Русский час с протоиереем Димитрием Смирновым (2005-09-26)
Протоиерей Димитрий Смирнов отвечает в прямом эфире на вопросы радиослушателей православной радиостанции "Радонеж". Передача от 26 сентября 2005 года. Совместный проект радио "Радонеж" и телеканала "Спас".

   1. Почему апостол Пётр просил распять его вниз головой, не гордость ли это? Почему Иисус просил избавить Его от смерти, а святые подвижники сами шли на смерть, они были святее Христа?   (0:48)

апостол Пётр, казнь апостола Петра, гордость, благодать Божия, послушание Богу

   2. Что такое "Российская истинная православная церковь"?   (9:41)

секты, подполье, советские гонения на христиан, живоцерковники

   3. Что Вы можете рассказать о протоиерее Федоре Соколове?   (14:27)

протоиерей Федор Соколов

   4. Как Вы относитесь к книге Александра Литвиненко "ФСБ взрывает Россию"?   (19:09)

Александр Литвиненко

   5. Правильно ли ограждать детей от влияния современной цивилизации? Правильно ли обособляться от внешнего мира, как старообрядцы?   (21:51)

воспитание детей, ограждение детей от внешнего воздействия, старообрядцы

   6. Можно ли в современной жизни применять советы старцев по устроению семьи? Неужели роль женщины в семье не изменилась?   (26:45)

семья, супруги, роль супругов в семье, роль женщины в семье, брак, любовь, выбор супруга, проблемы современных семей

   7. Как узнать, будет ли полезно то, что человек просит в молитве?   (43:09)

молитва, доверие Богу, смирение

   8. Можно ли держать дома собаку, не грех ли это, не осквернятся ли иконы?   (45:12)

собака в доме, грех, домашние животные

   9. Что можно считать профанацией православия? Нет ли опасности для Церкви в коммерциализации православия?   (48:14)

профанация православия, миссионерство, формы миссионерства

Прот. Димитрий Смирнов: Добрый вечер, дорогие братья и сестры, мы начинаем нашу обычную программу в прямом эфире, у микрофона протоиерей Димитрий Смирнов.

Радиослушательница: У меня два вопроса. Апостол Пётр попросил распять его вниз головой. Значит ли это, что он не простил себе отречение от Господа и потому счёл себя достойным худшей смерти, чем смерть Учителя? Не гордость ли это? Второй вопрос. Когда Господь молился о чаше в Гефсиманском саду перед Распятием, Он просил пронести чашу мимо. Некоторые богословы толкуют эту мольбу как уклонение от смерти по человеческой слабости Господа. Но святые последователи Христа с радостью шли на смерть, не прося избавления от неё. Выходит, их подвиг выше подвига Христа? Как такое может быть?

Прот. Димитрий Смирнов: Очень интересно, спасибо за Ваш вопрос. Это очень частое явление: сначала Вы неверно толкуете стремление Петра о форме его казни, а потом делаете вывод, не гордость ли это. Это говорит о чём? О том, что Вы просто не доверяете ни самому Петру, ни Христу Спасителю, а становитесь в позу, мотивом которой является осуждение. Сначала первоверховного апостола, потом Сына Божия. Тут уж недалеко и до Отца Небесного. Вместо того чтобы испугаться и ужаснуться таких мыслей и осудить себя, Вы идёте по совершенно ложному пути. Нужно действовать совершенно наоборот. Отчётливо известно, что, когда Пётр попросил распять его вверх ногами, это не потому, что он себя не простил. Когда люди говорят: я себя сужу гораздо более строгим судом, чем меня люди судят, это красные слова. Ну хорошо, если ты себя судишь, пойди сядь в тюрьму. Или конфискуй у себя всё имущество и отдай бедным. Это всё краснобайство. Пётр как раз не по гордости, а именно по смирению, он считал, что он ни в коем случае не может даже в чисто внешней форме уподобиться Христу Спасителю. И поэтому он попросил в последнем слове перевернуть его для распятия вверх ногами. Не знаю, каких Вы исследователей или толкователей читали, но, если такие есть (я с такими не сталкивался), эти люди вне Церкви. Если они вне Церкви, они, конечно, вне Евангелия. Толковать Евангелие как-то снаружи просто невозможно. Для людей снаружи Евангелие – это закрытая книга. Теперь по поводу Гефсимании. Тот механизм, с помощью которого Вы пришли к абсурду, здесь абсолютно идентичен тому, который был в первом случае. Поэтому совсем не удивительно, что эти два вопроса последовали один за другим.  Сейчас ещё коснусь того, не выходит ли так, что подвиг последователей Христа превышал подвиг Христа Спасителя. В каких-то частных вещах, и Сам Господь об этом говорил, что Его последователи совершат дела больше, чем Он Сам. Это сплошь и рядом происходило, и в этом тоже нет ничего удивительного, потому что и Христос действовал силой Божией, и все ученики Христовы действовали силой Божией. Сила Божия – это благодать. Благой дар от Бога. Поэтому люди наделялись этим благим даром от Бога и совершали величайшие дела, и по этим делам, в частности хождение по водам совершали Николай Кочанов, Мария Египетская и другие угодники Божие, вполне уподоблялись. Поэтому в этом ничего удивительного нет. А в чём состоял подвиг? По человечеству каждый человек испытывает смертный страх, но кровавый пот, который выступил на челе Христа Спасителя, это свидетельство не животного ужаса перед тем, что Его ждёт. Если рассматривать то, что Он испытывал в этот момент, мы к этому ужасу должны приплюсовать и переживание предательства одного из апостолов, и бегство всех апостолов, которые Его в скором времени оставят, и то, что Он просил их побыть с Ним в этот час, а они тем не менее спали, не могли преодолеть естественную немощь, и всю ужасающую несправедливость. И дерзну предложить ещё один момент. Ведь очень трудно себе представить состояние, крайнее одиночество Человека, Который на земле является единственным христианином во всей полноте. И Который пришёл умереть за людей и спасти их, и пришёл с любовью, и не только никому не желал зла, но хотел исключительно одного добра и спасения людей, и это переживание ещё ужасающей несправедливости. И ещё. Ведь Христос как новый Адам, Который по своему Божеству Личность Божественная, Бессмертная, Безгрешная, и Ему надлежит, как самому последнему рабу, умереть. Ведь это тоже. Но и многие толкователи Священного Писания из святых свидетельствуют о том, что именно в Гефсимании Господь воспринял на Себя людские грехи. И Он содрогался именно под этой тяжестью. И вот эта тяжесть, которую Он испытал, и вызвала этот кровавый пот, и такой подвиг ни один из людей, конечно, перенести не может. Поэтому то, что Он испытывал по Своему человечеству, всё равно превышало все обычные человеческие силы.

Радиослушатель: Не могли бы вы разъяснить, что такое «Российская истинная православная церковь»?

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно, могу. Должен Вас разочаровать: никакой истинности в этой группе нет. Когда-то, до войны, часть гонимых христиан ушли в подполье. И пафос этого ухода связан был с тем, что огромное количество храмов захватили живоцерковники. И они не могли реализовать свою церковную жизнь, потому что в некоторых городах практически все храмы принадлежали живоцерковникам. Ну и как всегда бывает в нашей церковной среде, все об этом прекрасно знали. Как сейчас нечто подобное происходит, допустим, в Эстонии. Там гнусная политика Вселенского Патриархата привела к тому, что возникли параллельно две Православные Церкви. Ну и что мы видим? Практически в эту так называемую Константинопольскую Церковь, в их храм никто не ходит. Все знают, а церковная община практически одна. А вот в церковь Московского Патриархата ходят все. Нечто подобное случилось и тогда. Те приходы, которые попали под власть живоцерковников, были непосещаемы. А те, которые сохранили верность Патриарху Тихону или ушли в подполье, эти ушедшие в подполье называли себя Истинно-Православной Церковью.  Современные группы так называемой Истинно-Православной Церкви никакого отношения к тем людям уже реально не имеют. В этих группах сейчас очень много проходимцев, которые, к сожалению, даже просто малограмотные люди. Они не имеют благодатного рукоположения, потому что давно нарушена апостольская преемственность рукоположения. Сейчас нет никакой нужды создавать какую-то Истинно-Православную Церковь, потому что нет таких гонений, которые провоцируют этот уход. Во всякой церковной жизни во все времена всегда есть известное количество недостатков, всяких несуразностей, грехов, всегда это видно, и всякие сектанты обычно этим пользуются. Указывают на эти грехи, объявляют их общераспространённым явлением и демонстрируют своё псевдоблагочестие. И очень многих людей соблазняют этим. Те уходят в секты и оказываются в моральном, нравственном, каноническом плане ещё в более ужасном положении, чем если бы они оставались в Матери Церкви. И, конечно, это всё делается ради незаконного получения доходов, поэтому такие группировки, которые так себя именуют, существуют и, наверное, будут существовать всегда, но это очень незначительные группы, насчитывающие даже не сотни, а просто десятки людей. Чаще всего люди, попавшие к ним в лапы, убеждаются в том, что они попали не туда, и опять возвращаются в лоно Церкви. Я думаю, в каждом приходе есть такие люди, в нашем тоже есть так называемые вернувшиеся. Обычно человек разбирается в этом в течение нескольких месяцев.

Радиослушательница: Сегодня в передаче «Благовест» читали воспоминания матушки протоиерея Фёдора Соколова. Вы не могли бы что-нибудь рассказать про этого батюшку?

Прот. Димитрий Смирнов: Вообще жанр наших передач несколько другой. Существует книга о Фёдоре Соколове, и существует даже такой кинофильм. Вам нужно обратиться в храм, где он служил, и там Вам дадут такую книгу. Что я могу сказать? Если кратко, отец Фёдор был священником весьма выдающимся. Во-первых, он был отцом большого семейства. Он оставил после себя девять детей. Он был человек очень талантливый, очень умный, широко образованный церковно, необычайно красивый, просто как Иосиф Прекрасный. Высокого роста, такая была осанка! Он был неизменно доброжелательный, невозможно было представить, чтобы у этого человека были какие-то враги. Обычным выражением его лица была улыбка, добрая, участливая. Всегда, когда к нему обращались, и я имел счастье обращаться, и многие другие люди свидетельствуют о нём как о человеке необычайно добром. Он удивительным образом располагал к себе людей, что дало ему возможность в кратчайшие сроки отреставрировать весьма разрушенный храм на Волоколамском шоссе. При въезде в Москву такой чудесный храм, который украшен чудесными мозаиками. В общем, он из полных руин его восстановил, там ещё домов настроили, прекрасную сделали изгородь вокруг храма, в такой полупромышленной зоне засиял такой бриллиант. Люди очень к нему тянулись. Он был очень работоспособным человеком. Он был заместителем председателя Отдела по взаимодействию с Вооружёнными Силами. Очень много занимался окормлением сотрудников Министерства внутренних дел и тюрем. Он один из первых пришёл к самым несчастным людям, оказавшимся в тюрьме. И несмотря на то что он был человеком весьма молодым, потому что он погиб в сорок лет, тем не менее он сделал очень много. Если бы у нас таких священников, как отец Фёдор Соколов, было побольше, конечно, ситуация очень сильно бы изменилась. Знали его очень многие, Святейший Патриарх его очень ценил, первый храм, который Патриарх освятил в Москве, сначала один придел, это был как раз храм отца Фёдора Соколова. Он начинал своё служение в Церкви как иподиакон Святейшего Патриарха Пимена, и Святейший Пимен его тоже очень ценил и любил. Можно сказать так: протоиерей Фёдор Соколов – это незаменимый человек, второго такого нет, не было и быть не может. Человек уникальный и как личность весьма драгоценный, и все, кто его знал, конечно, навсегда, это неизбежно, память о нём в своём сердце сохранят. Вот что кратко могу сказать. 

Радиослушатель: Как Вы относитесь к книге Александра Литвиненко «ФСБ взрывает Россию»?

Прот. Димитрий Смирнов: Вы знаете, я, к сожалению, книг читаю очень мало, у меня есть такая возможность только в отпуске. И обычно в отпуске я читаю книги своих друзей, которые мне подарены, или кто-то очень порекомендует, что это какая-то выдающаяся вещь. В течение отпуска прочитываю три-две книги. В течение года я вынужден читать только то, что непосредственно относится к моему служению, и это достаточно много. Когда-то, в молодости, я очень любил книжки читать и прочёл их, надо сказать, немало. Вот это, конечно, какую-то базу создало, но в данном случае я испытываю большой недостаток в том, что мне приходится читать очень мало. Поэтому относиться к каким-то книгам, которые сейчас издаются, я, собственно, никак не могу. Максимум, что я в состоянии, – это какие-то очень небольшие вещи читать, а лучше сказать, проглядывать, потому что возник известный навык, и иногда, чтобы оценить книгу из шестисот страниц, достаточно прочесть пять, что я и делаю. А так нахожу человека, мнение которого для меня очень важно, и спрашиваю. А иногда просто поручаю. Вот, говорю, прочти и сделай мне заключение, потому что мне читать некогда, к сожалению. Я всё время вожу с собой чемодан деловых бумаг, которые нужно читать очень сосредоточенно, и поэтому на это уходит очень много сил. Вы уж извините, за всякими такими новинками, конечно, нет никакой возможности следить. 

Радиослушатель: Вопрос по поводу воспитания детей. Мне нравится, как старообрядцы воспитывают своих детей, ограждая их от влияния цивилизации.  Как Вы считаете, правильно ли это? И второй вопрос. Старообрядческая деревня сохранилась и старается свои традиции из поколения в поколение передавать, обособляясь от внешнего мира. Правильно ли они делают, стоит ли брать пример у них?

Прот. Димитрий Смирнов: Сам принцип ограждения детей от тлетворного влияния окружающей среды – это, безусловно, правильно. И если это удаётся в какой-то степени, то это, конечно, хорошо. Но с другой стороны, само старообрядчество как явление наполнено духом сектантства, поэтому человеку, который в этой среде воспитан, можно сказать, не повезло. Может быть, он и будет ограждён от некоторых пороков внешнего мира, но, с другой стороны, он будет подвержен всем порокам, которые есть в старообрядчестве. Это, конечно, печально, поэтому тут нужно не перенимать только внешнюю сторону и нужно подходить не формально, а творчески. Что это значит? Например, совершенно понятно, если мы живём в большом городе, дети ходят в обычную школу, в селе, конечно, проще, а вот городская московская школа. И ребёночек туда из такой закрытой семьи приходит, и, конечно, все эти «инфекции», которые существуют в классе, духовного и интеллектуального плана, набрасываются на него. Потому что дети всегда обсуждают то, что показывают по телевидению, дети делятся тем, что они видели в интернете, дети разговаривают с помощью ужасающих слов, и понятно, что психически выдержать эту атаку никакой ребёнок, изолированный от внешнего мира, не может. Поэтому нужно разработать в семье, в воспитательном процессе, систему «прививок». Нужно, чтобы в семье была любовь к подлинным проявлениям христианской культуры и чтобы ребёнок научился разбираться между вещами подлинными и современными «пластмассовыми», «полиэтиленовыми» суррогатами. Есть явления культуры, а есть какие-то мерзости, которые рядятся в культуру. И если ребёночек научится различать, то ему будет не страшно, и он выживет. А если его полностью изолировать, тогда, конечно, при столкновении с агрессивной современной средой городской псевдокультуры – вот как на Алтае жила семья старообрядцев: они мгновенно вымерли все, физически даже, потому что инфекция бывает не только в виде вирусов, а в виде каких-то таких явлений. Чем сейчас и богата и успешно разрушает нашу национальную жизнь так называемая современная псевдокультура. Поэтому лучше действовать таким путём, хотя, конечно, это сложнее. Но на определённом этапе, когда формируется психика дитяти, конечно, лучше как можно тщательнее охранять детей от этого влияния, потому что оно может захватить. Тут должна быть борьба семьи за душу ребёнка. 

Радиослушательница: Я последнее время старалась как можно больше прочитать духовной литературы о роли женщины в семье и так и не смогла найти какие-то рецепты для современной семьи, которые годились бы. Потому что, во-первых, семья изменилась. Муж в современной семье – это, в лучшем случае, старший ребёнок. Получается, всё, что рекомендовали раньше, невозможно применить. Женщину призывают к терпению и прощению, но должна быть и строгость, ведь безнаказанность рождает чудовищ. Вы согласны с этим?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, не согласен. Вы уж извините, не хочется Вас обижать, но… Понимаете, это как разговор о Женском дне 8 марта. Я считаю, что «день» есть нечто оскорбительное, потому что что значит «женский день»? А что, женщина не человек, что ли? Сам этот принцип из эмансипации вытекает, на самом деле человек троичен, поэтому человек – это семья. Что значит «роль женщины»? Это же не цирк всё-таки. И не Малый театр. Что значит «роль»? Есть семья. Она строится по принципу, не по рецептам, понимаете? Семейная жизнь – это не кулинария, и рецептов тут нет. Есть основные принципы. Они изложены и звучат в Священном Писании, всё понятно. Есть двухтысячелетняя церковная традиция, есть очень много примеров, даже в житийной литературе, что такое семья. Почитайте житие Петра и Февронии, князей Муромских, и понятно, что семья – это высшая ценность, гораздо важнее, чем какое-то княжество, богатство, слава, прочая ахинея. Потому что, как бы человек ни был богат, знатен или ещё чем-то обладал (талантами, сейчас это очень ценится: он должен быть очень талантлив), но если человек несчастен в семье, он несчастен и вообще. На самом деле человек может быть счастлив только в семье. Недаром Господь сравнивал Царство Небесное с брачным пиром. Вступление в брак – это некая эмоциональная кульминация всей жизни человека. И не только эмоциональная по переживаниям, но и фактически, потому что в этом концентрируется весь смысл человеческой жизни. Вы так рассуждаете – «по ролям»: у тебя такая роль, у тебя такая роль, давай эту роль играть. Но ведь цель-то жизни человека не эта. А цель – исполнить главную заповедь, которая заключается в том, что Господь нас призвал: «Да любите друг друга». И вообще для чего Господь женщину создал из ребра Адама? Взял бы клонировал, и вышел бы второй Адам, который был бы абсолютно идентичен первому, и он бы его любил. А Он создал совершенно другое существо, со своей особенной психикой, душой, со своей особенной красотой. Зачем Господь так сделал? А чтобы Адам видел её и любил её именно как другое существо, как другую. Это было создано для любви, поэтому брак зиждется на любви. И конечно, молодые люди, незрелые и душевно, и телесно даже часто, и всячески, про духовно и говорить нечего, и вот они вступают в брак. И они должны строить эту жизнь по принципу домашней церкви, где руководитель этого маленького прихода, так сказать, ячейки человеческой церковной жизни – это есть муж, он предстоятель, он защитник, он кормилец; жена, которая помощник ему, так и сотворена – дьяконом, помощником главному; а дети – это народ Божий, которых, во-первых, Господь послал этим людям, с какой целью? Чтобы они дальше продолжали упражняться в любви. Чем больше детей, тем больше любви, потому что от часто повторяемых упражнений растёт мастерство. С какой целью? С целью приумножения любви друг к другу, а потом и ко всем. Потому что обычно такая семья, в которой много детей и есть любовь, изливает эту любовь и на соседей, и на племянников, и это является благодатным источником. А когда по одному ребёнку в семье, всё концентрируется на одном, он вырастает эгоистом, нравственным уродом, да ещё и не способным ни к чему. Поэтому всё дело заключается в выборе супруга. Чтоб не глазки, кудряшки или отметки по математике были критерием для супружеской жизни, а смотреть, что за семья, что за качества человека, как он с мамой своей обращается, как родители к нему относятся, может ли он что-нибудь. Не просто выйти замуж лишь бы как. Лучше никак не выходить, чем выходить плохо. Какой в этом смысл? Богу угодно, чтобы человек был счастлив. Другое дело, что это не всегда получается. Но Господь любит нас и хочет, чтобы нам было хорошо и чтобы мы могли во всей полноте Его замысел о нас реализовать. И здесь, на земле, вначале, и в Царстве Божием во веки веков. И, конечно, когда основная часть населения являет собой христиан, и все к этому стремятся и в этом направлении трудятся, когда само общество является воспитателем детей, это одна ситуация. Другое дело, когда христиан, которые такими вещами интересуются, совсем не много. И живут в окружении, оставляющем желать много лучшего. Но тогда христианские семьи должны как-то жаться друг к другу теснее. Устраивать взаимное общение, чтобы те великие принципы, которыми нас снабдил Господь, вошли в плоть, кровь и дух наших семей. Тогда таких разговоров о рецептах не будет. Конечно, каждый человек развивается, и какой-то нерадивый человек может стать трудолюбивым, или эгоистичный – расширить своё сердце до любви, но этот процесс долгий. Лучше сразу искать такого человека, который бы смог этот идеал семейной жизни попытаться воплотить. Вот тогда всё будет хорошо. А если какие-то напоминать роли, ещё что-то, минуя главные принципы, тогда, собственно, ничего не выйдет. Ну да, какие-то там рецепты есть, например, родители не должны вмешиваться мелочно в семейную жизнь своих детей. Такой рецепт, такой принцип, это во многом облегчает жизнь, потому что очень часто, к сожалению, мы наблюдаем, возникает две партии: партия молодого супруга и партия молодой жены. И между ними начинается борьба, всякие проблемы и так далее. Конечно, семейная жизнь требует определённой христианской культуры, которая, опять же к сожалению, во многом утрачена.  Именно в самых фундаментальных моментах. Это всё нужно восстанавливать, поэтому очень хорошо, что Вы ищете всякие книги, читаете, и я думаю, что те самые рецепты, которые Вы отыщете, как-то Вам помогут в этом направлении. Конечно, руководителем всего должен быть муж, но и жена должна об этом заботиться. К сожалению, сейчас как бывает: приходит женщина в слезах. Что случилось? Умер муж. А мы, говорит, не знаем, крещёный он был или нет. Я говорю: «Сколько прожили?» – «Сорок два года». Замечательно: за сорок два года, живя с человеком, даже не поинтересовалась, какое отношение он имеет к вере, к Церкви, к Крещению – вот это не интересовало. Это стало интересовать почему-то после смерти. Если человек никак себя не проявлял, какая тебе разница, что случилось, умер ли человек крещёный. Я обычно говорю: «Карл Маркс был крещёный, Гитлер был крещёный, Ленин был крещёный...» И я говорю: «Списочек продолжить?»  Что это меняет? Меняет в загробной жизни только сама жизнь человека. А сейчас уже ничего поправить нельзя, поэтому гадать, крещёный или некрещёный – что в этом важного? Вот это, к сожалению, беда, что люди абсолютно ничем духовным, даже в самых первых вопросах, таких как принятие Святого Крещения, даже не проявляют никакого интереса. Поэтому говорить о каком-то там построении домашней церкви для большинства людей – это просто говорить о вещах, совершенно непонятных, китайская грамота. Поэтому мы так бы и хотели, чтобы такой ликбез в школе, самый необходимый, был, потому что надо людей учить, ведь современная наука не отвечает на вопрос, почему существуют мужчина и женщина, она не отвечает! Наука им не отвечает, что будет после смерти. В школе, и вообще нигде нет такой школы, чтобы учили предмету «Семья». Учат астрономии – это замечательно. Учат элементарной физике – тоже хорошо. Геометрии, биологии – это всё замечательно. Химии учат – вот как хорошо! Широко простирает химия руки свои в дела человеческие. Отлично! Но вот человек окончил курс химии, неорганической, органической. Если не поступил в медицинский или на химфак, всё, до свидания, прощай, химия. Но ведь самый главный предмет – это же семья. Тем более настоящей семьи теперь треть наших детей вообще не видят, потому что родились без папы, и вообще многие его в глаза никогда не видели, только по документам знают, как папу звали. Так и говорят, появились новые термины: «биологический отец». Как будто это бык какой-то. Или «биологическая мать». Представляете, Александру Сергеевичу Пушкину сказать: «А кто биологический отец?..» Он бы, наверное, не понял, о чём вообще речь идёт. А сейчас все сразу всё понимают. Какие-то странные вещи появились, типа «гражданский брак». Интересная такая ситуация. Абсолютно безответственно, тем не менее как-то серьёзно и с пеной у рта на всяких ток-шоу обсуждаются преимущества и недостатки этих всех вещей. Как будто мы вернулись в какое-то общество до каменного века. Возникают такие проблемы и плоды, поэтому необходимо просто настоятельно добиваться, чтобы в нашей школе вновь и вновь преподавать не просто православную культуру, хотя можно сказать, что проблемы семьи входят в православную культуру, но и вообще просто Закон Божий. Потому что современная секуляризованная наука на большинство важнейших вопросов просто не отвечает. Все желают молодым счастья, а как его строить и как выбирать супруга, супругу, чтоб была счастливая жизнь, этому никто не учит. И родители только разводят руками: ну тебе жить, ну смотри сама. Потом приходят и говорят… Вот сегодня я спросил у одной мамани четырёх детей: «Ну что ж ты?» Дура я, говорит, была.  Понимаете, десять лет назад была дура, а что теперь? Теперь приходится, бедненькой, расплачиваться.  Вот такая ситуация.

Радиослушательница: Батюшка, вот Вы говорите молиться, просить о чём-то у Господа Бога, а может, то, что я прошу, мне не полезно? Нужно ли молиться об этом? 

Прот. Димитрий Смирнов: Нам известно из Священного Писания, что Господь прежде нашего прошения знает все наши нужды, поэтому это для Него не важно. Для Него важно само обращение к Нему нас, по любому поводу. Вот как маленький ребёнок обращается, я не буду говорить «к маме»: мама обычно усталая, раздражительная – к бабушке. И она всегда готова, и ночью, и днём, к нему со светлой улыбкой обратиться и его самую нелепую просьбу удовлетворить. Но Господь любит нас ещё больше, чем мама, бабушка и кто бы то ни был, и, конечно, знает нужду каждого. Знает, что нам полезно и что не полезно, поэтому у нас должно быть доверие к Богу. Просто наша молитва должна быть не нахальная и настырная, а смиренная. Чтобы себя обезопасить, существует определённая формула – молитву завершать такими словами: «Но пусть, Господи, будет Твоя воля, но не моя». И если что-то не случается по нашей просьбе, покориться и веровать в то, что Господь даёт нам как раз то, что нам полезно. А что не полезно, либо повременит, либо вообще не исполнит. 

Радиослушатель: Жена привела в дом щенка, собаку. Является ли это грехом? Ведь дома иконы есть, не оскверняются ли? И выгнать жалко… 

Прот. Димитрий Смирнов: Мы об этом уже говорили много раз. Ну как иконы можно осквернить? Это невозможно, потому что это святыня. Бог поругаем не бывает. Существует такое поверье, трудно сказать, на чём оно основано, может быть, на специфическом запахе собак, но, мы знаем, многие великие люди имели домашних животных, и собаку, и кота, например, Святейший Патриарх Тихон, святой человек, этого вполне достаточно. Тем более, привела – и чувство милосердия, что ж теперь, пса бедного выгнать? Конечно, жалко. Другое дело, домашним животным, и не только собаке, но и коту, и попугайчикам не надо позволять творить какие-то безобразия. Должна быть дисциплина, у животного должно быть своё место и так далее. И потом, конечно, в нашей деревенской российской жизни сто лет назад, когда 84% были крестьянами, был общий двор, и все мы жили вместе под одной крышей: и овцы, и коровы, просто разделено было это стеной. А дом был общий. Собака жила в будке, но и то, когда сильный мороз, её во двор брали, чтобы она погреться могла, фактически она оказывалась под одной крышей. В одной комнате иконы, в хлев иконы, за редким исключением, но как правило, всё-таки не вешали. Поэтому в этом ничего страшного, непреодолимого нет. Но даже если это грех, я думаю, из тех грехов, которые у Вас лично есть, это будет один из наименьших. У нас есть грехи и гораздо более существенные, с которым неплохо побороться и с которыми стоит и нужно побороться.

Радиослушательница: Что является профанацией православия? Должна ли форма проповеди соответствовать её содержанию? Или можно проповедовать с кольцом в носу, в набедренной повязке в надежде понравиться аборигенам, и не считаете ли Вы, что на сегодняшний день именно профанация православия и его коммерциализация – это две самые опасные вещи для Русской Православной Церкви?

Прот. Димитрий Смирнов: Не знаю, я ничего такого не замечал. Какие-то опасности для православия… Вообще никаких не вижу, потому что Господь сказал, что врата ада Церковь не одолеют. Вообще Церковь не надо спасать, это даже странно.  По поводу набедренных повязок – очень за, потому что без набедренной повязки было бы даже неприлично. Стоит ли перед аборигенами в такой ситуации выступать в таком наряде, не знаю. Это надо съездить в Австралию, их найти и там посмотреть, на что они будут реагировать: на смокинг или на набедренную повязку. Если набедренная повязка им как-то облегчит путь в Церковь, так что ж, на здоровье. Для этого можно и не одно кольцо, а четыре в ноздри вставить, только бы человека приобрести ради Господа. Это всё внешние атрибуты, собственно, не играет никакой роли, лишь бы была любовь к этим аборигенам. А православие – это, Вы знаете, такая могучая вещь, что там «Катрина» с «Ритой» – это просто детский лепет. Пришла вода, ушла вода, а православие две тысячи лет стоит и будет стоять до конца света. Вот это уже серьёзно. Причём, рождает и какую архитектуру, и какую музыку, и какую поэзию, даже на исторический процесс влияет, поэтому Вы за православие особо не беспокойтесь. Конечно, люди есть люди, кто-то себе чуть-чуть коммерсует, так Бог с ним, что Вам, жалко? Лучше бы, конечно, чтобы сами миряне коммерсовали, а Церкви уделяли на социальные программы, на создание радиостанций или пробивались на центральные каналы телевидения, вот на это деньги тратить, это было бы хорошо. Процесс, конечно, идёт, но, к сожалению, он вялотекущий такой. Хотелось бы поактивнее. Но опять же, не с точки зрения усиления какого-то могущества, хочется дожить до хорошего, потому что жалко, что страна погибает, народ растлевается, деток очень жалко. Это всё, конечно, весьма печально. Всего вам доброго, до свидания. На этом наша передача закончилась.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 3

    1. konstantin66:

      Вообще хочу сказать, что подобные передачи никогда не стареют. Я в 1997-2007 г. жил в США, так когда ещё не был сильно развит Интернет и у о. Димитрия не было сайта, к нам завозили из России кассеты с проповедями о. Димитрия, записанные чуть ли не в Храме с микрофона. И все переписывали друг у друга, ходили они по рукам. А сейчас, если взять такую кассету и послушать, оказывается, что вопросы, рассматриваемые на проповедях, актуальны и в наше время. Хотя, это и понятно — Христос ведь не меняется, законы духовной жизни — тоже. Поэтому проект публикации старых передач о. Димитрия — это очень правильно. В отличие от старых политических новостей, старые проповеди или ответы на вопросы всегда будут современны и актуальны.

    2. Natalya t:

      Когда желают молодым счастья, имеют ввиду, наверное, полное удовлетворение всех их эгоистических потребностей, (в т.ч. и детей и любовь друг к другу, и все остальное, если Бог отсутствует в этой системе ценностей) что само по себе уже залог несчастья. Но эгизм не так уж плох, как можно подумать, ведь только с его помощью душа может, хоть и через страдания теперь, после падения Адама, распознать где ей будет лучше, и счастье искать в послушании Богу и в Царствии Божием, которое внутрь нас есть, это и будет единственно верным применением эгоизма, и «то, что нам мешало, то нам и поможет.»

      ПС Это по поводу 6 вопроса.

    3. Алена:

      Спасибо!!!Эти передачи для меня как воздух!!!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.