Беседы с батюшкой (ТК «Союз», 13 октября 2013 г.)
Протоиерей Димитрий Смирнов отвечает на вопросы на православном телеканале "Союз". Ведущий протоиерей Александр Березовский. Передача от 13 октября 2013 года.

   1. О празднике Покрова Святой Богородицы   (0:17)

Покров, покров Пресвятой Богородицы, почитание Богородичных праздников

   2. Где искать Царство Божие, как его найти?   (4:23)

Царство Божие, Евангелие

   3. Как христианину относиться к бесстыдным влюблённым парочкам?   (9:56)

влюблённые, бесстыдное поведение, обличение, аморальное поведение, мораль

   4. Что нужно делать, чтобы стать настоящим мужчиной?   (16:09)

настоящий мужчина, воспитание мужчины, спорт, воспитание воли, благородство

   5. Как воспитать в детях благородство?   (18:44)

дети, воспитание детей, благородство

   6. Не мешает ли торговля иконами и свечками в храме службе?   (22:21)

торговля в храме, свечной ящик, служба в храме

   7. Трусость – это грех или немощь?   (25:42)

немощь, грех, трусость, малодушие, смелость, преодоление, упование на Бога

   8. Можно ли в православном храме поминать за упокой старообрядца?   (29:23)

поминовение усопших, поминовение старообрядцев, церковное поминовение, старообрядцы

   9. Как продвигается проект открытия православных медицинских центров?   (30:11)

медицинские центры, православная медицина, социальная помощь, ведение беременности, здравоохранение

  10. Об изменении самосознания русского народа и перспективах России.   (33:12)

Россия, вымирание русских, русская история, наука, демография

  11. Почему Россия так обнищала на таланты и гениев?   (40:16)

таланты, гении, советская власть, истребление народа, умирание народа, уныние, апатия

  12. Какие меры наиболее эффективны в антиабортном движении?   (44:44)

аборты, движение против абортов, личный пример, воспитание детей, многодетные семьи, работа с населением, национальная идея, налог на бездетность

  13. Правда ли, что фильм Лунгина «Остров» антиправославный?   (50:10)

Лунгин, «Остров», слухи

  14. Не является христианская любовь корыстной, ведь она только ради Царствия Небесного?   (51:47)

Царство Небесное, любовь, настоящая любовь

  15. В чём причина непонимания и неверного толкования слов Христа?   (53:57)

Евангелие, притчи, любовь, духовные богатства, качества души

Прот. Александр Березовский: Добрый вечер, дорогие братья и сестры. Мы с вами в передаче «Беседы с батюшкой», и у нас сегодня в прямом эфире, как обычно в воскресный вечер, в гостях протоиерей Дмитрий Смирнов. Батюшка, добрый вечер.

Прот. Димитрий Смирнов: Здравствуй, отец Александр. Здравствуйте.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, давайте начнём с поздравления с праздником.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, мы вступаем в великий праздник Покрова Пресвятой Богородицы, с древности любимый на Руси – имеется множество храмов, приделов в честь Покрова. Особенно он пришёлся по душе русскому народу, который проникся этой замечательной тайной, открывшейся святому Андрею, когда он увидел на воздухе молящуюся Пресвятую Богородицу, простирающую над молящимися свой Покров. Это очень умилило сердца наших предков, постепенно праздник отвоёвывал литургическое пространство и стал великим праздником.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, но он стал великим только в Русской Православной Церкви.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да, в Греции он остался праздником одного из событий.

Прот. Александр Березовский: Хотя само событие произошло в Константинополе, но там оно почему-то [широко] не празднуется. Почему, в чём причина?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, так бывает. Например, в Греции более торжественно празднуется праздник Дмитрия Солунского – с кораблей пушки палят.

Прот. Александр Березовский: Ну, это понятно, это их святой.

Прот. Димитрий Смирнов: Он и наш святой. Или Иоанн Русский – он там прославлен, святой русский воин, пленник. У нас его тоже почитают, но не так, как в Греции.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, но с чем связано именно на Руси почитание этого праздника, и вообще всех богородичных праздников?

Прот. Димитрий Смирнов: Я бы не сказал, что наше почитание меньше, чем на западе или в Византии.

Прот. Александр Березовский: Мне кажется, наоборот, больше.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, ну как это измерить? Но вот, действительно, количество храмов, посвященных Богородице, [велико], это безусловно. Когда мы смотрим на Богородицу с младенцем Христом – это одновременно икона Христа Спасителя. То есть для русского сознания материнство как-то очень глубоко понятно оказалось. И вход в христианство через это понимание, познание, через молитву Богородице происходит у нас. Я думаю, на это могла повлиять Владимирская икона Божией Матери – удивительная икона, которая никого не может оставить равнодушным, даже людей «языческих».

Прот. Александр Березовский: Сама иконография.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, сам этот образ как некий символ Древней Руси.

Прот. Александр Березовский: Пресвятая Богородица взяла под Свой Покров Русь, и это заметно по тому, как часто совершаются чудеса по молитвам Пресвятой Богородице простых людей.

Прот. Димитрий Смирнов: Безусловно. Поэтому мы к Ней и обращаемся: «Пресвятая Богородица, спаси нас». Хотя, конечно, Спаситель – Христос, но и за молитвы Пресвятой Богородицы. Это церковный опыт тысячелетний.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, вот один из вопросов, пришедший к нам от Татьяны: «В Евангелии сказано: “Ищите прежде Царствия Божия, и всё приложится вам” (Мф. 6, 33). А где искать Царство Божие, где его найти?»

Прот. Димитрий Смирнов: Искать не как некий ларец с яйцом, в котором игла, которую надо переломить, и тогда Кощей, так сказать, оставит нас в покое. Нет. Поиск – как поиск решения задачи. Мы же тоже ищем решение. И Господь показывает, как это нам нужно делать: «Я был голоден – ты меня накормил» (Мф., 25, 34-36)... Или вот сейчас на Покров мы собираем средства для людей, находящихся в заключении: «Я в темнице был, а ты меня посетил» (там же). Посетить мы не всегда имеем возможность, кто-то специально этим занимается, но денег дать на это дело – тоже благо. Или «Я был наг – ты меня одел» (там же). То есть любое добро, сделанное во имя Христа, – это поиск решения, шаг к достижению Царства Небесного. Вот так оно ищется. Не просто по лесу гуляет человек и кричит: «Ау! Царство Небесное, откликнись!» Нет. Это путь внутренний.

Прот. Александр Березовский: Вот как раз люди и пытаются заглянуть внутрь себя и определить, поселилось оно там или нет. «Добрый я или не добрый? Злой или не злой?»

Прот. Димитрий Смирнов: Так дерево же судят по плодам. Какова наша реакция на раздетого, голодного, сидящего в тюрьме? Мы испытываем сострадание к страдающему? Если уже испытываем, значит поселилось. Если нет, мы равнодушны, то значит пока ещё нет. В сегодняшнем Евангелии Господь говорит: «...будьте милосерды, как и Отец ваш Небесный милосерд» (Лк., 6, 36). Вот если будет такого рода милосердие, значит мы на верном пути.

Прот. Александр Березовский: Но кто может сказать, что он достиг исполнения этой заповеди?

Прот. Димитрий Смирнов: А не надо говорить, надо делать.

Прот. Александр Березовский: Сколько бы мы ни сделали, по слову Христа, мы рабы ничтожные, не сотворившие ничего (Лк., 17, 10).

Прот. Димитрий Смирнов: А это говорится о том устроении, в котором мы должны делать – не раздуваться от тщеславия, гордости, не трубить на каждом перекрёстке. Это совсем не надо. Но чтобы сердце всё время нуждалось в творении добра. Это его пища – любовь к ближнему.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, в продолжение к этому вопросу. Значит ли, что те люди, коим всё уже приложилось, нашли Царствие Божие?

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно. И эти люди начинают жить как бы другой жизнью. Они начинают творить дела Божии. Яркий пример – преподобный Серафим. Он прошёл подвиги различные и пришёл в блаженное состояние Царствия Небесного, которое внутри него поселилось. И он открыл двери келии и стал принимать народ. Со всеми Царствием Божием делился, сердечко не могло затвориться.

Прот. Александр Березовский: Не делиться не мог.

Прот. Димитрий Смирнов: Он стал раздавать себя – своё время, своё знание Нового Завета, который он знал наизусть. Он всё это стал раздавать. У него возникла такая потребность сердечная.

Прот. Александр Березовский: У нас нередко тоже возникает потребность делиться – особенно, после какой-нибудь паломнической поездки человек готов всем свою радость по кусочку отделить.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, это близко к этому.

Прот. Александр Березовский: Это тоже свидетельство?

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно, безусловно. Когда в человеке возникает желание давать, то, конечно, это признак.

Прот. Александр Березовский: У нас есть первый вопрос, батюшка, давайте ответим.

Прот. Димитрий Смирнов: Здравствуйте, слушаем Вас.

Прот. Александр Березовский: Добрый вечер.

Телезритель: Здравствуйте, ведущий.

Здравствуйте, отец Дмитрий. Виктор, Свердловская область. В общественных местах – кинотеатрах, кафе – периодически встречаются малолетние пары, ведущие себя неадекватно: обнимаются, целуются напоказ. Как вести себя православному христианину в подобных ситуациях? Обличать их или как-то по-другому реагировать?

Прот. Димитрий Смирнов: Смотря какая задача. Если задача – послушать мат и получить по физиономии, то давайте обличайте. Вам расскажут, и получите, если будете продолжать обличать. Всё зависит от того, какая у вас задача.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, но на беззакония, которые порой открыто творят люди в нашем присутствии, какова наша реакция должна быть?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, мне кажется, что ходить в кинотеатр вообще-то неприлично человеку.

Прот. Александр Березовский: И в кафе посидеть.

Прот. Димитрий Смирнов: Что за задача такая, интересно, посидеть в кафе? Какая цель? Понюхать табачный дым? Я понимаю, если человек голоден.

Прот. Александр Березовский: Зашёл поесть.

Прот. Димитрий Смирнов: Зашёл поесть. Поел – и пошёл.

Прот. Александр Березовский: И не смотри по сторонам.

Прот. Димитрий Смирнов: Опять же, смотря в каком кафе. Я так ни разу не видел в каком-то общепите, чтобы кто-то целовался, обнимался. Как это – через тарелки что ли? Вот курят – бывает. Мне аппетит портит табак. Если есть возможность до дома подождать, проще что-нибудь в киоске купить и съесть рядом. В метро, конечно, не потащишь булку с сахарной пудрой.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, мы два места затронули, но это же может случиться и на улице, и в метро, в общественном транспорте, на работе.

Прот. Димитрий Смирнов: Обожди, этот раб Божий сказал, что их поведение неадекватно. Наоборот – поведение самое адекватное их внутреннему устроению. Всегда поведение человека адекватно тому, что у него внутри. Либо он не знает, что такое «адекватно», и неправильно это употребил.

Прот. Александр Березовский: Не соответствует его представлениям о христианской морали.

Прот. Димитрий Смирнов: А как [она] может быть у современных молодых людей, у которых порой и папы-то нет, у половины, по крайней мере, которых никто никогда не учил этой морали? Он никогда не видел примеров нигде – ни в школе, ни дома, ни по телевизору, ни в кино том же самом. Ну, откуда ему знать? Он ведёт себя, как ведут себя все млекопитающие.

Прот. Александр Березовский: В кино он как раз видит, как «надо», и тому подражает.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, или так. Он как все млекопитающие определённого возраста и пола адекватно себя ведёт.

Прот. Александр Березовский: Но христианина православного порой действительно, как люди выражаются, коробит от того, как ведут себя окружающие. Иногда очень вызывающе, иногда богохульствуют.

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно. У нас сегодня где-то на юге (Москвы – ред.) зарезали какого-то парня. И это очень покоробило народ. Тысячи людей пришли, сделали сход и вообще хотят уже за ножи браться. Очень сильно покоробило – не нравится, когда режут. Но мне кажется, что таким образом можно только устроить резню, в которой погибнет не один, а, может быть, сотня. Опять же, смотря какая какая задача. Что мы хотим? Если реакция – «хочу излить свой гнев», тогда лучше вообще ещё и автомат взять. Но преступник-то не найден, поэтому придётся стрелять в тех, кто к этому вообще не причастен. Ну, внешне похож, «вот они все». Взял автомат – и несколько рожков расстрелял. Гнев излил. Ну, сел потом лет на пятнадцать. Ты хотел этого или нет? Гнев излил, но надо думать и чуть дальше. Так же и здесь. Если у тебя кулаки как у [Александра] Поветкина, можешь и замечания делать. И уверяю, тебе никто не ответит, а скажут: «Браток, извини, всё в порядке, уходим». Надо всегда думать о последствиях. В Евангелии как сказано – если идёшь на войну, надо посчитать: а как у тебя войско там? (Лк., 14, 31)

Прот. Александр Березовский: «Батюшка, дайте, пожалуйста, практический совет, что нужно делать, чтобы из женоподобного мужчины, воспитанного в неполной семье, стать настоящим мужчиной?»

Прот. Димитрий Смирнов: Надо записаться в секцию бокса.

Прот. Александр Березовский: Раз уж мы Поветкина тут помянули.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Просто это наиболее близкий мне спорт. Мне кажется, благородный вид спорта. И очень эффективный.

Прот. Александр Березовский: В плане воспитания внутреннего?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да. Конечно, ещё борьба, но мы же в городе живём. Там броски – валяться в грязи, на асфальте, собирать спиной и полами пальто всякие плевки? А бокс – дал и всё, он лежит, а ты стоишь и пошёл. Без этих всех глупостей. Хотя любой спорт воспитывает волю. Даже художественная гимнастика. Казалось бы – просто красота и всё. А вот нет, нужна огромная воля. Спортсмены, конечно, чрезвычайно волевые люди, очень сильные. А мужчину и отличает воля, мужество.

Прот. Александр Березовский: Благородство.

Прот. Димитрий Смирнов: Благородство, конечно. Спорт без благородства... Мне из-за этого футбол не нравится: тайком куют друг друга по ногам. Я не могу даже смотреть. Дали по ноге, он катается, ему больно, его уносят – ну что это за спорт? Ну, одно дело – случайно. Но я знаю, что не случайно. Этому специально даже учат. Вот это мне совершенно не нравится. В хоккее это не так заметно, хотя тоже такие приёмчики есть. Это, мне кажется, нехорошо. А борьба, бокс... И то там локтем можно дать так, что голова отлетит. Это всё нехорошо. Надо, чтобы всё было по-честному.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, а как воспитать в своих детях-мальчиках благородство?

Прот. Димитрий Смирнов: Нужно учить, нужно постоянно им говорить: этот поступок благородный, а этот – неблагородный. Когда сильный защищает слабого, это благородно, а когда мальчик обижает девочку – это неблагородно, так поступают только вонючие скоты. Ты кем хочешь вырасти – вонючей скотиной или благородным рыцарем?

Прот. Александр Березовский: То есть постоянно такое деление?

Прот. Димитрий Смирнов: Постоянно. «Ты опять? Ну что ты всё хочешь свиньей вырасти!» Ведь в чём состоит воспитание? Так же, как и с уголовным наказанием – [должна быть] неотвратимость. Когда папа, мама, дедушка, старший брат, хорошо бы ещё учитель в школе, не пропускают никаких даже поползновений к тому, чтобы старший обижал младшего, чтобы кого-то дразнили или били лежачего. Это совершенно возмутительно, этого не должно быть. Наоборот: а ты почему не защитил? Младшего били – ты смотрел. «А их было трое». Да хоть десять: погибай, а товарища выручай, и никаких разговоров. Это хорошо в многодетной семье как раз – чтобы старшие всегда защищали младших. Он чувствует защиту, чувствует, что его в обиду не дадут. И младшие так же относятся к следующему поколению младших. И тут главное – приглядывать за тем, чтобы самого младшего не перебаловали. Есть такая опасность – он может вырасти барчуком.

Прот. Александр Березовский: Потребителем.

Прот. Димитрий Смирнов: Потребителем. Тут надо всё очень дозированно.

Прот. Александр Березовский: Да, чтобы и младшие о старших заботились. Кстати, у младших есть эта потребность. Я за своими наблюдаю – у них есть потребность не только получать, но и что-то давать в ответ. Вообще в детях удивительное есть чувство благодарности.

Прот. Димитрий Смирнов: Да вообще дети хорошие. Если бы не мы, взрослые, какое бы это было ч удное общество – детей. Но они ещё учатся друг у друга всяким гадостям – дразнят, двое на одного и так далее. А вот я наблюдал – нам сейчас в детский дом отдали одного мальчика, и у него старший братик у нас есть. Так тот тут же усадил его на руки, хотя не видел уже года два, стал его обнимать, и как-то все потянулись, захотели тоже в этом поучаствовать, стали его и ласкать, и любить – ну, потрясающе. Зрелище умилительное, просто сердце разрывается.

Прот. Александр Березовский: У нас есть вопрос, батюшка.

Прот. Димитрий Смирнов: Алло, здравствуйте, слушаем Вас.

Телезритель: Не мешает ли службе продажа свечей, икон? Не должно ли здание церковной лавки быть отдельно стоящим? Вы не думали об этом?

Прот. Димитрий Смирнов: Думал. У меня два основных храма, один из них довольно маленький. И я вынес торговлю в отдельное здание – точно как Вы сказали. И от одного нашего старого прихожанина, который даже старше меня, такое выслушал, ушат помоев – «зачем, никому это не надо», – и даже некоторые неприличные выражения он допускал, которые я не могу повторить. «Что это устроили, как удобно –  зашёл в храм, взял свечку, а тут надо куда-то идти...» Ну, я выслушал аккуратно, но всё осталось по-прежнему – в отдельном помещении. Это уже третья моя попытка это сделать. Первые две не удались. Я сократил ящик до размера двух квадратных метров, потом всё равно он расширился, и там своя жизнь. А это неудобно.

Вот сегодня я венчал – уже в большом храме. Пришла женщина, видно, глуховатая, уж не знаю, что она хотела купить. Венчание, в храме тихо, уже после службы, народу мало, акустика хорошая. И вот они там как куры – кудахчут, кудахчут... Мне даже пришлось Венчание остановить и сделать им выговор. Одна после этого мне шоколадку подарила, чтобы я не сердился – в гневе я страшен. Так что я полностью с Вами согласен. Мне не нравится, мне это мешает. Потому что люди немощные – она подошла, шуршит своими денежками, и уже не помнит ни о ком и ни о чём. Если бы люди умели вести себя спокойно, деликатно... К сожалению, это не так. Поэтому лучше отгораживать какое-то отдельное помещение. Это лучше. Не всегда есть такая возможность, но когда есть – я с Вами полностью согласен.

Прот. Александр Березовский: «Является ли трусость грехом или это немощь человеческая?»

Прот. Димитрий Смирнов: А всякий грех – немощь. Разве любовь к алкоголю – это не немощь? А табачок курить – не немощь? Немощь. Не может бросить курить – тоже мне, мужчина – смешно. Я понимаю, десятиклассник курит, не может бросить – он ещё не мужчина, а так, недомерок. А мужчина курит – ну, что это такое? Это просто позорище. Это немощь, слабость. Как и любой грех.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, но вернёмся к трусости. Если такое всё-таки есть малодушие, то как его побороть? Как побороть в себе трусость?

Прот. Димитрий Смирнов: Да нет ничего проще – боишься и идёшь. Храбрый же не тот, кто не боится. Кто не боится ничего, тот сумасшедший. Они действительно ничего не боятся, никакой опасности – никакой разумности нет. А когда человек боится и всё равно идёт, как Давид на Голиафа (1Цар., 17)... Что, думаешь, он не боялся что ли? Очень даже боялся, я уверен в этом. Но пошёл – и победил.

Прот. Александр Березовский: Ну, это человек смелый. А трусливый?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну все боятся. Даже... Тут я рекламу видел с [Николаем] Валуевым. Я с ним как-то сфотографировался. Я там ему только до плеча достаю еле-еле – и это я в камилавке был. Да! Пошли на парад – я говорю «Здорово»! И на мой телефон сфотографировались, могу тебе даже показать. И то он говорит: «Я боялся в своей жизни». Ну, как такой человек может бояться? Всё равно. Я ему абсолютно в этом верю. Можно не подавать виду, но боятся все. Поэтому, если человек трусливый, он должен всё равно идти, когда есть в этом нужда. «Господи, помоги» – перекрестился. А Пересвет и Ослябя не боялись что ли, когда Челубей вышел – огромный монгол, больше лошади размером, силища, голос такой, лицо такое страшное? Ничего, и его победили.

Прот. Александр Березовский: Спасибо, батюшка, есть ещё у нас ещё один вопрос. Добрый вечер.

Телезритель: Я православная, а сын – старообрядец. Могу ли я подавать в своём храме записки за его упокой и на панихиду? Собор этот выстроил мой сын.

Прот. Димитрий Смирнов: Вы это решите с батюшкой вашего храма.

Телезритель: Он собор выстроил у нас в городе, но они не знают, что он старообрядец.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну вот Вы им объясните – и как они решат. Они всё-таки поближе к этому делу.

Прот. Александр Березовский: «Батюшка, пару лет назад публиковалась информация со ссылкой на Вас, что в России планируется открытие медицинских православных центров, которые будут предоставлять услуги в том числе и по ведению беременности. Как обстоят дела с этим проектом? Озвучивалось открытие восьми таких центров в Москве. Есть ли они, и как функционируют?»

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, пока нет. Мы постараемся в рамках работы Патриаршей комиссии по вопросам семьи сделать ещё одну попытку. Но сейчас, к сожалению, финансовая ситуация и в Москве, и в стране несколько ухудшается, и социальные программы, где возможно, сворачиваются. Но, тем не менее, мы эту идею не оставили.

Прот. Александр Березовский: Но планировалось открытие этих центров за государственный счёт, из бюджета?

Прот. Димитрий Смирнов: По-разному. Либо открывать с помощью благодетелей. Но сейчас все благодетели испытывают очень большие затруднения. Это не такой кризис, который был несколько лет назад, но всё равно ситуация постоянно усложняется.

Прот. Александр Березовский: Ну, хотя бы не восемь, а парочку.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, конечно, хорошо бы. Но этим не решить вопрос. Сейчас мы начали новый проект в Северном округе (Москвы – ред.) – совместное ведение беременности в женских консультациях. Если пройдёт, мы его предложим Департаменту здравоохранения города Москвы как пилотный проект, может быть, расширим на всю Москву. Если будет удачным, то, я думаю, и в других городах это дело пойдёт.

Прот. Александр Березовский: То есть участие людей от Церкви?

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Например, при встрече женщины, которая пришла в женскую консультацию – чтобы она не сделала чего-то плохого. И чтобы врач был настроен не на то, чтобы её уговорить избавиться от ребёнка, а наоборот – поддержал её и объяснил всё подробно и хорошо, чтобы у неё таких мыслей даже не было в голове. Немножко изменить ситуацию.

Прот. Александр Березовский: Ну а вообще ситуация в нашем здравоохранении в этой области как-то меняется?

Прот. Димитрий Смирнов: Она, конечно, меняется, но очень медленно. И в народе меняется. Сейчас примерно половина населения против абортов. Это уже очень хорошо. То есть мы достигли примерно уровня Соединенных Штатов. Двадцать лет назад было наоборот – может быть, 10% было против, а все остальные – за. Но этого недостаточно. Нужно, чтобы каждый русский человек, если хочет, чтобы его внуки жили в России, а не в какой-то китайской провинции «Ляо» – потому что слово «Россия» по-китайски не выговоришь, буквы «р» там нет... Тогда надо, чтобы она существовала, а для этого нам нужно много народа. Не так, как в Китае, мы не достигнем никогда такого уровня, но хотя бы так, чтобы сдерживать наши границы, и чтобы не уменьшалось население, а наоборот, хотя бы понемножечку, но возрастало. Пока оно постоянно падает. Поэтому очень важно, чтобы каждый зачатый ребёнок в стране был рождён. Это задача минимум. И каждая семья чтобы была многодетной. Вот Владимир Владимирович аккуратно так сказал – чтобы трое детей было. Трое – это минимум миниморум, надо, чтобы было не меньше пяти. Лучше, конечно, побольше. И усыновить всех сирот.

Вот эти три момента: каждый зачатый ребёнок должен быть рожден, а не убит; каждая семья – многодетная, не меньше пяти детей; и всех сирот усыновить. Как в Чечне, в Ингушетии – там же нет сирот. Сразу родственники берут. Попробуй какой-нибудь родственник не возьми ребёнка, если погибли отец или мать. Да это будет позор на всю Чечню, ему придётся уехать оттуда. Ты уже не человек, ты позор нации. У чеченцев есть такое выражение: «Что ты нацию позоришь?» Они очень горды тем, что они чеченцы. И вот так же должно быть в России. Не пьянь подзаборная, а русский человек – наследник Толстого, Достоевского, Александра Невского, Суворова...

Прот. Александр Березовский: Ну, может, когда нас останется миллионов десять всего, тогда мы начнём гордиться.

Прот. Димитрий Смирнов: А кто будет учить-то? У чеченцев не было письменности до того, как они вошли в состав России, и то не сразу она появилась. Поэтому у них устное предание, очень короткое. Любой чеченец всю историю Чечни может рассказать тебе за пять минут. А чтобы русскую историю рассказать, надо в институте учиться и изучать, изучать, изучать. Прочесть вот такую стопку книг, чтобы освоить. Телевидение русские изобрели, вертолёты – русские, авиацию – русские, высший пилотаж – русские. Любую область возьми – всё русские, русские, русские... А кто будет учить, если нас останется мало? Сразу всё забудется, и будут такие же дикари. Останется пьянь одна. Всё исчезнет. Что, китайцы будут русские университеты открывать? Они свою-то историю забыли из-за этого своего коммунизма. У них осталось только «купи-продай». Так же и у нас будет.

Вот Византийская империя была. В Турции что, есть история? [Мустафа Кемаль] Ататюрк. А что было до – никто у них даже не знает. Попробуй с турками поговори. Они многие русский язык знают. У них головка ясная, свободная – знаний никаких, поэтому они языки любые учат. Хочешь, русский тебе выучат, хочешь – албанский, арабский. Очень легко. Головка пустая – как чистый лист. А здесь за тысячу лет история. У латышского народа письменность появилась только в конце XIX века – русские создали латышскую письменность. И ничего не было. Там один [Микалоюс Константинас] Чюрлёнис – он и художник, и музыкант, и всё на свете. А здесь? Художников одних можно до пятницы перечислять. Поэтому даже сравнивать нельзя. И это что всё – выбросить, забыть? Нужно, чтобы кто-то это помнил. А это помнить могут только люди. Поэтому нужно их родить, воспитать, научить.

Прот. Александр Березовский: Привить любовь к стране.

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно. Чтобы академики были не по 90 лет, а тридцатилетние были академики, русские гении: физики, химики, математики, биологи, почвенники. Вот что надо. Тридцатилетние нужны академики – где они? Куда они все делись? 25-летние доктора наук – где? Когда я был молодой, они были. А сейчас где они? Где художники, поэты? Кто сейчас у нас в России поэт, расскажите?

Прот. Александр Березовский: А что ж так обнищала-то наша страна на таланты, на гениев? Неужели советская власть это всё истребила? Вы же жили при советской власти.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, она истребила народ. Народ ведь в неволе не размножается. Ведь народ не умирает сразу. Но те удары, которые наносились в течение XX века, и в XXI продолжились... От одних реформ Гайдара 15-20 миллионов на тот свет ушло, огромная цифра, как при полномасштабных военных действиях. А количество самоубийств? Мы даже по самоубийствам среди детей чуть ли не впереди планеты всей уже сейчас оказались. То есть молодые люди не понимают, зачем им жить, они не видят перспектив. Молодые – пятнадцатилетние – выбрасываются из окон. Спрашивается, какое у него такое сильное горе, что он изображает из себя самолетик бумажный и разбивается вдребезги, единственное дитя у мамы? Молодые мужчины, до 40 лет – огромное количество самоубийств. Это говорит о том, что народ уже находится в таком состоянии уныния, депрессии, бесперспективности, слабости, трусости, неспособности...

Прот. Александр Березовский: Ну, не все, батюшка. Всё-таки есть у нас и мужественные.

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно, не все. Но пока я не увижу, что население растёт...

Прот. Александр Березовский: Чтобы из кого-то делать настоящих мужчин.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Но сейчас-то пока... Я разговаривал с профессором МГУ по демографии, и он говорит, что скоро нас ожидает ещё одна яма, мы опять будем вымирать по миллиону в год. Представляешь – миллион? Это как будто идёт война. Причём, какая война? Вот представь себе – мы в Афганистане потеряли 50 тысяч парней. Война длилась десять или восемь лет, но мы всё время о них говорили, всё время гробы привозили, это была язва такая. 50 тысяч. А то – миллион. Это вполне сравнимо с гитлеровским нашествием. Надо же что-то этому противопоставить. Если хотя бы аборты перестали делать – у нас бы сразу плюс 4 миллиона каждый год [появилось]. Через 20 лет сколько парней и девчонок было бы молодых – они бы и в университеты пошли, они бы стали учиться, в армию бы пошли, в милицию бы пошли и стали бы страну возрождать. Мозги-то всё равно русские остаются. Мы самый гениальный народ были из всех народов. У нас что ни писатель, что ни поэт, что ни учёный – одни только гении. Просто взять и пройтись по истории. Так что очень могло бы это быть, гены-то все остались.

Прот. Александр Березовский: Ну, будем надеяться, что они не умрут совсем.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну вот, молиться надо и дело делать.

Прот. Александр Березовский: У нас есть вопрос, батюшка.

Прот. Димитрий Смирнов: Алло, здравствуйте, слушаем Вас.

Прот. Александр Березовский: Добрый вечер.

Телезритель: Как Вы считаете, какие действия, средства и методы наиболее эффективны в антиабортном движении?

Прот. Димитрий Смирнов: Самое эффективное – это разъяснение. Если каждый русский человек поймёт, что лично от него зависит судьба страны, не только страны, а его детей и внуков... Сейчас уже решается судьба России – не когда-то там через 100 лет, а вот уже через 30-50 лет всё будет ясно, будем ли мы ещё жить какое-то время или – сливай бензин и туши свет. И надо чтобы каждый человек обязательно это разъяснял. И не только. Нужно ещё, чтобы сам делал. Очень важен пример. Потому что, когда люди видят хорошие, здоровые, счастливые многодетные семьи, то они перестают бояться. И мужчины начинают больше работать, и меньше у них возможностей пить и на рыбалки ходить. Они работают в полную силу, а женщины – дома. Это очень важно, чтобы женщина была дома, чтобы дети после школы не чем угодно занимались, а были бы под присмотром родной мамы. Потому что у многодетной матери примерно в 10 раз больше времени на воспитание своих детей. Вот в чём дело. А мама, у которой один-два ребёнка, работает. Она за свою работу лишнюю шубу себе купит, ещё что-то. Но дети упущены. Такие мамы работающие, например, не знают, что детки смотрят у них в компьютере. А мама, которая дома с детьми, всё знает про своих детей. Она не допустит всякую гадость. Огромное преимущество – многодетная семья. И потом, когда ребеночек вырастает в многодетной семье, он сам не боится детей рожать, и себе невесту выбирает такую же. У него нет страха перед детьми, а наоборот, есть радость.

Прот. Александр Березовский: Объясняем, рассказываем, убеждаем – и всё равно эта тенденция какая-то нерешаемая.

Прот. Димитрий Смирнов: Понимаешь, отец Александр, на самом деле нужно всё телевидение этим насытить – кинофильмы, передачи, даже рекламу. Прямо с утра до вечера. Плакаты, предмет в школе... Главный предмет в школе какой должен быть? «Семья». В каждом классе. «День знаний». Самое главное какое знание? Семья. «День семьи». Это должно быть национальной идеей. Об этом должен говорить президент постоянно, премьер-министр, в каждой речи уделять этому внимание. Первое министерство, которое должно быть в России – Министерство семьи. Оно должно всем заниматься – помощью социально слабым семьям, многодетным семьям. Жильё – в первую очередь многодетным. Остальные все подождут. Не хочешь рожать – подожди. Если отец имеет пять детей и больше – ему зарплату большую. И так далее. Тогда выживем. И у человека нет выбора: либо рожаешь детей, либо часть зарплаты отдаёшь тем, кто рожает, кто не боится. Потому что он себе не на пропой души берёт, а берёт на то, чтобы выкормить и вырастить детей.

Многодетная семья должна быть самым главным, что есть в России. А у нас? Многодетная  семья – самая бедная. Они, спасители России, живут хуже всех. У нас в России всегда всё наоборот. Минимальная зарплата должна быть для тех, у кого нет детей. Пошёл, кофейку попил – и хватит с тебя. Потому что детей рожать и воспитывать – ну, не мне тебе говорить, это самое трудное дело на свете.

Прот. Александр Березовский: Спасибо, батюшка, у нас ещё один вопрос.

Прот. Димитрий Смирнов: Алло, слушаем Вас.

Телезритель: Здравствуйте. Убираю звук телевизора и задаю вопрос.

Прот. Димитрий Смирнов: Блестяще. Вот все бы так.

Телезритель: Вам удалось посмотреть фильм Павла Лунгина «Остров»?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, вспомнили, где галоши оставили. Сто лет назад смотрел, и даже два раза.

Телезритель: Я слышал, как по православному каналу двое ведущих говорили, что это фильм антиправославного содержания. Можете ли Вы сказать, где, в каких моментах и фразах это проявилось?

Прот. Димитрий Смирнов: Не знаю, по-моему, это не соответствует действительности. Я точно знаю, что Павел Семёнович [Лунгин] за этот фильм даже получил грамоту от Патриарха. Если он антиправославный, то что же, у нас Святейший Патриарх Алексий был неправославным и поощрял неправославные фильмы? Я знаю, что в нашей стране – может быть, потому, что пьют суррогатную водку – очень много сумасшедших. Но даже сумасшедший остаётся человеком творческим. Поэтому – сочиняют и врут, врут и сочиняют. Жалко, что Вы поддаётесь на всякую бредовую информацию, верите ей и начинаете эфирное время поглощать.

Прот. Александр Березовский: «Батюшка, не является ли христианская любовь корыстной: человек старается любить Бога и людей, быть хорошим и правильным не просто так, а за определенную выгоду – Царство Небесное? Тогда как истинная любовь не подразумевает выгоды вообще».

Прот. Димитрий Смирнов: Этот человек не понимает того, что говорит. Царство Небесное есть божественная любовь в сердце человека, которая всё отдает. Любовь не ищет своего (1Кор., 13, 4-5). Поэтому корысть в том, чтобы достичь любви, которая всё отдает. Но человек же не понимает, что такое Царство Небесное, поэтому городит всякую, с позволения сказать, чушь.

Прот. Александр Березовский: Ну да, ему представляется, что это некий санаторий, в котором «всё включено».

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да, лежит на раскладушечке, покуривает, смотрит телевизор, фильм «Остров» показывают, и всё хорошо. Пельмешки со сметанкой – и нормально всё. Нет, Царство Небесное – совсем не это. Поэтому можно посоветовать автору вопроса Евангелие почитать. С карандашиком – выписать, поразмыслить...

Прот. Александр Березовский: Просто человек живёт всегда с желанием приобретать, и даже сама мысль – приобрести именно то, что отдашь...

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да, приобрести, например, благородство. Что такое благородство? А это всё время ввязываться на стороне другого человека.

Прот. Александр Березовский: Страдать за другого.

Прот. Димитрий Смирнов: Страдать за другого. Вот какая корысть. «Благодарю, Господи, что Ты дал мне возможность вступиться за слабого». А то, что я на этом ползуба потерял – да Бог с ним. Зато на душе такая радость – не дал в обиду человека.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, в чём причина того, что люди и не понимают и так однобоко толкуют слова Христа и Евангелие?

Прот. Димитрий Смирнов: Сам Господь это знает. Почему Он о Царствии Небесном и объяснял в притчах, где использовал образы судьи, царя, пира... Вот про таланты. Один деньги пустил в рост: два таланта пустил – получил ещё два. Этот – пять, получил ещё пять. Это людям понятно, потому что они в этом живут, для них корысть, деньги – это всё. Люди бедные. У них ничего, кроме денег, нет, они несчастные. А Господь хочет духовно – любовью, благородством, щедростью, бескорыстием нас наградить. Ты был жадюга – а стал бескорыстный человек. Господь хочет наградить качеством души. Вот такая корысть. Взял все деньги и отдал, как Василий Великий. Такая прямо корысть – всё отдал, оставил себе несколько книг. А был богатый человек, от отца наследство осталось. Но они же не понимают, потому что они только могут стяжать. Наша задача – разъяснять, что всё наоборот. Поэтому они и не верят, всё подозревают – «вот у него мерседесы, у него швейцарские часы...» Да, швейцарские. Фирмы Tissot. Ходят секунда в секунду два года, батарейку меняю, четыре батарейки сменил. Потому что для них самое главное – это часы, автомобильные покрышки, они дальше этого не видят ничего. Как медведи в цирке, которые ездят на мотоцикле. Вот это их уровень.

Прот. Александр Березовский: Спасибо, батюшка. Простите, пора нам заканчивать.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну что ж, всего вам доброго. На этой счастливой ноте – про цирк и медведей на мотоциклах – мы заканчиваем нашу передачу.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, но мы продолжим потом.

Прот. Димитрий Смирнов: Да-да, хорошо. До свидания.

Прот. Александр Березовский: Спасибо вам за ваши вопросы. Всего доброго, до свидания.


NB! Протоиерей Димитрий Смирнов не участвует ни в одной из социальных сетей.
Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 35

    1. Ru.stick:

      Простите, потерял портал ОД… Что случилось?

    2. Pavel1958:

      Без возвращения к национальному русскому государству ничего не выйдет и
      Россия, окончательно, сгинет

    3. aleksachka:

      Отец Димитрий, поклон Вам! Сколько не слышу ваше мнение о современности, не устаю изумляться трезвости, каковая может присутствовать в отдельно взятом современнике «мужескогА пола». Насколько отрезвляющее сравнение о памятовании УСТАВОВ предков среди малых народностей Кавказа и русских! Дай Бог Вам ещё потрудится над вразумлением нас. …. Современный разброд невмоготу. …. Порой унынение вплоть до самовооружения!… типа: «Не дай Бог кому посягнуть! — голова с плеч». …. Простите …. за крик «потерпевшего» …

    4. ОльгаНиколаевна:

      Здравствуйте. По поводу гениев я не очень согласна. Поэты есть и как всегда много, но интереса у ледей к поэзии нет. Не нужна она сегодня, есть более интересные стороны жизни. (это я словами людей у которых спрашивала про интерес к поэзии)
      Так и в других областях. Гении есть, но их не показывают по телевизору, их не приглашают на радио. Они известны в своих узких кругах.
      Вот как только у народа появляется интерес, так сразу пресса бегает за ними.
      Упал метеорит — мы узнали о наших обсерваторях, о наших ученых астрономах, о наших новых разработках, о наших открытиях.
      И т.п.

      • морж:

        Дорогая Ольга Николаевна! Назовите самого гениального из тех гениев, кторых Вы имеете ввиду. И, пожалуйста, одно-единственное его стихотворение, только самое лучшее, напишите нам. Обсудим.

    5. Алена:

      Я сейчас на восьмом месяце беременности, это второй ребенок. Я уже столько всего выслушала от своих родных, просто ужас. И это всего лишь второй! Постоянно попреки в том, что оказывают помощь и всегда говорят, что надо головой думать, прежде, чем залетать. Я часто плачу, потому что понимаю, что без родных я была бы на улице, но все же я счастлива, что скоро стану мамой второй раз и благодарна Богу за это!

      • Kor:

        И ни одной…. человека нет, кто бы слово замолвил или заглушил бы это зудение родных? Может помощь орг., раз родные не могут? Как блогеры думают? На телефон или счёт скидывать каждый месяц хоть немного от нескольких желающих\доброжелающих?

      • irina voronova:

        Не принимайте, они переменятся, любите их, пройдет. Надо просто потерпеть.

        • Алена:

          Только вера в Бога может изменить человека и его жизнь. Происходит переоценка ценностей и мыслей. Молюсь за родных. Но терпения у меня не хватает.

      • Фёдорова Ирина:

        В моем случае мне похожая песня пелась и поется хотя меньшой уже 2,5 года .сократите до минимума контакты с такими доброжелателями , как говорится «морда кирпичом» и пропускайте все мимо ушей!!

      • MarinaSPB:

        Аленушка, не плачьте! Наших нормальных русских людей сначала долго пытали «родной советской властью», а потом в течении 20 с лишним лет добивали прикладами либеральных реформ, вот и озверели маленько.. Дай Бог здоровья вашим деткам, Вам, и вашим несчастным близким!

        • Алена:

          Дорогая Марина,я благодарна за пожелания, за поддержку! Храни Вас Господь и Пресвятая Богородица!

      • Nadiusha:

        Да, поколение советских родителей часто так попрекает детей, желающих иметь 2-3 и более детей. Если нужна помощь, подумайте, пишите, в чем конкретно. Может быть на блоге найдутся люди из вашего города и смогут чем помочь. А бабушки жалуются только до тех пор, пока дети не вырастут до школьного возраста. Потом наоборот все бабушки требуют внимания, чтобы эти внуки навещали почаще и т.д. и т.п. Так что недальновидно они себя ведут однако.

      • PavelSP:

        Алена, уверен, что как только Вы родите, Ваши родители разделят с Вами Вашу радость и будут любить малыша так же сильно, как Вы любите их. Говорят, внуков любят даже больше, чем детей, особенно когда их (детей) было не слишком много.

        Храни Господь Вас и Ваших детишек!

      • Tatiana_Piter:

        Алёнушка, поздравляем Вас и с радостью ждем вашего второго ребёночка!
        На днях в храме наблюдала такую сценку: немолодая женщина совершенно счастливого вида держала на руках спящего младенца… Оказалось, бабушка этого ребенка. Ей встретилась знакомая, спрашивает, который по счету, бабушка радостно отвечает:»Шестой!» Видели бы вы, как перекосило физиономию «доброжелательницы»!!!! :) Бабушка аж отпрянула от собеседницы, а та еще долго провожала её злобным взглядом. Казалось бы, что тебе надо, болезная? Ни есть, ни пить у тебя не просят, а вот поди ж ты… Так что, Алёнушка, не плачьте, Бог дитя даст ,- он и на дитя подаст!

        • Алена:

          Огромное спасибо, всем кто написал! Ваши слова поддержки не только дали мне сил, но и наполнили сердце светлым лучом Христовой Радости! В моем ближайшем окружении нет православных воцерковленных людей.Поэтому ваши комментарии еще раз напомнили, что Православные Христиане любвеобильны,добродетельны,готовы в любую минуту помочь, милосердны! Я очень благодарна за предложение организовать помощь, но все же мои родные, хоть и попрекают, но без помощи не оставляют. А ведь много мамочек, у которых намного хуже ситуация, где никаких родных нет и детей побольше, и они ждут помощи. А в моей ситуации Господь меня учит смирению.А своим комментарием, я только хотела поделиться, насколько в головах некоторых людей все перевернуто.

      • Kor:

        Вот, уже двое могут постараться помочь. Алёна, если хотите, напишите куда и как присылать. Если сочтёте нужным, так можете через regent»а передать реквизиты\данные для денежных переводов.

      • Олеся:

        Дорогая Алена, пусть Господь укрепит ваши духовные и физические силы для рождения и воспитания малютки. И не принимайте близко к сердцу что вам кто-то скажет. Говорить будут и свои, и чужие, это такой закон жизни. У меня двое малышей — 3 года и 7 месяцев. Пока была беременная, в метро не уступали место, теперь на детских площадках сочувствующие взгляды молодых мам и пересуды бабушек на тему «да куда в наше время столько детей-то рожать, одному бы ума дать…» А я счастлива, и мы с мужем думаем о третьем ребенке. «Никогда не было, нет и не будет беспечального места на земле. Беспечальное место может быть только в сердце, когда Господь в нем». (преп. Никон Оптинский)

        • Алена:

          Олеся, спасибо Вам за добрые слова! Я стараюсь научиться терпению, но чувствую, что во время беременности это мне дается с большим трудом, видимо, из-за гормональных изменений. В метро мне также не уступают место и вижу сочувствующие взгляды, когда гуляю с маленьким сыном. Но это не так больно для меня, ведь от родных ждешь поддержки, а не кнута, тем более, что живем вместе. Дорогая Олеся, искренне рада за вашу семью! Пусть Господь поможет во всем!

          • Олеся:

            Алена, спасибо за добрые слова. Наверно в этом наше женское свидетельство о Боге — рожать деток не взирая на попреки самых близких людей и стесненные жилищные условия. Помоги Господи.

      • Ru.stick:

        Аленушка, Блог с вами!

      • Irina Drozdova:

        Дорогая Алена! У меня трое деток. Очень хотим четвертого. А моим родственникам очень хочется, чтобы я вышла на работу и никак не принимают наших с мужем намерений. Высказываются, посмеиваются, иронически жалеют мол «сколько же надо сил и нервов на этих детей отдать», в глазах непонимание. Я молюсь за них как могу. И вы помолитесь за своих родных! Как только отчаяние приходит, сразу молитесь за ребенка, который скоро родится, и за родных!

        • takdaleko:

          родственники всегда знают, когда маме выходить на работу)) а если выйдете — будут перетирать между собой, что детьми не занимаетесь, быстрее на работу, хвостом крутить))
          У меня один ребенок, ей год и месяц, но свекры уже очень переживают, что в марте закончится пособие, и настаивают на моем выходе на службу. Маленькая пометка — они нас не содержат, деньгами никак не помогают, то есть наш доход их никак не должен волновать.

      • Margarita-:

        Ей, Алёна! Ребёнка ждёшь и ревёшь? Хоть бы о его психике подумала. Родственники пилят, потому что самим рожать — кишка тонка. Моя маменька лихо с пяток лет тому назад выговор сделала: «Залетела третьим? Головой надо думать! Теперь скоблись иди!» Это мне-то? Женщине в законном браке и которой почти под сорок нотации читать, что с собственным потомством делать?! И притом даже не спросив, а нужен ли такой учительский совет! Да, родила третьего несмотря на серьёзную угрозу здоровья. И что же сейчас? Каждый раз бабуле внука покажи по скайпу. Знал бы он, какую ему участь любящая бабушка готовила! Да и не слушай ты своих родственников. Если бы я всех их слушала, то до сих пор в девках сидела. От моей прабабушки пятеро детей осталось. Из последующих поколений только мои дети пока и продляют наш род. А у прабабушки 5 было. Даже уравнять не получается количество на сегодняшний день. Вымираем. Верно. Держись! Моей давней многодетной подруге по молодости лет все соседи и родственники в спину судачили: «Дура-дура. Опять с брюхом!» А теперь тихо так: «Молодец!»

    6. Emilia:

      Здравствуйте. Мы заметно ВЫМИРАЕМ, в этом году в сад (в Бибирево) не набрали 1 группу детей, и другие группы набраны не полностью. Недостающих детей восполнили дошкольниками. Это не родились дети в 2010-2011 году. Однодетные родители не хотят рожать, хотя у всех с кем я говорила есть жилье. Мне 44 года, трое детей.

      • dmitry.r:

        Вы однодетных родителей ободряйте, что их любимое чадо будет чистить ботинки китайцам…

      • Олеся:

        Желанние родить детей на прямую не зависит от материальных условий. Наверное, чем больше этих самых условий, тем меньше детей — чтоб наследство не очень сильно распиливать потом… А когда, кроме любви ничего особо и нет, то и терять нечего в материальном смысле, можно и родить. Наверно так.

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.