Радио «Радонеж». Протоиерей Димитрий Смирнов. Видеозапись прямого эфира от 2013.09.21
Видеозапись прямого эфира радиостанции "Радонеж", во время которого протоиерей Димитрий Смирнов отвечает на вопросы радиослушателей. Ведущий – протоиерей Александр Березовский. Радиоэфир от 21 сентября 2013 года.

   1. О Иосифе Волоцком   (0:40)

монашество, борьба против ереси, социальная помощь, голод, помощь нуждающимся

   2. Нынешние катаклизмы — это от того, что нет праведников среди людей?   (2:31)

Приближение к встрече антихриста, молитва о Сирии, сила молитвы, помощь Божия, покаяние, любовь к Богу, служение Богу, движение к преисподней, медицина, дело милосердие, клятва Гиппократа, правоохранительная система, человек человеку волк, процесс самоуничтожения

   3. Верно ли, что люди, превращаясь в бесоподобных существ, сами копают себе могилу?   (7:08)

Отличие человека от животного, нравственность, Васька слушает да ест, следствие греха, Америка, смерть мирных граждан, бомбёжка Сирии, терроризм, Маккейн, духовная закономерность

   4. О смертной казни   (10:21)

князь Владимир, отмена смертной казни, убийство, изоляция преступников, пожизненное заключение, правоприменительная система, дело Чикатило, смертная казнь в Америке, смертная казнь в России, судебные ошибки, убийство невинных, содержание заключённых, покаяние

   5. Нужна ли смертная казнь как предупредительная мера?   (14:38)

Пожизненное заключение, ограбление храма, нацистские преступники

   6. Обратитесь к христианам с просьбой о молитве о перезахоронении Ленина   (17:25)

фюрер русской революции, Ленин, Красная площадь

   7. Как быть с целым сонмом библейских святых, у которых было по несколько жён и наложниц?   (20:21)

Ветхий Завет, Новый Завет, ветхозаветные праотцы, детство человечество, Авраам, вменение веры в праведность, царь Соломон, нормы Ветхого Завета, Библия, Евангелие, Толковая Библия

   8. Слухи о новой редакции гимна, поп-гимне и рок-гимне   (24:15)

Comedy Club, юмор

   9. О иконах в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском Парке   (26:35)

Павел Ерофеев, Спас, реставрация икон, академическая иконопись, северная иконопись

  10. Строить империю — дело неблагодарное?   (28:53)

Государство, создание империи, Британская Империя, Священная Римская Империя, Империя Александра Македонского, Византийская Империя, государственное устройство, народы общий закон, мощь государства, Османская Империя, зло, насилие, закон, право, забота о гражданах, разложение элиты, разврат

  11. Раньше многие стремились под защиту и опеку империи   (32:07)

Грузия, Армения, Северный Кавказ, горские народы, чеченцы, советская империя, развал СССР, под руку белого царя, Польша, Литва, Пётр I, Иван IV, безнравственность, Алексеев, военные, клевета на императрицу, Мурси, Египет, революция, Ленин, революция 1917 года, Гитлер, Первая мировая война, голод, Вторая мировая война, Гражданская война, репрессии, колониальная Британская империя, интеллектуальный класс

  12. Признаёт ли РПЦ зарегистрированный, но не венчанный брак?   (39:57)

Социальная концепция РПЦ, апостол Павел, Священное Писание

  13. Возможно ли спасение для иноверных?   (40:55)

Сунниты и шииты, христиане, спасение, благодать Божия, Рай, ад, Царство Небесное

  14. Когда начнётся церковное почитание екатеринбургских останков царской семьи?   (43:31)

Останки царской семьи

  15. Где находится душа по православному учению?   (44:29)

Сердце, середина, душа

  16. Как перестать возмущаться и сквернословить?   (45:06)

Наркомания

  17. Почему бы депутатам не внести проект о том, чтобы убрать Ленина с Красной площади?   (46:42)

Коммунизм, Зюганов, Путин, Ленин, религиозные чувства

  18. Почему не все церковные праздники у нас совпадают с греческими?   (48:32)

Григорианский календарь, новый стиль, старый стиль

  19. Как же Господь посадил Древо познания добра и зла, если Он не создавал зла?   (49:13)

Толкования святых Отцов,

  20. Как понять, где надо проявить упорство, а где предоставить всё воле Божией?   (51:00)

Духовный опыт, молитва, Священное Писание, святые Отцы

  21. Нет ли лукавства в том, что мы, молясь о неверующем усопшем, произносим: «православно даже до последнего своего издыхания исповеда»?   (52:07)

Чин отпевания, чинопоследование, отпевание, обращение к Богу, форма и содержание, молитва, покойник

  22. Как помочь мужу стать главой семьи?   (54:11)

Мозги, воспитание, мужская ипостась, свойства, женственность, женское воспитание, безотцовщина, кадетские корпуса, мужское воспитание

Прот. Димитрий Смирнов: Добрый вечер, дорогие братья и сестры. Мы опять с отцом Александром в прямом эфире радиостанции «Радонеж». Вы можете нам позвонить в студию по московскому телефону (495) 959-59-39 и задать ваши вопросы. Всех наших слушателей поздравляю с Рождеством Пресвятой Богородицы и с памятью преподобного Иосифа Волоцкого, замечательного русского святого, настоящего духовного воина. Замечательный святой отец XVI века, о котором, я считаю, каждый русский человек должен знать за его особый подвиг. Он явился примером устроителя жизни в общежительном монашестве и во многом предвосхитил такое строительство, явил образец монашеского хозяйствования. Ну а также он замечательный церковный писатель, борец против ересей и, как бы сейчас сказали, организатор социальной помощи окрестным сёлам: в то время, когда они голодали, его монастырь брал на себя подвиг помощи крестьянам, которые жили окрест монастыря и терпели нужду.

Прот. Александр Березовский: Добрый вечер, дорогие наши слушатели. Также напоминаю, что вы можете присылать свои вопросы по смс на короткий номер 5522. В начале сообщения напишите слово «Вера» и через пробел – текст Вашего вопроса. Он поступит нам в студию, будем рады на него ответить.

Батюшка, вот, может быть, в продолжение Вашего вступительного слова такой вопрос у нас: «Господь готов был помиловать Содом и Гоморру, если найдётся там десять праведников, но их не нашлось, и гнев Божий стёр с лица земли эти города. Нынешние катаклизмы – пожары, наводнения, землетрясения – тоже от того, что нет больше праведников среди людей?»

Прот. Димитрий Смирнов: Не знаю. Потому что про такой диалог современный с Богом мы не знаем. Поэтому чего гадать? Но понятно, что мы всё приближаемся ускоренными темпами к торжественной встрече антихриста, которая по понятным причинам – Господь нам не открыл – неизвестно, когда настанет. А потом уже от нас зависит.

Прот. Александр Березовский: Приблизим мы этот момент или нет.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну вот например – стали христиане всего мира молиться за Сирию. И разработанная операция, колоссальные деньги, потраченные на перемещение огромных военных ресурсов в этот регион – всё это пока не сработало, Господь отложил. Все как-то вдруг поняли, что это делать бессмысленно. Без помощи Божией такое изменение мыслей невозможно. Поэтому, если христиане вдруг покаются и начнут любить Бога и служить Ему, то вообще весь мир может начать совершенно другое движение – не в преисподнюю, а ещё просуществовать тысяч пять лет. Взять, допустим, медицину, и превратить из услуги опять в дело милосердия. А то смешно: есть больница, есть больной, есть лекарства, есть технологии. А больному предлагают всякую дрянь – из каменного века какие-то таблетки. Спрашивается: зачем тогда разрабатывали новые лекарства, зачем эти лаборатории, когда опять чуть ли не валокордином  лечат, который вообще не является лекарством? Это же всё обман. А всё почему – потому что тем, кто это затевает, не больной нужен, а его деньги. Кто деньги предлагает, тому и предлагают какое-то лечение – ровно на ту сумму, которую он может выложить. Если такая будет ситуация, то, понятно, люди будут вымирать интенсивно. Я уж не говорю про такие вещи, как клятва Гиппократа, ещё что-то.

Может ли врач умирать с голоду? Вылечил – и больной всегда благодарен. В советские годы больные всегда благодарили врачей, и нельзя сказать, что врачи бедствовали. Так что всё регулируется. Не обязательно устраивать вымогалово. Так же и с правоохранительной системой, и с пенитенциарной. Так во всём. Если всё вдруг переменится через покаяние – очень хорошо, и отодвинется [Конец света]. А если будет продолжаться, [как сейчас], «человек человеку волк», «как бы ближнего ободрать» – понятно, что это процесс самоуничтожения. Вот и всё.

Прот. Александр Березовский: То есть люди, превращаясь в таких бесоподобных существ, сами копают себе могилу?

Прот. Димитрий Смирнов: Да, к сожалению, так оно и есть. Ведь чем человек отличается от животного? Пять признаков, но возьмём один, или обобщим. Это нравственность. Для животного нравственность не существует, оно не понимает, «Васька слушает и ест». А человек может, если захочет, поставить предел в своей неправоте, и всё будет иначе. Всё зависит от людей. И стихии утихнут. Господь, это попуская, предупреждает, что это следствие. А люди делают вид, что этого не существует. На самом деле последствия всегда бывают.

Прот. Александр Березовский: Не хочется о них думать.

Прот. Димитрий Смирнов: Вот в Америке каждую неделю выходит какой-то гражданин и начинает убивать мирных граждан. Но это для того, чтобы каждый американец, который голосовал за бомбёжку в Сирии, немножко почувствовал, что значит смерть мирных граждан, которые вообще ни в чём не виноваты. Заходит гражданин с винтовочкой и начинает убивать. Поубивал, потом застрелил себя. Чем это отличается о того, как террорист себя взрывает вместе с начинённым взрывчаткой автомобилем? То же самое, один в один. Господь это попускает для того, чтобы каждый американец подумал. Это приходит в твой дом, на твою улицу, в школу, где учатся твои дети, внуки. Теперь подумай: хорошо? Тогда чего же ты голосуешь? Потому что какая-то часть американцев под влиянием таких проповедников, как Маккейн, готовы Сирию бомбить, хотя на карте её ни в жизнь за тысячу долларов не покажут. Это несправедливо. И Господь, чтобы человек что-то почувствовал сам, попускает такие вещи. Это просто закономерность духовная. Ничего не может человеку сойти с рук.

Алло, слушаем Вас.

Радиослушатель: Здравствуйте, отец Дмитрий и отец Александр. Хотелось бы услышать мнение православных священников по вопросу присутствия смертной казни в социуме. Это вызывает полемику в моей семье и собственные внутренние вопросы.

Прот. Димитрий Смирнов: Смертная казнь, конечно, вещь противоестественная. Хотя есть разные мнения разных священников. Недаром князь Владимир, когда принял христианство, сразу отменил смертную казнь. И греческие священнослужители, которые тогда начали окормлять Россию, ему говорили, мол, ты как князь не имеешь права этого делать. Это говорит о том, что он правильно исповедовал христианство. Тем более, когда убивают от имени государства. Государство должно не убивать граждан, а их защищать. Конечно, некоторых граждан нужно изолировать. Некоторых – навсегда, с полной гарантией этой изоляции. Как у нас и происходит: из зон, где содержатся люди с пожизненным заключением, ни один ещё не убежал. Это совершенно пока невозможная вещь.

Во-вторых, очень много в нашей системе правоприменительной бывает ошибок. Самый известный пример: по делу Чикатило расстреляли, по-моему, шесть человек; более того, они признались во всём. Как же нужно лупить человека, чтобы он признался в том, что он других людей, невинных, расчленил! Страшные пытки они должны были перенести. Так же и в Америке – мы постоянно узнаём, что многих посадили на электрический стул или сделали им инъекцию, а потом выясняется, что они ни в чём не виноваты. Нашли другого преступника, или он объявился – причём, ему надо доказывать, что это он убил, без этого никак нельзя. Такие ошибки – не один и не два случая, их довольно много. То есть государство убивает невинных. Это что, лес рубят – щепки летят? Ну и третий аргумент: в нашей стране за XX век убито столько миллионов невинных людей, что хватит. Хватит. Не так уж много настоящих злодеев, у которых душа повредилась до такой степени, чтобы нам при нашей мощи трудно было их содержать и кормить. И есть возможность, что у них произойдёт покаяние.

Вот давеча по телевизору показывали одного гражданина, который получил 17 лет. Семь уже отсидел, осталось десять. И вот он начал заниматься иконописью, и очень у него хорошо получается. Он стал к храму приобщаться. Он не на пожизненном, 17 лет ему дали за что-то – наверное, кого-то убил, душегуб какой-то. Но вот видите, он постепенно перерождается. За 17 лет в тюрьме он вполне может стать другим человеком. Это, конечно, более правильная мера. Изоляция обязательна, но убийство, конечно, никак нельзя принимать.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, но может быть [смертная казнь] как предупредительная мера, чтобы другие одумались и остановились, не совершив преступления?

Прот. Димитрий Смирнов: Понимаешь, пожизненное заключение...

Прот. Александр Березовский: Похлеще.

Прот. Димитрий Смирнов: Для некоторых похлеще, но это и само по себе остановит. Ведь каждый преступник надеется, что его это минует, он «перехитрит». Просто преступники никогда не учитывают фактор Господа Бога. Они думают: вот они, а вот МВД. И они обманывают следователей. Но о Боге-то забывают. Я помню случай с одним моим знакомым. Ограбили его храм – из иконостаса вынули два десятка икон XVIII века, отреставрированных. Вывезли, увезли в неизвестном направлении – ищи ветра в поле. И какой-то гражданин – что-то ему не спалось – вышел покурить на балкон. Смотрит – из какой-то машины что-то разгружают в два часа ночи. Он позвонил в милицию и говорит: «Ребята, тут что-то разгружают, похоже на иконы». Ну, он видит – широкие доски длинные. Тут же приехали – и их взяли, и все иконы вернули, до одной. Вот, пожалуйста. Ну кто знал, что кому-то будет не спаться? Гражданин вызвал милицию со своего балкончика, и всё. А тем – раскрытое преступление, тоже «палочка»-выручалочка. Может, кто-то и звёздочку получил.

Вот этого не учитывают – что Бог-то всё видит. Сколько верёвочке ни виться, конец придёт. Что, так бывало, что человек режет, убивает – и потом всё, на пенсию, купил себе домик, живёт хорошо? Находят нацистских преступников, которым за девяносто. Всё находят – и документы, и в других странах, не скроешься. Придёт время обязательно.

Прот. Александр Березовский: Нет ничего тайного, что не стало бы явным.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Алло, добрый вечер, слушаем Вас.

Радиослушатель: Схиигумен Илий (Ноздрин) сказал, что, пока у нас находятся останки [Ленина] на Красной площади, для России в духовно-нравственном отношении мало что изменится. У меня предложение. Вы к нам обращались по поводу молитвы за Сирию, мы помолились...

Прот. Димитрий Смирнов: И вот результат.

Радиослушатель: Батюшка, Вы священник авторитетный, обратитесь к нам, мы помолимся, чтобы их перезахоронили. А потом у меня такое предложение: может быть, у Вас депутат знакомый есть? Всё так просто: депутаты проект закона могут внести в Думу о перезахоронении останков с Красной площади.

Прот. Димитрий Смирнов: Так я, между прочим, ещё не один год назад говорил, что эту вонючку надо вообще убрать. Но у меня другое предложение: выстрелить его на обратную сторону Луны, чтобы он вообще не пах на территории России. Или, на худой конец – в Швейцарию. Я тут был в Швейцарии в феврале, специально в Цюрих заехал, и там написано по-немецки «Фюрер русской революции» – я сфотографировал табличку на доме, где этот бес жил. Поэтому – Вы опоздали, дорогой. Я уже призывал. И в мультиблоге висит призыв молиться, чтобы это случилось. Но ведь за Сирию не только я, грешный, призывал молиться. Призывал и Святейший Патриарх молиться за Сирию, и Папа Римский призывал, по всему миру христиане болели за древнейшую церковь сирийскую.

Я против перезахоронения, я считаю, что этот труп должен быть вообще уничтожен, а если он кому-то дорог, – то куда подальше. И пусть туда ездят на экскурсии, и что хотят с ним делают. А перезахоронить – много чести. Здесь же святая Русь. Это всё равно что Гитлера хоронить. Гитлер-то не похоронен, могилы-то его никакой нет. И с этим так же, он хуже гораздо Гитлера, поэтому нечего ему тут делать.

Алло, добрый вечер, слушаем Вас.

Радиослушатель: Здравствуйте. Вы как-то сказали, что, когда некто говорит, что у него пятеро детей от трёх жен, это аномалия, потому что Бог с начала мира положил, что каждый человек должен жить с одной женщиной. А как быть с целым сонмом библейских святых, у которых было по несколько жён, и наложницы у некоторых были? Как это стыкуется?

Прот. Димитрий Смирнов: Да очень просто. Это давно уже состыковано – когда Библию составляли в современном для нас варианте. Она, вообще, разделяется на две части – да будет Вам известно, советую Вам купить эту замечательную книгу. Она состоит из Ветхого Завета и из Нового. И в Ветхом Завете многое предписывается, что для Нового Завета совершенно неприемлемо. Потому что Новый Завет – это новые мехи, в которые налито новое, молодое, вино (Мф., 9, 17). И не надо никуда ветхозаветных праотцев девать и ничего состыковывать. Это детство человечества. Греховное детство. Вы что думаете, отец всех верующих Авраам был праведником что ли? Нет. Но он имел такую веру, которую Бог вменил ему в праведность. Вот в чём дело-то. А так посмотреть – как он с женой своей поступил, когда почувствовал угрозу от фараона (Быт., 12, 10-20)? Что, как гусар, как джентльмен? Нет, конечно. И в житии каждого ветхозаветного угодника есть такие эпизоды, того же царя Соломона, а книга очень откровенная, безо всяких попыток загладить, прямо суровая правда. А с точки зрения Ветхого Завета это было вполне приемлемо. Но у нас сейчас аж 2013 год новой, христианской, веры. Вы не в курсе? Очень многие люди [не в курсе]. Вот я недавно одной журналистке давал интервью, потом попросил её прислать мне на электронную почту то, что она написала. И она там написала, что мы праздновали «2000-летие введения христианства на Руси». Нормально современные журналисты пишут? Так что я бы Вам всё-таки посоветовал и Библию купить, и Евангелие почитать, и увидеть, как это соотносится. И почитать Толковую Библию, она тоже на три части разделена. Посмотреть, как это толкуется, что это означает. Ничего хорошего, что у царя Соломона, который является одним из авторов Священного Писания, была сотня жён и много сотен наложниц (3 Цар., 11, 3-10). Это его и сгубило, поэтому он не во святых с точки зрения Нового Завета. Наоборот, он через своих жён впал в язычество.

Алло, добрый вечер, слушаем Вас.

Радиослушатель: Отец Дмитрий, сегодня в новостях услышала ужаснейшее для меня сообщение, пострашнее, пожалуй, чем Сирия. Говорят, что записана новая редакция гимна Александрова. Сама не слышала, но говорят, что исчезли слова «Хранимая Богом родная земля». Но если нас Бог хранить не будет, то мы не Амур получим, а мировой пожар. Так этого мало. Говорят, будут ещё записывать гимн в исполнении поп- и рок-музыкантов. Ну как я могу в такой стране жить, где рок-гимны? Может быть, ещё плясовой гимн сделать? Я была в ужасе.

Прот. Димитрий Смирнов: Не знаю, это всё надо проверять, что это значит. Может быть, Вы смотрели «Камеди Клаб». У меня в деревне был диалог с одним человеком. Он мне приносит газету и показывает: «Дмитрий, смотри, что происходит». Я спрашиваю: «Что такое?» Написано, что больше папиросы в Сергиево-Посадском районе продавать не будут, а будут только в одном месте – «у лося». На Ярославке стоит такой лось, молодожёны к нему сейчас ленточки привязывают. Я объясняю: «Смотри, этот раздел подписан “Юмор”». Он говорит: «Ну и что?» Вот в газете написано, и он так воспринимает. Поэтому Вы пока не беспокойтесь. Слава Богу, мы свободны, всегда можно уехать в страну, где нет плясового гимна.

Алло, добрый вечер.

Радиослушатель: Здравствуйте, батюшка. В Вашем храме иконы совершенно потрясающие в алтарном иконостасе. Скажите, откуда они? Они были в этом храме, или откуда-то Вы приобрели их?

Прот. Димитрий Смирнов: Они быть в храме не могли, потому что иконы – первой половины XVII века, а храм – всего середины XIX века. Сами понимаете, эти иконы вдвое старше храма. Ребята принесли, предложили. Мы посмотрели – доска старая. Наши реставраторы, Павел Ерофеев и его супруга Екатерина, её расчистили, дописали утраты. Наши столяры её соединили. И вот мы теперь имеем такого Спаса. Их всего два осталось на Руси – у нас, и ещё в городе Романове-Борисоглебске (дореволюционное название г. Тутаева – Ред.). Тот ещё больше, но Глава нашего больше. Там поле больше. Но тот чёрный, неотреставрированный. А наш полностью расчищен – почему? Потому что в XIX веке на нём написали другую икону – тоже Спасителя, но живопись академическая. Эту живопись убрали, а там обнаружился чистейший северный XVII век.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, каким должен был быть собор, в котором такие иконы были в иконостасе.

Прот. Димитрий Смирнов: Почему был? Собор и сейчас есть.

Прот. Александр Березовский: Что, даже известно, из какого?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, я единственный человек, который знает, из какого. Ну, кто ж признается? Там уже стоит иконостас другой. Я просто вычислил.

Прот. Александр Березовский: Откуда он мог бы быть.

Прот. Димитрий Смирнов: Мог бы быть, да.

Прот. Александр Березовский: «Говорят, что лучшая форма правления государства – это империя. Но с другой стороны, первой империей был Вавилон, и он был проклят. Тогда получается, что строить империю – дело неблагодарное?»

Прот. Димитрий Смирнов: Дело в том, что... Вот собрались мужики за домино. Поиграли-поиграли, и решили строить империю. Так не бывает. Есть некоторые народы, при своей гениальности они в состоянии построить государство, в котором лучше жить многим народам. И она получается сама. Она вырастает из очень многих факторов. Так возникла империя Британская, так возникла Священная Римская империя в Германии, так возникла империя Рима, так возникла – очень накоротко – империя Александра Македонского... Народы радовались, когда он их завоёвывал, побеждал местную власть, потому что с ним шла гораздо лучшая жизнь. Так была тысячелетняя Византийская империя. Есть свои недостатки – люди есть люди, – но в целом, как устройство, это гораздо более высокая организация, и в ней гораздо более комфортное существование народов, потому что все народы подчинены общему закону, и их охраняет вся мощь государства. Поэтому незачем воевать, войны – только локальные. Когда по границам империи кто-то нападёт, тогда вся империя своей мощью защищает и побеждает, и даёт возможность народам жить дальше. Вот была Османская империя. Но те империи, которые основаны на зле, насилии, конечно, недолговечны. А те империи, которые основаны на законе, праве, заботе о гражданах этого мощного государства, процветают – более или менее. Для всех наука – Римская империя. Настолько богатая была и мощная, что элита разнежилась, и они погрязли в разврате. Ну и империя сгнила с головы, уже не могла существовать.

Прот. Александр Березовский: Раньше, действительно, многие народы стремились под защиту и опеку империи.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, разумеется. Вот для Российской империи Грузия, Армения – это что, завоевания, что ли? Да нет. Всё добровольно. Вот на Северном Кавказе повоевали: Грузия вошла в состав, а между нами – Северный Кавказ. Нужно было его привести к общему знаменателю, а горские народы – свободолюбивые, они и друг друга-то не признают. Поэтому пришлось кровушки пролить – и русской, и местной. Но сейчас наладилось, чеченцев уже миллион. Когда в истории чеченцев был миллион? Только благодаря тому, что они живут [в России] и жили в советской империи. Но советская империя не могла и ста лет просуществовать, потому что она затеяна на лжи. Не на законе, а на лжи. Очень много несправедливого, очень много насилия, очень много подавления. Поэтому ни один человек, хотя проголосовали за сохранение, не вышел её защищать, когда всё начало разваливаться. Вот это как раз тоже наука. Если мы хотим строить опять Россию – а у русского народа именно такой инстинкт строительства, – такое государство, в котором всем будет хорошо, тогда все и ринутся. Ну, представь себе: живёт какой-то русский человек или украинец, или белорус, или узбек. И они видят: мы тут голодаем, а у них там – молочные реки, кисельные берега. Конечно, они ринутся, будут умолять: возьмите нас, мы русский язык выучим, и Пушкина наизусть, «Евгения Онегина», и волосы покрасим в белый цвет, и язык свой забудем, будем только по-русски говорить, в русские школы ходить. Хотите, в Сибирь поедем – только чтобы уехать из Азии, где наши правители нам не могут устроить такую жизнь. И все придут. И Польша придёт, и Литва придёт. Все придут, если будет хорошо, не будет никакого подавления.

Прот. Александр Березовский: Да приходят. Тысячами приходят к нам за лучшей жизнью, чем у них там.

Прот. Димитрий Смирнов: Миллионами.

Прот. Александр Березовский: Но пока о том, чтобы вернуться в границы России, [речи нет].

Прот. Димитрий Смирнов: Всё не сразу, это же очень долго. Ведь Россия не сразу стала империей, только с Петра I. Сначала были отдельные княжества, потом было устройство по принципу королевств. Царство, которое устроил Иван Грозный, вобрало в себя княжества, но всё-таки эти княжества были разрозненны, а уже Пётр I стал строить империю. И уже после Петра наши царицы, цари приумножали [территорию], и очень всё неплохо получалось. Её подточило что? Безнравственное отношение. Военных – царя предал начальник генерального штаба, генерал Алексеев, это в какие ворота годится? Это значит, присяга для них – ничто. Начальники фронтов все предали. Высший класс просвещённый – предал, верили во всякие дурацкие слухи, клеветали на императрицу, что она немцам продалась. Чего только они не выделывали. «Сместить царя». Ну, сместили. Вот Мурси сейчас в Египте сместили после того, как выбрали. И что, от этого хлеб появился в Египте? Этот хаос теперь на двадцать лет, но двадцать лет после того, как придёт диктатор и всех поставит на ножи, и наведёт порядок. А так сейчас грабёж начнётся. Калашниковых полно, патроны завезут из Европы, и начнётся просто бандитизм. Миллионы покинут Египет. Так что все эти революции – только огромные несчастья народу. Как и русскому народу, так и всем остальным народам. Что народ поимел с этих революций? Только промыли мозги. Хоть с этим Лениным, хоть с тем, что люди ничего не понимают. Разве мы так бы жили? У нас бы сейчас было 800 миллионов русских. Мы уже вскопали бы всю Сибирь. Мы бы весь мир, всю Африку завалили зерном, сливочным маслом. У нас бы к каждому селу шла железная дорога. У нас были бы сотни миллионов рабочих рук молодых, таджикам бедным и китайцам тут даже нечего было бы делать, всё бы сами выращивали. Перед революцией только Сибирь вывозила сливочного масла столько по объёмам, сколько золота добывали. Прирост промышленности был 12-13%, а сейчас еле натягиваем на 3%. Какой Гитлер, куда бы он сунулся? А то – Первая мировая война, несколько миллионов погибло. Потом революция, гражданская война, потом большевички голод организовали – ещё миллионы погибли. Потом Вторая мировая – опять 30 миллионов. Да сколько же можно? А репрессии? Опять миллионы и миллионы лучших людей. И ещё мы живы. Да это мощнейший народ на земле. Вот я думаю, с британцами это сделали бы, будь они не на острове, а в центре Европы. Им только остров и позволил за счёт флота построить империю колониальную. А такую сушу освоить – шестую часть – могли только русские. А прекратили исторический процесс, потому что сгнил интеллектуальный класс вместе с военными.

Алло, здравствуйте, слушаем Вас.

Радиослушатель: Добрый вечер. Отец Дмитрий, я читал «Мытарства блаженной Феодоры», и там написано, что на одном из мытарств испытывается тот, кто жил вне церковного брака. А в социальной концепции Русской Православной Церкви написано, что наша Церковь признаёт то, что в ЗАГСе мы подписываем.

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно, признаёт. И даже не только наша социальная концепция, а сам великий апостол Павел это признавал и говорил, чтобы не разводились в таком случае (1Кор., 7, 10-13). Поэтому мы следуем Священному Писанию. Это авторитет пошибче.

Прот. Александр Березовский: «Как учит наша Церковь, возможно ли спасение для иноверных? Или это исключительно прерогатива Господа, и неважно, какой ты веры?»

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, то, какой ты веры, очень важно. Потому что в результате своей веры человек и поступает [соответственно]. Вот у человека вера в то, что, если он сейчас обвяжет себя динамитными шашками и, будучи шиитом, взорвёт суннитскую мечеть, то он тут же прямиком попадёт в рай. А у другого человека будет другая вера. Допустим, христианская. Он считает, что, если суннитов в мечети взорвали, то нужно этих суннитов срочно на своём автомобиле привезти в больницу, а пока их везут, перевязать, используя бинты из собственной рубашки. Разная вера даёт человеку разные предписания. Поэтому вера очень важна. А спасение от этого вообще не зависит. Спасение зависит от благодати Божией – она спасает. А уж в чьё сердце войти, это Сам Господь Бог Святый Дух и решает. Поэтому нам гадать, дуракам, куда войдёт Дух Святый, вообще не возможно.

Дело в том, что у большинства людей неистребимо тупое понимание спасения. Они думают, что человек умер и попал, как в ловчую яму, в Рай или в ад. На самом деле всё не так. Царство Небесное приходит в сердце человека. Или не приходит. В Царство Небесное входит только желающий его человек. А не хороший человек...

Прот. Александр Березовский: Ищущий.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Который его же, этого Царства, взыскует. Сказано: «Ищите прежде всего Царства Небесного» (Мф., 6, 33). А остальное – машина, дача, холодильник – приложится вам. А у нас наоборот: сначала холодильник, дача, счёт в банке, а потом уже Царство Небесное. Так не получается.

Алло, добрый вечер!

Радиослушатель: Здравствуйте, батюшка. Знаю, Вы хорошо разбираетесь в этом вопросе. Когда начнётся церковное почитание екатеринбургских останков, с учётом того, что в государственном архиве хранятся мощи цесаревича Алексея и одной из великих княжон, все экспертизы проведены и все материалы представлены?

Прот. Димитрий Смирнов: Вот Вы и не угадали – я абсолютно в этом вопросе не осведомленный человек. Совершенно не знаю. Я знаю, что Святейший Патриарх говорил, что открылись какие-то новые обстоятельства, но насколько они приблизят нас к этому, я не знаю. Во всяком случае, я в своей жизни уже привык не торопиться. Никакой спешки нет, и, думаю, что всё произойдёт в угодный Богу момент.

Прот. Александр Березовский: «У иудеев душа находится в крови. А где душа находится у христиан? Раба Божия Евгения».

Прот. Димитрий Смирнов: У христиан находится в сердце.

Прот. Александр Березовский: Где будет сокровище ваше, там и сердце ваше (Мф., 6, 21)...

Прот. Димитрий Смирнов: Да. И у всех христианских народов слово «сердце» как раз обозначает середину. Сердце, середина – это главная часть. И тут находится наша душа.

Прот. Александр Березовский: «Как перестать возмущаться и сквернословить?»

Прот. Димитрий Смирнов: Очень просто – надо взять и перестать.

Прот. Александр Березовский: Ну, перестать сквернословить ещё можно – рот свой занять чем-то.

Прот. Димитрий Смирнов: Я знаю, технология есть, как перестать быть наркоманом. Нанимают восемь человек ребят, которые в две смены ходят постоянно с тобой, как охрана. И как только ты куда-то в шалман направляешься, они тут же тебя связывают и отвозят в клинику. И договор о том, что ты в течение пяти лет не можешь их уволить. И за пять лет ты бросаешь. Так же и здесь. Нанять человека – очень много ведь спортсменов, которые нуждаются в заработке – и платить ему: «как только я выругался, ты мне бьёшь под дых». Чтобы поднял, отвез домой, там бы ещё дал. И всё, и пройдёт. Если у кого деньги есть. А проще самому перестать ругаться.

Прот. Александр Березовский: Да, порой человек и хочет, а говорит: «Ну не могу».

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, «не могу» – дать ему как следует.

Прот. Александр Березовский: Сразу сможешь.

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно. Кому охота по морде получить. Алло, добрый вечер.

Радиослушатель: Батюшка, ещё раз Владимир. Вторая часть вопроса: у Вас есть знакомый депутат Государственной Думы, человек нравственный, православный?

Прот. Димитрий Смирнов: Очень таких много.

Радиослушатель: Мы уже давно созрели – и общество, и Государственная Дума. Внести проект любой депутат может. Не нравится «о перезахоронении» – я с Вами согласен – давайте о выносе, или о том, чтобы подарить эти останки господину Зюганову, или раздать по частям им всем. Как угодно, но проект можно внести, и посмотреть, как общество наше среагирует. Мы же уже созрели, на площади никто не выйдет, всё обсудим. Но нужно вносить, и у меня просьба к Вам, Вы же знаете этих людей.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, я знаю, и не одного. Более того, я даже уверен, что наш президент первый «за», если такой закон будет, он его обязательно подпишет. Просто уверен. Просто есть небольшое количество наших пенсионеров, которые голосуют за коммунистические программы, в которых, собственно, коммунистического ничего нет. И, я думаю, сам Андреич в принципе был бы согласен. Но чтобы свой электорат не напрягать, он ничего про Ленина не говорит. А так он вполне человек просвещённый и, мне даже кажется по каким-то его реакциям, верующий. Поэтому – и тут всё в порядке. Но просто, видимо, стариков не хотят будоражить, потому что коммунизм – это всё-таки религия. Чтобы как-то не огорчать их религиозные чувства.

Прот. Александр Березовский: «Почему не все праздники у нас в России совпадают с греческими? Ведь греки тоже православные».

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, греки не «тоже православные». Это мы «тоже православные». А праздники не совпадают, потому что они пользуются католическим, григорианским календарём. Поэтому у нас разница две недели.

Прот. Александр Березовский: Да, то есть они просто по новому стилю празднуют, а мы – по-старому.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, так их называют. Алло, добрый вечер.

Радиослушатель: Добрый вечер. Отец Дмитрий, нам известно, что Господь Бог посадил посреди Рая два дерева – древо жизни и древо познания добра и зла. Если Господь Бог зла не создавал, значит, оно было в плодах этого дерева, в яблоках.

Прот. Димитрий Смирнов: А там про яблоки ничего не сказано. Может, это хурма была?

Радиослушатель: Да? Согласен, надо посмотреть. Нас приучили всех, что Ева вкусила яблочко.  

Прот. Димитрий Смирнов: Понимаете, Вы находитесь в таком возрасте, и по голосу слышно, что Вы мужчина... Всё-таки надо Вам книжки почитать. Почитайте толкования святых отцов – сейчас в Интернете можно всё найти, или пойдите в нашу Синодальную библиотеку, а если ближе в Ленинку – то в Ленинку. И почитайте. На эти вопросы и мы тысячу пятьсот тридцать два раза отвечали, и это написано в любом учебнике для церковно-приходских школ, как появилось зло, и что это значит. Ну, что мы будем сейчас из первого класса воскресной школы рассказывать. Просто найдите и почитайте. Вы должны это знать.

Прот. Александр Березовский: Павел из Севастополя: «Отец Дмитрий, как понять, где надо упереться и идти до конца – с молитвой, конечно, – а где отпустить ситуацию и предоставить всё на волю Божию?»

Прот. Димитрий Смирнов: Таких алгоритмов не существует. Это всё только из опыта.

Прот. Александр Березовский: То есть человек должен сам нащупать?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да, он же правильно говорит – «с молитвой». Человек в результате своей жизни приобретает опыт, который именуется духовным. Его действие должно быть согласовано и с его молитвой, внутренним ощущением, и с его совестью, со Священным Писанием и с тем, что в аналогичных случаях говорят святые отцы. И, если это всё собрать, ответ бывает, чаще всего, совершенно выпуклый и явный.

Прот. Александр Березовский: «В молитве об усопших мы произносим такие слова: “православно, даже до последнего своего издыхания, исповеда”. А если человек, о душе которого мы просим у Господа, не только не исповедовал, но и не верил в Бога, хотя и был крещён? Не лукавим ли мы перед Богом, говоря об усопшем то, чем он не был?»

Прот. Димитрий Смирнов: В этом нет лукавства, мы просто читаем текст, который подходит по данному случаю. А вкладывать от своего сердца мы можем что угодно, и свои слова добавлять. И наш чин отпевания не каждому покойнику подходит.

Прот. Александр Березовский: Ну да, когда приносят покойника и говорят: «Мы не знаем, крещён ли он вообще, есть только некие сведения. Но давайте его отпоём». И там – «со святыми упокой раба Твоего»...

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да.

Прот. Александр Березовский: А человек никогда в жизни рабом-то Божиим не был.

Прот. Димитрий Смирнов: Мы этого не знаем. Может быть, и был.

Прот. Александр Березовский: То есть мы совершаем некое чинопоследование?

Прот. Димитрий Смирнов: Мы совершаем чинопоследование. Это же не магическое действие, хотя многие так это воспринимают, к сожалению. Это просто форма нашего обращения к Богу, и больше ничего. Причём эта форма может быть не наполнена никаким содержанием. Если священник в это время думает о чём-то другом, а те люди, которые вообще не участвуют, думают, сколько дать могильщикам, и у кого документы... То есть в храме такая ситуация может быть, что вообще никто не молится. Кроме бедного покойника – он-то молится будь здоров.

Прот. Александр Березовский: «Как помочь мужу стать главой семьи, чтобы он взял инициативу в свои руки в решении семейных проблем, и был примером для детей?»

Прот. Димитрий Смирнов: Надо сделать пересадку мозга.

Прот. Александр Березовский: От жены к мужу.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, нет, это так мы жену потеряем. От какого-то человека, который к этому способен. Мозги поменять. Это всё от воспитания. Большинство наших «мужей», с позволения сказать, мужья формальные – по свидетельству о браке. Муж – это ипостась, а по своим свойствам большинство человеков очень женственны, потому что их воспитывала мама без папы, в школе учителя – только женщины, в классе самые сильные – девочки. А если ещё на работе ему попадётся  женщина-начальник – то всё, труба дело. Поэтому он должен молиться, чтобы Господь послал ему в жёны разумную главу семьи. И он при ней проживёт жизнь – только нужно, чтобы он её во всем слушался. И зарплату всю ей отдавал, и она чтобы вела всё хозяйство. Желательно, чтобы он бы ещё на работу не ходил, а воспитывал детей всех, которых жена ему родит. Как нянька.

Прот. Александр Березовский: Но жена-то мечтает о другом – чтобы она была с детьми.

Прот. Димитрий Смирнов: Их в природе нет. Их просто нет в природе. Ну, кто-то себе отхватит, но это меньшинство. Для остальных – вот такие только.

Прот. Александр Березовский: Женщинам нужно быть готовым быть и мужиком, и вообще всем.

Прот. Димитрий Смирнов: И вообще всем.

Прот. Александр Березовский: Да уж. Что нас ждёт впереди?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, если мы проведём реформу... Допустим, наше государство озаботится воспитанием следующего поколения. Всех парней-сирот, всю безотцовщину собрать в специальные кадетские корпуса. Туда собрать лучших педагогов и, в дядьки, – офицеров. И – мужское воспитание. И через 20 лет у нас будет полно мужиков – настоящих, воинов, мужей. А не жён в брюках. А так – женщины просто вынуждены становиться мужчинами. И работать, и домашнее хозяйство вести, и детей рожать, и грудью их вскармливать, и вообще всё-всё на женщине. И в церковь ходить. Вот на Кавказе – там же все мужики. Там не бывает, чтобы в брюках – и баба. Все мужики – плечистые, сильные, красивые. В мечети – одни мужики. А у нас... В церкви – одни бабы. Где мужики? Только в алтаре. И много их там? Ну и так, кое-кто стоит, ссутулясь, в храме. По полтора мужика. А я встречал храмы, где вообще ни одного мужика – вот на Севере бывал. Они «боятся», они «стесняются». Вот аварцы не стесняются, лезгины не стесняются, кабардинцы не стесняются, балкарцы не стесняются. Наполняют храмы, молятся. На колени встают перед Богом. Наши – перекреститься стесняются.

Вот на этой счастливой ноте сегодня мы закончим. Всего вам доброго, до свидания.

Прот. Александр Березовский: Спасибо Вам, батюшка, за Ваши ответы. Всего доброго!


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 4

    1. Максим Румянцев (Екатеринбург):

      Полиция тоже сегодня оказывает УСЛУГИ… согласно 140 приказу МВД.

    2. makdalin:

      Спасибо!

    3. MarinaSPB:

      Спасибо. Как все батюшка правильно говорит!

    4. Larkisa:

      Только о.Димитрий Смирнов может так отвечать на вопросы, умно и остро)
      Про пересадку мозга- сильно)))
      Радостно видеть батюшку в добром здравии!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.