Беседы с батюшкой (ТК «Союз», 17 ноября 2013 г.)
Протоиерей Димитрий Смирнов отвечает на вопросы на православном телеканале "Союз". Ведущий протоиерей Александр Березовский. Передача от 17 ноября 2013 года.

   1. Почему апостол Тимофей проповедовал Христа беснующимся язычникам?   (0:25)

Исповедование Христа, толпа язычников, мученичество, подвиг мучеников, метание бисера, проповедь, пустые разговоры

   2. Какую форму проповеди надо выбрать современной Церкви?   (3:56)

Интернет, телевидение, радио, проповедь в храме, книги, газеты, вмешательство Церкви в общественную жизнь, духовность, мораль, этика, душа народа, СМИ, голос Церкви, интервью

   3. Почему нет открытой дискуссии между православием и другими религиями?   (6:51)

Просвещение, князь Владимир, выбор религии, арабский язык, древнееврейский язык, полемика, метание бисера, уважение к вере, старообрядчество, повреждённое учение, ислам, Римо-Католическая церковь, коммунизм, сатанизм, баптизм, адвентисты седьмого дня, тоталитарные секты, деструктивные секты, гороскопы, мерзость перед Богом, колдуны

   4. Батюшка бьёт крестом прихожан. Как себя вести?   (11:19)

Епископ, Белгородская епархия

   5. Как привести взрослых детей к вере, если и Бога не отрицают, но и дальше не идут?   (13:50)

Молитва, привести к вере ребёнка, воспитание детей, жизнь без Бога, жизнь без Церкви

   6. Может ли православный человек играть в нарды?   (16:30)

Азарт, шашки, шахматы, пустая трата времени, развитие ума, шахматный клуб, Анатолий Карпов, гроссмейстер

   7. Какой путь в современной жизни наиболее спасительный: семейный или монашеский?   (19:05)

Собственный жизненный путь, спасение, Розенбаум, жизнь в миру, монашество, монашеские обеты, нарушение обетов, грех, обеты крещения, переход в другую религию, отречение от обетов, нестяжание, послушание, безбрачие, целомудрие

   8. Как молиться о некрещёных людях?   (22:38)

Господи помилуй, молитва, раб Божий

   9. Что может сделать горожанин для вымирающей деревни?   (24:09)

Многодетные семьи, жильё, вымирание деревни

  10. Имеют ли Ангелы свободную волю? Может ли Ангел-хранитель отступить от человека?   (25:17)

Служение Богу, воля Ангелов, бесы, отступление от воли Божией, отсутствие времени, категория времени

  11. Свекровь часто при детях упоминает имя Божие всуе. Как себя вести?   (26:41)

Нарушение заповеди, бабушка, воспитание детей, деликатность, дух кротости, увещевание

  12. Старшая дочь покрестила свою младшую сестру. Нет ли в этом ничего плохого?   (29:10)

Суеверие, маловерие, грех

  13. Через какой закон грех производит смерть?   (30:55)

Закон, побивание камнями, грех, закон Ветхого Завета, одичание, хамство детей, вина, осознание вины, разрушение семьи, признание собственной неправоты

  14. Я пономарь. Хочу стать священником, но сомневаюсь, потому что разные священники дают разные советы   (36:29)

епископ, священный сан, благочинный, священники, своеволие, реализация своего желания, воля Божия

  15. Будет ли душа у ребёнка, убитого в аборте?   (40:13)

Душа, возраст души, всеобщее воскресение, воскресшее тело, идеальное духовное тело, бессмертная душа

  16. Во время чтения Евангелия возникают мысли, что описываемые события вымышленные   (42:42)

помыслы, принятие помысла, отвержение помысла, маловерие

  17. Правда ли, что пока не очистишь ум и сердце, в него не войдёт Христос, и все исповеди и молитвы бессмысленны? Как очистить ум и сердце?   (45:28)

Покаяние, благодать Божия, исповедь, Дух Святый, изменение всей жизни, направление жизни, земные интересы, душевный покой, комфорт, угождение Христу, помышление о небесном, воспитание детей, душа ребёнка

  18. В детстве я рвала Библию по научению моего дедушки, и ко мне стали являться разные сущности. Что мне делать?   (49:49)

Причастие, каноны, молитва,

  19. О сайте Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства и о работе Патриаршей комиссии   (51:20)

сайт Патриаршей комиссии, направления работы Патриаршей комиссии, семья, защита материнства, защита детства, Рождественские чтения, общественные организации, одинокие мамы, многодетные семьи, антиабортное движение, адресная помощь, сохранение семьи, ТК Спас, центральное телевидение

Прот. Александр Березовский: Добрый вечер, дорогие телезрители. Добрый вечер, братья и сестры. Мы вновь с вами в прямом эфире передачи «Беседы с батюшкой», и у нас в гостях, как обычно в воскресный вечер, протоиерей Дмитрий Смирнов.

Батюшка, добрый вечер.

Прот. Димитрий Смирнов: Здравствуй, отец Александр. Добрый вечер, дорогие братья и сестры.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, начну с вопросов, которые пришли на наш сайт. «В городе Эфесе во время языческого праздника, когда толпа при неистовом пении и пляске обносила идолов вокруг города, им навстречу вышел святой апостол Тимофей с проповедью о Христе, после чего был сразу забит камнями и палками насмерть. Господь наш Иисус Христос говорил: «Не давайте святыни псам, и не бросайте бисера вашего перед свиньями» (Мф. 7, 6). А святой апостол вышел на верную смерть, понимая, в каком возбуждённом состоянии находится толпа язычников. Почему он так поступил?»

Прот. Димитрий Смирнов: «Аще кто исповедует Меня перед людьми, того и Я исповедую перед Отцом Моим Небесным», – сказал Христос (Мф., 10, 32). Повинуясь слову Господа нашего Иисуса Христа он это совершил.

Прот. Александр Березовский: Но толпа была не в состоянии воспринять его слова о воскресшем Христе.

Прот. Димитрий Смирнов: Мы этого не знаем. И я уверен, что кто-то и воспринял, особенно из тех, кто осмыслял произошедшее уже несколько позже. Наверняка. Кровь мучеников не бывает напрасной. Даже если это происходит не на глазах [у людей].

Прот. Александр Березовский: То есть этот подвиг был осмыслен людьми позже и воспринят ими?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, я уверен, что и на тех, кто осмыслял его в дальнейшем, в следующие годы, это повлияло. А по поводу бисера, который мечут перед свиньями – он же обратился с проповедью ко всем, это не есть метание бисера. Вот мы тут тоже беседуем на темы евангельские, и нас слушают разные люди – и воцерковлённые, и нет, и крещёные, и некрещёные, и люди, которые исповедуют Христа не как православные. А есть люди иных религий даже, которые нас слушают, и я точно это знаю. Есть даже фанаты наших передач, которые часто очень смотрят нас и выражают по этому поводу своё удовольствие. Разве это – метать бисер перед свиньями? Разве мы здесь нарушаем что-то? Нет, не нарушаем. Когда Господь так говорит, речь идёт о несколько другой ситуации. Мы выходим с целью проповеди, а не с целью кого-то убедить, кому-то что-то доказать. Вот пустые разговоры, сражения, всякие доказательства – это метание бисера, а проповедь – нет. Тут есть нюансы в оттенках.

Прот. Александр Березовский: Часто Церковь современную обвиняют в том, что она именно очень мало проповедует. А какая форма [нужна] проповеди, чтобы она была шире, больше, глубже?

Прот. Димитрий Смирнов: Самое широкое – это интернет. На втором месте – телевизор, на третьем месте – радио. Ну и, конечно, проповедь в храме тоже остаётся. Все способы хороши. И через книги, и через газеты.

Прот. Александр Березовский: Людям хочется, чтобы Церковь вообще на все события общественной жизни имела свои суждения, мнения.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, кто-то хочет. А кто-то хочет рот заткнуть, говорит, что этим мы вмешиваемся.

Прот. Александр Березовский: А это правильно было бы, если бы Церковь на все события общественной жизни выражала какое-то мнение?

Прот. Димитрий Смирнов: Мне кажется, это невозможно просто. Потому что все события, которые совершаются, совершаются ньюсмейкерами – изготовителями новостей. Поэтому нет нужды нам идти на поводу. Иногда это может совпадать – церковный интерес и попадание ньюсмейкера в эту же точку. Когда вопрос кончается каким-то призывом, желанием, чтобы Церковь в лице хотя бы кого-нибудь из её служителей высказалась по тому или иному поводу. Так бывает, есть темы, которые имеют в себе духовное, этическое, моральное содержание. Тогда очень закономерно, что обращаются к Церкви, которая есть душа народа, – как она на это реагирует? Но так как СМИ руководимы людьми заведомо нецерковными, заведомо не христианами, то итог получается не всегда тот, который нам нужен. Но всё равно расслышать голос Церкви там возможно. Пусть и удаётся часто сказать одну фразу – вот я часто даю всякие интервью, из этих интервью обычно одна или две фразы попадают [в эфир]. Но в интернете мы публикуем всё интервью, чтобы тот, кто хочет, мог обратиться и посмотреть, что было сказано целиком и полностью по этому поводу.

Прот. Александр Березовский: Тут у нас как-то был один такой вопрос: «Почему нет открытой дискуссии между православием и, скажем, иудаизмом или протестантизмом, теми или иными течениями?»

Прот. Димитрий Смирнов: А с какой целью?

Прот. Александр Березовский: Ну, опять же, наверное, с целью просвещения людей.

Прот. Димитрий Смирнов: Кого? Людей, которые исповедуют другие религии?

Прот. Александр Березовский: С теми, которые выбирают ту или иную религию.

Прот. Димитрий Смирнов: Пусть они и выбирают, слушают одного, другого, третьего – как князь Владимир Красное Солнышко. То есть для России это традиционно – пожалуйста, выбирай. Читай книги, учи язык – арабский, древнееврейский. Читай, выбирай. А полемика – это и есть метать бисер. В этом нет нужды. Мы со смирением уважаем верования других людей, хотя, понятно, мы веруем иначе, и у нас учение о Боге совсем другое, нежели у наших братьев-мусульман, иудеев. А, допустим, со старообрядцами нашими родными у нас учение о Церкви другое. Мы считаем, что у них учение о Церкви повреждено. Ну, есть у нас это разногласие. А зачем нам как-то обижать людей? Даже если мы победим в каком-то споре – в этом есть некоторая неприятность. Любой человек, который задался этим вопросом, может найти ответ в полемике [с представителями других течений и религий].

Прот. Александр Березовский: То есть прямой диалог, общественное обсуждение, ни к чему не приведёт.

Прот. Димитрий Смирнов: Хорошему – ни к чему. Поэтому мы в прямой диалог и с коммунистами не вступаем. Коммунизм – сатанинская религия, но, так как приверженцев её много, и она для нашей страны довольно традиционна, существует в России века полтора, то мы не вступаем [в полемику]. И с нашими братьями-баптистами, и даже адвентистами седьмого дня. Мы полемизируем только с тоталитарными сектами – они вредны и деструктивны для государства, народа, психики, и тут мы должны предупредить. Так же как полемизируем... даже не полемизируем, а просто ругаемся по поводу гороскопов, выражаем своё недовольство по этому поводу, потому что это просто мерзость. Называем вещи своими именами, нравится это [кому-то] или нет. Но полемизировать... Вот пригласят с каким-то «гороскопом» полемизировать – ну, это просто смешно. Это всё равно что с брандспойтом полемизировать, потому что никаких аргументов там не дождёшься. Иногда нарвёшься на какой-то канал, где всякие колдуньи выступают, или ещё кто-то, задержишься... несут – ну полную ахинею: если это расшифровать и дать прочитать, это просто поток безумного сознания. Там не с чем даже полемизировать.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, у нас есть первый вопрос. Добрый вечер.

Прот. Димитрий Смирнов: Алло, здравствуйте. Пожалуйста.

Телезритель: Добрый вечер, батюшки. Раба Божия Валентина из Белгородской области. В нашем храме батюшка служит второй год. Он очень хороший батюшка, душевный человек, но бьёт крестом прихожан. Как себя вести? Спасибо большое.

Прот. Димитрий Смирнов: В каждой епархии, и в Белгородской тоже, есть специальный человек, наблюдатель, по-гречески – епископ. Митрополитом Белгородским является Владыка Иоанн. Вы напишите ему письмо о том, что Вы не согласны с действиями вашего молодого, душевного и очень внимательного батюшки. И ему, этому батюшке, выйдет от епископа разъяснение. Если он ему не последует, придётся батюшке дорогому идти работать в такси. Вот и всё, очень всё просто.

Прот. Александр Березовский: «Как привести взрослых детей к вере, если и Бога не отрицают, но и дальше не идут?»

Прот. Димитрий Смирнов: Привести корову на водопой довольно легко, а привести человека к вере невозможно. Вот нет таких способов. Человек должен дозреть, особенно, взрослый. У него должно быть к этому желание. Когда человек ещё маленький, ребёнок, то, в силу того, что у ребёнка душа ещё чистая, он на слова о вере очень хорошо отзывается. И вот в этот момент можно ребёнка привести к вере. А взрослый человек приходит сам. Поэтому – вы немножко упустили время.

Прот. Александр Березовский: То есть теперь просто молиться и ждать, пока они, может быть, прозреют?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, ждать специально не надо, а молиться можно. Можно ждать и не дождёшься, но надо было раньше думать.

Прот. Александр Березовский: Да многие родители сами-то пришли недавно.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, на нет и суда нет. Но время-то всё равно упущено. Сами недавно или сами давно, но, если взрослые дети не приходят в Церковь, значит, она им не нужна.

Прот. Александр Березовский: Да большинству людей она не нужна. Люди уже научились строить жизнь без Бога.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. И без Церкви.

Прот. Александр Березовский: Церковь только мешает своими правилами, требованиями.

Прот. Димитрий Смирнов: Да никто эти требования, во-первых, не знает, во-вторых, не выполняет, а в-третьих, и не собирается выполнять. Это не значит, что мы не должны о них говорить. Мы и говорим, но какая-то очень небольшая часть с к этому прислушивается. А уж чтобы изучать правила, узнавать, почему они – на это как-то не остаётся энергии у людей.

Прот. Александр Березовский: Есть вопрос у нас, батюшка.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, пожалуйста.

Телезритель: Алло, здравствуйте, отец Дмитрий и отец Александр. Я православная христианка, могу ли я играть в нарды? Мама, тоже православный человек, ругается и говорит, что эта игра не для христиан. Но ведь шашки и шахматы – это тоже игры, тогда в них тоже нельзя играть христианам?

Прот. Димитрий Смирнов: А почём играть-то? От этого зависит.

Прот. Александр Березовский: Какая ставка.

Телезритель: Просто за очки, за конфеты. Дома, между собой, с друзьями, с подругами. За конфеты хотя бы, как в советское время в лото играли.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, вот за конфеты нельзя, потому что возникает уже азарт. А так, как в шашки, можно, пожалуйста. Скажите, что я разрешил. Хотя в древности, ещё веке в шестнадцатом, в шахматы не очень-то благословлялось играть, потому что это, в некотором смысле, пустая трата времени. Но потом выяснилось, уже позже, что игра в шахматы развивает ум, а это полезно. В моем детском доме мы организовали шахматный клуб. Приезжал к нам чемпион мира Анатолий Евгеньевич Карпов и открывал этот клуб. Там наши детки занимаются шахматами. У нас два очень хороших специалиста есть. Люди пожилые, одна женщина – гроссмейстер, она иногда приходит и детям показывает партии. Я считаю, что это для наших детей необходимо.

Прот. Александр Березовский: «Отец Дмитрий, скажите, в современных условиях какой жизненный путь предпочтителен – семейный или монашеский? Какой наиболее спасительный?»

Прот. Димитрий Смирнов: Когда я занимался в пионерском лагере ездой на мотоцикле – там у нас была секция, – мы все, ребята, интересовались у тренера, какой мотоцикл «самый-самый лучший». И он нам говорил: «Самый-самый – это собственный». Так же и здесь. Тот путь, который твой – самый лучший и самый спасительный.

Прот. Александр Березовский: Иди до конца – и спасёшься.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Ведь люди же пробуют разные специальности, разные институты, что-то ещё. Очень часто. Ну, взять хотя бы [Александра] Розенбаума. Он был доктором скорой помощи, и военным доктором был. А потом стал певцом, сменил свой путь. Так же бывает, что человек поживёт в миру, а потом становится монахом.

Прот. Александр Березовский: А вот, побыв монахом, вернуться в мир – это как?

Прот. Димитрий Смирнов: Такие случаи тоже бывают. Но это уже некое поражение, потому что, всё-таки, монах даёт Богу обещания, по-славянски – обеты. И, если он уходит из монашеской жизни, значит, он обеты нарушил.

Прот. Александр Березовский: Переоценил человек свои силы. Ну, не смог.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, я говорю, отдельные случаи, единичные, бывают. Он остаётся христианином, просто переходит в другое звание. Но это уже на всю жизнь он согрешил.

Прот. Александр Березовский: То есть это всё-таки грех.

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно. Ну, как – обещание Богу нарушил. Это все равно, что... Мы при крещении тоже все даём обеты крещения. «Отрицаешься ли сатаны?» – [«Отрицаюсь»]. Человек становится христианином, а после крещения берёт и отрекается от обетов, и переходит в другую религию – разве это не грех? Конечно, грех.

Прот. Александр Березовский: То есть шаг в монашество – это всё-таки ступенька выше, вверх?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, нельзя сказать, что монашество выше обычной службы мирянина. Святая Церковь так не учит. Это равночестные пути. Но разница – в этих обетах. [При постриге] обеты крещения, данные человеком, сохраняются, плюс ещё [появляются] дополнительные нестяжание, послушание и целомудрие.

Прот. Александр Березовский: Есть вопрос у нас, батюшка.

Прот. Димитрий Смирнов: Здравствуйте, слушаем Вас.

Телезритель: Здравствуйте, батюшки, раба Божия Надежда из Орловской области. Можно ли, и как можно, молиться о некрещёных людях? Тётя была...

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, про тётю не надо. Молиться так: складываем персты [троеперстно], осеняем себя крестным знамением, делаем поклон и говорим «Господи, помилуй!» Вот так молиться за некрещёную тетю. Всё очень просто.

Прот. Александр Березовский: А когда молишься о своих родственников, нужно ли разделять крещёных и некрещёных, или все могут быть в одном списке?

Прот. Димитрий Смирнов: Можно в одном списке. Это не играет никакой роли.

Прот. Александр Березовский: Одних мы именуем все-таки рабами Божиими, а другие таковыми не стали, не приняв Крещение.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, дело в том, что некоторых, которые приняли Святое Крещение, рабами Божиими можно назвать с большой натяжкой. Поэтому это условно.

Прот. Александр Березовский: Но всё-таки человек шаг такой сделал.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, это не он, его в детстве крестили. Основную массу людей крестят в детстве.

Прот. Александр Березовский: «Что реально может сделать горожанин для вымирающей деревни, кроме молитвы? Сердце разрывается от боли, когда смотришь, что происходит в наших деревнях».

Прот. Димитрий Смирнов: Да, у меня тоже сердце разрывается. Сделать – ну, у каждого свои возможности. Например, у нас десятки семей, у которых нет никакого жилья. Можно эти семьи найти и предложить им дома, и всех собрать их в одну деревню, они могли бы там жить.

Прот. Александр Березовский: Хочешь помочь деревне – оставь город, поезжай в деревню. Попробуй хотя бы одну деревню спасти от вымирания.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, или так.

Прот. Александр Березовский: Есть вопрос у нас, батюшка. Добрый вечер.

Телезритель: Добрый вечер, уважаемые батюшки. Имеют ли Ангелы свободную волю, или за них решает всё Господь? В частности, может ли Ангел-Хранитель отступить от человека, если ему вдруг что-то не понравится? Спасибо.

Прот. Димитрий Смирнов: Ангелы имеют свободную волю. Отступить от послушания Богу он не может. Почему? Потому что не хочет. Ему очень нравится исполнять волю Божию.

Прот. Александр Березовский: То есть воля ангельская всегда соотносится с волей Божией?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да, мы в истории Церкви не наблюдали таких случаев, когда Ангел бы отступал от воли Божией. Те ангелы, которые отступили некогда от воли Божией, давно превратились в бесов, и этот процесс уже давно закончился.

Прот. Александр Березовский: То есть он не идёт, это было единовременное отпадение?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, мы не знаем, потому что в том мире нет времени. Шёл ли этот процесс одномоментно или продолжался миллиарды лет – для того мира этой категории не существует.

Прот. Александр Березовский: «Моя свекровь часто упоминает имя Божие всуе, как присловие. Как вести себя, когда она приезжает к нам и делает это при детях?»

Прот. Димитрий Смирнов: В зависимости от того, как часто. Если она часто приезжает, то надо с ней поговорить и попросить. Если она забывает, сказать: «Давай мы так договоримся. Как только ты всуе [имя Господа] помянешь – я тарелку шваркаю об пол. Ты должна сразу понять, что сделала что-то не так». И я думаю, это сыграет свою роль. Чтобы не делать, скажи, замечание, а то не очень прилично, просто хлопаю тарелку об пол, и всё. Думаю, на второй тарелке этот процесс закончится.

Прот. Александр Березовский: Самая большая проблема в этой ситуации – как не обидеть маму, свекровь, тёщу...

Прот. Димитрий Смирнов: В том-то и дело. А какая тут обида? Ты же не о голову.

Прот. Александр Березовский: Её учат.

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно. А как же? Учат, если человек чего-то не знает, пришёл в чужой дом и начинает нарушать заповедь Божию. А если она соседа пригласит и постелет в горнице проходной себе с ним кровать? Что, ей нельзя сказать, мол, знаешь, этот гражданин не муж тебе? Не хотелось бы, чтобы детки наблюдали, как их бабушка... Это же нарушение заповеди Божией – и то нарушение заповеди Божией. Это же вопрос принципиальный. Очень многое можно потерпеть, оказать снисхождение. А если человек ведёт себя противно нашему воспитанию? Тут можно вполне. Только, конечно, ласково надо, деликатно. Как апостол говорит: «Увещевайте такового в духе кротости» (Гал., 6, 1).

Прот. Александр Березовский: Но в большинстве случаев никакие увещевания...

Прот. Димитрий Смирнов: Ну вот, говорят, что тарелка помогает. Попробовать. Может, не поможет. Тогда ещё подумаем, пусть ещё раз позвонит. Так будем подбирать.

Прот. Александр Березовский: Есть вопрос у нас, батюшка.

Прот. Димитрий Смирнов: Алло, добрый вечер, слушаем Вас.

Телезритель: Алло, здравствуйте. У меня три дочки, и старшая стала крёстной младшей дочке. После того, как мы её покрестили, все подруги на меня накинулись: девочкам надо первыми крестить мальчиков, она может замуж не выйти. Наговорили всякой ерунды, и я испугалась. Правильно ли я сделала?

Прот. Димитрий Смирнов: Чтобы сделать правильно, надо Вам пойти на исповедь и покаяться в злостном суеверии. Потому что то, что говорят Ваши подруги – это злостное суеверие. А то, что Вы испугались, значит, что Вы верите этому суеверию, а это есть грех. А раз грех, надо покаяться, что Вы такая маловерная и веруете всякой ерунде. Логики-то нет никакой. Почему сначала мальчиков? Почему замуж не выйдет? А потом, где это написано, что обязательно замуж выходить?

Прот. Александр Березовский: Может, монашеский путь изберёт.

Прот. Димитрий Смирнов: Вот именно. «Вот, она замуж не выйдет». И как это связано? Ну, Вы сами-то не понимаете, что это абсолютная чушь? «Покрестили девочку, после этого она замуж не выйдет». Ну, как это связано-то? До чего ж у нас серый и темный народ. Ну вот, идите на исповедь и кайтесь.

Прот. Александр Березовский: «В послании апостола Павла к Римлянам говорится: «Вы умерли для закона и принадлежите Христу, но живущий во мне грех производит смерть через закон» (Рим., 7). Через какой закон?»

Прот. Димитрий Смирнов: Дело в том, что закон ставит человека перед проблемой. А в отдельных случаях, когда закон повелевал, допустим, побивать камнями, это фактически исполнялось. Но на самом деле не закон это делает, а делает всё равно сам грех. Просто закон обнажает это, закон ставит диагноз.

Прот. Александр Березовский: Закон Ветхого Завета был дан Богом.

Прот. Димитрий Смирнов: Да, конечно, именно для того, чтобы... Люди настолько стали тёмными – ну вот вроде звонившей женщины, которой подружка сказала, и она испугалась, – настолько тёмными, что они перестали понимать, что убивать людей нехорошо, воровать нехорошо, клеветать нехорошо, завидовать нехорошо... Просто потеряли это понимание. Поэтому понадобился писаный закон. «Почитай Бога и Ему одному служи», «чти отца и мать» (Исх., 20).Одичали. Ну вроде как современные русские мальчики и девочки – напропалую хамят родителям. Это о чем говорит? Что они одичали. Они относятся к родителям хуже, чем незнакомые мальчики и девочки. Незнакомые порой стесняются чего-то. А свои могут такое сказать... И уже не стесняются.

Прот. Александр Березовский: И чтобы они поняли, что есть что, есть закон.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. И уже воспитывались так, что закон нельзя нарушить, это грех, Бог накажет. По некоторым пунктам этого закона полагалась смертная казнь.

Прот. Александр Березовский: Можно ли сказать, что, если бы не было закона, не было бы и вины человека? Вина-то есть перед законом.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, вина все равно была, но человек не мог её осознать, настолько он отупел.

Прот. Александр Березовский: То есть внутренние чувства очерствели.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Вот сегодня я беседовал с некоторой семейной парой. Попытался с мужем поговорить, потому что у них семья затрещала. [Я говорил о том], что нужно предпринять, чтобы это всё исправить. Исправить довольно просто. Но он как бы и не слышит. Это очень дело трудное. Он не понимает простых вещей. Вот я говорю и вижу: женщина меня очень хорошо понимает. А он – нет, как-то упрямствует, и так далее. И вот – что? Рушится семья, ребёнок останется без отца, много всяких проблем. Нет, главное – собственные гордые амбиции. Ну, что делать? Это такое одичание.

Прот. Александр Березовский: «Хочу, чтобы меня поняли».

Прот. Димитрий Смирнов: Там понимать нечего. Как огрызок карандаша всё просто, до нельзя. Разжёвываешь, кладёшь в рот – всё равно.

Прот. Александр Березовский: Трудно признать неправоту.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, в чем же тут... Ну, он же пришёл к священнику, спрашивает, ему отвечают: так и так. Ты ни в чём не прав. Ты должен вот это и это изменить, твоё отношение к жене для неё невыносимо. Он считает, что это «ничего особенного». Это, может, для тебя ничего особенного, но ты спроси у неё. Вот она говорит: «Особенно. Для меня это невозможно». Он: «Ничего особенного». Ну, тогда всё потеряешь – жену, сына. Из-за каких-то совершенно дегенеративных идиотизмов он лишается очень важных вещей. Прожил 20 лет.

Прот. Александр Березовский: Есть вопрос у нас, батюшка.

Телезритель: Здравствуйте. Я пономарю в храме, и хотелось бы жизнь посвятить священству. Но батюшки, которые служат вместе со мной в храме, говорят, что должна быть воля Божия. Мол, мало ли, что ты хочешь, а хочет ли этого Господь? Некоторые говорят: «Не сомневайся, иди, поступай». Кого мне слушать?

Прот. Димитрий Смирнов: А Вам сколько лет-то?

Телезритель: 45.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, знаете, тут надо уже как-то самому определяться. В 45 лет мужчина должен быть уже решительным человеком. И, если у Вас есть склонность, значит, есть и воля Божия. А если воли Божией нет, то Вы хоть голову разобьёте, а священником не будете. Это же решает епископ. Вот, так и так – придете к своему епископу. Скажете: «Я такой-то пономарь, хотел бы послужить в священном сане. Не требуются ли у нас в епархии священники?» Он поспрашивает и решит, нужны Вы ему или нет. У благочинного спросит, у священников, они характеристики дадут, исследуют. Не подойдете – в другую епархию, в третью, в сотую, в стопятидесятую. И найти можно.

Прот. Александр Березовский: А не будет ли это именно своеволием, когда человек во что бы то ни стало хочет реализовать своё желание?

Прот. Димитрий Смирнов: А в чём своё? Он же хочет послужить Церкви. Ну, пономарь, ну, священник. Какая разница? Что важнее – мизинец на правой руке или мизинец на левой ноге? Это всё одно Тело.

Прот. Александр Березовский: То есть добиваться того, что «хочу», в этом плане не является греховным?

Прот. Димитрий Смирнов: А есть ответ в Священном Писании: «Желающий епископства доброго желает» (Тим. 3, 1). Что он, молодой мужчина 45 лет, такого плохого желает? Раз у него родилось такое желание, значит, на то есть воля Божия.

Прот. Александр Березовский: «Никто не может прийти ко Мне, если Отец Небесный его не позовет» (Ин., 6, 44).

Прот. Димитрий Смирнов: Видишь – ты тоже, оказывается, Священное Писание знаешь.

Прот. Александр Березовский: Читал.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну вот.

Прот. Александр Березовский: Есть вопрос ещё, батюшка.

Прот. Димитрий Смирнов: Алло, добрый вечер, слушаем Вас.

Телезритель: У меня вопрос к отцу Дмитрию, это Елена из Самары. Будет ли на Небесах душа у ребёнка, убитого в аборте? Спасибо.

Прот. Димитрий Смирнов: Не то, что будет, она уже есть. Эти женщины, конечно, потеряли своих детей, а у Бога ни одна душа не потеряна.

Прот. Александр Березовский: А возраст – там не имеет значения?

Прот. Димитрий Смирнов: А возраст у души тот же самый.

Прот. Александр Березовский: В Воскресении всеобщем – они воскреснут в каком теле, если у них оно ещё не сформировалось?

Прот. Димитрий Смирнов: Ведь Христос, когда воскрес, воскрес в другом теле.

Прот. Александр Березовский: Другом по свойствам.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Апостолы даже не узнавали Его. Это воскресшее тело. Какое оно – мы не знаем. Да, на нём были следы ран и так далее. Но оно всё равно было другое. Апостолы узнавали Его по каким-то другим признакам. Так же и у этих младенцев душа обыкновенная, человеческая. Вот ведь не все же мощи остаются нетленными, бывает, всё в могиле рассыпается, и кости даже. Но воскресают-то всё равно в теле. Это будет некое идеальное духовное тело. Но это будет тело, а не душа. А в этом теле будет бессмертная душа именно того человека, которого мамочка с благословения папочки загубила. Ну, продолжим.

Прот. Александр Березовский: «Во время чтения Евангелия иногда возникают мысли, что описываемые события – вымышленные. Как побороть эти помыслы, и почему они возникают?»

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, конечно, дьяволу не угодно, чтобы человек веровал. Так и возникают: бесы бомбардируют человека этими помыслами. А как бороться – только молитвой. «Господи, помилуй!»

Прот. Александр Березовский: То есть все сомнения, которые возникают при чтении Евангелия, просто отвергать?

Прот. Димитрий Смирнов: Да, не принимать помысел. Потому что... Ну, может помысел возникнуть – ограбить ближайший продуктовый ларёк. Может такой возникнуть?

Прот. Александр Березовский: Ну, когда человеку кушать захочется.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, вот читает – и возник такой помысел. Ну и что, надо пойти ломить замки? Так же и здесь. А это дьявол хочет взломать наше сердце и посеять там недуг маловерия. Надо стоять на страже.

Прот. Александр Березовский: «Слышала, что, пока не очистишь ум и сердце, в него не зайдет Христос, и все исповеди, молитвы не принесут пользы человеку. Так ли это на самом деле, и как очистить ум и сердце, чтобы в него вошёл Христос?»

Прот. Димитрий Смирнов: Покаянием.

Прот. Александр Березовский: То есть не сам человек же очищает, опять же, Дух Святой?

Прот. Димитрий Смирнов: Да, только благодать Божия в Таинстве Покаяния.

Прот. Александр Березовский: То есть человек пришёл на Исповедь, раскаялся в содеянном и за собой следит?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, этого недостаточно. С человеком должен произойти целый переворот. Он должен изменить всю свою жизнь, направление этой жизни. У обычного человека направлением жизни является земля: урожай, дети, строительство дома, всякие такие вещи. Образование детей. Вот недавно тут звонила нам женщина: «Как привести взрослых детей в Церковь?» Это земной вопрос. Это она не о спасении детей беспокоится, а о собственном комфорте, потому что ей очень тяжело осознавать, что детям Церковь не нужна. И она хотела бы, чтобы они были в Церкви, чтобы у неё была «душа спокойна». Вот она что хочет – покоя душе. А чтобы обрести покой душе, нужно прийти ко Христу, тогда и покой у тебя будет, независимо от того, ходит твой сын в Церковь или не ходит, гонитель он Церкви или преподобный... Не играет никакой роли. Когда человек со Христом, это перестаёт быть важным. И вот таким образом нужно направление жизни изменить – с земного на небесное. Человек всё хочет устроить здесь, на земле, себе комфорт: телесный, чтобы всё было для тела, и душевный – для души. А надо думать о небесном, как бы угодить Христу Богу нашему. И вот этого человек как раз не понимает. Так покаяние – это именно это, смена ориентиров жизни с земного на небесное. Вот даже эта женщина звонила с тремя детьми. Что её взволновало-то? «Дочка не выйдет замуж». Это что, проблема что ли? Её не взволновало, что она не будет христианкой, её волнуют исключительно земные вещи. Вот надо изменить это направление жизни. И это есть покаяние, и только это. А не «что-то съел» или «чем-то подавился». Это уже дело другое. Потому что, когда человек помышляет о небесном, тогда он уже и ведёт себя иначе, и жизнь по-другому строит. Для него это главное. И он детей будет воспитывать для неба, а не только чтобы щеки были, чтобы «кушал хорошо». Это не главное. А главное – что у него в душе. Конечно, забота о детях, чтобы их накормить – необходима. Но это уже...

Прот. Александр Березовский: Вторично.

Прот. Димитрий Смирнов: Да.

Прот. Александр Березовский: Есть звонок у нас, батюшка.

Прот. Димитрий Смирнов: Алло, здравствуйте.

Телезритель: Здравствуйте, это из Казахстана вам звонят, мне 65 лет. В детстве я рвала Библию по наущению моего дедушки, и ко мне стали являться разные сущности. Меня много лет это беспокоит. Как мне быть?

p class="content_p"> Прот. Димитрий Смирнов: Частым причащением. И когда сущности эти появляются, надо молиться, читать, допустим, Покаянный Канон или Канон Матери Божией.

Прот. Александр Березовский: «Отец Дмитрий, Вы как-то говорили о том, что разрабатывается сайт Патриаршей комиссии по вопросам семьи, председателем которой Вы являетесь. Хотелось бы узнать, как обстоят дела в этом плане, и когда сайт будет открыт».

Прот. Димитрий Смирнов: Открыт. Уже можно туда зайти, он только начал своё развитие. Адрес его – http://pk-semya.ru/. Поэтому, кого интересуют вопросы семьи и тех трудов, которые мы собираемся предпринимать – милости просим, заходите на этот сайт.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, а вообще как дела в комиссии обстоят? Уже разработана стратегия, тактика работы?

Прот. Димитрий Смирнов: Да.

Прот. Александр Березовский: Уже какие-то основные направления выбраны?

Прот. Димитрий Смирнов: Пожалуй, даже все направления названы, и уже начали труд по этим направлениям, такая работа ведётся уже в половине епархий Русской Православной Церкви.

Прот. Александр Березовский: То есть деятельность комиссии уже заметна?

Прот. Димитрий Смирнов: Для меня – да. Но мы собираемся сделать сбор тружеников на этой ниве на Рождественских чтениях. Собираемся секцию такую организовать, уже существует план, как это будет, [какие] доклады. И уже поглядим друг на друга, на всех соратников.

Прот. Александр Березовский: Существует множество общественных организаций – и церковных, и нецерковных – которые занимаются вопросами семьи. Вы с ними сотрудничаете? И насколько плодотворно?

Прот. Димитрий Смирнов: С некоторыми сотрудничаем, а вообще приглашаем к сотрудничеству всех. Каждая организация базируется в каком-то городе. А мы хотим в каждой епархии сделать подразделение нашей комиссии. Наша – патриаршая, а эти, мы предполагаем, будут епархиальные.

Прот. Александр Березовский: Ну, вот эти организации вас как восприняли – не как конкурентов? Как соратников?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, у нас не может быть конкуренции. Жила бы страна родная, и нет других забот. Если кто-то занимается какой-то темой – улучшает жизнь одиноким мамам, многодетным семьям, способствует уменьшению или преодолению разводов, абортов, – то это же наши союзники. В том-то и дело, я и не предполагаю, как может быть какая-то конкуренция.

Прот. Александр Березовский: Но может быть, какое-то неприятие ваших методов.

Прот. Димитрий Смирнов: А какие у нас методы? У нас самый главный метод – это проповедь и, как в реальной экономике, реальная помощь.

Прот. Александр Березовский: Адресная помощь нуждающимся.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, вот сегодня я рассказывал про семью. Вот я сижу за столом и с ними занимаюсь. Если бы была такая организация, которая могла бы адекватно им помочь, я бы им передал – пожалуйста, занимайтесь. Моя задача – чтобы семья сохранилась. А уж кто это будет делать – председатель комиссии или какая-то организация по спасению семьи... Да на здоровье и ради Бога.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, а в правительственных кругах деятельность вашей комиссии расценивается как нужная?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, я не слышал о каких-то оценках, но судя по тому, какое проявляется уважение, наши труды ценят. Можно сказать, на самом высочайшем уровне. Не на высоком, а на высочайшем.

Прот. Александр Березовский: То есть уже знают о комиссии, о её деятельности, направлениях?

Прот. Димитрий Смирнов: Ну, разумеется. А сайт будет ещё этому способствовать, потому что, не отходя от мобильного телефона, можно узнать последние новости нашей работы.

Батюшка, а если бы вам выделили время на телевидении, вы бы смогли его как-то занять?

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно. И обязательно займём. Сейчас телеканал «Спас» будет попадать в мультиплекс, в сотню цифровых каналов на государственном уровне, там обязательно будет постоянная программа, посвященная этой теме. А степень доступности его будет как у всех центральных каналов. Не только для тех, кто в кабельных сетях [смотрит], или с тарелки.

Прот. Александр Березовский: Ну что ж, замечательно, дай Бог, чтобы это произошло.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Поэтому – мы ждём, и работа ведётся, мы надеемся и молимся Богу, чтобы это случилось, чтобы любой человек, который говорит или понимает по-русски, мог обязательно услышать, и, если его эта тема интересует, получить необходимые сведения, советы.

Прот. Александр Березовский: Спасибо, батюшка, за Ваши ответы. Наша передача подошла к концу.

Прот. Димитрий Смирнов: Пожалуйста. Тебе за те вопросы, что ты подобрал.

Прот. Александр Березовский: Ну, это наши телезрители.

Прот. Димитрий Смирнов: Всего вам доброго, до свидания.

Прот. Александр Березовский: Всего доброго, пишите на наш сайт www.dimitrysmirnov.ru, будем рады ответить на ваши вопросы. До свидания.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 5

    1. LK:

      - очень хочется чтобы все организации, помогающие семьям, детям и одиноким родителям объединились бы в мощную общероссийскую структуру с единым банковским счетом (для благотворительных взносов) и единым порталом знакомств(для одиноких граждан).

      • regent:

        Такого в принципе нет и не будет, и скорее всего это правильно, учитывая имеющийся опыт подобных общероссийских структур с единым банковским счетом.

    2. георгий панчулидзе:

      Спасибо Вам Батюшки.

    3. makdalin:

      Спасибо!

    4. toyarova:

      Дорогой пономарь! Обращайтесь к нашему Владыке Николаю — Епископу Салехардскому и Новоуренгойскому!Нам в с.Горки вот точно нужен священник. А вдруг?

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.