Радио «Радонеж». Протоиерей Димитрий Смирнов. Видеозапись прямого эфира от 2013.09.14
Видеозапись прямого эфира радиостанции "Радонеж", во время которого протоиерей Димитрий Смирнов отвечает на вопросы радиослушателей. Ведущий – протоиерей Александр Березовский. Радиоэфир от 14 сентября 2013 года.

   1. О новом дне памяти Петра и Февронии   (0:42)

венчание на день Петра и Февронии, молитвы Церкви, укрепление русской семьи, надежда на Россию

   2. О европейских правительствах, демократии и о политической шизофрении в современной России   (3:02)

семейные ценности, христианские ценности, Троцкий, Ленин, Сталин, правительство, в семье не без урода, демократия, коммунисты, левые, правые, гей-парады, государственники, консерватизм, Аверинцев

   3. Были ли какие-то записи проповедей отца Павла Груздева? Что Вы можете сказать о фильме, который о нём снят?   (7:14)

Проповеди Павла Груздева, сущность христианства, аудио-проповеди Павла Груздева

   4. Почему маленькому ребёнку вредно находиться среди сверстников?   (10:06)

Семья, двойня, детский коллектив, духовная инфекция, душевная инфекция, волчья стая, призывники, педагогические усилия, подлость

   5. Школа — неизбежный период жизни каждого человека   (12:09)

образование, воспитание, насыщение знаниями, духовное воспитание, нравственное воспитание, хамство, воспитанность, трудолюбие, храбрость, мужественность, готовность к семейной жизни, семья, школа

   6. Почему на иконах Пресвятой Богородицы лики Божией Матери разнятся?   (14:57)

фотографии, резные иконы, иконы для слепых

   7. Я слепой, моя мама — инвалид Отечественной войны, прошу помощи в церкви, а они говорят, что не занимаются социальными вопросами   (15:23)

социальное служение

   8. Как бороться с гордостью?   (17:34)

Смирение, терпение, долготерпение

   9. В каких случаях мужу допустимо требовать развода у жены?   (18:13)

Развод, требовать развода, не давать развода, прелюбодеяние, злокачественное психическое заболевание, смертельно опасное заболевание, СПИД, проказа, алкоголизм, наркомания, изменение личности человека, муж бьёт жену, вор, бандит, богохульник, причина для развода

  10. Осознаёт ли человек после своей смерти те грехи, на которые не обращал внимания при жизни?   (20:47)

мытарства

  11. Может ли доминировать какое-то течение христианства над остальными?   (21:43)

Бог един, религии, буддизм, духовные сущности, откуда пить, христианские течения, иеговисты, протестанты, русские протестанты, митрополит Филарет Московский и Коломенский, Священное Писание

  12. Об Армянской Церкви   (27:17)

монофизитство, повреждённая вера, копты, Египет, вера в Иисуса Христа, вера в Троицу, армянский народ, иконография, почитание святых икон, баптисты, учение о Церкви, учение о Таинствах, старообрядцы, католики, иеговисты, мормоны

  13. Настоятель прогонял нищего от храма. Я за него заступилась. Совершила ли я грех?   (29:48)

Нищие, бизнес нищих, конкуренция, нецензурная брань, алкоголики, территория вокруг храма

  14. Почему Бог не уничтожил сатану перед сотворением человека?   (32:51)

Доверие Богу, грехопадение, сочетание воли Божией и человеческой

  15. Сын поменял веру. Что делать в сложившейся ситуации?   (34:18)

Молитва, воспитание, молитва матери, соревнование в любви, христианская любовь, упражнение в любви

  16. Как выбирать сказки для детей?   (36:21)

Сказки Пушкина, цензура, мораль, Андерсон, Ершов, кино, душа ребёнка

  17. Как поступить по-христиански с человеком, который постоянно говорит о своих болячках?   (39:10)

Молитва о здравии, пустые разговоры

  18. Как Вы относитесь к педагогической системе Макаренко?   (40:55)

Макаренко, педагогическая система, дети с криминальными наклонностями, беспризорники, военная дисциплина, склонность к криминалу, кадетские корпуса, безотцовщина, воспитательная задача, офицеры-педагоги, педагогические навыки, воспитание настоящих мужчин, гимназия, Сердюков, участие суворовцев в параде

  19. Какой процент гуманитарных предметов оптимален для ребёнка?   (47:15)

Домашнее обучение, раздельная школа, женское воспитание, продлёнка, педагогический процесс, небольшие классы, частная школа, будущая элита страны, подготовка к поприщу, семейная жизнь

  20. Как правильно жить женщине после развода? Оставить все мысли о семейном счастье и рождении детей?   (53:46)

Одиночество, седьмая заповедь, выбор будущего мужа, доступность женщины, безответственность, прелюбодеяние, блуд, семейное счастье

Прот. Димитрий Смирнов: Добрый вечер, дорогие братья и сестры. Мы вновь с отцом Александром начинаем нашу обычную программу в прямом эфире. Вы можете позвонить к нам в студию по телефону 8 (495) 959-59-39 и задать ваши вопросы. Всех вас поздравляю с днём памяти Петра и Февронии. 15 сентября впервые такое празднование, это дополнение к календарной дате, которое теперь, отныне и во веки веков, будет [отмечаться] как второе в году прославление этих двух замечательных святых – по распоряжению Святейшего Патриарха и Священного Синода.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, это будет всегда 15 сентября?

Прот. Димитрий Смирнов: Да.

Прот. Александр Березовский: Я слышал, что цель этого нового дня [святых Петра и Февронии] в том, что многие хотели бы повенчаться в этот день. Если он попадёт, например, на субботу, то в этот день не венчаем же.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, может быть, я ошибаюсь. В той бумаге, которую мы получили, по-моему, нет указания на то, что это будет плавающая дата. Но плюс-минус один день роли не играет. Можно накануне повенчаться.

Прот. Александр Березовский: Или на следующий день.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Полденька после – это не так уж важно. Просто [8 июля] действительно всегда на пост попадало. Поживём – увидим. Можно поднять документ Священного Синода. Если по числу, то по числу, если в третье или второе воскресенье сентября – значит так. В общем, это не так важно. Всех поздравляю. Это усилит, безусловно, молитвы Церкви к этим двум угодникам Божиим, что, я думаю, будет способствовать укреплению русской семьи. Что благо не только для нашего народа, но и вообще для всего мира. Как нынешнее время показывает, очень многие люди, христиане разных деноминаций во всём мире, взирают на Россию. Конечно, это очень отрадно: несмотря на то, что правительства всех европейских стран давно уже отреклись от Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, народ – нет. Поэтому у нас есть опора в народах Европы, которые в большом количестве, исчисляемом десятками миллионов, продолжают быть христианами.

Прот. Александр Березовский: А вот удивительно, как будто это правительство – не из народа, не народное. Почему народ – за семейные, христианские ценности, а их правители против?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну а что, Троцкий с Лениным и Сталиным были не из народа? В семье не без урода.

Прот. Александр Березовский: И все уроды – в правительстве?

Прот. Димитрий Смирнов: Да, так бывает, конечно. Разными путями люди входят в правительство, и правительство бывает разной степени легитимности. И даже законный монарх может оказаться, в каких-то своих проявлениях, весьма вреден для истории и народа. Такое тоже бывало, и в Европе, и у нас. Не будем называть имена, а то некоторые мои друзья очень ревностно к этому относятся, считают, что я очень резок в некоторых своих суждениях.

Прот. Александр Березовский: Казалось бы, демократические государства. Народ свою волю проявляет, а правительство к этому вообще не [прислушивается].

Прот. Димитрий Смирнов: Понимаешь, отец Александр, худшей рекомендации, чем слово «демократический», в современном русском языке не придумаешь.

Прот. Александр Березовский: Как ругательство стало.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да. Потому что всё гнусное, что происходит на нашем поле – начиная от политического и кончая культурным, – происходит под флагом демократизма. Просто произошла некоторая смена парадигм, но скорее по форме, чем по содержанию. Как, по-моему, Сергей Сергеевич Аверинцев говорил, что у сатаны две руки, и то, что у него не берут с правой, он предлагает с левой. Ну а сейчас у нас в стране вообще всё перепуталось: самые «леваки» называют себя правыми, а самые консерваторы – наши коммунисты – говорят: «мы левые». «Кто там шагает правой? Левой, левой».

Прот. Александр Березовский: «Перевернулись».

Прот. Димитрий Смирнов: На самом деле наиболее консервативная часть нашего политического небосклона – это коммунисты – «патриотизм, государственность». Всё самое «почвенническое». А «Правое дело» – это «гей-парады». Кто в терминологии поднаторел в школьные годы, [видит] некую путаницу. То есть вообще страна идёт не в ногу, потому что мы не знаем, где «право» и где «лево». Нормально, да? Дожили.

Алло, добрый вечер, слушаем Вас.

Слушатель: Благословите, раб Божий Сергий. Я хотел об отце Павле (Груздеве) спросить. Вы, вроде бы, близко общались. Были ли какие-то записи отца Павла, и что Вы можете сказать о фильме, который о нём снят?

Прот. Димитрий Смирнов: Я фильм не видел пока и отзывов не слышал. Но, раз он есть, посмотрим, конечно, со временем. Может, кто подарит или ссылочку пришлёт. У него, конечно, были записи разные. Но записи литургического плана, или что-то из житий святых он записывал. У него был, кстати, очень красивый почерк. Очень чёткий, его очень легко читать. По поводу проповедей я не видел записей, может быть, они и есть. Но, насколько я помню, – я несколько лет ездил на праздники в его село – он всегда одну и ту же проповедь рассказывал, во все праздники и будни, и воскресения, просто на разные лады. Не наизусть, но близко к тексту – всегда один и тот же смысл, который передаёт самую сущность христианства. Потому что Христос – во всех проявлениях нашей жизни, но, к сожалению, люди этого не видят. Вот такой смысл, очень запоминающийся, пересказывать не буду – его проповеди существуют, если кто-то очень хочет, может найти, даже в аудиоформате.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, нам небольшая подсказка пришла: день памяти Петра и Февронии в сентябре будет в ближайшее воскресенье перед 19 сентября, то есть это будет всегда плавающая дата.

Прот. Димитрий Смирнов: Да? Ну, значит, очень хорошо, удобно для тех, кто соберётся венчаться в этот день.

Прот. Александр Березовский: «Отец Дмитрий, Вы в своих передачах говорили, что для маленького ребёнка вредно находиться в среде сверстников в детском саду. Поясните, почему, ведь ребёнок играет, общается – дети очень любят играть друг с другом. Разве это общение может принести вред малышу?»

Прот. Димитрий Смирнов: Сверстник – это понятие широкое. Я говорил о том, когда дети одного возраста. Дети одного возраста – ситуация ненормальная, потому что норма – это дети разновозрастные, как бывает в семье. Если бывает двойня, то это обычно не отражается на воспитании, потому что есть детки и старше, и младше, это компенсируется. Но когда дети не сверстники, а одного возраста, тогда возникает коллектив. Ничего более безобразного, способствующего возникновению духовных и душевных инфекций, чем коллектив, нет. Если дети постарше, например, наши призывники – там то же самое. Тут же возникают отношения как в волчьей стае, и нужны очень большие педагогические усилия, чтобы это прекратить. Потому что главенствуют в стае сильные и самые подлые, те, у кого арсенал подавления больше. То есть подлость. Ну, как всегда: если на узкой дороге встретятся человек благородный и подлец – в одинаковом весе, одинаковой физической силы – то, конечно, победит подлец, потому что у него арсенал средств гораздо больше.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, ну а школа? Это же неизбежный период жизни каждого человека.

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно, неизбежный. Поэтому в школе существуют очень большие проблемы в воспитании. В чём глубокая неправда нашей школы? В том, что образование превалирует над воспитанием. Так же, как и «право-лево», у нас они поменялись местами. «Образование» – мы под ним именуем насыщение знаниями. А это, на самом деле, воспитание, напитывание. «Образование» – это мы образовываем человека из дитя во взрослого. Это как раз воспитание. То есть всё перевернули. На первом месте и должно быть образование, но образование в понимании воспитания человека – духовного, нравственного, и, говоря простым народным языком, хорошего.

Прот. Александр Березовский: Большинство школ такой цели не ставит.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, миленький мой. Не большинство, а с недавнего времени эта задача вообще исчезла как таковая. Ну, и что за поколение мы имеем? А это должно быть главным. Что нужно больше для страны: напичканные знаниями подлецы и люди, не умеющие себя вести, всякое хамье, либо люди, у которых знаний было бы поменьше, но они были бы прекрасно воспитаны, трудолюбивы, вежливы, благородны, храбры, мужественны, готовы к семейной жизни? Это совершенно очевидно. А у нас как-то над этим никто не думает.

Прот. Александр Березовский: Просто без живого примера такого человека не «сделаешь».

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, это другое дело. Всё зависит от задач: что мы хотим получить, как принято говорить, «в сухом остатке». Какого человека? Это задача, по идее, стоит перед семьей. Школа, конечно, не может решить эту задачу, но она должна быть подспорьем к семье. А у нас? А у нас семья – подспорье школе. Всё с ног на голову. Алло, добрый вечер, слушаем Вас.

Слушатель: Владимир, у меня два вопроса. Почему у икон, чудотворных в том числе, лики Богородицы разнятся? Второй вопрос касается меня и моей мамы. Я слепой, мама – инвалид Отечественной войны. Прошу в церкви помощи – найти того, кто бы смотрел за мной. Они говорят: «Это не наши обязанности, мы не занимаемся социальными вопросами». Объясните, пожалуйста.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, я не знаю, кто «они», Церковь у нас состоит из 100 миллионов людей. К кому Вы обращались, я не знаю, у нас даже есть отдел в Церкви, который занимается исключительно социальной работой. Поэтому, нужно обратиться к настоятелю ближайшего храма – не вам самим, а может быть, кому-то из соседей, кто ходит в церковь – и обязательно эта дорожка вас приведет к человеку, который занимается социальными вопросами и вам обязательно, в какой-то степени, помогут.

По поводу ликов. Что такое иконы и почему они разнятся? Просто потому, что они сделаны не на ксероксе, а рукой художника. Поэтому есть некоторые отклонения. Но любой человек при взгляде на икону... А слепой человек – если икона резная, такие тоже иконы есть, у меня даже в келии такая резная икона есть. Только приложишь руку – сразу ясно, что это Богородица. Хотя все лики, конечно, немножко отличаются. У меня есть два альбома, где собраны фотографии знакомых мне людей и мои собственные. И, Вы знаете, нет ни одной фотографии, где бы я совпадал с самим собой – все разные. Это, по-моему, очень естественно и нормально.

Прот. Александр Березовский: Раба Божия Наталия прислала нам вопрос: «Подскажите, как реально бороться с гордостью? У меня невроз, и я прочитала, что это, в основном, от гордости. И я знаю, что этот грех у меня процветает. Помогите».

Прот. Димитрий Смирнов: Гордость, как и все страсти, вытесняется противоположной добродетелью. Противоположная гордости добродетель – смирение. Научимся смиряться – смирение вытеснит гордость.

Прот. Александр Березовский: Терпение, долготерпение...

Прот. Димитрий Смирнов: А следующее – смирение.

Прот. Александр Березовский: Владислав спрашивает: «В каких случаях мужу допустимо требовать развода у жены?»

Прот. Димитрий Смирнов: Я часто сталкиваюсь с таким выражением «требование развода». «Он или она не дают развода». Как это? Такой процедуры – не давать развода – юридически у нас в стране нет. Подаёшь заявление, три раза собирается суд – и, даже если человек против или не ходит, автоматом разводят. Поэтому – что значит «требовать развода»? Подай заявление, и разведут. Поэтому слово «требовать» мы убираем. А развод Церковью позволяется в случаях, когда есть вина прелюбодеяния, когда есть злокачественное психическое заболевание, которое угрожает жизни другого супруга, когда перед заключением брака утаили какое-то смертельно опасное заболевание, когда человек заболел такими заболеваниями как СПИД, проказа или ещё каким-то заболеванием – допустим, тяжелой формой алкоголизма или героиновой зависимостью. В таких случаях позволяется разводиться, потому что меняется личность человека, и получается ситуация: ты вышла замуж, или ты женился на одном человеке, а он становится другим.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, а ситуация, когда муж начинает бить жену, тоже под это подпадает?

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно. Потому что это уголовное преступление, человек переходит в разряд уголовного мира. Позволительно разводиться, когда он стал вором, бандитом, богохульником – это вполне считается уважительными причинами.

Прот. Александр Березовский: То есть, даже если человек просто хулит Церковь, Бога, святых?

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Это вполне уместно – разводиться.

Прот. Александр Березовский: Спасибо. Игорь из Донецка: «Осознаёт ли человек после смерти те грехи, на которые не обращал внимания при жизни?»

Прот. Димитрий Смирнов: Думаю, да.

Прот. Александр Березовский: То есть, так как увидит весь свой жизненный путь...

Прот. Димитрий Смирнов: Да, со мной однажды было – я тоже как-то рассказывал, – я тонул, и передо мной прошла вся моя жизнь в цветном варианте, быстро-быстро, как ускоренное кино. И очень много всплыло того, что я вообще забыл, чего как бы в голове моей не было.

Прот. Александр Березовский: Из подсознания откуда-то вышло.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Поэтому я твердо уверен, что это всё на мытарствах будет показано.

Прот. Александр Березовский: Вопрос из Украины нам пришёл: «Может ли доминировать какое-то течение христианства над остальными? Ведь Христос один, и Он – единственный путь в Царство Небесное. И, если кто-то приходит в церковь во имя Христа – неважно, в какую, – то разве не приходит человек ко спасению?»

Прот. Димитрий Смирнов: В этой сентенции очень много логических ошибок. Ну, например. Человек говорит: «H2O – вода. Какая разница, откуда пить?» И дальше перечисление: «помойная лужа, человеческие экскременты – ведь везде есть H2O». Совсем не всё равно, откуда пить. Да, Бог един, бесспорно. Но в разных религиях – разный, и у этих богов разные заповеди. Вот если взять наших братьев буддистов, посмотреть на их священные изображения, то мы увидим знакомые нам вещи: рога, клыки, хвосты... Это совершенно другие сущности, которые в нашем христианском сознании имеют совершенно другую окраску, и отношение у нас к ним другое по сравнению, допустим, с монголами.

Прот. Александр Березовский: Но в этом вопросе речь идёт о христианских течениях.

Прот. Димитрий Смирнов: И христианские тоже. Многие люди называют себя христианами, например, иеговисты. Но они же не являются христианами, потому что отрицают божество Сына Божия. Поэтому они – антитринитарии, не почитают Святую Троицу.

Прот. Александр Березовский: А разве они себя называют христианами?

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Сплошь и рядом.

Прот. Александр Березовский: Интересно, откуда они взяли для себя это название?

Прот. Димитрий Смирнов: Они его взяли из Деяний апостолов. Они же признают Библию.

Прот. Александр Березовский: Библию признают.

Прот. Димитрий Смирнов: В Библии написано, что в Антиохиии христиане впервые назвали себя христианами (Деян., 11, 26). Они это приписывают и себе.

Прот. Александр Березовский: Так интересно: взять ножницы, покроить Библию, Новый Завет...

Прот. Димитрий Смирнов: Ну и склеить себе чего-нибудь такое своё.

Прот. Александр Березовский: Назвать это «священным писанием».

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Но самое смешное не это. Ведь все так называемые протестанты, которые протестуют – против одного, против другого, против третьего, – не могут ответить на один простой вопрос: откуда они считают Библию Священным Писанием? Откуда они её взяли? «Библия» в переводе с греческого значит «книги». Кто собрал эти книги? Эти книги собрали никакие не протестанты, потому что протестантов тогда не было в природе. Это первое. Во-вторых – я говорю про наших русских братьев-протестантов, – кто вам перевел это на русский язык? Митрополит Филарет (Дроздов) с братией. Митрополит Московский и Коломенский. Это его труд, вы-то тут при чём? Вам американские братья напечатали это на рисовой бумаге и сюда привезли, и вот ваши труды – раздать остальным. Но к вам это не имеет никакого отношения. Библия создана христианами древними, из разных книг собрана в один кодекс, Церковь это назвала Священным Писанием, вы взяли готовое, Русская Церковь вам перевела это на русский язык, потому что вы другим не владеете, и вы теперь ещё чему-то там учите, на ворованном материале? Вы же не Церковь, вы же с неба взялись – преемственности-то нет. Вот, и в этом очень большая есть неправда.

Прот. Александр Березовский: Ну, батюшка, мы с этим всё время сталкиваемся: каждый человек, лишь краем уха слышавший о чём-то, уже дерзает об этом рассуждать.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, это по гордости.

Прот. Александр Березовский: И учить других. Это любимое занятие.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, что же делать? Смиряться надо. Алло, добрый вечер, мы Вас слушаем.

Слушатель: Добрый вечер. Раб Божий Георгий. Все называют армянскую церковь христианской. Почему? Они же не признают основные два догмата христианской церкви. Спасибо за ответ.

Прот. Димитрий Смирнов: Они исповедуют веру, поврежденную монофизитством, но они всё равно остаются христианами. Такую же повреждённую веру исповедуют и копты в Египте. Немало таких людей, но они веруют в Иисуса Христа, веруют в Пресвятую Троицу. Они неправильно о Нём учат, а, лучше сказать, не учат вообще, по умолчанию это не изучается армянским народом. Что, конечно, чревато всякими последствиями. В частности, иконография от этого пострадала, потому что это догмат Церкви – почитание святых икон. Они не совсем его отрицают, но повреждение есть. Мы же не считаем, допустим, баптистов не-христианами. Они христиане, но вера православная у них очень сильно повреждена – учение о Церкви, о Таинствах. Или, допустим, наших братьев-старообрядцев разве мы не считаем христианами? Они нас не считают, часто прибегают к не вполне лестным выражениям, когда о нас говорят, но, тем не менее, мы-то их считаем христианами, так же, как и католиков. А тех, которые ушли ещё дальше в своих, так сказать, поисках – в частности, ранее упомянутых иеговистов, – конечно, мы не можем за христиан даже считать. Или, там, мормонов. Это уж никак.

Прот. Александр Березовский: Ну да, у них своё «священное писание».

Прот. Димитрий Смирнов: Да.

Прот. Александр Березовский: Вопрос к нам пришёл по смс: «Настоятель прогонял нищего от храма, я за него заступилась. Совершила ли я грех?»

Прот. Димитрий Смирнов: А это надо спросить у совести. Потому что [иначе] это формально. Я тоже иногда некоторых нищих прогоняю, которые, допустим, сами прогоняют тех, кому я разрешил стоять и собирать деньги. Они их прогоняют – ну, это понятно, конкуренция в их бизнесе. Потом, есть некоторые нищие, которые сильно напиваются – прогоняю. Тех, которые нецензурно ругаются, в частности, в мой адрес. Ну, я не сам прогоняю, с помощью сторожей. Боюсь, не сдержусь, а потом [придётся] беспокоить и без того занятую скорую помощь. А сторожа у нас ласковые, добрые.

Прот. Александр Березовский: Вынесут.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, аккуратно. Я обычно говорю: «Проводи к остановочке товарища». Проводят, там сажают, и всё хорошо. У них свой бизнес, мы ему не мешаем, но стараемся его регулировать. Потому что очень редко среди нищих возникают христиане.

Прот. Александр Березовский: То есть люди пришли на работу.

Прот. Димитрий Смирнов: На работу. Каждый настоятель отвечает за порядок у храма. Как метрополитен отвечает за переходы подземные, где есть вход в станцию метро, так настоятель территорию вокруг храма должен блюсти. Чтобы было всё по чину. Нищий должен быть опрятен, трезв, вежлив и благодарен тем, кто ему подаёт.

Прот. Александр Березовский: Еще бы хорошо – ненавязчив. А то за рукав всех хватает.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, это было бы идеально. Но это всё-таки терпимо. А когда уже пьянство, мат, угрозы – извини. Некоторых я даже лишал этого места навсегда. Тут одна забыла нищая, вернулась. Я говорю: «Нет-нет, мы не можем». Она однажды напилась, стала колотить другую нищую, в этом нет справедливости.

Прот. Александр Березовский: Сергей из Евпатории: «Почему Бог не уничтожил сатану перед сотворением человека? Мало того, Бог ещё и позволил ему спокойно существовать и строить козни не где-нибудь, а в раю. Разве отец, мать допустят присутствие среди своих детей злодея, цель которого – убить детей? Почему Господь не ликвидировал его сразу?»

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, во-первых, это было так давно, что Вас не было на свете. Потому что Он бы обязательно посоветовался. Во-вторых, Вы веруете в какого-то другого бога, в плохого. Наш Бог – хороший и добрый, и мы привыкли Ему доверять. Если Он что-то делает, мы заранее знаем: если мы чего-то не понимаем, значит, мы безмозглые идиоты. Никогда не дерзаем думать о том, что Бог там что-то не так сделал, не по-нашему.

Прот. Александр Березовский: Вот видно человек не понимает и пытается вникнуть.

Прот. Димитрий Смирнов: Для этого книжки существуют разные хорошие. Всё можно почитать – о грехопадении, о сочетании воли Божией и человеческой. В общем, надо учиться, конечно.

Прот. Александр Березовский: Светлана: «Моему сыну 24 года. Случилось так, что он поменял веру, а меня поставил перед фактом. Конечно, любить я его меньше не стала, всегда молилась за него и сейчас молюсь. По отношению ко мне и к родственникам сын изменился в лучшую сторону. У меня очень беспокойно на душе за сына, я не знаю, что мне делать в сложившейся ситуации».

Прот. Димитрий Смирнов: Ничего не делать. Почему обязательно надо что-то делать? Взрослый человек, мама любит, её любовь сублимируется в молитву о нём – что ещё нужно?

Прот. Александр Березовский: Душа-то болит о будущем сына.

Прот. Димитрий Смирнов: Но это же зависит от воспитания. Воспитание уже закончилось – какого-то витамина не доложили. Потом, у каждого человека свой путь. Тут каких-то рецептов нет: скушай это, съезди туда, прочти это – и всё наладится. Такого нет, конечно.

Прот. Александр Березовский: «Сейчас сынок вернётся». То есть, это уже некий факт, который нужно принять.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, пока. Потому что, раз мать молится, значит, есть надежда на то, что в нём что-то переменится. Тут надо как бы соревноваться в любви.

Прот. Александр Березовский: То есть, если мать сумеет ему показать христианскую любовь...

Прот. Димитрий Смирнов: Да. То тогда, конечно.

Прот. Александр Березовский: Вот задачка.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, значит, Бог избрал такой способ, чтобы люди упражнялись в любви.

Прот. Александр Березовский: Татьяна, Киевская область: «Вопрос о сказках для детей. В народных сказках нередко побеждает лукавство, изворотливость, подлость. Вот для примера взять Емелю: человек палец о палец не ударил, а всё получил. А недавно прочитала сыну «Тень» Андерсена. В ней зло победило добро. Как выбирать сказки для детей? Обязательно ли они должны быть с моралью?»

Прот. Димитрий Смирнов: Обязательно. До революции даже сказки Пушкина подвергались цензуре, и там заменялись персонажи, чтобы сказка не отравляла сознание детей, чтобы дети не смеялись над попом, который был жадный.

Прот. Александр Березовский: Но сейчас уже такой цензуры нет.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, а родители-то должны, прежде чем детям давать, прочесть, оценить. Я понимаю, многие родители просто ничего не соображают. Но всё-таки чуть-чуть больше, чем дети. Этого достаточно, чтобы оценить сказку – Андерсена, Ершова, ещё кого-то. Вполне достаточно. Для этого не надо на «Радонеже» время занимать. Прочёл – и решил. Так же и с кино: прежде, чем показывать ребенку, надо самому посмотреть.

Прот. Александр Березовский: Ну да, а то дети смотрят, а потом родители с удивлением узнают, что их дети смотрят.

Прот. Димитрий Смирнов: И что они впитывают.

Прот. Александр Березовский: На чем воспитываются.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, каждая мама, когда купает ребенка, локтем проверяет воду: не холодная ли, не горячая? Это обязательно. Она обязательно пробует кашку, которой прикармливает младенца, если она не сумасшедшая. Потому что ребёнок слизистую может сжечь и потом неделю будет плакать. Это же понятно. Ну, подумаешь, нёбо сожгла. А то – душу. Конечно, надо попробовать. Чему тут учить-то?

Прот. Александр Березовский: Елена из Москвы: «У меня есть родственница, которая постоянно говорит о своих болячках и проблемах...»

Прот. Димитрий Смирнов: У всех такие родственники есть.

Прот. Александр Березовский: «...После таких разговоров сама болею. Но если отказаться слушать её, сильно обижается. Как поступить по-христиански, но при этом не доводить себя до такого самочувствия?»

Прот. Димитрий Смирнов: Очень просто. Как только она пришла: «Ой, что у тебя сейчас болит? Нога? Давай молиться». Прочли канон, потом другой, потом третий. «Ну как, не легче? Давай четвертый прочтём». И на третий раз...

Прот. Александр Березовский: Побоится.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, она уже даже не будет звонить и приходить. «О, пришла? Слава Богу! Плохо себя чувствуешь? Давай помолимся». Это древний способ. Это святые отцы, уж не помню какого века. Но очень старинный способ, всегда помогал. Это не моё изобретение. Как ветром сдувает. И польза. И телесная – конечно, болезнь отступает и облегчается, – и от таких обижающихся очень хорошо освобождает, от бессмысленного времяпрепровождения. То есть одна сплошная польза.

Прот. Александр Березовский: Инна с Украины: «Отец Дмитрий, учитывая Ваш большой опыт работы с детьми, скажите, пожалуйста, хотя бы в общих чертах, как Вы относитесь к педагогической системе Макаренко».

Прот. Димитрий Смирнов: Хорошо отношусь. Очень даже. И даже частично использую.

Прот. Александр Березовский: Почему частично, она не во всём годна?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, просто у меня нет такой задачи. [Антон Семёнович] Макаренко создал педагогическую систему, которая действует сразу на большое количество парней с криминальными наклонностями, беспризорников. Он как бы заменяет их склонность к криминалу на военную дисциплину, потому что парням это очень близко, это им нравится, это им понятно, им так комфортно. Поэтому я сторонник того, чтобы у нас в каждом федеральном округе было такое количество кадетских корпусов, чтобы всю безотцовщину туда собрать. Но там должны быть, конечно, офицеры такие, которые не курят, матом не ругаются, не воруют, а заняты детьми. И им платить хорошую зарплату. И они будут им вместо отцов, и мы получим воинов, инженеров и так далее. Они не будут наркоманить, они будут хорошие семьянины. То есть прямо такую задачу воспитательную ставить, и очень многое можно изменить. Потому что безотцовщина мало способна к гражданской жизни.

Прот. Александр Березовский: Где столько офицеров-педагогов [взять]?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, офицеров в армии достаточно.

Прот. Александр Березовский: Педагогов.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, надо этим специально озаботиться, дополнительные устроить курсы, и потом, жалование должно быть соответствующим, чтобы было не меньше, чем у строевого офицера. А потом, все офицеры, которые непосредственно с личным составом трудятся, обязательно имеют педагогические навыки.

Прот. Александр Березовский: Одно дело уже достаточно взрослые ребята, а тут дети.

Прот. Димитрий Смирнов: Да какие они взрослые? Сейчас и в 30 лет ещё тютьки. Какие там в 18 лет они взрослые, Господи, помилуй! Дети самые худосочные. Ну, из Дагестана ребята приходят – они взрослые. А наши – это совсем дитяти, «бай-бай». Чуть что – заплачет: «мама, мама». А тут бы были мужики. Где-то и мамы бы на горизонте появлялись бы, на каникулах – пожалеет, обласкает, а потом опять. Всему бы научились: и кашу варить, и постель заправлять, и одежду в чистоте содержать, и физически бы окрепли. И трудности преодолевать, и терпеть, и дисциплина – «во!» был бы народ.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, но это, опять же, к вопросу о коллективе одинакового возраста детей, которых мы собираем, и неизбежно возникает та конфликтная ситуация, о которой Вы уже сегодня говорили.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, во-первых, в кадетском корпусе [дети] разновозрастные.

Прот. Александр Березовский: Но они не могут же учиться в одной группе.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, конечно, учиться в разных. У нас же разные группы [бывают] – английская, немецкая, итальянская… Но всё-таки это лучше. Нет, любая школа – это суррогат. В идеале семья нанимает учителей по каждому предмету, они ходят к детям и их развивают. Один учит с ними стихосложение, другой – сольфеджио, третий – конный спорт, четвертый – фехтование, пятый – языки, шестой – астрономию и так далее. Но это могут [позволить себе] очень богатые семьи – обычно герцогов, князей, графов, императорская семья. А для людей попроще, дворян, – гимназии. Конечно, любая школа неидеальна, там есть свои инфекции, это понятно. Но педагогическая система Макаренко очень хорошо работала, он использовал этот элемент, очень нужный. Поэтому, когда наш Анатолий Эдуардович Сердюков из армии «изъял» кадетов и отдал их в наше женское Министерство Образования, сердце у всех ёкнуло. После отмены парада для суворовцев Никита Сергеевич Михалков даже вышел из Общественного совета (Минобороны – ред.) в знак протеста против такой реформы. Полвека суворовцы участвовали в параде, вдруг отменили: «детям трудно». Хорошо, что трудно. Если мы хотим парней воспитать, им должно быть трудно. Легко на каникулах: побалдели две недели, а потом опять учиться, трудиться и – спорт. Голова, тело, дух – всё вместе развивается.

Прот. Александр Березовский: Василий из Нью-Йорка: «Батюшка, Вы говорили, что младшим школьникам нужно уделять больше учебных часов для гуманитарных предметов. Старший сын пойдет в третий класс. Мы учим его сами дома. Какой процент гуманитарных предметов оптимален?»

Прот. Димитрий Смирнов: Это зависит от личности ребёнка.

Прот. Александр Березовский: От его склонности, восприимчивости?

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно. Если домашнее воспитание до пятого класса, нужно смотреть. Вот если бы у меня были деньги, я построил бы такую школу. Во-первых, на каждый класс должно быть две группы: «А» и «Б». «А» – это уже достаточно развитые и с быстрым мышлением ребята, «Б» – помедленнее. Чтобы можно было переводить: одного туда, другого туда. Начальная школа – совместная, мальчики и девочки, а с пятого класса – раздельная: класс мальчиков и класс девочек. Это тоже должно быть дифференцировано обязательно, потому что девочки развиваются быстрее – чтобы это женское воспитание от мальчиков отделить. А то девочки на голову выше, они просто их забивают. Учительница женщина, дома папы нет, и ещё в классе девчонки. Ну и вырастает такая девочка в брючках, его в армии обижают, везде обижают. И школа должна состоять из 8-часовых занятий. Первая часть дня – математика, физика, химия, языки. Язык даже первый урок. Потом перерыв, отдых. Во время отдыха спортивные занятия, может быть даже сон, тихие какие-то занятия. А дальше, уже во второй половине дня – география и более нежные, гуманитарные уроки, развивающие. Какой-нибудь домашний театр и прочее. И все уроки чтобы делались в школе. Домой пришёл – всё, только общение с мамой и папой, и никаких уроков, все делается в школе.

Прот. Александр Березовский: То есть ребенок должен проводить в школе основную часть дня.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. До того времени, когда родители закончили рабочий день. Потому что так ему некуда деваться, и он очень часто оказывается в руках плохих мальчиков и плохих девочек. Не нужно какую-то продлёнку устраивать, где, хорошо ещё если уроки делают под руководством педагога. Но должен быть, мне кажется, процесс идти педагогический. Тогда можно много успеть, и ребёнок не устанет, за ним надо следить. Классы небольшие, не больше, чем по 8 человек. Вот это идеально, но понятно, что это дорого. Но какие-нибудь миллионеры могли бы для своих детей сделать.

Прот. Александр Березовский: Такую частную школу.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Ну, и государство могло бы тоже создавать такие школы, в которых бы готовили будущую элиту страны – почему бы нет?

Прот. Александр Березовский: Да, если посмотреть, как воспитывали, образовывали императоров – с детского возраста готовили...

Прот. Димитрий Смирнов: Готовили к поприщу. Но главное поприще – это всё-таки семейная жизнь. Если человек не знает, как ухаживать за дамой, как он будет жениться? Так в углу на танцах и простоит? Всему же надо учить.

Прот. Александр Березовский: Ну да, если сам умеешь.

Прот. Димитрий Смирнов: А папы нет когда? У большинства-то папы нет. А в Европе вообще – «родитель номер один», «родитель номер два».

Прот. Александр Березовский: А что значит «номер два»?

Прот. Димитрий Смирнов: Не знаю, номер такой. У них уже отучают от того, чтобы были папа, мама.

Прот. Александр Березовский: То есть может быть два папы.

Прот. Димитрий Смирнов: Во французском языке отменили даже слово «мадмуазель». «Мадам» для всех: хоть пятнадцать лет, хоть сорок пять, всё равно «мадам». Чтобы не отличалась девушка от женщины. Ну, у них уже с пяти лет, наверное, женщинами становятся. Это уже законодательство: нельзя в документах писать «мадмуазель». В Германии тоже давно «фрейлейн» не говорят, только «фрау».

Прот. Александр Березовский: У нас ещё есть «девушка» в русском языке.

Прот. Димитрий Смирнов: У нас девушки до 60-ти. «Девушка, подайте мне бутылку водочки. Нет, не эту, а вон ту». Это у нас сколько угодно. В России всё немножко наоборот. Очень часто называют девушками. «Девушка с двумя детьми». Как это у неё случилось, непонятно, но, во всяком случае, девушка с двумя детьми – очень частое явление.

Прот. Александр Березовский: «Как правильно жить женщине после развода? Неужели оставить все мысли о семейном счастье и о рождении детей?»

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, мысли пусть останутся, я не против.

Прот. Александр Березовский: Пришла домой – и помечтай, помысли.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, а чего плохого?

Прот. Александр Березовский: Так вот хочется какой-то поддержки, батюшка, всё время женщины как-то обижаются, что их проблему одиночества как-то отодвигают как малозначимую.

Прот. Димитрий Смирнов: Да проблема-то не в этом, проблема в седьмой заповеди. Представь себе, что после нашей передачи все женщины собрались и решили: возвращаемся к исполнению седьмой заповеди. Тогда к каждой женщине от 16-ти до 60-ти лет выстроится очередь женихов, и она будет выбирать. Выбрала, годик с ним походила, посмотрела – как он? А вдруг пьёт? Сходила на работу, узнала о друзьях, почитала биографию его папы, дедушки, изучила. Посоветовалась бы с духовником, с папой, с мамой, с подругой. Потом говорит: ну ладно, так и быть. Посмотрела бы – не жадный ли? Не дерётся ли? Тогда – так и быть. Он становится на колени, кидает к ногам бриллианты, шубы – песцовую, лисью, горностаевую: «Иди за меня!» Ну, ладно, так и быть. А то: «Эй, Машка!» И она сразу «скок-скок». Как мне сегодня одна женщина рассказывала: «Я с ним дружила-дружила, но он мне на каждом свидании говорил, мол, жениться не собираюсь». Ну, и чего? Не собираешься – auf Wiedersehen. Ах, ты меня любишь? Отлично. Покажи паспорт. Шесть разводов и сейчас женат? До свидания, дружок, иди к своей благоверной. И всё, и вопрос решён. Очереди бы стояли. А сейчас женщина доступна, и бесплатно – не надо 100 долларов на Казанском вокзале платить. Пожалуйста, ещё и винца нальют, и телевизор посмотришь, и никакой ответственности. А потом что? А потом понятно: пожил года четыре – хочется чего-то новенького. И так бродят. И уже семьдесят – находит двадцатипятилетнюю, и та счастлива без памяти, ещё на три года. И всё – она его схоронила и плачет, и анютины глазки сажает. Всё шикарно – восемнадцать раз женат. Ну, кто это делает? Это женщины. Что их, силком что ли? Нет. Силком – это в тюрьме сидят по тяжелой очень статье. А все остальные сами, сами наперегонки лезут в несчастье. А если бы осмотрительно, с участием семьи, с участием Церкви, всё было бы совершенно по-другому. Ну что, пора заканчивать?

Прот. Александр Березовский: Пора, батюшка.

Прот. Димитрий Смирнов: Всего вам доброго, желаю семейного счастья за молитвы Петра и Февронии.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 13

    1. Екатерина:

      а мне тяжело слушать про то как все должно быть. все равно не будет. у меня дети заняты постоянно. и готовят , и убирают. и с малышами занимаются. учатся отлично и хорошо. спортивные и танцуют и плавают…музыкой занимаются..учимся в обыкновенной сельской школе. подходишь к такой — вечно мат-перемат. выходят ученики — выкидывают на землю и фантики, и пакеты от молока.девочки с голыми пупками…курят дети вперемешку с учителями. я не ручаюсь, что мои парни когда-нибудь не сорвуться во все это — и я не могу ходить и скандалить туда — как есть так и есть

      как заводится разговор про то как должны девочки отдельно от мальчиков учиться, как мужчины должны преподавать в школах — пусть хоть кто из правительства послушает — они и не знают, наверное, про такие разговоры

    2. Irina_S:

      Как прекрасно сказано:»наперегонки лезут в несчастье». И как это верно и точно….

    3. VladSh:

      Очень понравился совет о том, что делать, если приходят и валят свои болезни, проблемы и т.п. Также понравился разговор, каким должно быть образование детей в школе.
      Спасибо!
      P.S. Кого интересуют вопросы семьи и т.п., поищите в инете по запросу: «Видеоролики из коллекции «Правда жизни» с протоиереем Дмитрием Смирновым, ведущая Татьяна Кашина».

      • regent:

        а зачем их искать в интернете в какой-то коллекции, если они все выложены на блоге?

        • VladSh:

          Отлично! Видимо не умею пока здесь ориентироваться… как можно быстро открыть весь перечень, чтобы не искать в массе другого материала?

          • regent:

            самое простое — ввести в окошко «Поиск в блоге» слово «Кашина» и нажать кнопку с лупой.
            Это окошко есть на каждой странице, в верхнем правом углу.

            • VladSh:

              Спасибо! По поиску — действительно лучше искать здесь :) Но нужно знать, что искать. Гораздо лучше было бы иметь все программы вместе, например заходим на определённую страницу, а там видим список гиперссылок:
              - Цикл передач «Правда жизни»
              - Беседы с Батюшкой
              - Русский час
              и т.д.
              Клацаем и переходим к нужной группе.

              • regent:

                там же, где поиск, есть гиперсыылка «метки» — клацаете и получаете список меток — ключевых слов типа «Русский час», «Беседы с батюшкой», «Правда жизни», Радио «Радонеж»… и т.д. после этого можете клацать дальше…
                —-
                ПС но вообще говоря, наш блог не предназначен для миссионерской деятельности по обучению пользованию компьютером рассеянных посетителей :-)

                • VladSh:

                  Спасибо за метки. Когда поставил количество 300, тогда увидел «Правда жизни». Кстати, хорошо было бы иметь возможность сортировать метки по алфавиту — быстрее найти, иначе приходится использовать поиск на странице через Ctrl+F чтобы сначала метку найти…
                  Интернет-ресурсы имеют разную систему навигации и принципы отображения содержимого, — трудно привыкнуть к новому для себя ресурсу. Как по моему, не интуитивно. Комменты лучше, как на хабре или линейно как, к примеру, на i.ua.

                  • regent:

                    у каждого своё понятие об интуитивности, но всё таки предполагается, что пользователь обладает хотя бы минимальной внимательностью :-)
                    там есть сортировка по алфавиту, причём на самом видном месте ))))))))))))))))))))))))))))))))
                    ——
                    ПС с точки зрения навигации — при разработке какого-либо интернет-ресурса существует правило: «Нельзя ориентироваться на самого неподготовленного пользователя», т.к. таких, как правило, сейчас не много, но пользователи среднего и даже ниже среднего уровня подготовки (не говоря уже о продвинутых) будут чувствовать при работе с интернет-ресурсом постоянный дискомфорт, что, согласитесь, для ресурса гораздо более чувствительно, чем отсутствие сердечного расположения нескольких не особо ориентирующихся «в трёх интернет-соснах» и рассеянных посетителей :-)

    4. Алена:

      Спасибо Вам Батюшка за ответ!

    5. MarinaSPB:

      Точно, «не в ногу идем».. Как в 17-ом году кто-то дал команду, так и идем по этому мосту в «светлое будущее», будь оно неладно..

    6. Konstantin Minakov:

      В нашем мире такие передачи — это глоток свежего воздуха для задыхающихся в смрадном дыму «Домов 2″, «Comedy clubов», «Давай поженимся» и иных мерзостей. Здоровья и сил вам!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.