Беседы с батюшкой (ТК «Союз», 10 ноября 2013 г.)
Протоиерей Димитрий Смирнов отвечает на вопросы на православном телеканале "Союз". Ведущий протоиерей Александр Березовский. Передача от 10 ноября 2013 года.

   1. Для чего бесы просили Иисуса позволить им войти в свиней?   (0:21)

Евангелие, Гадаринский бесноватый, бесы, бездна

   2. Почему Господь так милостив к бесам?   (1:11)

бесы, воля Божия, назидание

   3. Как дьявол награждает человеку за службу   (2:08)

сатанизм, бесы, служение дьяволу, вознаграждение

   4. Как характер влияет на спасение души?   (3:20)

характер, спасение души

   5. Как бороться с рассеянием на молитве?   (5:15)

молитва, рассеяние на молитве, смирение, концентрация внимания

   6. Когда молитва становится сильной?   (6:46)

молитва, сильная молитва, исполнение молитв, что мешает молитве, суета

   7. Почему считается, что если у человека всё благополучно, то Бог отвернулся от него?   (8:46)

искушения, испытания, скорби, труды во славу Божию, духовный подвиг, терпение скорбей, добрые дела

   8. Можно ли добрыми делами избавиться от болезней?   (14:32)

скорби, болезни, добрые дела, добродетели

   9. Зачем нам олимпийский огонь? Не опоганивает ли языческий огонь Россию?   (15:30)

языческие боги, бесы, олимпийский огонь, олимпиада, что оскверняет человека

  10. Спасительно ли жить с мужем-алкоголиком?   (19:37)

семья, брак, алкоголизм, развод

  11. Если муж и жена – одна плоть, они на суде Божием будут отвечать тоже вместе, или каждый за себя?   (21:52)

супруги, страшный суд

  12. Как родители отвечают перед Богом за своих непутёвых детей?   (22:42)

семья, дети, воспитание детей, проблемы с детьми, ответственность за детей, ответственность воспитателей

  13. Господь призывает не думать о завтрашнем дне, но если не планировать бизнес, я разорюсь.   (28:02)

суета, планирование, земное попечение, чрезмерное попечение

  14. Почему Евангельские чтения сдвигаются по времени в разные годы?   (30:12)

Евангельские чтения, Пасха, пасхалия, переходящие праздник

  15. Насколько правдоподобны свидетельства о загробном мире людей,переживших клиническую смерть?   (30:57)

смерть, пакибытие, клиническая смерть

  16. Каким образом дьявол внушает мысли и видения во сне?   (31:57)

сон, видения, кошмары, помыслы, дьявол, защита от дьявола, молитва

  17. Надо ли мирянину стремиться к аскетической жизни?   (33:55)

аскетизм, воспитание воли

  18. Что делать бабушке, если зять плохо влияет на внука?   (35:31)

семья, воспитание детей, плохой пример, плохое влияние на детей, выбор супруга, как выбрать супруга

  19. Возможна ли дружба между христианами и мусульманами?   (38:54)

христианство, ислам, противостояние религий

  20. Полезно ли рассказывать детям о разных религиях?   (41:14)

выбор религии, воспитание детей

  21. Правда ли, что молитва – это и жизнь, и слёзы, и любовь?   (43:33)

молитва

  22. Почему Ветхий Завет часто противоречит Новому Завету?   (43:57)

Священное Писание, Ветхий Завет, Новый завет, противоречия в Священном Писании

  23. С чего лучше начинать знакомство со Священным Писанием?   (45:49)

Евангелие, Священное Писание, как читать Библию

  24. Считается ли служба полноценной, если священник путает слова молитв?   (47:38)

служба, сокращение службы

  25. Если заповеди предписывают почитать родителей, почему Иисус не разрешил Своему ученику похоронить отца?   (51:25)

почитание родителей, заповеди

  26. Что значит «предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Мф. 8, 22)?   (55:25)

смерть телесная, смерть духовная, отпевание

Прот. Александр Березовский: Добрый вечер, дорогие телезрители. Добрый вечер, братья и сестры. Мы вновь с вами в передаче «Беседы с батюшкой» в прямом эфире. Как обычно, в воскресенье у нас протоиерей Димитрий Смирнов.

Батюшка, добрый вечер.

Прот. Димитрий Смирнов: Добрый вечер, отец Александр. Добрый вечер, дорогие братья и сестры.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, хотел начать передачу с вопроса о сегодняшнем Евангелии воскресном. Бесы просят им разрешения войти в свиней. А зачем это им было нужно? Для чего?

Прот. Димитрий Смирнов: Они же это объяснили. Они не хотели идти в бездну. Они привыкли вот в поднебесной обращаться, как отцы говорят, «в воздушном пространстве».

Прот. Александр Березовский: То есть им, что в человеке, что в свиньях, только лишь бы не в бездну.

Прот. Димитрий Смирнов: Да.

Прот. Александр Березовский: И почему Господь так милостив к бесам? Уступает их просьбе.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну в данном случае, и так бывает... Ну и потом все святые отцы говорят, что Господь даже те каверзы, которые совершают бесы, употребляет нам во благо. Поэтому низвергнувшиеся свиньи с крутизны в море — это был очень запоминающийся образ. Две тысячи лет прошло, а мы всё равно об этом говорим. Поэтому Господь увидел, что в этом есть большое назидание для тех, кто будет очевидцем этих событий.

Прот. Александр Березовский: Что бес не может принести никакому живому существу никакого блага.

Прот. Димитрий Смирнов: Исключено. И чем лучше человек служит бесам и дьяволу, тем большее наказание он получает от них.

Прот. Александр Березовский: То есть, чем более верный слуга дьявола, тем...

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Тем тяжелее будет...

Прот. Александр Березовский: Наказание. Но есть такие даже люди, которые называют себя сатанистами, и они от этого получают удовольствие.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да, потому что он их завлекает, а конец — весьма печален. Никто ещё не проследил судьбу сатаниста. Или проследил, а нам не доложил. Но вообще это лютая смерть. А уж про загробную участь даже страшно на ночь говорить.

Прот. Александр Березовский: «Насколько сильно нужно развивать свой характер и проявлять его, и как это сказывается на спасении души?»

Прот. Димитрий Смирнов: Характер — это есть инструмент человеческой души. И дело же не в инструменте, а дело в том, куда направлено сердце человека. Если человек с сильным характером — бандит, куда это может быть направлено? Только на ещё большее зло. Поэтому характер — это совсем не главное. Главное — это воспитание сердца.

Прот. Александр Березовский: То есть устремление человека: к добру или...

Прот. Димитрий Смирнов: ...да, ну как и физическая сила. Если человек — спортсмен, тогда он с этого может для своей семьи заработать денег. А если человек — разбойник, рэкетир или коллектор? Что он может сделать доброго? Только истязать людей. А потом отольются кошке мышкины слёзки. Всенепременно.

Прот. Александр Березовский: Есть вопрос у нас первый, батюшка. Добрый вечер.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну и чего-то звук не членораздельный, я бы сказал.

Телезритель: Алло! Здравствуйте.

Прот. Димитрий Смирнов: Здравствуйте. Вот это уже лучше.

Телезритель: Спасибо. Это звонит вам со Ставрополя на Волге, ныне именуемый город Тольятти. Меня зовут Андрей. Но у меня нет вопроса. У меня к вам просьба. Отец Димитрий, Вы порассуждайте с отцом Александром, пожалуйста, как вот всё-таки внимание при молитве. Вот проблема такая. Вот бьёшься с этой проблемой. Я думаю, что в этой проблеме я как бы не одинок. О молитве порассуждайте, пожалуйста. Спаси Господи!

Прот. Димитрий Смирнов: Тут понимаете, какое дело, внимание на молитве — конечно, в этом направлении нужно подвизаться. Но нужно это сочетать со смирением. Потому что не рассеиваются на молитве одни только ангелы. Поэтому человек не может даже такую дерзкую себе ставить задачу. Он должен со смирением, в простоте, как дитя, молиться и довольствоваться тем, что Бог даст. И всё. Вот такая задача. Не надо думать, что если Вы каким-то образом с помощью аутогенных тренировок достигнете какой-то концентрации внимания, это улучшит положение дела. Нет. Это ложный путь — превращение молитвы в какое-то такое технически-психическое упражнение. Понимаете? А молитва — это есть просто общение с Богом.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, нередко говорят о сильной молитве. Когда молитва становится сильной?

Прот. Димитрий Смирнов: Когда Богу угодно её исполнить. Поэтому сильная молитва, точный перевод этого — это «бред сивой кобылы». От человека как может зависеть молитва? Правильная молитва — это молитва Духом Святым, когда Он в тебе молится. Он Сам. А Бог всегда равносилен во всех обстоятельствах жизни.

Прот. Александр Березовский: Но опытным путём люди поняли, что житейская суета мешает молитве.

Прот. Димитрий Смирнов: Житейская суета мешает вот чему: отвлекает человека от Бога. Только в этом плане. Ну всё равно если, допустим, человек удалится, ему также будут помыслы мешать. Или шум листвы. Или завывание ветра или дыма в трубе. Ну там, я не знаю...

Прот. Александр Березовский: Потому что воспоминания о прошлом... Никуда не убежишь.

Прот. Димитрий Смирнов: Избави меня, Господи, от многих и лютых воспоминаний и предприятий. Это обычное дело.

Прот. Александр Березовский: То есть перед Богом надо встать в простоте сердца, со смирением.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Твёрдо веря, что Бог всё слышит. Для этого не надо каких-то сложных ухищрений.

Прот. Александр Березовский: Спасибо. Есть вопрос у нас.

Прот. Димитрий Смирнов: Здравствуйте.

Телезритель: Здравствуйте. У меня, батюшка, к Вам такой вопрос. В православном календаре за 13-й год, где Ваши проповеди и беседы (называется он «Помни о Боге»), есть такие слова в самом конце: «Если человек здоров, богат, если у него дома всё хорошо, если у него замечательные дети, если его никто не трогает, не обижает, не утесняет, то есть можно сказать, что он достиг счастья, — это может быть только в одном случае: если Бог отвернулся от этого человека, и ему во всём помогает дьявол. Потому что тот, кто желает жить благочестиво, тот обязательно будет гоним». А в молитвослове Канон Ангелу-Хранителю мы просим: «Яко имея дерзновение к Богу, хранителю мой святый, Сего умоли от оскорбляющих мя зол избавити». Ну то есть мы просим Ангела-Хранителя, чтобы избавил нас от зол и болезней всяких. Как тут понять тогда? Если нас Ангел-Хранитель избавил, то что же получается, дьявол занял Его место? Спасибо.

Прот. Димитрий Смирнов: Пока ещё Ангел-Хранитель полностью никого не избавил. А мы молимся об ослабе, чтобы Он нас укрепил. А христианину подобает радоваться в различных искушениях.

Прот. Александр Березовский: Ну а если эти искушения, как начал человек свой вопрос, минуют человека, вот нет их?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, ну какие-то периоды это возможны. Но всё равно бывает брань от помыслов, или от болезней, или от жары.

Прот. Александр Березовский: То есть всё равно человеку придётся неизбежно что-то терпеть.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну конечно, конечно. Понятно, Господь же знает, что человек нуждается в отдыхе. Это во-первых. Во-вторых, тоже это очень важно понимать, что жизнь у нас — по синусоиде: то вверх, то вниз. Это у всех. Но можно, кстати, вот эти скорби внешние ослабить трудами ради Господа. Если человек сам на себя берёт молитвенный подвиг, или труды по воспитанию детей, или ещё что-то, какую-то добродетель, или учить народ, то Господь может ради его этого подвига дать ему и здравие, и продлить его жизнь, и от нападения врагов защитить. Потому что его жизнь для остальных людей весьма полезна. Раз ты сам трудишься (не как прочие человецы у телевизора сидят), а трудишься, Господь это приветствует. Потому что в народе давно замечено: Бог труды любит. Таким образом можно ослабить скорби и улучшить здоровье. Поэтому многие старцы жили долго. Потому что они не бегали от народа, а каждого старались принять. Господь продлевал их жизнь, давал возможность им исцеляться от каких-то недугов.

Прот. Александр Березовский: То есть либо человек сам на себя берёт некий подвиг ради Христа...

Прот. Димитрий Смирнов: ...да, либо надо тогда терпеть. Бог попускает ему какие-то испытания душевные и телесные.

Прот. Александр Березовский: Ну вот очень часто не нравятся те испытания, которые Бог посылает.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну тут уж мы не выбираем. Выбирать мы можем подвиг. Это мы можем выбрать.

Прот. Александр Березовский: А не будет ли это самонадеянностью?

Прот. Димитрий Смирнов: Может быть.

Прот. Александр Березовский: Всё-таки то, что Бог подаст, наверное это будет правильнее.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, но есть же вещи... Вот я однажды, когда был ещё молодой, у одного спросил старца, весьма такого святого без лишних слов. И он сказал, очень так просто ответил: «На всякое доброе дело есть воля Божья». Мы же понимаем, что — добро, что — зло. И всё. Поэтому любое явно доброе дело непременно будет у Бога замечено, и Господь вменит в подвиг. Абсолютно любое.

Ну вот первое, что пришло в голову. Человек пришёл с работы, поел, потом поехал к метро и бесплатно возит пассажиров. Они ждут автобуса, нервничают. Он выбирает, допустим, женщин с тяжёлыми сумками. «Девочки, садитесь». Отвёз в какой-то соседний квартал там, куда обычно автобус ездит, недалеко, три-четыре остановочки. «Денег не надо». Всё. «Спасибо большое». Отъехал назад. Всё. И вот он каждый день регулярно это делает ради того, чтобы женщины тяжёлые сумки не тащили, в автобус не влезали — это всё трудно. И им — побыстрей домой. Просто ради Христа. Вот такое простое дело. Не можешь каждый день, ну — раз в неделю.

Прот. Александр Березовский: А можно таким образом убежать от болезней и скорбей?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, убежать нельзя. Но Господь, видя, что человек служит доброму делу, может Сам ему дать возможность на ногах перенести.

Прот. Александр Березовский: Нередко люди говорят: «Ну человек вот просто — всё для других». И при этом ещё и скорби, и всякие неприятности.

Прот. Димитрий Смирнов: И так бывает. Это значит, он очень сильный человек. Ну Господь же... Ведь каждый алмаз должен быть огранён. Тогда он превратится в бриллиант. И вот это как раз божественная работа над душой данного человека.

Прот. Александр Березовский: Спасибо. Есть звонок у нас из Воронежа.

Прот. Димитрий Смирнов: Здравствуйте.

Прот. Александр Березовский: Добрый вечер.

Телезритель: Здравствуйте. Здравствуйте, батюшка.

Прот. Димитрий Смирнов: Мы здесь. Да. Здраствуйте. Уже сказали.

Телезритель: Отец Димитрий, вот в последнее время по телевизору часто, почти каждый день, показывают про олимпийский огонь. Как его зажигают, показывают, как в Греции женщины молились греческим богам древним языческим. Потом зажёгся огонь, и, батюшка, в Россию понесли. На мой взгляд — православного человека — это просто опоганивание всей нашей России православной этим огнём. Потому что зажечь огонь от языческих богов (а мы знаем от святого Давида вполне, сказано, что «всяк языческий бог от беса», то есть бесы есть) и вот неприятно это смотреть, как все приветствуют, носят его, поклоняются ему, за честь считают пронести, пробежать. Неужели не понимают?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну вот Вы как славно всё так хорошо объяснили. Я думаю, этого достаточно. А ко мне-то какой вопрос? «Неужели они не понимают?» — это что ли?

Телезритель: Мне хотелось бы Ваше мнение. Я правильно рассуждаю?

Прот. Димитрий Смирнов: Вы понимаете, в нашей жизни столько таких вещей, с точки зрения христианской, неправильных. И вот этот эпизод с огнём — это ну такая мелочь, которая не стоит вообще выеденного яйца. Ну представьте себе, вот Россия, у неё тысячелетняя христианская история. И вот этот огонь вот он прямо нас всех опоганил...

Телезритель: Нет, ну я вообще, как человеку православному...

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, ну есть он, этот огонь...

Телезритель: Или с открытым ртом смотреть, как это всё делается?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, ну почему? Вообще рекомендую рот закрывать. Может муха залететь.

Телезритель: Понятно.

Прот. Димитрий Смирнов: С открытым ртом – ну это уже совсем. А то ещё слюну пустить.

Телезритель: Отец Димитрий!

Прот. Димитрий Смирнов: А!

Телезритель: Спасибо Вам за всё. Я под каждым Вашим словом подписываюсь.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Ну понимаете, если уж мы из этого огонька будем головой об стену биться...

Телезритель: Нет, нет. Ну что люди творят?

Прот. Димитрий Смирнов: Каждый делает всё, что он хочет. Вот люди хотят сделать такую ну кампанию. Это ход такой. Ну чтобы в течение полугода каждый день все СМИ всего мира об этом говорили. А вот огонь на дно Байкала — самое глубокое озеро. А вот огонь в космосе — самая большая высота.

Телезритель: То же самое — опоганили всё.

Прот. Димитрий Смирнов: Опять Вы за своё. Понимаете, нас опоганивают наши слова, наши чувства, наши поступки. Вот что нас опоганивает. Понимаете? А то, что кто-то там чего-то делает — нас это не опоганивает. Если мы верим в это — ну, значит, это магия. Значит, кто-то взял — опа! — и нас опоганил. Ну как это возможно?

Прот. Александр Березовский: Уж как хотели опоганить священников в лагерях. Куда их специально помещали — к уголовникам. Как только над ними там и над их верой ни глумились! Святые люди вышли оттуда.

Прот. Димитрий Смирнов: Топили в экскрементах. И всё равно — прославляем как святых. Ничего не сделаешь. А сколько лили грязи! А сколько сейчас льют! Всё равно. Божественное преодолевает. Потому что тьма — есть тьма, а свет — есть свет.

Прот. Александр Березовский: «Спасительно ли жить с мужем-пьяницей, которому нравится пить? Есть ли от этого польза?»

Прот. Димитрий Смирнов: Это надо спросить у той женщины, которая с ним живёт. Потому что это зависит исключительно от её к этому отношения. Это может быть спасительно, а может быть и губительно. Вот так нельзя сказать.

Прот. Александр Березовский: Но вообще для психики человеческой разрушительно.

Прот. Димитрий Смирнов: Почему? А если человек крепкий психически? Смирение вообще всё побеждает. Конечно, это подвиг трудный. Поэтому Церковь в таких случаях и разрешает развод, когда тяжёлая форма алкоголизма, понимая, со снисхождением относясь к немощи человека.

Но бывает, наоборот, что у человека и никаких мыслей на этот счёт нет. Вот сегодня столкнулся на исповеди. Сначала жена подошла, потом муж. Она сказала об этой проблеме. А муж даже и не сказал на исповеди, что я, дескать, пью.

Прот. Александр Березовский: То есть он это не считает вообще...

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Даже не помянул. Но я-то уже был вооружён информацией. Я всё-таки ему ввернул. Но не знаю. Понимаю, что бесполезно. Но по должности я обязан.

Прот. Александр Березовский: И как эта женщина относится к этому кресту своему? Безропотно?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, она борется. Я уж не буду рассказывать, как. А то вдруг он нас слышит.

Прот. Александр Березовский: Ну то есть по крайней мере не опускает руки, не жалуется.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, нет. Наоборот, такая, видно, сильная женщина. Во всяком случае о том, чтобы как-то разводиться — ничего такого не прозвучало. Дай Бог ей всякой помощи благодатной с Небес.

Прот. Александр Березовский: «В Евангелии сказано, что муж и жена — одна плоть. Скажите, пожалуйста, по смерти они вместе предстанут перед Творцом или по отдельности? Отвечать будут каждый за себя или вместе?»

Прот. Димитрий Смирнов: Не знаю. Как, думаю, будет Богу угодно.

Прот. Александр Березовский: То есть что, может быть суд такой не персональный, а такой общий?

Прот. Димитрий Смирнов: А вдруг так будет угодно Богу?

Прот. Александр Березовский: Ну это конечно, да. Бог не может нам...

Прот. Димитрий Смирнов: В большинстве — конечно поврозь. Но кто-то, может, и вместе.

Прот. Александр Березовский: А ответственность родителей перед Богом за своих непутёвых детей каким образом наступает?

Прот. Димитрий Смирнов: Как наступает, я не знаю. Но то, что она существует, мы об этом тоже из Писания знаем. И она же наступает уже и в этой жизни. Если родители не занимаются детьми, они же с ними мучаются.

Прот. Александр Березовский: И занимаются, и столько сил, времени на них тратят...

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, но заниматься... Тот, кто незаконно подвизается, тот не венчается...

Я сегодня даже вспомнил. К нам поступил в детский дом один мальчик, ему сейчас четыре года, и вот он там играет — кормит дракончика. И говорит ему: «Ну, сволочь, открой рот». Это он в доме ребёнка научился. Это женщина, когда его кормила, когда он был маленький ещё, ложку не держал, она так говорила: «Сволочь, открой рот». И он уже сейчас играет и таким образом рассказывает. Ну откуда он мог знать, если он три года там жил? Можно даже точно установить, кто. Вот ребёночек уже получил такое воспитание. Сколько всего должно пройти, чтобы он почувствовал или забыл хотя бы?

Прот. Александр Березовский: Да, зло, конечно, очень прилипчиво.

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно, выглядит это очень комично — впору рассмеяться. Но на полном серьёзе он думает, что когда кормишь маленького, надо вот так вот приговаривать. Вот отбирают детей у родителей, а на что меняют? Вот это воспитание казённое, оно, что, лучше, когда такие плоды? Призадумаешься.

Прот. Александр Березовский: Случись такое в семье — ребёнка изымут. Случись такое в государственном детском доме — ...

Прот. Димитрий Смирнов: А куда изымать?

Прот. Александр Березовский: ...никакой реакции.

Прот. Димитрий Смирнов: Да нет, на самом деле, я уже в этом очень плотно убедился, что все разговоры о детях — это разговоры в пользу бедных. Всё: «дети, дети» — это всё демагогия полная. Вот реально, что почём, так сказать. Какие-то провести реформы, что-то сделать, улучшить, углубить — это да. А вот реально, вот каждый человечек, чтобы им заняться, его спасти, его воспитать — вот это порой и родителям всё не очень нужно. Тяжело, конечно. Животные лучше к детям относятся к своим. Ни одна кошка на скажет котёнку: «Ну, разевай пасть». И уж «сволочью» не будет называть. А ласкает его, язычком его вылизывает.

Прот. Александр Березовский: Ну вот к животным люди порой относятся лучше.

Прот. Димитрий Смирнов: Причём, возраст — самый младенческий, самый сладкий. Вот от года до трёх — ну это просто... Ну не мне тебе рассказывать.

Прот. Александр Березовский: Есть вопрос у нас, батюшка.

Прот. Димитрий Смирнов: Алло! Здравствуйте.

Телезритель: Алло! Здравствуйте. Нет, они чего-то говорят. Алло! Здравствуйте.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет. Вы меня слышите? Это говорит ваш теле...

Телезритель: Можно ли молиться... Я хочу задать Вам вопрос.

Прот. Димитрий Смирнов: Нельзя. Нельзя. Нельзя. Нельзя. Приёмник надо выключить. Приёмник выключите. Операторы, выключите.

Прот. Александр Березовский: Давайте мы перейдём к следующему вопросу.

Прот. Димитрий Смирнов: Дорогие братья и сестры! Прежде, чем выйти в эфир, надо выключить звук у телевизионного приёмника. Иначе получается эхо, и человек начинает беседовать с этим эхо. И с ним никакой диалог невозможен. Первое ваше действие — нужно выключить звук. Без этого мы будем сразу вас отключать.

Есть у нас ещё?

Прот. Александр Березовский: Да.

Прот. Димитрий Смирнов: Давай.

Прот. Александр Березовский: «Господь призывает людей, как птицам небесным, не думать о том, что есть, что пить, не думать о завтрашнем дне, ибо Он Сам знает, в чём имеет нужду. Я — предприниматель. Как я могу не думать о завтрашнем дне? Если я не буду заботиться о развитии своего бизнеса, то я прогорю».

Прот. Димитрий Смирнов: А речь идёт совсем не об этом, не о планировании бизнеса. Вот, например, ко мне обратился староста, говорит: «В этом месяце — уже пятая попытка ограбления церковных кружек». Я говорю: «Надо это обсудить». Мы запланировали мероприятия, которые будут этому препятствовать. Это, конечно, связано с расходами. Почему? Мы думаем о будущем. Конечно, эти попытки в этом месяце из пяти ни одна не увенчалась успехом, не всё-таки народ кладёт туда свои пожертвования не для того, чтобы их какой-то злоумышленник украл. Речь идёт не об этом. А речь идёт о том, что человек слишком занят земным. Поэтому у богатого человека (а ведь занимаются бизнесом люди, чтобы приобрести прибыль) похищают порой столько времени, что ему некогда заняться своей душой. Вот о чём речь.

Прот. Александр Березовский: Есть вопрос у нас, батюшка. Спасибо.

Прот. Димитрий Смирнов: А так в планировании ничего плохого нет. Речь идёт не об этом. Просто люди обычно прикрываются: а что я — это, а что — то. Некоторые говорят: «В храм даже некогда сходить — очень занят». Но на самом деле, это неправда.

Прот. Александр Березовский: Есть вопрос у нас, батюшка.

Прот. Димитрий Смирнов: Алло. Здравствуйте. Слушаем Вас.

Телезритель: Здравствуйте. Отец Димитрий, объясните, пожалуйста, вот Вы начали передачу с Евангелия. Вот на этой неделе мы будем читать Евангелие: 20-я неделя по Пятидесятнице. Почему на будущий год (я сейчас купил новый календарь) она уже на 22-й неделе все эти Евангелия по неделе. Объясните, пожалуйста, почему.

Прот. Димитрий Смирнов: Во-первых, это связано с перемещением празднования дня Святой Пасхи. Понимаете? И, следовательно, и Пятидесятницы тоже.

Прот. Александр Березовский: В следующем году Пасха на две недели раньше, чем в этом.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Вот и всё.

Прот. Александр Березовский: «Недавно посмотрел фильм в Интернете о свидетельствах загробной жизни людьми, пережившими клиническую смерть. Свидетельствуют, что видели Христа, разговаривали с Ним. Также описывают смерть конкретно, как женщину с косой. В аду грешники мучаются. Насколько эти свидетельства правдоподобны? Или это личные переживания конкретных людей?»

Прот. Димитрий Смирнов: Дело в том, что Господь даёт возможность увидеть в меру развития человека. Поэтому Он показывает в тех образах, которые ему доступны.

Прот. Александр Березовский: Чтобы человек понял...

Прот. Димитрий Смирнов: Да.

Прот. Александр Березовский: ...вообще, куда он попал, и что с ним происходит.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Да. Наверное, в тот мир...

Прот. Александр Березовский: Наверное, можно сказать, что это некая такая приточная форма.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, пожалуйста, можно и так сказать.

Прот. Александр Березовский: Это не значит, что каждый из нас увидит то же самое.

Прот. Димитрий Смирнов: С косой? Не каждый.

Прот. Александр Березовский: «Объясните, пожалуйста, следующее. Если дьявол не может читать наши мысли, а может оценивать только внешние проявления этих мыслей, как он может вникать и проникать в наши сны? Или, например, внедрять хульные помышления, побуждать к ссорам и обидам?»

Прот. Димитрий Смирнов: Так же, как в мысли. Потому что, что такое сон? Это есть работа мозга.

Прот. Александр Березовский: А у дьявола есть доступ к нашему мозгу?

Прот. Димитрий Смирнов: Мы же знаем, что он влияет на нас через помыслы. Даже во сне. Что такое сон? Если сделать ну какие-то специальные энцефалограммы, то электрический фон идёт от не полностью спящего мозга. А что такое сон? Сон — это время пробуждения. И идёт там секунду или две. Самый длинный сон. Вот. А потом мы просыпаемся, нам кажется, «о! жалко там не досмотрели». На самом деле, сон — всегда перед пробуждением. Что это такое? Это когда уже мозг начинает свою работу. В этот момент дьявол может...

Прот. Александр Березовский: ...вмешиваться в эти процессы мозговые?

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Через мыслительный процесс.

Прот. Александр Березовский: А как защититься от этих воздействий?

Прот. Димитрий Смирнов: Верой, упованием на Бога и молитвой.

Прот. Александр Березовский: Ну вот оно приснилось.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну перекрестился и опять поспи.

Прот. Александр Березовский: Займись лучше делом.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну поспать — это хорошее дело.

Прот. Александр Березовский: «Отец Димитрий, надо ли мирянину стремиться к аскетической жизни?»

Прот. Димитрий Смирнов: Надо. Только в меру. Потому что сам аскетизм не спасает. Но воспитывает волю, которая нужна для преодоления немощей и для укрепления в заповедях.

Прот. Александр Березовский: А как вот эту меру аскетизма для себя правильно выбрать?

Прот. Димитрий Смирнов: Только опытным путём. На первых порах можно советоваться со знающим тебя человеком.

Прот. Александр Березовский: Потому что обычно люди черпают знания из книг об аскетике...

Прот. Димитрий Смирнов: Ну это хорошо. Но всё-таки книги в основном написаны довольно давно.

Прот. Александр Березовский: ...и о монашестве ещё.

Прот. Димитрий Смирнов: И, как правило, написаны они очень такими глубокими подвижниками. Не нам чета, «не по Сеньке шапка». Здесь надо, чтобы шапка была по Сеньке.

Прот. Александр Березовский: Может такие книги не полезны нам, мирянам?

Прот. Димитрий Смирнов: Не всем. Если человек уж очень, так сказать, романтичен и мечтателен, то ему, конечно, не полезно. Он тут же начинает... «Себя в коня преобразив, шалун уж заморозил пальчик». Вот такого чтобы не было.

Прот. Александр Березовский: Есть вопрос у нас, батюшка.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Алло. Здравствуйте. Слушаю Вас.

Телезритель: Здравствуйте.

Прот. Александр Березовский: Добрый вечер.

Телезритель: Скажите, пожалуйста, отец, батюшка, вот если зять мой очень плохо влияет на внука? Он — маленький мальчик. А он учит его в общем плохому, как будто он взрослый человек. Учит его взрослым песням, плохим словам. Он с ним вместе стреляет по воробушкам. Что мне делать, как бабушке? Как в этом случае поступить?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну можно с зятем как-то поговорить, но, по-моему, это бесполезно. Надо Вам было так воспитывать свою дочь, чтобы она выбрала себе другого жениха. Поэтому тут Ваша вина-то. Вы мало уделяли внимания воспитанию дочери, мало с ней беседовали о будущей семейной жизни. Надо было учить: «Вот скоро тебе пора придёт. Тебе придётся выбирать жениха. Ты вот выбирай такого, а не выбирай этакого». А она как раз выбрала этакого. Вот теперь Вы расплачиваетесь.

Прот. Александр Березовский: То есть это уже свершившийся факт, который...

Прот. Димитрий Смирнов: Свершившийся факт, конечно.

Прот. Александр Березовский: ...уже никак не исправить?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну чего, вмешиваться в другую семью? Пытаться чего-то сделать? Вряд ли. Нет, попробовать, попробовать один разок поговорить можно. Как он отреагирует? Скорее всего, отрицательно. Ну а вдруг? Чудеса бывают.

Прот. Александр Березовский: Отрицательно, батюшка. Тогда что остаётся бабушке, просто отступиться и взирать на то, что происходит?

Прот. Димитрий Смирнов: Взирать и молиться, чтобы сердце этого жестокого человека умягчилось.

Прот. Александр Березовский: Потому что нередко бабушки говорят...

Прот. Димитрий Смирнов: Потому что его самого так воспитывали. И невеста должна была разглядеть, что это за человек, узнать его. Посмотреть, что за родители.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, в двадцать лет у человека нет опыта жизни. Как можно разглядеть то, чего...

Прот. Димитрий Смирнов: Мама должна учить. Вот я сегодня провёл с ребятами со своими целую беседу.

Прот. Александр Березовский: Это где?

Прот. Димитрий Смирнов: Вот в Мышкино.

Прот. Александр Березовский: В детском доме.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Собрал всех старших: мальчиков и девочек. И, говорю, так и так. Вы вступаете во взрослую жизнь. Мы совсем не против, чтобы вы и любили друг друга, и ухаживали друг за другом. Всё это замечательно. Но! Руки не распускать. О седьмой заповеди поговорили. Очень и они, и я, и директорша наша, Танечка, остались довольны. Хотя кратко так. Детки слушали со вниманием. Их эта тема очень интересует. Ну надо учить, что хорошо, что плохо. Иначе информацию будут черпать из «Дома-2».

Прот. Александр Березовский: Спасибо, батюшка. Есть звонок у нас.

Прот. Димитрий Смирнов: Алло. Добрый вечер.

Телезритель: Благословите, батюшки, рабу Божию Феодору и простите меня ради Христа за мой вопрос.

Прот. Димитрий Смирнов: О-о! Какой вопрос!

Телезритель: Вы знаете, у меня так сложилось впечатление... Вопрос о мусульманах и православных. У меня сложилось впечатление о мусульманах по чеченской войне, что это очень жестокие люди, что вообще ужас, что я могла думать и ничего не знать, может быть. А у меня дети православные. Вот получилось так, что старшие мои дети были очень одиноки в школах. У них в основном нет ни поддержки, ни друзей. Ну так они общительны, конечно, есть всякие дружбы. Но всё же одиночество. И вот вы знаете, а вот младшенькая, (ну второй класс, конечно, все дети) она очень подружилась с верующими детьми в классе. Но верующих в классе оказалось только трое мусульманок. И вот они бегают, играют, дружат. И я как-то ну волей-неволей пообщалась с некоторыми родителями. И получилось, что где-то у нас оказалось что-то вроде общее. Ну так иногда мелькнёт... Я стала интересоваться вроде их религией, но некогда мне (своей работы много, дел). Но как-то и вот я вот хочу спросить: а возможно ли такое, вот, допустим, Господь на нас на всех с неба смотрит — мы все Его дети — и православные, и мусульмане. Ему горько видеть, что у нас войны происходят. А может ли так случиться, что может быть что-то общее есть, что можно было бы... Может, подружились бы? Может быть, мы общее дело бы делали какое-то Божие, против общего врага воссоединялись бы? Хотя бы в каких-то вопросах. Вот возможно такое или никогда не возможно? Спасибо.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, это возможно. Сколько угодно. Я тоже вот лежал однажды в больнице. И там познакомился с одним чеченцем. Вот. У нас полный был контакт. Мы разговаривали. С остальными не о чем разговаривать. Верующие люди друг друга гораздо лучше поймут, чем неверующие. Поэтому любой религиозный человек нам ближе. Поэтому и хорошо, что Ваша девочка общается с верующими людьми. Ну они — мусульманки, а она им расскажет о христианстве. Они расскажут ей об исламе. Очень это как раз и сможет стать основой такой как бы человеческой дружбы.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, а вот такой вопрос. А вообще полезно детям рассказывать о разных религиях, которые существуют? Не будет ли это для них соблазном?

Прот. Димитрий Смирнов: А в чём соблазн?

Прот. Александр Березовский: В том, что выберут не православие.

Прот. Димитрий Смирнов: Да это невозможно. Ну просто это невозможно.

Прот. Александр Березовский: Но ведь выбирают.

Прот. Димитрий Смирнов: Выбирают это потому, что они не вкусили христианство.

Прот. Александр Березовский: Ну да, то есть только лишь на уровне знания.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну конечно. Если мама ну просто водит ребёнка в церковь — и всё. Ну отводила до тринадцати лет, потом она говорит: «Всё, больше не пойду». Ну пока маленькая — водили, как ослика на водопой. А потом ослик подумал: «А чего это я буду ходить-то? Я лучше копытом по крану дам и напьюсь прямо в доме. И куда-то буду ходить...» Надо, чтобы человек понимал, что происходит.

Прот. Александр Березовский: Для этого должен взрослый понимать, что происходит.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да. Поэтому когда переход осуществляется, значит человек этого не понимал. Ну вот такой пример. Один человек имеет золотые монеты. Вот такие. А другой — имеет вот такие вот серебряные. И говорит: «Давай меняться. Я тебе большую дам, а ты мне — маленькую». Если он не понимает....

Прот. Александр Березовский: … разницы между золотом и серебром,...

Прот. Димитрий Смирнов: …да, между золотом и серебром, он поменяется. А тот окажется в прибыли. Также и здесь. Христос — это Солнце. А ислам — это Луна.

Прот. Александр Березовский: Не будет солнца, луну никто не увидит.

Прот. Димитрий Смирнов: Никто не увидит. Конечно.

Прот. Александр Березовский: Есть вопрос у нас.

Прот. Димитрий Смирнов: Алло. Добрый вечер.

Телезритель: Добрый вечер. Скажите, пожалуйста, Вы согласны с моим мнением...

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Согласен.

Телезритель: ...что молитва — это есть и жизнь, и слёзы, и любовь? Согласны Вы так?

Прот. Димитрий Смирнов: Согласен.

Телезритель: Правильно ли я думаю?

Прот. Димитрий Смирнов: Всё правильно. Всё правильно. Есть ещё вопрос?

Прот. Александр Березовский: Есть. «Читаю Библию и смущаюсь тем, что очень она как бы противоречит Новому Завету. Отстоит как небо от земли. Очень фундаментальные противоречия. Почему так: одно Священное Писание — и такие противоречия?»

Прот. Димитрий Смирнов: Это совершенно неизбежно. Потому что, действительно, Ветхий и Новый Завет — это земля и небо. Поэтому мы это и наблюдаем. И в Библии повествуется о том, что было до Христа, а в Новом Завете — что с рождением Христа и после. Это совершенно новая эра. Принципиально новая. Чего ж тут не понимать?

Прот. Александр Березовский: То, что это объединено в одну Книгу Священного Писания.

Прот. Димитрий Смирнов: О-о! Это очень просто. Взять, разделить на две.

Прот. Александр Березовский: Ветхий Завет, Новый Завет.

Прот. Димитрий Смирнов: Да.

Прот. Александр Березовский: Пользуйся двумя.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Если в этом проблема. Потому что эту Книгу так для удобства соединили же люди. Слово «Библия» означает не «Книга», а «Книги». Их много там, книг. И вот они просто собрали все вместе, чтобы у человека на столе было всё в одном месте. А так, это же писалось на протяжении веков.

Прот. Александр Березовский: Начинать знакомство со Священным Писанием, батюшка, с чего лучше?

Прот. Димитрий Смирнов: С Евангелия от Марка.

Прот. Александр Березовский: То есть не с Книги Бытия?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет. Это человек тогда скажет: «Зачем змей уполз из зоопарка»? У него сразу возникают проблемы. Потому что чтобы начать понимать Ветхий Завет, особенно первые главы Бытия, нужно понимать язык Библии. А в Новом Завете есть соотнесение с Ветхим с цитатцей. Поэтому человек как бы некий отблеск Ветхого Завета в Новом имеет. И начинает к этому привыкать. А так вообще неплохо бы какую-нибудь книгу почитать о Священной истории Ветхого Завета. А так до Священного Писания лучше почитать Священную историю — переложение Евангелия для начальных школ. А потом — Священную историю Ветхого Завета уже в свете Евангелия. А потом — само знакомство самого краткого Евангелия от Марка.

Прот. Александр Березовский: Потом — от Матфея, Луки и Иоанна.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Пожалуй так.

Прот. Александр Березовский: Спасибо, батюшка, есть звонок у нас. Добрый вечер.

Прот. Димитрий Смирнов: Алло. Здравствуйте, слушаем Вас.

Телезритель: Батюшка, скажите, пожалуйста, если во время ведения службы священник иногда путает слова, считается ли эта служба полноценной?

Прот. Димитрий Смирнов: Понимаете, полноценная служба идёт восемь часов. Без такой подготовки афонской человек две подряд такие службы никогда не выдержит. Поэтому есть и сокращения, есть и непонимания. Вот я, например, по звуку того, кто читает, сразу определяю, понимает человек, чего он читает, или просто, как попугай. Поэтому служба наша — это столь высоко организованный организм, что даже не все, кто её правит, эту службу, от начала до конца со вниманием её воспринимают. Настолько это высочайшая христианская философия, богословие, поэзия и так далее. Поэтому люди обычно уходят в какие-то такие внешние красоты.

Вот как часто рама загораживает живопись. Настолько привлекает внимание, что человек уже рассматривает раму, а про картину забывает. Также люди очень часто увлекаются внешними атрибутами службы: пением, чтением нараспев и так далее. Всё внешне вроде музыкально, стройно, красиво, а смысл ускользает.

Поэтому полноценно-неполноценно — мы грешные люди. А полноценную службу правят только Ангелы. Поэтому не надейтесь где-то увидеть совершенную службу. А когда службу правят профессионалы (ну, я имею в виду, монахи, которые утром и вечером каждый день годами служат и уже вникли в этот процесс)... Я однажды в такой службе участвовал, и, действительно, я понял, что посланники князя Владимира говорили: «Не знаю, где я находился: на небе или на земле». Это было нечто.

Прот. Александр Березовский: Но монашеская служба очень уступает по внешней такой красоте...

Прот. Димитрий Смирнов: А, да. Потому что там было всё внутреннее. Вообще внешнего всё по минимуму.

Прот. Александр Березовский: Тихо. В основном, чтение. Ну такое очень...

Прот. Димитрий Смирнов: И там не было практически, очень мало было монахов простых. В основном священники. Собрались полторы сотни священников-монахов, вернее схимонахов, и вот они правили службу достойно есть Царицы Небесной. Вот это было да! Это уже я никогда не забуду.

Прот. Александр Березовский: Есть вопрос у нас, батюшка.

Прот. Димитрий Смирнов: Алло. Здравствуйте. Слушаем Вас.

Телезритель: Алло. Здравствуйте. Батюшка Дмитрий, у меня такой вопрос. Раба Божия Ольга беспокоит из Екатеринбурга. Вот ресурс вообще учит, что нужно почитать своих родителей. Тот, кто родителей не почитает, тот на веки погибает. Но вот в Евангелие от Луки сказано, один из учеников сказал Ему, когда Господь позвал его идти с Ним: «Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: предоставь мёртвым погребать своих мертвецов, а ты иди, <благоденствуй> Царствие Божие». (Лк. 9, 59-60)

Прот. Димитрий Смирнов: Что Царствие Божие?

Телезритель: Как понимать, что нужно и почитать родителей, а тут Он ему как бы ему сказал, что...

Прот. Димитрий Смирнов: Оля! Что Царство Небесное иди? Какое Вы назвали?..

Телезритель: «...благоденствуй Царствие Божие».

Прот. Димитрий Смирнов: Такого нет...

Телезритель: «Предоставь мёртвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благоденствуй Царствие Божие».

Прот. Димитрий Смирнов: Там нет такого слова «благоденствуй». Вы не понимаете, что читаете.

Телезритель: «...благоденствуй Царствие Божие».

Прот. Димитрий Смирнов: Поспорим?

Телезритель: «...благовенствуй Царствие Божие. Вот написано: благовенствуй Царствие Божие». Я специально в Евангелии это нашла.

Прот. Димитрий Смирнов: Читайте по-русски. Читайте. Пятый раз читайте.

Телезритель: ...бла-го-вест-вуй...

Прот. Димитрий Смирнов: А где там «благовенствуй»?

Телезритель: ...благовествуй..

Прот. Димитрий Смирнов: Ну так Вы же не понимаете, значит, чего говорите?

Телезритель: Вот я и не понимаю, почему Он сказал, что...

Прот. Димитрий Смирнов: Ну потому что Вы не понимаете, что такое благовествовать.

Телезритель: А что такое? У меня вопрос тогда.

Прот. Димитрий Смирнов: У Вас проблемы с русским языком, понимаете?

Телезритель: А что это такое тогда? Почему Он сказал «ты иди за Мной», и он не похоронил отца своего.

Прот. Димитрий Смирнов: А потому что отец уже умер, а есть более важные вещи.

Телезритель: Ну а как же тогда понимать, что ты должен почитать родителей своих? Почитать родителей, когда они живы?

Прот. Димитрий Смирнов: Хорошо. Вот давайте так. Я Вам такой приведу пример. Вот представьте ситуацию. У Вас дома умер прадедушка.

Телезритель: Да.

Прот. Димитрий Смирнов: Вы очень расстроились, встали и у вас свечка упала на пол. Пока она падала (а упала на газету), дом загорелся. У Вас дома — шесть детей. Вы стали этих детей выносить на улицу. А потом, седьмую, вспомнили про кошку. И вынесли кошку. А прадедушка сгорел. Он умер, но он сгорел. Вот его тело полностью сгорело. Соседи Вам говорят: «Что же ты, Оля, деда-то своего огню предала?» Вы объясняете: «У меня там — кошка, у меня — шесть детей». А они упорно говорят: «Что же ты деда-то сожгла?» Понимаете? Вот Вы — в такой ситуации.

Христос углядел в этом молодом парне апостола и говорит: «Оставь всё. Оставь, как Пётр (он даже семью оставил), и следуй за мной». Так же и здесь, говорит, похоронят, не волнуйся. Пойдём, будешь апостолом. Будешь благовествовать Царствие Небесное. То есть будешь, как все апостолы, проповедовать людям Царствие Небесное. А если ты будешь пока хоронить, мы уйдём далеко, ты нас уже не догонишь. И никогда не станешь апостолом. Понимаете? И так умрёшь, не зная Царствия Божия. Понятно?

Телезритель: Спасибо.

Прот. Димитрий Смирнов: На здоровье, Олечка. Всем привет там!

Телезритель: Хорошо. До свидания.

Прот. Димитрий Смирнов: До свидания.

Прот. Александр Березовский: А что значит, батюшка, «мертвым погребать своих мертвецов» (Мф. 8, 22)?

Прот. Димитрий Смирнов: Здесь уже идёт о другой смерти. Вот для людей такая вещь, как похороны, очень важна. Вот умер человек: родственники собираются, потом поминки. Если крещёный — значит в церковь принесут. Но душа этого человека для них не важна. Для них важен вот этот ритуал, что скажут люди, много ли купили водки и так далее. Вот это обсуждается. Там занавесили стёкла какими-то чёрными тряпками, ещё какую-нибудь собачью чушь придумают. И так далее. Вот, что им важно.

И вот ради этой всей ерунды оставлять Христа? А ведь что нужно усопшему? Ему вот эти все чёрные занавески не надобны. Ему надо, чтобы о нём молились. Не просто чёрными тряпками головы себе завешать, тупо постоять на службе так что-то шепча. Потому что они же не понимают ни слова. И никогда даже не интересовались, и даже и не будут интересоваться. Ты можешь вместо отпевания венчание спеть. И они даже голову не повернут. Чего он там, батюшка, с ума что ли сошёл — венчание запел? Их абсолютно не интересует. Почему? Они мертвы. Я раньше даже (потом уж перестал) говорил: «Вот мы собрались отпеть человека. Вот он умер. Он лежит мёртвый». Я говорю: «Вы знаете, что он живее всех нас? Потому что он — перед Богом. У него никакого атеизма не осталось. Он теперь всё понимает и про загробную жизнь, и про покаяние, и про мытарства. А вот здесь, кто стоит во всём чёрненьком, они ничего не понимают. Поэтому кто из нас живее, а кто мертвее? Я утверждаю и настаиваю, что тот, кто в гробу, он живее».

Прот. Александр Березовский: Вот как, батюшка, интересно иногда бывает.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну вот. Это же факт.

Прот. Александр Березовский: Спасибо.

Прот. Димитрий Смирнов: И об этом речь.

Прот. Александр Березовский: Спасибо. Нам пора прощаться, батюшка.

Прот. Димитрий Смирнов: Всего вам доброго. До свидания. Бывайте здоровы, и да пошлёт Господь долгую и благополучную жизнь.

Прот. Александр Березовский: Живите долго.

Прот. Димитрий Смирнов: Но в меру обязательно искушения должны быть.

Прот. Александр Березовский: Всего вам доброго. До свидания.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 75

    1. moroz:

      Тут, как я погляжу, переругались по поводу олимпиады:) Пару лет назад в одном умном журнале написали, что, мол, у нас в стране (как в большом доме) как что для себя делать — нет времени, денег, сил. Как ждем гостей — так прибираться начинаем. Так в прошлом году Владивосток привели в новый симпатичный вид перед саммитом. Вот и к олимпиаде Сочи подготовили, обновили городишко. В принципе, наверно, это не плохо. Города привели в порядок. А так, конечно, олимпиада, вроде совершенно и ни к чему. Других дел полно. Но не отменять же ее?

      • MarinaSPB:

        А если война, например,- олимпиады проводятся, или отменяются..

      • regent:

        Янукович за три дня до ассоцидирования с ЕС взял и передумал, а что наш Президент менее крутой что ли? Можно ведь отменить прямо на открытии!

      • MarinaSPB:

        Простите, но про «умный журнал» еще. Во-первых, мы как-будто и не хозяева у себя в доме. Знаете, мне знакомая рассказывала, как к ее отцу попросился переночевать приятель, так, на пару ночей. А прожил несколько лет! Так что, «квартиранты» бывают разные. А во-вторых, «уборки» тоже бывают разные, у нас все больше на показуху похоже, «демон-страцию»..

        • neonilla:

          потёмкинские деревни — это в наших традициях, редко кому на градоначальников везёт. Не мне Вам рассказывать, к 300-летию Питера тоже фасады хорошо отремонтировали, а то даже в центре дома-красоты необыкновенной, а все облезлые и растрескавшиеся, просто смотреть жалко было на разруху.

        • moroz:

          Ага, это из серии «Дайте попить, так есть хочется, что переночевать негде…» А русский люд в массе своей добрый и доверчивый, вот и ночуют, и пьют, и едят квартиранты лучше, чем хозяева. Гостю — место…

    2. Раиса:

      Спасибо,батюшка Димитрий ,спасибо,отец Александр! Замечательная зарядка для души!

    3. SergeyB:

      Спасибо! :)

    4. nb:

      Очень полезны подобные беседы-ответы таких разных батюшек, как отец Димитрий и отец Александр. Они полезны, прежде всего, своей ясностью. В ответах священников нет двухсмысленностей. Спаси Господь! А поводу воровства кружек можно только посочувствовать, и, может быть, утешить тем фактом, что до революции храмы постоянно обворовывали не ради икон, их не крали, а ради церковных кружек, ради денег. Так что такая вековая русская традиция. Воруют с середины 19 ст.

    5. dmitry.r:

      - такое мероприятие как олимпиада нам не нужно
      — недопустимы какие-либо оскорбления на данном портале
      — возмутительны, небрежные высказывания в отношении национального русского блюда — ЩИ
      — свободу Иванову!

    6. чел:

      Уважаемые модероадмины adminoregent-ы!
      Является ли допустимым выражение «ясен пень»? Ну, т.е., его можно использовать всем нищебродам и голодранцам или его можно использовать только «избранным»?
      )))
      С уважением, чел.

      • Иванов:

        имхо adminoregent-ы не ответят :-(
        ведь стоит чёткий маркер, а Вы что, что-то имеете против питерских (женщин)?

        • чел:

          Не, ничего не имею против кого-нибудь, ну, кроме вопросов, естественно.
          Да, впрочем, и вопросов уже не имею. Всё уже прояснилось.
          )))

        • Tatiana_Piter:

          Нет, он жаждет литературных красот. Эстет, понимаете ли…

      • s2235:

        Нет, ну ты посмотри на него а? Что Вы на человека напали чел? :) А Вы знаете откуда достаётся перо жарптицы вообще? Ну вот откуда? Напишите ка? А заодно напишите ка — кто-то додумается его обратно вставить? :)

      • морж:

        Можно Пень пнем или Пном пень.

    7. чел:

      в. 9
      «Зачем нам олимпийский огонь? Не опоганивает ли языческий огонь Россию?»
      Удивительно. Вопрошающий мужик не спрашивает, зачем вообще нам супердорогая зимняя олимпиада в субтропиках, а спрашивает про огонь.
      Да уж, прав батюшка, в конце 17-ой минуты говоря «каждый делает всё, что он хочет», — типа, ну, хочет мужик об огне спрашивать, — имеет полное право, пусть спрашивает.

      • Tatiana_Piter:

        Ясен пень, зачем нам в России Олимпиада? Нам бы, голодранцам и нищебродам, ведро щей да лапоть, шоб хлябать! Ишь ты, со свиным-то рылом да в калашный ряд сунулись…

        • чел:

          Вы правы.
          Не знаю, — как, с чем и куда Вы сунулись, а нам, голодранцам и нещебродам — лучше ведро щей, а ещё лучше — два ведра. Что в этом плохого??? Ну, в двух вёдрах вместо одного для «голодранца и нещеброда»?

          • Tatiana_Piter:

            Вам лучше в корыте подавать, похоже, судя по манере общения.

          • MarinaSPB:

            «Жену бей-щи вкусней!», ( Русская народная мудрость ).

            • s2235:

              Хоть и Чылы-бей (чыл в переводе — 40, не с тюркского, бей — начальник) а с Пересветом лучше не связываться — народная примета :).

              • MarinaSPB:

                Нет, чела не бей, он хороший чел!( Иванова защищает, другого хорошего чела от регента, третьего хорошего чела ). П.С. А интернет слово «Иванов» в род.падеже не знает..

                • чел:

                  )
                  Вообще то, я его от admin(a) защищал… — четвёртого (???) хорошего чела?
                  )

                  • MarinaSPB:

                    Нет, тогда админ третий хороший чел, а регент- очень хороший чел.

                    • regent:

                      согласен, Вы правы
                      даже ещё лучше

                      • dmitry.r:

                        лауреат на следующую Нобелевскую премию мира

                      • MarinaSPB:

                        Скромность — это очень хорошо, но лучше — только я. ( По крайней мере, в моем, пока еще виртуальном, заведении ).

        • Иванов:

          Справедливо, только откровенные злопыхатели могут говорить о том, что России не нужна зимняя олимпиада в субтропиках… даже трудно представить, как бы мы жили без этого дальше… также не согласен с теми, кто издевается над горящей палкой, которую таскают то Кобзон, то в космос, то в Байкал… ведь раньше-то никто нигде и никогда не смог додуматься до такого креатива… а наши-то смогли… надо просто гордиться, что в России ещё есть такие выдающиеся умы и благожелательное население, с энтузиазмом и понятным восторгом воспринимающее это уникальное мероприятие (перетаскивание палки)

          ПС тем более там было очень хорошее госфинансирование, т.е. открылись настолько хорошие бизнес-перспективы, что главному олимпийскому строителю пришлось срочно сбежать от греха подальше в Турцию… нет, нет, мы не лыком шиты в свином ряду!

          • чел:

            Иванов?
            Вы зачем меня злопыхателем обозвали? ))) И не пожалели ни капли?
            Ведь я от Татьяны_Питер вроде бы уже нищеброда и голодранца словил?

          • Tatiana_Piter:

            Кому горящая палка, а кому жарптичье перо… Да, собственно, а у кого есть и Кобзон, и Байкал, и космос одновременно? Некуда, особо, таскать, вот и не таскают… Ну, в самом деле, если б эстонцы какие-нибудь или латыши, или, еще смешнее, западенцы в космос сунулись — вот смеху-то было б! Или, не приведи Господь, болотные завывалы что-нибудь эдакое сотворить бы подписались, — вообще караул! У них, у демократов, от денег мы б услышали только шорох, — смутный…даже на детский горшок не осталось бы. Как-то странно, господин Иванов, своей любовью к России вы похожи на Романову-Рабинович… Помнится, у неё и муж был Козлов-Рабинович. Нынче мода такая у демократов?

            • чел:

              )))
              Оставим Иванова&Co в стороне. Ему уже хватит. Перейдем ко мне, обычному челу: Вы меня уже «окрестили» голодранцем и нещебродом, но… продолжайте, прошу Вас. Очень интересно, что дальше.
              )))

              • Tatiana_Piter:

                Интересно, каково самомнение.. В каком месте своего письма я написала что некий «чел» — голодранец и нищеброд? Если вы среагировали, значит, таковым себя и считаете. Логично?

            • чел:

              Ваши слова — «Кому горящая палка, а кому жарптичье перо»
              А что Вы тогда на Иванова наезжаете? Ведь он именно то же самое и говорил!
              )))

            • Иванов:

              Так я про то же — эта замечательная потеха придумана именно для незамысловатых Татьян-из-Питера… как говорит о.Димитрий — интересно, что же творится у них в головах? )))

              ПС похоже, что нераскаявшиеся питерские демократки теперь переключились на зимнюю олимпиаду в субтропиках, наверное мода у них теперь такая — выставить Россию на посмешище… но у нас, у русских, дорогая Татьяна-из-Питера есть пословица «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет»… так что если Вы взялись как бы представлять русский народ и олицетворять собой любовь к России, как это принято у Козловых, то Вам следует немного подучиться, а то как-то всё коряво по тексту получается — «сумбур вместо музыки» )))

              ППС Кстати, Вы, вероятно, не слушали вчера по Радонежу повторный ответ о.Димитрия по поводу этой горящей палки (жарпера по Вашему)… боюсь этот ответ Вас опять сильно разочарует и Вы наконец-то откроете миру всю правду, что протоиерей Димитрий Смирнов никакой не Смирнов, а Козлов с болотной площади )))))))))))))))))))))))))

              ПППС а может даже и сам Рабинович (не к ночи будет помянут), бдительная Вы наша!

              • чел:

                )))

              • чел:

                Иванов, что-то как-то подозрительно хорошо Вы владеете логикой и риторикой… Кто Вы?
                )))
                С уважением, рядовой пользователь, чел.
                )))

                • Иванов:

                  Во-первых, Вы похоже не чел, а Рабинович по классификации питерской Татьяны
                  Во-вторых, если я раскрою своё инкогнито, это что-либо изменит для Вас?
                  ——-
                  Сергей Борисович И.

              • Tatiana_Piter:

                Ну дэк, а чтоб вы делали, замысловатые ивановы без нас, питерских простушек и русских дураков, расшибающих лбы? На чём бы вы оттачивали свой сарказм и развивали свои фантазии?? А так, смотри-ка, «смешались в кучу кони, люди»: и нераскаявшиеся демократки, и русские дураки и даже музыка с сумбуром… Ну, прям, выступление Ильича перед революционными матросами. У нас, у русских, говорят: хоть горшком назови, только в печку не ставь, так что ваши эпитеты могут взволновать разве что «чел». На ваше пожелание «подучиться», пожелаю вам того же, а именно — пообщаться как можно с большим количеством самого разнообразного российского народа. Хотя… о. Димитрий не раз говорил, что бесполезно что-то объяснить человеку, который тебя не слышит.Посему,оставляю вас с неким «чел» — вы излагайте, а он будет в восторге размахивать шляпой.

                • Иванов:

                  Прошу прощения, уже поздно и я кажется всё перепутал, назвав Вас Рабиновичем, а Вы ведь просто Иосиф Кобзон (или Козлов?), который пообщавшись с российским народом прямо из космоса прыгнул в Байкал с жарпером в парике… тогда всё, действительно, проясняется — и Ваше стремление выступать от имени русского народа, и призывание в подельники о.Димитрия, который, действительно, говорит, что многие его слушатели просто не понимают, о чём он говорит… и гнут своё про перо… и плохое знание нашего фольклора… и….. ну, почему Вы так не любите русских, что они лично Вам плохого сделали?

                  • admin:

                    Уважаемый господин Иванов!
                    Мы вынуждены очередной раз отправить Вас в затвор (забанить), потому что совершенно неприемлемо в такой форме сарказить над женщиной, даже если она, возможно, и неправа, и не совсем умело излагает свои мысли. И потом, совершенно не понятно почему Вы всё время её называете то Рабиновичем, то Кобзоном, то Козловым, хотя у неё ник «Tatiana_Piter». Так что обмен любезностями прекращается, и постарайтесь, чтобы Ваш затвор не стал постоянным.
                    С уважением, администрация блога

                    • чел:

                      Уважаемый господин admin.
                      Иванов — классный чел. Ежели б не он, то меня б тут в который раз в порошок растерли некоторые плечистые пользователи. Он, тэкскаать, как бы Робин Гуд, Восставший из Бана, как обычно в самый нужный момент. И… Ушедший в Бан вновь… до следующего нужного момента.
                      Спасибо.

                    • Elena4:

                      оне все путают и вина , и названья ))))))))))

                    • VladSh:

                      Очень и очень жаль! Премилейшая прям дискуссия, — только вызвали улыбку и тут занавес… А так всё интеллигентно было, чинно)))

                      • neonilla:

                        учёного учить — только портить (посл.)))

          • MarinaSPB:

            А я знаю про палку! Нам про нее в школе рассказывали, » палка-копалка » называется. Наверное, усовершенствованный вариант..

        • MarinaSPB:

          Уважаемая Татьяна, да какой уж там » калашный » уже.. Вот в Москве-то, и вправду, калачи! Такие хачапури на встрече «Опеки» были, это я Вам доложу.., я там была, и мне в рот попало!!

          • neonilla:

            не могли бы поделиться впечатлениями хотя бы в двух словах, кроме хачапури?…)))интересно же :)

      • ak:

        «Ясен пень», что вы еще имели ввиду, что на этой олимпиаде «все разворовали», а еще, что «лучше бы потратили эти деньги на пенсионеров»

    8. VladSh:

      Спасибо за прекрасную беседу! Очень воодушевляет, что окончили её на положительной ноте!
      Отдельное спасибо о.Александру за уточняющие вопросы, которые полнее раскрывают рассматриваемые темы.
      Спаси вас всех, Господи.

    9. Avalanche:

      Спасибо!!! Очень понравилось. Начала читать Лопухина. Пересказываю детям. Спасибо!!!

    10. viktorr:

      Спасибо ,как же всё понятно.

    11. Анна Вихляева:

      Отец Димитрий и все с Вами подвизающиеся, как хорошо, что Вы есть. :) Спаси, сохрани и укрепи Вас Господь Бог.

    12. makdalin:

      Спасибо!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.