Русский час с протоиереем Димитрием Смирновым (2005-08-15)
Протоиерей Димитрий Смирнов отвечает в прямом эфире на вопросы радиослушателей православной радиостанции "Радонеж". Передача от 15 августа 2005 года. Совместный проект радио "Радонеж" и телеканала "Спас".

   1. Как любить и прощать ближнего, если человек не любит и не прощает самого себя?   (2:17)

любовь к ближнему, прощение, умягчение сердца, дела любви, благодать Божия

   2. Что Вы можете сказать о почитании в Подольске мученика воина Евгения?   (6:43)

современные мученики за веру, епископ Варнава

   3. В чём смысл существования инвалидов, физически или психически больных с рождения?   (9:39)

смысл жизни, инвалиды, призыв к милосердию, калеки, немощные, нравственный индикатор общества

   4. Как быть человеку, которого плохо приняли в храме, осуждали, показывали пальцами?   (12:42)

фарисейство, прихожане, осуждение в храме

   5. Почему Христос отречётся от отрёкшихся от Него? Почему Он пришёл разделить людей? Почему Он принёс не мир, но меч? Почему «враги человеку - домашние его» (Мф. 10, 32-36)?   (16:08)

Евангелие от Матфея, камень преткновения, враги человеку домашние его

   6. Как определить, свой или чужой крест я несу?   (19:08)

жизненный крест, нести крест, алкоголизм

   7. Приведите, пожалуйста, примеры добрых дел во славу Божию?   (23:52)

благодать Божия, стяжание Благодати, стяжание Духа Святого, добрые дела

   8. Что Вы можете сказать о посмертных мытарствах?   (28:16)

мытарства, посмертные свидетельства, пакибытие, переход в мир иной

   9. Всегда ли совет духовника выражает прямую волю Божию? Нужно ли исполнять советы духовника, если душа их не принимает?   (31:20)

совесть, свобода совести, голос совести, духовник, духовный отец, совет духовника

  10. Если служение Богу причиняет страдание близким, не является ли это грехом?   (34:35)

грех, служение Богу, благочестие, жертва, горе, скорби

  11. Как молиться за людей, отпавших от православной веры и умерших сектантами?   (39:01)

поминовение усопших, сектанты, поминовение на Проскомидии

  12. Поясните слова «Дай кровь и прими дух».   (42:00)

духовная жизнь, духовная брань, духовное преображение, трудности духовной жизни

  13. Как простить человека, которого простить не хочу и не могу?   (47:22)

прощение, молиться за обижающих, жалость, извинения, аборт, измена, любовь

  14. О чем говорит надпись в книге: «Напечатано по благословению митрополита такого-то»?   (54:54)

духовная литература, писания святых отцов, современная духовная литература, благословение на издание книги

Прот. Димитрий Смирнов: Добрый вечер, дорогие братья и сестры, мы начинаем нашу программу в прямом эфире, у микрофона протоиерей Димитрий Смирнов. Всех наших слушателей поздравляю с Крестопоклонной Неделей. В преполовение Великого поста во всех святых наших храмах на середину, на специально приготовленный аналой выносится Животворящее Древо Креста Господня. В знамении Креста концентрируется весь смысл христианства и нашей христианской жизни. Наверное, не случайно и особенным образом промыслительно слова «Крест», «Крещение», слово «христианство» и наш некогда почти целиком, на 80% крестьянский народ – это всё однокоренные слова. Крест неотделим от христианства, поэтому для нас всегда было странно, когда какие-то люди именуют себя христианами, но не почитают Крест Господень. А Крест укрепляет нас, Крест напоминает нам о том подвиге, который совершил ради нас Господь наш Иисус Христос. Крест – красота и слава Церкви.

Радиослушательница: Сказано, что ближнего надо любить, как самого себя. Но я, например, себя с трудом терплю и ближнего тоже с трудом терплю. Себя не прощаю и ближнего не прощаю. А не простив, как можно идти к Причастию? Наша мера прощения и любви к ближнему какова? Как научиться любить и себя, и ближнего? И вообще я думаю, что никто из современных прихожан не любит, не прощает и не верует.

Прот. Димитрий Смирнов: Большое Вам спасибо. Сказал бы, что Вы глубоко не правы. Конечно, к сожалению, в этом и проявляется падшесть нашей природы: мы на весь мир смотрим через призму греха, в коем мы сами живём. Ваш вопрос прекрасно это иллюстрирует. Если Вам не удаётся такая элементарная вещь, на которую способен даже ребёнок, – взять и простить, то это совсем не значит, что наши прихожане таковы же, как и Вы. Отнюдь, это даже, я бы сказал, довольно редкий случай. Бывает так, что человек в минуту гнева, обиды простить не может. Но спустя какое-то время это делает очень даже легко. Ваш случай какой-то уникальный, особенный. Поэтому Вам нужно долго трудиться над умягчением собственного сердца. Вот Вы сказали, что на это способны только святые. Отнюдь нет, совсем нет, и исторических примеров этого масса. В нашей обычной жизни мы ежедневно сталкиваемся с этими примерами. Поэтому жалко, что Вы их не видите, может быть, поэтому Ваше состояние такое грустное. Конечно, Вы правы, в таком состоянии причащаться нельзя. В таком состоянии нелюбви идти к Богу Любви, находясь в такой оппозиции не только ко всему миру, но и к Церкви, к собранию христиан. Недостаточно такую жизненную позицию лишь пересмотреть, нужно и что-то делать. В этом хорошо бы помогла какая-нибудь деятельная любовь. Начать, например, со своих внуков, которые наверняка в чём-то нуждаются. Если эта помощь не требуется, всегда есть болящие, убогие, везде есть сироты, есть старики одинокие, нуждающиеся в помощи, и можно начать своё сердце упражнять в этой деятельной любви. И тогда, нечто такое совершив, как я часто советую своим прихожанам: Великим постом чаще посещай больных, особенно находящихся в больнице, и, уходя из его палаты, закончив, чтоб не утомлять длительным посещением, свой визит, загляни в своё сердце. Ты увидишь там радость, любовь и покой, несмотря на то что затратил время, силы и деньги, если привёз ему что-то необходимое. И тогда это будет свидетельством пришествия благодати Божией в сердце.

Радиослушатель: У меня в руках апрельский номер журнала подразделений спецназа «Братишка», где сказано, что по благословению архиепископа Каннского Варнавы совершено освящение иконы святого воина-мученика Евгения в городе Подольске. Был ли канонизирован воин Евгений?

Прот. Димитрий Смирнов: О такой канонизации я ничего не слышал. Я участвовал косвенно, потому что, по благословению Его Святейшества, Отделу по взаимодействию с Вооружёнными Силами, который мне доводится в настоящее время возглавлять, был поручен сбор материалов для канонизации. Они были собраны и представлены на нашу Синодальную комиссию по канонизации, и Комиссия сочла эту канонизацию преждевременной, но не дала отрицательный ответ, то есть вопрос о канонизации окончательно не снят. Епископ Варнава – это человек особенный, трудно решить, что у него на уме. Я его знаю не один десяток лет, он ещё во время советской власти приезжал, находясь в юрисдикции Зарубежной Русской Церкви, под видом священника, что, вообще-то, противоречит Канонам: скрывал свой епископский сан. Видимо, он такой человек – знаете, есть такие люди, которые находятся во всегдашней оппозиции, типа Валерии Новодворской: какой бы ни был режим, она всегда против. Вот у епископа Варнавы, видимо, такой характер, сейчас он находится в расколе и с Русской Зарубежной Церковью. Поэтому всякие его действия предельно не каноничны, потому что он без согласия с правящим епископом всякие такие акции совершает. В силу того что наш народ церковно недостаточно просвещён, да и благоговеет традиционно перед священнослужителем, неудобно спросить: дяденька, а у Вас документы какие-нибудь есть? Испытывает доверие, поэтому всякие могут быть неправомерные действия с его стороны. Вот что можно сказать по этому вопросу.

Радиослушательница: Какой смысл существования людей, которые с детства психически больны и которые умом мало что понимают?

Прот. Димитрий Смирнов: Смысл жизни вообще каждого человека, и здорового тоже – это вещь совсем не простая и требует большого внимания самого человека к себе. И не всегда бывает ясно, и не всегда сразу, бывает, человек выбирает свой путь, как-то иногда меняет. Винсент Ван Гог, например, сначала был проповедником, а потом стал художником и стал известным именно как художник. Хотя есть такая известная его фраза, что нет ничего более художественного, чем любить людей. Эта фраза, конечно, идёт из его проповеднического прошлого, он был переполнен евангельским отношением к жизни. Но раз уж Вы говорили о психически больных людях – вот он потом тоже весьма серьёзно, наверное под влиянием абсента в частности, впал в душевную болезнь. Так вот в чём смысл? Во-первых, каждый больной человек просто взывает о милосердии ко всем остальным. Особенно такой беспомощный человек, который, как говорят, недееспособен, то есть он может жить только за счёт человеческого общества: родственников, в частности, а если таковых не обретается, то государственных структур или каких-то добровольных помощников. Хотя это неимоверно тяжело – жить с неадекватным человеком. Поэтому присутствие больных, особенно больных с детства, в нашем мире – совершенно необходимая вещь: сохраняет нравственность в обществе. И только такому человеку, как Гитлер, могла прийти в его бешеную голову идея, что это балласт общества и их надо отправлять в газовые камеры, потому что, дескать, незачем их кормить. Функция людей убогих, болящих и не могущих существовать без нас совершенно необходима, в этом есть огромный смысл. Они являются для нас немым укором, они учат нас милосердию, напоминают нам о Евангелии. Это совершенно необходимо.

Радиослушательница: Как быть человеку, которого плохо приняли в храме, осуждали, показывали пальцами? Моя знакомая говорит, что это воля Божия, что её так приняли. Может, ей в храм не ходить или ходить в другой храм? Или терпеть надо?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну разумеется. А что особенного? Показали пальцем, но ведь на костре не сожгли, смолой не облили, кости молотком не перебивали, ну что, показали пальцем? Это такая трагедия? Разве сравнить с тем, что Господь претерпел на Кресте? Или апостол Андрей? Или с теми нравственными страданиями, которые претерпел Алексий, человек Божий, мощи которого сейчас в Москве? Сколько он терпел от родителей, которые хотели по-своему устроить его судьбу? Ну показали пальцем, эка невидаль, с одной стороны. С другой стороны, Вы разве не знаете, что Господь не только к тем людям, которые Его окружали, а вообще ко всем говорил: «Горе вам…фарисеи, лицемеры» (Лк. 11, 44). Фарисейство живёт, несмотря на то что того, древнего Израиля уже давно не существует, и косточки истлели тех людей, но фарисейство как свойство падшего человека сохраняется в нас. Недаром мы в преддверии Великого поста вспоминаем замечательную притчу о мытаре и фарисее, когда возносящийся фарисей с презрением указывает на грешника мытаря. Это явление есть наша греховная «норма». Конечно, в этом нет никакого христианства, наоборот, нужно было бы радоваться, что заблудший сын (или дочь в данном случае) нашёлся, что радость бывает на Небесах. Очень жалко, что христиане не разделяют с Ангелами радости по поводу прихода в храм нового человека. Получается, радость бывает только на Небесах, но не у нас в храме. Хотя воля Божия, о которой Вы упомянули, как раз об этом. «…да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли», то есть Господь хотел, чтобы Небесная радость воцарилась и у нас в храме, а не только на Небесах. Но для этого нужно изжить фарисейство.

Радиослушательница: Почему Христос отречётся от отрёкшихся от Него? Почему Он пришёл разделить людей? Почему Он принёс не мир, но меч? Почему «враги человеку - домашние его» (Мф. 10, 32-36)? Не могли бы Вы подробнее осветить это?

Прот. Димитрий Смирнов: Подробнее – это на час. Такой возможности у нас нет, поэтому я Вас отсылаю к любому толкователю Евангелия, и Вы там найдёте подробно. А кратко можно сказать, что тут всё ясно, потому что меч – это слово переводится ещё как «разделение» – Евангелие действительно разделяет нас, потому что Господь требует от человека совершенства духовного, а наша жизнь и окружающие нас люди, особенно часто родственники, которые к нам имеют некоторые претензии, ограничивающие нашу свободу, часто вступают в противоречие с Евангелием. Более того, в любой семье, допустим, семья из пяти человек, всегда кто-то, даже если все христиане, все люди церковные, но один из них как-то идёт впереди. И что же? Другие радуются этому, что ли? Нет, они всегда ревнуют и говорят, что ты фанатик, не надо так излишне поститься, ты слишком много молишься; если он задумал в монастырь, то чуть не плачут – это довольно частое явление, поэтому очень часто наши самые дорогие близкие являются нашими врагами. Вот в этом и разделение, то есть Христос часто является камнем преткновения между людьми, поэтому всё тут понятно. Теперь по поводу того, что если мы постыдимся Христа «в роде сем прелюбодейном и грешном» (Мк. 8, 38), то и Господь постыдится нас перед Отцом Небесным. Что здесь имеется в виду? Имеется в виду, что не Сам Господь решает, кого из людей Ему принять в Свои Обители, но решает сам человек, то есть воля самого человека. Если ты сам стыдишься Бога, то результатом этого бывает твоё собственное отвержение, которое идёт не от Бога, а от твоего выбора. Вот что здесь имеется в виду.

Радиослушательница: Сегодня на проповеди батюшка сказал, что нужно нести только свой крест, чужого креста не несите. Если у меня муж – пьяница и я это терплю, это мой крест? Как определить, свой или чужой крест я несу?

Прот. Димитрий Смирнов: Мне трудно сказать, что имел в виду Ваш батюшка. Лучше Вам было у него спросить, потому что пьяница-муж – это крест для него самого тоже. Водку пить – это дело совсем не сладкое. У меня, конечно, опыт небольшой, но всё равно я навидался много чего. А жить с таким человеком, часто бывающим пьяным, – это дело тяжёлое. Древние говорили: пьянство – добровольное безумие. С человеком, который находится в безумии, весьма трудно разговаривать, находить общий язык, тем более алкоголики с определённой стадии бывают очень агрессивными. Но это Ваш крест. И настолько он тяжёлый, что Святая Церковь не считает обязанностью во что бы то ни стало, если это заболевание становится опасным для окружающих, продолжать несение этого креста. Его вполне можно отложить, потому что ни один человек не может другому сказать: вот пойди и умри. Поэтому если это представляет опасность и нет никакого желания, особенно если есть угроза детям, то Церковь в этом случае даже допускает развод. Это всё равно наш крест, наш крест – это всё: и погода, и реакция нашего организма на эту погоду, и наше правительство. Они сидят и думают, какую бы ещё гадость для нас сделать: уничтожить образовательную систему, одну из самых лучших в мире, теперь уничтожить педиатрию, для того чтобы мы были не только необразованные, но ещё и больные, причём с самого детского возраста. Прямо специально такие приказы издают. Это тоже наш крест, потому что что мы можем сделать. Свою голову же никому не пришьёшь. Под предлогом того, что денег нет, хотя их огромное количество, и они лежат, и ими никто не пользуется, за эти деньги можно несколько поколений выучить и вылечить хотя бы. Нет, они продолжают расти, эти стабилизационные фонды, реакции правительства никакой нет. Это же тоже наш крест. Наш крест и наши родственники, которые часто, к сожалению, бывают нашими врагами. Наш крест и мы сами, отвратительные черты нашего характера, наше дурное воспитание, наша несдержанность, наша страстность и очень многое другое. И это всё является нашим крестом. Я даже не представляю, как возможно нести чужой крест и что это значит. Что имел в виду священник, мне трудно сказать. Например, лежит человек на льду на автобусной остановке. То, что ему холодно и влажно, это вроде бы его крест. Но с другой стороны, Христос мне велел его поднять. Когда я его поднимаю и мне это тяжело, я тоже скольжу и могу на колено упасть, но это уже вроде и мой крест начинается. В общем, не понятно: встречающийся мне человек, которому я должен помочь, – это вроде мой крест. На самом деле, весь мир для каждого человека является крестом, и без помощи Божией подъять его нельзя.

Радиослушатель: Вопрос относительно беседы преподобного Серафима с Мотовиловым о цели христианской жизни. Что значит стяжание Духа Святого добрыми делами ради Христа в положительном смысле?

Прот. Димитрий Смирнов: Любое доброе дело. Если обратиться к словам преподобного Серафима, он говорил: я из купцов, то есть по-нашему, по-современному американскому, бизнесмен. Бизнесмен занимается производством денег и поэтому смотрит, что даёт больше прибыль. И вот Преподобный говорит: что даёт больше прибыль, тем и торгуй. У нас есть четыре источника приобретения духовной прибыли: чтение Священного Писания и того, что является продолжением Евангелия, – Писания святых Отцов. Каждый, кто прикасался к этой литературе, чувствует приобретение благодати Божией в своё сердце. Второе – молитва. Если человек молится, он не может не ощущать прибыток в своём сердце благодати Божией. То больше, то меньше, то больше на келейной молитве, то больше на церковной, то на крестном ходу, но вообще от молитвы приток Божественной силы. Третье – Таинства церковные. И во время Исповеди, и во время Таинства брака, и во время Святого Причащения особенно всегда человек получает благодать Божию. А четвёртый источник – добрые дела. Вот сегодня я помянул о том, что если посетить больного, то, уходя от него, всегда мы ощущаем радостный прилив, особенную тишину в сердце и такое чувство, что мы сделали что-то очень важное и нужное. Даже несмотря на то что, может быть, это было очень трудно или, может быть, не получился какой-то разговор особенный, такое тоже может быть. Но всё равно сам факт, что мы это сделали, на сердце, мы можем заметить, даёт благодать Божию. Поэтому любое доброе дело, которое мы делаем… Что можно попробовать? Вот представьте себе: около Вашего подъезда (сейчас погода такая неустойчивая) лёд образовался. Возьмите раздобудьте песочку и посыпьте. И Вы увидите, что в Вашем сердце будет прилив благодати Божией, может быть незначительный. И если Вам удастся победить тщеславие, если Вы не будете глядеть по сторонам, не выглядывают ли люди, одобряя Ваши действия, а сделаете это тихонечко, скромненько, желательно в полвторого ночи, когда никто не видит, и об этом потом никому не будете рассказывать, то тем самым сохраните себя от тщеславия. Можно бесконечно рассказывать о том, какие можно делать добрые дела.

Радиослушательница: Отец Димитрий, спасибо Вам за то, что мы видели сегодня в передаче «Русский взгляд», за Вашу позицию, я имею в виду этих кощунников несчастных. Как-то видела передачу, где учёные говорили о нескольких уровнях мытарств, про тот уровень, после которого Господа видеть нельзя. Что Вы можете об этом сказать?

Прот. Димитрий Смирнов: О чём об этом, не совсем я понял.

Радиослушательница: О мытарствах, которые по смерти будут.

Прот. Димитрий Смирнов: Ничего не могу сказать. Знаю, что будут, знаю, что будут проблемы. Конечно, меня это тоже волнует, так сказать, лично, но что мы можем об этом сказать. Об этом у нас очень мало сведений. Есть некие отпечатки личных опытов, в житии блаженной Феодоры. Но понятно, это же только личное переживание в определённой форме. Форма этих переживаний всегда соответствует жизненному опыту, развитию данной души. Это совсем не общие категории. Это есть то, что Господь не счёл нужным нам открыть во всей полноте. Дело в том, что потусторонний опыт ни на что не похож, поэтому все наши рассуждения по этому поводу – это есть глупые попытки объять то, что совершенно недоступно нашему уму и нашему чувственному опыту, понимаете? Даже апостол Павел, который при жизни был восхищен до третьего неба, не счёл возможным это как-то описать. Это совершенно невозможно. Поэтому и Господь, говоря, допустим, о Царствии Божием, говорил в притчах, то есть говорил о некоторых механизмах, которые описывают наше шествие в этом направлении. Здесь, на земле, столько непосредственных проблем, дел, в частности связанных с нашей душой, которые нам нужно решать, поэтому это бессмысленно. Вы можете перечитать всех святых Отцов и не встретите описания, как это будет. А если и есть какие-то элементы, то они всегда носят, можно сказать, иносказательный, символический характер.

Радиослушатель: Всегда ли совет духовника выражает прямую волю Божию? Нужно ли исполнять советы духовника, если душа их не принимает?

Прот. Димитрий Смирнов: Хорошо, Сашенька, я тебе объясню, дорогой. Жалко, что ты уже двадцать лет ходишь в храм, а таких вещей не понимаешь. Во-первых, это зависит от того, каков духовник, во-вторых, от того, какой ученик, понимаешь? Если ученик, допустим, душевнобольной человек, а ему что-то кажется, то, если он будет действовать по тому, что ему кажется, в соответствии с его больной совестью, он может попасть в беду. А если ученик превосходит своего духовника, нравственно, умственно или по степени воцерковлённости например, что тоже возможно, то он вполне может руководствоваться собственной совестью. Вообще, совесть – это данный нам от Бога инструмент. Недаром «свобода вероисповедания» звучит как «свобода совести». Ни один человек не может воздействовать на совесть другого, только в том смысле, если увещевать, для того чтобы человек изменил свои поступки, слова, принёс бы покаяние – в этом смысле да. Но заставлять делать нечто, что противно совести, в этом нет никакой нужды. И никакого греха тут не будет, потому что голос совести, мы тоже веруем, – это голос Бога в человеке. Дело в том, что бывают проблемы. Человек, не умеющий различать духов, может заблудиться. Есть очень хорошее русское присловье, рекомендация: когда кажется, надо креститься. Поэтому, Сашенька, дорогой, я тебе советую креститься усиленно, осенять себя крестным знамением с молитвой, тогда, может быть, эти фантомы, которые надвигаются, отбегут. Но противу совести действовать не надо.

Радиослушательница: Вопрос об Алексии, человеке Божием. Он своим подвижничеством принёс самым дорогим своим людям только горе. Это не грех? Или там какие-то другие мерки?

Прот. Димитрий Смирнов: Да, другие, конечно. Что делать? Если человек стремится к Небу, а домашние его выступают как враги, вот в этом случае Сам Господь говорит, что надо искать более Божьего, нежели человеческого. Совершенно другие критерии. Так это бывало у ревностных людей: возникают проблемы с близкими людьми. У Иоанна Кронштадтского с его супругой возникла такая проблема в начале их семейной жизни. Господь даже чудо явил, чтобы этот вопрос разрешить. Я думаю, и Борис и Глеб, когда решили умереть от меча своего брата Святополка Окаянного, они принесли скорбь, наверное, матери своей и другим братьям, может быть, и дружине своей, потому что были воистину прекрасные юноши. И тем не менее они это сделали, и так далее. Каждого воина, который идёт на войну, всегда провожают со слезами, и мать, и невеста, и жена, и дети, но он считает, что положить «душу свою за други своя» (Ин. 15, 13) – это дело очень важное. Человек в монахи постригается, а мама говорит: ну вот, а я внуков хотела. Она внуков хочет, а мне теперь из-за этого в монастырь не идти. Может и плакать, и убиваться, и кричать: ты мне не сын. Ну что делать? Он же не хотел намеренно принести горе. Горе – это когда пьянство, когда наркомания, когда разбой, сейчас новая мода появилась – проигрывать в пух и прах. Время от времени теперь в храм приходят женщины и говорят: вот муж играет, не может остановиться, понимаете? Новая зараза к нам пришла, опять же благодаря нашим властям. Устроили из Москвы, из других городов Лас-Вегас, вся Россия теперь Лас-Вегас. Совершенно очевидно, пожирает драгоценную городскую площадь, стоит учреждение, которое исключительно приносит одно только зло, кроме того только, что набивает карманы владельцам и тем, кто присосался к этой кормушке. За счёт гибели людей, семей и так далее, детей. Потом крокодиловы слёзы по поводу сирот, брошенных, ещё чего-то – крокодиловы слёзы. К сожалению, это всё присутствует в нашей жизни, и что может отдельный человек с этим сделать? Да, всё это очень трагично, поэтому нам нужно взывать к Богу, нужно стараться не участвовать в этом зле. Представим себе, некий игрок, а мы его цепью приковали бы к стене. Он бы плакал, упирался, проклинал бы нас или, наоборот, просил: дай десять рублей, последний раз сыграю, больше не буду. Человек был бы весьма недоволен. Поэтому, да, конечно, и преподобный Алексий, человек Божий, принёс скорбь, но он не это хотел сделать-то. А хотел совсем другого.

Радиослушатель: Моя бабушка была крещена в Русской Православной Церкви, но потом перешла в секту свидетелей Иеговы. Как за неё молиться?

Прот. Димитрий Смирнов: Понимаете, образ нашей молитвы не играет существенной роли. Играет существенную роль только Ваша любовь к Вашей бабушке. Если Вы будете за неё молиться от всей души, это будет и для неё как некий бальзам, и это будет приятно для Бога. Но она отпала от Церкви, отпала от Христа, потому что самая главная ересь иеговистов – они являются антитринитариями: они не считают Сына Божия равным Отцу, поэтому иеговисты – это христологическая ересь, имеющая начало в учении Ария. Поэтому, строго говоря, в силу того, что частицы на дискосе, которые вынимаются из просфор, знаменуют собой членов Православной веры, нельзя вынимать. Но с другой стороны, если её рассматривать как заблудшую, может быть, наверное, и можно. Я не знаю, как в таком случае поступить. Тут, скорее, нужно поступать… Если человек, как бы Вам сказать, трезвый, то я бы ему сказал, что записку подавать не надо. Молиться нужно келейно, а если на службе, то внутри своего сердца. Но есть же люди, которые даже обманывают при отпевании, скрывают, что человек был самоубийцей, и думают таким образом, «с чёрного входа», своего покойника внести в Рай. Конечно, с такими людьми и говорить бесполезно. Поэтому лучше руководствоваться здравым смыслом. Тем более получается так: человек сам от Церкви отпал, а мы вроде силком его туда притягиваем. Лучше это на волю Божию, как Господь рассудит, отложим до Страшного Суда.

Радиослушатель: Что Вы можете сказать о словах «Дай кровь и прими дух»?

Прот. Димитрий Смирнов: Могу сказать вот что: что духовная жизнь даётся очень трудно. Господь наш Иисус Христос достиг Преображения и взял с Собой учеников, взойдя на гору Фавор. Путь на гору Фавор долог. Хотя она и не очень крутая, пологая, но, так как страна жаркая, это путешествие довольно трудное. Господь дал знамение Своим ученикам, а через них и всем нам (потому что мы читаем Евангелие и приобщаемся к этому), что путь к духовному преображению в Господе является шествием в гору. Сам Господь говорил, что узкий путь в Царство Небесное. Ещё Он говорил, что «многими скорбями надлежит нам внити в Царствие Божие» (Деян. 14, 22), то есть что всё это очень трудно. Когда человек испытывает наибольшие трудности, это обычно именуется кровью. «До крови», то есть считается – до последней степени напряжения, вполне сравнимой с тем, что Господь испытывал в Гефсиманском саду, молясь до кровавого пота. Пот и кровь. Царство Божие нудится. И если человек такого рода усилия употребляет, тогда он достигает и полноты духовной жизни. А если же человек вполсилы, в четверть силы или понемножечку это делает, то он понемножечку сподобляется и приобщения к благодати Божией. Мера возможности нашего восприятия полноты духовной жизни зависит от почвы нашего сердца. В притче о сеятеле Господь дал образ: сердце человека может быть как утоптанная дорога, может быть как поле, засеянное сорняками, может быть как каменистая почва, а может быть как удобренная. Само семя всегда полнокровное и полноценное, это семя – слово Божие. А вот возможность восприятия зависит от степени удобренности. Поэтому духовную жизнь можно сравнить вот с чем: эту утоптанную дорогу нам нужно вскопать, нам нужно убрать с неё камни; те сорняки, которые выросли, необходимо выполоть; и ещё нужно, конечно, поливать слезами покаяния. Тогда это даст возможности той почве, которая готова принять семя – слово Божие, достигнуть необходимой кондиции, что ли, для того чтобы вырастить на себе дерево. И в дальнейшем, когда это дерево вырастет, в нём будут укрываться птицы небесные христианский добродетелей. Всё с этим связано, поэтому есть такая ёмкая фраза, очень правильно, адекватно отражающая эту ситуацию: «Дай кровь и прими дух». Об этом говорят и русские пословицы, например, все мы знаем, что без труда не вынешь и рыбку из пруда. На самом деле речь идёт о том же самом: что обязательно нужно приложить труд. Если мы вспомним все рассуждения разных гениев человечества, все утверждали, хотя и по-разному, что гений – это есть половина таланта и половина труда, другие говорили, что это 10% таланта и 90% труда. Эти пропорции варьировались, но любое дело, хлеб ли вырастить, воспитать ли хорошо дитя, продвинуться по службе, закончить какой-то институт и так далее, требует большой энергии, большого труда, большой самодисциплины. И это всё, конечно, кровь и пот.

Радиослушательница: Как мне простить своего мужа? Прошло уже сорок два года, я хожу в храм, всё время исповедуюсь, но простить его не могу. Когда я ждала второго ребёнка, он сказал: «Ребёнок мне не нужен, избавляйся от него, или я от тебя ухожу». Он от меня ушёл, я родила ребёнка, осталась без средств к существованию. Не знаю, как можно простить?

Прот. Димитрий Смирнов: Вообще-то, Господь нам открыл механизм, как простить. Он сказал так: «…молитесь за обижающих вас» (Мф. 5, 44). Понимаете, если Вы не успеете его простить до смерти, Царствия Божия вам не видать как своих ушей. Это просто невозможно. Да и сейчас, вот Вы говорите: «Я исповедуюсь, причащаюсь», а как, непонятно. Ведь молитва «Отче наш» говорит: «…остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим», то есть если человек не оставляет своим должником их грехи, то он уже не может обращаться к Отцу Небесному со словами «Отец наш Небесный». Тут ничего не поделаешь, надо тогда крест с себя снимать, поэтому задача перед всеми стоит: надо простить. Как же это делать? Надо молиться за того человека, который обидел, до тех пор, пока обида наша не растворится в этом. Можно помочь этому, порассуждать… Меня сейчас натолкнуло на мысль то, что высказала женщина в начале нашей передачи. Она назвала тех людей, которые устроили выставку «Осторожно, религия!» в центре Сахарова, «несчастные». Действительно, по-христиански этого Самодурова и всю эту компанию художников от слова «худо» можно воистину пожалеть. Представляете, допустим, человек – дальтоник, не видит цветов – его же можно пожалеть. Человек глухой, не слышит музыки – его же можно пожалеть. Человека, который совсем слепой, тоже можно пожалеть. Человека, который не знает Бога, тоже можно пожалеть. И человека, у которого нет совести – тысячи людей говорят: ты нас обидел, а он этого не чувствует и даже не хочет прощения попросить. Вот принц Гарри, молодой оболтус, надел фашистскую форму. Представляете, для многих людей это как для быка красная тряпка, тем более британские солдаты воевали с Гитлером, и вдруг он надевает эту форму, будучи кронпринцем. Это поступок из ряда вон выходящий. И что же? Весь королевский дом приносит извинения, и сам принц Гарри – он хоть оболтус, но всё-таки воспитанный человек. По своей глупости он это совершил, но приносит извинения. А эти люди, вот эти самодуровы, они продолжают отстаивать своё право самодурское на то, чтобы людям приносить оскорбления, причём в самом святом деле. Это же отвратительно? Отвратительно. Поэтому и муженёк Ваш, он же несчастный: вместо того, чтобы радоваться, что будет ребёночек, радоваться, что будет сынок, радоваться тому, что будет кому его в старости защитить, упокоить, лекарство принести, да даже похоронить. Это же как замечательно, когда человек умирает, окружённый детьми. Не одинокий умирает, никому не нужный старик, а нужный людям. А тут сам зачал ребёнка, а теперь говорит: «Он мне не нужен». Это о чём говорит? О том, что он несчастный человек. Он отчасти даже и не человек, более того, он отчасти даже и не зверь, потому что любой зверь (конечно, какой-то период, потом они перестают это понимать) любит своих детей. Посмотреть, как собака облизывает щенят – это же умилительнейшее зрелище; как корова облизывает своего телёнка – это же естественное, нормальное чувство, а он его лишён. И Вас можно поздравить, что Вы, несмотря на то что жизнь Ваша продолжалась довольно трудно, наверное (без мужа-то трудно), но, с другой стороны, представляете, с этим человеком, который не имеет того, что имеет любой зверь, даже волк, лютый лесной зверь, и то он к своим волчатам относится совершенно иначе. Во всяком случае, ни один волк никогда бы не сказал: знаешь, мне эти волчата твои не нужны, и волчицу свою на произвол судьбы не бросил. Более того, зоологи замечают, что у волков очень устойчивые семьи. Более того, если волк – глава семьи погибает, молодой волк приходит к этой вдове, волчице, и, не вступая с ней в семейные отношения, выполняет роль отца: защищает, в добыче участвует и так далее. Это у волков такие отношения. А этот человек оказался хуже волка, поэтому Вас можно поздравить, что Господь избавил Вас от этого «крокодильчика», понимаете? Потому что в дальнейшем, может, натерпелись бы, поэтому пожалейте его, убогого, помолитесь о нём, чтобы Господь его как-то вразумил, чтобы он, может быть, к концу жизни какой-то человечности достиг. Есть о чём пожалеть-то, поэтому огромное поле для молитвы, и тогда Вам будет не до обиды.

Радиослушательница: О чём говорит надпись в книге: «Напечатано по благословению митрополита такого-то»? Например, книга Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе» не имеет благословения. Мой сын не хочет читать книги без благословения. Какую оно играет роль?

Прот. Димитрий Смирнов: Дело в том, что книги, которые написаны святыми угодниками Божиими, в благословении не нуждаются. Это, по-моему, очень легко понять. Например, книга Иоанна Кронштадтского напечатана ещё в начале прошлого века, до революции. Там же, кроме «допущено духовной цензурой», никакого благословения не стоит, что же её теперь, не читать? Поэтому надо немножко рассуждать. А вновь написанные книги нуждаются в этом, хотя тоже, к сожалению, пропускается, даже и перед владычним оком, некачественная литература, такое тоже бывает. Но всё-таки это образ гарантии. Поэтому литература начала прошлого века вполне может и без благословения издаваться.

На этом наша передача закончилась, всего вам доброго, до свидания.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 5

    1. Ирина:

      Всегда получаю определенную пользу и необходимые рекомендации по направлению к Богу.
      Спаси Господи!

    2. Татьяна:

      Дорогой и любимый батюшка, как же хорошо на душе становится, когда смотрю на Вас,такого еще молодого (8 нелегких лет жизни наложили отпечаток усталости на ваше доброе и светлое лицо), такого легкого и полного сил. Такое чувство возникает, что Господь Сам вкладывает в Ваши уста нужные слова — после Ваших ответов не остается вопросов и сомнений. Дай Бог Вам здоровья!

    3. irina voronova:

      Спасибо

    4. Tatyana Vladimirovna:

      Уважаемый Регент!Интересно, в начале передачи отец Димитрий поздравляет всех с Крестопоклонной Неделей, а передача от 15 августа?

      • regent:

        Это означает, что эта передача была записана нами при её трансляции на телеканале «Спас» 15 августа 2005 года. Летом телеканал обычно транслировал ранее записанные «Русские часы».

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.