Русский час с протоиереем Димитрием Смирновым (2005-07-27)
Протоиерей Димитрий Смирнов отвечает в прямом эфире на вопросы радиослушателей православной радиостанции "Радонеж". Передача от 27 июля 2005 года. Совместный проект радио "Радонеж" и телеканала "Спас".

   1. О художниках Нестерове и Васнецове.   (1:17)

Русская художественная школа, древнерусская живопись, иконы, Андрей Рублёв, иконопись, отечественная культура, Владимирский собор в Киеве, церковное искусство, русский фольклор, русская живопись, абстрактная живопись, Кандинский, Малевич, передвижники, назидательность в искусстве, письменная русская культура, поэзия, литература, Пушкин, музыка

   2. О словах из Послания апостола Иакова: «до ревности любит дух, живущий в нас» (Иак. 4, 5)   (6:55)

Дух Божий, ревность, забота, Церковь

   3. Признаётся ли Церковью зарегистрированный, но невенчанный брак?   (9:31)

Мусульманский брак, законный брак, блуд, разврат, благословление Церкви, венчание, брак в Господе, домашняя церковь, гражданский брак, ответственность

   4. Прервала блудную связь своего 16-тилетнего сына с его «девушкой», из-за чего расстроились мои отношения с сыном.   (13:18)

Макаренко, малодетность, эстрада, дискотеки, ток-шоу, современная молодёжь, запретный плод, воспитание, взросление, семейная жизнь, ответственность, христианские заповеди, ветхозаветные заповеди, создание семьи, развод, целомудрие, сыновье послушание

   5. Как относится Церковь к свидетельствам людей, переживших клиническую смерть?   (24:08)

Клиническая смерть, пограничное состояние, загробная жизнь, формы загробного опыта, любопытство

   6. Об американском муже-баптисте.   (28:07)

Америка, секты, баптисты, евангелисты, Всероссийский совет евангельских христиан-баптистов, единство супругов в вере, воспитание детей, брак в Господе, знание Священного Писания, протестанты, толкование Писания, от ветра головы своея, толкование Святых Отцов, протестантский пастор, венчание гомосексуальных браков, ересь, ментальность, ценности американцев, благополучие, политика Ватикана, крестовые походы

   7. Поясните строки из Евангелия от Луки (16, 25-26) Значит ли это, что тот, кто страдал в земной жизни, получит утешение в жизни загробной? И для чего существует поминовение усопших?   (36:12)

Притча, Лазарь, смирение, революция, устроение души, Николай II, хозяин земли Русской, достоинство, жестокосердие, благодать Божия, Царствие Небесное, умягчение сердца, молитва за усопших, Серафим Саровский

   8. За нашим 19-тилетним внуком ухаживает девушка 15-ти лет, которая живёт в нашем городе без родителей. Как нам поступить?   (43:47)

Послушание родителям, выбор супруга

   9. «Возлюби ближнего своего как самого себя». А как надо любить себя?   (47:38)

Любовь к ближнему, себялюбие, страсти, порок, готовность простить

  10. Как поминать самоубийц?   (51:24)

Самоубийцы, убитые на дуэли, умершие от пьянства, келейная молитва, поверье, родительские субботы, психически больные

Прот. Димитрий Смирнов: Добрый вечер, братья и сестры! Мы начинаем нашу обычную программу в прямом эфире. Телефон в студии 9595939. У микрофона протоирей Дмитрий Смирнов.

Всех наших дорогих слушателей поздравляю с днём рождения Церкви, ибо день святой Троицы – это день, когда Святый Дух сошел на апостолов, и Церковь начала своё бытие. И до нашего времени все дары, которые преподаны были первой апостольской общине от святого Духа, сохраняются до сих пор.

Слушатель: Добрый вечер, отец Дмитрий, с праздником! В одной из передач Вы очень интересно рассказывали о творчестве Репина. Хотелось бы узнать Ваше отношение к творчеству таких художников, как Нестеров и Васнецов. Они занимались разработкой возрождения древнерусской живописи, пытались возродить её. Что Вы об этом думаете, хотелось бы узнать. Спасибо.

Прот. Димитрий Смирнов: Нестеров и Васнецов – художники вообще другого плана, хотя, конечно, являются замечательными представителями русской школы. И, действительно, их интересовала и русская история и, конечно, древнерусская живопись, которая в то время, когда они творили, как бы открывалась заново. Потому что наши реставраторы нашли способ снимать древнюю олифу, и древние иконы (в частности преподобного Андрея Рублёва) для всех были заново открыты и засияли Божественным светом. Но, надо сказать, что, несмотря на то, что такие попытки были, до непосредственно иконописи им дойти не удалось, но я даже и не знаю, ставилась ли ими такая задача вообще, или нет. Но, конечно, они представляют для нашей отечественной культуры значительную ценность. Владимирский собор в Киеве расписывался Васнецовым, в частности он отступает от того канона, который сформировался к XVI веку, но тем не менее глубина его понимания, исследования, его церковность, конечно, дала возможность создать такой шедевр и как бы новый канон. Потому что мы знаем, что его фрески явились импульсом для многих художников и многократно были повторены уже в различных храмах начала XX века. Это говорит о том, что они явились замечательным эталоном. Поэтому в интерпретации  той знаковой системы, которая родилась в конце XIX и начале XX века, в церковном искусстве Васнецов явился непревзойдённым мастером.

Нестеров меньше этим вопросам уделял внимания, но его самые прославленные работы (это портреты и живопись на сюжеты, связанные с русским фольклором), конечно, тоже очень замечательны и по своей живописной ткани, и по сюжетной линии, по своим литературным свойствам. Вообще, русская живопись отличается тем, что, как правило, за исключением абстрактной живописи (хотя и она в России родилась: Кандинский, Малевич и другие, которые за ним последовали), но я имею в виду ту школу, которая вышла от Передвижников, – она несла всегда и такой литературный компонент. В России всегда искусство стремилось к назидательности. Это связано с тем, что первые 700 лет письменной русской культуры, это была культура и письменность назидательного характера. «Чистое» искусство: поэзия, литература – возникло значительно позже. Мы считаем, что родоначальником литературного языка является Пушкин. Но это самое начало XIX века, то есть это время очень близкое к нам, поэтому язык Пушкина практически от нашего не отличается. Но до этого было 700 лет совсем другой культуры. И поэтому всегда русское искусство (и даже музыка, хотя вещь совершенно абстрактная) несёт в себе такой назидательный характер. Поэтому у Нестерова и Васнецова присутствует некая назидательная литературность, что некоторых как-то раздражает, отталкивает, но на самом деле их литературность нисколько не мешает восприятию художественного качества их работ. Вот что я мог бы кратко по этому поводу сказать.

Слушатель: Добрый вечер. Батюшка, с праздником! Это раба Божия Нина. Батюшка Дмитрий, объясните, пожалуйста, слова из послания апостола Иакова: «до ревности любит дух, живущий в нас» (Иак., 4, 5). Спаси, Господи!

Прот. Димитрий Смирнов: Это такое образное выражение. Как это можно пояснить? Речь идёт, конечно, о Духе Божием. И Господь очень ревниво и заботливо вообще относится к каждому человеку, но особенно к Своим – имеются в виду христиане.  Мы знаем, что бывает так, что у любви в силу того, что люди грешны, часто бывает оборотная сторона медали, которая выражается в форме ревности, как некоторый такой горький привкус. И вот это чувство ревности практически всем людям известно. Но здесь имеется в виду ревность другого плана – ревность как горячая деятельная забота и участие. И Дух, который от Пятидесятницы вошел в первую общину христианскую, Он строил Церковь. Дух искал Себе формы, искал Себе людей и ревниво заботился. И мы видим, что эта ревность доходила до того, что те люди, которые вступали в противоречие с духовной жизнью, иногда падали замертво. И вот это проявление такой заботы и ревности об очищении, потому что взаимоотношения между человеком и Богом были очень живые, глубокие и затрагивающие всё человеческое естество, что иногда проявлялась даже в таких, можно сказать, суровых вещах.

Слушатель: Здравствуйте! Батюшка, у меня такой вопрос. Скажите, пожалуйста, признаётся ли Церковью законным брак, который зарегистрирован в ЗАГСе, но без венчания? Среди православных христиан.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, во-первых, сам вопрос странный: потому что от того, что признаётся Церковью или не признаётся, это дело не меняет никоим образом. Вот, существует в мире миллиард мусульман, и они живут себе: некоторые регистрируются, в некоторых государствах, где ислам является государственной религией, вступление в брак двух мусульман фиксируется в мечети. И это является государственным актом, и этого бывает достаточно. А что по этому поводу думает Церковь, их никоим образом не может волновать. Вот в нашем государстве то же самое: венчали человека или не венчали, это никак государством не то, что не признаётся, но в юридическом поле этого факта как-то и не существует. Везде в Европе (и в Америке тоже), если брак венчан, причём даже не в Православной Церкви, а где бы то ни было (в любой секте), он уже государством признаётся как факт гражданского состояния.

Но на самом деле Церковью не считается законное по гражданским нормам сожительство как отсутствие брака: это считается браком, но не освящённым Церковью. Не считается блудом, или каким-то развратом, а вполне признаётся как норма. Для христиан, конечно, необходимо восполнить регистрацию брака благословением Церкви в форме венчания. Это совершенно необходимо. Потому что брак должен быть в Господе, а семья должна быть домашней Церковью. И поэтому без благословления, без венчания это, конечно, невозможно созидать. Вот, собственно, и всё.

Вопрос о браке, конечно, непростой, сейчас даже такую странную форму изобрели и можно сказать, что её популяризируют средства массовой информации, – как гражданский брак. Хотя, собственно говоря, гражданским браком всегда считался брак с регистрацией в каких-либо государственных органах. А сейчас просто два человека сходятся, как два зверька (и иногда на некоторое время), и почему-то это считается браком. Хотя брак тем-то и отличается от соития животных, что два человека несут взаимную ответственность. А как раз в гражданском браке (что именуется браком и каковым он не является) эта ответственность практически отсутствует. И эти браки бывают бездетные: люди сходятся для совершенно других целей, которые стоят за рамками брака. Но вообще тема, конечно, интересная и об этом, может быть, стоило бы как-нибудь отдельно поговорить.

Слушатель: Здравствуйте, отец Дмитрий. Раба Божия Наталья, с праздником! Батюшка, я постараюсь очень коротко изложить мою проблему. У меня сыну 16 лет, он стал встречаться с девочкой в первый раз в жизни, с одноклассницей, и я вдруг узнаю от него самого по некоторым фактам, что они уже живут с этой девочкой как муж и жена, как мужчина и женщина. И родители этой девочки предложили им поехать вместе отдыхать. Узнав эти обстоятельства, у меня внутренне был протест большой. И я встретилась с мамой этой девочки, дабы изложить эти обстоятельства, и узнала, что мама, оказывается, и не подозревала. Кончилось тем, что мама сама с той стороны прервала это намерение моего сына (когда уже билеты были куплены), поездка расторгалась, и я добилась того, что они не поехали. Но сейчас между мной и сыном огромная стена отчуждения и замок для меня, как мамы, на все его жизненные позиции. Вот уже неделю это продолжается. Я чувствую ещё большую тяжесть в душе, хотя я вроде бы сделала, думаю, правильно. Сейчас я молюсь, обращаюсь с просьбой его вразумить, смягчить сердце его, чтобы на пусть христианский его направили, чтобы как-то мне помогли. Ко всем, к кому я считаю душевно расположена, я прошу. Естественно, и Господа, и Божию Матерь прошу. Вот теперь я к Вам обращаюсь, скажите мне, я всё-таки правильно поступила, или я сделала ошибочный шаг? И теперь не знаю, как выбраться из другой ситуации, ещё более тяжкой.

Прот. Димитрий Смирнов: Эта ситуация, напоминает мне ситуацию, которая произошла с Антоном Макаренко. Однажды к нему пришла молодая пара с грудным ребёнком на руках (по виду месяцев семь-восемь ребёнку). «Вы, – говорят, – известный педагог, вот как нам воспитывать нашего сына?» Он говорит: «Вы знаете, вы опоздали на семь месяцев».

А Вы, сударыня, опоздали на 16 лет. Поэтому, что тут сделать в этой ситуации? Это уж нужно исходить из психофизических особенностей вашего сынка. Потому что обычно современные дети воспитаны в малодетной семье, они ориентированы только на то, чтобы взрослые им давали. И воспитание теперь находится не в руках семьи, не в руках школы, не в руках Церкви, а в руках телевидения и эстрады. Эстрада всё время поёт про любовь, которая простирается только от дискотеки до кровати.  Вот только эта дистанция. Там нет никаких проблем в этих всех обсуждениях, которые затевают время от времени на всяких ток-шоу: речь идёт только об одной сфере бытия, чисто физиологической.

И современная молодежь, насмотревшись всего этого, и не имея никакой контрпропаганды со стороны семьи, конечно, подвержена этим влияниям, что и реализуется вот в таких аномальных нормах. И, конечно, человек, вкусив запретного плода, необязательно такой незаконной семейной жизни, это могут быть и игровые автоматы, и героин, пиво, это может быть что угодно… Представьте себе, что он с 15-16 лет регулярно пил пиво, и вдруг вы об этом узнали и сказали: «Категорически запрещаю!» Или он бы, допустим, с 14-ти лет курил, а вы: «Всё, строго настрого запрещаем, папиросы отнимаем, деньги больше тебе не даём!» – У него же табачная абстиненция  начинается: он, конечно, бунтует и недоволен, и так далее, и так далее.

То есть воспитывать нужно с самого детства. И нужно всё время ребёнка чувствовать, нужно смотреть за его взрослением, нужно предупреждать все эти этапы, нужно детей (и мальчиков, и девочек) готовить к семейной жизни, готовить к этой ответственности. По Вашему слову видно, что Вы и в храм ходите. Но ведь задача родителей хотя бы рассказать и дать возможность запомнить детям основные заповеди, ну, если не христианские (это довольно сложно), то хотя бы ветхозаветные, которые каждый иудей и мусульманин знает. А уж христианин должен это просто на скрижалях сердца огненным пером написать! О почитании Единого Бога, о том, чтобы не творить себе кумира, чтобы почитать отца и мать, чтобы не воровать, чтобы не блудить, чтобы не убивать, чтобы не лжесвидетельствовать – это же должен каждый человек, родившийся в Европе, просто знать наизусть. Понимаете, Вы этого ничего не сделали, а теперь говорите «как быть, и правильно ли я поступила».

Может быть, в силу того что в 16 лет человек ещё гибкий и, может быть, сохранилась какая-то любовь к родителям, какие-то развалины семейного авторитета ещё есть – может быть, всем этим постараться воспользоваться и попытаться затормозить эти разрушительные для его личности процессы. Если это не будет сделано, то потом дальше будет неизвестно что. Потому что люди, которые с детства развращены, им очень трудно создать семью. У них нет барьеров, они обычно бывают неверными уже в супружеской жизни, очень вероятен рецидив таких поступков, очень вероятны разводы, потом несчастные дети и так далее. Потому что одно дело юношеская привязанность к однокласснице (она может продлиться до 18 лет), потом армия, через два года это уже приходит из армии совершенно другой человек, – и вот уже первая трагедия. И так далее. То есть нужно юношам и девушкам объяснять, что если ты хочешь быть глубоко несчастным человеком, ты идёшь тогда этим путём, а если ты хочешь в дальнейшем создать нормальную счастливую семью, тогда нужно обязательно стяжать целомудрие.

Таким тенденциям нужно противостоять. Нужно объяснять всю мерзость того, что пропагандируется современной эстрадой, телевидением, что это совершенно отъявленное зло (это так же вредно, как героин и всё прочее), какие существуют опасности. Только в нашем обществе как-то выборочно оцениваются эти опасности. Например, к сектантству относятся легко, а вот к наркотикам – более жестко, к алкоголю – опять легко. То есть к каким-то вещам очень легко и поверхностно относятся, а к другим – пожёстче. На самом деле все эти вещи разрушают душу, и они опасны. Поэтому мы тут с Вами, к сожалению, немножко припоздали. Попытайтесь сделать хотя бы то, что можно и окончательно не разорвать отношения.

Но с другой стороны, можно и попытаться отрока поставить в рамки, потому что всё-таки кормят-то его родители. Есть такой приём: садимся, когда он в спокойном настроении и с ним можно поговорить: «Являешься ли ты мне сыном? Если являешься, то ты должен мне оказывать послушание. А если ты не являешься мне сыном, тогда ты должен платить свою долю за свет, за квартиру и сам себя кормить. Я тебе совершенно не обязан стирать, и, вообще, живи один. И вот мы тебе пропорционально выделяем угол в нашей квартире, и ты должен участвовать в уборке мест общего пользования и полностью сам себя обеспечивать». Вот на таких вот условиях. Обычно на второй день, потому что запасы продовольствия кончатся (всякие сухарики, бутербродики тоже), и человеку сам желудок начинает диктовать условия. Конечно, лучше проводить такие операции в ноябре, когда уже снежок идёт, когда это хлопанье дверью и уход на улицу быстро заканчивается (сейчас-то можно ещё переночевать и в скверике – более опасная ситуация). Понятно, что тут никакими побоями, колотушками и криком достичь ничего нельзя. Нужно твёрдо, спокойно, можно сказать, по-деловому, но стараться к разуму взывать. Но обычно у такого влюблённого человека разумные аргументы отсутствуют напрочь. Тут остановить его бывает довольно трудно, поэтому очень важна профилактическая работа. Очень важно, чтобы отрок, если он не работает на огороде мотыгой, то хотя бы спортом занимался, или музыкой и так далее. Иначе мы, конечно, его упустим. Ну вот, собственно говоря, и всё. Опять же вроде долго получилось, но на самом деле об этой теме тоже можно говорить довольно долго.

Слушатель: Отец Дмитрий, добрый вечер! С праздником Вас! Раб Божий Виктор. Вот у меня к Вам такой вопрос. Как относится церковь к высказыванию людей, перенесших клиническую смерть, которых вернули в наш мир?

Прот. Димитрий Смирнов: Понимаете, какое дело: человек один, даже если он такой книгочей, за жизнь может прочесть только две тысячи книг. Если мы возьмём нашу Государственную библиотеку, там миллионы томов. И вот как по поводу каждого высказывания иметь мнение Церкви? Это, конечно, категорически невозможно.

Но есть люди, которые пережили состояние клинической смерти, или такие пограничные состояния: я, например, сам такое состояние пережил однажды. Когда мне было 16 лет, я утонул и одной ногой уже оказался почти на том свете. Поэтому многое из того, что рассказывают люди, которые побывали в состоянии клинической смерти, я подтверждаю. Да, в начальной стадии  я сам лично всё пережил и помню, потому что это такое яркое переживание. Поэтому что тут нового? Всякий психически нормальный человек знает, что существует загробная жизнь. Понимаете? Нужно человеку очень долго промывать мозги или долго ему платить деньги, чтобы он стал отрицать загробную жизнь.

Нет такого народа, даже самого примитивного, который не знает ни ткани, ни колеса, ни письменности, чтобы у них не было религии, не было не веры в загробную жизнь. И всегда все захоронения людей связаны с этой верой. Поэтому вся человеческая культура просто об этом вопиет. Церковь, разумеется, тоже, потому что у Церкви на это гораздо больше оснований: потому что мы в этом опираемся на реальный опыт миллионов людей, которые жили до нас и об этом свидетельствуют. А вот уже формы загробного опыта и его описания могут меняться в зависимости от пережившего этот опыт человека, от культуры и от того, как глубоко этот человек в этом опыте зашёл. Есть случаи вообще потрясающие: что человек не просто в обычной клинической смерти находился несколько минут, а есть совершенно научные факты, как несколько часов, иногда даже и дней. В это время должна уже и смерть мозга наступить и всё что угодно. Но, тем не менее, этого не случалось, и человек восстанавливался и свидетельствовал о том, что он пережил, находясь в мире ином. Поэтому ничего нового в том, что существует загробная жизнь, нет. Но всякий такой опыт, конечно, всегда вызывает определенное любопытство, интерес, к сожалению, чаще всего нездоровый. Но ни один человек не минует этих врат. Поэтому нужно к этому серьёзно готовиться.

Слушатель: Добрый вечер, это Наталья. Скажите, у меня в жизни была ситуация. Я крестила ребёнка на фоне мужа баптиста-евангелиста (американца), и из-за этого я развелась, потому что батюшка в итоге меня ввёл в нормальное состояние. Но муж запрещал это делать, был возмущён, иконочки убирал из киота. И ребёночек умер у меня, и он ему, зная Писание наизусть, смерти пожелал: «Пусть лучше мой ребёнок умрёт, чем будет инвалидом». Но я стойко выхаживала 2 года, 5 лет прошло после смерти уже. И я вот до сих пор думаю, была ли я права, и что это за баптисты-евангелисты. И потом тоже, так как я в горе находилась, он меня обвинил в том, что я не исполняю супружеский долг. Но, может быть, у баптистов там нормально, когда ребёнок умирает или умер, заниматься тем, чем он хотел. А Писание наизусть знал. И Вы знаете, я потрясена на всю жизнь этим. Я с ним рассталась. Спасибо.

Прот. Димитрий Смирнов: Понимаете, в Америке каждый год рождается новая секта. У нас в России баптисты и евангелисты, хотя и есть такое объединение «Всероссийский совет евангельских христиан-баптистов», это такое общее объединение, которое они именуют как Церковь, но всё-таки евангелисты и баптисты друг друга отличают. Поэтому, кто был Ваш супруг (особенно если он был американец) это, конечно, требует обязательного исследования. Но так ли это важно? Важно совершенно другое. Что Ваш трудный опыт свидетельствует вот о чём. Супруги должны не просто нравиться друг другу внешне, или происходить из одного круга, но очень важно, чтобы они принадлежали одной вере. Потому что проблемы возникают, как воспитывать детей. Когда человек женится или выходит замуж, он часто об этом не задумывается. А если бы изначально человек был бы церковным человеком, он бы раньше об этом думал. Потому что действительно брак должен быть в Господе.

И по поводу знания Вашего супруга Священного Писания. Дело в том, что, во-первых, все сектанты протестантского направления, они не всё Священное писание даже используют, потому что те книги, которые они считают неканоническими, они даже не печатают в сборнике Священного писания. И потом, только на вид их знание глубоко. На самом деле они знают только определённый набор цитат, который подтверждает положения их вероучения, но не всё Писание. Поэтому для человека совершенно в этом деле невежественного это может производить впечатление такого глубокого знания. На самом деле это не так. И второе: дело в том, что каждый протестант толкует Писание «от ветра головы своея», то есть как ему кажется, на основании собственных предпочтений. У нас традиция в православной вере такова, что мы берём толкования только людей святых. Мы их именуем так – Святые отцы, причём древности. И основной корпус нашего толкования – традиционный. И вот это исследование Писания сильно отличается от того, что может нам предложить какой-нибудь современный протестантский, да ещё американский пастор, потому что у них совершенно другой взгляд на вещи. И они препарируют Священное писание, как им угодно. Поэтому мы видим, что в протестантских церквях, допустим, венчают гомосексуальные браки: они как бы ни видят, или не хотят видеть многие вещи, которые в Священном писании откровенно называются мерзостью. Они, тем не менее, на это смотрят очень благосклонно и не видят в этом ничего дурного и зазорного. То есть выбирают из Священного писания только то, что для них в данный момент приемлемо. И вот этот выбор в переводе с греческого на русский язык называется «ересью».

Поэтому это всё надо учитывать, потому что это совершенно другая ментальность. Нам очень трудно друг друга понять, потому что ценности, которые исповедует средний американец, отличаются от тех, которые есть у нас. Например, 62% американцев считают, что у них есть твёрдые основания для того, чтобы считать, что они после смерти попадут в рай, а для русского человека – это просто смешно. Обычный русский человек считает, что он по своим грехам достоин только ада, а если и спасётся, то по милости Божией. Но вот так дерзко заявлять, что у него есть твёрдые шансы попасть в рай, для русского человека совершенно не свойственно. А ведь это вещи принципиальные. От этого совершенно по-разному строится жизнь. Например, для американца главный показатель любви к нему Бога и их взаимоотношений – это его благополучие, а для русского человека богатство является вещью весьма подозрительной, и уж никак не вожделенной, и вообще не считающейся чем-то свидетельствующим о близости к Богу. Скорее, наоборот, свидетельствующей о близости к какому-то криминалу, чем к Богу, – то есть прямо, как раз наоборот. И вот во многом те ценности, которые основаны на протестантской этике, они диаметрально противоположны этике православного христианина.

Поэтому тут смущаться и удивляться нечему, потому что все ереси всё-таки основаны на Священном писании. Всё зависит только от того, как это толковать. Ведь это люди при их извращённом и гибком уме вполне могут белое называть чёрным, а чёрное – белым и так далее. Мы, например, видим это и в политике Ватикана по отношению к России: совершенно открыто чёрное называется белым, белое – чёрным. За крестовые походы человек просит прощения, а за то, что этот крестовый поход сейчас на глазах совершается, вот в сию минуту – делается вид, что ничего вообще такого не происходит. А уж какова политика Константинополя православного по отношению к России – ещё более беспардонная. Поэтому тут ничего не спасает: ни исповедание, ни что-то ещё, а только нравственная порядочность, близость к Евангелию. Поэтому во всех этих вопросах надо очень глубоко и тонко разбираться. И вот так опрометчиво выходить замуж «лишь бы выйти» – это, конечно, приводит к трагедии, и, видите, даже к смерти дитя.

Слушатель: Батюшка, добрый вечер! Благословите, пожалуйста, задать вопрос по Евангелию: «Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твоё в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь» (Лк.16, 25). То есть принцип: если человек живёт в страданиях, в скорбях, то он в иной жизни, в вечности получит доброе, и наоборот. По такому принципу? И второй вопрос: «...Между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Лк. 16, 26). А для чего существуют родительские субботы, и панихиды, и поминовения усопших? Будьте добры, объясните, пожалуйста.

Прот. Димитрий Смирнов: Попробую. Мы, кстати, неоднократно этой притчи касались. Во-первых, надо очень хорошо понимать, что это не реальное событие, а это есть притча, которая показывает нам некоторые механизмы, некоторые боговдохновенные истины, которые мы должны усвоить. Вот, например, вы восприняли это так, что если человек получает в жизни злое, то потом в том мире – доброе, если в этом мире – доброе, то в том мире – злое. Вы восприняли это неправильно, к сожалению. И то, что Вы задаёте этот вопрос, это говорит о том, что Вы чувствуете, что Вы неправильно это восприняли.

Потому что награда Лазарю была не за то, что он был бедный, и не за то, что он был больной, а совершенно за другое. За то, что он был смиренным человеком: он не завидовал богачу, он не хотел сделать революцию (у него отнять и сделать того, «кто был никем, а стал всем»), не захотел обескровить его семейство и так далее, и так далее. А хотел питаться только тем, что уже падает со стола. Вот такого устроения он достиг. И вот это устроение подлинного смирения как раз и вводит человека в жизнь вечную. Вот о чём речь идёт.

А что с богачом? Очень многие богатые люди вошли в Царствие Божие. Например, взять императора Николая. Он даже в анкете написал однажды «хозяин земли русской». Русская земля – самая богатая на планете: он был её хозяином, он был самым богатым человеком в мире. Но это ему не помешало войти в Царствие Божие. Каким же образом? – Благодаря достоинствам своего сердца.

А богатый? А богатый каждый день блистательно пиршествовал, одевался в дорогую одежду, на пороге его сидел больной человек, который не требовал, чтобы его усадили с богатым за стол: он ничего такого не хотел. Он хотел только, чтобы те крошки, которые падали со стола, и которые собаки ели (которые подходили к этому столу), – чтобы и ему из этого немножко досталось. Этот же человек был столь не милосерд, что более заботился о своих собаках, чем о больном человеке. И то, что он страдает, – это не следствие его богатства, а следствие его жестокосердия. Поэтому в одном случае сердце достигло удивительного смирения и незлобия, а в другом случае сердце достигло такого ожесточения, когда страдания ближнего совершенно его не затрагивали. Вот поэтому он и страдает. Он страдает из-за своего сердца: это сердце не может воспринять Благодать Божью, которая вводит в Небесное Царствие. Поэтому здесь и пропасть: потому что умягчить сердце человек может только в результате своей жизни.

Допустим, я – жестокий, злой, обиженный на весь мир человек. И вот я прочёл Евангелие и решил стать добрым. У меня есть к этому орудия: я могу молиться Богу, просить сделать меня милосердным. Я могу упражняться в милосердии, как князь Голицын построить первую городскую больницу, допустим, и на свои деньги её содержать, и вот эта больница уже 200 лет существует, и там лечатся люди. (То есть князь-то давно умер, а больница всё ещё жива, то есть дело, которое он сделал, продолжает действовать до сих пор). А могу я вообще каждый день больных посещать. Могу всё время упражняться в том, чтобы злом на зло не отвечать и так далее. И потихонечку до того, как я умру, моё сердце умягчится. Даже если оно не умягчится в нужную меру, Господь сказал: «В чём застану, в том и сужду». Если Господь меня в час смертный застанет упражняющимся в милосердии, Он может восполнить то недостающее милосердие, которое необходимо моему сердцу. Для этого, собственно, и нужны молитвы других людей. Потому что когда умирает человек, мы не знаем над ним суд Божий, мы молимся. Почему молимся? – Потому что мы имеем любовь к этому человеку. И чем человек был добрее, тем больше людей за него молятся. И вообще, те люди, которые прославились своей добротой, святостью, они не забыты у Бога.

Вот, много ли в Курске в конце XVIII – начале XIX века было купцов? Но никого, кроме семьи Мошниных, мы не знаем. Почему? – Потому что они родили человека, Прохора, сынка, который потом стал преподобным Серафимом Саровским. И слава его идёт и по всей великой земле Российской, и вообще во всём православном мире ему храмы созидают, но даже и у католиков его почитают. Я много раз, посещая богадельни в Италии, видел над кроватями больных иконы Преподобного Серафима. И благодаря его такому любвеобильному сердцу, наполненному благодатью Божией, его имя не забыто, и люди постоянно к нему обращаются. Поэтому притчу нужно не формально рассматривать, а в более глубоком аспекте.

Слушатель: Отец Дмитрий, поздравляю Вас с праздником! Благословите задать вопрос. Вопрос у нас такой. У нас внук есть, который рос без отца, он встретил девушку в прошлом году, а ей только было 15 лет. Мама запретила, сказала, что она ещё маленькая, а ему 19. И сейчас они случайно встретились, а она шла с подругой, и эта подруга стала за ним ухаживать, и сейчас она от него не отстаёт. А с той уже не даёт ему возможность встречаться. И мы сейчас не знаем, как нам поступить. Потому что эта девушка, которая сейчас стала за ним ухаживать, она откуда-то из Тверской области, живёт здесь без родителей. Вот как нам поступить сейчас?

Прот. Димитрий Смирнов: Я не знаю, право, как вам поступить. Вообще, сколько вот я замечал, обычно люди поступают так, как им нравится. И никто никого не спрашивает. Та девочка побойчее: ей парень приглянулся, она решила его «завернуть», ну и чего? Представьте себе, мы к ней придём и скажем: «Ты знаешь, ты так не делай!» Она скажет: «Ха-ха-ха»! Вот и всё. Или ему мы скажем: «Ты знаешь, ты с этой девочкой не гуляй, она беленькая, ты вот выбери ту чёрненькую». Он скажет: «Ха-ха-ха! Какое, собственно, ваше дело?» Понимаете? Как вам поступить? Ну, не мы же с Вами будем решать!

Когда дети находятся в послушании у родителей, тогда родители выбирают супругов. Иногда тоже ошибаются, но всё-таки это получше, потому что в 17 или в 15 лет супруга выбрать – это, знаете, мудрено. Скорее всего, это будет неудача и ошибка молодости. Живём-то уж как-то больно впотьмах. Когда уже всё произойдёт, это всё равно, что гадать во чреве: мальчик, или девочка? Какая разница, уже всё случилось, поменять ничего невозможно. Молиться о том, чтобы был мальчик или девочка, нужно до заключения брака, а не когда уже ребёночек там изнури пяткой мать будит. Так же и здесь, понимаете? К сожалению, теперь родители на большую дистанцию отодвинуты от решения таких вопросов. Поэтому уж бабушке я бы вообще посоветовал в этот процесс не вмешиваться. Это уж пусть кто поближе к молодым стоит, и какой-то авторитет для них имеет как-то попытается что-то в этом наладить. А так, обычная такая весёлая конкуренция. К сожалению, это не всегда кончается благополучно.

Слушатель: Здравствуйте! Вот меня интересует такой вопрос: дана нам заповедь «Возлюби ближнего своего как самого себя» (Мф. 22, 39). Вот как надо возлюбить самого себя, и вообще есть какой-то смысл в этой фразе, как его понять?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, конечно, есть и очень большой. Большая проблема заключается вот в чём: современный человек не понимает, что такое любить. И для большинства, особенно женского пола, любовь – это значит, какие-то такие чувства, иногда связанные с желанием замуж выйти и так далее. А любовь к ближнему, в силу того, что этого уже практически не встречается… Обычно ближние друг с другом находятся в отношениях раздражения, обиды, зависти, ненависти, преследования, осуждения и так далее – вот это нам знакомо. Что такое осуждать, что такое желать зла – это нам понятно, а вот что такое любить ближнего – совершенно непонятно. Поэтому очень такой хороший вопрос, чтобы нам об этом поговорить.

Любовь к ближнему как к самому себе. Каждый любит самого себя – это априори. На самом деле нас Господь создал для любви к ближнему. Но в силу отпадения нас от Бога, эта любовь к ближнему приобрела формы извращения. Поэтому любовь поменяла свой знак направленности, вектор перевернулся: вместо любви, у человека возникло себялюбие. И вот представим себе: Вы (или я) совершили какой-то дурной поступок. Мы понимаем, что он дурной, иногда даже очень раскаиваемся и переживаем, и даже обещаем сами себе, что больше никогда так не сделаем: настолько нас поразила та бездна падения, в которую мы провалились. Но в то же время, если бы нам сказали: «А вот хочешь, чтобы тебя за твой грех убили бы, или бы долго-долго мучили, или бы надолго или навсегда посадили бы в тюрьму?» Мы бы сказали: «Нет! Конечно, я осознаю себя грешником, я хочу раскаяться, но чтобы меня простили». Так вот любовь к ближнему как к самому себе предполагает, чтобы, видя грехи и недостатки ближнего, мы бы отделяли самого человека от его греха и не желали бы ему зла. И не желали бы ему того, чего не желали бы самому себе при условии, что мы попадём в такую же ситуацию. Потому что на самом деле у всех людей все страсти одинаковые, все страдают одними и теми же пороками. Степень разная, но пороки все те же одинаковые. Поэтому сегодня один согрешит, завтра – другой, сегодня он согрешил, завтра я согрешу и так далее. Поэтому любовь к ближнему предполагает готовность ближнего простить, как желаешь прощения самому себе. Вот это очень важно.

Слушатель: Добрый вечер, батюшка. У меня такой вопрос: как поминать самоубийцу? Я вчера была в храме, и при подаче записок спрашивали, все ли крещёные, нет ли самоубийц. А я спросила, а разве в эту субботу не поминают всех покойных? Они сказали, что самоубийц не поминают никогда. Вот как, батюшка, это так или нет?

Прот. Димитрий Смирнов: Это так. Самоубийц не поминают никогда. А также убийц на дуэли, также умерших от пьянства. Вот человек напился и умер... Потому что поминовение в этом случае не имеет смысла, потому что человек умер в смертном грехе. И он определяется на суд Божий. Каждый человек, который чувствует к нему любовь и какую-то обязанность, он может молиться о нём келейно, дома. И такое поверье существует, это поверье возникло из неправильного понимания текстов. Дело в том, что те люди, которые внимательно слушают канон, который на Родительскую субботу, на Троицкую совершается в Церкви, там речь идёт о тех, кто утоп, о тех, кто был удавлен. Но это речь идёт не о тех, кто сам себя удавил или сам себе жернов на шею повесил и утопился. Речь идёт о тех, кого утопили и о тех, кого повесили, но совсем не о самоубийцах. Потому что самоубийца (в этом-то горе и печаль!) – это такой человек, который тот дар, который дал ему Бог, возвращает Ему назад. То есть человек отрицает и милосердие Божие, и отрицает надежду и так далее. Исключение делается только для психически больных людей. Тогда – да, потому что психически больной человек не отвечает за свои поступки, и ему в этом случае оказывается снисхождение.

На этом наша передача закончилась, всего вам доброго, до свидания.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 12

    1. anatolevna:

      Как всегда интересно, спаси Бог!

    2. msa:

      спасибо

    3. Nadezda Tsyganova:

      Спаси Господи о.Дмитрия и всех, кто работал над выпусками «Русского часа». Действительно, передачи очень актуальны и сейчас.

    4. LjudaLada:

      С большим ожиданием ждем полного архива передачи. Почему-то, даже на самом «Спасе» нет полного архива. Передачи разбросаны по некоторым сайтам стихийно, разорвано и без порядка, — на одном энтузиазме.
      Этот проект достоин самого высокопрофессионального развития. Хотелось бы не пропустить ни одной передачи, которые смотрели по несколько раз и не насмотрелись, — каждый раз открывая что-то новое для себя и своих близких.

    5. Alex Martukov:

      Спасибо, дорогие батюшки!

    6. neonilla:

      Спаси,Господи! Роскошная, великолепная передача…восхищаюсь, любуюсь и радуюсь, слушая батюшку — одновременно просто, ёмко и конкретно.)
      Всем кто работал в проекте, спасибо большое!

    7. Курилов Василий:

      Да, очень поучительно и актуально. Я вот по вечерам читаю отечник святиеля Игнатия Брянчанинова, или письма Валаамсого старца и подобное, а ведь беседы нашего батюшки это то-же самое, только с помощью технических средств. Многия лета отцу Димитрию Смирнову.
      И теперь есть архив, можно всё записать и смотреть в удобное время.
      Спасибо вам, всем, кто для нас, грешных это делает.

    8. Natalya t:

      Спасибо за проект. Вопросы, освещаемые в этих передачах, не могут потерять актуальность, т.к. они о вечном. С радостью посмотрела этот выпуск, жаль, что «Русский час» закрыли и такая интересная востребованная передача перестала существовать на замечательном православном канале…

    9. xmosets:

      Какой сильный контраст в стиле речи батюшки был 8 лет назад…

    10. морж:

      Обещали «Русский час» из Спаса, а дали Радонеж… это шутка такая?

      • regent:

        Первые передачи под брендом «Русский час» были отсняты и смонтированы телеканалом «ТВ СПАС» во время прямого эфира радиостанции «Радонеж», а именно передачи «Ответы на вопросы», и позднее выходили отдельным видеосюжетом на ТК «Спас» как совместный проект с «Радонежем». Эти передачи с о.Димитрием очень поучительны, рекомендуем не пропускать наши ново-старые публикации.

    11. морж:

      Наконец то!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.