Русский час с протоиереем Димитрием Смирновым (2005-09-19)
Протоиерей Димитрий Смирнов отвечает в прямом эфире на вопросы радиослушателей православной радиостанции "Радонеж". Передача от 19 сентября 2005 года. Совместный проект радио "Радонеж" и телеканала "Спас".

   1. Про семью, венчание, сирот и духовное воспитание.   (0:55)

семья, брак, венчание, Таинство Венчания, подготовка к венчанию, духовное воспитание, отсутствие духовного воспитания, проблемы семьи, сироты, торговля детьми

   2. Почему психически больные люди поступают иногда человечнее, чем здоровые, а здоровые ведут себя как безумные?   (13:49)

психические заболевания, психическое здоровье, хамство, грех, нравственность, совесть, эстрада, телевидение

   3. Кто входил в Предвечный Совет?   (22:43)

Совет Предвечный, Троица

   4. Что Вы думаете о чине отречения от жидовства? Не могут ли священники-евреи быть опасны для Церкви?   (23:29)

чин отречения от жидовства, иудаизм, иудеи, евреи, секты, протестанты, баптисты, сайентологи

   5. Как люди смогли так широко и далеко расселиться по земле? Как произошло разделение человечества на расы?   (28:40)

Адам, Ева, расы людей

   6. Почему боязливые не наследуют Царствия Божия?   (35:27)

Царство Небесное, страх, воля, предательство, мотивы поступков

   7. Есть ли душа у растений?   (38:32)

душа, растения, животные, религиозное чувство

   8. Есть ли статистика перехода из христианства в ислам и обратно? Правда ли, что больше христиан принимает ислам?   (41:50)

ислам, христианство, мусульмане, христиане, смена религии

   9. В стране страшный бардак, что делать?   (46:49)

бардак в стране, вымирание нации, семья, пьянство, аборты, сироты, нравственность, советская власть

Прот. Димитрий Смирнов: Добрый вечер, дорогие братья и сестры, мы начинаем нашу обычную программу в прямом эфире, у микрофона протоиерей Димитрий Смирнов. Сегодня в храме произошло некое событие, которое мне показалось типичным для современной нашей народной ситуации, потому что с разными вариантами это повторяется довольно часто. Сначала пришёл молодой человек и посетовал, что он никак не может накопить денег на Венчание. Я говорю: «А какие проблемы, у нас в храме всех желающих венчают бесплатно. И вообще никогда не берём денег ни за какие требы по каким-то таксам. А если кто пожелает пожертвовать на храм, то это совершенно отдельное, не зависимое ни от чего телодвижение». Он вроде обрадовался, и я говорю: «Приходи завтра ко мне. Подойди после Литургии со своей невестой, у нас будет две пары, вы будете третьей. Ничего такого особенного нет, даже очень хорошо». Но подходит потом он такой растерянный к Исповеди и говорит: «Вы знаете, она не хочет». Я говорю: «Интересно». И стал подробнее спрашивать. Оказывается, она не невеста его, а жена, да ещё носящая во чреве. Я говорю: «Интересно, давай я с ней поговорю». Он её подзывает, и я спрашиваю: «Собственно, что случилось?» И она говорит такие слова, которые сейчас довольно часто звучат: «Я не готова». Я говорю: «Ну хорошо, в чём состоит подготовка?» В общем, она так и не смогла объяснить, но просто упорно повторяла эту фразу, которая звучала как некая формула, причём ей не свойственная. И сколько я ни пытался объяснить, что Венчание – это, собственно, и есть завершение подготовки: ну какая тут может быть подготовка, если ваш брак зарегистрирован, вы живёте вместе и если вы готовитесь к тому, чтобы ваша семья ещё пополнилась сейчас, но никакие аргументы никак не подействовали. И вот я задумался: с одной стороны, конечно, хорошо, что человек имеет благоговейное, можно сказать, и ответственное отношение к Таинству церковному. Но с другой стороны, как плохо, что само Таинство брака, эта совместная жизнь в любви и созидание домашней церкви, к сожалению, находится в сфере глубокого непонимания и того, что в церкви происходит, и того, как нужно брак свой созидать. И в связи с этим, уже венчая две другие пары, тоже людей достаточно воцерковлённых (потому что этот молодой супруг всё-таки в храм ходит, хоть не так часто, её-то я первый раз видел), я задумался над тем, что современная система воспитания и духовного образования у нас полностью разрушена. Люди подвержены каким-то странным лозунгам, формулам, которые никак не связаны с истиной, всё внушённые как-то «слева». И, к сожалению, вместо того чтобы, когда есть реальная возможность, получить благодатную помощь для созидания своей семейной жизни, люди добровольно от этого отказываются, уклоняются, не воспринимая никаких аргументов. Как, к сожалению, мы далеко зашли. И, размышляя над этой темой, я подумал: вся наша система школьного образования «кастрированная», потому что и мальчики, и девочки учатся по одной программе, а ведь мужчина и женщина – это две разные ипостаси человеческого рода, и тут должен быть совершенно другой подход. Не осталось ни одного института в нашем народе, который бы готовил и учил молодых людей, вступающих во взрослую жизнь, семейной жизни. Ни школа, ни какие-то другие учреждения, ни семья теперь, потому что какой пример может дать семья, если из трёх браков два развода, а все семьи наполнены кровавыми абортами и всякими другими преступлениями на той же почве. И конечно, нет ничего удивительного, что при таком понимании семьи, брака мы пришли к ситуации, когда начали вымирать, а сирот больше, чем после Второй мировой войны, и полная нечуткость даже к детскому горю. Потому что обычно хотя бы на слёзы детей, ещё со времён Фёдора Михайловича Достоевского, недаром он такой образ применил, как «слеза ребёнка», который тогда, в далёком теперь уже XIX веке, был понятен каждому человеку, поэтому он и оперировал этой «слезой ребёнка». А теперь чуть не каждый месяц приходят новые сведения об очередных убитых русских детях в Америке, а теперь узнали, что в клетку сажают. Интересно мне, просто я задался таким вопросом, сколько нужно ещё детей убить, чтобы прекратилась торговля детьми на Запад. Какая должна быть мера? Сколько должно быть жертв, чтобы Дума как-то зашевелилась и подумала (тут не «слеза ребёнка», тут, знаете ли, кровь детей), чтобы законодатели озаботились, ведь среди них есть женщины, мужчины как-то более грубые. Но ведь тут, понимаете, особенная ситуация, ведь убивают не просто детей, но убивают сирот, то есть принципиально людей вообще беззащитных. Сколько нужно ещё этих кровавых жертв, чтобы органы опеки всполошились, чтобы органы образования, чтобы министр образования, в сфере которого это находится, или, может быть, здравоохранения ну хотя бы сон потерял на полночи, хотя бы задумался? Чтобы президент, чтобы премьер-министр, ну хоть кто-нибудь, вот кто-нибудь! Интересно, сколько месяцев должно пройти, сколько должно ещё пролиться детской крови сиротской, когда этот кошмар остановится. Убийство – это, конечно, вещь страшная, но всё-таки с убийством ребёнка его страдания заканчиваются, а ведь сколько детей покупают сектанты? Покупают мормоны, покупают иеговисты и разные другие секты, которые во многих нормальных государствах запрещены, как противные человеку. У нас это практически всё можно, полная в этом вопросе вакханалия, и государственный чиновник заботится только о том, как бы не нарушить бизнес тех людей, которые на всяких таких страшных вещах зарабатывают деньги. Иначе чем объяснить такой развитый игорный бизнес в Москве и других городах – он никакой пользы народу не приносит, исключительно пользу одному чиновничьему аппарату, который есть правящий класс. Неужели такие вещи, как сострадание, совесть, потеряны? Можно ли ещё на что-то надеяться в нашей стране? Ну уж, по крайней мере, на какое-то процветание, даже экономическое, надеяться, мне кажется, даже грешно. При полном равнодушии не к слезам, а к смерти детей, к тому, что эти дети прогуливают школу и проигрывают последние деньги, а теперь уже и множество пап превращаются в «алкоголиков от игры» и тем самым разоряют свои домы, при полном равнодушии всех кого бы то ни было к этому процессу, понятно, что ни о каком процветании речи быть не может. Да, страна нуждается в разных видах бизнеса, который бы организовал народную жизнь, но пока процветают именно такие роды бизнеса, которые приносят исключительно один вред народу. Поэтому, конечно, с точки зрения даже не духовной, а просто элементарно нравственной, и даже с точки зрения биологической сохранности вида или подвида, который есть русский человек, который некогда был знатен очень многими вещами, разрушающимися и исчезающими на глазах, конечно, в том смысле, что было Смутное время, потом оно закончилась, в этом смысле и сейчас есть, конечно, шанс. Но движения к какому-то усовестлению человека для многих… Ну представьте, несколько сот депутатов – для них действительно пальцем пошевельнуть, сесть за стол (там много профессионалов, у них есть помощники, юристы), написать закон, который ограждал бы наших детей. Например, Екатерина Филипповна очень робко сказала: «Может быть, мораторий ввести», и так это всё повисло, то есть не доведено никаким образом до ума. Конечно, очень печально. Вот такое событие сегодняшнее привело к таким печальным размышлениям.

Радиослушательница: Существует ли различие у Церкви и официальной медицины в критериях психического здоровья? Часто приходится наблюдать, что психически здоровые люди совершают поступки совершенно безумные, и наоборот, психически больные люди более вежливые и милосердные и более разумные поступки совершают. Например, в соседнем дворе нормальные здоровые ребята на детской площадке пьют пиво, разбивают бутылки. А утром мужчина, явно с отклонением, ходит и собирает эти осколки. Или мода такая сейчас: девушки ходят с открытой поясницей, а скоро холода уже…

Прот. Димитрий Смирнов: Понимаете, такой список можно продолжить. Для любого грамотного человека написано на каждой пачке сигарет, что это вредно. А человек курит. Разве это не безумный поступок? И, в частности, про пьянство – древние ещё говорили, язычники: «Пьянство – добровольное безумие». К сожалению, человек отпал от Бога, и его природа повредилась. Поэтому даже при психической норме, медицинской, человек очень часто совершает поступки совершенно безумные, не только курево, можно бесконечно об этом говорить, и этот список можно продолжать неделями. Отчего это происходит? Это лучше всего, нагляднее всего видно на детях: маленький ребёнок вступает в противоречие с собственными родителями. Они его просят что-то сделать, он от этого отказывается и делает наоборот. Его ждёт наказание, весьма неприятное для него. Когда он испытывает это наказание, раскаивается. Но проходит некоторое время, и он повторяет то же самое, хотя знает, что за этим последует недовольство родителей, которых он любит, и так далее. Чаще всего – такой пример. Мама говорит: «Чтоб ты в десять часов был дома». Он приходит в двенадцать. Знает, что будет скандал, будут слёзы, может, трёпку зададут, и всё равно. Почему так? Потому что грех, который владеет человеком, сильнее тех нравственных установок, которые есть в нём. И чтобы нравственная установка победила грех, нужно, чтобы она была глубоко укоренена в его совести. И чтобы это воспитать, нужен очень кропотливый труд, нужно очень большое терпение, и ещё нужна среда. Понимаете, среда у нас по отношению к детям чрезвычайно агрессивна. На самом деле всё воспитание молодого поколения отдано на откуп эстраде и телевидению. Никакой доброй мысли в текстах современной эстрады не содержится. Её просто там нет, а мыслей деструктивного, разрушительного характера для души сколько угодно. И телевидение, которое опирается на всё самое низменное, что есть в человеке. И так же реклама. Это очень краткие сюжеты, ёмкие, мощные, слоганы специально подбираются, но эксплуатация опять же исключительно низменных инстинктов человека: гордость, зависть, блуд и прочее. И конечно, бедный маленький ребёнок, не изолированный от телевидения, от современной эстрады, от общения со сверстниками, которые полностью купаются в этом ... – не хочется говорить, в чём, но тем не менее этим является, – конечно, он подвергается массированному воздействию. Поэтому единственная возможность детей сейчас хоть как-то воспитать, в каком-то более или менее приличном виде, чтобы иметь возможность на них как-то надеяться в дальнейшем, как на людей, на которых можно будет в старости опереться, – нужно обязательно изолировать их вообще от этой агрессивной развращающей среды, которую представляет собой наш город, все эти люди, которые заняты только тем, как бы выкачать из населения как можно больше денег. И понятно, что они ради этой жажды наживы не остановятся ни перед чем, даже убийством, что последние громкие процессы и показывают. Вроде люди с прекрасным русским языком, и по-английски говорят, и знают все современные технологии, и очень изящно выглядят, и разбираются в одежде, но жажда денег понуждает их других людей убивать в силу того, что те что-то про них знают. Сейчас у нас потише стало, политическая вакханалия вроде не развивается в стране, но рядом в Украине, которая и есть окраина нашей страны, творятся просто неприличные вещи. Понятно, что в это вовлечены все, и дети тоже. И если это можно президенту, премьер-министру, всему окружению, то что говорить про молодёжь? То есть примеры самые жуткие. Поэтому чему тут удивляться? Я, например, до сих пор удивляюсь, почему не начнётся у нас какой-то хаос. Какая-то есть у народа привычка к законопослушанию, всё-таки много ещё добрых людей, носителей интуитивной нравственности, благодаря этому, по крайней мере, можно по улице ходить. Не то что в Вашингтоне или Нью-Йорке, где в отдельные уголки просто не заходи, я уж не говорю про Голливуд, в котором даже машину нельзя остановить: тут же стёкла перебьют и так далее. У нас пока ещё этого нет, но наверняка к этому придём, если тенденция того, что именуется демократизацией общества, будет. Ведь что такое подлинная демократия на современном языке и почему наша страна не является демократической? Это когда власть полностью будет в руках «денежных мешков». Презумпция только одна – выгодно или невыгодно с точки зрения денег. Когда это полностью осуществится, тогда уже, конечно, на улицу не выйдешь. А здесь какие-то попытки ещё можно делать. Поэтому я больше удивляюсь какому-то относительному порядку, который, вопреки всему, всё-таки в стране существует.

Радиослушатель: Вчера выступал Олег Стеняев и рассказывал о Предвечном Совете, а кто в него, он сказал, что Троица входит: Бог Отец…

Прот. Димитрий Смирнов: А может быть, у Вас есть ко мне какой-нибудь вопрос?

Радиослушатель: …Святой Дух, а третий кто же?

Прот. Димитрий Смирнов: Бог Сын, Вы забыли.

Радиослушатель: Разве Иисус Христос был в то время уже?

Прот. Димитрий Смирнов: Он предвечно рождается от Отца. Если в этом Ваш вопрос, то считайте, что мы это исчерпали.

Радиослушательница: Я слушаю Вас и краешком глаза смотрю передачу о надвигающемся праздновании 4 ноября. Каким образом протестанты, я уже молчу про иудеев, попали в обойму традиционных религий России – это было сейчас на российском канале объявлено. И что Вы думаете о чине отречения от жидовства, о котором Павел Буров говорит, практикуется ли это в нашей церковной жизни, а если нет, то не от этого ли у нас столько «оборотней в рясах», которые бизнесом – гешефтом занимаются? Православные это явно видят, и это должно вызвать скоро недовольство.

Прот. Димитрий Смирнов: Да нет, Вы знаете, мне кажется, что у Вас какая-то фобия развивается. Во-первых, врата ада Церковь никак не одолеют. Во-вторых, да, существует такой чин, разработанный, но сейчас он употребляется крайне редко, потому что иудаизм как религия в нашей русской еврейской среде не очень популярен, и людей, исповедующих иудаизм, не так-то много. И они очень преданы своей вере. Поэтому случаев, чтобы иудей обращался ко Христу и становился православным – я такого случая не знаю вообще ни одного, хотя уже четверть века отслужил. Способы его применения редки. Из тех евреев, которые принимают Святое Крещение (их довольно много в нашей русской интеллигенции, это не то что сплошь и рядом, а просто общее место), степень воцерковлённости у них разная, но они иудеями никогда не были, хотя принадлежат народу Божьему по своему происхождению, по воспитанию, даже по своим пристрастиям, вкусам. Нельзя сказать, по культуре, но и то какие-то элементы присутствуют, потому что они выросли в контексте русской культуры и говорят по-русски, и по своему складу этой русскости в них намного больше, чем еврейства. И связи со строгим строем синагогальной жизни потеряны. Поэтому тут никакой опасности не происходит. По поводу протестантизма. Да, традиционных протестантов у нас не так-то много. Протестантство появилось в России в XVIII веке, то есть три сотни лет. Можно сказать, что это традиционная вера на нашей земле. Конечно, протестантизм в основном у нас представлен либо в среде выходцев из народов, которые с XVI века исповедуют те или иные его формы, либо сектанты. С сектантами нужно, конечно, разбираться: сектант сектанту рознь. Если баптисты практически – я не хочу сказать такое слово, чтобы это прозвучало обидно, но, извините за тавтологию, – они безобидны. А какие-нибудь агрессивные иеговисты или сайентологи – это уже вещь довольно вредная. В частности, и какие-нибудь родившиеся на нашей православной почве, как Богородичный Центр, который именует себя Церковь Матери Божией Преображающейся, – это, конечно, весьма и весьма зловредная секта, способная ради своих целей на всё, даже на клевету. И это совсем не традиционно. А вот те секты, которые хлынули к нам с поднятием «железного занавеса», конечно, не являются для нас традиционными.

Радиослушатель: Все люди произошли от Адама и Евы. Каким образом они в достаточно короткий срок расселились по всей земле, ведь земля достаточно большая, и оказались в местах типа Полинезии, до которой лететь самолётом часов шесть, наверное? И чуть-чуть поподробнее о происхождении рас.

Прот. Димитрий Смирнов: По поводу разделения на расы – для меня лично это вопрос тоже открытый, и он мне покоя тоже не даёт. Но ответа на него нет. Как нам говорит современная, не наука, конечно, потому что это только теория может быть, это произошло в результате места жительства. Это подчёркивается тем, что африканцы темнокожие: там очень жаркий климат, и они стали тёмные. Мы живём в климате, где не требуется такой защитной пигментации, и вот мы белые. Но все эти аргументы, почему монголоиды узкоглазые, по поводу того, что там какая-то пыль летит и что такое строение глаз нужно, не представляются мне убедительными. Во всяком случае, мы видим, что распространение рас регионально оправдано. А по поводу расселения – Вы что забыли, как Ермак Тимофеевич дошёл до Тихого океана? Никаких проблем нет, подумаешь, шесть часов лёту! А шесть часов ходу? Меня, например, до сих пор поражает, знаете, город Ярославль есть недалеко от Москвы, километров триста? Его основал Ярослав Мудрый. Понимаете, из Киева на коне верхом до Ярославля. Это же не просто так приехать, это много раз туда – сюда ездили. Да ещё как: приехали на коне и сразу воевать, то есть физическая сила и воля у наших предков были просто огромные. Говорят, первыми Америку открыли викинги, и есть свидетельства этому. Представляете, из Скандинавии на каких-то утлых лодчонках доплыть до Нового Света, преодолеть такие огромные расстояния. В общем, расселение вполне понятно. И потом, если семьи по семь – десять детей, по двенадцать – четырнадцать, тогда человечество будет развиваться не в геометрической прогрессии, а много обильней. В этом нет никаких проблем. А так, всякие таинственные вещи, и приходится заглядывать в ту праисторию, о которой нет никаких письменных свидетельств. Единственный у нас есть, можно сказать, документ, на который мы можем опираться, – это повествование библейское: Книга Бытия. Но там тоже для нас не всё понятно и много таинственного. Поэтому можем либо прибегать к толкованию древних отцов, либо пытаться как-то самим. Например, вчера я прочёл удивительную статью: в Китае нашли кладбище динозавров. Наши знакомые всем динозавры. Но, так как они в вулканических породах были найдены, оказалось, что они все в перьях. Можете себе представить, динозавры, о которых мы все думали, что это большие ящеры, а это оказались просто птицы огромного размера. Динозавры, оказывается, не были покрыты каким-то панцирем и так далее, а это были предки современных птиц. Это очень интересно. Конечно, это пока не разработано, только сделано открытие, совершенно сенсационное, потому что там, в этих захоронениях, было отчётливо видно, что они все, эти огромные животные, были покрыты перьями. И множество приводится дополнительных доказательств. Удивительно? Так что все спилберги теперь отдыхают, надо всё переснимать, чтобы это было похоже на правду, а пока это действительно какая-то фантастика получается, та современная теория, которая была. Поэтому они не вымирали, эти ящеры, они продолжали летать, но в силу изменившихся условий они помельчали изрядно. И есть летающие, как орлы или синицы, а есть и прыгающие, бегающие, как страусы, допустим. Приглядишься к страусу – он на стегозавра немножко похож. А какой-нибудь птеродактиль похож на цаплю или аиста. Видите, как всё может быть просто. Пройдут ещё века, будут раскопки, может, ещё чего-нибудь найдём. Единственное, чего мы не находим, это человека, который был промежуточным звеном между человеком и обезьяной. Вот этого действительно нет. Есть стоянки древнего человека, который абсолютно идентичен нам, и отдельные фрагменты каких-то скелетов, которые, можно предположить, что это кто-то, но это всё штучный товар. Это, конечно, никакой не человек, это либо выродившиеся уроды, либо просто какие-то погибшие обезьяны, либо фальсификация, с этим тоже некоторое фиаско. Поэтому будем ждать, посмотрим, может быть, будут либо какие-то откровения, либо какие-то новые научные изыскания в этом направлении.

Радиослушатель: В Апокалипсисе сказано, что боязливые, наряду с убийцами, прелюбодеями, Царство Божие не наследуют. Что это за грех такой страшный и не раскрывает ли это понятие – боязливость – произведение Гончарова «Обломов»?

Прот. Димитрий Смирнов: Я не знаю, какие с этим произведением связи, но вообще по самому свойству страха: ведь страх парализует волю человека и делает его не способным к принятию решений, делает его склонным к другому греху, например, предательству, другим грехам. Поэтому христианину заповедано Церковью бояться только Бога и греха. А если боится каких-то внешних обстоятельств, страдания, вот некоторые говорят: скоро конец света, продаём квартиру, купим избушку на краю Тверской или Тульской губернии, будем там жить. Какое побуждение? Ты хочешь жизнь свою сохранить? А мы, несчастные москвичи, будем тут погибать? Такое бегство совсем не имеет в себе христианских мотивов. Поэтому тот, кто так делает, проявляет эту боязливость: собственно, чего бояться? Совершенно ясно: будет то, что будет. Если доберутся до москвича, доберутся и до туляка, и до того, кто на Дальнем Востоке будет себе искать… Яркий пример – Лыковы. Была семья старообрядцев, ушли в леса, жили только натуральным хозяйством, но куда они делись-то? Всё равно их нашли, всё равно привнесли туда нашу городскую инфекцию, всё равно они вымерли, и ничего с этим не сделаешь. Скрыться совершенно невозможно. А потом, для чего? Чтобы продлить своё биологическое бытие, что ли? Для этого? Тоже как-то странно, поэтому страх рождает, во-первых, несуразные поступки, которые приводят к очень печальным результатам. А потом, смещает акценты в нашей религиозной жизни, потому что человек спасает не свою душу для Царства Небесного, а шкуру для своего биологического бытия. Это совершенно другая задача, поэтому можно сказать, что это тоже смертный грех.

Радиослушатель: Учёные говорят, что тело чувствует за счёт пяти органов чувств, а на самом деле это всё душа чувствует. Нет, тело чувствует за счёт того, что она одушевлённая, одухотворённая Богом. В технике, в магнитофоне например, тот же принцип передачи импульсов…

Прот. Димитрий Смирнов: Хорошо, давайте про магнитофон сейчас не будем, а Вы мне задайте вопрос, что бы Вы хотели услышать, а я в пределах своей компетенции… А как магнитофон устроен, я примерно знаю.

Радиослушатель: По поводу одухотворённости растений я хотел спросить, вот у архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) что-то такое написано, вот «Дух, душа и тело» …

Прот. Димитрий Смирнов: Что-то такое написано, да. Некоторые усматривают одухотворённость, даже какие-то опыты показывают, что растения реагируют на человека, который жестоко обращался с ним, то есть какие-то импульсы улавливают. У животных есть душа, у них также есть органы чувств: и вкуса, и осязания. Это всё нормально, и это всё через тело. Но у человека есть ещё одно чувство, шестое, – это его религиозность. Каждый нормальный человек обязательно чувствует присутствие потустороннего мира и присутствие Бога. Если он будет размышлять об этом, особенно в пограничных ситуациях между жизнью и смертью, когда человек тонет, он очень серьёзно о Боге помышляет, или когда он находится в бездонном космосе, или когда на него наведён ствол огнестрельного оружия. Человек внезапно очень серьёзнеет и начинает заметно Богу молиться. Очень, когда пули свистят: лежишь в окопе, а вокруг пули свистят, время от времени кого-то задевают. Нормальный человек обычно в этой ситуации говорит: «Господи, помоги». При всём его атеизме, некрещёности, других несвоевременных вещах, но, по крайне мере, как-то настраивается на серьёзный лад. Религиозное чувство есть у всех. Сколько ни было исследований, каких бы ни находили в дебрях африканских или Амазонки людей, живущих совершенно голыми, питающихся только растениями, кореньями, рыбой и птицами, у них обязательно всегда была религиозная жизнь, какие-то взаимоотношения с высшим божеством и всегда следы единобожия. Поэтому это очень всё обыкновенно и давно исследовано.

Радиослушательница: Часто сообщают, что тот или иной этнический христианин принял ислам, обратных сообщений, что мусульманин принял христианство, почти нет. В Церкви есть статистика, какое движение преобладает и почему? Действительно ли мусульмане – это необращаемая религия?

Прот. Димитрий Смирнов: Да нет, я знаю много. Вообще не очень понятно, что такое «этнический христианин». Стать мусульманином несколько проще, потому что, если человек просто крестился, он ещё не христианин. А если человек исповедовал, что нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк Его на земле, тогда он уже мусульманин. В этом смысле здесь гораздо проще. Человека, который из христианина стал мусульманином, я знаю только одного. А людей, которые из мусульманства перешли в Православие, я знаю в пределах десятка. Конечно, такая статистика не ведётся, потому что, во-первых, все статистические изыскания внутри нашей церковной жизни были разрушены. Всё это было в той или иной степени, когда Церковь была государственной религией. Конечно, никакая статистика не могла вестись в годы советской власти, и сейчас инерция эта существует. Но теперь первые попытки какой-то систематизации нашей церковной жизни появились. В каждом приходе, по крайней мере у нас в Москве, считается количество Крещений, отпеваний, может быть, придёт черед и для того, когда мусульмане обращаются. Но чаще всего обращаются за Крещением наши русские татары. Наиболее склонны, потому что они практически, кроме имён своих, живут в контексте русской культуры, говорят на русском языке, не связаны с мечетью, поэтому им сделать это легче всего. Тем более среди русских святых есть много татар: Пафнутий Боровский, Пётр, царевич Ордынский, и другие. Когда они знакомятся с этим, это проще. Из просвещённых азербайджанцев – когда они начинают изучать историю своего народа, оказывается, что они приняли христианство гораздо раньше, чем россияне, русские славяне. Их национальный герой (к сожалению, забыл, как его имя звучит, его памятник есть в Баку) был христианином, пострадал от мусульман. Они уже позже были омусульманены. Даже некоторые азербайджанские пословицы несут в себе заряд христианской нравственности, нежели мусульманской, это тоже можно отследить, поэтому изначала это были народы христианские. Мне кажется, явление обращения в христианство более частое. Другое дело, что с точки зрения пиара, направленного против нашей государственности и церковности, переход человека от Православия в ислам, конечно, охотно тиражируется средствами массовой информации. Названия их все знают, есть ряд изданий и деятелей массмедиа, которые априори всей своей деятельностью показывают подчёркнутую нелюбовь ко всему русскому: истории, культуре, нашей этнической особенности. Такие есть. Ну что ж, конечно, для них это повод, и они весьма активны, поэтому какой-то такой эпизод тиражируется гораздо более мощно. То, о чём больше шумят, не значит, что это самое важное событие.

Радиослушательница: Батюшка, что же делать? Я Наталья, очень старая. Перед Вами слушала Караулова. «Железный занавес» не опустишь, резервации для швыдких не откроешь, а творится что-то потрясающее. Ведь есть сильные люди, мужики, женщины, молодёжь, которые не дурнее вагонетки, как у нас на заводе говорили…

Прот. Димитрий Смирнов: Да, здорово!

Радиослушательница: …и никто… Я завидую Лукашенко, потому что у него всё по-другому, а у нас его только оплёвывают. Что делать?! Я знаю, что Вы тоже не можете ответить, что делать.

Прот. Димитрий Смирнов: Тогда зачем Вы спрашиваете? Хотя, Вы знаете, что делать, совершенно понятно. Надо строить свою семью, надо честно трудиться, надо выполнять свои обещания, надо не воровать, не сквернословить, нужно усыновить всех сирот, перестать убивать детей, которые зачаты и находятся во чреве мам, нужно перестать пить и курить. Понимаете, в царствование Николая II население России увеличилось, по-моему, на двадцать два миллиона человек, а в «царствование» Ельцина сократилось на десять миллионов. Вот и вся статистика. В общем, всё от нас зависит, мы сами строим свою жизнь. Швыдкой… Или, допустим, вирус гриппа А. Но если человек здоров и если у него нормальные мозги, то, конечно, ему никак не повредит ни «культурная революция», ни какой-то вирус и так далее, потому что всё будет здорово. А у нас болезненность. Вот Вы говорите, мужики. Где Вы их видели, этих мужиков-то? Невест хороших много, а подобрать пару очень проблематично, потому что пьянь одна, понимаете? Приходится, сейчас перестройка, и нужно храмы реставрировать, вот какая проблема с рабочими. Пятнадцать лет строим – ну ни одного нет нормального! Чтобы не пил, чтоб делал качественно, чтоб не украл. Вот договорились: такая цена, завтра приходи… Договорились, что завтра придёт, но чтобы завтра пришёл – ну нету такого. Вот таджик не пьёт. Он по-русски плохо понимает, он забитый, несчастный. Но в нём есть хоть какая-то нравственность, порядочность, он добрый, он старается, услужливый, хороший. И пока ещё ничего не украл. А вот русский человек и крещёный, и рубаха-парень, но полная ненадёжность, понимаете? Я даже не представляю, как у них семьи возникают, у этих людей, а это же общее место. Может быть, он и не дурнее вагонетки. Но с точки зрения, я уж не говорю христианской нравственности, но какой-нибудь языческой там или исламской, хоть что-нибудь, какие-то зацепки были – ну никаких нет тормозов, никаких! К сожалению, советская власть, при которой Вы больше пожили, чем я, в душе нашего народа оставила совершенно разрушительные следы. Покрепче, чем татаро-монгольское иго. Действительно, если посмотреть домонгольскую Русь и послемонгольскую: совершенно другая культура возникла после преподобного Сергия. Это видно и в архитектуре, и в иконописи, и в письменности и так далее. И посмотреть, русский народ до советской власти и после – это совершенно другой народ. Как Михаил Сергеевич Горбачёв говорил, «неузнаваемо изменился советский человек за годы советской власти». Вот уж точно сказал! Просто узнать нельзя русского человека. Даже речь какая-то, ведь матерных слов больше, чем нормальных, и даже некоторых государственных деятелей трудно понять, что они хотят, потому что приходится в открытом эфире пропускать все эти матерные слова, и получается предложение: глаголов нет, или определений нет, или подлежащее отсутствует, потому что такая мощная привычка. Я поражаюсь, при Вашем возрасте, такой Вашей энергии душевной и горе Ваше полностью разделяю. Но что делать? Ведь даже сосну вырастить – надо сто лет, а с народом, который убивали на протяжении восьмидесяти лет и во многом продолжают, конечно, это всё восстановить трудно, и будет ли время для этого. Будем надеяться, так сказать, раз Господь нам дал сейчас свободу, ведь мы же её не завоёвывали, она нам просто с неба упала. Вот можем с Вами через большие расстояния беседовать, другие, сотни тысяч людей, нас слушают – это для чего-то надо. Может, что-то такое с нами и произойдёт хорошее. Я, например, надеюсь.

На этом мы заканчиваем нашу передачу, всего вам доброго, до свидания.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 4

    1. Sophie:

      Возникновение рас, мне кажется, не без Божьего устроения было (вспомним историю про Иакова и его тестя, когда они уговаривались, которые животные из скота будут принадлежать Иакову, где наука генетика отдыхает. :) ). В конце концов, тут достаточно было «установить» доминирующий признак (ведь темные волосы, карие и узкие глаза — это доминирующие признаки (первые-то два точно, насчет последнего наверняка не знаю, это из личного наблюдения над смешанными браками)). Ведь расселялись, полагаю, не огромными народами, а просто несколькими большими семьями. А браки промыслительно обычно бывают. Вот и получался народ с характерными признаками как потомок семьи с этими признаками.
      Впрочем, это мое дилетантское мнение, не претендующее на истинность. :) Но мне лично оно помогает не заморачиваться над этим вопросом. :)

      • s2235:

        Генетика…, знаю, знаю — это кажется изуверские опыты по скрещиванию дрозофил с горохом?

    2. SergeyB:

      Как прозорливо отец Дмитрий говорит об торговле детьми на Запад… Спасибо за ответы на всё ещё актуальные вопросы.

    3. Анна Вихляева:

      Поздравляю с праздником Успения Пресвятой Богородицы. Помощи Божией Вам, дорогие и заступничества Царицы Небесной.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.