Русский час с протоиереем Димитрием Смирновым (2005-08-01)
Протоиерей Димитрий Смирнов отвечает в прямом эфире на вопросы радиослушателей православной радиостанции "Радонеж". Передача от 1 августа 2005 года. Совместный проект радио "Радонеж" и телеканала "Спас".

   1. Не развращает ли постоянная бескорыстная помощь наших близких?   (10:07)

помощь ближним, милостыня, нравственная деградация, поступать с рассуждением

   2. Как молиться за родственника, умершего от винопития, не опасно ли молиться за грешников?   (14:18)

посмертная участь, поминовение усопших, алкоголизм, смертный грех

   3. Какие камни мы разбрасываем, а какие собираем? Как определить время для собирания или разбрасывания камней?   (18:30)

мотивы действий, мотивы поступков, дела во славу Божию, трудиться для Бога, трудиться для себя

   4. Сохраняется ли память человека по исходу души от тела?   (20:46)

Пакибытие, загробная жизнь, личность человека, свойства личности

   5. Как будет правильно: смиряться перед событиями, разрушающими наш народ, или проявлять свою гражданскую позицию?   (22:10)

гражданская позиция, политическая активность, самоорганизация, реализация гражданских прав

   6. Как быть с женской эмоциональностью, если некоторые батюшки считают это проявлением глупости или истеричности?   (26:46)

правила поведения в храме, истерия, истеричность, терпение, психическое заболевание, психиатр

   7. Можно ли читать канон Паисия Великого не только по усопшим, но и о живых? Как лучше всего идти ко Господу?   (31:55)

смирение, благодать, молитвенное правило, собственное молитвенное правило, молитвенные каноны

   8. Как сегодня, во время нашествия инородцев, исполнить слова «в усердии не ослабевайте; духом пламенейте» (Рим. 12,11)?   (33:24)

стяжание благодати божией, чтение Евангелия, молитва, добрые дела, самосознание народа, вымирание народа

   9. Правильно ли прерывать пост ради угождения близким?   (35:09)

пост, нарушение поста, соблюдение поста, семейный пост, супружеский пост, мир в семье, мотивы поступков

  10. Правда ли, что нельзя ходить на кладбища, потому что отнимается жизненная энергия?   (37:20)

суеверие, кладбище, молитва за усопших, молитвенная связь с близкими

  11. Как можно объяснить разные сведения о событиях, близких к Рождеству Христову, которые встречаются в разных Евангелиях?   (39:25)

Евангелия, противоречия в Евангелиях, разные сведения в Евангелиях

  12. С чем могут быть связаны крики и сопротивление младенцев в церкви перед Чашей?   (40:34)

привыкание детей к церкви, Причащение детей

  13. Правда ли, что рок-музыка – это бесовщина и грех?   (43:06)

грех, рок-музыка, бесовщина

  14. Как воцарится антихрист на церковном престоле? Это будет постепенно или внезапно?   (44:20)

антихрист, дух антихриста, признаки пришествия антихриста

  15. Что лучше читать во время Великого поста: акафисты или Псалтирь?   (47:32)

Великий пост, упражнение в молитве, благодать Божия, польза для души

  16. Может ли стремление к одиночеству быть во вред душе?   (50:14)

духовный рост, уединение

Прот. Димитрий Смирнов: Добрый вечер, дорогие братья и сестры, мы начинаем нашу обычную программу в прямом эфире, у микрофона протоиерей Димитрий Смирнов. Всех наших дорогих слушателей поздравляю с праздником Всех святых, в земле Российской просиявших, а всех тех, кто носит имена русских святых, с Днём Ангела. Спаси всех, Господи! День Всех святых – это день русской славы. Всякая земля славна своими сынами прежде всего, и всякий народ привносит в мировую культуру какой-то свой вклад. Кто больше, кто меньше, кто практически никакой. Русский народ создал удивительную цивилизацию, в которой он проявил себя и как архитектор, и как композитор, и как музыкант, и как художник, и как скульптор, и как математик, и как химик, и как физик, и как создатель космических кораблей, и как историк, и как писатель, и как поэт, и как удивительный военачальник. И нет такой области, в которой бы проявлялся человеческий дух, где русские люди не проявили высочайших достижений, сравнимых с теми великими достижениями, которые есть у других народов. Но что интересно, именно в России сосредоточено всё. И источником этого, конечно, явилась Церковь Божия, которая оплодотворила благодатью Божией русский народ. Вообще наша письменная история и началась с тех времён, когда именно через Церковь и для Церкви, специально для нас была создана письменность. Поэтому русский народ Церкви обязан всем. Всем, что у него есть, и самое главное – теми святыми, которых Церковь родила за тысячу лет своего существования. И по количеству святых, которых Русская Церковь дала христианскому миру, опять же, наш народ превосходит все другие народы, и по количеству, и по качеству духовной жизни. Источником той духовности, которая родила великую культуру (не буду второй раз перечислять, что в неё входит), великую науку, великое военное дело, великие покорённые географические пространства, которые создали наш народ и всё, что входит в понятие Россия, конечно, источником этого была русская православная духовность. Поэтому сегодняшний день особенный. И конечно, очень жалко, что в школьные программы каким-то образом не входит понимание этого: что есть источник той мощи, которую Россия проявила в истории, потому что единственным источником является наша церковность. И совершенно очевидно, просто наглядно видно: как только народ был искусственно оторван от этого источника, это привело к такой деградации, которую мы видим теперь, наблюдая наш народ, ставший по многим параметрам не тем, который производит святость и реализует изумительные достижения в разных областях, но наоборот, одним из самых низко падших народов. Потому что и по количеству детоубийств, и по самоубийствам, и по пьянству, и по бурно развивающейся наркомании мы уже практически всех догнали. А ещё недавно по количеству абортов на душу населения были вообще «впереди планеты всей». Сейчас мы отброшены на «почётное» второе место после Румынии, но по такому количеству детоубийств, то есть практически самоубийства народа, мы, конечно, очень долго были «впереди планеты всей». Это говорит о страшной духовной деградации, за которой стоит непонимание и забвение заповеди «не убий», что, конечно, очень печально. И естественным следствием того, что с нами происходит, явилось и это вымирание. Потому что наш народ стал великим, при равных с другими народами стартовых условиях, только благодаря тому, что были большие семьи, иначе откуда столько народу возникло. Но вот прошло сто лет. В течение ста лет практически народ не прибавился. Это связано со многими нашими совершенно ужасающими грехами. Большие империи и очень сильные государства падали и растворялись в истории, и исчезали даже их языки, становились «мёртвыми», то есть теми, на которых никто не говорит, и их знают только специалисты. Такая участь может постичь и наш народ, и нашу империю: и потеря языка, и потеря государственности, и потеря своего исторического бытия. И только специалисты, как сейчас специалисты (многие из них русского происхождения) изучают теперь Византию, этот центр мировой культуры, центр мировой военной науки, центр мировой архитектуры, живописи и бесконечного количества всяческих достижений. Что на этом месте сейчас, что там, в Малой Азии? Теперь там пустыня, духовная пустыня, потому что исламская Турция за тысячу лет ничего там не смогла создать. Практически ни-че-го. Замечательный воинственный торговый народ, но никаких следов подлинной культуры нет. Есть, конечно, некоторые подражания тому, что осталось в Византии, но реальной культурной традиции за тысячу лет там не было создано. А Византия исчезла. Остались только памятники письменности, немногочисленные памятники архитектуры и ещё некоторые другие, которые известны только специалистам, как правило. Поэтому вполне возможно, что такая участь ждёт и всех нас. И все тенденции, которые сейчас существуют, начиная от политических и кончая экономическими, не говоря уж о культурных, генетических и любых других, экологических, – все эти векторы направлены в точку, которая именуется «ноль, небытие». Действительно, такие огромные организмы, как Российская империя, Византийская империя, Римская империя – это очень огромные организмы, они мгновенно не умирают. Да, может быть, потребуется достаточно большое количество времени, но в современном нашем бытии мы видим, что, к сожалению, скорости всяких исторических процессов слишком увеличиваются с каждым годом. Поэтому, может быть, удел этой разрухи – и жизнь следующих поколений. Горе тому, конечно, кто к этому причастен, к этим деструктивным процессам, и дай Бог, чтобы за молитвы наши святых угодников Божиих те люди, которые сопротивляются этим деструктивным процессам, всё-таки возобладали в нашем народе.

Радиослушательница: Не разлагает ли постоянная бескорыстная помощь наших близких?

Прот. Димитрий Смирнов: Бывает, что и разлагает, поэтому Господь нам заповедал: «…будьте мудры, как змии, и просты (кротки), как голуби» (Мф. 10, 16). И древний памятник христианской письменности I века «Дидахе» говорит: прежде чем подать милостыню, пусть она вспотеет в твоей руке, то есть нужно крепко подумать. И поэтому очень важно, творя добро, думать не только о спасении своей души. Иногда наше добро, когда мы что-то доброхотно делаем для нашего ближнего, нам, безусловно, принесёт пользу, умягчит наше сердце, а вот для ближнего может принести вред, поэтому надо всегда подумать: как, в какой форме, с какими комментариями. Действительно, наш ближний может прекрасно воспользоваться нашей добротой, и его дальнейшая жизнь будет нравственно деградировать, как нравственно деградирует человек, который у кого-то сидит на шее и чем-то совершенно беспардонно пользуется. Это очень хорошо видно и на детях, когда они знают только «да» и не знают «нет» и родителей просто эксплуатируют в каких-то своих целях, добиваясь от них капризами и прочими вещами, в которых многие дети очень поднаторели, того, что родители начинают им служить с совершенно рабским усердием, чего, конечно, не должно быть. Добро, и воспитание (это тоже вид добра), и общение с нашими ближними требует того, чтобы это было процессом управляемым, потому что, как только мы перестаём этим процессом управлять, тогда процесс начинает управлять нами. Конечно, хотя человек существо и разумное, но поступать не думая всегда проще, поэтому многие выбирают механический путь. И так же в духовной жизни: большинство людей постоянно хочет духовную жизнь как-то «механизировать» – получить благословение для того, чтобы автоматически всё было хорошо; «прочитать правило» вместо того, чтобы помолиться; и всячески пытаются вместо закона благодати вновь ввести закон ветхий. И конечно, в результате выходят из области Нового Завета и опять погружаются в ветхозаветное бытие, которое, к сожалению, не приводит к спасению, потому что, если бы приводило к спасению, тогда не понадобилась бы жертва Христа Спасителя.

Радиослушательница: Как молиться за родственника, умершего от винопития, не опасно ли молиться за грешников? Церковь таких не поминает, а мы что можем?

Прот. Димитрий Смирнов: Давайте порассуждаем. Что мы хотим сделать? Мы хотим своей волей, своими усилиями изменить загробную судьбу человека? Причём во что бы то ни стало. Но мы же не смогли изменить его судьбу при его жизни. А что мы можем изменить после его смерти? Что можем изменить?! Мы даже при жизни очень немногое можем изменить. Когда распалось наше великое государство, то большинство народа, которое проголосовало против этого распада, очень это глубоко переживали. А многие переживают и сейчас. А многие, даже следующие поколения будут ещё долго переживать, потому что из страны более-менее развитой, хоть отдалённо, но напоминающей европейский строй, многие государства отброшены были просто в «каменный век». И об этом долго будут помнить и с горечью вспоминать о том, как это было прежде. И ничего отдельный человек с этим сделать не может. Что нам делать? Нам нужно смириться, во-первых. И потом со смиренным сердцем молить Бога о прощении этого человека, потому что поминовение в Церкви – это не есть некий механический процесс, который в случае, если человек каким-то образом заслужил, тогда всё в порядке, потому что результат всё равно зависит от Бога. А в Церкви да, есть такой Канон: кто от пьянства умирает, он не поминается, это как самоубийство, потому что человек умер в смертном грехе, не раскаявшись. Ну хорошо, допустим, можно всех нас и обмануть: пойти и отпеть и дальше записки подавать о упокоении, и вроде бы иереи и знать об этом ничего не будут. А чего мы добьёмся? Чисто механического нарушения церковных Канонов и больше ничего. Конечно, несчастная судьба у такого человека, который заболел алкоголизмом. Конечно, мы сострадаем. Мы знаем, что этой болезни подвержены десятки миллионов людей в нашей стране, и молодых, и старых, и средних, и мужчин, и женщин, а теперь уже и детей. Конечно, это национальная катастрофа. Надо ли молиться о упокоении души такого человека? Если Ваше сердце наполнено любовью и состраданием к нему, то, конечно, надо. А в какой форме? Так ли это важно? Стоит ли ради того, что нам хочется, изменять церковные Правила, которые установлены святыми Отцами и подтверждены на Соборах? Дерзать это мы не должны. Мы должны смириться с этой ситуацией и молиться Богу с глубоким смирением. И мы знаем, что смиренного человека Бог скорее послушает.

Радиослушательница: Какие камни мы разбрасываем, а какие собираем? Как определить время для собирания камней?

Прот. Димитрий Смирнов: Что человек разбрасывает, какие камни? Например, попусту растрачивает своё здоровье; попусту растрачивает своё время; у каждого человека есть много упущенных возможностей; к этому разбрасыванию камней можно относить праздные разговоры, например; и ошибку в выборе пути; и бездумное замужество; или когда человек жертвует своими детьми ради того, чтобы приобрести больше развлечений. А собирание – можно представить, что наоборот, это труд на благо своей семьи, на благо своего Отечества, это любая деятельность, которая приносит конкретную пользу. Для Бога очень важно, чтобы наша с вами деятельность имела созидательный мотив, причём направленный с любовью к ближнему. Если это присутствует в нашей жизни, тогда мы стоим на правильном пути, потому что одно и то же действие, но имеющее разный мотив, в одном случае имеет похвалу от Бога, а в другом нет. Если человек при одной и той же деятельности хочет, чтобы эта его деятельность служила ко славе Божией и на пользу ближнему, это одно. А если человек это делает ради главного императива – заработать деньги, это уже дурно, потому что трудиться человек должен для Бога, а деньги – это только средство. А вот когда средства становятся главной целью жизни, конечно, это значит, человек потерял нравственный и духовный ориентир.

Радиослушательница: Сохраняется ли память человека по исходе души от тела? Тоска по земной жизни присутствует или отсутствует? Страшновато почему-то…

Прот. Димитрий Смирнов: То, что страшновато, это естественно, потому что доподлинно, в деталях, нам ничего не известно и даже не полезно знать. То, что нам полезно, открыто нам в Священном Писании. Память остаётся, потому что, если память не остаётся, это уже потеря личности. Тогда никакого смысла в загробной жизни нет, она имеет смысл, только если остаётся память. С другой стороны, человек, конечно, преображается, и жизнь в ином мире, конечно, другая. И она имеет своё наполнение, и, конечно, это наполнение некоторым образом теснит ту память, которая связывает человека с тем, что он прожил на земле.

Радиослушательница: Как будет правильно: смиряться перед событиями, разрушающими наш народ, или проявлять свою гражданскую позицию? Мы принимаем эти выборы и не знаем, кого мы выбираем. Мы можем проявить свое негодование. Что нам делать-то?!

Прот. Димитрий Смирнов: Было бы с моей стороны очень дерзко взять и начать учить, что нам делать. Кто бы меня самого поучил, потому что даже в своём служении я иногда затрудняюсь, и очень трудно найти какой-то ориентир и решить, что в данный конкретный момент нужно делать. Но вот Вы говорите: «Будем выбирать». Можно выбирать, а можно не выбирать. Мы теперь, слава Богу, свободные люди. Мы, например, вполне в состоянии вообще выключить телевизор. Представьте себе, все телевизоры выключат, и кто будет рейтинги считать? Они их считают, а там полный ноль, например. Или взять и совершенно не покупать определённую прессу, никогда. И очень многое зависит… Если бы родители взялись, например, родители в одной школе пришли к директору и сказали: «Вы знаете, если у нас с завтрашнего дня не начнётся преподавание основ православной культуры, если Вы не потрудитесь и не найдёте педагога, мы Вас вообще в школу не пустим». Сейчас законодательной базы для того, чтобы нам самим, и родителям, и гражданам, управлять процессом, и политическим, и образовательным и так далее, вполне достаточно, потому что источником власти по Конституции у нас является народ. Поэтому мы вполне можем…Упаси Бог, «вил» всяких в нашей истории было достаточно, всегда после этих «вил» самые отпетые негодяи окажутся наверху. Это уже, слава Богу, не только в нашей российской действительности, но и в других странах такие модели всяких волнений-переворотов уже отслежены. Поэтому так не надо делать, надо конструктивно преобразовывать: ставить конкретную задачу и её выполнять. Искать себе соратников, союзников, и путём спокойным, дискуссионным можно вполне, у нас ведь не запрещены митинги, собрания и прочие вещи. Конечно, у нас, у людей, привыкших жить в империи, нет навыка самоорганизации, это действительно, в этом есть определённая трудность. Но опять же, надо этому учиться. Раз мы попали в такие исторические условия, надо искать возможности самоорганизации, учиться этому и реализовывать это в жизни. Хотя бы на примере наших политических партий: какие-нибудь полтора человека, которых вообще никто не поддерживает; те лозунги, которые они кидают в общество, абсолютно не популярны и никому не интересны; и сами по себе, по своим личностным характеристикам люди весьма незначительные. Но достаточно заручиться поддержкой небольшого количества сотрудников, и можно прогреметь так, что постоянно будешь желанен и в эфире, и в газетах, и прочее. По голосу видно, что Вы человек уже в годах, тем не менее сохранили такой юношеский задор. Помоги Вам, Господи!

Радиослушательница: Как нам, женщинам, кого иереи считают дурами и истеричками, себя вести в храме, ведь в основном мы наполняем храмы? Вы, иереи, служите нам и, значит, попусту тратите свою жизнь на таких дур…

Прот. Димитрий Смирнов: Я вопрос понял. Конечно, отчасти и дурам, и истеричкам тоже, потому что и дура, и истеричка тоже живой человек, в помощи нуждается и умный человек, и дурак, и ничего в этом ужасного нет. Господь как сказал: «…грядущаго ко Мне не изжену вон» (Ин. 6, 37). А Вы спрашиваете, как себя вести. На это ответ очень простой: нужно вести себя хорошо, в соответствии с тем принятым благочестием, которое в нашем храме присутствует, понимаете? Стараться сдерживать свою истеричность и не проявлять свою глупость. Представьте себе, если глупый и истеричный человек начнёт даже весьма кроткого, терпеливого и опытного иерея ежедневно донимать. Обычный иерей, конечно, не достиг… ведь среди нас, иереев Божиих, людей святых не так-то много. Но вот я, например, в своей жизни встречал такие явления, когда и совершенно святые люди теряли терпение. Иногда проявления таких немощей нашей паствы таковы, что здесь ничего не сделаешь, приходится поступать резко и каким-то образом себя ограждать. Почему? Потому что, к сожалению, в нас, грешниках, очень развит эгоизм. И каждый истеричный и глупый человек, когда подойдёт к иерею, напрочь забывает, что у него за спиной стоит ещё сорок или шестьдесят человек (если речь идёт об Исповеди). И священник не может всё время отдать одному, глупому и истеричному, ему нужно мысленно то время, которое отпущено на Исповедь, поделить на то количество людей, которых он видит, и каждому уделить по-своему. И он сам рассуждает, что вот этому человеку нужно чуть побольше, а этому – чуть поменьше. Тем более истерия – это душевное заболевание, связанное с тем, что человек, больной истерией, всё время ищет повышенного внимания к себе. Он старается привлечь к себе внимание и одеждой, и частой её сменой, и необычным поведением, иногда и какими-то несуразными криками и так далее. Более того, истеричный человек никогда не может насытиться вниманием к себе. Ему всегда этого не хватает, как наркотика. Поэтому каким-то образом удовлетворить истеричного человека на самом деле невозможно, и правильный путь – это оградиться от него, более или менее ловко и так, чтобы это было не обидно для него. И, конечно, не каждый иерей с этой сложной задачей справится, потому что тут нужна помощь психиатра. Старайтесь, во-первых, не обижать всех, потому что большинство женщин, приходящих в церковь, – это опора Церкви, потому что не будет их, не будет и Церкви. Если в Церкви останутся одни мужчины, то в Москве, наверное, двух приходов хватит, вместо шестисот шестидесяти. Конечно, истероидность более свойственна женщинам, хотя среди мужчин тоже встречается. Поэтому помоги Вам, Господи, и советую обратиться к психиатру.

Радиослушательница: Можно ли читать канон Паисия Великого не только по усопшим, но и о живых? Второй вопрос о спасении. Я обнаружила, что, что бы я ни делала, без Господа не спасёшься. Как лучше всего идти ко Господу?

Прот. Димитрий Смирнов: Лучше, чем сказано в Евангелии, не скажешь. Можно кратко, как преподобный Амвросий Оптинский говорил, он любил в стихах: «Без смирения нет спасения». Поэтому смиряться, Господь смиренным даёт благодать, а благодать уже спасает. По поводу канона, который Вы упоминали: можно читать по любому поводу, и вообще любой канон, и на домашней молитве мы можем вообще своё правило составить, то, которое наиболее нам близко. А потом взять благословение у своего духовника. Если мы там чего-то уж очень начудим, он нас поправит, если имеет для этого время и достаточное образование.

Радиослушатель: Как сегодня, во время нашествия инородцев, когда ведётся борьба против нашей православной Родины, против нашего православного духа, исполнить слова «в усердии не ослабевайте; духом пламенейте» (Рим. 12,11)?

Прот. Димитрий Смирнов: Понимаете, дело не в инородцах. Это совершенно неправильно, это всё равно что обвинять микробы в том, что человек заболел. Это именно от слабости нашего духа, оттого, что мы потеряли волю к жизни, оттого, что мы предпочитаем пьянство созидательному труду, а аборты – воспитанию собственных детей. Это вот из-за чего происходит. Представьте себе: слабые, больные, пьяные люди, а у них под ногами золото, серебро, газ, бриллианты – просто, грубо говоря, грех это всё не отобрать. Если мы сами себя не любим, то почему мы хотим, чтобы нас кто-то любил? А дух – имеется в виду, конечно, дух Божий и никакой другой, благодать Божия, которую каждый христианин по милости Божией, через Церковь, через чтение Священного Писания, через молитву, через Таинства Церковные, через добрые дела, должен стяжать.

Радиослушательница: Я пошла мужу навстречу и прервала пост. Я неправильно поступила, как Вы считаете?

Прот. Димитрий Смирнов: Опять же, какой мотив. Если сделано это из любви к мужу, то этот мотив надо приветствовать. Представьте себе, что важнее: семья, любовь членов этой семьи друг к другу, взаимная уступчивость либо пост? По-моему, совершенно очевидно. И вообще всякого рода семейный пост должен быть по согласию всех участвующих в семейной жизни. Ведь невозможно же одному одно готовить, другому другое, третьему третье, это надо уже отдельную кухарку заводить, а теперь не всем это по карману, естественно. Поэтому тут нужна разумная мера и уступчивость, и нужно как-то это всё обговаривать, договариваться. И это всё не так уж трудно, потому что даже пост, воздержание в пище, в других вещах, должен служить в конечном итоге, как говорится, «в сухом остатке», возрастанию в любви. Поэтому если в какой-то свой период пост вступает в противоречие с тем, что есть любовь, тогда зачем такой пост? Он тут же становится постом бесовским. Бесы вообще не едят ничего, и мы их не перепостим, и нужно всегда это помнить. Всегда лучше уступить ради мира, это гораздо важнее.

Радиослушательница: Прочитала в газете, что часто ходить на кладбище – это очень плохо и отнимается жизненная энергия. Правда ли это?

Прот. Димитрий Смирнов: Это, наверное, газета «Комсомольская правда?»

Радиослушательница: Да.

Прот. Димитрий Смирнов: А, ну так что ж, такие газеты не надо читать. Это всё глупости, никакая жизненная энергия от похода на кладбище не отнимается. Наоборот, наши кладбища, в Москве, стали такими оазисами, где зелено, влажно, цветочки растут, на кладбище всегда есть о чём подумать, о чём вспомнить. Я с радостью при каждой возможности посещаю кладбища, где похоронены мои отец, мать, крёстная, дедушка. Стараюсь на все дни памяти, дни рождения, именины, когда я в Москве, не уезжаю по делам куда-то, всегда бывать, панихиду служу, не один, братья мои приходят, друзья, знакомые, бывает, и прихожане присоединяются. Наоборот, всегда с кладбища идёшь с подъёмом, с каким-то особенным чувством исполненного долга, и очень радостно, и душа чувствует общение с усопшими, родными и близкими, и чувствуешь, что связь эта не прерывается. Можно сказать, что кладбище – это благодатнейшее место, особенно в нашем совершенно ужасном, античеловеческом городе. Кто мог это написать и кто мог это опубликовать? Только враг рода человеческого, поэтому чего же Вы смущаетесь. Весь наш опыт говорит об обратном, и это смущение надо отбросить, это всё абсолютно неправда.

Радиослушатель: Как можно объяснить разные сведения о событиях, близких к Рождеству Христову, которые встречаются в разных Евангелиях?

Прот. Димитрий Смирнов: Например, так: сначала Христос родился, потом был принесён Матерью в храм, потом совершилось поклонение волхвов, потом бегство в Египет, потом возврат из Египта опять в Галилею, и потом из Галилеи на праздник пришли, когда Отроку было двенадцать лет, уже в Иерусалимский храм. Вот, собственно, и всё, ничего тут сложного нет.

Радиослушательница: Батюшка, у Вас большой опыт, и Вы можете сравнить: десять лет назад и сейчас – как дети воспринимают Причастие. С чем могут быть связаны крики и сопротивление младенцев в церкви перед Чашей? Когда мама возьмёт сигарету в автомобиле, он сразу перестаёт плакать.

Прот. Димитрий Смирнов: В том случае, который Вы описали, очевидна никотиновая зависимость: значит, мама при беременности курила, и ребёнок уже, на самом деле, курящий человек, ему нужно находиться в клубах дыма, иначе он испытывает абстиненцию, или, говоря языком наркоманов, «ломку». Поэтому он страдает, ему нужно очутиться в клубах именно никотинового дыма, тогда он успокоится, то есть ребёночек уже подвержен наркомании в виде табакокурения. А так, дети всегда плачут. Но это те дети, которых приводят в храм «по случаю». Незнакомая обстановка, звуки, большое количество людей тоже может действовать на ребёночка. Что тут можно посоветовать? Конечно, приводить почаще и, может быть, не всегда на Причастие, а хотя бы, чтобы ребёночек побыл в храме сначала пять минут, потом десять, чтобы он немножко свыкся с этой обстановкой. Вставать недалеко от выхода, чтобы, как только он заплачет, его можно было тут же вынести на улицу. И эти упражнения начинать в тёплый период, потому что зимой из тёплого храма на холодную улицу – тоже могут быть всякие проблемы. Сейчас тёплое время – очень удобно провести такие тренировки. И тогда мы увидим, что всё в норму придёт, кроме того случая с ребёночком, который Вы описали. Здесь нужно обратиться к врачу-наркологу и, конечно, маме бросать курить и постепенно ребёночка выводить из этого несчастного состояния.

Радиослушательница: Правда ли, что рок-музыка – это бесовщина и грех? Один батюшка говорит, что это бесовщина и грех, а другой садится за ударные и вместе с ними исполняет эту бесовщину. Как быть?

Прот. Димитрий Смирнов: А я Вам советую вообще абстрагироваться от этого вопроса. Понимаете, ни я не являюсь любителем рок-музыки, ни Вы. Пусть противник рок-музыки и любитель полемизируют, нам-то с Вами чего «на чужом поле выступать»? Мы тут не являемся специалистами, поэтому нет в этом никакой нужды. Если бы мы с Вами были рокеры, тогда для нас это представляло бы какой-то интерес. Чего нам беспокоиться, мне кажется, нам с Вами нужно чем-то другим заняться.

Радиослушательница: Как воцарится антихрист на церковном престоле? Это будет постепенно или внезапно?

Прот. Димитрий Смирнов: Само воцарение – это будет, конечно, исторический факт: вчера он ещё не воцарился, а сегодня – уже. Но подготовка к этому будет идти постепенно, да она и уже идёт. Она, Вы знаете, с каких пор идёт? Может быть, я Вас огорошу: со времён первой апостольской общины, потому что один из апостолов, а именно апостол Иуда из Кариота, как раз уже проникся духом антихриста. Дух антихриста – это деньги, а Иуда как раз на деньги и «запал». И его любовь к тому звону, который в ящичке раздавался, его, собственно, и погубила, и вывела из состава святых апостолов, и за эти же денежки он и продал своего Божественного Учителя. Поэтому этот процесс идёт с самого первого века христианства, ещё даже с момента до Распятия Христа Спасителя, и он будет продолжаться постепенно до самого воцарения. Очень многие признаки пришествия антихриста налицо. Например, Россия – православная страна, у нас больше 80% крещёного народу, но посмотрите, какое отношение у людей к деньгам, а какое отношение к спасению собственной души. Что для современного человека, крещёного, русского, который находится в стране, где самая большая Православная Церковь, самое большое количество святынь, самое большое количество святых угодников Божиих, особенно в XX веке – их тысячи и тысячи, святых угодников Божиих, их имена прославлены, и что же мы видим? Что современный крещёный человек, среднестатистический, деньги любит больше, чем Бога. Во всяком случае, поискам денег гораздо больше уделяет времени. Вопреки Евангелию, которое говорит: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33). Вот это разве не дух антихриста? Естественно, это дух антихриста. Дух антихриста – любви к деньгам уже захватывает сердца десятков, сотен миллионов людей.

Радиослушательница: Что лучше читать во время Великого поста: акафисты или Псалтирь? Понятно, что и то, и то хорошо, но именно во время поста.

Прот. Димитрий Смирнов: Вы сказали: «Хорошо». А что Вы имеете в виду под словом «хорошо»?

Радиослушательница: Ну, что это вообще нужно…

Прот. Димитрий Смирнов: Нужно для чего?

Радиослушательница: Ну как для чего, ну молитва же…

Прот. Димитрий Смирнов: Молитва. Но молитва есть и Иисусова. Вы говорите: «Хорошо». Это очень важно – разобраться, что Вы под этим «хорошо» разумеете.

Радиослушательница: Ну акафисты – это когда мы восхваляем…

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, что такое акафист, я знаю. Но вот Вы говорите: «Хорошо». Что для Вас это «хорошо»?

Радиослушательница: Я даже не знаю, как ответить…

Прот. Димитрий Смирнов: А, тогда Вы просто попробуйте почитать Псалтирь, потом, в следующий день, почитайте акафист. И тогда будет хорошо, и тогда будет хорошо, и Вы сравните: а что лучше. Вот что больше Вас назидает, от чего больше Вы получаете благодать Божию – так, собственно, и преподобный Серафим рекомендовал: ты, говорит, торгуй как купец, от чего больше благодати, то есть прибыли (потому что у нас другая прибыль, не денежная, а именно благодатная), в том и упражняйся. Вот так просто, потому что одному удобоприятнее читать Псалтирь, а другому – акафист. И чего же? Во славу Божию. Дома мы можем читать всё, что нам для души, мы чувствуем, больше даёт пользы. Очень важно прилагать и рассуждать по собственному опыту. Это тоже совершенно необходимо, потому что действовать исключительно по каким-то правилам всю жизнь невозможно. У нас есть Церковный устав богослужения. Слава Богу, эта часть нашей духовной жизни регламентирована, причём это всё имеет известную древность, всё это очень традиционно и так далее. И мы сами в эту стихию Церковного устава входим через богослужения, а уж дома должно быть и известное творчество.

Радиослушательница: Чем дальше моя церковная жизнь, тем мне больше хочется находиться одной. Может ли стремление к одиночеству быть во вред душе?

Прот. Димитрий Смирнов: Судя по Вашему голосу, нет. И, наверное, это всё-таки какое-то временное явление. Дело в том, что церковная жизнь и духовная жизнь вообще требует такого сосредоточенного погружения, особенно на первых порах. А потом, со временем, как-то придётся Вам «открыть врата своей кельи» и выйти на улицу ради добрых дел. На этом наша передача заканчивается. Всего доброго, до свидания.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 5

    1. anatolevna:

      Отец Димитрий, дай Вам Бог здоровья и долголетия и всем кто помогает Вам! Слушаем Вас в Болгарии)

    2. Kuzma Evgenievna:

      …И где я была в 2005 году? И ведь знала же, что существует такой о. Димитрий Смирнов, и слышала, и другим рассказывала, а жила, как жилось, ничего не меняла… И где меня носило раньше?

    3. Liid:

      Огромное спасибо Вам,батюшка,за Ваши труды, а также всем,кто работает в этом проекте!
      Бог привел меня к Вам 2 года назад , когда,в поисках истины я слушала много разных передач и интервью с Петром Мамоновым, в одном из которых он сказал,что очень любит слушать отца Димитрия Смирнова. Слава Богу за все!

    4. a_aaa:

      Надо отдать должное батюшке за терпение. Сколько, мягко выражаясь, несуразных вопросов. Читать Евангелие, чтобы выискивать какие-то несовпадения у Евангелистов!!!!!!!! А батюшка смиренно объясняет. Действительно. Дай Бог Вам отец Дмитрий сил и здоровья.

    5. Sophie:

      Спаси Господи всех, кто работает над сайтом! Так порадовали старыми записями! То самой приходится копаться в прошлогодних выпусках, ищу, что еще не смотрела, а тут прямо на блюдечке с голубой каемкой! :) Дай Бог всем вам сил и здоровья! Даже во время отпусков про нас не забываете!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.