Радио «Радонеж». Протоиерей Димитрий Смирнов. Видеозапись прямого эфира от 2013.11.30
Видеозапись прямого эфира радиостанции "Радонеж", во время которого протоиерей Димитрий Смирнов отвечает на вопросы радиослушателей. Ведущий – протоиерей Александр Березовский. Радиоэфир от 30 ноября 2013 года.

   1. Как быть, если священник не допускает причащаться каждую неделю?   (1:12)

как часто нужно причащаться, допуск к причастию, частота причащений

   2. Для чего люди часто крестятся во время службы?   (2:52)

церковная служба, крестное знамение, когда нужно креститься

   3. Зачем женщины и мужчины должны отдельно стоять в церкви?   (4:45)

мужская половина, женская половина

   4. Как можно совместить почитание родителей и слова «если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери... тот не может быть Моим учеником (Лк. 14, 26)? В каких телах люди воскреснут?   (6:27)

Воскресение, пакибытие, почитание родителей, соблюдение заповедей, любовь к Богу

   5. Как терпеть мужа, который заставляет жену носить исключительно юбки и выкинул её брюки?   (9:02)

семья, брак, конфликт мужа и жены, насилие, самоуправство, рвение не по разуму, самодурство

   6. Существует ли правило ко Причастию для немощных людей?   (10:27)

Причастие, последование ко Святому Причащению, как правильно причащаться, правило ко Причастию, молитва

   7. Обязательно ли понимать слова читаемых молитв?   (14:15)

молитвы, понимание молитв

   8. Почему все недели церковного календаря привязаны к Пятидесятнице?   (14:42)

Церковный календарь, Пятидесятница, Пасха

   9. Могли ли родные как-то помочь наркоману и не допустить его смерть?   (15:52)

наркомания, лечение наркомании, зависимость, созависимость, лечение зависимостей

  10. Почему Елисей человек Божий проклял детей, которые его дразнили, и медведица их растерзала? (4 Цар. 2, 23-24)   (20:24)

Ветхий Завет, Священное Писание, Елисей человек Божий, попущение Божее, жестокое вразумление

  11. Иудеи названы так по имени Иуды Искариота? Почему нынешние евреи не признают Христа?   (24:12)

иудеи, евреи, иудаизм, христианство, атеизм, иудаизм

  12. Должна ли у нас в стране быть государственная идеология?   (28:20)

Конституция, государственная идеология, русское государство, русская империя, русская культура, ненависть к русским, православие? военное духовенство

  13. Всегда ли нужно молиться по просьбе других людей, или взаимодействие с душой того человека, за которого молишься, может нанести вред?   (42:51)

молитва, молитва по просьбе, милосердный самарянин, суть христианства

  14. Что можно сделать, чтобы убрать развратную рекламу с улиц?   (47:39)

реклама, рекламные стенды, развращение народа, выражение общественного мнения

  15. Почему Гитлер уничтожал евреев?   (48:47)

Гитлер, фашизм, евреи, уничтожение евреев, геноцид

  16. Можно ли жениться на разведённой женщине, которая не была венчана?   (53:16)

семья, брак, развод, второй брак, брак с разведённым, брак с разведённой

  17. Как стать хорошим мужем и отцом?   (53:40)

семья, брак, полная семья, неполная семья, роль отца, роль супруга в семье

  18. Обязательно ли поминать усопшего день в день годовщины смерти, или можно это поминовение сдвинуть?   (54:40)

смерть, годовщина смерти, поминовение усопших, загробная участь, вред душе умершего

Прот. Димитрий Смирнов: Добрый вечер, дорогие братья и сестры! Мы с отцом Александром начинаем нашу обычную программу в прямом эфире. Если вы пожелаете, можете нам позвонить в студию по телефону 8-495-959-59-39 и задать ваши вопросы.

Прот. Александр Березовский: Добрый вечер, дорогие слушатели! Напоминаю, что вы также можете присылать ваши вопросы по SMS к нам в студию на короткий номер 5522. В начале сообщения не забудьте написать слово «Вера» и через пробел текст вашего вопроса. Батюшка, есть такой вопрос: «Что делать, если хочется причащаться каждое воскресенье, а священник против, говорит, что так часто не нужно?»

Прот. Димитрий Смирнов: В следующее воскресенье идти в другой храм.

Прот. Александр Березовский: Если он есть в той области. К сожалению, не известно, откуда этот вопрос пришёл, возможно, не из Москвы. А как-то воздействовать на священника или просить?..

Прот. Димитрий Смирнов: Можно воздействовать. Дать ему пять тысяч – не откажет.

Прот. Александр Березовский: А насколько правомерен такой запрет?

Прот. Димитрий Смирнов: Абсолютно неправомерен.

Прот. Александр Березовский: Здесь можно даже обратиться, может быть, к епископу той области?

Прот. Димитрий Смирнов: В принципе, можно, но, понимаете, священники, которые запрещают, не могут это объяснить.  Их так воспитали. Это не его вина, просто ещё время не пришло.

Прот. Александр Березовский: Считается почему-то, что часто причащающийся человек неблагоговейно это делает. 

Прот. Димитрий Смирнов: Как священник, например. Он же каждый раз причащается и неблагоговейно служит. Ничего.

Прот. Александр Березовский: Себе священник не запрещает.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. А почему мирянину запрещать, если он не совершает чего-то ужасного? На каком основании? 

Прот. Александр Березовский: «Я недавно начал ходить в церковь и заметил, что во время службы многие люди очень часто крестятся. Это так нужно? Для чего так часто креститься?» 

Прот. Димитрий Смирнов: Понятия не имею. Был такой случай, мне рассказывал мой духовник в семинарии, это ещё до того, как я учился. Говорит, заметили, что один воспитанник семинарии не крестится, вообще. Стали за ним наблюдать и увидели, что, оказывается, он крестится. Но делает он это редко и с таким благоговением, что их опасения рассеялись, и они «отвалили» от него. Не то что к нему, но стали приглядываться.

Прот. Александр Березовский: А существуют какие-то общие правила?

Прот. Димитрий Смирнов: Правила существуют. Три метания и три крестных знамения на «Святый Боже», на «Слава Отцу и Сыну», перед «Честнейшую» и после. На каждом тропаре Канона Андрея Критского. Перед «Отче наш» и в конце. В начале молитвы и в конце, когда чтение какой-то молитвы. 

Прот. Александр Березовский: То есть это просто общепринятое постановление.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Раньше всем храмом: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» –  и все крестятся и кланяются. Но с тех пор как у нас храмы все порушили, в храме стало битком, то и народ смешался. Раньше мужики в одной стороне, бабы в другой, по оси. А сейчас мужиков-то нет, бабы стоят на мужской половине, все вперемешку. Кто имеет возможность, покрестится.

Прот. Александр Березовский: Батюшка, а это разделение принципиально: мужская половина, женская?

Прот. Димитрий Смирнов: Это хорошее дело. Понимаешь, чтоб мужчины и мальчики приучались к тому, то они мужчины, потому что современные молодые люди путаются со своими «гендерами».  Приходит, начинает что-то бекать, мекать. Видно, что он у мамочки один был. А это очень хороший воспитательный момент. Женщина тоже. Она что это? Она знает своё место. Классно! Без всяких слов пришла и встала на своё место.

Прот. Александр Березовский: Сейчас женщины заполнили весь храм.

Прот. Димитрий Смирнов: Слава Богу, дай Бог им здоровья.

Прот. Александр Березовский: У каждой своё место там точно есть.

Слушатель: Как можно совместить почитание родителей и слова  «если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери... тот не может быть Моим учеником» (Лк. 14, 26)? Если душа бессмертна, а тело тленно, то по воскресении в какой ипостаси воскреснут люди?

Прот. Димитрий Смирнов: Все воскреснут в телах новых и воскресших. Эти тела будут иметь новые свойства, другие, чем те, которые сейчас у землян имеются. Кратко вот так. Если Вы перечитаете все Евангелия, все одиннадцать Евангелий Воскресных, которые в церкви читаются, Вы увидите, что Христос воскрес в другом теле. Почувствуете разницу, на это там есть косвенные указания. Вот в таких же телах мы все и воскреснем. Теперь, Вы знаете, есть такая часть речи, называется «глагол». Я не знаю, в чём Ваше смущение. «Чти» – одно, а «возненавидь» – это другое, я не вижу здесь противоречия. Если бы в другом месте было написано: не чти отца и мать свою, а так… Ищите смысл в контексте, что Господь хотел сказать. «Кто не возненавидит» – что Он этим хотел сказать? Попробуйте почувствовать. В следующий раз позвоните, мне расскажете.  И так же что такое «чтить». Могу подсказку дать, например, от слова «чтить» есть существительное, это «почтение». Так что давайте, это Вам задание будет на дом, вопрос для второго класса воскресной школы.

Прот. Александр Березовский: Пишет нам наша слушательница: «Караул, муж заставляет меня ходить в юбке. Недавно он выбросил мои брюки в мусоропровод. Как терпеть такое насилие?»

Прот. Димитрий Смирнов: Терпеть сложно, конечно. Самоуправство натуральное. Прежде чем выйти замуж, надо договариваться.

Прот. Александр Березовский: В чём ходить, куда ходить, с кем дружить.

Прот. Димитрий Смирнов: Всё это надо выяснять, потому что поспешит человек, а некоторые вещи, к сожалению, обнаруживаются поздновато.  

Прот. Александр Березовский: Одна приходит, говорит: два года назад вышла замуж, и тут вдруг обнаружилось, что муж ненавидит детей. Своих иметь категорически отказывается.

Прот. Димитрий Смирнов: Это же тоже надо обговаривать: «Милый, а сколько ты хочешь иметь деток?» Если глаза засверкают, зубы затрясутся, тогда – что это с ним такое? «Я хочу восемь, а ты?» И сразу всё будет выяснено. Это же важный вопрос, мы же семью собираемся организовывать.  

Прот. Александр Березовский: «Я очень больной человек, и мне трудно вычитывать всё правило ко Святому Причащению. Существует ли правило для немощных людей, как я, и где его найти?»

Прот. Димитрий Смирнов: А чего его искать? Я сейчас скажу. Перекрестился, «Господи, помилуй» и лёжа поклон: подбородочек на грудь раз и поднял. Всё.

Прот. Александр Березовский: Всё правило.        

Прот. Димитрий Смирнов: Правило – это же как человек может. Вот я сегодня причащал двух замечательных людей. Одному их этих людей девяносто два, а другому девяносто четыре. Сами понимаете, и то весь чин отстояли, потом супруга пошла, говорит: «Я прилягу».  С хозяином мы чайку попили, и он меня проводил до калитки. Спаси, Господи. Конечно, я читал молитвы, когда они ничего не слышали. Хотя я могу громко читать, но даже… так как я отвернулся... А он ещё помогает себе тем, что немножко и по губам... Но ничего. Просто он давно знает все эти молитвы, с детства. Выглядит хорошо, слава Богу. 

Прот. Александр Березовский: Хорошо, когда люди понимают, что всё должно быть по силам. А то ведь некоторые просто себя так мучают, что не дочитал… 

Прот. Димитрий Смирнов: Они же не понимают, что апостол Павел никакого правила никогда не читал, потому что не было никаких правил. А молился непрестанно. «Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй». Непрестанно. Я не могу представить, чтобы у апостола Павла когда-нибудь прекращалась молитва. Самая распространённая молитва, чаще всего в церкви читают, и раньше люди неграмотные, например, таких было большинство, читали Иисусову молитву. За вечерню столько-то молитв, за утреню столько-то, за правило столько-то. Но некоторым тяжело и Иисусову молитву – кратко: «Господи, помилуй». Больше ничего и не надо.  

Прот. Александр Березовский: Или то, что в церкви услышали, может быть, читали…

Прот. Димитрий Смирнов: Некоторые выучивали «Отче наш». «Верую» начали выучивать только тогда, когда уже ввели пение. Не сразу у нас в церкви пели «Верую». Так по-гречески читали. А потом, для того чтобы народ знал «Верую», ввели пение. Стали знать. Но ничего не понимают, конечно, что такое «Им же вся быша». Все поют, а спроси любого… Или любой другой догмат. «Чаю воскресения мертвых» – девяносто процентов не расскажут, что имеется в виду.  Десять процентов понимает, и то хорошо. Уже будут крестить младенца, могут… Запутаются обязательно, но прочтут как-то. 

Прот. Александр Березовский: А понимание молитв, которые ты читаешь, обязательно?

Прот. Димитрий Смирнов: Разумеется.

Прот. Александр Березовский: У многих проблема с пониманием, особенно Псалтири, а читают.

Прот. Димитрий Смирнов: Тогда лучше читать по-грузински.

Прот. Александр Березовский: Так доходчивей.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да. Попросить у какого-нибудь грузина, он русскими буквами напишет, ты читаешь. Вообще ничего не поймёшь, и всё.

Прот. Александр Березовский: Почему все недели церковного календаря привязаны к Пятидесятнице?

Прот. Димитрий Смирнов: Нет ничего проще. Потому что главное время церковного года – это переживание Святой Пасхи. А Пасха и Пятидесятница связаны тем, что пятьдесят дней.

Прот. Александр Березовский: Тогда бы от Пасхи отсчитывали…

Прот. Димитрий Смирнов: А какой смысл? Что Пасха, что Пятидесятница – они движутся в течение года. Поэтому отсчитывают от последнего конца этой временной линейки.  

Прот. Александр Березовский: То есть от пасхального периода.

Прот. Димитрий Смирнов: Ну да. Называется пентикостальное время. Конец ему Пятидесятница, поэтому и отсчитывают. Первое воскресенье недели – Всех святых. И поехали вперёд. Чего ж тут не понять, по-моему, всё очевидно.

Прот. Александр Березовский: «Неделю назад в возрасте двадцати девяти лет умер от наркомании мой двоюродный брат. Задаюсь вопросом: чем могли мы, родные, помочь ему, чтобы он не кончил так печально? И могли бы?»

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, не могли. Помочь родные могут только в том случае, если сам болящий очень-очень-очень хочет исцелиться. В этом случае можно помочь, его в этом решении поддерживать… Это надо у доктора спросить. Как говорят, наркоманией болеет вся семья. Только один – центральная жертва, а остальные все мучаются вместе с ним. Как и с алкоголиком. От алкоголика страдает же вся семья. И соседи даже порой. Так же и здесь. Поэтому есть определённые приёмы, как нужно себя вести, это всё довольно изучено.

Прот. Александр Березовский: Но ведь существуют и принудительные методы лечения?

Прот. Димитрий Смирнов: Существуют, но видите, с ними теперь государство борется. В Екатеринбурге был, а может, и сейчас есть центр, но там против него всё время подвизаются. Вот мэр Екатеринбурга, Женя Ройзман, он как раз его основал, и многим помогли они, но кое-кто у них умер. Под предлогом, что это очень жестоко…

Прот. Александр Березовский: Насилие…

Прот. Димитрий Смирнов: Да, потому что никто не говорит, что наркоман поступает жестоко со своими родственниками. Все жалеют наркомана, потому что они привязывают его к кровати. Даже наручниками приковывают. И абстиненция проходит в очень жёстком режиме. У нас вообще в стране как-то все усилия правозащитников направлены на человека, совершившего правонарушение, а на жертву – нет. Он не получает ни компенсации, ему порой, не порой, а практически всегда, даже не сообщают, ни когда суд будет по этому делу, ни что преступник получил. Как будто потерпевшего нет. У него даже есть название специальное, такое презрительное – «терпила». Допустим, у тебя кого-нибудь из родственников зарежут – ты уже «терпила». В официальных бумагах «потерпевший», но для краткости «терпила». В этом всё отношение системы к потерпевшему.

Прот. Александр Березовский: Да, вот удивительно, все говорят только о преступнике.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Всё направлено именно на это.

Прот. Александр Березовский: Иногда из него делают чуть ли не мученика.

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, понятно, что в тюрьме человек мучается. И, к сожалению, условия там… Там много несправедливости, тысячи и тысячи сидят ни за что, с этим требуется разбираться. Но всё-таки это чуть меньше десяти процентов – ни за что. А девяносто с небольшим – за что. А остальные все – «терпилы». Вот про «терпил»-то тоже надо как-то думать, чтоб перевести их в разряд потерпевших.     

Слушатель: Добрый вечер, честные отцы, Владимир, Волоколамск. Батюшки, вразумите меня! Не понимаю поступок человека Божия Елисея, когда он проклял именем Господним малых детей, которые насмехались над ним, говоря ему такие слова: «Иди, плешивый, иди, плешивый». И он проклял их, и вышла после этого медведица из леса и растерзала аж сорок два малых ребёнка. Объясните, почему это произошло.

Прот. Димитрий Смирнов: Как почему? Ну медведица вышла и растерзала. Там же всё ясно сказано.

Слушатель: Я понимаю, вот я и спрашиваю, почему эта жестокость произошла, ведь он человек Божий. Почему он это допустил?

Прот. Димитрий Смирнов: Он допустил?!

Слушатель: Но он же их проклял именем Господним, могу процитировать…

Прот. Димитрий Смирнов: Нет, я это место прекрасно знаю. Они дурно были воспитаны своими родителями, они дразнили старого человека. Они его обидели. Он, во-первых, был некрещёный, во-вторых, он даже не знал, что надо научиться кротости и смирению. И он осерчал. Господь решил попустить такому, чтобы окружающий народ – потому что тогда СМИ не было, СМИ было только одно, его именуют у нас до сего дня «сарафанное радио», тогда сарафанов не носили, но зато понятно, – чтоб весь народ увидел, что с Елисеем шутить не надо. Это человек очень серьёзный, его Бог слушает. 

Прот. Александр Березовский: Достаточно много таких примеров жестокого наказания или вразумления людей.

Прот. Димитрий Смирнов: Потом, это же Ветхий Завет, нужно же понимать, что время настолько жестокое, что Бог дал заповедь такую смешную: «Не убий». Потому что люди не понимали, что убивать нельзя. «Чти отца и мать». Как в наше время: сейчас тоже и убивают много, и уж дети, сто процентов детей, хамят родителям. Чтобы этого не было, в те библейские времена детей убивали.

Прот. Александр Березовский: За хамство.

Прот. Димитрий Смирнов: За хамство по отношению к родителям. И все эти дети знали, и все по струночке: «Папенька, папенька, маменька, маменька». Нахамил – всё. Родим ещё. Другого. А старшие ему, младшему, расскажут: ты там осторожнее.

Прот. Александр Березовский: А сейчас родитель не имеет права даже как-то вразумить чадо: ювенальная юстиция того не позволяет.

Прот. Димитрий Смирнов: При чём тут ювенальная юстиция? «Тё-ё-мна-я но-о-чь…»

Прот. Александр Березовский: У детей права есть, законом записанные, а у родителей нет.

Прот. Димитрий Смирнов: Какие же? Хамить родителям? Не написано. По-умному надо поступать, отце Александр, по-умному.

Слушатель: Меня всё время мучает вот какой вопрос: ветхозаветный еврей называется евреем потому, что евреи жили по законам Пророков, а новозаветный иудей называется иудеем по имени Иуды Искариота или какого-то другого Иуды? И дальше: почему иудеи новозаветные и нынешние, не признающие Христа, хотя Христос был Сам еврей, мне не понятно, по Ветхому Завету они сначала евреи, п по Новому Завету они уже идут иудеи. Это связано с предательством Иуды?

Прот. Димитрий Смирнов: Да нет. Это связано с именем Иуда, но Иуда – это тот, по-моему, четвёртый сын Иакова, который получил благословение отца. По его имени назвалась страна – Иудея, и по имени страны Иудея те люди, которые исповедовали ту религию, как жители той страны, стали называться иудеями. Это с Иудой Искариотским никак не связано, кроме того, что сам Иуда был назван, видимо, в честь праотца Иуды. Это имя впервые возникло в Израиле. В самом начале, очень древнее имя. Поэтому евреи – это национальность. Мы сейчас говорим «евреи», потому что совсем не все евреи – иудеи. Есть евреи, которые исповедуют христианство, есть евреи, которые гностики, а есть которые агностики, а есть просто атеисты, таких большинство. Мне один раввин жаловался, говорит, восемьдесят процентов евреев вообще ни во что не верят. Безбожники. Поэтому их никак нельзя назвать иудеями. Они даже к иудеям относятся с презрением. Я однажды присутствовал при одной такой сцене. Со мной сидела еврейка, как я предполагал, она совершенно безбожная, взрослая дама, ей уже крепко за семьдесят. И выступал раввин, молодой, красивый человек, и она так с раздражением: «Несёт какую-то чушь!» Прямо с таким отвращением, как будто православный поп выступал. Я даже был удивлён: уж не может потерпеть, выступление ну шесть минут максимум. А он ничего, просто как верующий иудей, он некоторые аспекты изъяснял с точки зрения своей религии. Это даже, по-моему, интересно. Нет, и всё. 

Прот. Александр Березовский: А людям не интересна даже религия собственного народа.

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно, как и нашего. Какую-нибудь чушь спрашивать: в какую сторону покойника класть ногами – вот это интересно.

Прот. Александр Березовский: Это важно.

Прот. Димитрий Смирнов: Но дальше этого не простирается.

Слушатель: С большим нетерпением жду всегда субботнего вечера, чтобы послушать передачи с Вашим участием. На прошлой неделе было несколько передач по радио на тему, должна ли быть в стране государственная идеология. У нас по Конституции она не прописана, но, к сожалению, часть общества это устраивает. Я бы хотела спросить Ваше мнение: должна ли быть у нас в стране государственная идеология?

Прот. Димитрий Смирнов: Разумеется, должна. Просто в то время, когда принимали первый вариант нашей конституции, всем надоела коммунистическая идеология, как говорят, «в печёнках сидит», поэтому решили: вообще никакой идеологии. А так у государства должна быть идеология. Но. Эта идеология должна быть адекватна чаяниям народа. Она должна быть абсолютно в резонанс русскому самосознанию, русской идентичности. И понятно, что это не всем понравится. Но наше государство – это государство русское. И если русский народ вынуть из нашего государства, оно посыплется просто через пять минут. Русские – это основа государства, всё, что здесь создано, создано русским гением. Это не значит, что другие люди разных национальностей в этом не участвовали. Участвовали посильно, но не они это создали. Наоборот, они живут и жили под покровом государства, которое решает всякие проблемы, и внутренние, и внешние, и живут спокойно под защитой. Когда война, всех призывают, но всё равно. Это русский народ победил фашизм. Хотя участвовали все народы. Самое большое количество героев Советского Союза на душу населения, например, это у осетин. Это оказался самый героический этнос, но если смотреть по героям Советского Союза. Кто знает, почему так, может, потому, что Сталин был осетин, мы не знаем. Но факт такой. Но это же всё равно русские победили. Если бы все осетины ополчились бы на Гитлера, это было пятнадцать минут работы его армаде. Он, может, даже немцев бы не послал, одними румынами решил вопрос, потому что осетин не так много. Поэтому русские построили это государство. Русские построили эту культуру. Всё, что мы имеем, это русские. И если мы хотим, чтобы наше государство в истории продолжало своё существование, нужно найти такие слова, которые будут отражать эту русскость. И в конституции обязательно должно быть это указано.  Как в израильской, там тоже разные люди живут, и русские, но сказано: «Государство евреев». Коротко и ясно. И здесь – «государство русских», но живут двести народов, и неплохо живут, и не жалуются. Но некоторые недовольны, одни хотят халифат сделать, другие – «Великий Туран». Храмы вот жгут в Казани, выражая своё недовольство, хотя мечетей в Татарстане в десять раз больше, чем православных храмов. Поэтому обязательно надо это зафиксировать, нельзя русских растворять, потому что у каждого даже небольшого этноса есть особенности в законодательстве, культуру их никто не зажимает, говори на любом языке, пожалуйста. В конституции обязательно должно быть: это русское государство. Русские его создали, русские расширили его границы до океана. С двух сторон океаном омывается. Всё это русские на лошадках. Хотя участвовали все: и башкиры, и татары, и немцы, и шведы, грузины, армяне. Армяне министры были. Грузин был генерал, всем известный герой битвы на Бородинском поле – Багратион. Служили при дворе и занимали всякие должности, абсолютно все были на равных, все. Только служи Отечеству. А будь ты хоть православный, хоть лютеранин, хоть католик – пожалуйста. Хоть мусульманин – служи Отечеству, получишь и чины, и звания, и землю, и почёт, и пенсию, всё на общем основании. Но государство создали русские. Русские создали музыку, военное дело, это русское военное дело, русские создали архитектуру, живопись, русские создали всё. Русские создали и железные дороги, и в космос отправили. Мы не можем сказать, что это башкиры или дагестанцы отправили человека в космос. Нет. Хотя у нас и татары летают в космос, ничего.  Но это не великий татарский народ сделал, это сделали русские. Но это не значит, что в КБ у Сергея Павловича Королёва не было башкир, наверняка один или два было, обязательно. И в нашей армии служат все национальности наши, поэтому должно быть. Нужно найти эти слова. И нужно не бояться это заявить, потому что это правда, как то, что сейчас минус три на улице. Не веришь – посмотри градусник. Нравится это кому-то, не нравится. Некоторые люди, которые живут у нас в стране, всё русское ненавидят. И если мы это создадим и Дума это зафиксирует, то вой будет две-три недели идти. Никто же не знал, что в Грузии, например, про церковь какие слова замечательные в конституции. И никто не возмущался никогда. Ни в Грузии, ни здесь, ни в Европе, куда они собираются вступать. Нормально. У нас только попыточку сделали, и уже поднялся вой. Потому что очень много ненавистников именно русских. Русских ненавидят. По непонятной причине. Это такая русофобия, боязнь такая. Ну что делать. Я очень, кстати, сочувствую всем этим фобиям, это душевное заболевание.    

Прот. Александр Березовский: Потому что русские сохранили ещё и православие в максимальной чистоте, которое унаследовали от своих предков.

Прот. Димитрий Смирнов: Обычно тому, кто ненавидит русских, на православие чихать. Но если вдруг наше народ бросит пить и обратится в Церковь, этого они, конечно, боятся. Сколько было воя по поводу того, что начали вводить военное духовенство в армии. Я, наверное, пятьдесят или сто дал всяких интервью, и каждый журналист, каждый, по заданию редакции спрашивал: «А у нас же светское государство?» Это первый вопрос. А второй: «А у нас же оно многонациональное и многоконфессиональное?» И мне приходилось: «Десять тысяч евро хочешь? Вот тебе глобус – найди государство мононациональное или моноконфессиональное. Найдёшь – сейчас десяточку тебе пошлю». Никто не мог найти. Нет таких государств. Все многонациональные, все многоконфессиональные. Не так много, как у нас, но у нас странища-то! Всем на зависть. «Да, у нас светское государство», а потом я перестал: «Звоните в Департамент США, в Госдеп. Английский знаете? Вот вам там скажут, потому что Америка многонациональна и многоконфессиональна, и ещё светское государство вдобавок, и там военного духовенства аж полторы тысячи человек. Они вам всё объяснят, я больше не отвечаю». Ну невозможно, одно и то же! Одно и то же, как сговорились. В Америке можно, в Англии можно, во всей Европе можно, в Эстонии можно, в Латвии можно, в Грузии можно, а в России нельзя. Потому что не дай Бог Церковь и армия соединятся. Мы и так самые сильные, и ещё Церковь, тогда вообще. Они здесь, внутри, будут трястись от страха. Боятся, что мы их перекрестим, и они исчезнут. «Яко исчезает дым, да исчезнут».      

Прот. Александр Березовский: Боятся, батюшка, боятся…

Прот. Димитрий Смирнов: Очень сочувствую, но ведь никто же на них не нападает. Их очень мало. Сто миллионов заявляют, что они православные. Они всем внушают, что нет, православные – это не такие, невоцерковлённые… Можно подумать, что мусульмане все воцерковлённые.  Да нет, так же восемь процентов ходит в мечеть. А остальные не ходят. Евреев вообще ходит в синагогу полпроцента. И ничего, всё равно евреями остаются, всё равно знают свои корни, читают Тору. Знают праздники основные. Не все, но основные все знают, как называется…

Прот. Александр Березовский: К сожалению, наш народ вот эту русскость свою теряет.

Прот. Димитрий Смирнов: Но есть же люди, которые не потеряли, которые могут найти слова, сформулировать русскую идеологию. Это совсем не просто, но вполне возможно. Есть русские философы, правда, полка с их книгами будет два метра, но на все эти вопросы ответы есть. Поэтому нужно их достать и переформулировать на современном юридическом языке. Всё будет в порядке, я не вижу здесь какой-то сверхзадачи. Нужно найти грамотного начитанного философа, одного-двух, и всё. Один составит форму, другие, может быть, что-то добавят, покритикуют, потом можно представить общественному мнению. Злопыхателей не учитывать, потому что человек, который не этнически русский, даже не может в этом участвовать. Если он что-то вносит положительное, как Владимир Даль, хотя в нём ни капли русской крови не было, пожалуйста. А если ты злопыхатель, ты не имеешь права голоса, это наша русская идеология и наше русское государство. Если вам что-то здесь не нравится, у нас свободный выезд. Ну допустим, надоели, ну съезди на курорт на три месяца, отдохни, приезжаешь, тут опять русские. Это наше государство, вы все владеете прекрасным русским языком, ну и замечательно. Читайте наших писателей, наших поэтов. У каждого есть своя национальная литература, можете ещё своих почитать. Ничего в этом плохого нет, слава Богу. Все эти возможности были предоставлены. Всё переведено. Так что всё замечательно, не надо ничего бояться. Я не думаю, что из-за этого произойдут какие-то вооружённые конфликты. Надо просто почувствовать себя хозяевами в своей стране.

Слушатель: В одной из Ваших передач Вы сказали о том, что когда молишься за живых или умерших, то вступаешь во взаимодействие с душами этих людей. Несколько позже была передача, и другой батюшка в развитие Ваших ответов сказал, что такое взаимодействие действительно происходит, но нужно иметь в виду, что тогда у молящегося могу возникнуть какие-то проблемы, поэтому, когда вас просят помолиться, будьте внимательны, так он сказал. Означает ли это, что можно молиться только за тех людей, которых ты лично знал?

Прот. Димитрий Смирнов: Есть такая притча, найдите её и почитайте. Её именуют у богословов «О милосердном самарянине». Человек израненный лежал, истекая кровью. А мимо ехал самарянин. И он не поглядел на то, что этот человек ему иноплеменный, а омыл его раны, отвёз в гостиницу, дал денег и даже гостиннику сказал: «…если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе» (Лк. 10, 35). А он мог: я и не знаю вообще ни номера паспорта его, ни прописки, может, он вообще бомж. Прошёл бы мимо, как священник и левит. Он всё сделал, на свою скотину положил и отвёз. И Господь это похвалил. Поэтому если кто из людей не хочет себе здесь, на земле, проблем, ему не надо принимать святое крещение. Ему не надо жить по-христиански. Совершенно. Если хочет быть сыт, пьян, богат, нос в табаке, надо служить дьяволу. Это очень серьёзно, потому что Господь Иисус Христос сказал: «В мире будете скорбны. В мире будете гонимы». Вот что будет. Поэтому кто хочет без проблем, вообще не молись, вообще не постись, вообще в церковь не ходи. Ведь как народ говорит: не делай добра, а то получишь зло. Так что и не надо добро делать, наоборот, грабь и будешь ещё богаче.

Прот. Александр Березовский: До поры до времени.

Прот. Димитрий Смирнов: Со смертью всё кончается, а за смертью – ответ. Нет такого пути, чтобы и здесь, на земле,  прожить без проблем, и там без проблем. Не выйдет ничего. Потому что Господь нам всё время создаёт проблемы. Иду себе спокойно, никого не трогаю, нет вот, лежит.

Прот. Александр Березовский: Чего он здесь лежит?

Прот. Димитрий Смирнов: Вот разлёгся, я должен его поднимать, я должен спрашивать, где живёт, я должен его тащить, я должен скорую помощь вызывать, ждать, пока они приедут, с ним возиться!.. А как же? Поэтому от христианства одни проблемы. То бы дачу строил, а то приходится храм строить. То бы деньги для своего чрева, а то жертвую на церковь или на сирот. Одни проблемы. Христианство страшно невыгодно. Поэтому от него одни проблемы.

Слушатель: Что мы, люди, слушающие радио «Радонеж», можем сделать, чтобы исчезла мерзкая развратная реклама с улиц, из интернета? У меня есть предложение всем начать бомбить Кремль телеграммами... Раз в неделю.

Прот. Димитрий Смирнов: Не Кремль надо, а рекламы бомбить.

Прот. Александр Березовский: И не телеграммами.

Прот. Димитрий Смирнов: И не телеграммами. Это я имею в виду городскую рекламу, которая в доступном виде. А потом, зачем Кремль долбить телеграммами? Это же просто: выйти на улицу и написать маленький плакатик А4, журналисты подойдут, снимут. Надо, чтобы народу было много, тысяч двести. И всё, правительство сразу отреагирует.

Слушатель: Может, мой вопрос наивный и все это знают... Идеология фашистская об уничтожении именно евреев, коммунистов понятно, но евреев почему?

Прот. Димитрий Смирнов: Был такой анекдот: завтра будут вешать водопроводчиков и евреев, и спрашивают, а за что водопроводчиков? Так и здесь. Если просто человек еврей, но, кстати, не только евреев, а ещё цыган уничтожали таким же образом, не только коммунистов, а ещё и педерастов, и в каждом находили причину. Но это такая идеология террора, и на эту тему написаны кучи книг. Но если человек неправильно себя ведёт… Ну вот некий цыган торгует героином, понятно, он является убийцей моего народа, он враг. Но это не значит, что я буду его девятилетнего сына убивать. Или убивать другого цыгана, который в театре играет на гитаре. Или поёт песни. Или просит милостыню. Хочу – подам, хочу – не подам. Пока он не выходит за рамки закона, да пожалуйста.  Поэтому убивать только за то, что человек принадлежит какой-то национальности, это вообще фашизм. Антихристианство, потому что Христос сказал: «Во Христе нет ни эллина, ни иудея» (см. Кол. 3, 11), поэтому это такая мысль, которая пришла людям от сатаны.  Огромное количество афганцев кормят русских героином, но это не значит, что всех афганцев из-за этого нужно уничтожить.  Можно объявить им войну, ввести туда, сейчас американцы уйдут, опять войска, уничтожить все поля и сказать ультиматум. Сколько там афганцев сейчас миллионов человек, столько миллионов сделать листовок, хотя я подозреваю, что многие там неграмотные, но столько, сколько грамотных, и сказать: если мы из космоса увидим одно поле маков, будем вас бомбить. Тогда они поймут, что мак сеять нельзя, потому что тогда будет бомбёжка. И это дело прекратить, потому что они ведут против нас войну, но это же не значит, что всех афганцев нужно убить: и женщин, и детей, и так далее.  То есть, конечно, героиновую агрессию надо прекратить, но убивать всех за то, что он афганец, это совершенно антихристианская позиция. На этот путь становиться нельзя. Русские должны были быть уничтожены, должно было остаться десять процентов на обслугу, на занятия сельским хозяйством – в рабство. То же самое и украинцы, и поляки, и белорусы, и все, кто не принадлежит, как они думали, арийской расе.     

Слушатель: Можно ли жениться на женщине, которая была разведена, у неё были дети, но она не была венчана в этом браке?

Прот. Димитрий Смирнов: Можно. Я разрешаю. Пожалуйста. Но только с условием, чтобы любить и её, и её детей.

Прот. Александр Березовский: «Учусь в семинарии, рос без отца, не так давно начал понимать весь ужас того, что я вырос в неполной семье. Сам хочу жениться и создать семью. Что мне нужно делать с собой, чтобы стать хорошим мужем и отцом?»

Прот. Димитрий Смирнов: Попытаться самовоспитанием восполнить отсутствие отцовского.

Прот. Александр Березовский: То есть посмотреть, в чём сам испытывал нужду, и постараться то дать своим детям.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. Самовоспитание. Иоанн Златоуст тоже рос без отца. Мать овдовела, он ещё был совсем грудным.

Прот. Александр Березовский: А вообще то, что молодой человек понимает, это уже даёт надежду, что будет хорошим…

Прот. Димитрий Смирнов: Конечно, правильно сформулированная задача – это наполовину готовое решение.

Прот. Александр Березовский: «Можно ли годовщину смерти сдвинуть на несколько дней вперёд или назад, не будет ли это для души человека…»

Прот. Димитрий Смирнов: Можно даже сдвинуть на несколько лет. Или месяцев, не играет ровно никакой роли.

Прот. Александр Березовский: В этот день или раньше.

Прот. Димитрий Смирнов: Или через месяц. Или пропустим, на следующий год, не играет никакой роли.

Прот. Александр Березовский: А тогда какая важность поминовения именно в годовщины?

Прот. Димитрий Смирнов: Просто люди помнят дату, и так удобно к этой дате съезжаться, вместе собираться.

Прот. Александр Березовский: То есть просто вместе вспомнить усопшего.

Прот. Димитрий Смирнов: Да. А можно, например, погода плохая, давай летом соберёмся. Обзвонил всех: вот мы хотим помянуть, давайте собираемся. Допустим, первого июня, в День защиты детей. И всё. Или первого июля, на Боголюбскую. Не играет никакой роли. То есть абсолютно никакой. 

Прот. Александр Березовский: Спасибо, батюшка, за Ваши ответы.


Дорогие братья и сестры! Наш мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого проекта. Помочь проекту
Комментарии.

    Комментариев 21

    1. marina-kaz:

      Очень познавательно! Спасибо!

    2. VladSh:

      Душевный и прямой эфир. Спасибо!

    3. Ira-a:

      Спасибо. В ответах батюшки разъяснились все мои сомнения. Теперь твердо иду на исповедь. Сколько юмора у о.Дмитрия! Это тоже очень помогает.

    4. nb:

      Какая прекрасная и умная беседа. Спаси Господь батюшек. В этот раз особенно интересно и полезно. Мне,как и многим, важно знать,как относится отец Димитрий к частому причащению, например,в каждое воскресение. Мой духовник говорит: «Причащайтесь каждое воскресение, а можете — и больше». Как же сейчас в этом мире без частого Причастия? Невозможно. Благодарю отца Димитрия за ответ на этот вопрос. И очень верно заметили священники, что ныне общество, благодаря всевозможным ток-шоу и прессе, сочувствует в первую очередь палачу, преступнику. Какой он бедный, какой несчастный, а жертва сама виновата в том, что её убили…Помню, так показали на ТВ одного замечательного молодого учителя, которого набил ученик…Все обличали учителя, типа, сам виноват. Даже коллеги. То есть явно видно, что общество уже не знает и не понимает, где зло, где добро. Вот страшно-то. И далеко не все и видят эту особенность современного общества. Батюшки отметили. Надо об этом чаще говорить, может, народ хоть немного придёт в себя.

      • Анна Вихляева:

        Верно. Преступника жалеют, а его жертву стыдят. Но это не только в суде, это в обычной жизни. Если преуспеваешь — позавидуют, если неприятности — позлорадствуют. Интересно, это всегда было, или бесконечные сериалы про воров и жуликов людей так испортили?

        • VladSh:

          Не обращайте внимания. Как говорил д. Андрей Кураев в интервью с Собчак: «это вопрос личной гигиены» :)

    5. PavelSP:

      «Мы — русские! Какой восторг!» — А.В. Суворов, великий русский полководец.

    6. георгий панчулидзе:

      Спасибо Вам Батюшки!

    7. Serge57:

      о.Дмитрий большой умница, так мудро (без разжигания) предложил разрешить наболевший «русский вопрос» в России. Спаси Господи.

    8. Александр, Москва:

      Как бы нашего батюшку русофобы, всякие там позднеры, не привлекли за разжигание, экстремизм и фашизм. Они это дело любят и туго знают. Чуть что, так сразу визжат: «караул, русский фашизм страшнее немецкого!»

      • Nivich:

        Нет причин им не верить. Вполне возможно, что «русский фашизм страшнее немецкого». Даже скорее всего это так и есть. Так тогда они идиоты, поскольку вместо того, чтобы самим делать все, чтобы русский человек чувствовал себя «как хозяин необъятной родины своей» и не имел для фашизма и наималейшего повода, они только еще больше нагнетают пружину унижения и оскорбления русских.

    9. viktorr:

      Спасибо,особое спасибо за 12 ответ.

    10. dmitry.r:

      Спасибо о.Димитрию, кто сегодня ещё публично, за 14 с половиной минут произнёс 45 раз слово РУССКИЙ!? «…боятся, что мы их перекрестим — они исчезнут…» :-)
      ПС: 49:39 — это для тех, кому звучит пошло…

      • Tim:

        Врядли они изчезнут.
        Вот если бы им работу не давали они бы сюда и не ехали.И потом сами русские стыдятся физ.работы.Я к примеру работаю дворником.Пускай зарплата и маленькая,но эту работу они не получат.

      • neonilla:

        хотелось бы надеяться, что с этой целью и создано информагентство «Россия сегодня», чтобы объяснять миру и своим людям, кто такие русские, не с точки зрения познеро-немцово-хакамад, и что у нас есть свои национальные интересы, и мы их должны защищать и отстаивать через СМИ, а не поливать всё, смешивая с грязью по своему дурному обыкновению

      • MarinaSPB:

        А Вы сосчитали! Да, прям бальзам на душу: мы русские у нас в России! 45 раз сказано тем, кто не понял еще, что у нас бывает 45-й..

      • Анна Вихляева:

        Кто боится?

    11. makdalin:

      Спасибо!

    Написать комментарий

    Вы должны войти как зарегистрированный посетитель, чтобы оставить комментарий.