэтому – дочку кто воспитывает, телевизор? А в телевизоре дают всякие ответы.

Прот. Александр Березовский: Держи ответ за самого себя, каждый день.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. А уж детки смотрят, как папа, как мама, и этим обучаются. Конечно, это зависит от того, каковы родители. Но ведь на детей воздействует и школа. А ребятки на улице в песочнице? А учитель? Учителю очень просто настраивать против какого-то ребёночка весь класс. А ребёночек может не выдержать: их тридцать, а я один. Это только очень мужественные детки в состоянии выдержать. Какие-то приходится компромиссы искать. Сейчас-то ещё ничего, а в Европе, в некоторых странах, если ты не водишь ребёночка в школу, где ему «секспросвет» преподают с первого класса, то могут и отобрать. Отобрать – и в приёмную семью к двум педерастам. И что – ты будешь отвечать за то, что у тебя ребёночек брейвиком вырос? А это всё от этого воспитания, брейвики получаются. Мальчик терпел-терпел, затаил и решил: я вам устрою. И устроил. И он ни в чём не раскаивается. Дай ему волю, он ещё прикончит сотню-другую. Потому что он натерпелся от этого всего с детства. Так, психологически, он даже не виноват, это его система сделала таким. И как он будет отвечать? Совершенно разный подход. Его же калечили. Его насиловали с детства. Он по таким учреждениям ходил, где его насиловали. И вот получился такой человек, как говорят, фашист. Его создали.

Поэтому, прежде чем судить человека, даже преступника – ну, он безусловный преступник, сколько детей убил – нужно посмотреть на причину. Вот мы про мальчика говорили вначале, которому два годика, а он уже агрессию злобную проявляет. Это вот начало. А что там дальше будет, спохватятся родители или нет? Лучше бы сразу, при первом проявлении. Но вот пока им смешно.

Прот. Александр Березовский: Но потом это слезами отольётся.

Прот. Димитрий Смирнов: Не дай Бог, даже не хочется в этом направлении думать.

Прот. Александр Березовский: Елена спрашивает: «Подскажите, пожалуйста, как справиться со страхом. Очень боюсь людей, но не понимаю, почему. Поход в магазин, поездка в маршрутке – для меня это целое испытание. В университете я ни с кем не общаюсь, на работе тоже, друзей у меня нет. Всех избегаю, даже давних знакомых. Что мне делать? Подскажите».

Прот. Димитрий Смирнов: Обратиться к психологу, к верующему, если Вы человек верующий. И тогда он подскажет, что делать, какие употреблять приёмы в жизни, что-то посоветует. Потому что заочно невозможно сказать.

Прот. Александр Березовский: Ну да, тут надо исследовать.

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно, нужно очень много рассказать. Либо это какие-то особенности личности, а может, жизнь так сложилась, может быть, что-то надо преодолеть.

Прот. Александр Березовский: Давайте, батюшка, перейдём к Вашему объявлению.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Мы с отцом Александром уходим на каникулы, наше общение прерывается, даже не могу сказать, на сколько точно, не меньше, чем на два месяца. В летний период вся телекомпания «Союз» испытывает большие денежные затруднения. Нужна оплата эфиров, зарплаты сотрудников, очень немногочисленных. Вот здесь стоит четыре камеры, а их обслуживает один человек, то есть, в четыре раза меньше, чем на обычной телестудии, где у каждой камеры есть оператор. Поэтому, если мы считаем, что «Союз» нам оказывает помощь и пользу, мы должны его обязательно поддерживать. Это наша ответственность, и это очень важно, если мы хотим, чтобы существовала и передача, и сама телекомпания. Я было предложил ребятам: если денег не будет хватать, можно на месяц вообще уйти из эфира. А они говорят, что тогда могут лицензии лишить. Тут, видите, есть некая зависимость. Можно было бы так: есть средства – в эфире пребываем, нет – закрываем, а если зрителям надо, пусть опять собирают по бегущей строке. Кто сколько может, пусть даёт, и эфир вновь возобновляется. Оказывается, это невозможно.

Ну и хочу присоседиться. У нас есть фонд Петра и Февронии, вы можете узнать о нём на сайте petrifevronia.ru/lepta . Этот фонд поддерживает те программы, которые мы устраиваем в рамках защиты семьи и материнства, и также есть у нас отдельные программы, в частности, кстати, по помощи в том числе и жильём отдельным людям. Мы всегда этот вопрос исследуем, помогаем, когда у человека действительно нет никакой возможности – вдова многодетная и так далее. И там также есть короткий номер 7715, на который можно направить текст сообщения «Миссия», а дальше через пробел указать сумму, которую нужно снять с вашего телефона. И тогда эти денежки пойдут на общее дело.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, пора прощаться.

Прот. Димитрий Смирнов: Всего вам доброго, до свидания. Будем живы-здоровы – увидимся либо в конце августа, либо в начале сентября. До свидания.

Прот. Александр Березовский: Всего вам доброго, до свидания.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 8

    1. Максим Румянцев (Екатеринбург):

      Всем, кого волнует жилищный вопрос и строительство своего дома, сообщаю. В каждом субъекте Федерации есть закон, определяющий норму получения бесплатного леса на корню. Конечно, он не совсем бесплатный, надо оплатить госпошлину, а валишь лес, обрабатываешь его и вывозишь сам или людей нанимаешь. У нас в Свердловсской обл. это 152 обл.закон, определяющий норму в 125м3, из них 100 кубов — это деловая древесина. Это достаточно много — хватит и на стены дома, и на доски. Поэтому ещё на делянке распределяешь — какие брёвна на распиловку, а какие на участок для рубки. Я сам получал такой лес, правда, лесничество может выдать прелый лес, поэтому надо брать знающего, чтобы отказаться сразу от такой древесины. Из полученного объёма (88м3) мне срубили баню 5х5, дом 7х7 и ещё 2 лесовоза досок и бруса напилили. Прелый лес ушёл на дрова. И за лесничеством ещё объём леса на корню передо мной остался. Дерзайте!

    2. Ivanka:

      Спасибо, батюшки. Благополучного вам отпуска.

    3. len_kor:

      Отправила смс на 7715: Миссия 20 рублей. Было на счету сотового номера 93 р. с копейками, а осталось 47 с копейками. Надеюсь 20 р. дошли, т.к. 7715 прислали СпсБ, а 46 руб. ушли скорей всего сотовым операторам. Хотя теперь особо не важно… Попробовала 1 руб. отправить, как о. Дмитрий предлагал всем православным по рублю на квартиру семье архитектора, так спешу предупредить, что данная акция невозможна. В этом случае с номера 3116 мне пришла смс: «Недостаточно средств для проведения платежа, доступный баланс можно узнать, набрав *104#», откуда соответственно смс: «Доступная сумма для мобильных платежей без учета комиссии 36.52 р.»
      Господи, помилуй и спаси души наша (и мою в особенности от сребролюбия)! Аминь. :)

      • regent:

        1) Сами лично проверяли, проценты которые снимаются теми операторами сотовой связи, которые участвуют в этом проекте 7715. Посылали от 20 до 1000 рублей. Всё точно совпадает с тем, что указано на сайте http://www.sms7715.ru/pravila.htm.
        2) Когда о.Димитрий говорил об 1 рубле, это был оборот речи, гипербола. Думается, что он и представить не мог, что кто-то, действительно, сподобится пожертвовать такую огромную сумму от щедрот своих )))
        3) Думается, что такие суммы лучше передавать семье лично из рук в руки, но предварительно следует списаться, если Вы из другого города.

      • Irene:

        Когда я отправляла смс-ку для помощи семье Астапенко с указанием суммы на номер 7715, пришла смс-ка от оператора с просьбой подтвердить платеж, набрав код, кажется,»9″. Отправила смс-кой «9″, вновь прищла смс-ка с просьбой набрать код, кажется, «4″. Я невнимательно прочитала эту вторую смс-ку, но, по-моему, там речь шла о детях, больных раком. Отправила код «4″ — и в итоге сняли сумму, вдвое бОльшую, чем та, которую я указала в своей смс-ке.
        Слава Богу, что денег на счету было достаточно. Надеюсь что вторая сумма пошла на благое дело.
        Возможно, и Вы, не заметив, пожертвовали еще на что-то, отправив смс-ку с кодами дважды.

    4. LubovVCh:

      Спасибо огромное.

    5. msa:

      спасибо

    6. julia l:

      Спаси Господи.
      Вот она логика любви,которая «…всё покрывает…».
      Спасибо Вам,батюшка.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.